Древнеиндийская мифология. Ведийская мифология. «молилась ли ты на ночь, сита?»

Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов.

Вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до...

Нельзя себе представить более гордого и более благодарного образа, чем образ арийского царя Индии, стоящего на своей боевой колеснице и отдающего приказы целому войску слонов, конных и пеших воинов. Один ведический жрец посвящает своего царя перед собравшейся толпой такими словами: "Я привел тебя в нашу среду.

Весь народ желает тебя. Небо непоколебимо, земля непоколебима и эти горы непоколебимы".

В одном из позднейших законодательств, в Манава Дхарма-Шастре, можно прочесть:

"Эти владыки...

Справедливость царствовала во времена благородных сынов Панду, царей солнечного цикла, которые внимали голосам мудрецов. Победители, они обращались с побежденными как с равными. Но с тех пор как сыны солнца были истреблены или смещены с своих престолов, и их редкие потомки скрывались у отшельников, несправедливость, честолюбие и ненависть взяли верх.

Изменчивые и лживые, как ночное светило, которое они взяли своим символом, цари лунного цикла воевали между собою беспощадно. Одному из них...

Отдохнув, она углубилась в лес под прохладные своды, образовавшиеся из величественных стволов, ветви которых погружались в почву и, вновь поднимаясь, раскидывали во все стороны свои зеленые шатры.

Долго шла она, защищенная от солнца, словно в темной и прохладной пагоде, которой не видно было конца.

Жужжание пчел, крики влюбленных павлинов, пение тысячи птиц, влекли ее все далее и далее, и все огромнее становились деревья, лес все более темнел, и древесные ветви все теснее переплетались в...

Все религиозные вероучения имеют свое начало в Индии или находятся под влиянием индийских святых писаний. Индийские святые не искали идентифицирования с религиозными формами и словами. Они вопрошали: “Какая наука поможет нам найти Бога? Кем является Тот, познав Которого я познаю все?”

Индийская цивилизация намного старше египетской цивилизации. Прежде всего возникла материальная жизнь, затем интеллектуальная и затем эпоха духовных исследований. Каждая нация должна пройти через эти три ступени...

Древний Египет - могущественная цивилизация древности, она до сих пор привлекает исследователей своей загадочностью и величием. У древних египтян было особое отношение к религии, что оставило огромный отпечаток на их культуре и быте.

Роль религии в Древнем Египте

Повседневная жизнь жителей Египта тесно переплеталась с верованиями и религиозными традициями. Древние египтяне верили, что культы имели возможность непосредственно влиять на их судьбу. В ту эпоху даже небольшим мелочам придавали...

Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию.

Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и сер. 1-го тыс. до...

Племена древних русов около 40 тысяч лет тому назад, согласно преданиям (С особого разрешения, автор впервые в мире, публикует особую секретную, тысячи лет передающуюся только по тайной устной Ведической традиции, историю великого русского народа.), пришли с Аравии (верховья реки Тигр) на север Балкан.

"Рус", по древнеаравийски, значит "леопард." Затем русы продвигались на север и заселяли девственные леса, богатые дичью. Некоторые племена шли еще дальше на север, приручив

Кроме лошадей...


Более 25 веков назад в одном из маленьких государств Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха Гаутама.

Принц жил в роскоши, не ведая не забот, не горести. Но узнав о том, что на свете существуют болезнь, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски...

Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.

Можно различить древнюю ведийскую мифологию, существовавшую до н.э., и современную мифологию и философию индуизма, живой религии современной Индии. Стоит упомянуть также буддийскую и джайнскую мифо-религиозные системы, актуальные и для Индии.

Ведийская мифология

Ведийская мифология сложилась в конце II тысячелетия до нашей эры в северо-западной части Индии, населенной арийскими племенами, пришедшими со стороны Ирана. Из-за родства с Ираном мифология и язык северной части Индии был схож с иранскими. Принято даже говорить об определенном периоде индоиранских связей, об индоиранском языке и культуре.

Истоки ведийской мифологии уходят корнями в общую индоевропейскую мифологию III тысячелетия до нашей эры. Из-за своей архаичности ведийские мифология и язык служат отличным источником для понимания древности всех индоевропейцев. Видна глубокая связь таких слов, как "веда", с русским глаголом "ведать" и происходящими от него словами "ведьма", "ведение" и т.д.

Боги древней Индии

Ведийский пантеон насчитывал 33 божества, часть которых жила на Земле, часть - на Небе, а часть была универсальной.

Земными богами были Притхиви, Агни, Брихаспати, Сома, Сарасвати. К "смешанным" богам принадлежали Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван. Небесными богами были Дьяус, Варуна, Митра, Вишну, Ушас и Ашвины.

Эти боги играли в жизни древнего жителя Индии важную роль. Жизненные и религиозные устои поддерживали Варуна и Митра, Индра и его помощники маруты ведали войной, Ашвины отвечали за плодородие и урожай.

В дальнейшем среди главных богов выделились Брахма, Вишну и Шива - это был уже значительный шаг в сторону позднейшего индуизма, который впитал в себя как ведийскую мифологию, так и мифологические представления других жителей Индостана.

Древнеиндийские боги делились на две группы: дэвы и асуры, которые воевали между собой. Сохранилась легенда, что во время битвы этих богов капли их крови падали на землю, застывали и превращались в драгоценные камни.

Ведийские мифы

Один из главных мифов ведийской мифологии рассказывали о том, как воинственный бог Индра сражался со своим чудовищным противником - демоном Вритрой, олицетворявшим хаос и непокорные силы природы. Вритра запирал мировые воды и угонял у людей скот, а Индра освобождал их.

Махабхарата

Одним из крупнейших источников по мифологии Индии является величественный эпос "Махабхарата". Она представляет собой одно из самых ярких культурных наследий человечества. Махабхарата состоит из множества легенд и преданий. В Махабхарату составной частью входит "Рамаяна".

Рамаяна

Другой знаменитый эпос Индии - Рамаяна. В ней рассказывается, как царь демонов Равана захватил власть над миром и заставил богов прислуживать себе.

Чтобы избавиться от его тирании, бог Вишну решил родиться на земле в облике смертного, которого звали Рама. Рождение бога в облике смертного в индийской мифологии называется аватаром, то есть воплощением.

Борьба Рамы и Раваны началась после того, как Равана похитил красавицу Ситу - жену Рамы. Вместе со своим верным другом Лакшманой Рама отправился выручать свою жену, и при помощи царя ястребов Джатаю и царя человекоподобных обезьян Сугривы победил его в жестоких боях и вернул свою жену.

На иллюстрациях:

1. Царь Рама, его друг Лакшмана, жена Сита и царь обезьян Сугрива

2. Танцующий бог Шива

3. Бог Вишну

4. Рама и Лакшмана со спутниками отправляются на поиски Ситы

5. Рама, седьмой аватар бога Вишну

6. Современная постановка Рамаяны во время международного фестиваля, посвященного индийскому эпосу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет

Кафедра СГД

Реферат

На тему: «Древнеиндийская мифология»

План

1. Мифология древней Индии

1.1 Мифы в духовной культуре народов Индии

1.2 Источники индийской мифологии

2. Верования, боги и герои Древней Индия

3. Миф о великих веках человечества

4. Миф о сотворении мира

5. Семья Брахмы

1. Мифология древней Индии

1.1 Мифы в духовной культуре народов Индии

Наряду с Египтом и Двуречьем Индия является одним из очагов человеческой цивилизации. Европейцы всегда стремились понять тайну этой страны, приблизиться к ее культуре. Многих пригрели легенды о несметных сокровищах, великие географические открытия начались с поисков Индии.

Происхождение цивилизации Индии теряется в глубине тысячелетий. Ее первые очаги были обнаружены английскими исследователями. В серединеXIX в. генерал Л. Каннингем руководивший археологическими исследованиями в бассейне реки Инд, обнаружил памятники неизвестной культуры (печати с письменами и рисунками, а затем и древние мертвые юрода -- Мохенджо-Даро и Хараппа). Эта древнейшая цивилизация, получившая впоследствии название Индской, или Хараппской, существовала предположительно с начала 3 тысячелетия до н. э. до 1800 г. до н. э. Язык и культура этой цивилизации, образ жизни ее населения, также как и его мифы и верования остаются загадкой. Неясны и причины ее гибели.

На смену Индийской приходит другая цивилизация, творцами которой были племена, пришедшие с севера. Они называли себя словом "арья", что значит "благородные".

Далекие предки этих племен жили где-то в Восточной Европе. Это были кочевые племена. За несколько тысячелетий до нашей эры они начали перемещаться в двух направлениях -- на Запад, в Европу, и на юг, на территорию теперешних Ирана и Индии. Возможно, что это начало "великого переселения народов"" было связано с изменением климата. Оно привело к заселению Европы племенами. Славяне, кельты, балты, германские, романские народы, греки -- отдаленные потомки тех далеких переселенцев Племена ариев, отправившиеся на юг, также перешли к оседлому образу жизни и стали предками большинства современных народов Индии. Таким образом, несмотря на огромные пространства, отделяющие Европу от Индии, населяющие их народы имеют общую древнюю родину, общие исторические и культурные корни. Поэтому их называют индоевропейскими народами. Их близость подтверждают данные языкознания. Даже неспециалист, видит сходство многих слов санскрита, языка ариев, и современных индоевропейских языков.

Совпадают слова, обозначающие родственные отношения, числительные и другие. Совпадают кс только слова, но и мифы, образы богов и героев. Видимо, у далеких индоевропейских предков была своя мифология, которую они частично сохранили, переселившись на новые места обитания.

Перейдя к земледелию, арии восприняли от местных индийских народов (дравидов) культуру возделывания риса и хлопка. Они разводили коров и лошадей, которые почитались у них священными. Первоначально арии жили общинами. Местных жителей они подчинили своей власти. Предполагают, что таким образом произошло разделение индийского общества на касты (варны). Три высшие касты -- брахманы (жрецы), кшатрии (войны), вайшьи (купцы, ремесленники) -- вели свое происхождение от ариев, тогда как низшая каста шудр происходила от местного населения. Возникнув, кастовый строй просуществовал в Индии в течение тысячелетий, вплоть до нашего времени.

В ту пору между Индом и Гангом возникает множество государств, которые соединяются в ряд последовательно сменявших друг друга империй: государства Магадха, Маурьев, Кушанское царство, держава Гуптов. Около 330 г. до н. э. Индия пережила вторжение Александра Македонского, который не смог продвинуться в глубь страны и вынужден был вернуть свои войска.

В первом тысячелетии до нашей эры в Индии заметен расцвет духовной жизни, возникает целый ряд философских и религиозных направлений и школ: брахманизм индуизм джайнизм, буддизм; на заре арийской цивилизации была создана одна из древнейших книг человечества -- Веды, в I тысячелетии до н. э. -- другая великая книга -- Упанишады. Упанишады систематизировал, мировоззрение Древней Индии, которое определило духовный облик ее народов на многие столетия. Именно в этой книге мы встречаем идеи и понятия философии и этики, важнейшими из которых являются "брахман", "карма", "атман", "сансара", "дхарма", "мокша" и ряд других. Под брахманом понималась духовная первооснова мира, своего рода мировая душа; атман -- это «частица» мировой души, принадлежащая отдельному человеку, индивидуальная душа, человеческое «Я»; индусы верили в вечное перерождение всех предметов, в переход одних вещей в другие при сохранении их духовной сущности и называли это "сансарой"; "карма" -- это закон, по которому происходит такое перерождение, это поступки человека, обеспечивающие характер его "последующей жизни"; "дхарма" -- это закон, предписывающий определенный стиль поведения, отклонение от которого влечет кармические последствия, и, наконец, "мокша" -- "освобождение" от зависимости души от телесной оболочки, от всего земного, мирского, плотского.

Центральным понятием Упанишад является Дхарма. В переводе с санскрита оно означает "закон", "порядок", долг". В соответствии с индийской традицией, каждый человек имеет свою дхарму, то есть норму поведения, которая предписывается ему свыше, имеет священный характер. Одна дхарма у царя, другая у простолюдина, одна у мужа, другая у жены. Каждый человек должен знать, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации исходя из велений дхармы.

Названные принципы и понятия формировали характерную для индийцев систему ценностей, определенный образ жизни. Для индийца всегда было характерно обожествление природы, запрет на убийство живого, стремления к ненасилию. Зло, несчастья, принадлежность к низшей касте они объясняли плохим перерождением, кармической платой за грехи прошлой жизни. В стране всегда было много аскетов, людей, стремившихся к духовному самосовершенствованию, искавших в нем путь к спасению. В Индии возникает йога как учение и система духовных и физических упражнений, ведущая к высшей цели -- освобождению человека от тягот и зависимостей в физическом мире, соединения "души", "Я" с божественным абсолютом.

Вместе с тем Индия считается родиной многих рациональных открытий и изобретений. В ней творили многие мыслители, известные и безымянные поэты, там родились великие эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". Индия была родиной прекрасных мифов, легенд и сказаний. Они играли и продолжают играть чрезвычайно большую роль в духовной культуре индийского народа. Как и мифы других народов древнего Востока, индийские мифы объясняют происхождение мира и человека, повествуют о богах и героях. На характерах героев и их подвигах воспитываются поколения. Индийская мифология воспитывала толерантность, презрение к смерти, в которой усматривалась лишь ступень к следующему перерождению, чувство долга.

В XIX веке Индия становится Британской колонией. Лишь в 1947 г. Индия получает независимость, не прибегая к насилию. Так индийские философские и моральные принципы, пронизывая мифологию и религию, воплощались в повседневной жизни миллионов людей, сформировав особый характер, мировосприятие, менталитет, ценности жизни, отличающие индийскую культуру от других культур.

миф индия духовный брахма

1.2 Источники индийской мифологии

В Индии была создана одна из древнейших книг в истории человечества -- "Веды". Об их происхождении индуистское предание рассказывает, что составил их мудрец по имени Вьяса, в которого воплотился сам бог Вишну. Произошло это, согласно традиции, за три тысячи лет до нашей эры. И в далеком прошлом, и нынче индуисты с почтением относятся к Ведам, считая их священными книгами.

По мнению ученых, Веды возникли позже, где-то в промежутке между 1500 и 1000 гг. до н. э. Книга эта земная, она представляет собой сборник гимнов и комментариев к ним, созданных ариями после того, как они обосновались на территории Индии. Веды были записаны на санскрите, древнем языке ариев. Название этих книг переводится как "Знание" .

Веды - это обобщающее название нескольких самостоятельных произведений. Древнейшем среди них считается Ригведа -- Книга гимнов. Она представляет собой записи гимнов различным арийским богам, которые исполнялись во время ритуальных жертвоприношений. Арии считали эти гимны божественными. Они верили в то, что чтение их, также как и принесение жертв, способно защитить человека oт гнева богов, обеспечить ему благополучие.

Ригведа -- книга очень большая по объему. В ней 1028 гимнов, 10500 стихов, что равно "Илиаде" и "Одиссее" вместе взятым. О том, что из себя представляли гимны "Ригведы", свидетельствует один из них:

Когда разделили пурушу, на сколько частей он был разделен?

Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, чем ноги?

Брахманам стали уста его, руки -- кшатрием,

Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,

Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер.

Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо.

Из ног -- земля. Страны света -- из слуха Так распределились миры.

В этом отрывке речь идет о возникновении множества элементов реального мира, в том числе и общественного устройства (кастового строя) из первоначала, которое называется "пуруша".

Индусы считают, что понять Веды, расшифровать их божественный смысл дано не каждому, но лишь тому, кто чист душой, сердцем и помыслами. Вплоть до сегодняшнего дня знание Вед считается признаком подлинной образованности, а знатоки священных книг окружены глубоким почетом.

В позднейшее время к Ригведе и другим первоначальным ведическим текстам (Атхарваведе, Самаведе, Яджурведе) были сделаны комментарии и дополнения. Они объединены в три книги: Брахманы, Араньяки, Упанишады. В совокупности с Ведами они называются ведической литературой. Книга Брахманов появляется тогда, когда индийское общество делится на касты (варны), среди которых брахманы занимают особое положение.

В Брахманах содержатся комментарии к Ведам, даются указания на то, как совершать религиозные обряды.

Некоторые брахманы становились отшельниками. Они уходили в леса и горы в поисках ответа на важнейшие жизненные вопросы. Так возникли Араньяки, "Лесные книги", представлявшие собой плод размышления мудрецов-отшельников.

Последняя часть ведических книг называется Упанишады Ее название переводится как "Сидящий у ног учителя". Упанишады, как и Веды, считались тайными книгами. Непосвященный, тем более тот, кто не принадлежал к высшим кастам, не смел даже прикасаться к ним. Упанишады называют философскими книгами. Из них мы узнаем, как древние индийцы понимали мир, космос, что думали о жизни, к чему стремились.

В целом ведические книги можно назвать энциклопедией духовной жизни Древней Индии. Они содержат сведения о религии, обычаях, о миропонимании Индии, составляя важный фундамент ее духовной культуры. Вместе с тем Веды и ведическая литература являются важнейшим источником по индийской мифологии. Боги, их имена, их образы, их отношения, их взаимоотношения с материальным миром, его происхождение, подвиги героев -- все это мы находим в ведических книгах.

Проходит время, и древние верования, мифы и предания получают совершенное художественное воплощение в двух величайших поэмах -- "Махабхарате" и "Рамаяне" Эти поэмы по праву считаются крупнейшими памятниками древнеиндийской литературы.

Поэма "Рамаяна" повествует о легендарных событиях, происходивших на севере Индии, в княжествах, откуда вели свой род главные герои -- Рама и Сита. Еели верить преданиям, описанные в "Рамаяне" события относятся к 1200--1000 гг. до н. э. и повествуют о Бремени расцвета и могущества страны.

Исследователи полагают, что текст "Рямаяны" был составлен позже, где-то в промежутке между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э. Он включает 24000 двустиший (шлок). Эта гигантская работа была проделана поэтом Вальмики.

Поэма повествует о том, как бог Вишну воплотился в облике земного царевича Рамы с тем, чтобы убить Равану, десятиглавое чудовище, воплощавшее зло. Равана похищает красавицу Ситу, жену Рамы. С помощью своего брата Лакшгманы, друзей и царя обезьян Ханумана Рама в жестокой схватке побеждает Равану, освобождает Ситу.

Благодаря Вальмики мы можем заглянуть в далекое прошлое Индии, узнать, как жил ее народ, в каких верил богов, чего боялся и на что надеялся. В целом же время, описанное в "Рамаяне", можно представить как "золотой век", а ее героев как идеальных людей. Дашаратха воплощает образ совершенного правителя. Рама -- совершенный царевич и муж, борец со злом. Сита -- образец верной жены.

Другая великая поэма Древней Индии -- "Махабхарата". Она состоит из 100000 двустиший (шлок), то есть из двухсот тысяч строк. Полагают, что поэма была составлена около 300 г. до н. э. Ее сюжет сосредоточен вокруг повествования о борьбе двух княжеских родов Северной Индии -- Кауравов и Пандавов -- за власть. Важнейшей частью "Махабхараты" является книга "Бхагавадгита", ставшая священной книгой кришнаитов.

Вслед за Ведами "Махабхарата" и "Рамаяна" являются важнейшими источниками изучения и изложения индийской мифологии. Все основные литературные пересказы древнеиндийских мифов основаны на содержании этих поэм.

2. Верования, боги и герои Древней Индия

Переселившись в Индию, арии принесли на новую родину свои древние верования и представления о богах.

Древнейшая религия ариев обычно называется ведической. Она сложилась как религия жертвоприношения и гимнов богам. Эти гимны передавались сначала в устной традиции, а затем были записаны и составили известную нам книгу Ригведу.

Ведическую религию по праву считают политеистической, то есть многобожной. Она включала в свой пантеон множество богов, число которых достигало сотен. В Ведах упоминаются 33 главных бога. Каждый бог или богиня ведического пантеона отождествлялся с определенным явлением природы -- водой, огнем, бурей, воздухом и т. д. среди них были старшие боги, прародители, и младшие боги, дети. Боги женились и выходили замуж. У каждого бога была супруга, богиня. Старшими среди богов считались: Адити, богиня-мать, богиня Земли, бог Неба, отец-бог Дьяус. Их дети почитались как главные боги: бог грозы Индра; бог Солнца Савитар, он же Сурья; бог огня Агни; бог ветра Ваю; Митра и Варуна -- соответственно, боги дня, света и ночи, мрака. Спутниками грозового бога Индры являются ветры -- Маруты, бурные божества, неистово носящиеся ио небу. Их отец Рудра страшный бог грозы и бури. Олицетворением утренней зари была прекрасная богиня Ушас. Предвестниками дня выступали боги-близнецы Ашвины. Олицетворял огонь бог Агни. Бог Путан покровительствовал стадам и дорогам, помогал путникам. Арьяман владычествовал над душами умерших предков. Со временем пантеон пополняется богом Камой, богом любви Калой, богом времени, богом по имени Вач, покровительствующим речи (сравните "вач" и "вещать"), Праной, богом дыхания, Брихаспати, богом молитвы и священных заклинаний, Сарасвати, богиней мудрости и другими. Чрезвычайно популярен был бог Сома, бог Луны и священного напитка, который употребляли индусы во время жертвоприношений. Смерть олицетворял бог Яма.

Когда общественная жизнь Древней Индии усложняется, а ее население переходит от патриархальных отношений к кастовым, ведическая религии постепенно переходит в брахманскую. Веды по-прежнему почитались, но с появлением новых книг -- Брахманов -- появляются и новые боги: Брахма, Вишну и Шива. Индусы видят в новых богах не столько воплощение тех или иных велений природы, но связывают их с философским осмыслением мира. Мир -- это не только моря и реки, горы и леса. Мир -- это прежде всего нечто существующее как целостное. В нем есть определенный порядок, устойчивость, стабильность. Вместе с тем в мире все меняется, происходят непрерывные процессы возникновения и уничтожения, рождения и смерти, идет непрерывная борьба добра со злом. А раз так, то боги прежде всего воплощают эти глубинные стороны мира -- его бытие, возникновение и уничтожение его частей. Именно это символизировала великая брахманская троица (тримурти). Брахма выступал в ней в роля бога-творца, создателя всего сущего. Вишну был богом-хранителем, поддерживавшем равновесие в мире, заступником всего живого, доброго, воплощением порядка. Шива почитался как страшный бог-разрушитель, символ и источник гибели, несчастий, болезней и смерти.

Индуистские боги могли превращаться друг в друга: древний великий и грозный Рудра со временем стал Шивой, а Вишну принимал облик то Брахмы, то Шивы, то спускался с небес к людям, принимая облик различных героев и даже животных. Наиболее популярным воплощением Вишну был Кришна, знаменитый герой "Махабхараты", и Рама, о котором повествует "Рамаяна". Важное место в пантеоне принадлежит женам великих богов: жене Брахмы Сарасвати (богиня мудрости), супруге Шивы, страшной богине смерти Кали.

3. Миф о великих веках человечества

Наряду с верой в богов индийцы верили в существование злых духов. Если богов они называли словом "дева"", то злые духи именовались асурами и ракшасами. Один из циклов древнеиндийских мифов посвящен борьбе девов с асурами.

Один из важнейших мифов Древней Индии рассказывает о том, что мир, в котором мы живем, периодически разрушается и воссоздается. Циклы его гибели и возрождения непрерывно повторяются. Каждый такой большой промежуток существования мира от его воссоздания до гибели называется Маха-юга, или большая эра.

В Древней Индии полагали, что продолжительность каждой Маха-юги составляет четыре миллиона триста двадцать тысяч лет. Начало каждой Маха-юги отличается моральным совершенством, гармонией людей с природой и между собой, тогда как конец ознаменован нравственным упадком, войнами, страданиями, что является признаком завершения Великой эры.

Первая из четырех частей каждой Маха-юги называется Крита-юга. На санскрите "Крита" значит "целый", "совершенный". Это эпоха моральной добродетели, совершенства, своего рода "золотой век". В мире царит великий бог Вишну, он является в облике бога-творца Брахмы, создателя всего сущего. Крита-юга -- самая продолжительная эпоха в границах Маха-юги. Индийцы верили, что ее продолжительность равна 1728000 лет. Это время гармонии людей и природы. Люди не нуждаются в жилищах, они живут на берегу моря либо в горах. Природа дает им в изобилии все, в чем они нуждаются -- и пищу, и одежду. Людям неведомы болезни они жиьут долго и счастливо. Каждый доволен тем, что имеет. Среди людей нет ни зависти, ни раздоров. Их жизнь прекрасна Высшей добродетелью у них является молитва, медитация. Жизнь людей проходит в труде, но работают они скорее из удовольствия, чем из необходимости.

Вторая эпоха каждой Маха-юги называется "Трета-юга" Слово "трета" означает "три" и говорит о том, что дхарма стоит уже не на всех четырех ногах, но лишь на трех. Но стоит она достаточно прочно.

В эпоху Трета-юги, как и раньше, плодоносят деревья, давая пропитание всем желающим. Но находятся алчные люди, которые желают присвоить щедрую растительность и сделать ее своей собственностью. Жизнь становится труднее. Природа начинает переживать разные бедствия: обильные дожди, наводнения. Теперь людям приходится работать, чтобы добыть себе пропитание, а также сооружать жилища. От сил природы приходится искать защиты и укрытия.

Следующая эра Великой юги называется "Двапара-юга". Слово "двапара" происходит от слова "два", которое на санскрите, как и на многих других языках означает "два". Эпоха так называется в связи с тем, что дхарма, основа порядка, долга и морали стоит отныне лишь на двух (а не на четырех) ногах.

B эту эпоху на людей обрушиваются несчастья -- болезни, несправедливость, смерть. Несчастья становятся частью их повседневной жизни. Людей все более одолевает алчность и жадность, кругом ведутся войны и льется кровь. Чтобы спастись, люди создают религиозные течения и разные культы.

Четвертая, последняя эпоха каждой Маха-юги называется Кали-юга. Кали -- богиня смерти. По продолжительности эта эпоха составляет четвертую часть "золотого века". Великий бог Вишну принимает облик грозного и беспощадного Шивы, разрушителя жизни.

В эпоху Кали-юги происходит расслоение общества. Люди живут в непрерывном страхе голода, смерти и болезней. Единственной добродетелью, па которую оказываются способными люди, остается милосердие. Кали-юга означает приближение конца Великой эры, наступление конца света, за которым должно последовать его возрождение.

4. Миф о сотворении мира

Юдин из древнейших индийских мифов повествует о том, что некогда, бесконечно давно, мир был совсем пуст, в нем не было ничего. Не было дня и ночи, не было света и тьмы, не было земли и солнца, не было богов и людей Весь мир покоился, словно в глубоком сне, ждал, когда великая сила придет и разбудит его. Так продолжалось очень долго, никто не знает сколько, ибо некому было вести счет времени, да и времени самого тогда не было.

В мрачном и неподвижном мире возникает вода, которая омывает мир. Из воды возникает огонь, мир согревается, и из воды и огня рождается Золотое Яйцо. Целый год плавало Золотое Яйцо в безбрежном океане. Затем оно раскололось надвое, и из него вышел Прародитель Брахма. Он сделал верхнюю половину Яйца небом, а нижнюю землей. Между ними Брахма поместил воздушное пространство. На земле установил Брахма моря и реки, горы и долины, дав им названия. Он же установил стороны света. На небе поместил Брахма Луну, Солнце и звезды. Он же установил день и ночь. Дал прародитель Брахма начало дням и месяцам, и установил он счет времени. Так был сотворен мир

Никто не знает, где живет Брахма, никто не знает, где обитает его дух. Говорят, он везде.

Когда Брахма принимает человеческий облик у него четыре лица: одним лицом он смотрит на север, два по бокам головы созерцают запад и восток, а четвертым лицом, расположенным там, где затылок, он видит юг. Иногда Брахму изображают восьмируким. Это потому, что он творец мира.. Цветок Брахмы -- лотос. Его священная птица -- лебедь.

По индийским преданиям, Брахма живет бесконечно долго, его жизнь продолжается сто лет. "День" Брахмы равен сроку существования созданного им мира. "Ночь" Брахмы -- время, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего творения.

5. Семья Брахмы

Огромный мир сотворил Брахма, но не было у него помощника, чтобы управлять им. Пожелал Брахма, чтобы у него появились дети Поскольку не было у него жены, родил Брахма детей силой своей мысли Было у него восемь сыновей, и стали они первыми живыми существами во Вселенной, и уже позже они создали все живое в мире

Первым сыном был Маричи. В переводе с санскрита его имя означает "светящийся огонек". Легенда повествует, что он вышел из плеча отца. Из глаз Брахмы родился его.второй сын Атри. Его имя переводится как "поедающий", был отцом бога Сомы. Маричи же стал прародителем демонов и людей. Третий сын Брахмы, великий Ангирас, вышел из уст своего отца и стал посредником между богами и людьми. Древние легенды рассказывают, что Ангирас был создателем многих гимнов Ригведы. А еще он установил многие законы для природы и создал астрономию, Четвертым сыном Брахмы стал Пуластья. Он тоже был великим Владыкой Созданий. Пятым сыном Прародителя стал Пулах, шестым -- Крату. А седьмой сын, Дакша, родился совсем необычным образом: он вышел из большого пальца правой ноги Брахмы. Трудным это было делом, поэтому и назван он был именем Дакши, то есть "ловкий".

Когда сыновья Прародителя стали взрослыми, они взялись задело. Старший сын Маричи, мерцающий огонек, статг мощным лучом света, и из этого света родился Кашьяпа. Кашьяпа означает "черепаха". Поэтому до сих пор многие в Индии верят, что все живое произошло от черепахи. Кашьяпа стал прародителем других богов, и демонов, и птиц, и змей, и исполинов, и коров.

Последним, восьмым сыном Брахмы, стал Бхригу, хранитель небесного огня, передавший его людям.

Были у Брахмы и дочери: Создав сыновей, Брахма не был удовлетворен вполне и решил создать прекрасную женщину. Произнеся священные заклинания, из половины своего тела он создает богиню Гаятри (она же Сарасвати, богиня мудрости) и прекрасная богиня очаровала отца-создателя, который воспылал к ней страстью. Она вознеслась на небо, и тогда Брахма сделал себе пятое лицо, которым он мог непрерывно смотреть вверх. Из пальца левой ноги Брахмы вышла другая богиня -- Вирини.

Так великий Брахма обзавелся семьей, и многочисленные боги и богини стали помогать ему править миром. Сам же Прародитель удалился на вершину величайшей горы Меру. Недоступна эта гора, где-то высоко в Гималаях, между небом и землей прячется ее вершина, и редкий путник может попасть туда.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Миф как некое сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Место и значение мифа в истории мира и культуре человечества. Источники для составления мифов, отражение в них верований народа.

    доклад , добавлен 26.01.2010

    Древнейшее искусство Харапы. Мифология Древней Индии. Основа мировосприятия индусов. Легенды Будды. Космогонические и антропогенные мифы о богах и о жизни людей. Главные боги в индуизме: Брахма, Шива, Вишну, Шакти, Ганеш. Вертикальная модель мира.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Мифология как форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности. Периоды греческой мифологии: доолимпийский, олимпийский и поздний героизм. Боги и герои в мифологии Древней Греции: Персей, Геракл, Тесей и Орфей.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Понятие мифа и мифологии. География мифологий мира. Зарождение человечества и происхождение остального мира. Предания, описывающие деяния богов и объясняющие тайны мира в мифах Древнего Египта, Южной и Восточной Азии, в современных мировых религиях.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Древнеиндийский эпос о происхождении мира, мифология европейских народов о происхождении человека. Космогония славянских мифов, их идейное единство с финской и скандинавской мифологией. Значение и обряды жертвоприношений у различных религий и народов.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2009

    Мифы древности и древнеиндийские веды. Легенда о происхождении каст. Определение места человека в мире. Даосская школа и конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве. Идеальное государственное устройство. Перспективы развития общества.

    презентация , добавлен 20.11.2011

    Представление о мире в мифопоэтических текстах и древнем изобразительном искусстве; модели творения мира. Предания о небесных светилах, легенды о сотворении первых людей. Божества славян и языческой Руси, высшая и низшая мифология, деревенские слухи.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Основы религиозных систем Индии. Ранние политеистические верования. Значимость "священного знания" Вед. Буддизм, его сущность и основные принципы. Священные для буддистов книги. Индуизм, его содержание и назначение. Оформление процессий и церемоний.

    аттестационная работа , добавлен 24.09.2011

    Мифология германо-скандинавских народов является одной из наиболее развитых религиозных систем индоевропейцев, обладающей как типичными, так и особенными чертами. Сведения по мифологии древних германцев. Временной аспект скандинавской мифологии.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2009

    Историческое взаимодействие искусства и религии. Влияние религии на античную культуру. История становления античной религии на примере Древней Греции и Древнего Рима. Боги Древней Греции и Рима. Схожесть древнеримской и древнегреческой религии.

Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.
Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки (тексты, связанные с брахманами); упанишады. Эти источники относятся к классу шрути, то есть «откровение».
Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити – «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п.

Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага.

Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. К высшему (божественному) уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах), причем само это число – существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов членят на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев), противопоставленные по тому же тройственному принципу.

В центре ведийской мифологии – мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной, организованной на иных началах.

В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны – чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т.д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, то есть к ведийскому социальному космосу.

Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda); каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико.

Индуистская мифология берет начало с I тысячелетия нашей эры в индо-арийской ведической культуре через брахманизм, испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и другие религиозные представления. Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны.

Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива – бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов, их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ.

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

В середине II тысячелетия до н. э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».

В ведической мифологии почитались главным образом космические боги и боги стихийных сил.

Древнейшие из них - бог неба Дьяус и богиня земли Притхиви. Первоначально они были слиты воедино и представляли собой первобытный хаос, но бог Индра разделил их и создал Вселенную.

Индра, бог-громовержец - верховное божество ведического пантеона. Его называют «царь богов», «царь всей Вселенной».

Сурья - бог солнца. К нему обращались с молитвами о здоровье, богатстве, процветании. Сурья представлялся в разных образах: в образе прекрасного юноши, разъезжающего по небу на золотой колеснице, в образе всевидящего небесного ока или в образе птицы.

В одном из мифов рассказывается, что Сурья родился в виде гладкого шара. Его братья-боги решили придать ему человекообразную форму - и отсекли все лишнее. Сурья стал прародителем людей, а из отсеченных частей его тела были созданы слоны.

Вишну, Брахма, Лакшми на змее Шеше. Средневековый рисунок Богом луны был Сома. Он покровительствовал растениям, поскольку считалось, что их рост происходит под воздействием лунного света.

У Сомы было двадцать семь жен - созвездий лунного неба. Но он всем предпочитал одну - прекрасную Рохини, а остальными пренебрегал. Обиженные жены пожаловались своему отцу, богу Дакши, и он предал Сому проклятью. Сома начал худеть и чахнуть, пока совсем не исчез. Без лунного света стали сохнуть на земле растения, голодать травоядные животные.

Обеспокоенные боги попросили Дакши снять с Сомы проклятие. Тот послушался, и Сома постепенно обрел свой прежний вид. Этот миф объясняет ежемесячное убывание и пребывание луны.

Сома был также божеством священного напитка, приготовляемого из травы, которая тоже называлась «сома». Благодаря этому напитку боги обретали бессмертие.

Агни - бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Он был посредником между людьми и богами. Агни имел множество воплощений и ипостасей, иногда выступал в качестве всеобъемлющего начала, пронизывающего все мироздание.

Одним из величайших богов ведического пантеона был Варуна-хранитель космических вод, божество истины и справедливости. Он обладал таинственной колдовской силой - майей. Варуна олицетворял собой мировой порядок и незыблемость высшего закона.

Ваю - бог ветра. Тысячеглазый и быстрый, как мысль, он заполнял собой все воздушное пространство. С Ваю отождествлялось жизненное дыхание - прана.

Особое место в ведической мифологии принадлежало Рудре - богу разрушительных сил. Рудра обитал вдали от всех богов на вершине Гималаев. Его представляли в виде дикого охотника, одетого в шкуры. Он был повелителем диких зверей. Рудра связан с разрушением и смертью, но в то же время может даровать долгую жизнь, исцелять болезни, способствовать плодородию. В гимне, ему посвященном, поется: «Да подаст он здоровье коням и быкам, баранам и овцам, мужчинам и женщинам!» Бог смерти Яма в отличие от других богов был смертен. Его смерть была первой от сотворения мира, и, первым вступив в царство мертвых, Яма стал его царем.

Сестра Ямы Ями оплакивала брата, причитая: «Ах, сегодня умер возлюбленный брат мой!» В то время дни еще не отделялись один от другого, «сегодня» длилось вечно, и Ями продолжала рыдать. Тогда боги создали ночь. Дни пошли один за другим, и Ями утешилась.

В середине I тысячелетия до н. э. значительную власть в Индии приобретают жрецы- брахманы. Начинается новый период развития индийской религии и мифологии, называемый индуистским. Индра на трехголовом слоне. Индуистская мифология по-прежнему признавала Веды как высший источник знания. Большинство ведических богов перешли в индуистский пантеон, но значение и функции многих из них изменились.

Вместо Индры главным божеством становится Брахма - создатель мира, «подобный тысяче солнц».

Индра из стихийного бога-громовержца превращается в покровителя царской власти и военного дела.

Один из самых почитаемых индуистских богов - Вишну. «Вишну» - значит «проникающий во всё», «всеобъемлющий». Один из его эпитетов - «тот, чье тело нельзя описать». Иногда он представляется воплощением всего мироздания. Он мог воплощаться в самые разные образы и поэтому имел «тысячу имен». Наиболее известные воплощения Вишну - Кришна и Рама.

Супругой Вишну была Лакшми - богиня красоты, счастья и богатства, появившаяся из вод океана.

Однажды боги решили добыть из океана чудесный напиток бессмертия - амриту (соответствующий ведической соме). Для того чтобы получить чудесный напиток, нужно было сбить в масло океанскую воду.

Боги принялись за работу. Вместо мутовки они взяли священную гору Мандару, поставили ее на спину великой черепахи, что покоится на дне океана и держит на себе весь мир. Огромный змей Васуки обвился вокруг горы, как веревка вокруг мутовки, и боги стали попеременно тянуть его то за хвост, то за голову, вращая гору в воде. Постепенно вода превратилась в молоко и начала сбиваться в масло.

Тогда из океана вышел бог врачевания Дханвантари и вынес богам чашу с напитком бессмертия.

Но кроме чудесного напитка из океана появилось еще много замечательных даров: белый слон, подобный облаку, волшебный конь, быстрый, как мысль, дерево, наполняющее весь мир благоуханием своих цветов, обольстительные девы-апсары, ставшие небесными танцовщицами, и - прекрасная богиня Лакшми с цветком лотоса в руках. Ее имя означает «красота» и «счастье».

Став супругой Вишну, Лакшми сопровождала его во всех его воплощениях, сама принимая различные образы.

Богам противопоставлялись демоны - асуры. Они были порождением Брахмы и первоначально обладали божественной сущностью. Но потом асуры возгордились перед богами, и боги низвергли их с неба. Асуры враждебны и богам, и людям. Многие индийские мифы повествуют о сражениях богов с асурами.

О сотворении человека существуют несколько индийских мифов. В одном из них рассказывается, что бог солнца Сурья до того, как стать богом, был смертным. За него выдали замуж Саранью, дочь бога Твишара, небесного мастера, выковавшего оружие для Индры. Саранья не захотела быть женой смертного. Колдовством она оживила свою тень и оставила ее в доме мужа, а сама вернулась к отцу. Тень Сараньи родила сына Ману, от которого произошел человеческий род.

В другом мифе первочеловеком назван Пуруша. Его имя означает «человек», но облик Пуруши достаточно абстрактен и трудно постижим. Он всеобъемлющ и вездесущ, смертен, но бессмертие является его частью, он - отец своих родителей. Боги принесли Пурушу в жертву, и из его тела возникла Вселенная, из глаз - солнце, издыхания - ветер; кроме того, из тела Пуруши появились люди, причем разделенные на социальные группы: из головы - жрецы, из рук - воины, из ног - крестьяне и низшие сословия.

Со временем глава индуистского пантеона Брахма оттесняется на второй план, его заменяют два бога - Вишну и Шива.

Шива, божество разрушительных сил, в значительной степени напоминает ведического Рудру. Шива также обитает в полном одиночестве в горах, погруженный в медитацию. Его называют «совершенным йогом».

Поклонение Вишну и Шиве развилось в два религиозных течения - вишнуизм и шиваизм, существовавших параллельно в рамках индуизма.

В более позднее время Брахма, Вишну и Шива объединяются в триаду, называемую «тримурти», что значит «обладающий тремя обликами». Брахма - творец мира, Вишну- его хранитель, Шива-разрушитель. В своем единении они олицетворяют идею постоянного перетекания этих понятий одно в другое, что обеспечивает миру устойчивость и гармонию.

Наряду с индуизмом в VI веке до н. э. в Индии возникает новая религия - буддизм.

Основателем буддизма был царевич Сиддхаратха Гаутама. При его рождении было предсказано, что он станет или великим царем, или религиозным подвижником. Отец царевича, не желая, чтобы сын удалился от мира, поселил его в великолепием дворце, окружил всевозможными удовольствиями и постарался оградить от любых неблагоприятных впечатлений.

Но однажды царевич вышел из своего дворца и оказался в городе. Первое, что он увидел, были нищий калека, дряхлый старик и гроб с покойником, которого несли хоронить. Так Гаутама впервые узнал, что в мире есть болезни, нищета, старость и смерть. Его охватили глубокая скорбь и страх перед жизнью. Но тут ему встретился монах. Царевич принял это как знамение, указывающее путь преодоления скорби и страха. Он покинул дворец и стал монахом.

Несколько лет вел царевич строгую, аскетическую жизнь. После того как он сорок восемь дней неподвижно просидел под священным деревом, на него снизошло просветление и он стал Буддой.

Учение буддизма заимствовало из ведической и индуистской мифологий ряд сюжетов и персонажей, но боги в буддизме занимают второстепенное место. Будда - это не бог, а человек, смиривший свои страсти и достигший полного просветления духа. Путем праведной жизни каждый, исповедующий буддизм, может стать Буддой.

Буддийская традиция называет разное число Будд. По одному мнению, их было трое, по другому - пятеро, по третьему - «столько, сколько песчинок в Ганге».

Зародившись как секта буддизм со временем стал одной из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ В середине II тысячелетия до н. э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».Веды содержат в себе повествования о богах, об устройстве Вселенной, о

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Индийская школа живописи Придворной живописи была свойственна персидская манера в исполнении могольских миниатюр, отличавшаяся такими чертами, как реалистичность (по сравнению с иранской школой миниатюры) и отсутствие всяческой манерности.Как раджпутская, так и

Из книги Индийская мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Составитель: Кирилл Королев ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ Предисловие «Царство же таково: в одну сторону нужно идти десять месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что там небо с землею встречаются. И живут в одной области немые люди, а в другой - люди рогатые, а в иной земле -

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из книги Числа Судьбы: пифагорейская, индийская и китайская нумерология автора Костенко Андрей Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Секрет № 228 Индийская маска Если у тебя жирная, пористая кожа, эта маска тебе поможет.Следует взять по 1 чайной ложке меда, теплого молока, картофельного крахмала, поваренной соли и перемешать до образования кашицы. Смесь наносят на лицо ватным тампоном, слой за слоем, пока

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Из книги Омоложение [Краткая энциклопедия] автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Anne of the Indies Анна Индийская 1951 - США (87 мин)· Произв. Fox (Джордж Джессел)· Реж. ЖАК ТУРНЁР? Сцен. Филип Данн и Артур Сизар по сюжету Герберта Рэвенела Сасса· Опер. Гарри Джексон (Technicolor)· Муз. Франц Уэксмен· В ролях Джин Питерз (капитан Анна Провиденс), Луи Журдан (капитан Пьер

Из книги автора

Индийская диета Эта диета построена на вегетарианских принципах, позволяет сбросить лишние килограммы и перестроить свои пищевые привычки. Итак, каждый день нужно употреблять следующие продукты: 2-3 сырых или сушеных фрукта до, во время и после еды; сырые овощи,



События