Чтение мавлида. О Мовлиде, который читают на Северном Кавказе. Мужские и женские имена на буквы — К

«Мавлид – это новшество, которого не было во времена сахабов» – весомый аргумент, который пытаются подтвердить хадисами ﷺ :

«Каждое нововведение – заблуждение» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

«Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто» (имам Муслим).

Но что можно считать новшеством или нововведением?

Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий, не совершённых ﷺ (новшества).

Добавление к «Ляббайку»

Вот что говорят учёные о данном случае.

Имам Шафии (150–204 х.) прокомментировал данный хадис: «Если кто-то добавит в «Ляббайк» что-либо из поминания Всевышнего , нет ничего проблемного в этом, как это сделал Ибн Умар ﺭﺿﻲ ﻋﻨﻪ после того, как до него дошли слова, переданные от ﷺ , хотя для меня лучше ограничиться тем, что передал ﷺ » (ат-Тирмизи).

Внедрение двух ракаатов перед казнью

Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили (имам аль-Бухари).

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман , приговорённых к казни».

Мы видим, что не было конкретного указания ﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб ﺭﺿﻲ ﷲ ﻋﻨﻪ первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Хаджаром аль-Аскалани.

То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.

Добавление восхваления в намазе

На этот счёт есть чёткое правило учёных-богословов: «То, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже становится обязательным».

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 х.): «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама , это всё соответствует нашей религии» («Фатх уль-Мубин»).

Приведу имена некоторых известных учёных, которые подразделяют понятие «новшество»: ибн Хазм (456 х.), аль-Газали (505 х.), ибн Асир (637 х.), аль-Мунзири (656 х.), аль-Иззу ибну Салам (660 х.), Заркаши (794 х.).

И даже ибн Таймия разделял понятие «новшество».

Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль акли ва накли» сказал: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман , – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют» . То есть он подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов…

Часто в качестве довода оппоненты приводят изречение одного из авторитетных имамов мазхабов – имама Малика (93–179 х.), сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад ﷺ не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’» («Аль-Итисам»).

Имам Малик не противоречит мнению остальных учёных в утверждении «Ислам основан ﷺ , и никто не имеет права добавлять или убавлять что-либо». Но оживление Сунны ﷺ новыми путями и методами допустимо. Имам Шафии сказал: «Порицается называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате» («Манакибу Шафии»).

Отчасти подтверждает слова имама Шафии и имам Малик, а также учёные маликитского мазхаба.

Имам аль-Карафи Малики (684 х.) сказал: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурук).

Имам ибну Абдиль Бар Малики (368–463 х.), хафиз, мухаддис, сказал: «Что касается слов Умара ﺭﺿﻲ ﻋﻨﻪ “Как же прекрасно это новшество!”, то на языке арабов это означает внедрение того, чего не было ранее. Всё, что появилось в религии и противоречит установленной прежде сунне, является новшеством, в чём нет пользы, и необходимо порицать и сторониться этого пути. А что касается новшества, которое не противоречит основам Шариата и Сунны, то это хорошее новшество, как сказал Умар, потому что его основа берётся из Сунны» .

Быть или не быть

Но было бы глупо утверждать, что мавлид проводится только в России. Не раз российские паломники в Мекке имели честь присутствовать на мавлидах , проводимых учёными маликитского мазхаба, последователями имама Малики Алави, автора многих трудов в поддержку мавлида.

Кстати, не могу не привести забавный казус. Некоторые российские студенты, что прошли обучение в Сирии у доктора шариатских наук Мустафы Диб аль-Буга, на родине, будучи приверженцами одного из нетрадиционных течений, выступают противниками мавлида , обвиняя в заблуждении. Но при этом сам Мустафа Диб аль-Буга в качестве почётного гостя не раз принимал участие в республиканском мавлиде в ночь рождения ﷺ в месяце Раби уль-Авваль.

В беседе с нашим корреспондентом Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым:

Детали

Чтобы лучше понимать, в чём же благо мавлида , попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа.

Мавлид состоит из шести частей.

Первая – чтение Корана .

На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.

Примечание

«Имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти ﷺ ) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу Шафии»).

Ибну Таймия сказал: «…что касается возвеличивания мавлида и празднования этого дня, то некоторые люди делают это, и им будет огромное вознаграждение за благородное намерение и за возвеличивание Посланника Аллаха ﷺ » («Иктизау ас-сиратиль мустаким»).

Ученики Ибн Таймии одобрительно отозвались о правителе Музаффаре, который первым масштабно и ежегодно проводил мавлид в честь ﷺ .

Ибн Касир (700–774 х.) в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых, славных правителей. Он подчёркивает такие его личностные качества, как храбрость, справедливость, образованность в вопросах религии. Каждый год в месяце Раби-уль-авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка милостыню , построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается празднуемого им мавлида , то его великолепие и масштаб сложно описать словами. Далее Захаби в подробностях рассказывает про мавлид , говорит, что за книгу о нём Музаффар подарил Ибн Дихье тысячу динаров («Сияр»).

«Я вам как-то говорил, что меня пригласили на мероприятие именно те, кто отвергал мавлиды и считал это новшеством. Пригласили меня на собрание, приуроченное к годовщине рождения Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, миллионы были потрачены на это мероприятие. Но тому, кто пригласил меня, я ответил: "Поистине, этот съезд является новшеством согласно вашим же словам, в связи с этим я не могу принять ваше приглашение". И это удивительно, почему собрание, посвящённое ﷺ , является, по их меркам, новшеством, а съезд, посвящённый Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу, считается хорошим поступком? Как так?

И что за шариатское правило (каида), установившее, что это – новшество, а то – не новшество? Дело ясное, мы им не запрещаем этого, но только по той причине, что знаем о дозволенности подобных мероприятий…».

Заключение

У нас не было цели и умысла оскорбить или разоблачить кого-либо, важно только одно – прийти к общему согласию и пониманию сути вопроса.

Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман , нельзя, это неправда.

А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха , не высказываться по этому поводу. Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид . Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу.

В хадисе сказано: «Когда придёт время , в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа » (имам аль-Бухари).

Абдулла Магомедов

- «Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал мавлид и это является новшеством, а всякое новшество будет в Аду...»

- «Не всякое нововведение является порицаемым, поэтому, ученые написали много доводов на его дозволенность: "Имам ас-Суюти писал…", "Ибн Хаджар писал…", "Имам ар-Рамли сказал…"».

Обсуждения вокруг «мавлида», о его дозволенности или недозволенностив шариате, о том, совершали ли его праведные предшественники или нет, наверное, знакомы всем, кто интересуется Исламом.

Со временем, постепенно мусульмане стали забывать о первостепенных вещах и начали уделять внимание вещам второстепенным. К этому относится и проведение мавлида. Как мы знаем, аргумент на дозволенность мавлида - это рассказ о жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его восхваление. Однако, некоторые люди стали постоянно читать одни и те же мавлиды, тем самым, надоедая народу, а смысл мавлида начал потихоньку угасать. Некоторые даже не слушают мавлид и после него расходятся по домам, так и не получив пользу и не узнав ничего нового о пророке, да благословит его Аллах и приветствует. Дело дошло до того, что мусульмане ждут не дождутся завершения мавлида, чтобы поскорее приступить к вкусной еде, которая стала его неотъемлемой частью. И, таким образом, основной сутью мавлида стала трапеза после его чтения, а не жизнеописание Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Но что такое мавлид?

Мавлид - это восхваление Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, рассказ о его пресветлых качествах и его жизненном пути.

Цель мавлидов - не чтение их нараспев, а донесение до людей информации о Пророке, да благословит его Аллах и приветсвует. Поэтому, не обязательно читать их в стихотворной форме. На таких собраниях можно не распевать эти мавлиды, а читать их выразительно, читая отрывки или главы из известных книг по сире. Хвала Аллаху, есть достаточно книг, в которых подробно раскрывается история жизненного пути нашего любимца, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, непосредственное чтение мавлида перестанет быть исключительной прерогативой тех, кто знает наизусть множество куплетов на разных языках и читает их нараспев, приятным голосом. И тогда, каждый мусульманин сможет провести у себя дома мавлид самостоятельно, имея при этом хотя бы одну книгу по сире. Ведь для проведения мавлида мусульмане обычно приглашают студентов, которые должны быть заняты своей учебой на пути Аллаха. Стоит отметить, что не является обязательным, чтение мавлида на арабском или национальных языках. Так как многие мусульмане уже позабыли национальные языки, то можно читать их и на понятном для всех языке, в данном случае - это русский.

Что же касается именно суфизма и мавлида, то накшбандийский тарикат самый строгий в этом вопросе. В накшбандийском тарикате порицается пение, будь то мавлидов или чего-то другого и это очень известное мнение. Тут можно было бы привести много цитат из книг накшбандийского тариката, но мы не будем удлинять статью, уделив внимание к приведению их всех. Далее мы приведем отрывок из книги «Песни и музыка в Накшубандийском тарикате» , где автор, уважаемый шейх - Абдуджалил афанди, къуддиса сирругьу, после приведения множества слов шейхов накшбандийского тариката вывел следующий итог. На 50 странице, шейх пишет:

«После полного анализа всех разногласий, Сайфуллах-афанди , да освятит Аллах его душу, пришел к следующему выводу:

و التحقيق أنّه شبهة تتقى لشبهها بالباطل وهو اللهو إلا لضرورة تقتضى الرجوع إليه فقد يباح لذالك

«Истинное положение таково: (пение) - это шубха (сомнительное), от которого надо остерегаться, потому что оно похоже на «батыль». А «батыль» - это все ложное, недействительное, несправедливое. В данном случае это «ляхв» - развлечение, веселье, забава…».

Более подробно остановимся на понятии «шубха». Есть три понятия: «халяль», «шубха» и «харам». Как видите, «шубха» - промежуточное понятие. Это не харам, но и не халяль. В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано:

«Тот кто попадет в «шубха», тот попадет и в харам».

Поэтому, от «шубха» надо остерегаться, как нас остерегает от этого сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Постараемся на примере пояснить где, как исключение, может быть дано разрешение на пение. Например, в семье намечается торжество по случаю женитьбы сына. Мать настаивает чтобы была пышная свадьба со спиртными напитками, музыкой, совместными танцами парней и девушек. Отец настаивает, чтобы семейное торжество проходило по пути Ислама. Разногласия грозятся вылиться в крупный скандал. Применительно к таким случаям, как исключение, Сайфуллах-афанди, да освятит Аллах его душу, пишет: «قد يباح» - иногда можно дать разрешение на пение нашидов.

Мы привели множество высказываний больших авторитетов тариката о недозволенности пения в Исламе. Мы видели также, что Сайфуллах-афанди, да освятит Аллах его душу, по тем соображениям, которые он сам знает - переводит пение из состояния «харам» до состояния «шубха» и никак не доводит его в состояние «халяль». Поэтому, те случаи, где «قد يباح» - иногда допускается, должны быть строго ограничены. Что же касается мюридов Накшбандийского тариката, они должны проявить усердие в отдалении себя от «шубхи». Здесь заканчиваются слова Шейха Абдулджалила афанди, къуддиса сирругьу.

Итог: Мусульманам, особенно мюридам, желательно оставить пение, будь-то мавлидов или нашидов. Исполняйте мавлид, рассказывая о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, донесите до людей знания и остерегайтесь от сомнительного.

Да одарит нас Аллах пониманием в религии и отдалит нас от всего сомнительного и нововведений. Амин!

"Мавлид", "мевлид", "мевлит", "мулюд", "милад" – как только не называют на разных языках в разных точках света день рождения Пророка Мухаммада алайхиссалам! Это день, когда на этот свет пришёл Посланник Аллаха алайхиссалам для провозглашения истинной религии – Ислама. Именно поэтому этот день столь значим для всех мусульман, и во всех мусульманских странах он отмечается особым образом.

В исламских странах, как правило, этот день является выходным. В немусульманских, даже если общее число мусульман там велико, выходного обычно нет или он действует только на территории компактного проживания исповедующих эту религию – в так называемых мусульманских регионах. Однако отмечать мавлид это не мешает, скорее даже наоборот – способствует наибольшему сплочению представителей Ислама.

Мавлид в Исламе – день выражения любви и преданности Пророку Мухаммаду алайхиссалам, радость, что вместе с ним на землю пришёл Ислам. Несмотря на то, что основной праздник затрагивает один день, во многих странах проводится так называемая Неделя Единения.

Мавлид в ОАЭ

На территории Объединённых Арабских Эмиратов праздник отмечается достаточно широко. Не так давно было принято устраивать парады и торжественные шествия с декламированием стихов о Посланнике Аллаха алайхиссалам и аятов из Куръана. Довольно часто приносят в жертву барана и раздают мясо неимущим, в мечетях проводятся проповеди, к этому дню приурочиваются специальные мусульманские конгрессы.

В кругу семьи также принято организовывать празднество, приглашать родственников и знакомых, устраивать чаепития.

Многие мусульмане стремятся провести этот день в почитании Всевышнего и поэтому проводят несколько дней и ночей в мечети, соблюдая добровольный итикаф.

Мусульмане обмениваются открытками с поздравлениями, подарками и добрыми пожеланиями. Также принято дарить друг другу красные розы, как символ Пророка Мухаммада алайхиссалам. Этот цветок как бы отражает любовь мусульман к Аллаху и Его Посланнику алайхиссалам.

Всю неделю за мавлидом в мечетях читаются специальные проповеди, на которые обязательно приглашаются дети и молодёжь. В них речь идёт в основном о рождении и жизни Пророка Мухаммада алайхиссалам, рассказываются притчи, интересные исламские истории.

Празднование в Пакистане

В Пакистане это знаменательный день. Торжества проходят даже на официальном государственном уровне. На улицах нередко проходят шествия, что в этом году дало неожиданный эффект, поскольку приближаются выборы в парламент (а также и президентские). Большинство митингов стали носить религиозно-политический характер.

На улицах, как правило, много детей, которые распевают религиозные песнопения для проезжающих машин (водители которых дают им за это немного денег), а некоторые группы и вовсе перегораживают дороги, что довольно сильно мешает уличному движению.

В мечетях или во дворах домов организовываются лекции, чтение Куръана или декламация стихов о Пророке Мухаммаде алайхиссалам.

Многие люди специально готовят еду, которую потом раздают всем нуждающимся, дети разносят во все соседние дома сладости, рис, пудинг и пр.

Мавлид в Южно-Африканской республике

Мусульмане в ЮАР в большинстве своём – переселенцы из стран Индостана. Именно поэтому их традиции несколько схожи с традициями, бытующими на их коренных землях.

Конечно, устраивать большие митинги и шествия в честь этого дня невозможно, однако во многих мечетях проводятся проповеди, приглашаются гости, организовываются праздничные застолья.

К мавлиду стараются приурочить выпуск хафизов из учебных учреждений, награждение отличников из учащихся медресе, сбор средств на постройку или реставрацию мечетей.

День рождения Пророка алайхиссалам в Турции

По давней турецкой традиции символом мавлида является алая роза. В этот день многие верующие дарят букеты друг другу, поздравляют с помощью реальных, а теперь ещё и виртуальных открыток, отправляют СМС.

Официальные государственные лица тоже непосредственно принимают участие в торжествах, поздравляют население своей страны.

В мечетях проводятся проповеди, конкурсы, собрания.

Мавлид в Египте

На балконах квартир и во дворах домов развешиваются праздничные гирлянды и фонари. Возле дорог раскидываются многочисленные палатки, в которых продаются сладости – нуга, карамель, леденцы, халва… Особое место занимают изготовленные из сахара красавицы-принцессы в бальных платьях (Арусатул-Маулид). Для мальчиков аналогичным образом изготавливается сахарный всадник на коне.

Многие хозяйки предпочитают домашние сладости, поэтому за несколько дней до мавлида начинают печь печенье и готовить домашние конфеты. Они заранее складываются в огромные корзины и в день рождения Пророка Мухаммада алайхиссалам раздаются родственникам, соседям, нуждающимся.

В сам день мавлида верующие собираются в мечетях, слушают проповеди. Вечером дома, как правило, устраивается приём, на котором гости за богато накрытым столом слушают истории из жизни Посланника Аллаха алайхиссалам, читают дуа. Дети декламируют выученные суры и аяты из Куръана, стихи и напевы о Пророке Мухаммаде алайхиссалам и, конечно же, получают подарки.

Мавлид в Великобритании

В Объединённом Королевстве мусульмане, как правило, переселенцы. Поэтому традиции своей родины по проведению мавлида они перенесли и на Англию. Однако с течением времени здесь стало возникать и что-то своё, присущее только местной умме.

Воскресные исламские школы и мечети стараются, чтобы торжественный день не прошёл мимо мусульман. Многие из них проводят специальные проповеди, приглашают религиозные коллективы, которые исполняют религиозные песнопения.

В этот день мусульмане Англии стараются больше читать Куръан, раздавать милостыню, готовить халяльную еду и угощать своими национальными блюдами мусульман и немусульман.

В просветительских исламских центрах демонстрируют документальные фильмы о жизни мусульман или фильмы на религиозную тематику.

Мусульмане всей планеты стремятся в день мавлида вспоминать о наилучших качествах Пророка Мухаммада алайхиссалам, о его жизни, делах. Наилучший из людей показывает нам пример, как нужно жить. Он достоин поминания не только один день в году, однако именно в мавлид мы стараемся вспоминать о нём более, чем обычно, сравнивать свою жизнь с его.

Фатима Манзур

Как нужно проводить обряд мавлида?

Как известно, в средние века в исламском мире тасаввуф занимал значимое место. Во главе обрядов мавлида чаще всего стояли улемы-суфии. На мавлидах в основном собирались люди, чьи сердца переполнялись любовью к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и горящие желанием вспоминать его. Посредством этого обряда они выражали свою привязанность к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и тоску по нему, удовлетворяя пусть даже самую малость свою жажду. По этой причине обряды мавлида проводились не в качестве чисто научного собрания, а с целью отметить особым способом рождение Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, довести до совершенства, облагородить свою любовь к нему и таким образом донести сведения о его личности до большинства, призвать соблюдению его сунны и научить умму беззаветно любить своего Пророка. На обрядах мавлида главным образом выражались радость и восторг по отношению к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, с таким же окрасом декларировались стихи, произносились наставления.

Мавлид изначально был введен в целях выражения радости по поводу рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, проведения этих дней в ликовании. Если изучить нашу недавнюю историю, то в мероприятиях мавлида явно чувствуются именно эти настроения и состояние. При изучении отношения, существовавшего в середине прошлого века среди нашего народа к мавлиду, можно увидеть, что у нас чтение и заказы на чтение мавлида не были широко распространенной практикой. Книги мавлида в основном читались на специальных собраниях, посвященных мавлиду, а тех, кто читал мавлид, было очень мало. Наш отец кари Яхйахан рахматуллахи алайхи говорил, что наш дед кари Бакийбиллах рахматуллахи алайхи был одним из малочисленных людей, которые могли по памяти прочитать мавлид. Несмотря на то, что в то время в Андижане были сотни больших мастеров чтения Куръана, крупных улемов, среди них было очень мало тех, кто читал мавлид. Однако мероприятия мавлида того времени отражали истинную цель мавлида. Пусть и немного, но были хороши. В те времена было много людей, знающих арабский язык, и мавлид читался в основном среди тех, кто обладал знаниями. Несмотря на это, как утверждает старшее поколение почитателей, на тех мероприятиях мавлида улемы рассказывали о значениях мавлида, делились сведениями о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Такие собрания облагораживались слезами радости и тоски, гудели под стоны и вздохи восторга от любимейшего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Именно поэтому те из наших стариков, кто присутствовал на подобных собраниях, говорили, что не получают удовлетворения от мероприятий мавлида последующих времен. Потому что хотя в последние годы мавлид широко распространился и стал популярным, внимание к его целям снизилось, а ценность уменьшилась. Под чтением мавлида стали понимать только выразительное чтение книги мавлида. И даже среди некоторых простых людей стало появляться понятие, что мавлид это нечто похожее на Куръан. Многие из них перестали различать мавлид и Куръан. Когда у иных спрашиваешь «Что такое мавлид?», они отвечают «Как его, ну там же есть такое место, когда в промежутке нужно встать?». Мавлид превратился в обряд вознесения молитв с просьбами об избавлении от бед и неприятностей, об удаче в делах. Поэтому и на свадьбах, и на поминках, и после свадьбы, и после поминок стали читать мавлид.

Конечно, можно сказать, что соединение радостных событий с радостью мавлида Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам может стать двойным праздником. Действительно, мы каждый миг испытываем нужду в изучении личности Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Но у всего есть свое время и свое место. Обряд мавлида должен отличаться от обычной беседы. Здесь все должны быть в приподнятом настроении и выражать радость. Основой его должно быть поминание Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В особенности, ни в какие нормы не вписывается чтение мавлида на мероприятиях, устраеваемых по поводу смерти. Это словно объединять свадьбу с похоронами.

В результате подобных неправильных отношений к мавлиду почти исчезла практика проведения мавлида в истинном значении. Люди стали ограничиваться чтением мавлида только на свадьбах и похоронах. Было забыто о подготовке угощений в честь мавлида Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В действительности же, мавлид должен проводиться под влиянием интереса к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в качестве выражения любви к нему, в целях распространения сведений о его личности, вот тогда будет достигнута изначальная цель.

Крупные улемы Андижана, которые жили в прошлом веке, в том числе, Абдулмаджид кадий, Аминджан Махсум, Хабибуллах хаджи, кари Мухаммад Мубин проводили такие специальные мероприятия у себя дома, где читали мавлид. Дед Хабибуллах хаджи рахматуллахи алайхи каждый год в месяц Рабиул аввал собирал религиозных ученых и чтецов Куръана в городе и организовывал обряд мавлида. В дань уважения к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам он раздавал пришедшим подарки и новую одежду. В дни мавлида он собирал всех своих детей и внуков, рассказывал им о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, читал им вслух мавлид, цитировал Куръан и возносил прекрасные молитвы. Когда он вспоминал Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, с его глаз стекали слезы и всем своим существом благословлял его. И хотя мы были очень юными, мы ощущали восторг и ликование на этих мероприятиях мавлида.

Здесь кто-то может возразить, говоря: «Мы заказываем чтение мавлида на своих свадьбах и поминках в качестве священного обряда, а не с целью отметить рождение Посланника Аллаха саллаллазу алайхи васаллам». Хорошо, наверное можно просить изобилия посредством изучения личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и благословляя его. Однако для этого одного лишь чтения мавлида на арабском будет недостаточно, необходимо уметь понимать смысл мавлида. Вместе с тем, неуместно специально читать мавлид, чтобы просить об изобилии, в качестве священнодействия. Потому что в этом смысле достаточно самого лишь чтения Куръана, даже предпочтительнее, в чем нет сомнения. На каком мероприятии и что надо делать, какую молитву нужно возносить, все это указано в сунне. Тот, кто действительно любит Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, прежде всего должен выполнять именно эту сунну. Если во время какого-либо мероприятия понадобится поговорить о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то из его жизни следует рассказывать сведения, которые относятся к причине данного мероприятия, к примеру, выражение соболезнований, участие на поминках и другие подобные случаи, связанные со смертью. Кроме того, мавлид своим названием означает рождение, он возник именно в целях празднования рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. И наши предки, которые ввели проведение обрядов мавлида, начинали свое дело именно с этой целью. А самый большой довод в пользу проведения подтверждает именно эту цель. Улемы, которые считают дозволенным проведение мавлида, говорят: «Все признают, что можно благодарить за дарованное благо, выражать радость по поводу какого-либо блага. Разве существует для человечества более великое благо, чем рождение Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?!». Они ввели проведение мавлида не просто как священный обряд, а чтобы познакомить умму с Пророком, в качестве благодарности за его приход в этот мир.

Как бы то ни было, мавлид считается мероприятием, которое нужно проводить в радостном и веселом настроении. Для каждой одежки есть свой покрой. Читать восхваляющие стихи, мавлид и поэмы во время траурных обрядов, это совершенно нелогично. Этого никак нельзя оправдать. Никто не имеет права уничтожать, сравнивать с землей такое прекрасное мероприятие, учрежденное нашими предками в благих намерениях и благообразным способом, только ради прихотей каких-то невежественных людей или из-за каких-либо других соображений. Мы все должны хорошенько понять это.

Следует особо подчеркнуть, что обряды мавлида должны быть мероприятиями, посвященными изучению сийры , то есть сведений о личности и жизнеописании Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это должно стать фактором совершенствования веры и любви, восторга и радости в отношении Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Должно стать отправной точкой для применения в жизни его сунны. Для этого же, мероприятия мавлида необходимо проводить на должном уровне. Нужно также пояснять смысл озвучиваемых текстов мавлидов и нашидов. Говоря по совести, если бы на мероприятиях мавлида, проведенных до сегодняшнего дня среди нашего народа рассказывали хотя бы по одному преданию из жизнеописания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, если хотя бы пересказывали перевод прочитанного мавлида, то от проведенных мавлидов можно было бы получить пользу, несравнимо большую, чем нынешняя ситуация.

Вместе с тем, целесообразно не ограничиваться одной лишь касидой (поэмой), а следует читать также и стихи, с любовью посвященные Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, делиться их смыслом. Если каждый народ станет также читать касиды, написанные на своем родном языке, это будет еще лучше.

К сожалению, в некоторых местах мероприятия мавлида в дополнение к вышеперечисленным неудобствам «обогащены» также различными разногласиями и спорами. Кто-то утверждает, что какое-нибудь слово в мавлиде нужно читать через замму (то есть с гласной «у»), а другой спорит с утверждениями что его надо читать через фатху (то есть с гласной «а»). Когда кто-то продолжает сидеть, не вставая во время махалли кийама , другой обвиняет его в лицемерии, неуважении и сектантстве. Находятся даже такие, кто готов в достаточной мере спорить о том, что нужно читать, когда встают во время махалли кийама . В действительности же, ничто из этого не служит истинной цели мавлида. Наоборот, умаляет его значение, уничижает его значимость, превращая в мероприятие, где вреда больше чем пользы.

Кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид

Рабиул аввал, 1435 год хиджры

Перевел Фаррух

.

Природа