Мюнхенский собор. Главные соборы и храмы мюнхена. Мюнхен – сердце туризма Баварии

Из-за богатства своей архитектуры в литературе получил название «Флоренция на Эльбе». Памятники зодчества в стиле барокко сделали город известным на весь мир.

Третья в списке достопримечательностей

Дворцово-парковый комплекс Цвингер, дворец Марколини и Японский дворец, церковь Кройцхирхе - это далеко не все легендарные Фрауэнкирхе (церковь Святой Марии) - ярчайшая из них.

Она занимает третье место в перечне главных уникальных объектов Дрездена и всей Германии. Главная и самая большая лютеранская церковь города имеет необычайную и загадочную историю, уходящую корнями в XI век, к тем временам, когда на территории Дрездена проживал славянский народ собры (или лужичане - западнославянский народ, лужицкие сербы).

История возникновения

На месте церкви Фрауэнкирхе (Дрезден) еще задолго до основания самого города существовала одноименная небольшая кирха. Спустя столетие, примерно в 1142 году, здесь располагалось культовое сооружение, выполненное в романском стиле (в XV веке была надстроена башенка). К 1722 году оно обветшало настолько, что совсем не подлежало реконструкции, из-за чего было принято решение о его сносе. Великолепный собор, воздвигнутый на освободившемся месте в 1726-1742 годах и рассчитанный на 3500 мест, является как раз одним из тех архитектурных памятников в стиле барокко, которыми славен Дрезден.

Фрауэнкирхе - Она была воздвигнута по приказу Августа Сильного (1670-1733), короля Польши и саксонского курфюрста (имперский князь). Изначально она задумывалась как объект, который обязан был затмить католические соборы, хотя сам Август I был католиком.

Главная лютеранская церковь

Огромный, но изящный храм после своего открытия стал символом Реформации (борьба в Западной Европе в XVI веке против католицизма и папской власти). Фрауэнкирхе (Дрезден) была изначально передана городской лютеранской общине города. В скобках Дрезден указан потому, что одноименная церковь есть и в Мюнхене. Можно добавить, что именно в этом соборе был похоронен знаменитый немецкий композитор Генрих Шютц (1585-1672). После сноса первоначальной церкви могила его была утеряна, но в восстановленном соборе существует упоминание о захоронении.

Яркая отличительная черта

Высота церкви Св. Марии - 95 метров. Она видна из каждого уголка города, особенно хороша она со стороны Carolbrucke (мост Каролы). С этого ракурса церковь особенно потрясает воображение своим величием.

Знаменитому Георгу Беру (1666-1738) удалось создать настоящий шедевр барочного искусства, которым гордится Дрезден. Фрауэнкирхе (церковь) выделяется из всех строений города своим уникальным огромным 12-тонным куполом (среди построенных целиком из камня он - самый большой в мире), который не имеет дополнительных опор внутри здания.

Инженерные решения, опередившие время

Конструкция купола удивительного дрезденского здания, которое в те времена являлось строительным чудом, была невероятно прочной. Согласно историческим свидетельствам, во время Семилетней войны артиллерия прусского короля Фридриха II выпустила конкретно по куполу около 100 снарядов, которые из-за прочности конструкции не причинили куполу ни малейшего вреда. Разрушить его смогла только американская авиация, уничтожившая 13 февраля 1945 года почти весь Дрезден. Фрауэнкирхе тоже превратилась в руины.

Вообще на площади Ноймаркт, кроме каким-то чудесным образом уцелевшего памятника не осталось ни одного здания.

Движение за восстановление

Температура которого достигала 1400 градусов, уничтожил все. Но оплавленные части органа защитили собой изумительный алтарь церкви, он укрылся в своеобразном коконе. Только поэтому сохранились детали алтаря, их и использовали при его восстановлении. С 1989 года началось движение неравнодушной общественности под названием «Акция-Фрауэнкирхе», которое возглавил Людвиг Гюттлер, известный во всем мире трубач и дирижер. Восстанавливать церковь собирались на пожертвования, они и поступили в размере 100 млн долларов из 26 стран. Но вплотную к реставрации этого собора приступили только после объединения Германии, конкретно в 1996 году.

Единственный сохранившийся

Восстановление методом археологической реконструкции продолжалось до 2005 года. Сегодня этот объект никак нельзя назвать новостроем, хотя бы потому, что при его восстановлении удалось использовать 43% строительного материала старого здания, возводилось оно по оригинальным, историческим чертежам. Небольшую деревянную колоколенку установили рядом со стройплощадкой с момента начала работ. В ней подвесили единственный сохранившийся колокол (из бывших четырех), изготовленный в 1732 году. Вообще история колоколов этой церкви заслуживает отдельной статьи.

Красив снаружи и внутри

Собор снаружи облицован плитами из песчаника теплых тонов. В них вмонтированы аналогичные детали сгоревшего здания. Древние плиты более темные и придают зданию уникальный вид, а также служат напоминанием о трагической судьбе собора.

Церковь Фрауэнкирхе в Дрездене славится не только внешней величественностью, но и богатым внутренним убранством. Светло-желтый цвет стен создает торжественную атмосферу, полную воздуха и умиротворения. Высота внутренней части купола равна 26 метрам. Делится он на восемь секторов, украшенных росписью и золотом. В четырех из них изображены евангелисты, в оставшихся запечатлены аллегории христианских добродетелей - Вера, Надежда, Любовь и Милосердие. Великолепен восстановленный в первоначальной красоте алтарь, над которым находится орган. В центре алтаря расположена скульптурная картина, изображающая моления Христа в ночь на Страстную пятницу на Масличной горе. Вся реконструкция обошлась стране в 180 млн евро.

Церковь в наши дни

Церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche) - ныне действующий евангелическо-лютеранский собор. Привлекательна церковь и тем, что здесь регулярно звучат прекрасные органно-колокольные концерты. В год в церкви Св. Марии дают около 130 концертов.

После восстановления на куполе оборудована прекрасная смотровая площадка, дающая возможность с высоты купола посмотреть на Дрезден. Фрауэнкирхе как собор и как место панорамного обзора очень популярна у жителей и гостей города.

В будни собор и его смотровая площадка открыты для посетителей с 10 до 18 часов, в субботу - с 12-00. Подъем стоит 8 евро, для пенсионеров и студентов действуют скидки.

Адрес: Frauenkirche, Frauenplatz 12, 80331 München, Germany. Как добраться: станция метро "Marienplatz" (линии метро U3 и U6).

Кафедральный собор Богородицы в Мюнхене

В сутолоке дня, тревогах, заботах, склонив голову, мы пробегаем по жизни, замечая лишь асфальт под ногами, мчащиеся авто, станции метро. Мелькают дни и ночи, утекает жизненная энергия. На склоне лет все чаще обращаем глаза к небу, вглядываемся в бездонную синь, пытаясь увидеть скрытую тайну, шепчем слова забытого псалма, выпрашивая прощение, страстно ищем намоленные святыни, где всепрощающий дух Божий готов снизойти на безбожника. Одно из таких благодатных мест - Фрауэнкирхе в Мюнхене.

Летопись возведения Собора Богородицы в Мюнхене

Сердце старого города - Мариенплац, пережившая шумные людные ярмарки, базары, зрелищные турниры, помнящая эпидемии, слезы, стенания, боевые и победные кличи. Благодарные потомки воздвигли здесь гигантскую колонну неизменной покровительнице Баварии - Деве Марии (1638 г.).
Поднятая высоко над землей, стоя на золоченом полумесяце, она держит символы власти и младенца Иисуса, благословляя горожан и приезжих. Гумберт Герхард старался воплотить в памятнике идею о грехопадении, терпении, наказании, смирении народа. Не напрасно, очевидно, у подножия стелы затаились жуткие фигуры, олицетворяющие бедствия, проблемы, раздиравшие население в давние времена. Застыли Голод, Чума, Война. Особо интересна Ересь в облике ехидной, наказуемая смертью.
Некогда рядом с площадью находилась скромная часовенка, собиравшая массу людей, особенно в дни празднеств. Однажды, когда ее переполнили пришедшие с песнопением верующие, раздался тревожный крик о начавшемся пожаре: забили в набат звонари, закричали миряне, бросились в панике к единственному небольшому выходу, не помня ни о чем. В сплошном едком дыму, невыносимой давке, стонах пострадавших не заметили упавшую наземь красивую девушку, юную, чистую, непорочную, затоптали насмерть. Пролитая кровь невинной жертвы породила множество разговоров. Тогда-то и надумали построить новое здание, просторное, светлое, где свободно вместились бы жители столицы. Деньги на благое дело собирали всем миром. Герцог Сигизмунд с епископом Йоханнесом Тульбеком наконец-то заложили краеугольный камень (1468 г.).
Разрабатывая проект храма, зодчий Йорг фон Хальспах настойчиво повторял, что в нем не допустимы излишества, как того требует строжайший стиль бескомпромиссной готики. Масштабное строительство заняло рекордно короткие сроки, всего 20 лет (исключая купола, добавленные позже), став лебединой песней архитектора, умершего в том же году. Полное завершение приходится на 1525 г. Кирха вмещала свыше 19 тыс. молящихся, хотя число проживающих на тот момент не превышало 13000. Наверное, рассчитывали на большой прирост населения или преобразование церквушки в своеобразную Мекку, куда будут стекаться паломники со всех уголков страны.
Выстроенный из обожженного красного кирпича собор Пресвятой Богородицы видится из наиболее удаленных уголков Мюнхена, ведь не существует здания выше его. Городской совет принял специальный законопроект, запрещавший строить высотки, закрывающие символ столицы.
Это - мощная цельная конструкция (109х40 м), напоминающая формой ковчег Ноя. Строгие линии величественного фасада восхищают. Под двускатной кровлей отчетливо выделяются членения, гармонично сочетающиеся с вогнутым венком часовен. Поднимающиеся башенки изначально планировали украсить шпилями, однако, денег катастрофически не хватало. Отсюда - купола-луковицы зеленого цвета, вступающие в оригинальный контраст с ярко красной черепицей и кладкой. "Мои любимые аспарагусы (спаржа)", - любя называл их курфюрст Макс III Йозеф. Южная башня (98, 45м) на 12 см короче северной (98, 57 м).
Поднявшись на одну из них по узкой винтовой лестнице, промчавшись немного на лифте, выйдете на смотровую площадку: черепичные крыши, прямые летящие проспекты, улочки и закоулки - все предстанет взору. В ясную, солнечную погоду, если повезет, можно долго любоваться заснеженными шапками Альп, получать наслаждение, проникая в замысел древних зодчих, творивших с любовью, ощущать величие природы, сопоставлять увиденное с нависшими буднями, агрессией, коварством, злобой.
На чердаке до сих пор лежит тяжелая деревянная балка, вынутая из перекрытий. Талантливый плотник фон Штранбинг, желая доказать присутствующим свое непревзойденное мастерство, недосягаемую квалификацию, вытянул ее. Потом предложил завистникам установить на прежнее место. Эту загадку не смогли разгадать до сих пор. Не верите? Тогда ступайте под соборную кровлю. Вооружитесь терпением, решительностью, сообразительностью. Возможно, тайна мудрого мастера уступит вашему напору и откроется?
Десять колоколов расположились под медными "луковицами", их отливали на протяжении 6-ти столетий (с XIV по XX). Крупнейший из них назван нежным женским именем - Сюзанна. Внизу на фасаде прикреплена табличка с выцветшей от времени облупившейся краской, но надпись на ней еще читаема. Она оповещает, что местность вокруг сооружения - зона повышенной опасности, ибо здесь всегда гуляет сумасшедший ветер. Срывая ветхую облицовку, головные уборы у зазевавшихся гостей, как бы насмехаясь, он кружит их по мостовой. Почему только у иногородних? Потому, что проживающие в близлежащем районе, помня старинное предание о происхождении мини-вихря, всегда придерживают свои шляпы, проходя мимо.

Стопа дьявола

Легенда нашептывает фантастическую историю, похожую на сказку о владыке преисподней, пожелавшем разрушить обитель Бога. Получив от верноподданных дурную весть о построении в Германии еще одной святыни во славу Богоматери, нечистый пришел в бешенство, испугавшись уменьшения притока грешников в адские чертоги, чего не мог допустить. Сатана принял решение посетить стройку до освящения. Заключив договор со свирепым сильным северным ветром, ринулся в баварский край. Задача шторма - разрушать снаружи, кружась и злобно воя вокруг. Навредить изнутри Князь Тьмы взял на себя, проникнув незаметно в помещение. Встав под центральным органом, он не увидал ни одного окна. Леденящий кровь хохот пронесся под сводами. От удовольствия рогатый захлопал в ладоши, обрадовавшись, топнул ножищей, оставив на напольной плитке заметную приличную вмятину, от которой в разные стороны побежали трещины-паутинки, а шпора в виде крючка хорошо видна и доныне. Чему так радовался похититель душ? Он правильно решил, что в исполинский темный храмовый простор вряд ли придут на молебен людишки.
Когда постройку освятили, народ повалил толпой, возмущению беса не было предела. Облетев вокруг, он обнаружил вдруг окна 23-метровой вышины, украшенные великолепными витражами, располагающиеся по всему периметру. Насчитал их 30 штук. Придя в немыслимую ярость, кинулся прочь, приказав своему подельнику продолжать гнусное дельце наружного разрушения.

Чопорность и простота архитектуры

Войдя внутрь, посмотрите внимательно на отпечаток - Teufelstritt. В обрамлении желтого квадрата на серой прохладе мрамора - "чертов след". Встаньте впритык к нему - ни один оконный проем не откроется вашему взгляду. Но только сделаете шаг вперед, и мягкий свет, преломляясь в очаровательных витражных окошках, весело играя разноцветными бликами на арках, колоннах, полу, заворожит. Выстроившиеся по обеим сторонам внутреннего пространства восьмигранные пилоны (22 шт.), изумительно белые, кажущиеся полупрозрачными, создают впечатление простирающейся вдаль дороги. На них покоятся служебные опоры, образуя охристое разветвление сетчатых сводов с нежным графическим рисунком. Здесь нет потолочной и настенной росписи, минимум замысловатой лепнины - только ясная, надменная готика взирает свысока. Строгость, набожность Средневековья не терпела вычурной мишуры, обращая пристальное внимание на духовное состояние паствы. Дом Господа - не балаган, не цирковая арена. Общению с Творцом ничто не должно мешать. Мессу необходимо выслушивать полностью, сидя в оглушительной тишине, устремив взор на 8-метровое распятие, будто бы парящее под потолком.
Ценители хорового пения поражаются удивительнейшей акустике. Увы, произведения Баха не порадуют ревностного католика, ибо громкая музыка, "бьющая по ушам", разливается протяжным, унылым гулом в огромнейшем пространстве. Зато григорианские хоралы, произведения Моцарта звучат удивительно успокаивающе, запоминаясь надолго.
Мерцающий огонек свечей, сгустившийся от ладана воздух, полумрак дарят ощущение незримого присутствия Святого Духа. Хочется надеяться, что посланная Всевышнему просьба непременно будет услышана. На скамьях - от 10 до 15 старичков, перебирая четки, беззвучно произносят слова молитвы вслед за пастырем. В воскресный день посетителей насчитывается пара сотен, не более, притом, что установленные рядами скамьи рассчитаны на 4 тыс. желающих. Не стремятся мюнхенцы приходить сюда. Слишком высокомерной, надменной предстает священная обитель.

Альянс силы престола и веры

Пятинефное сооружение больше посещали аристократы, курфюрсты, оставляя богатое пожертвование, изъявляли желание быть похороненными тут, в этой тихой пристани, где нашли упокоение Виттельсбахи, правившие краем более 700 лет. Главный престол основного нефа заслоняет величавое надгробие Людвига Баварского с возвышающимся над ним государственным флагом. Монумент является кенотафом (могилой без останков) из красноватого и черного мрамора. Большущая плита с камнем-подушкой, на ней - корона. По обоим бокам - аллегории правления: первая, увенчанная венком из лавра, сжимает скипетр. Мимика отражает добродушие, справедливость, честность, такие востребованные качества для мирной жизни. Вторая сурово смотрит из-под полуопущенных век, удерживая наготове оружие. В облике - отвага, решимость, ум - все, что нужно иметь в сумеречные годы военных сражений.
У подножия - статуи высокопоставленных особ: Вильгельма IV, Альберта V с мечом. По углам замерли в едином порыве рыцари, закованные в латы (автор Ганс Крумппер). На плите - черепа и штандарты. От гробницы веет холодом, отпугивая прихожан. Талантливая рука ваятеля Эразма Грассера радует ценителей искусства умело выполненными бюстами апостолов, пророков, застывшими на клиросе. За церковным хором расположена лестница, ведущая в крипту, где упокоились навек венценосцы, местные сливки общества, священнослужители, богачи. Самого же Людвига погребли совместно с женой Беатрикс в склепе в алтарной части.
В алтаре - картина П. Кандида "Вознесение Марии" повествует о радостном событии, когда Приснодеву забирают вместе с телом на небеса, венчая на царствие. Несколько работ Яна Полака поражают реалистичностью, хотя их полная аутентичность не установлена.
Боковые капеллы - воплощенное в камне стремление быть ближе к Создателю. Они интересны своим необычным убранством. Так в часовне Святых Таинств задержитесь в изумлении перед механическими часами Грассера. В них - подвижные фигурки известного библейского сюжета. Кроме них движутся планеты, знаки зодиака, представлены фазы Луны и Солнца, а мелодия, льющаяся и окутывающая, несет мысль о заступничестве, всеобъемлющей вселенской любви, милосердии. В период реставрации добавили кукарекающего петуха, вестника рассвета, загоняющего прислужников демона в глубокие подземелья ада. В общем-то, церковь всегда верой и правдой служила здешним герцогам, последний из которых проживает сейчас в замке Нимфенбург за счет государства.

Судьба храма сегодня

Сейчас он теряется среди множества окружающих его жилых строений. Даже сфотографироваться проблематично. Пройдя по узким улочкам к фонтану "Беннобрюннляйн" (проект Йозефа Хензельманна) в чисто немецком стиле: простого, строгого, посвященного Св. Бенно, окажетесь у соборного портала. На паперти не играют малыши, а граждане пробегают мимо под пронизывающим, мощным воздушным потоком. До 400 человек насчитывает приход. Посещают его в основном старики из прилегающего рядом приюта да туристы, не до конца понимающие отрицающую уют, пышное убранство, погоню за денежными сборами, человеческими сердцами готическую суровость. Она признает стопроцентный аскетизм во всем: одежде, еде, влечениях. Не терпит фальши, не дает послабления даже детям, воспитывающимся в певческой школе (300 детишек), где некогда служил известный композитор Орландо ди Лассо.
О соборе публикуют статьи периодические издания, снимается немалое количество телепередач. Он возведен не для простого люда, скорее, предназначен сильным мира сего. Слишком крепок здесь союз между "земной и небесной" властью. В каком-то местном журнале писалось, что старенькая прихожанка любила повторять избитую фразу: "Будь проще и к тебе непременно потянутся люди". 96-летняя старушонка весьма справедливо утверждала, что эту пословицу вполне можно отнести не только к мирянам, но и к Фрауэнкирхе. Захотят ли прислушаться правящие круги к мудрому совету, данному еще в 2006 г., покажет время, а пока праздничные богослужения транслируются всегда исключительно отсюда.
Осторожно прикрыв дверь, выйдя наружу, не торопясь направьтесь к ниспадающей воде, присядьте, быть может, тихая грусть наполнит вас до краев. Пусть трепетное чувство радости, благолепия возникнет от соприкосновения с вечностью, и червь сомнения "Кому нужна подобная аскеза?" не гложет. Поклонитесь Великой Матери, которая, не глядя на трагическую земную судьбу сына, у ног Отца небесного вымаливает прощение для всего человечества.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене (нем. Frauenkirche) – туристический символ Баварии и величайший памятник архитектуры Германии. Официальное название – Собор Пресвятой Девы Марии (нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau). Храм расположен вблизи центральной площади Мариенплац (нем. Marienplatz), и с его башен открывается панорамный вид на город. Начиная с XV века, церковь в позднеготическом стиле считается главной достопримечательностью Мюнхена.

О Фрауэнкирхе в Мюнхене

Кафедральный собор Frauenkirche – действующий католический храм епархии Фрайзинга и Мюнхена. Собор построен вследствие секуляризации епископства и слияния приходской и коллегиальной церкви при Виттельсбахах и является символом политической власти династии, олицетворением союза трона и религии.

В 2004 году власти приняли решение не возводить в Мюнхене здания выше Фрауэнкирхе, чтобы сохранить его культурную и архитектурную ценность.

Мюнхенский собор Пресвятой Девы Марии – старейшая церковь покровительницы в епархии и высочайшее сооружение города. Высота башен – 98,5 м, длина нефа – 109 м, а высота – 40 м.

История собора

Возведение храма Пресвятой Девы Марии тесно связано с правлением династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbacher). Для укрепления позиций на троне герцог Сигизмунд решил построить новую приходскую церковь. Впоследствии она стала семейным склепом, в крипте которой похоронены правители Баварии и Пфальце.

Храм никогда не принадлежал народу, а был символом Виттельсбахов.

До этого их семейной церковью считалась Мариенкирхе, вокруг которой построили Der Dom zu Unserer Lieben Frau. Фрауэнкирхе способен вместить 20 тысяч прихожан, хотя на момент строительства, численность населения в Мюнхене не превышала 13 тысяч жителей.

Этапы строительства Frauenkirche

Строительство храма началось в 1468 году. Реализацией проекта занимался известный зодчий Йорг фон Хальспах, который руководил строительством Старой ратуши на Мариенплац.

  • В 1494 году был возведен основной фасад, собор освятили и открыли для прихожан. Сам архитектор до окончания строительства не дожил.
  • Дальнейшие работы проводились до 1525 года. Последними соорудили купола и башни.
  • В 1599 году в храме дополнительно возвели триумфальную арку, украшенную лепниной, а в 1620 году на главном алтаре появилось изображение «Успение Пресвятой Девы Марии».
  • В 1821 году собор стал епископской резиденцией, что привело к кардинальной реорганизации интерьера.
  • После Второй мировой войны церковь сильно пострадала. В 1989-1994 гг. была проведена полная реконструкция храма.

Особенности архитектуры собора: внешний вид и интерьер

В XV веке в Германии считалось, что для светской архитектуры больше подходят ренессанс и барокко, а религиозные сооружения должны быть в готическом стиле. Поэтому церковь представляет собой лаконичное кирпичное сооружение в стиле поздней готики с элементами эклектизма и барокко.

Основная часть собора Пресвятой Девы Марии построена за 20 лет. Затем возведение приостановили из-за нехватки средств, что отразилось на архитектуре храма, где соединено несколько стилей и направлений.

Фрауэнкирхе – пятинефный собор без трансепта с двумя башнями. Внутри установлено 22 массивные колонны, поддерживающие крышу. Они визуально скрадывают пространство, поэтому может показаться, что вместительность церкви меньше, чем есть на самом деле.

Изначально планировалось украсить купола шпилями, как в Кёльнском соборе, но под влиянием архитектурных тенденций эпохи Возрождения от этой идеи отказались.

Дизайн Фрауэнкирхе позаимствован с Храма Гроба Господня в Иерусалиме, выполненного по византийским проектам. Это создало яркий контраст на фоне строгой готики.

Когда Frauenkirche стал епископским собором, внутреннее оформление храма изменилось, в частности, его алтарная часть.

Что скрывают стены храма: святыни и реликвии

История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.

Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.

Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV

Важная часть Frauenkirche - скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.

Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.

Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.

Тойфельстритт – след дьявола

Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.

У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.

На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.

Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.

Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.

Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.

Отголосок истоков католицизма – механические часы

Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.

В соборе установлены уникальные механические часы, которые показывают кукольное представление – заступничество Иисуса и Марии перед Богом Отцом.

Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.

В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.

Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов

За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.

Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.

Время работы и посещение собора

Собор открыт ежедневно с 7.30 до 20.30. Предусмотрены ограничения на посещения храма туристами во время церковных служб. График работы приходского бюро:

  • с 8.30 до 12.30;
  • с 14.00 до 16.30 с понедельника по четверг;
  • с 8.30 до 12.30 в пятницу.

Обзорные экскурсии проводятся по воскресеньям с мая по сентябрь и в 15.00 по четвергам. В башни вход временно закрыт: ведутся реконструкционные работы.

Расписание экскурсий, а также ближайшие события, которые проводятся в храме, доступны на официальном сайте .

Как добраться до собора: маршрут и адрес

Frauenkirche расположен недалеко от центральной площади Мариенплатц по адресу Frauenplatz 12. Рядом находится остановка Marienplatz (Theatinerstraße). Добраться можно на метро или городской электричкой, а также на общественном транспорте 19 и N19.

Церкви Мюнхена – духовное наследие Баварии

Религиозные сооружения – ключевые достопримечательности в Мюнхене. Каждая церковь является отголоском определенной эпохи, что отразилось на архитектурном стиле зданий. Хотя центральное место среди религиозных сооружений Баварии занимает Фрауэнкирхе в Мюнхене, не менее значимы в истории региона такие храмы:

Официальное название Годы строительства, архитектурный стиль, конфессия
Азамкирхе (нем. Asamkirche) или церковь Св. Иоанна Непомука 1733-1746 гг., барокко, католичество
Церковь Святого Луки (нем. Lukaskirche) 1893-1896 гг., романский стиль с элементами готики, протестантство
Церковь Св. Марка (нем. St. Markus) 1873-1876 гг., неоготика, лютеранство
Церковь Св. Михаила (нем. Jesuitenkirche St. Michael) 1583-1597 гг., архитектура эпохи Возрождения, католичество
Церковь Св. Петра (нем. St. Peter) или «Альтер Петер» 1181 год, романский стиль, католичество
Театинеркирхе (нем. Theatinerkirche) 1663-1690 гг., барокко, католичество

Заключение

Кафедральный собор Frauenkirche – готический дворец, семейный склеп и ценный памятник архитектуры XV столетия, который притягивает туристов со всего мира. Ни одно фото не передаст атмосферы таинственности этого места. Здесь скрывается история величайшей династии и отражена самобытная культура Баварии.

Фрауэнкирхе. Мюнхен. Святой Бенно: Видео

И один из важнейших центров европейского туризма, известный огромным количеством достопримечательностей, среди которых в первую очередь выделяются соборы и церкви, музеи и картинные галереи, дворцы и парки. Предлагаем Вашему вниманию краткий обзор всех самых выдающихся туристических мест для посещения.

Со времен основания Мюнхена в 1158 году центром города является площадь Мариенплац (Marienplatz), на которой расположены новая и старая ратуши, мраморная колонна с позолоченной скульптурой Девы Марии (Mariensäule), покровительницы Баварии, Рыбий фонтан (Fischbrunnen), универмаги и магазины.

Старая ратуша (Altes Rathaus)

Первое упоминание о старой ратуше (Altes Rathaus) датируется 1310 годом, с тех пор она несколько раз перестраивалась в различных архитектурных стилях в соответствии с веяниями времени. В настоящее время в башне здания, реконструированного в готическом стиле, находится музей игрушек (Spielzeugmuseum), где можно увидеть модели железных дорог, плюшевых зверей, кукол, кукольных домов и многое другое. Создатель музея – Иван Штайгер (род. 26 января 1939 года), чешско-немецкий карикатурист, художник, иллюстратор, автор и режиссер.


Новая ратуша (Neues Rathaus)

По причине недостатка помещений в старой ратуше было принято решение выстроить новую (Neues Rathaus), где и сейчас трудятся обер-бургомистр, члены городского совета и городского управления. Строительство неоготического здания началось в 1867 году, а последняя реконструкция прошла в конце 1990-х годов. Фасад длиной почти 100 м богато украшен орнаментом и скульптурами, с 85 метровой башни, оснащенной лифтом, туристам открывается великолепный вид на город. Но больше всего гостей Мюнхена привлекают куранты (Glockenspiel) новой ратуши. Ежедневно в 11 и 12 часов, а с марта по октябрь и в 17 часов, во время боя часов разыгрывается целое представление с участием механических фигур, повествующих об исторических событиях и обычаях города.


Собор Пресвятой Девы Марии или Фрауэнкирхе (Dom zu Unserer Lieben Frau, Frauenkirche)

Одним из главных символов Мюнхена является Собор Пресвятой Девы Марии, часто называемый просто Фрауэнкирхе (Dom zu Unserer Lieben Frau, Frauenkirche). Обе башни высотой почти 99 метров видны практически из любой точки города. Строительство началось 9 февраля 1468 года на месте старой церкви, уже не способной вмещать большое количество верующих. Новая церковь первоначально была рассчитана на 20000 прихожан, но сейчас здесь, сидя на установленных позднее лавках, одновременно помещаются 4000 человек. Собор выкрашен изнутри в приятные светлые тона, в нем находятся картины, памятники, крипта. Снаружи собор поражает своей величественностью, монументальностью, притом что основное строительство было завершено уже через 20 лет, что, несомненно, очень мало для того времени и подобных масштабов.


Церковь Святого Петра (Sankt-Peter-Kirche)

Старейшей приходской церковью Мюнхена является церковь Святого Петра (Sankt-Peter-Kirche), строительство которой началось ещё в XI веке. Со смотровой площадки башни, в народе прозванной Старина Петр (Alter Peter) и расположенной на высоте 56 м, в ясную погоду открывается чудесный вид на 100 км вдаль. Известный баварский комик, автор и куплетист Карл Валентин (4 июня 1882 – 9 февраля 1948) пошутил как-то по поводу восьми размещенных на башне циферблатов, будто бы они нужны для того, чтобы восемь человек одновременно могли посмотреть, который час. Благодаря множеству окон внутреннее убранство церкви, картины, фрески, скульптуры, равномерно залито солнечным светом. За время существования церкви, ее неоднократно перестраивали, и теперь она отличается гармоничным сочетанием различных архитектурных стилей.


Иезуитская церковь святого Михаила (Jesuitenkirche St.Michael)

В иезуитской церкви святого Михаила (Jesuitenkirche St.Michael), возведение которой продолжалось с 1583 года по 1597 год (из-за падения башни строительные работы были прерваны на четыре года), хранятся мощи святых, покоятся правители знаменитых династий. Внутри церковь украшают истинные произведения искусств: скульптуры, картины, росписи. Фасад был выполнен в переходный период от Ренессанса к барокко, на нем можно увидеть пятнадцать статуй покровителей церкви, а также статую архангела Михаила у самого входа в здание. В XVI веке церковь была духовным центром контрреформации в Баварии.


Церковь святого Каетана или Театинеркирхе (die katholische Stiftskirche St.Kajetan, Theatinerkirche)

В стиле позднего барокко начато было строительство придворной церкви святого Каетана (die katholische Stiftskirche St.Kajetan), она же церковь ордена театинцев Театинеркирхе (Theatinerkirche). Ее возведение началось 19 апреля 1663 года в благодарность за рождение наследника престола, будущего курфюрста Макса Эмануэля. Само здание было построено довольно быстро, но оформление фасада из-за разногласий проектировщиков и духовных лиц затянулось на несколько десятков лет, и это в итоге привело к тому, что окончательный вариант фасада выполнен уже в стиле рококо. Сейчас в Театинеркирхе можно восхититься чудесными скульптурами и картинами величайших европейских мастеров того времени, здесь же находится княжеская усыпальница.


Чрезвычайно красива изнутри и снаружи церковь св. Иоанна Непомука (St.-Johann-Nepomuk-Kirche), также называемая Азамкирхе (Asamkirche), воздвигнутая представителями немецкого позднего барокко братьями Азам. Космас Дамиан Азам (1686-1739) и Эгид Кверин Азам (1692-1750) были талантливыми скульпторами, штукатурами, художниками, архитекторами, в чем можно убедиться во время осмотра этой небольшой по площади (на участке всего 22 м на 8 м) церкви. Братья строили церковь, первоначально задуманную как капеллу для себя самих, не по чьему-либо заказу, а по своему усмотрению, на свой вкус. Яркие краски, блеск золота, нестандартные архитектурные решения порадуют глаз даже самых взыскательных посетителей.


Церковь святого Иоанна Непомука или Азамкирхе (St.-Johann-Nepomuk-Kirche, Asamkirche)


Церковь святого Иоанна Непомука или Азамкирхе (St.-Johann-Nepomuk-Kirche, Asamkirche)

Церковь святого Иоанна Непомука или Азамкирхе (St.-Johann-Nepomuk-Kirche, Asamkirche)



Животные