На Руси – свой Патриарх. Православная церковная иерархия Данные изображения связаны с одним из самых трагичных периодов русской истории

В специальном материале, посвященном современному состоянию церкви, БГ изучил разные аспекты жизни РПЦ - от экономики приходов и православного искусства до быта священников и внутрицерковного инакомыслия. А кроме того, опросив экспертов, составил краткую блок-схему устройства РПЦ - с основными героями, институциями, группировками и меценатами

Патриарх

Глава Русской православной церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» (но с точки зрения христианского богословия глава церкви - Христос, а патриарх - предстоятель). Его имя поминается во время главного православного богослужения, литургии, во всех храмах РПЦ. Патриарх де-юре подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам: он «первый среди равных» епископов и управляет только Московской епархией. Де-факто же церковная власть очень сильно централизована.

Русскую церковь не всегда возглавлял патриарх: его не было с крещения Руси в 988 году до 1589 года (управлялась митрополитами Киевскими и Московскими), с 1721 до 1917 года (управлялась «Ведомством православного исповедания» - Синодом во главе с обер-прокурором) и с 1925 до 1943 года.

Священный синод занимается кадровыми вопросами - в том числе избранием новых епископов и перемещением их из епархии в епархию, а также утверждением состава так называемых патриарших комиссий, занимающихся канонизацией святых, делами монашества и проч. Именно от имени Синода осуществляется главная церковная реформа патриарха Кирилла - разукрупнение епархий: епархии делятся на более мелкие - считается, что так ими легче управлять, а епископы становятся ближе к народу и к духовенству.

Синод cозывается несколько раз в год и состоит из полутора десятков митрополитов и епископов. Двое из них - управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион - считаются самыми влиятельными людьми в патриархии. Глава Синода - патриарх.

Коллегиальный высший орган управления церковью. В нем представлены все слои церковного народа - делегаты от епископата, белого духовенства, монахов обоих полов и мирян. Поместным собор называется, чтобы отличить его от Вселенского, на котором должны собираться делегаты от всех шестнадцати православных церквей мира для решения общеправославных вопросов (однако Вселенский собор не проводился с XIV века). Считалось (и было закреплено в уставе церкви), что именно поместным соборам принадлежит высшая власть в РПЦ, фактически же за прошедшее столетие собор созывался только для выборов нового патриарха. Эта практика была окончательно узаконена в новой редакции устава РПЦ, принятой в феврале 2013 года.

Разница не просто формальная: идея Поместного собора - в том, что в церковь входят люди разных званий; хотя они и не равны друг другу, но церковью становятся только вместе. Эту идею принято называть соборностью, подчеркивая, что такова природа именно православной церкви, в отличие от католической с ее жесткой иерархией. Сегодня эта идея все менее популярна.

Съезд всех епископов Русской церкви, который проходит не реже чем раз в четыре года. Именно Архиерейский собор решает все главные церковные вопросы. За три года патриаршества Кирилла число архиереев увеличилось примерно на треть - сегодня их около 300. Работа собора начинается с доклада патриарха - это всегда самая полная (в том числе и статистическая) информация о состоянии дел в церкви. На заседаниях, кроме архиереев и узкого круга сотрудников патриархии, не присутствует никто.

Новый совещательный орган, создание которого стало одним из символов реформ патриарха Кирилла. По задумке - крайне демократический: в него входят эксперты-специалисты из разных областей церковной жизни - епископы, священники и миряне. Есть даже несколько женщин. Состоит из президиума и 13 тематических комиссий. В Межсоборном присутствии готовят проекты документов, которые потом обсуждаются в открытом доступе (в том числе в специальном сообществе в «Живом журнале»).

За четыре года работы самые громкие дискуссии разгорелись вокруг документов о церковнославянском и русском языке богослужения и положения о монашестве, которое посягало на устройство жизни монашеских общин.

Новый, довольно загадочный орган церковного управления, создан в 2011 году в ходе реформ патриарха Кирилла. Это своего рода церковный кабинет министров: в него входят все руководители синодальных отделов, комитетов и комиссий, возглавляет ВЦС патриарх. Единственный орган высшего церковного управления (кроме Поместного собора), в работе которого принимают участие миряне. На заседания ВЦС не допускается никто, кроме членов совета, его решения никогда не публикуются и строго засекречены, узнать о ВЦС хоть что-нибудь можно только из официальных новостей на сайте патриархии. Единственное публичное решение ВЦС - заявление после оглашения приговора Pussy Riot, в котором церковь дистанцировалась от решения суда.

У церкви есть своя судебная система, состоит она из судов трех инстанций: епархиального суда, Общецерковного суда и суда Архиерейского собора. Она занимается вопросами, которые не входят в компетенцию светского правосудия, то есть определяет, влечет ли проступок священника канонические последствия. Так, священник, даже по неосторожности совершивший убийство (например, в ДТП), может быть оправдан светским судом, но должен будет снять с себя сан. Впрочем, в большинстве случаев до суда дело не доходит: прещения (наказания) к клирикам применяет правящий архиерей. Но если священник не согласен с наказанием, то может обратиться в Общецерковный суд. Как проходят эти суды, неизвестно: заседания всегда закрытые, ход заседания и аргументы сторон, как правило, не обнародуются, хотя решения всегда публикуются. Нередко в тяжбе архиерея со священником суд становится на сторону священника.

При Алексии II возглавлял Управление делами Московской патриархии, был главным соперником митрополита Кирилла на выборах патриарха. Ходят слухи о том, что Администрация президента ставила именно на Климента и что его связи в кругах, близких Путину, остаются. После поражения получил в управление издательский совет патриархии. При нем был введен обязательный гриф издательского совета для книг, продающихся в церковных лавках и через церковные сети распространения. То есть де-факто была введена цензура, к тому же оплачиваемая, так как издатели платят совету за рецензирование своих книг.

Церковное министерство финансов под руководством епископа Подольского Тихона (Зайцева); абсолютно непрозрачная институция. Тихон известен тем, что создал систему тарифной сетки взносов, которые храмы отчисляют в патриархию в зависимости от их статуса. Главное же детище епископа - так называемая программа «200 храмов» по ударному возведению двухсот храмов в Москве. Восемь из них уже построено, в ближайших планах значится еще 15. Под эту программу бывший первый заммэра Москвы Владимир Ресин был назначен советником Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства.

Фактически - министерство специального духовного образования: ведает духовными семинариями и академиями. Руководит учебным комитетом архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии. Комитет пытается договориться с государством об аккредитации духовных школ как вузов и переходе на Болонскую систему - процесс идет непросто. Недавняя внутрицерковная инспекция показала, что из 36 семинарий только 6 в состоянии стать полноценными вузами. При этом патриарх Кирилл, придя к власти, запретил рукополагать в священники кандидатов, не окончивших семинарию. Также в РПЦ есть несколько вузов для мирян. Самый известный из них - Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где учатся на филологов, историков, богословов, социологов, искусствоведов, педагогов и т.д.

19 лет проработал в ведомстве митрополита Кирилла, а до этого - у митрополита Питирима в издательском отделе. Занимался преимущественно межхристианскими отношениями и экуменизмом, регулярно ездил в загранкомандировки и был вхож в самые разнообразные церковные и политические круги мира. В 2009 году, после ревностного участия в избирательной кампании патриарха Кирилла, получил в распоряжение новый синодальный отдел - по взаимоотношениям церкви и общества. Многие ждали, что Чаплина сразу сделают епископом, однако этого не случилось даже спустя 4 года. Чаплин покровительствует разным общественным и церковно-общественным группам, начиная от Союза православных женщин и заканчивая байкерами. Регулярно делает скандальные заявления в СМИ.

Управляющий делами - одна из самых статусных должностей в Русской православной церкви. Два патриарха - Пимен и Алексий II - и один глава автономной церкви - митрополит Киевский Владимир (Сабодан) - были перед своим избранием управляющими делами. Однако предыдущему управделами, митрополиту Клименту, должность не помогла занять патриаршую кафедру. Сегодня Управлением делами руководит митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, а его заместителем и руководителем контрольно-аналитической службы стал архимандрит Савва (Тутунов), которого журналисты называют инквизитором. Именно в ведомство отца Саввы стекаются доносы и сигналы о неблагополучии в приходах. Новость о том, что в епархию едет делегация во главе с архимандритом, вызывает на местах трепет. Архимандрит Савва вырос в Париже, учился математике в Университете Париж-Юг и был пострижен в монахи. Потом приехал в Россию учиться в духовной академии, был замечен и к 34 годам сделал стремительную церковную карьеру. Входит в ближайший круг помощников патриарха по управлению епархиями и подготовке документов, регулирующих управление церковью.

Главный в РПЦ по благотворительности. Еще в 1990-е руководил социальной работой в Московской епархии, создал сестричество, училище сестер милосердия. Был настоятелем храма Cвятого царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При Кирилле стал епископом и возглавил Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению. В его ведении находятся церковные больницы, богадельни, программы помощи наркозависимым и многое другое. Прославился его отдел во время пожаров 2010 года, когда на его базе был развернут московский штаб сбора помощи погорельцам и добровольцам, работавшим на тушении.

Возглавляет Синодальный информационный отдел (СИНФО), нечто среднее между пресс-службой церкви (у патриарха есть личная пресс-служба) и Администрацией президента. Легойда - единственный «пиджачник» в Высшем церковном совете и среди руководителей синодальных отделов (так в церкви называют мирян, затесавшихся на высокие церковные должности). До того как возглавить СИНФО, работал завкафедрой международной журналистики МГИМО и больше 10 лет издавал православный глянцевый журнал «Фома». СИНФО занимается церковным пиаром и готовит специально для патриарха мониторинг СМИ и блогов. Кроме того, ведомство Легойды проводит в регионах тренинги для церковных журналистов и работников епархиальных пресс-служб.

Митрополит Иларион считается одним из наиболее близких к патриарху Кириллу и влиятельных архиереев. Он из интеллигентной московской семьи, учился в Московской консерватории, Духовной академии, стажировался в Оксфорде. Богослов, телеведущий, руководитель Общецерковной аспирантуры и докторантуры, композитор: основанный им Синодальный хор (руководитель - школьный друг митрополита) исполняет его произведения по всему миру. Возглавляемый Иларионом ОВЦС - это «церковный МИД», который занимается контактами с другими православными и христианскими церквями, а также межрелигиозными отношениями. Им всегда руководили самые амбициозные и известные архиереи. Будущий патриарх Кирилл возглавлял ОВЦС 20 лет - с 1989-го по 2009-й.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

наместник Сретенского монастыря

В больших городах играет значительную роль в церковной жизни. Часть этой интеллигенции - члены или дети членов нелегальных церковных общин, существовавших в советское время. Во многом именно они обеспечивают преемственность традиционных форм церковной жизни. Православный Свято-Тихоновский университет, одно из крупнейших православных учебных заведений в мире, был создан в начале 1990-х одним из таких интеллигентских кругов. Но сегодня интеллигенция последовательно критикует ту становящуюся де-факто официальной идеологию, которую можно назвать православно-патриотической. Церковная интеллигенция чувствует себя отторгнутой и невостребованной, хотя некоторые ее представители работают в Межсоборном присутствии.

Настоятель храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной, напротив Кремля. Когда-то начинал алтарником у Александра Меня, потом стал духовным чадом знаменитого старца Иоанна Крестьянкина; несколько лет был настоятелем деревенского храма в Курской области, куда к нему ездила московская интеллигенция. Известность получил в качестве духовника Светланы Медведевой, которая задолго до того, как стать первой леди, начала ходить в Софийский храм. Старостой в приходе отца Владимира работает актриса Екатерина Васильева, а сын Васильевой и драматурга Михаила Рощина Дмитрий служит священником в другом храме, где настоятелем также числится Волгин. Одна из самых ревностных прихожанок - жена Ивана Охлобыстина Оксана с детьми. Несмотря на богемный состав прихода, протоиерей Владимир Волгин слывет чуть ли не самым строгим духовником Москвы. Его приход полон многодетных семей.

Один из самых влиятельных белых священников (не монахов) в Русской церкви. Очень популярен среди паствы: сборники его проповедей в виде книг, аудио- и видеозаписей расходятся с 1990-х годов миллионными тиражами. Один из самых популярных православных комментаторов в СМИ. Ведет свой видеоблог и передачу на православном телеканале «Спас». Один из главных выразителей православно-патриотической идеологии. При патриархе Алексии протоиерея Димитрия в шутку называли «настоятель всея Москвы», потому что он был настоятелем одновременно восьми храмов. Он же произносил прощальное слово на отпевании патриарха Алексия. При Кирилле у него забрали один из крупных храмов - Святителя Николая в Заяицком - и в марте 2013 года освободили от должности председателя Синодального отдела по связям с вооруженными силами, которым он руководил с самого его основания в 2000 году, отвечая за введение в армии института капелланов. Главный борец с абортами и контрацепцией; гордится, что у него на приходе рождаемость «как в Бангладеш».

Прихожане церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, которая находится напротив храма Христа Спасителя, между Домом на набережной и «Красным Октябрем», создавшие новый милитаристский православный стиль. Крепкие мужики в берцах и майках «Православие или смерть». Крайние консерваторы, выступают против ИНН, биометрических паспортов, ювенальной юстиции и современного искусства. Почитают неканонизированных святых, в том числе погибшего в Чечне солдата Евгения Родионова.

Церковные бюджеты на всех уровнях держатся на пожертвованиях благотворителей. Это самая закрытая сторона церковной жизни.

Крупные (и публичные) церковные спонсоры

Владелец компании «Ваш финансовый попечитель» и агрохолдинга «Русское молоко». Спонсирует строительство храмов, выставки иконописи и пр. Сотрудников заставляет слушать курсы православной культуры, велел всем замужним и женатым работникам обвенчаться. Освятил на территории своего предприятия часовню в честь Ивана Грозного, которого в Русской церкви не канонизировали и не собираются.

Президент ОАО «РЖД» - председатель попечительского совета Фонда святого Андрея Первозванного (ФАП), который финансировал принесение в Россию мощей святой великой княгини Елизаветы Федоровны, десницы Иоанна Крестителя, мощей апостола Луки и пояса Пресвятой Богородицы. ФАП также оплачивает поездки випов за благодатным огнем в Иерусалим, программу возрождения Марфо-Мариинской обители в Москве, на его средства построены несколько храмов во имя святого Александра Нев-ского на границах России.

Основатель инвестиционного фонда Marshall Capital и основной миноритарий «Ростелекома». Созданный им Фонд святителя Василия Великого финансирует московские и подмосковные храмы, реставрацию монастырей, оплатил ремонт здания ОВЦС. Главное детище фонда - гимназия Василия Великого, элитное учебное заведение в подмосковной деревне Зайцево, стоимость обучения в которой составляет 450 тысяч рублей в год.

Вадим Якунин и Леонид Севастьянов

Председатель совета директоров фармкомпании «Протек» и член совета директоров этого ОАО основали Фонд святителя Григория Богослова. Фонд содержит синодальный хор, общецерковную аспирантуру, финансирует некоторые проекты ОВЦС (преимущественно заграничные поездки митрополита Илариона), организует выставки икон в разных странах. На балансе фонда - православная гимназия в Муроме и программа возрождения святынь Ростова Великого.

Ранее неизвестная церковной общественности молодежь, которая использует радикальные формы публичных манифестаций (перформансы, акции) для «защиты православия». Некоторые священники, в том числе и протоиерей Всеволод Чаплин, весьма благосклонно относятся к агрессивному активизму. И даже налеты на офис партии «Яблоко» и Дарвиновский музей не вызывали однозначного осуждения со стороны официальных церковных властей. Лидер активистов - Дмитрий «Энтео» Цорионов.

В 1990-х - начале 2000-х был самым ярким и успешным церковным миссионером, ездил с лекциями о православии по всей стране, организовывал диспуты, участвовал в ток-шоу на телевидении. Написал несколько богословских работ, в частности - о разоблачении учения Рерихов. Больше 15 лет преподает на философском факультете МГУ, на его лекциях обычно негде сесть. Зимой 2008–2009 годов активно агитировал за избрание митрополита Кирилла патриархом, писал разоблачительные статьи о его главном конкуренте на выборах - митрополите Клименте. За это после избрания патриарх наградил его почетным саном протодиакона и дал поручение написать учебник «Основы православной культуры» для 4–5-х классов школ. Именно учебник Кураева рекомендован Министерством образования как основное пособие по курсу ОПК. Однако в 2012 году протодиакон стал все чаще расходиться с позицией церковных чиновников. В частности, сразу после выступления Pussy Riot в храме Христа Спасителя призвал «накормить их блинами» и отпустить с миром; в ходе суда неоднократно напоминал о милосердии. После этого стали говорить о том, что Кураев впал в немилость. Присутствие его в СМИ существенно сократилось, но блог в ЖЖ остается самым популярным блогом священнослужителя.

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Считается одним из лидеров церковных либералов (несмотря на традиционность и даже консервативность богословских взглядов). Отчасти это связано с составом прихода: интеллигенция, художники, музыканты. Но во многом - с выступлениями отца Алексия в СМИ. В 2011 году он опубликовал на сайте «Православие и мир» текст «Немолчащая церковь» о приоритете нравственного начала в отношениях церкви с народом и государством, предсказав проблемы, с которыми церковь столкнулась в следующие годы. После этой статьи развернулась дискуссия о месте интеллигенции в церкви. Главным оппонентом отца Алексия выступил протоиерей Всеволод Чаплин, утверждающий, что интеллигенция - это евангельские фарисеи.

МИТРОПОЛИТ – титул главы Русской православной церкви с крещения Руси и до 1589 г. С 1589 г. глава Русской православной церкви – патриарх.

МОДЕРНИЗАЦИЯ – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Термин часто используется для обозначения процесса перехода к индустриальному обществу. В этом смысле модернизация включает осуществление промышленного переворота , формирование развитой рыночной экономики, юридическое закрепление демократических прав и свобод человека, складывание гражданского общества.

МОНАРХ - единовластный правитель, властелин. Наследственный или (реже) выборный глава монархического государства (царь, император, король и т.д.).

МОНАРХИЯ – форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена в руках единоличного правителя – монарха (князь, царь, король, император и т.д.), получающего право властвования в основном по наследству.

МОНОПОЛИЯ – какая-либо исключительная привилегия ; исключительное право на что-либо (собственность, владения, производство, торговлю, идеологию, власть и т. д.).

МОНОПОЛИИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ – крупные капиталистические объединения, возникающие на основе высокого уровня концентрации производства и капитала в целях установления господства в одной или нескольких отраслях экономики, получения максимальной прибыли и устранения конкурентов.

НАРОДНИЧЕСТВО – идейно-политическое движение разночинцев в России во второй половине XIХ в., защищавшее

интересы крестьян, считавшее возможным свержение самодержавия путем крестьянской революции и переход России к социализму , минуя капитализм .

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС – вопрос о взаимоотношениях (экономических, территориальных, политических, госу- дарственно-правовых, культурных и языковых) между нациями, национальными группами и народностями, вопрос о причинах возникновения противоречий между ними.

ОБРОК – платежи крепостных крестьян феодалу продуктами или изделиями своего хозяйства (натуральный оброк) или деньгами (денежный оброк).

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – объединение больших групп людей на основе общих интересов и потребностей. Виды общественно-политических движений выделяются по разным признакам. По признаку идеологии – консервативное , либеральное , социалистическое ; по классовому признаку – рабочее, крестьянское и др.; по возрастному и половому признакам – женское, молодежное, ветеранское и т.д.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (устройство) – исторически конкретная система организации общества с определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями. В исторической науке для обозначения исторически

конкретной системы (ступени) организации общества также используется марксистский термин «общественно-экономическая формация» (см. МАРКСИЗМ). Основными общественноэкономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная (феодализм), капиталистическая (капитализм) и коммунистическая (коммунизм). Первой, переходной, ступенью к коммунизму является социализм.

ОБЩИНА КРЕСТЬЯНСКАЯ (СЕЛЬСКАЯ) – территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбище, лес.

ОКТЯБРИСТЫ – члены либеральной партии «Союз 17 октября», основанной в ноябре 1905 г. Партия представляла интересы буржуазии , либерально настроенных помещиков, части чиновников и состоятельной интеллигенции . Программа: конституционная монархия в едином и неделимом Российском государстве; решение аграрного вопроса, введение ограниченного права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Главная задача – содействие правительству, если оно пойдет по пути общественных реформ. В конце 1917 г. партия прекратила свое существование.

ОПОЛЧЕНИЕ – войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

ОППОЗИЦИЯ – 1) противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики какой-либо другой политике, другим взглядам; 2) партия или общественная группа, выступающая против мнения большинства или господствующей точки зрения, выдвигающая альтернативную политику или иной способ решения проблем.

ОПРИЧНИНА (опричь – кроме) – 1) особый порядок управления страной при Иване IV – система чрезвычайных внутриполитических мер в 1565–1572 гг. (массовые репрессии,

казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярской оппозицией и укрепления самодержавной власти; 2) название удела Ивана IV Грозного (в 1565–1572 гг.) с особой территорией, войском и государственным аппаратом.

ОТРЕЗКИ – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отчужденных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещика. Используя систему отрезков, помещики изъяли в целом по стране около 18 % земель, принадлежащих крестьянам, а в некоторых губерниях и больше.

ПАРЛАМЕНТ – высшее государственное законодательное представительное учреждение.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – политическая организация, представляющая интересы какого-либо класса или слоя общества, борющаяся за власть и, придя к власти, отстаивающая интересы этой группы населения. Имеет программу и устав.

ПАТРИАРХ – высший сан (чин) в православной церкви. Глава Русской православной церкви с 1589 г.

ПАТРИАРШЕСТВО – форма церковного управления в православии , при которой во главе церкви стоит патриарх.

ПОВИННОСТЬ – обязанность, возлагаемая на население государством или обществом.

ПОВИННОСТИ КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН – принудительные обязанности, которые должны были выполнять крестьяне в пользу своего владельца земли (феодала) и государства. Феодальные повинности – барщина и оброк .

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ – основной прямой налог, которым облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Подушная подать была введена в 1724 г.

ПОЛИТИКА – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и государствами, основным содержанием которой является проблема завоевания, утверждения и использования государственной власти.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ – требования изменения политического режима.

ПОЛЮДЬЕ – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже – сама дань неопределенных размеров.

ПОМЕСТЬЕ – земельное владение в России в конце XV – начале XVIII в. Предоставлялось государством за несение военной и государственной службы; не подлежало продаже, обмену и наследованию. Превратилось в наследственную земельную собственность по указу 1714 г. В ХVIII – начале ХХ в. – земельный участок с усадьбой.

ПОМЕЩИК – владелец поместья , дворянин -землевладелец.

ПОСАД – 1) в русских княжествах X–XVI вв. торговоремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни; 2) в Российской империи небольшие посѐлки городского типа.

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ – торгово-промышленное городское население. Несли государственные повинности (налоги, пошлины) В 1775 г. разделены на купечество и мещан.

ПРАВОСЛАВИЕ – см. христианство.

ПРИВИЛЕГИЯ – преимущественное право, льгота.

ПРИКАЗЫ – органы центрального управления в России в XVI – начале XVIII в.

ПРОГРАММА – документ, в котором излагается содержание и определяются цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля.

ПРОЛЕТАРИАТ – в марксизме и других близких течениях – рабочий класс, класс наемных рабочих, источником существования которых является продажа своей рабочей силы буржуазии – собственникам средств производства .

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

ПРОПАГАНДА – распространение в обществе и разъяснение определенных воззрений, идей, учений.

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ – политика второй половины XVIII в., проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения: преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ – экономическая политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции (путем установления высоких таможенных пошлин на ввозимую продукцию и т.д.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ (профсоюзы) – массовые общественные организации, объединяющие трудящихся по

профессиональному признаку в целях защиты их экономических и социально-культурных прав.

РАБОЧИЙ ВОПРОС - совокупность задач, касающихся экономического, юридического и социально-политического положения наемных рабочих и улучшения их жизни.

РАЗНОЧИНЦЫ – сложившаяся к середине ХIХ в. в России категория населения, состоящая из людей разного чина и звания. Это были выходцы из духовенства, купечества , крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства , получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда.

РАСКОЛ ЦЕРКОВНЫЙ – общественно-религиозное движение, возникшее в середине XVII в., в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона (1653–1656гг.) и порвавших с официальной церковью.

РАСКОЛЬНИКИ – см. старообрядцы.

РЕАКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – политика активного сопротивления прогрессивным переменам в обществе, направленная на сохранение или возврат отживших общественных порядков.

РЕВОЛЮЦИЯ – переворот, поворот. В широком смысле слова радикальные перемены во всех сферах общества. В узком смысле – наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся социальных процессах. Важнейшие признаки – переход власти из рук одного класса в руки другого, смена гос-

подствующего способа производства и политического строя общества.

РЕГЕНТ – в монархических государствах временный правитель в случае длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия монарха.

РЕКРУТСКАЯ ПОВИННОСТЬ – способ комплектования регулярной армии, введенный Петром I. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и другие), выставлявшие от своих общин определенное количество рекрутов. Служба в армии продолжалась до тех пор, пока солдат способен был носить оружие. В 1874 г. рекрутская повинность была заменена воинской повинностью.

РЕМЕСЛЕННИК – непосредственный производитель, занимающийся изготовлением ручным способом каких-либо изделий при помощи собственных орудий труда.

РЕМЕСЛО – мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии и сохранившееся наряду с ней.

РЕПРЕССИИ - карательные меры, наказание, применяемые государственными органами, государством.

РЕСПУБЛИКА – 1) форма государственного правления, при которой высшая власть в стране принадлежит избранным населением представителям; 2) страна (государство) с такой формой правления.

РЕФОРМА – осуществляемое сверху правящими кругами, обычно прогрессивное, преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении основ существующего строя.

РОДОПЛЕМЕННОЙ СТРОЙ (первобытнообщинный, об- щинно-родовой) - первая в истории человечества исторически конкретная система организации общества (общественный строй ). Охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Характеризуется общей собственностью на средства производства , коллективным трудом и потреблением, низким уровнем развития производительных сил. Основной ячейкой общественной организации был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община.

САМОДЕРЖАВИЕ – монархическая форма правления в России. Просуществовало до Февральской революции 1917 г.

САМОЗВАНЕЦ - человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных или политических целях.

СЕНАТ (Правительствующий Сенат) – государственный орган управления. В России был учрежден Петром I указом от 22 февраля 1711 г. как высший орган по делам законодательства и государственного управления. В дальнейшем, в ХVIII – первой половине ХIХ в., Сенат неоднократно реформировался, утрачивая свои законотворческие функции. По судебной реформе 1864 г. стал высшей судебной инстанцией. Просуществовал до

СЕПАРАТИЗМ – стремление к отделению, обособлению.

СИНОД – государственный орган в России, ведавший делами православной церкви. Учрежден в 1721 г. по указу Петра I в качестве высшего церковного органа вместо патриаршества . В ноябре 1917 г., когда в стране вновь была восстановлена патриархия, Синод стал совещательным органом при патриархе Русской православной церкви.

СЛАВЯНОФИЛЫ – представители либерального буржуаз- но-дворянского направления русской общественной мысли середины ХIХ в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность (особенность) в отсутствие классовой борьбы, в крестьянской общине, православии . Самобытное развитие России, по их мнению, было прервано в начале ХVIII в. реформами Петра I. Предлагали вернуться на тот путь, по которому шла Россия до конца ХVII в. Бережно относились к культуре и традициям русского народа.

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – в широком смысле слова раздоры, мятеж, беспорядок; в узком смысле под Смутой понимается период русской истории 1598–1613 гг., от смерти царя Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей на московском престоле, до воцарения Михаила Романова, первого представителя новой династии.

СОСЛОВИЕ – социальная группа, обладающая закрепленными в обычаях или законе наследственными правами, привилегиями и обязанностями. В России со второй половины ХVIII в. утвердилось сословное деление на дворян, духовенство , крестьянство, купечество и др.

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ – форма монархии, для которой характерно сочетании власти монарха с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. В России такими сословнопредставительными учреждениями были Земские соборы .

СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ – особая форма организации общества, при которой за всеми сословиями закрепляется определенный круг государственных повинностей.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ – возникшее в конце ХIХ в. идейно-политическое направление в международном рабочем,

Учреждение патриаршества в Русской Православной Церкви (23 января (5 февраля по новому стилю) 1589 г.) - с момента принятия Русью христианства в 988 г. церковная жизнь находилась под византийским влиянием. Во главе Русской Церкви Константинополь ставил своих архиереев – греков, болгар, сербов. С политическим ослаблением Византии снизился и её духовный авторитет. Этому в особенности способствовал факт принятия греками Флорентийской унии в 1439 г., когда патриарх Константинопольский признал над собой главенство Папы Римского . В ответ Русская Церковь объявила о своей независимости (автокефалии) от Константинопольской патриархии. Главой Церкви стал митрополит Московский, которого теперь самостоятельно выбирали собором русских епископов , не советуясь с Константинополем. В XVI в. возрасло могущество Московского государства. Зародившаяся в это время идея о том, что на смену «Второму Риму» – Константинополю пришёл «Третий Рим» – Москва, нашла выражение в принятии главой Московского государства титула царя. Соответственно, необходимо было поднимать на более высокую ступень и статус Русской Церкви. Патриарший сан предстоятеля укрепил бы международный авторитет и Русской Церкви и Русского православного государства. Свершилось это при втором русском царе Фёдоре Ивановиче.

23 января 1589 г. в московском Успенском соборе в присутствии Константинопольского патриарха Иеремии состоялось избрание и наречение первого русского патриарха. Русские архиереи избрали трёх кандидатов в патриархи, после чего всем архиерейским собором отправились в царские палаты. Из трёх кандидатов в патриархи царь избрал Иова, бывшего в тот момент митрополитом Московским.

Изначально московские власти желали, чтобы имя патриарха московского заняло в списке предстоятелей поместных православных церквей третье место, вслед за патриархом константинопольским и патриархом александрийским. Соборы же восточных патриархов, состоявшиеся в 1590 и 1593 гг. определили патриарху московскому пятое место.

Период патриаршества продлился чуть более ста лет – в 1700 г., после смерти десятого по счёту патриарха Адриана, царь Пётр не позволил церкви избрать нового предстоятеля. В 1721 г. пост патриарха был официально ликвидирован – Русской Православной Церковью стал управлять коллегиальный орган – Святейший Синод. Синодальный период закончился в 1917 г., когда на Поместном Соборе патриаршество было восстановлено.

С самого учреждения патриаршества, единого официального титулования предстоятеля Русской Церкви не было. В документах конца XVI в. Иов упоминается как «святейший патриарх царствующего града Москвы и Великого Росийского царствия» и «патриарх царствующего града Москвы и всея Русии». На гробнице последнего допетровского, десятого по счёту, патриарха Адриана в Успенском соборе московского Кремля сохранилась надпись: «Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх».

При восстановлении патриаршества в 1917 г. Тихон стал патриархом Московским и всея России. Современный вид титул предстоятеля РПЦ приобрёл лишь в 1943 г. Митрополит Сергий (Страгородский) стал Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Замена России на Русь была связана с тем, что к этому времени под Россией понималась лишь РСФСР, тогда как юрисдикция Московского Патриархата простиралась и на все остальные республики СССР (за исключением Грузии).

Имя Петербурга в русской церковной истории в первую очередь ассоциируется с синодальным периодом. В Новое время, после восстановления патриаршества, город оказался тесно связанным с судьбами предстоятелей Русской Церкви. Четверо из шести новых патриархов (Тихон, Сергий, Алексий II и Кирилл) окончили Санкт-Петербургскую Духовную Академию, причём Сергий и Кирилл, в своё время, являлись ректорами Санкт-Петербургских Духовных школ. Будущий патриарх Алексий I с 1933 г. был митрополитом Ленинградским. В разные годы он проживал в доме на Большой Дворянской улице, в игуменских покоях Новодевичего монастыря, на колокольне Князь-Владимирского собора, на хорах Николо-Богоявленского собора. Во время войны, в период блокады Ленинграда он оставался в городе, совершал литургии и молебны. С петербургской кафедры взошёл на патриарший престол и Алексий II. Новоизбранный шестнадцатый патриарх Московский и всея Руси Кирилл родился и вырос в Петербурге.

Экспозиция «История русского православия».

На Руси – свой Патриарх

С 1589 года глава Русской Церкви стал носить титул Патриарха. Первым Патриархом Московским и всея Руси стал Иов. С учреждением патриаршества Русская Православная Церковь обрела полную церковно-политическую независимость.

ПАТРИА?РШЕСТВО – система иерархического церковного управления во главе с патриархом, возникшая в 4 в., принятая в России и дошедшая до наших дней.

Патриарх (греч. patri?rch?s – праотец, родоначальник) – высший духовный сан в православии, глава самостоятельной православной церкви. С 4 в. на Востоке существовало четыре патриаршества – александрийское, антиохийское, иерусалимское и константинопольское; константинопольский патриарх считался Вселенским, но был лишь первым среди равных. С 972 по 1018 гг., во времена Крещения Руси, существовало еще одно патриаршество – охридское, с центром в городе Охрид, столице Западного Болгарского царства.

В 11–1-й пол. 15 вв. Русская церковь находилась в подчинении константинопольского патриарха. В 1448 г. собором епископов была признана автокефалия Русской церкви и избран митрополит Московский и всея Руси – Иона.

В 1589 г., при царе Федоре Ивановиче, было установлено патриаршество в России. Значительную роль в этом сыграл Борис Годунов. Он оказал давление на константинопольского патриарха Иеремию, который приехал в Москву за денежными субсидиями. 26 января 1589 г. константинопольский патриарх торжественно поставил в патриархи Московские и всея Руси тогдашнего митрополита Иова (патриарх в 1589–1605 гг.). В мае 1590 г. это поставление было утверждено церковным собором в Константинополе с участием антиохийского и иерусалимского патриархов, многих митрополитов, архиепископов и епископов. Утвержденная грамота отводила русскому патриарху последнее, пятое место в иерархии глав православных церквей. Учреждение патриаршества значительно повысило авторитет Русской православной церкви.

Русские патриархи играли заметную роль не только в церковной, но и в государственной политике. Они оказывали поддержку царям и, в свою очередь, требовали от них ответной поддержки в сложных церковных вопросах. В сер. 17 в. патриарх Никон претендовал на главенствующую роль не только в церкви, но и в государстве. Эти претензии привели к низложению Никона. Наиболее заметной фигурой во 2-й пол. 17 в. был патриарх Иоаким, который вел жестокую борьбу против старообрядчества и «латинства».

Патриаршество в России прекратилось со смертью патриарха Адриана в 1700 г. Царь Петр I решил полностью подчинить церковь светской власти. С 1721 по 1917 гг. во главе церкви стоял утверждаемый монархом Святейший Правительствующий Синод. Патриаршая форма правления восстановлена в ноябре 1917 г. С. П.

ИО?В (в миру – Иван) (1530-е гг. – 19.06.1607 г.) – первый патриарх Московский и всея Руси с 1589 г.

Из посадских людей г. Старица. Обучался грамоте в старицком Успенском монастыре, где в 1556 г. принял монашество. Ок. 1569 г. по приказу царя Ивана IV Грозного, приезжавшего в Старицу, возведен в архимандриты Успенского монастыря. В 1571 г. переведен в Москву, стал настоятелем Симонова, а с 1575 г. – Новоспасского монастыря. С 1581 г. епископ Коломенский, с 1586 г. архиепископ Ростовский.

При поддержке Бориса Годунова 11 декабря 1587 г. избран митрополитом Московским и всея Руси, а 26 января 1589 г. поставлен патриархом. Современники отмечали высокую образованность, скромность и твердость Иова в исполнении пастырских обязанностей, ревностное исполнение богослужений: «прекрасен бо в пении и в чтении», настолько, что могли расчувствоваться «иже и не слезливыя». Перу Иова принадлежит «Повесть о житии царя Федора Иоанновича». Поддерживал миссионерство в Поволжье, на Севере и в Сибири. Направил в Кахетию по просьбе царя Александра II Левановича священников и иконописцев (1589 г.). В нач. 1590-х гг. основал московский Донской монастырь.

После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. Иов активно содействовал избранию на царство Бориса Годунова. Составленные патриархом Соборное определение и Утвержденная грамота об избрании Бориса Годунова послужили образцом для составления Утвержденных грамот царей Василия IV Шуйского и Михаила Федоровича Романова.

В 1604–1605 гг. Иов издал обличительные грамоты против Лжедмитрия I, затем предал его анафеме. В 1605 г. отказался присягнуть самозванцу, был низложен и сослан в Старицу. По вызову царя Василия Ивановича Шуйского и патриарха Гермогена в 1606 г. приезжал в Москву на всенародное церковное покаяние в Успенском соборе.

5 апреля 1652 г. останки Иова перенесены в московский Успенский собор. В 1989 г. канонизирован Русской православной церковью. Дни памяти: 5(18) апреля и 19 июня (2 июля). Е. К.

Из книги Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова автора Акунин Борис

Свой путь Во времена этого государя генеральная идеологическая концепция – доктрина Третьего Рима, довольно смутно обозначившаяся при Иване III, получила окончательное оформление. Расширяющейся державе требовалась некая сверхцель, которая обосновывала

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Свой или чужой? Южные и западные славяне были уверены, что навьи определяют судьбу родившегося младенца. Они собираются у его колыбели и решают: суждено ли ребенку долго жить и какова будет его судьба. О своем решении навьи информируют живых – они оставляют на лице

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

8. ЗАВОЕВАНИЕ АМЕРИКИ В XV ВЕКЕ ВОЙСКАМИ РУСИ-ОРДЫ И ОСМАНИИ-АТАМАНИИ. БИБЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХ НОЙ - ЭТО ХРИСТОФОР КОЛУМБ 8.1. НАША РЕКОНСТРУКЦИЯ И ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ В библейской книге Бытие есть известный рассказ о всемирном потопе. Бог увидел, что люди на земле испортились и

автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. - Образование Русского государства на севере и на юге. - Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. - Русские князья и половцы. - Суздаль и Новгород. - Появление Ливонского ордена. - Внутреннее

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ История северо-восточной Руси с начала XIII до конца XIV в. Положение русских княжеств на северо-востоке и юго-западе Руси перед нашествием монголов. - Первое появление татар. - Нашествие Батыя. Покорение Руси монголами. - Общие бедствия. - Александр

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

1.5. Хочу свой КГБ 1.5.1. Уже говорилось, что 1991 год начался для системы государственной безопасности страны без каких-либо существенных изменений. До этого времени КГБ СССР вполне обходился без наличия своего республиканского филиала в самой крупной республике Советского

Из книги Тайны Московской Патриархии автора Богданов Андрей Петрович

1. Иов - патриарх Московский и всея Руси Однажды Иоанн Грозный посетил бывший удел казненного им двоюродного брата Владимира Андреевича - город Старицу и Успенский монастырь, что стоял против Старицы на другом берегу Волги. Здесь Грозному приглянулся молодой монах -

Из книги Исторический маразм Кремля и «Болота» [Россией правят двоечники!] автора Нерсесов Юрий Аркадьевич

ПАТРИАРХ ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ Владимир Михайлович Гундяев До 1812 года Наполеон был непобедим В эти дни мы празднуем 200-летие Отечественной войны 1812 года, во время которой наши предки дали отпор нашествию «двудесяти языков» - огромной армии, собранной со всей покоренной

Из книги Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»? автора Кычанов Евгений Иванович

Свой улус А вот вижу – комолый рябой вол. Везет он главную юрту на колесах, идет позади Темучжин, идет по проторенной дороге, а бык ревет-ревет, приговаривает: «Небо с Землей сговорились, нарекли Темучжина царем царства. Пусть, говорят, возьмет в управление

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Завоевание Америки в XV веке войсками Руси-Орды и Османии = Атамании Библейский патриарх Ной - это Христофор Колумб Обычная Библия и Библия Мормонов 1. Наша реконструкция и вводные замечания В библейской книге Бытие есть известный рассказ о всемирном потопе. Вот

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.5.1. Патриарх всея Руси Алексий II С конца XVI до начала XVIII в. в Московском царстве было 10 патриархов. В советское время Алексий II стал пятым, считая от патриарха Тихона, избранного на свой пост осенью 1917 г. Алеша Ридигер. 1940 г.Алексей Михайлович Ридигер, более известный как

Из книги Мировая закулиса против Путина автора Большаков Владимир Викторович

«Свой - Чужой» Путин никогда не сдает своих. По крайней мере, до тех пор пока не убеждается, что они уже не свои, а чужие. Больше всего он боится предательства. И его не прощает. Он болезненно переживал неожиданную Фронду со стороны вдовы Собчака и ее дочки. И то довольно

Из книги О войне и победе [сборник] автора Абрамов Федор Александрович

Свой парень Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров.Дело разбирал комитет народного контроля, партбюро – все признали: честный человек Лида. Немедленно

автора Крупин Владимир Николаевич

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Животные