Флагман православного душепопечения. Анатолий берестов - религиозный и общественный деятель Анатолий берестов о судьбе человека

Кому-то не хватает жизни, чтобы стать хорошим врачом или священнослужителем. А есть люди, которым удаётся всё сразу. Анатолий Берестов - как раз пример того, что священник и врач - это не исключающие, а дополняющие друг друга профессии. Науку и религию можно привести к гармонии.

Анатолий Берестов вырос в атеистической семье и шутку предсказал, что станет священником

Анатолий Иванович Берестов родился 11 сентября 1938 года в Москве. Семья не была религиозной. Однако это не мешало тому, что уже с самого детства будущего священника преследовали чудеса.

день рождения Анатолия Ивановича Берестова

Например, когда юный Анатолий был пионером, случилось следующее. Они с братом Мишей гуляли в окрестностях Рижского вокзала.

Неподалёку имелась церковь. И оттуда внезапно стали выходить люди с берёзовыми веточками.

Воспитанные в атеистической семье, братья осмеяли верующих. Ведь это так невежественно - в век науки-то! Как в средние века! Хохоча, Толя стукнул брата по спине и пошутил:

«Ну, ничего, ты будешь монахом, а я священником».

Анатолий Берестов

священнослужитель

Слова оказались пророческими. Отец Анатолий, как мы знаем, действительно ныне священник. А его брат Михаил стал монахом - сейчас он схимник Рафаил.

В медицинском институте у Анатолия Берестова случился духовный кризис, а помогло Евангелие

Анатолий Берестов окончил школу и получил медицинское образование. Он был выдающимся студентом - лучшим, получал ленинскую стипендию. На второй курс в руки Анатолия Ивановича попала книга «Марксизм и эмпириокритицизм» Ленина.


Прочитанное привело студента-медика в замешательство. Неужели этот труд - максимум, которого достигла человеческая мысль? Такая пустая философия.

Чтение Ленина отвратило Анатолия Берестова от материалистической философии.

Но, к счастью для Анатолия Ивановича, его брат Михаил интересовался другими вещами. На тот момент он уже заинтересовался православным христианством и даже подарил Анатолию Евангелие.

Почему-то возникло желание ознакомиться с этой книгой, поискать там утешение. Но поиски затянулись. Три дня студент-медик перебирал вещи в квартире, но всё без результата. В итоге он опустился на стул и мысленно сказал:

«Господи, если Ты есть, сейчас же, сию минуту, пошли мне Евангелие!»

Анатолий Берестов

священнослужитель

Внезапно явилась соседка с той самой книгой. Извинилась, объяснила, что брала её почитать, да всё никак не находила случая вернуть.

Это событие шокировало Анатолия Ивановича. Ещё недавно он до остервенения спорил с братом о религии, считал веру глупостью, суеверием.

Но Михаил терпел недружелюбное отношение и стоял на своём. А однажды он сообщил, что встретил в Троице-Сергиевой лавре монахиню на костылях.

Она, наделённая даром прорицания, без труда назвала имена родственников Михаила и сказала, что его брат Анатолий скоро станет священником.

Тогда Анатолий Берестов считал это абсурдом. Сейчас у него появился повод задуматься и все переосмыслить.

За увлечение православием Анатолия Берестова чуть не отчислили, но заступились сокурсники

С тех пор Анатолий Берестов стал серьёзно относиться к религии. Начал посещать храм. Вскоре из-за этого возникли проблемы.

Руководство медицинского института не поощряло христианство и другие религии, а потому приписало Анатолию Ивановичу «аморальное поведение». Встал вопрос об отчислении.

Руководство института осталось в меньшинстве: сокурсники не посчитали взгляды Анатолия Ивановича достаточным основанием для отчисления.

Так Анатолий Берестов смог закончить учёбу и не бросил православную веру. Более того - он нашёл в Троице-Сергиевой лавре духовного наставника, старца.

Старец предрёк Анатолию Берестову, что после смерти жены тот станет монахом

Однажды духовный наставник посоветовал Анатолию Берестову стать монахом. Но тот не мог себе позволить столь радикальный шаг. Ведь у него появилась возлюбленная, он серьёзно вознамерился жениться. Какое тут может быть монашество!

Пришлось пренебречь советом старца. Анатолий Иванович взял у архиерея благословение на женитьбу.

должна была прожить жена Анатолия Берестова

Духовный наставник не обрадовался этому решению и предрёк, что супружество продлится десять лет. Затем жена Анатолия Берестова умрёт.

Останется двое детей. И вот тогда уже ничто не помешает стать монахом, как требовалось с самого начала.

Всё случилось так, как сказал провидец, - в 1977 Анатолий Иванович похоронил жену и остался с двумя детьми.

Анатолий Берестов стал успешным медиком: профессором, руководителем реабилитационного центра

Анатолий Берестов работал медиком. Причём весьма успешным. Во-первых, он добился высокого звания - профессор медицинских наук кафедры нервных болезней в Медицинском институте.

Ныне он и психолог, и педиатр. Во-вторых, исполнял обязанности главного невропатолога Москвы.

с этого года отец Анатолий руководит российским реабилитационным центром

С 1991 Анатолий Берестов получил должность руководителя самого большого российского реабилитационного центра, где помогали детям с церебральным параличом. Он со всей душой отдался этой работе, а потому центр завоевал авторитет даже на международном уровне.

Но Анатолий Иванович не ограничился медицинской деятельностью, хотелось быть духовным лицом, как брат. Его тянуло к религии, к Богу.

Его рукоположили в дьякона, что позволило служить в храме в Царицыно. Это место располагалось вблизи от работы, так что совмещать обе деятельности более-менее получалось.

Человек, нанятый, чтобы убить Анатолия Берестова, раскаялся перед ним

А жизнь преподносила странные «сюрпризы», испытывала Анатолия Берестова на прочность. Например, однажды у него попытались силой отобрать часть помещений реабилитационного центра.

Сначала они подошли к делу аккуратно - общались через одного из сотрудников учреждения, но затем стали действовать более агрессивно:

« Сначала он меня уговаривал за вознаграждение передать им часть помещений.

Потом явились и сами боевики и назначили неделю на раздумье, угрожали в случае моей неуступчивости разделаться с моей семьей.

Я указал им на дверь и сообщил в милицию.

Они об этом сразу узнали. Какие-то «доброжелатели» позвонили в центр и сообщили, что меня скоро убьют.

8 мая 1993 года после службы в Царицынском храме я вышел из церкви и увидел лежащего на паперти человека с тяжелейшими следами побоев.

Увидев меня, он приподнялся и спросил: «Вы Анатолий Иванович Берестов?

Мне надо с вами переговорить» - «Мы с вами будем говорить, когда вы придете в нормальное состояние, а сейчас вам надо в больницу», - сказал я. На что он ответил: «Я вас сегодня должен был убить, но, после того как узнал, что вы священник, отказался. И вот за это поплатился…»

Анатолий Берестов

священнослужитель

Анатолий Берестов стал монахом и основал Душепопечительный центр святого праведного Иоанна Кронштадтского

1993 год - время, когда исполнилось пророчество духовного наставника Анатолия Берестова. Он принял монашество. Послушание надлежало нести на Московском подворье Валаамского монастыря.

в этом году Анатолий Берестов принял монашество

В это же время отец Анатолий попробовал себя в писательском деле - начал издавать книги на духовную тематику. Это способствовало его популярности.

Как верующие, так и просто пациенты стали стремиться пообщаться с батюшкой. Являлись даже из-за рубежа, чтобы получить его совет или благословение.

Назревает решение организовать новую организацию - Душепопечительский центр святого праведного Иоанна Кронштадтского. Высшее духовенство одобряет идею. В этом заведении помогают жертвам сект и людям разными формами зависимости.


Кстати, сперва реабилитационный центр Анатолия Берестова не был ориентирован на работу с алкоголизмом и наркоманией.

Его основное направление - сектанты, но всё чаще попадались молодые люди, которым требовалась помощь с зависимостью.

Сперва Анатолий Берестов помогал сектантам, но взялся и за наркозависимых.

Это заведение работает и сегодня по адресу: г. Москва, ул. Новороссийская, д. 12 А. (м. Люблино)

Контакты:

Прием звонков: пн., вт., ср., чт., пт. с 12.00 до 17.00

Телефоны регистратуры:

- по общим вопросам

- игумену Анатолию (Берестову)

Те, кого интересует, как попасть туда - адрес: Москва, ул. Новороссийская, д. 12 А.

Часто люди интересуются не только медицинской деятельностью, но и где служит игумен Анатолий. Ответ - по воскресениям на Крутицком Подворье в храме Воскресения Словущего.

Отец Анатолий выступает против сект и эзотерики

Отец Анатолий известен и как ярый противник всех неправославных течений:

  • оккультизма;
  • эзотерики;
  • сект.

И тому подобного, что в православии считается делами не от Бога.

Батюшка неоднократно выступал в СМИ и критиковал различные мистические науки.

Однажды его пригласили выступить по радио. Тема была про колдунов, экстрасенсов и т.д.

Священник стал выступать на эту тему, и вскоре в студию позвонили. Сообщили, что выступают от группы экстрасенсов, пообещали отцу Анатолию астральную смерть.

Что под этим подразумевалось - не ясно. Всё же астрал - понятие размытое, и его вольно интерпретируют различные учения.

По факту же произошло следующее. Отец Анатолий вернулся домой и заметил, что что-то не так. То в дверь постучит кто-то невидимый, то по потолку забарабанит. Где-то смех, потом - ржание.

Не только священник, но и его сын обратил внимание на странные звуки. Вошёл спросить, что происходит. Около сорока минут происходили странные шумы, а потом батюшка при помощи молитвы и святой воды их прекратил. На том всё и закончилось. Никакой смерти не случилось.

Игумен Анатолий пишет книги о вере, зависимости и мистике в жизни православного человека

С 1995 отец Анатолий - иеромонах, в 2009 - уже игумен. Помимо православной и медицинской деятельности он активно занимается изданием духовной литературы. Вот лишь некоторые из его трудов:

Число зверя на пороге третьего тысячелетия

Книга посвящена различной мистике, её оценке с точки зрения православного священника. Он рассказывает о случаях, когда общение с недобросовестными экстрасенсами привело их клиентов к негативным последствиям.

Чаще всего - к неизлечимым психически заболеваниям. Также книга затрагивает тему чрезмерных увлечений, маний - бесконечной игры за компьютером или просмотра телевизора.

Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании. Наркомания и право

Книга обращена к людям, которые столкнулись с губительной наркотической зависимостью. Автор, как настоящий психолог, смотрит на проблему всесторонне и помогает увидеть в наркомании её глубинные причины. Он указывает на ведущую роль правильных отношений в семье.

В этом труде есть сильный социальный подтекст. Местами - это настоящее исследование. Но сухие факты разбавлены примерами из жизни. Главная задача этой работы - показать читателю, что духовно и нравственно чистая жизнь важнее временных удовольствий.

Грех, болезнь, исцеление. Беседы с православным врачом

Эта работа комплексно рассматривает важные вопросы для автора темы: медицина, религия, эзотерика, понятие греха. Всё в нашем мире смешано, и батюшка совмещает вопросы физического исцеления с исцелением душевным.

Для удобства книга разделена на «беседы». Каждая беседа - это новая тема, в которой обсуждается тот или иной важный вопрос духовной жизни.

Игумен Анатолий (Берестов) – основатель, руководитель и духовник Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московского Патриархата, известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор.

Родился в 1938 году в городе Москве. После службы в армии поступил во Второй Московский медицинский институт на педиатрический факультет. Будущий иеромонах был лучшим студентом, единственным на курсе ленинским стипендиатом. Во время учёбы на втором курсе пришёл к вере благодаря своему брату Михаилу (позднее - схииеромонаху Рафаилу), подарившему ему первое Евангелие. Регулярно посещал церковные богослужения, открыто исповедовал православную веру. На пятом курсе вопрос о его отчислении «за аморальное поведение» (посещение храма) был вынесен на комсомольское собрание, однако студенты отстояли своего товарища, посчитав, что вера в Бога не повод для исключения из высшего учебного заведения. После окончании института женился, хотя женитьба была необычная: его духовный наставник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом. Молодой человек был уже влюблён и серьёзно не воспринял совета старца, а благословение на женитьбу взял у архиерея. Узнав об этом старец вздохнул: «Теперь поделать нечего - благословение архиерея выше моего. Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрёт, у тебя останутся от неё двое детей, и ты всё равно станешь монахом». В 1977 году скончалась его супруга, оставив ему на воспитание двоих детей.

С 1966 по 1991 год был ординатором, аспирантом, ассистентом, доцентом, профессором. Преподавал в Российском государственном медицинском университете. После защиты докторской диссертации, в 1991 году, был назначен директором реабилитационного центра для инвалидов с детскими церебральными параличами.

В 1993 году пострижен в монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря, но до начала 1996 года продолжал работать профессором в медицинском институте на кафедре нервных болезней. С 1995 года иеромонах, летом 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха, отец Анатолий организовал Душепопечительский Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, для реабилитации лиц, пострадавших от сект и оккультизма. С лета 1998 года Центр занимается реабилитацией наркозависимых, алкоголиков и людей с другими видами зависимости.

В настоящее время игумен Анатолий является заместителем заведующего кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФПКМР РУДН.
Игумен Анатолий (Берестов) – автор большого числа научных, медицинских и просветительских трудов, среди которых «Число зверя на пороге 3-го тысячелетия», «Православные колдуны: кто они?», «Колдуны в законе», «Беседы с православным врачом», «Духовные основы наркомании», «Наркоманию вылечить нельзя, но победить можно». За годы своего служения в Русской Православной Церкви игумен Анатолий (Берестов) внес значительный вклад в укрепление духовного трезвения народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Этому человеку исполнилось 78 лет, но при этом он сохранил бодрость тела и ясность ума. Анатолий Берестов является известной и авторитетной личностью среди верующих людей, на сегодняшний день он помог сотням больных и нуждающихся. По образованию Берестов медик и когда-то занимал должность главного детского невропатолога в Москве. Многие знают Анатолия Берестова не только как духовного наставника и священника, но и как сильнейшего врача невропатолога, который разбирается в ряде психических патологий, а также в природе человеческих зависимостей. Созданный им помогает сотням наркоманов и алкоголиков справиться со своими зависимостями.

Несмотря на то что Берестов воспитывался в классической коммунистической семье атеистов, в его жизни часто случались различные чудеса и Божьи провиденья, что и помогло ему обратиться в веру.

Семья и детство будущего иеромонаха

Анатолий Берестов родился в Москве 11.09.1938 года. Кроме него, в семье было еще 2 брата: Михаил и Николай. Берестов рос обычным ребенком и ничем особо не выделялся среди своих сверстников.

Семья мальчика была совершенно неверующей. В школе детей обучали коммунистическому атеизму, а ходить в церковь считалось делом глупым и постыдным.

Пророческая шутка

Будучи уже взрослым человеком, Анатолий Берестов вспомнил очень показательную историю из своего детства, когда его же собственные слова, оброненные около церкви в шутку, стали пророческими. Однажды он вместе с братом Михаилом после школы проходил мимо церквушки и увидел, как выходящие оттуда люди несли веточки березы. Это действо двум неопытным парням показалось очень забавным, и Анатолий в шутку сказал брату, что когда они вырастут, он станет священником, а брат - монахом. Парень не мог тогда себе даже представить, что этими словами он определил и свою будущую жизнь, и судьбу своего брата Михаила.

После окончания школы Берестов поступил в фельдшерское училище и стал работать по специальности. Потом он был призван для прохождения срочной службы и служил в городе Подольске. Получая увольнительные, он приезжал в Москву и обязательно бывал в родительском доме.

Судьбоносное предсказание монахини

К тому времени брат Анатолия - Михаил Берестов - стал верующим человеком и обратился к церкви. На этой почве между братьями часто возникали споры, поскольку Анатолий отказывался воспринимать религию всерьез. Во время одной из очередных дискуссий Михаил сказал, что спорить с братом о Боге он больше не намерен, ведь вскоре Толик сам все поймет и познает истину.

Незадолго до встречи с братом Михаилу довелось побывать в Троице-Сергиевой лавре, где он встретился с одной монахиней. Она и сказала, что в скором времени брат Анатолий станет верующим человеком. Поскольку монахиня в своей среде была достаточно авторитетным человеком, Михаил решил не торопить события и не давить на брата. Он просто подарил ему Евангелие, надеясь, что Анатолий со временем его прочтет.

Решение служить Богу

Тем временем Анатолий Берестов всерьез увлекся медициной и решил получать высшее образование в данной сфере. Для этого он поступил во второй Московский медицинский институт. Учился молодой человек хорошо и был одним из лучших студентов. На втором курсе в ходе учебной программы ему было рекомендовано прочесть одну из работ Владимира Ленина под названием «Марксизм и эмпириокритицизм».

Должного эффекта на Анатолия книга не произвела. Вместо того чтобы укрепить в сознании парня основы атеизма и коммунизма, она вызвала у него полное непонимание. Берестов стал задаваться вопросом о том, что если эта работа признана верхом философии, то в чем же тогда состоит смысл жизни.

Именно в этот период он и вспомнил о Евангелии, которое ему подарил брат. Анатолий пришел домой с твердым намерением прочесть его, но, к сожалению, книгу найти в доме он не смог. Обыскав все места, где она теоретически могла бы быть, будущий священник решил мысленно обратиться к Богу и попросил подать ему хоть какой-нибудь знак.

Буквально сразу же после этого в дверь постучали, и на пороге оказалась соседка, которая пришла вернуть то самое Евангелие. Она сообщила, что взяла его почитать у Михаила и забыла о нем, и вот только сейчас вспомнила и пришла вернуть книгу.

Для Берестова это было своеобразным знамением, он прочел всю книгу и поверил совершенно всему, что там было написано.

Успешная карьера в медицине

Одновременно с познанием Божьего учения Анатолий продолжал учебу в институте. Когда он был на втором курсе, в учебном заведении стало известно, что парень посещает храм. Это стало поводом для организации специального собрания. Студента хотели отчислить из института, считая, что посещение храма аморальное поведение, недопустимое для студента-медика. Но на защиту молодого человека встали его сокурсники, которые, к счастью, посчитали, что исключать талантливого студента из-за его веры по крайней мере глупо.

Таким образом, Анатолий Берестов остался в медицинском институте. После выпуска его карьера складывалась весьма успешно. В качестве основного направления он выбрал невропатологию. В 1966 году он стал ординатором, затем аспирантом. Далее он стал доцентом медицинских наук, а вскоре и профессором. Долгое время он преподавал в медицинском институте. Начиная с 1985 года в течение целых 10 лет Берестов занимал пост главного невропатолога Москвы.

Личная жизнь священника

История женитьбы и дальнейшей супружеской жизни у будущего священника также не обошлась без чудес. После окончания медицинского института он был влюблен в свою будущую супругу и твердо намеревался жениться на ней. В это время его был один известный старец из Троице-Сергиевой лавры. Он настоятельно советовал Анатолию отказаться от затеи жениться, а выбрать путь монаха, поскольку именно такая доля ему уготована судьбой. Но молодой человек не намеревался сдаваться и взял благословение для брака у высшего по чину архиерея.

Тогда старец-духовник сказал, что со своей супругой Берестов проживет всего лишь 10 лет, а затем она скончается, оставив ему двоих детей. Как ни парадоксально, все слова старца оказались пророческими. Жена Берестова умерла в 1977 году.

Много лет спустя, в 1991 году, Анатолий получил сан дьякона и стал служить в Царицынском храме. Через 2 года, в 1993-м, он все-таки был пострижен в монахи, а в 1995-м его рукоположили в иеромонахи.

Назначение на руководящую должность

Начиная с 1991 года у священника появился опыт управления реабилитационными центрами. Именно в этом году он был назначен на должность директора в детский центр для реабилитации больных ДЦП.

При этом до 1996 года отец Анатолий Берестов не покидал медицины - в статусе профессора наук он работал на кафедре нервных болезней при медицинском институте.

Реабилитационный центр Анатолия Берестова

Со временем у него возникла идея создать собственный центр, где можно было бы оказывать духовную и психологическую помощь пострадавшим от различных оккультных организаций и сект, которых в конце 90-х годов в стране появилось очень много.

В 1996 году иеромонах Анатолий Берестов получил на это благое дело благословение самого Святейшего Патриарха. Таким образом был создан Душепопечительский центр имени праведного Иоанна Кронштадтского. Как и задумывалось изначально, в нем оказывалась помощь всем тем, кто стал жертвами псевдопровидцев, сатанистов и прочих сектантов. Люди, которые долгое время подпадали под гипноз и массовое зомбирование, обращались в христианскую веру и получали духовную пищу для исцеления. Поскольку руководитель центра был невропатологом с немалым стажем, он понимал и знал, как оказать таким пострадавшим психологическую реабилитацию, а в случае необходимости и

Многопрофильная помощь нуждающимся в исцелении

В 1998 году в центре произошло неординарное событие: на реабилитацию поступило множество людей, которые пострадали от деятельности одной из сатанинских сект. Проблема заключалась в том, что практически все пострадавшие оказались наркоманами. После этого инцидента Анатолий Берестов, центр которого до этого случая занимался только духовной реабилитацией, понял, что должен оказывать помощь наркозависимым и алкоголикам.

С тех пор им была разработана специальная программа для нарко- и алкозависимых, которая успешно применяется более 10 лет. Самым удивительным является то, что, по словам Берестова, после прохождения реабилитации исцеление наступает более чем в 90 % всех случаев.

Не просто духовный спаситель, но и высококлассный медик

Самыми распространенными и страшными болезнями нашего времени стали ВИЧ-инфекция и онкологические заболевания. Те, кто столкнулся с подобной бедой, ищут всевозможную поддержку, и центр Анатолия Берестова ее предоставляет. Несмотря на то что поверить в подобные заявления простому человеку очень трудно, священник говорит, что у их центра имеется опыт лечения СПИДа. Во время многократных молитв болезнь отступает, а ВИЧ-инфекция переходит в своеобразное "спящее" состояние, что позволяет зараженному человеку жить долгой и полноценной жизнью. Берестов заявляет, что в свое время он насчитал 18 человек, которые пришли в центр с этой страшной болезнью и исцелились, а после 1997 года он просто перестал вести подобную статистику.

То же происходит и с больными онкологией. Кроме исцеляющих молитв, отец Анатолий предлагает тем, кто обратился к нему за помощью, консультации своих знакомых онкологов-хирургов, ведь в медицинской сфере у Берестова остались сильные связи, и он считается весьма авторитетным невропатологом до сегодняшнего дня.

Книги, написанные священником

Анатолий Берестов - священник и активный который успевает еще и публиковать собственные книги. Этот удивительный человек имеет ряд авторских публикаций в сфере детской неврологии и педиатрии. Также он написал немало авторских трудов, которые посвящены таким сегодняшним социальным проблемам, как наркомания, алкоголизм, оккультизм.

И, как настоящий врач, конечно же, в своих работах он не мог не затронуть такой проблемный вопрос, как взаимоотношения церкви и медицины.

Среди его изданных в разный период времени работ особой популярностью читателей пользуются следующие:

  • «Беседы с православным врачом».
  • «Духовные основы наркомании».
  • «Колдуны в законе».
  • «Оккультное поражение человека».

Кто исцелит наркомана? Есть ли лекарство от СПИДа? Как относиться к ясновидению? На эти и другие вопросы «РД» отвечает руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье, доктор медицинских наук игумен Анатолий (Берестов).

Корр.: Отец Анатолий, расскажите, чем занимается сегодня ваш центр?

О. Анатолий: Наш центр существует с 1996 года, когда он был организован по благословению Патриарха Алексия II для реабилитации лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма. А с 1997 года мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимой молодёжи. За эти годы центром сделано очень много. Около 25 тысяч человек излечились от наркомании и алкоголизма. Десятки тысяч человек спасены от оккультизма и сект. Около 1000 бывших оккультистов и сектантов обратились к Церкви. Так что мы зря хлеб не едим. И сейчас эти два направления у нас основные: секто-оккультизм и наркомания.

Корр.: Почему вы стали заниматься наркозависимыми?

О. Анатолий: Изначально мы это не планировали. Но однажды из сатанинских сект к нам пришло одновременно 18 молодых людей, страдающих наркоманией. Нам надо было их как-то переориентировать. Мы создали специальную программу реабилитации молодёжи, страдающей наркозависимостью и алкоголизмом. И эта программа вдруг стала очень хорошо работать, все 18 человек в течение месяца были переориентированы – перестали употреблять наркотики, увлекаться алкоголем. С этого момента мы поняли, что и этой проблемой можно эффективно заниматься. А раз можно, значит, нужно. И мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимых. И очень успешно.

Корр.: Каковы цифры?

О. Анатолий: 95 человек из 100, приходящих в наш центр с улицы, – как правило, не верующих и не воцерковленных молодых людей, становились здоровыми, то есть прекращали употребление наркотиков и алкоголя. И вот с тех пор уже более 25 тысяч молодых людей, прошедших через наш центр, стали вести здоровый образ жизни. Но сейчас мы работаем без какой-либо программы. Мы просто воцерковляем. Мы увидели, что достаточно воцерковить этого молодого человека, чтобы в нём исчезла тяга к наркотикам или алкоголю. Были у нас и игровые зависимые. Сейчас их, слава Богу, стало гораздо меньше.

Корр.: Вы считаете, что можно воцерковить нашу современную неверующую молодёжь?

О. Анатолий: Оказывается, ещё как можно! Наша практика показывает, что почти все молодые люди, приходящие в наш центр с улицы, становятся верующими. Таким образом, мы делаем их не только здоровыми в психическом отношении, но они наполняют храмы. Это замечательно!

Одно время я много летал и ездил по России – от Камчатки и Сахалина до Минска, а также бывал в Сербии, Болгарии и Греции. И везде организовывались православные центры по реабилитации наркозависимых, которые действовали с таким же успехом. Года 4 назад мы провели конференцию руководителей таких центров. Оказалось, что везде очень хорошие результаты. Самые минимальные – 60 процентов оздоровления. Сравним с цифрами оздоровления от официальной медицины – от 0 до 5 процентов. Некоторые общественные организации по разным программам – до 10–12 процентов. Всё это говорит о том, что проблема наркомании и алкоголизма – скорее всего не медицинская, а духовная. И только вторично она становится медицинской. Но изначально виной всему грех, греховный образ жизни.

Корр.: Я знаю, что к вам обращаются и непрофильные больные.

О. Анатолий: Да. Были человек 7 гомосексуалистов, которые стали вести нормальный образ жизни. Они женились и родили детей. У всех хорошие семьи.

Были больные СПИДом. У нас в храме служил молодой человек, который в буквальном смысле слова умирал от СПИДа. У него были поражены все органы, особенно нервная система, почки, печень, сердце. Мы все в храме за него молились, и он начинал молиться в те минуты, когда к нему возвращалось сознание. Я один из первых врачей в Советском Союзе, кто изучал проблему СПИДа и ВИЧ-инфекции. Поэтому знаю этот вопрос не понаслышке. Он не должен был выжить. Но он выжил. Начиная с него, я насчитал 18 человек, которые обращались в наш центр с подобным заболеванием и исцелились, а потом перестал считать. С 1997 года ни один из них не умер, хотя их было сотни больных! Если человек начинает молиться, СПИД уходит, ВИЧ-инфекция может оставаться в дремлющем состоянии, а может и совсем исчезнуть.

Приходили и больные раком. Обычно их присылают к нам из монастыря, находящегося напротив нашего Крутицкого подворья, где находится икона Божией Матери «Державная», которой молятся раковые больные. Я их исследовал как врач, посылал к своим друзьям-хирургам. Ну, те в конце концов возмутились и высказали мне: «Отец Анатолий, зачем ты к нам присылаешь здоровых людей?!» Вот так вот!

Корр.: Поразительно!

О. Анатолий: Да, поразительно. Так что, видите, когда люди становятся на церковный путь, начинают молиться, вести православный образ жизни, коренным образом меняется их не только душевное, но и телесное здоровье. Бывает и такое, что после многих лет употребления наркотиков наркозависимый после первой же исповеди теряет эту зависимость. Это для нас уже обычное явление.

Корр.: Чудо. Но почему подобное не случается в других храмах? Ведь во всех храмах исповедуют…

О. Анатолий: Дело в том, что мы специально занимаемся этой проблемой. Мы очень хотим помочь больным и молимся за них. И они приходят к нам с желанием получить помощь от нас, они верят нам и тоже молятся. Получается двойная молитва, которая и приводит к таким удивительным результатам.

Корр.: Батюшка, я знаю, что к вам приходили даже бесноватые…

О. Анатолий: Да, приходили и тоже получали исцеление. Не могу сказать, чтобы слишком часто. В последнее время их особо и не видно. А в первые годы бывали частенько.

Корр.: А как вы их отчитывали? По требнику Петра Могилы?

О. Анатолий: Никаких отчиток я не произвожу. Точно так же я зарока от пьянства и алкоголизма не принимаю. Потому что по опыту видел, как люди дают зарок, то есть клянутся Богу, что они «завязывают», и не выдерживают. Поэтому, чтобы не вводить их в такое искушение, я не принимаю зарок. Мы просто молимся с ними и за них. Вот архимандрит Герман в Троице-Сергиевой Лавре действительно проводит отчитку, и бывают хорошие результаты. К нам нередко приезжают от него люди. У него такие люди оздоравливаются довольно часто. И слава Богу, что Церковь помогает!

Корр.: Отец Анатолий, а как относятся к вашим успехам в медицинском сообществе?

О. Анатолий : Когда я произношу цифру, что 95 процентов излечиваются у нас от наркозависимости, они крутят пальцем у виска и говорят за глаза: «Отец Анатолий – наш клиент». Так было, например, на симпозиуме в Иркутске в 2000 году. А в 2002-м эти же врачи организовали в Иркутске православный центр по реабилитации наркозависимых. В 2013 году я ездил в Иркутск на 10-летие этого центра. Они сейчас показывают просто прекрасные результаты. А руководит центром тоже священник – отец Владимир Кокорин.

Корр.: Сейчас к вам обращается меньше или больше больных, чем в прежние годы?

О. Анатолий: Примерно одинаково. Через медицинский кабинет обращаются примерно 700 человек в год, но большая часть больных приходит непосредственно в наш храм на Крутицком подворье. Они проходят у нас реабилитацию, конечно же, амбулаторно. Невозможно 1500–2000 человек принять на стационарное лечение. Правда, есть у нас домик в Дедовске (Московская область), куда мы помещаем особо сложных больных, как правило, не москвичей.

Корр.: Ваш центр сейчас полностью переориентировался на работу с наркозависимыми?

О. Анатолий: Нет, мы продолжаем работать и с пострадавшими от сект и оккультизма, постоянно проводим чин присоединения к Православной Церкви.

Корр.: Такие понятия, как «сглаз» или «порча», реальны?

О. Анатолий: Реальны, как реален грех. С моей точки зрения, сглаз и порча – это и есть грех. Поэтому все мы – порченные грехом. Кроме того, бывают люди очень мнительные, на которых достаточно не так посмотреть, чтобы они себе вбили в голову, что на них навели порчу.

Корр.: Как относитесь к ясновидению?

О. Анатолий: Ясновидение – это проявление колдовства и магии. Мы с такими проявлениями боремся. К прозорливости это не имеет никакого отношения.

Корр.: А каково ваше отношение к знаменитой предсказательнице Ванге, которая позиционировала себя православной?

О. Анатолий: У меня к Ванге отношение двоякое. С одной стороны, я признаю, что это очень хороший, добрый, милый человек. А с другой стороны, её мистика – не христианская. И на доброго, хорошего человека бесы нападают. Даже более скажу – именно на такого человека бесы более злы. Важно вовремя покаяться, чтобы иметь защиту от бесов. Иначе можно окончательно попасть в их цепкие лапы.

Корр.: Приходили ли к вам экстрасенсы?

О. Анатолий: Да, и немало. Каялись, отрекались о своей деятельности, проходили чин присоединения к Церкви. Но в последнее время перестали приходить. В основном обращаются люди, пострадавшие от экстрасенсов.

Корр.: Что бы вы посоветовали молодым людям с проблемами, на которых специализируется ваш центр?

О. Анатолий: Когда молодой человек приобретает Бога, его жизнь резко меняется и меняется жизнь его семьи. Коренным образом жизнь меняется. Это результат воцерковления. Так что если кто-нибудь из молодых людей или членов их семей прочитает эти мои слова, я бы посоветовал им начать ходить в храм и молиться. Все надежды свои надо возлагать на Бога. Только тогда можно стать по-настоящему здоровым – и душевно, и телесно.

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

«Как врач, так и священник имеют дело с больным человеком, и каждый помогает в страдании больному человеку. Только врач в своей области помогает телесно, а священник в своей области помогает духовно. И поэтому, помогая больным, врач должен подходить к нему с молитвой и любовью, любовью и молитвой и создавать вокруг больного особую атмосферу любви и желания помочь. А любовь ведь жертвенна, поэтому настоящий православный врач должен жертвовать собой ради спасения больного…»

/Фрагмент интервью о. Анатолия Берестова «Врач должен жертвовать собой», 1999 г./

Аэромонах Анатолий - именно так в 90-е и 2000-е называли на тот момент иеромонаха Анатолия (Берестова) все те, кто наблюдал за его многочисленными перемещениями по России и за ее пределами. За один месяц он мог пролететь тысячи километров и зажечь огоньки надежды в душах сотен и тысяч людей, страдающих от недугов алкоголизма и наркомании, страстей сектантства и оккультизма, увлечь священников на местах идеей организации на своих приходах православных душепопечительских центров. Именно душепопечительских - не реабилитационных, как их сейчас стали называть. Ведь реабилитация - восстановление жизненных и социальных функций - лишь часть пути к трезвению. И сопровождать человека на этом пути как цельную, биопсихосоциодуховную сущность должен не некий «реабилитолог» (нынче модное слово) или психолог, а именно душепопечитель. В котором роль священника, психолога и врача сливается по сути своей воедино. Именно таким образом это соединилось в душе и в целом на жизненном пути отца Анатолия.

Игумен Анатолий (Берестов) - основатель, руководитель и духовник Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московского Патриархата, член Общественного совета при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) до момента ее ликвидации. В прошлом - известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор. В начале 90-х некоторое время был главным неврологом города Москвы.

Родился 11 сентября 1938 года в городе Москве. После окончания восьмилетней школы поступил в медицинское училище, которое окончил в 1957 году. Тем же годом был призван в армию, три года работал при воинской части фельдшером. После демобилизации поступил во Второй Московский медицинский институт на педиатрический факультет. Будущий игумен был лучшим студентом, единственным на курсе ленинским стипендиатом. На втором курсе института стал прихожанином Русской Православной Церкви. Вот как он сам описывает этот момент в одной своей беседе с журналистом: «Сам я пришел к Богу на втором курсе медицинского института. Нам очень усиленно преподавали марксизм-ленинизм, особенно работу Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Считалось, что в этой работе содержатся все ответы на коренные вопросы философии. Я ее читал-читал и в конце концов осознал, что это не те ответы. Так, ничего не объясняющий бред. Размышляя над вопросами бытия, пришел в церковь, стал читать Евангелие. И в Священном писании нашел ответы на вопросы, которые меня волновали». Студент Анатолий Берестов с тех пор стал регулярно посещать церковные богослужения и не побоялся открыто исповедовать православную веру. Много читал Соловьева, Лосского, Бердяева. Декан института, замечательный детский врач, не знала, что делать с мятежным студентом. Правдоруба Берестова по тем временам, а это было время так называемой хрущевской оттепели, полагалось изгнать из института «за аморальное поведение» Он был уже на пятом курсе, когда вопрос об отчислении вынесли на комсомольское собрание. Однако, студенты отстояли своего товарища, посчитав, что вера в Бога не повод для исключения из высшего учебного заведения. Затем сняли Хрущева, политическая ситуация изменилась и о Берестове забыли - никакого движения, никакого разговора, даже в комитете комсомоле оставили. Одновременно с верой пришло и огромное желание стать священником. Но людей с высшим образованием старались в семинарию не брать.

После окончания медицинского института Анатолий Берестов женился, в семье родилось двое детей, но в 1977 году он овдовел. О втором браке думать не приходилось, так как молодой врач не оставлял мечту о сане священника. Берестов работал на кафедре нервных болезней педиатрического факультета медицинского института, занимался научной работой. С 1966 по 1991 год был ординатором, аспирантом, ассистентом, доцентом, профессором. Преподавал в Российском государственном медицинском университете. После защиты докторской диссертации, в 1991 году был назначен директором реабилитационного центра для инвалидов с детскими церебральными параличами. В этом же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рукоположил его в сан диакона.

В 1993 году отец Анатолий принял монашеский постриг, но до начала 1996 году продолжал работать профессором в медицинском институте на кафедре нервных болезней. С 1995 года пострижен в иеромонахи.

Летом 1996 года по благословению святейшего Патриарха, он организовал Душепопечительский Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского для реабилитации лиц, пострадавших от псевдорелигиозных тоталитарных деструктивных организаций и оккультизма, так как, по его словам, еще работая на кафедре нервных болезней, обратил внимание на то, что люди после посещения экстрасенсов, оккультистов заболевали серьезными трудно излечимыми нервными растройтсвами. Ученый накапливал свои наблюдения, и в том же 1996 году вышла его книга - записки врача-священника о вреде оккультизма для здоровья. Называлась она «Число зверя на пороге 3-го тысячелетия» . Книга вызвала удивительно мощный резонанс во всем мире. Врачи и священнослужители звонили из Австралии, Нью-Йорка, Германии... Эта по существу первая профессионально написанная с медицинской точки зрения работа на данную очень непростую тему.

С лета 1998 года Центр начал заниматься реабилитацией наркозависимых, алкоголиков и людей с другими видами зависимости. За это время специалисты Центра оказали помощь более чем 20 000 гражданам России, ближнего и дальнего Зарубежья, пострадавшим от сект и оккультизма. Первоначально данное богоугодное социально значимое учреждение не только для Москвы, но и для России, для всего православного мира располагалось на Крутицком патриаршем подворье неподалеку от станции метро «Пролетарская». Туда ежедневно обращались за помощью, съезжаясь со всех уголков России, десятки людей.

Вот как описывает то время священник в своем интервью антинаркотической газете «Пока не поздно - Москва» (№3 (15), март 2008 года): «Наш центр появился в 1996 году как центр по реабилитации лиц, пострадавших от оккультизма. Я в то время работал в Отделе катехизации Московской патриархии. В мае вышла в свет моя книга “Число зверя”, написанная врачом и священником. И вот, к удивлению, уже вскоре пошли все нараставшим потоком пострадавшие от оккультизма. И одним из первых приехал человек из тюменского Ноябрьска. И так появился медицинский кабинет, подобрались православные врачи, было получено благословение Патриарха Алексия II. Мы начали работать. Возвращая к жизни и Богу пострадавших от оккультизма, мы естественным ходом событий оказались втянуты в борьбу с наркоманией, в ее профилактику и реабилитацию наркозависимых. Оказалось, что оккультизм, сатанизм и наркомания не просто явления одного порядка, одного поля ягодки, близнецы-братья — они звенья одной цепочки, взаимообусловленные и подпитывающие друг друга. Две головы дракона, и рубить их надо вместе. Кстати, в сатанинской библии Лавэя дана целая программа обесовления: рок, секс, проституция, наркотики. Перед нами встал вопрос: что делать? То есть, как я уже сказал, было ясно, что сидеть и ждать, сложа руки, нельзя. Но массового опыта православной реабилитации не было. Традиционные медицинские методы душу (а именно она страдает первой), увы, не лечат. И вот была разработана программа реабилитации, основанная на реабилитации души через восстановление связи с Богом».

В 2005 году иеромонах Анатолий (Берестов) выступил инициатором события, которое еще не знал православный мир. Он предложил провести в Москве Всероссийскую конференцию, которая позволила бы объединить церковные структуры, крупный бизнес, власть и общество в единый кулак против эпидемии наркомании, которая в те годы в России расцвела буйным цветом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II активно поддержал эту идею и она была воплощена в жизнь!

24 ноября 2005 года в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя начала работу Всероссийская конференция «Национальная сфера ответственности: Власть, Церковь, бизнес, общество против наркотиков». На открытии конференции с приветственным словом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви выразил надежду, что данная конференция станет важным шагом на пути создания широкого общественного движения, способного противостать распространению наркомании и иных форм химической зависимости. Вслед за этим приветствие участниками конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина огласил полномочный представитель Президента Рф в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко. В президентском послании, в частности, отмечалось, что с наркоманией, как социальной болезнью невозможно справиться только административными мерами, необхоимо объединение усилий всего общества. В.В. Путин пожелал участникам конференции успешной и конструктивной работы.

Целью форума, организованного при активнейшем участии иеромонаха Анатолия (Берестова) и возглавляемого им Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского стало объединение всех слоев общества для профилактики и лечения наркомании, формирование у населения активной гражданской позиции для активизации работы по решению этой проблемы на всех уровнях государственной власти, Церкви и общества. Именно тогда, на этом мероприятии, практически только приехав в Москву и поступив в клиническую ординатуру Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, мне впервые предоставилась возможность поработать вместе с отцом Анатолием. Он предложил мне стать секретарем одного из секционных заседаний конференции «Медико-социальные и духовные аспекты реабилитации наркозависимых», на которой он председательствовал вместе с епископом Якутским и Ленским Зосимой. Так началось наше тесное сотрудничество, переросшее, если можно сказать в отношении священника и мирянина, в дружбу, растянувшееся на 7 лет в Москве и сохраняющееся по сей день.

В задачи конференции вошли пропаганда самореализации через духовный рост, творчество, спорт; выработка систем психологической и духовной защиты от наркозависимости в регионах и на отдельных предприятиях; распространение опыта лечения и профилактики «психоактивных зависимостей» в реабилитационных центрах Русской Православной Церкви. За основу был предложен опыт Душепопечительского центра иеромонаха Анатолия (Берестова). Кроме того, там же была обсуждена разработанная сотрудниками Центра совместно с представителями научной общественности под руководством отца Анатолия «Концепция профилактики наркоманий в России Русской Православной Церкви ». Это масштабное мероприятие очень сильно «раскачало» наше общество и объединило в усилении противодействия наркотизации нашего народа. И огромная заслуга в том, что оно состоялось, принадлежит именно ему - казалось бы, не чину из священноначалия, а лишь иеромонаху. Но не в чинах дело, а в делах и призвании.

Параллельно отец Анатолий долгие годы совмещал руководство Центром и работу со страждущими, разъезды/разлеты по городам России и зарубежья с лекциями, беседами и проповедями, консультациями со службой в храме преп. Серафима Саровского при московском Институте трансплантологии и искусственных органов, где также всегда велика потребность порой практически безнадежных в медицинском смысле больных в духовном окормлении.

Человеку нельзя быть здоровым, не соблюдая заповедей Божиих. Ни один верующий человек не станет этого отрицать. Об этом всегда в своих лекциях перед мирянами, в том числе в научных учреждениях, медицинских ВУЗах, и проповедях перед своими прихожанами напоминает отец Анатолий. Мало кто сегодня станет отрицать и того, что нельзя учить детей здоровому образу жизни, не обучая их при этом Закону Божиему. На этом также всегда делал акцент в своей миссионерской-просветительской работе священник-врач. Он подчеркивал в своих трудах, что в современной науке, к сожалению, отсутствуют такие понятия, как грех, милосердие, благодать Божия. И в своей работе всегда стремился и стремится к тому, что наступит время, когда наука больше не сможет обходиться без этих понятий. Ведь действительно, сегодня порой становится страшно при наблюдении происходящих в обществе процессов - продолжает усиливаться духовный распад общества. Наступление на человека идет по всем фронтам - в сфере экономической, политической, социальной, духовной. Происходит разрастание оккультного, эзотерического видения мира, откуда и все более нарастающая словно снежный ком масса эзотерических сект мелкого и крупного калибра. С точки зрения православного вероучения, на котором базируется работа Душепопечительского центра, о чем постоянно напоминает в своих проповедях отец Анатолий, идет всеобщая «сатанизация» страны и наших соседей. Один из «успешных» примеров такого процесса - уничтожение национальной самоидентификации населения, идущий полным ходом в Украине, который, не исключено, может скоро стать и уже на наших глазах становится при помощи сект и субкультур серьезнейшей проблемой и для нашей страны. В этих условиях сохранение духовного и физического здоровья личности становится актуальнейшей проблемой. И здесь такие «горящие» пастыри как священник Анатолий Берестов в те годы, когда об этом еще мало кто решался говорить, сыграли колоссальную роль своеобразных катализаторов человеческой мысли наших соотечественников в правильном, реально способном оздоровить российскую популяцию направлении. Тогда их были единицы, тех, кто работал в крупных, стратегически значимых российских городах - архимандрит Рафаил (Карелин), протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Петр Андриевский (+2012), протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Владимир Правдолюбов, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Вадим Леонов, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, протоиерей Александр Новопашин, иерей Даниил Сысоев (+2009), иерей Георгий Максимов. Безусловно, здесь имя отца Анатолия Берестова в первых рядах. Его мощно заряженные как научной, медицинской информацией, так и евангельскими сравнениями проповеди никого не могли оставить равнодушным.

Игумен Анатолий (Берестов) - автор большого числа научных, медицинских и просветительских трудов: «Число зверя на пороге Третьего тысячелетия», «Православные колдуны: кто они?», «Колдуны в законе», «Беседы с православным врачом», «Обольщение (о биодобавках)», «Черные тучи над Россией, или бал колдунов ». Им как самостоятельно, так и в соавторстве с медицинскими и научными работниками опубликован ряд материалов по проблемным вопросам профилактики асоциального поведения и современной реабилитации потребителей наркотиков: «Духовные основы наркомании», «Наркоманию вылечить нельзя, но победить можно», великолепная боголсовская и научно-медицинская аналитическая работа в нескольких частях «Сравнительный анализ православной методики реабилитации потребителей наркотиков и программы "12 шагов"» , опубликованная в специализированном научном журнале « ».

15 декабря 2007 года в конференц-зале Национального научного центра наркологии прошло очень значимое для решения о дальнейшем векторе развития церковного душепопечения алко- и наркозависимых лиц заседание круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви» . Организаторами данного мероприятия выступили Московское общество православных врачей и Научно-методический отдел по профилактике зависимостей и реабилитации лиц с зависимым поведением Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, который был создан для методического обеспечения деятельности Центра. На тот момент, как и сейчас, в церковной среде вновь остро встал вопрос об отношении Русской Православной Церкви к возможности совмещения святоотеческой традиции борьбы со страстями с тысячелетним успешным практическим опытом и рожденной в США в 1937 году на свежеиспеченной протестантской основе программы «12 шагов». Дискуссия была эмоциональная, разнополярная, от того и продуктивная. Присутствовавшие на мероприятии сотрудники профильных госслужб и священнослужители, не один год работающие в сфере помощи химически зависимым лицам внимательно вслушивались в позицию каждого выступающего.

Итогом круглого стола стала резолюция, направленная на имя Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с однозначным «нет» - несовместима. Помогает - да, но за пределами церковной ограды, вместе им не по пути. Подробное обоснование экспертной позиции с точки зрения медицины и богословия см. . Тезисно позиция каждого из участников совещания представлена по ссылке . Послесловие к данному мероприятию, подготовленное мной по благословению отца Анатолия, разъяснило в деталях итоговое мнение присутствовавших там представителей экспертного сообщества .

В 2008 году иеромонахом Анатолием (Берестовым) с соавторами разработана и представлена на рассмотрение в органы государственной власти и руководству Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков «Концепция профилактики и реабилитации лиц с наркотической зависимостью на территории Российской Федерации» , во многом ставшая «предтечей» некоторых разделов Стратегии государственной аналитической политики до 2020 года.

Его монография «Возвращение в жизнь» , посвященная вопросам православного душепопечения лиц, страдающих различными формами наркомании и алкоголизма, технологиям работы с ними до сегодняшних дней востребована российским сообществом, несколько раз была переиздана в России и переведена на ряд восточноевропейских языков .

Информационно-аналитический сборник, подготовленный отцом Анатолием Берестовым совместно с Ю.Б. Тузиковой (Шевцовой) и Н.В. Каклюгиным, автором этих строк, «Осторожно - метадон (Заместительная метадоновая терапия в программах "снижения вреда")» после издания в 2006 году был разослан во все региональные подразделения ФСКН России, Совет Федерации, Государственную Думу, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, некоторые профильные общественные организации и российские медицинские сообщества, сыграв очень значительную роль в выработке в нашей стране отрицательной позиции к подобным деструктивным для отечественной наркологии инициативам, лоббируемым со стороны заинтересованных сотрудников части неправительственных организаций, ныне именуемых «иностранными агентами», финансируемых со стороны транснациональных фондов и международных благотворительных организаций антироссийской ориентации, в первую очередь связанных с американским «филантропом» Джорджем Соросом. Полную версию издания в электронной версии см. по ссылке . Несколько позже в ответ на этот серьезный фундаментальный труд вышел пасквиль в виде некой юморески, высмеивающей полностью обоснованную позицию авторов, с соответствующим названием «Осторожно - псевдонаркология ». Во главе группы лоббистов идеи внедрения заместительной метадоновой терапии в России стояли такие фамилии, как Менделевич и Зыков . Запомните эти фамилии. Второй особенно . Сегодня они притихли на сей счет, работают более аккуратно и изощренно, стараясь не выдавать своих целей и задач на перспективу, но сущности своей либерастической в отношении реформирования наркологической службы по деструктивному для страны сценарию ничуть не изменяют. Просто вместо себя выставляют другие, . Но мы помним всех по именам и фамилиям. И основу, базовую методологическую платформу противодействия всем этим деструктивным тенденциям в российской антинаркотической политике заложил именно иеромонах Анатолий (Берестов), за что ему особая благодарность от тех, кто понимает, что происходило в те лихие 90-е и 2000-е, и что происходит сейчас. В продолжение темы в свое время по следам расследований отца Анатолия я опубликовал аналитику «Профилактические программы снижения вреда от потребления наркотиков и права человека в России» , которая остается . Профессору Менделевичу же с соавторами тогда мы с отцом Анатолием ответили более чем симметрично в своей работе «Снижение вреда от опиатов методом заместительной терапии (ответ на критические замечания проф. В.Д.Менделевича с соавторами “Осторожно - псевдонаркология ”». Больше возражений не последовало.

В 2007 году по инициативе отца Анатолия при поддержке Варненской митрополии в Болгарии был организован автопробег через всю страну из Варны до Софии с целью остановить там легальную выдачу наркотика метадона под видом лечения болгарским наркоманам. По приезду в болгарскую столицу в Центральном телеграфном агентстве страны (аналог российского ИТАР-ТАСС) была дана мощная отповедь всем сопричастным к этой убивающей молодежь Болгарии инициативе. Тогда я еще, будучи только лишь молодым клиническим ординатором Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского с разрешения его директора, ныне покойной Татьяны Борисовны Дмитриевой (Царствие ей Небесное, невероятной душевной силы, духовной крепости и стойкости, великих эрудиции и интеллекта был человек!), выступал в ЦТА Болгарии от лица всей российской медицины и конкретно - Центра Сербского с призывом отказаться от этого изуверского псевдолечения и вместо него развивать на территории Болгарии профессиональные лечебно-реабилитационные программы для наркозависимых лиц на принципах отказа от приема любых психоактивных веществ, так называемое «drug-free treatment». Именно в ту нашу поездку в городе Варна при поддержке ДПЦ о. Анатолия был открыт первый в Болгарии православный Душепопечительский центр для алко- и наркозависимых лиц, к работе которого подключились и болгарские медики. По аналогии с российским он также был назван во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Следует еще раз особо отметить, что география перелетов и разъездов отца Анатолия за время его активной миссионерской деятельности на ниве антинаркотического и антисектантского просвещения невероятно велика - с Севера на Юг, с Запада на Восток, от Чукотки до Абхазии, от Калининграда до Владивостока. Масса визитов и в Украину, где его слова всегда ждали.

В 2008 году в соавторстве со мной отец Анатолий Берестов пишет и издает при финансовой поддержке неравнодушных людей-меценатов книгу «Легальная наркоагрессия в России (Хроники необъявленной войны)» , подробно описывающую катастрофическую смертоносную ситуацию, выявляемую в различных регионах России в отношении роста последствий от приема наркотических веществ, извлекаемых из медицинских препаратов, отпускаемых из аптечных учреждений без . Там же приведена многостраничная и многолетняя переписка с абсолютно равнодушными, если не сказать больше, чиновниками из Министерства здравоохранения РФ. В народе такое называется отписками. Именно на их совести тысячи, десятки, сотни тысяч погибших от таких многие годы свободно отпускаемых в аптеках до наших протестов совместно с центральным аппаратом ФСКН России препаратов как «Коаксил», «Трамадол», «Залдиар», «Туссин Плюс», «Гликодин», все кодеиносодержащие препараты, из которых наркоманы-умельцы научились извлекать убивающий практически за месяцы потребления, высокотоксичный, некротизирующий места инъекций и окололежащие ткани и кости дезоморфин. Сегодня они под запретом и ушли в прошлое.

«Неопятидесятничество: вирус в христианстве » . Она стала настольным альманахом для тех, кто на момент ознакомления с ней еще не мог разобраться, что же это за явление такое в христианском мире и в чем его опасность как для людей, попадающих в организованные неопятидесятниками, скрывающимися под более благопристойным именем «евангельские христиане», реабилитационные центры и «церкви», так и для государственного строя в целом.

Опубликованная в 2012 году в научном специализированном журнале «Наркология» работа «Духовно ориентированная реабилитация лиц с химической зависимостью с использованием специализированного православного БОС-тренинга» , подготовленная авторами под научным руководством отца Анатолия, стала описанием многолетней деятельности в ДПЦ очень интересной методики, здесь органично совмещенной с православными практиками и давшей куда более мощный терапевтический эффект, нежели ее базовая, светская версия. Воистину уникальный и бесценный опыт .

Покидая Москву на предложенную в Краснодаре должность заместителя главного краевого нарколога по реабилитационной работе, мы с батюшкой выпустили две части крайне серьезного, вдумчивого с точки зрения психиатрии и богословия труда под названием «Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами». Они опубликованы в номерах 4 и 5 журнала «Наркология» за 2013 год. Отчасти эта работа стала неким подведением итога нашей совместной с отцом Анатолием практической работы в Душепопечительском центре в Москве и ее теоретическое обоснование на основании многолетних динамических наблюдений за нашими пациентами и их родственниками.

За годы своего служения в Русской Православной Церкви на ниве антинаркотической и антисектантской общественной деятельности игумен Анатолий (Берестов) безусловно внес неоценимый вклад в оздоровление наркотической ситуации на территории Российской Федерации. Об этом должны помнить те, кто пришел после него, изучать уже проделанный в этом направлении путь и в который раз не наступать в который раз на те же «грабли». Дорога уже проложена когда-то отцом Анатолием словно ледоколом через полыньи, ледники и непроходимые торосы непонимания некоторых чиновников, наркологов и священнослужителей. За что ему низкий поклон от всех нас: его учеников, сотрудников, от тех ребят, что проходили вместе со специалистами все этапы отрезвления и прихода к жизни, свободной от алкоголя и наркотиков, сект и оккультизма в годы активной работы Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского сначала на Крутицком патриаршем подворье, а затем неподалеку от станции метро «Люблино», а также загородной душепопечительской общины в г. Дедовск Московской области. А также огромная благодарность от наконец-то вздохнувших спокойно их родственников, и самих обретших через Центр путь к воцерковлению и душеспасению, и приведших своих чад наконец-то к здоровой полноценной жизни, созданию своих собственных семей и рождению здоровых деток - будущих патриотов своего Отечества и верных чад Русской Православной Церкви.

Дорогой отец Анатолий! Именно Вы дали многим священникам и врачам в России и за ее пределами в те годы, когда было даже как-то страшно не то, что прикасаться, но и говорить об этих вещах, мощнейший импульс заниматься всей этой такой многотрудной, но и настолько же душеполезной и светлой работой по спасению заблудших душ от всех тех страстей и зол, что старательно обрушивают на их и на наши головы и сердца наши недруги. Придумываются все новые схемы убийства нашей молодежи, мы в ответ контратакуем, предлагаем государственным профильным службам ответные ходы. Эта война нескончаема, но кто если не мы?! Ведь врач, священник или психолог, как и любой другой искренно желающий помочь ближнему своему человек, никогда не сможет оставаться в стороне от беды, пришедшей пусть даже и не в родной дом. И если в нем жива христианская душа, он продолжит жертвовать собой, своим личным временем, порой и семейным, так, как делали это все эти годы Вы, заражая нас своим примером. Семь лет рядом с Вами плечом к плечу научили многому.

Многая и благая лета, дорогой наш батюшка! В этот день Вашего 80-летия от всей души поздравляю Вас с этим юбилеем! Молитвенно всегда с Вами. А когда в Москве, всегда постараюсь заглянуть к Вам.



Дети