Православная церковь в риме на карте. Храм великомученицы Екатерины в Риме — «Русский дом на берегах Тибра. Главные соборы Рима

Православный Рим появился после того, как великая империя позаимствовала религиозную модель у греков. Большая часть богов, существовавших у греков, получила новые римские имена и православный Рим обзавелся собственным Олимпом.
Прошло несколько веков, разочаровался в своих божествах, в конце I века н. э. в Италии появилось христианство – новая религия.

Христианство уверенно занимало лидирующее положение и постепенно вытесняло другие верования с территории Рима и всей страны. Но через два века Флавий Клавдий Юлиан, римский император, запретил христианство. В 313 году н.э. Константин Великий своим указом призвал относиться ко всем религиям с уважением.

Православный Рим получил поддержку государства и начал строительство одного из самых старых храмов – Латеранской базилики, увидеть это древнее здание можно в Риме и сегодня. К концу IV в. языческая вера практически исчезла из жизни римлян, христианство вошло в жизнь римлян. В это время возводилось огромное количество храмов, названных римлянами базиликами, большей частью можно любоваться сейчас. Воздвигали здания на месте разрушенных языческих, так появлялся православный Рим.

Православная святыня находится на территории Ватикана. – невероятное и потрясающее воображение строение. Собор величественный, оставляющий незабываемое впечатление на каждого, кто оказывается рядом.

Базилика Святого Павла

Представление о православном Риме будет неполным без базилики Святого Павла. Это великая папская базилика, увидеть которую мечтает каждый верующий. Посещают это православное место в Риме для того, чтобы получить отпущение грехов в обряде, который называется «святая Дверь». Это действо происходит во время Юбилейного года в православном Риме, ранее такое событие происходило раз в 100 лет. Традиции этого мероприятия предполагают, что паломник должен обойти 7 храмов в Юбилейный год, в которых происходят эти события.

В православном Риме в число таких храмов включены базилика Святого Петра, храм Девы Марии Маджоре и Латеранская базилика. Базилика Святого Павла находится на месте предположительного захоронения апостола Павла. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, решил, что базилика имеет слишком простое убранство и решил возвести впечатляющее по архитектуре строение. Завершилось строительство лишь при папе Льве I в V веке.

Православный Рим сохранил базилику практически в первозданном виде, модные изменения эпохи Возрождения и стиля барокко не коснулись этого храма.


15 июля 1823 г. Произошла трагедия, храм сильно пострадал от пожара. Причиной возгорания стал человеческий фактор, рабочие, производившие работы на крыше, не должным образом затушили костер, в результате здание пострадало серьезно. Восстановительный процесс был очень длительным. Реконструкция храма была завершена лишь в девятнадцатом веке.

Особенностью считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. Если вы окажетесь в этом православном храме, то увидите, что несколько мест для портретов остаются пока пустыми. А еще в этом месте православного Рима вам расскажут легенду о том, что в тот момент, когда все места будут заполнены, произойдет Конец Света.

В этом православном храме Рима хранится главное сокровище, почитаемое верующими, – саркофаг с мощами Святого Павла. Единственным, кто может служить литургию в этом месте, является Папа Римский.

Православный Рим: Базилика Святого Климента

В православном Риме есть еще одно намоленное место, оставляющее у паломников неизгладимое впечатление. Таковым является базилика Святого Климента. Находится этот храм к востоку от Колизея. Как правило, все стремящиеся сюда помнят о захоронении в этом месте четвёртого римского епископа Климента, а также Кирилла и Мефодия (часть мощей), подаривших нам кириллицу.

Есть у этого храма в православном Риме и еще одна особенность, при внимательном знакомстве с этим православным местом вы обнаружите, что храм состоит из трех разных зданий, возведенных в разное время. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, именно этот уровень доступен при сегодняшнем осмотре этого православного места в Риме. При обнаружении самого нижнего слоя потрясением стал тот факт, что именно в этом месте жил

Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Тот уровень, который сегодня доступен для осмотра, построен по традициям строительства православных храмов. Украшением базилики стала уникальная мозаика на полу, также фрески на стенах и потолке. Обратите внимание на мозаику «Крест – дерево жизни», изображен на ней Христос, окруженный цветами, птицами и виноградом. Эта мозаика отличается тем, что впервые Христос на ней распят, до этого в храмах его изображали воскресшим. Здесь располагаются гробницы четвертого епископа и русского Кирилла.

Православный Рим получил эту церковь в 2009 году. Возведен он на территории посольства России. Православная церковь названа в честь смелой девушки Екатерины, которая защищала христианство. Пропаганда Екатерины и сила её слова были столь велики, что ей удалось обратить в православие жену императора и часть его войска. Казнена была Екатерина за то, что сумела в философском споре опередить великих мудрецов.

Екатерина жила в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. Церковь, возведенная в честь Екатерины, хранит часть мощей святой. Эта православная церковь была возведена за 4 года, сегодня в ней есть действующая детская приходская школа.

Церковь Святого Николая Угодника

Православный храм в Риме, имеющий непростую историю. Адрес церкви менялся много раз, пока не получил окончательное место в особняке М.А. Чернышевского. 1932 год – год освящения этого православного места в Риме. Этот храм сегодня представляет собой трехэтажное здание, в котором хранится Иверская икона Божьей Матери, привезенной сюда из Сергиева Посада.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме)

Православный Рим почитает еще один из семи самых известных храмов. Первая церковь появилась на месте, где раньше стоял дворец Елены, матери императора Константина, соответственно сначала назван был в её честь. Интересно, что Елена сама желала возведения базилики. Сначала на этом месте был дворец, позже во время возведения базилики под пол будущего строения было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Этот факт стал основанием для добавления к названию храма приставки «в Иерусалиме».

Лишь в XVII-XVIII веках базилика стала такой, какой мы можем её увидеть сейчас в православном Риме. Это православное место хранит много реликвий, среди которых гвоздь, которым Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста, на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Православные реликвии вы сможете увидеть, если придете в базилику.

В церкви есть мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.

Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано)

Православный Рим невозможно представить без главного собора города. Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Место, на котором стоит храм, принадлежало второй жене Константина, он за три дня до смерти стал православным. Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Этот собор знаменит судом над трупом Папы Формоза. Также в этом православном храме вы сможете оценить мозаику Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

Православный папский алтарь этого собора обращен на восток, а богослужение имеет право здесь совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии “Маджоре” (Санта Мария Маджоре)

Санта Мария Маджоре – один из самых значимых соборов православного Рима. Существует легенда, связанная с возведением базилики. В 352 году папе Либерию и одному из самых богатых жителей Рима приснилась Мадонна, которая указала им место строительства будущего храма. Место выбрано было также по велению Мадонны – лежащий утром снег скрывал будущее основание базилики. Православный Рим в лице каждого Папы Римского постоянно занимался украшением этого храма. В итоге таких изменений сегодня Базилика Девы Марии – одно из самых красивых православных мест Рима.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.

Православная базилика в Риме датируется VI веком. Здание базилики сильно пострадало во время землетрясения 1348 года, а потмо надолго забыто. Папа Мартин V лишь в 1417 году задумался о восстановлении этой церкви Рима. Однако произведенные восстановительные работы были не окончательными, православная церковь еще много раз реставрировалась и видоизменялась.

В этом православном месте вы можете увидеть картину кисти Бачиччо, расположенную в самом центре внутреннего помещения, а также несколько фресок.

Здесь в мраморном саркофаге в капелле под главным алтарем находятся мощи Апостолов Филипа и Якова Младшего . Во внутреннем дворике монастыря в стене есть мраморный саркофаг со скульптурой Микеланжело Буонаротти над ним. Православная церковь была местом захоронения Микеланджело, но сейчас в саркофаге тела нет. Его когда-то увез во Флоренцию племянник мастера.

Православное сооружение, одно из самых известных сокровищ православия. Упоминание о появлении этой церкви в Риме относится к VIII веку.

Кто возвел это православное здание в Риме неизвестно, но здесь хранится Святая Лестница, по преданию, по ней несколько раз поднимался на казнь Иисус Христос.
Реставрация лестницы происходит регулярно. Но такой поток паломников проходит ежедневно по ступеням, что даже деревянная верхняя защита не выдерживает. Православные чтят историю, что Иисус, которого вели по этой лестнице на распятие, уронил капли крови на ступеньки. Сегодня эти отметины застеклены и расположены на 2, 11 и 28 ступенях.

Желание поклонится Богу и святыням прихожан из российской диаспоры и просто обычным людям в православном храме подвигло духовенство на строительство нового ортодоксального храма. Так сегодня в Риме существует Храм Святой Великомученицы Екатерины Московского Патриархата.

История возникновения

Рим известен как город христианских церквей. Но все 400 храмов имеют отношение к католицизму. Ещё в девятнадцатом веке, благодаря архимандриту Клименту Верниковскому был сделан первый шаг к созданию первого православного храма в Риме. Климент был настоятелем русской православной церкви с 1897 года по 1902 год. Благодаря патриотическому отношению архимандрита высшее церковное руководство и высшие чины власти пришли к тому, что нужно построить храм, который будет соответствовать достоинству православия. Понадобилось немало времени, чтобы построить православный храм в столице католицизма. Проявив активность и настойчивость, уже в 1898 году архимандриту Клименту удалось начать сбор пожертвований. Спустя два года, в 1900 году церковный наставник Климент получил одобрительный ответ на строительство храма от самого царя Российской империи. Не только российский царь откликнулся помочь в строительства храма. Для создания храма был создан строительный комитет. Первыми руководящими лицами стали архимандрит Климент и Нелидов (российский посол в Италии). Перед комитетом стал нелёгкий выбор. Их вниманию было предложено множество архитектурных проектов. Среди этих работ можно было встретить план российского архитектора Покровского. А также работы итальянского мастера - Моральди. Сбор средств продолжался вплоть до 1916 года. Так в 1913 году царь Николай Второй официально оглашает в России о сборе средств для пожертвования на строительство будущего православного храма. Этот факт значительно ускорил процесс сбора денег. Так к 1916 году было собрано более двухсот шестидесяти пяти тысяч рублей. Эта не малая сума денег могла в полнее покрыть все затраты, которые были связаны со строительством. Но революционные действия, которые начались в этот период в России, остановили строительство. И только в 1990 году Святейший патриарх Всея Руси Алексей Второй снова заговорил о необходимости строительства храма на итальянской земле. Спустя десять лет в 2001 году был заложен первый камень, который был освящён. Так с этого момента, будущий храм именовали в честь Великомученицы Екатерины. В Пасхальные и Рождественские дни возле этого камня проходили богослужения. И только в 2003 году начинается долгожданное строительство. 19 мая 2006 года состоялось официальное освящение церкви и с того момента проходят литургии каждое воскресенье.

Архитектура

Храм Святой Великомученицы Екатерины выполнен в привычном для христиан стиле. Церковь украшает позолоченный купол с православным крестом. Внутренне убранство храма довольно нарядное. Стены и потолок расписаны картинами, где изображены лики святых. Алтарь храма увенчан множеством икон.

Окрестности

Рядом с Храмом Святой Великомученицы Екатерины располагается превосходная Площадь дель Пополо, Площадь Святого Петра и Испанская лестница.

Туристу на заметку

Храм Святой Великомученицы Екатерины открыт с четверга по воскресенье. Чаще всего двери храма открываются в девять часов утра, но бывают дни, когда литургия начинается в десять утра. Заканчиваются богослужения в районе семи часов вечера. На официальном сайте храма имеется расписание богослужений.

В 2009 году в Риме освящен русский православный храм. Чтобы русские православные люди узнали о том, что в Вечном городе у них теперь есть собственный дом, был снят документальный фильм, посвященный истории строительства. О фильме и храме великомученицы Екатерины, о его приходе рассказали архиепископ Егорьевский Марк, члены попечительского совета храма и другие причастные к его созданию люди.

Архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, — один из инициаторов строительства храма великомученицы Екатерины в Риме. Владыка Марк освящал купола и кресты храма во время строительства, приезжал и на Малое, и на Великое его освящение. «Нередко город Рим воспринимают у нас только с точки зрения современности, как столицу Католического мира, — говорит владыка Марк. — Однако для нас Рим — это гораздо более глубокое понятие. Это город святых, место, политое кровью христианских мучеников, место, где Церковь укрепилась и усилилась, и для нас именно это наследие Рима является определяющим».

О том, как у Русской Православной Церкви в Риме появился свой храм и приход, снят фильм «Русский дом на берегах Тибра». В фильме историк Михаил Талалай рассказывает о святынях Рима, о православном храме святителя Николая на улице Палестро в Риме — его клирик храма святителя Николая игумен Герман (Камалов), клирик храма великомученицы Екатерины в Риме игумен Филипп (Васильцев), посол России в Италии Алексей Мешков, член попечительского совета храма Андрис Лиепа и другие.

Идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX века архимандритом Климентом (Верниковским), который в то время был настоятелем русской посольской церкви. К 1916 году были собраны средства на строительство, но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта. О планах строительства вспомнили в 1990-е годы, и Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство. Представители Католической Церкви предлагали Русской Церкви передать в пользование один из существующих католических храмов, но председатель ОВЦС, будущий Патриарх Кирилл, настоял на решении вернуться к идее XIX века о строительстве нового храма. От определения участка под строительство в 2001 году до получения лицензии, возведения и освящения храма и первого престольного праздника прошли годы. Сейчас в храме богослужения проходят ежедневно, по субботам дети занимаются в приходской школе, по воскресеньям и праздникам храм уже полон (он вмещает 200-300 человек).

Чрезвычайный и полномочный посол России в Италии Алексей Мешков говорит, что без участия Патриарха Кирилла этот проект невозможно было бы осуществить, а сам храм стал «храмом-объединителем», поскольку вокруг его строительства объединились русские люди, живущие в Отечестве и за его пределами. Это единение не могло не затронуть и посольство — оно принимало участие в решении множества практических вопросов и получении лицензии. Для строительства храма мэрии Рима пришлось даже пересматривать отдельные законы провинции Лацио, в которую входит город Рим, поскольку они исключали новое строительство на этой территории. По словам попечителей, храм построен на народные деньги — на средства частных жертвователей без участия государственного бюджета.

Архитектор храма Андрей Оболенский рассказывает, что рельеф местности располагал к тому, чтобы выстраивать композицию ансамбля от самого подножия холма: «Нужно было поженить архитектурное решение, типичное для Рима, и традиции в рамках православного канона».

Историк Михаил Талалай говорит, что многие не верили в возможность построить храм вдали от России. Член попечительского совета храма народный артист РФ Андрис Лиепа рассказывает, как провел в Риме пять лет, работая в Римской опере, и все эти годы был свидетелем строительства: «Мы присутствовали с нулевого цикла до настоящего колокольного звона», и теперь артист говорит о храме: «Это часть нашей жизни». Андрису Лиепе запомнилось, например, как замеряли проектную высоту храма, чтобы сравнить с Собором святого Петра, поскольку не одно здание в Риме не может быть выше него. Проект оказался выше, и холм, на котором строили храм, пришлось несколько срыть.

Клирик храма святой Екатерины игумен Филипп (Васильцев) говорит, что для многих прихожан храм стал частью малой родины. Архиепископ Егорьевский Марк подтверждает, что жизнь множества эмигрантов из России, Украины, Молдавии в Италии нелегка, они часто тяжело работают, в том числе в семьях, где досматривают престарелых, и им важно знать, что здесь каждый день проводится богослужение, их здесь ждут. Для них храм — это больше чем храм, это дом. Мало в каком римском приходе, по словам игумена Филиппа (Васильцева), можно встретить столько молодых семей с детьми.

На пресс-конференции в Фонде социально-культурных инициатив, посвященной презентации полной версии фильма о храме, архиепископ Егорьевский Марк рассказал, что само по себе дело постройки храма кажется ему большим чудом. Владыка вспомнил, как впервые попал в Рим в 1994 году: тогда в Риме был только православный храм святителя Николая на улице Палестро, он был закрыт на буднях, его настоятель протоиерей Михаил Осоргин приезжал служить из Парижа. В тот год будущий архиепископ Марк постоял у дверей храма святителя Николая, но зайти туда не смог. Постепенно все стало меняться. В 2000 году приход на улице Палестро вернулся в Московскую Патриархию, на богослужениях стало возноситься имя Патриарха, но одного храма было мало. Богослужения там продолжают совершаться и сегодня, но это храм домовый, незаметный с улицы, о котором многие не знают. «Хотелось построить такой храм, который напоминал бы о святой Руси и был бы центром притяжения для всех живущих в Италии русских православных людей», — продолжает архиепископ Марк.

Оказалось, что построить в Риме новый храм очень нелегко. Идея изначально была воспринята муниципалитетом как нонсенс, хотя в Риме живут и работают тысячи русскоязычных людей. Постепенно к этой идее привыкли, и разрешение на строительство храма было выдано. Архиепископ Марк рассказывает, что на нулевой цикл — сваи и фундамент — жертвовали гораздо менее охотно, чем когда здание начало приобретать свои очертания. Попечительский совет еще не распущен, необходимы еще росписи и благоустройство, но архиепископ Марк выделяет и другие задачи: «Мало построить храм, нужно еще и создать церковь. Храм — это только здание, а церковь — собрание верующих, община. Созидание церкви продолжает оставаться задачей, хотя много людей приходят в храм». Ранние литургии совершаются на молдавском языке, поскольку община молдаван в Риме многочисленна, поздние — на церковнославянском. При храме проходят и другие мероприятия — например, конференция по славистике. «Дай Бог, чтобы в храме кипела жизнь — церковная, культурная, образовательная, социальная».

Вице-президент фонда социально-культурных инициатив Татьяна Шумова добавила, что часто бывает в Риме, и совсем недавно была свидетелем открытия года Италии в России и России в Италии, была накануне Сретения в храме святой Екатерины, и видела, что на службе очень много народа. «Церковь как община пополняется ежедневным приходом новых и новых прихожан. В этом храме появилось место для сборов — библиотека, культурный и духовный центр, где проходят чтения и вечера, где собираются люди и обсуждают насущные проблемы».

Сегодня приход храма мученицы Екатерины в Риме — ставропигиальный, то есть его настоятелем стал Святейший Патриарх Кирилл. Однако сравнительно недавно Священный Синод принял решение о создании отдельной епархии православных приходов в Италии и назначении епископа. 4 февраля этого года подписан указ президента Италии о признании официальной Администратуры Православной Церкви в Италии (до этого юридическое лицо было только у прихода святой Екатерины). Сейчас в Италии около 30 приходов, и все они растут. Администратуру не стали называть епархией, но если однажды в Итальянские приходы будет назначен архиерей, храм святой Екатерины в Риме сможет стать центром его служения.

Пока же цель попечителей храма — рассказать о нем как можно большему числу людей. Если вскоре после освящения о храме не знали даже римские таксисты, то теперь он появился на всех картах в Интернете — в гугле, яндексе и пр., издаются путеводители и карты с информацией о нем. Кроме того, попечители ищут контакты с туристическими агентствами, которые могут включить храм в маршруты своих туров. Материал о храме будет размещен в бортовом журнале Аэрофлота.

Сокращенная версия фильма «Русский дом на берегах Тибра» уже была представлена на телевидении, а к сегодняшнему дню смонтирована полная версия фильма (52 минуты), которая будет вскоре распространяться на дисках, а также, вероятно, выложена на канале «Вести» в Интернете для просмотра.

Пантеон, он же "Храм Всех Богов" - одно из главных достопримечательностей Рима и всей античной культуры. Надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Главным достоинством Пантеона является его огромный купол, выполненный из монолитного бетона. В центре купола находится круглое, обрамлённое бронзой, отверстие. Через него в период полдня в храм проникает наибольшее количество света, который не рассекается, а остаётся в форме гигантского солнечного луча. Создаётся впечатление, что свет осязаем, и что сами Боги снисходят с Олимпа, дабы осветить это величественное здание.

С 609 года Пантеон был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес - от части именно поэтому храм так хорошо сохранился до наших дней.

Храм Сатурна

Древние римляне вообще очень часто воздвигали всевозможные сооружения в честь богов, которые в знак признательности защищали город от войн и прочих бедствий. Поэтому неудивительно, что после такой важной победы городские власти решили отдать дань уважения Сатурну, дабы он и впредь хранил Рим от катаклизмов.

От храма, построенного в форме псевдопериптера, отходили два подиума, отделенные друг от друга лестницей, при этом их украшали впечатляющих габаритов колонны в ионическом стиле. Внутри Храма некогда хранилась городская казна вместе с сопутствующими бумагами о прибылях и убытках. Также здесь находилась статуя бога земледелия и садоводства Сатурна, которую во время праздничных процессий торжественно проносили по улицам Рима. Например, 17 декабря возле Храма устраивали масштабный праздник Сатурналий. К сожалению, за время своего существования Tempio di Saturno пережил несколько пожаров, и даже не смотря на реставрационные работы, до нашего времени сохранился лишь подиум с колоннадой.

Храм Святой Екатерины

История строительства в Риме русского православного храма датируется еще XIX веком, когда настоятель русской посольской церкви архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство в необходимости данной кампании. Сбор средств был поддержан уже при императоре Николае II.

Революционные события остудили пыл, казалось, что строительство храма не суждено осуществить. Но Святейший Патриарх всея Руси Алексий II вновь обратился к властям. Уже в 2001 году на Рождество, в праздник Светлой Пасхи и в день памяти Св. великомученицы Екатерины на месте будущего храма проводились службы. Вскоре был торжественно освящен первый камень, а потом наступил черед и куполов. С октября 2006 года в храме совершаются регулярные богослужения.

Храм Весты

Храм Весты в Риме издревле был одним из наиболее важных и почитаемых сооружений города. Храм был построен в честь богини Весты - покровительницы домашнего очага. Внутри храма постоянно горел огонь, олицетворявший бессмертие Рима и считавшийся священным для каждого жителя города.

Поддерживали священное пламя шесть жриц-весталок, происходивших из очень знатных семей. Юные жрицы жили в отдельном доме рядом с храмом и вели аскетический образ жизни, сохраняя обет безбрачия в течение тридцати лет. После окончания срока служения Храму весталки становились одними из богатейших жительниц Рима и могли обзаводиться семьей. Ежегодно римляне приходили к Храму 9 июля, чтобы попросить благословения и защиты для Рима и своих домашних очагов у богини Весты.

Округлое здание Храма Весты выполнено в форме толоса. Его окружает двадцать колонн, верхняя часть которых успела потемнеть от пламени священного огня. В 394 году император Феодосий повелел закрыть Храм, после чего он изрядно обветшал, однако все же сохранился и до наших дней.

во имя святителя Николая Чудотворца

ИСТОРИЯ

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180Зг. Император Александр Первый подписал указ 06 учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. Был утвержден штат с одним священником и двумя "церковниками" (т.е. псаломщиками). Св. Синоду было поручено к весне 1804г. "приготовить церковь со всею к оною потребностию". Первоначально предполагалось ее освятить во имя Свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей Апостолов и как кафедры Св. Петра.

Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного "проекта": храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823г. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828г. она была в палаццо Одескальки на пл. Святейших Апостолов, с 1836г. по 1845г. - в палаццо Дориа Памфили на пьяцца Навона, с 1845г. - в палаццо Джустиниани близ Пантеона, с 1901г. - в палаццо Менотти на пьяцца Кавур и с 1932г. - в современном помещении.

Как и все другие заграничные церкви, Римская была включена в состав С.-Петербурской епархии, но во многом, прежде всего - материально, зависела от Министерства Иностранных Дел и именовалась Посольской.

Первым постоянным священником стал с 1827г. по 1831г. иеромонах Иринарх (в миру -Яков Дм. Попов, сконч. 1877г.). который прежде служил в домовой церкви кн. Голицыной-Терди в Бергамо.

Его сменил в 1836г. иеромонах Герасим (сконч. 1849г., похоронен в Неаполе), которого. перевели в Рим из временно упразднённой миссии с церковью во Флоренции. В I844r. в Венеции о. Герасим был посвящен в сан архимандрита. С этого времени настоятелями Римской церкви назначались священники из "черного" духовенства в этом сане.

С 1849г. по 1852г. настоятелем был архимандрит Феофан (Авсенев; сконч. 1852r., похоронен на кл. Тестаччо). Из профессоров Киевской Духовной Академии, затем с 1852г. по 1855г. - архимандрит Иаков, бывший прежде игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1860-1864 гг. в Риме настоятельствовал архимандрит Палладий. Сменивший его в 1864-1866 гг. архимандрит Порфирий (в миру - Георгий Ив. Попов; сконч. 1866г., похоронен на кл. Тестаччо) был, помимо всего прочего, духовным писателем - его перу, в частности, принадлежат "Письма из Рима", печатавшиеся в "Православном обозрении".

Следующему архимандриту. Гурию (впоследствии - архиеп. Таврический) пришлось испытать тяготы политики: в 1866г. произошел временный разрыв отношений между Россией и Папским государством, вследствии чего русский священник перед самой Пасхой был выслан в Неаполь.

В 1867г. Имп. Александр Второй утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков.

Следующими римскими настоятелями были: в 1871-77гг. архимандрит Александр (в миру - Андрей Кульчицкий), в 1878-80гг. - архимандрит Николай, в 1880-81гг. - архимандрит Митрофан, в 1881-84гг. архимандрит Никон (в миру - Филипп Егорович Богоявленский), в 1884-97гг. - архимандрит Пимен. (в миру - Дмитрий Дмитриевич Благово; сконч. 1897г., похоронен на кл. Тестаччо). Архимандрит Пимен занимает видное место в истории русской культуры. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880г. монашеский постриг. Его главный литературный труд, "Рассказы бабушки, собранные ев внуком Д. Д. Благово", стал своеобразным памятником целой Русской эпохи. В Риме архимандрит Пимен вместе с послом Н. Н. Влангали устроил русский странноприимный дом Св. Станислава (ныне - собственность польской католической Церкви), собрал ценную библиотеку, написал свои собственные воспоминания о московской жизни.

Сменившему архимандрита Пимена архимандриту Клименту (в миру - Константин Верниковский) принадлежит почин строительства русского храма. Идея сооружения церкви в "Римско-католическом Престольном граде" обсуждалась уже давно. Начало было положено вдовой надворного советника Елизаветой Ковальской, которая 1880г. обратилась в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за свой счёт храм на кл. Св. Лаврентия (Verano), дабы "почтить память супруга. служившего в Риме". Церковные власти решили навести справки в Риме. Русский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: "Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны...". В результате вдова разрешения не получила.

Архимандрит Климент (вподследствии - еп. Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о "потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества". Уже в 1898г. начался сбор средств, который в 1900г. был официально разрешен Имп. Николаем Вторым, внесшим "царскую лепту" в 10 тыс. рублей. Для сбора средств архимандрит Климент выежал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича. от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников - всего было собрано 265.000 итал. лир. Граф Л.А. Бобринский (сконч. 1915г.) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Villa Malta).

К сожалению, новый настоятель, назначенный в 1902г.. архимандрит Владимир (в миру - Всеволод Путята). стал вести иную линию: поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Villa Malta отошла наследникам Бобринского, а затем - о.о. иезуитам) и предложил искать другое место, отверг первоначальную кандидатуру, арх. М.Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, арх. Н.Ю. Янга. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906г. был образован Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

С именем архимандрита Владимира связана первая в истории Русской Церкви попытка устроения Западно-Европейской епископской кафедры. Вопрос был поставлен впервые в 1897г. архиепископом финляндским Антонием (Вадковским). впоследствии - С.-Петербурским митрополитом. Посол в Риме А.И. Нелидов через Министерство Иностранных Дел деятельно поддержал идею. Летом 1907г. архимандрит Владимир был хиротонисан во еп Кронштадского, викария С.-Петербурской епархии для заведования всеми русскими православными заграничными церквами (за исключением Константинополя и Афин). К сожалению, Западно-Европейская епархия, по невыясненным причинам, через два года была упразднена. В 1911г. еп. Владимир покинул Рим.

В 1912-14 гг. здесь служил архимандрит Дионисий, который, в частности, издал "Спутник русского православного богомольца в Риме" (1912г.). При ним строительное дело не прекращалось: осенью 1913г. Имп. Николай Второй разрешил сбор пожертвований по всей России, а летом 1914г. Госбанк открыл особый счет в С.-Петербурской конторе. Строительный Комитет составил обращение к православным России с патетическими словами: "... Престол Божий поставлен в наемной квартире».

С 1914г. по 1916г. в церкви настоятельствовал архимандрит Филипп, убиенный после революции в России. В 1915г. он сформировал новый состав Строительного Комитета, возглавленный кн. С.С. Абамелеком-Лазаревым. Князь навязал Комитету другого, уже третьего по счёту, архитектора - Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике арх. В.А. Субботина, надзиравшего тогда за строительством русской церкви в Бари. Комитет все же принял проект и при содействии Моральди приобрел на имя российского посольства участок на наб. Тибра, близ Понте Маргерита (Lungo Tevere Arnaldo da Brescia). Смерть в 1916г. Абамелек-Лазарева и события в России оборвали храмостроительство (в 1924г., земельный участок был захвачен советским посольством, а затем - продан).

Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916г. архимандрита Симеона (в миру - Сергей Григорьевич Нарбеков). По словам Митрополита Евлогия -" хороший, вздумчивый монах" ("Воспоминания". Париж. 1947г. с. 434) - архимандрит Симеон служил здесь почти полвека - он умер в 1969г. и похоронен на кл. Тестаччо. Весной 1921г. архимандрит Симеон основал римский приход, в который вошло около ста полноправных члена, и организовал Приходской Совет, возглавленный б.ген.консулом Г.П. Забелло. Таким образом домовая церковь при российском (в перспективе - советском) посольстве, находившаяся в. ведении Министерства Иностранных Дел. стала независимой, приходской. В приход как почетный член вошла королева Эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых (в 1926г. ее отпевал арх. Симеон).

Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Еnte Могаle, по королевскому указу от 14 ноября 1929г. Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышев"). Княжна Чернышева (сконч. 1919г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931г. 10 апреля 1932г. в ним была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из палаццо Менотти с piazza Cavour. Проект церкви был составлен архитектором кн. В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).

Первоначально римская община вошла в устроенную Митрополитом Евлогием Западно-Европейскую Епархию с центром в Париже: указом Св. Тихона, патриарха Всероссийского, от 5 мая 1922г. Митрополиту Евлогию было поручено управление русскими заграничными приходами. Архимандрит Симеон был назначен благочинным русских церквей в Италии. Однако в 1927г., как писал Митрополит Евлогий, "из личной преданности Митрополиту Антонию", он перешел под его омофор (Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей). Из-за особого положения православной общины в Риме, она находилась до 1985г. в непосредственном подчинении Председателю Архиерейского Синода (с 1950г. резиденция Синода находится в Нью-Йорке).

В послереволюционный период общине много помогла кн. М.П. Абамелек-Лазарева. Урожденная Демидова (сконч. 1955г.), жившая в Пратолино, под Флоренцией. а также на вилле покойного мужа в Риме (сейчас Villa Abamelek - резиденция российского посла). Княгиня выплачивала содержание настоятелю и некоторым прихожанам. В 1921г. она получила почётное звание "попечительница храма".

Некоторую материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства. Вторая Мировая война привела в Италию множество "перемещенных лиц", которым община всячески помогла. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава Союзнических войск. В 1950-60-хх гг. римский приход опекал беженский лагерь Latina и дом дальневосточных беженцев Villa Olanda под Турином.

С 1946г. в Риме архимандриту Симеону сослужили игумен (впоследствии -архимандрит) Каллист (сконч. 1964г.), который прежде, с 1935г. по 1945г. был настоятелем в С.-Ремо и архимандрит Зосима (сконч. 1960г.). Когда в середине 1950-х гг. престарелый архимандрит Симеон ушёл на покой, архимандрит Каллист стал настоятелем церкви. В 1965г. на Свято-Никольский приход был назначен протоиерей Виктор Ильенко. В 1960-х гг. община состояла в подчинении преосв. Антонию. архиепископу Женевскому.
В 1984г. о. Виктора сменил о. Михаил Маклаков, по происхождению - американец. Община вступила в конфликт с новым настоятелем из-за его жесткой антиэкуменической линии и по ряду иных материальных причин, о. Михаилу Маклакову пришлось покинуть Рим.

Поиски устойчивого канонического положения привели приход опять под омофор Западно-Европейской Архиепископии, во главе которой тогда был архиепископ Георгий (Вагнер). Указом от 25 ноября 1985г. настоятелем был временно назначен сербский священник, профессор Богословского института в Париже, протоиерей Николай Чернокрак. В феврале 1987г. настоятелем был назначен протоиерей Михаил Осоргин, который также является настоятелем парижской церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского.

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х гг., когда Рим стал одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе) численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.

Кроме русских прихожан церковь окармливает сербов (община традиционно справляет Сербскую Славу), коптов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческой церкви (Via Sardegna, 153) в приходе состояли и греки.

УБРАНСТВО

При устройстве церкви трехэтажный особняк Чернышевой был значительно переделан. Под храм была отведена правая половина первого этажа. Строительный проект был составлен инженером Ф. Поджи и архитектором кн. В.А. Волконским, который много заботился об этом храмостроительстве. Была принята идея сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид.

На парадной лестнице, при входе в церковь, водружены мраморные памятные доски с выражением молитвенной благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.

Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг.. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".

Иконостас увенчан четырехконечным крестом. Образа иконостаса написаны в академической манере. Наибольшую ценность, конечно, имеют брюлловские Царские Врата.

В письме, датированным 27 сентябрём 1838г. Карл Брюллов так писал в Общество поощрения художников: "Теперь все русские художники, находящиеся в Риме, взяли на себя согласие Господина посланника (Кн. Г.И. Гагарина - М.Т.) пожертвовать для украшения оной своими трудами, мне досталось написать Царские двери". Художник написал шесть медальонов на меди, диаметром около 35 см. Наиболее удачны образа Евангелистов, сделанные очень выразительно, хотя и не по иконописным канонам.

Местные образа Спасителя и Божией Матери написаны худ. Гофманом, причем в изображении Богородицы видно влияние (по крайней мере, композиционное) "Сикстинской Мадонны".

Правые дверы украшены прекрасным храмовым образом Св. Николая Чудотворца (худ. Ф. Бруни), левые - образом Св. Александра Невского (худ. А. Марков). Иконы представляют Небесных покровителей Имп. Николая Первого, при котором иконостас сооружался, и Имп. Александра Первого, при котором римский храм был основан.

Над Царскими Вратами, по канону, было водружено изображение Тайной Вечери (худ. Габерцетель), ныне помещенное над алтарным сводом. До переноса в особняк Чернышевой иконостас имел и два боковых образа - дар Вел. кн. Елены Павловны - которые пришлось демонтировать. Это - иконы Св. царицы Елены (акад. И. Ксенофонтов) и Св. великомученицы Екатерины (акад. П. Плещанов), которые сейчас перемещены в правое боковое отделение.

На Горнем Месте прежде находилось живописное изображение Распятия (худ. Яненко), ныне оно - в церковной ризнице.

В 1855г. иконостас был отреставрирован и благоукрашен на средства архимандрита Иакова. В начале века староста Н.А. Протопопов снабдил церковь за свой счет богатой ризницей, утварью, иконами. Он же хотел устроить за правым клиросом придел во имя Святителя Алексия в память о рождении Наследника, но Св. Синод отклонил эту идею.

К числу достопримечательностей храма также относятся:

Чтимая Иверская икона Божией Матери, писанная в 1901г. насельниками Св. Афона в память Имп. Александра Третьего, с надписью на обратной стороне (у клироса),
четыре иконы из мастерской худ. Малышева, писанные в Сергиевом Посаде в 1893г.; две - Св. Николая Чудотворца и Св. Александра Невского, в киотах, (прежде стояли на клиросах, теперь - в правом боковом отделении) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены),
парсуна святителя Иоасафа Белгородского, написанная еще до прославления Святого (над свечным ящиком),
крест-мощевик, дар греческого королевича Христофора Георгиевича (в алтаре), малая икона Св. княгини Ольги, дар ее автора, королевны Марии, дочери Королевы Эллинов Ольги Константиновны,
большой образ Божией Матери "Вратарницы". Или "Портаитиссы", работа афонского монаха Виктора Каравогеоргаса (на задней стене),
18 малых икон Киевских Святых, в двух общих рамах, в васнецовском стиле, из мастерской Плахова (в боковом отделении),
14 малых икон-"праздников" в трёх общих крестообразных рамах,
два витража: слева - Спаса Вседержителя, справа - Божией Матери (по краям солеи), большой образ святителя Саввы Сербского, работы Лидии Родионовой, дар братьев-сербов Саввы и Спиро Расковичей (на левой стене), образ Божией Матери "Знамение" работы Вадима Зайцева-Лукомского (в правом боковом отделении), резной аналой греческой работы с иконой Божией Матери (у левой стены).
За полтора века евхаристической жизни, во всех ев проявлениях, в том числе - в материальной и художественной - в храме утвердилась намоленная, тёплая обстановка.

КЛАДБИЩЕ "ТЕСТАЧЧО"

История русской церкви в Риме неразрывно связана с кладбищем "Тестаччо". называемым иначе "Некатолическим" (acattolico) и "Протестанским". По регламенту кладбища, утвержденному в 1921г. и отредактированному в 1953г. здесь хоронят "граждан-некатоликов", хотя члены Католической Церкви также могут быть погребены здесь в могилах своих "некатолических" родных.

Первые протестанские захоронения у холма Тестаччо близ Пирамиды появились в середине XVIII века, однако долгое время "некатолические" похороны могли проходить только ночью, а на могилах была запрещена установка крестов (до 1870г.).

Постоянные погребения православных подданных России на "Тестаччо" начались с 1830-х гг., после того, как в Риме появилась постоянная русская церковь.

Вплоть до Первой Мировой войны кладбищем де-факто управляло Германское посольство, купившее в 1894г. новый участок земли. В 1921г. выл конституирован Генеральный Комитет из представителей "некатолических" стран, который выбирает

Администратора кладбища.

На кладбище похоронены священники римской церкви; архимандриты Феофан (сконч. 1852г.), Порфирий (сконч. 1866г.), Пимен (сконч. 1897г.), Зосима (сконч. 1960г.), Каллист (сконч. 1964г.), Симеон (сконч. 1969г.), протоиерей X. А. флеров (сконч. 1927г.), псаломщики А.Г. Рождественский (сконч. 1849г.), П. Зотиков (сконч. 1855г.). П.Ф. Долоцкий (сконч. 1893г.): старосты: П.В. Ден (сконч. 1971г.), А.А. Мясоедов (сконч. 1988г.), жертвователи: М.А. Чернышева (сконч. 1919г.), семья Забелло, семья Барятинских, представители видных российских родов: Гагарины. Голицыны. Волконские, Юсуповы, Барятинские, Мещерские, Строгановы, Трубецкие, Оболенские, Щербатовы, Шереметевы и др., генералы: А.А. Карнеев (сконч. 1840г., И.Ф. Паскевич (сконч. 1843г.), Н.А. Врангель (сконч. 1927г.), И.П. Астахов (сконч. 1935г.). П.П. Богаевский (сконч. 1961г.), дипломаты: Н.В. Муравьев (сконч 1908г.), Г.Г. Лермонтов (сконч. 1908г.), В.В. Жадовский (сконч. 1916г.), А.Н. Купренский (сконч. 1923г.), художники: М. Тамаринский (сконч. 1841г.), И.С. Серебянин (сконч. 1842г.), П. Петровский (сконч. 1842г.), К.М. Клемченко (сконч. 1849г.), К.П. Брюллов (сконч. 1852г.), К.В. Григорович (сконч. 1855г.), А.И. Иванов (сконч. 1863г.), П.Н. Орлов (сконч. 1865г.), И.П. Панфилов (сконч. 1876г.), С.П. Постников (сконч. 1880г.), Я.Г. Хапалов (сконч. 1886г.), П.А. Сведомский (сконч. 1904г.), А.А. Сведомский (сконч. 1911г.) и др., архитектор С.А. Иванов (сконч. 1877г.), скульптор П.А. Ставассер (сконч. 1850г.), оперный певец Ф.П. Комиссаржевский (сконч. 1905г.), декабрист граф З.Г. Чернышев (сконч. 1862г.), дочь поэта П.П. Вяземская (сконч. 1835г.), дочь писателя Т.Л. Толстая-Сухотина (сконч. 1950г.); поэт Вяч. Иванов (сконч. 1949г.) и его дочь Лидия (сконч. 1985г.) - оба католики - и многие другие.

В разное время стараниями римского прихода были устроены три общие ("братские") русские могилы (Zona terza, Riquadro secondo), в которых погребены десятки эмигрантов, не имевших достаточных средств для получения отдельных могил.

Много русских могил есть также на двух городских римских кладбищах: Verano (S. Lorenzo) и Prima Porta.

Адрес кладбища "Тестаччо": 6, Via Caio Cestio (метро "Piramide"), тел. 06-57.41.900, часы работы -с 8ч. до 12ч. и с 15ч. до 17ч.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Церковные службы совершаются:
по субботам - всенощная в 18ч.
по воскресным дням - Божественная литургия в 10ч.З0мин. и вечерня в 18ч.
в будние дни, по четвергам и в Великие праздники - Божественная литургия в 10ч. со всенощной накануне в 18ч.

Церковные службы совершаются:по субботам - всенощная в 18ч.по воскресным дням - Божественная литургия в 10ч.З0мин. и вечерня в 18ч.в будние дни, по четвергам и в Великие праздники - Божественная литургия в 10ч. со всенощной накануне в 18ч.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Память Св. Николая Чудотворца, "Никола зимний", 19(6) декабря.
Перенесение мощей Св. Николая от Мир Ликийских в Бар-град, "Никола летний", 22(9) мая. Особое значение имеет пребывание мощей Небесного покровителя общины в Италии, в Бари, куда иногда устраиваются паломничества. Восьмого мая 1990г. настоятель храма, прот. Михаил Осоргин, впервые после "разделения" Церквей совершил православную литургию на престоле, где почивают мощи великого Угодника Божия.

Память Св. Николая Чудотворца, "Никола зимний", 19(6) декабря.Перенесение мощей Св. Николая от Мир Ликийских в Бар-град, "Никола летний", 22(9) мая. Особое значение имеет пребывание мощей Небесного покровителя общины в Италии, в Бари, куда иногда устраиваются паломничества. Восьмого мая 1990г. настоятель храма, прот. Михаил Осоргин, впервые после "разделения" Церквей совершил православную литургию на престоле, где почивают мощи великого Угодника Божия.

НАСТОЯТЕЛЬ

Протоиерей Михаил Георгиевич Осоргин, он же - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского в Париже, а также окармливает домовую церковь Святых равноапостольных Великих Царей Константина и Елены в Кламаре (Франция).

Римская церковь состоит в Архиепископии Православных Русских церквей Западной Европы с епархиальным управлением в Париже, 12, rue Daru, 75008, Paris, FRANCE, во главе которой - архиепископ Сергий (Коновалов). Архиепископия находится в подчинении Вселенского Константинопольского Патриархата.

СТАРОСТА ОБЩИНЫ

Мария Александровна Ферзен, она же - вице-председатель Ente Morale.
Maria Fersen, 3, Piazza Gucchi, 00152 ROMA.

Мария Александровна Ферзен, она же - вице-председатель Ente Morale.Maria Fersen, 3, Piazza Gucchi, 00152 ROMA.

АДРЕС

Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo
Via Palestro, 71 00 185 ROMA, ITALIA
(несколько минут ходьбы от Stazione Termini в северном направлении по Via Marghera).
Тел: 06-44.50.729
Свято-Николаевский православный приход в Риме будет благодарен всем. кто сможет оказать помощь церкви. Пожертвования принимаются на банковский счёт:
CREDITO ITALIANO, Agenzia 15
Via della Conciliazione, 6 00193 Roma
Conto No. 22509/00 - Intestato a: Chiesa Ortodossa Russa in Roma.
OPPURE
c/c POSTALE 12652004
CHIESA ORTODOSSA RUSSA DI ROMA
DI SAN NICOLA TAUMATURGO
VIA PALESTRO 71
00185 ROMA RM

Источники и литература:

Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola TaumaturgoVia Palestro, 71 00 185 ROMA, ITALIA(несколько минут ходьбы от Stazione Termini в северном направлении по Via Marghera).Тел: 06-44.50.729Свято-Николаевский православный приход в Риме будет благодарен всем. кто сможет оказать помощь церкви. Пожертвования принимаются на банковский счёт:CREDITO ITALIANO, Agenzia 15Via della Conciliazione, 6 00193 RomaConto No. 22509/00 - Intestato a: Chiesa Ortodossa Russa in Roma.OPPUREc/c POSTALE 12652004CHIESA ORTODOSSA RUSSA DI ROMADI SAN NICOLA TAUMATURGOVIA PALESTRO 7100185 ROMA RM

Архив русской церкви в Риме (метрические книги, протоколы собраний, переписка и т.л.).
Синодальные фонды Российского Государственного Исторического Архива, (бывш. ЦГИА СССР).
"Православные церкви и русские учреждения за границею". Сост. прот. А. П. Мальцев. Берлин, 1906г.
М. Руднев. "Православные русские церкви в Западной Европе" / Тульские епархиальные ведомости, №№ 35-37, 1907г.
И. Бочаров, Ю. Глушакова. "Карл Брюллов. Итальянские находки". М. 1977г.
J. Beck-Friis, // cimitero acattolico ill Roinn, Malimo, 1956.



Животные