Электронный журнал "православный поклонник на святой земле". «Я вжился в дух общины – …как на фронте справляли Пасху

ПОДРОБНОСТИ

ПАСХА И ВОЙНА

Ныне исполняется 100 лет с начала Второй Отечественной войны, так до революции в России называли Первую мировую. В связи с этим в Ленинградской области прошла необычная выставка, посвящённая празднованию Пасхи в те, опалённые войной, годы. В конце апреля и начале мая её экспонаты можно было увидеть в выставочных залах храма Царственных Страстотерпцев (п. Раздолье) и храма Коневской Божьей Матери (п. Сапёрный) Приозёрского благочиния. С 18 мая выставку повторят в п. Раздолье в рамках фестиваля «Россия – священная наша держава», посвящённого дню рождения Императора Николая II. Что интересно, уникальные экспонаты для неё собраны одним человеком – культурологом и коллекционером, руководителем выставочного центра «Раздолье» Вадимом КУСТОВЫМ. Наш корреспондент задал ему несколько вопросов.

Безымянное фото, найденное в домашних архивах

– Почему вас заинтересовала история Первой мировой войны?

– Всегда интересно то, что неизвестно. О той войне мы мало знаем. Есть и личные мотивы. В семейном архиве нашёл я фотографию унтер-офицера. Этакий маленький, размером с пятирублёвую монету, вырезанный овал. На нём явно мой родственник, но подписи нет, и теперь уж не узнать, как его звали. И знаете, стало грустно: что вот были живые люди, великие исторические события – и словно канули в Лету... Нам нужно соединить связь времён, чтобы жизнь нашей страны стала для нас реальной.

– Вы коренной петербуржец?


Вадим Кустов ведёт экскурсию на выставке

– В седьмом поколении. Предки по материнской линии были ярославскими «питерщиками» – ездили из Ярославля в столицу на отхожий промысел. Кстати, ярославцы тогда имели самое большое землячество в Петербурге. Мой прапрапрадед Фёдор пришёл в Питер 9-летним мальчиком, да так и остался в Петербурге. А по отцу у меня были псковские отходники. Сам же я родился под Ленинградом, в Сестрорецке. С этого городка и началось моё увлечение краеведением.

В 90-е годы, спустя несколько лет после крещения, в епархиальном журнале прочитал я статью о Свято-Троицком Линтуловском монастыре. Оказалось, что он совсем рядом с Сестрорецком – а я и не знал! Стал собирать материал, одно уцепилось за другое... А потом понял, что это не «внешняя» история, а и моя тоже – через моих предков. В семейном архиве сохранилось много рождественских и пасхальных открыток, стал их разбирать, и так появилось ещё одно направление поисков, связанное с историей поздравительных открыток.

– Они есть на вашей выставке?


На открытке – Императрица с Цесаревичем

– Да, конечно. Одну из пасхальных открыток мы поместили на афише. На ней изображены Цесаревич Алексей в образе мальчика в матроске и Государыня Императрица в образе сестры милосердия, поздравляющие раненого в госпитале. Эта открытка известна коллекционерам и растиражирована в Интернете, но всё же считается редкостью. А моя открытка уникальна своей оборотной стороной. Там есть текст письма, в котором сестра милосердия одного царскосельского госпиталя передаривает эту открытку, сообщая, что получила её от Государыни Императрицы. На ней адрес и почтовый штемпель Царского Села. То есть сюжет открытки отражает не просто «образ», а реально происходившие события. Есть и другие открытки, уже чисто художественные. Например, с «пасхальным зайцем» автора Вибке – такой сюжет выбрал её издатель, Российский комитет помощи семьям убитых офицеров. Эта открытка, кстати, из тех обнаруженных в семейном архиве, с которых и начался мой интерес к дореволюционному быту.

– На выставке не только открытки?

– Собраны самые разные предметы того времени, связанные с Пасхой. От подарочного яйца до периодики с пасхальными поздравлениями: «Нива», «Огонёк», «Солнце России», «Петроградская газета», а также и менее известные, редкие – «Сборник русского чтения» и «Алтын». Я сам о них узнал впервые, разыскивая материал к выставке.

Мне интересна культура повседневности, которая передаёт дух времени. Очень хорошо она видна на фотографиях. Смотришь на фото унтер-офицера около землянки, на обороте подписано: «Фотографировался 10 апреля 1916 г. в первый день Пасхи», – и сразу представляется...

– …как на фронте справляли Пасху?

– Были праздничные богослужения и простые солдатские радости. Воины в окопах получали подарки, писали домой письма с пасхальными поздравлениями. Пели и танцевали под гармошку на позициях – это видно на фотографиях. А на обложках газет и журналов появлялись пасхальные сюжеты: вот раненые, перемещённые в тыл, вместе с сёстрами милосердия и мирным населением идут к пасхальной заутрене, а вот жена посещает своего мужа на позиции. На других картинках Царь христосуется с солдатами. Много сюжетов про то, как народ собирает подарки, а потом вместе с куличами их раздают бойцам в окопах. Так всё реально и было – есть документальные фото, как священники освящают куличи непосредственно на позициях. Для сбора подарков проводились благотворительные акции «Красное яичко в окопы». Это отражено в фотографиях, помещённых в «Петербургской газете» за 1916 год. В них принимали участие разные социальные слои. В пасхальном выпуске «Огонька» за 1915 год есть рисунок «На позиции – Пасхальное яичко рабочих», то есть пролетариат тоже принимал в этом участие.

Для народа это был великий праздник, но, возможно, кто-то относился к нему просто как к традиции. И к войне тоже относились по-разному. Судя по рекламе в журналах и газетах, предлагавшей немало развлечений, может показаться, что войны никакой и вовсе нет, что это где-то далеко происходящие события, которые мало заботят общество. В сюжете журнала «Алтын» показан сбор пожертвований в Москве «На подарок солдату к Светлому празднику» – и мы видим развлекающуюся респектабельную самодовольную публику, устроившую в кабаре аукцион по продаже туфельки балерины Гельцер. Рядом с фронтовой хроникой часто соседствовала малоуместная политическая карикатура, в которой к тому же использовались пасхальная тематика, традиции и символы праздника. Всё это было рассчитано на буржуазную мещанскую среду, которая вскоре поддержала февральскую революцию.

Надо сказать, во время войны Пасху отметили всего три раза, а полноценно – вообще два. Последняя Пасха, 1917 года, была уже окрашена в революционные тона.

– Готовя эту выставку, вы сделали какие-то открытия для себя?


– Узнал много нового. А ещё был замечательный подарок судьбы, связанный с книгой «Казанский собор и война», попавшей в моё распоряжение. Она очень редкая, в фондах Российской национальной библиотеки имеется только один экземпляр. Книга рассказывает о благотворительной деятельности собора в период войны, когда его настоятелем был новомученик протоиерей Философ Орнатский. По его инициативе спустя три недели после начала войны был создан первый епархиальный лазарет для раненых, он же был инициатором сбора подарков на Рождество и Пасху, которые были отвезены донским казакам. На них пал выбор, так как именно они пожертвовали серебро для изготовления иконостаса в Казанском соборе во время Отечественной войны 1812 года. В книге приведены благодарственные письма казаков и несколько фотографий лазарета. На задней стороне обложки есть и объявление о следующем сборе: «На Красное яичко русским воинам-героям».

Занимаясь выставками, я познакомился с потомком священномученика Философа – Сергеем Михайловичем Доброумовым, у которого в семейном архиве хранятся уникальные снимки того времени. И вот у нас родилась идея переиздать книгу, включив туда фото из его и моего архивов. Также уместно будет включить стихотворение «У Казанской Божьей Матери», первую публикацию которого я обнаружил в одном из номеров «Нивы». Его во второй год войны написал известный русский поэт Сергей Городецкий, служивший военным корреспондентом на Кавказском фронте, а затем работавший санитаром в лагере для больных сыпным тифом. Тоже документ эпохи. Прежде Городецкий был символистом, воспевал языческую славянскую мифологию, но перед войной порвал с этим и обратился к крестьянской теме, патронировал Есенина, Клычкова, Клюева. Стихотворение его так заканчивается:

Мы воюем за спасение
Братьев – страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.
С кем враждует Русь лучистая –
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жёны, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.

Мы недооцениваем Вторую Отечественную войну, которая на фоне Великой Отечественной не была столь тотальной. Но война есть война – смерти, увечья, страдания. Что принципально различается, так это то общество, которое было в неё вовлечено. В начале ХХ века наша страна была другой. Увидеть её, надеюсь, и помогут наши выставки. С отцом Борисом Ершовым, настоятелем храма в посёлке Раздолье, надеемся устроить ещё несколько выставок, а в перспективе и духовно-просветительский центр.

Задавал вопросы М. ВЫГИН

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Пётр и Феврония – покровители семьи»

К дню памяти святых Петра и Февронии муромских небесных покровителей семьи и к государственному празднику Любви, семьи и верности, в рамках районного праздника, который пройдет 8 июля, в Курортном районе в Доме культуры и творчества г. Сестрорецка подготовлена выставка «Пётр и Феврония - покровители семьи».

На выставке представлены несколько интересных экспонатов.


Памятник древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии» был написан в XVI веке монахом Ермолаем-Еразмом для составлявшегося тогда митрополитом Макарием первого русского собрания житий святых к готовившейся канонизации свв. Петра и Февронии. Но литературная форма, о чем говорит сам жанр – повесть, не подходила под традиционный жанр жития и не была включена в Великие Четьи Минеи. Монах Ермолай взял за основу фольклорные легенды, которые на протяжении нескольких веков сохраняли в народе и передавали из уст в уста предание о жизни княжеской четы Петра и Февронии. Повесть много раз интерпретировалась и иллюстрировалась. Сохранилось 350 списков повести XVI-XVIII веков. Начиная с XVII и до начала ХХ века, повесть иллюстрировалась, и поэтому является не только памятником мировой литературы, но и шедевром книжной иллюстрации - формой малой художественной миниатюры.

На выставке будут также представлены книжные издания 1990-2000 годов: жития, акафисты, православные календари и фольклорные сборники. По ним можно будет познакомиться с разными вариантами изложения повести, в том числе и пересказами для детей.

Второй раздел выставки представляет святых Петра и Февронию как покровителей семьи и супружества. Миниатюрное художественное издание «О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. Учение св. Иоанна Златоуста». Это переиздание книги, составленной в 1905 г.

Среди раритетных изданий будут представлены две книги: «Проповеди. Приложение к руководству для сельских пастырей» 1889 года издания. Поучение протоиерея П. Троицкого в день памяти св. Петра и Февронии (образ супружеской жизни) и книга доктора медицины Марии Вуд-Аллен «Что надо-бы знать девушке», переведенная с английского и изданная в 1908 году. Книга затрагивает важные духовно-нравственные вопросы любви, ответственности в браке, наследственного влияния дурных привычек, последствий безнравственности, критериев выбора мужа, помолвки и свадьбы. Так автор разъясняет не только с медицинской, но и с нравственной точки зрения важность семейной жизни и брака для будущей матери, постепенно подводя девушку к этому ответственному шагу в её жизни.


Пётр и Феврония. Открытки


Пётр и Феврония. Брак совершается на небесах. Палех

Последний раздел выставки познакомит с иллюстрациями этого литературного памятника. Среди них – набор открыток древнерусской художественной миниатюры, иллюстрирующих текст рукописной книги XVII века «Сказания о Петре и Февронии» неизвестного автора из собрания Отдела рукописей Государственного исторического музея, изданный в 1970 году. Серия календариков, выпущенных в 1993 году, знакомит с палехской миниатюрой: Сватовство молодых, Благословение, Жених и невеста, Венчание, Брак заключается на небесах.

Выставку можно посмотреть с 6 июля по 6 августа 2016 г. в Доме культуры и творчества (Сестрорецкий филиал), г. Сестрорецк Приморское шоссе д. 282.

Будучи представителями разных православных братств и общин, все они встретились в Средней Азии, образовав своеобразную духовную семью. Среди главных лиц, представленных на выставке, - , митрополит Гурий (Егоров), архиепископ Гавриил (Огородников), инокиня Евгения (Миллер).

Выставка подготовлена Свято-Петровским малым православным братством (Преображенское содружество малых православных братств) при поддержке прихожан храма Жен-Мироносиц г. Пскова. Открыли выставку члены Свято-Петровского братства и Денис Шерепа. Говоря о названии выставки, Юлия Валентиновна напомнила о том, что Град Божий - одно из древнейших имен Церкви. «В той стране, где люди кричали: «Слава партии! Слава Сталину!» и требовали казни для врагов народа, новомученики и исповедники смогли сохранить принципиально иное духовное пространство, само сокровище Церкви». Поэтому мы имеем право называть их именно гражданами Божьего Града, то есть теми, кто деятельно отвечал за Церковь в самые трудные годы ее существования.

Первую экскурсию провел , специально приглашенный на открытие. Он был лично знаком с людьми, о которых рассказывает экспозиция. Среди первых экскурсантов были протоиерей Александр Сорокин, глава информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель собора Феодоровской иконы Божьей Матери, Анатолий Разумов, главный редактор «Ленинградского мартиролога», краевед Вадим Кустов, предоставивший значительную часть экспонатов, руководитель выставочных программ Культурно-просветительского фонда «Преображение», Жанна Телевицкая, старший научный сотрудник Музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме, Максим Якубсон, режиссер фильма «Один день отца Павла», жители Петербурга, Москвы, Пскова.

«Отец Севастиан каждую ночь служил вечерню, утреню и литургию. Потом мы пили чай, и он переходил в следующую квартиру - служить обедницу. В деревне был молитвенный дом, но власти в нем служить не разрешали, поэтому отец Севастиан и служил на квартирах. Сначала в этом для меня была романтика, а потом я вжился в дух общины, для меня это стало очень существенно, значимо» - рассказывал отец Павел. Он отметил, что практически все его духовные наставники были замечательными проповедниками, при этом старались не только проповедовать за богослужением, но и встречались с прихожанами для различных бесед, хотя большинство духовенства в то время на это не решалось.

Главный редактор «Ленинградского мартиролога» Анатолий Разумов отметил точность в подборе имен и предметов экспозиции, а также «неразводненность», плотность выставочных материалов. Анатолий Яковлевич рассказал, что последний год работает над уголовными делами «недострелянных» в годы советских репрессий, поэтому тема выставки ему особенно близка.

«Живым свидетельством о церкви» назвала экспозицию руководитель выставочных программ Культурно-просветительского фонда «Преображение» , отметив, что сегодня в церкви часто недостает знания подвига новомучеников и исповедников российских, а значит, и подлинного уважения к ним. Их опыт очень важен для тех, кто сегодня живет в церкви - чтобы понять, какие традиции церкви продолжать, чему учиться.

Диалог 2 февраля

ФОТО abikeriderlondon/shutterstock.com

Альпинисты поневоле

Евгения СТРЕЛЬЦОВА,
ветеран труда, инвалид

Уважаемая редакция! Ваши читатели, имеющие дачи в садоводствах, которые находятся в поселке Белоостров, воспряли духом, прочитав в газете за 18 января письмо «62 ступени». Наконец-то проблема, которая волнует дачников, и не только пожилого возраста, получила огласку.

Действительно, как подумаешь, насколько сложный переход надо преодолеть, чтобы попасть на платформу станции Белоостров или чтобы покинуть ее, всякое желание загородной поездки пропадает. Особенно трудно приходится дачникам, имеющим домики в садоводстве «Поляны». От него к платформе мы подъезжаем на автобусе маршрута # 494. Чтобы купить билет на электричку, мы, почти всегда обремененные багажом, поднимаемся по этим пресловутым 62 ступеням и потом спускаемся вниз. Берем билет и снова, с трудом переводя дыхание, шаг за шагом минуем ступени. Ну а дальше вниз, на платформу, где, кстати, возведенные для безопасности ограждения уже успели поломать.

Понятно, что длинные высотные лестницы, которые здесь возвели, не думая о людях, никто не станет переделывать. Но нельзя ли хотя бы облегчить жизнь тем, кому приходится преодолевать их несколько раз. Мы просим поставить на время дачного сезона недалеко от автобусной остановки будочку по продаже билетов на электричку.

И еще – на этой станции нет туалета. Это тоже неправильно.

Теркин без прописки

Вячеслав КОКИН,
Вадим КУСТОВ

Большое спасибо за публикацию на полосе «Диалог» 1 декабря минувшего года заметки «Василий Теркин в роли музейного педагога». Хотелось бы увидеть в газете продолжение темы о Васе Теркине, которому не нашлось места в Петербурге в виде памятника, но зато у него есть свой музей.

С 2010 года в городе существует передвижной историко-литературный музей «Вася Теркин». Все его фонды и экспонаты собраны нами – коллекционером Вячеславом Кокиным и культурологом коллекционером Вадимом Кустовым. У музея большая экспозиция, но нет своего помещения. Временно часть экспозиции второй год размещается в музее «А музы не молчали...» при школе # 235 им. Д. Д. Шостаковича. Кстати, она была представлена на общегородском «Форуме малых музеев».

Экспозиция нашего музея рассказывает о создании образа Васи Теркина в период Советско-финляндской войны и его дальнейшем развитии в поэме «Василий Теркин», когда он, можно сказать, родился второй раз уже на Ленинградском фронте.

Наши выставки не только об этом литературном герое и его создателях. В более широком контексте мы рассказываем о военных корреспондентах – поэтах и писателях. Отталкиваясь от образа Василия Теркина, представляем фотографии, документы, письма времен Советско-финляндской и Великой Отечественной войн, а также предметы фронтового быта, которые связаны с работой военных корреспондентов.

В наших фондах собраны первые и последующие издания книг, посвященных Теркину. Есть редкие экземпляры, которых нет в фондах других музеев и РНБ. На основе всей коллекции за пять лет проведено несколько десятков выставок, которые всегда освещались в СМИ и отмечались грамотами. Проект поддерживается редакцией газеты «На страже Родины», где и родился литературный герой. Редакция выступила с инициативой – увековечить память Васи Теркина и его создателей мемориальной доской на здании редакции. Это тоже дань памяти ленинградским поэтам, писателям и художникам. И, конечно, простому русскому солдату – Победителю.

Ее доброты хватает всем

Валентина ШУМОВА,
блокадница, г. Выборг

Пациенты отделения эндокринологии госпиталя для ветеранов войн довольны, когда наступает смена Натальи Александровны Шульгиной, настолько добра и заботлива эта женщина.

Для нее нет неудобных больных и неприятных дел – ко всем подходит с улыбкой, поможет каждому. А убирая в палате, обязательно расскажет что-нибудь интересное, поскольку заядлая путешественница. И даже в дальних прогулках по городу, если увидит новое – обязательно поделится с пациентами госпиталя. А еще поведает о выставках, театральных постановках, приобщая таким образом стариков, многие из которых одиноки, к жизни города.

Наталья Александровна стала санитаркой в госпитале после того, как ей пришлось расстаться со своей профессией. После окончания ПТУ она работала крановщицей мостового крана в литейном цехе завода «Большевик». Это было не женское дело – разливать за смену по 50 тонн огненного металла, но ей работа нравилась. Радовало, что она, приехав девчушкой из Владимирской области в Ленинград, нашла здесь свое место и личное счастье, выйдя замуж за товарища по труду – сталевара.

Удивительно, что в наше время встречаются такие оптимисты, как Наталья Александровна. Она и на работу-то ходит как на праздник. Он всегда с ней и с теми, кому Наташа помогает справиться с болью, обидой, одиночеством.

Реклама двойного назначения

Эмма БЕЛЕНКОВА

«Спасибо, что не курите», «Спасибо, что соблюдаете чистоту» – такая реклама появилась в некоторых жилых домах Купчина не только при входе в парадные, но и на каждом этаже.

Пустячок, а подобное обращение, согласитесь, приятно. Когда тебе не в приказном тоне напоминают о том, чего делать нельзя, а авансом благодарят за достойное поведение в пределах своего жилища.

Авансом, потому что курящие вмиг никуда не делись, как и те, кто по привычке может выбросить окурок на лестничной площадке. Но, если тебя изо дня в день настойчиво благодарят, может, совестно станет, захочется, так сказать, соответствовать.

В тех же домах на первых этажах рядом с лифтами можно увидеть информационные стенды. Уважаемых соседей призывают соблюдать тишину в ночное время с 22.00 до 7.00 в будние, а также в выходные дни. Тут же ссылка на относящиеся к соблюдению тишины статьи закона Санкт-Петербурга об административных правонарушениях, о чем многие слышали, но не особенно вникали в содержание. В какие часы можно производить шумные ремонтные и строительные работы и какое последует наказание за нарушение правил. Размещены на стенде список телефонов экстренных служб и памятка действий граждан при разных уровнях террористической опасности.

Рекламки-обращения о курении и соблюдении чистоты, информационный стенд, а еще и таблички с номерами этажей выполнены в едином дизайнерском стиле. Не сразу бросается в глаза авторство полезного новшества, указанное в оформительских материалах. А в этом-то как раз вся суть. Таким образом себя рекламирует компания, предлагающая услуги по подключению домашнего Интернета и цифрового ТВ. Рекламирует ненавязчиво, только указывая телефон и адрес сайта, куда можно зайти и посмотреть что почем. Потребитель же получает рекламу двойного назначения: коммерческую, но с явным социальным аспектом.

Среди интернет-компаний данного профиля большая конкуренция. В каждом многоэтажном доме можно найти рекламу нескольких фирм, которые ищут себе клиентов. Они засовывают свои визитки в почтовые ящики, клеят листовки на фасадах домов и дверях парадных, звонят по телефону или прибегают к услугам уличных промоутеров, которые раздают рекламные листочки с контактами фирм в оживленных местах.

Чтобы переплюнуть конкурента, изобретаются все новые способы, их главное назначение – завоевать доверие потенциального потребителя. Последний должен убедиться, что перед ним люди ответственные, если не жалеют усилий и дополнительных трат, чтобы ему угодить.

В моем доме, например, года полтора назад в лифте появились небольшие зеркала, также с рекламой интернет-компании на боковой стороне зеркальца. Понравилось, потому как симпатично и нелишне глянуть на себя перед выходом на улицу. Когда новшество появилось, соседи гадали, насколько хватит предоставленного комфорта.

Удивительно, но зеркала до сих пор целехоньки.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.



О нем