Проект на тему монастырь. Презентация к уроку орксэ для начальных классов "монастырь". Сообщение темы урока

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель урока: знакомство детей с православными монастырями и особенностями монашеской жизни.

1. Познакомить учащихся с жизнью православных монастырей.

2. Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками.

3. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.

Формирование УУД:

Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

Понятийный ряд: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, четки, клобук, ряса, подрясник.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы для групповой работы, слова для составления кластера, презентация , выставка книг.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы не можем расслабляться,
Пора в работу нам включаться.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Таинство Причастия)

Давайте проверим, как вы поняли материал прошлого урока?

Поработаем в группах.

1 группа. Напишите, какие вы знаете таинства? Слайд №4

3 группа. Закончите предложения. Выберете вариант правильного ответа.

1. Таинство – это действие

Бога по молитве человека,

Лекарств,

Телевизионных программ.

2. Таинство называется так, потому что

Земному человеку нельзя до конца понять его воздействие;

К нему хотят привлечь внимание;

О нём нельзя рассказывать.

3. Люди прибегают к таинствам, чтобы

Появился интерес к жизни,

Стать ближе к Богу,

Чтобы развлечься.

2 группа. Работа по слайду №2. Икона Тайная вечеря.

Что изображено на слайде? Тайная вечеря – последний ужин.

Перед Своим уходом на крест Христос собрал апостолов. Это была прощальная трапеза. Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: “ Пейте всё. Это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается”.

После этого он разломил хлебную лепёшку и протянул апостолам: “ Вкусите. Это Тело Моё, ломимое во оставление грехов” Мы знаем, что, Христос хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес.

Чтобы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Христос на Тайной вечере дал людям Своё Тело. Но чтобы люди не пугались, Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

Первыми причастниками стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Проверка 1 группа

– Какие таинства вы знаете?

(Крещение, Причастие, Брак, Миропомазание, Соборование, Покаяние, Священство)

Проверка 3 группа (по слайду №3)

Проверьте, так ли у вас получилось?

Молодцы. Я вижу, что вы хорошо поняли тему предыдушего урока.

3. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы с вами попробуем определить тему сегодняшнего урока. Послушайте песню. Слайд №5

Прослушивание песни о монастыре.

4. Сообщение темы урока.

  • Формулировка темы урока совместно с учащимися.
  • Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Предложения учащихся. Запишите тему урока в тетрадь.
  • Что бы вы хотели узнать о монастырях и о монашестве?
  • Целеполагание.
  • Итак, тему мы обозначили. Давайте теперь поставим цель сегодняшнего урока. Ответы учащихся. (Познакомиться с разными монастырями и жизнью в них) Слайд №6
  • Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие .

    Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают мужские и женские. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

    Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: “Трудись и молись”. Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.

    Слово “монах”, происходит от греческого слова “монос” - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

    Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

    5. Работа с учебником.

    Откройте страницу 81 учебника.

    Давайте прочитаем о жизни в монастыре.

    А теперь найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь.

    6. Проверка самостоятельной работы. Слайд №7.

    1. Послушание.

    2. Монашеский обет.

    3. Постриг.

    4. Получение нового имени.

    Составление кластера “Монастырь”.

    В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

    Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

    1. Исполнение заповедей Господних.
    2. Добровольная нищета.
    3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

    После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Для него начинается совсем другая жизнь, и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Послушайте притчу.

    Один из мирян, решив уйти от житейских проблем, поселился в одном из монастырей. В монастыре было такое правило: через 10 лет можно обратиться с любой краткой просьбой к игумену. Прошло 10 лет.

    – Как твои дела? – спросил игумен у монаха.

    – Еда противная!

    Прошло ещё 10 лет.

    – А теперь как твои дела? – интересуется настоятель.

    – Постель жёсткая – слышит в ответ.

    Проходит ещё 10 лет.

    Тот же вопрос задаёт игумен.

    Я ухожу! – ответил несостоявшийся монах.

    В чём смысл этой притчи?

    Если же монах остаётся в монастыре на него торжественно надевают его новую одежду.

    7. Знакомство с одеянием монахов. Слайд №8

    Составление кластера. (на доске)

    апостольник клобук параман

    хитон Монах подрясник

    ряса мантия пояс чётки

    Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

    Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

    Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

    Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве .

    Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

    Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

    Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

    Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину

    8. Физкультминутка

    А сейчас мы с вами, дети,
    Отдохнём и разомнёмся.

    Покажите, где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок).

    Монастырь (посмотрите по сторонам).

    Учитель называет слова – учащиеся выполняют действия.

    9. Работа со стихотворением.

    Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

    Послушайте. (уч-ся) Слайд №9

    Главу клобуком покрыли,
    Очи в землю опустили,
    В чёрну мантию облекли
    И монахом нарекли.
    Подавали чётки в руки,
    Чтобы меньше было скуки,
    Вместо сладких всяких вин
    Наливают квас един.
    Подавают кислы щи –
    Ешь, монах, и не ропщи…

    Ответьте на следующие вопросы:

    1. Как вы думаете, почему монах должен опустить “очи в землю” ? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
    2. Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде, кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)
    3. Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни).

    Просмотр слайдов о жизни монахов. Слайд №10

    Какие черты характера воспитываются в монастыре?

    (Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

    Вывод: Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

    Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени). Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги – это тяжелые металлические оковы. Слайд №11

    10. Знакомство с монастырями.

    В России существует много монастырей. Они есть и в нашей Нижегородской области.

    Посмотрите на слайды №12, 13, 14, 15,16,17.

    Одним из известных монастырей – Серафимо-Дивеевский.

    Рассказ о Серафимо-Дивеевском монастыре. (Учащиеся)

    Один из наиболее почитаемых монастырей России, Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который называют четвёртом Уделом Пресвятой Богородицы. История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете.

    Чтобы незабвенна была тропа, по которой “стопочки Царицы Небесной прошли”, батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: “Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!”

    В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне устроена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.

    Не устарели слова, написанные в начале XX века православным писателем С. Нилусом: “Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьёт ключом из каждого уголка этого удивительного места”. Слайд №18, 19, 20, 21

    Кроме Серафима Саровского были и другие святые старцы.

    Давайте прочитаем в учебнике о Святом Луке. С. 83. Слайд № 22

    11. Закрепление изученного на уроке.

    Первая загадка:

    В чёрном, с чётками в руках,
    О душе своей в слезах
    Богу молится… (Монах)

    Вторая загадка:
    Ряса, клобук, параман
    Говорят о многом нам:
    Так одет монах, друзья,
    Жить, как все, ему нельзя!
    Инок, мантией одетый,
    Давший Господу… (Обеты)

    Давайте составим правила поведения в монастыре.

    Проверка.

    Назовите правила. Те, которые называли, не повторяйте.

    В монастыре запрещается:

    Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

    Говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

    Носить шорты на территории монастыря;

    Лицам женского пола находиться без головного убора.

    Составить синквейн со словом “Монастырь”.

    12. Итог урока.

    Какова тема нашего урока?

    Узнали мы то, что хотели?

    Что такое монастырь?

    Монах – кто это?

    13. Рефлексия.

    Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?

    А если вы что-то не поняли, то прочитайте ещё раз об этом в учебнике.

    Слайд №23, 24

    Слайд 2

    Монахи и иноки

    Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.

    Слайд 3

    Кто такой монах

    • Монах – от греческого слова «монос», то есть один.
    • Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один.
    • Монах (монахиня)– это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи.
    • Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.
  • Слайд 4

    Жизнь первых монахов

    • Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты.
    • Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.
  • Слайд 5

    Антоний Великий

    Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

    Слайд 6

    Монахи и народ

    • Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти.
    • И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».
  • Слайд 7

    Городские монастыри

    Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

    Слайд 8

    Чем занимались монахи

    В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях.

    Слайд 9

    Как стать монахом

    • Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение.
    • Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства.
  • Слайд 10

    Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Слайд 11

    Как быть монахом

    Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.

    Слайд 12

    Одежда монахов

    • Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей.
    • Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой.
    • Чётки- бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.
    • Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе.
    • Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».
  • Слайд 13

    Череповецкий Воскресенский монастырь

  • Слайд 14

    История

    … ехал с товаром московский купец по реке Шексне в Белозерск. Около нынешнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, из-за горы по долине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Купец снялся с мели и поплыл по направлению лучей к чудной, огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души таким необыкновенным явлением, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, вдали на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба.

    Слайд 15

    Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собой большую икону Воскресения Христа (день чудного видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою. Данное предание прибавляет, что к построенной купцом часовне пришли два инока Феодосий и Афанасий и устроили здесь Череповецкий Воскресенский монастырь.

    Слайд 16

    Посмотреть все слайды

    Урок 25, ОРКСЭ - модуль Основы православной культуры. учебник А.В. Кураева "Основы православной культуры"

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока Монастырь»

    ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА

    «Монастырь»

    Ф.И.О.: Григорьева Алена Викторовна

    Место работы: МБОУ Междуреченская СОШ

    Должность: учитель начальных классов

    Предмет: ОРКСЭ

    Класс: 4

    Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25

    Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»

    Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

    Задачи:

    Дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;

    Развивать нравственные качества личности;

    Сформировать навыки поведения в монастыре;

    Развивать коммуникативные, информационные компетенции.

    Задачи:

    Личностные

    Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

    Метапредметные

    Познавательные

    Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

    Регулятивные

    Работать по плану, сверять свои действия с целью;

    Коммуникативные

    Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

    Предметные

    Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).

    Необходимое техническое оборудование:

      Мультимедийный проектор.

      Экран для просмотра слайдов.

      Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

      Диск с материалами урока. (Презентация).

      Индивидуальный раздаточный материал

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Время

    (в мин.)

    Самоопределение к деятельности.

    Организационный момент.

    Включение в деловой ритм урока.

    Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее. (Слайд 2)

    «Я слышу - я забываю,

    Я вижу - я запоминаю,

    Я делаю - я понимаю»

    Гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

    Садитесь, пожалуйста.

    (Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)

    Учащиеся настраиваются на урок

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): (Слайд 3)

    Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).

    2. Ресурсный круг

    - Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя

    Постановка учебной задачи.

    Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…

    3. Чтение стихотворения учителем под музыку.

    Крестом высоким осененный,

    Вдали от сел и городов

    Один стоишь ты, окруженный

    Густыми купами дерев.

    Вокруг глубокое молчанье

    И только с шелестом листов

    Однообразное журчанье

    Живых сливается ручьев,

    И ветерок прохладный веет,

    И тень бросают дерева,

    И живописно зеленеет

    Полян высокая трава.

    О, как сыны твои счастливы!

    В твоем безмолвии святом

    Они страстей своих порывы

    Смирили бденьем и постом.

    Их сердце отжило для мира,

    Ум с суетою незнаком,

    Как будто светлый ангел мира

    Их осенил своим крестом.

    И внемлет вечное Бог-Слово

    Их тяжкий труд благословив

    Святых молитв живое слово

    И гимнов сладостный призыв.

    О чем стихотворение? (О монастыре)

    Кто из вас может определить тему и цель урока?

    Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

    Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?

    (Входит Странник). Слайд 5

    Странник: Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог – сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и показать те места, где побывал.

    Первая загадка:

    В черном, с четками в руках,
    О душе своей в слезах
    Богу молится …

    Вторая загадка:

    Ряса, клобук, параман
    Говорят о многом нам:
    Так одет монах, друзья,
    Жить, как все, ему нельзя!
    Инок, мантией одетый,
    Давший Господу …

    Молодцы, детишки, а теперь с мотрите и запоминайте. (Слайд 5-10)

    Странник называет монастыри

    1. Крым. Чеглтер-Мармара – древний пещерный монастырь VIII – XV в (Слад 6)

    2. Киево - Печорская лавра – православный мужской монастырь. Основан в 1051 г. (Слад 7)

    3. Троице – Сергиева лавра в Московской области. Основана 1337 г. (Слад 8)

    4. Женский монастырь в честь иконы божьей матери «Умиление» в Сургуте (Слад 9)

    Запомнили, ребята, куда путь держать? В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился?

    Молодцы, детишки! Однако мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит). (Слад 10)

    Мотивация учащихся к изучению темы урока

    Учащиеся ставят цели формулируют тему урока

    Называют тему «Монастырь»

    Учащиеся отгадывают загадки

    Монах

    Обеты

    Учащиеся отвечают на вопросы «странника»

    Построение исследования.

    Учитель : Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди? (Слайд 11 - 16)

    Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

    Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

    Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презентацию

    Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники

    Самостоятельная работа.

    (Слайд 17) Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь. (Предполагаемый ответ:

    1. Послушание; 2. Монашеский обет;

    3. Постриг; 4. Получение нового имени. (Слайд 18 - 23)

    Используют материал учебника, рабочую тетрадь.

    Валеологическая пауза

    Физминутка «4 стихии»

    Усвоение новых знаний.

    Давайте создадим словесный портрет монаха, используя текст учебника и презентацию. (Слайд 25 - 29)

    Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

    Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

    Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

    Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.

    Старец Божий, старец кроткий,
    В лаптях, с палкою простой,
    На руке иссохшей четки,
    Взор, горящий добротой.
    Сколько дивного смиренья
    В страстотерпческих чертах,
    Дивный дар богомоленья
    Лег улыбкой на устах
    Тяжким подвигом согбенный
    Он идет, гонец небес,
    Прозорливый, вдохновенный
    Полный благостных чудес.
    Благодатной силой веет
    На молящих от Него.
    Гордый разум цепенеет
    Перед святостью Его.
    (1933. г. Ницца, А. Ладыгин)

    Каких известных Святых Старцев вы знаете?

    (Ответы учащихся).

    Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом

    Смотрят презентацию, анализируют ситуацию

    Ученик выходит и читает стихотворение

    Самостоятельная работа.

    Организует деятельность по применению новых знаний. (Слайд 30 – 33)

    На странице рабочей карты урока есть задание №2, которое связано с именем Святого Старца Амвросия Оптинского, его изображение вы видите в центре. Выполните задание в парах.

    (Учащиеся выполняют задание в парах, находят ответ – составляют фразу).

    (Если времени не хватает, то можно это задание оставить на домашнее задание).

    У вас получилась фраза «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Дома подумайте над смыслом слов Старца Амвросия и на следующем уроке расскажите, как поняли.

    Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».

    Запись в тетради, словарная работа, работа в группах/парах

    Выполнение заданий в рабочих листах

    Строят кластер

    Физминутка

    А сейчас мы с вами, дети,
    Отдохнём и разомнёмся.

    Покажите где носят клобук, пояс, мантию, чётки,

    (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок) Монастырь (посмотрите по сторонам).

    Учитель называет слова - учащиеся выполняют действия.

    Закрепление изученного материала.

    Выполнение тестов

    (Приложение 1)

    Выполнение заданий

    Домашнее задание.

    Творческое задание – разработать макет путеводителя для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки приветствуются. (Слайд 34)

    Рефлексия деятельности.

    4). Рефлексия «Комплимент».

    Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

    За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?

    За что можно похвалить себя?

    За что можно похвалить учителя? (Слайд 35)

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,соотносят цель и результаты.

    Приложение 1

    Тестовые задания :

    1. Закончите предложение:

    Люди уходят в монастырь, когда

    1) ..у них не ладится в жизни;

    2) им хочется, чтобы ими восхищались;

    3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

    2. Закончите предложение:

    Основным в монашеской жизни является

    1) труд и молитва;

    2) желание быть лучшим в монастыре;

    3) самоистязание и самолюбование.

    3. Закончите предложение:

    Монашеская жизнь скучна

    1) так как нечем заняться;

    2) не отличается от обычной;

    3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

    4.Закончите предложение:

    Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

    1) узнать, что такое унижение;

    2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

    3) просто всех слушаться.

    Приложение 2

    Рабочий лист урока

    ученика (цы) _____ «___» класса

    Тема _________________________________________________

    Задание 1: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:

    а). мирянин, послушник, монах, схимомонах;

    б). клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;

    в). трапезная, келья, скит, столовая.

    Задание 2: Воспользовавшись подсказкой, замените цифры буквами, и начиная с выделенной клеточки, по часовой стрелке прочитайте фразу.

    8

    11

    3

    1

    2

    6

    4

    5

    6,

    6!

    5

    8

    9

    6

    10

    15

    11

    9

    6

    15

    8

    16

    3

    15

    7

    6

    10

    14

    9

    5

    4

    6

    6,

    15

    4

    3

    5

    2

    6,

    11

    12

    10

    3

    11

    8

    9

    Подсказка:

    а). Главное место в алтаре

    б). Так одним словом называлось на Руси умение читать и писать

    в). Священник, которому постоянно исповедуешься

    Урок 25 по ОРКСЭ Тема: «Монастырь»
    Составила: ШУКЛИНА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА учитель начальных классов МБОУ Ярская средняя общеобразовательная школа №2 Удмуртская Республика п. Яр 2016г.

    Притча Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого, он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон. И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. "Теперь," - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Что могут обозначать большие, маленькие камни и песок в жизни человека?
    2

    Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, её здоровье - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для вашей семьи, следите за её здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для празднований и всего остального. «Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок".
    15.05.2015
    3

    ЦЕЛИ УРОКА: 1)объяснить лексическое значение, слова «семья» 2) Выяснить, на чём основана семья 3) узнать, что такое венчание, значение обручального кольца в православии Задачи урока: Находить значение слов по словарю помогать друг другу в работе соблюдать правила работы в парах принимать мнение другого, проявлять толерантность
    15.05.2015
    4

    Что является самым важным в жизни? СЕМЬЯ и ЕЁ ЗДОРОВЬЕ Что такое семья? Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами. Новый Завет: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
    15.05.2015
    5

    На чём основана семья?
    15.05.2015
    6
    радость
    любовь
    понимание
    прощение
    тактичность
    верность
    терпение

    Что нужно для сохранения семьи?
    15.05.2015
    7
    Общие события:
    Праздники:
    Семейные традиции:
    День семьи
    Рождество Христово
    Походы, путешествия
    Пасха
    Новый Год
    День рождения
    Семейное чтение
    Вечернее чаепитие
    Вербное воскресенье

    Продолжите высказывание Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей … …чтобы я был здоров и чтобы у нас была крепкая семья. …чтобы я хорошо окончила школу, получила хорошее образование, благополучно создала свою семью. …чтобы я всегда их слушала в детстве и прислушивалась, советовалась по жизни и т.д.
    15.05.2015
    8

    Больше всего мои родители боятся, что… …со мной что-нибудь случится, не окончу школу, не получу образование. …буду несчастна в браке. … они останутся одни и т.д.
    15.05.2015
    9

    Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье… … звучал детский смех. …дети жили дружно между собой и делились общими интересами. …не было ссор и обид друг на друга, а если случилось, сумели простить. …не употребляли алкоголь, не сквернословили.. …не пахло табачным дымом. …было духовное взаимопонимание.
    15.05.2015
    10

    22.11.2016
    11
    Творческий проект «Моя семья»

    22.11.2016
    12
    Физкультминутка

    Праздник Всероссийский День семьи с 2008г Символ праздника цветок ромашка Награждают медалью «За любовь и верность» с изображением святых Петра и Февронии, жили они в г.Муроме. Им поставлен памятник.
    15.05.2015
    13

    Что такое ВЕНЧАНИЕ? В православии так называется вступление в брак. На голову жениха и невесты возлагают венцы. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу, которые готовы претерпеть всё ради сохранения семьи.
    15.05.2015
    14

    Что означает обручальное кольцо? Кольцо, как и венец не имеет конца. Это означает, что муж и жена должны быть верны друг другу и горе и в радости до конца.
    15.05.2015
    15

    Как вы понимаете? - Тот, кто не научится любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. - Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. Светом, радостью, смыслом наполняет семейную жизнь РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА!
    15.05.2015
    16

    Продолжи: -Я сегодня узнал … - Мне было интересно … - Для меня стало важным … - Мне было трудно … - Я рад, что … Спасибо за общение и понимание.
    15.05.2015
    17


    Задачи: 1.Опираясь на исторический материал, раскрыть причины появления монастырей, их роль в истории и развитии культуры Руси; 2.Убедить детей в том, что монастырь – это твердыня веры, хранитель культуры, место для земного труда и труда души; 3.На примере Ипатьевского и Богоявленско-Анастасииного монастырей дать понятие о святынях обителей.


    План. 1.Первые монастыри; 2.Монастыри России: - Троице-Сергиева Лавра; - Александро-Невская Лавра; - Оптина Пустынь. 3.Посвящение в монахи; 4.Образ жизни монаха; 5.Отцы-пустынники; 6.Богоявленско-Анастасиин женский монастырь; 7.Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь; 8.Святыни монастырей.




    Первые монастыри Первый «собственный» монастырь с правильной регламентацией внутренней жизни появляется при великом князе Ярославе, который построил обитель на свои деньги и сделал ее родовой усыпальницей киевских великих князей. Он посвящает этот монастырь святому Георгию Победоносцу, своему небесному покровителю.«Летописец говорит о построении в Киеве в княжение Ярославово, с которого, по его словам, началось появление монастырей, всего одного мужского монастыря – это Георгиевского


    Монастыри России: Троице- Сергиева Лавра Основана преп. Сергием Радонежским в 1337 г. как монастырь с общежительным уставом. Монастырь стал духовным сердцем Руси и местом формации нового поколения монашествующих - смиренных учеников преп. Сергия, создававших новые монастыри в разных областях Руси в качестве новых центров ее духовного возрождения.




    Оптина Пустынь Создана в начале XVII в., была закрыта в 1724 г. в связи с реформами Петра I, вскоре была восстановлена, но прозябала, пока на нее не обратил внимание в 1795 г. Митр. Московский и Калужский Платон (Левшин) и затем Митр Киевский Филарет. Духовной основой для ее возрождения послужил подвижнический опыт наследников дела преп. Паисия Величковского - преп. старцев Моисея и Антония. Особенно прославились старцы Амвросий, Лев, Варсонофий, Нектарий, Анатолий и др


    Посвящение в монахи У постригаемого в монахи волосы на темени выстригаются крестообразно в знак посвящения Христу и принятия монашеских обетов. Существуют три степени такого посвящения. Первая пострижение в рясу, когда монах получает новое имя и право носить широкое и длинное монашеское одеяние (рясу) и головной убор камилавку. Прошедших такое посвящение называют рясофорными монахами. Следующие две степени пострижение в малую схиму и в великую схиму.


    Образ жизни монаха В монастыре монахи вели аскетический образ жизни, посвящая свое время труду и переписке книг. Все это проделывалось в полном молчании, так как монахи не должны были предаваться празднословию. Молчание прерывалось лишь звуками колокола и благочестивым пением. Заповеди монаха были такими: любить Бога, любить ближнего своего как самого себя, умерщвлять плоть,утешать несчастных, не платить злом на зло, любить врагов своих, не быть гордым, много не разговаривать, все хорошее в себе приписывать Богу, оплакивать прежние свои грехи и т. д.. День монаха проходил в молитвах, чтении и в ручном труде


    Отцы-пустынники Отцы-пустынники придерживались анахоретного монашества, то есть проживали в уединённых и пустынных местностях, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. Такое движение возникло уже во II веке и, первоначально, было вызвано преследованием первых христиан. Затем появилось уже богословское обоснование, что такой аскетизм есть подражание жизни Иоанна Крестителя в пустыне и сорокадневному посту Иисуса Христа во время его искушения в пустыне, на первый план в отшельничестве вышло стремление к духовным подвигам. Прп. Серафим Саровский


    Богоявленско-Анастасиин женский монастырь Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.


    Ипатьевский монастырь Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.


    Святыни Богоявленско- Анастасииного монастыря - чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы; - чудотворная Смоленская- Костромская икона-фреска Божией Матери; - святые мощи преподобного Никиты Костромского; - святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского; - крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря); - складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря). Феодоровская икона Пресвятой Богородицы Смоленская-Костромская икона- фреска Божией Матери





    Люди