Древо сефирот соответствия. Чакровая система и сефироты. Парцуфим: новая система организации сефирот

ДЕРЕВО СЕФИРОТ

Дерево Сефирот может рассматриваться как бесценный компендиум тайной философии, которая изначально была духом и душой хасидизма. Каббала есть бесценное наследство Израиля, но каждый год число людей, понимающих ее принципы, становится все меньше и меньше. Еврей сегодня, если у него нет осознания глубины доктрин его народа, обычно проникается наиболее опасной формой невежества, модернизмом, и полагает Каббалу либо злом, которого следует избегать пуще чумы, либо смехотворным суеверием, пережившим черную магию веков мрака. И все же без ключа, содержащегося в Каббале, невозможно разгадать духовные тайны как Ветхого, так и Нового Заветов ни евреям, ни язычникам.

Дерево Сефирот состоит из десяти шаров лучистого великолепия, построенных в три вертикальные колонны и связанных двадцатью двумя каналами или путями. Десять шаров называются Сефирот, которым приписаны числа от 1 до 10. Три колонны называются Милосердие (справа), Жестокость (слева) и между ними Умеренность как объединяющая их сила. Колонны могут представлять Мудрость, Силу и Красоту, которые образуют тройственную поддержку вселенной, потому что основание всех вещей, как писано, есть Три. Двадцать два канала являются буквами еврейского алфавита, которым приписаны также главные карты колоды Таро.

ДЕРЕВО СЕФИРОТ

Материалистический феномен роста есть момент движения извне, некий род расширения, посредством которого начинается процесс возникновения формы. Для философа, однако, рост есть движение вовнутрь, но не сокращение, а направленность сознания к центру бытия. Манера, в которой индийский факир за несколько мгновений выращивает из семечка целое дерево манго, аналогична процессу философского мистицизма, в котором происходит развертывание чудесным образом человеческой души и в ходе которого получаются плоды намного раньше, чем это возможно в этом возрасте. Это дерево-душа почти непостижимым образом произрастает к источнику своего собственного семени и, наконец, связывает два мира. Каббалистическое дерево организованной манифестации есть не только макрокосмический символ, но и эмблема самого человека, потому что он также коренится в духе и для достижения совершенства должен окончательно отстраниться от четырех миров и уйти в собственное семя. До определенной степени человеческие сознательные функции на этом уровне существования соответствуют его мыслям. Мысли и эмоции являются основой всякой привязанности. Следовательно, тот, кто привязан к физическим вещам, называется мирским, потому что его сознание является слугой его материальных устремлений. Утверждая свою способность поднять сознание до уровня своих мыслей, аскет посвящает свою жизнь размышлениям о божественном. Аскеты всех времен утверждали эту позицию, говоря, что моменты восторга при созерцании высшей жизни восполняют все неудобства, связанные с самоограничением. В то время как такие достижения получаются через умерщвление плоти, философия утверждает, что любой человек может развернуть свои скрытые возможности и достичь божественных миров. Дерево - это символ философского роста, в то время как власяница и бичевание означают искреннее, но неестественное стремление к высшей жизни.

Элифас Леви заявлял, что расположением карт Таро в определенном порядке можно было раскрыть все, что может быть известно о Боге, вселенной и человеке. Когда десять чисел, относящихся к шарам (Сефирот), скомбинированы с 22 буквами, относящимися к каналам, то в результате получается 32 - число, присущее каббалистическим Путям Мудрости. Эти Пути, иногда называемые тридцатью двумя зубами Большого Лика или же тридцатью двумя нервами, идущими от Божественного Мозга, аналогичны 32 степеням масонства, которые поднимают кандидата до положения Принца Королевского Секрета. Каббалисты также полагают чрезвычайно важным, что в изначальном еврейском Священном Писании имя Бога встречается в первой главе Бытия 32 раза. (В английском переводе Библии имя появляется 33 раза.) В мистическом анализе человеческого тела, согласно раввинам, 32 спинных позвонка ведут вверх к черепу - Храму Мудрости.

Четыре каббалистических дерева, описанных в предыдущей главе, были скомбинированы позднее еврейскими исследователями в единую диаграмму, которая была названа не только Сефирот, но и Архетипическим, или Небесным, Адамом. Согласно некоторым авторитетам, именно этот Божественный Адам, а не земной человек, описан в начальных главах Бытия. Из субстанций этого божественного человека была образована вселенная; в нем она пребывает и будет пребывать даже тогда, когда сферы снова вернутся в изначальную субстанцию; божество никогда не рассматривалось как содержащееся в Сефирот, которые являются чисто гипотетической оболочкой, используемой для определения пределов творящей сущности. Адольф Франк уподобляет Сефирот многоцветному прозрачному стеклу вазы, наполненной чистым светом, который как будто предполагает цвет вазы, но чья природа остается неизменной и неизменяемой.

Десять Сефирот, которые составляют тело прототипического Адама, числа, соотносимые с ними, и части вселенной, которым они соответствуют, таковы:

Нужно постоянно иметь в виду, что Сефирот и свойства, приписываемые им, подобно тетрактису пифагорейцев, являются просто символами космической системы с ее множественностью частей. Более истинное и полное понимание этих символов не может быть раскрыто ни в письме, ни в словах, но должно быть достигнуто только на пути изучения и медитации. В «Сефер ха Зогар» написано, что есть одежда - писаная доктрина, которую может видеть любой человек. Но те, кто имеет понимание, смотрит не на одежду, но на тело под ней - на интеллектуальный и философский закон. Самые мудрые из всех, слуги Небесного Царя, не смотрят ни на что, кроме души - духовной доктрины, - которая есть вечный и цветущий отпрыск закона. Об этой великой истине Элифас Леви писал, что никто не может войти в тайный Дом Мудрости, пока не наденет лучезарную шапку Аполлония из Тианы или же не возьмет в свои руки лампу Гермеса. Шапка означает свойство самообладания, которое должно облекать искателя покровом силы, в то время как вечно горящие лампы мудрецов представляют лучезарный ум и совершенно сбалансированный интеллект, без которых тайны веков никогда не могли быть разрешены.

Дерево Сефирот иногда изображается в виде человеческого тела, что устанавливает истинное происхождение первого, или Божественного, Человека - Адама Кадмона - идеи вселенной. Десять божественных Шаров (Сефирот) рассматриваются в этом случае как аналоги десяти священным членам и органам Протогоноса в соответствии со следующим порядком: Кетер есть корона Прототипической Головы и, вероятно, указывает на шишковидную железу. Хохма и Бинах являются правой и левой полусферами Великого Мозга. Хезед и Гебурах (Пехал) являются правой и левой руками соответственно, означающими активных творящих членов Великого Человека. И Тиферет есть сердце или, согласно некоторым точкам зрения, вся система кровообращения, Нецах и Ход являются правой и левой ногами соответственно, иди же опорами мира. Есод есть воспроизводящая система или основание формы. Малхут есть две ступни или основание бытия. Иногда Есод рассматривается как мужское, а Малхут - как женское порождающее начало. Великий человек, таким образом, рассматривается как гигантский образ видения Навуходоносора, с головой из золота, руками и грудью из серебра, телом из меди, ногами из железа и ступнями из глины. Средневековые каббалисты приписывали каждую из десяти заповедей и каждую из десяти частей молитвы Господу в последовательном порядке каждой из десяти Сефирот.

Касательно эманаций от Кетер, которые утверждают себя как три триады Творящей Силы, называемые в «Сефер ха Зогар» тремя головами с тремя лицами, Е. Блаватская пишет: «Этот (Кетер) был первым из Сефирот, содержащим в себе другие девять

Сефирот или разумов, В своей всеобщности и единстве они представляют архетипического человека, Адама Кадмона??????????, который в своей индивидуальности или единстве есть все еще дуальное, двуполое существо, греческое Дидумос , потому что он является прототипом всего человечества. Таким образом, мы получаем три троицы, каждая из которых содержит “голову”. В первой голове или лице (индусский Тримурти с тремя лицами) мы находим Сефиру (Кетер), первого андрогина, на вершине треугольника, испускающую Хахаму (Хохму), или мудрость, мужскую и могущественную активность, также называемую Ях

И Бинах

Разум, женское и пассивное могущество, также представленное именем Иеговы

Эти три вершины образуют первую троицу, или “лицо” Сефирот. Эта триада испускает Хесед

Или милосердие, мужское и активное могущество, или силу, называемую Эль, из которой проистекает Гебурах

Справедливость, также называемая Элохой, женская пассивная сила. Из союза двух этих сил получается Тиферет

Красота, милосердие, духовное солнце, известное под именем Элохим. Таким образом формируется вторая триада, или “лицо”, или “голова”. Она, в свою очередь, испускает мужскую силу Нецах

Твердость, или Иегова Саваоф, которая испускает женскую пассивную силу Ход

Великолепие или Элохим Саваоф. От этих двух получается

Есод, основание, которое есть могучая живая сила Эль-Хай. Таким образом получается третья троица, или “голова”. Десятая Сефира является скорее Дуадой и представлена на диаграмме в виде нижнего круга. Это Малхут. или царство

И Шекинах

Или же Адонай, Херувим среди ангельских духов. Первая “голова” называется интеллектуальным миром; вторая голова является чувственным миром, или же миром восприятия; и третья голова есть физический, или материальный мир» (см. «Исиду» Е. Блаватской).

ЧЕТЫРЕ ДЕРЕВА СЕФИРОТ

Сорок концентрических кругов, показанных на диаграмме в предыдущей главе, расположены здесь в виде четырех деревьев, каждое из которых состоит из десяти кругов. Эти деревья раскрывают иерархию, контролирующую судьбу всех созданий. Эти деревья одни и те же в каждом из четырех возможных миров, но сила, заключенная в каждом из шаров, проявляет себя различным образом в зависимости от субстанции каждого мира, что и приводит к бесконечному разнообразию.

У поздних каббалистов есть также разделение сефиротического дерева на пять частей, в которых распределение шаров производится следующим образом:

1. Макропрософус, или Великий Лик, есть термин, применимый к Кетер как к первому и наиболее воз- вышенному из Сефирот и также к девяти силам или Сефирот, исходящим от Кетер.

2. Абба, или Великий Отец, - термин, приложимый к Хохме - Универсальной мудрости - первой эманации от Кетер, но, согласно Ибн Гебиролю, Хохма представляет Сына, Логос, или Слово, рожденное от союза Кетер и Винах.

3. Лима, или Великая Мать, есть имя, под которым общеизвестна Винах, или третья Сефира. Это Святой Дух, из чьего тела происходят поколения. Будучи третьим лицом Творящей Триады, она соответствует Иегове или демиургу.

4. Микропрософус , или Малый Лик, состоит из шести Сефирот: Хесед, Гебурах, Тиферет, Нецах, Ход и Есод. Микропрософус часто называется Меньшим Адамом или же Зауир Анпин , в то время как Макропрософус, или Высший Адам, есть Арих Анпин. Малый Лик символизируется шестиконечной звездой или наложенными треугольниками Сиона, или же шестью гранями куба. Они представляют направления севера, востока, юга, запада, верха и низа, а также шесть дней Творения. В своем перечне частей Микропрософус а Макгрегор Мэзерс включает Бинах как первую и высшую часть Меньшего Адама, делая его конституцию семеричной. Если Микропрософус рассматривается шестеричным, его шары (Сефирот) аналогичны шести дням Творения, а десятый шар, Малхут, - Субботе отдыха.

5. Невеста Микропрософуса - Малхут - квинтэссенция Сефирот, структура, составленная из четырех элементов. Это божественная Ева, которая взята от одной стороны Микропрософуса и соединяет могущество всего каббалистического дерева в одной сфере, которая может быть названа человеком.

Секрет Сефирот гласит, что порядок Творения, или Божественная Молния, которая зигзагом проходит через четыре мира, согласно иерархии божественных эманаций, таков: от АЙН СОФ, Ничто и Все, Вечная и Безусловная Сила, происходит Макропрософус, или Длинное Лицо. о котором написано: «В Его черепе каждый день возникает тринадцать тысяч мириад миров, которые получают свое существование от Него и поддерживаются Им» (см. «Великую Священную Ассамблею»). Макропрософус, направленная воля АЙН СОФ, соответствующий Кетер, Короне Сефирот, из себя рождает девять меньших сфер, суммой и началом которых Он является. 22 буквы еврейского алфавита, различным сочетанием которых устанавливаются законы вселенной, составляют скипетр Макропрософуса, который он держит на своем пламенном троне в Мире Ацилут.

От этого внешнего и древнего андрогина, Кетер, происходят Хохма, Великий Отец, и Бинах, Великая Мать. Эти две сущности называются Абба и Айма , первая из них мужчина и вторая - женщина, прототипы полов. Они соответствуют первым двум буквам священного имени Иегова,

Отец - это

Или I, мать - это

Или Н. Абба и Айма символизируют творческую активность во вселенной и утверждаются в творящем Мире Бриах. В «Сефер ха Зогар» написано: «И, следовательно, все вещи утвердились в равенстве мужского и женского, потому что если бы это было не так, то как бы вещи могли существовать? Это начало есть Отец всех вещей, Отец всех Отцов, и оба начала связаны друг с другом. Хохма, Мудрость, как Отец, и Бинах, Понимание, как Мать»,

Есть некоторые расхождения во мнениях относительно соотношений частей в первой триаде. Некоторые каббалисты, включая ибн Гебироля, рассматривали Кетер как Отца, Бинах как Мать и Хохму как Сына. В такого рода построении Мудрость, которая есть атрибут Сына, становится творцом низших сфер. Символом Бинах является Голубь, эмблема сугубо материнского инстинкта универсальной матери.

Из Большого собрания сочинении Р. Фладда

ТАБЛИЦА СЕФИРОТИЧЕСКИХ СООТВЕТСТВИЙ

Эта диаграмма, переведенная с латинского, представляет особое значение для исследователей Каббалы, а также является примером необычной способности Роберта Фладда в построении таблиц соответствий. Роберт Фладд числился среди видных розенкрейцеров и масонов. Он даже назывался первым английским розенкрейцером. Он является автором многих бесценных документов, проливающих свет на загадку розенкрейцеров. Весьма интересным обстоятельством является то, что его работы были опубликованы в то же время, что и работы Бэкона, Шекспира и первых авторов-розенкрейцеров.

Из-за близкого сходства творящих триад с христианской Троицей поздние каббалисты перестроили три первые Сефиры, добавив таинственную точку Дааф - гипотетическую одиннадцатую Сефиру. Она расположена там, где горизонтальная линия, связывающая Хохму и Бинах, пересекает вертикальную линию, связывающую Кетер и Тиферет. Хотя Дааф не упоминается первыми каббалистами, она является в высшей степени важным элементом, и ее добавление к Сефиротическому Дереву было сделано с полным пониманием значимости этого действия. Если Хохма рассматривается как активная, разумная энергия Кетер и Бинах является восприимчивой способностью Кетер, тогда Дааф становится мыслью, которая, будучи сотворенной Хохмой, перетекает в Бинах. Постулирование Даат проясняет проблему Творящей Троицы, потому что она на диаграмме представлена состоящей из Хохмы (Отец), Бинах (Мать, Святой Дух) и Дааф (Слово, которым образовался мир). Исаак Майер преуменьшает значимость Дааф, полагая, что эта увертка скрывает тот факт, что Кетер, а не Хохма, является истинным Отцом творящей Триады. Он не делает попытки дать удовлетворительное объяснение символизма этой гипотетической Сефиры.

Из книги А. Кирхера «Эдип Египетский»

ДЕРЕВО СЕФИРОТ ПОЗДНИХ КАББАЛИСТОВ

Согласно каббалистам, вселенная разделена на четыре мира, каждый из которых состоит из десяти сфер. При этом важно знать, как эти десять сфер каждого мира расположены и соотносятся друг с другом в так называемом дереве Сефирот. Это дерево составлено из десяти кругов, представляющих числа от 1 до 10 и связанных друг с другом двадцатью двумя каналами или путями - двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Десять (числа) плюс двадцать два (буквы) дает оккультное число 32, которое, согласно Мишны, означает тридцать два пути к Мудрости. Буквы и числа, согласно каббалистам, являются ключами ко всему знанию, потому что через секретную систему их построения открывается тайна творения. По этой причине они называются Путями Мудрости. Этот оккультный факт часто скрывается в 32 степенях масонства. Имеется четыре дерева, каждое для одного из четырех миров, описанных в предыдущей главе. Первый мир - это Мир Ацилут, десять шаров которого являются шарами света, устроенного в середине АЙН СОФ. Силы и атрибуты этого дерева отражены в каждом из трех низших миров. В каждом из миров форма дерева остается одной и той же, но сила составляющих их шаров убывает последовательно. Для усложнения своей доктрины каббалисты сотворили другое дерево, которое состоит из всех мировых деревьев, но при этом содержит только девять шаров. В этом единственном дереве сконденсирована вся аркана, до сих пор рассеянная по различным собраниям каббалистической литературы.

Согласно исходной концепции, из объединения Божественного Отца и Божественной Матери получается Микропрософус, Короткое Лицо или Малый Лик , который утверждается в «Йецире», Мире Созидания, и соответствует букве

(V) Великого Имени. Шесть сил Микропрософуса проистекают и содержатся в своем собственном источнике, который есть Бинах, мать или Меньший Адам. Они составляют сферы священных планет, имя их Элохим, и они движутся на поверхность из глубины. Десятая Сефира Малхут, царство, описывается как Невеста Меньшего Адама, сотворенная вместе с ее повелителем, которой приписана буква

(Н), последняя буква Священного Имени. Обиталищем Малхут является четвертый Мир Ассиах, состоящий из всех высших сил, отраженных в элементах земной сферы. Таким образом, видно, что каббалистическое дерево простирается через четыре мира, ветви которого находятся в материи, а корни - в древнейшем из древнейших: Макропрософусе.

Три вертикальные колонны поддерживают универсальную систему, представленную Сефиротическим деревом. Центральная колонна зиждется в Кетер, вечности. Она проходит вниз через гипотетическую Сефиру, Дааф, а затем через Тиферет и Есод и упирается в твердое основание Малхут, последний из шаров. Истинная роль центрального столба заключается в равновесии. В нем демонстрируется, как божество манифестирует себя через эманацию полюсов из своей середины, оставаясь в то же время свободным от иллюзии полярности. Если сложить числа четырех Сефирот в этой колонне 1 + 6 + 9 + 10, сумма будет равна 26, что есть число Иеговы (см. главу о пифагорейской математике).

Колонна справа, называемая Иахин, имеет основание в Хохме, истоке мудрости Бога; три шара на этой колонне имеют мужские свойства. Колонна слева называется Воаз. Три шара на ней являются женскими и воспринимающими силами, потому что имеют основание в понимании, восприимчивой и материнской силе. Мудрость, как было уже замечено, рассматривается как изливающаяся или излучающая сила, а понимание - как восприимчивая сила, которая наполняется потоком мудрости. Все три колонны окончательно соединяются в Сефире Малхут, в которой проявляются все силы высших миров.

Четыре шара на центральной колонне раскрывают функции творящей силы в различных мирах. Творящей силой первого мира является воля, божественная причина; во втором мире - гипотетический Дааф, Слово, исходящее из божественной мысли. В третьем мире - Тиферет, Солнце, или фокальная точка между Богом и природой; в четвертом мире это двойная функция, поскольку она является положительным и отрицательным полюсами воспроизводительной системы, где Есод - мужской, а Малхут - женский полюса.

Из книги Т. Мориса «Индийские древности»

СЕФИРОТ В ФОРМЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Томас Морис воспроизводит приведенную выше картину, которая является модификацией дерева на предыдущем рисунке. Сефирот тут наложены друг на друга, уменьшаясь в размере по мере уменьшения их силы и знатности. Таким образом, Корона является величайшей и всеохватывающей, и Царство, которое представляет физическую вселенную - наименьшим и незначительнейшим.

В Сефиротическом дереве Кирхера следует отметить, что украшения в скинии появляются в различных частях диаграммы. Это говорит о прямом соотношении между священным Домом Бога и вселенной - соотношение, которое должно рассматриваться как отношение между божеством, через которое производится активность мира, и самим миром, который должен быть домом или оболочкой этого божества. Если бы современный научный мир смог прочувствовать истинную глубину этих философских заключений древних, он бы тогда понял, что те, кто построил здание Каббалы, обладали знанием небесного плана, вполне сравнимым в любом отношении с современной наукой.

Тетраграмматон, или же четырехбуквенное Имя Бога, записанное в виде YHWH, произносится как Иегова. Первая буква - это

Йюд, зародыш, жизнь, пламя, причина, единое и наиболее важная из всех еврейских фаллических эмблем. Ее нумерическое значение 10, и при этом нужно полагать ее 1, содержащей 10. В Каббале заявляется далее, что Йюд на самом деле есть три Йюда, первая из которых является началом, вторая - центром и третья - концом. Ее троном является Сефира Хохма (согласно ибн Гебиролю, Кетер), который оплодотворяет Бинах, которая есть первая

Гэй. Результатом этого союза является Тиферет, который есть

Вав, сила которой равна 6, что символизирует шесть членов Меньшего Адама. Конечная

Гэй, есть Малхут, Низшая Мать, разделяющая силу Божественной Матери, первой Гэй. Если расположить четыре буквы Тетраграмматона по вертикали, получается фигура, напоминающая человеческое тело, где голову представляет Йюд, первая Гэй - руки и плечи, Вав - туловище и последняя Гэй - ноги. Если еврейские буквы заменить английскими эквивалентами, форма изменится несущественно и аналогия не исчезнет. Весьма значимо, что вставкой буквы

Шин, в середину имени Iehovah, Иегова, получается слово Iehoshua, или Jesus: .

В каббалистических мистериях, согласно Элифасу Леви, имя Иегова пишется соединением 24 точек (24 сил перед троном), и при этом надо иметь в виду, что имя силы зла есть знак Иеговы, прочитанный наоборот (см. «Трансцендентальную магию»). Альберт Пайк пишет о Великом Слове: «Истинное Слово масона следует искать в скрытом и глубоком значении Неуловимого Имени Божества, сообщенного Богом Моисею. Значение было утеряно уже в самой попытке скрыть его. Истинное произношение этого имени было секретом, который, однако, зиждился на секрете значения имени. В это имя включена вся истина, которая может быть нам известна по поводу природы Бога» (см. «Мораль и догму» А. Пайка).

Из книги История Бога. Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе автора Армстронг Карен

СЕФИРА (др. - евр.; множ. ч.: сефирот) «Исчисление». В каббале - десять этапов самораскрытия Бога:Кетер Элион - «Высший Венец»Хохма - «Мудрость»Бина - «Разум»Хесед - «Любовь-милосердие»Дин - «Правосудие-воздаяние»Тиферет - «Красота»Нецах - «Стойкость»Ход -

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Понятия «Дерево жизни» и «Дерево познания добра и зла» имеют символическое значение, или же речь действительно идёт о деревьях? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряБлаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Псалом 51. Дерево без корней и цветущее дерево Доик идумеянин (1 Цар. 21 - 22) после своего подлого предательства, совершив, по сути, злодейский поступок, имеет наглость еще хвалиться этим. Обличая коварство и злодейство Доика, Давид утверждает, что никакие злодеяния против

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

СЕФИРОТ Говорил равви Пинхас: «В каждом слове и каждом действии содержатся все десять сефирот, десять сил, изливающихся из Бога, ибо они наполняют собой весь мир. Неправильно думают люди, что милость – это один изначальный принцип, а суровость – другой. Ибо в каждой вещи

Из книги «Дух Меркурий» автора Юнг Карл Густав

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое),

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла "и дерево жизни, посреди рая..." Посреди всех райских деревьев, услаждавших взор и питавших тело человека, стояло одно, обладавшее

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Сравнения, взятые из действительной жизни природы. Мы разделяем деревья на хорошие и дурные, не рассуждая или мало рассуждая о том, насколько такое наше деление соответствует самой

Из книги автора

18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Для разъяснения одинаковой мысли употреблены целых четыре стиха, в которых предмет рассматривается с разных сторон, почти до тавтологии. Но, по словам Златоуста, если Спаситель

Из книги автора

33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. (Лк. 6:43). По словам Иеронима, в речи Христа здесь силлогизм, называемый греками??????? (неизбежный, хитрый, из которого нельзя выпутаться). Если,

Из книги автора

96. СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО Интересно, какого рода духовный синтез и какие особые характеристики деревьев как таковых дали первобытному человечеству возможность создать такой обширный и такой внутренне связный символизм. Мы хотим не столько разобраться, как впервые была

Из книги автора

97. ДЕРЕВО КАК МИКРОКОСМ Наиболее примитивное из известных нам «святых мест», составлявшее микрокосм, как верно заметил Пжилуски, выглядело как ландшафт из камней, воды и деревьев. Австралийский тотемный центр очень часто располагался в священной группе деревьев и

Из книги автора

99. КОСМИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО Индийская традиция, судя по ее древнейшим писаниям, представляет Космос в форме гигантского дерева. Эта мысль довольно типологично определена в «Упанишадах»: Вселенная - перевернутое дерево, закопавшее свои корни в небе и распростершее ветви

Из книги автора

100. ПЕРЕВЕРНУТОЕ ДЕРЕВО Здесь не место для философского толкования приведенных выше текстов. Нам нужно лишь понять из них отождествление Космоса с перевернутым деревом. Эта мифологическая и метафизическая идеограмма - не единственная в своем роде. Масуди упоминает

Из книги автора

106. ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ «Посреди» Рая стояли Дерево Жизни и Дерево познания Добра и Зла, и Бог запретил Адаму есть плоды Дерева познания: «…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Однако Бог не упоминает Дерево Жизни. Является ли это последнее просто

Из книги автора

118. МАЙСКОЕ ДЕРЕВО Как мы видели, деревья и вообще растения всегда воплощают неисчерпаемость жизни - что в первобытной онтологии соответствует абсолютной реальности, «священному». Космос символизируется деревом; божество проявляется в форме дерева; плодородие,

Древо Сефирот или Древо Жизни – это древняя эзотерическая система, в которой отображен принцип развития всего Мироздания. Оно состоит из 10 Сефирот, которые последовательно эманируют друг из друга подобно тому, как заполняются чаши фонтана.

Эти 10 Сефирот отображают 10 вселенских сил, 10 сфер бытия, или 10 ипостасей Бога, как их еще называют. Между собой они соединены связями, называемыми «путями».

10 Сефирот Древа Жизни:

  1. Кетер «Корона» — океан бытия, бог Отец, Великий Брахман;
  2. Хокма «Мудрость» — мужское начало, бог Творец;
  3. Бина «Мудрость» — женское начало, Великая Мать;
  4. Хесед «Милосердие» — бог хранитель, император, милостивый государь;
  5. Гебура «Строгость» — бог завоеватель, расширение границ через разрушение и войну;
  6. Тиферет «Красота» — бог Сын, божественное дитя, гармония, любовь, мир духовный мир;
  7. Нецах «Победа» — эстетика и красота, сфера эмоций;
  8. Ход «Слава» — ментальная сфера, интеллект;
  9. Есод «Форма» — астральный мир, включающий ментальную и астральную сферы;
  10. Малкут «Царство» — Земля, материя, природа.

Правая сторона Древа – мужская. Ее называют колонной Милосердия. Левая сторона – женская. Она называется колонной Правосудия. В центре Древа, где происходит взаимодействие этих противоположностей расположена колонна Равновесия.

Дерево Сефирот построено по принципу иерархии: вверху расположены самые тонкие и первичные силы, внизу – самые грубые и плотные. Вся система Древа условно разделена на 4 мира (сверху вниз): Божественный мир, мир Престолов, мир Ангелов и мир Материи.

Начало

Исток Древа Сефирот находится наверху. Первая Сефира — Кетер в переводе означает «Корона». Она отображает Первопричину, из которой рождается мир. Этой сфере бытия соответствует то, что духовные учения называют Создателем, Абсолютом или Творцом. В мифологии – это Верховный Бог, породивший свет и остальной пантеон богов.

А вот научный мир, в частности приверженцы Теории Большого Взрыва, называют это состояние Вселенной «сингулярностью». Сингулярность представляет собой Точку, в которой сосредоточена вся будущая Вселенная. Все ее частицы связанны в этой точке между собой сверхплотными связями. Эти связи настолько плотные, что даже о частицах, как о частностях, неправильно говорить. В это мгновенье все, что только может быть, находится в Абсолютном Единстве вне времени и пространства.

Изображение точки сингулярности в концепции Теории Большого Взрыва

Последняя Сефира Древа – Малкут — находится в самом основании Древа Сефирот и обозначает материальный мир. Малкут – это реализация на уровне физики. В эзотерической системе Древа Сефирот Малкут соответствует наша планета – Земля. В бытовом смысле эта Сефира обозначает достижение результата или цели.

Идея, незримо зародившаяся в сознании Творца «Кетер», на конечном этапе превращается в материализовавшуюся форму «Малкут» — мир природы. Именно отсюда начинает человеческая душа свой путь восхождения к Творцу. Если путь от Кетер к Малкут был путем сотворения всего сущего, то путь от Малкут к Кетер – путь эволюции сознания: от человека к Богу.

Вообще, эзотерический смысл Древа Сефирот обнаруживается во многих сферах деятельности человечества. Построенное на Универсальных Законах Мира, Древо работает по аналогии. Как в масштабах Вселенной, так и в масштабах души человека. Как в материальном мире, так и в духовном.

Принцип творчества Бога и человека один: первична идея. Но идея без реализации может так и остаться идеей, незримой и непроявленной. Для реализации же идеи необходимо еще два элемента: материя и приложенное действие. Например, в вашем сознании может появиться сюжет рассказа. Но пока этот рассказ только в вашем сознании, он не существует на материальном уровне. И свидетелем его существования являетесь только вы сами. Автором рассказа будет считаться тот, кто не только придумал, но и отобразил сюжет в символах, придал идее форму в виде четкой последовательности букв.

Древо Сефирот и Неделимая Троица

Идея, энергия и материя в форме первых трех Сефирот составляют божественную неделимую Троицу в Древе. Идея возникает в Сефире Кетер, как замысел. Действие, как активная мужская сила отражено в Сефире Хохма в образе Великого Отца . Соответственно, материя в образе Великой Матери, символизирует Бина — женскую пассивную силу , противоположную силе мужской и активной.

Возвращаясь к Теории Большого Взрыва, по мнению ученых в вышеупомянутой точке сингулярности уже существует в невероятной плотности и материя, и энергия. Потому эта точка обладает бесконечной массой, и ее температура так же стремиться к бесконечности. Сам Большой Взрыв, в результате которого по данной теории и появилось все в мире — есть результат, запечатленный в форме.

Древние видели аналогию создания Вселенной в сакральном принципе зачатия жизни: Великий Отец закладывает свое семя (идея) в тело Великой Матери (материя). Зачатие происходит посредством Святого Духа (действия). И вскоре на свет появляется божественное дитя (результат).

Образ божественного младенца на Древе Сефирот расположен в Тиферет, что значит «Красота». Эта Сефира – центр всей системы. Она являет собой гармонию и любовь. И ей соответствует миссия Христа Спасителя. И если в Неделимой Троице «Отец, Сын и Святой Дух» Кетер – есть образ Бога Отца, то Тиферет – образ Бога Сына.

Образ божественного младенца и Пресвятой Богородицы

Соответствие миров Древа в энергоструктуре души

Как я писала в других статьях, энергоструктура души многомерна, и на теле человека каждый ее слой имеет проекцию, именуемую чакрой. В свою очередь, каждая чакра может быть соотнесена с уровнем на Древе Сефирот.

Таким образом Малкут как Сефира материального мира соотносится с физическим телом человека. Проекцией Малкут в энергоструктуре является чакра «Муладхара», расположенная в основании позвоночника.

Далее на Древе мы видим три Сефиры: Есод, Нецах и Ход, относящиеся к миру Ангелов или Форм. Центральная Есод — астральный мир . В ней происходит взаимодействие двух противоположных сил: Нецах – чувств и Ход – интеллекта . Проекцией астрального мира на теле человека является чакра «Свадхистана», расположенная в районе половых желез и ответственная за желания, эмоции и наслаждения.

Центр Древа – Сефира Тиферет . В энергоструктуре человеческой души ее проекция также занимает центральную роль. Тиферет находится в мире Творения и обозначает духовную красоту. Проекция на теле человека этого мира находится в районе солнечного сплетения и соответствует сразу 2-ум чакрам: Манипуре и Анахате, являющихся источником жизненной энергии и безусловной любви.

Структура Древа Жизни в строении человеческой души. Макро- и Микрокосм.

Сокрытая Сефира Даат , что означает «Знание» соответствует «Аджне», чья проекция на теле расположены в районе межбровья. Этот энергоцентр ответственен за интуитивные прозрения и наития. На Древе Сефирот этот центр находится на границе двух миров. Эту границу называют «Бездной». Бездна отделяет смертные миры от бессмертных. Таким образом, именно здесь осуществляется встреча вечного и тленного.

Самая верхняя Сефира – Кетер , соответсвует чакре «Сахасрара», которая открывает сознанию связь с космосом. Уровень Сахасрары – это уровень воссоединения с Творцом, возвращение в исходное состояние Единства.

В заключении, стоит сказать, что система Древа Сефирот содержит в себе гораздо больше информации, чем удалось изложить в одной статье. Здесь заключены ответы на многие вопросы мироздания, отображены алгоритмы эволюции, как общества, так и отдельного человека, как всего мира, так и отдельного государства. По путям Древа ищущие поднимаются своим сознанием к Истине. И по тем же путям идет обычный человек, проживая свою жизнь и делая повседневный выбор. Древо – это древняя всеобщая формула Мироздания, которую так безуспешно пытаются найти в мире науки, и уже давно нашли в мире эзотерики.

Дерево Сефирот - это дерево, которое состоит из сефир соединенных между собой арканами.

Дерево сефирот часто относят к кабалистической модели мировосприятия. На самом деле дерево сефирот (или древо жизни) не принадлежит евреям и Кабале. Знание о нем мы можем найти практически в любом, более менее серьезном эзотерическом учении. В том числе и в учении древних славян, у которых оно называется «древом жизни». Просто в кабалистической модели, знание о этом древе сохранились в более полном объеме (я не утверждаю, что оно же более верное), так как это знание считается там ключевым. Кабалисты рассматривают дерево сефирот как разложение первичного света на составляющий его спектр. Первичный божественный свет, который входит в самую верхнюю сефиру Кетер (Корона), далее распадается на Сефиры и Арканы.

Сефира это сфера , таких сфер на дереве 10 (плюс скрытые сферы - сефиры). Эти сферы - сефиры соединены между собой, линиями - каналами. Эти линии - каналы, называются арканами. Арканы соединяют сефиры в определённом порядке. Считается что эта схема из сефир и арканов, описывает строение мира. В тоже самое время, это и есть описание сознания планеты земля и человеческого сознания.

Понятно, что модель это крайне упрощённая. Это всё равно, что нарисовать устройство телевизора или компьютера в виде квадратиков соединенных стрелочками. Каждая сефира, хоть внешнее они и похожи, несет различные функции, которые принято назвать качествами. Сефира эта штука намного более сложная чем блок телевизора, каждая сефира это целый мир, подобный нашему миру (физическому миру в котором живет наше физическое тело). По кабалистической модели, нашему миру соответствует самая нижняя сефира, сефира Малькут.

Так как дерево сефирот является и моделью человека, есть некоторые попытки совместить дерево Сефирот и чакральную систему человеческих тел. Так например по модели предложенной Борисом Моносовым, уровню муладхара чакры соответствует сефира Малькут. То есть это положение когда сознания находится на муладхара чакре. Сефира Есод соответствует манипура чакре, а сефиры Ход и Нецах вместе с 17 арканом, уже относится к уровню анахата чакры. А Тиферет это уже вишудха. И определенный смысл в этой модели есть, хотя здесь также остаются неопределённости. Например свадхистана чакра, полностью выпадает из этой модели.

Сознание это штука многомерная, поэтому есть все основания предположить, что мерность дерева Сефирот не ограничивается плоскостью. Хоть мы видим изображения дерева на плоскости, можно легко представить дерево в виде трёх мерной модели. Однако с построением трех мерной модели возникают сложности, связанные с инвариантностью таких построений. С позиции многомерности так же можно объяснить, тождественность дерева Сефирот и дерево Иггдрасиль. Возможно это одно и тоже но в разных мерностях.

Большинство учений рассматривает дерево Сефирот как путь для восхождения. Здесь явная аналогия с учением Кабалы о том, что это путь нисхождения первичного света. Следовательно, для того что бы вернуться обратно к свету, нам нужно пройти тем же путем только снизу вверх.

Арканы - это энергетические каналы, которые соединяют разные сефиры. Арканы - это энергии, которые текут между разными мирами (сефирами), и энергии эти также весьма не просты для понимания человеческим сознанием.

Потоки арканов, можно сопоставить с потоками энергий между двумя планетами. Хотя считается, что за планетарные потоки отвечает другое дерево, Дерево Иггдрасиль , а арканы дерева сефирот , это энергетические потоки, которые текут внутри планеты земля. Однако есть попытки совместить два этих дерева. То есть, кое кто считает, что эти два дерева это одно и тоже. И в этом с моей точки зрения, тоже есть смысл. Кстати дерево Иггдрасиль, так же называют «Древом жизни» .

Такими путями восхождения являются арканы дерева сефирот. Каждый аркан, наделяет человеческое сознание определёнными качествами или даже сидхами присущими именно этому аркану. То есть когда человек получает (нарабатывает) это качество, считается что он «взял аркан». При углублении во взятие этого аркана человек приобретает сидху (сверх способность) присущую именно этому аркану. Считается, что описание арканов хранят карты Таро. Колода Таро, состоит из 78 карт, из которых выделяются 22 карты называемые «Старшие арканы». Именно эти «22 Старших Аркана Таро», и являются описанием арканов дерева сефирот. Описание это заключено в символическую форму, в этом описании отсутствуют буквы и слова. И считается что только медитация на карту, может открыть адепту пути скрытую истину которая хранится за этой картой. Здесь открывается второй смысл слова карта, который подразумевает не игральную карту а карту которая описывает путь до какой то конкретной точки. Проблема заключается в том, что нам не известен изначальный вид в котором эти карты были созданы. Сейчас существует огромное количество колод Таро. Которые, создавались как реальными мистиками прошлого так и откровенными бездарями (таких большинство). Существуют также и настройки на арканы, которые достались нам от эзотериков прошлых лет которые также как и мы изучали эту тему. Но все эти работы всё равно необходимо тщательно проверять.

Из некоторых источников можно почерпнуть информацию, насчет так называемых путей восхождения. Их выделят три. Первый это Путь Озириса, второй Путь Изиды, и третий Путь Гора. На рисунке арканы этих путей отмечены разноцветными точками. По своей сути это 3 способа группирования арканов. Можно предположить, что именно эта группировка арканов позволяет наработать человеку необходимые качества, которые нужны ему для восхождения (эволюции сознания). (адзiмор, веикнпс)

Задать свои вопросы или высказать своё мнение по статье .

Происхождение символа «дерево сефирот»

Будучи знакомым, с каббалой довольно сложно предположить, что ее еврейские адепты могли сами придумать такой сложный символ как «дерево сефирот». Сомневаться в этом заставляет тот очевидный факт, что по своей сути каббала не самостоятельная оккультная традиция, а лишь ее фальсификация. Именно поэтому в ней фактически отсутствует собственная оригинальная символика. Нехватка символов породила такое позорное явление как «иудаизацию» - придумывание «ивритского» происхождения для любой наиболее значимой оккультной символики. Начиная со знаменитой формулы «abracadabra» и заканчивая «деревом сефирот».

Попытка «стянуть» понравившийся символ, объявив его своим изобретением, обычно сопровождается искажением формы символа с добавлением некоторых новых элементов. Поэтому в изображении наиболее популярного сейчас в западной магии «дерева сефирот» (рис. 1) узнать символ ставший его прототипом (с которого и срисовали знаменитое каббалистическое дерево) фактически невозможно. Если только не сравнить его с более ранним вариантом (рис.2):

Впервые изображение этого «дерева сефирот» появилось на титульном листе каббалистической книги «Portae Lucis» изданной в 1516. Это латинский перевод рукописи "Шаарей Ора" (Врата света) Иосифа Гикатиллы (1248--1323) написанной им предположительно в 1290 году. Гравюра служащая титульным листом (рис. 2), как и перевод, сделаны неким Паулюсом Ричиусом (Paulus Ricius ум. 1541).
Именно это изображение, судя по расположению сефирот и их связей, и есть самый первый вариант знаменитого каббалистического дерева. Это можно утверждать, поскольку данный рисунок наиболее близок к символу прототипу, узнать в котором пифагорейский тетрактис (рис. 3) не представляет особой сложности. На рисунке хорошо видно, что система «путей» первых шести сфер полностью соответствует связям точек тетрактиса. Особенно если поместить (как на чертеже) шестую сферу на то место где начинается разветвление линий. Еще одно стопроцентное совпадение - число линий соединяющих между собой последние четыре сферы (7, 8, 9 и 10). Их три в тетрактисе и столько же на «дереве». Кроме того, общее число «каббалистических путей» и линий тетрактиса одинаковое - восемнадцать.


Понять, почему в качестве прототипа был использован именно тетрактис не сложно. Во-первых, это логично. Идея сефирот как чисел еврейскими каббалистами заимствована именно у пифагорейцев. Во-вторых, согласно учению пифагорейцев именно в тетрактисе заключен тайный смысл декады - совершенного числа составляющего сумму первых четырех чисел:
1+2+3+4=10
В-третьих, эксперименты в этой области уже были:


Обычная, так сказать - классическая каббалистическая подделка (рис. 4), в которой точки тетрактиса заменены буквами иврита, которые образуют уже тетраграмматон. Четырех буквенное имя еврейского бога Яхве (IHVH).
Осталось выяснить только одно. Почему точки тетрактиса были сдвинуты именно таким образом, а не иначе. И здесь начинается самое интересное. Автор гравюры как уже было сказано Паулюс Ричиус. Крещеный еврей (Paulus Israelita) приняв христианство, он оспаривал аргументы евреев, против его новой религии опираясь при этом на своеобразно излагаемую каббалу. Он как и Пико Делла Мирандола (1463-1494) находил доказательства христианских догматов в каббале. Собственно это все и объясняет:
Первые пять сфер (сефирот) образуют треугольник - символическое изображение Троицы. Остальные пять - латинский крест. Эти две фигуры составленные из точек пифагорейского тетрактиса и составляют всю «оригинальную» структуру каббалистического «дерева сефирот». И здесь нельзя не оценить своеобразную шутку автора гравюры - еврейский каббалист держит в руках распятие (по сути) и размышляет о свойствах сефирот и соответственно христианской Троицы.

Дальнейшая «эволюция» дерева сефирот у других каббалистов идет следующим образом:
№1 Афанасий Кирхер (1602 — 1680)
№2 Моисей Кордоверо (1522-1570)
№3 Исаак Лурия (1534 -1572)


1. Структура «дерева» несколько меняется. Сефироты группируются в три «колонны».
2. Число «путей» увеличивается до двадцати двух. Все связано с «гениальной» догадкой что «пути» - это буквы иврита. Как описано в «сефер Ецира». Правда там говорится о тридцати двух путях, а не двадцати двух. Хотя как такая мелочь может смущать каббалиста? Прибавили к ним еще для ровного счета десять сефирот. Вот и получилось тридцать два. Но вот договорится где какую букву разместить так и не сумели. Поэтому и такая картинка разная.
3. Появляется одиннадцатая как бы сефира «даат». Ее обычно не помещают на «дереве» и своим происхождением она обязана подмеченному сходству первых трех (не пяти) сефирот с христианской Троицей. Приделав «даат» еврейские каббалисты сделали это сходство не таким явным. И опять же ни одной свежей мысли. Просто дорисовали еще один кружок чуть выше того места, где начинается развилка (в начальном варианте) - на большее как обычно сообразительности не хватило.
Вот такая незатейливая история происхождения такого популярного сейчас в каббале символа «дерева сефирот».

1.

Каббалистические Сефиры

Древо Жизни существует повсюду, а не в качестве кружочков, нарисованных на листе бумаги, ни как философское построение. Оно существует и в самой человеческой сущности на разных уровнях бытия.
УРОВНИ БЫТИЯ

Мир Ацилут (Мир Божества).

Этот духовный мир - самый высший, ближайший к Божественной Сущности. Это значит, что кроме Всевышнего там никто не существует, и существовать не может в принципе.

Мир Брия (Мир Творения).

Это проявленный мир, который служит мостом между высшим миром Эманации и низшим миром формирования, который образуют миры Иецира и Асия. Обитель архангелов.

Мир Йецира (Мир Формирования).

Это мир архетипов, обитель всех правящих Гениев (или Ангелов), которые управляют и руководят планетами, мирами и сферами.

Мир Асия (Мир Действия)

Наш материальный мир, в низшей части которого помещается мир клипот, «демоническое царство», которые образовывают дисгармоничные энергии.
ПЯТЬ ЧАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ (сущности).
Хиа - Божественная искра в человеке (Святой Ангел-Хранитель).
Иехида - высший духовный уровень души, стремление человека в Божеству.
Нешама - элемент человеческой души, связанный с интеллектуальным постижением Божественного.
Руах - второй элемент человеческой души, пробуждающийся в те моменты, когда ему удается возвысится над человеческой природой. Разум, Сила Мысли, которая обладает Знанием Добра и Зла..
Нефеш - низший элемент человеческой души, непосредственно связанный с телом. Нефеш входит в тело каждого человека в момент его рождения и служит источником всей его животной жизнеспособности и психофизических функций

2.

3.

4.

Каббалистические Сефиры

КЕТЕР
1 ХОКМА
2 БИНА
3 ХЕСЕД
4 ГЕБУРА
5 ТИФЕРЕТ
6 НЕЦАХ
7 ХОД
8 ЙЕСОД
9 МАЛКУТ
10

5.

10 СЕФИРОТ

Древо Жизни состоит из 10 сфер, образующих 3 треугольника: верхний направлен вверх, два остальных вниз, а нижняя сфера как бы подвешена к треугольникам. Линии, соединяющие сферы, пронумерованы от 11 до 32 - это пути Древа Жизни.
Сферы называют Сефирот (множественное число от слова сефира).
Сефирот (ед. ч. сфира, "число"), центральная идея каббалы. Термин создан автором "Сефер иецира", определившим его как десять предвечных или идеальных "чисел". В каббалистической литературе использовался в гораздо более широком смысле и означает десять стадий эманации, испускаемой Бесконечным, образующих область манифестации Бога в его различных атрибутах.

Десять Сефирот располагаются в следующем порядке:

1. Кетер элион ("Высший венец"), или Кетер ("Венец")
2. Хокма ("Мудрость"),
3. Бина ("Разум")
4. Гдула ("Величие") или Хесед ("Милость")
5. Гебура ("Сила") или Дин ("Суд")
6. Тифарет ("Благолепие") или Рахамим ("Милосердие")
7. Нецах ("Долготерпение")
8. Ход ("Величие")
9. Цаддик ("Праведный") или Иесод Олам ("Основа мира")
10. Малкут ("Царство") или Атара ("Диадема")

Каждая сефира указывает на аспект Бога в Его качестве Творца, образуя вместе с тем целый мир Божественного света в цепи бытия.

Для меня всегда представлялось древо Сефирот, как что-то уму непостижимое. Но во всем при желании можно разобраться.

Древо Сефирот «растет» необычно - ветвями вниз, корень всего сущего – вверху. Из этих миров первопринципы спускаются к познающему человеку.

Древо присутствует во всех творениях и примиряет противоречия, уравновешивая их в системе.

Древо Сефирот представляет собой 10 сфер (сефир/сефирот), расположенных послойно и соединенных между собой арканами (линиями-каналами).

Две крайние сферы, верхняя и нижняя, противоположны друг другу и уравниваются, уравновешиваются в третьей. Движение по древу происходит как сверху вниз, так и снизу вверх. Сверху (от 1-й сефиры к 10-й) происходит движение от идеальной формы энергии до ее проявления в физическом мире. Движение снизу вверх (от 10-й сефиры к 1-й) – это встречное движение ищущей души, идущей по Пути очищения и постижения Истины.

Теологическая идея, стоящая за Сефирот - барьер между бесконечностью Создателя и душой человека. Каббала говорит, что человек не может принять духовный «свет» таким, какой он есть, и поэтому до того, как он дойдёт до человека, он должен «сократиться», проходя через пласты Сефирот.

Дерево сефирот часто относят к каббалистической модели мировосприятия. На самом деле Знание о нем мы можем найти практически в любом, более или менее серьезном эзотерическом учении. В том числе и в учении древних славян, у которых оно называется «древом жизни». Просто в каббалистической модели, знание о этом древе сохранились более полно, так как это знание считается там ключевым. Каббалисты рассматривают дерево сефирот как разложение первичного света на составляющий его спектр. Первичный божественный свет, который входит в самую верхнюю сефиру Кетер (Корона), далее распадается на Сефиры и Арканы.

Краткое описание каждой сефиры:

Кетер (Корона, Венец; планета Уран; чакра Свадхистана; цвет фиолетовый; фигура сфера; число единица)
Первой из сефир является Кетер, «венец» . Ее число – единица, ее нельзя разделить, но можно обозначить. Единица рождает все другие числа. Кетер – точка отсчета, момент зарождения вселенной. Кетер – это совершенное спокойствие и безмятежность, изначальная искорка Творца, импульс к сотворению.

Хокма (Мудрость, планета Нептун/Фаэтон/Зодиак; чакра Аджна; цвет золотой; число двойка)
Вторая из сефир называется Хокма, означающая «мудрость». Энергия Хокмы активна, динамична и безгранична. Хокма – движущая сила вселенной, приводящая в движение все, что в ней находится. Хокма – это положительная, мужская энергия, сходная с энергией творения Рогатого Бога в викке. Символом этой сефиры является круг Зодиака , по которому, кстати, проходит Солнце в годовом цикле. По одной из точек зрения более правильно ставить в соответствие второму сефироту вместо зодиака планету Фаэтон , которая 30 000 лет назад прекратила своё существование и устроившая апокалипсис на Земле и Марсе, ныне на ее месте астероидный пояс. Летом в июле когда земля входит в метеоритный поток Персеиды, мы можем наблюдать как метеоры - частицы этой планеты сгорают в атмосфере не долетая до поверхности. Многочисленные древние мифы зафиксировали это событие, как гибель человеческой цивилизации. По другому мнению, есть еще одна сефира Даат , которая скрыта. Даат символизирует «Знание» и и именно ей в соответствие ставят планету Фаэтон. Она скрыта и потому не имеет номера в Древе жизни.

Бина (Понимание, Разум, Интеллект; планета Сатурн; чакра Аджна; цвет золотой; число тройка)
Женская противоположность Хокмы, третья сефира, Бина, означает «понимание» . Символизирует ее Великая Богиня, давшая жизнь всему, что есть во вселенной. Вместе Хокма и Бина являются Двойственными силами проявления. Они есть 2 краеугольных камня жизни, начавших процесс сотворения. Бине соответствует планета Сатурн , а в астрологии вторичным, ближним к миру людей проявлением Сатурна считается Луна .

Хесед (Милосердие, планета Юпитер, чакра Вишудха; цвет изумрудно-фиолетовый; фигура тетраэдр; число четверка)
Четвертой сефирой является Хесед, или «милосердие» . Хесед – опора всего, что имеет проявление. Это средоточие, где абстрактные энергии, изливаемые высшими силами, материализуются и обретают форму. Хесед, как и Хокма, также символизирует положительную, мужскую энергию, но на более проявленном и материальном уровне. С Хесед связаны все проявления родительской любви и милосердия к человечеству. Правда, Хесед абсолютно без разницы, к кому проявлять милосердие и давать энергию, потому эта сефира дает жизнетворному началу жизни в любой его форме. Планета – Юпитер.

Гебура (Строгость, Доблесть, Героизм, Могущество; планета Марс, чакра Вишудха; цвет изумрудно-фиолетовый; фигура октаэдр; число пятерка)
Пятая сефира, Гебура, означает «власть» или «суровость» . Гебура распределяет энергию, исходящую от Хесед, и накладывает ограничения в виде очистительного огня. Энергия, идущая из высшего мира в мир материи, должна быть отфильтрована и оформлена противоположными силами – Милосердием и Суровостью. Гебуру также называют «Сильной рукой Создателя», выжигающей все, что является бесполезным и ненужным. Она очищает путь для дальнейшего роста и эволюции. Гебуре соответствует планета Марс .

Тиферет (Красота, Роскошь; Солнце; чакра Анахата; цвет белый; фигура додэкаэдр; число шестерка)
Шестая сефира, Тиферет, означает «красота». Она получает силы от всех остальных сефир и связана со всеми, кроме Малькут. Тиферет во многом схожа с Кетер, но проходит по более близкому к материальному миру уровню. Как и Кетер, она излучает энергию света, спокойствия, совершенства. Тиферет это связующее звено между Высшим проявлением божественного и отражением его в человеке. Эту сефиру часто символизирует Бог-жертва, который отдает себя на смерть ради появления новых ростков духовного в человеке. Тиферет ассоциируется со всеми проявлениями мистики и любви человека к Богам. Планета – Солнце .

Нетцах (Победа, Вечность; планета Венера; чакра Манипура; цвет изумрудно-зелёный; фигура семилучевая звезда; число семерка)
Нетцах, или «победа» - царство человеческих инстинктов, эмоций и страстей. Она считается мужской, огненной сефирой, движущей силой, побуждающей к решительным и отчаянным поступкам. Нетцах является отражением Гебуры на человеческом уровне восприятия. Творчество человека в художественной, эмоциональной форме, музыка, танец, искусство – относятся к влиянию Нетцах. Планета – Венера.

Ход (Слава, Величие, Великолепие; планета Меркурий; чакра Манипура; цвет розовый; число восьмерка)
Ход, или «слава» , это интеллектуальная, логическая и рациональная часть человеческого разума. Эта сефира организует, подвергает логическому анализу и классифицирует все явления в нас и вокруг нас. Все проявления речи и письма, общения, науки относятся к этой сефире. Восьмая сефира обладает энергией из Хесед, прошедшей через Тиферет. Планета – Меркурий.

Йесод (Основание, Основа; планета Луна; чакра Свадхистана; цвет желтый; фигура икосаэдр; число девятка)
Йесод или «основание» - Сефира астрального плана, акаши. Йесод является астральной матрицей, на которой строится физическая вселенная, и одновременно зеркалом, в котором вселенная отражается. К Йесод приходят энергии от всех вышележащих сефир, и в ней они соединяются в образец, по которому строится наш мир. Поэтому человеческая интуиция, мечтания и видения ассоциируются с Йесод. Планета – Луна .

Малькут (Царство, Королевство; планета Земля; чакра Муладхара; цвет синий; фигура куб; число десятка)
Десятая сефира, Малькут, или «царство», сефира материального творения, конечной формы, это вселенная, которую мы знаем и в которой существуем. Малькут – сефира Земли как физического тела, планеты, и людей, на ней живущих. В отличие от остальных сефирот, пребывающих в состоянии непрерывной активности и изменений, эта сефира относительно стабильна по сути и по форме. Она вбирает в себя все энергии Древа и передает в материю. Символизирует ее, естественно, Земля .



Сонник