В библии часто Бог говорит о Себе: Я есмь первый и последний. Что значит Он последний? «аз есмь альфа и омега Я есмь альфа и омега

Что рыбий жир и содержащиеся в нем омега-3 жирные кислоты, вопреки сложившемуся мнению, не защищают мозг от старения и снижения умственных способностей в пожилом возрасте. В связи с этим мы решили вспомнить несколько диетическо-медицинских мифов, бывших в свое время очень популярными, но в итоге развенчанных наукой.

Омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты содержатся в жирной рыбе и морепродуктах, льняном и горчичном масле и некоторых других растительных маслах. Название «омега-3» указывает на положение двойной углерод-углеродной связи - у третьего атома углерода относительно омега-атома, который находится на конце цепочки жирной кислоты. Эти жирные кислоты относятся к незаменимым - то есть таким кислотам, в которых организм очень нуждается, но, не умея синтезировать их самостоятельно, должен получать с пищей.

В течение последних лет десяти было принято считать, что омега-3 жирные кислоты защищают мозг от старения. На это вроде как указывают исследования, демонстрирующие корреляцию потребления рыбы и умственных способностей у пожилых людей. Вроде как - потому что при внесении поправок на уровень образования и психологическое состояние испытуемых эта корреляция оказывается вовсе не такой убедительной, а рандомизированных клинических исследований, которые помогли выяснить, случайна эта корреляция или основана на причинно-следственной связи, никто не проводил. Та же история и со старческим слабоумием, или деменцией: с одной стороны, показано, что у людей с болезнью Альцгеймера понижен уровень одной из омега-3 кислот в клетках мозга, с другой - ни одно из многочисленных клинических исследований не смогло доказать, что омега-3 кислоты эффективны в лечении деменции.

Столь же неявные свидетельства указывают и на эффективность омега-3 жирных кислот для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний: какая-то корреляция там определенно есть, но прямых доказательств того, что именно омега-3 снижают вероятность заболеваний, не найдено. Тем не менее, поскольку важность омега-3 жирных кислот для нормальной работы мозга и сосудов очевидна, а от передозировки рыбьего жира еще никто не умирал, омега-3 жирные кислоты продолжают рекомендовать и продавать для профилактики старения мозга и сердечно-сосудистых заболеваний (а заодно и рака, ревматоидного артрита и депрессии).

Ученые из Национального института зрения в США решили проанализировать влияние омега-3 жирных кислот на когнитивные функции у пожилых людей. Анализ проводили в рамках масштабного двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого клинического исследования (то есть такого, где ни пациенты, ни врачи не знают, что получает пациент - исследуемый препарат или плацебо, - а пациенты распределяются в контрольную и экспериментальную группы случайным образом). Участвовало в нем более 4 тысяч пожилых людей с повышенным риском развития дегенеративных болезней сетчатки.

В исследовании использовали смесь из витаминов, бета-каротина и цинка, которая, как было показано ранее на другой группе испытуемых, замедляла разрушение сетчатки. Авторы исследования попытались улучшить эту смесь, добавив в нее омега-3 жирные кислоты. В течение 6 лет, с 2006 года по 2012 год, ученые следили за изменениями сетчатки и оценивали когнитивные функции участников исследования, принимавших улучшенную смесь (или принимавших плацебо).

Результаты, с учетом поправки на возраст, пол, уровень образования, депрессивное состояние и другие факторы, показали, что омега-3 жирные кислоты никак не влияли на когнитивные функции участников и не предотвращали ухудшение памяти и остроты ума. Никакого эффекта они не оказали и на старение сетчатки.

Похожие результаты были получены и для второй добавки, которую тестировали в этом исследовании: смеси лютеина и зеаксантина, популярного средства для предотвращения старения глаз и мозга. Лютеин и зеаксантин - пигменты-каротиноиды, придающие желтый цвет, например, кукурузе, яичному желтку или персикам. Они необходимы для нормальной работы глаз, потому что, во-первых, функционируют как антиоксиданты, защищая глаз от свободных радикалов, образующихся на прямом свету, а, во-вторых, поглощают наиболее агрессивную часть спектра - сине-фиолетовую. Человеческий организм не умеет синтезировать эти пигменты, поэтому они должны поступать с пищей.

Как показало исследование, на старение мозга лютеин и зеаксантин никак не влияют. У большинства испытуемых не было замечено и какого-либо влияния на старение сетчатки. Единственное, что удалось обнаружить - это то, что лютеин и зеаксантин снижают риск развития дегенеративных заболевания сетчатки у двух небольших подгрупп испытуемых: людей, повседневная диета которых содержит очень мало этих пигментов, и тех участников исследования, которые получали лечебную смесь без бета-каротина - другого пигмента-каротиноида, из которого образуется витамин А, очень важный для глаз.

В заключение авторы пытаются объяснить несоответствие между косвенными свидетельствами пользы омега-3 и каротиноидов и результатами клинических исследований. Возможно, предполагают они, значение имеет то, каким путем эти вещества попадают в организм: просто с пищей или в виде специальных добавок. Ведь мы не может знать о тех тысячах возможных взаимодействий, в которые вступают компоненты еды и которые в итоге влияют на конечный эффект. Поэтому вполне вероятно, что рыбий жир в составе рыбы и рыбий жир в капсулах действительно могут воздействовать на организм по-разному. Так или иначе, на сегодняшний день вывод ясен: прием рыбьего жира и прочих добавок с омега-3 жирными кислотами, также как и прием лютеина и зеаксантина, не приносит пользы никому, кроме фармацевтических компаний. А вот рыба и морковка, возможно, еще помогут вам спастись от старческого слабоумия и слепоты. Или не помогут. Наверняка этого пока никто не знает.

Другой диетический миф связан со шпинатом и отражен в мультфильмах о моряке Попае (Popeye the Sailor), которые в 1933 году начала снимать нью-йоркская мультипликационная студия Fleischer Studios. Моряк Попай обладает огромной силой, а источником этой силы служит шпинат: как только герой съедает банку шпината, его бицепсы тут же вырастают в несколько раз, и он отправляется совершать подвиги. Популярность мультика вызвала стремительный рост продаж шпината, за что его производители выразили свою благодарность, установив памятники Попаю в Техасе и Арканзасе. Благодаря моряку Попаю возросло потребление не только шпината, но и овощей в целом: исследование 2010 года, проведенное учеными из Бангкокского университета, показало, что дети, смотревшие мультики про Попая, начинали есть больше овощей.

Почему же создатель моряка Попая, художник-карикатурист Элзи Крайслер Сегар (Elzie Crisler Segar), сделал источником силы своего героя именно шпинат? Обычно это объясняют опечаткой в публикации 1870-го года, автор которой случайно поставил не там точку в десятичном числе, обозначающем содержание железа в шпинате - из-за чего значение оказалось в десять раз больше реального. Ошибка расползлась по другим научным публикациям, породив в итоге популярный миф о том, что в шпинат содержит невероятное количество железа - даже больше, чем в красном мясе. Несмотря на то, что в 1930-х годах некие биохимики обнаружили опечатку и указали на нее в печати, миф жил вплоть до 80-х, пока довольно авторитетный медик Т. Хамблин (T. Hamblin) не опубликовал статью с разоблачением ошибки.

Впрочем, как выяснилось недавно, история разоблачения мифа сама была мифом. В 2010 году криминолог Майк Саттон (Mike Sutton) опубликовал в Internet Journal of Criminology с результатами собственного расследования. Выяснилось, во-первых, что ошибка в публикации 1870 года была не опечаткой, а результатом неправильных измерений. Во-вторых, на самом деле эти измерения почти нигде не цитировались, а в публикациях 30-х годов биохимики говорили вовсе не об этой старой ошибке, а о своей собственной, сделанной в более ранней статье, где они случайно завысили содержание железа в шпинате в 20 раз, перепутав высушенный шпинат со свежим. И, наконец, «разоблачение», опубликованное Хамблином, при ближайшем рассмотрении не подтвердилось никакими фактами и, похоже, оказалось выдумкой, основанной на притянутых за уши фактах.

Что касается моряка Попая, то причиной, по которой создатель героя Сегар заставил его есть шпинат, оказалось высокое содержание в нем витамина А. Что, кстати, правда: шпинат действительно богат витаминами А, С, B2, фолиевой кислотой и другими полезными вещами. Так что есть его можно и нужно - главное не рассчитывать на такой же чудо-эффект, как в мультике про Попая.


Иллюстрация: Книга о вкусной и здоровой пище, 1954

Еще один миф касается аскорбиновой кислоты и связан с именем знаменитого американского химика, лауреата двух Нобелевских премий Лайнуса Полинга. Великий ученый, открывший вторичную структуру белка, впервые описавший заболевание на молекулярном уровне (показав, что причина серповидно-клеточной анемии - в нарушении строения белка гемоглобина) и фактически основавший структурную химию, под конец жизни Полинг заинтересовался медициной и старением и стал пропагандировать прием витамина С. Полинг считал, что сверхвысокие дозы аскорбиновой кислоты (от 2 г в сутки при принятой норме около 90 мг) эффективны для профилактики и лечения вирусных и онкологических заболеваний, а также могут предотвращать старение, защищая организм от свободных радикалов (которые, согласно одной из теорий старения, с возрастом накапливаются в организме и повреждают митохондрии). Для себя и своей жены он назначил ежедневную дозу витамина С в 10 г и утверждал, что стал гораздо реже простужаться и вообще почувствовал себя здоровее.

В 1970 году Полинг опубликовал книгу «Витамин С и простуда», которая тут же стала бестселлером. Миллионы людей сначала в США, а потом в других странах стали принимать высокие дозы витамина С для лечения и профилактики всего подряд. Позже Полинг сформулировал теорию ортомолекулярной медицины («правильные молекулы в правильных количествах»), идея которой заключается в лечении и профилактике различных заболеваний витаминами, аминокислотами и питательными веществами в форме биологически активных добавок (БАДов), и даже основал Институт ортомолекулярной медицины в Калифорнии. В 1979 году Полинг вместе со своим единомышленником, британским хирургом Эваном Камероном, написал книгу «Рак и витамин С», которая, как и книга о простуде, была очень популярна среди непрофессионалов, но вызвала массу критики в научной среде.

Исходно теория Полинга была основана на теоретических рассуждениях, однако в конце 1970-х он, совместно с верным Кэмероном, опубликовал две статьи с результатами проведенного ими клинического исследования. В исследовании участвовали 100 пациентов со злокачественными опухолями на терминальной стадии, которые получали высокие дозы витамина С, и 1000 таких же пациентов, не получавших витамин С. Как утверждалось в статьях, выживаемость в группе, получавшей аскорбиновую кислоту, увеличилась аж в 4 раза по сравнению с контрольной группой.

Однако через несколько лет выяснилось, что сравнение двух групп было некорректным: пациенты, получавшие витамин С, исходно были «менее больными», а тяжесть их заболевания оценивалась как терминальная на более ранней стадии по сравнению с другой группой. Позже один из самых авторитетных медицинских центров в мире - американская Клиника Мейо (Mayo Clinic) - провел несколько контрольных клинических исследований , выполненных по всем правилам современной доказательной медицины. Исследования показали, что аскорбиновая кислота лечит злокачественные опухоли ничуть не лучше, чем плацебо. Теории о том, что витамин С эффективен для профилактики и лечения простуды, тоже до сих пор не подтвердились ни в одном клиническом исследовании.

Хотя Полинг еще долго пытался отстоять свои теории, обвиняя оппонентов в некомпетентности и фальсификации данных (на что они отвечали ему тем же), на сегодняшний день польза витамина С остается не доказанной. Однако авторитет Полинга, - который, несмотря на свои ошибки, был, безусловно, великим ученым, - оказался столь велик, что многие люди до сих пор продолжают принимать витамин С «для профилактики» и глотают ударные дозы первых признаках простуды.

Это не значит, конечно, что витамин С не нужен совсем. Никто не спорит с тем, что он необходим для нормальной работы соединительной ткани, сосудов и костей, и нехватка его в организме проводит к развитию цинги . Поскольку организм человека не умеет синтезировать витамин С, мы должны получать его с пищей - из фруктов и овощей. При этом большинство животных и растений могут сами синтезировать аскорбиновую кислоту из глюкозы. Исключение составляет человек и другие сухоносые приматы , морские свинки, капибары и летучие мыши. Поэтому, например, кошкам и собакам не нужно есть овощи и фрукты: они могут питаться только мясом, а у человека от такой диеты очень быстро разовьется цинга.


Иллюстрация: Книга о вкусной и здоровой пище, 1954

И напоследок - миф, который еще не до конца разоблачен, но, судя по всему, имеет все шансы в конце концов оказаться мифом. Речь об антиоксидантах, которые, как принято считать, защищают организм от старения, злокачественных опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний и прочих бед. Антиоксиданты - это вещества, противостоящие окислению важных компонентов клетки: белков, ДНК и так далее. Обычно они выступают в роли ловушек, «легкой добычи» для молекулярного кислорода и его радикалов. К антиоксидантам относится витамин С, витамин А (ретинол) витамин Е, бета-каротин и многие другие вещества, содержащиеся в основном в фруктах, овощах и ягодах, а также, например, в какао, красном вине и зеленом чае.

Уже давно было замечена связь между потреблением большого количества свежей растительной пищи и снижением риска сердечно-сосудистых, неврологических и онкологических заболеваний. Отсюда возникла ставшая очень популярной теория о том, что антиоксиданты замедляют старение и предотвращают появление злокачественных опухолей и других болезней, защищая организм от свободных радикалов. Антиоксиданты стали очень популярны в качестве БАДов: их принимают «для общего здоровья организма» и профилактики практически всех заболеваний, традиционного ассоциированных со старением.

Что касается «общего здоровья», то многочисленные клинические исследования, в которых антиоксиданты тестировали как по отдельности, так и в различных сочетаниях, не только не доказали их пользу, но и в некоторых случаях продемонстрировали их вред. Так, масштабное клиническое исследование , в котором участвовали 242 тысячи человек в возрасте от 18 до 103 лет, показало, что бета-каротин и витамин Е в дозах, превышающих рекомендуемую дневную норму, значительно повышает общую смертность.

Однако самые интересные открытия касаются роли антиоксидантов в профилактике злокачественных опухолей. Начиная с 1980-х годов было проведено несколько клинических исследований , которые показали, что у курильщиков, принимающих бета-каротин и витамин А, значительно чаще развивается рак легких, чем у курильщиков, не принимающих никаких антиоксидантных добавок. Выяснилось также, что прием антиоксидантов повышает риск развития рака простаты и рака прямой кишки .

В 2014 году ученые из Гетеборгского университета в Швеции на линии мышей с повышенным риском развития рака легких показали , как может работать механизм, благодаря которому антиоксиданты стимулируют развитие опухолей. Оказалось, что антиоксиданты (в этом случае это бы витамин Е и N-ацетилцистеин) ингибируют работу супрессора опухолей p53 - белка, который в норме регулирует клеточный цикл и предотвращает опухолевую трансформацию клеток.

В том же году Джеймс Уотсон, лауреат Нобелевской премии за открытие структуры ДНК, выдвинул целую теорию , объясняющую, почему антиоксиданты могут выступать в качестве канцерогенов. Сам Уотсон, комментируя свою статью, назвал ее «одной из важнейших своих работ со времен двойной спирали». Основная идея Уотсона в том, что опухоль сама изо всех сил пытается защититься от активных форм кислорода, которые вызывают гибель ее клеток. Большинство средств противоопухолевой терапии - ионизирующее излучение, многие виды химиотерапии - основаны как раз на воздействии активных форм кислорода, блокирующих клеточный цикл опухолевых клеток. По мере своей эволюции опухолевые клетки учатся бороться с активными формами кислорода, вырабатывая антиоксиданты, которые делают их практически неуязвимыми для многих видов терапии. Поэтому, по мнению Уотсона, принимая антиоксиданты, мы по сути оказываем опухоли услугу, помогая ей бороться за свою жизнь.

Несмотря на то, что теорию Уотсона еще предстоит доказать, уже сегодня ясно, что слишком увлекаться антиоксидантами не стоит, особенно людям с повышенным риском онкологических заболеваний - например, курильщикам - или тем, у кого уже обнаружена злокачественная опухоль на начальной стадии. И вообще, как сказал сам Уотсон, «есть голубику стоит потому, что она вкусная, а не потому, что она защищает от рака». Точно так же и рыбу, шпинат и фрукты и остальные полезные вещи.


Иллюстрация: Книга о вкусной и здоровой пище, 1954

Софья Долотовская

Символами Бога как начала и конца всего сущего.

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ALPHA OMEGA | Hungrygen Worship

Субтитры

Ветхозаветные истоки

Обозначенные выше утверждения, опирающиеся на отдельные стихи книги пророка Исаии, подчёркивают, по мнению ряда христианских богословов, идею уникальности и абсолютной власти Бога и Его Сына Иисуса Христа, напоминают читателю, что под властью Бога находится как создание Вселенной, так и завершение всей человеческой истории.

Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний.

Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога.

Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же.

Древняя Греция

Использование первой и последней букв алфавита, как и их эквивалентов «первый и последний», «начало и конец», для обозначения чего-либо абсолютного или целого восходит к древней традиции. В греческой философии эта формула передавала вечность высшего начала. Афинянин в «Законах» Платона свидетельствует: «Бог, согласно древнему сказанию, держит начало, конец и середину всего сущего». Её восприняли и эллинизированные иудейские писатели (Иосиф Флавий , Филон Александрийский).

Иудейское происхождение

В раввинистической литературе первая и последняя буквы алфавита указывали на некую полноту между ними. Так, например, об Аврааме утверждалось, что он до дарования Закона уже соблюдал Закон от «алефа » до «тава » (первая и последняя буквы еврейского алфавита), то есть Авраам был послушен всему Закону. Слово истина (евр. אמת - эмет), входящее в самооткровение Бога перед Моисеем (Исх. 34:6), состоит из трёх букв: алеф, мем и тав. Алеф и тав являются первой и последней буквами еврейского алфавита, что эквивалентно Альфа и Омега. Тот факт, что слово "эмет" начинается с первой буквы алфавита, и заканчивается на последнюю заставлял древних иудейских раввинов видеть в этом слове глубокий мистический смысл.

Раввинистический комментарий называет «печатью сущности Бога». Согласно иудейскому преданию, Божие благословение Израилю в Лев. 26:3-10 полно и неизменно потому, что оно начинается буквой «алеф» и кончается «тав».

И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный .

ו וַיַּעֲבֹר יְהוָה עַל-פָּנָיו, וַיִּקְרָא, יְהוָה יְהוָה, אֵל רַחוּם וְחַנּוּן--אֶרֶךְ אַפַּיִם, וְרַב-חֶסֶד וֶאֱמֶת .

Традиция выражения "истинности" (от евр.- эмет) Божьей с помощью первой и последней буквы алфавита, кажется, были переданы из иудейской синагоги в раннюю христианскую церковь через Книгу Откровений, которая, как признается исследователями Библии, была изначально написана автором, чей первый язык был или иврит , или арамейский . При переводе Алеф и Тав были заменены в греческом тексте на Альфу и Омегу, что, в свою очередь, привело к "размыванию" глубинной сакральности смысла и тонкой красоты в обозначении Бога: греческие буквы Альфа и Омега не имеют отношения к еврейскому слову "истина". Хотя Альфа действительно и первая буква греческого слова Алетейя (Αλήθεια - гр. истина), однако Омега не является последней буквой в этом слове, как является тав в слове "эмет".

Употребление в литургии

Выражение «Альфа и Омега» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда : молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es Α et Ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты - Альфа и Омега, начало и конец) ; оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария . Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это - один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельтского обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/ Christus Dominus,/ venit venturus/ iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей) . Употребление выражения «Альфа и Омега» в песнопении, сопровождающем Причащение , возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω. Ученые полагают, что появление в чине проскомидии византийского обряда Богородичной и девятичинной просфор идёт от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры.

В послереформенном (Novus Ordo Missae) богослужении римского обряда наблюдается интерес к выражению «Альфа и Омега»: в католических храмах часто встречаются изображения монограммы Α и Ω на предметах церковной утвари; чин благословения пасхальной свечи включает в себя акт начертания на ней букв Α и Ω; в чине открывания дверей Латеранской базилики в юбилейный 2000 год содержится гимн «Christus heri et hodie, finis et principium, Christus Alpha et Omega, Ipsi gloria in saecula!» (лат.- Христос вчера и днесь, конец и начало, Христос Альфа и Омега, Ему слава во веки!) .

Особенная популярность символы получили после Второго Ватиканского Собора , который рекомендовал произвести восстановления Α и Ω в их истинном смысле и значении.

В искусстве

Изображение букв Α и Ω стало одним из самых важных и древних символов христианской иконографии. Изначально встречается в основном в эпиграфике как самостоятельная композиция или в составе молитвенных, благопожелательных и апотропеических текстов. Древнейшим примером является плита надгробия в катакомбах Каллиста в Риме (1-я пол. III в.), где символ повторен дважды: как отдельно стоящий и под ветвями креста с петлеобразной верхней ветвью, изображающей букву R. Существует небольшое количество изображений Α и Ω вне христианского контекста, например, в «магическом квадрате » из Помпеи (до 192 года)). В доконстантиновский период символ известен в основном по памятникам лапидарной эпиграфики в Аттике, Малой Азии и Римской Африке.

В IV-V вв. эти изображения заполняют буквально все разделы эпиграфики и проникают во все географические области, где распространялось христианство: от Англии, Германии и Испании до стран Магриба, Нубии и Ближнего Востока. Среди ранних примеров - монета Флавия Магна Магненция с изображением на реверсе Α и Ω по сторонам креста-хризмона и круговой надписью: «SALVS DD NN AVG ET CAES» (Salus Dominorum Nostrum Augusti et Caesari).

Самагерский ларец из слоновой кости, ок. 430 года (Археологический музей, Венеция) и другие.

Вполне сформировавшиеся изображения Α и Ω включены в рельефы крестов уже самых ранних саркофагов Равенны с христианскими композициями (ок. 420 года) и широко воспроизводятся на них в V-VII вв., иногда повторяясь на одном памятнике несколько раз. Символ встречается также на порталах и стенах церквей, домов, городских воротах, литургической утвари, ларцах для реликвий, светильниках, монетах, измерительных приспособлениях, печатях, кольцах и т. д.

В средние века изображения станут особенно многочисленны в обиходе католической церкви. Широта распространения символа объяснима не только восприятием его семантической глубины, сопричастности ко Христу, но также тесной иконографической связью с изображением креста и верой в способность символа ограждать от зла. Уже в первых композициях обнаруживается тенденция сочетать 2 символа - Α, Ω - и крест как в сложных монограммических версиях, так и в простейших, вплоть до тау-образных. Известны композиции, где трижды повторенный крест перемежается буквами (†Α и †Ω), но чаще Α и Ω фланкируют изображение креста или связаны с его боковыми ветвями (как бы подвешены к ним, иногда с помощью дополнительных маленьких крестиков). Разнообразие этих сочетаний, порождённое фантазией христианских художников, неисчерпаемо: буквы могут быть вынесены за пределы венка, в который заключается хризма, или помещены в его окружность; располагаться справа налево или слева направо (особенно в репродукциях - на монетах, буллах, всевозможных штампах, приводящих к зеркальному отражению композиции, но, возможно, и в связи с восточной традицией чтения справа налево); соединяться с верхней ветвью креста и с другими буквами (например, на монетах франкских королей VII века).

Палеографический состав изображений произволен и соответствует общему развитию написания букв, однако Α стремились изображать как заглавную, в то время как Ω часто бывает строчной, что может быть «палеографическим отражением» греческого текста Апокалипсиса. В областях, позволявших более детальную разработку сюжета, буквам придавалась дополнительная смысловая нагрузка, и они приобретали вид инициалов, пиктограммы, например, в кодексе VII века Α и Ω изображены соответственно в виде двух рыб и якоря, подвешенных на цепях к ветвям креста.

Русское выражение «от альфы до омеги» означает «полностью», т.е. аналогично «от А до Я».

Иконография

В собственно иконных изображениях Α и Ω являются устойчивыми символическими атрибутами Иисуса Христа и помещаются возле его фигуры, непосредственно в нимбе или рядом с ним (погрудное изображение Иисуса Христа с начертаниями Α и Ω по правую и левую стороны нимба в катакомбах св. Коммодиллы в Риме, кон. IV- нач. V в.). Изображение Α и Ω вошло также в сцены земной жизни Иисуса Христа.

Литература

Обозначенная библейская символика часто встречается в литературе с использованием средневековых аллегорий: примером может быть её использование в Божественной комедии Данте (Рай Песня XXVI, 17). Крылатое выражение «альфа и омега» («от первой до последней буквы») означает «от и до, всё полностью, с начала и до конца, всеобъемлюще».

Когда первые люди ослушались Бога, сатана стал врагом рода человеческого. За грехопадение проклят был только змей, за Адама была проклята земля, а Ева не услышала проклятия вовсе. Но, проклиная змея, Бог сказал: "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту"(Быт. 3:15). Вот и стали дьявол и человечество врагами... Но в этой войне мы победим, когда снова явится Спаситель. Победим сатану навечно. Вот только предшествовать этому будут страшные кары Господни.
Когда Иисус явился Иоанну Богослову, чтобы дать Откровение,Он сказал: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель"(Отк. 1:8). Иисус изначально был Словом - Логосом, что следует из Евангелия от Иоанна: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца"(Ин. 1:14). Вот Она- Единосущная и Нераздельная Пресвятая Троица-Создатель: Отец, Дух (который носился над водою (Быт. 1:2) и Слово, которое позднее воплотилось как Сын. Появление Слова имеет большое значение, ведь первые произнесённые Богом слова: "да будет свет"(Быт. 1:3), который воссиял во "тьме над бездной" (Быт. 1:2). Так и возник Иисус - свет в кромешной тьме, о чём так же писал Иоанн: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли."(Ин. 1:9-11). В греческом (самом раннем) переводе Евангелие от Иоанна начинается со слов: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово (в современном переводе "и слово было Бог"). Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его"(Ин. 1:1-5).
Иисус так и сказал Иоанну - Я есть Слово (буква), Я есть Начало и Конец (всего сущего).
Начало и конец Библии взаимосвязаны. Когда Бог создал запретное дерево, "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла"(Быт. 2:9). Эти деревья противоположны: дерево жизни дарует бессмертие и растёт посреди Рая, а дерево познания стало причиной смертности и изгнания из Рая. У первых людей был выбор, от какого из этих деревьев вкушать. Они выбрали смерть. Но Бог не оставит человечество на погибель и порабощение дьяволу - древо жизни будет снова доступно нам в конце времён, о чём дважды упоминается в последней главе Откровения: "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему"(Отк. 22:1-3); а так же Иисус сказал: "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду"(Отк. 22:12-15). Несмотря на то, что Адам и Ева предпочли древу жизни дерево познания, мы будем вкушать плоды священного древа.
Так же начало и конец Писания взаимосвязаны рекой Евфрат: "Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.(...)Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат"(Быт. 2:10,14). Между Тигром и Евфратом был построен Вавилон, который стал началом разных языков (проявление Логоса индивидуально для каждого народа). Русский язык священный, потому что в нашем алфавите первая и последняя буквы (альфа и омега) поменялись местами - аз стало Я. Но тайны значения слов и букв сокрыты в каждом языке. Через язык мы познаём Бога-Логоса, то есть Сына. Вавилон стал точкой отсчёта появления различных языков, дабы все племена земные так или иначе познавали Логос. Но в целом, роль Вавилона отрицательна. Два обращения к сатане в Ветхом Завете были обращениями к вавилонским царям - об этом писали Исайя 14:9-17 и Иезекииль 28:11-19. Из этого можно сделать вывод, что в Ветхом Завете в Вавилоне был престол сатаны, который в Новом Завете перешёл в Пергам (современная Бергама в Турции): " И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч (исходящий из уст, возможно, слово): знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа"(Отк. 2:12,13). Вавилон упоминается в Откровении после прихода Антихриста (Отк. 13). Иоанн Богослов увидел сто сорок четыре тысячи избранных - по 12 тысяч из 12 колен Израиля. 12 Месяцев символизируют время, а 12 Апостолов - веру и преданность, ведь если исключить Иуду Искариота, верных Иисусу апостолов всё равно 12, если посчитать Павла, который не включён в число двенадцати. 12 часов являют собой биполярность мироздания: Инь (тьма и грех) и Ян (свет и праведность). Посему и колен Израиля двенадцать. И когда Иоанн увидел сии сто сорок четыре тысячи избранных, "И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы"(14:6-8).
Вавилон так же упоминается в связи с великой блудницей, с которой будут блудодействовать многие жители земли: "И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш (гнева Божьего), и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Антихрист). И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов". Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится"(Отк. 17:1-8).
Река Евфрат также упоминается в Откровении, когда Господь будет посылать на землю Свои кары: "Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей"(Отк. 9:13-15).
Но почему Вавилон был построен между двумя устьями райской реки? Ведь это обитель дьявола... Просто добро и зло тесно переплетены, о чём сказал М. Ю. Лермонтов: "Что есть величайшее добро и зло? Звенья одной цепи, которые сходятся, удаляясь друг от друга". Самодостаточное или абсолютное добро, которое сможет существовать отдельно без зла, воцарится лишь когда исполнится каждое слово Писания. Сначала Бог обрушит на нас Свой гнев и кары, как Он делал в Ветхом Завете. Затем Господь навеки победит дьявола и бросит к нему в бездну ключи ада и смерти. Все воскреснут и будут судимы. Не будет времени, смерти и зла. Настанет вечный Рай на земле. Это не конец света, а его начало - изначально созданный Богом мир: бессмертные люди в Раю, подобные Адаму и Еве. И ради этого стоит потерпеть любые кары Господни. Он есть Начало, и Он есть Конец...

Рецензии

Аня, что за каша у Вас в головушке?
"Вавилон так же упоминается в связи с великой блудницей, с которой будут блудодействовать многие жители земли (скорее всего, она будет порноактриссой)"
Давно так не смеялся. Спасибо.

Вавилон - символ гордости человеческой, о разрушительной силе которой, Вы же и пишете в другом своём произведении...
Ну ладно. Разгребайте свои завалы.

"Гордость – в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот – искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными.
Не все указанные признаки могут характеризовать того, кто «прельстился» демоническими помыслами, или видениями, или «откровениями». У иных преобладает мегаломания, славолюбие и властолюбие; у иных – тоска, отчаяние, скрытое беспокойство; у иных – зависть или мрачность и ненависть; у многих – плотская похоть. Но у всех непременно будут воображение и гордость, могущая скрываться под видом даже последней приниженности." -архимандрит Софроний.

Благословений нам.

Спрашивает Наталья
Отвечает Александр Дулгер, 10.06.2010


Мир Вам, сестра Наталья!

Наиболее ясно смысл этого выражения, "первый и последний", Бог открывает нам в первой главе книги Откровение.

"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель." ()

Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец - это по сути одно и тоже. Перед нами прием библейского параллелизма.

Альфа и Омега - первая и последняя буквы греческого алфавита. Под "началом" в греческой философии понимается исходный момент бытия. "Начало" в Евангелии - это Личность, Сам Бог, ставший первопричиной всего творения. Он же и конец всего, или окончательный смысл, к которому стремится все творение (см.)

Читая первую главу далее, мы видим, что титул "первый и последний" и "Альфа и Омега" также принадлежит воскресшему Христу Иисусу:
"Я был в духе в день Господень, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильникови, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти." ()

Я полагаю, здесь подчеркиваются два важных библейских постулата.

Во первых, Христос, Сын Божий, обладает божественной природой наравне со Своим Отцом. Им обоим присуща черта безграничности и безначальности во времени.
Впервые на страницах Библии Бог заявляет об этом Моисею в . Вот что пишет об этом д-р Богословия А.Болотников, специалист по иудаизму, в своей статье "Тетраграмматон. Споры о значении Тетраграмматона: освящение или осквернение" :

"Ehyeh (Иегова/Яхве) – это не собственное имя. Это несовершенная форма глагола «быть» (на иврите корень HYH). Глагол библейского иврита не имеет времен, как в английском языке, но он может использоваться в совершенном или несовершенном аспектах. Несовершенный аспект означает незавершенное действие. Иными словами, глагол «быть» (HYH) в несовершенном аспекте означает состояние бытия, не имеющего конца. Таким образом, еврейское слово Ehyeh гораздо шире, чем английское «Я ЕСТЬ». Оно включает в себя «был, есть и будет».

Именно об этом писал Иоанн в книге Откровение. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» ( , Синодальный перевод). Здесь показано, как Иоанн переводит еврейскую фразу «Ehyeh-Asher-Ehyeh» на греческий язык, чьи времена глагола имеют четкую структуру, как и в английском."

Во вторых, книга Откровение подчеркивает первостепенную важность Христа, как спасителя от греха. Им начинается спасение грешника. С покаяния, осознания, что Иисусу сделал и чем пожертвовал для меня. Им же и заканчивается спасение грешника, когда при Втором пришествии Он воскресит Его последователей к вечной жизни ().

С уважением,

Александр


Читайте еще по теме "Толкование Писания":



Рак