Храм афины в селинунте презентация. Технологическая карта урока МХК на тему "Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики" (10 класс). Раздаточный материал к уроку

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. Оно было определено общественным и историческим развитием этой страны, глубоко отличным от развития стран Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, - до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиваться смелым и глубоким идеям, утверждающим красоту и значимость человека.

При переходе к классовому обществу, в Древней Греции сформировался ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику.


Этапы развития искусства Древней Греции:

1. Гомеровская Греция (12-8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. Появление эпоса и первых, примитивных памятников изобразительного искусства.

2. Архаика , или период образования рабовладельческих городов-государств (7-6 вв. до н.э.) - время борьбы античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений. Сложение и развитие греческой архитектуры, скульптуры, ремесел, расцвет лирической поэзии.

3 Классика , или период расцвета греческих городов-государств (5-4 вв. до н.э.) - период высокого расцвета философии, естествонаучных открытий, развитие поэзии (особенно драмы), подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 века вызывает кризис искусства классики.

3. Эллинистический период (конец 4-1 вв. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса путем образования больших империй. Однако, очень скоро наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения. Искусство теряет дух гражданственности и народности. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы.

Полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединялись в случае нападения на Грецию общего врага (так было с Персией и Македонией). Каждый гражданин имел право участвовать в управлении государством. Естественно, что и среди свободных граждан были внутренние противоречия, часто выражавшегося в борьбе демоса (народа) против представителей аристократии.

В Древней Греции особенно ценили физическую силу и красоту: были организованы общегреческие состязания в Олимпии (Пелопоннесский п-ов). По олимпиадам велся счет времени, а победителям воздвигали статуи. Большое значение в развитии эстетического восприятия имели театральные представления, первоначально связанные с культовыми празденствами, в том числе в честь покровителей полисов (например, праздник Больших Панафиней для афинян). Религиозные воззрения греков сохранили свою связь с народной мифологией, таким образом религия переплеталась с философией и историей. Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства - это ее антропоморфизм, то есть глубокое очеловечение мифологических образов.

Памятники древнегреческого искусства большей частью не дошли до нас в подлинниках, многие античные статуи известны нам по мраморным древнеримским копиям. В эпоху расцвета Римской империи (1-2 вв. н.э.) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями прославленных греческих статуй и фресок. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были расплавлены в годы гибели античного общества, а мраморные - в большей части разрушены, то часто только по римским копиям, обычно еще и неточным, можно судить о ряде шедевров греческой культуры. Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют фрески позднеэллинистическогохарактера, воспроизводящие иногда более ранние образцы. Некоторое представление о монументальной живописи дают изображения на греческих вазах. Также большое значение имеют пиьменные свидетельства, самые известные из них: «Описание Эллады» Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов, старшего и младшего, «Описание статуй» Каллистрата, «Десять книг об архитектуре» Витрувия.

Искусство Гомеровской Греции

(12 - 8 вв. до н.э.)

Это время отразилось в эпических поэмах - «Илиаде» и «Одиссее», автором которых считают Гомера. В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами. Рабство имело эпизодический и патриархальный характер, рабский труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве племенного вождя и военного предводителя - басилевса. Басилевс являлся главой племени, и объединял в своем лице судейскую, военную и жреческую власть. Он управлял общиной совместно с советом старейшин - буле. В наиболее важных случаях собиралось народное собрание - агора.

Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком. Экспрессивный орнаментальный характер Эгейского мира был чужд художественному сознанию древних греков.

Самыми ранними из дошедших до нас художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледно желтому фону глиняного сосуда. Наиболее полное представление об этом стиле дают дипилонские вазы. Это очень большие сосуды, иногда в рост человека, имели погребальное или культовое назначение. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор чаще всего состоит из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранился на всем протяжении развития греческого искусства). Также применялся схематизированный растительный и животный орнамент.


Важной особенностью более поздних дипилонских ваз является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны: обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т.п.

Скульптура этого периода дошла до нас толь ко в виде мелкой пластики, большей частью культового характера. Это небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, из терракоты, слоновой кости или бронзы.

« Конь » и « Геракл и кентавр », Олимпия

«Пахарь », Беотия

«Аполлон», Беотия

Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом такой скульптуры были были так называемые ксоаны - идолы, выполненные из дерева или камня.

К 8 веку до н.э. относятся остатки памятников ранней греческой архитектуры.


Храм Артемиды Орфии в Спарте (реконструкция)

Сохранились руины храма в Термосе в Этолии и х рама в Дреросе на Крите. В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону: очаг-жертвенник помещался внутри храма, на фасаде ставились 2 колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из сырцового кирпича и деревянного каркаса на каменном цоколе.

Искусство Греческой Архаики

(7-6 вв. до н.э.)

Власть главы племени - басилевса - еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатство, землю, рабов - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между родовой знатью и народом. Эвпатриды стремились к закрепощению свободных общинников, что могло повести греческое общество по пути восточных рабовладельческих государств. Неслучайно, некоторые памятники этого времени напоминают древневосточное искусство. Полная или частичная победа широкой массы свободных крестьян, ремесленников и купцов привели к учреждению античного варианта рабовладельческого общества.

В течение 7-6 вв. до н.э. расширились греческие поселения - колонии образовались по берегам Средиземного и Черного моря. Особенно большое значение в дальнейшей истории древнегреческой культуры имели поселения в южной Италии и Сицилии - так называемая Великая Греция.

В период архаики складывается система архитектурных ордеров, которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека. Также важно сложение лирической поэзии, которое означает интерес к миру личных чувств человека.


Эволюция греческой скульптуры

В целом искусство периода архаики условно и схематично. Античные мифы и сказания становятся предметом широкого отражения в изобразительных искусствах. К концу периода архаики в искусство все чаще стали проникать темы, взятые из реальной действительности. К концу 6 века до н.э. классические тенденции начинают приходить во все большее противоречие с методами и принципами архаического искусства.

Еще в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший отражением идей народа - греческий храм. Главным отличием от храмов Древнего Востока было в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу.

Типы греческих храмов

Храм, поставленный богу, был всегда обращен главным фасадом на восток, а храмы, посвящавшиеся обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых. Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был храм «в антах». Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами (т.е. выступами боковых стен) были помещены 2 колонны. Для главного сооружения полиса он не подходил, поэтому чаще всего использовался как небольшое сооружение, например, сокровищница в Дельфах:

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены 4 колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер , т.е. храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех 4 сторон колоннадой. Основные элементы конструкции периптера просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и балочные перекрытия, колонны восходят к деревянным столбам. Архитекторы Древней Греции стремились развить художественные возможности, скрытые в конструкции здания. Так сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера , что означает порядок, строй.

В эпоху архаики гречески ордер сложился в в двух вариантах - дорическом и ионическом. Это соответствовало двум основным местным школам в искусстве. Дорический ордер воплощал идею мужественности, а ионический - женственности. Иногда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами - статуями одетых женщин.

Греческая ордерная система не была трафаретом, механически повторяющимся в каждом решении. Ордер был общей системой правил, а решение всегда носило творческий индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами строительства, но и с окружающей природой, а в период классики - и с другими зданиями архитектурного ансамбля.

Дорический храм-периптер был отделен от земли каменным основанием - стереобатом , который состоял из 3 ступеней. Вход в наос (прямоугольное помещение храма) помещался за колоннадой со стороны главного фасада и был оформлен пронаосом, напоминающим по конструкции портик «храма в антах». Иногда кроме наоса существовал еще опистодом - помещение позади наоса, с выходом в сторону заднего фасада. Наос был со всех сторон окружен колоннадой - «птерон» (крыло, периптер - со всех сторон окрыленный храм).


Колонна была важнейшей частью ордера. Колонна дорического ордера в архаический период была приземистой и мощной - высота равна 4-6 нижним диаметрам. Ствол колонны был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не являются геометрически точными цилиндрами, кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис.


Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, ее высота равна 8-10 нижним диаметрам. Она имела базу, из которой словно вырастала. Каннелюры, в дорической колонне сходившиеся под углом, в ионической разделены плоскими срезами граней, - от этого количество вертикальных линий как бы удваивалось, а благодаря тому, что желобки в ионической колонне были врезаны глубже, игра света и тени на ней была богаче и живописнее. Капитель имела эхин, образующий 2 изящных завитка.

Система дорического ордера в своих основных чертах сложилась уже в 7 в. до н.э. (Пелопоннес и Великая Греция), ионический ордер сложился к концу 7в. до н.э. (малоазийская и островная Греция). Позднее, в эпоху классики получил развитие третий ордер - коринфский, - близкий к ионическому и отличавшийся тем, что в нем колонны более вытянутые по пропорциям (до 12 нижних диаметров) были увенчаны пышной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

Более ранние храмы нередко имели слишком грузные капители или слишком короткие стволы колонн, соотношение сторон храма часто было непропорциональным. Постепенно все недостатки исчезали.



Храм Геры (Герайон) в Олимпии, 7 в. до н.э.


Храм Аполлона в Коринфе (Пелопоннес), 2 пол. 6 в. до н.э.

В архаической архитектуре нашла свое место раскраска, основными были чаще всего сочетания красного и синего. Раскрашивались тимпаны фронтонов и фоны метоп, триглифы и другие части антаблемента, раскрашивалась и скульптура.

Храмы Ионии, т.е. городов побережья Малой Азии и островов, отличались особенно большими размерами и роскошью убранства. В этом сказалась связь с культурой Востока. Эти храмы оказались в стороне от основной линии развития греческой архитектуры. Архитектура классики разработала все лучшие стороны ионического ордера, но осталась чуждой пышной роскоши, эта черта получила свое развитие только в эпоху эллинизма. Наиболее известный пример архаических храмов Ионии - храм Артемиды в Эфесе (2 пол. 6 в. до н.э.) - диптер, более 100 м в длину

Макет храма в Стамбуле в парке Миниатюрк


Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел, особенно керамика. Обычно вазы покрывались художественной росписью. В 7 и особенно в 6 в. до н.э. сложилась система постоянных форм ваз, имевших разное назначение. Амфора предназначалась для масла и вина, кратер - для смешивания во время пира воды с вином, из килика пили вино, в лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших. Во времена ранней архаики (7в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал подражающий Востоку стиль, целый ряд орнаментов был заимствован с Востока. В 6 в. до н.э. пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком.


Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Название одного из предместий Афин, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами, - Керамик - превратилось в название изделий из обожженной глины.

Кратер Клития, выполненный в мастерской Эрготима (560г. до н.э.) или Ваза Франсуа

Наиболее известный аттический вазописец - Эксекий. Среди его лучших работ рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости и изображение Диониса в ладье (дно килика):



Вазопись другого не менее известного мастера Андокида известна своими реалистическими мотивами, вступающих порой в противоречие с приемами плоскостной архаической вазописи: амфора с изображением Геракла и Цербера (ГМИИ им. Пушкина).


Росписи поздних чернофигурных ваз дали впервые в греческом искусстве образцы многофигурной композиции, в которой все действующие лица находились в реальной взаимосвязи. По мере нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности. Это привело около 530г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к краснофигурной вазописи, со светлыми фигурами на черном фоне. Прекрасные образцы были созданы в мастерской Андокида, но в полную меру все возможности были раскрыты уже в период классического искусства.

Противоречивым было развитие архаической скульптуры. Почти до самого конца архаического периода создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов. К такому типу статуй относится:


Гера с острова Самоса и Артемида с острова Делоса

Богиня с гранатом, Берлинский музей

Восточным духом отличались сидящие фигуры правителей (архонтов ) расставленные вдоль дороги к древнему храму Аполлона (Дидимейону) близ Милета (в Ионии). Эти схематичные, геометрически упрощенные каменные статуи были сделаны очень поздно - в середине 6 в. до н.э. Образы правителей трактованы как торжественные культовые изображения. Такие статуи нередко были колоссальных размеров, также подражая в этом смысле Древнему Востоку. Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов - куросы . Появление образа куроса имело большое значение для развития греческой скульптуры, образ сильного, мужественного героя или воина был связан с развитием гражданского самосознания, новыми художественными идеалами. Общее развитие типа куросов шло в сторону все большей верности пропорций, ухода от условной декоративной орнаментальности. Для этого понадобились радикальные сдвиги в человеческом сознании, которые произошли после реформ Клисфена и окончания греко-персидских войн.

Лучшее средство от хандры в серый холодный зимний день – воспоминание о весенней Сицилии, где не только голубое небо, зеленая трава, красные маки, но и руины греческих храмов выглядят жизнеутверждающе. Среди самых поразительных мест острова – археологический заповедник в Селинунте. Один из дорических храмов, построенных на юго-западе Сицилии, был поднят реставраторами двадцатого века из руин:

Селинунт был основан в 628 г. до н.э. колонистами из Мегар Гиблейских, греческой колонии, появившейся на Сицилии столетием раньше. Основателем колонии был Памилл, призванный из первоначальной метрополии – Мегар в Греции. Конкретных сведений о Селинунте очень мало, и это удивительно, потому что масштабы его построек фантастические. Здесь найдены остатки 8 дорических храмов! Но посвящение ни одного из них нам пока точно неизвестно, поэтому в литературе они до сих пор обозначаются просто буквами. Храм Е не самый большой из них. Датируют его 480-460 гг. до н.э.

Возможно, он был посвящен Гере. По типу это периптер, с соотношением колонн: 6 х15. Восточный фасад выделен лестницей, состоящей из 10 ступеней. Движение вверх продолжалось и в интерьере, где уровень пола от одного помещения к другому повышался:

Не знаю, как сейчас, но во время нашей поездки можно было зайти внутрь храма, прогуливаться вдоль колоннад:

Залезать на громадные камни, из которых сложены стены:

Сверху любоваться фантастическими панорамами окрестностей:

Дорический ордер здесь такой, как надо: надежный, очеловеченный при помощи энтазиса, согретый золотистым цветом местного известняка:

Но полное представление о храме Е может сложиться только после посещения Археологического музея в Палермо, где находятся метопы, которые когда-то украшали этот храм. Расположены они были не на наружном архитраве, а находились за колоннами, в верхней части целлы:

Интересно, что известняк здесь дополнен мраморными частями. Головы, руки и ноги женщин выполнены из мрамора. На этой метопе Геракл борется с амазонкой:

А здесь Афина преследует гиганта Энкелада. Очень значимый для Сицилии эпизод! По одному из вариантов мифа, богиня, метнув камень, раплющила гиганта, и он стал островом Сицилия. По другому, более распространенному, бессмертный гигант был накрыт громадным камнем – горой Этной, и время от времени он дает о себе знать землетрясениями и извержениями вулкана.

А это такая спокойная и милая Артемида травит собаками Актеона:

Закончим же мы знакомство со скульптурой храма Е одной из самых выразительных любовных сцен, которую подарило нам греческое искусство. Это встреча Зевса и Геры. Он отводит руку сестры от лица, их взгляды встречаются, вспыхивает страсть, и Зевс уже тянет Геру к себе на ложе:

Парфенон наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице Построен в до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.


Дельфы, расположившиеся на южных склонах горы Парнас, на высоте 570 м над уровнем моря самое знаменитое из священных мест древней Эллады, славился в античном мире своим храмом Аполлона Приблизительно в 1400 году до н.э. Дельфы были святилищем богини Земли Геи. Расцвет святилища пришелся на VII-VI века до н.э.


К северу от мексиканской столицы, у отрогов горной цепи Восточная Сьерра- Мадре, находится Теотиуакан. В период с 1 по 250 гг. н.э. центр Теотиуакана был построен полностью, включая пирамиды Солнца и Луны, и "Дорогу Мёртвых". Город был покинут за 700 лет до появления ацтеков в XV веке


ЭРЕХТЕЙОН, памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.)и отличается подчёркнуто асимметричной композицией, тонкой красотой двух ионических портиков и портика кариатид.. Эрехтейон был центральным храмом, посвященным культу богини Афины.


В ста двадцати километрах от столицы Республики Шри Ланка - Коломбо - находится древний город Канди, сохранявшего свою независимость до 1815 года. Канди в переводе означает "гора", а местное название города Маха Нувара - Великий город. В конце XVI века (1590 г), когда португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, сингальские правители ушли в горы и основали государство со столицей в Канди. В течение 225 лет государство было независимо и только в 1815 году Англичане сумели захватить город. В центре города искусственное озеро, творение последнего короля Канди. На берегу озера находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 311 г, когда Зуб появился на острове в волосах принцессы Хемамалы, реликвия стала символом суверенитета.




Храм Гроба Господня в Иерусалиме - священный центр христианства, религии, за две тысячи лет распространившейся по всей планете и объединяющей сегодня около трети населения Земли. Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, сооружен на месте, где завершился земной путь Христа, а затем и где разыгрались события, связанные с его распятием, погребением и воскресением. Храм Гроба Господня включает в себя около сорока различных зданий. В состав храма включена гора Голгофа, на которой был распят Спаситель, и пещера Гроба Господня. Под всем зданием храма имеются подземные ходы. Сегодня разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская. За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново.

Уже метопа храма Афины, в Селинунте (VI в. до н. э.) демонстрирует потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры, свойственной архаике. На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает гopгoну Медузу8.

Персею, сыну 3евса и Данаи, было приказано добыть голову гopгoнbI Медузы. На помощь герою явились посланник богов гepмec и Афина. Афина дала Персею блестящий медный щит, в котором все отражалось как в зеркале, а гepмec – острый меч и крылатые caндaлии. Персей, глядя в щит, отрубил голову Медузе и отдал Афине, которая поместила ее на свою эгиду – нагрудник из козьей шкуры.


Персей, убивающий гopгoну Медузу.

Метопа храма Афины в Селинунте.

VI в. до н. э. Национальный археологический

музей. Палермо

Массив храма, в котором, казалось. архитектурный ордер с трудом преодолевает инертную массу камня, задал основную форму рельефа: широколицая, грузная гopгонa Медуза, приземистый, с толстыми ногами и коротким туловищем Персей, большеголовая Афина. Но громоздкие, грубые фигуры богини, героя и мясистого чудовища, тяжеловесные вблизи, на расстоянии идеально соответствовали облику дорическогo храма, не нарушая стилистического единства.

Целостность архитектуре и каменному декору придавало чередование светлых и затемненных участков peльефа, опоясывающего храм, словно чеканный узор из теневых пятен. При этом по краям располагались динамичные композиции, к центру они становились более безжизненными и застывшими.

По мере тoгo как дух рационализма преодолевал coпротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания, живописный эффект крупного тeнeвoгo узора утрачивал значение. греки нашли более oдуxoтвopeнные формы рельефа, взаимодействие котopoгo с архитектурой стало легче и тоньше. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением eгo является простое движение , жест. К примеру, метона храма 3евса в Олимпии (нaчало V в. до н. э.) периода ранней классики украшена сценой предпоследнего подвига геракла 9, связанного с обретением золотых яблок гесперид – яблок вечной молодости.

Дойдя до крайнего запада, где находился сад гесперид и титан Атлант держал на своих плечах небесный свод, геракл предложил ему на время помощь в благодарность за три золотых яблока из сада eгo дочерей. Атлант же хотел перехитрить героя, отдав свою ношу навечно. Но когда Атлант вернулся с чудесными плодами, геракл. сделав вид, что хочет подложить подушку себе на спину, попросил простодушного титана вновь, но только на минутку подержать небо.

Драматизм ситуации передан простым и в то же время красноречивым движением протянутых рук титана с плодами. В нем и радость обретенной свободы от тяжелейшего бремени небесного свода, и недоумение по поводу прихоти героя. Геракл кaк-то отстраненно и равнодушно взирает на дар, кaзалось, крайним напряжением физических сил и воли удерживая небо. Но легким движением помогает ему cтoящая за спиной Афина, одетая в чрезмерно простой, струящийся по плечам хитон, соскальзывающий с поднятой руки и обнажающий трогательно тонкое и нежное запястье. В целом весь peльеф – иллюстрация преимущества человеческой изобретательности и paзума над хтонической мощью стихий.

На метопах изображены эпизоды легендарных сражений, которые отождествлялись с победой эллинов над варварами-персами в греко-персидских войнах,а также с победой разумного человеческого начала над стихийными силами природы.

Чистая архитектура Парфенона не нуждалась в живописном дополнении крупного тeнeBoгo узора, поэтому Фидий bыбирал простые плавные линии , дающие нужное впечатление. На метопе южного фриза, например, изображен гpeк, с усилием отталкивающий от себя кентавра10 и во время схватки на свадьбе царя Пирифоя.

Пирифой был вождем гopнoгo племени лапифов, у которых с дикими кентаврами был общий предок . По этой причине кентавры были приглашены на свадьбу вождя, но. опьянев, начали бесчинствовать, пытаясь похитить невесту и других женщин .

Напрягшиеся икры на нoгax, с усилием упирающихся в землю, протестующий жест руки с вздувшимися жилами,резко обозначенные мышцы торса, драпировки, льнущие беспокойными складками к телу, – все это предельно точно выражает неприятие светлой и разумной человеческой природой невежественной и необузданной звериной силы.

Вместе с тем в спокойно круглящихся линиях, создающих эмоционально точный образ, нет никакой экспрессии, надлома, эпатажа.

Так же эмоционально емко ритм линий отражает конкретную идею в рельефах ионического фриза Парфенона, сплошной лентой идущего поверху целлы. Эта идея – торжество афинской демократии . Ее воплощает запечатленное Фидием величавое шествие жителей Афин от рыночной площади Aгoры на Акрополь в праздник Великих Панафиней.

Непрерывным потоком от юго-западного угла в обе стороны движется процессия знатных афинских девушек с драгоценной ношей – новым плащом-пеплосом* для статуи Афины. Водоносы поддерживают огромные амфоры с вином, благовониями и оливковым маслом для жертвенных даров.
Эфебы** ведут под уздцы коней, садятся на них, едут торжественным шагом, пускаются вскачь, переходят на галоп, чтобы сойтись на восточной стороне. Там восседают спустившиеся с Олимпа боги и происходит передача плаща жрецу богини.

* Пенлос – верхняя одежда из шерстяной ткани в складках, без рукавов, которую греки надевали поверх хитона – рубахи, перетянутой поясом.
** Эфебы – юноши, подготовленные к военной и гражданской службе.

Ясное представление об особенностях рельефа дают две фигуры эфебов на конях. Движение направлено вдоль стены, и одинаковые позы скачущих коней, очертания ног и спин всадников рождают мерный, торжественный ритм фриза.

При этом он лишен монотонности благодаря разнообразию в деталях: различны гривы и изгиб лошадиных шей, позы и жесты рук всадников, их одежда . В композиции найдена идеальная пропорция между повторами и контрастом, свидетельствующая о чувстве меры, которое так ценили дpeвние греки. Хотя невысокий рельеф почти сливается со стeной, ощущение пространства дают чередование планов и заходящие друг за друга формы – развевающийся за спиной всадника плащ, круп коня, закрытый ногой другой лошади, рука юноши, скрытая гривой. С их помощью достигается трехмерность пространства, в действительности почти oтcутствующая.

Плавный, музыкальный ритм рельефа помогал почувствовать пришедшим к храму, как весело и легко идет жизнь в лучах божественного присутствия. Боги не чуждаются людей, их повседневных дел и забот, и поэтому воздух для смepтных «легкой лазурью разлит и сладчайшим сияньем проникнут». Такому мировосприятию способствует и материал. Холодный блеск отполированного мрамора создает ощущение некоторой отстраненности, естественной при общении с богами, но возможность этого камня передавать струящиеся ткани, нежную кожу, вьющиеся волосы придает образам человеческую теплоту.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Особенно много дорических храмов было построено в первой половине VI века до н. э. в другом крупном городе Великой Греции — Селинунте, основанном в VII веке до н. э. на южном берегу Сицилии мегарянами. Город быстро вырос, его первоначальная территория между устьями двух рек скоро оказалась недостаточной, и постройка храмов была перенесена на прибрежное плато к востоку от нее (рис. 33, 34).

Внутри акрополя старого города стояло пять храмов, остатки которых условно обозначаются буквами О, А, В, С и D.

В черте нового города находились храмы Ε (R), F (S), G (Τ).

Храм «С» . Наиболее древний из храмов Селинунта — храм «С», сооруженный между 580 и 570 годами до н. э. (рис. 35—38). Это был периптер, с числом колонн 6 x 17. Размеры стилобата равнялись 23,93 x 63,76 м. Узкая, вытянутая целла (10,48 x 41,63 м) была отодвинута назад в пределах колоннады на три интерколумния, а образовавшееся пространство заполнено вторым рядом колонн, как и в храме на о. Ортигии. Пронаос не имел обычных колонн между антами; входом служил простой проем в передней стене. Пол внутреннего помещения храма был приподнят над стилобатом, который с боковых и задних сторон не имел лестниц. Лишь ко входу в храм вела девятиступенная лестница. Позади к целле примыкал адитон. Материалом для стен служил местный известняк, оштукатуренный снаружи.

Колонны храма «С» очень тяжелые, приземистые; их высота — 4,5 D. Это самые тяжелые по пропорциям колонны из всех храмов Селинунта. Их монолитные стволы имели утонение, но были лишены энтазиса.

Число каннелюр у большинства — 16, у некоторых — 20. Капитель состояла из широкого абака и довольно упругого эхина, украшенного четырьмя ремешками. Шейка подчеркнута тремя врезами. Расстановка колонн — очень тесная; интерколумнии едва превышали диаметр колонн (от 1,13 до 1,3 D) и по главному фасаду уменьшались от середины к углам. На боковых сторонах храма колонны тоньше, чем на торцовых (4,8- D), но угловые колонны слегка утолщены.

Антаблемент храма — очень тяжелый (0,5 высоты колонны; рис. 36). Фронтон имел небольшой подъем (1:8,14). Метопы, равные по ширине триглифам, имеют форму вытянутых по вертикали прямоугольников. Часть метоп была украшена рельефами (рис. 37, 38). Мутулы над ними вдвое уже, чем над триглифами, и имеют только по три капли в ряд. Поле метоп сильно углублено и украшено рельефами архаического характера. Сохранились следы раскраски: поле метоп красным.

Карниз фронтона, увенчанный терракотовой симой, с прихотливым зубчатым орнаментом из пальметт, имел переломы над угловыми триглифами и переходил в горизонтальный отрезок. Таким образом, основание фронтона было уже фасада; такой прием несколько позднее был повторен в храме Деметры в Посейдонии.

Формы и строительная техника в храме «С» характерны для переходного этапа ранних каменных памятников дорики. Формы и пропорции, повторявшие в камне традиции деревянного зодчества, были оставлены, однако новые, более свойственные камню формы еще не вполне найдены. Зодчий излишне утяжелил пропорции. Ряд архитектурных элементов остался недоработанным. Таковы изломы карниза, отсутствие энтазиса у монолитных стволов колонн, форма шейки их капителей в виде западающей скоции.

Храм «D» . Стоящий рядом с храмом «С» храм « D » сооружен несколько позднее — около 560 года до н. э. (табл. 8). Он имел более обычные для сложившейся дорики очертания и пропорции плана. Количество колонн 6 x 13 — число, ставшее впоследствии каноническим в эллинском зодчестве. Размер по стилобату составлял 23,53 x 55,96 м. Его внутреннее помещение, нормально расположенное внутри колоннады, состояло из пронаоса, целлы и адитона. Анты пронаоса заканчивались трехчетвертными колоннами.

Как и все сооружения Селинунта, храм долгое время лежал в развалинах. Лишь при реставрационных работах, производившихся в двадцатых годах нашего века, пятнадцать колонн было поднято и водружено на места. Пропорции их тяжелые, приземистые. При высоте в 7,35 м они имеют нижний диаметр в 1,67 м на торцовых сторонах (что дает соотношение H = 4,4 D) и несколько менее на боковых. Часть колонн имеет монолитный ствол, утонение его довольно значительно — верхний диаметр составляет около 1,15 м. Энтазис отсутствует. Интерколумнии довольно широки—1,67 D. Антаблемент очень грузный (0,55 высоты колонны), с массивным карнизом. Фронтон несколько выше, чем в храме «С» (1: 7,33). Как и в храме «С», капитель имеет широкий абак, но форма эхина — более приплюснутая, линии его вялые (рис. 39). Из портика в пронаос и из целлы в адитон вели небольшие лестницы. По сравнению с храмом «С» площадь внутренних помещений возросла, однако расстояние между стенами и наружной колоннадой оставалось еще значительным. Храм «D» построен также из местного известняка и оштукатурен.

Наиболее своеобразной чертой храма «D» является несоответствие между относительно широкими интерколумниями, сохраняющими традиции деревянного зодчества, и тяжелыми пропорциями колонн и антаблемента, более свойственных каменному зодчеству.

Храм «F» (или «S») . Одновременно с храмом «D» или несколько позднее (560—540 годы до н. э.) был построен храм «F» (или «S»), план которого во многом напоминает два предыдущих памятника. С восточной стороны в храме «F» имелся второй ряд колонн, как и в храме «С», но расположенный ближе к наосу.

Разнообразие плановых решений храмов Великой Греции объясняется, по-видимому, тем, что их наосы (в отличие от храмов метрополии) не повторяли формы простейших храмовых построек (храм в антах, простиль) и поэтому менее четко связывались с наружной колоннадой.

Между колоннами птерона была возведена тонкая каменная стена, доходившая до половины их высоты и обработанная плоскими лопатками и горизонтальными тягами, напоминавшими о каркасных деревянных перегородках (рис. 40, 41).

Храм «G» (или «Т») . Храм Аполлона «G» (или «Т») на территории нового города в Селинунте — один из самых больших храмов Греции. Его размеры (50,1 х 110,36 м по стилобату) немного уступают размерам ранних ионических храмов Артемиды в Эфеce и Геры на о. Самосе, а также дорического храма V века до н. э. в Акраганте, называемого «Храмом гигантов». Постройка храма «G» («Т») была начата в 540 году до н. э. и продолжалась после перерыва в 480—470 годах до н. э. Вследствие изменившихся требований три достройке западной части храма в V веке на фундаментах, заложенных для типичного в Сицилии адитона, были возведены две колонны антового описфодома, а вместо адитона для религиозных нужд построили внутри среднего корабля целлы небольшое, замкнутое с трех сторон помещение. Все еще не законченный, он был разрушен карфагенянами в 409 году до н. э. Большинство колонн храма остались неканнелированными.

Число колонн птерона 8 х 17. Ширина портиков храма составляет два интерколумния, так что храм может быть назван псевдодиптером (рис. 42).

Внутреннее помещение в храме «G» («Т») отодвинуто назад от переднего ряда колонн еще больше, чем в храме «С»,—на четыре интерколумния, образовавшееся пространство занято здесь не вторым рядом колонн, а вынесенными вперед колоннами пронаоса, огражденного, таким образом, антами и шестью колоннами (4+2). Аналогичное простильное решение мы увидим далее в храме Деметры в Посейдонии.

Целла храма разделена двумя рядами колонн на три нефа, которым соответствуют три входных проема в ее передней стене.

Высота колонн наружного портика составляет 16,27 м. Пропорции их различны в восточной и западной частях колоннады (рис. 43, 44). Более ранние колонны восточной части и северной стороны сохраняют стройные пропорции, более близкие деревянному зодчеству (D = 2,60 м, H = 6,25 D). Колонны западного фасада и описфодома — наиболее поздние, значительно толще (D = 3,50 м, H = = 4,64 D) и стоят более тесно (рис. 44). Капители также различны: у более ранних — расплющенный эхин с глубокой выемкой у его основания и тонкий абак с большим выносом, а более поздние имеют уже более упругую форму. Все колонны состоят из барабанов и имеют по 20 каннелюр.

Отношение между высотой антаблемента и колонн составляет 1: 2,44, близкое к отношениям, характерным дли храмов начала V века до н. э,

В общем большой храм Селинунта, отражая несколько стадий строительства, отделенных друг от друга по времени на 50—70 лет, дает смешение архитектурных форм ранней и развитой архаики.



Дни Рождения