Какие черты присущи религиозному сознанию общество 10. Что характерно для религиозного сознания? Об особенностях общественной жизни. Или же цинизм это - выраженное в форме издевательского глумления нигилистическое отношение к достояниям общечеловеческой к

Человек в процессе взросления стремится самоидентифицироваться, осознать себя в обществе. Перед ним непременно встает вопрос, что характерно для религиозного сознания. С детства становится понятно, что существуют различные религии. Есть и те, кто ни во что не верит. Как определить чем оно отличается от национального, к примеру? Давайте разберемся.

Определение

Религиозное существует столько же, сколько человек. Богов стали придумывать тогда, когда, так сказать, слезли с веток. Конечно, разбираться, что характерно для религиозного сознания, не стоит, опираясь только на опыт древнего мира. Но и отвергать глубокие корни, на которых это сознание формируется, тоже нельзя. Дело в том, что процесс самоосознания человека вечен. Он постоянно развивается и совершенствуется, опираясь на получаемые знания. Глубину проблемы сформулировал Иисус, когда раскрывал смысл храма. Согласно его словам, церковь — это общность верующих, совместно проводящих обряды. То есть религиозный человек строит вокруг себя некую реальность, в которой действуют определенные правила. Все его поступки и мысли согласуются с последними. Для того чтобы понять, что характерно для религиозного сознания, нужно раскрыть смысл формирования мировоззрения отдельно личности. Оно складывается из традиций, правил, поведенческих моделей, принятых в данном обществе. Частью этого мира является религия. С ее помощью личность учится общаться с реальностью, лежащей за гранью обыденного опыта. Существует пространство, в котором мы живем, и правила поведения в нем. Религиозное сознание касается второго, оказывая влияние посредством человека на первое.

Формы религиозного сознания

Необходимо отметить, что верования менялись в ходе прогрессивного развития человечества. В древности люди обожествляли явления и животных, воду и небо. Направления древних верований делятся на фетишизм, тотемизм, шаманизм и иные. Позже стали возникать так называемые Они охватывали большее количество людей, объединяя их. Например, китайская, греческая, индийская религии. У каждой из них собственные особенности. Суть же оставалась одной. Религия создавала определенные поведенческие правила, обязательные для всех членов общества. Таким способом в психику человека внедрялось понимание своего места в мире. Он как бы приподнимался над полуживотным существованием. Ему открывалась иная реальность, способствующая развитию интеллекта, творческому процессу. Единобожие возникло порядка двух тысяч лет назад. Оно еще больше ограничило животные введя в общество понятия греха и совести. Получается, религиозное сознание является интеллектуальной надстройкой над физическим миром, искусственно созданной реальностью, с которой должна согласовывать свои поступки личность.

Что характерно для религиозного сознания

Если внимательно посмотреть на все известные нам верования, то можно выделить в них общее. Им будут поведенческие ограничения, признаваемые сообществом. То есть, для религиозного сознания характерно восприятие Это неписаные правила, признанные всеми членами общины. Они настолько глубоко внедрены в что нарушение их является поступком из ряда вон выходящим. Религиозное сознание включает в себя веками складывающиеся традиции, правила, нормы, полезные для развития человечества. К примеру, заповедь «не убий» принята людьми, так как помогает росту населения. Пусть это выглядит приземленно, а не духовно, но любая религия вырабатывала законы, способствующие сохранению того общества, которое она объединяла. Иначе в древности было трудно выжить. Да и нынче с развитием науки и технологий не утратили своего прогрессивного смысла. К сожалению, они претерпевают изменения, не всегда полезные. Примером может послужить признание в странах Запада однополых браков. Это уже искусственно внедряемое в сознание отношение к репродуктивной функции, как ненужной, не сакральной.

Заключение

Вопросы религиозного сознания очень сложны и важны для общества. Без их осмысления невозможно гармоничное развитие личности. И пусть оно существует в некоем нереальном, мифическом мире, но позволяет нормально взаимодействовать различным людям, избегая конфронтации и катастроф.

ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе

истории. В первобытном обществе религия как относительно самосто-

ятельное образование еще не выделилась. В дальнейшем, став

относительно самостоятельной областью духовной жизни, она вместе

с тем все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы,

складывались связи этих элементов. Как было сказано, в ставших

религиях выделяются религиозное сознание, деятельность, отношения,

институты и организации.

§ 1. Религиозное сознание

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, создан-

ные воображением образы, соединение адекватного действительности

сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью

религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные

черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная на-

глядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искус-

ства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках,

недостоверные понятия ж теории создаются в естествознании и т. д.

Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в

религиозном сознании, какова их субординация в нем.

Религиозная вера Интегративной чертой религиозного сознания

является религиозная вера. Не всякая вера

есть вера религиозная. Последняя "живет" благодаря наличию особого

феномена в психологии человека. Вера - это особое психологическое

состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в

предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии

дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о

конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого

поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осу-

ществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает

в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успеш-

ного действия, его благоприятного исхода и Знание этой возможности.

Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если

поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осущест-

влено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера

возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют

для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав

когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера

появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соот-

ветствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важ-

ным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом

решимости и активности людей.

Религиозная вера - это вера: а) в объективное существование су-

ществ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом

процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися

объективными существами, воздействия на них и получения от них

помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических со-

бытий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологиче-

ского события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих

представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религиозные

"харизматиков", "бодхисаттв", "архатов", церковных иерархов,

служителей культа.

религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием

актов объективирования мыслимого содержания, направленности на

объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения

этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются

религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих

значений и смыслов образует религиозно-символическую среду

формирования и функционирования соответствующего сознания.

С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в

объективное существование существ включает веру в общение с ними,

а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослу-

жении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней

Наглядная образность

и эмоциональность

Религиозное сознание выступает в чувствен-

ных (образы созерцания, представления) и

мыслительных (понятие, суждение, умозак-

лючение) формах. Значимость последних существенно возрастает на

концептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образо-

вания, особенно большую роль играет представление. Источником

образного материала служат природа, общество, человек; соответст-

венно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию

явлений природы, общества, человека. Существенны в религиозном

сознании так называемые смыслообразы, которые являются переход-

ной формой от представления к понятию. Содержание религиозного

сознания наиболее часто находит выражение в таких литературных

жанрах, как притча, рассказ, миф, "изображается" в живописи, скуль-

птуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начер-

таниям и т. д.

Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что

обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного

сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные

чувства. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение веру-

ющих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям,

к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу

и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным

явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно

представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответ-

ствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные

чувства становятся объектом потребности - тяготения к их

переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

С религиозными представлениями могут сплавляться и получать

соответствующую направленность, значение и смысл самые разные

эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость,

надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и

эгоистические, практические и гностические, нравственные и эс-

тетические; в этом случае переживаются "страх Господень", "любовь

к Богу", "чувство греховности, смирения, покорности", "радость бо-

гообщения", "умиление иконой Богоматери", "сострадание к ближне-

му", "благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы",

"ожидание чуда", "надежда на потустороннее воздаяние" и т. д.

Соединение адекватного

и неадекватного

В религиозном сознании адекватные отра-

жения соединены с неадекватными. Нет осно-

ваний подходить к такому соединению

аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди

никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было

исканий истины, они не "вина", а неизбежность (о сознательном обма-

не с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае

не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивиду-

ального существования люди нуждаются в иллюзиях.

Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является "аб-

солютно ложным": в нем есть адекватное миру содержание. Например,

в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогу-

щего, всеблагого, вездесущего и человека как тварного, немощного,

греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и

зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют со-

ответствующие действительности данные чувственного опыта (астро-

морфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм,

психоморфизм, социоморфизм). В религиозном мифе, притче воссоз-

даются реальные явления и события аналогично тому, как это

происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном

повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего

в них развивались естественнонаучные, логические, исторические,

психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя

с другими областями духовной жизни, религия включает эко-

номические, политические, нравственные, художественные, фило-

софские воззрения. Они бывали заблуждениями, но среди них есть

и такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире,

обществе, выражали объективные тенденции развития. В религиях

производится адекватное действительности духовное содержание. И все

же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных пред-

ставлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в резуль-

тате чего целостная картина может скрывать объективные связи.

"Основоположения", "посылки", "доктринальные аксиомы", "главные

Истины" не получили обоснования с использованием методов научного

познания и в конечном счете являются предметом веры.

Языковое выражение Религиозное сознание существует,

функционирует и воспроизводится посредст-

вом религиозной лексики, а также других производных от естествен-

ного языка знаковых систем - предметов культа, символических

действий и пр. Религиозная лексика - это та часть словарного состава

естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные

значения и смыслы. Имена религиозной лексики можно разделить на

две группы: 1) означающие действительные предметы с

атрибутизированными свойствами, например "икона", "крест", "храм",

"кардинал", "монастырь"; 2) означающие гипостазированные сущест-

ва, свойства, связи, такие, как "Бог", "ангел", "душа", "чудо", "ад",

Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим,

действенным, становится групповым и общественным и, таким обра-

зом, существующим и для индивида" На ранних стадиях язык суще-

ствовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось и

передавалось с помощью устной речи. Появление письма позволило

фиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменном

виде, складывались сакральные тексты. Сила слова, действенность

прежде всего звучащей речи отразились в религии. Например, хорошо

известно христианское учение о Логосе: "В начале было Слово, и Слово

было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без

Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоанн 1:1,3).

Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказывают

воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление

речевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностью

или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей,

тотемов, духов, богов. Такие табу отражены в Ветхом Завете - имя

Бога "Яхве" запрещено произносить, оно заменяется другими,

например, читают и говорят "Адона" ("Мои боги").

Уровни сознания

Религиозное сознание имеет два уровня -

обыденный и концептуальный. Обыденное

религиозное сознание предстает в виде образов, представлений,

стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, вле-

чений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые

являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно

выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагмен-

тарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных

узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются

рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако

доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содер-

жание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компо-

нентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые,

консервативные и подвижные, динамичные; к первым можно отнести

традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения. Следует под-

черкнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные спо-

собы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий,

религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает

в личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне - концепту-

ализированное сознание - это специально разрабатываемая, систе-

матизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений,

аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упо-

рядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке,

целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, тео-

логия, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соот-

ветствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация

экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-эко-

номические, религиозно-политические, религиозно-правовые,

религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции

(теология труда, политическая теология, церковное право, нравствен-

ное богословие и т. д.); 3) религиозная философия, находящаяся на

стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм,

христианский экзистенциализм, христианская антропология, ме-

тафизика всеединства и др.).

Интегрирующий компонент - это вероучение, богословие, тео-

логия (греч. theos - бог, logos - учение). Богословие (теология)

состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные

аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в

то же время разрабатывает правила их толкования.

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия ж теории создаются в естествознании и т. д. Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их субординация в нем. Религиозная вера Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя "живет" благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и Знание этой возможности. Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей. Религиозная вера - это вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религиозные авторитеты "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", "бодхисаттв", "архатов", церковных иерархов, служителей культа. Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих значений и смыслов образует религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания. С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное существование существ включает веру в общение с ними, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи. На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных существ (вера в которых составляет сущность религии), т. е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться этим существам и в какой-то степени преображается. По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare» («связывать», «прикреплять»). Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей со сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» - это то, что выше и совершеннее человека, то главной функцией религии является ценностная ориентация . Другими словами, религия открывает для человека высшие ценности – святыни и тем самым указывает дорогу туда, где он становится более совершенным. Наиболее развитые формы религии оказывают многоплановое позитивное воздействие на моральную жизнь человека: - они создают такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными и сверхъестественными силами определенному деянию соответствует определенное воздаяние ; таким образом обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что моральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре; - в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь верующего; - формулируют важнейшие нравственные требования к человеку; - через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему; - определяют перечень основных положительных и отрицательных качеств личности – добродетелей и пороков, - разрабатывают аскетическую практику обретения первых и искоренения последних. Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог. Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие в каждом культурном организме. Каждая религия с общечеловеческой точки зрения является самоценной, как всякий народ и язык. При их рассмотрении мы ограничимся только теми, которые приобрели наибольшее число приверженцев и оказали наибольшее влияние на моральное развитие человечества. Библия в качестве основного фактора, обусловившего почти полное исчезновение в мире монотеизма и появление различных примитивных и уродливых религиозных верований, называет нравственное развращение людей. Апостол Павел, например, в послании к Римлянам писал по этому поводу: "Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - (потому) и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца " (Рим. 1, 21-25). Этими словами вскрывается психологическая основа и последовательность той духовной деградации, которая происходит с человеком и народом при развитии в нем "душевного " (1 Кор. 2, 14), "ветхого " (Еф. 4, 22), т.е. языческого начала и подавления образа Божия. В данном случае Апостол пишет лишь об одном из видов язычества, наиболее распространенном в Римской империи. Но причины, указанные им: гордость и неблагоговение к Богу ("не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили "), неверие, сосредоточение всех сил на целях только земной, временной жизни ("осуетились в умствованиях своих "), нравственная нечистота, распущенность ("в похотях сердец их ") (ср.: Лк. 4, 1-13; Ин. 2, 15) привели к возникновению и других многочисленных видов язычества. Многообразие религий объясняется и тем известным психологическим фактом, что, практически, любое явление, как мира внешнего, так тем более внутреннего, духовного, различно воспринимается и объясняется разными людьми. При этом различие в понимании многократно увеличивается при несовпадении объемов информации. Это особенно ярко проявляется в религии, поскольку главнейшим положением ее учения является Бог, в зависимости от понимания Которого существенно меняется и все ее содержание. Но Бог - это не внешний объект, подобный прочим, а вездесущий и "внутрь" человека пребывающий разумный Дух-Любовь, как говорит о Нем христианское Откровение (Лк. 17, 21), и восприятие Его обусловлено, в первую очередь, степенью духовной чистоты человека. Библия об этом говорит достаточно определенно: "В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды " (Прем. 1, 4-5). "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят " (Мф. 5, 8).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Николаевский гуманитарный университет им.В.А. Сухомлинского

Кафедра философских наук

Контрольная работа

по предмету Философия

Факультет Психология

Проверил:

г. Николаев 2010 г.

Содержание

  • 1. Религиозное сознание
  • 2. Цинизм
  • 3. Онтология искусства
  • Литература

1. Религиозное сознание

Религиозному сознанию присущи:

чувственная наглядность,

созданные воображением образы,

соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями,

вера,

символичность,

диалогичность,

сильная эмоциональная насыщенность,

функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков ).

Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы, фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т.д.

Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их субординация в нем.

Религиозная вера . Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя "живет" благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и знание этой возможности.

Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Религиозная вера - это вера :

а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования;

б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи;

в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним;

г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.;

д) в религиозные авторитеты - "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", "бодхисатов", "архатов", церковных иерархов, служителей культа.

Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих значений и смыслов образует религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания.

С верой связана диалогичность религиозного сознания . Вера в объективное существование существ включает веру в общение с ними, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи.

Наглядная образность и эмоциональность . Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления ) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение ) формах . Значимость последних существенно возрастает на концептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образования, особенно большую роль играет представление. Источником образного материала служат природа, общество, человек; соответственно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию явлений природы, общества, человека. Существенны в религиозном сознании так называемые смыслообразы, которые являются переходной формой от представления к понятию. Содержание религиозного сознания наиболее часто находит выражение в таких литературных жанрах, как притча, рассказ, миф, "изображается" в живописи, скульптуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начертаниям и т.д.

Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания . Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом . Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности - тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

С религиозными представлениями могут сплавляться и получать соответствующую направленность, значение и смысл самые разные эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, практические и гностические, нравственные и эстетические; в этом случае переживаются "страх Господень", "любовь к Богу", "чувство греховности, смирения, покорности", "радость богообщения", "умиление иконой Богоматери", "сострадание к ближнему", "благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы", "ожидание чуда", "надежда на потустороннее воздаяние" и т.д.

Соединение адекватного и неадекватного . В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Нет оснований подходить к такому соединению аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, они не "вина", а неизбежность (о сознательном обмане с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивидуального существования люди нуждаются в иллюзиях.

Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является "абсолютно ложным": в нем есть адекватное миру содержание. Например, в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогущего, всеблагого, вездесущего и человека как тварного, немощного, греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют соответствующие действительности данные чувственного опыта (астроморфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм, психоморфизм, социоморфизм). В религиозном мифе, притче воссоздаются реальные явления и события аналогично тому, как это происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего содержания сознания религиозных систем. В определенных условиях в них развивались естественнонаучные, логические, исторические, психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя с другими областями духовной жизни, религия включает экономические, политические, нравственные, художественные, философские воззрения . Они бывали заблуждениями, но среди них есть и такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире, обществе, выражали объективные тенденции развития. В религиях производится адекватное действительности духовное содержание. И все же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных представлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в результате чего целостная картина может скрывать объективные связи. "Основоположения", "посылки", "доктринальные аксиомы", "главные Истины" не получили обоснования с использованием методов научного познания и в конечном счете являются предметом веры.

Языковое выражение . Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики, а также других производных от естественного языка знаковых систем - предметов культа, символических действий и пр. Религиозная лексика - это та часть словарного состава естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы . Имена религиозной лексики можно разделить на две группы:

1) означающие действительные предметы с атрибутизированными свойствами, например "икона", "крест", "храм", "кардинал", "монастырь";

2) означающие гипостазированные существа, свойства, связи, такие, как "Бог", "ангел", "душа", "чудо", "ад", "рай".

Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим, действенным, становится групповым и общественным и, таким образом, существующим и для индивида" На ранних стадиях язык существовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось и передавалось с помощью устной речи. Появление письма позволило фиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменном виде, складывались сакральные тексты. Сила слова, действенность прежде всего звучащей речи отразились в религии. Например, хорошо известно христианское учение о Логосе: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоанн 1: 1,3).

Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказывают воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление речевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностью или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей, тотемов, духов, богов. Такие табу отражены в Ветхом Завете - имя Бога "Яхве" запрещено произносить, оно заменяется другими, например, читают и говорят "Адонай" ("Мои боги").

Уровни сознания . Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный.

Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.

Среди компонентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые, консервативные (традиции, обычаи, стереотипы) и подвижные, динамичные (настроения). Следует подчеркнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий, религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне - концептуализированное сознание - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций.

В ее состав входят:

1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т.д.);

2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т.е. религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-правовые, религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции (теология труда, политическая теология, церковное право, нравственное богословие и т.д.);

3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.).

Интегрирующий компонент - это вероучение, богословие, теология (греч. theos - бог, logos - учение). Богословие (теология) состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в то же время разрабатывает правила их толкования. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. Пособие. М.: Космополис, 1994. -C.49-54

религиозное сознание цинизм искусство

2. Цинизм

Цинизм (лат. cynici - тленный (-ые): всё тленно от лат. cynis - тлен (прах)) - поведение или личностная позиция, выражающие осознанное, или демонстративное пренебрежение к определённым нравственным традициям и этическим ритуалам, как мешающим или избыточным для решения практических задач . Мировоззрение, отрицающее мотивы поведения (сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др.) как несоответствующие личному интересу. http://ru.wikipedia.org/wiki/Цинизм

Или же цинизм это - выраженное в форме издевательского глумления нигилистическое отношение к достояниям общечеловеческой культуры: - к морали; - к идее достоинства человека; - к официальным догмам господствующей идеологии и др.

Цинизм изначально включавший в себя различные философские течения группы древних греков, исповедовавших кинизм, основан Антисфеном примерно в 4-ом веке До н.э. Циники отрицали все традиции (независимо от происхождения: религиозные, нравственные, бытовые, в одежде, преследований добродетельности и др.).

Античному кинизму свойственны :

1. Критика идеализма и рационализма, неверие в высокие идеалы, в человеческий разум, в благотворную роль образования;

2. Противопоставление культуре "натуры" биологизаторски толкуемой природы; человек толкуется при этом как особый род биологического существа, для которого главным остается то же, что и для животного - продолжение своей жизни, воля к мощи, то есть стремление завоевать жизненное пространство, пищу, продолжить род, оставить потомство, вырастить детей; единственная разница между человеком и остальными животными состоит в том, что человек - особое животное, которое вынуждено создавать для нужд биологического выживания социум, государство и культуру;

3. Отрицание государства и морали; киники считают их средствами, которые используются заурядными особями для установления своего господства над сильными. Всякого рода рассуждения о божественном происхождении государства и о высоте моральных идеалов - ложь, которой прикрывается эгоизм. Необходимо возвращение к природе, к образу жизни, подобному животному. Только так человек обретет свободную, независимую, принадлежащую ему самому жизнь.

4. Разоблачение за "возвышенными" рассуждениями эгоистического интереса, неотъемлемо присущего каждому человеку как биологическому существу, составляет суть кинической (цинической) сатиры. Для кинизма характерен юмор, связанный с телесными отправлениями.

5. Отрицание общественного прогресса: общество улучшить невозможно, поскольку все люди имеют вечную и неизменную эгоистическую биологическую природу. Человек остается один и тот же во все времена. А все попытки улучшить общество оборачиваются только кровью и жертвами.

6. Лживые "гуманистические", "альтруистические", "общечеловеческие" ценности нужно заменить "естественными", причем устанавливать их должен для себя каждый человек индивидуально. Сообщество циников может быть только временным объединением эгоистов.

Главным противоречием эпохи Просвещения П. Слотердайк (родился 26 июня 1947 в Карлсруэ - современный немецкий философ.) считает столкновение просвещенного и обыденного сознания, которое и порождает современный цинизм.

"Делать худшее, зная лучшее - эта формула претендует на то, чтобы стать чем-то большим, чем просто проходным выражением; она претендует на то, чтобы выражать системный подход, стать моделью для постановки диагноза". В этом Слотердайк выявляет главную тайну цинизма - человек просвещенный оказывается всего лишь ханжой, который прикрывается высокими ценностями просветительской морали, а на деле живет в соответствии с ценностями потребительского общества, тогда как циник живет жизнью потребителя, ищет наслаждений и удовольствий, но ничуть этого не скрывает ".

К 19 веку выраженные негативные аспекты философии цинизма, легли в основу нового, сильно отличающегося понимания, о том, что цинизм - это личностная позиция или поведение выражения негатива замученными и, в основном, подвержение сомнению личных и профессиональных мотивов других людей. Слотердайк выделяет цинизм как особую форму "ложного сознания", полагая, что именно цинизм стал подлинным символом современности. (Методологически Слотердайк опирается на положения "негативной диалектики" Адорно и "фундаментальной онтологии" Хайдеггера, творчески их перерабатывая.)

Современный цинизм, как продукт масс социума - сомнение в этических и социальных ценностях, в особенности к идеализированным ожиданиям народа, социальных образований и авторитетов http://ru.wikipedia.org/wiki/Цинизм . Цинизм может выражать себя через неудовлетворенность, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного жизненного опыта. Самые доверчивые, искренние и чувствительные люди, раз за разом сталкиваясь с несправедливостью, подлостью, лживостью и лицемерием, оказываются вынуждены создавать вокруг себя оборонительную стену цинизма. Чтобы не разочаровываться - не очаровывайся .

Цинизм - это здравый анализ ситуации без субъектива. Среди циников больше реалистов, способных трезво мыслить и объективно оценивать ситуацию. Кудрявцева В.И. Культурные войны: кинизм и толерантность // Философия: вызов современности. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. С. 31-34.

3. Онтология искусства

Онтология - учение о фундаментальных принципах бытия, о наиболее общих бытийных сущностях . Проблемы, которые рассматривает онтология искусства, распадаются на два русла. Первое связано с изучением способа бытия художественного произведения как чувственно-материального объекта. Т.е. речь идет об онтологическом статусе искусства, степени объективности его содержания, форм его зависимости (независимости) от воспринимающего субъекта и историко-культурного контекста. Второе - исследовательское направление в эстетике, изучающее фундаментальные принципы бытия искусства, бытийную сущность его символики.

Первоначально онтология искусства была ориентирована на изучение способа бытия художественного произведения как чувственно-материального объекта, на анализ онтологического статуса искусства, степени объективности его содержания, форм его зависимости (независимости) от воспринимающего субъекта и историко-культурного контекста.

Сам по себе музыкальный текст или текст пьесы, романа есть не что иное, как объект, запечатленный в нотах, типографических знаках; статус произведения искусства он приобретает только тогда, когда актуализируется и воспринимается заложенное в нем содержание. Уже со времен И. Канта стало общезначимым заключение: распредмечивание содержания произведения возможно лишь в случае соединения интенции художественного текста с действительным опытом индивида. Более того, сам факт новых и новых приближений к уже известному произведению - инсценировки, трактовки, вариации - свидетельство его онтологической неисчерпаемости, таящихся в нем "резервов смысла". Отсюда положение, что настоящий смысл произведения искусства есть совокупность всех смыслов, для которых оно дает повод.

В 20 в. проблемы Онтология искусства активно разрабатывались в феноменологии Э. Гуссерля, экзистенциализме М. Хайдеггера, структурализме Р. Барта. Главный лейтмотив их поисков в этой сфере - каким образом посредством искусства человек может прикоснуться к глубинным структурам бытия ? Какой должна быть идеальная модель художественного восприятия, преодолевающая поверхностный психологизм, очищающая восприятие от случайных (" неподлинных " ) онтологических знаков, символов ? Т.о., 20й век значительно обогатил трактовку проблем онтологии искусства. Исследование уже не ограничивается анализом ролей материального носителя произведения искусства и воспринимающего субъекта в процессе смыслопорождения. Речь идет о соотнесенности художественной символики с сущностными основами бытия.

Благодаря все новым интерпретациям произведение искусства постоянно возрождается. При этом оказывается, что власть хозяина этого текста - его автора над дальнейшей жизнью художественного произведения достаточно иллюзорна. На этом наблюдении основана известная концепция "смерти автора" Барта. Вся "множественность исторических биографий" текста, по его мнению, "фокусируется в определенной точке, которой является не автор, как утверждали до сих пор, а читатель", "рождение читателя приходится оплачивать смертью автора" Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.1994. С.390, 391 . "Смерти автора" способствуют и возможности текста к самоорганизации: самые оригинальные авторские замыслы вступают в компромисс с надличностными языковыми формами и приемами данной культуры, самостоятельные законы рождающегося живого текста порой действуют неодолимо. Муриан И.Ф. Искусствознание и история искусства. Онтологические задачи // Вопросы искусствознания. 1996. № 2

Произведение искусства предполагает широкое, но не беспредельное поле для интерпретаций; художественная форма задает им определенное направление, по которому можно успешно двигаться, но только в его рамках, тогда трансформация онтологических смыслов будет подобна естественному прорастанию зерна. Условие многовековой "прочности" и открытости произведений, определяемых как классические, заключено в таком качестве художественной формы, как полисемия, многозначность. Именно на этом основывается нередко звучащее утверждение, что художественный мир может ощущаться как более подлинный, чем реальный. Сгущение художественной символики образует такой ландшафт, который онтологически воспринимается как более богатый, чем мир обыденный. Через особую конфигурацию ключевых символов, повторяющихся "эмблем" и лейтмотивов проглядывает всепорождающая стихия бытия. На достижение такого эффекта, по сути, и претендует любой художник: не выражать собственное мнение, но быть "глаголом универсума". Его экзистенциальная тоска во многом и выступает как побудительный мотив творчества, позволяющий искусству осуществить прорыв сквозь устоявшиеся мифологемы и рутинный порядок в непредсказуемые глубины космоса, в новые пласты бытийного смысла. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1997,С.153

Очевидно, тайна притягательности великих мастеров - в умении всестороннего воссоздания глубинной онтологической стихии бытия, так или иначе стирающей границы между низменным и возвышенным, тривиальным и прекрасным, натуральным и волшебным, и, в конечном счете, между человеческим и божественным. Лев Толстой сказал однажды: "как бы хорошо написать художественное произведение, в котором ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо" Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Т.53.М.-Л.1953.С.187. . Помимо архетипичности общечеловеческих сюжетов очень важно, что они оказываются наполнены и воплощены классиками стереоскопично. Такого рода многозначность, диалогичность, антиномичность любого классического произведения - один из мощных источников его притягательности. Рембрандт, к примеру, написав десятки автопортретов, показывает многоликость себя как человеческого существа. То он предстает беспечным кутилой, то солидным бюргером, то одержим гамлетовской рефлексией. Почти на тридцати своих автопортретах, Рембрандт предстоит и как и простоватый, и как мудрый, непричесанный и элегантный, любящий и холодный, смеющийся и серьезный. Фактически, этой цельностью и всеохватностью произведение способно спорить с самой реальной натурой.

Именно отсюда исходит правота нередко звучащего утверждения, что художественный мир может ощущаться более подлинным, чем реальный. Сгущение художественной символики образует такой ландшафт, что онтологически он воспринимается как более богатый, чем мир обыденный. То есть художественное переживание становится средоточием более обостренного переживания наличного мира. Через особую конфигурацию ключевых символов, повторяющихся "эмблем" и лейтмотивов проглядывает всепорождающая стихия бытия. На это, по сути, и претендует любой художник - быть не своим собственным глашатаем, но "глаголом универсума". Его экзистенциальная тоска во многом и выступает как побудительный мотив творчества, позволяющий искусству осуществить прорыв сквозь устоявшиеся мифологемы и рутинный порядок в непредсказуемые глубины космоса, в новые резервы бытийного смысла. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995, С.94

Онтологический парадокс художественного содержания состоит в том, что с одной стороны художественная символика скрывает от нас вещество жизни, её надо разгадать, десимволизировать, чтобы за тканью художественного смыслостроительства разглядеть первейшие импульсы мироздания. С другой стороны, человеческие смыслы бытия, выражаемые искусством, принципиально нередуцируемы, т.е. не могут быть переведены с "зашифрованного" языка искусства на язык уже освоенных понятий. За маской языка искусства таится и угадывается стихия бытия, вне этого языка невыразимая. С учетом этих сложных противоречий строится методология современных исследований "онтологических сгущений" художественного текста, позволяющая высветить его центрирующие эмблемы, подспудный смысл-каркас, задающий тон повествованию и сказывающийся на всех его уровнях. Дмитриева Н.А. К проблеме интерпретации. Мир искусств. М.1995.С.24

Литература

1. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. Пособие. М.: Космополис, 1994., 118с.

2. Кудрявцева В.И. Культурные войны: кинизм и толерантность // Философия: вызов современности. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007.96с.

3. http://ru. wikipedia.org/wiki/Цинизм

4. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995, 236с.

5. Муриан И.Ф. Искусствознание и история искусства. Онтологические задачи // Вопросы искусствознания. 1996. № 2

6. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1997, 354с.

7. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. 1994.,505с.

8. Дмитриева Н.А. К проблеме интерпретации. Мир искусств. М. 1995.,215с.

9. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.53.М. - Л. 1953.,489с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Цинизм как социокультурное следствие диверсификации имманентного (по модели П. Слотердайка). Типы социальной идентификации. Трансцендентальная аналитика в оптике социального. Этика дискурсивного (Аппель, Хабермас). Глобализация как экспорт негативного.

    диссертация , добавлен 28.08.2014

    Предпосылки и условия возникновения религиозного сознания. Становление и эволюция представлений о сверхъестественном. Религиозное сознание: объект отражения, особенности и специфика. Современное религиозное сознание: консерватизм и тенденции изменения.

    реферат , добавлен 21.03.2013

    Историческое развитие понятия сознание. Структура сознания. Общественное сознание. Индивидуальное сознание. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

    реферат , добавлен 28.11.2004

    Исторические типы мировоззрения. Принципы решения мировоззренческих вопросов в мифологии. Религия, религиозное сознание и религиозное отношение к миру. Отношение человека к миру. Возникновение философии как мировоззрения. Основы научного мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2011

    Сознание как способность идеального (психического) отражения действительности. Основные принципы гносеологического подхода к проблемам сознания в философии. Онтологический аспект сознания, диалектико-материалистическая традиция в учении К. Маркса.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Повседневное, религиозное, философское и научное мировоззрение. Предмет и функции философии. Онтология, гносеология, методология. Соотношение сознания и материального мира. Наивный и метафизический материализм. Первые философские школы Древней Греции.

    презентация , добавлен 09.10.2014

    Реальность некоего существования, которое предшествует знанию, идее, мысли, мышлению, рациональности. Присущие сознанию характеристики, свойственные потоку. Логическая иллюзия, что логик может быть много.

    статья , добавлен 08.04.2007

    Исследование основных принципов феноменологической философии. Изучение понятия феноменологической редукции. Интенциональный акт. Особенности интенционального подхода к сознанию. Эдмунд Гуссерль о кризисе европейской культуры. Понятие "жизненного мира".

    реферат , добавлен 28.10.2014

    Основные категории философии дизайна, его функции с позиций современного общества; классификация, содержание. Онтологическая взаимосвязь дизайна, природы, общества и человека в системе культуры; выражение и реализация гуманистической ориентации искусства.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Понятие онтологии как раздела философии. Рассмотрение всеобщих основ, принципов бытия, его структуры и закономерностей. Исследование категориальных форм бытия Аристотелем, Кантом, Гегелем. Ценностное отношение, формы и способы отношения человека к миру.

Религиозное сознание является одним из видов общественного сознания - определенного способа осмысления обществом и отдельным человеком окружающего мира, его особенностей, законов, истории, а также места человека в этом мире. Религиозное сознание очень тесно связано с мифологическим, более того, исторически оно «оформилось» именно в рамках мифологии - как дальнейшее её развитие (подробно о мифологическом сознании - ). Например, христианство как религия во многом основано на еврейской мифологии, изложенной в Ветхом Завете; ислам многое заимствовал из того же Ветхого завета и мифологии древних арабов. Собственно говоря, именно в монотеистических религиях - иудаизме, христианстве и ислами - религиозное сознание представлено в наиболее "чистом" виде. Уникальным явлением предстает буддизм, который, хотя и называется религией, в основе своей ближе к философии и индивидуально-психологической практике.

Следует отметить, что термин «религиозное» - условен, и черты, которые свойственны этому типу сознания, проявляются и в других сферах, не только в религиозной, в которой они выражены ярче всего. Человек, не являющийся приверженцем какой-либо религии, так же может быть носителем этого сознания. Даже ученый-атеист может осознавать и воспринимать мир религиозно. Поэтому более корректно этот вид общественного сознания можно обозначить как догматическое.

Не вдаваясь в споры относительно определения того, что же такое религия, обозначим ее для себя так. Религия - это мировоззрение, основанное на признании существования высшей, абсолютной и неизменной истины, уверенности в обладании этой истиной (или ее частью) и готовности следовать этой истине и связанный с нею образ жизни .Для человека, опирающегося на миф, подобный стиль восприятия мира чужд. Мифологический мир не имеет абсолютной сверхистины. Например, в Др.Египте существовало несколько мифов о творении мира, вполне уживавшихся друг с другом. Древние народы легко могли поклонятся не только своим, но и чужим божествам. Фанатизм - явление очень редкое в мифологическом мире. Религиозное восприятие предложило иную картину мира и иную модель поведения. Это - следующий исторический этап осмысления человеком окружающего мира, попытки понять законы, по которым существует этот мир. Как и в случае с мифологическим объяснением этой Вселенной, главная психологическая цель религиозной картины мира - снижение уровня экзистенциальной тревоги перед непредсказуемостью, хаотичностью нашего существовани и перед огромным, неизвестным миром.

1. Появление сверхъестественного.

На смену мифологическому миру,в котором все естественно, и все подчиняется особому и безличному космическому закону, вне которого никто не в состоянии себя поставить (даже боги), пришел мир религии. Космический закон мифологического мира можно уподобить гравитации - она везде, влияет на все, но при этом никакой своей волей не обладает. На смену этому закону приходит фигура Бога как творца мира из ничего, абсолютной и всемогущей фигуры, которая сама устанавливает законы мира, но им совершенно не подчиняется. Бог - сверхъестественен, он сверх природы, а не в ней. Фактически, вместо мифологического представления о полностью познанном мире (мифы объясняют всё, на любой случай есть подходящая история, пусть даже в ней может быть много таинственных и пугающих вещей) появляется картина мира как разделённого на три категории: то, что уже познано человеком; то, что пока ещё не познано; и то, что познать невозможно никогда (Бог). Бог не живёт, как боги мифов, в нашем мире - он где-то на небесах, хотя, как пережиток мифологических представлений, ад долгое время располагается людьми в нашем мире - под землёй.

Появление сверхъестественного внесло целый переворот в осмысление мира человеком. Отношения с Богом невозможно выстроить так же, как с мифологическими божествами или духами, ведущими себя подобно людям. Поведение Бога предсказать, «вычислить» не может никто, он выше нашего разумения. Такой образ неизменно вызывает сильное психологическое напряжение, обусловленное все той же тревогой перед неопределенностью и неизвестностью. Средством избавления от тревоги становится уже не сделка с божеством или магия (как способ влиять на мир), а беспрекословное подчинение Высшей Истине, которую олицетворяет Бог. Истина передается Богом через особых людей, пророков и святых. Истину не обсуждают, в ней нельзя сомневаться и над ней размышлять нельзя (потому что размышление порождает сомнение, а сомнение ведет к заблуждению и бунту против Истины). Поэтому в любой истинно религиозной традиции неизбежно формируется развитая система догматов - основ веры, подвергать сомнению которые нельзя. Из трех крупнейших «классических» религий наиболее последователен в утверждении Абсолютной Истины ислам, так как Коран представляет собой, согласно верованиям мусульман, прямую речь Бога (ни Тора, ни Новый Завет на это не претендуют). Пророк Мухаммад ничего не придумывал - Бог вкладывал в его уста свои собственные слова.

Таким образом, религиозное мировосприятие основано на преклонении перед Высшим Авторитетом и следовании ему . Заповеди Высшего авторитета, являющиеся, разумеется, истиной, зафиксированы в соответствующих религиозных книгах. Т.к. Бог ошибаться и противоречить сам себе не может, то со временем формируется и обширная традиция толкования «тёмных» и противоречивых мест в священных книгах (Святое Предание - у православных христиан, тафсир - у мусульман, Талмуд - у иудеев).

2. Отрицание неупорядоченности и случайности.

Религиозное сознание нетерпимо к хаосу и неупорядоченности. Если человек мифологического сознания не особо стремится к ответам на вопросы «зачем» и «почему», ему был достаточно непосредственного эмоционального переживания от соприкосновения с миром духов/богов, то для религиозного человека эти вопросы приобретают большую значимость. Идея всемогущего Бога неизменно подводит к мысли, что все происходящее в мире имеет свою четко заданную цель, которую определил, разумеется, Бог. Религиозная мифология отличается от «мифологической мифологии» своей упорядоченностью и связностью (или, по крайней мере, попытками придать ей связность). Мировосприятие в религии вполне можно назвать системным, но это система, полностью построенная вокруг одного-единственного основания. Если убрать фигуру Бога, то рухнет все мировосприятие, тогда как мифологическое сознание намного более гибкое и подвижное. Слова Достоевского о том, что «если Бога нет, то все дозволено» как раз отражают эту системность восприятия, завязанную на одну фигуру. Поэтому в речи людей с религиозным сознанием все, что происходит в мире, с ними самими и близкими - все рано или поздно сводится к Богу.

Формируется замкнутый круг: я верю в Авторитет, поэтому следуют его Законам, а Законы верны потому, что их дал Авторитет. Если верующий человек рассуждает над заповедями, позволяет себе сомневаться в них и отходить от догм, то мы не можем назвать его «чистым» представителем религиозного сознания. Разграничим сразу религиозного человека и просто верующего. Верующий признает существование Бога, но он выстраивает с ним интимно-личностный контакт, лишь в очень малой степени опосредованный (если вообще опосредованный) догматом. Религиозный человек значительно более последователен и системен в своем подчинении Высшему Авторитету.

Религиозно мыслящий ученый-атеист на место Бога может поставить Науку или безликую Природу, но по страстному отрицанию гипотетической неупорядоченности или хаотичности природы он не уступит религиозному христианину или мусульманину. "Религиозный" ученый забывает про то, что наука - это инструмент, который хорошо бы применять и к собственным теориям (и защищает свои теории нередко теми же способами и приемами, которыми религиозный человек защищает свою веру).

3. Появление абсолютных морально-этических понятийи догм.

Там, где есть абсолютная истина, формируются абсолютные морально-этические нормы и догмы. Более того, существует очень четкая убежденность в том, что этой истиной владеют приверженцы именно «своей» религии. Религиозное сознание не признает относительности ни в чем, оно мыслит только черно-белыми категориями, «грех» - «святость», «бог-дьявол», «истина - ложь». В христианстве произошло переосмысление десяти заповедей иудеев. Теперь «не убий» - это абсолютный запрет на любое убийство человека вне зависимости от его принадлежности. Однако тут мы сталкивается с фундаментальным противоречием, характерным для религиозного сознания: идея абсолютных, общих для всех норм сталкивается с идеей собственной исключительности. Если я обладаю Истиной, которую сообщил мне Бог через пророков, то я по определению стою выше, чем те, кто к этой Истине не приобщен или отверг ее. Для многих религиозных христиан или мусульман очень характерно высказывание о том, что они жалеют атеистов как людей, лишенных благодати. Человеку с религиозным сознанием признать атеиста или представителя другой религии человеком, обладающим своей истиной невозможно. Они по определению - заблуждаются. И из этого положения вытекает самая, пожалуй, выраженная черта религиозного сознания:

4. Мессианизм.

Мессианизм - это стремление распространить свои взгляды и убеждения, как единственно верные, среди других людей, общностей и народов, а так же убеждённость в собственной особой миссии по распространению истины. Это явление в принципе не характерно для представителей мифологического сознания.

Убеждённость в том, что именно ты обладаешь истиной, побуждает к проповеди или к насаждению своих взглядов (необязательно религиозных) и ценностей среди других людей. В XX веке мессианизм был характерен и для СССР (с его мифолого-религиозным коммунизмом), и для США, которые зарождались в XVII веке как «град Божий на холме» на назидание и зависть народам, прозябающим во тьме невежества и язычества. Нетерпимость к другой точке зрения, затрудненность диалога - неотъемлемые черты религиозного сознания, основанного на вере в авторитет. Для большинства христианских миссионеров в Африке, Новой Гвинее и др. первобытных районах была характерна непримиримость, неуважение к местным обычаям и традициям, идущим вразрез с Высшей Истиной. Фанатизм - логическое следствие веры в обладание Истины и убежденность в том, что эту Истину нужно распространять. Любой ценой. Если надо - то по трупам.

Таким образом, религиозное сознание - это следующий, вслед за мифологическим, шаг в устранении неопределенности и хаотичности из мира. Мир объяснен уже не через непостоянных и хаотичных богов и стихий, а через единое Божество (или Истину), имеющее цель и смысл развития мира. Преодоление экзистенциальной тревоги и наполнение жизни смыслом достигается через подчинение Истине и восторг самоотречения в пользу ценностей, высших по отношению к самому себе (не зря «ислам» означает «покорность», а папа Римский называет себя «рабом рабов Божьих»). Мир наполнен смыслом - явным или скрытым, и, более того, смыслы уже зафиксированы, их не нужно изобретать или находить.

Религия не противоречит мифу, миф - фундамент, религия - здание. Поэтому даже самые последовательные монотоеистические традиции не избежали противоречий и непоследовательности. Например, люди начали молиться святым и просить их замолвить слово перед Богом, приписывая Богу чисто человеческие черты какого-нибудь царя с приближенными, фаворитами и опальными, и игнорируя мысль о том, что единственным источником чуда является Бог, но никак не предметы или мощи (а это характерно для мифологического/магического мышления). Религия не чужда и рациональности, но она ограничена догматами, за пределы которых разум выходить не должен. Оданко именно в рамках католичества и, позднее, протестантизма постепенно сформировался третий способ осознания и осмысления окружающего мира - рациональный (и наука как наиболее ясное его воплощение).



Сонник