Симонов монастырь как доехать. Прекрасный рассказ о Симонове монастыре. Черная полоса в жизни монастыря

В 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, строительство которой было начато в 1379 г.
В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии, поэтому в конце XV века храм перестраивался неизвестным итальянским архитектором.
В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров.
Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря — Тихвинская икона Богоматери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами — дар царевны Марии Алексеевны.



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Старые башни и стены монастыря строились в XVI веке.
Как считают, их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь — строитель Смоленского кремля.
Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м.
Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло»,
увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году нападение крымского хана Газы II Гирея.
Симонов монастырь неоднократно служил щитом Москвы против врагов.
За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен почти до основания.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Две другие уцелевшие башни — пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» — построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках




« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках



« » на Яндекс.Фотках



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках





Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века.
Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» — стиль росписи, имитирующий каменную ограненную кладку.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Церковь Сошествия Святого Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I.
В XIX веке к ней были пристроены два придела.


« » на Яндекс.Фотках

В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось и огромное количество людей, и большие денежные вклады.

Обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

«... всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.
Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».


« » на Яндекс.Фотках

Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.
В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор.
Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина.

В Отечественную войну 1812 г. Симонов монастырь подвергся разорению французами. После освобождения Москвы братия возвратилась в монастырь.


« » на Яндекс.Фотках

Славилась на всю Москву и монастырская колокольня.
Да и колокольный звон, судя по летописям, был на той колокольне незаурядный.
Так, в Никоновской летописи помещена специальная статья «О колоколах», в которой говорится о сильном и чудном колокольном звоне,
доносившемся, по мнению одних, от соборных колоколов Кремля, а по мнению других, от колоколов Симонова монастыря.
И когда к XIX веку она пришла в ветхость, то известный архитектор Константин Тон (создатель русско-византийского стиля в московской архитектуре) возвел в 1839 году над северными воротами монастыря новую.
Крест ее стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра).


« » на Яндекс.Фотках

На втором ярусе колокольни располагались церкви Иоанна, патриарха Царьградского, и святого Александра Невского,
на третьем - звонница с колоколами (самый большой из них весил 16 тонн),
на четвертом - часы,
на пятом - выход на главу колокольни.
Построили это величественное сооружение на средства московского купца Ивана Игнатьева.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

К 1917 г. на территории монастыря находилось шесть храмов с одиннадцатью престолами:
Собор Успения Богородицы, освященный в 1405 г.;
трапезная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери (ранее — во имя преподобного Сергия Радонежского);
церковь преподобного Александра Свирского;
церковь Происхождения Честных Древ, расположенная над западными вратами;
церковь Свт. Николая Чудотворца — над восточными вратами;
церковь во имя Иоанна, патриарха Цареградского,
и церковь св. благоверного князя Александра Невского — во втором ярусе колокольни.

Симонов монастырь, 1 класса, ставропигиальный, в Москве, на краю города, на берегу реки Москвы, против Дербеневской набережной. Основан учеником преподобного Сергия Федором. В 1788 году монастырь был упразднен; в 1795 году восстановлен; в 1812 году подвергся разорению от французов. Пользуясь почти с самого основания преимуществом ставропигии и быв обогащаем вкладами, драгоценными дарами от князей, царей, бояр и граждан, Симонов монастырь считался исстари одним из первейших монастырей русских. Наивысшего процветания он достиг в прошлом столетии. Сочиненный иеросхимонахом Виктором знаменитый напев, восхищавший собою императора Николая I, доставляет высокое духовное наслаждение каждому любителю церковного пения. Главный собор во имя Успения Божией Матери уцелел от времени основания монастыря. Построенный в византийском стиле, он в 1896 году был реставрирован и освящен; в нижнем ярусе иконостаса находятся замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранится Симоновская Казанская икона Богоматери, в устроенном в честь Ее приделе, принадлежащая прежде святому Тихону Воронежскому и прославившаяся в 1832 году чудесным исцелением тяжко больной женщины. В 1839 году монастырь был украшен величественной колокольней.

Вблизи Симоновской обители сохранился вырытый преподобным Сергием пруд, обсаженный березами и обнесенный валом. В день Преполовения совершается сюда крестный ход из Симонова монастыря. На месте первоначального основания монастыря в приходской Рождественской церкви покоятся иноки братья Пересвет и Ослабя; над гробницей их устроен шатер из черного дуба; в своем настоящем виде эта гробница устроена в 1870 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Симонов монастырь был основан в 1370 г. племянником (по другим сведениям, учеником) прп. Сергия, Феодором (позже ставшим еп. Ростовским), при вел. кн. Димитрии Ивановиче. Название свое монастырь получил по имени Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего землю монастырю. Монастырь был основан на том месте, где ныне находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, древний одноглавый храм, в котором похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. В 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, находящееся неподалеку от прежнего, тогда же была заложена церковь Успения Божией Матери, одно из древнейших зданий Москвы, доживших до ХХ века. Церковь была освящена в 1405 г. В разные годы в монастыре подвизались прп. Кирилл Белозерский, свт. Иов и сщмч. Ермоген, Патриархи Всероссийские. С Симоновым монастырем связаны многие события Русской истории.

В 1771 г. монастырь был упразднен и, ввиду начавшейся чумы, превращен в чумной карантин, но в 1795 г. по ходатайству графа Мусина-Пушкина вновь восстановлен. К началу ХХ века монастырь был одной из богатейших и славнейших Российских обителей. На его территории, окруженной двенадцатью башнями, находилось 6 церквей с 11 престолами и громадная колокольня (арх. К.А. Тон).

С 1923 г. в части монастыря размещался музей. Был выпущен его путеводитель и проектировались реставрационные работы в 1927 г. Последний храм монастыря был закрыт в мае 1929 г. В ночь на 21 января 1930 г., в 6-ю годовщину смерти В.И. Ленина, собор Симонова монастыря и стены вокруг него были взорваны. В 1932-1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторами Л.А., В.А. и А.А. Весниными был построен Дворец культуры автомобильного завода им. И.А. Лихачева.

К 1990 г. в монастыре сохранились здания: крепостные стены (три прясла); Солевая башня (угловая, юго-восточная); Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене); "Дуло" (угловая, юго-западная башня); "Водяные" ворота (1/2 XVII в.); "Келарский корпус" (или "Старая" трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.); "Новая" трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев); "Сушило" (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.); Казначейские кельи (1/3 XVII в.). Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

В 1923 г. в монастыре был устроен музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. С 1931 г. в трапезной находился киноклуб. Она реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг. Община глухих и слабослышащих Тихвинского храма была зарегистрирована в 1991 г. и совершала молебны на территории Симонова монастыря. В 1995 г. остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.

Источник: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_1581



Сушило (XVI-XVII вв.). Согласно сохранившимся документам, оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым (по другим данным Парфеном Петровым) и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.

Казначейские кельи (XVII в.). Казначейский корпус (1620-1630-е гг.) у Водяных ворот - которые были вместо нынешних железных. Симонов монастырь, Восточная улица 4, с.7

Старая трапезная палата (XV-XVIII вв.). Старая трапезная - название ХХ века, Келарский корпус - название XIX в., Хлебная палата - название XVIII в. В 1485 г. построили "келарский" корпус - двухэтажное здание у южного участка стены, бывшее старой трапезной. Оно - одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и вообще Москвы.

Стены ограды (1640-е гг.). Частично дошедшие до наших времен новые стены монастыря и некоторые из башен, которые можно увидеть и поныне, были сооружены в 1630 г., при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни — пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» — построены в 1640-е гг., когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. Монастырские башни Сторожевая и Тайницкая утрачены.

Кузнечная башня (1640-е гг.). Одна из трех сохранившихся до наших дней башен Симонова монастыря. Башня имеет пятиугольную форму и расположена на южной единственной сохранившейся стене монастыря. Это самая малая башня монастыря была возведена в 1640-е гг., а ее высокий шатер достраивался в течение последующих 40 лет. Башня имеет одноярусный наблюдательный пункт, в отличие от других башен, где он двухярусный.

Церкви Симонова монастыря: преподобного Александра Свирского 1700 г., Честных Древ 1593 г. - над западными вратами; Николая Чудотворца - над восточными и во имя Иоанна, патриарха Царьградского, и Александра Невского - во втором ярусе пятиярусной колокольни, построенной Тоном в 1839 г.

По материалам http://oldboy.icnet.ru/SITE_2103/MY_SITE/Monast/SIM_MON_MOS/SUSH.htm

Дворец культуры ЗИЛ, сооруженный в 1930-х гг. на месте разрушенной части монастыря - крупнейший и заключительный памятник архитектуры советского конструктивизма работы братьев Весниных. Расположен в Москве на Восточной улице, 4. Строительство 1930-1937 гг. Построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х гг. разорённого большевиками. На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий, в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были снесены на рабочих субботниках. Чтобы посодействовать забвению истории России, на месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.



Древний Симонов монастырь основан в 1730 году по благословению Сергия Радонежского (Варфоломей) (между1314-1322 - 1392) его учеником и племянником - преподобным Фёдором (Иван) (ок. 1340-1394), уроженцем Радонежа, принявшим постриг в Покровском Хотьковом монастыре. Во главе Симонова монастыря преподобный Фёдор прославился как духовный наставник, он был личным духовником Дмитрия Ивановича Донского. В 1338 году преподобный Фёдор стал Ростовским архиепископом. Умер он 28 ноября 1394 года и похоронен в Успенском соборе Ростова Великого.

Своё название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь. Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и Фёдор, стремясь найти уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалёку от старого. В 1379 году монастырь был перенесён на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, под колокольней которой во второй половине 18 века были обнаружены могилы героев Куликовой битвы Александра Пересвета (ум. 1380) и Родиона Осляби (ум. 1380 или после 1389). Пережившая страшные разрушения, долгое время служившая компрессионной станцией завода "Динамо", ныне эта церковь снова действующая.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь "отраслью" своей Троицкой обители и всегда останавливался в нём, когда приезжал в златоглавую. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (Козьма), св. Иона, митрополит Московский, патриарх Иосиф (Владимир), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн (ум.1525), знаменитый деятель нестяжательства Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Фёдор Алексеевич Романов (1661-1682), для него здесь были устроены кельи. В 1771 году, при Екатерине II (1729-1796), монастырь был упразднён и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращён в чумной карантин. В 1795 году по ходатайству графа Василия Васильевича Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.

Башни и стены монастыря строились в 16 веке. Их возводил "государев мастер" Фёдор Савельевич Конь, выдающийся русский зодчий - строитель Смоленского Кремля. Укреплённый при Борисе Фёдоровиче Годунове, монастырь отразил набег крымских татар Казы-Гирея. Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли части старой крепости. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота около 7 м. Из сохранившихся башен выделяется угловая башня "Дуло", увенчанная высоким шатром с двухярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымцев в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году были возведены надвратная церковь св. Николая Чудотворца.

В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для постройки дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил зодчий Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем её проект был изменён, возводилась она уже в русском стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему виду и местоположению колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Её высота состовляла более 90 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвёртом ярусе были установлены часы.

Ещё в 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце 15 века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле. В конце 17 века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен золочёный резной иконостас, в котором находилась главная святыня монастыря - Тихвинская икона Богоматери, которой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, усыпанный алмазами и изумрудами - дар царевны Марии Алексеевны. В монастырском соборе погребён сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич Углицкий, князья Мстиславские, Тёмкины-Ростовские, Сулешовы, бояре Головины и Бутурлины.

Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Фёдора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В её состав вошли части предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров использовал детали раннемосковского зодчества, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Дмитриевич Старцев, много строивший в Москве и Киеве. Наряду с Яковом Григорьевичем Бухвостовым он является замым выдающимся зодчим 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода "друзья-соперники", творившие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной своеобразностью. Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца 17 века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено "в шахмат" - стиль росписи, подобный каменной огранённой кладке. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I Алексеевича. В 19 веке к ней были пристроены два придела.

На территории Симонова монастыря находилось обширное кладбище, где были похоронены поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов, писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, его сын Константин Сергеевич Аксаков, композитор Александр Александрович Алябьев, известный библиофил и собиратель купец Алексей Петрович Бахрушин, Николай Львович Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий - Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

В начале 1930-х годов все главные постройки Симонова монастыря были разрушены. Погибли Успенский собор, колокольня, надвратные церкви. башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители. От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная церковь с церковью Сошествия Св. Духа и хозяйственная постройка - "солодежня" или "сушило". На святом для русского человека месте был построен "дворец культуры" ЗИЛа.

Из книги А.Ю. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России". 2000. Вече.

В конце XIX в. Москва. Симонов монастырь Симонов Успенский (Восточная улица, 4), мужской в юго восточной части Москвы, на левом берегу. Основан в 1370 учеником и племянником Сергия Радонежского Феодором на землях боярина С.В. Ховрина (инока… … Москва (энциклопедия)

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ, мужской, основан около 1370 на юго востоке Москвы, около 1379 перенесен на новое место; пользовался покровительством московских великих князей. В 16 в. в нем жили Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др. Во время эпидемии чумы 1771 … Современная энциклопедия

- (Успенский) мужской, основан ок. 1379 на юго востоке Москвы. Имел крупнейшие земельные владения. В нем жили Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др. Упразднен после Октябрьской революции. В 1930 х гг. большая часть построек уничтожена. Сохранились… … Большой Энциклопедический словарь

- (Успенский), мужской, на юго востоке Москвы. Основан в 1370 учеником и племянником Сергия Радонежского Фёдором на землях С. В. Ховри на (инока Симона отсюда название монастыря). В 1379 перенесён на нынешнее место. В нём жили Вассиан Патрикеев,… … Русская история

Симонов монастырь - СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ, мужской, основан около 1370 на юго–востоке Москвы, около 1379 перенесен на новое место; пользовался покровительством московских великих князей. В 16 в. в нем жили Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др. Во время эпидемии чумы 1771 … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Успенский), мужской, основан около 1379 на юго востоке Москвы. Имел крупнейшие земельные владения. В нём жили Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др. Упразднён после 1917. В 1930 х гг. большая часть построек уничтожена. Сохранились архитектурные… … Энциклопедический словарь

Симонов Успенский мужской монастырь, в Москве, основан около 1379 в 0,5 км от старого С. м. (основан в 1370). С. м. являлся также крепостью, защищавшей столицу с юга, со стороны Москвы реки и Брашевской дороги. В конце 14 начале 15 вв. С … Большая советская энциклопедия

- (Симонов мужской ставропигиальный 1 го класса монастырь) в Москве. Основан ок. 1370 г. племянником и учеником преп. Сергия Радонежского, св. Феодором, первым архиепископом ростовским, на том месте, где теперь церковь Рождества Богородицы на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Симонов Успенский мужской монастырь, основан ок. 1379 в 0,5 км от старого С. м. (осн. в 1370). С. м. являлся также крепостью, защищавшей столицу со стороны Москвы реки и Брашевской дороги. В кон. 14 нач. 15 вв. С. м. пользовался покровительством… … Советская историческая энциклопедия

Симонов монастырь - мужской монастырь в Москве, основан в 1379 году. Служил крепостью, защищавшей подступы к городу. На протяжении 14 17 веков был одним из наиболее известных и влиятельных монастырей России. Из числа его монахов вышли четыре Патриарха: Иов, Гермоген … Православный энциклопедический словарь

Книги

  • Московский Симонов монастырь. , А. Третьяков. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1893 года (издательство "Москва. Типография А. И. Снегиревой")…
  • Москва, которую мы потеряли , Константин Петрович Михайлов. Нынешняя Москва – давно уже не Третий Рим. От былого Града Сорока Сороков остались лишь выцветшие фотографии и светлые воспоминания. Нынешняя Москва – город-инвалид, город-калека. И хотя сам…
Московский Симонов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы , 1 класса, ставропигиальный (недейств.)

Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы , в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь.

Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и святой Феодор , стремясь найти большее уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалеку от старого. В году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове , сохранившаяся и поныне.

Тогда же была заложена каменная церковь Успения Божией Матери . Церковь была освящена в году. В году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле .

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь "отраслью" своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря в -XVII веках вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: преподобный Кирилл Белозерский , святитель Иона, митрополит Московский , святитель Геронтий, митрополит Московский , патриарх Московский и всея Руси Иосиф , архиепископ Ростовский Иоанн , знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев . В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек .

Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня "Дуло", увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни - пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.

В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

В году в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти.

Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа.

В г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому . По преданию, именно этим образом преподобный благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В году храм обновляли.

В январе года Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно.

Церковь Иоанна Постника и Александра Невского в колокольне

В году было решено построить новую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал купец Иван Игнатьев. По первоначальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н.Е. Тюрина, однако в те времена уже набирало силу движение за возврат к более традиционной для России архитектуре. В итоге к году была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту К.А. Тона. Звонница, вдохновленная «Иваном Великим», превосходила его высотой на 9 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 16,4 т (1000 пудов). На четвёртом ярусе были установлены часы. Колокольня была одной из архитектурных доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершённую картину живописной излучины Москва-реки вниз по течению от города.

В году была взорвана и разобрана на кирпич.

Церковь Всемилостивого Спаса

В году монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события в году над древними западными вратами был сооружен небольшой Спасский храм.

Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века.

На мой взгляд, из всех московских монастырей, пострадавших от большевиков, Симонову пришлось хуже всех остальных.
Симонов Успенский монастырь (ул. Восточная, 4) - в прошлом один из самых крупных и богатых монастырей Москвы и ближайшего Подмосковья. В XVI-XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большинство построек было снесено в 1930-е годы; территория частично застроена.

Точная дата основания монастыря неизвестна. Возможно, первая обитель возникла здесь еще во времена великого князя Симеона Гордого. Но известно, что монастырем, то есть монашеской подвижнической общиной, обитель стала во времена Преподобного Сергия. История начинается со Старого Симонова монастыря, который основан с согласия и благословения митрополита Алексия и великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Его основателем считают племянника и ученика Сергия Радонежского Федора Симоновского - духовника Дмитрия Донского, впоследствии архиепископа ростовского.

Местность, где был основан монастырь, считалась в те времена одной из самых красивых в Москве. В сосновом лесу, раскинувшемся над глубоким оврагом, на высоком берегу Москвы, недалеко от глубоких Медвежьих озер, поставили в 1370 году маленькую церковь Рождества Богородицы. Через 140 лет ее заменили на каменную, которая в сильно перестроенном виде дошла до наших дней. Это та самая церковь, к приходу которой до сих пор относится Кожухово и куда теперь нужно пробираться по территории завода «Динамо».

В 1379 году, на земле, подаренной купцом Стефаном Васильевичем Ховрой, которая лежала чуть севернее Старого Симонова монастыря, игумен монастыря Федор основал Новый Симонов монастырь. И с тех пор обе обители жили общей жизнью. Только Старый Симонов стал прибежищем старцев-молчальников, то есть более строгой ступенью в монашестве по сравнению с Новым Симоновым.

От старого монастыря осталась только церковь Рождества, несколько келий и кладбище для погребения усопших иноков, а потом - известных людей. Знаменитое Симоновское кладбище было закрыто только в 1919 году. Но до сих пор в земле, под местным Детским парком, покоятся: первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины.

До 1924 года здесь стояли надгробия на могилах русского писателя С.Т. Аксакова и рано умершего друга А.С. Пушкина поэта Д.В. Веневитинова (на его надгробной плите чернела эпитафия: «Как знал он жизнь, как мало жил»).
Фотография ниже объясняет, откуда священники всега имеют самую достоверную информацию, и никогда не ошибаются.

Кстати, а почему Симонов? Историки считают, что имя к монастырю, слободке вокруг него, улицам, проездам и набережной перешло все от того же С.В. Ховры, который в монашестве принял имя Симона. Есть, правда, и другая версия, согласно которой имя монастырю дала маленькая деревушка Симоновка, находившаяся на месте монастырских строений.

Тесно связан Симонов монастырь с родом Ховриных. В XIV веке Москву наводнили с юга греческие и итальянские купцы. Особенно много приезжало гостей из генуэзской колонии Сурожа на Черном море (гостями тогда называли купцов-оптовиков, привозящих товар из-за рубежа, а Сурожем - теперешний город Судак). Торговали сурожане «суровскими товарами» - драгоценными камнями и дорогими шелковыми тканями.

Многие сурожские гости, осев на московской земле, дали свои имена местным селам (Софрино, Тропарево, Ховрино и др.). Таким сурожским гостем и был младший потомок греческих князей Стефан Васильевич. Его сын Григорий получил в Москве некрасивое, но выразительное прозвище Ховра или Ховря, что значит «неряха», «неопрятный человек», «свинья» (ср. «хавронья»). Его же дети гордо носили имя Ховриных.

Но это в будущем. А пока Владимир Григорьевич Ховрин строит в Симоновом монастыре храм Успения Богородицы. Этот храм, один из самых больших тогда в Москве, до сих пор высится на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски (в его перестройке в конце XV века принимал участие ученик самого Аристотеля Фиораванти). Известно, что в XIX веке в храме хранилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая Сергию Радонежскому. По преданию, этой иконой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Вторым, после Преподобного Федора, игуменом монастыря был Преподобный Кирилл, впоследствии названный Белозерским. Этот «духовный внук Сергия» (ученик его ученика), по преданию жил в келье возле храма, где сейчас установлена белокаменная часовня. Здесь ему явилась Богоматерь и возвестила: «Иди на Белое озеро, и там спасешься».

И Кирилл, вместе со своим другом Ферапонтом, вышел в путь и основал одну из самых известных русских обителей - Кирилло-Белозерский монастырь, на Сиверском озере. А Ферапонт основал знаменитый Ферапонтов монастырь всего в двадцати верстах от него.

В этот небольшой Старый Симонов монастырь, в 1380 году привез с Куликова поля Дмитрий Донской тела воинов-монахов Троицкого монастыря Родиона (Ариана) Осляби и Александра Пересвета (боярина Бронского). Здесь их могилы находятся и по сей день. Церковь Рождества Богородицы всегда была очень почитаема москвичами как место погребения героев Куликовской битвы. Сюда за мужеством приходили великие князи и цари. Вот эта могила.

Храм закрыли в 1928 году, и он оказался на расширенной территории завода «Динамо», который в 1934-ом году был переименовал в завод имени Кирова. В закрытом и обезображенном к тому времени храме завод разместил свою компрессорную станцию, и мощные механизмы буквально сотрясали стены древнего, построенного в 1504-ом году, здания, места упокоения Великих русских героев.

Первый, кто поднял вопрос о судьбе памятника и могил Пересвета и Осляби, был художник Павел Корин. Тему надолго замолчали, и вторично она поднялась уже в 1979 году, в преддверии юбилея Куликовской битвы, но опять ничего не получилось, поскольку производственные мощности были намного важнее памяти русских героев. И только в 80-е годы удалось отвоевать у завода «Динамо» его компрессорную станцию - церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. В 1989 году состоялось освящение храма.

К этому времени были уже восстановлены надгробия на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби. Место это не точное, потому что есть вариант, что могилы их вместе с прахом были разорены и уничтожены полностью.

В память о тех тяжелых временах, когда храм стоял в запустении, а могилы были осквернены, был создан «Памятник погибшим колоколам», как называют его здешние прихожане. Это осколки колоколов, которые в 20-30-ых годах сбрасывались с колоколен и отправлялись на нужды индустриализации, попросту говоря, переплавлялись.

Эти остатки колоколов были найдены уже в 80-ые годы прошлого века в литейном цехе завода «Динамо».

Как гласит предание, в 1370 году в двухстах метрах южнее церкви сам Сергий Радонежский вырыл незасыхающее глубокое озерцо Святое. Позднее оно расширилось и превратилось в Лисьин пруд, который в конце XVIII века москвичи назвали Лизиным. Эти места вывел Н.М.Карамзин в своей повести «Бедная Лиза».

После того, как Б.М. Федоров переделал сентиментальную повесть Карамзина «Бедная Лиза» в пьесу, влюбленные москвичи толпами стали гулять по берегу пруда, названного Лизиным, и вырезали на деревьях свои имена. Появилась даже язвительная эпиграмма на это паломничество:
«Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста,
Топитесь, барышни, для всех найдется место».

Немного сегодня осталось от некогда богатого монастыря. На месте Святого (Лизиного) пруда высится ныне административное здание завода «Динамо».

Ну а то, что было здесь в прежние времена, мы можем только представить себе из записок, которые оставил Николай Михайлович Карамзин:

«... всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

...На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Читая эти строки, невольно пытаешься увидеть окрестности монастыря конца XVIII века. Увидеть и сравнить их с теперешними, например, как на фотографии выше...
Лучшее, на мой взгляд, изображение Пересвета и Осляби я взял с горельефа со стены Донского монастыря.

Fais se que dois adviegne que peut.



Рак