Святая нонна икона. Святая нонна и чудо брака. Молитва к праведной нонне

С детства ее воспитывали в благочестивой семье, приучая жить по заповедям Божьим. Когда девочка выросла, ее сосватал богатый землевладелец Григорий Ариазский. Всею душою Нонна противилась браку в «земном» его понимании, тем более, что супруг относился к иудейской секте, соблюдая все ее обряды, параллельно почитая и языческих идолов. Но, благодаря молитвам и терпению святой Нонны, Григорий Назианзин обратился в христианство. Святая Нонна ежедневно просила Бога, чтобы он спас ее мужа и помог понять всю суть вероучения, его истинность. И бог услышал ее молитвы. Однажды Григорию приснился сон, где он пел один из стихов царя Давида. После этого сновидения, он отправился на Первый Вселенский собор в Никею, где его посвятили в пресвитеры. Через некоторое время он стал епископом и всю свою жизнь посвятил Богу. Святая Нонна стала заниматься благотворительностью, и в скором времени удостоилась стать диаконисой. В их семье родился сын, будущий святитель Григорий Богослов. В своих воспоминаниях он писал, что для его матери благочестие было неотъемлемым спутником жизни, во всех своих делах она пыталась руководствоваться христианскими добродетелями. Все свое имущество они раздали нищим и нуждающимся.

Перед своей смертью, святая Нонна пережила множество горестей и скорбей. Сначала скончался младший сын, а затем дочка. В скором времени отошел ко Господу и супруг святитель Григорий Назианзин. Его святая Нонна пережила всего на несколько месяцев.

Святая Нонна (? - после 374 года) - супруга святителя Григория Назианзина Старшего, мать Григория Богослова. Почитается в лике святых, память совершается в Православной церкви 5 августа (по юлианскому календарю), в Католической церкви 5 августа.

Жизнеописание

Нонна была христианской, стала женой богатого аристократа из города Назианз на юго-западе Каппадокии. Её супруг Григорий принадлежал к секте ипсистариан. Её сын Григорий Богослов пишет:

Под влиянием Нонны Григорий принял христианство и в 325 году обратился к участникам Первого Вселенского собора с просьбой о крещении. После этого Нонна «показала на себе пример доброй пасомой », оставаясь при этом для мужа «не только украшением, но и образцом добродетели ».

Долгое время Нонна была бездетной и дала обет в случае рождения ребёнка посвятить его Богу. Во сне ей было видение будущего ребёнка и было названо его имя. Первенцем стал Григорий Богослов, который всю свою жизнь помнил об этой истории и воспринимал свою жизнь как исполнение обета своей матери.

В 374 году скончался супруг Нонны. Вскоре умерла и она - скончалась во время молитвы в храме. Потрясённый смертью родителей Григорий Богослов написал в их честь ряд эпитафий среди которых есть такие слова о его матери .

На Святой земле в 289 году в христианской семье родилась девочка, которую родители, Фильтат и Горгония, назвали Нонной. Ее мать была в родстве со святителем Амфилохием, епископом Иконийским. Девочка воспитывалась в христианском благочестии. Когда Нонна выросла, ее выдали замуж за очень богатого человека из города Назианз, который владел землями в двух округах страны.

Замужем

Григорий Арианзский, так звали мужа Нонны, всем сердцем полюбил молодую жену. Она отвечала ему взаимностью, лишь одно ее смущало, Григорий был язычником. Он состоял в секте ипсистариев, соблюдал иудейские обряды, чтил верховного бога и при этом еще и поклонялся огню. Нонне оставалось только молиться и просить Господа, чтобы Он даровал спасение ее мужу.

Однажды Григорий увидел сон, в котором он пел необыкновенно красивым голосом. Странное дело, никогда в жизни он не пел и не умел этого делать. Проснувшись, он четко запомнил слова из песни, это был стих Давида: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». Он рассказал о своем видении жене, и та подтвердила, что Григорию таким образом был указан путь.

На Первом Вселенском соборе в Никее Григорий Арианзский обратился к Богу. Он стал христианином, вскоре его посвятили в сан пресвитера, а потом он стал епископом Назианзинским. Его жена Нонна к тому времени сделалась дьякониссой. Но до этого в ее жизни был не менее важный период. Она воспитала прекрасных детей.

Мать великого сына

Она долго не могла родить. В молитвах Нонна просила Господа даровать ей дитя, пообещав посвятить его Богу. Родился долгожданный сын. Его назвали Григорием, потом он стал известен всему миру под именем Григорий Богослов. Автор христианских текстов, ставший одним из Отцов Церкви, писал о своей матери: «Матерь моя, наследовав от отцов богоугодную Веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. В женском образе нося мужественное сердце, она для того только касается земли и заботится о мире, чтобы всё, и даже саму здешнюю жизнь, преселить в жизнь небесную».

Второго сына Нонны звали Кесарий Назианзин, а дочь была названа в честь бабушки Горгонией. Начальное образование дети получили дома. Григорий Богослов продолжил обучение в Александрии и в Афинах, а по возвращении домой был рукоположен в пресвитеры. Кесарий Назианзин выучился на врача. Горгония, став женой и матерью, прожила благочестивую жизнь. В сочинениях Григория Богослова упоминается случай ее чудесного исцеления.

Вырастив детей, Нонна занялась благотворительностью. Она помогала нищим и обедневшим родственникам. В пожилом возрасте на ее долю выпали тяжелые испытания. Сначала умер сын Кесарий, а спустя год – дочь. Остались у нее только муж и сын Григорий. Хотя принимала она беды с покорностью, но здоровье у Нонны резко ухудшилось. Она перестала есть и буквально таяла на глазах. Однажды ночью было ей видение. В комнату вошел сын Григорий, держа в руках корзину с булочками. Он протянул один хлебец матери, и она съела его с удовольствием. Затем видение исчезло. Утром Нонна почувствовала себя значительно лучше, в чем мог убедиться пришедший навестить ее Григорий Богослов. Он спросил, ела ли она, на что Нонна ответила: «Ты же сам накормил меня, о чем спрашиваешь?» Григорий Богослов спорить не стал, обрадовался, что мать поправляется.

В 374 году в возрасте ста лет умер отец Григория Богослова. После этого Нонна больше не покидала храм, пребывая все время в молитве. Спустя полгода она скончалась. Сама Нонна, ее муж и все дети представлены в лике святых.

Значение иконы

Икона Святой праведной Нонны рассказывает нам о женщине, которая была хорошей женой и матерью, помогала людям. Казалось бы, она не совершала подвигов, так почему же мы ее чтим? История святой Нонны – это доказательство того, какую важную роль несет в себе каждая женщина. Она может изменять судьбы мужчин, она является первым примером для детей. Эта роль – значительна. Женщинам не нужно забывать об этом. Быть хорошей женой и матерью, пожалуй, труднее, чем сделать блестящую карьеру.

Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, была дочерью христиан Фильтата и Горгонии (тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны: Григорий Арианзский был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он поклонялся огню.

Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: «Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу». По молитвам святой Нонны, Григорию было во сне видение. «Отцу моему представилось, – писал святитель Григорий, – будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права». Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься благотворительностью.

«Она знала, – говорит святитель Григорий Богослов, – одно истинное благородство – быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников.

Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными».

Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.

В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. «Мать моя, – писал ее сын, – всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое – отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и не излечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она, нимало не медля, речисто сказала: «Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!» В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние».

В начале 374 года почил столетний старец епископ. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 года.

Православный календарь

Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев



Рак