Уникальный памятник российской архитектуры. Церковь Ивана Воина. Уникальный памятник российской архитектуры Начальный этап истории

В старой Москве существовало множество церквей с приделами, освященными во имя чтимого на Руси св. мученика Иоанна Воина, почитавшегося покровителем в битвах за Отечество. И только один- единственный московский храм, что на Большой Якиманке, был построен в честь этого святого.

Святой Иоанн жил в IV веке от Рождества Христова. Он совершил свой подвиг во времена правления императора-язычника Юлиана Отступника, который вновь начал гонения на христиан уже после того, как христианство было признано государственной религии Римской империи наравне с язычеством. Св. Иоанн служил тогда в войске императора и должен был преследовать христиан, но вместо того тайно помогал им - предупреждал об опасности, освобождал схваченных, устраивал побеги. Узнав о том, Юлиан арестовал самого св. Иоанна и заточил его в темницу. Только после смерти императора в 363 году св. Иоанн вышел на свободу и до самой кончины вел благочестивую жизнь, помогая ближним. Умер он в глубокой старости - год его смерти остался неизвестен. Долгое время не знали, и где был похоронен святой, пока он сам не явился одной благочестивой христианке и не указал, где находится его могила. Тогда были обретены его святые мощи и с благоговением положены в церкви св. апостола Иоанна Богослова, где у них получили исцеление множество людей.

На Руси св. Иоанн почитался покровителем военных и помощником ратников в битвах за Отечество. Оттого и первая, деревянная церковь в Москве, освященная во имя святого, была выстроена в замоскворецкой местности, связанной с военным делом - там, где в начале XVII века была старая Стрелецкая слобода. Ведь и сама история Замоскворечья началась с того, как Иван Грозный поселил здесь, на правом берегу Москвы-реки, своих стрельцов. Задолго до образования слободы тут стоял Крымский Двор. В 1612 году на этом месте казаков из ополчения князя Трубецкого уговаривали присоединиться к войску князя Пожарского, потом освободившего Москву.

И сама местность, где была выстроена церковь, в то время называлась "Малыми Лучниками" - здесь жили мастера, изготовлявшие военные луки для русской армии. А "Малыми" это замоскворецкое поселение называлось в отличие от других "лучников" - в районе Лубянской площади, где и сейчас один местный переулок называется Лучниковым. Его старинные жители тоже делали этот вид оружия.

А Иоанновская церковь документально известна с 1625 года. Однако эта деревянная церковь стояла не там, где сейчас, а посреди улицы ближе к площади. К петровскому времени она уже сильно обветшала и порушилась. А однажды во время весеннего половодья сильно разлившаяся Москва-река затопила ее вместе со всей местностью. Весною 1708 года по Большой Якиманке ехал сам Петр I. Увидев полуразрушенный храм, кругом стоявший в воде, к которому подъезжали на лодках, государь громко спросил прохожих, как называется этот храм, и, узнав, что он посвящен св. Иоанну Воину, молвил: "Это наш патрон, скажи священнику, что я желал бы видеть новый каменный храм на возвышении".

В это время шла Северная война - Россия воевала с Швецией. Обычно считается, что новая красивая каменная церковь Иоанна Воина была построена в честь победы в Полтавской битве, состоявшейся летом 1709 года - именно тогда начались работы по воплощению петровского замысла, и возведение в Москве праздничной, нарядной церкви было приурочено к победоносной баталии. Одни полагают, что храм был выстроен на средства прихожан, другие - только на вклады самого Петра I. Царь действительно первым сделал взнос на строительство храма. По преданию, он и сам выбрал новое место для строительства храма - на правой стороне Большой Якиманки, и собственноручно составил ее эскиз-чертеж, хотя иногда считают, что государь только самолично утвердил представленный ему план. В одном историки и искусствоведы согласны полностью и безоговорочно называют архитектором церкви, или мастером, воплощавшим петровский эскиз, знаменитого зодчего Ивана Зарудного - видного мастера московского стиля "петровского барокко". Он подарил Москве и прекрасный собор Заиконоспасского монастыря на Никольской, и Меншикову башню, а в Санкт-Петербурге именно построил иконостас собора Петропавловской крепости.

Строительство велось много лет. На том месте, где стояла прежняя деревянная церковь, возвели часовню, которая украшала Калужскую площадь до 1928 года. Новая блестящая церковь была освящена в 1717 году. В ней хранились уникальные московские святыни: образ св. великомученицы Варвары с частицами ее святых мощей и образ Спаса, по преданию, надвратный с главной Фроловской башни Московского Кремля - прежде он находился над этими кремлевскими воротами, которые в честь него и были вместе с самой башней названы Спасскими. А в 1791 году архитектор Василий Баженов исполнил иконостас для этой церкви, но не его видят сейчас прихожане, а другой, тоже уникальный иконостас, в 1928 году перенесенный в храм из разрушенной Трехсвятительской церкви у Красных ворот. Сама Иоанновская церковь не закрывалась в советские годы, и сохранился ее великолепный старинный интерьер, поражающий воображение каждого, кто переступает порог храма.

После революции была уничтожена другая московская церковь с приделом св. Иоанна Воина, что на Старой Божедомке (улица Дурова). Там с незапамятных времен находился "убогий дом", давший название местности. В таких домах, расположенных обычно на далеких городских окраинах, находились первые московские морги и кладбища, где хоронили безвестных, безродных и неопознанных людей - странников, нищих, умерших во время эпидемий, насильственной смертью или самоубийц. Рядом с убогим домом стоял мужской Крестовоздвиженский монастырь с деревянной соборной церковью, упомянутой в московской летописи еще в 1539 году. В конце XVII века ее выстроили каменной, потом освятили в ней придел св. Иоанна Воина, а после упразднения монастыря в XVIII столетии церковь обновили и обратили в приходскую - но не совсем обыкновенную. В обязанностях ее священника было отпевание покойников убогого дома и совершение положенного поминовения по усопшим и погребенным там: в Семик, то есть в четверг седьмой недели после Пасхи туда приходили с крестным ходом из Высоко-Петровского монастыря, отпевали всех умерших и хоронили новых покойников. Обычно это совершалось дважды в год - второй раз под Покров. Такой порядок существовал до 1763 года, пока не был закрыт последний в Москве убогий дом, находившийся именно на Старой Божедомке.

А в начале XX века один удачливый человек по фамилии Веденеев выиграл 200 тысяч рублей - и сразу же пожертвовал большую сумму на ремонт и благоукрашение храма. На эти средства в 1908 году была красивая, стройная шатровая колокольня, стилизованная под допетровскую старину и значительно расширена сама церковь. Но грянула революция - и от древней московской церкви не осталось и следа. В 1935-1936 г.г. ее разрушили и выстроили на том месте здание гостинцы Центрального Дома Советской Армии.

Придел во имя святого ныне существует и в Предтеченской церкви на Пресне. И в Москве по-прежнему осталась одна-единственная церковь св. Иоанна Воина, где можно вознести Богу молитвы и благодарение за ее спасение.


Изначально на этом месте находилось епископское подворье, расположенное непосредственно возле первого . После того, как рижский епископ построил себе новую резиденцию вблизи , подворье было передано ордену доминиканцев.

Именно на этом месте монахи возвели церковь и монастырь со двором, окаймленный крестовым ходом.

Фрагменты Крестового хода до сих пор сохранились в Яновом дворике (Jāņa Sēta).

Собственно церковь впервые упоминается в хрониках 1297 года. В тот год рижане, осадившие орденский замок, снесли крышу церкви и с нее обстреливавли его. В результате восстания бюргеров замок был полностью разрушен.

Церковь также не избежала участи полного разрушения. Это произошло в конце 15-го века, когда случилось очередное восстание свободолюбивых рижан против рыцарей ордена меченосцев. Спустя несколько десятилетий, после победы ордена, бюргерам пришлось за свой счет восстановить церковь.



Легенда это или нет, но двое монахов-доминиканцев согласились быть заживо замуроваными в стенах строящейся церкви с тем, что бы новое здание стояло вечно. Замурованных монахов рижане кормили через оставленную узкую щель, передавая им хлеб и воду. После их смерти щель была заделана и осталось лишь маленькое отверстие.

В верхней части юго-западной стены видны две каменные маски, изображающие лица монахов с открытым ртом. По легенде, в дни церковных праздников позади усаживались монахи ордена и произносили речь. Сквозь открытый рот их голос звучал по всему городу.

Во времена Реформации, если уж быть совсем точным, в 1523 году, монахи были изгнаны из церкви, и в ней одно время была конюшня, а затем даже хлев. Позже здесь обустроили оружейный склад.

В конце 16-го века здание была возвращено церкви, и в последующие годы оно неоднократно перестраивалось и реставрировалась, пока не обрело свой нынешний вид.

В настоящее время это крупнейшая лютеранская церковь Риги, при этом свою культовую функцию она выполняла и в советские годы.

  • Адрес: Центральный район, Рига, LV-1050, Латвия;
  • Открытие: 1234 г.;
  • Телефон: +371 67 224 028.

На фоне лютеранская церковь св. Иоанна выделяется необычным эклектическим стилем. В ее архитектуре причудливо сочетаются монументальные элементы поздней готики, витиеватые формы барокко, чувствуются веяния Северного Возрождения и изящного маньеризма. Но причиной такого удивительного смешения стилей и эпох стала не реализация уникального архитекторского проекта, а тяжелая история храма, полная утрат, разрушений и многочисленных попыток восстановления этой древней святыни.


Пристанище ливонских монахов

В 1234 году Рижский епископ построил себе новую резиденцию возле . Бывшее подворье он решил передать монахам-доминиканцам. Так влиятельный в то время католический Орден получил землю для строительства своего храма. Новая церковь, названная в честь Иоанна Крестителя, была достаточно скромной – небольшая часовня, однонефное здание с тесным помещением, внутри которого располагалось 6 контрфорсов и несколько боковых алтарей.

Горожане не очень жаловали хмурых молчаливых монахов в длинных черных рясах, как и весь Ливонский Орден, которому они подчинялись. Поэтому в городе часто происходили стычки. В 1297 году революционно настроенные жители ворвались в церковь святого Иоанна, снесли крышу и установили на образовавшемся плацдарме площадку для катапульт, с которой атаковали Орденский замок, расположен неподалеку. Но доминиканцы не покинули свой храм, восстановили его, а через некоторое время расширили, выкупив соседний земельный участок. Тогда церковь приобретает свои готические черты в виде узких оконных проемов на фоне массивных кирпичных стен.

Однако противостояния горожан и монахов не прекращаются. В конце XV века и храм, и замок подвергается очередному нападению недовольных чрезмерными поборами рижан. И в этот раз победа за жителями Риги. Спустя несколько лет горожане окончательно изгнали их из Риги. Обошлось даже без кровопролития. Священнослужители отправились в пасхальное шествие вокруг крепостных стен города, а рижане их просто не пустили вовнутрь, когда те вернулись.

Возвращение церковного статуса

В 1582 году польский король решил укрепить позиции католической церкви. Для этого он обменял церковь святого Иоанна, передав ее лютеранской общине, на церковь Екаба, которую присоединил к католическим храмам.

Наконец в стенах измученной церкви вновь зазвучали молитвы. Прихожан становилось все больше, и стал вопрос о расширении храма. При строительстве новой алтарной части и боковой пристройки использовали модные на то время элементы маньеризма.

Еще несколько раз уже лютеранская церковь св Иоанна подвергалась разрушениям, но уже не от ярости и презрения людей, а по стечению обстоятельств. В 1677 году храм пострадал от большого городского пожара, а в 1941 году в церковь попадает военный снаряд. Каждый раз проводили реконструкцию, добавляя различные архитектурные элементы, свойственные той или иной эпохе. В результате церковь святого Иоанна в Риге обрела такой своеобразный и уникальный в своем роде облик.

Что посмотреть?

Кроме потрясающей внешней архитектуры и красивого внутреннего убранства храма, туристам будет интересно увидеть необычные элементы строения. С ними связаны интересные истории и легенды, которые, кстати, объединяет число «2». Это:


Статуя Иоанна Крестителя стала символом доверчивости, открытости и простодушия простых жителей-лютеран, а статуя Соломеи, держащая в руках блюдо с головой Иоанна, олицетворяет коварство и вероломство знатного католического верховенства. По иронии судьбы, зло оказалось сильнее добра, статуя Иоанна не выдержала натиска времени, и в 1926 году была заменена на копию. Соломея же уже четвертое столетие стоит на своем месте, пережив все стихийные бедствия, революции и войны.


На юго-западном фасаде церкви святого Иоанна можно увидеть каменные маски с открытыми ртами. Есть две версии предназначения этих голов. Согласно первой гипотезе, через них оповещали горожан о начале проповеди. Есть также и те, кто считают, что эти каменные рты использовали для обучения проповедников. Они должны были читать молитвы через них так громко, чтобы быть услышанными даже на улице Грециниеку.

Легенда о двух монахах посвящена человеческому тщеславию. Друзья-священнослужители захотели оставить после себя след в истории и посчитали, что если они проведут всю оставшуюся жизнь в замурованной стене храма, их причислят к лику святых. Прожили они в заточении долго, жители города носили им еду и воду. Но после смерти монахов никто их деяния не принял за великий подвиг, и лика святых они удостоены не были, так как двигала «мучениками» не святая вера, а пустое чванство.

Также в лютеранской церкви св Иоанна можно увидеть:

  • расписанный алтарь XVIII века;
  • кафедру 1846 года;
  • необычные витражи, изготовленные Э. Тоде;
  • картину кисти Я. Розенталя «Распятие на кресте»;
  • флигельного петушка, расположенного в отличие от других церквей не на башне, а над центральным входом.

А еще вы сможете попасть на концерт живой органной музыки, которые проводятся в храме довольно часто. Орган здесь появился еще в 1854 году, но в конце 90-х годов прошлого века он был заменен на новый инструмент, подаренный церкви св Иоанна лютеранской общиной города Удевалле (Швеция).


Вход в храм бесплатный, можно оставить добровольные пожертвования.

Понедельник – выходной.

Со вторника по субботу церковь открыта с 10:00 до 17:00, в воскресенье – с 10:00 до 12:00.

Как добраться?

После прогулки по городу нет ничего лучше, как послушать хорошо звучащий орган. Отправляйтесь в Церковь святого Иоанна. Именно там проходят концерты органной музыки. Церковь святого Иоанна наиболее подверглась влиянию времен. Она переходила из рук в руки, разрушалась, перестраивалась. Время вносило свои коррективы и в итоге получилось причудливое архитектурное строение, сочетающее в себе элементы готики, барокко, маньеризма и Возрождения. Тем не менее, его относят к выдающимся памятникам средневекового зодчества.

Немного истории

Первое упоминание о храме относится к началу XIII века. Рижский епископ, построив себе новую резиденцию, освободил прежнее подворье, и оно перешло к монахам Доминиканского ордена. Однако рижане недолюбливали меченосцев и старались всячески изгнать их из города. Так и случилось в один из пасхальных дней. Монахи вышли за пределы городской стены с крестным ходом, а обратно их уже не впустили. В те времена в Риге царили антикатолические настроения, поэтому разгневанная толпа поглумилась и над небогатым убранством храма.

Церковь пришла в запустение, и через короткое время ее выкупил помещик. В культовом здании он поместил конюшню, причем животных называли по именам монахов-доминиканцев. Это дошло до Римского императора, и на Ригу был наложен серьезный штраф за использование храма не по назначению. Принимается не менее странное решение и в церкви устраивается склад оружия.

В 1562 году окончательно был побежден Ливонский орден, и Рига перешла к новому правителю – польскому королю Стефану Баторию. Первым его указом Яковлевская церковь была отобрана у лютеран и передана католикам. А Иоаннов храм отдан общественности для устроения в нем лютеранской церкви. Горожане быстро взялись за работу по реконструкции и расширению храма. Вот тогда строение и приобрело модные по тем временам черты маньеризма.

В конце XVII века в наружные ниши храма поместили скульптуры Иоанна Крестителя и Саломеи. Первая символизировала радушие, простодушие и доверчивость лютеран. А вторая – вероломство католиков. По иронии судьбы, Саломея стоит до сих пор. А вот скульптуру Предтечи пришлось создавать заново. От времени она стала разрушаться.

Когда доминиканцы строили монастырь, у них постоянно возникали какие-то препятствия. Тогда, как повествует легенда, двое монахов решили принести себя в жертву. Они попросили замуровать их в стену, у основания здания. Открытыми оставались только лица, чтобы можно было принимать пищу. После смерти отверстия для лиц были замурованы в виде крестов. Случилось это в XV веке. Позднее в память о подвиге этих мучеников сверху на юго-западной стене поместили две каменные маски с открытыми ртами. Проповедник садился за одной из них и говорил проповедь, которая хорошо была слышна на весь город.

Где расположена достопримечательность?

Церковь находится недалеко от набережной Даугавы на улице Скарню. Она соседствует с Яня Сета или Иоанновым подворьем. Здесь сохранились фрагменты древней фортификационной стены. Именно здесь снимали легендарный советский фильм о Шерлоке Холмсе. Рядом находится еще одна достопримечательность – Конвент Экка. В древности здесь был вдовий приют. Сейчас в здании размещается гостиница и популярный среди горожан ресторан.

Город Рига Конфессия Лютеранство Тип здания Церковь Архитектурный стиль готика ,барокко , Ренессанс , маньеризм Первое упоминание 1297 год Статус Действующий храм

Координаты : 56°00′00″ с. ш. 24°00′00″ в. д.  /  56° с. ш. 24° в. д. (G) (O) (Я) 56 , 24

Церковь Святого Иоанна (Рига) - известная рижская лютеранская церковь, в архитектурном аспекте представляет собой причудливое сочетание поздней готики , Северного Возрождения , маньеризма и барокко . Наряду с другими тремя церквами в Старом городе (Домский собор , Церковь Святого Петра и Яковлевская церковь) может быть причислена к выдающимся памятникам церковной средневековой архитектуры в Риге.

Начальный этап истории

В году в Риге происходит один из самых сильных и опустошительных в её истории пожаров, когда восточная алтарная часть полностью выгорает - после того, как природная стихия окончила бушевать, кирпичные перекрытия апсиды церкви были восстановлены из дерева. Наружную поверхность стен украшает декор



Дети