Моав: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

Брокгауза, Библейская Энциклопедия

Выберите букву

Моав

[евр. "(происходящий) от отца"]:
1) сын Лота от его старшей дочери (Быт 19.31-37 ). Родоначальник -> моавитян. См. цвет. вклейку 1;
2) горная страна, расп. к вост. от Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синод. пер. - "долины") Заред (Втор 2.14 ; ср. Ис 15.6,7 ) на юге до окрестностей Есевона [евр. Хешбон , Ис 15.4] и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона (Чис 33.48 ), на севере; на востоке М. переходит в Сирийскую пустыню (см. Чис 21.11 ). В сев.-зап. части нагорья возвышаются Аваримские горы с вершинами Пеор (в Синод. пер. - Фегор, Чис 23.28 ), Нево (Втор 32.49 ) и Писга (в Синод. пер. - Фасга, Чис 23.14 ). Постепенно понижаясь как с севера, так и с юга к центру, нагорье переходит в долину, по к-рой поток Арнон течет к Мертвому морю (ср. Чис 21.13-15 ). М. беден водой, т.к. большая часть его многочисл. речек и ручьев, как правило, надолго пересыхает, русла же остальных либо рассечены на мелкие потоки, либо расположены в труднодоступных горных ущельях, так что использовать их воду для хоз. целей затруднительно. Пригодные для земледелия угодья расположены в Медеве, Дивоне и Эль-Кераке (Кир-Харешете) - в зап. части страны, вост. же знаменита скотоводством, в частн. разведением верблюдов.

Это слово в других словарях

Ар и Ар-Моав - столица моавитян, сожженная аморрейским царем Сигоном (Чис 21.28 , Втор 2.1 , Ис 15.1). Греки и римляне называли этот город Раббат Моавом или Ареополем. Она разрушена в 342 г. по Р. Хр. сильным землетрясением. Местоположение этой столицы одни указывают на Рабба, в 20-ти км на восток от Мертвого моря, южнее реки Арнона; другие указывают в иных местах. АР, АР-МОАВ -

АР, АР-МОАВ (Чис 21:28) - некогда главный Моавитский город; был расположен в 20 или 20 англ. милях на ю. от реки Арнон. Он называется иначе Раббас, а Греками Ареополем. Некогда был завоеван и сожжен Сигоном, царем Амморейским (Чис 24:28); после принадлежал колену Рувимову, и около времен Иеронима, в 342 г. по Р.Х., был разрушен землетрясением. В настоящее время называется Эль-Рабба, и еще в недавнее время путешественники открыли здесь, вблизи развалин древнего города, два обильных источника.

Ар-Моав - (Чис 21.28; Ис 15.1) - см. Ар. Ар-Моав - (Чис 21.28 ; Ис 15.1 ) - см. Ар. Кир-Моав - сильно укрепленный пункт у моавитян (Ис 15.1 ; он назван Кирхарешетом и Кирхаресом у Ис 16.7 и Иер 48.31 и Кир-Харешетом в 4Цар 3.25 Одно время он был почти разрушен израильским царем Иорамом (4Цар 3.25). Это селение существует до сих пор под именем Керак и имеет 7-8 тысяч жителей. Местоположение его к юго-востоку от Мертвого моря. За обладание им велось много войн; во времена крестоносцев его считали ключем к южной части Иорданской страны. Кир-Моав - (Ис 15.1) - укреплённый в древности моавитский город на восток от южной части Мертвого моря, ныне небольшой город Керак (в 4Ц 3.25; Ис 16.7,11 назван Кир-Харешет (Кирхарешет), а в Иер 48.31,36 - Кирхарес). Кир-Моав - (Ис 15.1 ) - укрепленный в древности моавитский город на восток от южной части Мертвого моря, ныне небольшой город Керак (в 4Цар 3.25 ; Ис 16.7,11 назван Кир-Харешет (Кирхарешет), а в Иер 48.31,36 - Кирхарес). КИР-МОАВ, КАРХАРЕС, КИРХАРЕШЕТ -

КИР-МОАВ, КАРХАРЕС, КИРХАРЕШЕТ (Ис 16:11) - упоминается только в означенной цитате и, по Птоломею, был ни что иное как древний Харакома. Полагают, что этот город тот же самый, что и Кирхарешет (4Цар 3:25), или Кирхарес (Ис 16:11). Новейшее название города Керак - это довольно значительное местечко, в нескольких англ. милях на в. от Чермного моря, по направлению к южной оконечности оного. Город Кир-Моав упоминается и в апокрифических книгах и у Христианских писателей и у новейших путешественников. Он стоит на холме в 6 милях на ю. от Ар-Моава и окружен полуразрушенною стеною с башнями по бокам; в нем до 550 семейств, большею частью Магометанских. Окружающая область г. Кир-Моав носит то же самое название. На стенах этого города некогда царь Моавитский, Меса, во время войны с Израильтянами, находясь в крайне стесненном положении, принес в жертву своего первородного сына, наследника престола, что навело тогда ужас на Израильтян и вследствие чего они отступили от города (4Цар гл. 3). В Кир-Моаве, в первые века Христианства существовала епископская кафедра и на Иерусалимском соборе в 556 г. упоминается епископ Харакмова Димитрий.

Моав - один из двух сыновей Лота, праотец моавитян (Быт 19.37), которые жили на восток от Мертвого моря, к югу от Арнона. Они изгнали емимов, многочисленный и рослый народ (Втор 2.10), и распространили временно свою власть к северу до Иавока, так что земля напротив Иерихона называлась землею Моава (Чис 22.1 , Втор 1.5 , Втор 29.1 , Нав 13.32 ; затем аморреи опять оттеснили их обратно за Арнон (Чис 21.13 , Суд 11.13 и дал.); Моисей отнял владения у аморреев и определил их колену Рувимову (Чис 32.1). Моавитский народ во главе со своим царем Валаком строил опасный для израильтян план (Чис 22.1 - Чис 24.1 ; хотя они избегли меча израильтян (Втор 2.29), но все-таки над ними был произнесен тяжкий приговор (Чис 23.3 и дал.). Это были грубые язычники, поклонники Хамоса и Ваал-Фегора, которых они чтили безнравственным богослужением (Чис 25.1 , 3Цар 11.7 , Ос 9.10 ; поэтому они называются "Народом Хамоса" (Чис 21.29). Они воевали с израильтянами во дни Еглона (Суд 3.12 и дал.), Давида (2Цар 8.2), Иорама и Иосафата (4Цар 3.13 и дал.). После покорения израильтян Навуходоносором моавитяне также воевали с израильтянами (4Цар 24.2 , Срав. Иез 25.8 и дал.). Из Ис 15-16 можно полагать, что они снова приобрели свои прежние владения к северу от Арнона. Страна их, бывшая раньше богатой и плодовитой, в настоящее время является дикой пустыней, которая своими развалинами храмов, могил, каменных стен и пр. подтверждает истину пророчеств (Чис 24.17 , Иер 48.9 , Ам 2.1). В наше время нашли в пределах Моава громадные каменные памятники, называемые археологами - дольменами, т.е. древними каменными могилами, а также истуканы и доисторические надмогильные холмы из камней. Некоторые из истуканов так громадны, что необходимы были огромные усилия, чтобы поставить их. Срав. Втор 2.11 , о коренных жителях Моава. "Моавитский камень" своими письменами ясно говорит о том, что моавитский народ был в ближайшем родстве с израильским, и что религиозные взгляды у обоих народов во многом были сходны, хотя содержание существенно различалось. См. "Меса".
Хотя Моав осудил себя быть пустынею навеки (Соф 2.9), "но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. "Доселе суд на Моава" (Иер 48.47). Моав - (потомство отца) - сын Лота от его старшей дочери (Быт 19.37) и имя народа, потомков Моава, который занимал земли на восток от Мертвого моря южнее Арнона (Чис 21.13; 22.36; Суд 11.18), а также некоторые земли вдоль Иордана в районе Фасги (Чис 21.20) и против Иерихона (Чис 22.1; 33.48), хотя эти последние называются также аморрейскими владениями (Нав 12.3). (См. Моавитяне). Моав - (потомство отца) - сын Лота от его старшей дочери (Быт 19.37 ) и имя народа, потомков Моава, который занимал земли на восток от Мертвого моря южнее Арнона (Чис 21.13 ; Чис 22.36 ; Суд 11.18 ), а также некоторые земли вдоль Иордана в районе Фасги (Чис 21.20 ) и против Иерихона (Чис 22.1 ; Чис 33.48 ), хотя эти последние называются также аморрейскими владениями (Нав 12.3 ). (См. Моавитяне) МОАВ, МОАВИТСКИЙ, МОАВИТЯНЕ -

МОАВ, МОАВИТСКИЙ, МОАВИТЯНЕ (потомство отца) (Чис 22:1, 33:48-50) - страна, находившаяся на в. от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Жители этой страны назывались Моавитянами, по имени Моава, сына Лотова от его старшей дочери, Моав был родоначальником Моавитян (Быт 19:30-37). Моавитяне были строго наказаны за дурное обращение с Израильтянами (Вт 23:3-6, Суд 3:12-30, 2Цар 8:2). Они были преданы идолопоклонству, почему к ним обращались с своими обличениями и пророчествами некоторые из пророков (Ис 15, 16, Иер 48). Страна Моавитская в древние времена по-видимому была весьма плодородна, но в настоящее время это дикая пустыня, по которой проходят только по временам кочующие Арабы. Падение Моавы точно предсказано пр. Софонией: "Моав будет как Содом и сыны Аммана будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею во веки" (Соф. 2:9). Все новейшие путешественники единогласно свидетельствуют, что это древнее пророчество во всей своей силе исполнилось в истории о судьбах земли Моавитской.

Моава пустыня - (Вт 2.8) - по-видимому, пустынные места на юго-восток от Мертвого моря в земле Моава. (См. пустыня). Моава пустыня - (Втор 2.8 ) - по-видимому, пустынные места на юго-восток от Мертвого моря в земле Моава. (См. пустыня) Моавитяне - (Суд 10.12) или меунитяне (2Пар 26.7) - арабское племя, от руки которого Господь многократно спасал Израиля; их родиной был город Маон (теперь Маан) в каменистой Аравии, к востоку от Петры. К моавитянам, вероятно, также должно причислить и аммонитян, упоминаемых во 2Пар 20.1 Моавитяне - (об этимологии слова -> Моав; о происхождении народа -> Лот). Согл. Библии, М. родственны аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем. М. обитали вост. Мертвого моря, сев. Эдома и юж. Аммона. Они изгнали эмимов и заняли их тер. (Втор 2.10,11 ). Однако ко времени появления израильтян в Заиорданье аморреи во главе с Сигоном, царем Хешбона (в Синод. пер. - Есевона) оттеснили М. и аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком (Чис 21.13,26-30 ). При разделении Ханаана и Заиорданья между коленами Израиля колено Рувима получило в удел область от Ароера, стоящего на реке Арнон, до Иордана, включая все нагорье в области Медевы (Мадабы) вместе с Хешбоном (Есевоном) и зависящими от него городами (Нав 13.15-23 ). Так рувимляне стали сев. соседями М., что постоянно создавало для последних трудности политич. характера. Уже ко времени исхода Израиля из Египта М. входили в число крупнейших в пределах Ханаана народов (Исх 15.15 ). В песне Моисея (Исх 15) говорится об эйлей Моав - "сильных Моава" (в Синод. пер. - "вожди Моавитские"), что может быть понято и как "овны Моава": такое обозначение могло быть намеком на обилие скота в Моаве (см. 4Цар 3.4 ), кр. того, в древнейшей ближневост. символике овен означал правителя. Господь запретил израильтянам враждовать с М. и нападать на них (Втор 2.9 ). М. позволили израильтянам пройти через свои земли в Ханаан (Втор 2.28,29 ), однако не только не встретили их хлебом и водой, но даже призвали -> Валаама, чтобы тот проклял народ Господень (Втор 23.4,5 ). В наказание М. и в десятом поколении не дано было войти в общество Господне (Втор 23.3 ). В Ситтиме М. совращали израильтян к идолопоклонству (Чис 25.1 ; Ос 9.10 ). Царь М. Еглон, покорив израильтян, угнетал их 18 лет, пока судья Аод не поразил его, подготовив этим избавление от ига М. (Суд 3.12-30 ). Однако во взаимоотношениях израильтян и М. наблюдаются и нек-рые проявления приязни. Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой; Давид доверил своих родителей охране царя Моава во время преследований Саула (1Цар 22.3,4 ). После разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. нек-рые иудеи нашли пристанище в Моаве (Иер 40.11 ). Чаще, однако, М. были противниками израильтян. Саул вел с ними войну (1Цар 14.47 ), Давид, победив, сделал их своими данниками (2Цар 8.2,12 ; 1Пар 18.2,11 ). Об истории М. в IX в. до Р.Х. -> Меша -> Камень Меши (цвет. вклейка 54). При израил. царе Иоасе моавитские полчища вторглись в страну (4Цар 13.20,21 ). М. платили дань ассир. царям Тиглатпаласару III, Синаххерибу и Асархаддону, поддерживали Ашшурбанапала. Во время восстания Иоакима против Навуходоносора они напали на Иудею (4Цар 24.2 ). М. заключили с Седекией временный союз против Навуходоносора (Иер 27.3 ), однако впоследствии радовались поражению Иудеи (Иез 25.8-11 ). После возвращения из вавил. плена нек-рые иудеи взяли себе в жены моавитянок (Езд 9.1,2 ; Неем 13.23 ). С течением времени М. были поглощены арабами. Пророки по-разному описывали грядущий суд над М., к-рый постигнет их, гл. образом, за гордость и высокомерие (Ис 15.1 - Ис 16.1 ; Иер 9.25,26 ; Иер 25.21 ; Иер 48.1 ; Ам 2.1-3 ; Соф 2.8-11 ). М. были язычниками, главным их божеством был Кемош (в Синод. пер. - Хамос, 3Цар 11.7 ). (См. надпись на Камне Меши, где помимо Кемоша, упоминается Аштар-Кемош - вероятно, верховная богиня.) Почитаемым у М. божеством был также Ваал-Фегор (Чис 25.1-3) ; по-видимому, считалось, что он обитает на одной из вершин Аваримских гор (-> Моав, 2). Моавитяне - - Моав, потомки Моава, грубые идолопоклонники, поклонявшиеся Хамосу и Ваал-Фегору (см.), которых чтили безнравственным богослужением и которыми пытались соблазнить израильтян (Ос 9.10). Они пригласили Валаама, чтобы проклясть Израиля, а в последующие дни часто вели против него и военные действия, за что над ними был произнесен суровый приговор (Вт 23.3). Все пророчества о них (Иер 48.9; Ам 2.1; Соф 2.9) сбылись - ныне их земля пустынна и необитаема. Но в последние дни Господь обещает вернуть плен Моава (суд на Моава доселе, Иер 48.47). Из этого народа была Руфь (Руф 2.6), которая пришла с Ноеминью к её народу и её Богу, стала женой Вооза и упомянута в родословии Иисуса Христа. (См. народы древней Палестины). МОАВИТЯНЕ - А. Их происхождение

Потомки Моава, сына Лота => Быт 19:37

Родственны Аммонитянам => Быт 19:36-38

Владели землей к востоку от Иордана => Чис 33:48,49; Втор 2:9

Поклонялись богу Хамосу => 3Цар 11:7

Б. Значительные Моавитяне

Валаак: нанял Валаама проклясть израильтян => Чис 22:2-24:25

Еглон: убит Аодом => Суд 3:12,15-23

Руфь: вышла замуж за Вооза, => Руфь 1:22

См. РУФЬ

В. Их войны против Израильтян

В союзе с Мадианитянами против Израиля => Чис 22:4,7

В союзе с Аммонитянами против Израиля => Суд 3:12,13

Разбиты Израильтянами во главе с Аодом => Суд 3:28-30

Разбиты царем Саулом => 1Цар 14:47

Разбиты Давидом => 2Цар 8:11,12; 1Пар 18:11

Восстали против Израиля => 4Цар 3:5

Разбиты Иорамом и Иосафатом => 4Цар 3:6-25

В союзе с Аммонитянами против Иудеи => 2Пар 20:1

С Аммонитянами истребляют друг друга => 2Пар 20:22-24

Напали на землю Израиля => 4Цар 13:20

В союзе против Иоакима => 4Цар 24:1,2

Г. Важные сведения о них

1. Перед временем царей

Смешанные браки с Израильтянами => Чис 25:1-3

Израильтяне не прошли через Моав => Суд 11:17,18

Им не позволено присоединиться к Израильтянам => Втор 23:3; Неем 13:1-3

Моисей умер на горе Фасги в Моаве => Втор 34:1-5

Елимелех и Ноеминь жили там => Руфь 1:1-5

2. Во времена царей

Давид увез туда своих родителей => 1Цар 22:3,4

Соломон брал жен оттуда => 3Цар 11:1

Израильтяне поклонялись их богам => 3Цар 11:7

Платили дань Ахаву => 4Цар 3:4

3. Многие Иудеи брали жен из их племени => Езд 9:1; Неем13:23-27

4. Пророчества об их уничтожении => Ис 15:1-5,8,9; Иер 48:1-47; Иез 25:8-11; Ам 2:1-3; Соф 2:8-11

МОАВИТЯНЕ -

А. Их происхождение

Потомки Моава, сына Лота: Быт 19:37

Родственны Аммонитянам: Быт 19:36-38

Владели землей к востоку от Иордана: Чис 33:48,49; Втор 2:9

Поклонялись богу Хамосу: 3Цар 11:7

Б. Значительные Моавитяне

Валаак: нанял Валаама проклясть израильтян: Чис 22:2-24:25

Еглон: убит Аодом: Суд 3:12,15-23

Руфь: вышла замуж за Вооза,: Руфь 1:22

В. Их войны против Израильтян

В союзе с Мадианитянами против Израиля: Чис 22:4,7

В союзе с Аммонитянами против Израиля: Суд 3:12,13

Разбиты Израильтянами во главе с Аодом: Суд 3:28-30

Разбиты царем Саулом: 1Цар 14:47

Разбиты Давидом: 2Цар 8:11,12; 1Пар 18:11

Восстали против Израиля: 4Цар 3:5

Разбиты Иорамом и Иосафатом: 4Цар 3:6-25

В союзе с Аммонитянами против Иудеи: 2Пар 20:1

С Аммонитянами истребляют друг друга: 2Пар 20:22-24

Напали на землю Израиля: 4Цар 13:20

В союзе против Иоакима: 4Цар 24:1,2

Г. Важные сведения о них

1. Передвременем царей

Смешанные браки с Израильтянами: Чис 25:1-3

Израильтяне не прошли через Моав: Суд 11:17,18

Им не позволено присоединиться к Израильтянам: Втор 23:3; Неем 13:1-3

Моисей умер на горе Фасги в Моаве: Втор 34:1-5

Елимелех и Ноеминь жили там: Руфь 1:1-5

2. Вовремена царей

Давид увез туда своих родителей: 1Цар 22:3,4

Соломон брал жен оттуда: 3Цар 11:1

Израильтяне поклонялись их богам: 3Цар 11:7

Платили дань Ахаву: 4Цар 3:4

3. МногиеИудеи брали жен из их племени: Езд 9:1; Неем13:23-27

4.Пророчества об их уничтожении: Ис 15:1-5,8,9; Иер 48:1-47; Иез 25:8-11; Ам2:1-3; Соф 2:8-11

Моавитяне - Моав, потомки Моава, грубые идолопоклонники, поклонявшиеся Хамосу и Ваал-Фегору (см.), которых чтили безнравственным богослужением и которыми пытались соблазнить израильтян (Ос 9.10 ). Они пригласили Валаама, чтобы проклясть Израиля, а в последующие дни часто вели против него и военные действия, за что над ними был произнесен суровый приговор (Втор 23.3 ). Все пророчества о них (Иер 48.9 ; Ам 2.1 ; Соф 2.9 ) сбылись - ныне их земля пустынна и необитаема. Но в последние дни Господь обещает вернуть плен Моава (суд на Моава доселе, Иер 48.47 ). Из этого народа была Pуфь (Руфь 2.6 ), которая пришла с Ноеминью к ее народу и ее Богу, стала женой Вооза и упомянута в родословии Иисуса Христа. (См. народы древней Палестины) ПАХАФ-МОАВ -

ПАХАФ-МОАВ (правитель Моава) - лицо, нередко упоминаемое в книгах Ездры и Неемии. Его потомки возвратились из Вавилона и участвовали в возобновлении стены Иерусалимской (Езд 2:6, 8:4, 10:13, Неем 3:11, 7:11, 10:14).

Пахаф-Моав - (правитель Моава) (Езд 2.6; 8.4; 10.30; Неем 3.11; 7.11; 10.14) - один из глав народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 6) и с Ездрою, и один из приложивших печать под договором на верность Богу. Среди его потомков были чинившие стену Иерусалима и имевшие жен иноплеменок. Пахаф-Моав - (правитель Моава) (Езд 2.6 ; Езд 8.4 ; Езд 10.30 ; Неем 3.11 ; Неем 7.11 ; Неем 10.14 ) - один из глав народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 6) и с Ездрою, и один из приложивших печать под договором на верность Богу. Среди его потомков были чинившие стену Иерусалима и имевшие жен иноплеменок. РАББАФ-МОАВ -

РАББАФ-МОАВ см. Ар-Моав.

ФААФ-МОАВ -

ФААФ-МОАВ (2Езд 5:11) - один из Израильтян, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем, и отчасти с Ездрою. В 1Езд 2:6 и Неем 7:11 читается: Пахаф-Моав.

Быт 19:37 Старшая дочь родила сына и назвала его Моав ; он – отец нынешних моавитян.

Чис 21:29 Горе тебе, Моав ! Сгинул ты, народ Кемоша! Сыновей своих беженцами он сделал, дочерей своих – пленницами Сигона, царя аморреев.

Чис 22:3 Моав очень испугался народа, потому что их было так много. Они были полны ужаса перед израильтянами.

Суд 3:30 В тот день Моав стал служить Израилю, и земля покоилась в мире восемьдесят лет.

Руфь 1:1 В дни, когда правили судьи, в стране случился голод, и один человек из Вифлеема в Иудее вместе со своей женой и двумя сыновьями отправился жить в страну Моав .

Руфь 1:2 Этого человека звали Элимелех, его жену – Ноеминь, а двоих его сыновей – Махлон и Хилеон. Они были ефрафяне из Вифлеема, что находится в Иудее. Они пришли в Моав и жили там.

4Цар 1:1 После смерти Ахава Моав взбунтовался против Израиля.

4Цар 3:18 Сделать это для Господа легко, Он отдаст в ваши руки и Моав .

4Цар 3:23 – Это кровь! – сказали они. – Должно быть, цари сражались и перебили друг друга. Что ж, на добычу, Моав !

4Цар 3:24 Но когда моавитяне пришли к израильскому лагерю, израильтяне поднялись и стали разить их, и те побежали. Войдя в Моав , они продолжали разить их.

Пс 59:10 Моав

Пс 82:7 Селения Эдома и измаильтяне, Моав и агаряне,

Пс 107:10 Моав – Моя умывальная чаша, на Эдом Я брошу Мою сандалию, над землей филистимлян торжествующе воскликну».

Ис 11:14 Они налетят на холмы филистимлян на западе, вместе ограбят народ на востоке. На Эдом и Моав протянут руки, и покорятся им аммонитяне.

Ис 15:2 Восходит город Дивон к храму, к святилищам на возвышенностях, чтобы плакать, и рыдает Моав над Невом и Медевой. Острижены головы, бороды сбриты.

Ис 16:7 Поэтому плачут моавитяне, все вместе оплакивают Моав . Плачьте, сраженные горем, вспоминая прекрасные лепешки с изюмом из Кир-Харесета.

Ис 16:12 Если Моав явится и станет изводить себя в капище, если он придет на возвышенности в свое святилище молиться – прока не будет.

Ис 25:10 Рука Господня будет покоиться на этой горе; но Моав будет растоптан под Ним, как топчут солому в навозе.

Иер 9:26 Египет, Иудею, Эдом, Аммон, Моав и всех, кто живет в отдаленных местах пустыни и стригущих волосы на висках. Все эти народы и весь дом Израиля – необрезаны сердцем.

Иер 25:21 Эдом, Моав и Аммон;

Иер 48:4 Погибнет Моав , заплачут его малые дети.

Иер 48:11 Моав от юности пребывал в покое, как вино над своим осадком, что из сосуда в сосуд не переливали – так и Моав не ходил в плен. Так что вкус его, как и прежде, и запах не изменился.

Иер 48:13 Моав тогда постыдится Кемоша, как дом Израиля постыдился Вефиля, своей надежды.

Иер 48:15 Моав будет разрушен, его города будут взяты; его лучшие юноши пойдут на бойню, – говорит Царь, Чье Имя – Господь Сил. –

Иер 48:20 Моав обесславлен, ведь он сломлен; рыдайте и плачьте! Расскажите вдоль побережий Арнона, что разрушен Моав .

Иер 48:38 На всех крышах Моава и на площадях все рыдают, потому что Я разбил Моав , как сосуд, который никому не нужен, – возвещает Господь. –

Иер 48:39 Как он раскололся! Как они рыдают! Как позорно Моав показал спину! Моав стал посмешищем и ужасом для всех соседей.

МОАВ
страна, существовавшая в библейские времена. Занимала плоскогорье к востоку от южного течения Иордана и Мертвого моря. С юга граничила с Едомом, на востоке - с Аммоном. Северные границы Моава меняли свое положение. Моавитская история известна главным образом благодаря Библии, где особое внимание уделяется отношениям Моава с Израилем. Единственный собственно моавитский документальный источник - это "Моавитский камень", обнаруженный в 1868 прусским миссионером и путешественником Ф.А. Кляйном. На камне имеется надпись, сделанная Месой, царем Моава, в 9 в. до н.э., в ознаменование одержанных им побед над Израилем. Моавитяне и евреи были этнически родственны друг другу, что отражено и в библейской традиции, где сообщается, что Моав и Аммон - потомки Лота, племянника Авраама. Язык моавитян, как можно судить по "Моавитскому камню", близок к еврейскому. Главным божеством моавитян был Хемош. Обычно Моав и Израиль враждовали друг с другом, однако наступали и мирные времена, на что указывает, например, Книга Руфи, в которой моавитянка Руфь предстает прародительницей царя Давида. В истории евреев Моав появляется еще во время их скитаний в пустыне: Валак, царь Моава, в страхе перед израильтянами призывает пророка Валаама, чтобы он их проклял. Позднее, в эпоху судей, моавитяне угнетали израильтян, пока Аод не убил царя Моава Еглона. Саул однажды одержал победу над моавитянами, а при царе Давиде они стали данниками Израиля. Cтатус моавитян сразу после разделения царства неясен, однако они платили дань Амврию (9 в. до н.э.), царю Израиля (Северного царства). В правление сына Амврия, Ахава (или после его смерти), восстание против израильтян поднял Меса, царь Моава, и, согласно "Моавитскому камню", одержал решительную победу. Возможно, Иеровоам II вновь подчинил себе Моав. Упоминания о Моаве в библейских книгах пророков свидетельствуют, что Моав достиг процветания после падения Северного царства (722 до н.э.). После падения Иерусалима (586 до н.э.) Моав исчезает, растворившись в Персидской империи.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МОАВ" в других словарях:

    Древняя страна на восточном берегу р. Иордан и побережье Мертвого м. В 9 8 вв. до н. э. самостоятельное царство … Большой Энциклопедический словарь

    - (евр. (происходящий) от отца): 1) сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:31 37). Родоначальник моавитян (см. Моавитяне); 2) горная страна, расп. к вост. от Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синод. пер. долины) Заред (Втор 2:14;… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (ивр. מוֹאָב‎, греч. Μωάβ) историческая область в западной Иордании. Представляет собой засушливое плоскогорье, примыкающее к восточному берегу М … Википедия

    Древняя страна на восточном берегу р. Иордан и побережье Мёртвого моря. В IX VIII вв. до н. э. самостоятельное царство. * * * МОАВ МОАВ, древняя страна на восточном берегу р. Иордан и побережье Мертвого м. В 9 8 вв. до н. э. самостоятельное… … Энциклопедический словарь

    Моав - один из двух style= text transform:uppercase > сыновей Лота Хотя Моав осудил себя быть пустынею навеки (Соф. 2:9), «но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь «Доселе суд на Моава» (Мер 48 47) … Словарь библейских имен

    Древнее государство моавитян одного из ханаанейских племён. Возникло, предположительно, во 2 й половине 2 го тыс. до н. э. на восточном берегу р. Иордан и побережье Мёртвого моря. На протяжении нескольких веков вело борьбу с государствами … Большая советская энциклопедия

    Раннерабовладельч. гос во, существовавшее с кон. 2 го тыс. до 2 й пол. 1 го тыс. до н. э. на Ю. совр. Иордании. Гл. гг.: Кир Харешет (совр. Керак) и Дибон (совр. Дибан). В нач. 10 в. М. был завоеван царем Давидом, в кон. 10 в. вернул… … Советская историческая энциклопедия

    Мо’ав (потомство отца) сын Лота от его старшей дочери (Быт.19:37) и имя народа, потомков Моава, который занимал земли на восток от Мертвого моря южнее Арнона (Чис.21:13 ; Чис.22:36 ; Суд.11:18), а также некоторые земли вдоль Иордана в районе… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (евр. от отца моего) сын Лота от старшей дочери, родоначальник… … Словарь церковнославянского языка

    Моав - Моаб раннерабовлад. госуд. на юго вост. побережье Мертвого м., сложивш. ок. 1000 до н.э. Население М. было родственно израильтянам. Временами подчинялось Израильскому царству. После падения Израильского царства (8 в. до н.э.) находилось… … Древний мир. Энциклопедический словарь


Ю.Б.Циркин


Когда‑то землю населяли огромные великаны Эмимы. Они были дерзки, беззаконны и развратны, не подчинялись воле богов и презирали все их заповеди. И боги истребили их, а вместе с ними и других людей, которые тоже были заражены грехами. И был среди них только один праведный человек - Лот. Поэтому боги решили его спасти. Явился их посланец Лоту и повелел как можно быстрее покинуть свое жилье. У Лота не было сыновей, а лишь дочь, и он рассказал зятю о велении богов. Но зять только посмеялся над Лотом. Тогда и Лот заколебался, ибо не хотелось ему покидать насиженное место. Но посланец богов все же вывел его с дочерью, и они направились в горную местность к востоку от Мертвого моря и спрятались в пещере. После этого боги уничтожили остальных людей. Но что же делать дальше, и кто будет продолжать человеческий род? И тогда дочь Лота решила зачать ребенка от собственного отца. Она напоила его вином, а когда он опьянел, то легла с ним на ложе. Дочь забеременела и затем родила сына, которого назвала Моав, что означает «От отца моего». А от Моава уже пошел могучий и славный народ моавитян, в жилах которого текла только своя кровь.


Рассказ о происхождении моавитян содержится в Библии. По библейскому преданию, Лот был племянником Авраама и жил около города Содома. Из всех жителей Содома и Гоморры он был единственным праведником, за что и был спасен с женой и дочерьми (но не зятьями). Однако его жена обернулась, чтобы посмотреть, что стало с Содомом и Гоморрой, и за это была превращена в соляной столб. А Лот с дочерьми укрылись в пещере. Далее рассказывается об опьянении Лота и зачатии его дочерьми сыновей, ставших родоначальниками моавитян и аммонитян. Ученые, специально исследовавшие этот рассказ, пришли к выводу, что это все - остаток моавитянского сказания, которое затем было включено в библейскую традицию, а его персонажи соединены с героями еврейского предания. Связь Лота и его семьи с рассказом о Содоме и Гоморре, по мнению исследователей, также уже вторична и появилась только после соединения моавитянского сказания с библейским. Появление предка моавитян (а в Библии и аммонитян) в результате кровосмешения рассматривалось не как позор, а как героическое деяние дочери Лота, которая решилась на такой посту–пок ради спасения народа. «Чистота» крови высоко ценилась в древности. И Сарра, жена Авраама, по Библии, была его сестрой, хотя и сводной; последнее уточнение могло возникнуть достаточно поздно, когда связь с родной сестрой стала считаться несомненно позорной. Можно вспомнить и практику египетских фараонов, которые женились на своих родных сестрах, чтобы нецарская кровь не примешалась к роду благородных царей Египта. В другом месте Библии говорится о великанах Эмимах, которые ранее населяли Моав. Это упоминание, по–видимому, тоже связано с моавитянским преданием. Вообще рассказы о могучих великанах, ранее населявших землю, были широко распространены в западносемитской среде.

Регулярная исправленная статья

Моав (מוֹאָב) - историческая область в западной Иордании ; древний народ и царство на восточном побережье Мертвого моря. Представляет собой засушливое плоскогорье примыкающее к восточному берегу Мертвого моря и южному течениию реки Иордан (Чис. ).

История

Кочевое семитское племя моавитян появилось в Заиорданье в конце 14 в. до н. э. и в начале 13 в. до н. э. образовало свое государство. Первоначальные его границы - от ручья Хешбон на севере до реки Зеред на юге и от берега Мертвого моря на западе до Сиро-Аравийской пустыни на востоке. Но уже в дни первого царя Моава на его территорию вторглись племена аморреев , завоевавшие всю северную часть Моава до реки Арнон (Чис. 21:26–29), лишив его плодородных земель и больших городов, и основали там два царства. Эта область к северу от реки Арнон сохранила название Арвот-Моав. Моав пересекали два пути, по которым шли караваны и велась международная торговля: западная - так называемая «царская дорога» и восточная (более удобная), пересекавшая пустыню. Моав быстро развивался экономически и культурно. Главными занятиями населения были интенсивное земледелие, разведение мелкого рогатого скота (II Ц. 3:4) и торговля. Одним из предметов вывоза в Египет был асфальт для мумифицирования. С середины 13 в. до н. э. здесь изготовлялась высококачественная керамика.

Моав был густо заселен, его города обнесены крепостными стенами. На границах (особенно восточных - против кочевников пустыни) был построен ряд мощных крепостей. Печатки и особенно большая надпись 9 в. до н. э. (см. Меши стела) свидетельствуют о высокоразвитой письменности. Начертание буквально совпадает с финикийско-еврейским алфавитом, а язык весьма близок библейскому ивриту. Главное божество - Кмош (Чис. 21:29, и др.), но отмечен и общесемитский Ваала культ (Баал-Пеор, Чис. 25:1–3; Бамот-Баал, Чис. 22:41). Столицей Моава служил город Кир-Моав (Кир-Харесет, Кир-Херес), но в периоды, когда границы отодвигались на север, центр переходил в город Дивон.

Происхождение

Несомненно, что моавитяне родственны израильтянам, появившимся в Заиорданье немного позднее. Отношение библейских источников к Моаву двояко, однако во всех случаях признается факт кровной близости. С одной стороны, ему приписывается происхождение от кровосмесительной связи Лота с его дочерью (см. также Аммон), а с другой - царь Давид - внук моавитянки Руфи . Бог запрещает Моисею начинать войну с Моавом, «ибо наследием сынам Лота дал Я Ар» (один из главных городов или районов Моава - Втор. 2:9), и поэтому по дороге к Иордану Моисей обходит Моав, успешно воюет с аморрейскими царствами и овладевает областями, принадлежавшими Моаву в прошлом (здесь поселились колена Реувен и частично Гад). Но во Второзаконии (23:3–4) говорится: «Моавитянин не войдет в общество Господне, даже десятое поколение не взойдет... во веки веков». Несмотря на это известны моавитянки среди жен Соломона (I Ц. 11:1), а также иудеев в дни Нехемии в конце 5 в. до н. э. (Нех. 13:23). Ясно, что эти высказывания отражают историю переменчивых отношений между двумя соседними царствами.

Моавитяне в Танахе

Первое столкновение обоих народов произошло в период Судей (см. Судей Израилевых книга): завоевание царем Моава территории колена Биньямин и последующее освобождение (Суд. 3:12–30). Царь Давид завоевал Моав и обратил его в вассальное царство, платящее дань (II Сам. 8:2). Таковым Моав, по-видимому, оставался до раскола Объединенного царства (928 г. до н. э.), когда он вернул себе независимость и даже расширил свои владения на севере. В 882 г. до н. э. израильский царь Омри вторично покорил Моав. При его сыне Ахаве царь Моава Меша укрепил свое царство, а после смерти Ахава освободился от власти Израиля и вновь овладел бывшей моавитской областью с городами Медва , Бецер, Нево (II Ц. 3:4–27; ср. Меши стела).

После Меши сведения о Моаве скудны. Продолжались отдельные стычки с Израилем (II Ц. 13:20). В конце 9 в. до н. э. в Израиль и в Заиорданье вторгся царь арамейского Дамаска Хазаэль и обложил Моав данью (ср. II Ц. 10:32–33), но ненадолго. В начале 8 в. до н. э. израильский царь Иоровам II , победив Дамаск, видимо, отвоевал Моав (II Ц. 14:25), однако после его смерти в 748 г. до н. э. Моав вновь отделился. В 734 г. до н. э. (незадолго до падения Израильского царства в 722/21 г.) Моав попал под власть Ассирии, обложившей его данью. Моав был верен Ассирии и не участвовал в организуемых против нее восстаниях. Это был период расцвета Моава. Он расширил свои границы за счет областей, заселенных израильтянами. Ассирия защищала его от арабов - кочевников пустыни. Караванная торговля обогащала Моав; он платил Ассирии дань большую, чем Иудейское царство. После падения Ассирии Моав стал союзником



Рак