Антисемитизм - что такое? Причины антисемитизма. Антисемитизм в России. Юдофобия и антисемитизм Политика антисемитизма

Нет, пожалуй, другого такого термина, который бы имел столько различных коннотаций (в зависимости от обстоятельств его применения) и был бы окутан столь негативной «аурой», как «антисемитизм». Притом «так, что какого-либо точного объяснения этого термина не знает никто».

На первый взгляд такое заявление кажется парадоксальным, потому что существует вроде бы однозначное толкование этого слова. К примеру, в «Википедии» написано:

«Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии».

А вот что по тому же самому поводу пишет некий специалист управления юстиции:

«Антисемитизм - идеология враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе, проявляющаяся в преследовании, унижении, причинении позора, насилии, нагнетании вражды и неприязни, дискриминации и нанесении ущерба по отношению к личности, общественной группе или части населения, по признаку принадлежности к еврейскому народу, или из-за еврейского этнического происхождения, или религиозной принадлежности к иудаизму».

Но такое толкование этого изначально ложного слова, которое зачастую используется как ярлык, а то и «чёрная метка» политическим оппонентам и прочим неугодным людям, - поверхностно, предназначено для ушей профанов и не выдерживает никакой серьёзной критики.

Договорённости исследователей «еврейского вопроса», и с той и с другой стороны, по поводу постоянного значения этого слова нет до сих пор. Если судить по «Истории антисемитизма» Л. Полякова, антисемиты - это буквально все, кто что-либо говорит о евреях.

«Совсем недавно в своей книге «Евреи, Диссиденты, Еврокоммунисты» Сергей Кара-Мурза справедливо заметил: «Если уж от нас скрывают, что такое антисемитизм, то скажите хотя бы, что не считается антисемитизмом».

А сам корифей «антисемитизма» академик Игорь Шафаревич в одном из своих недавних интервью сказал: «Я обсуждал там вопрос о том, является ли такая позиция антисемитизмом или нет. И высказал точку зрения, что совершенно не понимаю, что такое «антисемитизм»: это неприязнь к каким-нибудь определённым национальным чертам еврейского характера, или к наружности, или желание каким-то образом ограничить возможности евреев в жизни? Или, как у Гитлера, стремление, или хотя бы выражение желания их физически уничтожать? И вообще, что это такое? Я подчеркнул, что когда этот термин употребляется, он никогда не поясняется. А это и есть способ влияния на массовое сознание. Создаётся аморфный термин, который находится вне сферы логических рассуждений, уже по своему аморфному характеру. Он логически не обсуждается, и поэтому возражать против него невозможно. Он только создаёт атмосферу чего-то чудовищного». (Сергей Баландин «Что такое научный антисемитизм?»)

Итак, этот «аморфный термин» применяется для манипулирования сознанием масс, как уловка, позволяющая уйти от решения конкретных спорных и конфликтных вопросов; как последний «контраргумент». Кроме того, он применяется как некий «штамп», делающий его носителя «нерукопажатным», «маргиналом», а то и врагом всего «прогрессивного человечества». Любой националист автоматически записывается в «антисемиты», особенно это касается русских.

Кстати, 27 июля 1918 года (через 9 дней после расстрела Царской семьи) был опубликован написанный рукой Якова Свердлова и подписанный Лениным страшный декрет о борьбе с антисемитизмом.

Cчитается, что антисемитизм неизменный спутник семизму, выгоден, прежде всего, этому движению, и подпитывается им. Приведём несколько нетривиальных трактовок разбираемого термина, не просто оригинальных, но приближающих к пониманию сути этого слова, придуманного социалистом-анархистом, подхваченного германскими национал-консерваторами, а впоследствии - международным еврейством и нацистами.

Немецкий социал-демократ Август Бебель считал, что «Антисемитизм - социализм дураков». Эту фразу Бабеля любил цитировать В. И. Ленин.

Ульрика Майнхоф утверждала, что «Антисемитизм - это ненависть к капитализму».

Вера в теорию «заговора злых сил» также именуется антисемитизмом.

В своём «словаре терминов» Сергей Баландин определяет его так:

«Антисемитизм - отношение к еврейству как преступной организации, или как к преступной идеологии…»

Термин «антисемитизм» намеренно двусмысленен. Однозначно смысл его применения даёт сайт «Провидение»: « Анти-семитизм» - термин которым терроризируют человечество. Это чисто идеологический манёвр, за которым лежит стремление утвердить на земле идеалы земного царства для избранных».

Слово «антисемитизм» (как, впрочем, и слово «антисемит») не имеет права на существование и употребление не потому, что некорректно, а потому, что бессмысленно, и это показывает простой семантический анализ.

Понятие «семитизм» во всех словарях толкуется только так: «Семитизм, семитизма, мн. нет, муж (линг.). Оборот речи, выражение в каком-нибудь языке. Составленное по образцу какого-нибудь семитского языка или заимствованное из него».

Наиболее часто употребляемое значение частицы «анти» - против. Тогда получается: Антисемитизм - против оборотов из семитских языков, заимствований. То есть в разбираемом контексте - полная чушь. Поэтому составители «Википедии» вынуждены выкручиваться, дабы придать трактовке «антисемитизма» наукообразность:

«Термин обозначает враждебность по отношению к евреем или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. в его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». С тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того, что они также говорят на языке семитской группы. (Эдвард Саид и др.)».

Все эти риторические ухищрения замечательно разбиваются на форуме по антисемитизму:

Евреи преднамеренно искажают смысл терминов «семит», «антисемитизм». Термин «антисемит» в том значении, в котором его употребляют евреи (враждебное отношение именно и только к евреям) - полнейшая бессмыслица. Нельзя быть «анти» того, чего не существует. В научном понимании есть только семитские языки, но нет семитских народов или этнических групп. Можно, конечно, стать «антисемитом», но для этого придётся очень сильно не полюбить всю семитскую группу языков».

Современное употребление понятия «семиты» было введено в обиход историком Августом Людвигом Шлёцером (1735 - 1809). Шлёцер вкладывал в это понятие библейский, мифический смысл.

Семитами только лишь в лингвистическом смысле называют помимо, кстати, очень небольшого количества евреев, представителей многих других многочисленных народов - это: аккаду, амориты, ханаанеи, финикийцы, арамеи, халдеи, маинцы, адрамаутцы, сабейцы, катабанцы, лихьянитами, самуд, арабы, мальтийцы, махри, шахри, сокотры, амхара, тигре, израильтяне, новосирийцы, эфиопы, говорящих на языках относимых к семье семитских языков.

Ознакомившись с данным исследованием, у любого здравомыслящего человека естественным образом возникнет вопрос: «Возможно ли в принципе существование антисемитизма?».

А теперь об истории появления этого термина: «В конце семидесятых годов девятнадцатого века Марр поселился в Берлине. И здесь он был вознаграждён за все неудачи его журналистско-публицистической деятельности прошлых лет. В 1879 году вышла в свет ставшая знаменитой брошюра Марра «Победа еврейства над германством. С неконфессиональной точки зрения». Успех книги был несомненный: уже в том же году вышло двенадцать её переизданий. Именно в этом труде и появилось ставшее таким печально популярным слово «антисемитизм».

Марру было важно найти свежий эквивалент выражения «ненависть к евреям» («Judenhass»), так как он стремился подчеркнуть новое содержание этого понятия: место традиционного религиозного антииудаизма должна была занять расовая несовместимость.

Лучшей замены слова «еврейство», «иудаизм», чем «семитизм», автор не нашёл. То, что арабы, против которых он ничего не имел, тоже относятся к семитам, Марр, скорее всего, знал. Но единственными «европейскими семитами» были евреи. Само слово «еврей» на большинстве языков мира почти неотличимо от слова «иудей». Чтобы подчеркнуть особое, «расовое» значение этого слова, он вместо сочетания «расовый еврей» использует понятие «(европейский) семит». Никакая ассимиляция и никакое крещение не превратят «семита» в нормального европейца.

Кроме того, термин «антисемитизм» создавал иллюзию «научности», ставил не слишком почитаемую в просвещённых кругах юдофобию в один ряд с такими почтенными понятиями, как «либерализм», «капитализм», «коммунизм».

Начиная с этой небольшой книжки объёмом менее полусотни страниц, ведёт отсчёт своей истории новая форма старого, как мир, предрассудка - на свет появился «политический антисемитизм». В зачаточной форме он существовал весь «век эмансипации», но оформился окончательно, приобрёл черты политического движения и стал программой политических партий только после 1879 года» (Беркович).

Замена слова «еврейство», не говоря уже об «иудаизме», на высосанный из пальца «семитизм» не столько не совсем удачное, сколько изначально фальшивое предприятие. Не только потому, что ни нации еврейской, тем более - расы, в природе не существует , но и потому, что большинство «евреев» в Европе - «ашкеназы», то есть смесь тюркских, славянских и других народов (с мизерной примесью семитов), принявших некогда иудаизм и говорящих на идише. Таким образом, они ни по языку, ни по крови к семитам в подавляющем большинстве своём никакого отношения не имеют .

Сведя конфликт между «евреями» и германцами к расовому конфликту, разрешение которого возможно только уничтожением «низшей расы», Вильгельм Марр стал творцом большой, живучей лжи, и предшественником Гитлера.

Если бы Марр написал свою работу лет на двадцать позже, ему не нужно было бы «изобретать» термин, так как появившийся в 1897 году «сионизм» как нельзя лучше подходил для этого. Не зря довольно часто антисемитизм отождествляется с антисионизмом (при этом сионизм нужно рассматривать не «политический» - по Герцлю, а «культурный» - по Ахад хаму).

В подъёме и падении русского коммунизма важную роль сыграл «еврейский вопрос». Так считают многие авторы. В книге «Каббала власти» по этому поводу Исраэль Шамир написал следующее: «У западных левых были очень крепкие еврейские связи. Некоторые из этих левых были заражены еврейским национализмом. Они повернули свои перья и свои усилия против коммунизма, когда поняли, что русский коммунизм в конце концов стал по преимуществу русским. Чтобы оправдать свою измену, они стали распространять чёрную ложь о «русском антисемитизме».

Профессор университета МВД РФ Василий Дрожжин в своём учебнике по истории отечественного государства и права совершено справедливо отмечает: «И. В. Сталин как никто другой понимал, что троцкизм только часть айсберга, имя которому сионизм, и знал конечные цели последнего, какую угрозу он нёс Советскому Союзу, дав его приверженцам общее имя «врагов народа». «Разгром немецкого фашизма не означал, что у Советского Союза не стало врагов. Оставался и стал набирать силу старший брат фашизма - сионизм. Простые евреи для сионистов лишь средство достижения целей, пушечное мясо. Незадолго до своей смерти Сталин распорядился напечатать в газете «Красная Звезда» заявление «…что борьба против сионизма не имеет ничего общего с антисемитизмом. Сионизм - враг трудящихся всего мира, евреев не менее, чем не евреев».

Александр Огородников

Очень трудно логично объяснить причину, по которой один народ решает, что он лучше другого. Термин "антисемитизм" обозначает нетерпимость и враждебность по отношению к еврейскому народу. Проявляться эта враждебность может в быту, в культуре, в религиозном фанатизме, в политических взглядах. Формы антисемитизм принимает самые разные: от оскорблений, ограничений и запретов до попыток полного истребления (геноцида). Почему так происходит? Давайте попробуем если не понять, то хотя бы узнать, откуда произрастают корни этого явления.

Гонения родом из язычества

Сейчас можно с уверенностью утверждать, что уже в языческом мире были взращены первые побеги ненависти к иудаизму. И пусть тогда не было такого термина, как антисемитизм, евреев из-за этого притесняли не меньше. Языческий мир с многообразием богов очень враждебно воспринимал монотеистический иудаизм. Есть литературные источники, датированные третьим веком до нашей эры, в которых описывается противостояние иудаизма и язычества.

Примером этого противостояния служит сочинение египетского жреца Манефона. Здесь описаны первые конфликты и притеснения еврейского народа, фактически, начальный антисемитизм. Что такое Это вера в одного (или единого) Бога. Как вы понимаете, понять и принять такой религиозный взгляд языческому миру было просто невозможно.

Свидетельства гонений и насилия доходят до нас и из Древней Греции, и из Древнего Рима. Евреи с разной степенью успешности боролись за свою самобытность, соблюдали свои обряды и отказывались от навязываемых им взглядов. Это часто приводило к усилению враждебности, особенно со стороны народов, которые покорились власти Рима.

Христианство и иудаизм

Становление христианства в Римской империи значительно усилило гонения еврейского народа. Теперь иудеи испытывали всю силу религиозной нетерпимости. Причины антисемитизма можно было найти, прочитав Новый Завет. Евреев напрямую обвинили в распятии Иисуса, и религиозные фанатики всех мастей стали считать своим правом притеснять и уничтожать этот народ. Христианские проповедники и священники постоянно ненависти, культивируя чтобы сплотить свою паству.

Под влиянием Церкви евреям запрещали нести государственную службу, владеть землей, покупать рабов (христиан), строить синагоги и вступать в браки с христианами. Позже их стали принуждать к крещению, начали истреблять не согласных с этим.

Ислам и иудаизм

Последователи ислама также не жаловали иудеев. что в начале 7-го века нашей эры происходили столкновения между основателем ислама и еврейскими племенами, конфликт этот развивался в тот период менее агрессивно. Мусульманский мир не проявлял столь открытой вражды к иудеям, как христианский.

Антисемитизм и просвещение

В 18-м веке влияние религии на общественную жизнь становится слабее. Можно было ожидать, что ослабнет и антисемитизм. Что такое произошло на самом деле? Стало ли легче жить еврейскому народу? Смена поповской рясы на профессорские сюртуки привела к тому, что под религиозную вражду начали подводить научные теории. Ученые умы стали старательно доказывать миру, что европейская культура основана только на христианской морали, и иудаизм ей уступает во всем. Теперь мыслители пытались подвести базу под утверждениями о том, что евреи морально неполноценны, так же как и их религия. Им стали приписывать кровавые обряды, обвинять в том, что мацу замешивают на христианской крови, а еще появилось мнение, что евреи стремятся к полному мировому господству.

Расизм и антисемитизм

В 18-19-м веках религиозная нетерпимость сменилась расовой. Фактически изменилась направленность, но суть осталась прежней. Евреев теперь ненавидели за то, что они жили закрытыми для окружающих общинами. Несмотря на то что из этой среды выходило большое количество известных ученых, влиятельных банкиров и успешных торговцев, их продолжали считать морально неполноценными и ущербными.

Номинально евреи имели равные права в обществе, что позволяло им получать хорошее образование и развивать собственный бизнес, но часто в спину им летели оскорбления только потому, что отравленные ненавистью умы теперь еще и откровенно завидовали коммерческим успехам. Эмансипация еврейского народа, вместо ожидаемого примирения, принесла небывалый всплеск агрессии.

Все больше и больше становилось понятно, насколько опасен антисемитизм. Что такое могло произойти в обществе, чтобы люди потеряли человеческое лицо и позволили себе принимать участие в еврейских погромах? Разве может в нормальном состоянии человек забить до смерти женщину и ребенка только за то, что они евреи? Зверские погромы происходили в Польше, России, Украине. Но Германия в этом вопросе пошла дальше всех. Здесь начали появляться целые антисемитские партии, затем антисемитизм приняли на законодательном уровне.

Антисемитизм в Германии

Как удалось идеологам Германии совместить в умах расизм и антисемитизм? Что такое в их понятии был расизм вообще? Речь шла о политической теории, основная мысль которой - разделение людей на различные биологические группы. Разделение производилось по внешним признакам, то есть по цвету волос, глаз и кожи, по форме носа и строению тела. Каждой расе приписывались различные умственные и физические особенности, а также определенные стереотипы поведения.

Расисты уверены, что воспитывать и культурно обогащать представителей других расовых групп бесполезно, они не способны воспринимать изменения к лучшему. Себя немцы как представителей арийской расы вознесли на самую вершину развития, а многострадальных евреев причислили к низшим расам.

Страшнейшей в истории человечества стала такая комбинация, как фашизм и антисемитизм. Сам по себе фашизм - суровый авторитарный принцип правления, основанный на идеях расового превосходства. Гитлер вообще выдвинул теорию о том, что ариец - фактический прототип человека вообще. Все остальные только и ждут того, чтобы пришла и утвердила свое господство над ними.

Холокост

Псевдоученые-расисты утверждали, что физически и психически неполноценные люди, а также представители других рас не имеют никакой ценности и подлежат истреблению.

С учетом этой теории евреи подлежали уничтожению, а значит, началось строительство закрытых территорий (гетто) и концентрационных лагерей. Всего за время Второй мировой войны были построены десятки тысяч таких заведений. «Еврейский вопрос» с подачи нацистской Германии решался так:

  • все евреи должны были быть сконцентрированы в закрытых гетто;
  • их необходимо отделить от других национальностей;
  • евреи лишались любых возможностей участия в жизни общества;
  • они не могли иметь имущества, которое конфисковывалось или попросту подвергалось разграблению;
  • еврейское население доводилось до полного истощения и изнеможения, чтобы рабский труд становился единственной возможностью поддерживать жизнь.

Немецкий народ поддержал своего фюрера в стремлении уничтожить целую нацию. Массовые проявления антисемитизма сделали возможным холокост, во время которого было уничтожено более 60% всего еврейского населения Европы. Официально жертвами холокоста считаются 6 млн евреев, эта цифра признана на Нюрнбергском процессе. Из них установить поименно удалось только 4 млн. Это несоответствие цифр объясняется тем, что евреев уничтожали целыми общинами, не оставляя ни единой возможности сообщить о количестве жертв и их именах.

Антисемитизм в России

Антисемитскими высказываниями грешили многие знаменитые писатели, например, Достоевский. В революционной массе также были свои противники еврейства, например, Бакунин. К сожалению, антисемитизм в России носил агрессивную форму, ведь проще всего все свои проблемы свалить на евреев.

Антисемитизм в СССР

Советская власть пыталась бороться с антисемитскими настроениями. Но переубедить народ, привыкший ненавидеть евреев и обвинять их во всех своих бедах, было слишком сложно. В период НЭПа эти настроения значительно усилились, поскольку евреи вели успешную и активную экономическую деятельность. Масло в огонь подливало массовое присутствие евреев в рядах партийных функционеров. Бытовало мнение, что от революции выиграли только они.

После заключения договора с Гитлером упоминание проблем антисемитизма сошло на нет, а освещение проблем евреев в Германии вообще не проводилось.

Сегодня, несмотря на все страдания еврейского народа, антисемитизм не искоренен. Люди почему-то считают, что они вправе диктовать целому народу, как строить свою жизнь, как проводить религиозные обряды, в какие дни отдыхать. Кто дал им такое право? Ответа на этот вопрос нет, как нет и объективных причин пытаться устранить и уничтожить людей с другим взглядом на жизнь.

Враждебное отношение к евреям (антисемитизм) имеет глубокие и древние корни. Ненависть к иудеям существовала в самых разных обществах: языческих, христианских, просвещенных европейских и т. д. Она была вызвана двумя ключевыми причинами: национальной и религиозной. Отличие в нации и конфессии сделало евреев изгоями во многих странах и на много столетий. Антисемитизм стал одной из движущих сил самой страшной трагедии в истории человечества - Второй мировой войны.

Возникновение

Явление антисемитизма возникло в эпоху Античности в среде язычников Ближнего Востока. Особенно сильно не любили евреев в Египте. Властители дум этой страны (мудрецы, правители, жрецы) обвиняли своих соседей в различных кознях. Истоки антисемитизма необходимо искать в религиозных, политических и экономических причинах.

Одним из первых идеологов антисемитизма, чье имя сохранила история, был египетский жрец Манефон. Он жил в III веке до н. э., при царе Птолемее II. Популярный у толпы Манефон называл евреев нечистыми и обвинял их в разграблении храмов. Его последователи распространили легенду о том, что палестинский народ поклоняется ослиной голове из золота.

Именно тогда, в античную эпоху, появились первые предрассудки о евреях. Люди нуждались во враге, которого можно было бы обвинить во всех своих бедах. Еще удобнее оказалось хулить целый народ. Так как нельзя избавиться от всей нации, то и образ незримого врага никуда не денется. На своем раннем этапе история антисемитизма уже знала первые еврейские погромы. Они происходили в крупных египетских городах (например, в Александрии).

Античность

Когда Палестина была присоединена к Римской империи, евреям пришлось привыкать к новым условиям жизни. Важным событием для эволюции антисемитизма стало появление христианства. Первые столетия нашей эры римляне вообще с трудом отличали иудеев от последователей Иисуса из Назарета. Для империи религиозные взгляды обеих этих групп приравнивались к одинаково еретическим.

Постепенно христианство набирало все большую популярность, а последователи данного учения появились во всех провинциях Римского государства. На этом фоне имперская политика антисемитизма стала слабеть. Главная угроза прежнего римского порядка преобразилась в христианство. Иудеев оставили в покое.

Что касается самих ранних христиан, то их отношения с евреями также приняли враждебный характер. Последователи новой религии считали иудеев виноватыми в казнях некоторых первомучеников, заключении в темницу апостолов Иоанна и Петра и т. д. Обе группы не брезговали доносами римлянам друг на друга. При этом христиане всегда считали иудейский Ветхий завет священной для себя книгой и включали его в собственную Библию. Некоторые ученики Иисуса считали, что именно евреи виноваты в казни центральной фигуры их религии.

Пропасть между двумя конфессиями стала еще шире после Иудейской войны в 66-70 гг., во время которой римляне разрушили Иерусалим. Накануне осады христиане покинули священный город. Иудеи сочли этот демарш предательством. В античном мире причины антисемитизма заключались в религиозных предрассудках. Например, христиане посчитали, что разграбление римлянами Иерусалима было символом того, что именно их учение является верным, тогда как евреи довели священный город до прямого уничтожения. Антисемитскую повестку поддерживали и тогдашние деятели церкви. Критика евреев содержится почти во всех ранних богословских сочинениях (Послании Варнавы, Слове о Пасхе, произведениях Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста).

Евреи и христиане

В IV столетии, при императоре Константине Великом, Римская империя официально признала христианство своей официальной религией. В государстве, полностью окружившем своими владениями Средиземное море, началось уничтожение языческих идолов и храмов. Доставалось и другим монотеистическим религиям, в том числе и иудаизму. Еврейский антисемитизм подчеркивался самим Константином. В 325 году, во время важнейшего для его современников Первого Никейского собора, император прямо назвал еврейский народ «ненавистным». В своем выступлении Константин сформулировал тот принцип, которым христиане в дальнейшем пользовались на протяжении многих столетий. Заключался он в том, что правоверные приняли от Христа истинный путь, тогда как иудеи верны лживым и ошибочным традициям.

Подобным образом и сложился антисемитизм. Что такое религия для человека Античности и Средневековья: это важнейшая часть жизни, а любой спор в этой чувствительной теме мог легко обернуться многовековой враждой. Евреи обвинялись в отвержении Христа как учителя. Вслед за тем появились и более мирские претензии. Евреев стали считать отравителями колодцев, ритуальными убийцами детей и т. д.

Христиане плохо относились к любой другой религии, особенно если она была языческой. Однако именно иудаизм пережил испытание времени и сохранился с тех древних пор до наших дней в неизменном виде. Все это время посетители синагог соседствовали с прихожанами церквей. Любой их конфликт накладывался на прежние претензии. Рос целый ком ненависти, который с каждым поколением считался все более нормальным порядком вещей.

Средневековье

C IV века антисемитизм в мире христиан становится привычным явлением. Этому способствует сама церковь. Религиозные деятели дискриминировали евреев и даже иногда благословляли их погромы. К примеру, Иоанн Златоуст даже написал специальные проповеди против иудеев, в которых бичевал их за жестокость и кровожадность и сравнивал с хищными животными.

В Средние века священный город христиан и евреев, Иерусалим, был захвачен приверженцами новой религии - ислама. В 1096 году папа римский организовал Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Палестины от неверных. Традиционно считается, что для европейских рыцарей война началась именно на Ближнем Востоке. Однако на самом деле крестоносцы обнажили мечи еще до того. Находясь в Европе, они устроили несколько крупных еврейских погромов, причиной которых был все тот же застарелый антисемитизм. Что такое «неверный» для средневекового жителя Франции или Германии? Это не только мусульмане или язычники, но и все те же евреи.

В XIII веке, согласно решению IV Латеранского собора, католическая церковь потребовала от иудеев носить одежду со специальными опознавательными знаками, чтобы все окружающие знали, что рядом с ними находятся иудеи. Подобная же практика тогда существовала в исламском мире. В Средние века в некоторых странах прибегали к полному изгнанию всех евреев. Такие акции проводились в Англии, Франции, Испании.

Изгои

В XVI столетии во многих европейских государствах появились гетто - районы, где должны были принудительно селиться евреи. Такие городские кварталы изолировались от остальных и становились зоной отчуждения. Высокое Средневековье было периодом, когда антисемитизм в Европе достиг своего предела. Он носил в основном религиозный характер. Католические священники пропагандировали неподдельную ненависть к евреям. Особенно активны в этих призывах были члены монашеских орденов (францисканцы, доминиканцы и т. д.).

Тогда же появилась прослойка насильно обращенных в христианство евреев (марранов). Конечно, и среди паствы церкви находились люди, которые понимали, насколько порочен антисемитизм. Что такое заставляло этих смельчаков выступать против ненависти к иудеям? Критики антисемитизма в церкви апеллировали к Библии и заповедям Христа. Таким, к примеру, был основатель иезуитского ордена Игнатий Лойола. Однако защита евреев была слишком слабой. Она не могла сопротивляться тому союзу, который в антисемитской политике образовали светские и религиозные власти. Поэтому евреи ущемлялись не только с точки зрения религии, но и в повседневной жизни. Им запрещалось вступать в торговые гильдии. Иудеи облагались высокими сборами и налогами.

Средневековый антисемитизм в России существовал точно так же, как и в остальной Европе. Частые еврейские погромы происходили в XII веке. Чтобы подавить один из них, к власти пришел знаменитый Владимир Мономах. А его далекий потомок Иван Грозный, напротив, изгнал евреев из своих владений и в переписке называл их жидами.

Новое время

Даже когда религия перестала играть такую важную роль в жизни обществе, какую она играла в Средневековье, христиане не избавились от антисемитских стереотипов. То же самое происходило в мусульманских странах. Нелюбовью к евреям отличались даже прогрессивные мыслители эпохи Просвещения, например Вольтер или Дидро.

В XIX веке в Европе большой популярностью стало пользоваться движение национализма. Эти перемены были связаны со строительством новых государств, например целостной Германии и Италии. Национализм, как прежде и религия, взял на вооружение антисемитизм. Евреев в это время ненавидели за их принадлежность к собственно иудейскому народу, а не за их веру.

Именно тогда в Старом Свете появились первые ростки расизма. Националистические теории стали объяснять даже посредством научных гипотез. Предтечей этого явления был социал-дарвинизм. И хотя в большинстве передовых стран не было никаких антисемитских законов, на негласном уровне дискриминация евреев продолжала существовать. Изжить этот порок было крайне сложно, так как он имел уже глубокие исторические корни. Как результат, в 1870 гг. появились первые европейские антисемитские партии, которые стремились навредить иудеям на законодательном и государственном уровнях. Они пользовались популистскими и пропагандистскими приемами.

Кстати, именно в XIX веке появилось само понятие «антисемитизм». По одной из версий, в обиход его ввел германский публицист Вильгельм Марр. В немецком обществе того времени многие публичные фигуры были известны своей нелюбовью к евреям. Одним из них являлся выдающийся композитор Рихард Вагнер. Во Франции антисемитизм привел к знаменитому делу Дрейфуса, когда военного еврейской национальности обвинили в шпионаже в интересах Германии.

В США одним из самых знаменитых ненавистников евреев нового времени был создатель автомобильной компании Генри Форд. Он издавал антисемитские книги и публиковал точно такие же статьи. Антисемитизм успешного промышленника не мог не вызвать бурные споры в обществе. Против позиции Форда выступили десятки знаменитых людей. Его обвинили в антисемитизме многие деятели культуры и ведущие политики страны. Дошло до того, что американская общественность начала бойкотировать автомобили Форда, являвшиеся в то время лучшими в мире. В конце концов, ради своих бизнес-интересов предприниматель прекратил антисемитские выступления в публичном поле.

Антисемитизм и Россия

В царской России у антисемитизма было другое устойчивое название - юдофобия. Проблема отношений с евреями обострилась в конце XVIII века, когда при Екатерине II произошли три раздела Польши. В этой стране традиционно жило много иудеев. Значительная их часть оказалась подданными Российской империи. Чтобы отрегулировать этот поток, Екатерина в 1791 году учредила черту оседлости. Евреям было разрешено селиться только в Царстве Польском, Белоруссии, Бессарабии, Литве, отчасти на территории Украины. Этот порядок сохранился вплоть до революции 1917 года.

Антисемитизм в России проявлялся также в дополнительных налогах, которыми облагались евреи. Особенно это касалось тех из них, кто шел в купечество. При всем при этом существовал определенный порядок для получения разрешения селиться не только в западных губерниях, но и в крупнейших российских городах. К примеру, купцы должны были попасть в определенную гильдию и т. д. Тогдашний российский антисемитизм имел одну своеобразную черту. Он был исключительно религиозным, а не национальным. Таким образом, евреи, принимавшие крещение, избавлялись от ограничений и могли жить там, где им заблагорассудится.

Унизительная черта оседлости подталкивала иудейскую молодежь на присоединение к революционному движению, которое нарастало всю вторую половину XIX века. Например, много евреев занимали ключевые посты в партии большевиков. В итоге, после того как Россия пережила три революции, монархисты еще больше укоренились в своем антисемитизме. Жиды обвинялись в развале России. В Белом движении было много ненавистников евреев, что во многом дискредитировало всю идею борьбы с советской властью.

Впрочем, в СССР антисемитизм также существовал. На государственном уровне он не был постоянным, а возникал согласно политической необходимости. Особенный всплеск антисемитизма произошел в последние годы правления Сталина, когда был разгромлен Еврейский антифашистский комитет.

Опыт Германии

Самую страшную свою форму история антисемитизма приняла в XX веке, когда в Германии к власти пришли нацисты. Во время Второй мировой войны они принялись массово истреблять евреев. Убийства миллионов иудеев получили название холокоста, что переводится как "катастрофа".

Какие обстоятельства привели к появлению человеконенавистнической нацистской идеологии? Выше уже отмечалось, что антисемитизм существовал в Германии как в Средние века, так и в Новое время. В XIX веке он разделился на три основных течения: расистское, национал-государственное и социал-христианское. Все они несколько отличались друг от друга, но имели одни корни.

К примеру, политики-консерваторы поддерживали национал-государственный антисемитизм. Что такое еврейская проблема в их понимании? Например, историк Генрих фон Трейчке хотел добиться строительства национального немецкого государства, что означало «конвертацию» евреев в немцев. Чужаки должны были принять германскую идентичность, отказаться от своей религии и других обычаев или покинуть страну. Подобные воззрения в конце XIX век не были уделом маргиналов. Такая повестка приветствовалась даже образованными слоями немецкого общества.

Сторонники социал-христианской теории призывали вытеснить евреев из предпринимательства, журналистики, образования (в первую очередь из школ) и других областей труда, в рамках которых евреи традиционно влияли на общество. Третьей силой были расисты. Во-первых, они являлись противниками социалистов и либералов. Во-вторых, их программа основывалась на идее о многовековой борьбе германской и еврейской расы. Так антисемитизм впервые попытались защитить с точки зрения биологии.

Отчасти расисты ссылались на тезисы Дарвина. Раз в природе все виды не равны, то этот же принцип распространяется и на человеческие народы, считали они. Сегодня расизм, фашизм и антисемитизм критикуются во всех развитых странах. Однако в конце XIX и первой половине XX столетий, еще когда не было ужасов Второй мировой войны, подобные идеи можно было покрыть ширмой модных современных теорий.

Холокост

Немецкие антисемиты в массе своей были пангерманистами (они мечтали создать одно немецкое государство, которое бы объединило всех их соотечественников). В XIX веке этого не произошло. Немецкая нация оказалась разделена на Второй рейх (собственно Германию) и Австрию Габсбургов. В обеих странах были закономерно сильны антиеврейские настроения.

Настоящая антисемитская истерия началась после Первой мировой войны. Германия потерпела поражение. Ее экономика была разрушена. Те, кому удалось пережить смертоносные бои, остались без работы в обобранной стране. Люди стали искать виновных в своих бедах. На этом фоне популярность снискали радикалы. Гитлер был одним из них, хоть и далеко не единственным. Но именно он развил теорию об «ударе ножом в спину». Идея предательства евреев и их вины в поражении Германии стала очень популярной. Особенно были подвержены ей бедные слои населения, рабочие и вообще все те, кто в мирное время оказался за бортом жизни.

Гитлера на остановило даже то, что его обвинили в антисемитизме все идеологические оппоненты: от либералов до коммунистов. Когда нацисты пришли к власти, обвинения евреев во всех бедах стали признаком хорошего тона. Начались погромы (например, Хрустальная ночь). Многие из них санкционировались самими властями.

Однако настоящее истребление евреев последовало во время Второй мировой войны. Иудейское население вновь надело специальные опознавательные нашивки со звездой Давида. Евреев стали принудительно отправлять в трудовые лагеря, которые быстро переоборудовали в концентрационные. На «фабриках смерти» погибли сотни тысяч иудеев. Их сжигали в печах, травили газом, лишали жизни на невыносимой работе. Большое внимание нацисты уделяли образованию и пропаганде. Юные и даже маленькие немцы с раннего детства приучались ненавидеть евреев и видеть в них своих естественных врагов.

Современность

После Второй мировой войны против антисемитизма выступили все развитые западные страны. Опыт Третьего рейха показал, что даже популистская и теоретическая риторика может привести к огромному количеству жертв. Борьбу с антисемитизмом возглавили власти новообразованного Израиля - государства на Ближнем Востоке, появившегося в 1948 году на территории британского мандата в этом регионе. После столетий изгнания евреи наконец обрели свою историческую родину. Вскоре в Палестину переехали миллионы иудеев.

Хотя Вторая мировая война продемонстрировала, что такое антисемитизм, определение, что это зло, восторжествовало далеко не везде. Современная антиудейская риторика переместилась с Запада на все тот же Ближний Восток, где Израиль окружен несколькими арабскими государствами. Сегодня конфликт евреев и мусульман является больным нервом планеты. Ближний Восток справедливо считается местом наибольшей напряженности во всем мире. Особенно сильны антисемитские настроения у палестинского арабского населения.

На коллективном Западе нелюбовь к евреям приняла новые формы. У правых радикалов популярны теории о мировом заговоре, за которым стоят иудеи, их теневом правительстве, управляющем ведущими державами мира. Многие современные антисемиты отказываются признавать факт холокоста в XX веке, называя его мистификацией и ложью.

В эпоху Античности и в Средние века процветал главным образом не антисемитизм, но юдофобия - одна из форм межрелигиозной ненависти, направленной в данном случае на представителей иудейского вероисповедания и заканчивающейся со сменой веры.

Теологические доктрины допускали существование иудаизма на христианских землях (в отличие от всех прочих вер и ересей, которые подлежали искоренению). Однако, разумеется, равноправие здесь было невозможно - напротив, положение вечно гонимых иудеев символизировало отвержение ими Иисуса и истинность христианства.

В позднем Средневековье к религиозной ненависти добавилась профессиональная: во многих европейских странах постоянно изгоняемые евреи, которым также было запрещено заниматься большинством видов искусств и ремесел, оказались связаны с финансовыми операциями - от самых мелких до наиболее крупных. Неприязнь к ростовщикам, идущая как от страдавших от долгов бедняков, так и от конкурировавшей с евреями буржуазии, породила еще одну форму ненависти.

Однако уже в позднем Средневековье возникает ксенофобия особого рода - антисемитизм расовый, «по крови», при котором никакая перемена веры или профессии не спасала еврея и не избавляла его от проклятой Богом природы.

Все началось в Испании - стране, некогда представлявшей собой наиболее сложное общество Европы, где сосуществовали иудаизм, ислам и христианство. Важнейший центр средневековой еврейской культуры стал местом, где были приняты первые расовые законы в истории, очищавшие «истинно испанскую знать» от проникновения в нее «нечистокровного» элемента.

Подобные декреты вступили в силу в 1449 году после восстания «потомственных христиан» в Толедо: многие ремесленные корпорации запретили тогда принимать новообращенных евреев и их потомков в свои ряды, а иные города - и селиться им на своей территории.

Силу всеобщего закона ограничения для бывших иудеев получили в 1536 году, через несколько десятилетий после произошедшего в 1492-м изгнания евреев из Испании.

Поддержка этих постановлений была столь велика, что доминиканца Игнасио Балтанаса, написавшего книгу в защиту новообращенных и их потомков и указавшего на равенство всех христиан, а также на важнейшую роль, которую сыграли многие бывшие иудеи в испанской истории, - приговорили в 1563 году к пожизненному заключению. Лишь создатель ордена иезуитов Игнатий Лойола и его соратники на протяжении нескольких десятилетий (вплоть до 1592 года) позволяли себе демонстративно игнорировать расовые законы испанской монархии.

Потомки крещеных евреев к середине XVI столетия составляли 4–5 % населения страны, они были зажиточной и образованной группой, тесно связанной с высшей аристократией, однако из-за их происхождения все социальные лифты для таких людей были полностью закрыты.

Широко распространилась практика получения «справок о чистоте крови» и, наоборот, изготовления поддельных документов, доказывающих наличие в роду предков презираемой расы, для дискредитации противников. Представители специальной профессии linajudo коллекционировали информацию о родословных, чтобы затем использовать ее в различных целях.

Такую цитату, иллюстрирующую сложившуюся ситуацию, приводит один из виднейших историков антисемитизма Леон Поляков:

Среди названий антисемитских трактатов того времени можно встретить такие, как «Горящий яд драконов и бешеная желчь ужей» или «Еврейские бани, где публично демонстрируются практические уловки и подлости евреев, как они пьют христианскую кровь, а также их горький пот…».

Слово «еврей» в самых неожиданных переносных значениях вошло и в часть немецких наречий .

Так, в Восточной Фрисландии «евреем» стали называть обед без мясного блюда, а в Райнланде - часть позвоночника у свиней.

Фразеологическая копилка немецких диалектов Нового времени пополнилась выражениями в духе «у этой еды вкус мертвого еврея».

Эпоха Просвещения хотя и способствовала достижению сословного и религиозного равноправия, но отнюдь не искоренила антисемитизм - даже в светских и образованных слоях.

Раньше евреев презирали за то, что они Христа не приняли, - теперь же, помимо прочего, иудеи оказались виноваты в том, что они Его (а точнее, христианство) породили. Одним из наиболее ярых сторонников этой точки зрения был крупнейший мыслитель эпохи Просвещения Франсуа-Мари Аруэ Вольтер.


В многочисленных текстах и письмах он не только воспроизводил затасканные шаблоны о ростовщичестве и стремлении к обогащению (в условиях постоянных запретов на профессии и изгнаний финансовые операции были для евреев одной из немногих доступных форм заработка), но и приводил новые «доводы», сформировавшие основу антисемитских мифов Нового времени.

Он утверждал, что евреи, будучи не европейцами, но азиатами, никогда не станут равными «белым людям».

«Вы - считающие животные, попробуйте быть думающими» - такой «рекомендацией» Вольтер завершает статью «Евреи » в своем «Философском словаре», где упоминает многочисленные человеческие жертвоприношения, совершаемые ветхозаветными иудеями.

А современным ему представителям этого народа французский классик советует стать незаметными, подобно парсам-зороастрийцам тогдашних Индии и Ирана.

В других текстах он объявляет евреев «заядлыми плагиаторами», утверждая, что нет ни единой страницы в их книгах, которая не была бы украдена, например, у Гомера. Вольтер отождествляет интеллектуальную деятельность иудеев с работой старьевщика (еще одна разрешенная европейским евреям профессия), продающего как новые уже давно известные да подлатанные идеи.

Антиеврейская риторика Вольтера формально сводится главным образом к критике Ветхого Завета, но раз за разом принимает выражено расистский характер и имеет значительно более глубокий смысл, нежели стандартные предрассудки эпохи.

Конечно, французское Просвещение многолико, и если Вольтер был главным антисемитом движения, то Дени Дидро и - в особенности - Жан-Жак Руссо выступали скорее на стороне немногочисленного угнетенного меньшинства, которое составляли европейские евреи тех времен.

Руссо, в частности, утверждал, что необходимо выслушивать иудейские аргументы против христианства, а ознакомиться с ними до конца невозможно, пока евреи не получат равного с христианами общественного положения и не будут чувствовать себя в безопасности, защищая свою религию.

Немецкий просветитель Готхольд Лессинг, автор пьес «Евреи» (1749) и «Натан Мудрый» (1779), первым из крупных деятелей Европы выступил с филосемитских позиций. Ставший же прототипом Натана берлинский еврейский философ и друг Лессинга Мозес Мендельсон был одним из наиболее популярных германоязычных мыслителей своего времени.

Радикальную неприязнь к еврейству испытывал немецкий мыслитель-классик и основатель местного философского национализма Иоганн Готлиб Фихте.

«Чтобы защититься от них, я вижу только одно средство: завоевать для них их землю обетованную и выслать туда их всех», - писал он в одном из своих первых крупных трудов, опубликованном в 1793 году.

Фихте заявляет, что предоставление евреям гражданских прав (при этом он признавал за ними права человека и право на исповедание иудаизма) может нанести колоссальный вред, поскольку они, по его словам, будут образовывать «государство в государстве», разрушающее единство нации. Более того, философ утверждал, что «предоставить им гражданские права возможно лишь при одном условии: в одну ночь отрубить им всем голову и приставить другую, в которой не будет ни одной иудейской идеи».

Радикальную критику иудаизма и последовательный отказ в сочувствии дискриминируемым евреям мы находим и во многих других его сочинениях. Подобная система взглядов в сочетании с романтическим национализмом и уверенностью в том, что лишь его единоплеменные соотечественники являются носителями и собирателями истинного христианства, впоследствии сделала Фихте одним из важнейших персонажей нацистского пантеона «великих немцев».

Несмотря на это, в 1812 году Фихте и уходит с поста ректора и профессора философии Берлинского университета Гумбольдта в знак протеста против безразличия своих коллег, отказавшихся защитить студента-еврея от унижений. А одним из важнейших мыслителей-предшественников Иоганн Фихте считал своего старшего современника немецко-еврейского философа Соломона Маймона .

Эмансипация и ассимиляция евреев, становившиеся всё более и более заметными в культурной, экономической и общественной жизни Западной Европы, порождали и новые формы ненависти.

Деятели французского левого движения первой половины XIX века: социалист Шарль Фурье, анархист Пьер-Жозеф Прудон - ненавидели «жидов», отождествляя еврейство с духом капитализма.

При этом Прудон в своих текстах доходил и до повторяющих нацистски е призывов к изгнанию или полному уничтожению народа. Борясь с «оккупацией Франции иностранцами», он убеждал соотечественников вернуться в первоначальное, естественное состояние.

Был близок по своим взглядам к Прудону и Фурье и первый крупный представитель коллективистского анархизма Михаил Бакунин. Лишь последующее широкое участие евреев в левом движении (связанное в том числе и с массовой эмиграцией из Восточной Европы обездоленного еврейского пролетариата) позволило преодолеть изначальный антисемитский крен, характерный для этого политического течения.

Одним из представителей правого крыла, чья ненависть к евреям стала хрестоматийной, был немецкий композитор и идеолог романтического национализма Рихард Вагнер. В своей вышедшей в 1850 году и переизданной в 1869-м статье «Еврейство в музыке » он писал:

«…вся европейская цивилизация и ее искусство остались чуждыми для евреев: они не принимали никакого участия в их образовании и развитии, но лишенные отечества, только издали присматривались к ним. На нашем языке и в нашем искусстве еврей может только повторять, подражать, но создавать изящные произведения, творить - он не в состоянии.

Насколько чужды нам евреи, можно судить из того, что сам язык евреев противен нам. Особенности семитической речи, особенное упрямство ее природы не изгладилось даже под воздействием на нее двухтысячелетнего культурного общения евреев с европейскими народами.

Само звуковыражение, чуждое нам, резко поражает наш слух; также неприятно действует на нас незнакомая конструкция оборотов, благодаря которым еврейская речь приобретает характер невыразимо перепутанной болтовни… <…>

Становитесь же не стесняясь, - скажем мы евреям, - на правильный путь, так как самоуничтожение спасет вас!

Тогда мы будем согласны и, в известном смысле, неразличимы! Но помните, что только это одно может быть вашим спасением от лежащего на вас проклятия, так как спасение Агасфера - в его погибели».

Мелочный и беспокойный еврей Вагнера был полной противоположностью эпическому герою-германцу. Он - представитель «вырожденной» космополитической городской цивилизации, где стирается дух нации, воплощенный для автора «Кольца нибелунга» в романтизированных образах Средневековья. Поэта Генриха Гейне и композитора Феликса Мендельсона Бартольди он называет «бездарными еврейскими противниками».

В одно время с Вагнером писал и крупнейший антисемит русской классической литературы Федор Достоевский.

Большинство его предшественников считало еврейскую тему маргинальной, а у Гоголя в «Тарасе Бульбе» отражены исторические реалии межрелигиозной вражды в украинском обществе XVII столетия.

Достоевский же сделал антисемитизм одним из важнейших элементов своей религиозно-консервативной идеологии. Он утверждал, что дискриминация «жидов» - это лишь способ защиты русских крестьян от «засилья евреев». Участие последних в революционном движении Достоевский описывает следующим образом:

Через полтора десятилетия, в 1894 году, интеллектуальные круги Франции взбудоражило «дело Дрейфуса» - офицера-еврея, обвиненного в государственной измене и приговоренного на основании подложных документов к пожизненной каторге.

Вплоть до полной реабилитации Альфреда Дрейфуса и возвращения его на военную службу в 1906 году важнейшим элементом французской общественной жизни было противостояние про- и антидрейфусовских интеллектуалов и общественных деятелей - дрейфуссаров и антидрейфуссаров. Последние зачастую связывали мнимое «предательство» осужденного с его еврейским происхождением и использовали эту ситуацию для массовой пропаганды антисемитизма.


Дрейфуссарами были Эмиль Золя, Анатоль Франс, Марсель Пруст, Клод Моне. В лагере их противников оказались Жюль Верн, Эдгар Дега, Поль Сезанн…

В России, которую весь конец XIX и начало XX века сотрясали еврейские погромы, страстным дрейфуссаром был Антон Чехов.

Лев Толстой же считал это дело маловажным и в первую очередь критиковал иудаизм за его националистический характер, а уже во вторую - осуждал насилие погромщиков.

«Знаковыми» антисемитствующими интеллектуалами середины XX столетия стали тесно и не очень сотрудничавшие с германскими нацистами и итальянскими фашистами философ Мартин Хайдеггер, писатель Луи-Фердинанд Селин, поэт Эзра Паунд.

Один из наиболее влиятельных мыслителей прошлого века Мартин Хайдеггер считал «мировое еврейство» дегуманизирующей и отчуждающей человека от природной жизни в пользу технологической цивилизации силой. На протяжении краткого периода 1933–1934 годов он был ректором Фрайбургского университета, «пришедшим к власти» на волне проводившейся в стране нацистской политики. Он претендовал и на роль «философа партии», однако, будучи слишком глубоким и абстрактным интеллектуалом, проиграл борьбу расовому теоретику Альфреду Розенбергу. По всей вероятности, это и повлекло его отставку с поста ректора.

На протяжении следующего десятилетия в своих публичных выступлениях Хайдеггер уклонялся от прямой поддержки или критики режима и вплоть до 1945 года оставался членом НСДАП. Дожив до 1976 года, философ никогда не обсуждал и не осуждал ни нацизм, ни Холокост, заявив лишь однажды, что решение занять ректорский пост было самой большой глупостью в его жизни.

Дебаты об отношении Хайдеггера к евреям продолжались на протяжении десятилетий: часть интеллектуалов оправдывала мыслителя, другая считала антисемитизм и связь с нацизмом естественным следствием его философии.

Грянула в 2014 году - тогда были опубликованы «Черные тетради» - дневники, которые Хайдеггер вел в 1930–1940-х годах. Оказалось, что антисемитские настроения владели им на протяжении всех 1930-х (как, впрочем, и до того, когда он в частной переписке жаловался на «еврейское засилье»). Более того, в них был выдвинут тезис, что Холокост, учиненный нацистами, - это акт самоуничтожения евреев: технология, которую, по мнению философа, они олицетворяли, их и погубила.

Французский литератор Луи-Фердинанд Селин, чьи радикально антисемитские книги 1930-х до сих пор не могут быть изданы во Франции (но недавно вышли в России - их выпустил проект «Опустошитель»), - одна из ключевых фигур в истории мирового авангарда: его труды повлияли на Сэмюэла Беккета, Аллена Гинзберга, Уильяма Берроуза, Жана Жене…

До сих пор непонятно , что послужило поводом для антисемитизма Селина. На сей счет существует масса гипотез, в том числе весьма экстравагантных: возможно, это была «протопанковская» шутка, способ противопоставить себя либерализму; по другой версии, причина - в стремлении избежать новой мировой войны; также есть мнение, что литератор грезил об объединении Европы под германской властью и восстановлении Священной Римской империи Карла Великого.

Характерную речевую манеру Селина лучше всего, пожалуй, характеризует шутка, произнесенная им в феврале 1944 года на приеме в немецком посольстве в Париже.

Поражение Германии во Второй мировой казалось уже неизбежным, так что писатель предположил, что Гитлера подменили еврейским двойником-марионеткой, осознанно ведущим арийскую расу к погибели.

Живший в Италии великий американский поэт-модернист Эзра Паунд не уставал костерить ростовщический дух еврейства как в профашистских радиопередачах времен Второй мировой, так и на страницах своего главного произведения - масштабной поэмы Cantos , охватывающей множество эпох, пространств, времен и содержащей вставки на разных языках мира - от латыни до китайского.


После поражения Италии во Второй мировой Паунда обвинили в государственной измене, но он был признан сумасшедшим и провел многие годы в психиатрической больнице (где и написал значительную часть поэмы). Лишь в 1958 году он смог вернуться на Апеннины. Первым его жестом на итальянской земле стала рука, поднятая в «римском приветствии».

После Холокоста и поражения нацизма во Второй мировой войне в Западной Европе и США антисемитизм стал одним из бесспорных символов зла, безоговорочно «общественно осуждаемым» явлением.

Ситуация в СССР оказалась иной: уничтожение еврейских писателей и фактический запрет национальной культуры в 1948–1949 годах, антисемитская кампания вокруг «дела врачей» в 1953-м и радикальная антиизраильская политика советской власти после 1967 года делали антисемитизм если и не легальным, то легитимным - как в среде диссидентской, так и в (полу)официальной.

Ассоциирующиеся с православием и почвенничеством интеллектуалы, от имперского автора исторических романов Валентина Пикуля до философа А. Ф. Лосева и писателя-диссидента Александра Солженицына, критически оценивали роль обобщаемых ими «евреев» в отечественной истории и не стеснялись открыто выражать свое отношение к ним.

Вышедший в начале 2000-х двухтомный бестселлер Солженицына » посвящается главным образом доказательству исторической вины евреев перед русским народом.

Несмотря на формальные различия ксенофобских идей, от которых, как выясняется, не свободен никто, включая и наиболее глубоких интеллектуалов, все они имеют в своей основе и общие черты.

В отношении антисемитизма эту работу провел немецкий философ Теодор Адорно и выделил в своей Диалектике Просвещения » семь его основных признаков (изложенных здесь в интерпретации Кристиана Фукса).

  1. Евреи считаются расой.
  2. Евреи представляются как жадные люди, главными ориентирами для которых служат власть и деньги; они оказываются представителями финансового капитала.
  3. Евреи в фетишистской манере обвиняются во всех общих проблемах капитализма.
  4. Проявляется ненависть к иудаизму.
  5. Имитируются приписываемые евреям естественные характеристики, которые психологически выражают доминирование человека над природой или же подражание магии.
  6. Свойства личностей, такие как «власть над обществом», приписываются евреям как расе. Таким образом, они «наделяются» особым могуществом.
  7. Антисемитизм базируется на иррациональных стереотипах, бессмысленных обобщениях и суждениях. Он утверждает, что индивидуумы, как члены определенной группы, должны исчезнуть, и основывается на ненависти к Другому.

Возможно, этот краткий список поможет читателю выделять антисемитские идеи - одну из многочисленных форм когнитивных искажений, вызываемых эмоциональной неприязнью к непохожим.

История еврейского народа началась с патриархов Авраама, Исаака и Иакова-Израиля около четырех тысячелетий назад. Бог избрал их потомков, народ Израиля, для определенной, особой роли в судьбах этого мира. Суть этого избрания – в служении, которое подразумевает не только большую привилегию, но и большую ответственность. И вся история евреев сопровождалась противостоянием этому народу, чтобы он не исполнил своего предназначения. В основе этого противостояния лежит такое явление как антисемитизм.

Большинство светских исследователей рассматривают антисемитизм как некую идеологию в ее социально-экономическом и политическом контексте. Краткая Еврейская Энциклопедия определяет антисемитизм как идеологическое и политическое движение, направленное на борьбу с еврейством. Сам термин “антисемитизм” был введен в употребление в конце 70-х гг. XIX века немецким журналистом Вильгельмом Маром, радикальным антисемитом, который назвал группу своих приверженцев “антисемитской лигой”. Сначала этот термин вошел в широкое употребление в Германии, а затем и в других странах. До термина “антисемитизм” некоторое время был распространен термин “ненависть к семитам”, однако он не прижился.

Анализ уже самого термина “антисемитизм ” с лингвистической точки зрения, а особенно с учетом того, что этот термин был введен в обиход самими антисемитами, может дать важную информацию об этом явлении. Так, суффикс “изм” в большинстве случаев указывает на типичное социальное явление или поведение или на некую идеологию, опирающуюся на единую систему принципов (социализм, либерализм, коммунизм и проч.). Сам факт предпочтения такого термина предшествующей ему “ненависти к семитам” подчеркивает универсальность этого явления. Исследователи отмечают, что возникновение и быстрое распространение термина “антисемитизм” стало выражением нового этапа в ненависти к евреям, связанного с соединением во второй половине XIX века юдофобии с расизмом. Апогеем такой ненависти стал Холокост, когда во время II мировой войны нацистами было физически уничтожено около 6 млн. евреев. Тем самым, светские исследователи рассматривают антисемитизм как форму враждебного отношения к евреям на определенном историческом этапе и определяют его в идеологических и политических терминах.

Однако антисемитизм – это явление, существовавшее, во-первых, с древнейших времен, а во-вторых, не какое-то социологически, психологически, экономически или каким-либо другим естественным образом объяснимое явление, а явление духовное. Один из самых главных духов злобы, который из поднебесья атакует людские сердца, разум, волю, жизнь, – это дух злобы по отношению к евреям, иначе дух антисемитизма. Это древний дух, который ведет свою ожесточенную борьбу не только против евреев, но и против всех народов, которые знают о евреях. А за ним стоит сам организатор всех враждебных действий на земле – отец лжи, человекоубийца сатана. Он ведет борьбу против евреев, начиная с патриарха еврейского народа Авраама. Так, сатана пытался с самого начала предотвратить образование еврейского народа. В эту борьбу он вовлек самых разных людей. Быт.12:16-20 повествует о том, как египетский фараон взял жену Авраама (тогда еще Аврама ) Сару (будущую Сарру ) в свой дворец. Если бы Сара стала женой или наложницей фараона, Божье обещание Аврааму, что у него будет обетованный сын, было бы неисполненным. Ярким библейским примером попытки полного физического уничтожения евреев является история, описанная в Книге Есфирь. И в каждой такой истории Бог ставал на защиту Своего народа, поражая тех людей и даже народы, которые, делая себя орудием в руках сатаны, восставали против евреев.

Антисемитизм – это не только физическое преследование, угнетение или уничтожение евреев. Одним из проявлений антисемитизма является попытка развратить еврейский народ и отвратить его от веры в Бога Израиля. Числа, 22-23 главы описывают историю с пророком Валаамом, которого моавитский царь Валак нанял проклясть Израиль. И хотя Валаам, еще будучи на тот момент пророком от Бога, проклясть Израиль не смог, он научил моавитян, как совратить евреев в блуд и идолопоклонство (Числ.25 глава).

Если в древние времена дух антисемитизма вел свою деятельность среди тех народов, которые непосредственно окружали Израиль, то в настоящее время он ведет свою деятельность по всей земле. С помощью различных средств, в том числе средств массовой информации он старается отравить умы людей во всех странах мира. Большинство людей, которые враждебно относятся к евреям, не имеют этому никаких логически объяснимых причин. Многим из нас известно распространенное мнение на уровне ”бытового” антисемитизма: «Евреи жадные, коварные, хитрые, их нужно опасаться, остерегаться, от них нужно защищаться, нужно принимать какие-то меры. К моим личным друзьям-евреям это не относится. Почти все евреи, с которыми я общаюсь, – милые добрые люди. Но в общем евреи плохие ». И никакие факты не могут переубедить тех, кто верит в антисемитский миф. Он распространяется, внедряется, закрепляется в сознании самых разных людей независимо от происхождения, образования, национальности и т.д. Особенно если в этот миф верили их отцы и деды.

Не пропусти самое интересное!

К сожалению, приходится признать, что влиянию антисемитизма подвержены, в разной степени, и христианские церкви. Среди христиан, быть может, самой распространенной формой антисемитизма является равнодушие к судьбе еврейского народа, зная о его богоизбранности и предназначении. Коварство такой формы антисемитизма состоит в том, что она скрытая и открывает жизнь детей Божьих для серьезных поражений без каких-либо внешне явно выраженных причин.

Духовная война против еврейского народа, которую ведут сатана и его армия, будет усиливаться и не затихнет вплоть до второго пришествия Мессии. Отношение к евреям будет становиться все более и более важным как для отдельного человека, так и для групп людей. А в конце времен оно станет определяющим для церквей, конфессий, деноминаций и даже для целых народов. По тому, как они относились к евреям, они будут судимы Всемогущим Богом. И если это исполнится для целых народов, огромных церквей, то это исполнится и для каждого отдельного человека.

С уважением, И. Русняк



Природа