Сознание как объект философского анализа. Сознание как предмет философского исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание

Сознание-это свойство высокоорганизованной материи, связанная с речью функция человеческого мозга отображать мир в идеальных образах.

Проблема сознания – центральная в любом философском учении, тк ядром любой философии является то или иное решение вопроса о соотношении материи и сознания. Сознание изучают различные науки: психология. Медицина, кибернетика. В отличие от них, философия изучает сознание 1) как ценность, 2) в его отношении к материи.

С точки зрения идеализма сознание творит мир. Такое представление делает сознание таинственным и непостижимым. Материализм преодолел мистификацию. Он рассматривает сознание как функцию мозга, во- вторых как отражение материи, в-третьих как продукт развития материи. Сознаание присуще человеку, оно есть субъективная реальность. В то же время сознание объективно, т к оно в целом нрав.отражает мир.

Будучи вторичным от материи сознание является продуктом развития;

Сознание есть продукт общественного развития;

Сознание носит конкретно-исторический характер.

Сознание – высшая сфера человечкской психики, но не единственная, т к последняя включает в себя и бессознательное.

Структура сознания: 1)знания – фундамент сознания. Человек осознает только то, что знает; 2)внимание- способность сознания концентрироваться на определенных видах деятельности; 3) память – способность накапливать знания и воспроизводить их; 4) эмоции, чувства- без эмоций не может быть человеческого поиска истины; 5) воля – осмысленное стремлеие человека к цели; 6) самосознание.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание: самочувствие, принадлежность к сообществу, возникновение «Я».

Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг.



Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий.

Бессознательное имеет 3 уровня: 1ый – неосознаный психологический контроль человека за жизнью своего тела, это удовлетворение простейших нужд и потребностей человека(инстинкт самосохранения, материнский инстинкт); 2ой –контролируемые процессы, которые обычно реализуются в пределах сознания, но могут реализовываться и перемещаясь в сферу бессознательного (чувство голода, совести – изначально формировались в пределах сознания, но затем переместились в область бессознательного); 3ий – высший уровень бессознательного, который проявляется в науке, философии, интуции и играет важную роль в творческих процессах.

Зигмунд Фрейд(представил бессознательное как силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы. Человек – прежде всего существо архетипное.

Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Решение этой проблемы порождало серьезные трудности. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители (скептицизм, агностицизм). Диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно: наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности.

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Понимание - психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Способность видеть причинно-следственные связи.

Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.

Философия выделяет два различных вида познания: чувственное и рациональное.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение –процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

Истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

Тема 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

План

1. Сознание как предмет философского анализа.

2. Научная картина эволюции сознания.

3. Структура и функции сознания.

Основные понятия: сознание, отражение, опережающее отражение, раздражимость, возбудимость, чувствительность, психика, инстинкт, мышление, понятие, суждение, умозаключение, язык, знак .

Сознание как предмет философского анализа

Сознание, как важнейшее свойство человека, является специфической формой регуляции взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Посредством сознания человек выделяет себя из окружающего мира, регулирует свои связи с миром и управляет собой и миром.

Сознание изучают многие науки: логика, психология, социология, физиология высшей нервной деятельности, антропология, эргономика, педагогика, семиотика, кибернетика. Каждая из них формулирует свой предмет анализа. Современная наука в целом успешно отвечает на многие вопросы, связанные с сознанием человека. Вместе с тем конкретные науки мало интересуются ценностными аспектами сознательной деятельности людей, истинностью сознательных состояний и актов. Философию же интересует именно этот аспект, а конкретно-научные вопросы, например специфика мозговых нейродинамических процессов, являются для нее второстепенными.

Свои варианты ответов на вопросы о сознании дает и религия. Но в религии сознание мистифицируется, выводы о нем делаются на уровне эмоционально-чувственного переживания. В отличие от религии, философия стремится рационально-логически обосновать свои представления о сознании, подкрепить их научными доказательствами.

Исследуя сознание, философия сочетает рационально-логический и аксиологический, ценностный подходы. Она анализирует сознание в единстве того, что человек осознает и как он это делает. Этим философия сознания отличается от конкретных научных выводов и религиозно-художественных интерпретаций сознания.

В целом можно сделать вывод, что философия, конкретные науки и религия учитывают достижения друг друга в решении проблемы сознания, но имеют свои цели и основания.

Основные проблемы философии сознания:

– проблема природы сознания (материальная или идеальная), его источника и носителя;

– проблема времени, условий и факторов возникновения сознания;

– проблема структуры сознания, его элементов, уровней и форм;

– проблема функций сознания, его роли в жизни отдельного человека, общества, культуры, Вселенной.

Традиционно философия изучает сознание в контексте проблемы взаимодействия идеального и материального начал бытия.

Представления об идеальной природе сознания возникли раньше, чем были обоснованы материальные, физические предпосылки его возникновения. Это не случайно. Древние греки, а именно они начали анализировать проблему сознания, отводили интеллектуальной деятельности гораздо более высокую роль, чем физической. Самые ранние представления о сознании выразились в понятиях «дух», «душа», «логос». Гераклит основой сознания считал логос. Пифагорейцы полагали, что душа – это бессмертный демон, странствующий по телам. Демокрит понимал душу как совокупность шарообразных атомов огня. Платон разработал учение о мировой душе как первоначале мира. Душа отдельного человека состоит из трех частей:

– рациональная, ее добродетель – мудрость, она преобладает у философов;

– эмоциональная, ее добродетель – достоинство и воля, она преобладает у воинов;

– чувственная (похотливая), ее добродетель – воздержанность и благоразумие, она преобладает у ремесленников и земледельцев.

В философии Платона был очерчен определенный круг явлений, имеющих противоречивые свойства. С одной стороны, эти феномены, очевидно, являлись результатом мышления, воли, фантазии человека, а с другой – они совершенно не зависели от мышления, воли, психического состояния каждого конкретного индивида и даже руководили его поступками. Например, законы государства, культурные и языковые нормы, логические категории и математические истины. Человек усваивает такие явления в процессе воспитания и обучения, а затем руководствуется ими в повседневной жизни. В некоторых ситуациях человек отдает им предпочтение по сравнению со своими материальными, физическими потребностями. Эти всеобщие нормы культуры Платон и назвал идеями, а философия обозначила проблему исследования сознания как проблему идеального вообще.

Аристотель спорил с Платоном, утверждая, что душа присуща не всему Космосу, а только живым телам: душа – спутница жизни. Поэтому он выделял три вида души: растительную, животную и человеческую (разумную). Первые два вида связаны с телом, а ум, мышление от тела не зависят. Ум вечен, его задача – постигать сущность вещей, скрытых за внешней видимостью явлений.

Дальнейшее исследование сознания связано с творчеством Плотина, Августина Блаженного, Р. Декарта, И. Канта, К. Маркса, З. Фрейда, Э. Гуссерля.

Делая вывод о том, что сознание имеет идеальную природу, т.е. является выражением способности человека отражать мир в образах, философия должна была ответить на следующий вопрос: как существует идеальное? Существуют ли те образы, которые творит человек, в природе самой по себе или в биологической природе человека? Очевидно, что нет. Так, например, форма кувшина, который делает гончар, не заключалась заранее ни в куске глины, ни в анатомической организации тела самого гончара.

Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли представители марксизма и психоанализа, которые создали психосоциальную, материалистическую по своей основе концепцию сознания. Опираясь на данные естествознания, они сделали вывод о том, что идеальное – это форма жизнедеятельности человека. Результатом совокупной деятельности многих поколений людей, воплощением их сознания, творчества, духовных дерзаний и душевных переживаний становится культура. Культура – это особый мир, отличный от мира первой природы тем, что его создает человек, способный творить образы. Поэтому мы можем утверждать, что идеальное обладает реальным бытием.

Таким образом, в онтологическом плане сознание – это свойство материи, а в гносеологическом – чувственный образ внешнего мира. Именно на этих методологических основаниях осуществляется исследование конкретных проблем философии сознания.

Сознание – это высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.

Сознание – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.

Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т.д.).

Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке (психология). Вместе с тем осмысление сознания было связано со значительными трудностями. В конце 19в. биолог Т.Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19-20 вв. (Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировать следующие концепции сознания.

1. Концепция отождествления сознания с знанием: все, что мы знаем – сознание, и все, что осознаем – знание. Большинство представителей классической философии разделяли это представление, подкрепляя его ссылкой на этимологию слова: лат. название для сознания означает совместное знание. Правда, некоторые философы не соглашались с таким пониманием. Некоторые философы приводили пример восприятия незнакомого предмета, которое с их точки зрения не есть знание, но, безусловно, является актом сознания. В действительности все, что осознается, является знанием того или иного рода. Это относится в частности и к восприятию незнакомого предмета. Чтобы это восприятие стало возможным, субъект должен располагать определенными перцептивными гипотезами и даже осуществлять акт мышления – при этом сам процесс использования этих гипотез не осознается. Восприятие, таким образом, является знанием, вопреки мнению, распространенному в классической философии. Другое дело, что это знание может быть очень поверхностным. Осознание субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов также является знанием. Конечно сами эмоции, желания, волевые импульсы не сводятся к знанию, хотя и предполагают последнее. Но их осознание есть не что иное, как знание об их наличии. Из сказанного выше, однако, не следует вывод о тождестве знания и сознания. Современные философы и психологи столкнулись с фактом несознаваемого знания. Это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не осознаю, но что я могу легко сделать достоянием своего сознания (знание теоремы).

2. Ряд философов (феноменология – Бретано, Гуссерль, Сартр) в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциальность, т.е. направленность на определенный предмет, объект. Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания: не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы. Согласно этой точке зрения, я не могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания. При таком подходе сознание – это не только совокупность интенций, но и их источник. При этом интенциальный объект сознания не обязательно должен существовать реально. Он может быть мнимым. Сознание может быть интенциально нацелено на физические предметы (реальные, мнимые), на идеальные предметы (числа, значения) или же на состояние самого сознания. В феноменологии по сути дела отождествляется психика и сознание, при этом не раскрывается суть сознания, его сущность.

3. Иногда сознание отождествляется с вниманием. Эта позиция разделяется рядом философов, но особенно популярна у некоторых психологов, пытающихся с точки зрения когнитивной науки истолковать сознание (то есть внимание при таком понимании) как некоторый фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой. Сознание при подобной интерпретации играет роль своеобразного распределителя ограниченных ресурсов нервной системы. Между тем ряд фактов психической жизни не поддаются объяснению с подобной точки зрения (факты невнимательного сознания у водителя, ведущего разговор за рулем). Американские психологи показали, что информация воспринимаемая субъектом без внимания, тем не менее, осознается в какой-то мере.

4. Особую известность получило учение З.Фрейда. Он рассматривает психику человека как сложно организованную систему с тремя сферами: «Оно» (глубинный слой бессознательных влечений), «Я» (сфера социального, посредник между бессознательным и внешним миром), «сверх-Я» (социальность внутри сознания человека). Фрейд по существу редуцирует сознание к бессознательному. Здесь при верном фиксировании важной роли в поведении человека неосознаваемых явлений психики все же неправомерно принижается значение социальной составляющей сознания. Вместе с тем сознание находится в сложном взаимодействии с различными формами неосознанных, бессознательных актов, определяющих поведение личности. Некоторые из этих аспектов совершаются автоматически. В тех случаях, когда бессознательное вторгается в сознание, и последнее не способно противостоять ему, происходят различные психические расстройства.

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание - сложнейший комплекс мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно невидимо, оно не существует как отдельный предмет или процесс, и поэтому познать и описать его с помощью научных приборов невозможно. Носителем сознания является человеческий мозг - самый сложнорганизованный материальный объект.

Сознание - это высшая функция человеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.

В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем:

1) как существует сознание;

2) каковы его основные свойства;

3) как возникло сознание;

4) какова структура (устройство) сознания.

Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, с определением места и роли сознания в мире.

Философия дала ряд вариантов ответа:

Субстанциализм (объективные идеалисты и дуалисты, представлявшие сознание в виде вечной самостоятельной субстанции - Бога, мирового разума, космической души; человеческое сознание - бессмертная частица или продукт этого мирового разума);

Функционализм (во-первых, материалисты XVIII-XIX вв., считавшие сознание особым веществом, автоматически выделяемым человеческим мозгом, во-вторых, диалектические материалисты XIX- XX вв., считавшие сознание не веществом, а функцией мозга, то есть сложной связью его нервных клеток, образующей формы мышления на основе чувственного отражения нашего опыта);

Субъективизм (феноменологи и экзистенциалисты, считавшие, что поскольку индивидуальное сознание человека всегда проявляется во внутренних образах, то мы только предполагаем, что вокруг нас есть внешний предметный мир; достоверно мы знаем только мир, созданный нашим собственным сознанием);

Психоаналитическая традиция (3. Фрейд , К. Юнг , Э. Фромм , по-ставившая перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им.)

Каждая из этих тради-ций делает акцент на определенных свойствах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных, материальных струк-тур (от мозга и чувственного опы-та человека). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обра-тил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании должно синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания.


Основные свойства сознания.

Диалектико-материалистический функционализм к основным свойствам сознания относит:

Общественно-исторический характер формирования сознания (пример Маугли доказывает, что у ребенка, выросшего среди животных, сознание не возникает);

Его интенциональность, т.е. направленность на объект;

Внутренняя активность, опережающий характер мысленного отражения ситуации, способность к творчеству и фантазии;

Его несубстанциональность, т.е. сознание не может существовать вне своего материального носителя - мозга, и не может действовать на мир само по себе, без речи и поступков людей (отсюда невозможны бессмертие души, телепатия , телекинез , экстрасенсорное воздействие, ясновидение, привидения и другие мистические явления);

Его идеальность - внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга или группировкам молекул (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно).

Функции сознания. К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, ценностная, творческая. Сознание человека позво-ляет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осу-ществлять акты самопознания, ставить цели и разрабатывать планы деятельности, ре-гулировать и контролировать отношения с действитель-ностью, давать оценки различным явлениям и формировать жизненные ценности, творчески изменять условия своей жизни.

Проблема генезиса (возникновения) сознания. Сознание и эволюция форм отражения. В процессе развития филосо-фии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством - оставлять следы взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов XVIII в., это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимо-действия отражение не существует. Основой возникновения сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе.

Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле , как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с взаимодействием материальных тел, и 2) информационные взаимодействия в живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации). В неживой природе след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Например, когда солнце нагревает камень, это не вызывает какой-то внутренней активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения объекта (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня может уйти в тень).

В живой природе выделяют следующие формы эволюции информационного взаимодействия:

Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды (появляется у растений и одноклеточных живых организмов);

Чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений (появляется у низших беспозвоночных животных);

Нейрофизиологическое отражение - соединение ощущений в чувственный образ объекта, или представление (появляется у позвоночных животных, имеющих нервную систему и головной мозг);

Высшая психическая деятельность - развитие комплексов сложных услов-ных рефлексов, игровой и орудийной деятельности, памяти и эмоций (у млекопитающих с развитым головным мозгом);

Человеческое сознание.

Отличие сознания от психики живот-ных.

Основными отличительными признаками сознания являются:

Абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос-производить сущностные характеристики и связи действительно-сти, не данные непосредственно в восприятии;

Целеполагание как способность идеально конструировать жела-емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

Самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;

Язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ори-ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Сознание и язык. Сознание человека связано с языком как способом своего существования. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. У человека формируется речевое мышление - внутреннее проговаривание ситуации или текста, который он читает. Внутренняя речь имеет сокращенный вид по сравнению с внешней. В ней упускаются неосновные слова, восстанавливаемые по контексту, проговариваются лишь главные слова и темы. Таким образом, чтобы осознать собственные мысли, мы переводим их в слова. Тем самым идеальные образы сознания передаются нам посредством материального носителя - звуков речи и знаков письма. Развитие сознания и языка идут одновременно. Совершенствуя свой язык, человек одновременно совершенствует собственное сознание.

Структура сознания. Анализ структуры сознания первоначально строился на дан-ных психологии, которая вы-деляла следующие элементы сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление включает целый комплекс разных способностей: понятийное отражение свойств и взаимосвязей вещей и явлений, ориентация в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), творческое воображение, нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Философия чаще всего рассматривает структуру сознания и психики человека как трехуровневую, состоящую из сфер бессознательного (к нему примыкает подсознание), сознания и сверхсознания. Бессознательное - это врожденные инстинкты, а также неосознаваемые нами, глубоко спрятанные в памяти мысли и чувства. Подсознание - это автоматическое выведение ранее заученной информации (например, таблицы умножения, стихов, навыков плавания или езды на велосипеде). Сверхсознание понимается как высший этап творческого процесса отражения мира - интуиция (догадка, озарение). В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях, осознаются лишь ее результаты. Интуиция представляет собой эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, не требующий специального логического обоснования.

Психоаналитическая философия выделяет три сферы человеческой психики: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен-ности и нормы культуры); «Я» (сознание); «Оно» (совокупность бессознательных инстинк-тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. З. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем самым расширить сферу их свободы, избавить от власти «Оно». Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное «Сверх-Я».

Сознание является предметом исследования философии, социологии и психологии. Материя и сознание – есть самые предельно широкие философские понятия. Других более предельных понятий нет. Посредством категорий «материя» и «сознание» субъект познания «сжимает» природу, общество и действительность вцелом до двух понятий материя и сознание . Затем возникает философское понимание: материя или сознание? В зависимости от того, кем является философ (материалист или идеалист) дается ответ: первична материя или первично сознание.

Материализм подчеркивает:

Сознание – есть свойство, продукт высокоорганизованной материи;

Сознание – объективный образ объективного мира (Ленин);

Сознание в гносеологическом, теоретико-познавательном плане идеально отражает материю. При этом сознание органически взаимодействует с материей.

Идеализм подчеркивает, что сознание само по себе по своим внутренним законам развивается и порождает материю.

Впервые в плоскость четкого деления, что первично, а что вторично, материя или сознание вопрос поставил Платон.

Платон (427-347 гг.): «Мир идей – есть подлинная реальность, а мир вещей – есть только тень мира идей».

Таким образом в философском плане сознание понимается как самая предельно широкая философская категория, которая рассматривается в сопоставлением категории «материя».

Сознание как предмет социологии означает рассмотрение сознания как отражение интересов и представлений тех или иных классов. Это позиция материалистов. Маркса.

Маркс: «Сознание – есть особое бытие». «Экономически господствующий класс господствует в обществе и духовно». Например данное положение применительно к дореволюционному российскому обществу можно понимать следующим образом: все общество разделено на 2 полярные части:

Прозападная знать, прозападное дворянство и либеральное прозападная интеллигенция;

Народ с почвенной культурой (от купца до крестьянина).

Также согласно определенным положениям, нормам Российской империи политические революционеры могли ехать в ссылку за свой счет (прозападный образ). Ленин так и сделал (в вагоне 1-го класса). Следовательно, знать отражает свое бытие в нормах и определенных положениях. В народе ведущими установками, ценностями был кулак; в городе – купец и лавочник, у которых были антизападные ценности и следовательно, их представления о жизни были полярны по отношению к знати.

Таким образом, социологическое понимание сознания трактуется во взаимосвязи с общественным бытием, социальным положением классов и слоев.

В психологии сознание определяет уровень организации внутреннего мира человека. Здесь сознание трактуется с точек зрения различных естественных дисциплин. Сознание в нейрофизиологии (установки доминантны) (Узнадзе) понимается как то, что удерживается вниманием личности; если что-то не удерживается, то это все уходит в подсознание, затем в бессознательное. Таким образом сознание в психологии понимается, как очень небольшая часть психики.

Сознание в психологическом плане в СССР изучали П.К. Анохин, который рассматривал сознание как функциональную систему.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Специфика мыслительной деятельности человека
Сущность мыслительной деятельности человека, мышление характеризуется формулой: субъект познания постигает объект познания по средствам категории. Мышление функционально аналогично

Сознание как система
Следует иметь в виду, что сознание представляет собой определенную систему. Выделяют следующие составляющие: 1) чувственность – ощущения, восприятие и представление; 2) акт вниман

Рассудок и разум как понятия. Антиномии Канта
В немецкой классической философии впервые были выделены уровни мыслительной деятельности – это рассудок и разум. Кант рассматривал рассудок, исходя из следующих положений: - рассу

Зигмунд Фрейд о психике. Метод свободных ассоциаций как психоаналитическая процедура
Зигмунд Фрейд – ученый врач, который создал психоанализ. Фрейд как ученый открыл, прежде всего, бессознательное, показал, что оно воздействует на сознание личности.

Экзистенциализм
1. Сёрен Кьеркегор – предшественник экзистенциализма. Историческими условиями возникновения Э. были: 1. Первая Мировая Война 1914-1918 гг., где же

Карл Ясперс как личность
Закончил в университет (юридический, медицинский факультеты). Работал психологом и ввел в употребление понятие «коммуникация». Ясперс считал, что в 20 в. нельзя создать такие философские системы, к

Философия истории Карла Ясперса
Карл Ясперс создал оригинальное учение о философии истории. Он ввел понятия «осевое время» (800-200 до н.э.) и «осевые народы» (китайцы, индийцы, евреи, греки, персы). Ясперс- решительный противник

Философское и религиозное, социологическое и психологическое понимание личности
Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» в общефилософском родовом смысле. Категория человек обозначает класс вещей. Человек родовое с

Неофрейдизм о личности
В 50-60 годах на западе возник неофрейдизм (Эрих Фромм и Карен Хорни). Неофрейдизм, упрощая, есть синтез Маркса и Фрейда, или сочетание бессознательного и классового. Неофрейдизм

Эмиль Дюркгейм об аномии
Дюркгейм – французский социолог и психолог. Фр.философия имеет свою специфику, уделяется большое влияние анализу ценностей общества. Согласно ему, устойчивость общества зависит от ценностей системы

Мировоззрение, как иерархическая система
Мировоззрение, как понятие, обозначающие определенное представление, понимание мироощущение общества, слоев и личностей о Мире и место роли человека в этом мире. Мировоззрение представляет иерархич

Специфика рациональной экономической структуры буржуазного крупного промышленного предприятия
Запад с 1500 года до сих пор является авангардом мира1500г. Запад стал опережать Китай. Запад обладал двумя преимуществами; 1. рациональная экономическая структура крупного

Специфика философского творчества Ницше
Ницше вместе с Шопенгауэром являются основоположниками неклассической философии. Специфика философского творчества Ницше; 1) Все философские тексты Ницше сознательно антисистемны, своего р

Ницше как философ
Ницше сам себя определял, как революционер духа, а свою философию, как истинную. По словам Ницше он произвел переоценку ценностей от Сократа до Гегеля и Шопенгауэра. Метод - философствовать молотом

Определение категорий
Категории есть философские понятия, а также основные родовые, ведущие понятия тех или иных дисциплин, к примеру математическое понятие ""множество"". Категории определяются двумя способами: 1) бин

Определение понятия жизнь
Жизнь – это предельно широкое понятие. В наше время понимание данного понятия определяется тем, что личности начинают искать смысл жизни. Следует иметь ввиду, что жизнь- родовое понятие. Его очень

Позитивизм как философия науки. Огюст Конт о трех стадиях интеллектуального развития человечества и личности
Позитивизм в переводе с французского означает «положительно». На философском языке позитивизм есть философия науки, согласно позитивизму только лишь конкретные науки могут дать достоверные знания о

Исторические формы позитивизма
Выделяют следующие формы позитивизма: 1)Позитивизм Канта, Дж.Стьюорта Милля (британская философия и логика) и Г. Спенсера. 2)позитивизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

Специфика неопозитивизма. К.Поппер о познании и фальсификации научной теории
Неопозитивизм – есть философия науки. Неопозитивизм: 1) все повествовательные предложения, все суждения и понятия делятся на 2 типа: а)философские предложения и понятия. М. Хайдеггер «Ничт

Гносеология как философская дисциплина
В философии выделяют специальный раздел, специальную дисциплину, по имение гносеология. Гносеология от греч (гнозис – знания, логос- учение) учение о знании. Строго говоря, гносеоло

Эпистемология как дисциплина
Впервые вся проблематика научного познания в британской философии стала обозначаться греческим словом «эпистемология». Эпистемология исследует понятия, как эмпирический и теоретичес

Русская философия
1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Митрополит Илларион, возглавлявший с 1051 по 1054 гг. митрополичью кафедру в Киеве, был Митрополитом Киевским и Всея

Ересь стригольников и жидовствующих
«Ересь» - отклонение от основных догматов христианства. В 325 г. в г. Никея, недалеко от Константинополя состоялся 1-й Вселенский собор, где был принят основной догмат христианства – вера в Иисуса

Философия славянофилов и западников
В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы

Становление философии
1. Специфика мифа как ранней формы мысли. Структуралистская теория мифа Клода Леви-Строса. Его работа «Структурная антропология». Миф - есть нерасчлененный, т.е. синкретич

Еврейско-ветхозаветный путь преодоления мифологии и становление религиозной философии
Специалисты (запад, Россия - Л.П.Васильев) выделяют 4 пути преодоления мифа и становления философии. Общее для этих путей заключается в том, что вместо мифа выделяется первоначало и первопричина де

Индоарийский путь преодоления мифологии и становление религиозной философии. Специфика буддизма
Индия до сих пор несет кастовую систему. Выделяют следующие касты: 1) каста брахманов (жрецов) 2) каста воинов (правителей) 3) каста торговцев, ремесленников. 4)

Китайский путь преодоления мифологии и становление религиозной философии
Специфика китайского этноса. Он не распался на сложных путях истории. Специфика китайской цивилизации: в основных структурных чертах китайская цивилизация до сих пор сохран

Цивилизация
1. Н.Я. Данилевский о цивилизации. «Россия и Европа». Впервые понятие цивилизация определил Н.Я.Данилевский в работе «Россия и Европа». По Данилевскому, цивилизаци

Тойнби о России как цивилизации. Тойнби о Петре Великом как личности и государственном деятеле
Тойнби уделил большое внимание России как цивилизации. Согласно Тойнби, Россия относится к православно-христианской цивилизации. Она имеет определенные достижения, своеобразия, явля

Греко-античный путь преодоления мифологии и становление философии
Выделяют Греко-античный путь преодоления мифологии и становления философии. Он сильно отличается от Китайского Индийского и Еврейского путей. В Греции было все по-другому. Там сформировала

Карл поппер (1902-1994 гг.)
Карл Поппер не разделяет точки зрения неопозитивизма, которая гласит, что роль философии есть логический анализ научных текстов. Неопозитивизм отрицает философию как мировоззрение и методологию. По



Характеристика мужчин