Сознание как отражение. Творческий характер сознания Специфика сознания как формы отражения

Отражение – это воспроизведение результатов взаимодействия в структуре взаимодействующих объектов. Отражение – процесс и результат активного взаимодействия отражаемого и отражающего. При отражении взаимодействующие материальные системы оставляют свой след, память о себе, друг в друге, существуют в дальнейшем не только ―сами в себе‖, но и ―в другом.Отражение в неживой природе:В неживой природе отражение имеет многосторонний характер: каждому структурному уровню организации материи присущи свои специфические характерные виды и типы взаимодействий, а, следовательно,и формы отражения -механистические, физические, химические. Сущность процесса отражения на этих уровнях заключается в тех изменениях, которые связаны с формой, строением, структурой, энергетическими характеристиками материальных объектов и систем, участвующих в процессе взаимодействия и отражения. Отражение в живой природе:С возникновением на Земле биологической жизни появляется качественно иной, новый вид универсального взаимодействия – адаптация живого организма, приспособление его к условиям окружающей среды.Отражение в живой природе – это гораздо более глубокий и сложный уровень отражения, т.к. он играет роль регулятора поведения организма, его активности во внешней среде. Уже раздражимость простейших живых организмов – первая форма отражения на биологическом уровне –обеспечивает существование, активную жизнь биологических существ, их самосохранение. Отражение на биологическом уровне, на уровне всего живого многообразия окружающего мира определяется целями живого организма и отличается избирательностью и информацией. Информация – это целесообразно упорядоченное отражение разнообразных явлений действительности, которое определяется целями отражающей системы, одновременно необходимой для достижения этих целей. Поэтому, начиная с биологического уровня организации материи,принято в современной науке говорить об информационном отражении.Информация тесно связана с такими сторонами отражения, как активность,целеустремленность и целесообразность, адаптационностъ, избирательностьи функциональность.



Результатом информационного отражения на уровне живого организма является появление у него раздражимости – способности к простейшим реакциям в ответ на воздействие биологически существенно полезных или вредных факторов внешней среды при непосредственном контакте организма

с ними. Раздражимость присуща всему живому: и растениям, и животным. На основе раздражимости формируется чувствительность –способность живого организма реагировать на изменения среды, не имеющие прямого биологического значения. Далее на основе головного мозга,центральной нервной системы и органов чувств, возникает психическая форма отражения. Центральная нервная система высших животных – это специальный отражательный аппарат, возникший у животных в ходе длительной эволюции и включающий рецепторы и мозговой центр, который в процессе функционирования осуществляет прием и переработку сигналов, информацию о внешнем мире, а также их сохранение организмом для дальнейшей жизнедеятельности – память.С появлением чувствительности возрастает роль отражения внутренней работы организма по переработке информации внешнего воздействия, что обуславливает появление временного промежутка между внешним воздействием и ответной реакцией животного. Активность отражения выражается в способности осуществлять сложную систему последовательных действий в конечном счете, направленных на достижение жизненно важной цели. Возникновение психических процессов связано с предметной деятельностью животных, которая и опосредует отношения живого организма с жизненно важными факторами внешнего мира и определяет структуру и объективное содержание психики. Предметная деятельность развивается на двух уровнях:

непосредственное поведение животных, направленное на поиск

необходимых средств к существованию и орудийно опосредованная материальная практика людей, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения самых разнообразных человеческих потребностей. С возникновением практики как общественно исторической деятельности человека, возникает и высшая, присущая только человеческому роду, психическая форма отражения – сознание, которое в идеальной, понятийной форме воспроизводит предметные орудийные действия социально- исторического субъекта.

51. Возникновение сознание: биологические предпосылки и социальные условия .

Существует три точки зрения о возникновении сознания::1) сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;2)сознание присуще всем живым организмам; 3) эволюционная основа.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Основная идея "биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

Жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

Инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

Животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

Многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

Животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Эволюц: 1)дилозаизм- наделено духовностью сознания либо все живое, либо весь материальный мир.2) сознание связыв. только с 1 высшей формой эволюции материи и всего живого, соц. формы бытия и материи.

В философии под отражением понимается способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Следы, запечатлевающиеся в другом объекте, называются информацией. Понятие «отражение» тесно связано с понятием «информация». Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Проблема информации стала актуальной в современном мире, когда в результате компьютерной революции функции передачи и хранения информации практически переданы машинам.

К формам отражения в неживой природе относятся: механическая, физическая, химическая. Это так называемое «пассивное» отражение. Биологический вид отражения включает в себя раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

Высший уровень отражения - сознание человека - способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи. Сознание нельзя свести лишь к функции отражения. Сознание - это результат общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В самом общем виде можно сформулировать следующее определение сознания:

Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.

К факторам, обусловившим возникновение сознания можно отнести следующие:

Внешний предметный и духовный мир;

Социокультурная среда (этические, правовые нормы, социальные идеалы);

Духовный мир индивида, жизненный опыт;

Мозг как макроструктурная природная система;

Космическое информационное поле.

Все выделенные источники взаимосвязаны при формировании актуального содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. В самом общем виде можно сказать, что источником сознания являются объективная и субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата - головного мозга. Сознание неотделимо от мозга, связано с биохимическими, физиологическими процессами, в нем протекающими. Однако, мозг не источник, а орган сознания.

Сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи. Стержнем сознания является целеполагание. Таким образом, обладает сознанием, мыслит не сам по себе мозг, а человек при помощи мозга. Способность мыслить передается от поколения к поколению через формы культуры. Приучаясь активно действовать с предметами окружающего мира сообразно нормам культуры человек становится Человеком, обретая способность мыслить, иметь сознание. Степень и мера развития этой способности определяются прежде всего объемом той области культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Таким образом, сознание формируется в результате естественноисторической эволюции материи и ее всеобщего атрибутивного свойства - отражения. В процессе эволюционного развития усложнение структурной организации материи порождает такой субстрат как мозг.

С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает самосознание личности. Первоначально человек осознает свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), свое тело и дух. Самосознание делает субъекта объектом изучения. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. В процессе рефлексии не только происходит осознание того, что есть в человеке, но, одновременно, и переделка самого человека, его духовного мира. Таким образом, самосознание - это оценка человеком своих знаний, умений, идеалов, целей. Оно свойственно не только индивиду, но и социальным общностям, когда они поднимаются до осознания своего положения в обществе, своих интересов и идеалов.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание - знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Сознание - это центр между первым и вторым. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р. Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит - существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом.

Майндсайт. Новая наука личной трансформации Сигел Дэниел

Зеркальное отражение сознания в нейронах

В середине 1990-х годов группа итальянских ученых, используя имплантированные электроды для отслеживания отдельных нейронов, изучала премоторную кору головного мозга обезьян{11}. Когда обезьяна ела арахис, срабатывал определенный электрод. В этом ничего удивительного не было. Но случившееся далее изменило траекторию исследования сознания. Когда обезьяна просто смотрела , как один из исследователей жевал орех, у нее срабатывал тот же моторный нейрон. Кроме того, обнаруженные нейронные сети активировались только в результате намеренных действий по наблюдению.

В дальнейшем зеркальную нейронную систему обнаружили и у людей. Ее считают основой эмпатии. Начиная с восприятия базового поведенческого намерения, усовершенствованная префронтальная кора людей позволяет мысленно составлять карту сознания других. Мозг использует сенсорную информацию для репрезентации чужого сознания точно так же, как благодаря сенсорным данным создаются образы окружающей среды.

Самое интересное, что зеркальные нейроны реагируют только на преднамеренную активность, с предсказуемой последовательностью действий или определенной целью. Если я просто подниму руку и помашу ей, ваши зеркальные нейроны никак не ответят на это. Но если я совершу какой-то поступок, который вы способны предсказать по прошлому опыту, ваши зеркальные нейроны «вычислят» мое намерение до его осуществления. Поэтому, когда я поднимаю руку с чашкой, вы на синаптическом уровне понимаете, что я собираюсь из нее отпить. Более того, зеркальные нейроны в премоторной зоне лобной области коры предпримут все, чтобы вам тоже захотелось пить. Когда мы видим определенное действие, мы готовимся к его имитации. Это примитивное объяснение того, почему у нас вдруг просыпается жажда, когда рядом что-то пьют, или почему нападает зевота, когда кто-то зевает. Гораздо сложнее раскрыть, как зеркальные нейроны помогают понять сущность культуры и как общее поведение объединяет нас и наше сознание.

Внутренние карты, созданные зеркальными нейронами, работают автоматически: они не требуют осознанности или какого-либо усилия с нашей стороны. Мы с самого рождения выявляем последовательность действий и производим в мозге карты внутреннего состояния или намерений остальных людей. Более того, такая зеркальность является кросс-модальной, то есть она работает для всех сенсорных каналов, а не только для зрения, поэтому и звуки, и тактильные ощущения, и запахи также настраивают нас на внутреннее состояние другого человека. Встраивая чужое сознание в собственные паттерны импульсов, наши зеркальные нейроны служат основой для «майндсайт-карт».

Резонансная система

Резонансная система включает связанные зеркальные нейроны (СЗН), верхнюю часть височной коры, островок (его не видно на рисунке, но он соединяет эти части с внутренней лимбической областью) и медиальную префронтальную кору

На основании сенсорной информации мы способны зеркально отображать не только поведенческие намерения других людей, но и их эмоциональное состояние. Мы не только имитируем поведение других, но и вступаем в резонанс с их чувствами – то есть с внутренним мыслительным потоком их сознания. Мы ощущаем не только их следующее действие, но и эмоциональную энергию, задающую направление поступкам.

Аналогичный механизм задействован в процессе развития ребенка. Если поведенческие паттерны, которые мы видим у родителей, являются однозначными, то, зная, что случится дальше, мы спокойно наносим эту последовательность действий на внутреннюю карту. Если же поведение родителей часто ставит нас в тупик и его тяжело считывать, наши нейронные пути создадут искаженные карты. Итак, с самого раннего детства основные нейронные пути майндсайта формируются или на устойчивом фундаменте, или на зыбкой почве.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги На территории сна автора Белоусова Людмила

Собственное отражение Больше чем за десять лет я пережила не так уж и много – всего несколько десятков осознанных сновидений. Каждое из них по-прежнему вызывает во мне шквал чувств и мыслей. Я воспринимаю их как драгоценные подарки, но никогда не знаю, когда случится

Из книги Как понять, что ваш собеседник лжет: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 14 Зеркальное отражение эмоций вы найдете в глазах Истинно и справедливо выражение «Глаза – зеркало души». Действительно, можно подчинить своей воле руки, ноги, даже мимику. Можно попытаться выглядеть естественным, не выдавать признаков страха или лжи – но

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

5. Нарцисс и его отражение Есть редкие случаи, когда половое влечение направлено не на женщин, но и не на других мужчин, а на самого себя. Такие люди влюбились в себя, их эротически привлекает свое собственное тело. Им уже никто не нужен, кроме себя любимого. Психологи

Из книги Все о встречах после смерти автора Моуди Рэймонд

ЗЕРКАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА И к президентам приходит просветление через зеркальные видения. В ночь судьбоносных выборов 1860 года Авраам Линкольн прилег, обессиленный, на кушетку. И вдруг в ближайшем зеркале он увидел свое изображение, один образ – действительный,

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Зеркальное восприятие Подобное искажение в восприятии – это психологический феномен, не имеющий аналогов по трагичности последствий, так как оно самоподтверждается. Мортон Дойч поясняет это следующим образом: «Вы услышали лживую сплетню, будто ваш друг говорит о вас

автора Эйестад Гюру

Отражение Отражение – это способ слушания, при котором вы повторяете сказанное ребенком, как будто вы – своеобразное зеркало. Шестилетний Аск: «Нечестно, что ему (восьмилетнему брату) можно ложиться позже меня!» Папа: «Ты считаешь, это нечестно, что Туру можно ложиться

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Отражение Отражение – это вторая техника слушания, которую полезно освоить. Здесь речь идет о том, чтобы более или менее точно повторять слова ребенка. Чтобы воспроизвести содержание высказывания ребенка, мы вынуждены действительно его слушать, и таким образом мы

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Отражение Отражение представляет собой ответ на высказывание, отражающий содержание этого высказывания (в противоположность активному слушанию, при котором мы пытаемся заглянуть за словесную оболочку и проникнуть в чувства подростка). Отражение заставляет нас

автора Бауэр Иоахим

5. Твой образ во мне, мой образ в тебе:

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим Худ Брюс

Глава 3 Зеркальное Я, или Как на наш мозг влияет внешний мир После того как его карьера пошатнулась, мужчина-супермодель Дерек Зулендер, главный герой фильма «Zoolander», стоял и смотрел на свое отражение в грязной луже рядом с тротуаром и спрашивал себя: «Кто я?» Чтобы

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Отражение исчезло Однажды спросили у просветленного:- Кто направил тебя на Путь? Тот ответил:- Пес. Однажды я увидел пса, почти умиравшего от жажды и стоявшего у края воды. Всякий раз, как он наклонялся, он видел собственное отражение, пугался и отскакивал, потому что

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил
  • Лекция № 2. (продолжение темы)
  • 4. Функции философии.
  • 5. Философия в структуре мировоззрения
  • 6. Проблема метода в философии.
  • 7. Проблема классификации философских направлений. Исторические типы философии.
  • Лекция № 3. Античная философия
  • 1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли.
  • 2. Основные этапы и проблемы античной философии.
  • 3. Натуралистический этап (VII–IV вв. До н. Э.). Проблема первоначала.
  • 4. Сократический этап – (IV в. До н. Э.). Учение об эйдосах.
  • 5. Эллинистический этап (III в. До н. Э. – VI в. Н. Э.). Вопрос об «атараксии».
  • Лекция № 4. Средневековая философия
  • 2. Исходные принципы средневековой философии
  • 3. Периодизация средневековой мысли. Апологетика и патристика (III - V).
  • 4. Пять классических доказательств существования Бога.
  • Лекция № 5. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения
  • 1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.).
  • 2. Философия Нового времени.
  • 3. Философия Просвещения.
  • Лекция № 6. Немецкая классическая философия
  • 2. Философия Иммануила Канта (1724 - 1804).
  • Лекция № 7. Современная западная философия
  • 1. Общая характеристика эпохи
  • 2. Философия марксизма.
  • 3. Философия ф. Ницше.
  • 4. Фрейд - основоположник психоанализа.
  • 5. Теория «коллективного бессознательного» к. Юнга
  • 6. Философия экзистенциализма (на примере творчества а. Камю).
  • 7. Философия неотомизма п. Тейяра де Шардена.
  • Лекция № 8. Русская философия
  • 1. Предфилософия допетровской Руси (X – нач. XviiIвв.).
  • 2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.).
  • 3. Русская философия хх века.
  • Раздел II. Философские проблемы и категории Лекция № 9. Учение о бытии (онтология)
  • 1. Понятие бытия. Различные концепции.
  • 2. Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.
  • 3. Проблема единства и многообразия мира.
  • Лекция № 10. Учение о развитии (диалектика)
  • 1. Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
  • 2. Основные законы диалектики.
  • 3. Основные категории диалектики.
  • Лекция № 11. Природа человека и смысл его существования
  • 1. Основные этапы в истории исследования человека.
  • 2. Марксистское понимание сущности человека.
  • 3. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • Лекция № 12. Учение об обществе (социальная философия)
  • 1. Философские представления об обществе.
  • 2. Предмет и функции социальной философии.
  • 3. Понятие общества: его признаки, особенности.
  • 4. Специфика философского исследования общества.
  • Лекция № 13. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
  • 1. Понятие ценности. Ценность и целеполагание.
  • 2. Теории ценностей.
  • 3. Нравственные ценности и мораль.
  • 4. Религиозные ценности.
  • 5. Эстетические ценности и искусство.
  • Лекция № 14. Проблемы сознания
  • 1. Постановка проблемы сознания в истории философии.
  • 2. Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.
  • 3. Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное.
  • 4. Структура сознания. Сознание и самосознание.
  • 5. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
  • Лекция № 15. Познание (гносеология)
  • 1. Познание как отражение человеком внешнего мира.
  • 2. Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека.
  • 3. Совпадение диалектики, логики и теории познания.
  • 4. Проблема научной истины. Абсолютное и относительное, теоретическое и практическое.
  • 5. Чувственное познание и его формы.
  • 6. Логическое познание и его формы.
  • Лекция № 16. Научное познание
  • 1. Научное познание как один из видов познавательной деятельности.
  • 2. Уровни научного познания и их методы.
  • 2. Общенаучные методы познания.
  • Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники
  • 2. Из истории изобретения техники.
  • 3. Сущность техники как предмет познания.
  • 4. Ноосфера и ноотехносфера.
  • Лекция № 18. Будущее человечества (философский аспект)
  • 1. Римский клуб и исследование глобальных проблем.
  • 2. Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их разрешения.
  • 3. Современная техническая цивилизация и ее будущее.
  • Библиография
  • 2. Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.

    Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-прежнему нет ответа на вопросы; вся ли материя обладает сознанием или нет, и как возникло сознание? Современная наука считает, что сознание существовало не всегда, оно возникло в процессе перехода одной формы материи в другую, более сложную, в результате чего возникла живая материя. Современная наука считает, что сознанием обладает только живая материя. Если к решению этого вопроса подходить неисторически, а это уже было в истории философии, то мы получим утверждение, которое высказывали представители философского направления, получившего название гилозоизма. В частности, Б.Спиноза и Робинэ утверждали, что сознание присуще всей материи, что мыслит не только человек, но и камень, а различие между ними количественные.

    Сегодня известно, что в неживой материи никакого сознания нет, но есть свойство, сходное с ощущением, которое является основой для возникновения сознания, - отражение.

    Отражение – всеобщее свойство материи, а сознание не является таковым, но оно является всеобщим в потенции, которая реализуется там и тогда, где и когда наличествуют пригодные для жизни мыслящих существ условия. Отражение – это способность материальных систем к воспроизведению, к взаимодействию.

    В силу своей внутренней активности материя порождает различные формы отражения. Так, в неживой природе широко распространены изоморфные отображения, отпечатки, возникающие в результате взаимодействия двух или более объектов (след, вмятина, царапина, намагничивание и т.д.). Как свойство живого, организма выступает раздражительность, которая проявляется в виде физиологических реакций, еще не связанных с возникновением образа объективного мира. Она средство управления, регулирования приспособительного поведения.

    Дальнейший этап в развитии форм отражения после раздражимости связан с возникновением у более высоких форм живой материи нового свойства – чувствительности, то есть способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм.

    Ощущения, составляют начальную форму психики животных. Психика не является свойством живой, материи вообще. Она есть свойство высших форм органической материи. Психика – это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

    Психика как форма отражения присуща и человеку. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные процессы.

    При изучении действий животных и людей на уровне психики часто возникает вопрос: «Думают ли животные?» Да, думают, но не так, как люди.

    По шкале швейцарского зоолога А. Нортмана способности мышления человека, оцениваются в 214 баллов, дельфина – в 195, слона – 150, обезьяны – 63, зебры – 42, жирафа – 38, лисы – 8, а самого глупого существа – бегемота – 18 баллов. Животные не осознают ни своих действий, ни своего места в мире и среди себе подобных. Животное не обладает ни сознанием, ни тем более самосознанием. Итак, сознание есть высшая форма отражения. Сущность его состоит в том, что оно есть особое свойство мозга давать идеальное отражение реального мира. К такому пониманию сущности сознания ближе всего подошла марксистская философия. Марксистское понимание сознания характерно тем, что материализм подчеркивает, что сознание содержит в себе противоречия. Сознание, с одной стороны, материально, а с другой нет. Когда марксистская философия говорит о материальности сознания, это значит, что сознание не самостоятельно существующая сущность, а свойство высокоорганизованной материи, т.е. мозга, отражать в себе окружающий мир. Основываясь на вышеназванном понимании сущности сознания, попытаемся определить, что такое сознание.

    Сознание – это знание чего-либо, осознание результатов общественного познания и преобразования мира. Сознание включает не все знания, а лишь ту часть, которая добыта в процессе жизненного опыта итак или иначе воспроизводится при решении конкретных задач, удовлетворении потребностей. Другая же часть знания, будучи не нужной в данной обстановке, может не осознаваться человеком. Это положение означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство. Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, что составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные копии последних.

    Единство и связь между сознанием и материей также раскрываются в двух аспектах. С одной стороны, психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстракт, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует; с другой - возникающие в сознании психические образы сходны, тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

    Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.

    Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями, – способностью прежде всего отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Например, если бы людям каменного века каким-то образом попала книга о конструировании автомобилей, то они не смогли бы ее «идеализировать», то есть преобразовать в идеальное, в понятие, осмысленное представление о ней, так как в их жизни еще, не сложились те нормы действительности, которые обусловили бы уровень знаний и деятельности, обобщенные в этой книге.

    Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие «идеальное» позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения и тем самым конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, его противоположность материи. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

    В то же время идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней.

    "


    Дни Рождения