Костел Святых Петра и Павла в Вильнюсе – лепная «жемчужина» в стиле барокко. Сокровище Вильнюса - каменные кружева костела Св. апостолов Петра и Павла Лепной купол костела святых Петра и Павла

Костел Святых апостолов Петра и Павла — один из наиболее выдающихся памятников барокко не только в Вильнюсе, но и во всей . Расположен он по ул. Антакальнё. Несмотря на то, что здание пережило множество реставраций, до наших дней оно сохранилось без существенных изменений.

Согласно мнению историков, на месте храма в дохристианские времена располагалось языческое святилище богини Милды. Спустя значительный промежуток времени на том месте по приказу князя Ягайло (потомка Великого Гедимина) был возведен деревянный костел, сгоревший при пожаре в конце XVI столетия.

Во второй половине XVII столетия на том же месте было возведено третье культовое сооружение – костел Святых Петра и Павла. Инициатором строительства выступил литовский магнат Казимир Пацас, он же выделил и требующуюся для этого сумму денег. Начало строительства пришлось на 1668 год. Составление проекта было доверено итальянскому архитектору Д. Фредиани. К сожалению, Пацас так и не дожил до окончания строительства.

Последнее волеизъявление литовского магната было следующим: похоронить его под порогом костела, а на одной из плит порога должна присутствовать надпись «Здесь покоится грешник». Спустя сто лет после похорон эта надгробная плита была расколота молнией, что дает основание согласиться с надписью – по всей видимости, Казимир Пацас действительно успел нагрешить. После того случая плита с надписью была вмонтирована в другое место – в стену костела, где она по сей день и находится.

Костел был расположен на значительном расстоянии от города, поэтому с целью безопасности его окружали стеной с угловыми башенками-часовнями. В основу строения положены очертания латинского креста. Купол с фонарем располагается как раз над местом пересечения центрального нефа и трансепта.

С обоих боков главного фасада находится по одной башне. Каждый из 2-х ярусов фасада украшен полукруглыми белыми колоннами. Ниша отделана рельефом, символизирующим мир. Здание имеет весьма необычно оформленный портал и балкон с деревянной балюстрадой.

Центральное окно второго этажа с 2-х сторон «охраняют» скульптуры святых Станислава и Августина, расположенные в нишах. Прямо над балконным окном на латыни выгравирована надпись: «Королева мира, укрепи нас в мире».

Над входной дверью расположен картуш с изображением родового герба Пацасов – лилиями в кольце.

Первое, что впечатляет зашедших внутрь помещения – это картина, на которой изображены события, происходившие в Вильно в 1790 году во время эпидемии чумы.

Поражает количество (около 2 тыс.) и красота стукковых рельефных фигур, посвященных различным историческим событиям и библейским сценам. Свод костела украшен множеством фигур животных и сказочных существ, а Господь смотрит сверху на все это. С обеих сторон от входа установлены две скульптуры: справа – смерть (в виде скелета с косой),

а слева – святой Христофор (покровитель Вильнюса).

С левой стороны от главного алтаря (а их в костеле 9) находится главная святыня – скульптура Христа, выполненная из дерева. Это подарок от папы римского, доставленный в костел в 1700 году.

Костёл Святых Петра и Павла, Костёл Святых апостолов Петра и Павла, Šventų apaštalų Petro ir Pauliaus bažnyčia, Šventų apaštalų Petro ir Povilo bažnyčia, kościół Śwętych Piotra i Pawła - римско-католический приходской костёл Вильнюсского деканата; памятник архитектуры XVII века (в советский период памятник архитектуры всесоюзного значения); относится к самым выдающимся памятникам барокко Литвы и поэтому нередко называется «жемчужиной барокко». Ансамбль построек монастыря (здания храм и монастыря, а также ограда с воротами) включён в Регистр культурных ценностей Литовской Республики, охраняется государством как объект национального значения. Располагается в самом начале улицы Антакальнё (Antakalnio g. 1/1) в Вильнюсе. Службы на литовском и на польском языках.

История

По традиции считается, что в этом месте находилось языческое святилище богини Милды (Мильды). Предполагается, что на месте нынешнего храма уже во времена Ягайло был построен деревянный костёл, сгоревший в 1594 году. В 1609-1616 годах было выстроено новое, также деревянное, здание. Оно было разрушено во время войны с Москвой 1655-1661 годов.

Основатель нынешнего костёла - влиятельный магнат, великий гетман литовский Михал Казимир Пац, заложивший храм в исполнение обета, данного за своё избавление при бунте в войске, и в ознаменование освобождения Вильны от захватчиков. Строительство было начато зодчим из Кракова Яном Заором в 1668 году. C 1671 года строительством руководил итальянец Джамбаттиста Фредиани.

К 1676 году храм был построен (стены были возведены уже в 1674 году, в 1675 году выведен купол). В следующем году началось строительство монастыря латеранских каноников (августинцев), примыкающего к костёлу и составившего с ним единый комплекс, и отделка интерьера под руководством итальянских мастеров Джованни Пьетро Перти (Перетти) из Милана и Джованни Мариа Галли из Рима.

Пац в 1682 году умер, не дождавшись завершения начатого с размахом украшения храма. Перед смертью он завещал похоронить себя под порогом костёла под плитой с надписью „Hic iacet peccator“ («Здесь лежит грешник»). Спустя сто лет в конце XVIII века удар молнии расколол надгробную плиту. Она была вмурована в стену справа от входа, гроб гетмана был закрыт плитой без надписи. В костёле в 1808 году монахами был сооружён памятник Пацу с эпитафией на латинском языке.

В начале XIX века Джованни Беретти и Никола Пиано из Милана ремонтировали храм и соорудили амвон в стиле рококо.

На просторной площадке перед костёлом в день храмового праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) проходили многолюдные ярмарки (до 1940 года). В помещениях прилегающего монастыря (ул. Сапегос, бывшая Суворова) в XIX веке были устроены казармы российской армии. В период между двумя мировыми войнами их занимала польская армия. После Второй мировой войны здесь же размещалось Вильнюсское пехотное училище, а с 1953 года Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО.

Реставрационные работы 1871-1878, 1901-1902, 1944-1946 годов значительных изменений в облик храма не вносили. В 1954 году кровля всего храма была покрыта новой жестью. В 1968 году было введено центральное отопление. В 1969-1974 годах были перекрашены наружные стены.

После Второй мировой войны в костёл Петра и Павла в 1953 году были перенесены мощи святого Казимира из кафедрального собора святого Станислава, превращённого советскими властями в склад, затем в Картинную галерею. Реликвия была установлена в главном алтаре храма. До возвращения кафедрального собора верующим и торжественного переноса в собор мощей святого Казимира в 1989 году костёл Петра и Павла выполнял функцию главного католического храма Вильнюса.

Площадь перед костёлом названа именем папы римского Иоанна Павла II, посетившего Литву в 1993 году.

Архитектура

Построенный далеко за тогдашней чертой города, костёл для безопасности был окружён стеной с башнями-часовнями по углам. Храм базиликальный, прямоугольного плана с формой латинского креста в основе. Над пересечением трансепта с центральным нефом располагается купол с фонарём. Главный фасад фланкирован двумя башнями, круглыми в первом ярусе и восьмигранными в верхних ярусах.

Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров), треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику, с рельефом, символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава.

Надпись вверху второго яруса над входом на латинском языке „REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE“ («Королева мира, укрепи нас в мире») обыгрывает родовое имя фундатора Паца. Портал обрамляют колонны из имитации мрамора. Над входом помещён картуш с родовым гербом Пацев - двойная лилия с кольцом (Гоздава).

Интерьер

Центральный неф

Аллегория смерти

В костёле девять алтарей; главный - во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные - Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях). Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина, Женщин, Святой Урсулы, Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше. Останавливавшийся в Вильне в апреле 1862 года проездом в Германию русский драматург А. Н. Островский в своих дорожных записках отмечал:

Снаружи костёл не представляет ничего особенного; но внутри стены и купол унизаны лепными работами в таком количестве, что едва ли где-нибудь ещё можно найти подобную роскошь.

Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские, исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы. Скульптуры и лепные украшения выполнены из белого стука (стукко, иначе стюк). Справа от входа стоит скульптурная аллегория смерти - человеческий остов с косой, слева - фигура покровителя Вильнюса святого Христофора. Арка часовни Святого Августина украшена двумя барельефами, изображающими головы слонов, что должно напоминать об Африке, где подвизался отец Церкви.

Основные лепные украшения (стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем (М. Жилявичюс) в 1677-1685 годах.

Работы по лепным украшениям продолжались и позднее, другими мастерами, до 1704 года. Автором фресок центрального нефа и сакристии, как полагают, является итальянский живописец К. М. П. Паллони, по другим сведениям автор фресок и картин - Мартино Альтомонте из Рима при вероятном участии Паллони.

Главный алтарь, выполненный скульпторами А. С. Капони и Пенсом в 1700-1701 годах, был продан в конце XVIII века и увезён в костёл местечка Бочки (Польша). Нынешний алтарь создан в начале XX века. Слева от него находится алтарь Иисуса Антокольского с деревянной скульптурой Христа (XVII век; автор неизвестен) с париком из натуральных волос, привезённая в 1700 году из Рима как дар папы римского. Скульптура перенесена сюда из костёла Господа Иисуса (тринитариев) в 1864 году. Она выделяется особой экспрессивностью и моделировкой и, как считается, обладает чудотворной силой.

В пресбитерии помещена картина Франциска Смуглевича «Прощание свв. Петра и Павла» (1804) и четыре скульптуры Казимира Ельского.

В начале XIX века проведена частичная реставрация декора, в ходе которой были заменены картины в алтарях капелл Женщин и Рыцарей. В центральном нефе был установлен амвон в форме лодки в стиле рококо.

Возле алтаря Девы Марии находится большая (172 Х 237 см) картина, изображающая ужасы эпидемии чумы, свирепствовавшей в Вильно в 1710 году, и защищающую жителей города от заразы деву Марию Милосердную (написана масляными красками по дереву в 1761 году, поновлялась в 1856, 1903 и 1957 годах; утратив первоначальный вид, картина интересна скорее как документ истории города, нежели произведение искусства).

Для освещения костёла служит необычная люстра в форме корабля, созданная мастерами Латвии в 1905 году. В XIX-XX веках у входа в костёл стояли две литавры, как утверждается в путеводителях по Вильнюсу А. Г. Киркора, А. А. Виноградова, Ф. Н. Добрянского и других авторов, турецкие, отнятые Пацом в битве под Хотином при Сигизмунде III (1621).. Сейчас они перемещены в капеллу Святого Августина в левом нефе храма.

В Сокровище Вильнюса - каменные кружева костела Св. апостолов Петра и Павла

Убранство одного из красивейших соборов Европы и самого большого в Вильнюсе римско-католического храма я вам частично показывал в сентябре прошлого года Жемчужина барокко - костел святых Петра и Павла в Вильнюсе . Но в нынешний приезд, когда здесь было проведено первое экуменическое Богослужение в истории Литвы в память о жертвах Геноцида армян в Турции , я обратил внимание, что в первое, туристическое, посещение-пробег многое, как водится, осталось за кадром - в прямом и переносном смысле. А если точнее, то, наверное, две трети скульптур, лепнины, картин и других образов тогда не успел разглядеть. Еще бы, только скульптур в костеле насчитывают 2 тысячи! А сделаны они из смеси гипса и мраморной крошки...

Поэтому можете полюбоваться шедеврами итальянского зодчества 17 века, если не были в этом храме сами. За такую красоту мы можем благодарить не только мастеров Джованни Пьетро Перти (Перетти) из Милана и Джованни Мариа Галли из Рима. Но и великого гетмана литовского Михала Казимира Паца, который дал обет выстроить церковь по случаю своего чудесного спасения во время вспыхнувшего в войске бунта...


1.

фасад костела, который начинал строить в 1668 году поляк Ян Заор, а в 1671-м продолжил итальянец Джамбаттиста Фредиани.
2.


по бокам башни-часовни, с которых можно было обороняться, так как костел был построен за городом...

3.

заходим в костел. Слева от входа - Св.Христофор со спасенным младенцем, покровитель путешественников, моряков, паромщиков

4.

а справа - как напоминание о бренности мира и всего живого...

5.

а еще правее - в маленьком закругленном помещении башни-часовни в солнечных лучах предстала вот такая хрестоматийная сцена...

6.

в правом боковом нефе вас встретит молящаяся Дева Мария...

7.

здесь же колонны и своды подпирают вот такие атланты...
8.

9.


и могущественные чудища Тифоны...
10.

11.

но глянем повыше, под арку нефа, на которую облокотилась Св. Екатерина - мученица, принявшая смерть за веру в 18-летнем возрасте, в 305 году. Ее хотели провести через страшные пытки колесами с шипами, которые должны были раздробить ее тело. Но сошедший с небес ангел избавил девушку от этих мук. Император Максимин, добивавшийся Екатерину и ее отречения от христианства, повелел, в конце концов, отрубить упрямице голову... Святая считается небесной покровительницей итальянской коммуны Слудерно и российского города Екатеринбурга.

12.

Св.Барбара - Варвара , еще одна великомученица, принявшая смерть в 306 году. Ее отец-деспот Диоскур сперва заточил ее в башню за красоту, а потом выпустил, но узнав, что дочь стала исповедовать христианство, устроил ей страшные пытки: девушку бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Илиополя Финикийского, где все это происходило, Мартиан дал отцу право обезглавить Варвару. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток Варвары. А Диоскура и Мартиана постигло возмездие, они были сожжены молнией.

13.


Нападение в 383 году в Кельне на Св. Урсулу и ее благочестивых дев гуннов, истребивших их всех...

14.


а вот один из сводов правого нефа над другой святой - Аполлонией (она ниже справа):
15.

Аполлония Александрийская — раннехристианская мученица времен императора Деция. Погибла, бросившись в костер, после того, как язычники выбили ей зубы и всячески истязали 9 февраля 248 или 249 года.

16.


а это в центральном нефе - с левой стороны от входа. Верхняя часть амвона (балкончика, с которого выступают пасторы) с ангелом. Слева - один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа Св.Бартоломей - Варфоломей . Он проповедовал в Индии и в Армении, где на Арташатском холме встретился с апостолом Иудой Фаддеем (этих учеников Христа Армянская церковь почитает своими основателями). Был зверски замучен язычниками...

Еще левее Варфоломея - Св. Симон с орудием своих пыток - пилой в правой руке... Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии. Принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа - был заживо распилен пилой...

17.

Этот амвон в стиле рококо в начале XIX века соорудили в костеле Джованни Беретти и Никола Пиано из Милана, которые ремонтировали храм.

18.

и не могу удержаться, чтобы не показать в другом ракурсе, чем в прежнем посте, этот шедевр - ладью-люстру, подаренную костелу в 1905 году латышскими мастерами, которая свисает с центрального купола перед алтарем носом ко входу.

19.


алтарь со святыми. Ниже покажу картины и скульптуру на правой стороне алтарной стены

20.

глава святого воинства Архангел Михаил попирает дьявола...

21.

Мария Магдалина де Пацци - католическая святая, монахиня-кармелитка. Родилась 2 апреля 1566 года в одной из знатнейших и богатейших флорентийских семей. После серьезной болезни принесла вечные обеты, став кармелиткой. Болезнь отступила. После ее смерти 25 мая 1607 года тело монахини осталось нетленным...

22.

Святая Маргарита Антиохийская (католич.), святая Марина (правосл.) — христианская дева, почитаемая в лике великомучениц. Подает исцеление больным, утешение скорбящим, исправление и прощение живущим во грехах, спасает от голода, сохраняя посевы от разгула стихий...

23.


На своде над алтарем на латыни написано: "Церковь Божья построена, благодаря великому упорству Петра"

24.

и снова переходим в правый неф. Здесь, под сводами одной из капелл, видим сцены мученичества Христа
25.

26.

а этим амурчикам только попадись...
27.

28.

ангел в полете

29.


а это в левом от входа нефе - сценка из греческой мифологии с отсечением головы Медузы Горгоны Персеем...

30.

в этой же части костела есть еще и такая аллегория...

31.

в центральном нефе на левой стене - Св.Себастьян (Нарбонна — 288, Рим) — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик, пронзенный стрелами по приказу императора Диоклетиана, но выживший. После этого был забит камнями и сброшен в Большую Клоаку (часть системы канализации в Древнем Риме)...

32.

В левой части костела находится малый алтарь Девы Марии - Всемилостивейшей Царицы-заступницы, как значится на латыни под образом Богоматери: «Sanctorum Regina Calorum de Gratus». Богородица на картине, защищая грешников, перехватывает стрелы, которые направляет Христос, по велению Бога-Отца, в людей за их грехи...

33.

на колоннах, поддерживаемых атлантами, аллегории Луны и Солнца. От колонны с дамой, держащей полумесяц, слева - Бог-Отец , а справа - апостол Андрей Первозванный — один из учеников Иисуса Христа, брат апостола Петра. Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года. На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
34.

35.

и еще в костеле я увидел довольно редко встречающуюся в христианских храмах фигуру незаслуженно забытого Святого - Иосифа Обручника , названого мужа Девы Марии, отчима Иисуса Христа. Про него и написано в Новом Завете немного, а жаль. Ведь Христа не случайно иногда называют и "сыном плотника" (по профессии отчима). Иосиф был настоящим праведником и служил Марии и ее сыну Божьему верой и правдой...

36.


выходим из костела. Над входом лучи заходящего солнца золотят фигуры ангелочков и рыцарские атрибуты ушедшей эпохи...

Большинство ценителей лепного искусства и эксперты-искусствоведы сходятся в едином мнении, что столь изысканной и насыщенной лепной композиции, как внутреннее убранство собора в Вильнюсе, сложно найти во всем мире. Церковь Святых Петра и Павла в Литве - признанная жемчужина мирового барокко. Вступая в церковь, вы чувствуете себя в таинственном мире библейских персонажей, выполненных из гипса с точки зрения мировоззрения и философии барокко. Несмотря на то что убранство церкви содержит много отдельных деталей, они были объединены в единое целое, с зашифрованными секретными посланиями и историей церкви.

История собора Святых Петра и Павла в Вильнюсе

Костел Святого Петра и Павла — это римско-католическая церковь, расположенная в районе Антакальнис Вильнюса. Это центральная часть бывшего монастырского комплекса Канонов Регулярных Латеранских. В интерьере собора представлено около 2 000 уникальных гипсовых фигур Джованни Пьетро Перти и украшения Джованни Марии Галли. Церковь считается мировым шедевром художественного искусства.

Дата основания первой церкви на этом месте неизвестна. Пока проводили подготовительные работы для строительства этой церкви, рабочие нашли скульптуру неизвестного рыцаря. Это породило легенду о том, что первая деревянная церковь была основана легендарным предком семьи Гоштауэй Петрасом Гоштаутасом, задолго до официального обращения Литвы в христианство в 1387 году. Доподлинно же известно, что церковь была основана Войцехом Табором, епископом Вильнюсским (1492-1507) и сгорела в период войн с Российской Империей в 1655-1661 гг.

Постройка новой церкви была заказана Великим литовским гетманом и воеводой Вильнюса Казимиром Пацем. Говорят, что Пац был вдохновлен перестроить церковь после инцидента 1662 года, когда он прятался в руинах старой церкви и, таким образом, едва избежал смерти от мятежных солдат. Строительные работы начались 29 июня 1668 года (в день праздника святых Петра и Павла) под руководством Яна Заора из Кракова и закончены в 1676 году Джованни Баттиста Фредиани.

Пац привез итальянских мастеров Джованни Пьетро Перти и Джованни Марии Галли для оформления интерьера, однако работы были прерваны смертью основателя в 1682 году. По его последней воле, Пац был похоронен под крыльцом главного входа с латинской надписью на надгробной плите — Hic Jacet Pecator «Здесь лежит грешник». В конце 18 века молния ударила в церковь и сбила скульптуру, которая упала и сломала надгробный камень. Инцидент вызвал много слухов и породил множество мифов относительно страшных грехов Паца. Разбитая надгробная плита теперь закреплена на правой стене у главного входа.


Фото:

Строительство церкви было закончено братом Пака — епископом Жямайтии Казимиром Паком и освящена в 1701 году, а окончательные отделочные работы были завершены только в 1704 году.

Экстерьер и интерьер шедевра мирового барокко

Фасад имеет скромное убранство, а в качестве украшений используются классический балкон, отдельно стоящие колонны (впервые используемые в литовской церковной архитектуре), окна и карнизы. Центральный фасад обрамлен двумя колокольнями, круглыми внизу и восьмиугольными сверху. Все великолепие и роскошь церкви скрывается внутри, войдя куда, посетитель попадает в сказочное царство изысканной .

Костер Святого Петра и Павла - одна из наиболее изучаемых церквей в Литве, однако главный автор плана декора неизвестен. Это мог быть сам основатель Пац, монахи Латеранских монастырей или итальянские художники, приглашенные для декорирования храма. Никакие документы, отражающие общий проект декора, не сохранились, поэтому различные искусствоведы пытались найти одну центральную тему: жизнь Паца и польско-литовские отношения, учение Святого Августина или театр в стиле барокко.

В декоре сочетаются самые разные символы, от местных (покровитель Вильнюсского Святого Кристофера) до итальянских святых (Фиделис Комо), от конкретных святых до аллегорий добродетелей. В интерьере церкви представлено огромное множество гипсовых декоративных элементов – цветочные и растительные мотивы (аконит, подсолнухи, руты, фрукты), различные предметы (военное оружие, бытовые инструменты, литургические орудия, снаряды, ленты), фигуры (святые, ангелы, солдаты), фантастические существа (демоны, кентавры), герб Паца, маски, выражающие различные эмоции. Все гипсовые фигуры индивидуализированы и редко повторяются. Эксперты считают, что архитекторы и скульпторы в процессе работы заимствовали идеи из других церквей в Польше и Италии — Церковь святых Петра и Павла (Краков), Часовня Сигизмунда Вавельского собора (Краков), Базилика Святого Петра (Ватикан).

Лепнина и гипсовая скульптура главного входа и центрального нефа

Главный вход окружен двумя большими гипсовыми скульптурами - святого Кристофера, несущего младенца Иисуса, и скелета-смерти (мрачный жнец с плащом и большой косой), стоящего на коронках и других символах власти. Символизм заключается в том, что святой Кристофер — защитник, но смерть по-прежнему ждет всех одинаково, и христиане должны готовиться к этому. В вестибюле изображена лепная сцена Страшного Суда с различными монстрами и демонами. В левой части вестибюля имеется небольшая комната, которая используется в качестве баптистерия.

Центральный неф украшен равномерно расположенными скульптурами из двенадцати апостолов. Здесь также представлено множество сцен пыток и преследований христиан в Римской Империи. Среди этих мучеников гипсовые фигуры Святого Себастьяна, рыцарей Святого Георгия и Мартина Турского, Святого Мориса и Фиванского легиона, Фиделиса Комо и Виктора Мавра. Однако они не заметны зрителю при первом взгляде, поскольку размещены в углублениях ниш. Именно поэтому убранство нефа скромное, представлено простыми белыми стенами, которые контрастируют с роскошными украшениями в других местах собора. Выход из центрального нефа и вход в каждую из четырех часовен имеет две аллегорические женские фигуры, представляющие восемь Блаженств из Нагорной проповеди и созданных в соответствии с иконографией Чезаре Рипы. Их расположение над входной аркой очень похоже на базилику Санта-Мария дель Пополо, однако они не расположены по порядку, а перегруппированы, чтобы лучше соответствовать тематике декорирования часовен.


Фото:

Лепное декорирование четырех часовен

В храме имеется четыре часовни, тематически представляющие женские достоинства: благочестие, великодушие, чистоту и усердие. Среди других лепных шедевров особенно выделяется фигура щедрости, которая представляет собой резкий социальный контраст между богатой дамой и нищим. Отдельного внимания заслуживает лепной потолок часовни святого Августина, который демонстрирует сцены казни и пыток ранних христианских мучеников, включая святых Фаусту и святую Феодору.

Часовня рыцарей имеет четыре фигуры солдат, которые стали раннехристианскими мучениками, в том числе святого Мартиниана, который помог святому Петру избежать тюрьмы. Часовня также отражает лепную сцену святого Казимира, чудесным образом помогающего литовцам в осаде Полоцка, пока святой Вацлав сражается со своим братом Болеславом Жестоким. Эта часовня ясно отражает интересы Паца (основателя), который посвятил большую часть своей жизни военному делу и считал себя рыцарем.

В трансепте расположены алтари двух братств, которые были активны в церкви – «Милосердная Богоматерь» и «Пять ран Христа». Эти братства существовали до того, как была построена нынешняя церковь, и поэтому декоративные образы унаследованы от предыдущей церкви. Потолок трансепта имеет лепные рельефы из жизни Марии и распятия Иисуса. Кафедра рококо была установлена ​​в 1801-1804 годах. Вырезанная из дерева в форме лодки, она поддерживается двумя тритонами снизу. Потолок украшен позолоченными лепными деталями, включая рельефы орла, быка, льва и ангела, которые символизируют четырех евангелистов.

Загадочная история главного алтаря

Заметной особенностью является отсутствующий главный алтарь, который известен только по описанию, найденному в архиве с 1766 года. Он был вырезан из темного дерева, позолочен и служил фокальным центром белого интерьера. У алтаря было два уровня. На верхнем уровне была расположена чудесная картина святого Петра, которая, скорее всего, была привезена из предыдущей церкви. Великолепный алтарь был окружен скульптурами двенадцати апостолов. На нижнем же уровне алтаря была изображена картина святого Павла, окруженная скульптурами, изображающими двенадцать языческих народов. Этот алтарь был перенесен в католическую церковь в Даугае в 1766 году, и до наших дней сохранились лишь его отдельные фрагменты.

С потерей алтаря образность святого Павла значительно уменьшилась внутри церкви. Алтарь как таковой не был заменен. Вместо этого Казимир Елски создал четыре пророка (Даниил, Иеремия, Исайя и Илия), а Франциск Смуглевич написал большую центральную картину, изображающую эмоциональное последнее расставание Святого Петра и Павла.

Потолок апсиды украшен тремя лепными рельефами, изображающими обращение Павла Апостола, призвание святого Петра, и передачу ключей от Небес и папской тиары Петру Христом. Эта сцена подчеркивает, что Петр и последующие Папы извлекали свою силу непосредственно от Бога и являются сильным контрреформационным органом. Над ними расположен рельеф Святого Духа, представленный в виде летящего голубя. Рядом с ним расположена латинская надпись, которая гласит – «domus dei aedificata est supra firmam petram» («Ваш дом построен на твердой скале»), текст которой перекликается с надписью у основания купола.

Чудесная сила исцеления фигуры Христа

Одной из главных святынь церкви святого Петра и Павла в Вильнюсе стала древняя деревянная фигура Христа, которая согласно преданиям обладает силой чудесного исцеления. Эта статуя расположена в левом углу между трансептом и хором и известна также как Иисус Антакальнис. Скульптура выполнена в натуральную величину (185 см), вырезана из древесины лиственных пород, одета в одеяния из белого шелка и фиолетового бархата, и имеет парик из натуральных черных волос. Копия статуи, изображенная в базилике Иисуса де Мединацели в Мадриде, является наиболее ярким примером испанского барокко в Литве.

Согласно каноническому преданию с 1804 года в голове скульптуры находятся священные реликвии. Изначально эта скульптура выставлялась в главном алтаре Троичной церкви, построенной Сапегой, пока храм не был преобразован в Восточную православную церковь в 1864 году. Именно в то время Иисус был перенесен в его нынешнее местоположение в собор святых Петра и Павла.

Лепной купол костела святых Петра и Павла

Купольный свод храма изображает четырех евангелистов, выполненных из гипса по технике сложной лепнины. Надпись, окружающая основание купола гласит — «Tu es Petrus et super hanc petram edificabo ecclesiam meam et portae inferi non praevale buntadversus eam». Переводится с латыни это как «Ты — камень, и на этом камне я построю свою церковь, и врата ада не одолеют Это».

Над надписью находятся скульптуры четырех докторов Церкви: Святого Иеронима, Святого Августина (его скульптура видна со входа), Святого Амвросия и Папы Григория I. Еще выше них расположено множество ангелов. Композиция завершается Богом-Отцом в центре купола, как-бы говорящим, что Бог все видит.

В центре купола висит лодочная люстра из латуни и стеклянных бусин, напоминающая, что Святой Петр был рыбаком. Изготовленная мастерами из Лиепаи и установленная в 1905 году, люстра имеет восемь подсвечников. Потолок над люстрой украшен пятью фресками, которые покрывают 14,94 м2 и являются вторыми по величине потолочными фресками в Литве. Три меньшие фрески над органом образуют триптих из жизни Святого Петра: исцеление калеки, побег из тюрьмы и видение листа с животными.

Великолепный лепной декор костела святых Петра и Павла в Вильнюсе – шедевр мирового гипсового искусства, художественную и историческую ценность которого невозможно переоценить.

Костел Святых Петра и Павла - приходской костел в ; одна из наиболее посещаемых достопримечательностей . Нередко этот костел называют «жемчужиной» литовского барокко. Благодаря своей популярности, он входит в по версии нашего сайта.

Предположительно на месте, где сегодня стоит костел Святых Петра и Павла, когда-то был языческий храм богини любви Милды. На смену ему в XIV веке, во времена правления князя Ягайло, был возведен деревянный храм, который вскоре сгорел. Основателем нынешнего здания был влиятельный литовский магнат и выдающийся гетман Михаил Казимир Пац.

Во второй половине XVII века он поручил строительство храма зодчим из Кракова. Отделка интерьера была поручена итальянским мастерам. Пац так и не дожил до окончания строительства. В его честь литовские монахи воздвигли в костеле памятник. Также, в храме хранится надгробная плита гетмана.

Над входом в костел можно увидеть надпись на латыни - обращение к Богоматери с просьбой о мире. Особое внимание стоит уделить интерьеру этого архитектурного шедевра. Такая красота редко встречается в храмах. Здесь сотни аллегорических и мифологических персонажей, библейских персонажей, исторических событий, заключенных в лепнину, и прочих картин.

Вся лепнина выполнена из белоснежного мрамора - стукко. В 1700 году в костеле появилась деревянная фигурка Иисуса Христа, подаренная Папой Римским. Эта фигурка особенно почитаема прихожанами, так как обладает чудодейственной силой исцеления. Над алтарем Девы Марии можно увидеть картину 1710 года, изображающую эпидемию чумы и чудесное избавление от нее.

В этом римско-католическом храме регулярно проходят службы на литовском языке и польском. Вход всегда свободный, поэтому в нем всегда многолюдно. Территориально достопримечательность находится на улице Antakalnio Gatva. Добраться туда можно на автобусах 2-4, 14, 17. Костел открыт ежедневно с 10 часов утра.

Фото достопримечательности: Костел Святых Петра и Павла



Характеристика мужчин