Архимандрит Александр (Заркешев): «Несмотря на все трудности, быть рядом с паствой. Есть ли православие в Иране? Притеснения протестантов в Иране

6 октября 2010 года делегация Русской Православной Церкви в соответствии с решением Священного Синода от 31 мая 2010 года прибыла в Тегеран для участия в VII заседании Совместной комиссии по диалогу «Ислам – Православие». В этом году встреча русской и иранской сторон посвящена теме «Роль религии в жизни человека и общества».

Возглавляет делегацию епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт. В состав делегации входят заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых), настоятель Свято-Николаевского собора в Тегеране игумен Александр (Заркешев), секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья, преподаватель Московской духовной академии Д.В.Сафонов.

Заседание открылось в Центре по межрелигиозному диалогу Организации по культуре и исламским связям Ирана, где традиционно встречается комиссия. Церковную делегацию тепло приветствовали руководитель Организации по культуре и исламским связям Ирана ходжат-аль-ислам Муххамад Хусейн Мозаффари. В начале встречи поочередно были прочитаны отрывки из Корана и Евангелия. Игумен Филипп (Рябых) зачитал отрывок из Евангелия от Матфея (глава 28), посвященный воскресению Христа из мертвых и Его повелению ученикам проповедовать благую весть всему миру.

Затем епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт огласил приветствие Святейшего Патриарха Кирилла, направленное участникам диалога.

Приветствие участникам VII заседания Совместной российско-иранской богословской комиссии по диалогу «Ислам – Православие»

Уважаемые участники заседания!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в Тегеране для работы в рамках Совместной российско-иранской богословской комиссии по диалогу «Ислам – Православие».

В этом году отмечается 15-летие диалога Русской Православной Церкви и мусульманской общины Ирана. За это время нам удалось добиться взаимопонимания по многим аспектам культурной и духовной жизни общества. Благодаря плодотворному сотрудничеству сформулирована совместная позиция по ряду актуальных вопросов, таким как озабоченность растущей секуляризацией современного мира, необходимость информационного противостояния вызовам религиозной традиции, защита нравственных ценностей. В наших отношениях установилась атмосфера доверия и соработничества.

Заявленная тема конференции – «Роль религии в жизни человека и общества» – вновь обретает особую остроту, ибо сегодня мы наблюдаем стремительное распространение религиозного и нравственного релятивизма во всем мире. Прежде всего, это касается попыток вытеснить из жизни человека подлинные религиозные ценности и заменить их культом безудержного потребления и вседозволенности. Экономика, становясь доминантой социального развития, навязывает людям гонку за материальными благами и плотскими удовольствиями. Веру и мораль пытаются представить никому не нужными старомодными понятиями. В итоге разрушаются вековые традиции народов, устои семьи и общины, а через это искажается и сама человеческая личность.

Участники нынешней встречи призваны обсудить и показать важность и значение религиозной жизни для укрепления нравственного здоровья общества. Надеюсь, что очередное заседание комиссии внесет весомый вклад в развитие взаимопонимания между нашими религиозными общинами.

+ КИРИЛЛ,
Патриарх Московский и всея Руси

Епископ Смоленский и Вяземский Феофилактотметил, что в настоящее время являются весьма востребованными братские отношения между традиционными религиозными общинами двух стран, которые стремятся выстраивать свою жизнь на основе духовно-нравственных законов. Он также поблагодарил иранскую сторону за теплое и сердечное отношение к представителям Русской Церкви и пожелал, чтобы заседания продолжились в том же духе взаимоуважения, который отличает встречи сторон.

Епископ Феофилакт отметил как важное историческое событие перевод на фарси «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» . Данный перевод по просьбе Отдела внешних церковных связей был выполнен лучшими российскими лингвистами – научными сотрудниками Московского государственного лингвистического университета и представляет собой первый опыт перевода на язык индо-иранской языковой группы. Экземпляры «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на фарси были розданы всем участникам диалога и его гостям.

Владыка Феофилакт отметил, что данный документ является выражением уважения к народу Ирана, его религиозной и интеллектуальной традиции, а также выразил надежду на то, что он будет интересен иранской стороне.

В рамках визита церковной делегации, которая продлится до 10 октября, запланированы богослужения, встречи с религиозными деятелями Ирана, а также встречи с соотечественниками.

Без хорошего знания религиозных традиций друг друга невозможно глубоко понять Россию и Иран

Накануне VII раунда диалога «Ислам-Православие» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) дал интервью православной радиостанции «Радонеж» . Беседу вел преподаватель Московской духовной академии и сотрудник ОВЦС Д.В.Сафонов.

Диалог «Ислам Православие» проходит уже в течение 15 лет. Не могли бы Вы рассказать о результатах этого диалога? Каково его значение для Русской Православной Церкви?

– Для России отношения с исламским миром всегда были важны, поскольку значительная часть населения России является мусульманами, и мы – православные христиане – живем бок о бок с мусульманами на протяжении многих столетий. Иран традиционно является соседом России. Хотя современная Россия не имеет общей сухопутной границы с Ираном, тем не менее, в прошлом Россия имела такую границу. Отношения двух стран были непростыми, но было и очень много светлых страниц. России и Ирану удавалось находить пути для мирного сосуществования. Задачей России было обеспечение мира на своих рубежах, это же было и задачей для Персии.

Добрососедство невозможно без хорошего знакомства с культурой друг друга. Так, для наших обществ очень важна роль религии. Без хорошего знания религиозных традиций друг друга невозможно глубоко понять Россию и Иран. Поэтому благодаря нашему диалогу мы знакомимся с религиозной жизнью, составляющей основу для общественной и частной жизни в наших странах. Иранские делегации, приезжая в Москву, всегда посещают духовные центры Русской Православной Церкви. Мы предоставляем им возможность побывать в главных православных храмах, встретиться с православными богословами, увидеть религиозную жизнь нашей страны. По такой же программе всегда проходят и наши визиты в Иран: русские делегации встречаются с иранскими богословами, политиками, общественными деятелями, посещают культурно и религиозно значимые места Ирана, бывают в богословских центрах этой страны. Таким образом, один из важных результатов нашего диалога – это близкое знакомство друг с другом.

Кроме того, мы всегда обмениваемся взглядами на современную жизнь и перспективы совместных действий в регионе и на международной арене. Например, пятое по счету заседание в Тегеране, в котором я принимал участие, было посвящено эсхатологии: разделу богословия, который говорит о конце мира, о том, что будет после этого конца. Эта тема имеет очень большое значение для оценки современного состояния мира и варианты развития дальнейших событий в нем.

Мы пытались сравнить подходы к этим темам иранских и православных богословов, найти какие-то пересечения и близкие взгляды на то, через какие духовные этапы должно пройти человечество и какова будет главная характеристика этих этапов. Во многом мы обнаружили совпадения, хотя констатировали и принципиальные вероучительные расхождения. Например, в ходе заседания возникла интересная дискуссия по поводу соотнесения справедливости и любви на Страшном Суде. Мусульмане настаивали на первостепенной важности справедливости, тогда как православные подчеркивали любовь и милосердие Создателя, конечно, не отрицая при этом и справедливость. Такие дискуссии характеризуют все наши диалоги. На этот раз тема диалога посвящена присутствию религии в обществе. Но мы будем обсуждать не только общественно значимые темы, но и те религиозные основания, на которых строится отношение верующих людей к общественным вопросам.

Отец Филипп, не могли бы Вы назвать состав делегации Русской Православной Церкви, которая отправляется в Иран?

– Решение о составе комиссии принималось Священным Синодом, что указывает на уровень отношения Русской Православной Церкви к этому диалогу. Состав делегации формируется не просто церковным учреждением, ответственным за внешнюю деятельность, а высшим руководством Русской Церкви. Более того, делегация, которая направляется в Иран, будет отчитываться перед ним о результатах этого раунда диалога.

По решению Священного Синода в состав делегации Русской Православной Церкви входят епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт (он возглавляет делегацию), заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых), настоятель Свято-Николаевского собора в Тегеране игумен Александр (Заркешев), секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев (в его компетенцию входит ведение диалога с другими религиями), а также преподаватель Московской духовной семинарии и академии, сотрудник ОВЦС Д.В.Сафонов. С нами должен был поехать профессор МДАиС А.И.Осипов, многолетний участник этих диалогов, но, к сожалению, он оказался в больнице и не сможет участвовать в этой поездке.

По решению Священного Синода Владыка Феофилакт сейчас является также управляющим православными приходами в Туркмении. Его главная задача состоит в налаживании полноценной церковной жизни в этой республике главным образом для русскоязычного населения, которое там проживает. Поэтому владыка Феофилакт регулярно посещает Туркмению с пастырскими визитами, вступает в диалог с местным исламским духовенством и с властями этой страны. С одной стороны Иран и Туркмения находятся в непосредственной близости друг от друга, а с другой стороны у Владыки уже есть опыт ведения диалога с представителями исламского мира. Думаю, что это и определило выбор священноначалия Русской Православной Церкви, назначившего его главой делегации.

Каков круг вопросов, который будет обсуждаться на седьмом раунде заседания комиссии «Ислам – Православие»?

– Тема заседания диалога «Ислам – Православие» в этом году посвящена роли религии в жизни человека и общества. Формулируя тему, мы провели консультацию с иранской стороной на предмет того, каким подтемам могли быть посвящены наши переговоры. Для этого в феврале этого года в Иран ездила передовая группа из двух человек. В результате мы определили следующие вопросы.

Прежде всего, мы будем обсуждать влияние религии на различные сферы жизни общества: культуру, социальную сферу, политическую, экономическую. Общий интерес представляет вопрос – как наша вера преломляется во всех направлениях общественной деятельности?

На обсуждение также выносится проблема соотношения религиозной традиции и доктрины прав человека. В современном обществе, в том числе на международном уровне, есть консенсус по поводу того, что права человека являются общими ценностями для всех стран. Однако в каждой стране есть свое понимание и свой опыт воплощения этих прав и свобод. Мы хотели бы поразмышлять над тем, как правозащитная концепция сочетается с религиозной традицией, как выстраиваются отношения между ними. С одной стороны, у человека есть право выбирать религию и, с другой стороны, – право религиозной общины защищать свою целостность и свою традицию. Как достигнуть согласования между этими двумя утверждениями? Как сделать так, чтобы соблюдалась и свобода человека, и защищались религиозные традиции. Нельзя отказываться от одного и поддерживать только другое, тогда начинаются разные конфликты и нестроения. Нужно находить мудрый баланс.

Еще одна тема – это свидетельство религиозного сообщества секулярному миру. Сегодня есть люди, которые считают, что общественная жизнь и жизнь отдельного человека должна основываться только на материальных ценностях или на атеистических воззрениях. Максимум, допускаемый для религии, – это частная сфера жизни. Там, где-то в душе, в кругу своей семьи ты можешь верить, во что ты хочешь, а здесь в обществе совершенно другие ценности, которые почему-то объявляются общими и приемлемыми для всех. В Русской Православной Церкви нередко задаются вопросом: насколько постулат о том, что счастье человека определяется только материальным благополучием, является общепризнанным в мире? Почему всё наше законодательство и правила жизни должны исходить из этого представления. Вместе с мусульманами, для которых ценность религиозной жизни является очень важной, мы можем сказать вместе отстаивать такое мировоззрение на международной площадке. Для нас, православных верующих, религиозная жизнь также является центром нашего миропонимания.

Четвертый вопрос собеседований – это роль религии в укреплении нравственности в обществе. Как воспитывать современного человека, и вообще имеет ли на это право общество? Общественные установления не могут держаться только на принудительной силе полиции или армии. Что есть добро, что есть зло – об этом человек должен выносить суждение из своего сердца. Лучший и надежный страж над человеком – его совесть. Укрепление совести, развитие этого внутреннего различения добра и зла, как раз всегда велось в рамках религиозной традиции. Именно религия воспитывает человека в нравственной системе координат. В России – это преимущественно христианство, а в Иране – это ислам.

Наконец, последняя тема – религия и молодежь. Она обобщает все предыдущие темы, потому что нельзя говорить о соотношении веры и общественной жизни, если молодежь не усваивает религиозный взгляд на мир и не продолжает его. Будем говорить о том, как можно утверждать в молодежной среде религиозные ценности и что мы можем для этого делать? Собственно это и есть круг вопросов, которые мы предполагаем обсудить.

Мусульмане Ирана воспринимают этот диалог как диалог цивилизаций. Каково отношение Русской Православной Церкви к этому?

– В общем-то, в этом вопросе наши взгляды близки. В Русской Православной Церкви с большой симпатией относятся к термину «цивилизация». Как правило, под цивилизацией понимается совокупность культурных, политических, экономических, религиозных традиций и форм существования, которые разделяет определенная общность людей, имеющая свой географический ареал распространения. Однако в глобальном мире представители одной цивилизации могут существовать в рамках другой цивилизации. Другими словами мы сталкиваемся с повсеместным переплетением разных цивилизаций. Кроме того, понятие цивилизация тесно увязано с личной идентичностью человека.

Для любого человека, как бы там не развивался мир, остается важным вопрос: кто я такой и как мое самопонимание должно влиять на мою жизнь? Сегодня идентичность состоит из многих уровней. Самым, наверное, высоким уровнем идентичности является цивилизационная идентичность. Человек может себя осознавать гражданином той или иной страны и одновременно причислять себя к исламской, христианской цивилизации. Таким образом, у людей возникает солидарность и сопричастность к жизни и судьбе других государств и народов.

Наконец, понятие цивилизации помогает преодолеть тот искусственный раскол, который начали навязывать деятели Просвещения между рациональным и духовным, религией и общественной жизнью. А в понятии цивилизации происходит ре-интеграция, некий новый синтез между духовным и материальным, что позволяет не разъединять их, а соединять. Поэтому, ведя диалог, в том числе, и с мусульманами Ирана, мы понимаем, что это не только богословский, но и межцивилизационный диалог. Каждый из нас любит и хранит свою цивилизационную идентичность, культурное наследие и духовное богатство. Мы можем вместе отстаивать в международных делах такие нормы и ценности, которые бы нам помогали сохранять свою самобытность и строить сотрудничество между народами. Таковы изначальные посылки, которые нами руководят при вступлении в диалог с мусульманами Ирана.

Почему Русская Православная Церковь ведет диалог именно с мусульманами Ирана, планируются ли подобные диалоги с мусульманами других стран?

– Этот диалог был основан благодаря усилиям нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, который в 1995 году посетил Иран. В 1997 году состоялся ответный визит в Москву аятоллы Мохаммада Али Тасхири. После встречи с покойным Патриархом Алексием II в 1997 году и было принято решение о начале такого регулярного диалога.

Никакой диалог невозможно проводить без обоюдного желания сторон. На разных международных площадках мы встречаемся с представителями разных традиций и регионов исламского мира. Мы хотели бы по образцу диалога с иранскими богословами развивать отношения с мусульманами других стран. Мы к этому открыты и ведем об этом переговоры.

Время от времени по всем СМИ и блогам в соцсетях проходят волны возмущений дикостью нравов в КНДР: чиновника высочайшего уровня свергли с политического Олимпа, расстреляли, добили реактивным снарядом, а потом скормили собакам. Иногда северокорейских чиновников казнят десятками, целыми трудовыми коллективами, причем на глазах у беременных жен, зомбированных детей и даже голодающих воробьев и чудом спасшихся от поедания людьми гусениц. Сетевой народ негодует и требует новых репрессий в отношении руководства КНДР. Реже, с меньшими подробностями людоедской жестокости, рассказывается о казнях христиан в Иране. Раз в год, а то и режемировые СМИ сообщают, что в Иране будут казнены христиане, причем казнят их исключительно потому, что они христиане.
Я совсем не собираюсь оправдывать режим северо-корейских коммунистических монархов, - даже если там никого не расстреливают, то мне он все равно не мил, - а вот то, что касается моего любимого Ирана, то с уверенностью могу сказать — ложь и неправда. Всегда, когда вам будут рассказывать, что в Иране казнят христиан за их веру, то знайте — вас нагло обманывают. Никаких репрессий христиан там нет, в чем я лично многократно смог убедиться.

1. Действующий храм Христа Всеспасителя в Исфахане.

Конечно, я не знаю реальной жизни христиан в Иране, вполне допускаю, что у них есть проблемы и они сталкиваются с жизненными трудностями на религиозной почве. Уверен, что совсем не просто быть религиозным меньшинством в стране, где 98% исповедуют одну религию. Скажем любой прозелитизм в Иране категорически запрещен, государство оберегает своих граждан и обращение мусульман в другие религии преследуется уголовным кодексом. Следовательно какая-либо христианская миссия под жестким запретом. Нам даже трудно представить аналогичную ситуацию в нашей стране, где, кроме православных, веками проживают представители разных религий, есть целые республики с преобладающим неправославным большинством, где есть реальная свобода вероисповедания и можно исповедовать любую религию или быть атеистом, и где религиозность народа весьма условна. Ведь когда 85% россиян записывают себя в православные, то они тем самым хотят подчеркнуть свою принадлежность к славянской нации или культуре, а не свои религиозные убеждения. Те же опросы показывают, что 17-20% от 85-ти не только во Христа, но в Бога не веруют, а уж о Православии или Христианстве имеют весьма поверхностные представления или не имеют никаких. Совсем другая ситуация в Иране, где народ действительно как бы мы сказали «воцерковлен» и все, пусть и в разной степени, но являются активными участниками «церковной» жизни. Фактически монолитное общество расколото на две неравные части - 89% населения мусульмане-шииты, 9% - мусульмане-суниты. Христианам, иудеям и зороастрийцам остаются 2%. Представители этих религий официально находятся под защитой государства.
Еще и еще раз: лично я во время путешествия никаких трудностей для христиан не видел и с каким-либо неприятием на религиозной почве не столкнулся. Если я не видел, то это не означает, что трудностей нет. Но я уверен, что никаких казней христиан по религиозным причинам быть не может. Если кого-то казнили, то это вовсе не потому, что нарушители закона были христиане, а их казнили исключительно за веру во Христа.

Я не знаю сколько в Иране живет христиан и сколько действующих храмов (бывший посол Ирана в России господин Саджади утверждает, что от 200 до 300 тысяч, а в стране около 600 христианских храмов), но точно знаю, что открыто работают христианские школы, издаются книги, газеты, журналы, есть три представителя христиан (два армянина и один ассириец) в Парламенте (Меджлисе), отстаивающие интересы и защищающие их права, а для христиан существует множество свобод, которые трудно представить по отношению к мусульманскому населению страны.

2. Греческий православный храм рядом с бывшим американским посольством.

3.

Если кто не знает, то мусульмане почитают Христа великим пророком и чтут Деву Марию. Мы были в Тегеране на площади Девы Марии, а настоятель православного храма в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев) рассказывал, что мусульманки иногда заходили в православный храм, чтобы помолиться Хазрате-Мариам (так там называют Богородицу). Кстати, о. Александр рассказывает следующее: «Узнав, что я православный священник, простые иранцы всегда высказывают свою симпатию, а также подчеркнуто вежливы и предупредительны. Я спокойнее в рясе чувствую себя в Тегеране, чем, к примеру, в Москве».
Могу подтвердить его слова. Нигде не встретил неприятия меня, как христианина. В гостинице мы пошли в баню. У меня и моего спутника Михаила Тюренкова на шее висели кресты и никто из мусульман не сказал нам ни слова или каким-либо иным образом высказал свое недовольство нашим присутствием.

Я часто слышу фразу «попробовали бы они в мечете». Вот смотрите, попробовали. В Исфахане Михаил прочитал христианскую молитву в мечете.

Сразу предупреждаю, что мы делали это не из желания оскорбить религиозные чувства верующих или из хулиганских побуждений, мы никого не пытались обратить в свою веру, а молились нашему общему Богу Творцу. Поэтому, надеюсь, никаких законов не нарушили. Всяко нам понравилась реакция местных жителей — их наш маленький флешмоб только порадовал. Они понимали, что перед ними стоят христиане и молятся единому Богу на своем языке. Даже не могу себе представить подобную акцию в России. Представляете, войдет мусульманин в православный храм и произнесет абсолютно христианскую фразу «Аллаху Акбар» (Бог велик). Представляете какой поднимется крик у наших ортодоксов? Ну и кто более веротерпим — иранцы-мусульмане или русские православные?

В крупнейшем религиозном центре Ирана городе Кум (аналог нашей Троице-Сергиевой Лавры; о Куме я расскажу особо) в двух исламских институтах нас просили прислать православные книги, спрашивали, что нужно почитать, чтобы больше и лучше узнать Христианство и Православие. Очень жалели, что у нас не переводят православные книги на фарси (при Сталине переводили, издавали и привозили в Иран. Этим занималось издательство Московской Патриархии). В одном из институтов попросили дать интервью для своей университетской газеты. Им очень хотелось рассказать студентам о визите русских православных христиан. В мавзолее праведной Фатимы местное духовенство задавало вопросы о нашей вере. Вообще у нас сложилось впечатление, что интерес к русской вере довольно велик, многие спрашивали нас о Православии. Вызвано это не желанием изменить веру, а обычным иранским любопытством и тягой к новым знаниям. Они вообще очень открытый народ, несмотря на множество государственных запретов.

Самая большая христианская община в Иране — это армяне. Они богаты, влиятельны и во многом независимы. После них можно назвать ассирийцев. Еще меньше католиков и почти нет русских православных. Мы посетили несколько христианских общин в Тегеране (были в русском храме, большом армянском центре и отдельном армянском храме) и большом историческом армянском центре в городе Исфахан. Расскажу о них особо.

4. Свято-Николаевский храм в Тегеране.

С Русской Церковью давние отношения. Первый православный русский священник прибыл в Иран в 1597 году. После Петра Великого духовная миссия работала на постоянной основе. Понятное дело, что священники окормляли исключительно русских, проживавших в Иране. Первый храм (св. Александра Невского) был построен в 1886 году в резиденции русского посла, а в 1895 г. второй храм (свт. Николая) на территории русского посольства. После 1917 года советскими властями храмы были закрыты и разрушены, а русская диаспора вынуждена была построить свой храм. Так как русские эмигранты большей частью не приняли советскую власть и являлись прихожанами РПЦЗ, то участок решили купить рядом с американским посольством. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект собора. Начавшаяся вторая мировая война и частичная оккупация Ирана советскими войсками отодвинули постройку храма. Начали строительство в 1944 г., а 8 марта 1945 г. на купола были водружены кресты. Иконостас был перенесен из разоренной посольской церкви.

5. Потолок апсиды покрыт зеркалами. Очень красиво.

Рядом с храмом был построен двухэтажный дом, где разместились канцелярия и квартира священника.
В 1979 г., во время Исламской революции, находящееся через дорогу от храма американское посольство было разорено, многие работники дипмиссии были убиты, само посольство разграблено. Но русских храм никто пальцем не тронул.

6. Вход. Такой же большой крест на двери снаружи со стороны улицы. Через дорогу, в 20 метрах бывшее американское посольство. Его забор прикрыл какой-то припарковавшийся автобус.

Тем не менее, из-за разрыва отношений с США, разорвались связи с находящимися в Америке священноначалием РПЦЗ. Из-за отсутствия священника и массового исхода русских храм закрыли. Открылся он спустя 16 лет уже под омофором русского Патриарха. Первым и пока единственным настоятелем стал тогда еще игумен Александр (Заркешев).
Еще в Тегеране есть христианское кладбище, где похоронено много русских. Например, личный фотограф Султана Ахмад-шаха (последний из династии Каджаров) был православным. Да и вообще нужно упомянуть о связях последних представителей династии Каджаров с Россией. У последнего шаха было пять русских орденов (в том числе св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского). Такие же ордена были у его отца Мохаммед Али-шаха. Любопытно, что после того, как Мохаммеда Али-шаха свергли, он уехал в Одессу и до прихода большевиков в 1920 году жил там на улице Гоголя.

7. В колокола звонят.

Тегеранские армяне.
В Тегеране работает армянский культурный центр. Это огромная территория со своим футбольным полем, спортивными сооружениями, включая открытый бассейн, бизнес-центром и даже своим кладбищем. На территории центра женщины ходят без платков, плавают в европейских купальных костюмах в бассейне, пьют вино, одним словом, делают все, что запрещено для мусульман. Власти это знают, но никак не вмешиваются в работу центра. Это ваши традиции — живите как хотите, но за забором, чтобы не смущать мусульман. Мы были в центре с мусульманами переводчиком и водителем. Никаких смущений с их стороны или запретов со стороны властей на посещение центра не было.

8. Мемориал генацида армян.

9.

10. В армянском центре.

11. Шампанское охлаждается. Последние приготовления к свадьбе.

12. Армянские храмы самые большие.

13. Возможно я ошибаюсь, но мне говорили, что в этом храме покоятся останки А.С. Грибоедова.

14. Перед храмом прямо на улице церковная лавка. Книги продаются совершенно открыто.

15. Очень большой армянский центр с 1604 г. функционирует в одной из бывших столиц Ирана г. Исфахан.

16. Собор Святого Христа Всеспасителя (построен в 1664 г.) украшают восхитительные росписи, а на одной из стен изображена картина Страшного Суда.
К сожалению в храме съемка категорически запрещена, я успел сделать только один кадр (первый в этой записи) и Страшный Суд мне сфотографировать не дали. Выкладываю то, что нашел в интернете. Обратите внимание, что на фреске множество полностью обнаженных фигур. Напоминаю, что изображение голого человеческого тела в Иране запрещено. Этим фрескам сотни лет и никто их пальцем не тронул.

17. Еще один чужой снимок храма.

18. Роспись снаружи храма.

19. Внутренний двор.

20. Товары из лавки.

С 1647 г. в центре работает типография и издается в том числе и христианская литература.
Насколько велико было влияние армян и хорошо развился их бизнес можно судить по такому факту: в 1660 г. местные армяне подарили русскому царю Алексею Михайловичу трон из золота, на котором было 876 бриллиантов, 1233 изумрудов и рубинов, и все это было окаймлено тремя рядами жемчугов. Сейчас этот трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Сейчас армяне имеют разрешение даже на открытую продажу вина, хоть и в ограниченных количествах. Откуда берут не знаю. Кроме этого центра в Исфахане есть еще 4 или 5 храмов. В том числе Георгия Победоносца. Но мы там не были.

Да, забыл упомянуть, что евангельские волхвы пришли из Персии и принесли Христу именно иранские подарки. А сейчас иконы для себя или друзей можно купить совершенно свободно во многих торговых центрах.
21. Это базар в Исфахане.

22. Снимок не резкий, но иконы видны. Антикварная лавка в Тегеране.

23. Рождество не под запретом. Его, конечно, не празднуют как в христианских странах, но к празднику во многих торговых центрах устраивают продажи рождественских товаров.

.
II. Имам Хомейни и революция.
III. Люди.
a) Семейные ценности и традиции.
b) Отношение к женщине.
IV. Тегеран:
a) Город;
b) Канаты.
V. Книги и фильмы.
VI. Религия:
a) Зороастризм;
b) Христиане
с) Иудеи.
d) Ислам.
VII. Жемчужина Ирана Исфахан:
a) Площадь Имама и город;
b) Мечети;
c) Дворцы;
d) Рынок;
e) Птицы.
VIII. Духовная столица Ирана Кум:
a) Гробница праведной Фатимы;
b) Библиотека праведного Марши Наджафи и духовные институты.
IX. Маленький чудо-остров в Персидском заливе.

Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ایران ‎ - Джомхури-́йе Эслɒми́-йе Ирɒ́н ), сокращенно - Ира́н (перс. ایران ‎ [ʔiˈɾɒn]), до 1935 также Пе́рсия - государство в Передней Азии. Столица - город Тегеран.

На западе граничит с Ираком, на северо-западе - с Азербайджаном, Арменией, Турцией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере - с Туркменистаном, на востоке - с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга - Персидским и Оманским заливами Индийского океана.

История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории - Элам - возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика.

Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции). Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.

В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой.

Крупнейшие города

  • Тегеран
  • Мешхед
  • Кередж
  • Тебриз
  • Шираз
  • Исфахан
  • Ахваз

Православие в Иране

Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. 90 % населения - шииты, 8 % - сунниты. В числе оставшихся - религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других. Христиане , иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.

Иранские христиане (перс. مسیحیان ایران ‎ от перс. مسیحی ‎ «христианский », «христианин ») составляют 0.2-0.5 % от общего числа верующих, что равняется около 169 тыс. человек. В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет, другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники.

После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане.

Что касается протестантов, то официально они признаны Тегераном. Несмотря на это, они подвергаются гораздо более суровым репрессиям и ограничениям со стороны властей, по сравнению с армянами и ассирийцами. Это объясняется тем, что они используют персидский язык, а также отличаются своим стремлением к прозелитизму. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и многие иранские чиновники считают новоиспеченных протестантов богоотступниками, работающими под прикрытием Запада.

В 2005 году одновременно с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада, гонения на новообращенных протестантов и домашние церкви усилились. Все это происходит до сих пор под предлогом того, что евангелизм - это инакомыслящая форма христианства, связанная с Западом и Сионизмом, чья деятельность направлена против существующего в Иране исламского режима.

История

Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века, если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама – области к югу от Каспия. К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне. Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

Современное состояние

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств - армянами, грузинами и ассирийцами. Христиане обладают определенной свободой вероисповедания - они могут производить и употреблять нехаляльную пищу, употреблять алкогольные напитки, они имеют своих представителей в маджлисе(по одному представителю от Халдейской и Ассирийской Церквей, два представителя от Армянской Церкви).

Православие в Иране (перс. کلیسای ارتدوکس شرقی در ایران ‎) - является одной из христианских деноминаций страны. Восточные христиане в Иране принадлежат к Древневосточным церквам и к Халкидонскому православию. В Иране действуют Ассирийская церковь Востока, Грузинская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, а также приходы Русской Православной Церкви.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

  • Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000 до 250 000 последователей.
  • Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
  • Грузинская православная церковь в Иране имеет около 60 000 последователей.

Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).

РПЦ в Иране

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма - Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере - в поселке российских специалистов, строящих АЭС, - действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам - этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата.

В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.

Притеснения протестантов в Иране

В отличие от традиционных христианских конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200-300 тысяч иранских христиан.

Святые

  • свмчч. Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские
  • мчч. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и иже с ними
  • прп. Маруф, епископ Месопотамский
  • свмчч. Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исаакий и Ипатий, епископы Персидские; мчч. Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие
  • свмч. Садок Персидский
- Отец Александр, какие православные приходы вы окормляете?

Я служу в трех странах: в Исламской Республике Иран, Объединенных Арабских Эмиратах и Исламской Республике Афганистан. В Иране, как известно, православное присутствие имеет давнюю историю. Сейчас я служу в Николаевском соборе Тегерана, в Троицкой церкви на русском кладбище в Тегеране; также есть молитвенный дом святителя Николая на севере Ирана - на берегу Каспийского моря в городе Энзели, а на самом юге Ирана - временная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке российских специалистов, которые помогают строить атомную электростанцию в Бушере.

В Афганистане при Российском посольстве действует временная часовня Владимирской иконы Божией Матери; по праздникам я приезжаю и туда, чтобы совершить богослужение. Это уникальная часовня, так как в этой неспокойной мусульманской стране она единственная. В дальнейшем планируется строительство постоянного здания часовни-памятника воинской славы в центре жилого сектора посольства.

В Объединенных Арабских Эмиратах недавно, как известно, был построен первый православный храм - единственный на Аравийском полуострове. Он освящен во имя апостола Филиппа, который проповедовал в этих местах в I веке.

О русском присутствии в Иране вы написали целую монографию. А как сегодня живет русская диаспора в этой уникальной стране?

Община наша по-прежнему сохраняет свои традиции. Раньше ее основу составляли потомки русских эмигрантов, которые переезжали в Иран в начале XX века - как до революции, так и после.

Еще в XIX веке Российская империя имела свои интересы в Персии. С 1864 года в Тегеране постоянно служил посольский священник. С 1898 года в Персии была открыта Урмийская духовная миссия. Паства Русской Православной Церкви исчислялась десятками тысяч. До начала Первой мировой войны в Персии было около 50 православных храмов. В 1912 году у российского посольства в Тегеране русская община поставили памятник А.С. Грибоедову.

Когда в 1979 году победила Исламская революция и новые власти разрешили всем нацменьшинствам самим прописать себе нормы семейного и имущественного права, выходцы из России выбрали свод законов Российской империи - и живут по нему до сих пор.

Следы русского присутствия остались в персидском языке: это слова «стакан», «самовар», «пирожки», «запас», «сухари», «кулюче» (искаженное «кулич») и даже «полуось» (слово появилось в языке фарси вместе с автомобилями). Эти слова иранцы теперь считают исконно своими. Своим изобретением иранцы считают и самовары, которые появились здесь в XIX веке, но теперь есть в каждом кафе и каждом доме.

Но сегодня политическая изоляция Ирана, постоянная угроза нанесения бомбовых ударов со стороны Израиля и Америки, «бряцание оружием», конечно, создают очень нервную обстановку для мирного населения. Многие русские семьи уезжают. Большинство нынешних прихожан - сотрудники посольств России, Украины, Белоруссии и Грузии. Правда, например, в Бушере работают не менее 2 тысяч российских специалистов, их я посещаю регулярно. А вот из потомков эмигрантов в Тегеране на нашем приходе осталось только пять семей - русских, имеющих иранское гражданство.

Новые эмигранты из России в Иран не приезжают, только если русские женщины выходят замуж за иранцев, но в этом случае они почти автоматически становятся мусульманками: многие даже не осознают того, что в посольстве они подписывают документы, согласно которым принимают веру мужа.

В отличие от других мусульманских стран, в том числе и тех, которые являются соседями Ирана, здесь традиционно раньше не возникала проблема христианофобии.


В Ираке и Афганистане идет междоусобная война - к счастью, для нас такая внутренняя угроза не актуальна. Но для нашей небольшой общины главной задачей сейчас является просто выживание, потому что никто не захочет остаться жить в стране, если внешняя угроза станет реальностью.

Все арабские революции последнего времени, которые происходили в разных странах и, как правило, управлялись извне, сопровождались актами насилия в отношении христианского меньшинства. Это, к сожалению, было предсказуемо, поскольку в подобного рода революциях одну из главных ролей играют радикалы-исламисты. В Иране, слава Богу, в этом отношении спокойно, и дело тут не только в том, что государство обеспечивает политическую стабильность, но и в крепких традициях народа, в том числе семейных. Но, конечно, говорить о том, что все у нас замечательно, было бы преувеличением. Впрочем, будучи христианином, я всегда смотрю в будущее с оптимизмом. Моя миссия в этом и заключается: несмотря на все трудности, быть рядом со своей паствой, окормлять ее, разделять радости и горести людей. И пока горит огонь нашей молитвы, пока горят лампады в наших храмах, у нас всегда есть надежда на милость Божию и на Его заступление.

- Выходит, маленькая христианская община в Иране живет в изоляции?

- Да, мы живем здесь в некоторой изоляции: другая культура, другая религия… Но самое интересное, что это ведь уже четвертое поколение русских, которые хоть и живут в чужой стране, но при этом не теряют своих корней, языка и своей религии.

Кроме ислама, который исповедует большинство населения, в конституции Ирана определены как официально признанные еще три религии: христианство всех конфессий, иудаизм и зороастризм. Все они равны перед законом.

- Чем Церковь в Иране помогает русским людям?

Для русских людей наш храм - единственное место, где они могут встречаться. Тут больше нет никакого клуба, никаких встреч соотечественников. Храм как раз и есть то связующее звено, которое не только собирает, но и сплачивает людей, «на чужбине сущих».

При храме в Тегеране до сих пор существует русский старческий дом во имя праведного Иоанна Кронштадтского, который открыли после Великой Отечественной войны в 1949 году. Сейчас тут живет 30 пожилых людей, из них собственно русских только двое, остальные - христиане-ассирийцы и армяне.

- С какой регулярностью происходят богослужения в Иране? Кто служит вместе с вами?

В Иране мне помогает иеромонах Корнилий. По праздникам: на Рождество, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Благовещение, Пасху и другие - богослужение у нас бывает всегда. В этот раз ночная пасхальная служба была совершена в Тегеране, а утром священник вылетел в Бушер, и там тоже была пасхальная служба.

Постройка первого русского храма в Шардже (ОАЭ), который был открыт прошлым летом, стала, без преувеличения, событием историческим. Сейчас, когда вопросы организации строительства решены, какую роль играет приход Русской Православной Церкви в Объединенных Арабских Эмиратах?

Ситуация в Арабских Эмиратах коренным образом отличается от иранской. Здесь наша община состоит преимущественно из молодых людей, тех, которые приехали сюда работать. После развала СССР в ОАЭ стали приезжать люди из бывших союзных республик, чтобы создавать свой бизнес, в том числе туристический и мелкооптовый.

Сейчас в ОАЭ живет несколько десятков тысяч русских. Для наших соотечественников здесь есть большая перспектива, как мне кажется, так как политика властей по отношению к иммигрантам отличается мудростью и взвешенностью. 80 процентов населения страны - это иностранцы, и правительство ОАЭ понимает, что те люди, которые приезжают, гораздо более благонадежны, если они имеют пускай и отличающиеся от местных, но крепкие традиции, мораль, религию. Вообще в ОАЭ, в стране, где сильны религиозные традиции, меньше всего понимания вызовет атеист - человек, который ни во что не верит; такой человек абсолютно не понятен мусульманам, и к нему отнесутся гораздо более враждебно, чем к христианину.


Православная община здесь сформировалась еще в конце 1990-х, а приход апостола Филиппа в Шардже был учрежден решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2005 году. Землю под храм нам безвозмездно выделил лично правитель эмирата Шарджа шейх Султан бин Мухаммед аль-Касими. Это очень важный момент. Кроме того, было разрешено установить на здании храма кресты, что также говорит о многом. Стоит отметить также тот факт, что христиане в ОАЭ имеют разрешение в области семейного права (вопросы бракосочетания, развода) руководствоваться своими религиозными предписаниями, поэтому свидетельства о совершении таинства венчания при должном оформлении имеют юридическую силу.

В 2007 году в церемонии закладки храма принимали участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), тогда председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и наследный принц эмирата Шарджа.

Сейчас у нас при храме активно функционирует трехэтажный русский культурный центр, где проходят десятки конференций. Вот, например, недавно концерт в честь дня Победы прошел с большим успехом. Очень востребована воскресная школа, курсы русского языка при храме. Возможно, это связано с тем, что русскоязычные жители Шарджи - это в основном молодые люди, но могу отметить, что и приход наш занимает активную и деятельную позицию.

Конечно, далеко не все молодые русские люди, приезжающие работать и жить в ОАЭ, стремятся сохранить свою культуру - очень многие ассимилируются. Я нахожу прямую связь: если человек далек от Церкви, то его ничто не удерживает в родной русской культуре; такие люди быстро забывают язык и все остальное. Я 20 лет живу за границей и вижу этот процесс достаточно ясно. Конечно, Православная Церковь никогда не ставила во главу угла вопросы сохранения русского национального своеобразия, но и оставлять без внимания процесс потери своей культуры нельзя. Именно поэтому мы и собираем нашу диаспору вокруг Церкви, помогаем людям не забывать, что они - русские, помнить свою историю. Это все проблемы не только культурного, но и духовного порядка. Община при храме - это не просто русский клуб по интересам. Это - центр духовной жизни.

Понятно, что в странах, о которых вы рассказываете, миссионерская деятельность среди местного населения запрещена законом. Почему все же православное присутствие на этой земле необходимо?

Даже если мы находимся в меньшинстве и нам запрещена любая миссионерская деятельность, одно наше присутствие здесь является своего рода скрытым миссионерством. Ведь Христос говорил: «Вы - соль земли» (Мф. 5: 13). Наша община - это русскоязычные, православные люди, находящиеся вдали от Родины, которые нуждаются в пастырском окормлении и во внутренней духовной миссии.

Отец Александр:

Спасибо за предоставленную возможность выступить на вашем уважаемом радиоканале. Православная община в Исламской Республике Иран имеет очень древние корни. Хочу напомнить, что первый православный священник прибыл в Персию еще в конце XVI века, а первый постоянный священник, который уже стал жить, прибыл в 1875 году. И вот с этого времени идет у нас постоянная приходская жизнь в Тегеране и во всём Иране.

Я прибыл в Иран в 1995 году, когда православная община в этой стране перешла под патронат Московского Патриарха. Вы знаете, что до недавнего времени было разделение на Русскую Православную Церковь и Русскую Зарубежную Церковь, и община в Иране была в РЗЦ, но в 1995 году решением прихожан она перешла под юрисдикцию Московского патриархата. Туда был послан священник – ваш покорный слуга игумен Александр.

И вот за это время наша община сплотилась, стала жить настоящей полнокровной и полноценной жизнью прихода. Но за эти годы количественный состав изменился. Я еще застал тех прихожан, которые приехали еще до Русской революции в Персию и посвятили свою жизнь этой стране, были потомками представителей русских деловых, коммерческих структур, которые еще в конце XIX и в начале XX века работали в этой стране. Но вот эта генерация потихонечку уходит. Мне довелось провожать их на Русское православное кладбище в Тегеране. Старики уходят, а молодое и среднее поколение потихонечку разъезжается. Кто в Америку, кто в Европу. Некоторые возвращаются на Украину и в Россию. Качественный состав прихода у нас хороший, а вот количественный, к сожалению, потихоньку уменьшается. Тем не менее, на большие праздники церковные, такие как Рождество Христово, Пасха, Троица, у нас совершается богослужение в нашем Свято-Николаевском соборе, который расположен на улице Мофатэх, как раз напротив бывшего американского посольства. В настоящее время у нас действует Русская богадельня – «старческий дом», где 25 человек призреваемых доживают свою жизнь в стенах нашего храма.

А что Вы можете сказать о самом здании храма, о его истории?

Представьте себе: идет Вторая мировая война, а в древней Персии, в Иране русские люди строят русский православный храм! Здание нашего храма было построено в 1944-45 годах по проекту архитектора Николая Львовича Маркова, который построил очень много красивых зданий в Тегеране, внес свою лепту в строительство и украшение персидской столицы. До сих пор среди иранских архитекторов бытует выражение «аджоре маркови» - т.н. «кирпич Маркова», такой специально обожженный квадратный кирпич. Марков был приверженцем старинной персидской архитектуры, и все его проекты включали элементы древнего зодчества персидских мастеров.

И вот по его проекту был построен наш храм в честь святого Николая Чудотворца. Он представляет собой эклектику разных стилей: немножко и от кавказской храмовой архитектуры, что-то от новгородского стиля, и, конечно, от персидской, поскольку, как я уже сказал, Николай Львович был большим любителем персидского зодчества. По его проектам в Тегеране построено три церкви – наш храм, армянский и сирийский, и семь мечетей. А также здание Главпочтамта, Военное министерство, итальянское посольство, престижная школа Жанны д’Арк и представительство фирмы «Зингер». Николай Львович Марков оставил достойное наследие в столице иранского государства.

А чувствуете ли вы какую-нибудь поддержку от иранских властей, или наоборот какие-то неудобства вам доставляют иранские власти?

Вы знаете, у нас идут очень ровные, рабочие отношения. Мы с большим уважением относимся к культуре и вере страны, в которой мы находимся. И такое же отношение мы ощущаем со стороны иранских властей. Вот в следующем 2010 году состоится очередное богословское собеседование по диалогу «Ислам – Православие», которое будет проходить в Тегеране. Этому начинанию уже много лет. И мы плодотворно сотрудничаем. Эти собеседования проходят то в Москве, то в Тегеране. И мы согласовываем свои позиции, свои точки зрения на многие вопросы, которые нам ставит сегодняшний день.

Я хочу пожелать помощи Божьей, чтоб Господь хранил всех нас в добром здравии и самое главное, в мире. Мирного неба над нашими странами – над Россией, над Ираном. И чтобы благословение Всевышнего пребывало бы со всеми вами. Храни всех Господь!



Дни Рождения