Святые источники вотчины шереметьевых. Святые источники вотчины Шереметевых Вотчины шереметевых

Фото: Усадьба управляющего вотчиной Шереметевых

Фото и описание

Город Иваново представляет собой тип русского промышленного города конца XIX – начала XX веков. Здесь можно посетить Музей промышленности и искусства, Музей ивановского ситца, дом купца Осипа Щудрова (Щудровская палатка), вотчинную контору Шереметевых и т.д.

Усадьба управляющего вотчиной Шереметевых является одним из самых оригинальных и неповторимых образцов гражданского зодчества города Иваново, интересным архитектурным памятником в стиле классицизма. Располагается в самом центре города, на улице Крутицкой, 33.

Стремительное течение XVIII столетия, открытое реформаторской деятельностью императора Петра Великого, оставило свой след и на развитии Ивановского края и особенно села Иваново. Село, находившееся с 1667 года во владении князей Черкасских, в 1743 году отошло старинному дворянскому роду графов Шереметевых. Данные изменения были связаны со свадьбой графа Петра Борисовича Шереметева (сына знаменитого сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева) и дочери князя и канцлера Российской империи Алексея Михайловича Черкасского – Варвары Алексеевны. Черкасский отдал за свою единственную дочь фантастическое, даже по тем временам, приданое – село Иваново, Васильевское и ещё более 5-ти десятков населённых пунктов края стали частью огромных шереметевских вотчин, в которых числилось более 300 000 крепостных душ.

Иваново превратилось в центр обширной вотчины Шереметевых, тянувшейся в южном направлении от села вдоль берегов реки Уводь между дорогами, которые вели из Иванова в Шую и Лежнево.

В конце XVIII – первой половине XIX столетий ивановская вотчина являлась одним из самых доходных имений Шереметевых. Усадьба была или построена, или куплена у местных жителей. Здесь в огромном доме была обустроена квартира управляющего, а во флигеле располагалась контора. На месте рощи «Круглиха» был разбит «Графский сад» (в настоящее время – Сад 1 Мая). По количеству жителей столица шереметевской вотчины превосходила даже соседние уездные центры. Новый владелец снисходительно относился к «капиталистым» крестьянам. Петр Борисович Шереметев, а позже и его сын Николай не только не препятствовали деятельности местных крепостных предпринимателей, но и поощряли ее.

Шереметевы почти не бывали в Иваново и окрестностях. Только в 1771 году граф Николай Петрович Шереметев прибыл сюда переждать эпидемию чумы, которая свирепствовала в столицах. Управление богатой вотчиной осуществляла Петербургская резиденция Шереметевых, а на ивановских землях служили его управляющие – выборные крестьяне. Совсем редко в Иваново из центральной вотчинной конторы приезжали ревизоры. Например, с этой целью в 1793 году в село прибыл Иван Петрович Аргунов, который был не только великим русским художником XVIII столетия, но и должностным лицом в обширном шереметевском крепостном имении.

Из ивановской вотчинной конторы в шереметевскую усадьбу Кусково, которая находилась под Москвой, отсылались собранные оброчные деньги, отправлялись плотники для строительства шикарных графских дворцов. Оброк, собранный за год, в селе Иваново был больше чем в целом по стране. Это объяснялось тем, что средний уровень жизни местных крестьян был выше, чем во многих других усадьбах. Не зря появилась пословица: «Богат и хвастлив, как ивановский мужик».

Вплоть до революционных событий Шереметевым принадлежали крупные земельные участки. Только в 1887 году была выкуплена главная городская площадь (сейчас – площадь Революции), где находился торговый комплекс. В настоящее время в здании располагается ЗАО "Ивановореставрация".

УДК 94(47)17/18 (Шереметев Б.П.) _ П --

ББК 63.3(2)51 ВП СТ>Лб0в

кандидат экономических наук, профессор,

Ивановский государственный химико-технологический университет

ВОТЧИННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ РОДА ШЕРЕМЕТЕВЫХ

История российского крестьянства привлекает внимание ученых различных областей научного знания. Положение вотчинных крестьян в дворянских имениях знаменитых русских родов зачастую оценивалось только в плоскости их крепостного состояния. Анализ положения крестьян Шереметевских вотчин демонстрирует неоднозначность этой проблемы. Нередко в вотчинах этого знаменитого русского рода встречались крестьяне двойной подчиненности «крепостные крепостных крестьян» и «крестьяне-фабриканты». Владельцы вотчин улавливали прогрессивные тенденции экономического развития и способствовали развитию такого слоя в крестьянском сословии.

Ключевые слова: вотчинные крепостные крестьяне Шереметевых, «капиталистые» крестьяне, вотчинное управление, тор-гово-промысловая деятельность крестьян.

PhD in Economics, Professor Ivanovo State Chemical and Technological University

MANORIAL PEASANTS OF THE SHEREMETEV FAMILY

The history of the Russian peasantry attracts attention of researchers from various fields of scientific study. Life of the manorial peasants of the famous Russian families has often been described only in terms of their serfdom. The analysis of the life of manorial peasants of the Sheremetev family shows that the problem is not so simple. There were quite many peasants of dual subordination: «serfs of serfs» and «peasants-manufacturers». The owners of the manorial estates set progressive trends of the economic development and contributed to the development of such types of peasantry.

Key words: manorial peasants of the Sheremetev family, «well-to-do» peasants, manorial administration, trade and production activities of peasants.

© В.П. Столбов, 2013

Будь верен преданиям рода нашего Шереметевых, служивших независимо и честно Родине и дорогому нашему крестьянству; носителю смиренному исконных наших заветов.Избави Бог тебя от суетности и гордыни.

Из Духовного завещания С.Д. Шереметева к сыну

Крестьянство как научная проблема в историко-экономи-ческой мысли привлекает в настоящее время внимание исследователей различных областей научного знания, сложились школы крестьяноведения, публикуются научные труды, проводятся конференции, на которых уточняются многие факты состояния этой значимой в истории социальной группы. Научной общественности известны исследования многих ученых в этой области: Т. Шанина, П. Муни, П.А.Сорокина, Ф. Броделя. В российской историко-экономической и социальной мысли известны фундаментальные труды М.М. Ковалевского, Н.П. Пав-лова-Сильванского, М.И. Туган-Барановского, В.И. Ульянова (Ленина), А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, а также исследования современных ученых.

В истории крестьянства большое место занимают исследования положения вотчинных крестьян, особенно в тех дворянских имениях, история жизни владельцев которых тесно переплеталась с историей страны. В этой связи было бы уместным проследить историю крестьянства в вотчинах Шереметевых (село Иваново являлось одной из вотчин Шереметевых), значимость этого древнего рода четко прослеживается в связи с оценкой их вклада в политическую, экономическую и культурную жизнь России. История рода Шереметевых - это история собирания ими земель, совершенствования взаимоотношений с крестьянами и улавливание ими тенденций прогресса в социально-экономической жизни, обуславливающих развитие русского предпринимательства и экономики страны в целом.

Собирание земель семейством Шереметевых, исходя из данных документов, началось с 1686 года, когда царевна Софья «за ратоборство и храбрость» пожаловала Бориса Петровича Шере-

метева землями с крестьянами, а Молотолудское поместье было пожаловано ему в вотчину (неотторгаемый феод). Позднее при Петре I за участие в Северной войне Б.П. Шереметев был пожалован «землями с крестьянами» из дворцовых волостей, например, Юхотская волость с селом Вощажниково. Главное богатство Б.П. Шереметева составляли вотчины, к концу XVII в. он владел 2910 дворами. Однако он нередко жаловался на то, что живет нищенски. Так в письме канцлеру Ф. Головину он писал: «Теперь и о себе милости прошу - дайте мне, чем жить. А если не дадите со удовольством, ей, пойду по нищетцки», и далее «...подай мне помощи о жалованье, не знаю, в чем прослу-жился, что в том имею обиду. Пью и ем хотя и все государево, а на иждивение домовое взять негде». Реально же фельдмаршал Шереметев владел 19 вотчинами, в них было 6 282 двора, населенных 18 031 душами мужского пола, с которых он получал только денежного оброка около 11 тыс. р. в год. Если прибавить к этому натуральный оброк, а также барщинные повинности, то общий доход Б.П. Шереметева с вотчин составлял не менее 15 тыс. р. в год. Сам фельдмаршал получал самое высокое жалование в стране - свыше 7 тысяч рублей в год. После Полтавской виктории фельдмаршал Б.П. Шереметев был пожалован рядом деревень и пустошей. Однако он проявил завидную настойчивость в приобретении и других земель, это видно из писем Петру I «...не за услуги мои, но из милости вашей пожаловать пустошью Черные Грязи, домом в Риге и староством Пебалг в Лифляндии».

Крестьяне не раз жаловались Б.П. Шереметеву на свое трудное положение, на что фельдмаршал отвечал, что если он предоставит им просимую льготу, то сам будет «скитаться по миру». Вотчинным крестьянам запрещалось обращаться к Шереметеву с жалобами, ослушников должны наказывать «жестоким наказанием». Фельдмаршал Б.П. Шереметев велел приказчику одной из своих вотчин: «...крестьянам на мирском сходе учинить жестокое наказание, для чего они, не являясь к тебе, из вотчин уезжают и оставляют тяглы свои впусте».

После смерти фельдмаршала Б.П. Шереметева в 1719 г. его сын Петр Борисович с 17 лет (1730) продолжил дело отца соби-

рания земель, но уже «не боевыми заслугами», а в результате удачной женитьбы в 1743 г. на Варваре Алексеевне Черкасской, принесшей в качестве приданного 26 вотчин с землями и крестьянами. В Атласе дач Шереметевых за 1799-1800 гг. в 15 губерниях в собственности Шереметевых было сосредоточено 650 тыс. дес. земли (по некоторым данным около 1 млн дес. земли). В XIX в. по данным Приложения к трудам редакционной комиссии в 17 губерниях и 36 уездах во владении Шереметевых находилось 714 тыс. дес. земли, в том числе, в пользовании крестьянами - 452 тыс. дес.

Вместе с землями у Шереметевых увеличивалось количество крестьянских хозяйств. Так, у Б.П. Шереметева в 19 вотчинах находилось 6,3 тыс. дворов с 18 тыс. крепостных людей мужского пола, а всего он имел 40 тыс. крепостных душ и 2 тыс. десятин земли. П.Б. Шереметев, получив к 19 имениям еще 26 вотчин (среди них и село Иваново), увеличил численность крепостных еще на 42,6 тыс. душ. В 1765 г. во всех вотчинах Шереметевых, полученных в наследство и в качестве приданного, а также приобретенных, насчитывалось 170 тыс. крепостных и 66 тыс. десятин земли. В 1787 г. в вотчинах Шереметевых в 17 губерниях, 62 уездах, 103 селах, 1066 деревнях, 26 слободах, 166 хуторах, 298 пустошах уже насчитывалось 185 тыс. крепостных душ и 990 тыс. дес. земли. Только в селе Иваново с деревнями сосредотачивалось около 8 тыс. крепостных крестьян. Род Шереметевых был одним из самых крупных собственников земли и крепостных крестьян в Великороссии, уступая лишь Строгановым, имевшим 1 400 тыс. дес. земли.

Шереметевы увеличивали количество крепостных в своих вотчинах как за счет присоединения новых земель, покупкой земель вместе с крестьянами, так и приобретением отдельных крестьян (в большей степени это были мастеровые люди). По данным историка Семевского, сделка на покупку одного крестьянина или дворового человека обходилась Шереметевым в 120 р. серебром. В 1837 г. Д.Н. Шереметевым была выдана доверенность на покупку крестьянами крестьян Юхотской волости. Практика такого пополнения землей и крестьянами за счет зажиточных крестьян в Шереметевских вотчинах осу-

ществлялась с записью на имя Шереметевых еще в XVIII в. Таким образом, с 1770 по 1830 г. в 13 вотчинах было приобретено 32,7 тыс. дес. земли, в том числе в ивановской вотчине 11 931 дес. земли. Только у Е. Грачева перед освобождением с сыном в 1795 г. на имя Шереметевых было записано 3 тыс. дес. земли, 40 пустошей, 881 душ мужского и 2 тыс. душ женского пола, все это перешло в собственность вотчины при выходе Грачевых на волю. По данным шуйского предводителя дворянства таких купленных крестьян насчитывалось около 88,5 тыс. душ, в том числе, в селе Иванове с деревнями около 9 тыс. чел. Численность крестьян прирастала как вследствие передачи по наследству родственниками семьи Шереметевых (так, Петр Шереметев от умершего брата Сергея в 1768 г. наследовал около 5 тыс. чел.), так и кончины «капиталистых» крестьян (после смерти Никифора Сеземова и его жены в 1791 г. в собственность Шереметевым перешли 429 душ в Галичской провинции, Костромской губернии).

Увеличение крестьян в Шереметевских вотчинах происходило и за счет Генеральных межеваний спорных территорий (во второй половине XVIII в., таким образом, было присоединено около 30 тыс. душ крепостных крестьян). По данным Экономических примечаний к Генеральному межеванию 1766-1767 гг., а также документам середины XIX в. (Приложений к «Положению о крестьянах» 1861 г.) в Московской губернии эта семья уступала лишь А. Орлову, а в великорусских губерниях превосходила Разумовских, Орловых, Голицыных. Нарышкиных, Потемкина, Ланского, Бутурлина, Репнина и многие другие именитые в России фамилии.

К началу Великой реформы 1861 г., по данным Приложения к трудам редакционных комиссий о «Положении крестьян вышедших из крепостной зависимости» в Шереметевских вотчинах насчитывалось около 450 тыс. крестьян мужского и женского пола. Следует также оговориться и о том, что вследствие формирования матримониальных связей из семьи Шереметевых «уходили» земли с крестьянами. Так, вследствие брака В. Шереметевой с Разумовским ей было передано в качестве приданного более 12 тыс. крепостных крестьян.

В связи с современным осмыслением отечественной истории необходимо снять миф о жестокости Шереметевых по отношению к крестьянам. История России до реформы 1861 г. полна примеров жестоких форм обращения с крестьянами некоторых «самодуров-помещиков», типа Салтычихи или бабки писателя И.С. Тургенева. Однако это вряд ли стоит относить к роду Шереметевых, хотя не надо исключать и того факта, что Б.П. Шереметев нередко в своих письмах или распоряжениях требовал беспрекословного повиновения со стороны управляющих и крестьян, подписывая свои распоряжения жесткой фразой: «Рука моя» или «Рука моя властная».

Род Шереметевых на протяжении своей истории, по выражению историка К. Шепетова, «вглядывался и вслушивался в крепостную деревню». В жизни этого рода выдерживался принцип «беречь крестьян, - это сила России», который передавался из семьи в семью. Этот принцип реализовывался в стремлении улучшить и облегчить жизнь крестьян, развить в русском народе корни национальной, народной культуры, развить предпринимательскую жилку в отдельных смекалистых крестьянах. Однако вряд ли Шереметевы были альтруистами в крестьянском вопросе, они понимали (особенно это проявилось в выкупе крестьян), что крестьяне своей деятельностью, особенно «капиталистый» их тип, представляли своей деятельностью определенный процесс самовозрастания капитала, то есть были сильным источником его накопления. И вся суть заключается в том, что эти капиталы не были вывезены за границу и не промотаны, как нередко это было в других известных стране дворянских фамилиях, они стали основой историко-культурных центров России. Дворцы - усадьбы Шереметевых Кусково, Останкино, Фонтанный дом в Петербурге, Остафьево, Воронов, Голубой дворец в Москве - все это не только памятники той далекой эпохи, но и памятники рода Шереметевых.

В Шереметевских вотчинах складывался особый уклад бытовой жизни крестьян. Так, академики Кеппен и Энгельгардт, побывавшие в 30-40-е гг. XIX в. в селах-вотчинах Иванове, Павлове и Ворсме, отмечали, что предприниматели и мастеро-

вые люди жили в домах каменных с железными крышами. По замечаниям других наблюдателей бытовой жизни шереметев-ских крестьян в Пензенской губернии, сохранились замечания следующего содержания, «они жили в домах под железными крышами, в их семьях выписывались труды Карамзина». Отчет с выставки домашних животных в Серпуховском уезде показывал, что в вотчинах крестьяне внедряли новые агротехнические приемы и зоотехнические нормы, которые способствовали повышению продуктивности сельского хозяйства.

Накануне реформы, в 1840 г. в вотчине Шереметевых в селе Поим побывал немецкий ученый барон А. Гакстгаузен. Он интересовался крестьянским вопросом и вел дневниковые записи своих разговоров с Поимскими крестьянами. Свои заметки он отразил в книге «Исследование русской жизни, в особенности сельских учреждений России». Во время путешествия ученого в селе Поим проживало до 10 тыс. жителей, функционировали 2 церкви, волостное правление, школа, богадельня и немало промышленных заведений: синильни, поташные заведения, воскобойни, много кожевенных заводов, маслобоен, кирпичных заводов, еженедельные базары и 3 ярмарки. Самые лучшие базары в Пензенской губернии считались Поимские и бывали они еженедельно по субботам, а по пятницам бывали так называемые подторжье. Главные предметы торговли: хлеба, кожевенный товар и железо. Количество продаваемого на Поимских базарах хлеба достигало ежегодно до 25 тыс. четвертей ржи и до 10 тыс. пудов муки. На базаре продавались также и в довольно обширных размерах и другие хлеба: овес, гречиха, льняное и конопляное семя и пшено. Вся торговля этого базара приносила до 58 783 р. в год».

Иностранца ученого Гакстгаузена удивили «целые улицы» отличных больших каменных домов, среди них - двухэтажные дома с колоннами и балконами, крытые железом. Еще больше поразило путешественника то, что среди крестьян села Поим были люди с миллионным состоянием и очень немногие крестьяне хотели получить вольную, но таковы были и они способны были заплатить за свое освобождение от 80 тыс. до 1 млн р. Еще он отмечал то, что в числе подписчиков на

«Историю государства Российского» Н.М. Карамзина было много поимских крестьян. Интересно, что об этом писал сам автор «Истории»: «В числе подписчиков на "Историю" много шереметевских крестьян, среди которых хорошо образованные люди, очень много читающие и любители театра, и даже стихотворцы».

Богатые крестьяне не чурались и традиционных форм благотворительности. Примером могли служить сами Шереметевы, которые тратили большую часть своих капиталов на это благородное дело. Например, шереметевский крестьянин-откупщик миллионер Сеземов пожертвовал 20 тыс. р. на московский воспитательный дом, а на средства крестьянина Вырыпаева была построена церковь. На средства графов Шереметевых и их крестьян построены храмы в селе Поим (Пензенская губерния).

Вместе с тем, следует отметить, что взаимоотношения между крестьянским миром и Шереметевыми строились исходя из представлений того времени, состояния права дворянина собственника земли, дворянина-администратора. Механизм взаимоотношений выстраивался традиционно для того времени. Центром управления в вотчинах было вотчинное правление, во главе которого стоял приказчик, если он назначался из дворовых людей, или управляющий, если он назначался из вольных людей. В некоторых вотчинах обязанности приказчика несли выборные крестьяне, выбиравшиеся на сходе.

В 1765 г. из 50 отдельных владений Шереметева приказчики были в 28 вотчинах. Вотчиноначальник, стоявший во главе вотчины, осуществлял всю полноту власти, данную ему помещиком, при помощи выборных должностных лиц: выборных старост, сборщиков, старшин, земских, сотских, пятидесятников, десятских и пр. Регламент деятельности вотчинной конторы определялся Инструкциями о 20 пунктах, в которых оговаривались обязанности приказчика или управляющего. В них содержались вопросы судебного характера (творить суд и расправу), обеспечивать сбор с крестьян, как «государевых», так и хозяйских оброков. Мирские расходы: содержание управленческого аппарата ложилось на плечи крестьян, кото-

рые помимо государственного и помещичьего оброка, должны были содержать вотчинную администрацию, оплачивать все расходы, связанные с делами и повинностями, относящиеся к населению вотчин, по сдаче рекрутов и т.д. Не менее важными обязанностями приказчика были: следить за правильным распределением тягла среди крестьян, за тем, чтобы «по окладной книге оброчных денег не опускать и прибыль показывать, за тем, чтобы сев и уборка были в «угодные дни» и т.д.» В этой инструкции был и такой пункт: «Суд и расправу приказчик должен был чинить в приказной избе, а не в дому... и должен был записывать, кто за что будет наказан. Всякие вершенные дела должны быть помесячно закреплены, но самому приказчику не верить». Этот пункт инструкции не случаен. Вотчино-начальники, пользуясь полнотой власти, подвергали крестьян всевозможным наказаниям, допускали насилия, брали взятки. Интересен в этой связи документ «Рапорт приказчика поим-ской вотчины Николая Попова в Санкт-Петербург графу Дмитрию Николаевичу Шереметеву», в котором сообщалось о том, что крестьяне села Поим Петр Иванов и Яков Матвеев Осо-кин избраны депутатами от поимского общества для поездки в Санкт-Петербург с просьбою к графу Д.Н. Шереметеву, где они намерены «ябедничать на приказчика». Интересно также и то, что «поимские делегаты» у графа были, жалобы их, по всей вероятности, были вескими, потому как вскоре последовала проверка состояния дел в вотчине. Для нее была разработана специальная инструкция ревизору по Поимской вотчине князю Максутову. Приказчик же Попов должен был объяснить «наветы крестьян» в домовую канцелярию. За неправильные действия и неправильное решение дел вотчиноначальники штрафовались, а иногда и подвергались телесному наказанию.

Вотчинные управляющие в Шереметевых землях были в основном из грамотных и предприимчивых людей, которые поощряли «добрых» крестьян вести торговую и промысловую деятельность. Эти крестьяне вследствие нивелирования и круговой поруки в платежах и повинностях крестьянской общины скапливали капиталы. Как писала Екатерина II «...русские крестьяне под рубищем нищеты нередко скрывали свое богатство».

С 1764 г. «капиталистым» крестьянам разрешалось покупать мизинных крестьян (крестьян последней статьи). Эти же крестьяне нередко с разрешения вотчинной конторы торговали по доверенности знакомых купцов или тайно через их приказчиков в крупных городах России. Известны факты такой торговой деятельности Грачевым и Гарелиным в Москве и Санкт-Петербурге, крестьянин Сеземов занимался торговым откупом в южных землях страны. Б.П. Шереметев писал своим управляющим: «надеюсь, нам от торгов будет не без прибытку».

Шереметевы, по всей вероятности, толерантно относились к конфессионально-религиозной принадлежности своих крепостных крестьян, о чем свидетельствует наличие на их землях старообрядческих общин. По замечаниям историка Никольского, а также местных священников, в Шуйском уезде было много старообрядцев, в самом селе Иванове их было также множество. По свидетельству Ф. Ливанова село Иваново было «гнездом раскола».

Наибольшую известность из крестьян-старообрядцев в вотчине Шереметевых села Иваново имел Е. Грачев, который после освобождения из крепостной неволи был даже управляющим делами в старообрядческой Преображенской заставе в Москве. Рациональная ментальность этих крестьян способствовала накоплению ими больших капиталов и за счет этого они осуществляли выкуп из крепостного состояния. Так, семья Грачевых выкупилась за 135 тыс. р. серебром (1 р. 1795 г. равен 2,7 р. 1913 г.). Другие крестьяне-предприниматели выкупались за меньшую сумму. В начале XIX в. цена свободы «капитали-стого» крестьянина (вместе с чадами и домочадцами) составляла в среднем 20 тыс. р. серебром. Всего из Шереметевской вотчины выкупились 50 семей.

Вотчины Шереметевых были тесно связаны с рынком центра России и южных ее земель. Крестьяне получали право вести откупные операции в различных губерниях страны (например, Никифор Сеземов в 70-е гг. XVIII в. вел такие дела на Белгородчине и обязывался выплачивать ежегодно подмосковной вотчине до 911 тыс. р.). Торговый промысел

осуществлялся как легально, так и нелегально. Это объяснялось тем, что таможенный Устав 1755 г. разрешал крестьянам вести только мелочную торговлю, но уже в конце XVIII и начале XIX в. по Указам от 1799 г., 1804 г., 1806 г. крестьянам разрешалось осуществлять и оптовую торговлю. В вотчинах Шереметевых, по данным Генерального межевания, было 16 ярмарок и 12 торгов. На территории вотчины, в селе Иванове функционировала годовая ярмарка, существовали торги два раза в неделю (воскресенье и четверг), а число торговых лавок на торгах достигало до 180 единиц. В другой вотчине, селе Васильевском торги были еженедельные по средам, в Вощажниковской вотчине торги происходили по пятницам, торговали купцы из Ярославля и Ростова. В селе Алексеевке, также вотчине Шереметевых (Воронежской губернии) ярмарки устраивались два раза в год, а торги два раза в неделю, на них приезжали купцы из Курска, Харькова, Воронежа. На торгах, главным образом, обращались мелочные товары (изделия изо льна: холсты и набойка; посуда и продукты питания). На ярмарках торговали товарами широкого потребления (ткани, скот, кожа, шубы, металлические изделия). В селе Павлове, вотчине Шереметевых торги были ежедневные: вели торговлю 54 лавки с железно-скобяными и москательными товарами, 22 щепетильных, 7 хлебных, 2 холщевых, 21 ветошных, 11 рукавишных, 12 калашных и пряничных лавок, 2 харчевни - всего более 200 лавок. Только от торгово-промышленной деятельности ивановских крепостных крестьян объявленного капитала в 1800 г. было на 441 тыс. р.

Кроме торговой деятельности в Шереметевских вотчинах широко развивались промышленные промыслы: суконный, шелковый, холщовый, производство льняных и ситцевых тканей для одежды, фламандское полотно и равендук, тканье салфеток, скатертей и полотенец. В ивановской вотчине Шереметевых наряду с холщовым промыслом получило развитие набоечное производство, и хотя вдове Черкасской после кончины фельдмаршала Шереметева было отказано в организации подобной мануфактуры «из-за неуверенности в качестве и сбыте этой продукции», предприимчивые крестьяне вопреки решению Ма-

нуфактур-коллегии достаточно широко развили этот промысел, торговые обороты от которого достигали в середине XVIII в. от 2 до 5 тыс. р.

Торгово-промысловая деятельность в селе Иванове особенно получила развитие с 1812 по 1823 г. После пожара в Москве в 1812 г., в результате которого сгорели все подмосковные текстильные мануфактуры, наступил «золотой век» набоечного производства, при котором на рубль затрат прибыль составляла 500%, набойщики без особого труда зарабатывали до 100 р. ассигнациями в месяц. Как писал местный наблюдатель «...завестись в это время фабрикой не требовалось большого капитала, стоило приобрести 2-3 горшка, чтобы было в чем варить краску, да купить на целковый материалу - и фабрика пошла в ход; миткаль был свой, его ткали в каждой избе. Таких фабрикантов звали горшечниками». Активизации этой деятельности со стороны крестьян Шереметевской вотчины способствовали также Положения о тарифе 1822 г., по которому запрещался ввоз в Россию текстильной продукции из-за границы. Высокую оценку этому документу и протекционизму со стороны правительства дал писатель Аксаков, который писал «...сотни тысяч рук пришли в движение, сотни фабрик выбрасывали ежедневно массу товаров на рынок».

В селе Павлове крестьяне специализировались на желе-зоскобяном промысле. Во многих вотчинах Шереметевы поощряли винокурение (этот промысел был очень выгодным, кабаки брались в откуп, вино в них привозилось с южных земель). Не брезговали управляющие при согласии собственников этих вотчин и перекупкой товаров, об этом свидетельствует письмо самого фельдмаршала Б.П. Шереметева приказчику А. Тихонову из Молодотудской волости о скупке шкурок белки и рыси «ценою, что ниже московских цен, дорогою ценою покупать не подлежит: какая нам будет в том прибыль».

В Шереметевских вотчинах допускались процедуры использования труда купленных крепостными крестьянами-предпринимателями таких же крепостных крестьян. Так, «капита-листые» крестьяне Бутримов, Гарелин, Иван и Ефим Грачевы, Осип Соков и другие в конце XVIII в. при обустройстве в селе

49 фабрик и заводов использовали множество купленных крепостных крестьян. Так, если в 1784 г. купленных крепостных было 416 душ, то уже к 1794 г. их число возросло до 1200 душ. Общий объем продукции, производимый этими работниками, составлял 426 тыс. р. Только один Е. Грачев использовал на своих производствах 380 крепостных крестьян, которые впоследствии, после выкупа Грачевых на волю, сохранили свое крепостное положение в вотчинной конторе. Купленные крепостные крестьяне выполняли различные виды работ у «капи-талистых» крестьян, их положение было тяжелым вследствие двойного подчинения, с одной стороны, вотчинной конторе надо было платить подати, с другой, они подчинялись крестьянину-предпринимателю. Нередко в ответ на жестокое обращение со стороны крестьян-предпринимателей крепостные крестьяне, работавшие у них, роптали и выдвигали угрозы. Известен факт, когда крепостные крестьяне грозились утопить в Ветлуге Никифора Сеземова.

Вотчинная контора взимала с «капиталистых» крестьян плату (ренту) за их предпринимательскую деятельность. Так, крестьянин Бутримов платил сначала натурой, затем в деньгах (180 р. в год); Грачев - по 3 р. 25 к. со стана в год, позднее за услуги в ссуде Шереметевым он стал платить 2,5 и 2 р. в год; Торопов - 1 200 р., затем 700 р.; Сеземов - 248 р. в год. С 1796 г. была введена единая норма 0,5% в год с капитала свыше 500 р.

В 1810 г. в 11 вотчинах Шереметева было 165 «капиталистах» крестьян. После выкупа из крепостного положения уже свободные крестьяне увеличивали свое производство. Так, к 1825 г. в селе Иванове функционировало 125 крупных ситцепечатных и бумаготкацких фабрик. На фабрике Грачевой было 900 станов и 103 набойных стола, у Ямановского около 1 тыс. станов и 110 набивных столов, у Гарелина 1 021 стан и 85 набивных столов. Работниками предприятий у новых собственников были уже не крепостные крестьяне, а жители Вознесенского посада. Среди этих наемных работников выделялись набойщики, которые, по замечаниям Владимирских губернских ведомостей, «были народом смышленым и грамотным, знали письмо», а вот

ткачи и шпульники характеризовались как «самые неопрятные и необразованные».

Заработная плата на фабриках ивановских «капиталистах» крестьян в прошлом, а после выкупа - свободных предпринимателей, была следующей: на рубеже XVШ-XIX вв. у Е. и Д. Грачевых ткачи и набойщики получали до 10 р. в месяц (1 пуд муки в то время стоил 66-99 к.). В середине XIX в. прядильщики и ткачи соответственно 20 и 7 р., колористы - от 83 до 416 р. серебром в месяц. По замечанию Гакстгаузена, денежная (номинальня) и реальная зарплата у русских текстильщиков была выше, нежели в Германии. Со второй половины XIX в. уровень зарплаты по отношению к ценам на продукты питания резко снизился (по наблюдениям Я. Гарелина).

Шереметевская вотчиная контора осуществляла и операции по имущественным сделкам крепостных (купля-продажа), причем в пользу графа поступал процент от стоимости купленного (проданного) имущества. В хозяйственных отношениях с крестьянами вотчинная контора развивала и такую форму, как аренду мельниц, которых насчитывалось около 40 единиц, причем предпочтение в аренде отдавалось прежним их владельцам.

Иногда Шереметевы брали взаймы у предприимчивых крестьян определенные суммы денег (в 1793 г. у Е. Грачева было взято в заем 10 тыс. р. на 4 месяца, а 1794 г. - 5 тыс. р. на 2 месяца). Но не было случая возврата этих сумм денег. Были случаи, когда крестьяне отказывали Шереметевым по тем или иным причинам. Известен факт, когда крестьянин Сиземов не только отказал графу в сумме 10 тыс. р., но в ответ на угрозу графа провел операцию через банкирскую контору Тамеса о получении последней векселя с графа на эту сумму.

Шереметевская вотчинная контора определяла виды и сбор повинностей с крестьян. В традиционном для того времени вотчинном хозяйстве широко были представлены повинности отработочного (барщина) и натурального (оброк) типа. Однако уровень использования каждой из этих повинностей был различным. Первоначально, как свидетельствуют документы времен Бориса Петровича Шереметева (список доходов с вот-

чины), основой хозяйственных отношений была барщина (из 19 вотчин 14 были на барщине) - обработка поля в 2 тыс. дес. (более 2 тыс. га), посев поля, уборка зерновых. Кроме того, крестьяне должны были отдавать продукт натурой.

Оброчная повинность имела некоторую специализацию: крестьяне сел Можары и Алексеевского Расторга должны были доставлять 1345 ведер вина; крестьяне сел Богородское, Чир-ково, Горбуново - орехи и грибы; крестьяне из Горбунова - дрова; крестьяне из сел Константиновское и Островец платили денежный оброк (1073 р.); Молодотудская волость доставляла 900 баранов, 2 тыс. белок, 5 тыс. плах дров. И только 5 вотчин были на чистом денежном оброке, они платили в год 8 761 р.

В XVIII в. с каждой ревизской души денежный оброк составлял 1-2 р., в селе Иванове платили 3 р., с 1796 г. оброчная плата возросла до 8 р. 35 к. с души, оброк с тягла платили 15 р. В 1798 г. крестьяне всех Шереметевских вотчин уплатили в качестве оброка 413 237 р. (в переводе на рубль 1913 г. это равнялось сумме 1 136 461 р.). Неразвитость товарно-денежных отношений, завоз в страну серебра, серебряных денег для их перечеканки - все это свидетельствовало в пользу развития отработки и натурального оброка. На сельскохозяйственных работах при барщине широко использовался коллективный наряд, «.. .ибо, чем скорее крестьяне уберут казенное, тем удобнее могут приняться за свои покосы и не могут упустить ни моей, ни собственной пользы», писал Б.П. Шереметев. На полях Шереметевской вотчины широко использовались агротехнические приемы (подпашка осенью, кошение зерновых «выше от земли», внесение органики в почву), велись журналы о посеве, уборке, молотьбе, количестве работников, зерновая рига обустраивалась на каменной основе, посевное зерно менялось каждые 3 года, трехполье заменялось на многополье.

Наряду с барщинно-оброчной повинностью (окладные сборы) в вотчинах имели место и неокладные сборы - сборы с мельниц, со свадеб, штрафы, пошлины с челобитчиков. «Капиталистым» крестьянам вменялась уплата вотчине оброка за недоимки односельчан по 75-87 р. ассигнациями в год,

это зачастую приводило к закабалению последних для работы на фабриках.

Крестьяне в вотчинах выполняли и государственные повинности: платили подушную подать (74 к. с души), доставляли провиант и фураж в армию, выставляли рекрутов и за мундир платили (1-2 р.), выделяли мастеровых людей на строительство домов «на реке Неве в Петербурге» и на строительство мостов и улиц в Москве.

В XIX в. в вотчинах в повинностях стал падать удельный вес барщины (так, по данным Генерального межевания конца XVIII в. из 190 населенных владений Шереметевых в 128 были оброчные отношения, барщина сохранялась в 62 поселениях, так, из 24 вотчин во Владимирской губернии на барщине оставались лишь только 4). Барщина сохранялась только в черноземных землях и в мызах под Санкт-Петербургом. Оброк в XIX в. постепенно переходил от натуральной формы к денежной. В Шереметевских вотчинах оброк с тягла составлял 45 р., а с ревизской души 4-6 р. (данные по Ивановской вотчине).

На протяжении всей истории рода Шереметевых наряду с собиранием земель и крестьян осмысливалась также проблема улучшения положения крестьян. Так, в 1767 г. П.Б. Шереметев принял активное участие в составлении проекта нового уложения, по которому должно было бы облегчаться положение крестьян. Он изъявил полную готовность освободить крестьян от крепостной зависимости. Такого радикализма не ожидала даже Екатерина II, которая под давлением других членов комиссии по составлению проекта о крестьянах, вынуждена была не просто отказаться от вольнодумства некоторых членов комиссии, но и «дать отставку графу Шереметеву П.Б. вечно от службы военной и гражданской». В 1861 г. Д.Н. Шереметев приблизил дело своего деда, касавшегося судьбы крестьян. В Останкинском дворце (Фонтанном доме Шереметевых) был подписан 19 февраля Манифест об освобождении крестьян. Сам Д.Н. Шереметев был последним владельцем села Иванова, в котором задолго до Великой реформы разрешал крестьянам выкупаться на волю.

Список использованной литературы

1. Барышников М. История делового мира России / М. Барышников. - М. : Аспект Пресс, 1994 - 224 с.

2. Берлин П. Русская буржуазия в старое и новое время / П. Берлин - М. : Книга, 1922. - 308 с.

3. Гарелин Г. О начале и возрождении промышленного села Иванова в XVI-XVIII столетиях // Владимирские губернские ведомости. - 1878. - № 30.

4. Город Иваново-Вознесенск, или Бывшее село Иваново и Вознесенский Посад (Владимирской губернии) : в 2 ч. / сост. Я. Гарелин. - Шуя: Лито-тип. Я. И. Борисоглебского, 1884. - Ч. 1: С XVII столетия до 19 февраля 1861 года. - 225 с. ; 1885. - Ч. 2: С 19 февраля 1861 года по 1 января 1884 года. - 140 с.

5. Кашин В.Н. Крепостные крестьяне-землевладельцы накануне реформы. - М.: Изд-во АН СССР, 1935. - 116 с.

6. Никольский Н. История русской церкви / Н. Никольский - Минск: Беларусь, 1990. - 540 с.

7. Ливанов Ф. В. Острожники и раскольники: Очерки и рассказы: в 3 т. / Ф. В. Ливанов. - СПб. : Тип. М. Хана, 1872. - Т. 2. - 629 с.

8. Нефедов Ф. Повести и рассказы / Ф. Нефедов - М. ; Иваново, 1937. - Т. 1.

9. Павленко Н. Птенцы гнезда Петрова / Н. Павленко. - М. : Мысль, 1994 - 397 с.

10. Степанов А. Крестьяне-фабриканты Грачевы: К характеристике крепостных капиталистов 2-ой пол. XVIII - начала XIX в. / А. Степанов // Записки историко-бытового отдела Государственного русского музея. - Л. : Изд-во Рус. музея, 1928. - Т. 1. - С. 213-252.

11. Статистическое обозрение состояния Владимирской губернии в 1817 году // Владимирский историко-статистический сборник. - Владимир: Губ. стат. ком., 1869. - С. 16-17.

12. Семевский В. И. Крепостные крепостных крестьян в России в XVIII в. / В. И. Семевский // Русская мысль. - 1902. - Кн. 7. - С. 55-87.

13. Шепетов К. Крепостное право в вотчинах Шереметевых (17081885) / К. Шепетов; под ред. Г. И. Полосина. - М. : Изд. Останкин. Дворца-музея, 1947. - 378 с.

14. Щепетов К.Н. Из жизни крепостных крестьян России XVIII-XIX веков: По материалам шереметевских вотчин / К. Н. Шепетов. - М. : Учпедгиз, 1963. - 100 с.

15. Экземплярский П. М. История города Иванова / П. М. Экземплярский. - Иваново: Ивановское кн. изд-во, 1958. - Ч. 1: Дооктябрьский период. - 395 с.

16. Экземплярский П. М. Село Иваново в начале XIX столетия // Труды Иваново-Вознесенского губернского научного общества краеведения. - Иваново-Вознесенск, 1925. - Вып. 3.

Столбов Вячеслав Павлович - кандидат экономических наук, профессор, кафедра социальных и экономических теорий, Ивановский государственный химико-технологический университет, 153000, г. Иваново, пр-т Ф. Энгельса, 7, e-mail: [email protected].

Stolbov Vyacheslav Pavlovich - PhD in Economics, Professor, Department of Social and Economic Theories, Ivanovo State Chemical and Technological University, 7, F. Engels avenue, Ivanovo, 153000, e-mail: [email protected].

Большинство из Вас знают Шереметевские дворцы: Кусково, Останкино.
Однако, начиналось все в в районе Подмосковья, который сейчас является Ступинским.

Село Чиркино - древнейшая, первая вотчина Шереметевых, Иваном III пожалованная Андрею Кобыле (Шеремету) за Новгородский поход.
Отец первых Шереметьевых Андрей Шеремет умер и оставил село Чиркино по завещанию младшему тогда сыну , т.е. Василию Андреевичу. Василий Андреевич Шереметев и был строителем первой каменной Покровской церкви в Чиркине. Василий Андреевич тоже завещал Чиркино младшему сыну . Такая интересная традиция (завещение этого села младшему, а не старшему, как было принято, сыну, объясняется следующим.
Дело в том, что Чиркино рассматривалось Шереметевыми не как обычное земельное владение. В нем находился родительский погост с фамильной церковью Покрова, на котором уже длительное время, с XV или даже с XIV в., погребались члены рода. Кто-то из членов рода должен был заботиться, чтобы заупокойные службы регулярно совершались сегодня и не прекращались в будущем. Считалось, что для этой роли более всего подходит младший сын, который проживет дольше остальных и дольше, таким образом, сможет заботиться о родительском кладбище и фамильной церкви. В семье Василия Андреевича этим сыном оказался Федор Васильевич.
В конце XII в, имение переходит к Борису Петровичу Шереметеву.

Итак, мы видим храмовый комплекс из двух церквей: Покровской и Васильевской.

Наиболее древней и интересной из двух церквей является Покровская:
1. Покровская церковь (не позднее 1578г)

Каменная Покровская церковь в Чиркине впервые упоминается в Писцовых книгах Московского государства за 1578 г.: «За Федором Васильевичем Шереметевым старая их вотчина: с. Чиркино на рчк Городенке, а в нем церк. Покров Пресвятыя Богородицы, камена, да придел Василий Кесарийский, да другой придел Андрея Критцкаго, да третий Никола Чудотворец, почат делать, а не свершен, камен…» (Писцовые книги Московского государства).

Стены древней части Покровской церкви сложены из более древнего и меньшего в размерах кирпича, относящегося к концу XVII в. .

До перестройки в конце XVII в. Покровская церковь в Чиркине была пятиглавым храмом крестовокупольного типа с бесстолпной конструкцией основного перекрытия.

Сохранилось несколько аналогов первоначального Покровского храма. Для примера приведу Успенский собор Московского Кремля (взяла здесь: http://arch-heritage.livejournal.com/921273.html)
2.

Можно отметить, что фасады древних частей обоих храма расчленены лопатками на три части, обработаны арочными впадинами.

Стены четверика Покровской церкви хранят следы разновременной обстройки.

"...На рубеже XVII и XVIII вв. Чиркинский ансамбль был перестроен во вкусе модного в те годы «нарышкинского барокко».

Прежде всего, были разобраны все пять глав, столбы и своды Покровской церкви. Ее четверик был увеличен в высоту и завершен огромным восьмигранным ярусом с одним барабаном и главой. Между приделами была построена каменная паперть. Покровская церковь из храма крестовокупольного типа с внутренними столбами стала бесстолпной церковью, просторной, высокой и светлой.

Престол Василия Кесарийского из южного алтаря Покровской церкви был изнесен вон, и для этой службы был построен новая отдельно стоящая многоярусная «церковь под колоколы», неправильно называемая «колокольней». Это и есть церковь-усыпальница Василия Борисовича, который, как и его далекий предок, был крещен в честь Василия Кесарийского. В ней до конца XIX в. находилась его могила с надгробным камнем."

На юго-запад от Покровской церкви стоит ярусная подколокольная церковь Василия Кесарийского рубежа XVII-XVIII вв..

3. Церковь Василия Кесарийского рубежа XVII-XVIII вв..

Фотографии "вотчины"
4.

Остается принести извинения за кривой горизонт и не обработанные фото.

Другие вотчины Шереметевых в Ступинском районе:
,
2.
Вообще, в этой поездке мы посмотрели и другие вотчины Шереметевых , но постов больше готовить не успеваю, к сожалению.

Используемые источники информации:
http://www.rusarch.ru/kavelmakher35.htm
http://www.rusarch.ru/zagraevsky5.htm

Шереметевы – старинный и, пожалуй, самый прославленный род русских бояр.

С Шереметьевыми связаны такие известные усадьбы, как Останкино и Кусково, но край, куда мы отправились - первая и древнейшая вотчина Шереметьевых, пожалованная им в начале 16-го века. Мы увидели храмовый комплекс, выстроенный по велению бояр, одной из церквей которого более пятисот лет! Но главное, посетили так называемые Четыре источника, куда и зимой, и летом последние несколько лет съезжаются паломники, что бы искупаться и набрать святой воды. Мало кто знает, что только один из четырех источников является по настоящему древним! Мы провели маленькое самостоятельное расследование и определили в каком именно источнике брали воду Шереметьевы, а какие стали популярными совсем недавно.

Сбор колонны был назначен на 10 утра на 100-м километре трассы «Дон».

Сегодня компанию нам составили Дмитрий и Елена на тентованном УАЗе, Олег с семьей на Патриоте, Андрей с супругой и внуком на Патриоте, Андрей на Дастере, Алексей с товарищами на Ниве и Андрей Евгеньевич с сыновьями на Ниве.

Брифинг перед стартом.

Некоторые вопросы вызывало движение колонны по городу Ступино, который надо было проехать насквозь, ситуация осложнялась перекрытием центральной улицы из-за строительства эстакады. Но мы проскочили по узким улочкам с кучей светофоров на удивление шустро.

г. Ступино

Почти сразу форсируем первый брод.

Крутой спуск и следом еще один.

Все машины справились с этими препятствиями без проблем, только для Дастера пришлось немного поколоть лед — боялись за пластиковые бампера.

Первая достопримечательность — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Старое.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1896 и 1902 гг.

Дмитрий рассказывает историю этих мест.

Село Старое известно с XVII века. От частых набегов татар и разорения в Смутное время оно к 1620 году обратилось в пустошь. В 1775 году в селе была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Ныне существующая каменная церковь Рождества Божией Матери возведена на средства купеческого семейства Измайловых в 1893 году. В советское время храм был закрыт. Сейчас никаких восстановительных работ не ведется.

Рядом с храмом — развалины церковного дома.

Когда-то здесь, на пологом склоне, ведущем к прудам на реке Бунчихе, располагалась усадьба Куртино. Ее хозяином был граф Павел Мартынович Скавронский (1757 - 1793) - внучатый племянник Екатерины I, известный в своё время богач и меломан, камергер, русский посланник при неаполитанском дворе. К сожалению из строений усадьбы сохранилась только каменная церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, освящённая в 1794 году. В 1930-х годах храм был закрыт, сейчас заброшен.

Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, 1794.

Еще одно село, где была усадьба, не сохранившаяся до наших дней — Суково. Эта скромная среднепоместная усадьба была основана в первой половине XVIII века, в середине XIX века принадлежала княгине Е. А. Ярославовой. Композиционным центром служил усадебный дом, ныне разобранный до фундамента, парадный двор ограничивали хозяйственные постройки и службы. Как и в Куртино, из усадебных построек сохранилась только церковь середины XVIII века.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Суково. Построена между 1745 и 1820 гг.

Дмитрий рассказывает историю последнего настоятеля казанского храма: им был игумен Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов, род. 1899), которого арестовали в 1929, но спустя 3 года он вернулся из ссылки. 30 августа 1937 г. вышел оперативный приказ Ежова №00447, где «церковники» были отнесены к «антисоветским элементам» на втором месте после кулаков, но перед членами враждебных строю политических партий. По всей стране начались массовые расстрелы священнослужителей по заранее установленным лимитам. Обвинение предъявлялось стандартное — «контрреволюционная агитация». Игумена Мефодия обвинили в том, что он «организовывал нелегальные сборища антисоветских монашеских элементов, вернувшихся из ссылки, вёл обширную переписку с ссылкой, оказывал ссыльным материальную помощь, до последнего времени производил тайные пострижения в монашество». 8 ноября 1937 г. его приговорили к расстрелу. После этого храм был закрыт и разорён.

С помощью топора и такой-то матери проблема была решена, и колонна двинулась дальше.

За рекой показались руины еще одной усадьбы — Алешково.

Ансамбль в стиле классицизма 1800-х гг. поставлен на вершине пологого холма. Постройки вытянуты вдоль склона и образуют панораму, рассчитанную на восприятие с подъездной дороги.

В писцовых книгах XVI-го века записано, что сельцо Алёшково принадлежало Ивану Андреевичу Житову, а в 1577-м году село перешло во владение ястребнику царского двора М.В. Григорову. Усадьба сложилась в начале XIX в., когда принадлежала П.А.Новиковой. В середине XIX в. перешла к семье генерал-майора П.А. Кожина. У Кожиных усадьбу приобрели выходцы из крепостных крестьян, выкупившие вольную — Щербаковы. В ту пору они владели фабрикой в городе Озёры. Ф. Щербаков завел в Алешкове картофелетерочное заведение, колотильню и 14 токмаков на конном приводе для отделки струей воды коленкора, который привозили с его фабрики. Картофелетерочное заведение вырабатывало сырой крахмал для отделки тканей. К началу 20-го века в усадьбе проживало более пятисот человек.

Сейчас в Алешково живет всего десяток постоянных жителей, летом приезжают еще и дачники. От усадьбы остались руины главного дома, служб, конного двора, заметен старый липовый парк, среди общей живописной разрухи выделяется только что отреставрированная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1819.

Главный усадебный дом.

Водонапорная башня.

Как оказалось, мы не зря подкрепились, потому, что из Алешково в нужную нам сторону выехать оказалось непросто.

7 дней назад на прокатке проблем с этим не возникло — была нормальная катаная дорога, всю неделю снега не было, последние пару дней вообще стоял плюс. Однако, при выезде на поле дороги просто не оказалось — один большой сплошной перемет. Наш УАЗка бодро ломанулся вперед и практически сразу сел.

УАЗ взялась тянуть Нива и села сама.

Решили тащить Ниву Патриотом, но трос между ней и Хантером оказался внатяг, а палец у шакла закусило. Пока Ниву толкали и всячески раскачивали, что бы отцепить, Гелик протропил дорогу и вытащил ее вбок.

Видимо от счастья, водитель Нивы Влад решил заблудиться и начал зачем-то разворачиваться в снежной каше.

Тем временем, Гелик вытащил и Хантер тоже.

По уже пробитой дороге, остальные участники путешествия прошли без особых проблем.

В лучах заходящего солнца поле было прекрасно!

Небольшой перегон по трассе и мы снова уходим на полевую дорогу.

Гелик и Патриот прошли его без проблем, а Дастер опять испугался за пластиковые части.

Остальные брод можно сказать пролетели.

Приближаемся к «Четырем источникам» — так называют чудотворные источники, расположенные в районе села Чирково. Последнее десятилетие в эти места и зимой, и летом съезжаются паломники, что бы искупаться и набрать святой воды. Остается по косвенным признакам определить какой из них старинный, Шереметьевский.

Перед нами источник местночтимых святых священномученика Иоанна (Покровского) и преподобномученицы Анны (Корнеевой), замученных за веру в 1938 году.

Источник святых Иоанна и Анны

Вокруг многолюдно — местные жители приезжают сюда с баклашками за водой. Мы тоже пробуем воду, осматриваем все вокруг, звучат различные версии и вот Олег выносит правильный вердикт — источник — труба большого диаметра, откуда вырывается поток воды — это часть старого водопровода, который вел на скотный двор, а развалины рядом - старая бойлерная. Колодец с насосом, который сейчас не работает, можно найти пятью метрами выше трубы.

Совсем рядом еще один источник — Царский — в честь убиенных за веру и Отечество великомучеников, страстотерпцев Государя Николая 2 и Цесаревича, отрока Алексия. Такое посвящение не случайно, так как корень рода бояр Шереметевых и Романовых - один. Источник представляет из себя маленькое озеро бирюзового цвета, с бурлящими родниками и плавающими в прозрачной воде рыбками.

Царский источник.

На самом деле Царский источник смотрится очень прикольно. И рыбки в нем плавают даже в феврале! Не верите? Посмотрите подводное видео, которое снял Андрей:

Андрей же, озвучил правильную версию о происхождении источника: если внимательно посмотреть на берега вокруг, то станет понятно, что их расширяли, сделали это жители деревни Щербинино, чтобы стирать белье в 50-х годах 20-го века.

Третий источник находится в селе Чирково — «Всех скорбящих Радость».

Источник «Всех скорбящих Радость».

На заднем плане видно, что расположен источник в низине рядом с храмами, а табличка гласит, что уровень серебра в нем превышает норму в 20 раз.

Все указывает на то, что источник точно Шереметьевский. Но и тут незадача — Андрей выдает правильную версию — источник слишком похож на колодец. Это действительно единственный источник питьевой воды для жителей Чиркина. Люди его сами рыли и закладывали кольца, но после реставрации церкви этот обычный деревенский колодец освятили, что бы паломникам было, где набрать святой воды.

На ансамбле церквей, остановимся поподробнее.

Храмовый комплекс церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Василия Великого в с. Чиркино.

Село Чиркино — древнейшая, первая вотчина Шереметевых, Иваном III пожалованная Андрею Кобыле (Шеремету) за Новгородский поход.Отец первых Шереметьевых Андрей Шеремет умер и оставил Чиркино по завещанию младше му тогда сыну Василию Андреевичу. Василий Андреевич Шереметев и был строителем первой каменной Покровской церкви в Чиркине.

У Василия Андреевича было шесть сыновей: Иван Большой, Григорий, Семен, Никита, Иван Меньшой и Федор Васильевич.После смерти Василия Андреевича все его многочисленные имения, кроме Чиркина, перешли к сыновьям, которые и владели ими сообща до 1564 г. (в этом году они разделились). На Чиркино была составлена особая запись: этим селом Василий Андреевич благословил младшего из шести своих сыновей – Федора. Чем было вызвано такое распоряжение, почему старинная родовая вотчина вновь была передана младшему, а не старшему из сыновей?

Дело в том, что Чиркино рассматривалось Шереметевыми не как обычное земельное владение. В нем находился родительский погост с фамильной церковью Покрова, на котором уже длительное время, с XV или даже с XIV в., погребались члены рода. Сами Шереметевы до самого XVII в. в Чиркине не жили: они «сидели» по селам и деревням в округе Чиркина – в Федоровском, Городне, Мещерине, Пруссах и т.д. Почитание памяти предков, «родителей», как тогда говорили, считалось у древних первейшей добродетелью. Здесь сообща праздновались большие церковные праздники, крестили и хоронили.

Предполагалось, что для спасения душ предков заупокойные службы должны длиться вечно, вплоть до Страшного Cуда. В таком случае кто-то из членов рода должен был заботиться, чтобы заупокойные службы регулярно совершались сегодня и не прекращались в будущем. Считалось, что для этой роли более всего подходит младший сын, который проживет дольше остальных и дольше, таким образом, сможет заботиться о родительском кладбище и фамильной церкви. И действительно, Федор Васильевич умер лишь в 1592 г., пережив всех своих братьев.

К концу царствования Ивана Грозного в роду Шереметевых произошло важное событие: они выдали свою единственную племянницу Елену Ивановну (дочь Ивана Васильевича Меньшого из соседней Чиркину Городни) за старшего сына Ивана Грозного – царевича Ивана Ивановича. В случае смерти царя Ивана ее ожидал титул русской царицы, а Шереметевы должны были сделаться первыми людьми в государстве.

Однако этим мечтам не суждено было сбыться. Сама Елена Ивановна послужила косвенной причиной постигшей ее катастрофы: во время пребывания царского семейства в Александровской слободе в 1581 г. царь застал ее, тогда уже беременную, в жарко натопленных дворцовых комнатах в одной рубахе, что по понятиям того времени было верхом неприличия (на женщине, тем более знатной, должно было быть не менее трех рубах). Пришедший в бешенство царь избил сноху. На крик жены прибежал Иван Иванович и вступился за нее. Царь набросился на сына и избил его до полусмерти. Потрясенный Иван Иванович заболел и через 11 дней умер. У Елены Ивановны случился выкидыш. По обычаю того времени молодая вдова была пострижена в монастырь.

Если бы не трагедия в Александровской слободе, Шереметевы, вероятно, заняли бы то же положение в государстве, какое впоследствии заняли Годуновы через Ирину Годунову – жену царевича Федора Ивановича.

Пришла беда и к Федору Васильевичу: он оставался бездетен. Для стареющего владельца Чиркина встал вопрос о наследнике и он написал завещание, согласно которому передавал свою родовую вотчину с селом Чиркиным Кирилло-Белозерс кому монастырю в качестве вклада по своей душе и по душам своих родителей. Но у Федора Васильевича были племянники, которые решительно не согласились с таким завещанием. Началась беспримерная тяжба, продолжавшаяся несколько десятков лет (до середины XVII в.).

В итоге вотчина окончательно осталась за Петром Никитичем Шереметевым, затем перешла к его младшему сыну, потом к внуку. Теперь Шереметевы уже жили в Чиркине, их усадьба находилась к северо-западу от храмов.

Василий Борисович Шереметев вошел в русскую историю как знаменитый «крымский сиделец». В 1660 г. он был взят в плен крымским ханом и заключен в крепость Чуфут-Кале. Там он просидел 20 лет, после внесения за него громадного выкупа был выпущен на свободу больным стариком и умер через 4 месяца в Москве, так и не побывав в своем Чиркине.

У Василия Борисовича был сын, умерший в младенчестве, и дочь, вышедшая замужем за князя Голицына, таким образом, перед ним встал вопрос о наследнике: мужских потомков, носящих фамилию Шереметев, у него теперь не было. Василий Борисович поступил неожиданно: несмотря на наличие прямых наследников в лице дочери и ее мужа, он составил завещание в пользу своего племянника, самого блестящего представителя рода Шереметевых за всю историю, будущего фельдмаршала, знаменитого соратника Петра Великого, воспетого Пушкиным в «Полтаве» под именем «Шереметева благородного».

Растроганный великодушным поступком своего дяди, Борис Петрович решил особым образом почтить его память – построить над его гробом (Василий Борисович завещал похоронить себя в Чиркине) церковь-усыпальн ицу, а заодно и реконструировать Покровскую Церковь.

Так в 1676 году в Чиркино появился ярусный столпообразный храм «под звоном», оригинальный вариант вотчинного храма-колокольни периода расцвета московского барокко — Василия Великого.

Церковь Василия Великого, 1676 — церковь-усыпальница Василия Борисовича Шереметьева.

В Чиркинских храмах были сооружены великолепные, покрытые ажурной резьбой барочные иконостасы, получившие известность в качестве выдающихся произведений русского прикладного церковного искусства еще в середине XIX века. Иконостасы исчезли (возможно погибли) также, как все чиркинские иконы, среди которых были очень древние, в 50-х годах 20-го века.

Еще немного холмисто-полевых дорог и мы подъезжаем к финальной точке нашего путешествия — источнику Илии Пророка. Разгадывать уже нечего, итак понятно, что раз предыдущие три были освящены в 20-м веке, то оставшийся является древним, Шереметьевским.

Древний чудотворный источник пророка Божия Илии - шесть метров в диаметре, на дне бьет около двух десятков ключей. Появился от удара молнии в одноименный праздник в незапамятные времена. Он упомянут во многих исторических описаниях, хрониках, церковной историографии Коломенского уезда 18 века. В архивах хранятся освидетельствованные, документально подтвержденные записи консистории о происходивших в течение длительного времени чудесных событиях на источнике.

Всем спасибо за компанию!

Видео от Алексея:

Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы Фад Роман Алексеевич

Святые источники вотчины Шереметевых (с. Чиркино)

Усадьба в селе Чиркино – первая древнейшая вотчина бояр Шереметевых. Возле села есть множество чистейших освященных водных источников. Один из них расположен в низине, прямо под возвышающимися на горе храмами села Чиркино. Это источник «Всех скорбящих Радость». Он славится необыкновенной концентрацией серебра. Его содержание в воде превышает обычную норму в двадцать раз! Рядом с источником есть купальня. Два других источника расположены на подъезде к храмовому комплексу, у деревни Щербинино, у моста через речку. Особенную известность имеет четвертый источник – древний чудотворный источник пророка Божия Илии. Он упомянут во многих исторических описаниях, хрониках и церковной историографии Коломенского уезда XVIII века.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Святые источники В Москве находится около 30 святых родников. Самый известный из них – Холодный – находится в Теплом Стане, неподалеку от станции метро «Коньково». С давних пор считается, что если пить воду из Холодного натощак утром и вечером, то это поможет быстро

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Святые источники Санкт-Петербурга и области Святой источник под селом Котлы В 10 километрах от церкви во имя святителя Николая Чудотворца в с. Котлы Кингисеппского района Ленинградской области находятся разрушенная часовня в честь Пресвятой Богородицы и святой

Из книги Путешествие души автора Шереметева Галина Борисовна

Святые или убогие? Нездоровая обстановка в школе очень давила на меня. Считая, что люди рядом со мной «сами должны все понимать», я недооценивала ситуацию. Многие живут не чувствами и интуицией, а ушами и навязанными представлениями. Я должна была помочь им разобраться в

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Святые-покровители По православной традиции апостол Андрей помогает рыбакам, святой Николай – морякам, Фрол и Лавр – крестьянам, Зосима и Савватий – пчеловодам. Власий, под именем которого просматривается славянский языческий бог Велес, присматривает за скотом.В

Из книги Феникс или возрождённый оккультизм автора Холл Мэнли Палмер

СВЯТЫЕ ЛЮДИ На протяжении веков форму правления в Азии можно было бы определить как теократическое попрошайничество. И как средневековая Европа была буквально задавлена просящими подаяние монахами нищенствующих орденов, так и Индия была разорена своими святыми

Из книги Магия и религия в сновидениях автора Ноар Кейла

Святые Купола собора Святого ЛукиАвтор: artship, 21.2.2003Иду по длинным коридорам здания достаточно старой постройки, много дверей, все закрыты. Я ничего там не ищу, просто иду. Само здание напоминает нечто среднее между общежитием и университетом (Питерским). За спиной, где-то

Из книги Золотая книга старорусской магии, ворожбы, заклятий и гаданий автора Южин В. И.

Святые атрибуты Совершенно исключительным и почти единственным лечебным средством является крещенская вода при заболеваниях грудных детей. Иногда, совершенно отрицая все другие лекарства, ограничиваются только применением этой воды, умывая, обрызгивая, примачивая

автора Стефания Сестра

Святые и целительные источники Каждому из вас наверняка доводилось слышать о живительной воде ключей и родников, бьющих из-под земли. Такие источники – великий Божий Дар людям. С помощью воды святых и целебных источников излечиваются многие недуги. Жизнь знает множество

Из книги Наговоры на воду для исполнения ваших желаний. Вода приносит здоровье и удачу автора Стефания Сестра

Как возникают святые источники История их происхождения всегда связана с чудом. И эти чудеса, пожалуй, единственные, которые полностью признает Святая Православная Церковь. Рассказывая о каждом из источников, я обязательно поведаю вам и о чуде, которым сопровождалось

Из книги Наговоры на воду для исполнения ваших желаний. Вода приносит здоровье и удачу автора Стефания Сестра

Уважайте святые источники Дорогие читатели, я знаю, что после прочтения этой книги у многих из вас возникнет желание поехать к святому источнику. Однако хочу вас предупредить, что святыня требует к себе бережного и уважительного отношения. Не стоит ехать на источник из

Из книги Наговоры на воду для исполнения ваших желаний. Вода приносит здоровье и удачу автора Стефания Сестра

Из книги Наговоры на воду для исполнения ваших желаний. Вода приносит здоровье и удачу автора Стефания Сестра

Святые целебные источники Дивеевского монастыря Село Дивеево Нижегородской области. Дивеево – настоящая жемчужина России. Здесь жили многие русские святые, и один из них – святой преподобный Серафим Саровский, чудотворец. В Дивеевском монастыре есть множество святых

Из книги Золотые ангелы автора Климкевич Светлана Титовна

Святые места 547 = Светом Господа отмечены святые места во веки веков (5) «Числовые коды». Крайон Иерархия 27.07.2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Манас! Приветствую Тебя, Владыка!Светлана, ты была в гостях у сына в Швеции, что тебе понравилось в этой поездке?Та Природа, которую ты

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 10 автора Степанова Наталья Ивановна

Святые лики

Из книги Жизнь после смерти автора Влахос Митрополит Иерофей

Святые отцы о рае и аде Очень важно рассмотреть учение святых отцов о рае и аде, потому что они являются непогрешительными учителями Церкви, носителями незамутненного предания, и потому Священное Писание не может быть истолковано вне их богодухновенного учения. Ведь

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Святые-покровители По православной традиции апостол Андрей помогает рыбакам, святой Николай - морякам, Фрол и Лавр - крестьянам, Зосима и Савватий - пчеловодам. Власий, под именем которого просматривается славянский языческий бог Велес, присматривает за скотом.В



Дни Рождения