Захария праведный. Житие пророка захарии Жития пророка Захарии и праведной Елисаветы

Книга пророка Захарии – самая мессианская из всех ветхозаветных книг. Книга Захарии часто (41 раз) цитируется в Новом Завете.

Пророк Захария родился в Вавилоне. Он происходил из рода священников и, по-видимому, был левитом. Имя пророка переводится как «тот, о ком помнит Иегова». В Ветхом Завете это имя носят как минимум 30 лиц. Захария был младшим современником пророка Аггея. Захария начал пророческую деятельность в юном возрасте вскоре после репатриации Иудеев из Вавилонского плена.

Читать книгу Захарии

Книга Захарии состоит из 14 глав.

Книга пророка Захарии история.

В 586 году до н.э. Иерусалим пал под натиском вавилонян. Иудейское царство прекратило существование. За 136 лет до этого пол ударами Ассирии пало Израильское Царство. После падения Иерусалима его население было взято в Вавилонский Плен и освобождено Киром только спустя 70 лет, когда Вавилонская империя была завоевана персами.

Только незначительная часть евреев решило вернуться домой. Возвращенцы пытались воссоздать левитскую систему служения и жертвоприношений. Вскоре было начато строительство Второго храма на месте Храма Соломона, которое, вследствие многих причин, было вскоре приостановлено на 16 лет. Пророк Аггея в своих речах призывал сограждан закончить постройку храма. Вскоре приступил к пророческой деятельности и Захария, который также был обеспокоен ситуацией с Храмом.

Еще во времена плена пророку Даниилу было откровение, что языческие народы будут властвовать над богоизбранным народом до тех пор, пока не придет Мессия. Однако, наличие Храма считалось обязательным условием, без которого приход Мессии был бы невозможен. Деятельность Захарии была направлена на завершение строительства храма.

Книга Захарии толкование.

Основная тема книги – воссоединение Господа и Его народа. Захария стремиться переубедить и приободрить остаток Израильский, который начал сомневаться в возможности милости Бога. Пророк говорил, что если народ сердцем будет с Богом, то Бог не оставит их. Он вернется к ним в виде Воплощенного Сына.

Согласно Захарии, бог жаждет взаимоотношений со Своим народом, хочет, чтобы они приняли его не только внешне, но и душой.

Книга Захарии имеет следующее литературное построение:

1. Призыв к покаянию (начало первой главы),

2. Восемь апокалиптических видений Захарии (главы 1 — 6),

3. Два пророчества о спасении Израиля (главы 9 — 14).

Книга Захарии весьма сложна для толкования. Видения пророка таинственны и символичны. Значение видений не всегда объясняется. Следует отметить, что пророческие видения Захарии выстроены в логической последовательности и раскрывают хронологию плана Божьего.

  • Всадник на рыжем коне между миртами.
  • Четыре рога и четыре рабочих.
  • Муж с землемерной верьвью.
  • Очищение Иисуса первосвященника. Увенчание чистым кидаром.
  • Золотой светильник и две маслины
  • Летящий свиток.
  • Женщина в ефе.
  • Четыре колесницы

Значение Книги пророка Захарии.

Книга Захарии – одна из самых ободряющих пророческих книг Ветхого Завета. Она содержит огромное количество прямых ссылок на пришествие Мессии. Пророк Захария отождествляет Мессию с Богом и Тем, Кто был послан Богом, чтобы жить среди Своего народа. Захария подчеркивает безграничную любовь Господа к человеку, Его желание идти на контакт, Его готовность помиловать народ Его. Книга пророка Захарии полна ободрения и надежды на милость Господа.

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Иоанна Крестителя . Они происходили из рода Ааронова . Святой Захария был священником Иерусалимского храма . Святая Елисавета была сестрой святой Анны . Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" (Лк. 1, 5 -25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" (Лк. 1, 15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии " (Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Таким образом, известные ныне памяти обретения и перенесения мощей святого Захарии, отца Предтечи, на деле не относятся к нему.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Свяще́нства оде́ждею обложе́н прему́дре,/ по зако́ну Бо́жию всесожже́ния прия́тна священноле́пно приноси́л еси́, Заха́рие,/ и бы́л еси́ свети́льник и зри́тель та́йных,/ зна́мения в тебе́ благода́ти нося́ я́вственно всему́дре./ И мече́м убие́н бы́в в хра́ме Бо́жии, Христо́в проро́че,// с Предте́чею моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Проро́к дне́сь и свяще́нник Вы́шняго,/ Заха́рия предложи́, Предте́чев роди́тель,/ трапе́зу своея́ па́мяти,/ ве́рныя пита́я,/ питие́ бо пра́вды все́м раствори́в,/ сего́ ра́ди скончава́ется,// я́ко боже́ственный таи́нник Бо́жия благода́ти. ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2095/sxsaintinfo.aspx .

Garitte, Calendrier , p. 227, 232, 400. Ссылка по "Память перенесения мощей святого апостола Иакова, брата Господня и святых Симеона и Захарии" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. II. - С. 417.

[греч. Ζαχαρίας], прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (пам. 5 сент.). З. был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк 1. 5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в 1 или 2 недели, в течение к-рых священники по жребию совершали положенные ритуалы (Nolland . 1989. P. 26)).

Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме З. сподобился явления арх. Гавриила , к-рый сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя З., судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва З. о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу» (Theoph. Bulg . In Luc. 1 // PG. 123. Col. 698). Вместе с тем в ВЗ приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому З. мог также молиться и о рождении сына. По обетованию арх. Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17).

З. выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника З. стал глух и нем (Лк 1. 22; ср.: Лк 1. 62). «Справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием» (Theoph. Bulg . In Luc. 1 // PG. 123. Col. 700). В этом состоянии З. пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты З.: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт 15. 9-21; Суд 6. 36-40; 4 Цар 20. 8-11; 1 Цар 10. 2-16; Лк 1. 36; 2. 12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно к-рому немота З. должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан 8. 26; 12. 4, 9; Откр 10. 4). Кроме того, неверие З. противопоставляется вере Марии, о к-рой повествуется далее (Лк 1. 45) (Brown . 1993. P. 263). Стоявший вне святилища народ, после того как З. вышел к ним и «объяснялся... знаками» (Лк 1. 22), понял, что ему было видение.

Когда через 9 месяцев у З. родился сын, то на 8-й день после рождения родственники и соседи собрались в доме З. и Елисаветы, чтобы обрезать младенца и дать ему имя. Елисавета, памятуя о повелении Божием, переданном через арх. Гавриила, сказала, что имя его должно быть Иоанн, что подтвердил и З., написав на дощечке то же имя. После этого З. исцелился и, исполнившись Св. Духа, благословил Бога и изрек пророчество, в к-ром возвестил о грядущем вскоре обещанном спасении Израиля и о роли в этом событии своего новорожденного сына (Лк 1. 67-79).

История З. встречается также в повествовании апокрифического «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.). Здесь З. представлен в качестве первосвященника. По сюжету апокрифа он получает откровение о судьбе Богородицы, о том, что Марии суждено стать женой Иосифа (гл. 8). Также упоминается (но без указания причин и обстоятельств) о немоте З. (гл. 10). В конце апокрифа описана сцена убийства З. за нежелание выдать местонахождение своего сына. По приказу царя Ирода он «был убит… перед храмом» (гл. 23). Заканчивается рассказ загадочными словами о том, что священники, войдя в храм, «тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся как камень» (гл. 24). Последняя деталь из жизнеописания З., по всей видимости, является результатом отождествления его с др. Захарией, «убитым между жертвенником и храмом», о к-ром Иисус Христос упоминает в Лк 11. 51 (ср.: Мф 23. 35). Блж. Феофилакт приводит толкование, имевшее широкое распространение в его время, к-рое также сохраняет это предание. Он говорит, что З. «не исключил из ряда дев Богородицу после того, как Она родила Христа, и поставил Ее на том же месте, где и они стояли, а это место было между храмом и внешним медным алтарем. За это и убили его. Так как некоторые ожидали во Христе будущего царя своего, а другие между тем не желали быть под властью царя, то поэтому убили этого святого и за то, что он утверждал, что родила Дева и что родился Христос, будущий Царь их, что было им противно, ибо они желали быть без царя» (Theoph. Bulg . In Luc. 11 // PG. 123. Col. 872). О том, что З. был первосвященником, также упоминал (возможно, под влиянием «Протоевангелия Иакова») и свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. De incompreh. 2 // PG. 48. Col. 710-711).

По мнению большинства совр. библеистов (см., напр.: Peels. S. 594), в Лк 11. 51 содержится ссылка на 2 Пар 24. 20-22, где рассказывается о сыне свящ. Иодая Захарии, который, исполнившись Св. Духа, обличил вероотступничество царя Иоаса и был по приказу последнего побит камнями «на дворе дома Господня» (2 Пар 24. 21). Согласно Мф 23. 35, Господь говорит о Захарии, сыне Варахии, отождествляя этого мученика с одним из малых пророков послепленного периода (см.: Зах 1. 1). Такое отождествление допускали еще свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Matth. 74 // PG. 58. Col. 681) и блж. Феофилакт (Theoph. Bulg . In Matth. 23 // PG. 123. Col. 405). Никифор Каллист (XIV в.) со ссылкой на свт. Ипполита Римского, пишет в «Церковной истории» о том, что первая жена прав. Иосифа Обручника, Саломея, приходилась племянницей З. (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3 // PG. 145. Col. 760).

В визант. источниках сохранилось анонимное апокрифическое Мученичество З., основанное на тексте «Протоевангелия Иакова» (BHG, N 1881). Кроме того, З. посвящен ряд агиографических произведений: Слово патриарха К-польского Германа II (1223-1240) (BHG 1881m), Похвальное слово Михаила Синкелла (IX в.) (BHG, N 1881n - 1881nb), 2 Похвальных слова Космы Веститора (VIII-IX вв.) (BHG, N 1881q - 1881r), 3 анонимных Похвальных слова (BHG, N 1881p, N 1881v - 1881x).

В РПЦ и др. правосл. Церквах память З. отмечается 5 сент. Древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, сохранившийся в арм. и груз. версиях, кроме памяти З. 5 сент. отмечал 27 сент. явление ему арх. Гавриила, 1 дек.- обретение мощей З., ап. Иакова Праведного и Симеона Богоприимца и 18 мая - память этих 3 святых в церкви, построенной в Иерусалиме Павлом из Элевтерополя (Кекелидзе. Канонарь. С. 114, 135, 144; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. Т. 2. P. 11, 42, 54; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 67, 92, 107). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 23 окт. есть сообщение, что память З., ап. Иакова Праведного и Симеона Богоприимца отмечалась в К-поле в церкви, посвященной Пресв. Богородице, рядом со Св. Софией. Согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), в этой церкви находились мощи З., Иакова и Симеона (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 448). Известно, что мощи З. были перенесены в К-поль в 415 г. В ряде визант. календарей память З. указывалась 15 или 16 мая, а обретение мощей - 11 февр. В Синаксаре К-польской ц. кон. X в. есть упоминание о 2 храмах во имя некоего св. Захарии, в Атроа и в монастыре Парадисий. И. Делеэ и Р. Жанен полагают, что церковь в Парадисии была освящена во имя З. Храм в Атроа Жанен не упоминает. В BHG приводится еще один день памяти З., которого нет в SynCP,- 30 дек., видимо, указанный в одной из визант. рукописей.

По свидетельству паломника Иоанна Фоки (1185), гробницы с мощами З. и Елисаветы находились в ц. св. Иоанна Предтечи, устроенной на месте его темницы в г. Севастии (ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2. (Вып. 23). С. 39). В наст. время мощи (или часть мощей) З. пребывают в афонском монастыре Кастамонит (Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 176).

В Римско-католич. Церкви память З. совершается 6 нояб. (в нек-рых Мартирологах указываются даты 6 сент. и 5 нояб.), особенно торжественно в Латеранской базилике в Риме, где, согласно зап. традиции, хранятся мощи З. (Mariani . Col. 1445).

Ист.: BHG, N 1881-1881x; SynCP. Col. 15-16, 155, 169, 366; Νικόδημος . Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 85-88.

Лит.:Mariani B. Zaccaria // BiblSS. Vol. 12. Col. 1443-1446; Janin . Églises et monastères. P. 133; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1198-1199; Nolland J. Luke. Dallas (Tex.), 1989. Vol. 1: 1-9: 20. P. 13-81. (WBC; 35a); Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 160; Watson J. F. Zechariah (31) // ABD. Vol. 6. P. 1060-1061; Witherington B . The Birth of Jesus // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 60-74; Brown R. E. The Birth of the Messiah. N. Y.; L., 19932. P. 256-285; 367-392; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997. P. 225-230; Peels H. G. L. The Blood «from Abel to Zachariah» (Matthew 23, 35; Luke 11, 50f.) and the Canon of the OT // ZAW. 2001. Bd. 113. S. 583-601; Murphy C. M. John the Baptist: Prophet of Purity for a New Age. Collegeville (Minn.), 2003. P. 43-90.

П. Ю. Лебедев, О. Н. А., О. В. Л.

Гимнография

З. вспоминается в правосл. богослужении в праздники, посвященные Иоанну Крестителю (Зачатие (23 сент.) и Рождеству (24 июня)) как его отец.

В груз. памятниках, отражающих традиции древнего иерусалимского богослужения, память З. вместе с Елисаветой отмечается 26 июня, в рамках многодневного празднования Рождества Иоанна Предтечи (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 261; Марр И. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 139).

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 16) память З. установлена 5 сент. наряду с памятью др. святых, в нек-рых списках помещается последование З., включающее тропарь ῾Η σεπτὴ τοῦ προφήτου σου πανήγυρις̇ (Честное пророка твоего празднование), прокимен из Пс 63, Апостол Евр 9. 11-14, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Евангелие Мф 23. 29-39, причастен Пс 111. 6b.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 277-278), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, на память З. 5 сент. приводится праздничное последование, включающее 6 стихир З. на «Господи, воззвах», пение «Бог Господь» на утрене и тропарь 8-го гласа по 9-й песни светилен () (студийский светилен малых праздников). На литургии на блаженнах поются 3-я и 6-я песни канона З., прокимен из Пс 109, Апостол Евр 4. 14 - 5. 6; аллилуиарий, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260-261) 5 сент. соединяются последования З. и еп. Гортинского Кирилла, совершается служба с пением «Бог Господь» и тропаря З. 4-го гласа ῾Ιερωσύνης στολισμόν, περιβαλλόμενος σοφέ̇ (), проч. указания те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., Апостол Евр 5. 4-10, аллилуиарий со стихом из Пс 96. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 15-16) 5 сент. указана только память З., тропарь тот же, что и в Евергетидском Типиконе, на утрене поется «Бог Господь». На «Господи, воззвах» 3 стихиры З. и 3 - Пресв. Богородицы. На литургии прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий тот же, что и в Евергетидском Типиконе, причастен Пс 32.1. В афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в груз. переводе (Георгия Мтацминдели Типикон - см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 230) на литургии 5 сент. прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 91, причастен Пс 32. 1.

В иерусалимских Типиконах разных редакций, начиная от ранних (см.: Lossky. Typicon. P. 158-159) и вплоть до нынешних, устав службы 5 сент. практически не менялся, сохраняя сходство со студийскими Типиконами. На «Господи, воззвах» стихиры З. поются на 6, канон на утрене также на 6, т. о., З. относится к «святым, поемым на 6» (см. ст. Знаки празднков месяцеслова). В XVI в. в рус. списках иерусалимских Типиконов начинают регулярно ставить красный знак 3 точек в полукруге (), обозначающий малый праздник; начиная с 1-го московского издания Типикона 1610 г., 5 сент. ставится черный знак (), означающий «святого, поемого на 6». На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий, как в Евергетидском Типиконе, Апостол Евр 6. 13-20. В греч. Типиконах сохраняется то же последование, однако в Минеях количество песнопений З. увеличилось - добавлены стихиры на стиховне вечерни, славник на стиховне утрени исчезает. В Типиконе мон-ря прп. Дионисия (Τυπικόν τῆς ἐν Αθῷ μονῆς τοῦ ἁγίου Διονυσίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2004. Σ. 12-13) 5 сент. указываются стихиры З. на стиховне вечерни, они же повторяются на утрене на хвалитех, после чего поется великое славословие. В Типиконе протопсалта Константина (К-поль, 18512, Венеция, 1869) содержится краткая глава о совпадении 5 сент. с воскресным днем, отражающая ту же традицию празднования З. с пением великого славословия (на хвалитех указано пение стихир З.).

В рус. Минеях, начиная с московского издания 1724 г., печатается также 2-я служба в честь З. и Елисаветы для торжественного совершения памяти Елисаветы (ради тезоименитства дочери имп. Петра I), число песнопений З. остается неизменным.

Последование З., содержащееся в совр. слав. богослужебных книгах, включает: тропарь 4-го гласа ῾Ιερωσύνης στολισμὸν περιβαλλόμενος, σοφὲ̇ (); кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь» ῾Ο προφήτης σήμερον κα ῾Ιερεὺς τοῦ ῾Υψίστου̇ (); канон 1-го гласа авторства Феофана с акростихом Τὸν Προδρόμοιο τοκῆα κροτῶ σοφὸν ἀρχιερῆα (Предтечи родителю рукоплещу премудрому архиерею - в слав. Минеях отсутствует), ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ (), нач.: Τὴν μνήμην, Προφῆτα, σοῦ εὐφημῶν (); цикл из 3 стихир-подобнов; 3 стихиры-самогласна; седален; светилен.

По рукописям известны песнопения З., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 6-го гласа (Амфилохий . Кондакарий. С. 234); дополнительные икосы (Там же. С. 160, 234).

А. А. Лукашевич

Иконография

З. изображается старцем с седыми, длинными, мягко вьющимися волосами, со слегка вьющейся средней длины бородой, сужающейся книзу. Его отличительной чертой являются одежды первосвященника, к-рые изображали с достаточной степенью подробности: ефод, нагрудник с закрепленными на нем 12 драгоценными камнями по числу колен Израилевых, верхняя одежда в виде плаща, украшенная по подолу, длинная рубаха и пояс. Одежды довершает тканый головной убор с золотым щитком, с вырезанными на нем словами: «Святыня Яхве». В руках кадило и ладанница. В изображениях З. как пророка сохраняются священнические одежды, но в руках у него свиток с текстом из Евангелия от Луки (Лк 1. 68-69), напр., в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (1363, не сохр.) на свитке приведен текст полностью: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (см.: Вздорнов . 1989. Док. № 76).

Единоличные изображения

В мозаике апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553), в левом простенке между алтарными окнами представлено наиболее раннее единоличное изображение З.-первосвященника. В декорации храмов изображение З. всегда встречается в купольной росписи среди изображений пророков (напр., в Палатинской капелле (ок. 1143-1146) и в ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) (1143-1148) в Палермо, Сицилия; в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199)) и в алтарной зоне (напр., в каппадокийских храмах в ряду 10 святых рядом со св. Иоанном Предтечей (между 945 и 1025) в Тавшанлы-килисе (св. Евстафия) и в сев. апсиде Баллы-килисе; в сев. апсиде Дирекли-килисе (976-1025); предположительно в ц. Св. Креста и св. Георгия в Ачиксарае (1060/61 или 1100). В рус. традиции З. изображается преимущественно на восточных столпах или склонах алтарных арок: в Спасо-Преображенском соборе Мирожского (40-е гг. XII в.) и в соборе Рождества Богородицы Снетогорского (1313) мон-рей в Пскове, в новгородских церквах Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле, Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.), арх. Михаила Сковородского монастыря (нач. XV в.?, не сохр.), прп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле (между 1453 и 1463). В каппадокийской ц. Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и св. Георгия (Гёреме 9; нач. или 1-я пол. X в.) в алтарной нише деисусной композиции по сторонам Иисуса Христа изображены св. Иоанн Предтеча и З. (что объясняется посвящением престола в юж. апсиде св. Иоанну Предтече).

На миниатюре из Христианской топографии Космы Индикоплова (посл. четв. IX в.) З. представлен в уникальной композиции «Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча, Захария, Елисавета, Анна и Симеон» (Vat. gr. 699. Fol. 76; см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 68. Табл. 97).

Изображение прор. З. включалось в пророческий ряд иконостасов (икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции. [СПб.], 1997. С. 36). Как пророк со свитком в руке З. изображен на 2-сторонней иконе-таблетке «Избранные святые - Симеон Столпник, прор. Захария, свт. Иоанн Новгородский. Благовещение» (кон. XV - нач. XVI в., ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь. 2000. С. 266).

Единоличные изображения З. входят в состав минейных циклов на сент.: в настенных минологиях (в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория, 1717-1718), на миниатюрах (в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 245v, К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 48 об., 79)), в иконописи (на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ)).

Житийные сцены

Основу изображения житийного цикла З. составили тексты канонических Евангелий, гл. обр. Евангелия от Луки, дополненные сюжетами из «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.): «Введение Богородицы во храм» (Протоевангелие. Гл. 7. 2-3), «Обручение (вручение) Марии Иосифу» и «Моление о жезлах» («Чудо о процветшем жезле») (Мф 1. 18; Лк 1. 27; Протоевангелие. Гл. 8, 9), «Благовестие Захарии» (Лк 1. 8-20), «Немой Захария перед народом» (Лк 1. 21-22), «Встреча (целование) Захарии и Елисаветы» (Зачатие св. Иоанна Предтечи) (Лк 1. 23-24), «Рождество Иоанна Предтечи» и «Захария называет имя Иоанна» (Лк 1. 57, 62-63), «Убиение Захарии на пороге храма» (Мф 23. 35).

Сцены с изображением З., как правило, появляются в связи с историей св. Иоанна Предтечи, образуя составную часть его житийного цикла, или входят в состав протоевангельского Богородичного цикла. Самые ранние известные сюжеты Жития З. представлены в росписи ранневизант. периода в церкви бывшего мон-ря св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави (Египет). Живописный фриз, датированный VII в., включает 5 изложенных в порядке исторического следования житийных сцен праведных З. и Елисаветы, среди них «Благовестие прав. Захарии», «Захария перед народом» (кисть левой руки касается губ, указывая на немоту); «Убиение Захарии» показано в цикле изображений, посвященных детству Иисуса Христа, между сценами «Бегство в пустыню» и «Сон Иосифа». Единичные сцены сохранились также в каппадокийских храмах, освященных во имя св. Иоанна Предтечи. Так, «Убиение Захарии» представлено в росписи ц. Бахаттин-Саманлыгы в долине Ихлара (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.) в цикле сюжетов земной жизни Христа; в росписи XI-XII вв. алтарного придела во имя св. Иоанна Предтечи (св. Марка) ц. св. Макария Великого одноименного мон-ря (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун в тромпах килевидных ниш под куполом помещены сцена «Благовестие Захарии» и парная ей композиция «Благовещение Богородицы». Сцена «Убиение Захарии» сохранилась в росписи жертвенника ц. Карагедик (св. Георгия); очевидно, она входила в цикл св. Иоанна Предтечи (кон. X-XI в.).

Традиция посвящения на Руси св. Иоанну Предтече расположенного в сев. апсиде жертвенника обусловила программу его декорации в XII в.- размещение там житийного цикла пророка. Развернутые циклы, включавшие эпизоды детства с обязательными сценами «Благовестие прав. Захарии», «Захария называет имя Иоанна», известны в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря, реконструируются во фрагментарно сохранившейся росписи новгородской ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) (1189), в соборе Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове и др. В рус. иконописи самые ранние житийные циклы с подробным изложением истории рождения родителей пророка относятся ко времени не ранее 1-й пол. XVI в.: иконы 1-й пол. XVI в., АМИИ; сер. XVI в., ЯХМ, ЯИАМЗ; сер. XVI в. из с. Павлова, близ Ростова (ГТГ); 2-й пол. XVI в. из Сольвычегодска (СИХМ) (об этом см.: Устинова. 2005. С. 197-212).

Самая ранняя композиция «Благовестие Захарии» представлена на миниатюре в Эчмиадзинском Евангелии (Матен. 2374. Л. 228. Армения, VI в.) (см.: Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979. Ил. 92). Как иллюстрация, предваряющая Евангелие от Луки, эта композиция включена в Псалтирь и Евангелиарий (Lond. Brit. Lib. Harl. 2788, ок. 800 г.) - на развороте миниатюра с изображением ап. Луки (Fol. 108v) и «Благовестие Захарии» (Fol. 109r) - перед алтарем в скинии завета напротив друг друга стоят указующий перстом правой руки арх. Гавриил и З. с кадилом; по сторонам в медальонах - погрудные изображения Пресв. Богородицы (слева) и прав. Елисаветы (справа). В Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. К-поль, 976-1025 гг.) включены миниатюры «Убиение Захарии» (P. 14), «Благовестие прав. Захарии» (P. 61), «Обретение мощей» (P. 391). Отдельная миниатюра «Захария перед народом» иллюстрирует рукопись «De Virginitate Beatae Mariae» (Palat. lat. 1650. Fol. 38, Клюни, ок. 1090-1100 гг.) свт. Ильдефонса, архиеп. г. Толет (ныне Толедо).

Протоевангельские Богородичные циклы, включающие сюжеты с изображением З., разной полноты и сохранности, известны в росписях мн. храмов: собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.) (в этот цикл входит сцена «Вручение Марии багрянца и пурпура», однако «Протоевангелие Иакова» содержит оговорку, что в связи с немотой драгоценные материалы для церковной завесы Деве Марии вручал не З., а первосвященник с именем Симеон (гл. 9. 9)); новгородского храма Рождества Богородицы Антониева мон-ря (1125); собора Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове; мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321, и др. Первая по последовательности изложения композиция с изображением З.- это «Введение Богородицы во храм»: первосвященник, склонившись к маленькой Марии, встречает Ее перед (или под) киворием храма. В иллюминированных рукописях один из ранних примеров представлен миниатюрой в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613, К-поль, 976-1025 гг.). Однако развитая схема этой композиции, предваряющей сцены детства Христа, встречается уже в росписи каппадокийских храмов, напр. в ц. Кызылчукур в Гёреме (рубеж IX и X вв.). Эта сцена широко представлена в ряде памятников монументальной живописи XI-XII вв., напр. на сев. стене ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199, фрески не сохр.) в паре со сценой «Сретение Господне»; в кипрских церквах Асину (Панагии Форвиотиссы), близ Никитари (1105/06), Панагии Аракос, близ Лагудеры (1192).

В рус. иконописи как отдельное изображение встречается «Зачатие св. Иоанна Предтечи», где З. и Елисавета приникают друг к дугу (напр., храмовая икона из церкви дер. Новокотово Тверской обл. (Новгород, 2-я пол.- кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 14. С. 102-105); 2-сторонняя выносная икона «Знамение. Зачатие св. Иоанна Предтечи», Новгород, 2-я пол. XVI в., ГТГ). Как отдельная сцена на новгородской 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие….»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 54-58) представлено явление арх. Гавриила З.: на фоне белокаменного храма, увенчанного 4 куполами с крестами в навершиях, у престола слева стоит склонившись З., в епитрахили; справа у престола - арх. Гавриил; позади З.- 3 жреца. Именование этой композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи», несмотря на то что ее изображение как «Встреча Захарии и Елисаветы» известно с XV в. (см.: Смирнова, Лаурина, Гордиенко. Зачатие св. Иоанна Предтечи. Икона. 2-я пол. - кон. XV в. (ЦМиАР)


Зачатие св. Иоанна Предтечи. Икона. 2-я пол. - кон. XV в. (ЦМиАР)

В расширенных композициях «Рождество Христово» на рус. иконах показано клеймо «Убиение Захарии», напр. на иконе из собрания И. С. Остроухова (кон. XVI в., ГТГ), на иконе круга Гурия Никитина (Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; см.: Костромская икона XIII-XIX вв., 2004. Кат. 200), и др.

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) описание облика З. приведено в разд. «Святые пророки…», о нем сказано: «…старец с длинною бородою в священнической одежде» (Ч. 2. § 132. № 24). В сборнике изображения З. упоминаются также в сюжетах, входящих в циклы «Как изображаются праздники Богородичные» и «Чудеса Предтечи»: «Введение Богородицы во храм» - «В глубине храма в дверях с тремя ступенями стоит пророк Захария в иерейской одежде, протянув руки к Пресв. Марии…», «Благовестие Захарии» (Ч. 3. § 5. № 4); «Иосиф принимает Богородицу из храма» - «Внутри храма стоит пророк Захария благословляющия. Позади его некоторые иереи указывают друг другу на Пресв. Марию, а пред ним Иосиф…» (Ч. 3. § 5. № 5); «Благовестие Захарии» - «В храме пред жертвенником стоит Захария и держит в правой руке кадильницу, а левую поднял кверху и смотрит на небо. Выше жертвенника парит архангел Гавриил, держа хартию со словами: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя. Вне храма молятся многие евреи - мужи и жены» (Ч. 3. § 21. № 1); «Рождество Предтечи» - о З. сказано, что он при постели прав. Елисаветы «сидит и пишет на хартии: Иоанн будет имя ему» (Там же. № 2).

В рус. сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) по списку Г. Д. Филимонова под 5 сент. облик З. описан подробно: «Подобием стар, сед, власы главныя долги, а косы по плечам, аки авраамовы, брада до пояса длина, на конце мало раздвоилася, узка, на главе шапка червлена, заломы белые, риза верхняя киноварь, а по ней плащи златые, в двунадесяти местах, средняя риза лазорь, трития риза исподняя бакан светлый. Инде пишется: риза на нем греческая, на главе митра двоерогая по Ветхому закону…» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 145); под 23 сент., в празднование Зачатия св. Иоанна Предтечи, сказано: «…во святилище Захария… с кадилом у престола, служит святую службу, против его стоит архангел Гавриил смиренно, в руке держит скипетр, а Захария молебно к престолу держит руки, над ними по херувиму киноварь, за Захарию стоят старцы по ветхому закону…» (Там же. С. 157-158); под 24 июня, в празднование Рождества св. Иоанна Предтечи, З. упоминается так: «…сидит мало поодаль одра [Елисаветы], подобием стар, брада долга, в руках дщица, а на ней пишет «Иоанн да будет имя ему»» (Там же. С. 372-373).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 83, 146-147, 183; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 371. С. 29; Кат. 543. С. 149; Миjовић. Менолог. С. 286, 316, 344, 362, 376; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода XV в. М., 1982; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 110, 181, 224, 256, 301, 314, 320, 326; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.,] 2000. С. 266. Кат. R-15a; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 49-50, 138. Кат. 238-239. Ил. 146, 182, 208; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 616-621, 742-744, 754; Устинова Ю. В. «Зачатьевский цикл» в составе жития св. Иоанна Крестителя в древнерус. искусстве XVI - 1-й пол. XVII в. // ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 197-212.

Э. В. Шевченко

Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. Святой Апостол и Евангелист Лука говорит о них: "оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно". Что житие их было действительно благочестиво, о сем свидетельствует также и святая их отрасль, честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Писании сказано: "по плодам их узнаете их": плод от доброго дерева действительно не может быть дурным, ибо, как говорит то же Писание: "если корень свят, то и ветви". Посему и святая ветвь Иоанн могла произойти только от святого корня.


Икона . Пророк Захария. Галерея икон .

Св. Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода. Он был из дневной чреды Авиевой, то есть из рода Авии, очередь которого приходилась в восьмую седмицу.

О сих чредах повествуется следующее.

Царь Давид, видя, что род Аарона стал очень многочислен, так что не было никакой возможности всем вместе совершать служение в храме, разделил потомков Аарона на двадцать четыре чреды или лика, чтобы они, один за другим, справляя каждый свою седмицу, совершали службы в храме. Во всякой отдельной чреде царь избрал одного честнейшего мужа и сделал его начальником лика, так что каждая чреда имела своего главного священника, в чреде же было более пяти тысяч священников.

Для того чтобы не было между главными священниками спора о том, кому из них с своим ликом служить первую седмицу, кому вторую, кому третью и т.д. до двадцать четвертой, они бросили жребий и по жребию сделали распределение, и такой раз установленной очереди они держались до наступления новой благодати, так что потомки каждого священника соблюдали свою очередь по жребию, который выпал их предку. Восьмой жребий выпал священнику Авии, в числе потомков коего был также и святой Захария; поэтому-то он и отправлял в течение восьмой седмицы службу в храме вместе со всей своей чредой, ибо он был главным над остальными священниками своего ряда.

Однажды Захарии, когда он, соблюдая очередь свою, служил пред Богом, по обычаю священников, нужно было войти в храм Господень для каждения; было же в то время на молитве множество народа. Войдя во святилище, Захария заметил ангела Господня, стоящего по правую сторону кадильного алтаря. При виде ангела Захарию объял страх; но посланник Божий успокоил его, сказав: "Не бойся, Захария". И утешил он праведного священника, возвестив, что молитва его благоприятна богу; внимая ей, Господь дарует ему милость: Он благословил жену его Елисавету, разрешая несмотря на ее престарелый возраст узы ее неплодства, и она родит сына, тезоименитого благодати Иоанна, который своим рождением принесет радость не только родителям, но и множеству людей: "Многие, прибавил ангел, возрадуются рождению его".

Возвестил ангел Захария также и о том, что сын его будет велик пред Господом не телом, но духом; он будет постником и будет вести такую воздержную жизнь, как никто другой; и действительно, таково же о нем было и свидетельство Самого Сына Божия: "ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет". Ангел предсказал, что еще во чреве матери Иоанн исполнится Духа Святого и многих из сыновей израильских обратит к истинному Господу Богу, что он будет Христовым Предтечей в духе и силе пророка Илии и приготовит народ к принятию Господа Спасителя.

Услыша всё сие, Захария был удивлен и поражен, так что не решался верить сказанному; странным казалось ему сие потому, что Елисавета была неплодна, и оба они были уже преклонного возраста. И сказал он ангелу:

Как мне поверить сему: ведь я уже стар, состарилась также и жена моя, которая никогда не имела детей?

Тогда ангел ответил ему:

Я - Гавриил, предстоящий пред Богом; я послан сказать и благовестить тебе сие. И за то, что не поверил ты моим словам, ты будешь нем и не скажешь ни одного слова до тех пор, пока всё сие исполнится.

Так как Захария в беседе с ангелом замедлил в алтаре, то народ, бывший в церкви, дивился сему. Выйдя к народу, Захария принужден был знаками показывать, что он стал нем; тогда присутствовавшие поняли, что ему в алтаре было видение.

Окончив свою очередь, Захария возвратился в дом свой, находившийся в горной стране, в Хевроне, городе Иудове. Этот город был одним из тех, которые даны были по жребию потомкам Иуды и предназначены для жительства священникам.

Когда исполнилось возвещенное ангелом, и бывшая дотоле неплодной Елисавета родила Иоанна, имя сие Захария написал на поданной ему дощечке, отверзлись уста Захарии, язык его разрешился, и он стал говорить, благословляя Бога. Исполнившись Святого Духа, он начал пророчествовать, говоря: "благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира".

Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, чтобы они избили всех детей, приказал умертвить и сына Захарии, о коем много слышал. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Все слушавшие слагали в сердце своем происшедшее и говорили: "что будет младенец сей?".

Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: "Не сей ли будет царем иудейским?" Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, городе Иудове, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, отрока Иоанна, коему тогда было уже полтора года бежала с ним в горы. А святой Захария в то время находился в Иерусалиме, отправляя обычную службу по порядку чреды своей.

Скрываясь в горах, Елисавета со слезами молилась Богу, чтобы Он защитил ее и ее сына. Увидав с горы воинов, кои тщательно разыскивали беглецов и уже были недалеко, она в ужасе возопила к ближайшей каменной горе: "Гора Божия, приими мать с сыном!" Гора тотчас расступилась, заключила их в себе, и таким образом они укрылись от настигавших их убийц. Не найдя тех, кого искали, посланные ни с чем возвратились к царю. Тогда Ирод послал к Захарии в храм приказание, чтобы он отдал ему сына своего Иоанна.

Я служу ныне Господу Богу Израилеву, - отвечал на сие святой Захария, - и не знаю, где теперь находится сын мой.

Разгневанный Ирод вторично послал к нему и приказал убить самого Захарию, если он не отдаст своего сына. Свирепые убийцы устремились как звери, стараясь немедленно исполнить повеление царя, и с яростью закричали священнику Божию:

Где скрыл ты своего сына? отдай нам его, ибо так повелел царь; если же не дашь сына своего, то сам погибнешь лютою смертью.

На сие святой Захария отвечал:

Тело мое вы убьете, а душу мою восприимет Господь.

Тогда убийцы бросились на Захарию и между церковью и алтарем убили его, как повелел им царь; пролившаяся же кровь святого сгустилась на мраморе и отвердела как камень во свидетельство и вечное осуждение Ироду; а Елисавета, хранимая Богом, с своим сыном пребывала в расступившейся горе. Божиим повелением устроилась для них там пещера, открылся источник воды, а над пещерою выросла финиковая пальма, на коей явились плоды в изобилии. Когда мать с сыном хотели есть, дерево склонялось, подавая в пищу плоды свои, а затем снова выпрямлялось.

Спустя сорок дней после убиения Захарии, святая Елисавета, мать Предтечи, преставилась в той пещере, а святой Иоанн был питаем ангелом до совершенного возраста и храним в пустынях до дня явления своего к израильтянам.



Пророк Захария Серповидец из 12-ти малых пророков происходил из колена Левиина, в книге Неемии назван главою священнического рода. Он был с юношеского возраста призван к пророческому служению и стал, по дивному слову церковного песнопения, "зрителем премирных видений". Именно в книге пророка Захарии содержатся вдохновенные подробности о пришествии Мессии (6, 12), о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле (9, 9), о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (11, 12 - 13), о прободении ребра Спасителя (12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13, 7), о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя (14, 6 - 7). "Весь вышний зарями просвещен", пророк Захария "будущая видел яко сущая". Согласно преданию, этот "истиннейший богоглагольник" дожил до глубокой старости и был похоронен недалеко от Иерусалима, рядом со своим знаменитым современником и сподвижником пророком Аггеем. Своим прозванием "Серповидец" Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа (5, 1-2).

Зеница ока Всевышнего

Диакон Павел Сержантов

Возвращение на родину после Вавилонского плена не было легким. Кончились семьдесят лет на чужбине, вдали от Обетованной земли. Народ Божий вернулся к опустошенному Иерусалиму, готовился восстановить храм, наладить жизнь. И столкнулся со многими трудностями, внутренними и внешними, - от соседних племен, которым это возвращение было не по душе.

Отсюда понятно, что первые послепленные годы не были отмечены воодушевлением и подъемом. Напротив, в народе Божьем царило уныние: «Как нам теперь восстановить все утраченное? Как сопротивляться недругам? Откуда взять силы?» В эти тягостные годы от Господа приходит слово ободрения. Господь посылает пророка Захарию.


Книга пророка Захарии вся лучится утешением, вливает силы в изнемогающих, унывающих людей. Как нужен был пророк Захария тогда... Как нужны и нам слова ободрения сейчас! На нашей земле семьдесят лет православные храмы, монастыри и приходы уничтожались, были закрыты многие духовные школы. Каково было в 1990-е годы открывать семинарии и богословские курсы, непросто было собирать средства на строительство, находить силы на восстановление церковной жизни. Враги Церкви тоже не дремали. Старались не допускать восстановления православной жизни, препятствовали словом и делом. И в 90-е годы было немало противодействия, и год назад против Церкви разыгралась настоящая информационная война. Это печальный факт, но мы не будем унывать, послушаем, что говорит святой пророк Захария. К нам его слова тоже относятся.

Для начала пророк объясняет, почему Господь попустил Вавилонский плен. Господь взывал к народу: «Обратитесь от злых путей ваших... но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь» (Зах. 1:4). И воспылал гнев Божий на нераскаянных грешников. Народ постигла катастрофа. Нашествие полчищ с востока, разорение земли и горький плен. Много времени прошло в плену, и вот, наконец, появилась возможность вернуться домой. Вернувшиеся столкнулись с такими трудностями, что у многих руки опустились. Что делать? «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам» (Зах. 1:3).


Своими силами мы мало что можем изменить. Но сила Божия творит чудеса. Гнев Божий проливается на нераскаянных грешников. Значит, для того, чтобы с нами была сила Господня, надо покаяться, отвернуться от злых путей и обратиться к Господу. Тогда Господь обратится к нам и поможет. Пленение пришло из Вавилона, но судьба народа Божия решалась не только на земле. «Я определил наказать вас (греч.: Он тропон диеноифин ту какосе имас ), когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил, так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь!» (Зах. 8:14-15)

Вавилонский плен был допущен как средство наказания народа, как епитимья. Время разрушения и наказания кончилось, начинается время созидания и покаяния, время милости Божией. Через тяжкие испытания проводит Господь Своих людей. Такие испытания, что некоторым кажется – Бог покинул Свой народ, забыл о нем, не сочувствует его страданиям, не обращает внимания на беззаконных захватчиков. Разве так надо понимать? Нет. «Так говорит Господь Саваоф... касающийся вас касается зеницы ока Его» (Зах. 2:8).


Идет война с Вавилоном. Силы неравные. Мужчины гибнут, дома разграбляются, женщинам и детям вяжут руки и уводят прочь. Означает ли это, что Господь оставил людей Своих, забыл их и не дорожит ими? Нет. Народ Божий забыл о Господе Вседержителе, ходит злыми путями. И вот народ постигает чужеземное нашествие. Но даже во время наказания Господу дороги Его люди, даже тогда Он бережет их. Как бережет? Как человек бережет зеницу ока. Именно, как зеницу ока!

Какое же здесь «народосбережение», если потери в народе немалые? Потери, действительно, немалые, однако «народосбережение» и при потерях ощутимо. Какой красноречивый библейский символ – «зеница ока». Легко себе представить: всякий человек рукой заслоняется от удара в глаз, бережет зеницу ока. Лучше травмировать руку, чем лишится глаза. Так и в Вавилонском плену – пострадали многие из народа, но «зеница ока» уцелела.

Остаток народа был сохранен. Это важно. У пророка Захарии есть слова про остаток народа (см. Зах. 8:11). Конечно, о всяком человеке заботится Господь, и обо всем народе Господь имеет попечение. Однако сама по себе принадлежность к народу Божию – по факту рождения – еще не все, что связывает нас с Богом. Человек, появившийся на свет в народе Божием, призван жить не «как все», не «как придется», не «как хочется», а по Божией воле. Исполняющий волю Божию входит в остаток народа Божия. А Господь хранит Своих людей, как зеницу ока. На их долю тоже выпадают тяжелые испытания, но Господь не оставляет их без помощи и утешения. Не будет людей Божиих – история потеряет свой смысл, исчерпает себя, подойдет к финальной апокалиптической точке .

Пока есть на земле кающиеся грешники, пока есть остаток народа Божия, история спасения не закончена, Господь продолжает спасать людей. Разве не о зенице ока Всевышнего мы читаем и в Новом Завете? Спаситель говорит в притче о Царствии небесном: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). И каждого из них Господь очень ценит, на голове избранных и волосы сочтены.



Что мы слышим от пророка Захарии? Господь зовет Своих людей, укрепляет их, утешает, наполняет их сердца мужеством, избирает их для новой жизни, показывает им путь покаяния и прощения грехов. Они прошли через горький плен, и Он искупил их из плена. Господь дорожит Своими людьми, как зеницей ока.

События