Икона "Рождество Христово": описание, значение. Протоиерей георгий шмид. описание иконы рождества христова Православные иконы рождества христова


Протоиерей Георгий Шмид.
ОПИСАНИЕ ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

«Иди со звездою, прославь с пастырями,
ликуй с ангелами, воспой с архангелами,
да состоится общее торжество небесных и земных сил»

Св. Григорий Богослов.

Икона являет собой связующее звено между вочеловечением
и новым возвращением на землю,
между первым и вторым пришествиями Господа.
Икона не только живо хранит память о совершившемся вочеловечении, -
она постоянно напоминает нам и о предстоящем втором пришествии Господа.
Вот почему в Восточной Церкви икона Христа считается
неотъемлемым элементом христианского вероисповедания
и в ней усматривается «сокращённый» символ веры.

Иконе Рождества Христова присущи две характерные особенности: (а) она не служит иллюстрацией того или иного отдельного текста, относящегося к этому Празднику; основой для её изобразительного содержания служат как Св. Писание так и Св. Предание, в силу чего она наглядно показывает и раскрывает догматическое содержание и смысл Рождества во всей его полноте; (б) по своим краскам и по богатству деталей это одна из самых радостных праздничных икон.

Прототипом для классического перевода иконы Рождества Христова послужили изображения этого события на ампулах, небольших сосудиках, в которых паломники приносили домой из Святой Земли масло от лампад, горевших на святых местах. Время их происхождения – IV-VI вв. На них изображались те Евангельские события, на местах которых они изготавливались. Напомним, что на месте Рождества Христова имп. Константин построил храм, криптой которого являлась сама Вифлеемская пещера. В ней и была, как полагают, изображена с предельной исторической точностью та сцена Рождества Христова, которую повторяют ампулы, и которая легла в основу нашей иконографии этого Праздника. Классический перевод иконы Рождества выглядит следующим образом: в центре, на фоне горок, пещера с новорожденным Спасителем в яслях. Над яслями склонились вол и осёл; рядом на одре возлежит Божия Матерь; наверху – ангелы и звезда; с одной стороны от пещеры волхвы идут или едут на поклонение, с другой – пастухи. Внизу по углам обычно изображаются две сцены: это омовение Младенца и сидящий в глубоком раздумье Иосиф, перед которым стоит сгорбленный старик с палкой.

Нетрудно заметить, что в своей описательной части икона соответствует кондаку Рождества: «Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит, ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

Теперь обратимся от изобразительной части иконы к её содержанию. Здесь можно чётко выделить два аспекта: 1) икона раскрывает сущность события – т.е. факт непреложного вочеловечения Бога: она ставит нас перед видимым свидетельством основного догмата христианской веры и целым рядом своих деталей подчёркивает в равной степени как Божество так и Человечество воплотившегося Слова; 2) образ показывает нам воздействие этого события на естественную жизнь мира, словно даёт перспективу всех его последствий. По словам св. Григория Богослова, Рождество Христово «не праздник создания, но праздник воссоздания», т.е. обновления, освящающего весь мир. В Боговоплощении вся тварь получает новый смысл своего бытия, лежащий в конечной цели её существования, в её грядущем преображении. Вот почему вся тварь принимает участие в совершившемся событии и вокруг новорожденного Богомладенца мы видим представителей всего созданного мира, каждого – в подобающем ему служении, или, более точно – благодарении. Прислушаемся, как осмысливает эту тему песнопение Праздника: «Что Ти принесем, Христе, яко родился еси на земли яко человек нас ради; каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву…». К сказанному икона добавляет ещё приношение от мира животного и мира растительного.

Смысловым и композиционным центром иконы, с которым так или иначе соотносятся все детали, является Младенец: повитый пеленами, Он лежит в яслях на фоне тёмной пещеры, в которой родился(1). Так образ являет нам две основные идеи праздника Рождества, которые пронизывают всё посвященное ему богослужение – это радость всего мира, вызванная явлением в этот мир Всемогущего Бога, и «истощание» Бога ради спасения людей, Его «уничижение». Над Младенцем, словно высокая сень, нависла чёрная бездна Вифлеемской пещеры. Её мрачный цвет и светящиеся белизной одежды Христа напоминают о мире, поражённом грехом по вине человека, в котором воссияло Солнце Правды. Отсюда – двоякая символика пещеры: это и символ сокровищницы, в которой лежит «небесная жемчужина» - Христос, и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти на Кресте. Поэтому белые одежды Младенца и Его ясли напоминают нам одновременно о погребальных пеленах и каменном гробе.

Если упоминание о пещере заимствуется из предания, то о яслях и пеленах говорит Евангелист Лука: «и спеленала Его и положила в ясли» (Лк 2:7). Далее он же указывает на ясли и пелены как на отличительный признак, данный ангелом, по которому пастухи должны были узнать в Младенце своего Спасителя: «И вот вам знамение: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2:12)(2). Согласно тексту богослужебной стихиры Праздника ясли являются приношением Богомладенцу от пустыни. Его значение раскрывает св. Григорий Богослов: «Преклонись перед яслями, через которые ты, сделавшийся бессловесным, воспитан Словом» (т.е. возрастаешь, питаясь евхаристическим хлебом). Пустыня (в данном случае пустое, ненаселённое место), предоставившая убежище Спасителю, Которого мир не принял от рождения, был исполнением Ветхозаветного прообраза – пустыни, в которой был явлен прообраз Евхаристии – манна. Одождивый еврейскому народу манну – небесный хлеб – Сам стал евхаристическим хлебом – Агнцем, возносимым на жертвеннике, прообразом которого и являются ясли, приносимые в дар Младенцу Новозаветной пустыней.

Воплощение Бога началось и кончилось уничижением. «Не скиптры и престолы, но последняя нищета; что бо хуждше вертепа, что же смиреннейшее пелен». Пещера, ясли, пелены, о которых говорят свящ. тексты и которые наглядно показывает нам икона – указания на кенозис Божества, Его истощание, на крайнее смирение Того, Кто невидимый естеством, становится видимым плотью человека ради, рождается в пещере, повивается пеленами, предвозвещая Свою смерть и погребение, гроб и погребальные пелены.

В пещере, у самых яслей, мы видим вола и осла. В Евангелиях о них не упоминается. Тем не менее, на всех изображениях Рождества Христова они находятся в непосредственной близости к Богомладенцу. Их расположение в самом центре иконы указывает на важность, которую придаёт Церковь этой детали. Исчерпывается ли их присутствие на иконе чисто практической необходимостью (на осле ехала Божия Матерь, а вола Иосиф привёл на продажу для покрытия расходов)?(3) Максимально близкое расположение бессловесных к Богомладенцу скорее указывает на исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осёл ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (1:3). В жилищах человеческих не нашлось места для воплотившегося Бога, как и потом – «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20); единственное место, которое отвёл народ иудейский новорожденному Христу, стали не их сердца, а Голгофский Крест… На жертвенное служение Новорожденного Спасителя указывает и то, что вол и осёл являлись «чистыми» животными, которых приносили в Иерусалимском Храме в жертву: они, две Ветхозаветные жертвы, склонили свои головы над Одной Новозаветной … Пещера и ясли, в которых возлежало Слово, - жилище животных; их присутствием икона напоминает нам пророчество Исайи и приглашает нас к познанию и разумению совершающейся тайны Домостроительства Божия.

Однако, не Младенец и не ближайшее Его окружение обращает на себя в первую очередь взор, обращённый к иконе. Наше внимание приковывает к себе положение Божией Матери и Ёе место на иконописном пространстве. Этим подчёркивается роль и значение, которые придаёт Церковь Пресв. Деве Марии в Рождестве Христове. Оно созвучно пониманию Рождества как Праздника воссоздания: Пресв. Богородица – «всех земнородных обновление», новая Ева. Как первая Ева стала матерью всех живущих, так новая Ева стала Матерью всего обновлённого человечества, обоженного через вочеловечение Сына Божия. При этом важно помнить: Воплощение есть не только дело воли Божией, но и свободной воли и веры Приснодевы Марии. В этом отношении между волей и верой первой и второй Евы существует принципиальное отличие: первая Ева, мать всех живущих, приняла слова искусителя в райском состоянии, в состоянии безгрешного человека; вторая Ева, избранная Богом Себе в Матерь, приняла эту весть в состоянии падшего человечества. Следовательно, это избрание не отделяет Её от остального человечества, от Её предков и сородичей по плоти, святых или грешных; Она представляет Собою то лучшее, что в них есть. Богоматерь – высшее благодарение Богу, приносимое от лица всего творения Богу. Этим приношением, в лице Божией Матери, падшее человечество даёт свое согласие на свое спасение через Боговоплощение. Икона Праздника наглядно подчёркивает эту роль Богоматери, когда выделяет Её среди всех остальных фигур Её центральным положением, а иногда и размерами. На многих иконах Рождества образ Богородицы – самый масштабный; этим подчёркивается не только Церковное осмысление Её значения в истории Боговоплощения - налицо противопоставление крохотной фигурке спеленатого Христа, «умалившего Себя человек ради» (Флп 2:7).

Положение Божией Матери преисполнено глубокого смысла и непосредственно связано с догматическими проблемами той или иной эпохи. Как правило, Она изображается возлежащей непосредственно возле Младенца на одре, но обычно уже вне пещеры. Изменения в Её положении подчёркивают – в соответствии с необходимостью – то Божество, то человечество Спасителя. Так, иногда Она изображается полусидящей – этим указывается на отсутствие у Неё обычных для рожениц страданий и, следовательно, на девственность рождества и Божественное происхождение Младенца (против несториан). Но в подавляющем большинстве икон Рождества Христова изображение Богоматери выказывает сильное утомление: опираясь на локоть, Она развернулась в противоположную от яслей с Младенцем сторону – Она словно отдыхает от свершившегося чуда. Но это утомление – не есть результат обычных страданий во время родов: оно призвано напоминать нам о непреложном человечестве Младенца. Величие и торжественность происшедшего, так же как и непостижимость акта вочеловечения Бога подчёркнуты красным огненным ложем, обволакивающим Богоматерь.

Итак, центральную группу иконы Рождества составляют Богомладенец и Его Пречистая Матерь; вокруг них расположены многочисленные детали, призванные свидетельствовать о самом Воплощении и о Его воздействии на весь тварный мир.

Вверху справа – ангелы, они выполняют двойное служение: славословят и благовествуют. Вот почему одни из них обращены кверху и славят Бога, другие наклонены вниз, к пастухам, которым возвещают Радостную Весть (Лк 2:10-11)(4). По преданию, стада, пасшиеся по дороге из Вифлеема в Иерусалим, предназначались для храмовых жертв. Поэтому пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, Который взял на Себя все грехи мира. Это простые неискушённые люди, с ними горний мир входит в общение непосредственно в их обыденной рабочей жизни, делая их свидетелями совершившегося чуда. Они внимают ангельской вести; часто один из них играет на свирели, присоединяя тем самым человеческое искусство, музыку, к ангельскому хору(5).

С другой стороны от пещеры – волхвы, ведомые звездою. Её длинный луч указывает прямо на пещеру. Этот луч связывает звезду с частью сферы, выходящей за пределы иконы – символическим изображением горнего мира. Так икона показывает нам, что звезда эта не только космическое явление, но и носительница Вести, исходящей из горнего мира, Вести о том, что «на земле родился Небесный».

Тайна Боговоплощения была открыта неграмотным пастухам непосредственно от Ангела; волхвы же, как люди науки, д.б. проделать долгий путь от знания относительного к знанию абсолютному через изучаемый ими предмет. Согласно св. Василию Великому персидские астрономы из поколения в поколение передавали пророчество Валаама о звезде(7). Вот почему на утрене под Рождество читается в каноне: «Волхва древле Валаама словес ученики мудрые звездоблюстители радости исполнил еси». Звезда является т.о. и исполнением пророчества и тем космическим явлением, изучение которого привело мудрейших из людей «кланятися Солнцу правды». Она – тот свет, который был скрыт от евреев, но воссиял язычникам. Согласно этому Церковь видит в пастухах, первых сынах Израилевых, поклонившихся Младенцу, - начаток Церкви еврейской, а в волхвах – начало Церкви из язычников. Дары волхвов, принесённые Младенцу – «искушено злато яко Царю веков, и ливан яко Богу всех; яко тридневному же мертвецу, смирну Бессмертному» - предрекают Его смерть и Воскресение. Поклонением волхвов Церковь свидетельствует, что она принимает и освящает всякую человеческую науку, идущую к ней, если только относительный свет вне-христианского откровения приводит тех, кто ему служит, к поклонению истинному свету. В этой связи интересная деталь: волхвов обычно изображают разных возрастов, чем в особенности подчёркивается, что откровение даётся людям независимо от возраста и жизненного опыта.

В нижнем углу иконы две женщины купают новорожденного Младенца. Эта сцена основывается на Предании, которое также передают два апокрифических евангелия – псевдо-Матфея и псевдо-Иакова. Две женщины – повивальные бабки, которых Иосиф привёл к Божией Матери. Эта сцена из повседневной жизни ясно подчёркивает человечество родившегося Младенца: Он, Как и всякий новорожденный, подвержен естественным требованиям человеческой природы. Однако, существует и другое толкование: повивальные бабки являются также и свидетельницами Его божественного происхождения. По Преданию они опоздали и не присутствовали при самом Рождестве и одна из них, праведная Саломия (изображается на иконе с венчиком) не поверила, что у Девы может родиться Младенец. За свое неверие она была наказана: у неё отнялась рука, дерзнувшая удовлетворить её любопытство. Раскаявшись и прикоснувшись к Младенцу, она исцелилась.

Ещё одна деталь иконы особенно подчёркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. Он не входит в центральную группу с Младенцем и Его Матерью – он не является отцом и подчёркнуто отдалён от Неё. Перед ним, под видом сгорбленного старика-пастуха, стоит искушающий его диавол. Иногда его изображают с маленькими рожками или с хвостиком. Значение Праздника как «воссоздания» придаёт особый глубокий смысл присутствию диавола и его роли как искусителя. Здесь икона, основываясь на Предании, передаёт также и содержание некоторых богослужебных текстов, в которых говорится о сомнениях Иосифа и его смутном психологическом состоянии. Последнее выражается на иконе его горестной позой и подчёркивается чёрным пятном пещеры, на фоне которой иногда изображается Иосиф. Предание, передаваемое также апокрифами, повествует о том, как диавол, искушая Иосифа, говорил ему: «как из этой сухой палки не м.б. листвы, так у Девы не м.б. потомства». И тотчас палка процвела. Аргумент диавола: «это невозможно, потому что противоречит законам природы» - принимая различные формы, постоянно возвращается, походя через всю историю Церкви; на нём основывались многие ереси. Поэтому в лице Иосифа икона вскрывает не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, драму столкновения двух миропониманий, двух мироощущений: того, для которого нет другого мира, кроме плотского, постижимого разумом, которое не может согласовать человеческие мысли и чувства с тем, что «паче слова и разума», и того, которое ощущает соприкосновение с миром сверхъестественным, в результате чего просвещается и осмысливается. На одних иконах Божия Матерь изображается смотрящей на Младенца, слагая в сердце Своём всё сказанное о Нём, или прямо перед Собой на внешний мир; но на других Она смотрит на Иосифа, словно выражая Своим взглядом сострадание к его состоянию. Так Церковь призывает нас терпимо и сострадательно, а не враждебно, относится к человеческому неверию и сомнению.

Таково изложенное в общих чертах содержание иконографии Рождества Христова, установленное каноном Православной Церкви. Отступление от этого неизбежно приводит к искажению и утере главного в Св. Писании и в иконографии – исторической действительности и догматического содержания. Так, западная иконография более склонна к замене последнего бытовым и сентиментальным, чем сводит содержание Праздника к трогательной семейной сцене. В итоге такое понимание Рождества Христова не возвышает наш ум и чувства к познанию тайны Боговоплощения, а низводит эту тайну до нашего житейского уровня. Оно оставляет нас в обычном нашем состоянии, озабоченными нашими мирскими трудностями, не указывая нам пути к их разрешению.

Икона Рождества Христова не исключает человеческого, мирского и психологического элементов: мы видим и человеческое знание (у волхвов), труд и искусство (у пастухов), и естественное человеческое чувство (у Иосифа). Но эта естественная человеческая жизнь мира изображена в её соприкосновении с миром сверхъестественным, в силу чего всякое явление человеческой жизни находит своё место, осмысляется и просвещается. Так икона возвышает ум и чувства к созерцанию и познанию тайны Боговоплощения, делая нас участниками духовного торжества.

(1) В Евангельских повествованиях об обстоятельствах Рождества Христова пещера не упоминается: о ней мы узнаём из Предания. Древнейшее из известных письменных свидетельств о ней относится ко II веку: в своей книге «Диалог с Трифоном иудеем» (ок. 155-160 гг.) св. Иустин Философ сообщает, что «т.к. Иосифу не было места, чтобы остановиться в этой деревне, он устроился в пещере, недалеко от Вифлеема».

(2) По некоторым свидетельствам, ясли, в которых был положен новорожденный Христос, просуществовали до IV в. В начале V в. блаж. Иероним не без сожаления писал: «О, если бы мне было дано видеть ясли, в которых возлежал Господь! Но увы, из-за чувства благоговения ко Христу, мы убрали глиняные ясли и заменили их серебряными. Но для меня насколько ценней те, которые убрали … Тот, Кто родился в них, осуждает серебро и золото …».

(3) См. Четьи Минеи, декабрь.

(4) Иногда небесных вестников изображают в виде трёх коленопреклонённых фигур, покровенные руки которых выражают готовность принять Святыню.

(5) Другой вариант: сцена с пастушком, играющим на свирели и собирающим вокруг себя послушных овец, как будто изолирована от других композиций: здесь нет ни поклонения, ни удивления и страха перед случившимся. В то же время его красные одежды, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его «таинству странному и преславному». Слушая благовествующего ангела, пастух, словно наполняет всё произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего «тварного» мира, который «воплотившееся Слово» приводит к состоянию блаженства и покоя.

(6) Волхвов считали языческими царями (Ис 60:3; Пс 71:10), представителями трёх возрастов человеческой жизни и трёх рас Земли.

(7) Звезда вообще ассоциировалась с приходом на землю Мессии – Христа. Она указана в пророчестве Валаама: «Восходит звезда от Иакова» (Чис 24:17), а также в Откр (22:16), где Христос назван «звездою светлою и утреннею», озарившей землю светом евангельского дня.

www.vladimirsobor.spb.ru

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников. Икона, посвященная этому событию, обладает невероятной силой и способна помочь в любых жизненных трудностях.

Икона «Рождество Христово» рассказывает нам о прекрасных событиях, которые произошли много лет назад. Праздник Рождества всегда был наиболее значимым для христиан, ведь с того момента, как на свет появился Спаситель, Сын Божий, началась новая эра, а христианская вера приобрела особый смыл.

История иконы «Рождество Христово»

Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. Считается, что родился наш Спаситель 7 января. Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря. Когда многие страны приняли решение перейти на отсчет дней по григорианскому календарю, праздник официально стали отмечать 25 декабря, но православная церковь продолжила следовать традициям, и поэтому мы до сих пор отмечаем это событие по старому стилю.

Считается, что именно известный иконописец Андрей Рублев стал автором удивительной иконы «Рождество Христово». В 1960 году божественный образ оказался под угрозой и долго находился в разрушенном храме. Спасителем иконы стал директор Нижегородского музея, который вывез ее и сохранил до наших времен.

Описание иконы

Образ «Рождество Христово» выполнен в зеленных, желтых и белых тонах. Благодаря такой цветовой гамме изображение выглядит ярким, но в то же время естественным.

Центральное место на иконе занимает Пресвятая Богородица, одетая в красную ризу. Она лежит, опираясь на руку, а позади нее находится Младенец. Таким образом Андрей Рублев изобразил Деву Марию как главного персонажа.

Сверху автор изобразил ясли, которые находятся рядом с ложем Божией Матери. Помимо Богоматери и Сына Божьего, на иконе изображены и другие герои евангельских писаний. Справа от Младенца находятся два Ангела, которые прославляют новорожденного Иисуса Христа. Снизу изображены две служанки, которые упоминались в сцене купания Младенца.

Икона «Рождество Христово» будет понятна не только православным верующим, но и всем людям, которые знакомы с Евангелием. Перед ней вы можете помолиться Святым и попросить их о помощи в любой безвыходной ситуации .

Где находится икона «Рождество Христово»

Икону «Рождество Христово» может приобрести любой желающий. Каждый день носите ее с собой, и она станет вашим оберегом. Также вы имеете возможность воочию увидеть божественный образ. Сделать это можно в Благовещенском соборе Кремля, который расположен на Соборной площади Московского Кремля.

В чем помогает икона

Несмотря на то, что на иконе «Рождество Христово» вы можете увидеть множество персонажей, в первую очередь это праздник Бога, а как вы знаете, Небесный Царь может все. Вы можете обратиться к Господу с душевными переживаниями, тяжелыми недугами и даже неизлечимыми болезнями.

Молитва перед иконой поможет вам избавиться от финансовых трудностей и безработицы, а также от проблем, которым, казалось бы, нет решения.

Молитва перед иконой «Рождество Христово»

«Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь».

Дата празднования образа

Дата празднования иконы приходится на Великий праздник Рождества Христова. В этот день вы сможете посетить богослужение и послушать божественные литургии. Именно 7 января любая искренняя молитвенная просьба, произнесенная вами, будет услышана.

Рождество Христово — в первую очередь религиозный праздник, и подобное событие нельзя представить без молитвенных обращений. Чтобы Господь Бог услышал вашу просьбу, обратитесь к нему с помощью рождественских молитв . Пусть ваша вера всегда будет искренней, и не забывайте нажимать на кнопки и

06.01.2018 05:35

Икона «Христос Пантократор» - старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.

Святой образ преисполнен чувствами ликования и духовной радости, он стал значимым не только для верующих, но и для исследователей и различных художественных выставок. Два тысячелетия иконописцы создают фрески и иконы, на которых демонстрируется Младенец в яслях, Пречистая Богородица, её супруг Иосиф и животные рядом с ними. Образ под названием «Рождество Христово» ведает о великих событиях, произошедших множество столетий назад.

История создания образа

Праздник появления на свет Мессии символизирует начало новой эры в истории христианской религии.

Торжество считается двунадесятым (одним из 12 важнейших) и отмечается 7 января, ему предшествует Рождественский пост. Первые упоминания о празднестве относятся к IV столетию, появление его связано со стремлением Церкви искоренить языческий культ, в котором поклонялись Солнцу. Православные в день 7 января встречают друг друга фразой: «Христос родился!», а в ответ слышат - «Славим Его!».

Священный рождественский образ создан А. Рублевым, он считается художественным произведением и вызывает духовный восторг у истинных христиан. Согласно сведениям истории, написание иконы относится ко времени «средней античности» (начало XV столетия). Основным материалом полотна выступила липа. Оригинальный рождественский образ сохранился в отчасти целостном состоянии.

Описание иконы

Рождественская икона, созданная А. Рублевым, считает великим произведением искусства и придает верующим духовных сил. Полотно разделено на несколько сюжетных линий, каждая из которых символизирует какую-то определенную тему.

  • На общем фоне наблюдатель заметит синтез нескольких оттенков: зеленого, белого цвета и желтого. Подобное сочетание позволило художественному произведению стать ярким и натуральным, а контуры главных персонажей обрели достаточную правдоподобность.
  • В центре сюжета - Пречистая Богоматерь, опирающаяся на правое предплечье, руками она придерживает Младенца Христа. По задумке автора Богородица - ключевая фигура в событии появления Мессии на свет.
  • В верхней части произведения изображены святые ангелы, собравшиеся здесь, чтобы прославить новорожденного Младенца и возвестить о новой эре в истории христианской религии. Первый небесный посланник одет в красные одежды, руки он держит в складках одеяния, - это символ смирения. Ангел располагается ближе к свету, идущему от Господа, другой, одетый в ярко-зеленое, разговаривает с ним. Третий небесный посланник облачен в багряное, он благовествует простодушным пастухам о том, что Мессия пришел на землю.
  • Снизу полотна демонстрируются две служанки, участвующие в ритуале купания Христа. Одна держит новорожденного Христа на руках, а другая льет воду в купель. Этот эпизод демонстрирует безостановочность жизненного пути. Икона создана таким способом, что Младенец находится сразу в двух местах: в колыбели и на руках одной из служанок. Этот художественный прием говорит о несостоятельности понятия «время».
На заметку! В Священном Писании описан сюжет явления Гавриила Деве Марии. Архангел сообщил будущей Богородице весть о том, что она забеременела Христом. Дева чрезвычайно удивилась этому, потому что никогда «не знала мужа». Гавриил пояснил: новорожденный придет ради спасения человечества.

Дополнительные сюжеты иконы

Около яслей наблюдатель может заметить головы священных животных - осла и вола. Они являются символами объединения людей разных национальностей, которые вскоре получат спасение от Мессии.

  • Поместив животных на полотно, А. Рублев подчеркнул, что в самом городе Вифлееме не нашлось места для Младенца. Вол символически подразумевает еврейскую нацию, которая с давних времен ожидала появление Спасителя, осел - олицетворение языческого мира. Два противоположных мировоззрения встретились в Вифлеемской пещере, - происхождение не имеет значения, важно то, что все обратились к Господу.
  • Вверху полотна находятся три мудреца, которых еще называют волхвами. Эти люди проделали далеких путь за Вифлеемской звездой, с собой они несли великие подаяния (ладан, золото и благовония), олицетворяющие Бога, царя и предсмертное состояние. Волхвы разнятся в возрасте, это подразумевает то, что к спасению души приходят во всякое время.
  • Слева на полотне находится Иосиф-Обручник, который был покровителем Пречистой Девы. Мужчина изображен сидящим, он принял решение тайно отпустить Марию, потому что в еврейской традиции от женщины, совершившей прелюбодеяние, мужья отказывались. Однако Иосифу во сне явился небесный ангел и разрешил все его сомнения на этот счет, оповестив, что Младенец - от Духа Святого.
  • Один из пастухов, общающийся с Обручником, изображен в одежде из шкур, - подобное одеяние носили самые нищие люди. Два других пастыря опираются на посохи и слушают вести о появлении Младенца на свет. Рядом с ними автор изображает животных, это означает, что всякая тварь радуется этому великому событию. Еврейские пастухи круглосуточно пасли овец, которых в свое время приносили в жертву в храмах. Эти пастыри жили простой, добродетельной жизнью и больше других ждали прихода Мессии.

Икона «Рождество Христово» из Благовещенского собора Московского Кремля

Значение иконы

Молитва перед рождественской иконой избавляет человека от финансовых проблем и безработицы, а также помогает исцелиться от различных болезней и душевных переживаний. В самом прошении восхваляется день появления Христа на свет, православный народ обращается к Господу за помощью и желает обрести мир и гармонию.

Важно! Каждый обязан понять, взирая на икону, что Господь всемогущ, а Его Сын отдал жизнь ради всех остальных. Необходимо мысленно пройти путь от пещеры до Голгофы вместе со Спасителем и осознать связь между человеком и Богом.

Слово «Вифлеем» переводится с иврита как «дом хлеба», этот город не являлся крупным населенным пунктом, но стал свидетелем грандиозного религиозного события. Древние христиане построили над пещерой Рождества Христова небольшую церковь, которая устояла перед набегами персов, увидевших на фресках своих предков и отступивших в страхе.

В этом соборе хранится икона Вифлеемской Богородицы.

Христиане обращаются к иконе, чтобы исцелиться от болезней и перебороть финансовые неприятности.

Икона Рождества Христова

Рождество Христово подробно описано лишь в одном Евангелии - от Луки:

"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк.2:1-7).

В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода.

Исходя из сведений, указанных евангелистами, учёные пытались вычислить точную дату, когда родился Иисус Христос. Наиболее вероятная дата Рождества - 7 год до н.э. - именно в этот год была проведена упомянутая Лукой перепись императора Августа. Впрочем, здесь существует противоречие с упомянутым тем же Лукой правлением Квириния в Сирии: он начал править только в 6 году н. э., что противоречит тому, что Иисус родился в правление Иудеей царем Иродом, который умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. или 1 году н. э.). Еще одна вероятная дата Рождества Христова - 12 год до н.э., когда над Землей прошла камета Галлея, которая могла быть упомянутой в Евангелии от Матфея Вифлеемской звездой.

О Рождестве Христовом говорится и в апокрифических источниках: Протоевангелии Иакова и Евангелии Псевдо-Матфея. В апокрифах описывается, что Иосиф и Мария остановились в пещере (известной сейчас как "Пещера Рождества"), где Мария и родила Иисуса, пока Иосиф ходил искать повивальную бабку:


"Иосиф пошел искать опытную женщину, и когда он возвращался в пещеру, Мария уже родила Святое Дитя. И сказал Иосиф Марии: я привел Тебе двух женщин, Зелому и Саломею. Они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света. Мария, слыша это, улыбнулась. И сказал ей Иосиф: не смейся, но будь осторожна, как бы не понадобилась Тебе какая-либо помощь. И он приказал одной из женщин войти. И когда Зелома приблизилась к Марии, она сказала Ей: позволь мне прикоснуться. И когда Мария позволила ей, женщина воскликнула громким голосом: Господи, Господи великий, милостивый! смилостивись надо мной. Я никогда не подозревала и не слышала ничего подобного: грудь Ее полна молока и у Нее Дитя мужского пола, хотя Она Дева. Ничего нечистого не было при зачатии и никакой болезни в рождении. Девой Она зачала, Девой Она родила и Девой Она остается!

Другая женщина, по имени Саломея, слыша слова Зеломы, сказала: тому, что я слышу, я не поверю, если не удостоверюсь. И Саломея, приблизившись к Марии, сказала Ей: позволь мне прикоснуться к Тебе и удостовериться, что Зелома сказала правду. И когда Мария позволила, Саломея прикоснулась и тотчас же иссохла рука ее и, почувствовав сильную боль, она стала плакать весьма громко и кричать, и сказала: Господи, Ты знаешь, что я всегда боялась Тебя, что я всегда ходила за бедными, не принимая вознаграждения; я ничего не брала от вдов и сирот и никогда не отсылала прочь от себя недужного, не оказав ему помощи. И вот я стала несчастной из-за неверия моего, оттого что осмелилась усомниться в Твоей Деве! И когда она говорила так, прекрасный юноша появился перед нею и сказал ей: приблизься к Младенцу и поклонись Ему, и прикоснись к Нему рукой твоей, и Он исцелит тебя, ибо Он Спаситель мира и всех, кто уповает на Него.

И тотчас Саломея подошла к Младенцу и, кланяясь Ему, она прикоснулась к краю пелен, в которые Он был завернут, и сейчас же выздоровела рука ее. И выйдя, она стала разглашать и рассказывать о чудесах, которые видела, и как она пострадала и была исцелена; и многие поверили проповеди ее" (Евангелие Псевдо-Матфея, глава 13).

Саломея (иногда вместе с Зеломой) изображается на многих православных иконах Рождества Христова: Саломея помогает пеленать младенца Христа или купает его. В ранних изображениях Рождества Богоматерь нередко предстает сидящей, в отличие от более позднего канона, где преобладают изображения лежащей Богородицы. Сидящая поза Марии должна была подтверждать понятие о том, что Богоматерь безболезненно родила Христа и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе после родов. Однако позже, примерно к 9-10 векам, в Византии сформировался канон с лежащей Богоматерью, который также находит свое утверждение в богословских текстах, соотносящих Рождество Христово как начало пути Спасителя с его финалом, с Голгофой: лежащая Богородица, обычно отвернувшаяся от Младенца, глядящая в сторону, прозревает будущие крестные страдания Сына. Из-за яслей, где лежит младенец, выглядывают вол и осёл. Эти животные - символы разных народов, которым принес Христос спасение: вол символизирует иудейский народ, а осел - язычников. Иосиф изображается сидящим в задумчивой позе и беседующим с одним из пастухов. Ангелы славят Христа. Также на православных рождественских кионах изображены известные евангельские сюжеты - благовестие пастухам, и .

Андрей Рублёв. Рождество Христово

Бог, во Христе, явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. И они пошли – и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества. А таких людей в истории человечества – несметное количество. Одиночество – страшное, жгучее, убийственное одиночество, которое снедает сердца стольких людей, было долей Пречистой Девы Богородицы, Иосифа Обручника и только что родившегося Христа. Он был чужой, никем не желанный, исключенный и выброшенный. Это – начало пути Его; и на этом пути Он приобщился, как я сказал, всем, кто так живет и в наше время, чужим среди людей, которые должны быть для них братьями; презренны они, побеждены – подлостью, трусостью и злобой человеческой. Уязвимы они по хрупкости своей, по беззащитности своей. Наше дело, христиан, увидеть в них образ Того Бога, Которого мы благоговейно сегодня чтим, и таких принять, как мы приняли бы теперь Христа, если бы Он явился перед нами обездоленным, уязвимым, беспомощным, презренным, ненавидимым, гонимым.

Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; и Он не постыдился нас, “стал как мы все”, не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности любовью людской, но потому, что Он сроднился – через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, – Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нем не видит кого-то достойного Своей любви. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства. Бог – хранитель нашей чести, и ради того, чтобы мы могли в это поверить, это увидеть воочию, наш Бог становится обездоленным, беспомощным Человеком. Только те, которые верят в силу и ни во что иное, только те, которые верят в свою праведность, не найдут пути к Нему, пока не покаются, пока не увидят, что смирение, любовь, жалость, милосердие – закон жизни.

Но во Христе не только явился нам Бог с Его любовью, верой в нас, как страж нашего достоинства, как блюститель нашей правды – Он явил нам величие человека. Если Бог мог сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остается собой? И что так велика тварь, которую Бог призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога? И что вещество, наша плоть, наша кровь, кость наша, всё вещество наше способно быть Бого-носным, соединиться с Божеством и остаться собой? И явиться нам в славе, величии, которого мы не видим, но которое видит Бог, ради которого Он нас сотворил и все сотворил?

Всмотримся в этот образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубока, бездонно глубока тварь Господня. Вот с этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и рассматривать мир, в котором мы живем, не только как мертвый материал, а как то, что призвано стать в конце концов как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет всем во всем.

Какая слава, какая радость и надежда! Воспоем с благоговением, любовию и трепетом Рождество Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле, и оно – слава всего тварного в вечности на небеси. Аминь!

Митрополит Антоний Сурожский. Рождество Христово. 1970 г.



О нем