Типичный памятник ярославского зодчества церковь ильи. Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка — представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями. Антирелигиозный музей в церкви Илии Пр

Упражнение 1. Расставьте знаки препинания, обособленные члены предложения, выделите жирным шрифтом.

1) Знаменитая русская летопись «Повесть временных лет» составленная из созданных в несхожие эпохи разножанровых отрывков определила надолго исторические представления наших учёных.
2) Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой хорошо освещённый изнутри храм окружённый крытыми галереями.
3) Почти не отступая от сюжета гоголевской повести и по возможности сохраняя характерный гоголевский язык Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
4) Современники Карла Брюллова воссозданные им на портретах - русские люди проникнутые благородными устремлениями жаждой жизни.
5) Нет ни одного русского живописца который побывав у моря не пытался бы изобразить морскую стихию пронизанную лучами восходящего солнца.
6) Узнавая в пути ранее неведомых нам людей приобретая друзей и недругов расширяя круг знакомых мы глубже постигаем самих себя.
7) Искусствоведы убеждены что работая над образом поэта Николая Алексеевича Некрасова художник Крамской использовал созданные им ранее этюды и даже автопортреты поэта.
8) Архитектура Москвы наследуя черты зодчества наиболее развитых древнерусских феодальных княжеств обрела отличающийся яркой самобытностью стиль.
9) Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.
10) Пройдя не один десяток вёрст и почувствовав сильную усталость я прилёг в тени густой ветлы сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
11) Художник Айвазовский умел изобразить пену внезапно разбегающуюся по изгибам волн и морской песок просвечивающий сквозь пенистую воду.
12) В опере «Война и мир» написанной Сергеем Прокофьевым по роману Льва Толстого есть сцены оставляющие поистине незабываемое впечатление: первый бал Наташи Ростовой ночь в Отрадном.
13) Первая выставка передвижников открывшаяся в1871 году убедительно продемонстрировала существование в живописи складывавшегося на протяжении 60-х годов направления нового по мировоззрению и средствами изобразительности.
14) С высокого берега открываются залитые утренним блеском луга ещё не проснувшиеся от ночной дремоты спокойная синева реки блеск утренних небес и море травы.

Упражнение 2. Укажите номера предложений, в которых есть обособленные члены (знаки препинания не расставлены).

1) Ехавший верхом офицер натянул поводья.
2) Мальчик сломя голову бежал по тропе.
3) Кругом было поле безжизненное унылое .
4) Неостывшая от зноя ночь блистала.
5) Освещенный солнцем еловый лес все-таки казался темным и мрачным.
6) Так и жила она без любви только надеясь на нее.
7) Они выбрались на поляну поросшую камышом и местами залитую водой.
8) Одетая в легкое белое платье она сама казалась белее и легче.
9) Три мужика сидели на куче мешков сваленных на палубе и задрав головы ждали распоряжений.
10) Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены.

Ответ:____________________________________________________________________________

Упражнение 3. Выполните тестовое задание. Ответы впишите в таблицу.

1. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
а) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем.
б) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный .
в) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев.
г) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль.

2. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
а) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.
б) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая земля.
в) Они вошли в соседний коридор узкий и темный .
г) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь деньги купить себе патронташ и сумку.

3. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
б) Сопровождавшие нас крестьяне показали нужный нам дом.
в) Молодой паренек белобрысый и скуластый подошел к нему несмело.
г) Ее узкое лицо обращенное к унылым равнинам казалось печальным.

4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстрорастущую тучу.
б) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.
в) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.
г) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

5. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Лицо ее полное и румяное выражало важность и спокойствие.
б) Профессор увлеченный любимой темой говорил долго.
в) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и зевнул.
г) Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении томительной тоски.

6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.
б) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал.
в) Попытки писать приводили меня к результатам печальным и смешным.
г) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор.

7. В каком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)?
а) В тесноте колыхавшейся кареты Наташа в первый раз представляла себе то, что ожидает ее на бале.
б) А вопрос не решенный дипломатами еще меньше решается порохом и кровью.
в) Мы знаем Бунина как тончайшего лирика.
г) Павел пришел взволнованный.

8. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) Он споткнулся и едва удержавшись на ногах ухватился за поручень.
б) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
в) Осмотрев больного и выписав ему лекарства, доктор ушел.
г) По мокрому пирсу высунув язык бегала собака.

9. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
а) С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя .
б) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.
в) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег.
г) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев .

10. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
а) По мнению врачей, читать лежа вредно.
б) Ростов нахмурившись еще раз низко поклонился и вышел.
в) Нечего сидеть сложа руки и дожидаться помощи!
г) Ситуация трудная, поэтому действуйте смотря по обстоятельствам .

Задание 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка -представляет собой хорошо освещенный изнутри храм , окружённый крытыми галереями .

Запятая 4 выделяет причастный оборот «окружённый крытыми галереями».

Причастный оборот «хорошо освещенный изнутри» НЕ обособляется, так как стоит перед определяемым словом.

Схема: ПО+ГС+ПО.

Запятая должна стоять на месте 4.

Ответ: 4

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения - это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС) . Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения- при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2 . Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры . От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения - определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И .

Пример 4 : В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном . За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5 : Человек , |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6 : Были слыш­ны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7 .|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего . Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8 . Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9 : |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным . (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь , об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом , |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо , уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами .

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства - это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие - осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова - деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку .

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И , от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.



Задание 16

(ВНИМАНИЕ: может быть один ответ)

Вариант 1

1.

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (1) классицизм (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в каждой стране (4) своими особенностями.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой (1) хорошо освещённый (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную деревянную церковку (2) наивно глядевшую на меня (3) с высокой кручи.

Вариант 2

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) направления (5) нового по мировоззрению и средствам изобразительности.

Человек на длительном историческом пути создал такие удивительные виды искусства, как музыка, поэзия, живопись, зодчество, ваяние (1) повествующие своим языком (2) о многообразии мира (3) окружающего нас.

На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.

Архитектура Москвы (1) наследуя черты зодчества наиболее развитых древнерусских феодальных княжеств (2) обрела (3) отличающийся яркой самобытностью (4) стиль.

С высокого берега открываются (1) залитые утренним блеском (2)луга (3) ещё не проснувшиеся от ночной дремоты (4) спокойная синева реки, блеск утренних небес и море травы.

Современники Карла Брюллов a (1) воссозданные им на портретах (2) - русские люди (3) проникнутые (4) благородными устремлениями, жаждой жизни.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель

художников» – первую общественную организацию художников в России

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

Старинные решётки были оплетены хмелем и мышиным горошком (1) висевшим целыми бледно-зелёными кучками (2) с (3) разбросанными кое-где (4) бледно-лиловыми кисточками цветов.

Вариант 3

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не зажигая огня (1) я сел (2) у открытого окна (3) выходящего в давно заросший (4) сад.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степной простор (1) весь осыпанный тонкой золотой пылью (2) кажется безбрежным, в густой траве дрожат (3) переливаясь и вспыхивая (4) бриллианты крупной росы.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По берегам тёмных речушек (1) заваленных (2) буреломом (3) распускаются первые весенние цветы (4) поражающие яркостью красок.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Кругом были поля, глушь исконной, серединной России; среди них (1) зарастая кудрявой муравой (2) уходила вдаль (3) изрезанная заглохшими колеями (4) дорога.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А.Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

Вариант 4

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В глубоких балках между (1) поросшими редким кустарником (2) обрывами ещё лежат (3) напоминая об ушедшей ночи (4) влажные тени.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На краю неба что-то чернеет, растёт в грозовую тучу и (1) отделившись от горизонта (2) движется очень быстро (3) приближаясь (4) к деревушке.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитая «Риторика» М.В. Ломоносова (1) включившая лучшие произведения отечественной словесности (2) стала первой в России хрестоматией художественной литературы (3) отражающей также многие теоретические вопросы развития (4) русского литературного письменного языка.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство (4) и проделал остаток пути пешком.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.

Вариант 5

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой

нашего времени».

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Семейство (1) приехавшее на старенькой «Волге» (2) располагалось на отдых (3) натягивая в виде тента (4) сверкающую белизной простыню.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вронский сумел заметить сдержанную оживлённость (1) играющую в её лице (2) и (3) порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой (4) изгибавшей её румяные губы.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Напуганный дурными предзнаменованиями (1) наш проводник (2) отказавшись вести нас (3) повернулся и быстро пошёл обратно.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) своё собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

Вариант 6

(в основе заданий – задания из Банка открытых заданий)

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых потоках ливня.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Громом возвестив весну (1) гроза звенела (2) по траве (3) давно ожидавшей влаги и прохлады.

Вариант 7

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Накинув нарядные уборы (1) берёзы первыми вступили (2) в осенний танец (3) весело и быстро захвативший (4) весь лес.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним (2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке (3)длинный ряд тёмных килей (4) напоминающих (5) хребты громадных рыб.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами (2) разъярённого ветра (3) трещат (4) иногда царапая (5) иглами по коре дерева.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сразу же за рекой (1) поднимаясь (2) вверх (3) виднелись скалистые горы (4) очерченные внизу (5) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман (1) редея (2) ползёт вверх (3) сливаясь (4) с быстро несущимися (5) тучами.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать (5) белый пух этой ночи и поднимать тяжёлые пласты.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Во время северной ночи (1) напоминающей утренний рассвет (2) стоящий на пригорке посёлок и (3) окружающий его редкий лес (4) кажутся особенно мрачными.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

Вариант 8

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я шёл пешком и (1) поражённый прелестью природы (2) поминутно останавливался (3) надеясь запомнить её.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов (1) став по воле Павла Первого (2) вице-президентом Академии художеств (3) широко распахнул двери для людей всякого звания (4) желающих по вечерам заниматься в Академии рисованием.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Подчёркнуто простая геометрическая форма «Чёрного квадрата» Малевича (1) не увязанная ни с каким образом или понятием (2) уже существовавшим (3) в мире до неё (4) свидетельствовала об абсолютной свободе её создателя.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Берёза (1) принаряженная зелёными клейкими листьями (2) стояла посреди поляны (3) радостно подставляя свои ветви (4) весеннему солнышку.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Впечатление от этой глубокой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле (1) неподвижно стоявшем (2) посреди (3) наполнившейся редкими льдами (4) бухты.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

О выступы скал бились взволнованные (1) и грозные волны (2) и (3) пенясь (4) разбивались на тысячи мелких брызг.

Вариант 9

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Структура научного произведения (1) обусловленная комплексом факторов (2) связанных со спецификой (3) научного мышления (4) отличается от организации публицистического текста.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несколько лет подряд я проводил летние месяцы на даче под Солотчей вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Избы стояли (1) угрюмо нахохлившись (2) и ветер беспощадно трепал (3) обнажённые ветви берёзы.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старик дремал(1) прикрыв лицо (2) шапкой, а внук (3) подперев подбородок ладонями (4) смотрел на лес (5) черневший вдали.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Приближаясь к роще (1) Дубровский услышал (2) удар топора и треск дерева (3) повалившегося на землю.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уже в наше врем я исследователи творчества Э.А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3)держась (4) недалеко от берега.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

Вариант 10

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солдаты (1) войдя в деревню (2) увидали (3) дома (4) сгоревшие дотла.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поджав по себя (1) по-турецки (2) ноги (3) хозяин сидел посреди комнаты (4) увешанной коврами.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вокруг расстилались (1) снега (2) блестящие на солнце (3) голубели льды (4) сияя переливающимися обликами.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждое утро (1) просыпаясь на рассвете (2) слышал я знакомые звуки (3) доносившиеся с озера.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Три мальчика (1) хватают четвёртого, тащат его к воде и (2) зайдя до колен (3) начинают раскачивать (4) стараясь бросить его подальше.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внук Василь (1) подперев подбородок ладонями (2) и (3) сощурив глаза (4) рассеянно смотрел на реку, на сосновый лес (5) резко черневший среди пожара зари.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он вспомнил, что (1) уходя (2) не запер дверь на террасу (3) и (4) возвращаясь назад на дачу (5) в сердцах проклинал и себя, и всех гостей.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он (1) стоя на камне (2) расписанном узором лишайника (3) любовался (4) оживающей природой (5) полярной страны.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сказки бабушка сказывает (1) наклонясь к моему лицу (2) и (3) заглядывая в глаза мне расширенными зрачками (4) точно вливая в сердце моё силу.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каштанка (1) увидев кота (2) отскочила, присела и (3) протягивая к нему морду (4) залилась громким лаем.

Задание 16

Обособленные члены предложения

(в основе заданий – КИМы прошлых лет)

1 тест

2 тест

3 тест

4 тест

5 тест

6 тест

7 тест

8 тест

9 тест

10 тест

1 вариант

13

234

1

3

134

12

14

4

1

12

2 вариант

125

13

12

12

34

123

1234

134

1234

1

3 вариант

13

1234

134

1234

12

12

12

4

4

12

4 вариант

24

34

1234

123

1234

123

1234

14

123

234

5 вариант

123

12

134

123

14

123

124

24

134

14

6 вариант

1

134

1234

134

123

123

124

123

123

13

7 вариант

13

123

124

134

134

34

123

1234

12

1

8 вариант

123

123

124

134

124

12

1234

123

1

34

9 вариант

124

24

12

1345

13

34

14

123

123

123

10 вариант

124

34

234

123

234

145

1245

123

14

1234

В славном Ярославле, в самом его центре, стоит великолепный архитектурный памятник зодчества 17 века - церковь Ильи Пророка. Воздвигнута она была в тот же период, что и сам Ярославль, правителем Руси Ярославом Мудрым, там, где раньше располагались два старых ветхих храма из дерева. Среди православных храм Ильи Пророка пользуется спросом. Здесь проводятся службы как обычные, так и праздничные. А красота внутреннего убранства и величественный внешний вид привлекает любопытных туристов.

Храм Ильи пророка - памятник прошлой эпохи

По преданию церковь унаследовала свое название в честь дня Ильи Пророка, когда великий князь победил могучего медведя. По сути, это стала самая первая религиозная постройка в новообразованном граде. Она благополучно пережила большой пожар в 1658 году, получив лишь небольшие внешние повреждения, которые уничтожили уникальную роспись цветами внешних стен. В 1920 году церковный удел стал частью Ярославского музея-заповедника, работники которого спасли его от упразднения и разворовывания большевиками. Но вопреки их стараниям, в 30-х годах ХХ века Союз воинствующих безбожников смог добраться до церквушки и организовал в ее пределах антирелигиозный музей.

Церковь Ильи Пророка много раз реставрировалась, только в прошлом веке в ней проведено три реставрации. Здесь находятся старинные иконы, богатейшая церковная утварь, стены украшает завораживающая роспись.

Службы проводятся с 1989 года, когда престол был вновь освящен и благословлен.

Красота церкви и ее интересная история привлекают ежегодно множество туристов, ученых-историков, служителей искусства и паломников.

До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский. Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины — решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.

Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.

Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».

Образ Гражданина — строителя Ярославля

Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.

Торговые ряды

Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.

В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.

Внутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка

Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.

Церковь Ильи Пророка в 19 веке

Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.

Храм главной городской площади

В конце 70-х годов 18 века во времена активной градостроительной политики Екатерины Второй был принят план регулярной застройки Ярославля. И именно Ильинская церковь стала отправной точкой создания сети новых улиц по радиально-кольцевому принципу.

Оказавшись на главной городской площади, Ильинский храм окружается административными учреждениями – Наместническим дворцом и симметричными корпусами Присутственных мест. По имени храма и новая площадь получает название Ильинской.

Вид Советской (бывшей Ильинской) площади с улицами сверху

В конце 19 века вокруг церковных помещений появляется кованая ограда, рисунок которой был изготовлен по эскизу академика А.Павлинова. Тогда же был проведен и текущий ремонт храма с заменой крыши и т.д. Все эти инициативы исходили от И.Вахрамеева – Ярославского мэра того периода. Говорят, что частично и на его деньги.

Церковь после ремонта конца 19 века

После революции и полноценного установления советской власти здание Ильинской церкви поступает в распоряжение Ярославского музея-заповедника, что его и спасло от уничтожения. Какое-то время храм был Антирелигиозным музеем, и в нем прямо под церковным куполом висел Маятник Фуко. В то же время в храм были помещены мощи Ярославских чудотворцев, перенесенные сюда в конце 30-х годов на всеобщее обозрение.

В храме неоднократно проводились поддерживающие здание реставрационные работы — в 50-е, 60-е и в 80-е годы. В конце 80-х Ильинская церковь была возвращена верующим и вновь освящена, но богослужения в ней совершаются только в праздничные дни.

Празднование 9 мая

Сегодня старейший Ильинский храм является основной достопримечательностью Советской площади, свидетелем всех основных праздничных мероприятий Ярославля и филиалом Ярославского музея-заповедника.

Архитектурная уникальность храма

Внешнее оформление

Ильинская церковь строилась как соборный храм византийского типа. Основным материалом для строительства служил большемерный красный кирпич, а на декор шел белый камень. До начала 18 века храм существовал в таком виде, затем он был побелен известкой с добавлением охры.

Архитектурная планировка Ильинского храма весьма своеобразна, а его внешняя структура привлекает внимание уже своей ярко выраженной ассиметричностью, что очень присуще многим ярославским храмам 17 столетия. Сложная ассиметричная планировка Ильинской церкви делает ее уникальным городским храмом, вид на которой с различных ракурсов совершенно неповторим.

Вид на Ильинский храм с северной стороны

Помещение центрального храма находится на высоком подклете и снабжено пятью крупными луковичными главами на барабанах, снабженных световыми оконными проемами. Сами барабаны имеют украшения в виде узорчатых поясков и изящных кокошников.

Вокруг основного храма группируются приделы, галереи и колокольня и все это вместе создает неповторимый архитектурный ансамбль, из гармоничного объединения которого вырываются вверх Колокольня и Ризоположенский придел. С южной стороны находится Покровский придел с Трапезной. На восточной стороне очень небольшой башенный придел Гурия, Самона и Авива с трехъярусным украшением из кокошников. Подклет этого придела и является семейной усыпальницей Скрипиных. Западная галерея соединяет Колокольню с Ризоположенским приделом.

Вид с западной стороны

Построенный позже остальных, Ризоположенский придел выделяется не только шатровым завершением, но и сочетанием удивительной легкости и величественности. На чуть вытянутом в высоту четверике, снабженном окошками, находится невысокий, но довольно крупный восьмерик. Место перехода одного в другое отмечено изящными угловыми кокошниками. Восьмерик плавно переходящий в ажурный восьмигранный шатер. Два нижних яруса шатра выделяются небольшими волнами кокошников, а идущие от них вверх грани декорированы параллельными выступами-насечками. Все эти детали создают ощущение легкости и изящности. Кроме этого придела в храме имеется еще два, один из которых – у южного фасада Покровский — вместе с Трапезной является теплым.

Колокольня находится на северо-западе храма. Выполнена она в строгом и простом ключе, без излишеств. Ее восьмигранное основание – восьмерик, имеет декоративные лопатки, скрывающие опоры и подчеркивающие граненое строение нижней части сооружения. Ярус звонницы имеет восемь арочных оконных проемов. Еще выше находятся «слухи» с наличниками — специальные отверстия для улучшения звукового резонанса. А белое шатровое завершение заканчивается зеленой луковкой и крестом.

Снаружи храмовые стены не расписаны, как было в конце 17 века, они просто отштукатурены, но при этом каждый из фасадов индивидуален. Фасады ансамбля с западной и северной сторон более декоративны и парадны. Они украшены такими архитектурными деталями как прорисованные арки, наличники разных форм, квадратные углубления ширинок, с резными вставками изображений фантастических животных.

Архитектурный декор стен

Живописное оформление сохранилось сегодня только на фронтоне западного крыльца. Это панно «Распятие», расположенное над входом в храм, реставрируется во время каждого ремонта.

Панно «Распятие» над западным входом

По всей длине карнизов можно видеть нарядный позолоченный железный подзор. Как и центральный купольный крест этот подзор выполнен неизвестными ярославскими кованых дел мастерами в 17 столетии.

Внутреннее убранство: росписи, иконостас и т.д.

Четырехстолпное внутреннее пространство храма имеет множество объемов, шатровый и купольный приделы, пять престолов и шатровую колокольню. Все помещения связаны между собой крытыми галереями, стены которых, как и стены самого храма покрыты фресковыми росписями на библейские и бытовые сюжеты. Эта роспись чудом сохранилась со второй половины 17 века. Ее только неоднократно очищали от пылевого и грязевого налетов.

Фресковые росписи внутренних помещений Ильинского храма

Прогулка по всем трем храмовым галереям – это знакомство с уникальнейшей стеновой живописью, являющейся настоящим шедевром данного вида искусства. Самым интересным галерейным коридором является путь от Розоположенского придела к Колокольне. Галереи расписывались еще годы спустя после оформления основного храмового интерьера.

Фресковая роспись центрального зала выполнена в шесть ярусов. По нижнему – первому ярусу – идет сказочно красивый орнамент. Второй ярус посвящен жизнеописанию Пророка Елисея, являющегося учеником Ильи Пророка. Здесь присутствуют сцены жатвы и воскресения умершего младенца.

Стеновая роспись

В сценах третьего яруса запечатлены известные фрагменты жития Ильи, его чудеса врачевания и контакты с народом. Четвертый ярус посвящен житию Апостолов, а пятый и шестой – сюжетам Евангелия.

Резной, покрытый золотом иконостас главного храма выполнен в конце 17 века в стиле московского барокко. Он поражает своим изяществом и богатейшей коллекцией древних икон, часть из которых принадлежит кисти Ф.Зубова, одного из известнейших иконописцев того периода.

Иконостас

Отдельно нужно обратить внимание на тонкую работу резчиков по дереву, оформлявших сам иконостас, царские врата и надпрестольную сень. На шести иконостасных ярусах находятся самые старинные иконы. По центру расположены иконы, принадлежавшие купеческой семье Скрипиных. Все они были когда-то в богатых окладах с жемчугом и драгоценными камнями.

Филигранная резьба в оформлении Иконостаса

Иконостасы приделов несколько отличаются от главного, но они так же содержат старинные и ценнейшие иконы. Общую картину потрясающего древнерусского искусства довершают предметы ценнейшей церковной утвари.

История церкви Илии Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка уникальнейший и очень старый православный храм Ярославля.

Согласно «Сказанию о построении града Ярославля», самую первую в городе церковь во имя Илии Пророка заложил Ярослав Мудрый. Легендарный поединок князя с медведицей - покровительницей живших на этих землях племен - произошел как раз в Ильин день. Одолев зверя:

«христолюбивый князь повелел рубить деревья и расчищать место, на котором решил град поставить. И вскоре мастера начали строить церковь святого пророка Ильи и град созидать. Город сей благоверный князь Ярослав назвал в свое имя Ярославлем».

Средства на строительство храма Илии Пророка выделили состоятельные купцы - братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, «для себя», на своем собственном подворье.

Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чем гласит надпись справа от входа в храм:

«Благоволением Бога Отца Вседержителя и споспешением Единородного Сына Его Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и содействием Святого и Животворящего Духа начаты созидатися сии церкви во имя Пресвятыя Богородицы, честного Ея Покрова и Святого Пророка Ильи с прочими тремя приделы в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».

Ильинская церковь Ярославля получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть ее белоснежной, но изначально ее не белили - она оставалось красной, расписанной яркими «травами», ее кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зеленой красками, а купола покрыли зеленой черепицей.

Великолепная Ильинская церковь пришла в упадок из-за малочисленности прихода: к началу двадцатого столетия он насчитывал всего 16 дворов. А все завещанные братьями Скрипиными на содержание Ильинского храма торговые места к тому времени давно отошли к городу.

Антирелигиозный музей в церкви Илии Пророка в Ярослвле

После революции храм Илии Пророка передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1922 году церковь поставили на учет в губернском Историческом музее, присвоив ей высшую категорию ценности, и открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. Церковь стала частью отдела древнерусского искусства. Это спасло храм от уничтожения, а ведь снести его порывались.

Не прошло и десяти лет, как храму нашли очень странное, на первый взгляд, применение. Союз воинствующих безбожников, активно действовавший в СССР в довоенные годы, решил использовать помещение церкви Илии Пророка под… антирелигиозный музей. На поверку же это оказалось не такой уж плохой идеей, ибо во вновь организованный музей стали свозить предметы церковного обихода из других храмов, в нем собрали большую коллекцию колоколов.

В храме Илии Пророка установили уникальный экспонат - маятник Фуко. Увидев это приспособление в Исаакиевском соборе, директор Ярославского антирелигиозного музея захотел повторить этот опыт в Ярославле.

История

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом - в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647-1650 годах на месте двух деревянных храмов - старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных - вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898-1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938-1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955-1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка - четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест - выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас - единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии - частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Имеющая мировое значение роспись церкви построена на архитектоническом и ритмическом согласовании с формами её интерьера. Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 тремя артелями мастеров. На протяжении 300 лет комплекс росписей сравнительно мало обновлялся. В 1830 году живопись Покровского придела была переписана В. В. и М. В. Сарафанниковыми. В 1950-е годы главный храм и частично Покровский придел были промыты и укреплены, в 1960-е паперти укреплялись, в 1970-е Покровский придел был раскрыт из-под записи бригадой.

Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. Четыреста семнадцать композиций основного храма созданы непосредственно под руководством знаменщика Гурия Никитина.

Находится в ведении Ярославского музея-заповедника и доступен для посещения как памятник архитектуры с мая по октябрь. Службы проводятся Кирилло-Афанасиевским мужским монастырем г. Ярославля.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль), история ее создателей

Раньше люди верили в Бога искренне, всей душой. Те, кому позволяли средства, почитали за высшее благо часть своих сбережений отдать на строительство храмов Господних. Так, в 17-м веке братья Скрипины Вонифатий и Аникей (Иоаникей), перебравшиеся в Ярославль из Новгорода после того, как его захватил Иван Грозный, возвели церковь Ильи Пророка, как они говорили, для спасения своих душ и душ родителей.

Скрипины были весьма состоятельными купцами. Они занимались перепродажей пушнины и драгоценных каменьев, скупая товар у сибирских старателей и охотников за копейки. Этот бизнес приносил огромные прибыли. Кроме того, они торговали церковной утварью. Скрипины, как и все очень богатые люди, пользовались большим уважением. Иоаникей несколько лет был земским старостой, даже имел престижный и важный чин гостя государева. Жили братья в одном дворе, все дела вели сообща. По странному стечению обстоятельств умерли они тоже примерно в одно время – Иоаникей в 1660 году, а Вонифатий в 1661-м. Наследников после себя братья Скрипины не оставили, но благодаря созданной их стараниями великолепной церкви память о них пережила века.

История строительства

Целых три года строилась церковь Ильи Пророка в Ярославле. 17 век характерен тем, что для возведения храмов уже брали не дерево, а более прочный и долговечный кирпич. Этот материал использовали и Скрипины, благодаря чему церковь Ильи Пророка уцелела после великого пожара 1658 года, опустошившего пол-Ярославля. Кирпич клали красный и сначала его не белили, но сейчас обязательно покрывают белой краской.

Сперва церковь состояла из пятиглавого храма Ильи Пророка, окруженного двухъярусной галереей, и двух приделов – теплого Покровского, где шли службы, и покровителей семейного очага Самона, Авива и Гурия. В подклете этого придела была семейная усыпальница Скрипиных, здесь похоронены братья Иоаникей и Вонифатий, его жена Иулита, пережившая мужа на 21 год, третий брат Иван Скрипин и его сын Илларион.

Всей душой желая облагодетельствовать свой любимый Ярославль, церковь Ильи Пророка Скрипины возводили, не жалея ни средств, ни сил. Братья сами руководили строительными работами, поставляли всю необходимую утварь, включая парчовые ткани, иконы, колокола, которые они вылили на собственные деньги. Иулита нашла для церкви художников. Она пригласила известных в те времена живописцев Силу Савина, Дмитрия Семенова, Гурия Никитина, Федора Игнатьева.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль): описание

Эта церковь возведена по византийскому образцу храмового строительства. В плане она имеет вид креста, внутри установлены 4 столба-опоры, соединенные подпружными арками. Столбы делят храм на несколько нефов, пересечение которых определяет, где располагать купола. Они всегда открыты внутрь залов и находятся на специальных круглых основаниях, именуемых световыми (то есть с окошками) барабанами, украшенными кокошниками. В храме Ильи Пророка, возведенном в крестово-купольном стиле, купола были заменены на луковки, символизирующие пламя свечи. Всего их пять – один высокий в центре и четыре чуть пониже по бокам. Это символизирует Иисуса Христа с четырьмя евангелистами. Цвет луковиц зеленый. Это тоже имеет значение и говорит о том, что храм посвящается Святой Троице. Луковки, как и все покрытие церкви, выполнены из железа.

Галереи окружают храм с трех сторон. С каждой имеется по очень красивому крыльцу на арках. Крыльцо с западной стороны является центральным входом в храм.

Здание церкви Ильи Пророка стоит на так называемом подклете, представляющим собой подвал, где хранят церковную утварь.

Внутренний интерьер

Безмерно восхищают своим великолепием фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. В центральном зале они выполнены в 6 ярусов. Самый нижний – орнаментальный, но и он сказочно красив. Во втором ярусе можно видеть сцены из жизни ученика пророка Ильи, святого Елисея. Особенно выделяются фрески, где изображена жатва, рождение младенца, который практически сразу умер, а святой Елисей его воскресил. Третий ярус посвящен житию и славным делам (врачеванию, помощи, общению с народом) самого пророка Ильи. В четвертом ярусе можно созерцать сцены из жития апостолов, также занимающихся богоугодными делами. Два последних яруса художники посвятили сценам из Евангелия.

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле создавались на протяжении нескольких десятилетий. Так, росписи галерей были завершены к 1716 году. Здесь также много бытовых сцен с участием святых, помогающих простым людям. Все художественные работы сохранены в первозданном виде. На протяжении столетий они лишь слегка реставрировались. Особенно часто это приходилось делать в теплом Покровском приделе из-за разницы температур внутри и снаружи здания.

Кроме фресок, интерьер внутри церкви необычайно украшает и дополняет резьба по дереву, окаймляющая царские врата, использующаяся для создания иконостасов и надпрестольной сени. Рассказывая о церкви Ильи Пророка, нельзя не упомянуть и мастера-живописца Федора Зубова, который писал здесь многие образы святых после пожара 1658 года.

Иконостасы

Пять великолепно выполненных иконостасов имеет церковь Ильи Пророка (Ярославль). Фото демонстрирует, как выглядит центральный. Он включает более 100 икон, созданных в разное время и расположенных в несколько ярусов. Сначала этот иконостас имел вид 4 брусьев, покрытых серебристой краской и украшенных цветочным орнаментом. На брусьях располагались иконы. Примерно в 1696 году мастер Илья Якимов по предписанию духовенства сделал новый иконостас, которым мы любуемся до сих пор. Его стиль – московское борокко. Здесь имеется шесть ярусов с выступающими резными карнизами. Колонки между иконами также резные. Они выполнены из дерева, но так искусно, что кажется, будто настоящие виноградные лозы вьются и тянутся вверх. В центральный иконостас помещены иконы, которые передали церкви братья Скрипины. Они имели богатые оклады, инкрустированные жемчугами и драгоценными каменьями.

Иконостас, расположенный в приделе Варлаама Хутынского, намного проще, без красивой резьбы на царских вратах и колоннах, ограждающих иконы.

Иконостас в Покровском приделе сначала сооружался по такому же принципу, как и центральный, то есть был на брусьях (тябловый). В дальнейшем его переделали на барочный. То же касается и иконостаса в приделе Самона, Авивы и Гурия.

Второе рождение

В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям. Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка. Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.

После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский. Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года. Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.



Знаки зодиака