Поминальные дни в августе. Родительские субботы и дни особого поминовения усопших. Родительские субботы Великого поста

Одно из самых тягостных зрелищ на свете — поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших — это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: «Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею».

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: «Покойный был хорошим семьянином и общественным работником»…

Нас не было — нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем «покойник в отпуске»?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да — и та! — нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни — в смерти? Или и смерть — «не впрок»? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, — в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, «миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя». В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять — даже с ребенком — по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники — не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова — скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: «Господи, помяни раба Твоего Михаила». Прикасается рука к томику Цветаевой — вздохните и о ней: «Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром». Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл «любовь к отеческим гробам». Каждого человека ждет отправление «в путь всея земли » (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : «Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство — одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа «некогда», «недосуг» и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: «кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий».

Для восточного мистицизма тело человека — лишь тюрьма для души. По высвобождении — сжечь и выбросить. Для христианства тело — храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело — храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, «и храм поруганный — все храм». И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!» Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, «тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие». Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери — желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир — не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь «извергом».

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд — вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… «Хорошие новости из Иерусалима» состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным («Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь » Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? — Есть. Душа — это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца — душа болит. И напротив — бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

«Смерти нет — это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть — пусть расскажут мне…» — просила Анна Ахматова. О том, «что есть», и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же — праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение — антоним смерти. Это, прежде всего — не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе — и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне — конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле — со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. «Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им», — говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца — душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. «Господи! Душа сбылась — умысел Твой самый тайный!» — можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа «сбылась», исполнилась — и в слове «успение» слышатся отголоски не только «сна», но и «спелости» и «успеха».

«Время умирать » (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской — в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время — «время умирать». Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени «подготовки к смерти», когда «пора о душе подумать», стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние «права»… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение — «просветление старости», состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные «современностью» в раздел «декадентства»:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте —
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость — это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это — знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам — этим «живым мертвецам», при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, — и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел «о самом важном».

Самым важным Платон — отец философов — называл вот что: «Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти».

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

«Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..»

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же — это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя — это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер — я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал».

«Все ли равно как верить» — М., 1997.

Родительские субботы в 2016 году, православные, в году выделяются семью особенными днями. В эти особенные дни церковь призывает обязательно ходить на панихиду, где читаются заупокойные молитвы, а потом отправляться на могилки, чтобы почтить память людей, которых уже давно нет рядом с нами.

Как правило, большинство родительских суббот проходит в начале года. Целых три таких дня выделяется в течение предпасхального поста, который проходит за сорок дней до наступления Пасхи. Есть несколько поминальных дней летом и только одна родительская суббота выпадает на осень.

Важно! Несмотря на то, что в народе такие дни называются «родительские», это вовсе не означает, что на кладбище нужно ездить только к родителям. Тут название ведется от слов «род». На могилы отправляются к предкам и к самым близким людям. Какие можно сделать для поездки на кладбище.

О вселенских днях

Если внимательно изучить календарь родительских суббот в 2016 году, православных, то можно заметить, что в череде поминальных дней имеются «вселенские субботы». В эти дни в православных храмах проходят панихиды, в которых поминаются все люди, которые уже покинули этот мир.

От года к году даты таких суббот меняются по той причине, что они приходятся на период Великого поста. Как известно, даты поста являются изменчивыми из-за того, что у праздника Пасха не имеется постоянной даты. В 2016 году пост пройдет в период с 14.03 по 01.05 число.

Всего в течение Великого поста проходит три вселенских субботы. Несмотря на то, что у них имеются каждый год разные даты, значение и традиции этих дней одни. Нужно обязательно помолиться за тех, кого нет в живых и попросить, чтобы Бог был милостив к душам усопших и простил им их грехи.

Календарь род. дней на 2016 год

5.03 Поминальная суббота перед Масленицей.

26.03 Первая вселенская суб., всегда выпадает на вторую субботу поста.

2.04 2 вселенская суб., приходится на 3 седмицу предпасхального поста.

9.04 3 вселенская суббота, которая из года в год приходится на 4 седмицу поста.

10.05 День в честь Пасхи, который еще называется Радоница. Всегда приходится на второй вторник после наступления Пасхального воскресенья.

09.05 День поминания военных людей. Дата этой родительской субботы не изменяется из года в год.

18.06 – Троицкая, которая проходит в канун одноименного праздничного дня.

05.11 Дмитр. род. суббота. Как видно, родительские субботы в 2016 году, православные в октябре не проходят!

Что важно сделать в каждый из обозначенных поминальных дней? Достаточно сходить в церковь, где в эти дни проходят заупокойные панихиды, нужно помолиться за души усопших, попросить, чтобы Господь отпустим им их грехи, затем отправиться на могилки. Закуска, которая хорошо транспортируется, это .

Накануне Троицы

Если внимательно изучить календарь, можно заметить, что родительские субботы выпадают, как правило, в канун больших христианских праздников. Что касается этого родительского дня, у него имеются свои отличия. Молятся не только за усопших людей, но в особенности за преступников и самоубийц. Троица , когда отмечают событие снисхождения Святого Духа к людям. С целью спасти все грешные души без исключения. Так что, молитва за усопших в эту поминальную субботу имеет большую силу.

Радоница

После праздничной Фоминой недели, во вторник на неделе следующей, люди отправляются на кладбище, чтобы принести светлую весть о наступление Пасхи, победы жизни над смертью, усопшим родственником. В церкви подчеркивают, что в саму Пасху на кладбище ходить не рекомендуется. Именно, чтобы разделить с близкими, которые уже на том свете, радость о Воскресении Христовом, нужно ехать на кладбище в Радуницу.

Что нужно обязательно делать:

  • Сходить в храм, совершить молитву. Для Бога все души являются живыми вне зависимости о того, где находится тело.
  • Собраться за поминальным столом дома или на кладбище;
  • Подать в церкви записки о прочтении заупокойных молитв;
  • Очистить сердце и мыли от скверны. Для этого можно почитать 118 псалом;
  • Не стоит заниматься в родительские субботы домашними делами;
  • Посетить могилки, убраться там, поговорить со своими близкими, вспомнить, какими они были при жизни;
  • В поминальные дни нельзя скорбеть и печалиться. Ведь христианская религия строится на том, что душа человека является бессмертной;

Как видно, Родительские субботы в 2016 году, православные в ноябре отмечается только один такой день. Дата субботы в этом году выпала на 5 ноября. Что нужно сделать в этот день вы теперь точно знаете, ведь в данном материале даты четкие церковные рекомендации.

Поминовение усопших близких и ушедших из жизни родных – трепетная православная традиция, для которой церковным календарем отведены специальные дни. Самый важный по своей значимости – Родительский день после Пасхи. Какого числа Родительский день в 2016 году? Каждый раз он наступает через девять дней после Воскресения Христова. В этом году Родительский день отмечается 10 мая.

Какого числа Родительский день в 2016 году: как отмечать эту дату?


Почему в Родительский день принято ходить на кладбище?


Посещение кладбищ на Родительский день связано не столько с данью памяти нашим родным, умершим или погибшим в разные годы. Память о них жива всегда, пока их помнят. Посещение кладбища на Радоницу и другие Родительские дни – прекрасный повод убрать на могиле своего близкого человека мусор, листья, высадить там цветы, растения и деревья. Ухаживая за могилой на кладбище, верующие мысленно общаются с усопшим человека, молятся за упокой его души, вспоминают светлые дни, проведенные вместе с ним, просят прощения его душу на все обиды, которые вы когда-либо нанесли ему при жизни. Посещение кладбищ на Родительский день поддерживает в верующих уважение и любовь к ушедшим из жизни, укрепляет веру, усиливает желание жить и сделать в жизни что-то хорошее. Вспоминать об умерших нужно только хорошее, поэтому распитие спиртного на кладбищах не одобряется церковью и истинно верующими людьми. Лучшее время, проведенное на кладбище – это молитва, во время которой Вы убираете все на могиле близкого, украшаете ее, подправляете памятник и мысленно общаетесь с Богом.


Какого числа Троица в 2016 году, узнай

Теперь вы знаете, какого числа Родительский день в 2016 году. Встретьте его 10 мая так, как это нам рекомендует христианская церковь. Сходите утром в храм и закажите заупокойную молитву по умершему человеку, поставьте свечи, купленные в церкви, за упокой душ близких. Днем посетите кладбище и приберитесь на могиле. Радоница – день скорби, поэтому не сквернословьте в это время, не устраивайте праздников и веселья. Мысли Ваши должны быть светлыми и безгрешными.

Наши читатели спрашивают, когда будут в 2016 году Родительские субботы . Существуют специальные дни, когда принято поминать по церковному православному обычаю умерших родственников. Эти специальные дни называются родительскими субботами, правда, не всегда числа этих дней выпадают на субботу.

Кроме родительских суббот, память умерших родных поминают в день их рождения и смерти, дня ангела (святой, в честь которого был крещён человек).

Родительские субботы 2016 года выпадают на определенные числа. В эти дни в храмах проводят заупокойные службы, во время которых каждый верующий может помолиться за упокой души своих родных.

В течение всего года выделяют 9 специальных поминальных дней, среди которых 6 попадают на субботы. Эти дни так и называются «Вселенские родительские субботы».

Обратите внимание, что каждый год эти дни могут быть различными, так как

Эти даты привязаны к празднованию Пасхи.

>> 16 июня — Семик (7-й четверг позже Пасхи), когда перед днем Святой Троицы поминают тех, кто умер насильственной смертью, а также утопленников и самоубийц, детей, умерших некрещенными;

>> 11 сентября, воскресенье — Родительский день в честь поминовения православных воинов, которые погибли на поле брани;

Родительские субботы Великого Поста – дни, когда особенно проявляется любовь и тепло к душам умерших близких. По календарю приходятся они на 23 и 30 марта, а также на 6 апреля. В этот день верующие молятся за дорогих и близких сердцу родных людей, чтобы Господь не оставлял их без своего благоденствия.

Так как в этом году последняя родительская суббота Великого поста выпадает в канун большого праздника Благовещение, она отменяется.

Хотя при современном ритме жизни, каждодневных заботах и рутине когда-то добрые и теплые чувства к тем, кого мы любим, будто затираются. Несмотря на то, как человек относится к церковным праздникам, верующий он или нет, в любом случае нужно благодарно почитать и помнить своих близких. Вот почему родительские субботы – это особые дни величайшего уважения и почитания друг к другу.

Правила в поминальные дни

Правила во все поминальные дни практически едины. В эти дни заведено посещать церкви, в частности, поминальные службы. Верующие берут с собой постную еду, в качестве, пожертвования на панихидный стол. Их раздают всем нуждающимся: бедным и нищим. Помимо церкви в родительские субботы заведено посещать кладбища, поминать усопших близких. Считается большим грехом распивать спиртные напитки на кладбище. Самое верное, что можно сделать для умерших – это помолиться об упокоении души.

Из статьи вы узнали, что календарь насчитывает ровно восемь дней поминовения усопмших и теперь известно, на какие числа приходятся основные дни в 2019 году. Кстати, в некоторых областях России, праздник Радоницу приравняли к выходному дню, что еще раз говорит о том, что родительские субботы – это важные дни, когда мы отдаем дань памяти близким и родным людям.

♦ Рубрика: , .


Еда