Оружие Богов (астра). Оружие древних богов Лучевое оружие вишну 5 букв

Индийское метательное оружие «чакра» вполне может служить наглядной иллюстрацией к высказыванию «все гениальное — просто». Чакра представляет собой плоское металлическое кольцо, отточенное по внешней кромке. Диаметр кольца на сохранившихся экземплярах варьируется в пределах от 120 до 300 мм и более, ширина от 10 до 40 мм, толщина — от 1 до 3,5 мм

Одним из первых европейцев, описавших это необычное оружие, является португальский путешественник Дуарте Барбоса (Duarte Barbosa). В своей книге он приводит следующее описание; «В королевстве Дели…у них [воинов] есть стальные колеса, которые они называют чакарани, в два пальца шириной, острые с внешней стороны как ножи и без лезвия на внутренней стороне; и размером они с небольшую тарелку. И они носят их с собой по семь или восемь, одев на левую руку; они берут одно [чакарани], надевают на палец правой руки, заставляют кружиться вокруг пальца много раз и таким образом метают его [чакарани] в своих врагов».
Считается, что в создании первой чакры участвовали боги. Брахма раздул огонь, Шива дал новомуоружию силу своего третьего глаза, а Вишну передал ему силу своего божественного гнева. Шива спрессовал ногой все это в пламенеющий диск и, метнув его в могущественного демона Джаламдхару, отсек ему голову. Когда это оружие потребовалось Вишну для борьбы с другими демонами (асурами), он стал просить его у Шивы, каждый день принося ему в жертву 1000 лотосов. В один из дней Шива, чтобы проверить Вишну, украл один из цветков. Вишну без промедления вырвал один из своих глаз, тут же ставший лотосом, и восполнил потерю. Видя такое самопожертвование, Шива подарил ему свой диск. Так Вишну получил это грозное оружие. Сила его была огромна — чакра рассекала и уничтожала полчища врагов, управлялась мыслью, после броска возвращалась в руку и могла преследовать свою цель даже за горизонтом. Такова легенда.

Чакра с двусторонним орнаментом (XVIII—XIX вв.)

В действительности происхождение чакры до сих пор вызывает споры. Согласно одной из основных гипотез, ее прототипом является камень, использовавшийся в качестве метательного снаряда охотниками периода неолита. В позднем каменном веке это оружие эволюционировало в плоский дискообразный каменный обломок с отшлифованным острым сколом по краям. Такие обломки в настоящее время обнаружены археологами в ходе раскопок стоянок древних людей на севере Индии. То, что найденные обломки предназначены для метания, подтверждается тем, что их край — острый по всему периметру и использовать данное орудие как скребок или нож затруднительно.

Метательное оружие в виде пластин различной формы было распространено во многих странах Востока, в первую очередь в Китае и Японии, а также во Вьетнаме и на Суматре. Среди многообразия китайских метательных пластин наиболее близкими аналогами чакры являются бронзовые монеты, так называемые «монеты бедных людей», достигавшие 60 мм в диаметре. Монета иногда могла быть заточена по краю. Другим китайским метательным оружием, сходным с чакрой, являются пластины «фэй пан бяо», напоминающие диски циркулярной пилы. В качестве основного японского аналога, безусловно, стоит упомянуть сякены —многолучевые сюрикены, в первую очередь сенбан и теппан.

Когда речь заходит о европейских аналогах, то зачастую называется английский «куоит» (quoit). Название скорее всего происходит от гэльского «куилиг» («колесо») и является названием спортивного снаряда, используемого в традиционной народной игре наподобие метания подков. Первое историческое упоминание «куоит» мы находим в тексте указов английского короля Эдуарда III, изданных в 1361 и 1366 г. Суть указов состояла в том, что подданные не должны тратить силы на бесполезные игры и увеселения и больше времени уделять воинской подготовке, в первую очередь стрельбе из лука. Таким образом, очевидно, что метание «куоит», причисленное королем к бесполезным играм, не имело военно-прикладного значения.

Принципиальным отличием чакры является то, что это оружие применялось в ходе крупномасштабных сражений и гораздо более массово, чем любые из ее аналогов. Китайские, японские и прочие метательные пластины так и не переросли рамки оружия скрытого ношения, предназначенного для диверсионных акций и боев с малым числом участников.По классификации, установленной в Дханурведе, древнем трактате о военном деле, чакра является одним из 12 канонических видов оружия в категории «мукта», то есть метательного и стрелкового оружия. По распространенным в раннем средневековье религиозно-философским представлениям индийцев использование оружия, поражающего на расстоянии, не приводит к отягощению кармы. В самый момент убийства нет контакта применившего оружие с самим оружием и поражение противника происходит как бы само собой. В понимании индийцев практически единственным оружием, которому чакра уступала, был лук, считавшийся совершенным оружием. Тренировка боя пятью видами оружия, начиная с чакры, была частью обучения юношей знатного происхождения. В трактате Дханурведа определяется последовательность использования оружия в бою; по мере сближения с противником используется лук, затем чакра, после этого копье и меч, затем нож, булава и только в крайнем случае приемы без оружия.

Обычно дисковые ножи использовали, чтобы нарушить строй противника, внести замешательство в его ряды. По тактике применения они являются аналогом «франциска» и «херлбэт», метательных топоров, использовавшихся в V-VIII вв. франками и скандинавами, соответственно. Метнув топор в противника, воин устремлялся вперед, чтобы поразить его мечом или копьем.

Практически каждый элемент конструкции, равно как и техника применения чакры, позволяют решать сразу несколько задач. Во-первых, форма кольца позволяет облегчить конструкцию, по сравнению с диском, и при этом максимально сохранить момент инерции, столь важный для реализации принципа гироскопа. Во-вторых, с точки зрения аэродинамики, чакра представляет собой тандем двух аэродинамических профилей. У такой схемы центр приложения подъемной силы будет соответствовать центру кольца. Там же будет находиться и центр тяжести конструкции. Таким образом, достигается отсутствующее у диска совпадение этих центров, благодаря чему значительно повышается стабильность полета.Заточка по всему внешнему краю гарантирует контакт лезвия чакры с целью при попадании. В то же время вращение топоров и ножей при броске на дальнюю дистанцию делает их реально опасными только в нескольких зонах. Так, например, метательный топор франков при броске на 12_15 метров имеет всего две зоны на протяжении траектории полета, в которых он может эффективно поразить цель (каждая зона — не более 1,5 м, одна в самом начале и вторая — в конце траектории). На остальных участках траектории контакт с целью будет осуществляться рукоятью топора. Таким образом, конструкция чакры делает ее более эффективным оружием по сравнению с метательными ножами и топорами. Ее малая толщина, во-первых, обеспечивает низкое аэродинамическое сопротивление, повышая дальность полета. Во-вторых,небольшая толщина в сочетании с малым углом заточки (порядка 5—7 градусов) создают эффект, когда пущенный снаряд рассекает цель подобно лезвию опасной бритвы. В третьих, малая толщина делает летящую чакру практически незаметной для противника.

Обычно поперечное сечение чакры имеет профиль наподобие вариантов 1 и 2 (внешний острый край слева). Несимметричное обтекание чакры воздухом создает подъемную силу, значительно увеличивающую ее дальность полета. Очевидно, что линзовидный профиль 1 сточки зрения аэродинамики значительно выигрышнее профиля 2. Вместе с тем профиль 2 значительно проще в изготовлении. Чакра могла иметь внешний край и без заточки; пример профиля бронзовой чакры (профиль 3). Дальность полета чакры составляет, по разным источникам, от 30 до 60 метров и значительно превосходит дальности броска сякена, ножа или топора.

Вращение, придаваемое метательному снаряду при броске, с одной стороны, создает эффект гироскопа, что позволяет ему сохранять заданное направление полета. С другой стороны, вращение чакры обеспечивает эффект протягивания режущей кромки по цели и усиливает ее поражающие свойства. Этому же способствует и материал, из которого ее традиционно изготавливали. Чаще всего использовался вутц (литой Дамаск), представляющий собой металлический композит, в котором сверхтвердые нити карбидов находятся в мягкой металлической матрице. В силу структуры материала режущая кромка на микроуровне представляет собой серрейтор. Изредка, в тех случаях, когда чакра изготавливалась не из вутц, вместо обычной заточки ее внешний край покрывали большим количеством мелких, остро отточенных зубцов или шипов.Внутреннее отверстие, называемое «кхам», традиционно имеет форму окружности. Тем не менее встречаются описания дисковых ножей, имеющих треугольное отверстие в середине. Их метали, раскрутив на деревянном или металлическом стержне, при этом край внутреннего отверстия смазывался маслом. Очевидно, это делалось для облегчения вращения и сброса ножа со стержня.
В древних текстах упоминается от 5 до 7 способов метания чакры. К настоящему времени сохранилось описание следующих из них; раскрутка на стержне или на пальце руки, метание от плеча, метание от пояса и бросок в вертикальной плоскости.
Раскручивание дискового ножа на стержне или пальце руки кажется наименее естественным и труднее в освоении, однако обладает рядом неоспоримых достоинств. Во-первых, этот метод наиболее безопасен для самого метателя, так как рука воина не может войти в контакт с острым внешним краем чакры. Во-вторых, дисковый нож можно метнуть над головами своих воинов, стоящих в первом ряду, что очень существенно, например, при организации «залпового» броска, столь любимого сикхами. В третьих, такой метод позволяет придать оружию высокую скорость вращения, что позволяет повысить точность броска.

Метание от плеча во многом сходно с тем, как сейчас пускают пластмассовую тарелочку. Однако существует и ряд отличий, обусловленных специфической конструкцией чакры. Для достижения большей точности ее необходимо метать в горизонтальной плоскости. Техника броска от плеча, применявшаяся сикхами, выглядит следующим образом. Метатель встает лицом по направлению к цели, зажимает кольцо между большим и указательным пальцами правой руки и держит его низко у своего левого бока. Затем он поворачивает корпус так, чтобы вывести правое плечо как можно дальше вперед и поднимает чакру к левому плечу. При броске используется не только движение руки, но и, в первую очередь, поворот корпуса. Выпускается чакра на уровне плеча. Таким образом, с момента замаха и до завершения броска метательный снаряд перемещается исключительно в горизонтальной плоскости.Способ метания от пояса больше напоминает технику метания сякенов и применяется только при бросках на малую дистанцию для чакр небольшого размера. После совершения броска рука обычно делает возвратное движение к поясу, чтобы выхватить саблю или иное оружие ближнего боя.

Бросок в вертикальной плоскости в корне отличается от всех вышеописанных способов. Здесь чакра летит в сторону скопления воинов противника по навесной траектории и падает сверху ребром. Очевидно, что по точности такой бросок будет значительно уступать броскам, описанным выше. Возможно, данный метод применялся как попытка поразить вражеского командира, которого прикрывали ряды воинов.
Поражающий эффект от попадания чакры действительно мог быть весьма значительным, особенно ее-
ли тело воина не было защищено доспехами. Однако отрубание чакрой головы или конечностей, нередко упоминаемое при описаниях битв и в других эпических произведениях, скорее всего, является преувеличением. Единственная объективная оценка поражающих свойств чакры содержится в книге Дж.К.Стоуна, где говорится, что при метком броске она летит на расстояние в 30 ярдов (около 27,5 метров) и может срезать ствол зеленого бамбука толщиной три четверти дюйма (около 19 мм).
В начале XII в. индийские военачальники начали осваивать новую тактику ведения боевых действий, заимствованную у турок и персов. Многие традиционные виды оружия, уже не вписывались в новые тактические решения. Метание чакры перестало быть одной из армейских дисциплин и перешло в разряд боевого искусства, практиковавшегося небольшим числом дворцовых стражей и телохранителей, а также членами некоторых воинствующих религиозных сект.

Свое второе рождение чакра получает в XVI в., когда становится одним из основных видов оружия сикхов, в качестве которого она и просуществовала вплоть до второй половины XIX в. Сикхи сражались против династии Мугхалов, затем против афганских захватчиков под предводительством Ахмада Шах Абдали, а позднее против войск Великобритании. Враг сикхов всегда имел численное превосходство и обычно был лучше вооружен. В качестве основной формы ведения боевых действий сикхами использовалась партизанская война, основанная на внезапных нападениях, засадах и т.п. Свою тактику сикхи описывали так; «Ударить по врагу с силой достаточной, чтобы убить, отступить, повернуться и снова ударить, снова отступить, ударять и отступать, пока враг не будет измотан, затем исчезнуть». Вся военная теория сикхов основана на концепции «двух с половиной ударов» (Дхай Пхат). Первым действием, обеспечивающим до 40 процентов победы, сикхи считали быстрое и скрытное сближение с врагом. Вторым действием была стремительная шокирующая атака, приводящая врага в замешательство. Третьим действием — стремительный отход, не дающий противнику возможности нанести ответный удар. Чакра отлично вписывалась в тактику сикхов, позволяя либо начать ту самую шокирующую атаку, либо прикрыть отступление.

Дастар бунга — оригинальный тюрбан нихангов с чакрами (XIX в.)

Ряд источников указывает на то, что сикхи применяли технику «залпового» броска, то есть одновременное метание чакры группой воинов, при этом стоявшие в первом ряду воины производили бросок от плеча, а воины второго ряда раскручивали ее на пальце. Сикхи носили с собой несколько дисковых ножей, зачастую одев их на тюрбан или за спиной; крупные чакры иногда носили на шее. Непосредственно перед применением их надевали на левую руку как браслеты.
Даже распространение огнестрельного оружия не смогло полностью вытеснить дисковые ножи из арсенала сикхов. Они прочно вошли в их жизнь, стали частью их религиозно-философских воззрений; изображение чакры можно найти на «кханде», своеобразном гербе сикхов, который значит для сикхов не меньше, чем крест для христиан или звезда Давида для иудеев; многие воинские подразделения сикхов изображают чакру и на своих эмблемах. Например, у нихангов (членов радикальной воинской секты сикхов) она имела еще и символическое значение. Для ношения чакр они использовали особые остроконечные тюрбаны («дастар бунга»), которые представляли собой конструкцию из плотной хлопковой материи и каркаса, образованного витками металлической проволоки. Дастар бунга делались высотой до полуметра, что позволяло их владельцу носить на своей голове небольшой арсенал, включающий от 5 до 7 надетых на тюрбан чакр, а также несколько воткнутых в него метательных ножей и своеобразный кастет-когти, называемый «багх накх». При внимательном рассмотрении видно, что чакры зафиксированы натюрбане ниханга так, что быстро снять их не удастся, более того, на некоторых тюрбанах второй половины XIX в. они скреплены с «гайга» (металлическим декоративным элементом). Таким образом, можно сделать вывод, что чакра стала к этому времени в большей степени символом, эмблемой, чем реальным оружием. До сих пор она украшает тюрбаны последователей учения нихангов, а также является непременным атрибутом «шастара», их своеобразного оружейного алтаря.

После окончания войны с сикхами и подавления восстания 1857 г., англичане провели массовое разоружение населения, многие арсеналы были опустошены, а находившееся в них оружие либо уничтожено, либо продано как металлолом. Метание чакры в таких условиях уже не имело большого практического значения, и навыки работы с ней быстро утрачивались. Например, в 1840 г. У.Дж.Осборн (W.G.Osbome), военный секретарь генерал-губернатора Индии, писал в своем отчете; «Чакра - это оружие, характерное для данной расы людей; оно представляет собой стальное кольцо от шести до девяти дюймов в диаметре и около дюйма в ширину, очень тонкое и с остро отточенным краем; говорят, что они способны метать их с такой точностью и силой, что могут отсекать человеку конечности с расстояния 60 ярдов (около 55 метров) или даже 80 ярдов (около 73 метров); однако я несколько раз приглашал их продемонстрировать свое умение и ни разу не увидел никаких доказательств, способных убедить меня в такой точности. В целом зрители находились в большей опасности, чем сам объект, выбранный в качестве мишени».
Искусство метания чакры постепенно угасло, однако еще в 30—40 гг. XX в. в Индии были зафиксированы случаи использования чакр уличными грабителями.


Сколько я зарезал, сколько перерезал, Сколько душ я загубил...

Моргала выколю, пасть порву!!!

Доцент, х/ф «Джентельмены удачи»

У Вишну (Кришны), как и любого другого члена языческого пантеона есть определенные атрибуты. Именно благодаря им верующие язычники, а равно и искусствоведы способны отличить одного бога отдругого. Вот и у Вишну эти атрибуты имеются. Один из них - сударшана-чакра (своего рода летающая тарелочка).

Сударшана чакра — это такая штуковина, которую четырехрукий Вишну держит указательным пальцем правой верхней руки. Диск такой с дырочкой посередке, вроде CD или DVD-диска. Он служит Вишну и его аватарам оружием. Если нужда возникает, то Вишну этот диск швыряет куда надо и там убивает кого надо (демонов там всяких обычно), чаще всего путем обезглавливания или отрубания других жизненноважных частей тела.

Если Вишну необходимо кого-нить убить, то сударшана-чакра может принять вид любого оружия: когда Нрисимха разрывал хера Тиранья...,тьфу, тело Хиранья-кашипу, то сударшана-чакра была его когтями, а когда Вишну приходил в виде кабанчика, то чакра стала его клыками. В общем, смысл понятен. Аватаре Вишну в Индии положено являть свои атрибуты. Для усиления веры в себя окружающих, а равно и их домочадцев. Обычно для этих целей те, кто объявляет себя аватарами, осваивают пару несложных фокусов: шпагу могут проглотить, огонь изо рта выпускают, да мало ли.

И вот появляется в конце 15 века Нимай Джаганнатхович (печально известный как Чайтанья), и тоже начинает выдавать себя за аватара. Хотя он сам-то может и вправду считал, что он аватар. Сейчас сказать трудно. А может просто по-доброму разводил всех. «Науке это не известно. Наука пока не в курсе дела». (с) Чайтанья решил убедить своих последователей в том, что у него имеется сударшана-чакра. Ввиду того, что индийская промышленность в 15-16-ом веках еще не освоила выпуск CD-дисков, Нимай Джаганнатхович воспользовался старым, проверенным и широко распространенным приемом — решил своих последователей надурить. Если б он был знаком с русской пословицей «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе», то, конечно, не попал бы в ряд неловких ситуаций, в какие обычно попадают вруны, когда их к стенке прижмут.

Видимо, НимайДжаганнатхович все же чувствовал себя неловко перед последователями за то, что он аватара сугубо мирная, потому что до потомков дошел следующий разговор Чайтаньи и Харидаса, состоявшийся спустя много-много лет после мифического избиения на 22 базарных площадях. Он описан в Чайтанья-Бхагавате. Сокрушаясь о том, что мусульмане когда-то всыпали Харидасу по первое число, наш восторженный аватар начинает вдохновенно сочинять следующее: «А я ведь был там, когда тебя лупили. Сижу я как-то на Вайкунтхе, чай пью имбирный, вдруг слышу — Харидаса в материальном мире опять за что-то бьют. Я чай бросил, сударшана-чакру с гвоздя схватил и бегом сюда! Ну думаю: дежитесь демоны мусульманские - покрошу всех в люля-кебабы. Уже и руку занес, чтобы чакру швырнуть и... никак. Жалко тебе их было, Харидас, демонов-то. Что тому первомученнику архидиакону Стефану. Не могу ж я через жалость бхакты своего переступить. Уж я и так, и сяк — не могу. Так и не применил. Вернулся на Вайкунтху и на гвоздь повесил. А сам сел чай остывший допивать». Так шестилетние мальчишки про войну рассказывают: «Если б я там был, я б Гитлера как убил, а потом бы ка-а-а к сел на самолет реактивный — и улетел». А взрослые тихонечко гладят их по голове и улыбаются. Наверно, старенький Харидас поступил так же, мудро сделал вид, что поверил. Ну зачем же человеку настроение портить, правда?

Но Чайтанья не оставлял попыток у бедить окружающих в том, что сударшана-чакра у него всё же имеется. Такая жалкая сцена состоялась, когда Нимай Джаганнатхович посылает того же Харидаса с Нитьянандой на проповедь своих галюцинаций среди мирного населения. Посылаю, говорит, вас, словно овец среди волков, но вы не бойтесь, если они вас слушаться не будут, и повторять, что вы им велите, не станут, то я лично приду и своей сударшана-чакрой им всем до одного бошки посшибаю. История умалчивает о том, поверили ли Харидас с Нитьянандой в эту мощную поддержку, и удалось ли им хоть кого-нибудь из граждан напугать. Скорее всего, щедро выписанный вексель от аватара так и остался неиспользованным.

Однако в третьем эпизоде, связанном с сударшана-чакрой, кровь всё-таки пролилась. Но это была кровь Нитьянанды, сунувшегося с проповедью кришнаизма к двум хорошенько нетрезвым гражданам, известным в кришнаитской мифологии как братья Джагай и Мадхай (имена, скорее всего, вымышленные). Они не собирались его бить, просто послали подальше и швырнули в надоедливого проповедника глиняный горшок. Как известно, пьяная рука самая меткая. Не думая и не гадая кто-то из братьев угодил Нитьянанде в голову. Кришнаистский эпос воспевает рану, нанесенную горшком, как подвиг веры. А пострадавшего Нитьянанду, как окровавленного с ног до головы героя эпической мощи и глубины (так что Гильгамеш, Геракл и Один нервно курят в сторонке). И тут на сцене появляется бурно галлюцинирующий аватар, размахивающий правой рукой и кричащий: «Ну всё! Вам конец! Вы покойники! Щас я вас буду резать на ленты для мриданги своей чакрой-сударшаной!» Это был самый напряженный момент. Так как уже в следующий момент чакра обязана была появиться. А появляться-то ей неоткуда. А народ бенгальский уже рты пораскрывал и ждет. Неловкую ситуацию спас Нитьянанда, отведавший горшка. Ему бонус за сообразительность. Он бросился к аватару со словами: «Прости им, Чайтаньюшка, я на них зла не держу. Они хорошие». Кто догадался, что история потырена из Нового Завета, тому тоже бонус. Короче, Нитьянанда Чайтанью отмазал.

Так и не удалось любознательным бенгальцам ни разу узреть сударшана-чакру от очередного аватара. Ну, хоть угроз послушали вволю.

В большинстве своём, божества индуизма наделены теми или иными атрибутами, включая оружие. Зачастую этому оружию даётся метафизическое толкование, а в пуранических сказаниях оно описывается как используемое по прямому назначению. Перечень смертоносных оружий велик и ниже дано описание наиболее известных из них.

Нараянастра – смертоносное и могущественное оружие, принадлежащее Господу . Оно было подобно совокупной мощи миллионов ракет, выражаясь современным языком. использовал это оружие в сражении с , что описано в . посоветовал ему вручить себя мощи оружия: Ашватхама должен был отказаться от мощи всего остального оружия и лечь на землю. Это оружие могло быть использовано лишь один раз в войне; если бы владелец попытался использовать его повторно, то оружие уничтожило бы собственную армию владельца. Всякий раз, когда использовалась нараянастра , одновременно с ним появлялись другие виды оружия – Гадха, Чакрам, стрелы и т. д.

Каумодаки – оружие, которое Вишну держит в нижней левой руке. Это источник божественного могущества Вишну. Это оружие представляет способность Вишну класть конец всем в уме человека, препятствий на пути к Богу. Каумодаки представляет собой булаву.

Варунастра – «водноеоружие», которым обладает Господь . Варуна – владыка океанов и рек. Это оружие может принимать любую форму, подобно текущей воде. Многие великие воины использовали это оружие – , (Сатьяки) и многие другие. Говорится, что это оружие можно обрести благодаря ментальной концентрации на Варуне или Господе Шиве. Использовать варунастру следует крайне осторожно, поскольку одна-единственная ошибка неопытного воина может оказаться для него фатальной.

Чакра (чакрам) представляет собой диск диаметром в 4,7 – 12 дюймов, с острыми лезвиями по краю. Это диск всегда украшает собой указательный палец Вишну. В наши дни сикхи носят металлические, золотые или медные чакры на руках, вокруг шеи и иногда – на своих тюрбанах.

Шива Дхануш (Пинака ) – лук Господа . Имеет в длину 8,5 м. Этот лук Господь Шива подарил , а тот, в свою очередь, подарил его царю . Царь использовал лук в сваямваре . (Сваямва́ра (санскр. स्वयं‍वर) - практиковавшийся в Древней Индии обычай выбора девушкой жениха.) Он объявил, что любой, кто захочет жениться на Сите, должен суметь поднять этот лук и натянуть на нём тетиву.

Брахмастра – смертоносное оружие было создано Господом Брахмой. Он использовал его для поддержания дхармы (религии) и сатьи (истины). Пущенная в ход Брахмастра уничтожает не только людей, но и всё живое, оставляя после себя бесплодную пустыню. Говорят, что для «вызова» брахмастры необходимо использовать некие формулы, и воспользоваться оружием можно лишь один раз в жизни. использовал оружие в битве с , Шри – в войне с , Арджуна – в битве с Ашватхамой.

Ваджра – оружие , которым он уничтожает грешников. Считается, что ваджра – это субстанция, подобная алмазу, способная разрезать любой материал и извергающий молнию. Небесный мастер Тваштра сделал ваджру для Индры. С помощью Ваджры Индра убил демона-змея Вритру [Ш.Б.:6.12 ]. был настолько могущественен, что все виды оружия были не эффективны. Тогда Индра отправился за советом к Вишну, который сообщил ему, что асура (демона) может быть убит лишь оружием, сделанным из костей мудреца. Раздобыв, в конце концов, подобное оружие, Индра убил Вритрасуру и вернул себе царство.

Гада (род булавы) – оружие, которое использовали , и другие воины. Говорится, что гада представляет собой концентрированную . Как Земля обращается вокруг Солнца и получает от него жизненную силу, а затем хранит её, так и гада обращается вокруг тела своего владельца, чтобы получить от него жизненную силу. Гада имеет форму шара.

Представляет собой диск со 108 лезвиями. Господь Вишну держит эту чакру в одной из своих четырёх рук, наряду с шанкхой (раковиной), гадой (булавой) и падмой (лотосом). Термин «сударшана» буквально означает «су» – «высшее» и «даршана» – «видение».

Тришула (трезубец) – оружие Махадевы Шивы. Говорится, что именно с помощью тришулы была отрублена изначальная голова Господа . Многие другие боги и богини обладают тришулой, включая богиню . Три зубца тришулы символизируют творение, сохранение и разрушение; ; прошлое, настоящее и будущее, иду, пингалу и сушумну в теле человека (энергетические каналы). Говорится, что трезубец Шивы способен уничтожить три мира: физический мир, мир предков и ментальный мир. Иногда тришула символизирует триратну («три драгоценности») Будды.

Вишнуиты считают, что Вишну держит четыре знака в Своих четырех руках - санку (раковину), чакру (диск), гадху (булаву) и падму (лотос). Раковина - символ звука. Это значит, что вся вселенная - в руке Бога. Чакра (диск) символизирует Колесо Времени. Это значит, что Время подвластно Богу. Лотос - символ сердца. Бог держит в Своей руке сердца всех существ. Булава - символ доблести. Бог - обладатель всей силы и власти. Это эзотерическое значение атрибутов Вишну.

Ишвара держит в одной руке дамарука (литавры). В другой руке Он держит раковину. Литавры символизируют звук. В третьей руке Ишвара держит трезубец, который символизирует три аспекта времени - прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, Ишвара - также Господь звука и времени.

Если изучить таким образом атрибуты Бога, то окажется, что божественность в любой форме и с любым именем обладает всеми силами и атрибутами. Среди восхитительных атрибутов Бога есть садашивамайи (бесконечная благость). Постигая значение имени, отбрасывая все различия, памятуя о славе Господа, люди должны освящать свои жизни, используя святые дни, такие как Шиваратри, для целей, установленных в индийской традиции.

Воплощения Божественного Атмана! Помните, что Божественный Дух в каждом - один и тот же. Он называется Хридайяваси - Обитатель сердца.

Буддхи превосходит индрии

Вы должны понимать разницу между умом и сердцем. Сердцем называют орган, перекачивающий кровь в теле. Это сердце производит чистую кровь и доставляет ее во все части тела. Ум не относится к телу. Он выше тела. Он связан со Вселенским Сознанием. Есть еще два органа: буддхи и медха . Медха - орган, контролирующий все индрии (органы). Его называют “контрольной палатой”. Буддхи , однако, не связан с телом. Медха связан с индриями (инструментами восприятия и действия). “Буддхиниграхьям атхииндриям” . Буддхи выше индрий . Когда человек говорит: “Мой буддхи , разум, поглощен чем-то другим”, он показывает, что буддхи - за пределами тела. Следовательно, и ум, и буддхи относятся к Атману , но не к телу.

Люди по привычке считают ум частью тела. Это относится только к чувственной деятельности ума. Этот ум состоит из мыслей и сомнений. Но ум, который связан с Божественным Атманом , превосходит тело. Соответственно, только погасив обычный мыслительный процесс, можно испытать внутреннюю Божественность. Сознание, которое идет дальше мысли, есть отражение Атмана .

Различие между ахам и ахамкарой



Атман, буддхи и ум составляют триединство. Это объединенное сознание выше чувств “я” и “мое”. Его можно назвать ахам . Ахам означает сознание. В Атмане ахам существует в виде тонкой сущности. Когда ахам получает форму, он становится ахамкарой , эго. Следует понимать разницу между ахам и ахамкарой . Считать ахам телесной формой есть ахамкара - чувство эго. Ахам превосходит ахамкару (физическую форму). Когда отождествление своего “Я” с телом исчезает, достигается состояние “Ахам Брахмаасми” (Я есть Брахман ). Брахман и Атман - одно и то же. Брахман - Вселенское Сознание, присутствующее во всех существах.

Сознание, присутствующее в теле, называется Атман . Оно - часть Вселенского Сознания, и когда оно покидает тело, то сливается со Вселенским Сознанием, становится единым с ним. Этот процесс можно уподобить слиянию воздуха из баллона с атмосферным воздухом. Это процесс растворения многих в Едином. Индивидуальная душа есть Бхутаатман - Атман , заключенный в форму элементов. Вселенское “Я” - Парамаатман . Индивидуальное “я”, ограниченное телом, подобно воздуху, ограниченному баллоном. Когда индивидуальное “я” отбрасывает свои привязанности, относящиеся к телу и развивает всеобщую любовь, оно преодолевает ограничения тела. Оно растворяется в беспредельной Любви. Это растворение называют мукти, мокша или освобождение. Правильное название для этого погружения - саюджьям (единство со Всеобщим). Это подобно слиянию реки с океаном, из которого она произошла.



Брахма-джняна существует в каждом

Если это растворение сознания произошло, обратный процесс невозможен. Индивидуальное “я” стало Всеобщим, как капля воды, попавшая в океан, становится единой с ним. Пока индивидуальное “я” привязано к телу и поддерживает свою отделенность от Всеобщего “Я”, оно не может избежать цепи рождений и смертей. Но как только оно отбрасывает свою обособленность и становится единым с Всеобщим “Я”, нет возврата к циклу рождений и смертей - пунарджанма на видьяте .

Эту Брахма-джняну (осознание Бога) нельзя получить извне. Она существует внутри каждого. Как только заблуждение обособленности, которым окружен индивидуум, уходит, сияющее Сознание проявляет себя. Все остальные знания относятся ко внешнему миру. Это внешнее знание - лишь “отражение Внутренней Сущности”. Совершенно неверно думать, что можно получить знание Внутренней Реальности путем исследования пракрити (природы). Всеобщее “Я” не может быть постигнуто изучением проявленного мира. Вы появились из Парамаатмы (Всеобщего “Я”). Это нужно понимать. Источник всякого знания находится в вас. Джняни (мудрый) - не тот, кто прочитал много книг или хорошо знает физический мир.

Настоящий джняни - тот, кто осведомлен о своей природе и действует в соответствии с этим. Многие, кто произносит пространные речи о славе Бога, не ведут божественную жизнь. Какая польза от их знания писаний? Какое право они имеют увещевать других, когда сами не выполняют то, к чему призывают? Такой урок преподал Иисус, когда увидел женщину, побиваемую толпой камнями за ее греховное поведение. Он сказал толпе: “Если здесь есть кто-нибудь, кто не согрешил даже в уме, пусть бросит камень”.



Дни Рождения