Пантеон рим италия. Памятник античной культуры – Пантеон в Риме (храм всех богов). Римский Пантеон – христианская церковь

Пантеон, с итальянского Pantheon, является одной из самых древних и посещаемых достопримечательностей Рима. Это также исторический и архитектурный памятник Древнего Рима, наследие эпохи Возрождения.

Дословно Пантеон переводится как Хам всех Богов. Римскому Пантеону уже более двух тысяч лет, он был воздвигнут на месте предыдущего Пантеона, выстроенного Марком Випсанием Агриппой между 27 и 25 годами до нашей эры, как храм, посвященный двенадцати богам и Монарху. Считается, что нынешнее здание, которое мы можем видеть сегодня, является результатом радикальной реконструкции строения, выполненной по заказу императора Адриане между 118 и 125 годами нашей эры.

На фронтоне Пантиона видна латинская надпись: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, воздвиг это».

Первоначально Пантеон был древним языческим храмом. Позже, 13 мая 609 года, когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV, Пантеон был освящен как христианская католическая церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Именно с этих пор, день 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых у католиков. Правда, позже, где-то в середине восемнадцатого века папа Григорий III 1 ноября освятил одну из капелл Собора Святого Петра, что в , в честь всех Святых. И с этого момента, дата празднования Дня всех Святых у католиков и протестантов приходится на 1 ноября.

Пантеон является поистине грандиозным строение, здесь как нигде можно прикоснуться к истории веков, хотя именно в Риме таких мест множество, взять хотя бы наиболее известные , и другие величественные сооружения Рима. К тому же в те времена здание Пантеона представляло собой большое инженерное достижение античности.

В настоящее время помимо исторического и архитектурного наследия Пантеон привлекает к себе множество туристов своей интересной и необычной архитектурой. Дело в том, что в Пантеоне вообще нет окон, и единственным источником света является большое круглое отверстие, диаметров в 9 метров, находящееся в куполе Пантеона. Именно через это отверстие проникает солнечный свет внутрь Пантеон, освещая внутреннее убранство.

В ясную солнечную погоду, луч света, проникающий в это отверстие на потолке, не рассеивается, а исходит прямым потоком от купола к полу, что привлекает внимание. В случае дождя вода, падающая вниз, стекает в 22, почти невидимых отверстия в полу. А когда идет снег, снежинки, попадающие в отверстие купола, благодаря ветру и внутренней атмосфере в Пантеоне, образуют сказочные завихрения, похожие на танцы.

В Пантеоне всего одно отверстие, не потому что римлянам было лень прорубать стены, вовсе нет, сделано это специально, поскольку в Древнем Риме одно отверстие означало единство всех божеств.

Вид Пантеона с тыла здания, с улицы Via della Palombella

В Пантеоне погребены короли Италии: Виктор Эммануил II и Умберто I, королева Маргарита Савойская и великий итальянский живописец и архитектор Рафаэль.

Вход в Пантеон совершенно бесплатный. Храм открыт для посещения с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Закрыт для посещения в некоторые праздники. Расположен в самом центре исторической части Рима, по адресу: Piazza della Rotonda, 00186 Roma, Италия. Добраться можно пешком или на метро, ближайшая станция - Barberini.

Площадь Ротонды в Риме

Пантеон находится на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda) или просто, как её называют в народе Пьяцца дель Пантеон и площадь Ротонды.

Эта небольшая, но вполне уютная площадь располагается у главного входа в Пантеон. И названа она в честь основного своего строения Пантеона.

Вокруг площади можно видеть здания, построенные в нескольких архитектурных стилях. По периметру площади размещены гостиницы и кафешки с открытыми террасами, а в центре её украшает одноименный фонтан - Fontana del Pantheon .

Этот фонтан эпохи Ренессанса, был построен приблизительно в 1575 году по проекту архитектора Джакомо делла Порта. Изначально фонтан состоял из прямоугольного резервуара серого африканского мрамора, а в бассейне фонтана располагалась порфира и два каменных льва. В 1711 году по воле Папы Клемента XI Альбани Фонтан дел Пантеон был реконструирован, и увенчан высоким Обелиском.

Пантеон самое загадочное из всех сооружений Древнего Рима. Никто доподлинно не знает когда и главным образом, как он был построен. Любой современный строитель вам скажет, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. А Пантеон стоит. Считается, что его строительство было закончено к 120 году н.э.

Такие выводы о возрасте Пантеона сделаны официальной наукой на основании чтения сохранившихся летописей. Но в исторических источниках нет точного указания даты в принятом сегодня лето исчислении. Т.е. были построены некие логические цепочки рассуждений (правильные или не правильные) и на их основании окончание строительства Храма всех богов отнесли к 120 году нашей эры и правлению императора Адриана.

Пантеон был в свое время построен, как Храм всех богов, но уже давно стал церковью Святой Марии и Мучеников. Вход в действующие церкви бесплатный, наслаждайтесь.



Доступны аудиогиды на русском языке

Странное отсутствие истории перестроек

Википедия (я читала статью на англ., на русском языке написано гораздо меньше) странным образом почти ничего не сообщает о перестройках и ремонтах Пантеона, а ведь любое здание нуждается в ремонте, ничто не вечно. А Пантеон выходит почти вечен? Вспомните помещичьи усадьбы России, построенные аналогичным Пантеону способом из кирпича и раствора. В каком они находятся состоянии? А ведь они заброшены всего то какие-то жалкие 100 лет.

Солидный возраст Пантеона вступает в противоречие с кирпичными стенами и бетонным куполом здания. Кирпич и бетон имеют ограниченный срок годности, современная строительная наука утверждает, что время жизни бетона не более 600 лет. Подумайте о венецианской кампаниле, ведь она обрушилась в 1902 году классическим образом — развалилась на отдельные кирпичики. Т.е. связи между кирпичами ослабли до такой степени, что вся конструкция буквально за несколько мгновений превратилась в груду строительного мусора.

А Пантеон древнее кампанилы почти на 1000 лет, согласно официальной исторической версии.



Пантеон стоит в подтопляемой зоне, любой строитель скажет, что это очень вредно для здания

Самое старинное изображение Пантеона я нашла от XVII века. Картина написана голландским живописцем Золотого века Willem van Nieulandt II, родившимся и постоянно проживавшим в Антверпене. Уже тогда он выглядел заброшенным, но для того чтобы порасти кустами зданию не нужны тысячелетия, достаточно будет 10-15 лет отсутствия ухода.



Вид Пантеона, Willem van Nieulandt II (годы жизни 1584-1635)

Самой большой иллюстрацией изменений конструкции Пантеона является нижеследующая картина Пиранези. В XVI веке архитектор Бернини по указанию очередного Папы построил наверху две странные колокольни, прозванные в народе «ослиные уши Бернини», чтобы придать античному храму большее сходство с церковью. Спустя два века, их убрали.

Обратите внимание, как за 150 лет, прошедших с момента написания предыдущей картины изменились окрестности. Дома подступили почти вплотную к храму. И остаются в такой же близости и поныне.



Вид Рима, Пиранези, 1761 год, хранится в музее Сан Франциско

Следы перестроек Пантеона впрочем бросаются в глаза, но по каким-то причинам о них ничего не сообщается. Обратите внимание над портиком хорошо видны следы предыдущего портика. Почитайте историю любого древнего сооружения кроме римских, и вы увидите длинную череду перестроек и ремонтов. А история древнего Пантеона делится на три отрезка:

  1. Пантеон начала первого тысячелетия, с пожарами, разрушениями и восстановлением к 120 году. Забвение почти 400 лет.
  2. Потом следует краткий эпизод с закрытием языческого храма и открытием христианского в этом же здании в 609 году. Забвение около 900 лет.
  3. Дальше история продолжается уже в XVI веке.

Итого провал величиной в 900 лет. Тут явно что-то не так. 900 лет для кирпичного здания это почти вечность. Нигде не сообщается, что Пантеон подвергался основательной перестройке. Считается, что это самая хорошо сохранившаяся постройка Древнего Рима, даже мраморная отделка внутреннего помещения большей частью оригинальная.

Эти замысловатые капители колонн тоже оригинальные.



Над главным алтарем

Загадочный купол

Главной загадкой Храма всех богов является его купол. Бетонный, не армированный купол, которому около 2000 лет??? Исследователи сообщают, что нижние ярусы купола сделаны из более твердого бетона, чем верхние. А в бетон верхних ярусов была подмешена пемза для облегчения конструкции. До сих пор купол Пантеона остается самым крупным не армированным куполом в мире.

Толщина купола вокруг окулюса 1,2 метра, а при взгляде снизу и не скажешь.



Кессонный купол и окулюс

Любопытно, что когда мы были нам рассказывали про уникальный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, построенный Брунеллески в 1436 году, т.е. на 1316 лет позже Пантеона. Поведали про проблемы с которыми столкнулся архитектор. Боялись, что огромный и очень тяжелый купол раздавит стены собора.

На фоне купола Пантеона гениальность Брунеллески меркнет, разве он никогда не видел Храма всех богов в Риме и не мог попытаться сделать что-нибудь подобное? Но очевидно, что не видел, хотя в его биографии рассказывается, что он ездил изучать античные развалины Рима, но конкретно о том, что он изучал купол Пантеона не говорится. Купол Санта-Мария-дель-Фьоре — двойной, чтобы распределить нагрузку, т.е. по конструктивному решению совсем другой.

Легенды о Пантеоне

Для начала замечу, что римляне сами признают за собой мастерство в сочинении и продвижении легенд в жизнь. Ведь наслушавшись красивых историй в Рим устремятся туристы, один из основных источников дохода итальянцев. Поэтому к римским легендам нужно относится соответственно. Но тем не менее нижеизложенные истории имеют место быть.

Римские легенды сообщают, что Пантеон был построен на месте с которого вознесся на небеса сам Ромул — основатель Рима. И различные Храмы всех богов стояли на этом месте со времен основания Рима. И это еще не все.

Так же рассказывают, что чтобы сделать купол все здание засыпали землей, смешанной с монетами. Это была своеобразная опалубка и строительные леса в одном флаконе. А после завершения строительства, разрешили народу землю из помещения забрать вместе с монетами. Говорят, что стены были освобождены от земли в течение суток.

Эти легенды говорят о том, что как была сделана опалубка для заливки купола не известно.

Удивительная гармония форм

Внутреннее помещение Пантеона имеет форму цилиндра, высота которого равна радиусу сферы купола, и составляет 43,3 метров. Внутри совсем нет окон, кроме загадочного отверстия по центру купола, известного еще как Oculus!



Чертеж для иллюстрации гармонии форм

Окулюс очень своеобразный архитектурный элемент, нигде более я не видела подобного окна в потолке. Естественно через него в помещение попадает свет и дождь. Пол сделан таким образом, чтобы дождевая вода сливалась в специальное отверстие. Очевидно, что при изначальном строительстве лучу света, проникающему внутрь через околюс, отводилась значительная роль.

В Нишах, расположенных по кругу храма, стояли 7 статуй римских богов, соотносимых однако и с 7 планетами древности (Солнцем, Луной, Венерой, Сатурном, Юпитером, Меркурием и Марсом.). А луч света в течении дня обходил только половину круга и освещал поочередно статуи дневных богов. Можно сказать, что Пантеон был античной обсерваторией и храмом одновременно.

Световой эффект можно посмотреть 21 апреля, когда полуденное солнце падает ровно на металлическую решетку над дверным проемом. Римляне праздновали 21 апреля день основания города. В этот день сам император стоял у входа в Пантеон в окружении света, идущего изнутри. Этот свет ставил императора на одну ступень с богами, обитателями Пантеона.

Захоронения в Пантеоне

Захоронения в Пантеоне начали делать тоже уже в XVI веке, если не считать странного эпизода времен перепрофилирования храма из языческого в христианский. Говорят Папа Бонифаций IV велел перевезти 28 возов костей святых из римских катакомб в Пантеон в 609 году.

В настоящее время в Пантеоне находятся могилы Рафаэля Санти (годы жизни 1483-1520), архитектора Бальдассаре Перуцци (годы жизни 1481-1536), живописца Аннибале Карраччи (годы жизни 1560-1609), композитора Арканджело Корелли (годы жизни 1653-1713), короля, объединившего Италию — Виктора Эммануила II (годы жизни 1820-1861), короля Умберто I (годы жизни 1844- 1900). Хоронить великих людей Италии в Пантеоне начали только начиная с XVI века, а в XVIII веке французы построили свой Пантеон в Париже и так же начали хоронить в нем великих людей Франции.



Захоронение Рафаэля Санти

В архитектуре известны многие подражания римскому Пантеону, но все они построены не ранее XVI века.

Странные круги из красного порфира в полах

В Храме всех богов сохранился оригинальный мраморный пол, состоящий из ряда геометрических узоров, еще с древнеримских времен. Однако большой круг на полу из красного порфира мы видели еще в Соборе Святого Петра, на нем Карл Великий преклонил колени, когда в Рождество 800 года он был коронован папой Львом III императорской короной. Потом еще 21 император преклоняли колени, получая корону Священной Римской империи из рук папы.

Мраморные полы Пантеона за 2000 лет ни капли не потерлись, я думаю многие из вас за свою жизнь видели сильно потертые мраморные полы и лестницы в зданиях куда меньшего возраста. Или полы не оригинальные или в Риме мрамор исключительной твердости?

Порфировый круг в полу Пантеона

Аналогичный круг из красного порфира есть и в базилике Санта-Мария-ин-Космедин (это там где находятся Уста Истины). Считается, что базилика была построена в VI веке. Даже круг в базилике выглядит более старым, чем круг в античном Пантеоне.



Полы в базилике Санта-Мария-ин-Космедин

Пока искала что-нибудь об этих порфировых кругах в полу наткнулась на информацию, что в Святой Софии, что находится в Стамбуле есть такой же круг. Получается, что христианские церкви унаследовали от языческих храмов традицию делать в своих полах такие порфировые круги? Ведь Пантеон изначально строился, как языческий храм.



Пол в Соборе Святого Петра

В Соборе Святого Петра, стоя на круге короновались императоры, в Святой Софии стоял на этом месте императорский трон, но что же тогда означал этот круг в скромной базилике Санта-Мария-ин-Космедин? Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос?

Таинственный фронтон

Только в XVII веке по повелению папы Урбана VIII с фронтона Пантеона были убраны некие бронзовые фигуры, стоящие там со времен римских императоров. Предполагается, что это был имперский орел с лентой. Урбан VIII пустил античные бронзы в переплавку на пушки для замка Святого Ангела.

Колонны поддерживают треугольный фронтон с надписью «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Это единственный фрагмент, оставшийся от первоначального храма, построенного Агриппой, и считается, что Адриан оставил его в память о своем предшественнике, когда восстанавливал Пантеон после пожара.

Бронзовые буквы надписи кстати отлили заново уже в XIX веке по следам, оставшимся на фронтоне. Восстановление рисунка или надписей по следам (дыркам в стене), оставшимся после их потери, выглядит достаточно сомнительно. Отверстий на фронтоне очень много.

Странные колонны портика

16 массивных коринфских колонн, поддерживающих портик, весят 60 тонн каждая. Они 11,8 м в высоту, 1,5 м в диаметре и приехали в Рим из Египта. Эти колонны тащили более 100 км от карьера к реке Нил на деревянных санках. Они сплавлялись на баржах вниз по реке Нил, когда уровень воды был высок во время весенних паводков, а затем были перегружены на другие суда, чтобы пересечь Средиземное море по направлению к римскому порту Остия. Там они были еще раз перегружены обратно на на баржи и отправлены вверх по реке Тибр.

Основание колонны Пантеона

В Санкт-Петербурге есть такой блогер ZigZag . Он развивает теорию о том, что наш Исаакиевский собор построили «инопланетяне», а не , на основании тех фактов, что колонны Исаакия выполнены из монолитного гранита и весят по 114 тонн каждая. Мол де и вырубить и транспортировать и обработать эти громадины в XIX веке было невозможно из-за отсутствия современной техники. Что же тогда можно сказать о гранитных колоннах Пантеона? Ведь предполагается, что их изготовили и установили намного раньше.

Колонны Пантеона по сравнению с колоннами Исаакия гораздо более грубо обработаны и местами повреждены, повреждения отмечены еще на гравюре Пиранези от 1761 года. Исаакиевские колонны полированы почти идеально, на них есть лишь сколы, нанесенные во время ВОВ, есть еще заплатки, сделанные во время строительства.

Еще один странный факт

В 609 году Пантеон стал первым языческим храмом, превращенным в церковь, и поэтому он был спасен от разрушения в средние века. Тут мне хочется задать вопрос: «Первым из какого набора храмов? Кто в те далекие времена вел подобную статистику и как она дожила до наших дней?». Сегодня это церковь Святой Марии и Мучеников.

Про фонтан и египетский обелиск перед Пантеоном

На площади перед Пантеоном находится красивый фонтан. Он был разработан известным архитектором Джакомо делла Порта в 1575 году и выполнен из мрамора Леонардо Сормани. В 1711 году папа Климент XI велел архитектору Филиппо Баригнони разработать новый проект фонтана, который бы включал другой бассейн, сделанный из камня, и обелиск Рамзеса II, расположенный в центре на постаменте с четырьмя дельфинами у основания.



Основание фонтана на площади Ротонды

Хочется отметить любовь Пап к гранитным египетским обелискам. Всего в Риме установлено целых 13 подобных обелисков, на многих из них нанесены иероглифы. Почти про все римские обелиски рассказывают аналогичные истории. Сначала во времена Древнего Рима обелиск доставили морем из Египта, потом он некоторое время украшал столицу Империи, затем его нашли при раскопках проводимых уже в XVII-XVIII веках и установили на новые постаменты. Все обелиски установлены по повелению Римских Пап.



Площадь Ротонды в Риме с египетским обелиском

Т.е. отцы римско-католической церкви не усматривают в установке языческих обелисков в своей столице ничего странного. Для примера замечу, что в Санкт-Петербурге в лесопарке «Сосновка» уничтожили деревянных идолов буквально весной 2015 года по религиозным соображениям, хотя, я и быстрее всего и большинство горожан никогда не усматривали в деревянных скульптурах, установленных в лесопарке никакого языческого подтекста. Вот такие мы разные.

Или может быть правы новые хронологи А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский? И раньше Египет тоже был христианской страной, разумеется со своим национальным колоритом, и Папы на этом основании украшали Рим обелисками.

Мне кажется, что все таки в определении возраста Пантеона закрались ошибки, возможно потеряны сообщения о перестройке купола или всего здания.

Любопытно, что после реставрации и пристального изучения знаменитой скульптуры Капитолийской волчицы был установлен её реальный, а не летописный возраст. Оказывается скульптуру изготовили в XII веке, а не в 500 году до нашей эры, как об этом сообщалось ранее. Бывает, что древние летописцы писали про одно сооружение, а историки отнесли эти записи совсем к другому. Может быть после дополнительных исследований и возраст Пантеона будет пересмотрен, а с ним и всего Древнего Рима.

Хотя утверждения о древности города или рода, сулят такие привилегии, что сделать что-то подобное будет не просто. Табличку в музее рядом с Капитолийской волчицей так и не поменяли.

Совсем рядом с Пантеоном находится не менее . Во-первых сразу же удивляет её название, совмещающее не совместимое — древнегреческую богиню и Святую Деву Марию, а во-вторых эта церковь была опорой инквизиции, именно там произносили свои отречения от ереси многочисленные осужденные, в её дворе раскладывали костры. В храме хранится одно из произведений Микеланджело…

Пантеон (Pantheon) - это одна из главных достопримечательностей Рима, на сегодняшний день это самое древнее сооружение полностью сохранившее свой облик еще со времен Римской Империи. Пантеон по праву называют архитектурным чудом света, и не посетить его во время поездки в Рим просто невозможно.

Название "Pantheon" означает «Храм всех Богов». С греческого "пан" переводится как "все", а "теон" - "божественный".

История римского Пантеона

История Пантеона начинается в 27-25 гг. до н.э. Возводили самый первый храм в честь основных древнеримских богов.

Храм строился под руководством консула Марка Агриппы. Именно он решил Пантеон отделать мрамором, статуями, а фасадом указать на южное направление. До наших дней сохранилась бронзовая надпись на портике Пантеона «M. Agrippa L. F. cos Tertium Fecit», которую можно перевести как "Марк Агриппа, консул в третий раз, возвел это здание".

Изначальный вид Пантеона был сильно поврежден во время пожара 80 года нашей эры. Благодаря императору Домициану, Храм, как и многие другие сооружения, были отстроены заново. Но и этот облик был утрачен в результате попадания молнии.

Во времена правления императора Андриана (117-138 гг.) Пантеон Агриппы был заново отстроен и приобрел новый вид, так как император хотел видеть храм в виде земного шара и небесной сферы. Задумку Андриана воплотил в жизнь известный архитектор тех времен Аполлодоро Дамасский.

По задумке Апполодора здание обратили фасадом на север, увеличили по площади, а в качестве фундамента установили подиум со ступенями. Но из-за неустойчивой почвы здание постепенно проседает.

Любопытные факты

Основание Пантеона является сферическим и поэтому верхняя часть сооружения имеет куполообразную форму. В центре этого купола находится так называемый Глаз Пантеона. Единственное «окно», расположенное в высшей части купола. Именно через него раз в год в самый длинный день лета (21 июня) солнечные лучи освещают главный вход.

При строительстве очень хорошо была продумана конструкция здания. Так, например, пол выполнен слегка возвышенным по центру, для эффективного стока дождевых вод в сложнейшую подземную канализацию. Стены предназначены в большей степени для поддержания мощного купола. Поэтому в зависимости от высоты имеют разную толщину и структуру.

Вход в Пантеон сооружен в виде величественного портика и двойным рядом массивных колонн в греческом стиле. Все это отделано мрамором различных оттенков, привезенных не только из окрестностей Рима, но и из Египта. По всему периметру здания видны отверстия в стенах, предположительно от элементов бронзовой отделки, которую по распоряжению папы Урбана VIII сняли для отделки Базилики Святого Петра.

Внутри Пантеон состоит из двух залов - передний зал (проходной) и круглый зал. При отсутствии окон здание обладает хорошей вентиляцией и акустикой, а во внутреннем зале могут находиться одновременно до двух тысяч людей. В переднем зале расположены колонны из серого и красного гранита. Когда-то здесь находились статуи Августа Октавиана и Марка Агриппы.

Вход в круглый зал отгорожен массивными бронзовыми дверями, сохранившимися еще с античных времен. Стены и пол также отделаны мраморной облицовкой и плитами. В стенах большого зала расположены восемь ниш - вход и ниши, в которых изначально располагались статуи семи основных богов древних римлян. Теперь же в этих нишах расположены статуи христианских святых.

В средневековые времена существование Пантеона было под угрозой. Так как Римская Империя пала, все, что напоминала о ней в раннем христианстве, считалось языческим. Но, благодаря папе Бонифацию IV, храм был облюбован верующими и освящен в церковь.
Христианская вера оставила свои следы на стенах и в интерьере Пантеона. На стенах появились фрески и иконы, алтарь и скульптуры святых стали частью современного храма, а захоронения великих людей той эпохи придают памятнику еще большую ценность. В различные времена здесь были похоронены не только выдающиеся деятели искусств (дель Вага, Карраччии, Рафаель Санти со своей невестой, Арканджелло Корелли и т.д.), но и представители королевской династии Савойской.

Пантеон Агриппы - это действительно ценный памятник античной архитектуры, который смог, спустя века, донести до нас свой исторический облик.

Пантеон открыт ежедневно с 9 до 19.00, вход бесплатный (ведь это действующая церковь), лучше всего посещать с утра в 9-10 - в это время меньше всего туристов.

Заказать интересную Обзорную экскурсию по Риму с посещением Пантеона можно написав на почту [email protected] или по телефону +39 3275381738 (также viber, whats"app)

Римский Пантеон — одно из самых впечатляющих зданий в Риме. К тому же это чуть ли не единственное сооружение Древнего Рима дошедшее до наших дней почти без изменений.

Пантеон — это храм посвященный всем богам.

Первый храм на этом месте в Риме построил в 27 г. до н. э. Марк Випсаний Агриппа, полководец и соратник императора Августа. После пожара Пантеон был полностью перестроен в 118 - 128 гг. при императоре Адриане. Именно он на фасаде нового Пантеона приказал сделать старую надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, соорудил».

Архитектурные особенности Пантеона

Вход в Римский Пантеон украшает торжественный портик с колоннами в греческом стиле, которые стоят в два ряда. Все колонны сделаны из красного египетского гранита и греческого мрамора и являются монолитными.

Купол опирается на ротонду, стены которой состоят из восьми ниш, соединенных между собой многоярусной аркадой, заложенной кирпичом. Внутреннее убранство типично для древнего Рима.

Купол римского Пантеона создан из бетона с заполнением кирпичным щебнем и пемзой; верхняя часть купола состоит из пемзобетона. Этот купол до сих пор является самой большой конструкцией из бетона.

Стены Пантеона отделаны мрамором. В них сделаны ниши, в которых стояли статуи античных богов.

Пол вымощен мраморными плитами. В центре устроены стоки для воды, которая во время дождя попадает в храм через световое отверстие в куполе.

Окон в Римском Пантеоне нет. Но здание обладает хорошей естественной вентиляцией. В нем не ощущается сырость даже в дождливое зимнее время. К тому же здесь прекрасная акустика. В Пантеоне может находиться более двух тысяч человек.

Пантеон — христианская церковь

Это чудо сохранилось благодаря тому, что в начале VI века папа Бонифаций IV решил, что стоявший на бывшем Марсовом поле в Риме среди развалин Пантеон подойдет под устройство в нем церкви. В 609 году в нем была освещена церковь святой девы Марии и всех мучеников.

На торжественное освящение церкви находились почти все римские священники. Однако в средние века люди находились в постоянном страхе, подпитываемым христианской церковью. Поэтому на торжестве людям виделись перепуганные бесы, убегающие через круглое отверстие в куполе.

Пантеон — усыпальница

В 1520 году в Пантеоне был похоронен .

В Римском Пантеоне похоронены также Виктор-Эммануил II и Умберто I, первый и второй короли Объединенной Италии.

Сейчас перед Пантеоном стоит египетский обелиск, в античности находившийся в храме Изиды на Марсовом поле.

Лично для меня расхожая фраза «Увидеть ….. и умереть» относиться исключительно к Риму. Хотя, увидев хоть однажды, умирать совсем не хочется. Хочется возвращаться сюда снова и снова. вполне оправдывает свое прозвище Вечный город – каждая эпоха оставила здесь свой след. Гуляя по Риму, чувствуешь, будто совершаешь прогулку во времени.

Среди бесчисленных достопримечательностей города (собственно весь исторический центр – одна большая достопримечательность) одним из первых в списке всегда значится Пантеон. После посещения Колизея и Римского форума путь туриста, как правило, лежит к античному Пантеону.

В центре крошечной пьяцца Ротонда стоит фонтан с египетским обелиском. Прежде чем войти внутрь Пантеона, обязательно присядьте на ступеньках фонтана и проникнитесь величием и размахом древнеримской архитектуры. Вообщем-то, парадная сторона с портиком самая красивая.

Если смотреть с другой стороны, само здание целлы (внутренней части) из кирпича довольно неказисто и похоже на цилиндр с «крышкой». Это связано с особенностями конструкции, купол находится в толще стены и внутри имеет правильную форму полусферы.

Об истории Пантеона

Треугольный квартал, ныне зажатый между виа дель Корсо, корсо Витторио Эммануеле и Тибром, начал застраиваться во времена императора Августа (44 г до н.э. – 14 г н.э.). До этого здесь было Марсово поле – участок города, изначально предназначенный для военных и гражданских собраний, по которому любили прогуливаться горожане. После 14 лет гражданских войн внешний облик Рима не соответствовал имперским амбициям Августа, и по его приказу город начали активно застраивать. Историк Светоний не зря сказал: «Август принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным».

Собственно круглый храм (или ротонда) был построен по приказу соратника Августа Марка Агриппы (о чем свидетельствует надпись на фронтоне) в 27-25 гг до н.э, когда император был в военном походе. По легенде, древнеримский Пантеон стоит на месте, где был обожествлен основатель Рима Ромул.

Греческое слово пантеон переводится как «храм всех богов», хотя на самом деле храм посвящен всего 12 богам–олимпийцам, которым поклонялись в Риме с 3 в до н.э. По свидетельству историка Плиния, Агриппа хотел посвятить храм Августу и поместить внутри статую императора. Но последний отверг эту идею, именно поэтому храм посвятили 12 богам римского пантеона, среди которых оказалась статуя обожествленного Юлия Цезаря. А изваяния Августа и самого Агриппы поместили в нишах портика.

Хоть Август и не разрешил посвящать ему храм, свой мавзолей он недвусмысленно построил точь-в-точь такой же формы, а вход в него находится напротив входа в Пантеон, если провести прямую линию на карте.

Агриппа приказал богато украсить храм: пол был выложен мрамором, на колоннах были бронзовые капители. Над украшениями божеств тоже потрудились на славу: например, серьги у статуи богини Венеры были из жемчуга, принадлежавшего самой Клеопатре.

Здание Пантеона было 2 раза разрушено: первый раз при пожаре 80 года н.э., и второй раз от удара молнии в 110 г. н.э. Во время реставрации 125 года от первоначального храма Агриппы почти ничего не осталось, но тем не менее император Адриан приказал увековечить на фронтоне имя основателя.

Зато римский Пантеон уцелел в эпоху кризиса и падения Западной Римской империи и в 608 году был подарен византийским императором Фокой папе римскому Бонифацию IV, а в 609 году был освящен как католическая церковь Святой Марии и Мучеников.

Позолоченное покрытие купола сняли в 663 году и заменили на свинцовое. В 1625 бронзовые элементы портика и, возможно, скульптуру с фронтона отдали мастеру Бернини для изготовления знаменитого балдахина в соборе Святого . Также Бернини сконструировал для Пантеона две колокольни, которые много критиковали, называя «ослиными ушками». И в 1883 их демонтировали.

Стендаль в своих «Прогулках по Риму» писал, что Пантеон является поистине самым красивым из всего наследия римской античности, он так мало пострадал от времени, что и древние римляне, должно быть, видели его точно таким же.

Как добраться?

Весь центр города – зона для прогулок. Передвигаться тут удобнее пешком, заодно можно и хорошенько все рассмотреть. А вот с метрополитеном Риму не повезло, это один из самых неудобных, из тех, в которых мне доводилось ездить. Да и ветки всего три, особо никуда не доберешься. Но в качестве оправдания строителей метро можно сказать, что при таком количестве древних памятников под землей построить удобную подземку тут – дело не из легких.

Итак, лучше всего при посещении Рима останавливаться в центре. Если же вы живете за пределами стен, опоясывающих центр города, то поездки на метро не избежать. Билеты продаются в специальных билетных автоматах, которые есть на каждой станции, меню там на разных языках. В принципе, пользоваться им довольно легко.

Ближайшие к Пантеону станции: Колоссео (Colosseo), Барберини (Barberini) или Спанья (Spagna). Правда, от любой из них идти пешком минимум минут 15-20. Лично для меня это никогда не было проблемой, как правило, это все равно быстрее, чем ждать автобус, да и разобраться в автобусах в центре города новичку не так просто.

Хоть улочки Рима и запутанные, найти Пантеон легко. Сейчас у большинства есть навигатор в смартфоне, либо можно взять бумажную карту в туристическом бюро. Или просто следовать за людским потоком, он вас приведет куда надо. Если заблудитесь, повсюду висят указатели – все-таки туристическая столица Европы. Но если кому-то, все же лень идти пешком, от метро Колоссео на автобусе 87 можно доехать до остановки «Виа Торре Арджентина» (Via Torre Argentina), и далее пройти 3 минуты по улице Торре Арджентина до Пантеона.

Часы работы и правила посещения

Пантеон открыт для посещения ежедневно с 9.00 до 19.30, по воскресеньям до 18.00. В дни государственных праздников 1 января, 1 мая и 25 декабря посетить Пантеон нельзя. В остальные праздничные дни с 9.00 до 13.00.

Вход в Пантеон бесплатный, как в любую действующую церковь. И правила посещения как у обычной церкви, то есть вас попросят соблюдать тишину и дресс-код. Плечи и ноги выше колена должны быть прикрыты. Обычно при входе в любой храм стоит корзина с платками, которые можно на себя накинуть или обернуть вокруг талии, так как в жарком климате большинство ходит в майках и шортах. Но так как в Пантеоне всегда очень много туристов, за этим особо никто не следит, и можно войти как есть.

Каждую субботу в 17.00 в храме проводятся католические мессы, которые может послушать любой желающий. В дни церковных праздников мессы начинаются в 10.30, расписание обычно висит внутри при входе в храм.

Почему стоит увидеть храм Пантеон в Риме?

Пантеон ценен, прежде всего, своими конструктивными особенностями. Его купол был самым большим куполом из бетона такого типа для своего времени – его диаметр 43.44 м. Внешние стены храма скрывают купол на 2/3, внутри стен проложены коридоры с окнами. Стены такой толщины и высоты были построены, чтобы удерживать колоссальный вес купола в 5 тонн. Он и по сей день остается самым большим бетонным куполом в мире. Внутренняя поверхность разделена на 5 рядов с 28 кессонами в каждом – это квадратное углубление в куполе, предназначенное для уменьшения его веса. 28 у древних считалось идеальным числом.

Как я уже писала выше, со всех сторон, кроме главного фасада, здание более чем скромное. Дело в том, что в древности этих трех сторон просто не было видно из-за соседних строений. Поэтому его не то, что не декорировали, а даже построили из разных материалов – туфа, травертина и кирпича.

Зато внутри Пантеон поистине великолепен. Хотя в принципе все католические церкви в Италии богато украшены. Когда входишь внутрь, первое, что поражает – это размеры и магический столб света, проникающий через круглое отверстие в куполе. В солнечный день, когда светило в зените, луч становиться практически "вещественным". Кстати, отверстие в куполе – единственный источник естественного освещения храма. Сейчас внутри, конечно, проведено электричество, и там светло в любое время дня.

Интерьер храма выполнен с использованием разноцветного мрамора – любят итальянцы, чтобы все было роскошно. По всему периметру в толще стен сделаны 6 трапецевидных ниш, отделенных от основного пространства двумя колоннами. А напротив входа полукруглая ниша, она наоборот открыта, и служит главным алтарем храма. Между нишами храм украшают 8 эдикул - это тоже ниши, но на пьедестале с фронтоном и колоннами. В древнеримской архитектуре в них размещали статуи богов. Как в любом католическом храме, посередине стоят скамьи для молящихся.

В эпоху Возрождения Пантеон использовали для погребения знаменитых людей. Здесь можно найти могилы знаменитых художников Рафаэля и Аннибале Караччи, а среди королевских особ покоятся Маргарита Савойская, король Умберто I и Виктор Эммануил II.

Пол Пантеона не абсолютно ровный, а имеет небольшой наклон, чтобы дождевая вода стекала в специально для этого сконструированные 22 отверстия. Существует легенда, что дождь не попадает внутрь из-за особого движения воздуха, но это всего лишь легенда, не имеющая отношения к реальности. В дождливые дни отверстие в куполе является источником не только света, но и воды.

Выйдя из многолюдного храма на не менее многолюдную пьяцца Ротонда, обязательно загляните в соседнюю базилику Санта Мариа Сопра Минерва . Это жемчужина, полная шедевров эпохи Возрождения и Барокко.



Животные