Икона воскресение христа. Редкие сюжеты в иконографии воскресения христова. События, связанные с Воскресением Христовым

Дата публикации или обновления 26.11.2017


«Московские Епархиальные Ведомости» неоднократно обращались к теме иконографии Воскресения Христова . В данной заметке пойдет речь о сложных иконографических композициях на эту тему, включающих в себя несколько связанных по смыслу сюжетов.

Основанием для создания таких композиций послужили, прежде всего, воскресные евангельские зачала - богослужебные чтения из последних глав всех четырех Евангелий , в которых говорится о явлениях Воскресшего Христа ученикам. Воскресная песнь по Евангелии - Воскресение Христово видевше, - звучащая по прочтении евангельских зачал, словно приглашает не только услышать рассказ о чуде Воскресения Христова, но и увидеть его. Поэтому Церковь с раннехристианских времен стремилась показать Воскресение Христово. Рассказать об этом было необходимо - и, основываясь на текстах Священного Писания и Предания, о Воскресении Господа Иисуса Христа, о победе воскресшего Христа над адом и смертью писали святые отцы, составлялись богослужебные тексты.

Известен и ряд апокрифов. Изобразить само Воскресение Христово было гораздо сложнее: очевидцев таинственного события на земле не было.

Раннехристианское искусство решало эту задачу на основе текстов ветхозаветных пророчеств - сам Господь указал апостолам на такую возможность: начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24:27). По крайней мере с III века известны символические изображения Воскресения Христова через прообраз пророка Ионы - в росписях римских катакомб, мозаиках, на рельефах саркофагов. Веком позже встречаются уже не только символические, но и исторические изображения, иллюстрирующие евангельские тексты.

Надо отметить, что стремление к точному историческому изображению Воскресения Христова иногда приводило к неожиданным результатам: ранневизантийские изображения - например, диптих V в. из Миланского собора - показывают не только описанные в Евангелии события, но и достаточно точно изображают само место, где произошло Воскресение Христово. Но к этому времени на месте Гроба Господня императором Константином Великим был сооружен храм в честь Воскресения. Один из сюжетов диптиха показывает спящих у гроба воинов - но это не гроб, а построенная св. Константином ротонда! Это, конечно, не следует считать неточностью или ошибкой, это символ - Гроб Христов, источник нашего воскресения явлен здесь как место, превосходящее по величию и самые царские чертоги.

16. Сошествие Святого Духа.

Таким образом, на небольшой иконе художник расположил практически все сюжеты, связанные с Пасхальным циклом.

Для сравнения приведем греческую икону XVI в. (Крит). Здесь (№ 100) изображены все сцены, связанные с женами-мироносицами. Обращает на себя внимание тот факт, что все сюжеты композиции художник расположил не регистрами, не в клеймах, а в одном пространстве.

Как мы видим из приведенных примеров, развернутая иконография Воскресения Христова дает возможность молитвенно созерцать домостроительство совершенного Христом спасения. В этих иконах не только содержится рассказ об исторических обстоятельствах Воскресения Христова, но раскрывается значение Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью и греховными силами. Это яркий призыв к святости. Вспомним апостола Павла:

Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:22, 23). К этой жизни вечной и зовут нас православные иконы Воскресения Христова.

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 3-4, 2013 г.

(7 голосов : 4.1 из 5 )

Копировский А.М., проф.

1. в «Православной энциклопедии. Она о Воскресении Христовом в целом, с ней нужно познакомиться, чтобы ориентироваться в богословском понимании Воскресения. См. в ней особенно раздел «Иконография».

2. . . М., Прогресс-Традиция, 2001. Об иконографии «Сошествия во ад»: с.482 – 519.

3. Бобров Ю.Г. . СПб, АКСИОМА, 1995. О Воскресении – Сошествии во ад: с.158 – 167.

4. Припачкин И.А. . М., 2008. (брошюра). Концепция в ней малоинтересна: автор пытается доказать, что называть иконографию «Сошествием во ад» неправильно, нужно только «Воскресением», но это умствование на пустом месте. Зато у него много ссылок на отцов и др. литературу.

5. Каталоги (в них смотреть справки об иконографии «Воскресения – Сошествия во ад»):

1) Иконы Твери, Новгорода, Пскова: XV –XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск I / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000.

2) Иконы Москвы XIV –XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск II / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2007.

3) Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV –XVI века. М., 1979 (иконопись: с. 7 – 476)

4) Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

5) Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Вел. Новгорода: XV век. М., 1982.

Варианты иконографии

1. Вариант 1-й. Воскресение как выведение Адама и Евы из ада (Христос стремительно движется снизу вверх, держа их за руки). Икона XV в. из Пскова. Находится в Гос. Русском музее, С.-Петербург.

2. Вариант 2-й. Воскресение как сошествие за людьми (Христос склоняется к Адаму и Еве, двигаясь сверху вниз). Даниил Черный и Андрей Рублев. Икона 1425-27 гг. из иконостаса Троице-Сергиевой лавры.

3. Вариант 3-й. Воскресение как явление «сущим во аде» Христа во славе (Христос в центре, изображен фронтально между Адамом и Евой, которых Он держит за руки). Дионисий. Икона 1502 г. из иконостаса Ферапонтова монастыря. Находится в Гос. Русском музее, С.-Петербург.

Есть еще много вариантов сочетания 1, 2 и 3, но это – основные, наиболее типичные.

4. Вариант 4-й, соединяющий варианты 2 и 3-й (Христос в центре, между Адамом и Евой, но склоняется к Адаму). Икона 1540-х гг. из Карельского Сельца, Новгород. Находится в Центральном музее им. Андрея Рублева, Москва.

«Сошествие Христа во ад»

Попробуем провести виртуальную экскурсию по этой замечательной иконе из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 1540-е гг., Карельское Сельцо, Новгород.

«Сошествием во ад» обычно называют иконы такой иконографии, потому что именно изображение сходящего во ад Христа мы на них и видим. Но ее название, написанное красной краской в верхней ее части - другое: «Воскресение Христово». Почему?

Существует широко известная западная иконография, где Христос изображается встающим из гроба. Он держит в руке светлое знамя с изображением креста - знак Его победы над смертью, а рядом с Ним в ужасе падают на землю стражники. Такое изображение кажется более понятным, более доступным для восприятия - но это иллюзия. Ведь Воскресение происходит в тайне, это отнюдь не эффектное, почти театральное событие. Икона Воскресения, как и любая другая, показывает не внешнюю сторону события, а его смысл, содержание: тайное как явное, невидимое как видимое. Поэтому на иконе Христос не встает из гроба. Он, наоборот, движется вниз, в адскую бездну (это видно по Его позе и развевающемуся плащу). Ад здесь - не сковородки, не пламя и не лед, как в «Божественной комедии» Данте, но абсолютная тьма. Само это слово (от греч. Ἅδης) буквально означает «невидимое место», или «место, где ничего не видно».

Но, тем не менее, мы видим в нижней части иконы, под ногами Христа, какие-то крестообразно наложенные друг на друга доски, гвозди, клещи, молотки, замки. Что это такое?

Это адские двери, сорванные с петель, и то, чем они были замкнуты и заколочены. Теперь все запоры сломаны входящим в ад Христом. (Отметьте для себя: письменный источник изображения - не Евангелие, где (иллюстрация) такого сюжета нет, а почитаемый в церкви более поздний текст - «Евангелие Никодима»).

Христос изображен в сиянии небесной славы. Оно столь велико, что от адской тьмы ничего не остается. Вокруг головы Христа - сияющий золотой нимб, символ святости, полноты небесного света. Золото наложено здесь на икону в виде очень тонких листочков (оно называется «сусальным»). Одежда Христа покрыта блестящими полосками - это тоже золото (только «твореное», т. е. растворенное в связующем веществе, жидкое как обычная краска).

Адская тьма побеждена этим светом. Люди, находившиеся в ней после смерти, видят Христа и устремляются к Нему. Значит, содержание образа Воскресения раскрыто не столько через описание того, как оно происходило, но больше через явление его смысла – победы Воскресшего Спасителя над смертью.

Однако здесь можно увидеть и удивительные по конкретности детали. Например, Христос берет за руку человека, стоящего справа, чтобы вывести его из ада. Этот человек - первый из сотворенных Богом людей, Адам. Взгляните: вроде бы несущественно, как именно соединяются их руки. Но это не так. Христос на иконе берет Адама не за пальцы, а за запястье - очень крепко, со властью. При этом сам Адам протягивает свою руку Христу как-то неуверенно, словно он внутренне трепещет (состояние «страха Божия»). Это не случайно: ведь именно его грехопадение привело к тому, что все люди («дети Адама и Евы») умирают и оказываются во тьме…

Здесь мы сталкиваемся с необходимостью дополнить общее представление об иконе. Известно, что икона, в отличие от картины, условна, символична, таинственна. И когда раньше исследователи находили в ней какие-то живые детали, их было принято относить к элементам реализма, которые, как думали, противостоят условности иконы, разрушают ее образный строй. Но особенность иконописи в том, что в ней условное и конкретное в нормальном случае не конфликтуют, а лишь усиливают впечатление необычности образа.

Посмотрим, как это происходит. Расположение фигур на переднем плане идеально уравновешенное, симметричное: в центре Христос, слева от Него Адам, справа - Ева. Она тоже протягивает к Христу руки в жесте смиренной просьбы, закрывая их краем своей одежды (такой прием в иконописи называется «покровенные руки», это знак благоговения). Она чем-то похожа на Богородицу, правда? Сходство не случайно. Богородица часто называется в богослужебных текстах «новой Евой».

Адам в темно-зеленой одежде, Ева - в ярко-красной. А справа от них - человек, в одежде которого сочетаются оба эти цвета: на голове у него красная шапка с зеленой оторочкой, на плечах зеленое одеяние, похожее на звериную шкуру. Кто это?

Наверное, их сын?

Да, правильно. Его зовут Авель, он пастух, поэтому у него в руке загнутый пастушеский посох. Авель смотрит на стоящего рядом с ним человека с высоким куполообразным лбом, который в руке держит что-то вроде книги. Но у книги почти всегда бывает красный обрез, а здесь его не видно. Что же это?

Скрижаль?

Конечно. Каменная скрижаль, т. е. плита с написанными на ней Десятью заповедями Закона. Значит, это пророк Моисей.

А старец в короне и стоящий рядом с ним юноша, тоже в короне?

Давид и его сын Соломон.

Верно! Здесь много знаменитых святых Ветхого Завета. Но обратите внимание - все они с нимбами, хотя и находятся еще в аду, во тьме. Значит, пришествие Христа не просто возвращает их к жизни, но более того: приобщает их к божественному свету. Нимбы есть даже у Адама и Евы! Иконописец этим приемом показывает, что они, первые грешники, не просто прощены, но возведены Христом выше, чем были в райском состоянии, до грехопадения.

И поэтому вся икона написана в чрезвычайно ярких, праздничных тонах, насыщена светом.

Однако лик Христа наделяется не столько триумфальными, сколько трагическими чертами. Его взгляд полон внимания и сострадания к Адаму, за которым Он и сошел во ад. В других иконах сходной иконографии, даже с таким же расположением фигур, поза Христа может быть вертикальной, более торжественной. Или значительно более динамичной: Он стремительно спускается в ад или, наоборот, так же стремительно выводит из ада вверх находящихся в нем людей.

Слева, за фигурой Адама - человек с аскетическим строгим ликом, запавшими щеками и всклокоченными волосами. Он поднимает руку, невероятно тонкую (тоже знак аскезы, «утончения плоти»), и обращает ее к Христу. Но пальцы руки обращены на него самого: значит, он принимает от Христа благодать. Это Иоанн Креститель (по-славянски - «Предтеча», т. е. предшественник). Вы вспомнили, конечно, картину «Явление Христа народу». Расположение фигур Иоанна и Христа на нашей иконе и на этой картине совпадает. Но в иконе Христос на переднем плане, Иоанн Креститель - сбоку, даже сзади. А в картине Иванова - наоборот. Причина в том, что на картине «явление» Христа только ожидается, а в иконе оно уже произошло…

Икона «Воскресение - Сошествие во ад», на которую мы смотрели все это время, дает ощущение радости, света, духовного торжества. Но нельзя не отметить, что изображенная на ней победа Христа над смертью и адом, вместе с тем, исполнена гармонии и внутренней тишины. Нельзя не обратить внимания и на удивительно кроткие, глубокие, внутренне углубленные лики святых.

Все изображенные на иконе люди - не статисты, реагирующие на явление божественного света лишь внешне. Наоборот, они погружены в него всем существом, постигают его как откровение, сами становятся его носителями и поэтому преображаются.

Икона написана в 1540-е годы в новгородских землях. Новгород более чем за полвека до этого утратил былую силу и славу, будучи насильственно присоединен к Москве Иваном III . Однако, судя по цельности и глубине образного строя иконы, иконописные традиции обоих городов в ней органично соединились. Новгородские мастера следовали здесь московским, но не современным им, а более ранним: Андрею Рублеву и Дионисию. «Иконников», которых можно было бы сравнить с этими великими художниками, на Руси тогда уже не было. Но духовный идеал времени Рублева и Дионисия – «золотого века русской иконы», – как видим, распространился далеко за московские пределы и остался актуальным даже через много лет после их кончины.

См.: Александр Копировский. Введение во храм. Очерки по церковному искусству. – М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. С. 193 – 198.

Догматическое значение Воскресения Христова

Икона Воскресение Христово изображает центральное событие христианской веры, ее краеугольный камень. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и вера в Бога, в силу добра и правды, возможно, была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни православного христианина. Апостолы говорили: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна (напрасна), тщетна и вера наша». «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (т. е. Он есть начало нашего будущего воскресения) (1 Кор. 15, 14, 20).

Воскресение Христово отражено в пятом члене (пункте) Символа веры: «И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими)». Эти слова заимствованы у апостола Павла: «Ибо я первоначально передал вам то, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15, 3-4). Из пророков о Воскресении Христовом предсказывал Давид: «Ибо Ты не оставишь души моей во аде, не дашь святому Твоему увидеть тление», то есть - воскресишь меня (Пс. 15, 10). Прообразом трехдневного Воскресения Христова служило трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита. На это указывает Сам Иисус Христос: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Иисус Христос пророчествовал ученикам о своей будущей смерти, страданиях и Воскресении, но апостолы не понимали смысла сказанного.

Момент Воскресения Христова непостижим по своей сущности для человека, в том числе и поэтому Спаситель на протяжении сорока дней являлся своим ученикам с верными доказательствами своего Воскресения (давал ученикам трогать раны от гвоздей и копья, ел перед ними и т. д.) и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия. И только проникнувшись, поверив, апостолы начинают проповедовать, при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в его жизни, и в жизни тех, кто принял «пасхальное благовестие» (поверил в Воскресение Христово), потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего с Христом в том, что смерть Его и Воскресение «действуют в нас» (2 Кор. 4,12). «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (в крещении), то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).

Сущность христианской веры, выраженная словами: «Христос Воскресе!», определяет и смысл жизни христианина, он видит этот смысл в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением, понимает, что настоящая (земная) жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Иначе говоря, смысл жизни христианина в уподоблении Христу и единении с Ним – ведение высокодуховной жизни, при которой станет возможной вечная жизнь в Царствии Божьем.

И здесь хочется привести актуальные и для нашего времени слова святителя Льва Великого, сказанные им в V веке на Пасху: «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и Воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец - не быть тем, кем он был, и начало - быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

События, связанные с Воскресением Христовым

Сам момент Воскресения Христова в силу величия, неподдающегося описанию, в текстах Евангелий отсутствует, есть лишь описание событий, так или иначе связанных с Воскресением Христовым.

Цикл событий, тесно связанных с иконой Воскресение Христово , начинается с воскрешения Иисусом Лазаря, совершившегося в дни приближающейся еврейской Пасхи – последние дни земной жизни Христа. К этому моменту злоба первосвященников и книжников, направленная на учение Иисуса Христа, уже кипела, а великое чудо воскрешения Лазаря, с одной стороны, значительно увеличило число уверовавших во Христа людей, с другой – укрепило и ускорило решение первосвященников схватить Спасителя и предать его смерти (Ин. 11, 12). Воскрешение Лазаря Иисусом Христом вспоминается православной церковью в субботу на шестой неделе Великого поста (накануне Вербного воскресенья).

На следующий день после воскрешения Лазаря Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, причем попросил привести ему осла как символ того, что он идет с миром (въезд в город на коне означал в то время враждебные намерения). По древнему иудейскому преданию Мессия – Царь Израилев должен быть явлен в Иерусалиме на Пасху. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя. Множество людей устилают дорогу перед Спасителем своей верхней одеждой и пальмовыми листьями (Мф. 21:1-17; Мк. 11:1-19; Лк. 19:29-48; Ин. 12:12-19). Это событие вспоминается Церковью в воскресенье шестой недели Великого поста и в просторечии называется Вербным воскресеньем, вербы заменяют пальмовые листья в российском народном обиходе. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Сейчас распускающиеся весною ветви вербы прославляют Спасителя как Победителя смерти.

Все последующие дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне стен Иерусалима. Поскольку Спаситель все время был окружен людьми, внимательно Его слушающими, у первосвященников не было возможности совершить убийство, оставалось только искушать его вопросами (Мф. 21, Мк. 11, Лк. 19, Ин. 12). Проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме вспоминается церковью в Великий вторник (вторник Страстной недели, последней перед Воскресением).

На четвертый день после торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал своим ученикам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26:2). В этот день первосвященники, книжники и старейшины народа еврейского решают погубить Спасителя хитростью и не в момент праздника, когда собирается много людей, а раньше, чтобы избежать всеобщего народного возмущения. В этот же день один из апостолов – Иуда Искариотский, не сумев победить своей жадности, пришел к первосвященникам, обещав за тридцать сребреников найти удобный случай, чтобы предать Иисуса Христа «не при народе» (Мф. 26:1-5,14-16; Мк. 14:1-2, 10-11; Лк.22: 1-6). Церковь вспоминает этот день в среду Страстной недели.

Вечером пятого дня после входа в Иерусалим Иисус Христос, зная, что он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами в приготовленную для пасхальной трапезы горницу. Здесь Иисус Христос сказал: «Очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22:15-16). Омыв ноги своим ученикам, Иисус Христос научил их смирению, показал, что не стоит считать за унижение для себя служить кому бы то ни было. На этой вечере после вкушения ветхозаветной Пасхи Иисус установил таинство Святого причащения, поэтому и называется она «Тайною вечерею». Во время Тайной вечери Спаситель рассказал апостолам, что один из них предаст Его. Слова учителя опечалили апостолов, каждый задавал себе и другим вопрос: «Не я ли?», обратившись же к Иуде Искариотскому, Иисус сказал: «Что делаешь, делай скорее». Апостолы не поняли истинного смысла этих слов и подумали, что Иисус посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. После ухода Иуды, продолжая беседовать с учениками, Иисус сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34, 35). Видя, что весть о возвращении Его к Отцу опечалила апостолов, он обещает им послать другого утешителя: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоан. 15, 26-27). Это обещание Иисуса исполнится через пятьдесят дней после его Воскресения. Иисус также предсказал апостолам, что им придется многое пережить за веру в Него. Свою беседу с учениками он закончил молитвой о них и обо всех, кто будет веровать в Него. После молитвы Спаситель пошел по обыкновению на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, и ученики его последовали за ним (Мф. 26:17-35; Мк. 14:12-31; Лк. 22:7-39; Ин. 13-18). Эти события вспоминаются церковью в Великий четверг Страстной недели.

, иконописец Юрий Кузнецов
Придя в Гефсиманский сад, Иисус молился: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Иисус сказал апостолам о том, что в скорби сердце его, просил их быть с ним, но, трижды подходя к ученикам, находил их спящими. В третий раз подойдя, сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня» (Мф. 26:45, 46). Во время этих слов к ним подошел Иуда с воинами и служителями от первосвященников. Иуде хорошо известно было место, где Иисус собирается со своими учениками. Подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Учитель!», и поцеловал Его. Это было тайным указанием на то, кто среди собравшихся Иисус (Мф. 26:36-56; Мк. 14:32-52; Лк. 22:40-53; Ин. 18:1-12).

В эту ночь собрались члены Синедриона, несмотря на то, что собираться верховное судилище могло только днем и в храме. На этом сборе, помимо членов Синедриона, были старейшины и книжники, все они заранее договорились осудить Иисуса Христа на смерть, но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину, достойную смерти. Они допрашивали Иисуса об Его учении и Его учениках, но не могли найти вины, пока один из первосвященников не спросил: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?», на что Иисус ему ответил: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». «Он богохульствует! – был приговор первосвященника. – Как вам кажется?» Все сказали в ответ: «Повинен смерти» (Мф. 26:63-66).

Наступило утро пятницы. Первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион опять собрали совещание. Они привели Иисуса Христа и снова осудили Его на смерть за то, что он называет Себя Христом, Сыном Божиим. Когда Иуда узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, мучительное раскаяние овладело его душой, возможно, он не думал, что дело зайдет настолько далеко. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать сребреников, говоря: «Согрешил я, предав Кровь невинную». Они же ответили ему: «Что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела). И повели Иисуса Христа на суд римскому правителю в Иудее – Понтию Пилату, так как сами без его утверждения не могли исполнить свой приговор (Мф. 27:3-10).

Понтий Пилат по случаю Пасхи находился в Иерусалиме. Когда к нему привели Иисуса, он сказал первосвященникам: «В чем вы обвиняете этого человека? Если он злодей, возьмите его и сами судите по законам вашим». «Нам не позволено предавать смерти никого», – отвечали они ему. Понтий Пилат, поговорив с Иисусом Христом, понял, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти римлян. Выйдя к первосвященникам, объявил им, что он не находит никакой вины в этом человеке. Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что он возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи. Узнав, что Иисус из Галилеи, Понтий Пилат отсылает его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме. Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда, так как понимал, что Иисуса предали из-за зависти (Мф. 27:2, 11-14;Мк. 15:1-5;Лк.15:1-7;Ин. 18:28-38).

Ирод же отослал Иисуса Христа обратно к Понтию Пилату, причем в светлых – оправдательных – одеждах (Лк. 23: 8-12). Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: «Вы привели ко мне человека сего как развращающего народ, и вот я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его, и Ирод также, ибо я посылал Его к нему, и ничего не найдено в Нем достойного смерти. Итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23: 14-17). У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Понтий Пилат был уверен, что народ выберет Иисуса, а не Варавву – разбойника и убийцу. Но, видимо, первосвященники и фарисеи, исполняющие роль учителей еврейского народа и в связи с этим имеющие авторитет, научили толпу просить освобождения Вараввы. И толпа скандировала: «Распни его! И отпусти нам Варавву!» Еще трижды Понтий Пилат пытался склонить людей к тому, чтобы отпустить Иисуса, и узнать у толпы, какое же зло он совершил, что они так хотят его смерти. Но толпа была неумолима и, не давая объяснений, продолжала кричать: «Распни его!» Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, чтобы умыть свои руки перед народом, и сказал: «Неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (то есть пусть эта вина на вас падет). Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие (Мф. 27:15-26; Мк. 15:6-15; Лк. 23:13-25; Ин. 18:39-40; 19:1-16).

Осужденным на распятие полагалось нести свой крест до места казни. Холм, на который вели Иисуса Христа, назывался Голгофой, дорога туда была неровной, гористой. Измученный побоями и душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая и опять поднимаясь. Когда процессия дошла до городских ворот, где дорога начинала подниматься в гору, он уже совсем был без сил. Тогда воины велели нести крест Симону, который с состраданием посмотрел на Христа (Мф.27:27-32; Мк. 15:16-21;Лк. 23:26-32; Ин. 19:16-17).

Казнь распятия на кресте была самой жестокой и самой низкой, так как по еврейскому закону повешенный на древе считался проклятым. Первосвященники, присудившие к такой смерти Иисуса Христа, хотели навсегда развенчать Его славу, а Он же когда Его распинали, молился за них: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». На кресте каждого распятого была прибита табличка с указанием его вины, на кресте Иисуса было написано: «Царь иудейский». Первосвященники настаивали на том, чтобы Понтий Пилат дописал «Он говорил, что Царь иудейский», но римский правитель не стал этого делать. Последние часы жизни Иисуса Христа были наполнены оскорблениями и насмешками: первосвященники, книжники, старейшины и воины, охранявшие казненных, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: ″Я Божий Сын″». Во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. Как только Иисус Христос был распят, началось редчайшее явление – солнечное затмение. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе, наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец-страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Перед смертью Иисус громким голосом произнес: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой», преклонил голову и умер. Тут все присутствующие почувствовали толчок из-под земли – началось землетрясение. Сотник и воины, которые охраняли распятого Спасителя, испугались и говорили: «Истинно, человек этот был Сын Божий». И народ, наблюдающий казнь и все видевший, испугавшись, стал расходиться (Мф. 27:33-56; Мк. 15:22-41; Лк. 23: 33-49; Ин. 19:18-37).

Знаменитый член Синедриона и тайный ученик Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский, человек добрый и праведный, попросил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Иосиф и Никодим (еще один ученик Христа из Синедриона) обвили тело Спасителя плащаницей и положили Его в пещере, которую Иосиф высек в скале для своего погребения, привалив вход огромным камнем. На следующий день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника Пасхи) пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! Мы вспомнили, что этот обманщик, еще будучи в живых, сказал: ″После трех дней воскресну″. Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого». Пилат ответил им: «У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете». Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать и поставили воинскую стражу (Мф. 27:57-66; Мк. 15:42-47; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42). Великая пятница Страстной недели посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад, и все души праведных людей, которые ждали Его пришествия, были освобождены (Еф.4:8-9; Деян.2:31; 1Пет.3:19-20). В канонических книгах Нового Завета есть лишь отдельные упоминания апостолами о сошествии Христа в ад, наиболее полно это событие описано в апокрифическом Евангелии от Никодима. Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование церковного учения по данному вопросу, а также на его иконографию. По учению Церкви, человеческая душа Иисуса в глубинах ада проповедовала и душам умерших грешников (до сошествия Христа в аду уже вел евангельскую проповедь Иоанн Креститель). Пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его в ад для избавления душ умерших вспоминается церковью на Страстной неделе в Великую субботу.

По прошествии субботы, ночью, на третий день после страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Утром же с Небес сошел ангел Господень и отвалил камень от двери гроба. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и остолбенели, а очнувшись от страха, разбежались. В это же время Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины-мироносицы, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело, согласно традициям. Подойдя к пещере, они увидели, что камень отвален. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал, еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Петр и Иоанн первыми из учеников прибежали ко гробу. Иоанн, не решаясь войти, остался у входа, Петр же сразу вошел внутрь. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в Воскресение Христа, Петр же удивлялся внутри себя всему происшедшему. Когда Иоанн и Петр ушли, Марии Магдалине, оставшейся у гроба, было первое явление Христа по Воскресению. Мария, увидев, что перед нею стоит Иисус Христос, с радостью бросилась к Нему, но Спаситель не разрешил ей коснуться себя, сказав: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам с вестью о том, что видела Господа. По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Иисус Христос встретил их по дороге и сказал им: «Радуйтесь!» Они же подошли, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Иисус Христос сказал им: «Не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня». Мария Магдалина с Марией Иаковлевой рассказали одиннадцати ученикам и всем, кто был рядом, великую радость о том, что Иисус Христос жив, и они видели Его, но ученики не поверили им. После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем Воскресении. После третьего явления многие перестали сомневаться в действительности Воскресения Христова, хотя и оставались еще среди учеников те, кто не верил в возможность случившегося.

Воины, охранявшие вход в пещеру, сообщили обо всем случившемся первосвященникам. Опасаясь, что слава Иисуса окрепнет еще больше, первосвященники решили скрыть происшедшее от народа и подкупили воинов, велев говорить им о том, что тело Иисуса Христа ночью, пока стража спала, унесли его ученики. Воины так и поступили, как были научены (Мф. 28:1-15; Мк. 16:1-11; Лк. 24:1-12; Ин. 20:1-18).

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, двое учеников Христовых (из числа 70), Клеопа и Лука, шли из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они рассуждали обо всех происшедших в Иерусалиме событиях, вдруг к ним присоединился путник и, услышав их сомнения в том, что Иисус был избавителем Израиля, сказал им: «О несмысленные (не умеющие увидеть суть) и медлительные (не чуткие) сердцем на то, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?», далее продолжив разъяснять все сказанное пророками, начиная с Моисея. Во время ужина путник взял хлеб, благословил, преломил и подал его ученикам, в этот момент открылись у них глаза, и они узнали Иисуса Христа, но Он стал невидим для них. Клеопа и Лука тут же собрались и пошли обратно в Иерусалим, чтобы рассказать о чуде, происшедшем с ними (Мк. 16:12-13; Лк. 24:18-35).

Во время беседы апостолов с возвратившимися из Эммауса учениками, несмотря на запертые из-за страха перед иудеями двери, посреди апостолов возник Иисус Христос. Апостолы смутились и испугались этого события, думая, что перед ними стоит дух. Но Иисус Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите (потрогайте) Меня и рассмотрите; ведь дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Далее, в подтверждение своих слов, Иисус Христос ел и пил перед учениками, беседуя с ними: «Вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах». «Мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас», – сказав это, Спаситель дунул на них и продолжил: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Среди апостолов в этот вечер не было Фомы, апостолы рассказали ему о явлении им Иисуса Христа, но Фома, выслушав их, сказал, что не поверит, пока сам не увидит воскресшего Спасителя (Мк. 16:14; Лк. 24:36-45; Ин. 20:19-25).

Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе, в этот раз Фома был с ними. Двери были заперты, как и в первый раз. Иисус Христос вошел в дом при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: «Мир вам!» Потом, обратившись к Фоме, сказал ему: «… и не будь неверующим, но верующим». Тогда апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», Иисус Христос ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали» (Ин. 20: 26-29). Церковь вспоминает два явления Иисуса Христа апостолам в следующее после Пасхи воскресенье – праздник Антипасха или Фомина неделя (Фомино воскресенье).

Согласно повелению Иисуса Христа, которое он передал через Марию Магдалину и Марию Иаковлеву во второе свое явление, ученики ушли в Галилею. Там около моря Тивериадского явился Иисус Христос ученикам, простил и восстановил отрекшегося Петра в апостольстве (Ин. 21). Во время следующего явления апостолам и более чем пятистам своим ученикам Иисус Христос сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы (учению Моему), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; поучайте их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь». Сорок дней после своего Воскресения Иисус Христос являлся ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием (Мф. 28:16-20; Мк. 16:15-16).

О всех вышеописанных событиях свидетельствуют все четыре Евангелия, являющиеся важнейшей частью христианского Святого Писания (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20-21).

В рассказе использованы материалы широко известного
учебника «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского.

Коротко об иконографии Воскресения Христова

В древнехристианском искусстве на иконах Воскресение Христово изображалось в символико-аллегорической форме, часто использовались ветхозаветные прообразы, например, изображение Ионы в чреве кита. (Мф. 12:40) Из-за отсутствия евангельского рассказа о Воскресении Христовом художники длительное время избегали изображать этот сюжет на иконах. Его заменой служили эпизоды и сюжеты явлений воскресшего Христа: Марии Магдалине, ученикам по пути в Эммаус, в самом Эммаусе и другие.

В ранневизантийском искусстве соединились иллюстрация евангельского повествования и изображение гробницы Спасителя в виде храма (или креста), построенного императором Константином Великим на месте Воскресения Христова - храм Гроба Господня.

Позже Воскресение Христово , которое по своей сути является спасением человека от смерти и ключом к вечной жизни в Царствии Небесном, стало изображаться как «Сошествие Иисуса во ад» для спасения душ умерших. В Евангелиях это событие почти не описано, поэтому основным литературным источником для данной композиции стали апокрифические источники, в первую очередь Евангелие от Никодима, самая старая часть этого текста предположительно датируется IV веком.

Композиция «Сошествие Иисуса во ад» появилась примерно в XII веке, тогда же в западных памятниках появились первые попытки написать икону Воскресение Христово в виде Его выхода из гроба. Начиная с XVII века на русских иконах появляются два центра: собственно Воскресение Христово, где Иисус изображается в ореоле над гробом, и «Сошествие во ад» со множеством мельчайших деталей из апокрифических источников.

Поскольку первыми свидетелями Воскресения Христова были жены-мироносицы, композиция «Жены-мироносицы у гроба Господня» становится самостоятельным сюжетом, широко распространенным на Руси. Победа над смертью и радость совершившегося, которую благовествует ангел мироносицам, привлекали христианских мастеров и побуждали вновь и вновь изображать это событие.

Все перечисленные выше сюжеты объединяет то, что в них фигура Христа всегда изображалась, в отличие от всех других сюжетов, окруженная светом, расходящимся лучами во все стороны. Со временем на иконах Воскресения Христова , как и на иконе Ю.Э.Кузнецова, все сюжетные элементы, как правило, опускались, и оставалась только фигура Спасителя в центре в ярком сиянии.

Какое чудо произошло

Странно говорить о Боге, спрашивая о чудесах Господних: «Какое чудо произошло?», ибо мы всегда говорим о Его чудесах в наших рассказах о христианских святых в истории Православной Церкви. Все чудеса, совершенные Им, записаны в Четвероевангелии, все чудеса по воле Его совершали апостолы и святые отцы-чудотворцы.

Но самое большое чудо – это воскресение человеческой души, когда человек находит Господа в сердце своем. Происходит чудо обожения, и дети человеческие становятся детьми Божьими. Это великое счастье, дарованное Им человеческому роду в том грядущем, о котором возвещали ветхозаветные пророки. Чудо Воскресения Господа мы празднуем из года в год, когда зажигается священный пасхальный огонь – знак и символ бескорыстной и всепрощающей Господней любви.

Ликует паства. В Иерусалиме
Огонь священный по свечам бежит,
А значит, Ты, Господь, нас не покинул –
Нам есть кому молиться и служить.

Но изо всех Твоих чудес на свете
Я поражаюсь прежде одному –
Безмерному терпенью Твоему
К таким большим и непослушным детям…
Ольга Троицкая
Пасха, 2011

Иерусалимский храм Воскресения Христова

Испокон веков это место собирает к себе паломников со всего мира, ежегодно в храме совершается обряд схождения Благодатного огня, используемого в пасхальной церемонии выноса Святого Света из Гроба Господнего. Эта церемония проводится в Великую субботу и в символических действиях показывает события Страстей Господних – смерти, положения во гроб и Воскресения Иисуса Христа. Вынос же Святого Света (Огня) символизирует воскресшего Господа. Церемония в храме Воскресения Христова издавна проводится с участием разных христианских церквей.

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, был возведен императором Константином в IV веке. В 326 году его мать, императрица Елена, прибыла в Иерусалим в целях паломничества и поиска христианских реликвий, именно она была инициатором строительства храма над пещерой, в которой был погребен Иисус Христос. Храм был торжественно освящен в присутствии представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 года.

Храм Воскресения Христова представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий: Голгофу с местом распятия Иисуса Христа; Кувуклию – часовню в центре храма, скрывающую непосредственно пещеру с гробом; Камень помазания, на котором находилось тело Иисуса перед погребением и было помазано благовониями; Кафоликон (главный храм комплекса); подземный храм Обретения Животворящего Креста; храм Святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

В настоящее время храм Воскресения Христова разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, например, Гробом Господнем, являющимся главным алтарем храма, сообща владеют православные, армяне Апостольской церкви и католики, и только они имеют право поочередно служить здесь литургии. Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не возникало недоразумений, ключи от храма с 1109 года хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Nusseibeh. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

В древности богослужение в Иерусалимской церкви – пасхальное бдение (вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с обряда возжения вечернего света. Обряд благословения вечерней свечи описан в Лекционарии (сборнике библейских литургических чтений) V – VII веков. Однако во «Втором слове о Воскресении» Григория Нисского, известного церковного писателя, богослова и философа, жившего в IV веке, уже встречается упоминание о чуде схождения Благодатного огня в канун Воскресения Христова, которое ежегодно ожидается всеми христианами и в наше время. В учебнике «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, более полувека использующемся в православных учебных заведениях, о Благодатном огне также говорится как о чуде, с приведением рассказов паломников.

С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и наступление власти «тьмы».

Церковная церемония выноса Святого огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи. В храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть чудо схождения Благодатного огня, среди них, помимо христиан, есть как представители множества религий, так и атеисты. За общественным порядком во время церемонии следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до десяти тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом.

Все находящиеся в храме люди с трепетом ждут выхода патриарха из Кувуклии с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. В дальнейшем от Благодатного огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, потом его доставляют авиарейсами в разные страны мира, в последние годы и в государства бывшего Советского Союза.

Значение иконы

Икона Воскресение Христово – свидетельство самого главного события, которое произошло в бывшей и грядущей истории человечества. Им, Воскресением Христовым, упразднялась смерть. Прежде всего, духовная. Для всех раскаявшихся, для всех, кто готов стать на путь христианства. В Евангелии мы видим первый этому пример, как распятый вместе с Иисусом Христом разбойник просит Спасителя помянуть его, когда Он будет в Царствии Его. И Христос обещает Ему это (Лк. 23, 42–43). И так и случилось.

Это был первый пример покаяния, истинного и глубокого, и – великого воскресения преображенной верой в Него души.

Икона крестьянского письма. Композиция традиционная. Живопись примитивная. В среднике Воскресение и Сошествие во ад, по периметру средника 12 праздников. Фон средника, клейм жёлтый. Обводка по внутреннему периметру средника тёмно-коричневая. Нимбы жёлтые с красной обводкой. На полях, поясняющие тексты.

В среднике иконы представлено Воскрешение – Сошествие во ад в развернутой иконографической редакции, для которой характерна подробная трактовка основного события – с включением дополнительных сюжетных мотивов. В центре композиции представлен Христос во славе, стоящий на сломанных адских вратах и держащий за руку восстающего из гроба Адама, на которым следует процессия праведников в белых одеждах. Еще одна процессия, включающая в себя традиционные изображения пророков и праотцев, представлена слева от Христа, вверху (некоторые из пророков держат в руках в руках атрибуты своих пророчеств). Эту процессию возглавляют Иоанн Предтеча, Давид и Соломон. Во второй раз Иоанн Предтеча и Давид изображены справа от Христа, рядом с райскими вратами, причем Давид держит в руках развернутый свиток. Второе изображение Соломона, также со свитком, располагается в отверстой пасти ада, рядом с группой праведников в белых одеждах. В правом нижнем углу средника представлен восставший из гроба Христос с ангелами у врат ада (здесь же изображены спящие воины). Между этой сценой и олицетворением ада изображены ангелы, побивающие многочисленных бесов. В верхней части композиции представлен рай, у ворот которого изображены отлетающий серафим и благоразумный разбойник, беседующей с Илией и Енохом (слева) и с праведными, входящими в рай (справа). Историю благоразумного разбойника предваряет своеобразный парафраз его евангельской беседы с Христом – изображение Христа, вручающего крест разбойнику.

В верхней части композиции, в центре, представлено Воскресение Христово в типе «Восстание из гроба». Выше изображено Вознесение; над этой сценой на верхнем поле - Новозаветная Троица («Сопрестолие»). По сторонам сцен «Восстание из гроба» и «Вознесение» в верхней половине иконы изображены: слева - Распятие, Уверение Фомы, Положение во гроб, Явление Христа Марии Магдалине и Явление ангела женам мироносицам; справа - Вечеря в Эммаусе, беседа благоразумного разбойника с Илией и Енохом в раю, апостол Петр у пустого гроба Господня.
В нижней части иконы - композиция «Сошествие во ад», включающая изображения ангелов, сковывающих сатану и святых, шествующих в рай. В правом нижнем углу иконы изображено Явление Христа апостолам на Тивериадском озере.

В среднике изображено Воскресение Христово - Сошествие во ад. Вокруг средника 12 праздников: Вознесение, Троица, Вход в Иерусалим, Воскрешение Лазаря, Тайная вечеря, Омовение ног, Биение у столба, Возложение тернового венца, Несение Креста, Распятие, Снятие со Креста, Положение во гроб. Вокруг располагаются минеи, по 4 с каждой стороны., начиная с сентября. Вокруг миней - изображения чтимых Богородичных икон.

Композиция традиционная: в среднике, в золотистой рамке Воскресение и Сошествие во ад на золотистом фоне. Цвета одежд алые, зеленоватые, охристые с ассистом. Письмо миниатюрное, близкое к палехским образцам. По периметру средника в 12-ти клеймах двунадесятые праздники.

Ярославская икона представляет собой сложный иконографический извод, включающий изображения "Воскресения", "Сошествия во ад" и Рая - встречи Благоразумного разбойника с праотцем Енохом и пророком Илией. Подобная композиция получила распространение на Руси с XVII века.

В среднике иконы представлено «Воскресение – Сошествие во ад» в развернутой иконографической редакции, для которой характерна подробная трактовка основного события – с включением дополнительных сюжетных мотивов. Основную часть средника занимает фронтальная фигура Христа, стоящего на сломанных адских вратах, восстающие из гробов Адам и Ева и группа пророков и праведников во главе с Иоанном Предтечей справа от Спасителя.

На православных иконах изображение Спасителя, встающего из гроба, вокруг которого лежат спящие воины, появилось поздно. Традиционно Воскресение Христово передают либо композиция «Сошествие Христа во ад», либо «Мироносицы и ангел у Гроба».

Воскресение Христово. Мозаика храма монастыря преподобного Луки в Фокиде (Осиос Лукас). XI век


Схождение во ад. Мозаика кафедрального собора Венеции — базилики Святого Марка. Венеция. 11 век. Христос попирает аллегорическую фигуру Ада – этот мотив часто встречается в иконографии

Пасха или Воскресение Христово - это не просто праздник. Это событие, факт, с которого началось Христианство. Слово «пасха» значит переход: от небытия - к бытию, из ада - в рай, от греха и смерти - к жизни и бессмертию.


Воскресение Христово. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Главный факт Воскресения Христа – неоспоримый: Христианству более 2000 лет. Несмотря на гонения древние и новые. Несмотря на теорию эволюции, полеты в космос, обещания показать последнего попа в 80-х годах 20 века. Потрясенные событием небывалым – воскресением своего умершего на Кресте Учителя, апостолы не могли молчать и разошлись с вестью по многим странам. Весть о воскресшем Христе апостолы записали в книгу «Евангелие» (с греч. – Благая весть).


Воскресение Христово. Изображение Суздальских златых врат. XII век


Явление Христа женам мироносицам и Воскресение. Фрагмент диптиха из слоновой кости. Константинополь. X век


Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век


Ангелы на Гробе Господнем, Явление Христа Марии Магдалине. Фреска Джотто в Ассизи. Ок. 1320 г


Воскресение Христово. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Конец XIII века


Явление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века


Воскресение Христово. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века


Воскресение Христово. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Явление Ангела Женам-Мироносицам после Воскресения Христова. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Явление Христа Женам-Мироносицам (Богоматери и Марии Магдалине) после Воскресения. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Уверение Фомы. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Но даже апостолы не все сразу поверили в то, что Христос воскрес из мертвых. А один, Фома, прозванный потом неверующим, даже попросил Христа потрогать руками раны на Его теле. Воскресший Бог ему это позволил. И ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:28-29). Господь это сказал всем тем, кто не видел исторического Христа, но кому дается сердечное, опытное общение с воскресшим Христом в таинстве Причастия.


Воскресение Христово и Сошествие во ад (в двух разных сценах) со сценами Шествия праведных в Рай, Чудесного улова рыбы апостолами и Благоразумного разбойника в Лоне Авраамовом. Русская икона второй половины XIX века


Явление Христа Марии Магдалине. Картина А. Иванова. 1835 г


Воскресение Христово. Палехская икона рубежа XIX-XX веков


Воскресение Христово. Мозаика храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург). Рубеж XIX-XX веков

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь, и вера наша тщетна», — пишет апостол Павел. Есть люди, которые верят во Христа, но не верят в Его воскресение. Такая вера действительно тщетна, пуста. Христос и Воскресение – неразделимы. Именно Своим воскресением Христос победил зло и смерть. И только веруя в Воскресшего Господа, мы приобщаемся этой победе. Вот почему Воскресение Христа — это ядро православной веры, которое выражается в пасхальном приветствии: «Христос воскрес – воистину воскрес!».



Животные