Буддийская символика - Buddhist symbolism. Восемь символов буддизма Символы будды и их обозначения


(Данные основаны на лекциях, прочитанных Марианной ван дер Хорст студентам во время ретритов)

Каждый элемент, изображенный на танке, имеет глубокий смысл. Важен цвет, расположение ног, рук, даже пальцев руки - так, например, каждый из пальцев символизирует один из пяти элементов. Динамичность позы с левой стороны фигуры подчеркивает активность женской энергии, с правой - мужской. Каждый символ несет определенное послание. Если вы изучите этот язык, вам уже не нужны будут слова, тексты или толстые книги. Вы сможете смотреть на тханку и понимать всё, что там имеется в виду.


Трон Будды Шакьямуни

Трон Будды подчеркивает значимость его персоны. Трон имеет семь уровней, строится по определенным пропорциям. Нижнее основание ступенчато поднимается до верхнего квадратного (или шестиугольного) основания, украшенного орнаментами, его поддерживают четыре снежных барса, символизирующих бесстрашие на пути просветления (у других будд могут быть другие животные - павлины, лошади и т.д.). Сверху основание покрыто тканью с богатой отделкой, где часто бывает вышито золотом крупное изображение колеса Дхармы или другие символы, выше располагается лотос с солнечным и лунным дисками. Иногда у трона бывает спинка, украшенная орнаментом. Спинка может поддерживаться (быть окружена) различными фигурами. На вершине спинки гаруда (символизирует парамиту свободного даяния), по сторонам водные духи - наги (символизируют этичное поведение, парамиту нравственности). Далее симметрично две макары (парамита терпения); две фигурки мальчиков или карликов (парамита усердия), оседлавших существ наподобие единорогов; два льва (знание, мудрость); два слона (концентрация).

Патра (чаша)

В левой руке Будда Шакьямуни держит патру - монашескую чашу для подаяния. Она темно-синего цвета, украшена золотым орнаментом, подчеркивающим ее объемность. У Будды Шакьямуни чаша наполнена тремя видами нектара: 1) лекарственным, исцеляющим наше тело и ум; 2) нектаром бессмертия, дарующим бесконечно долгую жизнь; 3) нектаром чистой мудрости и незамутненного сознания - для преодоления проблем ума, помрачений. В несколько иной интерпретации говорится, что Будда Шакьямуни, одолев трех демонов, превратил три их яда в три вида нектара: 1) победил демона разрушения, хаоса; 2) победил демона смерти; 3) одолел демона ментальных загрязнений. Три нектара символизируют методы, дарованные Буддой для преодоления препятствий на пути к просветлению. На изображениях сверху в чаше нектар белого цвета.

Колесо Учения

Колесо Учения (санскр.: дхармачакра) символизирует благородный восьмеричный путь, указанный Буддой Шакьямуни, ведущий к видению пустоты и просветлению. Это: 1) правильное воззрение, 2) правильное мышление, 3) правильная речь, 4) правильное поведение, 5) правильный образ жизни, 6) правильное усилие, 7) правильное осознание, 8) правильное созерцание.

Посох архата

Архаты были первыми учениками Будды Шакьямуни, наиболее известны 16 из них, они уполномочены самим Буддой сохранять Учение после его ухода. Когда сила Учения иссякнет, архаты соберутся все вместе и магической силой возведут драгоценную ступу, содержащую все земные останки Будды Шакьямуни, после чего окажут ей все ритуалы почтения. Сказано, что после этого они уйдут в нирвану, тела их растворятся бесследно, а ступа погрузится в землю и Учение Благословенного навсегда исчезнет из мира людей... Два самых близких ученика, Шарипутра и Маудгальяна, часто изображаются слева и справа от Будды Шакьямуни, каждый держит в руках посох и чашу для подаяния. Говорят, сам Будда показал архатам, как следует обращаться с посохом: его следует ставить прямо, при входе в дом стучать посохом троекратно, не разрешается носить посох на плече и т.д. Посохом можно защищаться от животных и змей (25 указаний о посохе). Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче пишет, что длина посоха составляет 1,8 м, верхняя и нижняя части изготавливаются из металла, средняя деревянная. Вверху две небольшие ступы, далее выступают четыре дуги, на каждой нанизано по три кольца. Три части посоха символизируют три способа рождения; четыре выступа - четыре стороны света и четыре Благородные истины; две ступы - дхармакаю и рупакаю; 12 колец - 12 звеньев взаимозависимого происхождения. Еще на посохе есть утолщения-узлы, напоминающие монахам об их обетах.

Лук и стрела

Лук символизирует бодхичитту, любовь и сострадание, проявляющиеся активно. Стрела символизирует мудрость. Вместе они составляют совершенный союз метода и мудрости (цели и средства), что позволяет стреле точно попадать в цель. Лук и стрела изображаются в руках Ушнишавиджаи, Ченрези, Курукулле, Гухьясамаджи др. Одна стрела с привязанными к черенку лентами пяти цветов может быть атрибутом божества, дарующего здоровье и долголетие (например, в руке у дакини Мандаравы).

Символы счастья, подношения

Восемь благоприятных символов

Эти восемь счастливых символов очень древние и встречаются в индуизме, джайанизме, буддизме: 1) зонт, 2) рыбки, 3) ваза, 4) лотос, 5) раковина, 6) бесконечный узел, 7) победное знамя, 8) колесо.
Зонт - он такой большой, что под ним уместятся пять человек. Шьется из белого, желтого, красного или разноцветного шелка, у зонта есть оборка или бахрома, золотая верхушка, черенок из дерева - золотой или красный. Практическое значение - защита от солнца. Зонт указывает на статус его владельца, это символ могущества короля. Говорят, что Учитель Атиша был настолько почитаем, что его сопровождали 13 зонтов. В Тибете знатные персоны должны быть укрыты зонтами, менее важные могут быть укрыты зонтиком из павлиньев перьев. Т.е. зонт - знак духовного могущества.
Золотые рыбки - символизируют две великие реки: Ганг и Ямуна(?).
Драгоценная ваза - золотой, округлой формы сосуд с тонким горлышком и расширяющимся устьем. Сверху на крышке вазы драгоценность. Ваза символизирует неисчерпаемость материальных богатств, благосостояние; на духовном уровне подразумевает безграничные возможности. Это знак исполнения духовных и материальных желаний. У некоторых божеств является атрибутом - символом богатства и процветания.
Лотос - символ чистоты и божественного рождения.
Раковина - это большая редкая морская раковина с заостренным концом, закрученная вправо (по часовой стрелке). В индуизме она символизирует женственность. Раковина может использоваться как сосуд (содержать шафрановую воду или нектар), как музыкальный инструмент. Раковина может быть элементом орнамента трона или ступы.
В данном контексте раковина означает славу Учения Будды (подобно звуку раковины Учение может распространяться во всех десяти направлениях).
Бесконечный узел - символ вечности, бесконечности знаний Будды. Очертания узла, без петель, представляют собой свастику. В индуизме узел символизирует нагов - это две сплетенные вместе змеи. Узел имеет глубокий смысл, показывая, как следует относиться к жизни: все взаимосвязано, зависит от причин и обстоятельств. В рисунке узла присутствует как действие (движение), так и завершенность (покой), гармония между дающим и берущим и т.д. Узлы могут быть простыми или более сложными.
Победное знамя - символизирует победу над неведением и препятствиями к счастью. Имеет деревянный черенок, к которому по кругу крепятся три ряда оборок.
Колесо - в индуизме символ оружия, солнца, цикличности. У колеса есть ось - символ мировой оси, и спицы - 4, 6, 8, 32 или 1000 спиц. Ось и спицы, без обода, представляют собой древний способ защиты. Ось символизирует также нравственность, а спицы концентрацию. Колесо стабильно и подвижно одновременно, что означает полноту Учения Будды и потенциал его распространения.

Восемь символов, приносящих удачу

Их подносят Будде или изображают на танках - всю группу или частично. Это: 1) зеркало, 2) лекарство, 3) йогурт, 4) трава дурва, 5) плоды билва, 6) раковина, 7) порошок синдхура, 8) семена горчицы.
Зеркало (тиб.: мелонг) - символизирует наше сознание. Зеркало способно отражать абсолютно всё, воспринимать любые формы, не выбирая и не оценивая.
Лекарственные пилюли (тиб.: чеванг) - это конкреции желтого цвета, их насыпают в вазу. Это желчные камни, которые берутся у быков, яков, обладают лечебным действием и применяются в тибетский медицине (как противоядие при отравлениях, для прояснения мысли, снятия нервозности и уменьшения жара). Пилюли символизируют очищение от умственных загрязнений.
Йогурт - представляет собой «сущность всех субстанций», компонент здорового образа жизни. Он нейтрализует загрязнения и помехи, способствуя высшим достижениям и выходу из сансары. Когда-то чаша йогурта была поднесена Будде и способствовала восстановлению его сил после долгой аскезы.
Трава дурва - обладает необычайной жизнестойкостью: она сотни лет может быть полностью высушенной, но в воде сразу оживает. Трава дурва олицетворяет бесконечный цикл рождений и смерти. Это символ бессмертия, как и образ Ваджрасаттвы (он представляет собой абсолютную бодхичитту).
Билва - в Индии это одно из распространенных растений и плоды его очень любимы. Считается, что эти плоды умножают позитивные действия и символизируют просветление. Этот плод необычайно чист, и когда кто-то подносит его, то это служит напоминанием о цели, которая может быть достигнута.
Раковина - большая правозакрученная раковина, которая усиливает все лучшие качества. Символизирует распространение Учения, подобное распространению звука. Говорят, что сияние этой раковины не сравнимо ни с каким другим подношением.
Порошок синдхура - это киноварь. Насыщенная минеральная краска оранжево-красного цвета символизирует могущество, активность, но без подавления других (реализация потенциала на основе знания и мудрости).
Семена горчицы - гневная субстанция, является символом активности будд. Употребляется в ритуалах, например, для устранения демонов или других препятствий.

Сокровища чакравартина

В индийской мифологии чакравартин - властелин мира. Правитель-чакравартин владеет тремя совокупностями из семи предметов, наделенных необычайными качествами. Семь этих символов являются обозначениями тех качеств, которые человек развивает в себе.
. Семь чрезвычайно драгоценных предметов чакравартина: 1) драгоценное колесо, 2) исполняющая желания драгоценность, 3) драгоценная королева, 4) драгоценный министр, 5) драгоценный генерал, 6) драгоценный слон, 7) драгоценный конь. Иногда добавляют восьмое изображение - самого чакравартина.
1. Золотое драгоценное колесо - имеет пятьсот йоджан в поперечнике и тысячу спиц. Благодаря этому колесу можно отправиться куда угодно, даже в мир богов. Это колесо устраняет врагов.
2. Исполняющая желания драгоценность - это камень с восемью гранями, ночью он освещает все вокруг, а днем дает чудесную воду, обладающую восемью качествами. Этот драгоценный камень устраняет болезни и исполняет все желания. Своему владельцу камень дарует особую проницательность ума.
3. Драгоценная королева - отличается красотой и добродетелью, любима всеми окружающими, способствует благополучию во всем королевстве. Рождает правителю сыновей и никогда не предается услаждениям чувств.
4. Драгоценный министр - позволяет способностям чакравартина проявиться во всем их блеске. Искусен во всем, обладает многими добродетелями.
5. Драгоценный генерал - обладает способностью устранять врагов и преодолевать препятствия, никого не угнетая при этом.
6. Драгоценный слон - умен, силен и послушен, выполняет то, что желает правитель. За один день способен трижды обойти Джамбудвипу (страну, где правит чакравартин), может передвигаться по суше, воде и воздуху. Побеждает врагов.
7. Драгоценный конь - сине-зеленого цвета, это конь-ветер, подвижный и быстрый. Его достоинства подобны качествам слона. Не подвержен болезням.
. Семь полудрагоценных предметов: 1) меч, карающий нарушителей закона; 2) шкура пантеры или нага(?), которая может служить шатром для путешествий; 3) чудесный дворец, где богини играют на музыкальных инструментах и откуда можно видеть луну, созвездия и что пожелаешь; 4) одежда, которая не повреждается никаким оружием и в которой не холодно и не жарко; 5) сад с бассейном, полный птиц и всяких чудес; 6) сиденье, способствующее созерцанию; 7) обувь, в которой можно ходить по воде и передвигаться очень быстро.
. Семь ценных предметов: 1) серьги короля, круглые; 2) серьги королевы, квадратные; 3) рог единорога; 4) бивни слона; 5) перекрещенные драгоценности, которые невозможно разъединить; 6) тройная драгоценность; 7) коралл с восемью ветвями. Эти драгоценности изображают на танках - всю группу или частично.

Шесть знаков долгой жизни

Включают следующие изображения: 1) гора, 2) вода, 3) дерево, 4) старец с длинной бородой, 5) птицы долгой жизни наподобие журавлей, 6) антилопа. Это предлагается как подношение высоким гостям (ламе, медитативным божествам, защитникам, дакиням и др.). Есть отдельные танки, называемые «Белый старец», которые включают в себя такие же элементы: старое дерево, отягощенное плодами, которое стоит у воды, рядом скала. Под деревом сидит старик. Рядом антилопа - символ долгой жизни и птицы. Птиц называют «дважды рожденными», они достигли бессмертия, отведав нектара с этого дерева.

Подношения пяти чувств

Это подношения пяти видов ощущений человека, буквально это означает «пять качеств, полученных через опыт», или же пять чувств. Это: 1) зеркало - зрение, 2) музыкальные инструменты - слух, 3) благовония - обоняние, 4) шелковая ткань - осязание, 5) фрукты - вкус. Здесь же могут изображаться цветы (обоняние и осязание) и раковина - если пустая, то как музыкальный инструмент, если наполненная водой или нектаром, то как подношение органа вкуса. Эти подношения могут быть красиво закомпонованы и изображены снизу, также их могут держать в руках небесные танцовщицы, дакини.

Восемь подношений, выставляемых на алтаре

Эти подношения демонстрируют преданность священным объектам. Это: 1) чаша с водой для питья, 2) чаша с водой для омовения, 3) цветы, 4) благовония, 5) светильник, 6) торма наподобие кекса, 7) пища, 8) музыка. Музыка незрима и не обозначается на алтаре, поэтому реально подносят семь чашечек.

Четыре гармоничных брата

На танках встречается изображение группы животных: голубь (куропатка или другая птица) стоит на спине кролика, который стоит на спине обезьяны, а та, в свою очередь, на спине слона. Такое изображение иллюстрирует идею, что совместное действие представляет собой великую силу, способную разрушить даже стены крепости.

Символы «победы в борьбе за гармонию»

На танках встречаются комбинации из шести зверей, соединенных попарно: 1) гибрид льва и гаруды, 2) бобр с головой рыбы, 3) крокодил с раковиной (макара).

Драгоценные яйца

Дхармапала (защитник) Вайшравана или Кубера (божество богатства) держат в левой руке коричневатого зверька - мангуста. Это мифическое существо выплевывает драгоценные яйца. Такие драгоценности овальной формы часто изображают на танках, они лежат произвольно группами по три и более. Цвета чередуются в ряду: зеленый, красный, синий, оранжевый и т.д. Тем самым художник символизирует подношение своей работы буддам.

В буддизме, как и в любой другой религии, существуют религиозные символы, означающие какие-либо проявления всеобщей жизненной энергии или же аспекты учения. В отличие от символов других культов, символы буддизма имеют двойное значение – одно из них относится к обществу и истории, а другое непосредственно связано с духовной составляющей (обычно это просветление).

Благие символы буддизма

Среди символов буддизма выделяют восемь самых благоприятных (ещё их называют благими). Для буддистов они являются тем, что приносит покровительство небес и, соответственно, защищает от разного рода жизненных напастей. Их значение для буддистов огромно.

Символ буддизма Божественный Благой Зонт олицетворяет собой духовную защиту Будды, которую он распространяет на всех живых существ. На грубом материальном уровне Зонт представляет собой символ благородства, богатства и уважения. Для обычного человека это имело определённое значение – чем больше зонтов несли слуги человека, тем выше был его статус в обществе.

На духовном уровне Зонт являлся оберегом для всех от их жизненных страданий, от всяческих препятствий, болезней, в том числе умственных. Жёлтый либо белый цвет Благого Зонта символизирует духовную власть Будды. Купол Зонта представляет собой мудрость, а украшения в виде бахромы или оборок – то, как проявляется в этом мире сострадание ко всем живущим на Земле.

Золотые Рыбки на самом деле не сделаны из золота, просто их чешуя сверкает на солнце так, что ослепляет своим сиянием. Это два священных золотых карпа, которые на Востоке считаются практически божествами. Для общества они имеют значение настоящих природных богатств, изобилия, благополучия земных и водных просторов. Так как Рыбок пара, то они ещё считаются символом верности супругов и их долгой жизни.

На более тонком уровне Рыбки символизируют достижение духовных богатств, и освобождения от границ и рамок земного существования. Рыбы плавают свободно в речных и океанских водах – подобно им, достигший настоящего просветления человек безгранично свободен и счастлив.

Драгоценная Ваза или Ваза Изобилия являет собой символ процветания, долгой счастливой жизни и реализации задуманного. Это золотой церемониальный сосуд, украшенный изображениями лотоса и инкрустированный драгоценными камнями. Горлышко Вазы запечатано пробкой из дерева, что способно исполнить любые желания, и обвязано шелковым шарфом из мира богов. Считается, что Драгоценная Ваза всегда полна, вне зависимости от того, сколько оттуда было взято.

На духовном уровне Ваза является средоточием духовных достоинств и добродетелей, а также символом воплощения в жизнь благих намерений и желаний. Ещё Ваза имеет значение как умиротворение, посему эти церемониальные предметы обычно зарывают на территории храмов.

Цветок Лотоса – это, пожалуй, самый известный из всех символов буддизма, он знаком даже тем, кто не имеет никакого понятия об этом учении. Это символ совершенства, святости и духовной чистоты. Довольно часто последователей Будды изображают находящимися на цветке лотоса – это иллюстрация их причастности к святости.

Подобно тому как цветок лотоса вырос из грязи и мути болот, пребывая при этом чистым и незапятнанным, адепт буддизма, который искренне следует пути своего Учителя, способен очиститься физически и духовно, и, кроме того, избавиться от привязанностей, накладываемых на человека этим миром.

Цветок Лотоса, в том числе, является символом независимости от Сансары – бесконечного круга жизней и смертей, посему имеет большое значение для последователей буддизма.

Белая Раковина – это непременный атрибут всех древнеиндийских богов, при помощи которого они провозглашали победу над врагами. Звук раковины отпугивал злых демонов, вселяя в них ужас перед мощью богов. Это символ великого гласа Дхармы.

Завиток Белой Раковины повернут не в левую, как у обычных моллюсков, а в правую сторону. Согласно учению буддизма, чтобы приобрести правый завиток, моллюск должен подряд прожить пять жизней кем-то из обычных существ.

В буддизме Раковина имеет значение как символ распространения учения буддизма и его превосходства над остальными культами. Звук Раковины разносится во всех направлениях – также и учение буддизма беспрепятственно проникает во все уголки Земли, обретая своё истинное значение.

Символ Бесконечного Узла представляет собой связь всех живых существ и всего, что происходит во Вселенной. Узел не имеет ни начала, ни конца – это символ абсолютно полного обретения человеком всех мудростей и достоинств.

Узел может иметь разную форму – это может быть свастика, которая располагается на груди Будды, или завиток счастья, который носит Кришна. Ещё Узел может иметь форму бриллианта, который замыкается со всех его углов. Кроме того, контуры Бесконечного Узла буддисты видят в значении тех отметин, что расположены на капюшоне кобры. На духовном уровне буддизма Узел – это бесконечное сострадание ко всему живому и самая наивысшая степень мудрости.

Знамя Победы или Стяг Победы – на материальном уровне символизирует победу над препятствиями и врагами, над невежеством и всем ложным, что вообще существует в мире. Знамя Победы существовало ещё во времена древнеиндийских королей и представляло собой цилиндрической формы полотнище с эмблемой, прикреплённое к деревянному столбу.

Для буддизма Стяг Победы – это символ превосходства Будды над всеми демонами и богом иллюзий Марой, а также над всей мировой злобой и агрессией. Считается, что учение Будды победило неведение и смерть, так как он смог достичь божественного просветления и вырваться из круга Сансары.

Последним восьмым благим символом является Колесо Дхармы. Он имеет значение как символ перемен и постоянного движения вперёд. Это Колесо является средством передвижения для Владыки мира Чакравартина. Его показывают с восемью спицами, ступицей с тремя либо четырьмя завитками и ободом, украшенным лентами и цветами лотоса. Спицы – это восьмеричный путь Будды, ось колеса представляет собой нравственность как основу. Завитки на ступице – это преодоление желания, злости и невежества (если их три) или символы учения о Четырёх Истинах (если их четыре).

Восемь спиц разрубают на своём пути все помехи, не дающие добраться до истинного просветления. В все восемь качеств должны быть правильными – это воззрение, мышление, речь, поведение, образ жизни, усилие, осознание и созерцание. Чем быстрее движется Колесо Дхармы, тем быстрее происходит духовный рост человека, если он следует восьмеричному пути.

Существуют другие, менее важные в глобальном смысле буддистские символы. Это мандала, являющая собой модель Вселенной, где обитают божества, мантра – мистическая звуковая формула, способная повлиять на материальный мир, и ступа – священное ритуальное сооружение, представляющее собой модель мироздания и тело самого Будды. Также в буддизме прижились индуистские символы – маска иллюзии Ванаспати, свастика, закручивающаяся в правую сторону, чакра, в индуизме бывшая символом силы богов, а также всем известная мантра сострадания ОМ или , имеющая значение абсолютного слога. Так что символика буддизма не появилась на пустом месте.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы предлагаем вам поговорить про буддийские атрибуты. Мы расскажем о предметах, которые часто используются во время буддийских практик, а также об атрибутике , будд, бодхисаттв в иконографии. Для вашего удобства мы расположили их в алфавитном порядке.

Также вы узнаете и о восьми благородных символах буддийского учения.

Атрибуты практики

Атрибуты практики используются монахами и буддистами-мирянами во время различных ритуалов — мероприятий, проводимых в храмах, .

Бумпа – особый кувшин без ручки, наполняемый водой во время очистительных обрядов. Часто он украшен драгоценными металлами и камнями. В обычное время он хранится около алтаря.

Дамару – тибетский барабан, используемый в ритуалах. Раньше они изготавливались из двух черепов – мужского и женского, что показывало непостоянный характер сансары и двойственность. Когда по дамару ударяли, получался единый звук, который объединял две части двойственного мира. Сейчас каркас делают обычно и дерева, обмотанного кожей.

Лампада – свеча с чашей, куда во время обрядов наливают масло гхи. Свет свечи символизирует будущую просветленность молящегося.


Лунгта – один флаг или несколько разноцветных флажков, на которые нанесены мантры, отрывки священных писаний, янтры. Когда речь идет о нескольких флажках, то цвета чередуются: желтый, зеленый, белый, синий, красный. Их вешают на крышах, между деревьев, в горах, и каждый раз, когда ветер развевает полотна, прочитываются мантры, написанные на них.

Медные тарелки – инструмент, используемый в музыке в виде двух чаш из металла. Также известны под названием цимбалы. Издавая при игре громкий звон, они олицетворяют звук в целом. Они часто кладутся на алтарь, играя роль подношений божествам.

Молитвенный барабан – внутри барабана содержатся свитки, на которых несколько тысяч раз написана мантра. Считается, что каждый раз, когда человек крутит барабан по часовой стрелке, он многократно произносит эту мантру вслух и наполняет пространство ее энергией. Также в буддизме есть и маленькие барабанчики — ручные.


– иконопись по-тибетски. Представляет собой полотна, на которых изображены будды и бодхисаттвы. Они могут выполняться даже из золота и серебра – такие шедевры стоят очень дорого.

Четки – особые бусы для чтения мантр. На нить нанизывается 108 бусин, которые скрепляются вместе. Их венчает главная, 109-я бусина, которую также называют «голова Будды».

Атрибуты будд и бодхисаттв

С этими атрибутами будды изображаются на тханках, они символизируют какую-то особую способность или особенность. Некоторые из них также используются в ритуалах, а кроме того, с ними изображают божеств.

Амрита – нектар, сулящий бессмертие.

Боевой топор – встречается у воинственных существ пантеона и иллюстрирует избавление от привязанностей и страстей нашего мира. Рукоять топора нередко украшена ваджрой.

Ваджра – в переводе означает «молниеносный удар» или же «алмазный камень», известна также под названием «дордже». Изначально это был непреходящий атрибут бога Индры, но затем широко распространился в буддийской иконографии и стал олицетворять несокрушимость, невозможность разрушить.

Выглядит он так: центральная часть в виде шара, из которой исходят два конца с 5 лепесточками как отражение пяти мудростей. На этом фото вы можете ее увидеть.

Ваджра используется в ритуалах тибетского буддизма. Ее нередко дополняют колокольчиком. В таком случае колокольчик сжимают в левой ладони, а ваджру – в правой.

Дигуг – известен также как резак. Этот нож, согнутый в виде полумесяца, распространен в Тибете. Раньше его использовали как орудие для разделывания животных, а сейчас он имеет скорее символический характер – отсекает внутренние яды и помогает избавиться от собственного эго.

Зеркало – отражает чистоту учения и его беспредельное знание. Оно известно также как мелонг, имеет форму круга и обычно обрамляется медным сплавом.


Капала – чаша, которая изготавливалась из верхушки человеческого черепа. В буддийской живописи с капалой в руках обычно изображаются гневные или воинственные божества. На первый взгляд это может показаться странным, но капала считается знаком сострадания.

Сейчас такие чаши изготавливаются из металла, покрываются бронзой, а иногда даже золотом и драгоценностями. Их используют в обрядах тантры, заполняя вином и предоставляя божествам в виде подношений.

Книга – в качестве атрибутики множества будд и бодхисаттв ассоциируется с «Праджняпарамита-сутрой» и символизирует мудрость учения Будды в целом.

Колокольчик – часто идет в тандеме с ваджрой, которая крепится к рукоятке колокольчика. Будда Ваджрадхара всегда изображается с колокольчиком и ваджрой. В тантре он ассоциируется с женским началом.

Кхатванга – жезл с двумя черепами, ваджрой, трезубцем и сосудом сверху. Этот сосуд наполняется жидкостью, дарующей бессмертие. Первоначально им обладал Шива, а сейчас с кхаватангой в руке изображаются Падмасамбхава и дакиня Ваджраварахи.


Лютня – музыкальный инструмент с семью струнами. Он неотъемлемый спутник в изображениях Сарасвати – богини знаний, мудрости и искусства.

Меч – оружие бодхисаттвы Манджушри, помогает отсечь страсти и привязанности, тем самым избавляя от страданий. Также он отражает собой мудрость.

Свастика – относится к 65 символам Будды. Ее увидели на стопе Будды Шакьямуни, а позже нередко отмечали свастикой его грудь, а также трон.

Несмотря на навязчивые ассоциации свастики с фашистской Германией, в буддизме этот атрибут появился гораздо раньше, символизируя удачу. Подтверждение тому – перевод слова «свасти», что значит «успех».

Ступа – место, где хранятся реликвии великих буддистов, и потому оно считается священным. Здесь происходят поклонения. Также называемые «чайтья», они строятся с основанием в виде круга или квадрата.

Они имеют центр и четыре стороны, которые соответствуют сторонам света и пяти дхьяни-буддам – буддам мудрости. особенно часто можно встретить в Тайланде, в Бутане, в Непале, в Камбодже и в остальном буддийском мире.

Восемь благородных символов

В качестве дополнения предлагаем вам также ознакомиться с восемью самыми распространенными символами буддизма. Их часто используют как талисманы — украшают ими жилище, носят с собой. Они напоминают человеку о необходимости следовать по духовному пути.

1. Две золотые рыбки

Рыбы в море олицетворяют борьбу человека с привязанностями и дальнейшую победу, ведь они не боятся воды и направляются куда пожелают. Золотистый оттенок указывает на достижения во время медитаций и успехи на тропе буддизма.

Количество рыбок говорит о двойственности нашей природы и о том, что нужно достичь гармонии двух составляющих: благих действий и накапливаемой мудрости. Есть и другой взгляд на символизм двух рыб: некоторые считают, что это священная река Ганг и впадающая в нее Ямуна, или Джамна.

В первую очередь это символ милосердия, любви и чистоты. Цветок лотоса растет в болоте, поднимаюсь из ила сквозь грязную воду, он достигает верха и раскрывается, оставаясь чистым. Так же и люди, следующие буддийской философии: их может окружать грязь и скверна, но сами они остаются чисты помыслами и поступками.


Оттенки значения зависят от цвета бутона:

  • розовый – приводит к бодхисаттве или к самому Будде;
  • белый – передает духовность и непорочную чистоту, нравственность, открытость.

3. Белая раковина

Она закручена в правую сторону и символизирует пробужденное состояние, появление Будды и его учения, которое несет свет в жизнь тысяч людей. Сама по себе белая раковина становится знаком благой вести и напоминает живым существам, что состояния Будды можно достичь.

Не зря раньше раковина была духовым инструментом – она пробуждала душу, как буддийская философия пробуждает человека от сна неведения.

4. Драгоценный сосуд

Его изображения можно встретить повсеместно: на тханках, в лепнине монастырей, в скульптуре. Он сопровождает многих божеств, ведь сулит здоровую, богатую, счастливую жизнь и долголетие.

5. Колесо Закона

Его также называют Колесом дхармы или Дхармачакрой. Это колесо с восемью спицами, которые отображают суть Восьмеричного пути, священного для буддистов. В центральной точке сходятся лучшие черты характера истинного буддиста и мудрость.

6. Победное знамя

Оно символизирует силу буддийского учения, которое постоянно побеждает оковы неведения. Дхарма будет жить, покуда жива Вселенная. Знамя победы располагается на вершине священной горы Меру, или Сумеру – там, где находится центр мироздания.

7. Узел бесконечности

Символика этого атрибуты многогранна. Он отражает и непрерывную череду перерождений в сансаре, и бесконечность нашего мира, и неисчерпаемость буддийских знаний. Узел указывает на взаимную зависимость всех вещей в природе, и в частности – мудрости и милосердия.

В современной культуре узел бесконечности считается украшением и чудодейственным аксессуаром, приносящим удачу своему владельцу. Часто узел плетут собственноручно: завязывая нить, можно заключить энергию, а развязывая узел – наоборот, высвободить ее.

Зонт, как известно, в обычной жизни помогает человеку спастись от дождя по дороге куда-нибудь. Таким же образом работает драгоценный зонт в буддийской мысли – он сопровождает людей на пути дхармы, помогая справляться с трудностями.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы узнали для себя что-то новое. Если вам понравилась статья, делитесь ею с друзьями и подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые интересные статьи. Пусть знания наполняют каждый ваш день!

До скорых встреч!

Первым Просветлённым (Буддой) стал Сиддхартха Гаутама, сын правителя одного из государств, располагавшегося в северо-восточной Индии. Ему была предсказана карьера либо светского политика, либо религиозного лидера. Отец Сиддхартхи желал, чтобы сын последовал по его стопам, но, как известно, юноша выбрал путь отречения.

Многочисленные символы буддизма имеют большое значение для последователей этого религиозного учения. Следует отметить, что символика действует на двух уровнях: первый из них (мирской) обусловлен общественными отношениями и историей, второй (духовный) - более тонкий, непосредственно связанный с просветлением.

Религиозные символы буддизма

1. Лотос - наиболее чистое растение в природе. Это сила созидания, творческой силы, долголетия. В буддизме лотос олицетворяет отсутствие привязанности к сансаре (кругу перерождений), а, следовательно, свободу от , чтобы жить на земле. Из семян этого растения изготовляют чётки, используемые при чтении молитв.

Традиционно многие боги Индии изображались с цветком лотоса в руках, либо сидящими на лотосе. Это символизирует их чистоту, целомудрие и божественную власть. Лотос связан с тремя первоэлементами (земля, вода и воздух), а человек - с тремя мирами (интеллектуальным, материальным и духовным).

2. Канглинг. Это музыкальный инструмент , используемый мистиками Тибета при совершении различных ритуалов и церемоний. Изготовляется канглинг из человеческой берцовой кости, нередко его оправляют в серебро.

Бесцельно дуть в канглинг запрещается - его применение допустимо только во время выполнения определённых церемоний. К изготовлению этого символа буддизма предъявляются строгие требования: нельзя использовать кости с дефектами, кости безумцев, убийц, самоубийц и прочих осквернённых людей.

3. Пурба. Ритуальный кинжал , который предназначен для изгнания злых духов. Используют этот предмет следующим образом - совершающий обряд должен наносить кинжалом колющие удары (разумеется, с которыми он сражается) и произносить при этом мантру «хум».

В некоторых ритуалах тантрического буддизма кинжал пурба используется в качестве оружия, способного подчинить себе силы, противоборствующие учению. Кроме того, этот символ буддизма позволяет разрушить привязанность к собственному «я» - один из основных барьеров на пути к просветлению.

4. Мандала - сакральный символ и ритуальный предмет, используемый в медитациях. Мандала символизирует чистые земли будд, сферу обитания божественных существ. Обычно мандала представляет собой символ чрезвычайно сложной структуры, который можно интерпретировать как «карту космоса», своего рода модель вселенной.

Бывают рельефные и двухмерные мандалы, эти символы изображают на песке, рисуют на ткани, изготовляют из камня, металла либо дерева. Для проведения изготовляют мандалы из цветных порошков. Их разрушают по завершению обряда.

5. Сансара - круг перерождения . Многие символы буддизма взаимосвязаны, и круг сансары не стал исключением, его можно связать с законом кармы. Сансара - это вечный цикл, круг, который находится в когтях демона.

Человек будет перевоплощаться снова и снова до тех пор, пока не будет отработана вся его карма (как отрицательная, так и положительная). А когда его ничто не будет привязывать к земле, то он сможет отправиться в более совершенные миры и фактически стать просветлённым - Буддой.

6. Мантра. Это не совсем чтобы символ буддизма, скорее мистическая формула, состоящая из звуков. Мантры с давних времён использовались в различных духовных традициях Индии, обычно в сочетании с ритуальными жестами (мудра), а также с особыми положениями тела (асана).

В священных текстах буддизма упоминается множество мантр, одной из главных считается слово «ОМ» - смех вселенной. Символическое значение мантр заключается в возможности разума оказывать влияние на материю. Но мантру нельзя назвать молитвой в полном смысле этого слова, поскольку при их прочтении значение имеет только точное воспроизведение звуков, но не смысл высказывания.

Многие символы буддизма не были рассмотрены в этой статье, поскольку это очень объёмный и многогранный материал. Тем, кто интересуется применением вышеописанной символики в различных ритуалах, рекомендуем ознакомиться с книгой А. Дэвид Ниль - «Мистики и маги Тибета», в которой подробно описаны религиозные церемонии и магические ритуалы, совершаемые мистиками этой страны.

Буддизм возник в IV-VI вв. до н.э., когда Сиддхартха Гаутама (Будда) начал распространять в Индии ученье о возрождении, страдании и нирване. Будда не любил использовать свой собственный образ, потому для обозначения основных положений учения применял различные символы. Так, в буддизме существует 8 символом благоприятного предзнаменования, которые Будда получил после того, как достиг божественного просветления. К ним относятся: купол (зонт), 2 золотые рыбки, раковина, знамя победы, колесо дхармы, ваза и бесконечный узел.

8 символов благоприятного предзнаменования

В повседневной жизни зонт оберегает людей от таких погодных явлений, как дождь или солнечный свет. В буддизме зонт (купол) - символ защиты от страданий и помыслов, приносящих вред. Помимо этого, знак ассоциируется с прохладной тенью, которую дарует человеку.

Лотос - цветок, который упоминается в буддистском ученье в качестве демонстрации истинной природы человека. Корни этого растения уходят в тину, но он все-таки распускает свои прекрасные цветки над мутью воды. Словно лотос, человек проходит через страдания и мучения к красоте, чистоте и духовному просветлению. В буддизме имеет большое значение цвет лотоса: белый - символ чистоты помыслов и духа, розовый - символ Будды, красный - символ любви и великого страдания, синий - символ просветления и мудрости, фиолетовый - символ мистицизма и потусторонних сил.

Две золотые рыбки первоначально ассоциировались у буддистов с реками Яман и Ганг. В дальнейшем произошло переосмысление этого символа, который стал обозначать богатство, успех и удачу. Словно рыба в воде, человек может бесстрашно плавать в океане страданий.

Раковина - это традиционный символ войны, а также знак спасения человеческой души от невежества. Белая раковина, спирально закрученная в правую сторону, означает радостный глас учения дхармы о пробуждении учеников.

Победу Будды над злым демоном Мара, связанным с похотью, гордыней и гневом, означает . Этот знак призван служить людям напоминанием о том, что они должны бороться со своими пороками (гневом, похотью и т.д.), поскольку только этот путь приведет их к душевному просветлению.

Колесо дхармы (чакра дхармы, дхамма чакка) обозначает самого Великого учителя - Будду, а также является символом всего учения буддизма. Оно имеет 8 спиц, что напоминает о 8 этапах пути Будды и 8 благих символах.

Ваза - это буддистский символ неисчерпаемого богатства, долголетия и других благоприятных явлений, которые сопровождают просветленного человека в его жизни. Кроме того, ваза означает сосуд, который можно наполнить чем угодно.

Бесконечный узел представляет собой переплетенные линии, завязанные в узел. Он должен напоминать верующим о том, что все в этом мире взаимосвязано между собой. Помимо этого, знак символизирует единение страдания и мудрости, религии и светской жизни человека.



Лев