Магия купальской ночи: вот какие травы обретают особую целебную силу в это время. Иван купала. вода, огонь и травы Магические травы на ивана купала

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы . По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник , расцветает". Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу , появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" . Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника , который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу.

С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику . Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы. К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной. Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место. В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву. Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое.В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват". Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью. В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву". В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся.С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения. Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров. О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати". Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья". Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца. Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом". В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!".

Растения среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок.Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.
Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу.На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой".Букеты,венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем.В ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда

Вера в магические свойства трав существовала испокон веков и продолжает жить в сердце даже нашего современника. Только вспомните, что очень часто пишут на различных этикетках шампуней, косметических средствах и лекарствах: «Сделано по старинным рецептам». У человека, который прочитал эту фразу, завораживает дух, он склонен доверять написанному и предпочесть его другим препаратам.

Особой силой травы и цветы обладают на Купалу. Купальские травы рвут как для гадания, так и для лечебной деятельности, ворожбы и колдовства. Обычно, собранную до рассвета, траву кладут под Купальскую росу, иначе оставляют на улице, чтобы её промочила утренняя роса, и уносят в помещение для просушки только после того, как роса высохнет. Трава, которая насытилась в самый мощный солнечный день, имеет необыкновенную силу и сохраняет её даже будучи высушенной. Поэтому отношение к травам на Купалу существует особое. Именно травкам, собираемым в летнее солнцестояние, мы и посвятим этот материал. Тем, кто собирается идти на сбор трав, советуем прочитать статью , для того, чтобы знать, как именно это делать.

(ключ-трава, прыгун-трава, скакун-трава, камнеломка, бальзамин обыкновенный). Разрыв-траву ищут на Купалу прямо во время цветения (как и папоротник). Такая трава может помочь найти клад. Так же сила этой травы умеет справляться с любым камнем, железом, оковами, замками, поэтому её называли ещё и ключ-травой. На этот счёт сохранилось предание, как доставали эту мощную траву. Для того, чтобы достать травку, которая разрушает преграды, искали гнездо орла с птенцами и когда тот вылетал, надевали на гнездо металлическую клетку. Орёл, видя, что не может добраться до птенцов, улетал и прилетал, держа в клюве особенную травку, которой разрезал все преграды. В некоторых местах вместо орла использовали черепаху. Так же на Купалу выходили косить траву. Если при покосе вдруг коса, наткнувшись на что-то, переламывалась — ищи под ногами камнеломку. Если люди не могли определить — какая из травинок является разрывной, то срывали всю траву и кидали в реку, обычная трава плыла по течению, а разрыв-трава против течения.

Богатки . Богатки в основном используют для гадания. Рвут богатки на Купалу и на ночь кладут под подушку или втыкают в потолок между досками. При этом загадывается желание. Если цветок распустился, то желание непременно сбудется.

(Дербенник иволистный). Корень плакун-травы, взятый из земли на Купалу, имеет особенную силу. Человек, который всегда носит такой корень при себе, способен прогонять злых духов и внушать к себе страх у своих врагов. Колдуны при помощи этой травы не только внушают духам страх, но и заставляют их быть покорными своей воле. Чтобы взять такую травку из земли, необходимо пользоваться только руками, не используя посторонних предметов, тем более железных (иногда для этого применяют специальную костяную лопаточку). Растение выкапывают с корнем на заре Купальского Дня. Впоследствии используют корень и цветы. Плакун иволистный кладут в изголовье тому, кто плохо спит. При головной боли, диарее (вяжущее, противомикробное, противовоспалительное и болеутоляющее средство) применяют по такому рецепту: 1 столовую ложку высушенных цветков залить стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить. Принимать по 1-2 столовые ложки 3 раза в день до еды.

Чернобыльник (Полынь обыкновенная). Охраняет дом, двор и людей от ведьм, от навета, от сглаза, от чёрных магических дел. Считается, что злые колдуньи на дух не переносят чернобыльник. Часто чернобыльник заплетают в плети забора. Специальные отвары из засушенной травы помогают при бессонницах, потере аппетита, проблемах с желудком и т.д. Чернобыльник или Полынь является особой травкой на Купалу, так как именно с её помощью отпугивают русалок, которые, как известно, особенно активны в это время. Полынь развешивают в домах и вокруг домов, а также добавляют в костры. Русалки и злые духи просто на дух не переносят вида, вкуса и запаха этой травки, потому дым и курения от чернобыльника помогают очистить жилище и пространство, где находятся люди, к примеру, купальские поляны, где собирается народ для празднования. Также полынь применяют колдуны, ведьмы, волхвы, маги для того, чтобы войти в контакт с загробным миром. Большая концентрация дыма полыни помогает человеку увидеть духов и сущностей из тонкого мира. Чернобыльник растёт очень медленно, так что если собираете траву — старайтесь не вырывать её вместе с корнем. Полынь рвут на Купалу (также на убывающей луне) и хранят в хорошо проветриваемых помещениях. Хорошо если в доме будет висеть пучок полыни — он будет отпугивать колдовские чары и злых духов.

Расперстьице . Этой высушенной травкой присыпают различные порезы, нарывы и другие болячки на теле.

Пастушья сумка (Сумочник пастуший) — очень хорошее кровоостанавливающее средство. Лечит как кровотечения при ранениях, так и легочных, почечных, маточных, желудочно-кишечных болезнях. Сушат на чердаках или под навесом, разложив тонким слоем. Сок из свежей травы пастушьей сумки, разведенный водой в соотношении 1:1, принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день при кровотечениях, поносах, а также промывают кровоточащие раны, язвы.

Крапива помогает от ревматизма. При ревматизме, больные места нажаливают крапивой (рекомендуется чередовать с натиранием керосином: один день — крапива, другой день — натирание керосином). Надо сказать, что все из перечисленных здесь трав имеют лечебные свойства, даже если они собраны не на Купалу, а в другое время, но именно Купальская энергия, по поверьям древних славян, даёт им максимум силы. Рецептов из крапивы существует большое множество. Крапиву срывают и дают завянуть на открытом воздухе, затем переносят в хорошо проветриваемое помещение и сушат. Засушенные листья хранят в коробках, а корни — в мешках. Сушёные листья смешивают с мёдом и принимают по одной чайной ложке несколько раз в день. Такой рецепт помогает увеличить количество эритроцитов в крови, нормализовать углеводный обмен, также его применяют при анемии. В древней Руси очень популярным и крайне полезным блюдом, которое содержит огромное количество витаминов, были щи из крапивы.

(Кислица обыкновенная). Настой из этой травки помогает при лечении ран и ожогов, а также пролежней. Водный или спиртовой настой на основе кислицы применяют при заболеваниях почек и печени, желтухе, отёках, нарушениях обмена веществ, гнилостных процессах в полости рта. Кислица противопоказана при диатезе, плохой свёртываемости крови, склонности к судорогам. Рецепт жаропонижающего при температуре из заячьей капусты: 2 столовые ложки травы на 1,5 стакана горячего молока, подержать на паровой бане 30 минут. Принимать по полстакана 3 раза в день за полчаса до еды.

В следующей статье продолжение .

Купальские травы - травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор и применение которых входят в ритуальный комплекс празднования Купалы. По народным поверьям, они отличаются особой волшебной силой и целебными свойствами. Травы собирали в ночь на Купалу или на рассвете по росе, чаще засушивали и использовали как средство от всех напастей, в девичьих гаданиях, при лечении людей и животных.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман, адамова голова, болотный голубец, ревенька, земляника, трава на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, аир, муравьиное масло, медяница и петров крест.

Отваром, сделанным из трав, собранных на Купалу, мыли голову, чтобы она не болела в течение года. На Украине существует поверье, что целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети.

Девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей.

Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость, урожайность злаковых и огородных культур. Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков.

В XVI и XVII столетиях собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками.

«Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева», - писал летописец, - «исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими».

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Папоротник

Папоротник особо выделяли среди других растений, его считали дьявольским и вместе с тем чудесным зельем. В Нижегородской области, собирая «купальские» растения, папоротник брать не решались, называя его «колдовской» травой. В иных местах, наоборот, он был главным в ряду растений: большие пучки папоротника подвешивали в хлеву против ведьм (Речицкое Полесье. У всех славян известны поверья о колдовских свойствах его расцветающего ночью цветка.

Иван-да-марья

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, купава-да мавка или купавка, как его называют в народе. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой, по народным легендам, они, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, и едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве.

Эта легенда восходит к архаичному мифу о близнецах, один из которых - Иван (Купало) - связан с жизнью и огнем, а другой - Марья (Мавка)- со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

Иван Марью Звал на купальню.

Где Иван купался - Берег колыхался.

Где Марья купалась - Трава расстилалась.

Купался Иван, Да в воду упал.

Полынь, чернобыльник, божье дерево - растения с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также в лечебных и магических целях; символ тоски, горя, злобы, о чём говорят русские пословицы: «Не я полынь-траву садила, сама окаянная уродилась»; «Чужая жена лебедушка, а своя - полынь горькая». Защитой от мавок и русалок служит, по народным верованиям, чеснок, хрен и полынь. Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь. Для защиты «своего» пространства от нечистой силы в канун Купалы клали на крышу листья лопуха, полынь, ветки ольхи.

Восточные славяне накануне Купалы или Духова дня в качестве оберега от русалок, колдунов и другой нечистой силы раскладывали крапиву на окнах, на порогах домов. В Пинском Полесье на Купалу вешали крапиву на дверях сеней, у хлевов - от русалок. В Иванов день перед купанием в реке в воду бросали крапиву для защиты от русалок; в Чехии считали, что водяной не причинит зла человеку, у которого в руках крапива.

Сея лён, хозяин первую горсть семян бросал в крапиву, её использовали в колдовстве и магии: крапиву сжигали, чтобы прекратить град, при первом ударе грома втыкали крапиву в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. В восточном Полесье, особенно в черниговской зоне, купальский костер нередко могла заменять охапка воткнутых в песочную кучу трав (чаще всего крапива); через неё так же перепрыгивали, как и через огонь.

Клевер

Наши предки считали, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой в чистом лоскуте или в носовом платочке. А поутру выходили на поляну и собирали с клевера росу. Сливали ее в небольшой сосуд, затем на весь день ставили в него три веточки клевера. На ночь этой водой умывались, используя ее вместо крема от морщин.

По легендам и преданиям, огромной магической силой обладала и плакун-трава, которую называли матерью всех трав: если, держа ее в руках, собирать другие травы, то магическая и лечебная сила автоматически переходит и на эти растения. Она смиряет беснования злых духов, уничтожает чары колдунов и ведьм.

Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

Купальская ночь всегда была наделена особой магией. В ночь с 6 на 7 июля, кажется, даже в воздухе витает дух магии и колдовства. Издавна об этом знали травники и умело пользовались. Ведь особая сила пронизывает в этот день травы и коренья, дает им целебные свойства, которые способны исцелять самые тяжкие недуги.

Редакция «Так Просто!» расскажет тебе о магии купальских трав: какие растения нужно собрать в этот день и какие недуги они лечат.

Целебные травы

Сбор трав для знахарей был особым действом, в котором нужно было соблюсти множество правил. Большая часть из них направлялась на защиту от злых сил, ведь считалось, что им не нравится когда знахари собирают целебные травы. На какие только ухищрения не шли знахари, чтобы нечисть не трогала их: от чтения молитв до сбора трав нагишом.

Другая часть ритуалов была связана с благодарением. Срывая растения, непременно нужно поблагодарить матушку-природу за разрешение воспользоваться ее дарами. Современному человеку всё это может показаться сказками, но многие знахари и сейчас верят в магическую силу купальских трав. Луга уже покрыты травами, значит, пришло время их собирать. Давай посмотрим, что же именно нужно собрать в свою корзину.

  • Иван-да-Марья
    Конечно, трав есть великое множество, но мы расскажем лишь о самых ценных. Одним из таких растений всегда был цветок Иван-да-Марья . С ним связана очень трагичная история. Брат Иван и сестра Марья полюбили друг друга, не зная о своем родстве. Когда же узнали всю правду, жизнь им стала не мила. Иван (желтый цветок) от отчаянья бросился в огонь, а Марья (синий цветок) утопилась.

    От того люди на Ивана Купала и зажигают костры, вспоминая Ивана, и купаются в реке, в честь Марьи. Это растение неразрывно связано с летним праздником. Вот и заготовить на год его нужно именно в этот день. Опытные травницы всегда в первую очередь собирали именно Иван-да-Марью, а не окутанный легендами папоротник.

    Свежевыжатый сок растения улучшает слух и память. Цветы защищают дом от злых сил, а людей - от сглаза. При головной боли пьют отвар: 20 г травы заливают 200 мл воды комнатной температуры, после прокипятить 15 минут и дать настояться. Принимать по одной столовой ложке 3–4 раза в день. Или же смочить ткань в отваре и приложить к голове.

    Ко всему прочему отвар из растения служит хорошей профилактикой атеросклероза и аритмии. Используется как кровоочистительное средство. Можно использовать для наружного применения как антисептик.

  • Любисток
    Это славное растение придет на помощь при подагре и ревматизме: 5 г высушенных корней вари 10–15 минут на слабом огне, после дай настояться 2–3 часа, процеди. Принимай по столовой ложке за 30 минут до еды.

    Корни растения используются как приправа для разнообразных блюд. Если использовать его для приготовления пищи постоянно, наладятся обменные и пищеварительные процессы в организме. Собранный в купальскую ночь любисток приобретает свойство залечивать раны.

  • Плакун-трава
    В народе считается одной из магических трав и наделена множеством целебных свойств. У нее несколько названий: дербенник, плакун корень или божья трава. Время цветения как раз наступает в начала июля. Известна трава своими кровоостанавливающими и успокоительными свойствами.
  • Полынь
    Растение с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также для лечения. Раньше девушки собирали полынь с самого утра на Ивана Купала и привязывали к поясу или вплетали в косу, чтобы уберечься от нечистой силы. С ее помощью люди защищали и свои дома, раскладывая на крыше листья лопуха, полынь и ветки ольхи.
  • Крапива
    Еще один сильный оберег от русалок, колдунов и прочей нечисти. Крапиву раскладывали на окнах, на порогах домов, вешали на дверях, чтобы защитить дом. А перед купанием в Иванов день бросали крапиву в воду для защиты от русалок.

    Крапива помогает при ревматизме: нужно нажалить больное место жгучим растением. Еще из крапивы можно приготовить зубной порошок, который сделает твои зубы крепкими, а улыбку сияющей.

  • Все эти растения целебны и в другое время, не только в купальскую ночь. Просто считается, что энергия праздника напитывает их и дает особую силу. Таким образом они полностью раскрывают свой потенциал. Если ты любишь собирать травы, то день Ивана Купала - идеальное для этого время. Используй магию этого дня на полную!

    А веришь ли ты в магию купальской ночи ? Расскажи в комментариях!



    Еда