Святой филарет милостивый о чем молятся. Святой праведный Филарет Милостивый. Молитва девицы о замужестве

Аудио

Жизненный путь этого угодника Божия во многом схож с житием ветхозаветного праведника Иова, для нас это ярчайший пример того, как за богатство - этот дар Божий - человек может приобрести себе Царство Небесное. О святом, во имя которого в Покровском храме Святогорской обители до революции имелся освящённый придел, - в проповеди Святогорского архипастыря.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Приходя в воскресный день в храмы Божии, братья и сестры, мы, слушая Евангельские чтения, износим для себя уроки - как нам жить по-христиански в этом мире. Евангелие является учебником благочестия для нас. Оно созидает в нас человека, оно воспитывает в нас человека, который способен вселиться в вечное нескончаемое Небесное Царство, вечное нескончаемое бытие - быть с Самим Богом в Вечности.

И вот сегодня мы слышим повествование Святого Евангелия. Приходит юноша ко Христу и спрашивает: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь, называя Закон и Заповеди Божии, отвечает ему: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша отвечает Ему: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» И тогда Господь ему говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:16-21).

И Писание говорит, что юноша заскорбел. Заскорбел, потому что был очень богат. Отошёл он от Христа, и тогда Господь, чтобы слышали все, вслед ему произнёс: «Трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:22-24).

И мы в сегодняшний день задумываемся, братья и сестры: неужели материальный достаток, богатство само по себе является препятствием в достижении Небесного Царства? Нет, не само богатство является препятствием, не сам материальный достаток является препятствием, но пристрастие к этому богатству, пристрастие к этому материальному достоянию, когда для человека это становится целью жизни. Вот что является препятствием для вхождения человека в Вечность и Небесное Царство.

Мы много примеров знаем из истории, братья и сестры, когда люди богатые - цари, великие князья - владетельные люди имели множество, казалось бы, и богатства, и власти, и славы, и чести, но все это они имели как не имеющие. А некоторые из них хоть и пленялись пристрастием к этому богатству и внешнему материальному достоянию, впоследствии, одумываясь, начинали жить по-христиански и само богатство употребляли как дар Божий, с помощью которого, наоборот, можно приобрести Небесное Царствие.

И пример тому - ныне празднуемая память святого праведного Филарета Милостивого - сего мирянина, сего старца из Пафлогонской страны, который жил в VIII веке, скончался 90 лет отроду в мирском чине. Не священником, не епископом, не патриархом, не царём был - простым мирянином. Церковь воспевает его как святого мужа, а к имени его «Филарет» добавила слово Милостивый. Что же за причина?

Житие этого угодника Божия говорит, что жил он в стране Пафлогонской, был из добродетельной семьи. Родители его, Георгий и Анна, воспитали его в благочестии. Добродетельной жизни была и его супруга его Феозва. Троих детей имел он - сына Иоанна и двух дочерей - Ипатию и Еванфию. И дети были на радость ему, и жил он зажиточно, и был одним из знатнейших людей Пафлогонской страны. Но Господь испытал его, как праведного Иова. При жизни Филарет творил множество дел милосердия. Входя в храм, слушая Святое Евангелие, он думал: «Зачем мне, одному, всё это богатство? Ведь оно не пойдёт со мной в Царство Божие, ведь я с собой ничего не заберу». И он творил обильную милостыню, и кто бы ни приходил к нему с просьбой, всегда был утешен от этого благочестивого мужа Филарета.

В нашествие сарацин была разграблена Пафлогонская страна, разорены и разграблены города и селения. Этой же участи подвергся и святой праведный Филарет. Он обнищал до такой степени, что от многочисленных стад овец, коров, волов, лошадей, от многочисленных рабов у него и осталась только пара волов да одна лошадь, корова с телёнком и двое верных ему рабов, которые в бедности не оставили своего господина, у которого из земли осталась всего лишь одна нива, которую он сам стал возделывать, чтобы добыть от труда своих рук хлеб насущный.

Но и здесь Господь испытывал его милость, чтобы показать всем - что как светильник, поставленный на свещнице, житие сего праведного мужа - его милосердие к нищим не лицемерное. К нему по старой памяти продолжали приходить жители Пафлогонской страны, разорённые набегом сарацин. И вот у одного из них пал вол - Филарет отдал ему вола, одного из пары. А когда и второй пал - отдал ему и второго вола. Один из бедняков пришёл его просить телёнка от коровы - он отдал ему телёнка. И хотя жена и ругала его, как пишется в житии святого праведного Филарета, называя бесчувственным мужем, который хочет смерти своей семье, он, вооружившись верой в Бога, в надежде на промысел Божий, продолжал творить милосердие.

И когда корова начала реветь без телёнка, супруга ему сказала: «Если ты не жалеешь нас, ты хоть животное пожалей. Посмотри, ты телёнка отдал, он без матери долго не проживёт. И милостыню ты не подал телёнком тому человеку бедному, и от коровы, у которой ты отнял телёнка, тоже толку не будет…»

И тогда он сказал своей супруге: «Ты права» - и повёл корову, и отдал её тому человеку к телёнку в придачу. На что супруга с детьми, как замечает писатель жития, стала отдельно от него садиться кушать. И когда он пришёл и спросил: «Почему же вы кушаете без меня?», она в ответ ему сказала: «Ты же ангел, тебе пища телесная не нужна. Если ты ангел, то и питайся по-ангельски, а мы будем питаться по-человечески». Даже супруга с детьми не давали ему куска хлеба в это тяжёлое голодное время. И тогда он говорит: «Ну что ж, вы не хотите дать мне кусок хлеба как отцу, но хотя как странника кормите меня - отделите часть своей трапезы». И они кормили его как странника.

Многие другие примеры его личного благочестия приводит описатель сего великого праведника Филарета Милостивого. Но Господь его веру не посрамил. Тогда царствовала в Константинополе императрица Ирина. По смерти Константина, её мужа, на престол готовился вступить её сын, будущий император Константин Порфирородный. Для этого нужно было сочетать будущего юного императора браком. Были разосланы всюду слуги, чтобы искать благочестивую и красивую супругу для будущего императора. И когда они пришли в Пафлогонскую страну, увидели хоть и большой, но весь в нищете дом Филарета Милостивого. Но увидели ещё, какое у него было богатство - благочестивые дети и внуки, которые были воспитаны примером и наставлениями благочестивого отца и деда. Они увидели, что внучки сияют такой красотой, которая соединяется со смирением, с трудолюбием, с уважением к старшим. Они сказали: «Воистину, мы прошли многие земли, всю Византийскую империю, но более красивой императрицы для нашего императора и более благочестивой мы не найдём». И одна из внучек Филарета Милостивого, Мария, стала супругой императора Византийского. Две дочери также были выданы за знатных мужей, а сын его, Иоанн, был принят ближайшим царским телохранителем.

И нищета Филарета, причиной которой было и разорение сарацин, и его, по мнению мирскому, расточительное милосердие, восполнилась величайшими богатствами. Но как человек при этом - возгордился ли? Житие говорит, что он приходил регулярно, чтобы проведать свою внучку, императрицу, и император с честью принимал его. Он всегда приходил в бедных одеждах. И когда ему говорили: «Ведь ты сродник императора, дед императрицы, одевай пурпурные одежды, золотой пояс и в таком виде являйся к императору».

На что Филарет всегда со смирением и нищелюбием Христовым оправдывался, и за это был не менее любим императором, как если бы одевал драгоценные одежды. А пожив в Константинополе, он однажды пригласил к себе молодого императора и внучку-императрицу, а своим ближайшим сказал: «Я приглашу императора и сановитых слуг его знатного рода, а вы накройте обильную трапезу не только в доме, но и во дворе столы расставив».

Все сотворили так и ждали императора со свитой. Но вот пришёл император, за ним императрица, а вслед за ними открылись ворота и во двор вошли множество убогих, калек, нищих - людей старых, немощных, которые не имели куска хлеба насущного. «Свитой царской» он назвал нищих. И тогда все поняли, что он ожидал не только императора земного к себе в гости, а ждал Небесного Царя, Христа Спасителя, Который за его милосердие вместе со своими сановниками, вместе со своими знатными людьми - нищими, пришёл и посетил Своего праведника.

Прожил Филарет Милостивый 90 лет. Под конец жизни своей он попросил родственников: «Я прошу вас, отделите часть моего имения, которое полагается мне по праву». Те отделили, не понимая, зачем нужно 90-летнему старцу часть имения. Тогда он сказал: «А теперь я прошу своих сродников выкупить у меня эту часть имения». Те выкупили. И он взял средства от выкупленной части имения и всё раздал нищим. Сам же пошёл в женский монастырь города Константинополя и попросил игумению, чтобы она выкопала ему могилу и сделала гроб, в котором он был бы погребён.

И после девяти дней, призвав к себе императора и императрицу, и всех своих сродников, попрощавшись с ними, пророчески, имея дар прозрения, предсказав каждому из них дальнейшую жизнь, Филарет Милостивый мирно скончался на очах императора, на очах всех собравшихся и горько оплакивавших его кончину.

В день же погребения монастырь наполнился нищими, убогими, немощными людьми. И было такое, чудо, что невозможно было вынести гроб и пронести его до могилы, потому что, как муравьи, нищие его окружали. Вопли и рыдания следовали за гробом сего праведника так, что император рыдал, не сдерживаясь, глядя на такой плач народный по своему благотворителю.

А супруга Филарета Милостивого, пожив впоследствии благочестиво, подражая мужу в благотворительности, скончалась также в благочестии и погребена была рядом с ним.

Вот мы, братья и сестры, видим, что человек был богатый, но не целью жизни было для него это богатство. И таковых примеров мы можем приводить и приводить нескончаемое множество. Святой благоверный Даниил Галицкий более 20 храмов построил, украсив их златом и серебром, а во дворце спал на охапке соломы. Мы воспоминаем Евдокию Стрешневу - первую императрицу рода Романовых, первую царицу Русскую, как она была избрана на Царство Михаилу Фёдоровичу. Воистину, житие этой императрицы, братья и сестры, достойно внимания.

После смутного времени, после польского нашествия, когда Отечество наше было разорено, был избран на царский престол Михаил Фёдорович Романов. Юного шестнадцатилетнего царя нужно было сочетать браком, и были посланы посыльные во все концы, чтобы собрать боярского рода девушек, из которых бы царь мог выбрать себе невесту.

И вот однажды посыльные прибыли в одну местность. Поместья двух братьев Стрешневых стояли рядом. Один из них в польско-литовское нашествие сохранил своё богатство и жил зажиточно. Другой же, Лукиан Стрешнев, настолько обеднел, что жил, как крестьянин. К тому же он был вдовцом - супруга его умерла. Он сам возделывал свою ниву. Дочь его жила в бедности, сиротой, без материнского воспитания. Но поскольку они были боярского рода, дочь его, Евдокию Стрешневу, тоже призвали на смотрины к царю. До этого она часто жила у своего знатного дяди, чтобы научиться какому-то рукоделию от своих двоюродных сестёр, а те часто как служанку для себя использовали, помыкая и всячески насмехаясь над нею.

И вот когда они ехали на смотрины, Евдокия, будучи смиренной и благоразумной, сказала: «Сёстры, а вдруг кого-то из нас царь выберет себе в жёны. Давайте дадим слово, что мы потом друг друга не оставим помощью». Те же, как всегда, посмеялись над ней, говоря: «Не ты ли, нищенка, думаешь царицей стать?» И так всю дорогу потешались над ней. А когда прибыли в царствующий град, и царь вместе со своей матерью, инокиней Марфой, начал избирать себе супругу, то ему приглянулась кроткая, смиренная, на которой отпечаток благочестия был, - Евдокия Стрешнева. И он сказал матери своей, инокине Марфе, что никто ему так не пришёлся по сердцу, как Евдокия Стрешнева. Тогда мать, отозвав его, сказала: «Сынок, она ведь из обедневшего рода. Они ведь бедно живут, как нищие. Нас же бояре не поймут». И тогда он сказал матери: «Вспомни, когда мы в польско-литовское нашествие скрывались, бегая от поляков, крестьяне скрывали и берегли нас. А то, что она испытала бедность, значит, она будет милостивой царицей для своих подданных и будет скорой слышательницей их просьб». Тогда мать-царица, слушая слова с рассуждением своего сына, согласилась. Так Евдокия Лукьяновна Стрешнева была объявлена царицей, избранной супругой царя Московского.

Посланы были за царским тестем слуги. Они прибыли в селение, когда он пахал свою ниву. Пахал на бедной лошадёнке, сохой. И когда они с поклоном земным подошли к нему на поле, как царскому тестю, воздавая честь, и сказали, что его дочь избрана царицей, он, махнув рукой, сказал: «Это вы ошиблись. Вы посланы к моему брату, его имение рядом. Пойдите туда». И тогда они спросили: «Ты Лукиан Стрешнев?» - «Я Лукиан». - «Твоя дочь Евдокия Стрешенева?»-«Моя дочь». - «Так она избрана царицей». Тогда Лукиан Стрешнев упал на пахоте на колени, воздел руки свои к небу и рыдал навзрыд, благодаря Бога за то, что Господь устроил так судьбу его дочери.

И вот царская свадьба. Пир. Многие знаменитые гости один за другим вносят свои подарки. В ряду гостей знатных и именитых к царскому столу подходит Лукиан Стрешнев, царский тесть, отец царицы и говорит: «Дочь моя, много тебе сегодня подарков дарили. Хочу и я преподнести тебе свадебный подарок». Встала царица и, смутившись, говорит, как бы боясь за его позор: «Отец, мы жили бедно, что ты можешь мне подарить?» Но он тогда сказал при всех: «Нет, дочь моя, дороже подарков, чем я, тебе никто не даст». И вслед за ним внесли простую сельскую скрыню. Открыли её. Он достал из этого сундучка холстину простую деревенскую и сказал: «Вот, дочь моя, эту холстину исткали руки твоей покойной матери, - достал свитку. - А вот эта свитка пропитана моим потом. В ней я пахал пашню, когда меня известили, что я - царский тесть, - достал и платок. - А вот этим платком я отирал благодарные Богу слёзы, когда услышал, что ты избрана царицей».

Царь с царицей вышли к нему из-за стола, целовали его, своего отца и тестя.

А этот сундучок был поставлен на видное место в царском дворце как великое сокровище - для напоминания, что пережили они: чтобы не возгордились и для укрощения собственного самомнения. Правильно рассудив, поставили как великую драгоценность этот малый сельский сундучок в своём дворце.

Много можно продолжать и продолжать приводить примеры, братья и сестры, - примеры, когда люди богатые были как не имеющие богатства. И мы, заглянув в нашу отечественную историю, не говоря уже о житиях святых, множество найдём таких примеров. И помните всегда, что сегодня Господь говорит через Святое Евангелие, наставляя и назидая нас: не богатство является препятствием в Царство Небесное - не богатство, а отношение к этому богатству. И в связи с этим хочется вспомнить ещё один случай, который произошёл в городе Ельце. Город Елец был город благочестивый, купцы отличались благочестием и воздвигали великолепные храмы. И вот один из купцов елецких воздвиг великолепный храм Архангела Михаила. Храм отличался таким благолепием, что в своё время писатель Иван Бунин говорил: «Кто видел в Ельце храм Архангела Михаила, тот никогда не удивится красоте собора святого Петра в Риме». То есть настолько собор велик был по благолепию.

И вот когда купец построил этот храм, он решил пригласить туда местного праведника - протоиерея Иоанна Борисовича Жданова, который был духовным чадом святителя Тихона Задонского. Его почитали за прозорливца, за мужа праведного и святого. И, желая услышать похвалу из уст праведника, купец и пригласил протоиерея Иоанна в новопостроенный храм прежде освящения. Зашёл протоиерей в храм, совершил поклонение перед иконами храмовыми, встал посреди храма, воздел руки и сказал: «Господи, благодарю Тебя, Милосердный, что Ты помог сему рабу Божию воздвигнуть столь великий храм в похвалу Твоего имени. Но думается мне, что если собрать всех обиженных, обездоленных и по миру пущенных этим купцом, то, пожалуй, эта церковь их не вместит».

Как громом поражённый стоял купец, слыша вместо похвалы обличение из уст праведника. Но все-таки на душу купца, пристрастившегося к богатству и забывшего о заповедях христианских, это слово праведника возымело действие. И тогда он сказал, павши на колени: «Отец Иоанн, что мне сотворить, чтобы Царства Небесного не лишиться?» И тот ему сказал: «Кого помнишь, кого обидел чем, из половины твоего имения раздай и возврати тобою обиженным. А остальную часть имения продай и раздай нищим - только так ты спасёшь свою окаянную душу». И купец поступил по слову протоиерея Иоанна, совершив всё, как он сказал: раздал обиженным и нищим всё своё имение. А храм Архангела Михаила по сегодняшний день стоит в городе Ельце как памятник благочестия, памятник раскаявшейся душе купца, который чуть было богатство не возвёл в ранг Бога.

И в сегодняшний день, братья и сестры, слыша эти добрые примеры из нашей отечественной истории и житий святых угодников Божиих, и мы будем стараться так, чтобы богатство не было причиной нашей жизни здесь, на земле, потому что ничего мы с собой не заберём.

Я вспоминаю часто слова моей мудрой бабушки, когда она говорила, что раньше люди жили не бедно - они умели довольствоваться малым. А нам сейчас, задумайтесь каждый сами над собой, всё нам сейчас чего-то мало. Всё стараемся что-то приобрести, что потом годами лежит в шкафах и мы им попросту не пользуемся. И то, что мы могли употребить на какие-то добрые дела для спасения своей души, оказывается просто пустой тратой, идущей в никуда. Сколько в наших домах пустых побрякушек, сколько посуды, которая стоит в сервантах и которой мы пользуемся только к празднику, и два-три раза в год протираем от пыли. Сколько вещей, которыми мы не пользуемся, сколько такого в нашей жизни, что нам абсолютно не нужно.

И мы, братья и сестры, беря пример из жизни угодников Божиих, постараемся, чтобы тем, что Господь даёт нам из материальных благ, творить милостыню. «Милостыня, - говорит Священное Писание, - избавляет от смерти» (Тов. 4:10) , а в другом месте - «Блаженны милостивии, - говорит Господь, - яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7) .

И если мы желаем, братья и сестры, помилованными быть от Бога за грехи наши, за беззаконие наше, то будем творить милостыню по слову Христову и по примеру святых угодников Божиих. Аминь.

Молитва праведному Филарету Милостивому.

О семейном благополучии, богатстве, материальном достатке.

***

Св. Филарет, названный Милостивым за свое особенное милосердие к бедным, жил в малоазийской области Пафлагонии, в городе Амии, при царе Константине и матери его Ирине, в VIIIв. Был женат и имел детей. Св. Филарет происходил от благородных и благочестивых родителей и был очень богат, но не наслаждался богатством. Постоянно помышляя о будущей вечной жизни, любил нищих и убогих и раздавал им щедрую милостыню, и вообще, кто бы чего не попросил у него, никому не было отказа.Господу было угодно испытать св. Филарета в терпении, как некогда праведного Иова. Но вот случилось, что на местность, где жил Филарет, напали мусульмане; они разорили и опустошили страну, увели в плен многих слуг Филарета и угнали почти весь его скот. Не пощадили и бедных людей: один лишился коня, другой — последней коровы. Все бросились к Филарету за помощью, и он не отказал никому. Сам из богатых сделался бедняком, — только и осталось у него: пара волов, корова, конь да двое слуг. Так что и на поле уже стало некого послать, а приходилось самому ездить и пахать оставшуюся ниву.Жена и дети роптали на святого, но он утешал их, говоря пророчески:" У меня есть так много сокровищ, что если вы проживете еще сто лет, будет у вас всего в достатке." И действительно Господь возвратил Филарету богатство. Императрица Ирина, желая женить своего сына Константина, велела собрать со всего царства знатных и красивых девушек, чтобы выбрать из них невесту Константину. В числе невест была представлена во дворец одна из внучек Филарета,Мария. Она понравилась царю больше всех и стала царицей. А Св. Филарет снова разбогател, и тогда сбылась его надежда на Господа.

***

Тропарь.

Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущим и лишение сих терпел еси мужественне.Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак.

Истинно всеизрядная твоя купля зрится и мудрою быти судится всем благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя Горних и Вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

Молитва.

О великий и причудный праведниче Божий милостиве Филарете!Предстоя на небеси Престолу Божию с лики Ангелов, призри милостивым оком на люди, просящия сильныя товоея помощи. Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей!Многим, в скудости и недостаточестве живущим, ты при жизни усердно помогал еси, людей убогих изобильно питал еси. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемыя нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления.Моли Господа, да хранит во здравии, мире, тишине и нелицемерном послушании семьи наши, от старших до последних; да дарует чадом нашим смирение и кротость, любовь и житие благоговейное, святое и во всем верное заповедям Божиим.По христианстей же кончине да сподобит всех нас получити Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Икона Образ Праведный Филарет Милостивый

Молитва святому праведному Филарету Милостивому

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва вторая Филарету Милостивому

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушсни быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого праведного Филарета воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва третья Филарету Милостивому

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братии ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому праведному Филарету, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва 4 Филарету Милостивому

К вам, о святии вси и святый праведный Филарете, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва 5 Филарету Милостивому

О, святый угодниче Божий праведный Филарете, подвигом добрым подвизался на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону твою, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому праведному Филарету Милостивому

Тропарь, глас 8:
В терпении твоем стяжал еси мзду свою, праведне, и в заповедех Господних совершенне пожил, нищих возлюбил и сих удоволил еси, но молися Христу Богу, блаженне, спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4:
Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущым, и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:
Истинно всеизрядная твоя купля зрится, и мудрою быти судится всеми благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя Горних и Вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

Стихира:
Благотворяй от Бога есть, глаголет Богослов, и ты убо от Бога еси, милостиве Филарете. Якоже бо Божие есть, тако и твое бысть дело, еже благодеяти, Того убо по естеству, твое же по причастию.

Икона Образ Праведный Филарет Милостивый

Молитва святому праведному Филарету Милостивому

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва вторая Филарету Милостивому

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушсни быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого праведного Филарета воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва третья Филарету Милостивому

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братии ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому праведному Филарету, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва 4 Филарету Милостивому

К вам, о святии вси и святый праведный Филарете, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва 5 Филарету Милостивому

О, святый угодниче Божий праведный Филарете, подвигом добрым подвизался на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону твою, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому праведному Филарету Милостивому

Тропарь, глас 8:
В терпении твоем стяжал еси мзду свою, праведне, и в заповедех Господних совершенне пожил, нищих возлюбил и сих удоволил еси, но молися Христу Богу, блаженне, спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4:
Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущым, и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:
Истинно всеизрядная твоя купля зрится, и мудрою быти судится всеми благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя Горних и Вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

Стихира:
Благотворяй от Бога есть, глаголет Богослов, и ты убо от Бога еси, милостиве Филарете. Якоже бо Божие есть, тако и твое бысть дело, еже благодеяти, Того убо по естеству, твое же по причастию.

Сей акафист св. Филарету Милостивому, написан Высокопреосвященнейшим Митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Кондак 1

Возбранный чудотворче и предивный угодниче Христов Филарете! Похвальная приносим ти, Авраамлева страннолюбия усердный подражателю, ты бо о людех милосердствуя, рукама неимущих, Богу взаим даяти возлюбил еси, темже ти, любовию Божиею обогатившемуся и дерзновение к Нему стяжавшему, припадающе, молимся: не остави и нас, к тебе в нуждах прибегающих и со умилением зовущих:

Икос 1

Ангелом радование и человеком веселие бысть житие твое, Филарете Милостивый. Ты бо праотцу Аврааму в вepe, Иову же в терпении последуя, яко отец чадолюбивый: алчущих питая, странных же с радостию приемля, любезно тех упокоевал, и тако дом твой прибежище радования соделал еси. Сице, видяще тя волю Божию в делах Милосердия творяща, приносим ти таковыя похвалы:

Радуйся, страны Пафлагонския светильниче светозарный.

Радуйся, человеколюбия образе преславный.

Радуйся, ты бо в житии твоем всем сердцем Бога возлюбивый.

Радуйся, горением любви к Нему богатство добродетелей мудре расточивый.

Радуйся, ты бо, милосердием распаляемь, благодать Духа Святаго обильно стяжавый.

Радуйся, в любви Божией богатея, никогдаже обнищавый.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 2

Видяще тя ближнии и дальнии, состраданием распаляема, и служение людем аки Самому Господу усердно творяща, в нуждах и печалех к тебе притекаху, их же ты елеем милосердия во имя Христово утешал еси. Мы же, милосердие твое, разум человеческий превосходящее зряще, вопием о тебе Всещедрому Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Премудраго воистинну стяжал еси, всеблаженне Филарете, яко благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть, сего ради словеса Господня: «Понеже сотвористе единому из братий моих меньших, Мнe сотвористе» – паче меда и сота сердцу твоему быша. Сице тебе о таковых милосердствующа, приносим похвальная сия:

Радуйся, Божественнаго разума предивное вместилище.

Радуйся, благоутробия Божия всеусерднейший проповедниче.

Радуйся, елей милосердия никогдаже в дому твоем истощися.

Радуйся, яко же в Сарепте Сидонской, мука добродетели твоея николиже умалися.

Радуйся, боголюбивых душ щедрое увеселение.

Радуйся, в скорбех унывающих благодатное укрепление.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 3

Силою Духа Святаго, Его же стяжа душа твоя, не поколебася дух твой, блаженне Филарете, егда Человеколюбец Бог, якоже иногда на угодника своего Иова, попусти на тя полчища Исмаилтян, огнем и мечем опустошивших села же, и нивы, и вертограды твоя, и побиша домочадцы твоя, дабы испытати незлобие души твоея. Ты же, вся сия со смирением приял еси, устами праведнаго Иова благословляяй Бога: наг изыдох из чрева матере моея, наг и отыду, Господь даде – Господь отъят, – велегласно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 3

В Боге, упование имеяй, в нищите и напастех суще, не поскорбел, ниже согрешил еси устами твоими пред лицем Всевышняго, всеблаженне, но якоже о многом богатстве, о нищите своей веселяся, по слову бо Господню: в поте лица ядый хлеб твой, его же, яко избыточествующий, с нищелюбцы разделял еси. Ублажая таковое упование твое со умилением вопием ти:

Радуйся, сердца твоего земным сокровищем не приложивый.

Радуйся, таковым бо ближним твоим со благоговением послуживый.

Радуйся, милостыней аки миро многоценное в церкви Христовой благоухающий.

Радуйся, вдов и сирот, и неимущих хлебом жизни питающий.

Радуйся, благочестия столпе непоколебимый, небес досязующий.

Радуйся, добродетельми твоими ангельски любовь Божию воспевающий.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 4

Бурею испытаний и укорением от ближних своих не поколебался еси, боголюбиве Филарете, егда же узрел ecu земледельца убога в беде суща, супруг волов единых в дому твоем бывших, сему отдал еси, евангельски убеждая жену и чад своих воззрети на птиц небесных, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их. Тако сих утешающе, Богу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще тя боголюбивый друг твой в нищету впадше, умилосердися, и довольно пшеницы посла ти, да дом свой препитаеши, достоблаженне Филарете. Ты же сия, аки от рук Божиих приял еси, и домочадцы, и соседи своя, и неимущую братию оделил еси. Людие же Божии, зряще тя милосердием избыточествующе, ублажаше тя похвалы таковыми:

Радуйся, церкве домашния благодатное утверждение.

Радуйся, земледельцев в делании щедрое благословение.

Радуйся, алчущим и жаждущим благий хлебодателю.

Радуйся, в бедах и печалех сущим скорый предстателю.

Радуйся, незлобия преизрядный рачителю.

Радуйся, добротолюбия смиренномудрый учителю.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 5

Медоточней струе уподобился еси, богоблаженне Филарете, егда хлеба насущна не бе в храмине твоей, обаче, нищу пришедшу в дом твой, да сего не презреши, ниже тща отпустиши, от пчел мед отъял еси, и тако душу раба Христова увеселил еси. Мы же, милосердия сего в житии нашем не стяжавше, но яже даде нам Господь, безумно расточающе, како принесем похвальная милующему нас Богу, аще не о тебе возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Слышаще и видяще яко милость и истина сретостеся, правда же и мир в делах твоих облобызастася, кто не ублажит подвиги твоя, воистинну Милостивый Филарете, или кто не удивится нищелюбию твоему – ты бо, в крайней нищете суще: на Бога упование имея, псаломски исповедал еси: Аще пойду посреде скорби, Господь живит мя, и спасет мя десница Его. К стяжанию богомудрия сего подвигни и нас, взывающих ти таковая:

Радуйся, пламене веры божественнаго горения.

Радуйся, фимиаме благовоннаго пред Богом курения.

Радуйся, кладязе милосердия неисчерпаемаго.

Радуйся, странноприимче чертога незатворяемаго.

Радуйся, праведному Иову усердный подражателю.

Радуйся, друже Христов, и о нас пред Ним верный предстателю.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 6

Проповедник милосердия и человеколюбия Христова явился еси благонравным житием твоим, святе Филарете, и тако инаго Авраама показа тя мирови Бог. Сего ради призре Господь на смирение твое и от нищеты крайния к роду царственному вознесе наследие твое, да узриши сыны и дщери рода твоего, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея вся дни живота твоего, да и мы о тебе познаем како печется Господь о уповающих на Него, и с любовию возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко светило лучезарное горением любве твоея ко Господу, и на камене веры утвердися сердце твое, премудрый делателю винограда Христова и, яко крин многоцветный, подвигом веры процвел еси со чады твоими, их же долготерпением твоим уповати на Бога научал еси. Они же, уразумеша грех роптания своего и, сокрушаяся сердцем, благословляху Бога, сотворшаго милость. С ними же и мы к тебе припадаем и умильно взываем:

Радуйся, брак честный и житие нескверное угодная пред Богом сотворивый.

Радуйся, церковь домашнюю на камене веры богомудренно утвердивый.

Радуйся, супружеской верности твердое охранение.

Радуйся, в подвиге сем изнемогающих благодатное укрепление.

Радуйся, юным супругом образ христианского жития добре показующий.

Радуйся, молитвой пред Богом в нуждах их споспешествующий.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 7

Хотяще воздати благодарение Богу, за яже дарова ти неизреченная благая, рекл еси жене со чады твоими: сотворим убо пир и умолим Царя нашего со вельможами приити к нам. Бывшу сему ими уготовану, потекл еси, всеблаженне, на стогны града и распутия, и елика обрел еси нищих, и слепых и хромых, и разслабленных, в дому твоем царскую трапезу уготовал еси, и имже с домочадцы своими, яко Царю царей, послужил еси. С ними же, яко со други Христовы, научаеши и нас взывати в Троице певаемому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго светильника, в делех милосердая просиявшаго, обрете тя Церковь Христова, милостиве Филарете, понеже не прилепися сердце твое сокровищем земным, ниже царским милостыням и щедротам, их же нивочтоже вменял еси, и вся яже тебе приношаху, убогим и страждущим обильно расточал еси. Внемли же и нам, о всеблаженне, да твоими молитвами душевнаго и телеснаго вреда избавльшеся, щедролюбием твоим уязвимся, приносяще тебе сия похвалы:

Радуйся, отцем и праотцем нашим в вере подражателю.

Радуйся, сокровищ Небесных премудрый стяжателю.

Радуйся, благонравием твоим целомудрию и страху Божию нас научаеши.

Радуйся, болезнующих жестосердием щедролюбием исцеляеши.

Радуйся, паче царских почестей нищету Христову возлюбивый.

Радуйся, Царствия Христова паче земных красных искати нас научивый.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 8

Странно и преславно бысть житие твое, преблажене Филарете, во еже дивитися мнозем, како убо царскими почестями почтенну ти сущу, нищету духовную паче богатства мира сего возлюбив, в посте и молитве богатство некрадомое душе твоей стяжал еси. Кто убо возможет изрещи болезни и борения твоя, яже Христа ради претерпел еси, аще божественной любовию не возгорится, во еже чистым сердцем непрестанно взывати ко Господу: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых, Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в вышних, праведне Филарете, егда Духом Святым возвестися ти жития твоего скончание и, якоже древле Патриарх Иаков, призвал еси чады твоя и чады чад твоих, им же, пророчески, вся, яже имать волею Божиею совершитися, предвозвестил еси. И, тако их благословляя, яко солнцe лицем твоим просиял, и псаломски к Богу воззвал еси: Милость и суд воспою Тебе, Господи, когда приидеши ко мне; и, сице молящуся, дух твой в руце Божии предал еси. Они, сокрушающеся, рыданьми вопияху:

Радуйся, отче милостивый и кроткий, любве Христовой нас научающий.

Радуйся, грядущая яко настоящая нам сказующий.

Радуйся, трие внуки твоя на подвиг иноческий пророчески благословивый.

Радуйся, послушанию, целомудрию и нищете Христовой их научивый.

Радуйся, состраданием и нищелюбием премного Богу угодивый.

Радуйся, милостынею Царствие Божие унаследивый.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 9

Всяко колено земных: царие и вельможи, странницы и убозии, от градов и весей, яко мравия ко гробу твоему стекашася, блаженне Филарете, друг друга тесняще и со слезами взываху: О, Господи Боже наш! Почто лишил еси нас отца и питателя нашего? Кто ныне алчущих напитает, нагих одеет, странных в дом свой введет? Кто же умершую и на стогнах повержену братию нашу гробу предаст? Мы же содрогаемся сердцем и душею, яко ничтоже благо таковым сотворихом, да вопием с ними хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумевают: киими словесы восхвалити по достоянию в супружеском подвиге непорочное Богу служение твое, боголюбиве Филарете, ниже исповесть вся преславная чудеса твоя, ими и по смерти в скорбех к тебе притекавших утешал еси. Сице бо человек от духа злаго многолетне страждущий, егда ко гробу твоему повержеся, от козней сего мучительных свободися, хвалу велию Богу воздаде. Народ же, чудесе сего свидетель быв, благословляя Бога, со страхом и умилением принесе тебе таковая:

Радуйся, якоже Архистратиг Божий сатану долу низринувый.

Радуйся, милосердием твоим лона Авраамова достигнувый.

Радуйся, Небеснаго Домовладыки рабе благий и верный.

Радуйся, молитвенниче о нас у Престола Божия непостыдный.

Радуйся, за любовь твою святую любве Царя Небеснаго cподобивыйся.

Радуйся, евангельски на земли потрудивыйся, сожительства ангелом удостоивыйся.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 10

Спасительнаго пристанища и сладости райския преславно достигл еси смиренномудрием твоим, достохвальне Филарете, и реку огненную, нечестие попаляющую, невредимо прешел еси, идеже со избранными Божиими дадеся ти венец славы неувядаемыя, в ней бо тя муж праведный узре, и от Ангела Господня услыша: се Филарет Амнийский есть, иже премногою своею к нищим любовию, милостию и чистым своим житием, вторым Авраам бысть. Тако, видяще тя в Боге ликовствующа, смиренно и мы вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и надежное прибежище еси, милостиве Филарете, всем к заступлению твоему притекающих, о них же яко о чадех своих пред Богом в молитве ходатайствуеши. Тем же и нам, к тебе с любовию припадающих, и твоего заступления пред Богом просящих, буди стена и ограждение непреодолимое, и от всех козней вражиих избавление непреоборимое, да твоими молитвами пристанища райского достигнем и, в Бозе веселящеся, вопием ти радостно:

Радуйся, от богомыслия к боговедению славно возвысивыйся.

Радуйся, о Боге мудрствуя, лепотою безсмертия украсивыйся.

Радуйся, о нищих печаляся, у врат дому твоего утреневавый.

Радуйся, тако утренююще, любовь Божию стяжавый.

Радуйся, христианского благочестия дивный глашателю.

Радуйся, милостивый о нас пред Богом ходатаю.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 11

Пение всехвальное приносим ти, досточудне Филарете, и псаломски вопием: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век. Тако, о всеблаженне, житием твоим показал еси, яко монаси и мирстии, священницы и вельможи, богатии и убозии звани суть внити в радость Господа своего, аще уразумеют яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и в делех благих восхвалят Трисвятое имя Его: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносным служителем милосердия и человеколюбия предстал еси престолу Всевышняго Владыки и Господа Сил, всеблаженне Филарете, отонюдуже Божественными лучами Трисолнечнаго Света осияваеши нас, во тьме греховней блуждающих, на светлую стезю покаяния и доброделания наставляеши: не скрывати себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут. Мы же, сладкое сие Христово вещание в послушание приемлюще, с радостию зовем ти:

Радуйся, колесницею добродетелей от земных к небесным восход сотворивый.

Радуйся, вся козни вражия милосердием к людем посрамивый.

Радуйся, святыя Церкве похвало и украшение.

Радуйся, среди соблазнов мира сего, непорочное Богу в супружестве служение.

Радуйся, о спасении твоем Небеснии Лики радуются.

Радуйся, о имени твоем вси земнороднии, веселящеся хвалятся.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 12

Благодать Божию обильно приял еси, праведне Филарете, еюже укрепися сердце твое в любви ко Христу Богу, сице бо, долготерпением и верою просияв, от земнаго твоего жития в Небесная селения со Ангельскими лики водворился, милосердия Божия проповедник преизряден явился еси. Ему же, со дерзновением предстоя, молимся тепле: благодатию Святаго Духа окропити сердца наша, да твоего жития подражатели будем, ко исполнению заповедей Христовых усердно потщимся, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неизреченныя добродетели твоя, ихже ради подражатель Христова благосердия был еси, и яко крин неувядаемый посреде земнородных красотою ума твоего процвел, милостиве Филарете, чертога Небеснаго зрети и воспевати славу Божию удостоился еси. Сицеваго блаженства испроси и нам, чтущим верою и любовию пресветлую память твою, да твоим ходатайством услышим Божественный глас Грядущаго судити живым и мертвым: Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, да благодарне зовем ти:

Радуйся, высотою ума твоего скорогибнущее мира сего познавый.

Радуйся, чистотою сердца твоего любовь Христову стяжавый.

Радуйся, добродетельми твоими на пир Агнца Божия нас призывающий.

Радуйся, молитвами твоими двери Царствия Христова нам отверзающий.

Радуйся, трубо ангельская, воздаяние Божие гласящая.

Радуйся, любы неизреченная, чрез реку огненную в чертог Небесный верных вводящая.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 13

О, преблагий угодниче Божий, Филарете Милостивый! Приими от нас убогое веры и долготерпения твоего восхваление и, яко имеяй дерзновение ко Господу и о людех сострадание, испроси у Человеколюбиваго Бога Церкве Христовой благостояние непоколебимое, нам же, веры благочестивыя утверждение, надежды неложное упование и братолюбие нелицемерное, да не умалится правда Божия в делех наших, ниже постыдимся пред отцы и праотцы нашими, егда поем Богу, Трисвятую песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва святому праведному Филарету Милостивому

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнищахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Пра­вед­ный Фила­рет Ми­ло­сти­вый, сын Ге­ор­гия и Ан­ны, вос­пи­тан­ный в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем, жил в VIII в. в се­ле­нии Ам­нии Па­фла­гон­ской об­ла­сти (Ма­лая Азия). Же­на его, Фе­о­з­ва, бы­ла из бо­га­той и знат­ной се­мьи, у них бы­ли де­ти: сын Иоат и до­че­ри Ипа­тия и Еван­фия.
Фила­рет был бо­га­тым и знат­ным вель­мо­жей, но бо­гат­ство его не ра­до­ва­ло. Зная, как мно­го лю­дей стра­да­ет от бед­но­сти, вспо­ми­нал он сло­ва Спа­си­те­ля о Страш­ном Су­де и о "ма­лых сих" (Мф.25:40), сло­ва апо­сто­ла о том, что че­ло­век, уми­рая, ни­че­го не уно­сит из ми­ра (1Тим.6:7), стро­ки ца­ря Да­ви­да о воз­на­граж­де­нии пра­вед­ни­ка (Пс.36:25). И Фила­рет про­сла­вил­ся ни­ще­лю­би­ем.
Од­на­жды из­ма­иль­тяне (ара­бы) на­па­ли на Па­фла­го­нию, опу­сто­ши­ли стра­ну и раз­гра­би­ли иму­ще­ство Фила­ре­та. У него оста­лось 2 во­ла, ко­ро­ва, несколь­ко ульев и дом. Но и это, по­след­нее, он по­сте­пен­но раз­дал бед­ным. Стой­ко и крот­ко пе­ре­но­сил он упре­ки же­ны и на­смеш­ки де­тей. "Я имею в тай­ни­ках, вам неиз­вест­ных, та­кое бо­гат­ство и та­кие со­кро­ви­ща, – от­ве­чал он род­ным, – ко­то­рых до­станет вам, да­же ес­ли вы и сто лет про­жи­ве­те без тру­да и ни о чем не за­бо­тясь".
И Гос­подь воз­дал Фила­ре­ту за его ми­ло­сер­дие: ко­гда бы­ла от­да­на по­след­няя ме­ра пше­ни­цы, его ста­рый друг при­слал ему со­рок мер, а по­сле то­го, как бы­ла от­да­на ни­ще­му теп­лая одеж­да, к нему вер­ну­лось бо­гат­ство.
В то вре­мя ви­зан­тий­ская им­пе­ра­три­ца Ири­на (797–802) ис­ка­ла неве­сту для сы­на – бу­ду­ще­го со­пра­ви­те­ля Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го (780–797) и для это­го по всей им­пе­рии разо­сла­ла по­слов. По­слы не ми­но­ва­ли и Ам­нии. Ко­гда Фила­рет и Фе­о­з­ва узна­ли, что вы­со­чай­шие го­сти долж­ны по­се­тить и их дом, Фила­рет очень об­ра­до­вал­ся, а Фе­о­з­ва опе­ча­ли­лась: в до­ме не бы­ло во­об­ще ни­ка­кой еды, а о по­до­ба­ю­щем уго­ще­нии нече­го бы­ло и ду­мать. Но Фила­рет при­ка­зал жене хо­ро­шень­ко убрать в до­ме. Со­се­ди, узнав, что ожи­да­ют­ся цар­ские по­слы, при­нес­ли в изоби­лии всё для бо­га­то­го пи­ра. По­слы ото­бра­ли для цар­ских смот­рин вме­сте с 10 кра­си­вей­ши­ми де­вуш­ка­ми внуч­ку Фила­ре­та Ма­рию. Ма­рия пре­взо­шла сво­их со­пер­ниц доб­ро­той и скром­но­стью и ста­ла ца­ри­цей, а Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный щед­ро ода­рил Фила­ре­та. Так вер­ну­лись к Фила­ре­ту сла­ва и бо­гат­ство. Но, как и преж­де, свя­той ни­ще­лю­бец щед­ро раз­да­вал ми­ло­сты­ню и устра­и­вал тра­пезы для ни­щих, и сам слу­жил им во вре­мя этих тра­пез. Все удив­ля­лись сми­ре­нию Фила­ре­та и го­во­ри­ли: "По­ис­ти­не че­ло­век этот весь Бо­жий, ис­тин­ный уче­ник Хри­стов".
Слу­ге он при­ка­зал сде­лать три ящи­ка и на­пол­нить их по­рознь зо­ло­ты­ми, се­реб­ря­ны­ми и мед­ны­ми мо­не­та­ми: из пер­во­го по­лу­ча­ли ми­ло­сты­ню со­всем неиму­щие, из вто­ро­го – ли­шив­ши­е­ся средств, а из тре­тье­го – те, кто ли­це­мер­но вы­ма­ни­вал день­ги.
Так, не при­ем­ля по­че­стей, в сми­ре­нии и ни­ще­лю­бии до­стиг бла­жен­ный ста­рец 90 лет. Пред­ви­дя свою кон­чи­ну, он от­пра­вил­ся в кон­стан­ти­но­поль­ский мо­на­стырь Ро­доль­фию, роз­дал там всё, что имел при се­бе, на мо­на­стыр­ские нуж­ды и ни­щим. При­звав род­ных, на­став­лял их в ни­ще­лю­бии и нес­тя­жа­тель­но­сти и мир­но пре­ста­вил­ся Бо­гу. Скон­чал­ся он в 792 го­ду и по­гре­бен в оби­те­ли Су­да Ро­доль­фия в Кон­стан­ти­но­по­ле.
Свя­тость пра­вед­но­го Фила­ре­та под­твер­ди­ло яв­лен­ное по­сле его смер­ти чу­до. Ко­гда те­ло свя­то­го нес­ли к ме­сту по­гре­бе­ния, один че­ло­век, одер­жи­мый бе­сом, схва­тил­ся за гроб и сле­до­вал с по­гре­баль­ной про­цес­си­ей. На клад­би­ще про­изо­шло ис­це­ле­ние бес­но­ва­то­го: бес по­ва­лил че­ло­ве­ка на зем­лю, а сам вы­шел из него. Мно­гие дру­гие чу­де­са и ис­це­ле­ния со­вер­ша­лись при гро­бе свя­то­го.
По­сле смер­ти пра­вед­но­го Фила­ре­та его же­на Фе­о­з­ва тру­ди­лась, вос­ста­нав­ли­вая в Па­фла­го­нии мо­на­сты­ри и хра­мы, раз­ру­шен­ные во вре­мя ино­зем­ных на­ше­ствий.

См. так­же: "Жи­тие св. пра­вед­но­го Фила­ре­та Ми­ло­сти­во­го" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.



Люди