Философия как рациональная отрасль духовной культуры кратко. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Невольно вспоминаются строки: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…». Когда цивилизация переживает глубокий кризис, многие люди

» Духовная культура в философии

Духовная культура в философии


Вернуться назад на

Понятие духовной культуры:

Содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту.

Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру - она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) - она вторична.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

Как нечто священное (религиозное);
как нечто положительное, которое не требует пояснения;
как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются, прежде всего, состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация.

Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты" и основными критериями такой духовности являются:

Интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность";
рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество;
свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств;
творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;
развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида", ибо сознанию открыто сущее;
ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

Философия есть явление духовной жизни общества, его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или человеческой души, или души народа. Это культура человеческой мысли, интуиции, многогранных человеческий чувств. Духовная культура выражается в науке, исскустве, морали, религии, каждодневном духовном общении между людьми. Наука есть главным образом проявление рационального, строго логического мышления, хотя в ней и проявляется интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиции и чувств, чем в науке. Нередко это порыв человеческой души, который трудно выразить логически, и вообще в словах (музыка, живопись и т.д.). Проявлением духовоной культуры выступает мораль, как система нравственных чувств, убеждений и моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, совести, чести, смысле жизни и т.д. Всёэто проявления духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизвродит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности.

То или иное философское мировоззрение: 1. В немалой степени направляет поиск ученого. 2. Лежит в основе творчески ориентированного художника. 3. Формирует систему моральных ценностей больших масс людей. Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность, и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии – всех видов духовного общения между людьми. Роль философии в развитии духовной культуры является основополагающей. По словам немецкого философа Гегеля «философия – это эпоха, схваченная мыслью. Вся эпоха». Другими словами, философия отражает в себе всю эпоху и влияет на ее духовное содержание. Само слово «философия» означает «любовь к мудрости». Философы как на Востоке, так и на Западе выступали в роли мудрецов. «Быть философом – значит быть мудрым» - говорил Пифагор. Русский философ 19 века Владимир Соловьев развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Человеческая мудрость – это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соответствующие решения на основе знаний, опыта и интуиции. Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определяется ее роль в духовном развитии человечества и его духовной культуре.

1 Философское осмысление бытия

Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры.

Необходимость философского осмысления бытия человека обусловлена множеством фактических обстоятельств:

1. Это факт, что доминирующее положение среди мировых цивилизаций занимает западная цивилизация. Основным ориентиром развития человечества принято считать именно эту цивилизацию и в этот марафон включено и наше, грузинское общество.

Современная западная цивилизация, по своей сущности, основывается на рациональном упорядочении земной жизни. Земная жизнь подразумевает природную и социальную среду. Объектом удовлетворения потребностей являются вещи, то их производство и потребление приобретают универсальный характер. Основные средства производства и потребления вещей - это, с одной стороны, развитие производства (индустрии), научно-технический прогресс, с другой стороны - крайняя рационализация социальной среды. Первое - порождает культ науки и техники, а вторая - абсолютную социологизацию социальной жизни.

Мировоззренческой основой западной цивилизации является сциентизм, сущностью которого является абсолютная универсализация науки и техники. Как результат имеем товарный фетишизм, вещь должна превратиться в товар, а товар основывается на конъюнктуре рынка. Рынок и торговля все превращают в меновую ценность, рынок формирует человека «рыночного типа» и взаимоотношения людей принимают мещанскую, основанную на выгоде денежную форму бездушных товарных отношений. Истинные человеческие духовные, душевные сущностные силы (добро, прекрасное, истина и т. п.) подавляются и дают возможность безусловной реализации витально-физиологических сущностных сил.

Смысл бытия человека западной цивилизации состоит в комфортном обустройстве жизни, в максимальном удовлетворении материальных потребностей. «Я должен иметь безгранично больше того, что мне необходимо», - такова сущность нравственного императива человека западной цивилизации. Очевидно, что человек оторвался от своего истинного бытия. Его заменило псевдобытие.

2. То, что мы живем в эпоху глобализации - факт. В содержании понятия «глобализация» в общем осмысливаются новые взаимоотношения людей, народов стран и регионов (Э. Гидденс). Эти новые взаимоотношения действительно подразумевают утверждение взаимоотношений, характерных для западной цивилизации, точнее их «американизацию», которая имеет целью универсализацию образа жизни. Это означает, что образование, вера, деятельность, мода, отдых, времяпрепровождение и т. д. будут основаны на стандартах и образцах западной цивилизации, означает утверждение общего образа жизни.

Очевидно, что в условиях утверждения единой, общей западной цивилизации человеческие отношения упрощаются, снимаются существующие барьеры. Уже не будет места различным традициям, привычкам, правилам, различающимся ценностным ориентациям вообще, и, в результате этого, облегчатся организация и управление экономикой, возрастет темп производства и производительность труда, уровень экономического развития, расширится пространственно-временной ареал человеческих контактов, станет возможным максимальное удовлетворение материальных потребностей и т.д. Современная глобализация требует утверждения в мире «порядка нового типа». Этот «новый тип» порядка является порядком американского типа, который требует уничтожения всех, кто не вписывается в систему этого порядка. В то время, как Гегель считал, что «достойно уничтожения все то, что неистинно и недуховно», идеология «нового порядка», основанная на постмодернистском мировоззрении, считает: должно быть уничтожено и все истинное и духовное, если они не соответствуют стандартам западной цивилизации. Глобализация ставит альтернативу «чужим»: или выродиться и быть уничтоженными, или подчиниться переменам и преобразиться. Глобализация как «американизация» создает опасность функционированию национальных языков. Английский язык обретает всеобщую, универсальную функцию. Он формируется как всеобщий язык права человека на труд, занятости, коммуникации, взаимоотношений и т. д. Национальные языки как главнейшее средство распространения и выражения национального бытия, теряют ценность и значение. Это, фактически, указывает на опасность гибели национальной культуры. Сегодня национальным культурам грозит опасность превращения в музейные экспонаты.

Постмодернистское мировоззрение характеризуется онтологическим нигилизмом, выражающимся в пренебрежении «всесилием разума ». «Новый» интерпретаторский разум ищет основы истины не в метафизике, а здесь, во взаимоотношениях, диалоге, коммуникациях изменчивых индивидов, существующих сейчас. Постмодернистское сознание отрицает всеобщие ценности - истину, добро, прекрасное. Обесцениваются традиционные ценности, утверждается крайний релятивизм и неразборчивость. Доброта как забота о других, в пренебрежении, и нравственным императивом человеческого поведения объявляется забота о себе. «Этика всеобщего» (Кант) - этика долга - уступает место «малой этике» - этике цели. Индивидуализм принимает крайнюю форму. Преимущественное значение приобретает защита прав индивида. Допускаются однополые браки, и эти права обеспечиваются законом.

В сфере искусства отрицаются традиционные формы и критерии. Постмодернистская эстетика акцентирует дисконтинуальность, однозначный смысл произведения искусства отрицается. Такой методологический подход вызвал коренную модификацию основных эстетических категорий - прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Классическое понимание прекрасного, носившее в себе моменты истины и добра, в постмодернистской эстетике объявляются лишенными основания. В ней внимание переносится на «прекрасность» асимметрии и ассонансов, на дисгармоническую целостность. Поэтому музыку Моцарта вытесняет рэп.

Очевидно, что человек, этнос, нация, включенные в процесс глобализации, с его ожидаемыми результатами, оторванные от собственного бытия, требуют обязательного освещения проблемы смысла бытия и учета этих факторов.

3. Современную эпоху можно назвать эпохой философского нигилизма и социологического оптимизма. Сегодня философия и философствование объявляется бесполезным, пустым делом. В античности она была в привилегированном состоянии, выполняя функцию как мудрости, так и науки. В Средние века она лишается статуса мудрости и выполняет функцию служанки теологии. В Новое время она освобождается от этой функции и у нее появляется претензия на абсолютное, истинное знания, она обретает функцию судьи науки. В эпоху же технического прогресса частные науки достигли полной монополизации знаний. Метафизические проблемы объявлены лишенными смысла. Необходимость в философии сведена до минимума. Она потеряла свою функцию критического разума и самосознания культуры. Любовь к мудрости была заменена любовью к вещам.

Частные естественные науки и социология, фундаментом которых служила вера в формальный рационализм, заняли место мировоззрения. Современная социология опирается на ту систему ценностей западной цивилизации, которая установлена позитивистской философией, опирающейся, в свою очередь, на рациональное мировоззрение.

Сегодня «философия превратилась в пенсионера» (А. Швейцер), занятого лишь классификацией достижения наук. Философия, лишившись творческого духа, превратилась в историю философии и оформилась как философия, лишенная критического мышления. Культура, оставшаяся без мировоззренческого ориентира, без самосознания, утонула в полном бескультурье.

Тенденция нигилистического отношения к философии была осмысленна еще в начале ХХ века. Философия жизни и экзистенциализм, фактически, являлись попыткой осознания и преодоления этой тенденции. Особенно остро эта проблема рассматривалась в немецком экзистенциализме. Именно представители немецкого экзистенциализма увидели, что решить проблему можно лишь посредством анализа бытия.

Сегодня основной задачей философии вообще является утверждение новой метафизики, освобождение философии из пут науки, ее реабилитация как метафизики.

2 Понятие духовной культуры. Критерии духовности

Понятие духовной культуры:

· содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

· теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру – она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – она вторична.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечто священное (религиозное);

· как нечто положительное, которое не требует пояснения;

· как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация.

Истинная духовность есть «триединство истины, добра и красоты» и основными критериями такой духовности являются:

· интенциональность, то есть «направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность».

· рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество.

· свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств.

· творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть, которая согласует «вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида», ибо сознанию открыто сущее;

· ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

3 Право и наука в системе духовной культуры

Наука и право являются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества.

Культура – это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура – это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника, физическая Культура, благосостояние людей.

Духовная культура – это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальным знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Гуманитарные науки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы или человечества каких-либо предметных действий.

Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств.

Технические науки – это система знаний и деятельности по практическому использованию законов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание – это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей.

Анализ приведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи между элементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Культура представляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремлений членов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяют характерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.

1.3 Философия - как часть духовной культуры

Философия - особая форма познания мира, специфическая форма духовной деятельности человека, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её проявлениях. В своих поисках философия отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры и общества.

Являясь духовным выражением человеческой деятельности, философия пытается понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека. В философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир .

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему. Возможно, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления философия обладала этим статусом, но затем утратила его, абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего времени - необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни .

духовный гуманистический общество личность

1.4 Религия - как часть духовной культуры

Религия возникла еще в древности и, претерпев различные изменения, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни. Связано это с тем, что в истории человечества не было ни одного народа, который не знал бы религии. В любом обществе религия, как часть культуры, является одним из основных социальных факторов.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения . В современных условиях роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферы жизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций, санкционируя определенные взгляды. Религия влияет на общество сообразно своим специфическим чертам, отраженным в вероучении, культе, организации, этике, правилах отношения к миру .

И философия, и религия в соперничестве с искусством стремятся освоить и усвоить его формы, его технологию общения с самой широкой (так же как и с самой узкой, избранной) аудиторией. И если религиозно-церковные направления в ходе развития культуры общества ориентированы в воздействии на организацию и самоорганизацию общества на эталоны и образцы прошлого, то искусство и художественная культура в ее объективном значении, реальном смысле обслуживают именно в направлении преодолений прошлого, самообновлений, самоорганизации и саморазвития. То, что философия разрабатывает теоретически, как понимание мира, то искусство, религия стремятся практически освоить его. Но если религия осваивают традиционный, устойчивый мир, то искусство осваивает мир движения, развития, самообновления, самоорганизации, мир противоречий, мир прогнозов и предвидений, интуитивного ощущения будущего и меткого высвечивания его мельчайших ростков и признаков в современном .

Анализ инновационного опыта организации театрализованных массовых праздников (на примере Тюменской области)

Духовная культура

Понятие духовной культуры: · содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), · показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления...

Духовная культура

Наука и право являются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры...

Духовная культура

Роль религии в истории человечества, в целом весьма значи-тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век-тора влияния религии на общественное развитие: религия в каче-стве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен...

Духовная культура

Духовная культура не изолирована от иных сфер культуры и общества, она проникает во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их...

Духовная культура в контексте историзма

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры. 1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культура неутилитарна. Это наиболее отдаленный от практики лик культуры (хотя...

В духовной культуре общества особое, важное место занимает искусство - сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; один из способов эстетического освоения мира...

Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества

Мораль - особая область культуры и она отличается от других форм. Мораль - это система норм поведения людей, принятых в обществе. Мораль - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений...

Духовная культура личности

Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников - одна из задач профориентационной работы в школе...

Культура и религия Индии - история и современность

Индийские памятники мысли и мировоззрения отличаются богатством и разнообразием, гаммой красок, изобилием форм, которые могли сложиться лишь в этом мире причудливой природы. Как и во многих других культурах...

Материальная и духовная культура

материальная духовная культура художественная Приоритетным в демократически ориентированной культуре является вершинный идеал гуманизма...

Особенности духовной культуры европейского Средневековья

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме...

Особенности формирования русской культуры

Для русской культуры, как и для европейской культуры в Целом, христианство стало одним из главных ориентиров. Оно обеспечивало преемственность русской истории, духовной жизни Русского общества...

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения...

Роль духовной культуры в развитии личности

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление...

1. Понятие «картина мира» .

Любознательный пилигрим добрался до "края света" и пытается увидеть: а что же там, за краем?

Понятие «картина мира» обозначает образно-понятийную картину Вселенной, в которой человек и человечество стремятся определить свое место. Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, являются результатом духовно-практической деятельности людей. Научные, религиозные и философские картины мира дают свое видение мира и места человека в нем.

Очень важным моментом картины мира является то, вокруг чего она строится, что является ее смысловым центром.

Научная картина мира строится вокруг объектов, независимых от человека; ее ядро – общечеловеческая реальность.

Религиозная картина мира в центр ставит соотношение небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного.

Главная тема философской картины мира – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, познавательном, ценностном, деятельностном.

2. Религиозная картина мира.

Микеланджело Б. Часть фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане с изображением сцены сотворения Адама

Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.

В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества. И мифология, и религия возникли из практического отношения человека к миру и были направлены на преодоление чуждости, враждебности внешнего мира. Хотя в них и наметились основные мировоззренческие проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание человеком всей сложности его социального бытия.

Религиозная картина мира - совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религиозного мировоззрения. Религиозная картина мира в определенной форме присуща всем религиям , детально разработана в развитых религиозных системах . Главный признак религиозной картины мира - разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолют ном господстве первого над вторым. Для религиозной картины мира иудаизма , христианства, ислама , ряда других религий характерны трехъярусное строение мира (небеса, Земля , преисподняя), противопоставление небесного (совершеннейшего) земному (бренному), ей присущи гео- и антропоцентризм . Важнейшие элементы религиозной картины мира - креационизм (религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего) и эсхатология (религиозное учение о конце мира). Религиозная картина мира содержится в «святых книгах» (Веды , Библия , Коран). Христианская картина мира сформировалась путем синтеза библейских идей творения и божьего промысла , космологических элементов греческой философии и ряда естественно-научных представлений древности, вошедших в геоцентрическую систему Птолемея. Традиционная религиозная картина мира была разрушена созданной естествознанием научной картиной мира.

3. Научная картина мира. Исторические типы научной картины мира.

Научная картина мира - это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира - это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля . Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики.

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века). Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта. И.Ньютон подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

1. Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

3. Естествознание этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

4. Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

5. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

Фундаментальные основы новой картины мира:

1. Общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)

2. Квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.

Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках, в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики) и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик во всех своих разделах.

4. Философская картина мира.

Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Основной вопрос философии заключается в том, что отношение "человек - мир" преобразуется в отношение "дух - тело", "сознание - природа", "мышление - бытие". То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это - субъективные идеалисты. Другие - это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это - объективные идеалисты. Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.

Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится.

Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика - концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния - он находится в движении, развитии.

Согласно метафизике , мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика - различные способы раскрытия отношения «человек – мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории – от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии.

Типы и способы философского осмысления мира определяются общими философскими парадигмами (парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе).

Именно они акцентируют внимание на тех или иных сторонах вечных философских проблем. К таким парадигмам философствования относят парадигму онтологизма и парадигму эпистемологизма. Они могут быть обнаружены в любом историческом типе философии, при этом одна из них способна играть доминирующую роль.

1)Парадигма онтологизма ориентирует человека в познании и деятельности на мир вне человека, на мир не только объективный, но и абсолютный, с которым человек должен согласовывать как свой ум, так и свои цели и ценности.

2)Парадигма эпистемологизма зарождается в древнегреческой философии, но по-настоящему развивается в Новое время на основе тезиса Рене Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Она ориентирует на обоснование достоверности научного знания. Под ее влиянием развивались такие черты современной европейской культуры, как рационализм, технологизм, прагматизм.

Таким образом, религия, наука и философия создают разные картины мира, отражая сложный многообразный реальный мир.

Вопросы для самопроверки и осмысления

1)Дайте определение понятию" Картина мира".

2)Что стоит в центре религиозной картины мира?

3)Чем характеризуется научная картина мира?

4)В чем заключается Ньютоновская научная революция?

5)Укажите открытия изменявшие картины мира?

Карточки философов

Клавдий Птолемей (ок. 100 - ок. 170) - позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской (достоверно - в период 127-151 гг.), где проводил астрономические наблюдения.
Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Оставил глубокий след и в других областях знания - в оптике, географии, математике, а также в астрологии.

Сэр Исаак Ньютон (25 декабря 1642 года - 20 марта 1727 года) - английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории .
Википедия

Глоссарий

Глобальные проблемы современности - лавные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само существование, сохранение и развитие цивилизации. Отличительная черта современной цивилизации - нарастание глобальных угроз и проблем. Речь идет об угрозе термоядерной войны, росте вооружений, неразумной трате природных ресурсов, болезнях, голоде, нищете и т.п. Немаловажное значение в концепции глобальных проблем придают вопросу об их объективной "иерархии", т.е. о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности.

Политология. Словарь. http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/38/Глобальные

Экологический кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение егодальнейшее выживание

Википедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/703793

Кризис - Резкое изменение, происходящее помимо нашей воли. Кризис может быть благотворным или неблаготворным, но он почти всегда сопряжен с трудностями и протекает болезненно. Кризис связан с принятием решения или вынесением оценки. Это действительно решающий момент, но не потому, что от нашего решения зависит, быть кризису или не быть, а потому, что кризис вынуждает нас принимать решение или решает за нас. Кризисными состояниями являются, например, подростковый возраст или агония.

Философский словарь Спонвиля http://philosophy_sponville.academic.ru/935/Кризис

Поиск определений – Коренев Е.



Скорпион