Презентация на тему архитектура 13 века. Архитектура Киевской Руси в X-XIII веках - Конкурс молодых историков "Наследие предков - молодым". История изучения архитектуры Киевкой Руси

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (X–XIII ВЕКА)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные памятники древнерусской письменности и книжности X–XIII вв.;
  • основные жанры и памятники древнерусской литературы X–XIII вв.;
  • особенности развития и основные памятники древнерусской архитектуры X– XIII вв.;
  • особенности развития и основные памятники древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства X–XIII вв.;

уметь

  • определить после прочтения жанр памятника древнерусской литературы;
  • описать и охарактеризовать иконописное изображение;
  • определить по иллюстративному материалу основные техники декоративно-прикладного искусства;
  • различить региональные особенности архитектурных и иконописных школ и традиций;

владеть

  • методикой поиска информации в библиотечных и электронных ресурсах по изучаемому периоду и изучаемой проблематике;
  • представлениями о содержании понятий "культура", "искусство" применительно к истории Древней Руси и различных русских земель XII – начала XIII в. (по регионам).

Ключевые термины и понятия : крестово-купольный храм, икона, иконостас, фреска, книжность, летопись, житие, повесть, патерик, православная культура.

Ключевые имена : Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Иларион, Кирилл Туровский, Никон, Феодосий Печерский, Владимир Мономах, Нестор, Боян, Игорь Святославич.

Архитектура

Сохранившиеся памятники русской архитектуры домонгольского времени представляют собой в основном церковные постройки или крепостные (фортификационные) сооружения (Золотые ворота Киева, Владимира и т.д.). Жилые дома большей частью строились из дерева и до наших дней не дошли.

Первые русские храмы построены византийскими зодчими. Заимствованная из Византии форма храмовой архитектуры представляет собой так называемый крестово-купольный храм.

Этот тип культового сооружения сформировался в византийской архитектуре раннего Средневековья путем изменения заимствованной из античной архитектуры базилики и соединения ее с типом купольного храма. Вытянутая по оси базилика имеет три продольных нефа. Со временем появился поперечный неф, и базилика приобрела крестообразный план. В таком виде строились христианские храмы католического мира в Средневековье и Новое время. В Византии трансформация базилики продолжилась: продольный неф сократился, соединившись с поперечным в единый объем, а на пересечении нефов появился купол, ставший доминантой всего сооружения. В таком виде тип крестово-купольного храма был заимствован из Византии на Русь после принятия христианства и закрепился в русской архитектуре (вплоть до настоящего времени).

Византийские храмы строились из плинфы – плоского кирпича. Ряды плинфы перемежались слоями известкового раствора. В сооружениях XI в. применялась техника с так называемым утопленным рядом : с известной периодичностью очередной ряд кладки то выступал от поверхности стены на несколько сантиметров, то отступал от нее вглубь. "Утопленные" ряды образовывали продольные борозды, которые заштукатуривались и превращались таким образом в светлые полосы. Вся стена храма становилась полосатой, что создавало декоративный эффект. В русских храмах XII в. начали применять порядовую технику кладки, т.е. без "утопленного" ряда. Слой раствора, правда, делали шире, чем ряд плинфы, от чего храм также становился полосатым, но эти полосы были мельче и выглядели менее нарядно.

Первые храмовые постройки на Руси были осуществлены опытными мастерами, приглашенными из Византии, поэтому ранние русские храмы имеют большие размеры. Самая ранняя каменная церковь – Десятинная в Киеве – возведена в конце X в. (991–996). Она не сохранилась, но насколько можно судить на основании фундаментов, это была постройка крестово-купольного типа, весьма больших размеров даже для Византии, что и неудивительно: ведь Десятинная церковь строилась как главный храм Киева.

При Ярославе Мудром в 1130-е гг. в Киеве был возведен Софийский собор (исследователи считают наиболее вероятной летописную дату строительства – 1037 г.). Однако София Киевская не самый ранний из сохранившихся древнерусских храмов. Таковым следует считать Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный при черниговском князе Мстиславе Владимировиче. Похороны Мстислава в Спасо-Преображенском соборе в 1036 г. проходили во время строительства храма. Летописец так описывает недостроенный храм: человек, стоящий на лошади, мог дотянуться до верха стен. Следовательно, Спасо-Преображенский собор был заложен несколько ранее Софии.

Оба храма крестово-купольного типа, но София имеет разветвленную систему галерей, обилие глав, поэтому крестово-купольная схема в ней просматривается с трудом. Конструкция черниговского собора более проста: шестистолпный пятиглавый храм с нартексом (дополнительным поперечным нефомв западной части) и двумя лестничными башнями, ведущими на хоры. Две лестничные башни имеются и в киевском Софийском соборе, но там они инкорпорированы в сложную систему галерей и не примыкают непосредственно к главному объему храма. Без лестничных башен в ту эпоху было не обойтись: поскольку внутристенных лестниц не устраивали, то только по специальной пристроенной лестнице можно было попасть на хоры, которые располагались либо над входом, либо, как в Софии Киевской, еще и вдоль северной и южной стен собора, представляя собой своеобразные балконы. На хорах (по-древнерусски – полатях) церковную службу слушали представители княжеской семьи с приближенными. Такой обычай русские князья переняли у византийских императоров. По этой причине почти все кафедральные и княжеские храмы домонгольской Руси имели лестничные башни.

Киевская София стала образцом еще для двух Софийских соборов, построенных в XI в.: Софии Новгородской (1045–1050) и Софии Полоцкой (1050-е). Хотя эти соборы строились с явной ориентацией на киевскую Софию, у всех Софийских храмов был общий образец – Софийский собор в Константинополе, являвшийся кафедральным для всей Константинопольской патриархии, в состав которой входила и Киевская митрополия.

В XII в. зарождаются региональные архитектурные школы, каждая со своими особенностями, повлиявшими на последующее развитие русской архитектуры. Так, в Новгороде сложилась традиция строительства небольших по объему одноглавых церквей, инициаторами возведения которых выступали жители конца (района) или улицы, а также купеческие корпорации (например, церковь Ивана на Опоках). Храмы строились в смешанной технике: использовались и плинфа, и камень. Зодчие, по всей видимости, были из местных, что объясняет небольшой размер и толстые стены новгородских храмов: ведь строить приходилось с большим запасом прочности. Близкой к новгородской традиции оказывается псковская архитектурная школа, поскольку в это время Псков входил в состав Новгородской земли.

В Галицко-Волынском княжестве в первой половине XII в. работали западноевропейские мастера, строившие в романских традициях – из белого камня (известняка). Западное влияние в Галицкой земле было столь велико, что во второй половине XII в. там появились храмы в форме квадрифолия и ротонды (круглые в плане). Есть данные, согласно которым в первой половине XIII в. использовались витражи, что свидетельствует уже о влиянии западноевропейской готики.

Исследователи полагают, что от галицкой традиции берет начало белокаменное строительство во Владимиро-Суздальском княжестве. Первые белокаменные храмы там появляются во время правления Юрия Долгорукого, чья дочь была замужем за галицким князем Ярославом Осмомыслом. Самым ранним из сохранившихся памятников является церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1140-е), самый поздний из каменных храмов времени Юрия Долгорукого – Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском (1150-е).

Почти все постройки времени Юрия Долгорукого представляют собой небольшие крестово-купольные одноглавые храмы с минимальным декором. Храмовая архитектура времени Андрея Боголюбского более разнообразна. Сохранились Успенский собор (1158) и Золотые ворота (ок. 1164) во Владимире, фрагмент княжеского дворца в Боголюбове (1150-е) и церковь Покрова на Нерли (середина XII в.). Согласно летописи, Андрей пригласил иностранных зодчих, что подтверждается современными исследованиями. Полагают, что во Владимире работал итальянский или немецкий архитектор: в постройках времени Андрея Боголюбского появляется резная фасадная скульптура, подобная той, которая украшает романские храмы Западной Европы того времени.

Следующий этап владимиро-суздальской архитектуры приходится на правление Всеволода Большое Гнездо. В 1185 г. от пожара сильно пострадал владимирский Успенский собор. Появилась угроза его разрушения. Приглашенные Всеволодом мастера, также западноевропейского происхождения и выучки, окружили собор галереями и пристроили еще четыре главы. Получилось сложное архитектурное сооружение, пятиглавие которого впоследствии стало атрибутом кафедрального собора в России XVI-XVII вв.

Из построек времени Всеволода выделяется придворный Дмитриевский собор во Владимире, возведенный в 1190-е гг. Четырехстолпный одноглавый собор уникален тем, что его стены покрыты белокаменной резьбой, в которой присутствуют такие редкие для средневековой иконографии сюжеты, как борьба Геракла со львом, вознесение Александра Македонского на небо и пр. В одной многофигурной композиции исследователи видят семейный портрет самого Всеволода с сыновьями. Традиция украшать храмы белокаменной резьбой продолжилась и при сыновьях Всеволода. Среди их построек самой выдающейся является Георгиевский собор в Юрьеве Польском, возведенный накануне монголо-татарского нашествия.

Татаро-монгольское нашествие прервало архитектурные традиции Руси. Исключением стали новгородские и псковские земли, до которых войско Батыя не дошло. Наработки новгородской архитектуры второй половины XIII в., развитые в XIV–XV вв. в новгородских и псковских землях, пришли в центральную Россию, но гораздо позднее, в XV в.

Архитектура Древней Руси X – XIII века Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Каменное зодчество Руси: Начало строительства храмов; Закладка храма; Разметка храма; Устройство фундамента; Материал для строительства: глина и камень; Устройство стен и окон; Наборы кирпичей используемые в строительстве; Система деревянных «связей» для укрепления стен; Система сводов в русской крестово-купольной церкви. Собор Святой Софии в Киеве - XI век; Собор Святой Софии в Новгороде – 1045-1052 гг.; Церковь Покрова Богородицы на р. Нерли – XII век. План

Начинали строить храмы обычно весной или летом и заканчивали работу осенью (март - сентябрь). В первый год обычно устраивали фундамент. Затем два-три года возводили стены и крыши. Последний год был посвящен куполам и главам храма. Так, более или менее большой храм строили на Руси 4-5 лет.. Начало строительства храма.

Прежде всего, подготавливалась ровная площадка. Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма от будущего входа до будущего алтаря. Ось храма ориентировали алтарем на восток. Но восток понимали как точку восхода солнца. А известно, что солнце восходит точно на востоке только два дня в году. Поэтому и храмы (как на Руси, так и в Западной Европе) ориентированы в довольно широком диапазоне с юго-востока до северо-востока. Закладка храма.

Разметка храма

Устройство фундамента

Материал для строительства: глина Наиболее распространенным материалом в каменном строительстве Древней Руси был кирпич. Со времени первой каменной постройки и до середины XIII века (до монгольского вторжения) кирпичи на Руси имели форму тонких и широких плиток. Такая форма кирпича пришла на Русь вместе с византийскими мастерами и потому называлась по-гречески плинфа (плинтъ, плинфъ). Слово же кирпич русские заимствовали у поволжских татар лишь в XIV веке.

Материал для строительства: камень В каждом княжестве предпочитали свой, местный, камень. Так, в Киеве, Чернигове, Переславле применяли красный шифер, который легок в обработке и обладает красивым цветом - оттенками лилового, фиолетового, розового. В Смоленске использовали красновато-лиловый песчаник. В Новгороде - известняковую плиту, а позднее пористый ракушечник бурого, красноватого или зеленоватого цветов. Во Владимир и Суздаль привозили крепкий белый морозоустойчивый известняк из-под Москвы по рекам Пахре, Москве, Воре и Клязме.

Устройство стен и окон

Наборы кирпичей используемые в строительстве

Система деревянных «связей» для укрепления стен

Система сводов в русской крестово-купольной церкви

Собор Святой Софии в Киеве - XI век

Собор Святой Софии в Новгороде – 1045-1052 гг.

Церковь Покрова Богородицы на р. Нерли – XII век

«Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово» - Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Церковь Покрова на берегу Нерли. Храм в вечернее время. Высота галереи составляла 5.5 метров. Легенда создания церкви. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, История создания церкви.

«Церковь Покрова на Нерли» - Церковь Покрова на Нерли. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м. Архитектурные особенности церкви. Церковь в искусстве. Памятник мирового искусства. Храм кубического типа. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Лебедь-храм, плывущий по волнам времени. Стены церкви украшены резным рельефом.

«Архитектура Руси 14-16 века» - Изборская крепость. Луковка. Церковь Спаса. Строительство периода XIII-XVI в.. Гранатовитая палата Московского Кремля. Собор Спаса – Преображения в Твери. Оружейная палата. Церковь Федора Стратилата. Церковь Спаса Преображения. Собор Василия Блаженного в Москве. Храм вознесения в селе Коломенском. Архитектура России в XIV-XVI вв.

«Архитектура Руси 14-15 века» - «Богоматерь Донская». Архитектура и живопись в XIV – XVI вв.. «Кремль – алтарь России» М.Ю. Лермонтов. Андрей Рублёв. Грановитая палата. Архитектура. Благовещенский собор Московского Кремля. Проблема урока. Успенский собор Московского Кремля. «Апостол Павел». Строительство храма Василия Блаженного. Архангельский собор был возведен в 1505-1508 гг..

«Храм Покрова на Нерли» - Традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. Место для постройки церкви. Храм Покрова на Нерли. В русской архитектуре нет памятника более лирического. Внутреннее пространство церкви. Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году.

«Московское зодчество» - Церковь Вознесения в Коломенском. Красная площадь. Площадь, вымощенная брусчаткой, является пешеходной зоной. От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Гранатовая палата в Кремле. Московский Кремль. Архитектура Московкого княжества. Кремль имеет 20 башен. Покровский собор. Внутреннее убранство храма.

Всего в теме 25 презентаций

* Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие молельни крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции сияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. * Дню русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличиеразного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. ” Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным дрвением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры. * Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и вы поймёте, о чём идёт. Что такое архитектура Руси

Архитектура ДРЕВНЯЯ архитектура, которая восходит к Руси языческой КАМЕННАЯ архитектура, которая связана с Русью христианской

Многоярусность строений Наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней Украшение художественной резьбой Увенчивание башенками и теремами Древняя архитектура «Два всадника» фрагмент украшения Михайловского златоверхого монастыря в Киеве

Каменная архитектура Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупальному пространству прямоугольные ячейки образуют крест). Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986– 996 гг. Киев.

Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций. Собор Святой Софии в Киеве- памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпича-плинфы, серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича.

Софийский собор в Новгороде. Софийский Собор в Новгороде – памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня.

Золотые ворота в Киеве. Золотые ворота - крепостная башня с широким (7, 5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме. Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого.

Дмитриевский собор во Владимире. Построен в 1194 -1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строго продуманные пропорции одноглавого 4 -столпного храма, обилие фасадных скульптурных украшений придают собору величественность и торжественную парадность. В XII в. , по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали однокупольные храмы – богатыри, сменившие прежние пирамиды. Фрагмент фасада.

Слайд 2

План

Каменное зодчество Руси: Начало строительства храмов; Закладка храма; Разметка храма; Устройство фундамента; Материал для строительства: глина и камень; Устройство стен и окон; Наборы кирпичей используемые в строительстве; Система деревянных «связей» для укрепления стен; Система сводов в русской крестово-купольной церкви. Собор Святой Софии в Киеве - XI век; Собор Святой Софии в Новгороде – 1045-1052 гг.; Церковь Покрова Богородицы на р. Нерли – XII век.

Слайд 3

Начало строительства храма.

Начинали строить храмы обычно весной или летом и заканчивали работу осенью (март - сентябрь). В первый год обычно устраивали фундамент. Затем два-три года возводили стены и крыши. Последний год был посвящен куполам и главам храма. Так, более или менее большой храм строили на Руси 4-5 лет..

Слайд 4

Закладка храма.

Прежде всего, подготавливалась ровная площадка. Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма от будущего входа до будущего алтаря. Ось храма ориентировали алтарем на восток. Но восток понимали как точку восхода солнца. А известно, что солнце восходит точно на востоке только два дня в году. Поэтому и храмы (как на Руси, так и в Западной Европе) ориентированы в довольно широком диапазоне с юго-востока до северо-востока.

Слайд 5

Разметкахрама

  • Слайд 6

    Устройство фундамента

    Слайд 7

    Материал для строительства: глина

    Наиболее распространенным материалом в каменном строительстве Древней Руси был кирпич. Со времени первой каменной постройки и до середины XIII века (до монгольского вторжения) кирпичи на Руси имели форму тонких и широких плиток. Такая форма кирпича пришла на Русь вместе с византийскими мастерами и потому называлась по-гречески плинфа (плинтъ, плинфъ). Слово же кирпич русские заимствовали у поволжских татар лишь в XIV веке.

    Слайд 8

    Материал для строительства: камень

    В каждом княжестве предпочитали свой, местный, камень. Так, в Киеве, Чернигове, Переславле применяли красный шифер, который легок в обработке и обладает красивым цветом - оттенками лилового, фиолетового, розового. В Смоленске использовали красновато-лиловый песчаник. В Новгороде - известняковую плиту, а позднее пористый ракушечник бурого, красноватого или зеленоватого цветов. Во Владимир и Суздаль привозили крепкий белый морозоустойчивый известняк из-под Москвы по рекам Пахре, Москве, Воре и Клязме.

    Слайд 9

    Устройство стен и окон

    Слайд 10

    Наборы кирпичей используемые в строительстве



    События