Церковь святой женевьевы пантеон. Знаменитый пантеон в париже. Особенности посещения Пантеона

Пантеон (фр. Panthéon) - архитектурный памятник, лучший образец французского неоклассицизма в Париже. Изначально был задуман как церковь Святой Женевьевы, которая со временем превратилась в усыпальницу знаменитых людей Франции.

Строительство Пантеона

Создание Пантеона связано с серьезной болезнью Людовика XV. Когда в 1744 году он заболел, то поклялся в случае своего выздоровления возвести церковь, посвященную святой Женевьеве - покровительнице Парижа. Через некоторое время король поправился, но не спешил начинать строительство. Спустя 11 лет монарх Франции вспомнил о данной клятве и приказал возвести храм на территории аббатства Сент-Женевьев. Для осуществления проекта из Рима был вызван архитектор Жак-Жермен Суффло.

1 августа 1758 года аббат Сент-Женевьев благословил землю и с этого момента началось строительство фундамента. Первый камень будущего портала заложен Людовиком XV 6 сентября 1764 года. Через год эту торжественную церемонию изобразил на холсте французский живописец Демаши. Для украшения картины художник нарисовал портал церкви в натуральную величину.

Из-за финансовых трудностей и инженерных просчетов строительство храма продвигалось не так быстро, как хотелось. В конце 1770-х годов на финальном этапе по внутренней отделке строители обнаружили небольшие трещины на опорных колоннах, что говорило о скором разрушении здания. После экспертного заключения архитекторов и инженеров, исправлять ошибки поручили ученикам Суффло: Жану-Батисту Ронделе и Максимилиану Бребиону. В 1789 году строительство церкви святой Женевьевы было закончено. Людовик XV, как и автор проекта, не дожил до дня открытия.

4 апреля 1791 года во время Великой французской революции принято решение преобразовать церковь святой Женевьевы в Пантеон Великих людей.

Архитектурные особенности

Здание Пантеона соединяет в себе различные архитектурные стили:

  • готика - здание выполнено в форме греческого креста длиной 110 метров и шириной 84 метра;
  • классический - барабанный купол высотой 83 метра;
  • греко-римский - перистиль с шестью коринфскими колоннами и треугольным фронтоном.

Из-за этих разных архитектурных стилей церковь святой Женевьевы относят к французскому неоклассическому стилю.

Главный фасад украшен портиком с коринфскими колоннами и увенчанный треугольным фронтоном, выполненным Давидом д"Анже. В центре фронтона изображена Родина, дающая свободу. С левой стороны от Родины изображены ученые (Мари Франсуа Ксавье Биша, Клод Луи Бертолле, Гаспар Монж, Пьер-Симон Лаплас и др.), философы (Вольтер, Жан-Жак Руссо и др.), писатели (Франсуа Фенелон, Пьер Корнель и др.) и художники (Жак-Луи Давид и др.). По правую сторону от Родины изображена история, представленная великими личностями Франции (Наполеон I Бонапарт и др.).

Внутреннее убранство Пантеона

Элементы внутренних украшений Пантеона - барельефы, скульптуры и художественные росписи - отражают горькие политические дебаты каждого периода: христианского, патриотического, республиканского, масонского и философского.

В центральной части Пантеона расположен маятник Фуко, который доказывает суточное вращение Земли. Он был установлен в 1851 году по указу Наполеона III, а спустя 150 лет его демонтировали и переустановили.

Реставрация в XXI веке

С 1789 года неоднократно проводились работы по сохранению Пантеона. Последнюю реставрационную кампанию запланировали в 1999 году после сильного урагана. Проект предусматривает обширный объем работ с бюджетом в 100 миллионов евро. Ожидается, что работы по обновлению архитектурного памятника продлятся до 2022 года.

По случаю реставрации купола уличным художником и фотографом JR запущен проект «Au Panthéon!». В ходе проекта собрано 4160 черно-белых портретов мужчин, женщин и детей разных национальностей. Впечатляющая мозаика представляет одного человека, живущего на планете Земля. Фотографии собирали несколько месяцев, а для их редактирования потребовалось более 300 часов работы. 3000 м2 печатного брезента окутывали барабан купола и пол нефа до 2015 года, тем самым привлекали внимание покровителей для финансирования второй части работы.

В 2017 году начался следующий этап, который предусматривает реставрацию перестиля, сводов, опор, интерьеров здания и внешнего сайдинга. Кроме того, на 2022 год запланирована установка наружного лифта.

Пантеон — место захоронения известных французов

В стенах Пантеона нашли покой более 80 человек, внесших вклад в развитие Франции. И в благодарность им у входа высечена надпись «AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE», которая дословно переводится с французского как: «Великим людям от благодарной отчизны».

На 2017 год в Пантеоне похоронены за заслуги всего четыре женщины: Мария Кюри, Женевьев де Голль-Антоньоз, Жермен Тийон и Симона Вейль.

В крипте Пантеона можно увидеть могилы знаменитых философов XVIII века: Вольтера и Жан-Жака Руссо.

Известно несколько случаев, когда после появления новых фактов, останки захороненных (Оноре Мирабо и Жан-Поля Марата) были с позором перенесены из Пантеона на кладбище. Чтобы в дальнейшем такого не повторялось, парижане решили тщательней подбирать кандидатуры для захоронения.

Особенности посещения Пантеона

График работы

  • 10:00 - 18:00 — с 2 января по 31 марта; с 1 октября по 31 декабря;
  • 10:00 - 18:30 — с 1 апреля по 30 сентября.

Внимание! Вход посетителей прекращается за 45 минут до закрытия.

Стоимость билетов

  • полный - 9 €;
  • льготный - 7 €;
  • групповой - 7 € (группа от 20 человек).

Бесплатный вход предоставляется детям до 18 лет, людям с ограниченными возможностями и их сопровождающим, владельцам карты ICOM.

Где находится и как добраться

Расположен Пантеон в Латинском квартале, рядом с такими достопримечательностями как и Башня Монпарнас. В окрестностях находятся французские рестораны, кофейни и различные .

Адрес: Place du Panthéon, 75005 Paris, Франция.

GPS координаты:

  • широта - 48.8462;
  • долгота - 2.3464.

Как доехать на общественном транспорте

На метро: ближайшие станции Cardinal Lemoine и Maubert - Mutualité (линия 10).

На автобусе (ближайшие остановки):

  • Pantheon - автобусы № 84 и № 89;
  • Luxembourg - автобусы № 21, № 27, № 38 и № 85.

RER: станция Luxembourg (линия B).

Пантеон на карте Парижа

Пантеон (фр. Panthéon) - архитектурный памятник, лучший образец французского неоклассицизма в Париже. Изначально был задуман как церковь Святой Женевьевы, которая со временем превратилась в усыпальницу знаменитых людей Франции.

Строительство Пантеона

Создание Пантеона связано с серьезной болезнью Людовика XV. Когда в 1744 году он заболел, то поклялся в случа..." />

Пантеон – это историко-архитектурный памятник, построенный на левом берегу Сены в центре Латинского квартала на вершине холма Geneviève. Святая Женевьева считается покровительницей Парижа, она жила в V веке и прославилась тем, что охраняла город от врагов и совершила много чудес.

Как доехать до Пантеона

  • Метро - станция Cardinal Lemoine
  • На поезде RER – станция Luxembourg Sénat

Режим работы Пантеона в 2019 г.

  • Ежедневно, кроме 1 января, 1 мая и 25 декабря, утро 17 июня
  • С 1 апреля по 30 сентября – с 10:00 до 18:30
  • С 1 октября по 31 марта – с 10:00 до 18:00
  • Вход прекращается за 45 минут до закрытия

Стоимость билетов в Пантеон в 2019 г.

  • Для взрослых – 9 евро
  • Для детей до 18 лет – бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, проживающие на территории Евросоюза, - бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, НЕ проживающие на территории Евросоюза, - 7 евро
  • Бесплатно каждое первое воскресенье месяца с ноября по март
  • Бесплатно третьи выходные (суббота и воскресенье) сентября (European Heritage Days)

Краткое описание

В 1744 году Людовик XV, болевший подагрой, дал обет, что если молитва поможет ему выздороветь, в честь Святой будет построен храм. После своего исцеления в 1757 году на вершине холма король приказал заложить церковь, посвященную Святой Женевьеве.

Храм в стиле раннего французского классицизма возводил любимец короля архитектор Жак Жермен Суффло, а завершил строительство - его ученик Жан-Батист Ронделе. В качестве образца был взят римский пантеон II века .

В 1791 году во время французской революции храм был преобразован в пантеон для захоронения самых великих людей страны. В нем покоятся писатель и просветитель Жан Жак Руссо и философ Вальтер, деятели французской революции Мирабо и Марат. По прошествии времени, когда все революционные события завершились, Марата и Мирабо вынесли прочь.

Над главным фасадом здания высечены слова «Родина Свободой и Историей венчает великих людей». Но поскольку в большей части она отмечает выдающихся граждан только после их смерти, вряд ли стоит туда стремиться, например, слева за Бонапартом, а справа – за Лафайетом, Вольтером и Руссо. Во Франции прославившегося могли разодрать надвое: тело – в одну сторону, сердце – в другую. Например, сердце покоящегося здесь французского офицера Мало Корре де Латур д’Оверня, которого Наполеон назвал первым гренадером Республики, возили перед полками прежде чем вернуть потомкам.

В 1885 году в Пантеоне был торжественно похоронен Виктор Гюго, а в 2002 сюда переехал прах самого известного французского писателя Александра Дюма, на очереди и Жорж Санд. Если Президент Франции примет решение, то она будет здесь второй женщиной рядом с покоящейся Марией Склодовской-Кюри.

В 1851 году Жан Бернар Леон Фуко здесь показывал свои опыты с известным маятником Фуко. На всех встречах и приемах он говорил: «Приходите, я приглашаю вас посмотреть, как вертится Земля».

Любому русскому, пришедшему в Пантеон, большое красивое пространство пантеона напомнит Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге , созданный Огюстом Монферраном, а американец увидит сходство с Капитолием, купол которого заимствован у Суффло и Ронделе.

Красивы фрески, изображающие сцены жизни Святой Женевьевы, ни один день которой, видимо, не обходился без чуда. Здесь особенно примечательны работы художников Пьера Пюви де Шаванна и Жан Поль Лоранса, нарисовавших сцены из жизни Святой Женевьевы, а также Жюль Эжен Леневё, создавшего фрески, посвященные жизни и подвигам Жанны д’Арк.

Виртуальные прогулки

Пантеон в Париже - официальный сайт

Осмотрев Пантеон, Вы можете зайти в расположенную на этой же площади церковь Сент-Этьен-дю-Мон, светлую с большими окнами, построенную в готическом стиле, а также шикарное здание мэрии 5 округа Парижа, залы которого отделаны лепниной и позолотой, картинами и резными панно.

Если говорить о самых значимых и самых интересных , то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона , лучший образец французского классицизма, расположенный в легендарном Латинском квартале пятого округа Парижа. Ни один турист не пройдет мимо этого величественного, невероятно красивого и «молчаливого» сооружения.

Это бывший собор Святой Женевьевы, под сводами этого светского храма покоятся останки великих людей Франции. Но, когда Людовик XIV поручил архитектору Суффло строительство здания, оно предназначалось только для церкви, посвященной Св. Женевьеве.

Памятник архитектуры, не принятый когда-то местными жителями, на сегодняшний день является одной из главных . Он сменил многих владельцев и несколько назначений и в итоге приобрёл нынешний статус - мавзолей - усыпальница известных людей Франции.

Надпись на входе в Пантеон дословно гласит: «Великим людям от благодарной отчизны» (Aux Grands Hommes La Patrie Reconnaissante).


Саша Митрахович 30.11.2015 17:37


Был построен по приказу короля Людовика XV в благодарность святой Женевьеве за своё излечение от подагры, на месте древней базилики Святой Женевьевы, где находилась рака (гроб) с её мощами, а построил эту церковь еще Кловис, первый христианский король Франции.

Работы начались в 1757 и закончились в 1789 под руководством Ронделе. После Революции по распоряжению революционного правительства церковь была превращена в храм Славы - мавзолей для известных и выдающихся французов и переименована в Пантеон в честь древнеримского пантеона. С тех пор Пантеону дважды власти возвращали функции церкви - в 1806 году Наполеон открыл двери для религии, второй раз в 1885 году, приняв вскоре под свои своды останки Виктора Гюго.

Он, вместе с другими известными людьми (в частности, это супруги Кюри, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Эмиль Золя, Александра Дюма, а также и сам архитектор Пантеона Жак-Жермен Суффло), покоится в крипте, куда можно попасть из бывшего алтаря по большой лестнице. С этого времени Пантеон окончательно превратился в усыпальницу для наиболее почитаемых нацией граждан.

Именно в Пантеоне в 1851 году французский физик Леон Фуко провел эксперимент, призванный продемонстрировать вращение земли, установив для своего эксперимента под куполом Пантеона 67-ми метровый маятник. Всем было видно, что за 24 часа маятник совершал полный оборот, однако это объяснялось тем, что на самом деле под ним вращалась земля.

Этот эксперимент произвел такое впечатление на представителей научного мира и широкую общественность, что люди приходили сюда толпами, чтобы посмотреть, как земля вращается у них под ногами. Оригинальная металлическая сфера находится в Пантеоне и сегодня.

Посетить Пантеон стоит не только для того, чтобы отдать дань чести выдающимся французским деятелям и осмотреть этот архитектурный шедевр. Если у вас хватит смелости, вы можете подняться на смотровую галерею купола, и насладиться живописной панорамой Парижа.


Саша Митрахович 14.01.2016 11:38


Знаменитый на сегодняшний день своей архитектурой, в XVIII веке вызывал недоумение и отторжение. Местные жители привыкли к зданиям, выполненным в роскошном барокко. Архитектор Пантеона Суффло решил привнести в город новое веяние и отказался от традиций. В своём проекте он объединил сразу четыре стиля.

Здание обладает какой-то иррациональной отстраненностью от суетной современной жизни - оно предстает действительно монументальным и царственно величественным. Архитектор сумел достичь готической легкости, заключенной в классическую оболочку.

Строгая и компактная классицистическая масса здания венчается куполом с тамбуром, опоясанном колоннами; фасад с расположенной перед ней лестницей предваряется портиком в классицистическом стиле с 22 колоннами, завершающимися фронтоном, который украшен большим рельефом Давида д’Анжера «Отечество между Историей и Свободой, вручающее венки выдающимся гражданам».

В диаметре Пантеон составляет более 20 м. Купол, поддерживаемый колоннами, возвышается на 120 м. Не только само здание и его интерьер были продуманы и просчитаны, но вид и перед ним. Перед Парижским Пантеоном полукругом расположена площадь. С разных сторон её ограничивают симметричные здания. Между ними находится улица, которая оканчивается .

Именно это архитектурное произведение вдохновило Огюста Рикара де Монферрана на создание в .

Пантеон претерпел архитектурные изменения во время революции, когда его основной функцией стала усыпальница. По решению восставших часть окон заложили кирпичом, что придало некогда воздушному Пантеону более строгий и мрачный вид. Тогда же было убрано большинство роскошных украшений. В таком виде Пантеон больше соответствовал своему назначению.


Саша Митрахович 14.01.2016 11:49


Интерьер Парижского Пантеона в форме греческого креста завершается куполом, поставленном на месте пересечения трансептов, каждый из которых разделен на три нефа; боковые нефы приподняты и разделяются колоннами с архитравом.

История французских памятников архитектуры насыщена, увлекательна, и порой сумбурна настолько, что сами их наследники удивляются метаморфозам, которые происходили за весь период их существования. Непостоянство можно считать еще одной особенностью национальной культуры, в которой свое почетное место занимает Пантеон в Париже – усыпальница великих соотечественников, задуманная изначально, как собор Святой Женевьевы.

«Игры престолов»

Пантеон стал еще одним зданием, которое парижане в свое время встретили в штыки, поразившись его простоте форм и непонятному стилю. По их мнению, он словно выступал против остального города, выбиваясь из привычного зодчества, да и внутренний конфликт направлений создавал уникальное противоречие самому себе, противопоставляя величественный купол скромному греческому портику.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Приобрести Museum Pass можно по ссылке

Но было бы еще удивительней, если б мнение было иным, ведь в привычках столичных жителей все воспринимать с некоторой настороженностью, а порой и в штыки. Вспомните хотя бы Эйфелеву башню или современный небоскреб Монпарнас и район Ла Дефанс . И это только единичные примеры, когда люди требовали прекратить разрушать ауру Парижа, вплетая в нее чужеродную архитектуру.

Со временем каждое строение становилось любимой и неотъемлемой частью города. То же случилось с мавзолеем, приютившим много известных личностей. Однако изначально здание задумывалось как храм, который еще не знал, что судьба уготовила ему бросаться из крайности в крайность, несколько раз меняя свое предназначение.


Во время революции, когда многие церкви подвергались разрушению, собор Святой Женевьевы не тронули, чтобы хоронить в нем выдающихся сынов отечества. И все же ради этого пришлось понести некоторые жертвы – с его купола сняли крест и убрали статую святой покровительницы, а на их месте появились новые композиции – статуи Родины-матери и Славы.

Во времена Первой империи Наполеон Бонапарт снова возвращает Пантеон в лоно церкви с прежним названием и крестом св. Женевьевы, но сохранил идею захоронения в его подземельях верховных чиновников и мужей, прославивших своими героическими подвигами Францию. А вот самого императора там нет. Его похоронили в доме Инвалидов , но поставили в очередь на рассмотрение как кандидатуры по заселению.

При Людовике XVIII собор начали реставрировать, расписывая потолок и создавая четверку картин, рассказывающих о разных исторических периодах Франции, начиная с Карла Великого. Завершающим должно было стать полотно, посвященное Наполеону, но планам помешало его падение, и вместо этого на картине показали новое пришествие Бурбонов, мастерски расположив в облачной дымке Людовика XVI и его жену с сыном.

Французы, казалось, не могли принять окончательное решение, и в 1830 году во время очередного революционного переворота снова переиграли, обратив церковь обратно в Пантеон, которым он остается и по нынешний день.

Священная клятва короля

В 1744 году король Людовик XV вел свои войска к победе над австрийцами, он сам стал жертвой. Его свалил недуг, и высокая температура держалась несколько дней, предвещая скорую кончину монарха. Пребывая в полубредовом состоянии и чувствуя прикосновение смерти, король взывает к Святой Женевьеве – заступнице больных и защитнице от разных напастей, которая считается покровительницей Парижа и сегодня. Он просит сохранить ему жизнь взамен на прекрасный храм, который он обещает построить в ее честь.

Людовик выздоравливает, а вот его любовница – герцогиня Мари-Анн де Шатору, подхватившая от него вирусную инфекцию, умирает. Король в печали, и забывает о данной клятве, но поскольку его сердце было предназначено скорее для любви, чем для скорби, вскоре он находит новую фаворитку в лице маркизы де Помпадур и неожиданно вспоминает о намерении возвести грандиозное святилище.

Младшего брата любовницы – маркиза де Мариньи, он назначает инспектором по королевским владениям, и поручает найти опытного архитектора для проекта. Маркиз вспоминает о своем учителе Жак-Жермене Суффло, и в 1755 году тот приступает к работе над чертежами. Так, между роковой болезнью его величества с обетом святой деве и началом проекта пролегает 11 лет.

Основой прекрасному собору послужило аббатство св. Женевьевы, пользующееся у жителей столицы неизменным почтением. В нем хранились останки и рака покровительницы, к которой приходили на поклон верующие во время болезней и неурядиц в стране, а с 1229 года во времена эпидемий серебряный с позолотой гроб носили по городу.


Однако революционеры посчитали это пережитком, недостойным прогрессивного человека, а потому на Гревской площади, которая всегда считалась традиционным местом казни, сожгли ящики с мощами святых. Чудом можно считать то, что рака и фаланга руки Женевьевы уцелели, и теперь хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.

Несколько раз аббатство подвергалось нападению, грабежам и пожарам, но ему всегда удавалось возродиться из пепла, пока в XIII-XIV веках не было отстроено окончательно, украшенное образами и мрамором кардиналом Ларошфуко.

Задумки, реалии и трудности строительства

Как уже было сказано, Pantheon как-то сразу не пришелся по душе парижанам, привыкшим к пышности барокко с его преувеличенной роскошью и величием образов, блеском и стремлением приблизить иллюзию к реальности. Его элементы повсюду наблюдались в городской архитектуре, а собор Женевьевы выбивался из общего фона слиянием нескольких направлений.

Работая над планом здания, Суффло привнес в него греческую колоннаду, накрытую лаконичным куполом в строгом стиле, потолок которого должен был расписан в романской манере, а сам интерьер предполагалось сделать по типу готики.

Колонны появились не только снаружи, но и во внутреннем зале по принципу римских и греческих святилищ. Благодаря такой планировке собор стал выглядеть воздушным, легким и просторным.

По задумке он должен был повторять контуры греческого креста с длиной 104 м вместе с преддверием и с шириной между перекрытиями в 76 м. Венчал конструкцию высокий свод, удерживаемый 4-мя легкими колоннами, которые терялись среди остальных опор, складывающихся в свою очередь в самостоятельные 4 креста.

Католическая церковь посчитала себя оскорбленной, что нарушаются ее устоявшиеся традиции, и высшие представители религии написали Людовику XV письмо с решительным протестом против чертежей главного архитектора. Вняв аргументам «святых мужей», было решено удлинить два крыла, чтобы придать строению вид католической базилики.


Как ни старался Суффло, но в его расчеты где-то закралась ошибка, и когда велись заключительные работы внутри по укладке мраморного пола, рабочие обнаружили на нескольких колоннах трещины. Это был тревожный звоночек о том, что здание не простоит долго, и процесс разрушения уже начался.

Требовалось предпринять радикальные меры по укреплению колон и столбов, не нарушая общего убранства постройки. Задача оказалась непростая, но вполне выполнимая, а работал над ней Рондела в конце 1770-х годов, поскольку сам Суффло к этому моменту давно покинул суетный мир.

Первый камень Пантеона в 1764 году заложил Людовик XV, тем самым изменив архитектурный ансамбль и расположение храма, и прошло 25 лет до события, когда он был полностью завершен в 1789 году, но ни Жак-Жермена, ни самого венценосного сына Франции уже не было среди живых.


Другие трудности носили чисто финансовый характер. Короли всегда славились своим расточительством, связанным с пышными балами и подарками любовницам, а на остальное вечно не хватало денег. Поскольку план Суффло изобиловал дорогими материалами и деталями, воплотить задумку в жизнь без упрощений не представлялось возможным.

К тому же многочисленные королевские фаворитки, желая любимому скорее исполнить свою клятву, пытались ему помочь, делая от руки наброски украшательств, которые, по их мнению, идеально бы дополнили здание, и настаивали, чтобы архитектор учел их пожелания.

Хотя Жак-Жермен не воспринимал их требования всерьез, проект все равно оставался непосильным для государства, и пришлось чем-то жертвовать, в том числе и портиками с трех сторон собора, и теперь мы видим лишь фронтон с колоннами на главном фасаде.


Строительство заняло несколько десятилетий и поглотило 15-миллионный капитал. Сегодня Пантеон считается одним из наиболее величественных зданий и примером классической школы, хотя и включает сразу 4 стиля с явно проступающими чертами греческой античности. Он вдохновил мастеров других стран на собственные проекты, и его черты легко узнать в куполе вашингтонского Капитолия и Исаакиевском соборе Петербурга.

Жаль только, что не сохранились окна свода, предусмотренные Суффло. В XVIII веке революционеры посчитали, что они пропускают в усыпальницу слишком много света, и заложили их кирпичом. Теперь обитель мертвых внутри обрела более мрачную суровость, как ей и положено.

Захоронения в Пантеоне

Первым, кто удостоился чести быть похороненным в мавзолее, стал граф Оноре Мирабо – заслуживший славу непревзойденного оратора и ревностного революционера. Случилось это в 1791 году, но достойным подобной чести он был всего три года, после чего его останки с позором перенесли на кладбище для преступников, и даже не позаботились о надгробной плите.

«Услужил» ему в этом лучший друг – побратим в революции Жан-Поль Марат, предоставивший доказательства связи Мирабо с королем.

В этом же 1794 году сам Марат был убит и похоронен в Пантеоне, но и его бренные останки не задержались в привилегированной усыпальнице, и тоже были выдворены оттуда, причем тело просто выбросили в канаву. Самого же графа реабилитировали, и он стоит в очереди на повторное заселение в парижскую гробницу.

Позже, задуманный как склеп революционеров и ее последователей, Пантеон пересмотрел это правило и стал принимать всех, кто прославлял Францию, работаю на ее имидж и славу. Чтобы в дальнейшем не играться с вносом и выносом тела, парижане впредь решили более тщательно подходить к вопросу захоронения, хорошенько обдумывая кандидатуры.

Так, спустя 132 года после смерти Александра Дюма старшего, в 2002 году его вдруг решили осчастливить, перезахоронив в парижском мавзолее. Уж этого срока точно достаточно, чтобы убедиться в его гениальности, как писателя.

Тут нашли свой вечный покой политики, путешественники, актеры и философы, художники и писатели, президенты и ученые, кардиналы, маршалы, адмиралы, генералы и даже банкиры. Некоторые урны пусты, в некоторых лишь сердце или горстка земли, как знак уважения и памяти о них.

Среди поселенцев мавзолея много известных всему миру имен. Своим творением архитектор Жак-Жермену Суффло увековечил свое имя и тем самым обеспечил внутри него уютное местечко, которое занял в 1829 году.

Задолго до него в числе первых поселенцев тут появились гробницы Вольтера (1791 г.) и Руссо (1794 г.). Их деревянные гробы раскрасили и покрыли сусальным золотом, но внешний декор не способствовал сохранности древесины, и они быстро сгнили.

Эти двое словно и после смерти не могли прийти к согласию, и в знак протеста разместились по разным сторонам усыпальницы. Есть также момент, который многих ставит в тупик – почему французы решили похоронить Руссо в Пантеоне, ведь он был швейцарцем.

Стоит упомянуть, что в 1815 году тело Руссо выкрали религиозные фанатики, а затем бросили в яму с известью. О судьбе Вольтера тоже ходят слухи, якобы его и останки были похищены, но по официальным данным он все еще находится на своем месте.

Тут отдыхает великий французский романист, прозаик, поэт и драматург Виктор Гюго; писатель и политический деятель Эмиль Золя; создатель письма для слепых – Луи Брайль; физики муж и жена Кюри. Причем Мария Склодовская-Кюри в компании имеет всего одну женщину – Софию Бертло, которая находится тут со своим мужем Марселеном Бертло, оставившим след в области химии и политики. Можно было бы назвать еще одно женское имя – Женевьев Де Голль-Антоньоз, племянницу генерала де Голля, но в Pantheon привезли лишь горстку земли с ее могилы.

Врата в величественный храм упокоения открыты для уснувших вечным сном достойных лиц Франции и сегодня. В 2015 году помимо Женевьев сюда перенесли тела троих героев Сопротивления.

В стенах Пантеона нашли покой более 70-и человек, так или иначе внесших вклад в развитие Франции, и в благодарность им у входа высечена эпитафия, которую можно перевести, как: «Величайшим людям от благодарного отечества».

Пантеон, как достопримечательность

Вдохновлялся Суффло итальянской архитектурой, и Римский Пантеон Агриппы послужил прототипом для создания храма в Париже. Сегодня он знаменит всему миру, конкурируя по красоте с соборами Святого Павла в Лондоне и Святого Петра в Ватикане.


Он стоит в Латинском квартале – одном из престижных и дорогих районов, что соответствует пятому округу в центре столицы на левом берегу Сены. Тут находятся университет Сорбонна, Термы Клюни, Люксембургский сад и музей Средневековья. Благодаря стольким интересным историческим объектам сюда ежедневно приходит множество туристов.

Перед склепом полукругом раскинулась площадь с симметричными зданиями по бокам. Между ними вдаль уходит улица имени главного королевского зодчего – Суффло, а в конце нее красуется Эйфелева башня. Место выбрано не случайно, а с целью открыть лучший обзор на храм. Для этого в планах Жак-Жермена даже было изменение вершины холма.


Особенно великолепен мавзолей вечером, когда зажигается подсветка. Создается впечатление, что здание само излучает торжественный свет, направляя его прямо в небо. Фото Пантеона украшают многие издания мира, и чаще всего он снят именно в ореоле теплого света, разгоняющего сумерки.

Внешнее убранство

На центральном барельефе Родина по-матерински вручает своим детям венцы. Слева ее дар принимают граф и масон Мирабо, писатель и богослов Фенелон, адвокат Мальзерб, морской министр Монж, небезызвестный генерал Карно, публицист и политик Манюэль, а также химики Лаплас и Бертоле. За ними в очередь выстроились естествоиспытатель Кювье, живописец Давид, лекарь Биша и философ Руссо.


Справа венки раздаются воинам империи и республики, среди которых генерал Бонапарт, а не прославленный император; привалившийся к своему ружью престарелый гренадер и юный барабанщик из Акрополя.

Под портиком красуются скульптурные группы авторства Мендрона. Одна композиция посвящена Святой Женевьеве в момент, когда она взывает к Аттиле с мольбой помиловать Париж-Лютецию. Вторая изображает крещение царя Хлодвига.

Внутренний декор

Оказавшись внутри, невольно чувствуешь торжественность атмосферы и прохладу даже в летнюю жару. Это покои ее величества Смерти, и не стоит нарушать умиротворение тех, кто поселился в этой роскошной гробнице.

Но не рассчитывайте с порога увидеть лес могил. Их давно перенесли в крипту, а попасть туда можно по лестнице, которая находится за бывшим алтарем.


С 1874 года стены святилища украшают картины, иллюстрирующие историю Франции на разных этапах и барельефы с декоративными орнаментами. Тут можно насладиться фресками Пювиса де Шавана, посвященными благочестивым деяниям св. Женевьевы.


На одной из стен картина «К славе» изображает яростную атаку кирасир, которых ведет вперед под своим развивающимся знаменем сама смерть, а перед этим эпическим полотном стоит скульптура из гипса «Национальный Конвент» работы Сикарда.


Если посмотреть влево, не ускользнет от внимания статуя Жанны д’Арк, скачущей на коне, и кроме изваяния Орлеанской деве посвящены еще несколько панно и картин.

Смотровая площадка

Чтобы подняться на смотровую площадку под куполом, предстоит преодолеть 206 ступеней. Отсюда открывается потрясающий вид на Париж, ради которого сюда стоит прийти специально.


Предварительно надо узнать время работы площадки, которое зависит от погоды, но если ничего не мешает, с апреля по конец сентября доступ сюда открыт ежедневно с 10 до 18:30. С начала октября по конец марта время посещений сокращается на полчаса, и только на три праздничных дня Пантеон закрывают: в день католического Рождества, на Новый год и 1 мая. Когда до закрытия остается 45 минут, новых посетителей уже не пускают.

Панорама Пантеона в Париже

Еще одним ценным экспонатом мавзолея является маятник Леона Фуко, который впервые был установлен тут в 1851 г. с подачи Луи Бонапарта. Он демонстрировал траекторию суточного вращения нашей планеты, но некоторые видят в нем и другой смысл – символ переменчивой судьбы Пантеона при разных политических силах, которые превращали страну из монархии в республику, империю и коммуну.


Маятник весил 28 кг и был закреплен под куполом стальной проволокой, позволяющей ему свободно вращаться.

Внизу был насыпан и выровнен песок так, чтобы во время движения маятник оставлял след, по которому спустя 32 часа после начала эксперимента можно было увидеть весь его путь.

Оригинал давно разобрали, и на его месте стоит уменьшенная копия, а возле нее в камне застыла статуя, изображающая египетскую кошку.

Такое интересное соседство вызывает у туристов удивление, и каждый строит собственную версию о единении сдержанной вечности и неустанного человеческого стремления вперед.

Стоимость посещения

Чтобы осмотреть Пантеон в Париже, предстоит купить билет:

  • Взрослым он обойдется в 7,5 €.
  • Для коллективов из 20 человек с наставником пропуск будет стоить 6 €.
  • Достигшие 18-25 лет заплатят 4,5 €.
  • Молодые люди 18-25 лет – граждане Евросоюза и посетители младше 18 тел могут наслаждаться экскурсией бесплатно в период с января по март в первый воскресный день каждого нового месяца.
  • Бесплатно также для людей с ограниченными способностями в промежутке ноябрь-декабрь во время первых воскресений обозначенных месяцев.

Пантеон на карте

Адрес и как добраться

  • Адрес достопримечательности: Place du Pantheon, Paris 75005, 5-й округ.
  • Если хотите узнать больше информации, можно обратиться по телефону: +33 1 44 32 18 00.
  • Туда проложена линия метро до станции Cardinal Lemoine.
  • Ходят такие автобусы: 27,21, 82,38, 84, 89,85.
  • Поезд RER: Port-Royal
  • Пантеон официальный сайт: http://www.pantheonparis.com/

Пантеон в Париже (Видео)

Пантеон в Париже (Фото)

Фотогалерея Пантеон в Париже

1 of 23

Пантеон в Париже - впечатляющее сооружение 19го столетия, изначально спроектированное в качестве церкви, но затем трансформированное в Храм. Памятник расположен на вершине Монтань Сент-Женевьев, неподалеку от Университета Сорбонны и Люксембургского Сада. Здание Пантеона выходит на Латинский Квартал Парижа. В далеком 507 году это место было выбрано первым королем франков Хлодвигом для строительства базилики, которая должна была служить гробницей для него и его жены Клотильды. В 512 году здесь была похоронена Святая Женевьева, покровительница Парижа.

Когда король Луи XV слег от тяжелой болезни в 1744, то поклялся создать церковь в честь Святой Женевьевы, если выживет. После чудесного восстановления он поручил Маркизу Мариньи задачу строительства церкви, которая должна была заменить базилику шестого века, известную как Аббатство Святой Женевьевы. В 1755 Маркиз нанял архитектора Жака-Жермена Суффло для проектировки новой величественной церкви.


Строительство выдающегося здания Пантеона началось в 1757 году, но из-за финансовых проблем на его завершение потребовалось 34 года. После смерти Суффло в 1780 году работу продолжил его помощник Гийом Ронделе. Пантеон был завершен в 1791 году, в самый разгар Французской Революции. Совет Революции решил инициировать трансформацию церкви в храм, где полагалось хоронить выдающихся людей Франции. Здание было адаптировано архитектором Катрмером-де-Кенси, чтобы выполнять функции Пантеона. В 1806 году памятник снова стал церковью, но с 1885 Пантеон навсегда стал гражданским зданием и одной из главных парижских достопримечательностей .


План здания имеет греко-перекрестное расположение 110 м длиной и 85 м шириной. Большой купол Парижского Пантеона достигает высоты 83 метра. Портик, с большими коринфскими колоннами был смоделирован по образу Пантеона второго века в Риме. Купол имеет три дополнительных раковины по примеру Собора Св. Павла в Лондоне. Железные подпорки были добавлены, чтобы укрепить общую структуру. Большой склеп Пантеона размещает хранилища великих французских общественных деятелей, самыми известными из которых является Виктор Гюго, Вольтер, Жан Моне, Мария и Пьер Кюри и Эмиль Зола.


Пантеон является одним из мест, где в 1851 году астроном Жан Фуко впервые провел свой знаменитый эксперимент, доказав что Земля вращается вокруг своей оси. В этом же году Маятник Фуко был перемещен в Консерваторию Искусств и Ремесел. В 1995 году маятник снова перемещали в Пантеон во время ремонтных работ в Консерватории. С колоннады вокруг купола Пантеона открываются великолепные виды Парижа. Из соображений безопасности, сюда можно подняться только в компании гида во время экскурсионной программы. Само здание Парижского Пантеона лучше всего заметно из Люксембургского Сада.



Дни Рождения