Петр киевский и всея руси. Петр, митрополит киевский и всея руси. Появление на свет Петра и начало его учебы

ПЁТР МИТРОПОЛИТ - русский церковный деятель, митрополит всея Руси, святой.

Био-гра-фические све-де-ния Петра в основном пред-став-ле-ны в 2 ре-дак-ци-ях его Жи-тия: крат-кой, со-став-лен-ной епископом Рос-тов-ским Про-хо-ром (1327 год), и про-стран-ной, под-го-тов-лен-ной митрополитом Ки-ев-ским и всея Ру-си Ки-приа-ном (конец XIV века). Вре-мя ро-ж-де-ния Петра оп-ре-де-ля-ет-ся на ос-но-ва-нии то-го, что он был вы-дви-нут кан-ди-да-том в ми-тро-по-ли-ты около 1305 года, а по цер-ков-ной прак-ти-ке ми-тро-по-ли-том мож-но бы-ло стать не ра-нее 35-лет-не-го воз-рас-та. Су-дя по то-му, что в 7 лет Пётр был от-дан обу-чать-ся гра-мо-те, а позд-нее смог ос-но-вать свой мо-на-стырь, он про-ис-хо-дил из со-стоя-тель-ной се-мьи, но не бо-яр-ской, по-сколь-ку его отец, Фё-дор, упо-ми-на-ет-ся в различных ре-дак-ци-ях Жи-тия ми-тро-по-ли-та Петра без от-че-ст-ва. Воз-мож-но, Фё-дор был во-ен-ным или хо-зяй-ст-вен-ным слу-гой га-лиц-ких кня-зей Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча и его сы-на Льва Да-ни-ло-ви-ча или вла-ди-ми-ро-во-лын-ско-го князя Ва-силь-ко Ро-ма-но-ви-ча. В 12 лет Пётр, дос-тиг-ший по средневековым мер-кам со-вершен-но-ле-тия, по-сту-пил в мо-на-стырь и позд-нее при-нял там по-стриг. При-мер-но в 1290-х годах на Во-лы-ни, не-да-ле-ко от города Белз, на реке Ра-та (ле-вый при-ток реки Западный Буг), он ос-но-вал мо-на-стырь, главный храм ко-то-ро-го был по-свя-щён Пре-об-ра-же-нию Гос-под-ню.

Вслед-ст-вие пе-ре-не-се-ния в 1299 году ми-тро-по-ли-том Ки-ев-ским и всея Ру-си Мак-си-мом ми-тро-по-личь-ей ка-фед-ры из Кие-ва во Вла-ди-мир-на-Клязь-ме в 1303 году по ини-циа-ти-ве га-лиц-ко-го князя Юрия Льво-ви-ча кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом в Га-ли-ции бы-ла соз-да-на осо-бая Га-лиц-кая ми-тро-по-лия. По-сле кон-чи-ны около 1305 года пер-во-го га-лиц-ко-го митрополита Ни-фон-та князь Юрий Льво-вич вы-брал кан-ди-да-том на ва-кант-ную ка-фед-ру игу-ме-на Рат-ско-го Спа-со-Пре-об-ра-жен-ско-го монастыря Петра и от-пра-вил его для по-став-ле-ния в Кон-стан-ти-но-поль. Там Пётр столк-нул-ся с при-быв-шим из Северо-Восточной Ру-си кан-ди-да-том на Ки-ев-скую (об-ще-рус-скую) ми-тро-по-лию игу-ме-ном Ге-рон-ти-ем, по-слан-ным великим князем вла-ди-мир-ским Ми-хаи-лом Яро-сла-ви-чем по-сле смер-ти во Вла-ди-ми-ре в декабре 1305 года митрополита Мак-си-ма. Из-бе-гая, с од-ной сто-ро-ны, рас-ко-ла Русской церк-ви, ко-то-рый мог про-изой-ти при по-став-ле-нии од-но-вре-мен-но двух ми-тро-по-ли-тов, с дру-гой - не-до-воль-ст-ва га-лиц-ко-го князя Юрия и воз-мож-но-го его сбли-же-ния с ка-то-лической Поль-шей, пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский Афа-на-сий I (1289-1293, 1303-1309 годы), ве-ро-ят-но, не без ко-ле-ба-ний, ле-том 1308 года ру-ко-по-ло-жил в епи-ско-пы и по-ста-вил ми-тро-по-ли-том во гла-ве Русской церк-ви Пет-ра.

По-се-тив по-сле по-став-ле-ния западнорусские епар-хии, Пётр в 1309 году при-был во Вла-ди-мир. В том же го-ду он по-ста-вил ар-хи-епи-ско-пом Нов-го-род-ским Да-ви-да. Великий князь вла-ди-мир-ский Ми-ха-ил Яро-сла-вич не по-лу-чил в ли-це Петра за-ви-си-мо-го и дру-же-ст-вен-но-го цер-ков-но-го дея-те-ля, ко-то-рый под-дер-жи-вал бы его в реа-ли-за-ции по-ли-тических пла-нов по ук-ре-п-ле-нию ве-ли-ко-кня-же-ской вла-сти и ог-ра-ни-че-нию вла-сти других кня-зей Северо-Восточной Ру-си. Об-ла-дая твёр-дым и ре-ши-тель-ным ха-рак-те-ром, Пётр не скло-нен был по-та-кать великому кня-зю и ис-поль-зо-вать Цер-ковь в его ин-те-ре-сах. Ис-пы-ты-вая не-до-воль-ст-во но-вым ми-тро-по-ли-том, Ми-ха-ил Яро-сла-вич за-ста-вил за-ви-си-мых от не-го цер-ков-ных ие-рар-хов на-пи-сать жа-ло-бы на Петра кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху. В них Пётр об-ви-нял-ся в по-пра-нии цер-ков-ных ка-но-нов: по-став-ле-ни-ях на цер-ков-ные долж-но-сти за пла-ту, бла-го-сло-ве-ни-ях бра-ков лю-дей, со-сто-я-щих в близ-кой сте-пе-ни род-ст-ва, и т.п. По-сле дол-гих пе-ре-го-во-ров с пат-ри-ар-ха-том над Петром был на-зна-чен суд, ко-то-рый со-сто-ял-ся в конце 1310 - начале 1311 годов в Пе-ре-яс-лав-ле (За-лес-ском). На суд при-бы-ли пред-ста-ви-тель кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха, многие русские кня-зья, но да-ле-ко не все русские ие-рар-хи. Не-смот-ря на то что суд про-хо-дил в ве-ли-ко-кня-же-ском го-ро-де, он не под-твер-дил об-ви-не-ний про-тив Петра, ин-спи-ри-ро-ван-ных великим кня-зем. Пётр со-хра-нил сан, од-на-ко со сво-их ка-федр бы-ли сме-ще-ны два епи-ско-па, сто-рон-ни-ки Пет-ра.

Пётр стал ори-ен-ти-ро-вать-ся на мо-с-ков-ских кня-зей, по-ли-тических про-тив-ни-ков твер-ских кня-зей, к до-му ко-то-рых при-над-ле-жал великий князь Ми-ха-ил Яро-сла-вич. В 1312 году, ко-гда Ми-ха-ил Яро-сла-вич на-хо-дил-ся в Ор-де, Пётр под уг-ро-зой от-лу-че-ния от Церк-ви за-пре-тил его стар-ше-му сы-ну, князю Дмит-рию Ми-хай-ло-ви-чу Гроз-ные Очи, ид-ти по-хо-дом на Ниж-ний Нов-го-род, ко-то-рый за-хва-ти-ли мо-с-ков-ские кня-зья. В том же го-ду Пётр сме-стил епископа Са-рай-ско-го Ис-маи-ла, по-ста-вив на его ме-сто Вар-со-но-фия. В 1313 году Пётр ез-дил в Ор-ду к толь-ко что при-шед-ше-му к вла-сти ха-ну Уз-бе-ку (яко-бы вы-дан-ный Уз-бе-ком Пётру яр-лык, со-дер-жав-ший боль-шие льго-ты Русской церк-ви, яв-ля-ет-ся фаль-си-фи-ка-том XVI века). Великий князь Ми-ха-ил Яро-сла-вич об-ра-тил-ся с но-вы-ми об-ви-не-ния-ми про-тив Петра к пат-ри-ар-ху Кон-стан-ти-но-поль-ско-му Ни-фон-ту I (1310-1314 годы). Пат-ри-арх бла-го-склон-но вос-при-нял прось-бы кня-зя и до-го-во-рил-ся с ним о су-де над Петром в Кон-стан-ти-но-по-ле; но от-став-ка пат-ри-ар-ха в 1314 году спас-ла Петра от но-во-го су-да.

В 1317 году Ми-ха-ил Яро-сла-вич вы-ну-ж-ден был ус-ту-пить вла-ди-мир-ский ве-ли-ко-кня-же-ский стол под-дер-жи-вав-ше-му Петру мо-с-ков-ско-му князю Юрию Да-ни-ло-ви-чу. В том же го-ду великий князь ли-тов-ский Ге-ди-мин до-бил-ся от-де-ле-ния ли-товских епар-хий от русских ми-тро-по-лии. По-сле 1317 года при под-держ-ке Мо-ск-вы эти епар-хии вновь бы-ли под-чи-не-ны Петру. В 1322 году великим кня-зем вла-ди-мир-ским стал Дмит-рий Ми-хай-ло-вич Гроз-ные Очи. Пётр об-ра-тил-ся к не-му и ко всем тве-ри-чам с по-сла-ни-ем о по-слу-ша-нии и от-ка-зе от мес-ти мо-ск-ви-чам за смерть в Ор-де князя Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча. Ве-ро-ят-но, это по-сла-ние во-зы-ме-ло си-лу. Од-на-ко ко-гда в 1325 году Юрий Да-ни-ло-вич был убит в Ор-де Дмит-ри-ем Гроз-ные Очи и великим кня-зем стал брат по-след-не-го - Алек-сандр Ми-хай-ло-вич, Пётр не ри-ск-нул ос-та-вать-ся во Вла-ди-ми-ре и пе-ре-ехал в Мо-ск-ву под за-щи-ту бра-та Юрия Да-ни-ло-ви-ча - московского князя Ива-на I Да-ни-ло-ви-ча Ка-ли-ты. В Мо-ск-ве Пётр по-ста-вил на нов-го-род-скую ка-фед-ру ар-хи-епископа Мои-сея. Князь Иван I Ка-ли-та вы-де-лил Петру в Крем-ле, близ Бо-ро-виц-ких во-рот, боль-шой двор и по его со-ве-ту на-чал стро-ить в Мо-ск-ве пер-вую ка-мен-ную цер-ковь - Ус-пен-ский со-бор, в ко-то-ром Пётр за-ло-жил се-бе гроб-ни-цу. По-сле смер-ти Петра был по-хо-ро-нен в не-до-стро-ен-ном Ус-пен-ском со-бо-ре.

Пётр ос-та-вил несколько по-сла-ний, главным образом ду-хо-вен-ст-ву, в ко-то-рых при-зы-вал к со-блю-де-нию мо-раль-ных норм, от-ка-зу от ве-де-ния фи-нан-со-вых опе-ра-ций, пьян-ст-ва и других по-зо-ря-щих ду-хо-вен-ст-во по-ступ-ков. Пётр ввёл пра-ви-ло, со-глас-но ко-то-ро-му вдо-вые свя-щен-ни-ки от-стра-ня-лись от бо-го-слу-же-ния и долж-ны бы-ли по-стри-гать-ся в мо-на-хи. Хо-тя это пра-ви-ло не ос-но-вы-ва-лось на цер-ков-ных ка-но-нах, со вре-ме-нем оно по-лу-чи-ло рас-про-стра-не-ние не толь-ко в Русской церк-ви, но и в других церк-вах.

Князь Иван I Ка-ли-та, вы-со-ко це-нив-ший дея-тель-ность Петра и его со-дей-ст-вие мо-с-ков-ским князь-ям, до-бил-ся его ме-ст-ной ка-но-ни-за-ции на Вла-ди-мир-ском со-бо-ре 1327 года и об-ще-цер-ков-ной - на Кон-стан-ти-но-поль-ском со-бо-ре 1339 года. Па-мять Петра по ка-лен-да-рю Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 24 августа (6 сентября), 21 декабря (3 января), в со-бо-рах мо-с-ков-ских и во-лын-ских свя-тых, в со-бо-ре свя-ти-те-лей мо-с-ков-ских.

Владимирский период 1299 - 1325 гг.

Митрополит Петр Владимирский

Митрополит Петр (икона XV века)

Митрополит Петр (ум. 1326 г.) родился на Волыни во второй пол. XIII в. от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.


Митрополит Петр с житием. Икона работы Дионисия, 1480-е годы

В 1299 г. митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме.
Недовольный этим вел. князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305 г.), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.
В то же время тверской князь Михаил Ярославич, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.
Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 г. митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 г.
В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на Святителя обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 г. собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.
В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского, князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, святитель Пётр принял сторону последнего.

В 1325 г. святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328-1340 гг.) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 г., августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», - сказал святитель великому князю, - «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 г., 4 августа.

21 декабря 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.


Московский Успенский собор

Рака митрополита Петра в Успенском соборе

Почитание

Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле, чему способствовало политическое возвышение Московского княжества.
Через 13 лет, в 1339 г., при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители.

О нём постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.
1 июля 1472 г., при перестройке Успенского собора, были обретены его нетленные мощи. Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 г.; празднование 1 июля было отменено.
Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584 гг.) царице Анастасии (1547-1560 гг.). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Тропарь Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:
се бо Христос светильника в тебе показа,
яве сияюща в мире
и исцелевающа недуги и болезни наша.
Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:
святитель бо есть Вышняго,
сия соделоваяй.

Тропарь Перенесение мощей

Наста днесь всечестный праздник
пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,
веселя изрядно твое стадо,
и верное отечество, и люди,
о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,
еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней
и спастися душам нашим.

Труды

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.
Пушкинский дом РАН упоминает, что сохранилось шесть посланий, связанных с именем Петра.


Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре

Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается:
24 августа (7 сентября), 5 (18) октября (Собор Московских святителей), 21 декабря (3 января), третья неделя по Пятидесятнице (Собор Галицких святых).

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Ратс он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы , перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской (память 22 ноября), направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: "Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии". Слова Божией Матери в точности исполнились:

Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте , он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа.

Святитель Петр, митрополит Московский , родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам.

За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рате он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время (память 22 ноября), направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: "Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии". Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли.

21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте (сведения о нем 14 марта), он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования и .

Иконописный подлинник

Москва. 1480-е.

Свт. Петр с житием. Икона. Москва. 1480-е гг. Успенский собор Кремля. Москва.

Новгород. XV.

Святые Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Москва. XV.

Свт. Петр Митрополит. Икона. Москва или Тверь. 1-я половина XV в. 158 х 96. Возможно, из Тверского Отроча монастыря. ГТГ. Москва.

Русь. О. 1497.

Свт. Петр. Икона. Русь. Около 1497 г. 191 х 74.5. КБИАХМЗ. Кириллов.

Русь. XVI (?).

Свт. Петр Московский. Икона. Русь. XVI (?) век.

Святитель Петр родился на Галицко-Волынской земле во второй половине XIII века в семье благочестивых христиан Федора и Евпраксии, которые, вероятно, принадлежали к боярскому сословию.

В семь лет Петр был отдан на обучение грамоте в монастырскую школу. Учился он прилежно, но поначалу грамота ему не давалась. О трок молил Бога о том, чтобы Он подал ему дар разумения Писания. И однажды во сне Петру явился муж в святительском одеянии, который сказал ему: «Открой, чадо, уста твои». Когда Петр сделал это, святитель прикоснулся рукою к его языку, и святой Петр почувствовал, что гортань его наполнилась чем-то сладостным. И с того времени блаженный отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих сверстников.

В двенадцать лет Петр удалился в монастырь, где нес послушания; по прошествии же положенных лет за добродетельную жизнь и ревностное несение вверенного послушания игуменом обители было определено рукоположить инока Петра в сан иеромонаха.
Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это искусство и стал подлинным мастером. Созданные им образы распределялись среди братии монастыря и богомольцев.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр испрашивает у игумена монастыря благословение оставить обитель, чтобы удалиться в уединённое место для продолжения монашеского подвига. На берегу реки Раты он поставил себе маленькую келью. И уже вскоре место тайного подвига будущего митрополита стало монастырем, где он и был избран игуменом.
Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Будучи игуменом, он написал икону Богоматери, которая не была похожа ни на одну другую; позже ее назвали по имени автора – Петровской.

Однажды обитель посетил митрополит Киевский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар архипастырю написанный им образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, престол русских митрополитов некоторое время был не занят. Великий князь Владимирский святой Михаил Тверской направил к Патриарху Константинопольскому игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

В то же время и Галицкий князь Юрий направил в Константинополь игумена Петра, желая, чтобы Патриарх поставил его митрополитом Галицким. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий с Собором архиереев возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Великий князь Михаил Тверской, огорченный тем, что митрополитом Русским стал не его человек, так и не смог принять святителя Петра, поэтому митрополит не мог подолгу оставаться и во Владимире. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Однако тверской епископ Андрей возвел на святителя обвинение перед Патриархом. Для суда над митрополитом Петром в 1311 году был созван собор в Переяславле, на котором присутствовали посланник Патриарха, духовенство, князья и бояре. Особенно усердно святого Петра защищали представители Москвы, среди которых был и юный князь Иван Данилович. Обвинения против митрополита Петра были признаны клеветой. Святой Петр обратился к епископу Андрею со словами: «Мир тебе, чадо о Христе! Не ты, но исконный завистник рода человеческого – диавол – возбудил эту брань. Берегись впредь, чтобы не было с тобой худшего. Прошедшее же Бог простит» .

В 1313 году, когда ханом Золотой Орды стал Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду за подтверждением своих полномочий. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Путешествуя по Руси, святитель Петр все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад Москва была еще маленьким городом в пределах современного Кремля, но уже тогда она была достаточно шумной и многолюдной. Святитель нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это место напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Раты, где он был прежде игуменом; здесь и был устроен монастырь. В нем митрополит Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – его небесного покровителя и Павла, отчего монастырь изначально назывался Петропавловским (это именование обители встречалось в документах даже спустя более трехсот лет после переосвящения ее главного храма уже в честь самого святителя Петра). Именно так началась история Высоко-Петровского монастыря.

Здесь, молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укрепляется в мысли о перенесении митрополичьей кафедры в Москву. В 1325 году святитель окончательно переехал в этот город. Князь выстроил для митрополита Петра в восточной части Кремля «обширный двор». Однако святитель по-прежнему любил останавливаться в небольшой основанной им обители. От монастыря к Кремлю в лесу была проложена дорога, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. « Если меня, сын мой, послушаешь, – сказал святитель Великому князю, – и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои в роды и роды, и город сей славен будет по всей Руси, и святители будут жить в нем, и победит он врагов своих, и прославится Бог в нем. Еще же и мои кости в нем положены будут» . Строительство началось 4 августа. Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре этого храма, близ жертвенника, и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 14 августа – накануне престольного праздника.

Переезд святителя Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что святитель Петр сделал Москву местом своих первосвятительских трудов и своего упокоения, она стала духовным центром Руси и в будущем Русской столицей.


У мощей святителя Петра в Успенском соборе г. Москвы. Фото: С. Власов

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после богослужения в Высоко-Петровском монастыре 6 сентября 2014 года: « А дальше происходит нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым не был… Когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно, что Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени Предстоятели Русской Православной Церкви местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси ».
По преданию, о дне кончины митрополиту возвестил ангел и Петр, «исполненный духовной радости, совершил в тот день Божественную литургию, вознес молитвы о князе Иоанне, о всех христианах Русской земли, своих пасомых, и помянул усопших. Придя из храма, святитель созвал церковный причт и преподал ему последнее наставление. Призвав затем нищих, убогих и своих слуг, он роздал им обильную милостыню. Прочее свое достояние святой Петр распределил на свое поминовение между церковниками и монахами, уделил значительную часть и на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы».

Князь Иван Данилович был тогда в отъезде, и святой Петр обратился к его вельможе Протасию со словами: «Сын мой, вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и память его да распространится».

С наступлением вечера святой начал совершать вечерню. Во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору: « Мир тебе, сын мой, я умираю».

21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело его было погребено в приготовленной им самим каменной гробнице в Успенском соборе.

Во время торжественного перенесения мощей в храм, глядя на многочисленное духовенство, князя, вельмож, горожан, сопровождавших это шествие, неизвестный иноверец с укором высказал сомнение о необходимости воздавания таких почестей мертвому человеку. И только он это высказал, как увидел святого Петра, сидящего на одре, благословлявшего народ по обе стороны от себя. В то же время получили исцеление от мощей святителя трое больных.

Через несколько дней после погребения святителя при гробе его стали совершаться чудеса исцелений. Так, излечился не владевший руками со дня рождения юноша. Вскоре здесь же, по молитве, возвратились слух к глухому, зрение слепому и произошло чудо с горбуном, который получил «прострение» (выпрямление) от гроба митрополита. Много и других чудес происходило с приходящими к митрополиту Петру с молитвой. Князь Иван Данилович Калита приказал составить описание чудес святого, которое и было всенародно прочитано Ростовским епископом Прохором во Владимире с церковного амвона при соборном служении в праздничный день. В это время иноверец и засвидетельствовал о видении, бывшем ему при погребении святителя. Первый митрополит Москвы был местно прославлен в лике святых уже через год после преставления. Это было событие чрезвычайной духовной, значимости для московских князей и всего государства.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых уже Собором в Константинополе. Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О митрополите Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).



Дети