Стригольники и жидовствующие. Соляниченко А.Н. Ересь «жидовствующих» и великокняжеская власть. Близость к Европе

Возникновение еретич. движений в России относится к концу 13– нач. 14 вв., когда сказались первые результаты восстановления производит. сил после монг. завоевания: развитие с. х-ва, городов, ремесла, торговли. С сер. 13 в. по стране прокатываются волны нац.-освободит. нар. восстаний. Наиболее ярким памятником антицерк. протеста этого времени является "Слово о лживых учителях", написанное в период между 1274 и 1312. В этом анонимном сочинении под "лживыми учителями" понимается духовенство, к-рое изобличается в корыстолюбии, прислужничестве власть имущим, тунеядстве и укрывательстве "слова божия" от народа. В противовес церк. иерархии, автор "Слова о лживых учителях" выдвигает требование права на учение веры для мирян и для рядового клира – чтецов и певчих: Первой открытой Е. в России были стригольники, выражавшие интересы демократич. кругов посада. Очагом Е. стригольников были Псков и Новгород, где они появились около середины 14 в. Стригольники протестовали против корыстолюбия и невежества духовенства, отрицали ряд церк. таинств, требовали права религ. проповеди для мирян. Нек-рые из них отрицали церковное учение о воскресении мертвых. В 1375 феод.-церк. и светские власти Новгорода казнили руководителей стригольнич. движения. Однако движение продолжало существовать еще в 1-й трети 15 в., а последние упоминания о деятельности стригольников относятся к 1490. Одновременно со стригольниками в Твери выступил епископ Федор Добрый с учением о том, что земной рай погиб и что рай следует понимать духовно. В конце 14 в. другой тверской епископ Евфимий Вислень предстал перед церк. собором за непризнание "святой апостольской церкви". В 80-х гг. 14 в. в Ростове Великом с проповедью антитринитаризма и иконоборчества выступал еретик Маркиан, изгнанный властями из города после публичного диспута с ростовским епископом Иаковом. Выступления вольнодумцев 14 в. кладут начало истории рус. рационалистич. мысли, с позиций к-рой были подвергнуты критике церковь и религ. доктрина православия. Рост городов, дальнейшее развитие ремесла и торговли, постепенное складывание предпосылок бурж. экономич. связей, образование централизов. гос-ва – такова основа все более широкого развития еретич. движений в России и теоретич. углубления начал рационалистич. критики ср.-век. норм мысли и морали. Вслед за требованиями "дешевой церкви" и демократизации церк. устройства, вслед за критикой церк. учения о таинствах наибольшее значение в еретич. движениях приобретают нападки на осн. доктрину христианства – триединого бога. Начатые Маркианом в Ростове Великом, эти нападки в сер. 15 в. вызвали т. н. псковские споры об аллилуйя. Во 2-й пол. антитринитарные выступления охватили Тверь, Псков, Новгород, Москву. Рус. еретиков-антитринитариев и иконоборцев воинствующие церковники 15 в. прозвали "жидовствующими". Для движения жидовствующих характерна не только рационалистич. критика тринитарного и христологич. учения церкви, но и выработка начал гуманистич. мысли – утверждения человека, идеи приятия земной жизни, равенства народов и вер. После нек-рого спада волны еретич. движения в нач. 16 в., она вновь высоко поднялась в сер. 16 в., выразившись в ересях Матвея Башкина и Феодосия Косого. Феодосий Косой провозгласил лозунг социального и нац. равенства, утверждал возможность для человека стать своим собственным "спасителем" и "искупителем". В его проповеди есть намеки на требование общности имуществ. Феодосию Косому принадлежат материалистич. догадки об извечности мира в духе философии др.-греч. материалистов. В противовес развивавшимся элементам рационалистич., материалистич. и гуманистич. мысли в учениях рус. вольнодумцев 14–16 вв., феод.-церк. лагерь пытался обосновать свои религ. доктрины. Усилия в этом направлении делались уже в 14 в. Епифаном Премудрым, а в 15 в. Иосифом Волоцким. В сер. 16 в. Зиновий Отенский излагал космологич. и онтологич. доказательства бытия бога, а Ермолай-Еразм выступил в духе философии ср.-век. реализма, пытаясь представить схему Вселенной в виде иерархич. бесконечности троичных комплексов, увенчиваемой троицей как универсалией высшего порядка. Е. в России долгое время являлись важной формой антифеод. борьбы.


В Греческой Церкви, в течение всей ее истории, появлялись лжеучения и ереси, для борьбы с которыми приходилось собирать даже Вселенские соборы. Так же само и в Российской Церкви, возникали разные церковные недоумения и споры, приводившие к ересям и расколам.

Вопросы.
1. Что такое ересь?
2. Были ли в Русской Церкви ереси?

1.1 Стригольники.
Ересь стригольников появилась во второй половине 14-го века, в Пскове. Стригольник Карп (парикмахер) и диакон Никита (расстрига) начали учить что не надо принимать таинства от духовенства. Кроме того они отрицали иерархию, церковные священнодействия, вселенские соборы, евангельские писания и воскресение мертвых. Учить могут миряне, а каяться надо припадая к земле, без священника. Евхаристию надо понимать в духовном смысле.
Проповедуя это разрушительное учение, они умели лицемерить и казались народу постниками и подвижниками.
Из Пскова лжеучители перешли в Новгород, где нашли себе много приверженцев. Здесь сначала действовали против стригольников жестокими мерами. После церковного проклятия, народ схватил Карпа и Никиту и утопил в реке. Но более действительными оказались кроткие меры: послания константинопольских патриархов Нила и Антония и увещания митрополита Фотия утешили волнение умов.
Тем не менее, мнение стригольников и в настоящее время (1911 г.) повторяются в некоторых ракольнических сектах.

Вопросы.
1. Кто такие были стригольники и когда они появились?
2. Что проповедывали стригольники?
3. Как боролись с стригольниками?

1.2 -- Жидовствующие.
Ересь жидовствующих была еще более вредная чем ересь стригольников. Она появилась во второй половине 15-го века (1470 г.) в Новгороде. Еврей, по имени Схария, который славился своей ученностью, начал учить, невереие в основные истины христианства.
Схария учил что Бог един и не имеет Сына и Святого Духа, что Мессия еще не пришел и что когда придет, то будет обыкновенный человек, как Моисей, Давид и другие пророки. Он унижал достоинство Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых угодников, отвергал таинства, глумился над иконами, мощами, постами, монашеством и другими учреждениями и принадлежностями православной Церкви.
Ересь жидовствующих быстро распространилась и увлекла даже многих духовных лиц. Ересь дошла до Москвы, где она имела в числе последователей сильного при дворе дьяка Феодора Курицина и других бояр, проникла даже в царскую семью где покровительницей ее была княгиня Елена. Дело дошло до того, что по проискам (скрытые действия, интриги) жидовствующих, митрополитом был выбран один из тайных приверженцев секты, архимандрит Зосима.
Одной из причин успеха ереси жидовствующих была необыкновенная хитрость еретиков. Они распространяли свое лжеучение в строгой тайне, соблюдая наружное благочестие, казались кроткими и воздержными. Если они видели человека твердого в Православии, то сами притворялись православными и старались действовать на него постепенно и хитро.
Первый восстал против ереси жидовствующих архиепископ Геннадий Новгородский. В 1491 году, сам митрополит Зосима был вынужден созвать в Москве собор, для суждения о еретиках. Собор осудил еретиков, а Зосима притворился православным и тоже их осуждал. Некоторых из еретиков сослали в заточение, а других отправили в Новгород на исправление. Ересь утихла, но не надолго.
Отправленные в Новгород на исправление еретики разбежались и снова начали распространять свое лжеучение. В Москве остались митрополит Зосима и дьяк при дворе Курицын. В 1492 году исполнялось 7000 лет со сотворения мира и многие православные и в Греции и в России считали что настанет конец мира. Жидовствующие воспользовались этим и начали опять волновать народ высмеиванием православной веры. Тогда в 1492 году, для успокоения православных, был опять созван собор в Москве.
В тоже время преподобный Иосиф Волоколамский написал книгу "Просветитель" которая была направлена против ереси жидовствующих. Преподобный Иосиф тоже стал обличать еретика митрополита Зосиму и ему пришлось уйти на покой.
Но с удалением Зосимы ересь жидовствующих не прекратилась. Дьяк Курицын и княгиня Елена все еще поддерживали еретиков. Вскоре князь Иоанн Третий узнал о княгине и ее сторонников. Окончательное поражение ереси было нанесено на соборе, созванном по настоянию преподобного Иосифа, в Москве, в 1504 году. Наиболее виновные из еретиков были осуждены на сожжение. Других отправили в ссылку и разослали по монастырям. В следующем году скончалась в тюрьме покровительница ереси, княгиня Елена.

Вопросы.
1. Кто такие были жидовствующие и когда они появились?
2. Что проповедовали жидовствующие?
3. Как боролись с жидовствующими?

Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-14(11) -
История Русской Церкви. Краткие обзоры.
Ереси и сектанты»

Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ),
г. Бурлингейм, штат Калифорния
Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. стр.:
d14irc11ere.html, (09фев03), 06нбр06
рус: АНМ.

Ересь стригольников стала первым крупным отечественным еретическим движением. Средневековая Русь отнюдь не была центром мировых еретических учений, но если уж у нас чем-то увлекаются — так всерьез и с размахом. Все направления религиозной мысли, появлявшиеся на Руси, имели свою неповторимую специфику, и ересь стригольников — яркий тому пример.

Изначально стригольники (это слово, скорее всего, происходит от названия ремесла одного из основателей секты — суконщика или парикмахера Карпа) не восставали против догматов православной веры. Их возмущала симония, то есть практика торговли священными санами, де факто узаконенная в повседневной жизни как Греции, так и Руси. Но выводы делались радикальные: раз все рукоположения совершаются за плату, значит, они не законны и священства как такого нет. Из этой точки начинался бурный полет фантазии некоторых наиболее увлеченных "ересиархов". Впрочем, в наше время очень сложно отделить реальное учение стригольников от тех обвинений, которые возводили на него православные оппоненты.

Важно понимать, что стригольники не были законспирированной сектой, как, например, "жидовствующие" — другая ересь, появившаяся чуть позже в том же регионе в Северной Руси. Скорее это было направление, объединенное непризнанием существующей иерархии и видимой Церкви. Но его участники делали из этой общей посылки самые разнообразные выводы.

Были такие стригольники, которые все же осознавали свою причастность к Церкви, посещали церковные службы. К ним также относились крайне настороженно — как ко внутренним врагам. Были стригольники, очень похожие на появившихся позже протестантов — они признавали лишь авторитет Писания, отвергали церковные обряды и ритуалы, проводили собственные собрания. Но для превращения в полноценное протестантское движение, которое могло бы опередить протестантизм европейский, не хватало, по всей видимости, образования и серьезного знания мировой христианской традиции. Опять же, снова сказался свойственный русской религиозности радикализм — если уж ломать, то "до основанья". Очень скоро дошла очередь и до ревизии Писания.

Так, в числе стригольников были и такие, которые пошли на полный отрыв, отрицали все таинства и каялись не перед Богом, а матери-сырой земле. Как справедливо замечает церковный историк Карташев, тут проявилось скорее не скрытое язычество, а "дьячковское начетничество в богослужебных книгах. В тексте древнерусских молитв на Троицкой вечерне, например, читаем: И тебе, земля-мати согрешил есми душою и телом".

Именно с крайними, наиболее радикальными вариантами стригольничества, совсем далеко зашедшими в отрицании церковной традиции, смыкается не мнимая, а настоящая древняя ересь, веками таившаяся в лоне Церкви, особенно в среде монашества. Дело в том, что еще со времен князя Владимира на Русь стали проникать богумилы, преследуемые в Византии и на Балканах. Русские не были искушены в ересиологии и с благодарностью принимали всех, кто был образован, начитан и говорил им о Боге.

Сведения об изобличении еретиков явно богумильского толка не раз появляются в русских летописях; но все же это были единичные еретики. Богумильство, о котором мы уже писали, восходило к армянскому павликианству, через него — к персидскому манихейству и в конечном итоге к древним гностикам, первым еретикам, с которыми столкнулась Церковь. Их основная идея, причудливо преломляясь, неизменно сводилась к пониманию видимого мира как несовершенного, не Божьего, а то и прямо дьявольского, творения. Как правило, ересям этой группы был свойственен дуализм, то есть противопоставление "доброго" Бога, создателя мира духовного, и злого божества (или же несовершенного существа-неудачника), создателя всего материального. Злое божество еще с времен гностиков, как правило, отождествлялось с Богом Ветхого Завета, а зачастую — и с тем Богом, которому возносит свои молитвы официальная христианская Церковь.

Остается только поражаться тому, как быстро последователи древних гностиков адаптировались на Руси. Таинственным образом они умудрились сомкнуться с язычниками-волхвами, привить им свою странную религиозность. Вот яркое тому свидетельство. После подавления восстания в Ростовской земле в 1071 году, то есть спустя почти 100 лет с момента крещения Руси были пойманы и допрошены волхвы, вожди сопротивления. Удивительно, но они вещают отнюдь не о "вере предков", поруганной "чуждой христианской верой". Они выдают не языческую, а чисто манихейскую, даже гностическую, только переиначенную на русский лад, картину происхождения мира: "Бог после бани вытер свой пот ветошью и бросил ее с неба на землю. Сатана из этого материала сотворил человека, но не мог закончить творения, и сам Бог вложил в немощную плоть душу".

То, что богумилы не исчезли на русской земле, а затаились и передавали свое тайное знание ученикам из поколения в поколение, видно из того, что в проповеди некоторых стригольников отчетливо зазвучали манихейские нотки. Они учили о дуализме, а также о том, что в храмах официальной Церкви не просто нет благодати, а обитает само зло. Этот момент очень важен, так как тут уже звучит никакой не протестантизм, а богумильский миф о Сатанаиле, изгнанном Христом из Соломонова Храма в Иерусалиме и позже вселившемся в Храм Святой Софии, построенный "новым Соломоном", императором Юстинианом Великим.

Впрочем, к чести стригольников надо сказать, что подобных "экстремистов" среди них было сравнительно немного. Основную массу участников движения стригольничества продажность церковной иерархии волновала куда больше вопросов дуализма.

Преследования со стороны властей стригольники переносили, явно вдохновляясь образом первых христианских мучеников. Сообщается, что они во время допросов возводили глаза на небо и говорили, что видят Бога — по примеру первомученика диакона Стефана.

Надо сказать, что церковная власть, хоть и напуганная появлением стригольников, действовала не в пример мягче своих европейских "коллег". Казнь Карпа и Никиты была скорее расправой толпы. Митрополит Фотий направил четыре послания против ереси, в которых, хоть и призывает к "силовым методам", постоянно подчеркивает, что ни в коем случае нельзя допускать смертную казнь ("толико кровь и смерть да не будуть на таковых") — а лишь заключение, призванное привести еретиков к покаянию.

Краткие исторические сведения

Средневековые ереси

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.

(2 Пет. 2:1-2)

Е́ресь — сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения по вопросам догматическим или даже каноническим, предлагающее иной подход к религиозному учению. Любое сообщество или община, отделившееся от христианской церкви, из-за вопросов догматических или канонических является ересью. Ереси часто служили религиозной оболочкой социального протеста, и особенно выделялись в этом отношении крестьянскоплебейские ереси. Позже ереси потеряли свое значение, хотя и существуют доныне в виде религиозных сект.

Возникновение еретических движений в России относится к концу XIII- началу XIV вв. Выступления вольнодумцев XIV в. кладут начало истории русской рационалистической мысли, с позиций к-рой были подвергнуты критике Церковь и религиозная доктрина Православия.

1. Стригольники (XIV век)

Первой массовой ересью в России были стриго́льники , появившиеся в Пскове и Новгороде в середине XIV века. Основными идеологами и руководителями стригольников были псковские дьяконы Карп и Никита.

Стриго́льничество православными церковными историками рассматривается как раскол в Русской церкви. Достоверная информация о стригольничестве практически отсутствует, т.к. сочинения идеологов движения были уничтожены властями. Церковные критики связывали их идеологию, как правило, либо с иудаизмом, либо с католицизмом.

Стригольники отделились от официальной Церкви вследствие того, что не хотели признавать истинными пастырями современных им епископов и священников. Они отвергали церковную иерархию и выражали недовольство развращенностью Православной Церкви, обвиняли духовенства в симони́и (т.е. продаже церковных должностей или духовного санa). Идеалом для стригольников был иерей-бессребреник.

Строго говоря, практика получения церковных должностей за определенную плату - симони́я - была узаконена при императоре Юстиниане Великом еще в VI веке. Все чиновники Византийской империи должны были вносить взнос в государственную казну за свое вступление в должность, а епископы Церкви на тот момент уже были чиновниками Империи. Вопиющее противоречие с древними канонами Церкви, повелевающими лишать сана тех, кто получил его за плату, обходили с присущим Востоку изяществом. Якобы это плата не за сам священный сан, а лишь за церковную должность, за место, так сказать. Кроме того, это скорее не плата, а благочестивая традиция делать богатые подношения по случаю вступления в должность.

Изначально стригольники не восставали против догматов православной веры. Их возмущала симония, узаконенная в повседневной жизни как Греции, так и Руси. Но выводы делались радикальные: раз все рукоположения совершаются за плату, значит, они не законны и священства как такого нет. Недовольные обмирщенностью и богатством Церкви, они ставили под сомнение действенность таинств, совершаемых недостойными священнослужителями. Из этого вытекало и сомнение в самой необходимости их совершения. Стригольники придерживались суровой аскезы и полагали, что благочестивые миряне могут заменить священников в пастырстве.

Каялись стригольники перед особыми каменными крестами под открытым небом, Крещение и Евхаристию понимали "духовно". Другие таинства вовсе отрицали.

Стригольники отрицали хождение в храмы, собирали свои отдельные собрания, считали церковное сословие излишним, преподавали водное крещение, заменяли исповедь в церкви покаянием земле, отрицали поклонение иконам, исполнение церковных обрядов, особенно молитв и поминовения усопших, не признавали Священное Предание и Святых Отцов. Основывали свое учение только на Священном Писании, при этом скептически относились к учению о воскресении мертвых и даже сомневались в евангельском рассказе о воскресении Христа.

Видимый знак посвящения (особая стрижка - католическая тонзура - выстриженные кругом на макушке волосы) свидетельствовал, что стригольники не скрывали своих убеждений и не составляли тайных обществ, а, наоборот, открыто исповедовали свою веру и демонстративно заявляли свой протест против официальной Церкви.

Для решения проблемы стригольничества в Новгороде был созван церковный собор, где против еретиков выступал митрополит Московский Киприан, а также представители Константинопольского патриархата. На основе решения собора светские власти Новгорода предприняли жесткие репрессии против стригольников.

В 1375 году руководители новгородских стригольников были преданы анафеме и казнены (утоплены по приказу властей в р.Волхов), но отдельные группы просуществовали до XV в.

Современные исследователи расходятся во мнениях относительно происхождения названия ереси. Наиболее распространенными точками зрения является наличие особой стрижки у последователей ереси (возможно, католической тонзуры), либо статус основателя ереси, дьяка Карпа, после отлучения - расстрига, или "стригольник".

2. Ересь жидовствующих (XV век)

Е́ресь жидо́вствующих — православно-церковное идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы. Основателем считается иудейский проповедник Схария (Захария), прибывший в Новгород в 1470 году со свитой Литовского князя Михаила Олельковича. Он в течение года имел беседы с малограмотными новгородскими священниками. В результате этих бесед многие новгородские иерархи стали подчеркивать преимущества Ветхого Завета над Новым, ссылаясь на слова Христа, что Он пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (Мф. 5:17). Постепенно под влиянием Ветхого Завета и иудаизма сформировалось их богословие.

«Жидовствующие» ( или «субботники») соблюдали все ветхозаветные предписания, ожидали пришествия Мессии, отрицали важнейшие догматы православного вероучения — Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.

Обольщенный «жидовствующими», великий князь Иоанн III пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами - одного в Успенском, другого - в Архангельском соборах Кремля. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Фёдора Курицына (дьяк Посольского приказа и фактический руководитель внешнеполитической деятельности Руси при государе Иване III), брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит-еретик Зосима.

Теоретическую и практическую борьбу с ересью «жидовствующих», пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни, возглавил (†1515). В 1504 году по его инициативе состоялся церковный собор, который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына (дьяк и дипломат на службе царя Ивана III), брата Фёдора Курицына.

Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси — они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси.

Отечественные «ереси» XIV и XV вв. — «стригольников» и «жидовствующих» — не сравнимы ни с современными им европейскими религиозными движениями, ни с русским сектантством XVIII — XIX веков. Даже то малое, что мы знаем о стригольниках и жидовствующих, не позволяет говорить об этих ересях как о крупных движениях, оказавших сколько-нибудь заметное влияние на последующую историю русской религиозной культуры.

Секты и ереси нового времени (XVIIIв. - начало XXв.)

Как известно, в 1650-1560-х годах, с целью укрепления церковной организации в России, Патриарх Никон начал проводить церковно-обрядовую реформу. Недовольство нововведениями Церкви, а так же насильственные меры их внедрения, явились поводом к расколу Русской Православной Церкви и повлекли возникновение многочисленных старообрядческих течений. Ряд православных христиан начали отходить от Церкви и создавать свои общины. Отколовшиеся общины начинают самостоятельно размышлять над правильностью своих верований, изъяснять и толковать Библию по своему усмотрению. Всё это привело к тому, что с конца XVII - начала XVIII вв. еретические движения стали развиваться уже в русле сектантства.

Приблизительно с этого времени в России начинает появляться такое течение религиозного разномыслия как духовное христианство , последователей которого стали называть духовными христианами . Однако, с точки зрения современного понимания духовности, как святого образа жизни, духовность духовных христиан была очень условной.

Размах этого движения был огромным. По оценкам исследователей, количество вовлеченных в это движение людей приближалось к миллиону. Основными приверженцами духовных христиан стали крестьяне и демократические слои городского населения. В основе вероучения духовных христиан - исповедание веры в "духе и истине", т.е. понимание веры как способности каждого верующего удовлетворять свои духовные запросы, совершенствовать разум, чувства и поведение. Духовные христиане представляли церковную организацию как общину единоверцев, без разделения на мирян и духовенство, с высокими социальными идеалами братства, равенства и морального совершенства.

Духовное христианство никогда не было единым движением. Оно дробилось на различные толки. Основными течениями внутри духовных христиан были:

  • хлысты
  • скопцы
  • духоборы
  • молокане

Самой старинной из сект направления «духовных христиан» являлись «хлысты», которые сами себя всегда называли «людьми Божьими». В литературе это движение известно как христововерие (т.е. вера в Христа), но среди народа оно более известно как хлыстовство.

3. Хлысты (XVII - XVIIIвв.)

Хлыстовство — одна из мистических сект духовных христиан, возникшая в середине XVII века, одновременно со старообрядчеством. Сами сектанты не применяли к себе названия «хлысты́» и считали его обидным. Они называли себя «людьми Божьими», в которых за их богоугодную жизнь обитает Бог. В современной религиоведческой литературе как равнозначные используются термины «хлысты» и «христововеры».

Существуют две основные версии происхождения названия «хлысты». По одной из них, сектантов стали называть таким образом из-за встречавшегося в их среде обряда самобичевания жгутами и прутьями. По другой версии «хлысты» - это искаженное «христы», и это название связано с тем, что общины сектантов возглавлялись «христами».

История хлыстовства

Основателем секты считается бежавший с военной службы крестьянин Костромской губернии Данила Филиппов. Это был набожный человек, в его доме было много старообрядческих книг. Как говорит предание, однажды Данила Филиппов получил чудное откровение от Господа. Он собрал все эти книги в мешок и бросил в Волгу, объявив, что ни новые, ни старые книги к спасению не ведут, а ведет к спасению «сам сударь Дух Святой». В 1645 г. (по другой версии, в 1631 г.) он объявил себя воплотившимся «Саваофом», «всевышним Богом».

Проповедуя по Костромской, Владимирской и Нижегородской губерниям, Филиппов приобрел немало последователей. Его ревностным помощником стал крестьянин Муромского уезда Владимирской губернии Иван Тимофеевич Суслов. В 1649 г. Данила Филиппов признал его своим «возлюбленным сыном, Иисусом Христом».

Суслов выбрал себе жену Акулину Ивановну, назвав её «богородицей», и 12 «апостолов» и продолжил активно проповедовать учение «Саваофа» во Владимирской и Нижегородской губерниях. Крестьяне, взбудораженные событиями, связанными с «никоновой» реформой, простодушно верили, что наступили «последние времена» и Христос в образе Суслова снова сошел на землю. Суслову воздавали всевозможные почести, кланялись в ноги и целовали руку.

Вскоре Суслов перебрался в Москву, где новое учение также нашло много сторонников, причем не только среди простого народа, но и в монастырях. В частности, последователи хлыстовства появились среди монахинь Никитского и Ивановского монастырей. В Москве Суслов приобрел собственный дом, который назывался «домом Божьим», «домом сионским», а также «новым Иерусалимом». Этот дом стал главным местом собраний хлыстов. В конце 1699 года в Москву прибыл и «Саваоф» Данила Филиппов, однако через неделю он скончался, по верованиям хлыстов, вознесся на небо.

После смерти Суслова Христом был признан Прокопий Лупкин, один из стрельцов, который после стрелецкого бунта был сослан в Нижний Новгород. Он распространял учение секты в Нижегородской губернии, а также основал первую хлыстовскую общину в Ярославской губернии. Как и Суслов, Лупкин пользовался абсолютным авторитетом среди хлыстов и имел неограниченную власть. На него крестились, как на икону, и при его появлении кричали: "царь! царь!". Главные моления происходили в его доме, однако в Москве было еще несколько домов, принадлежавших хлыстам, где проходили собрания членов секты.

К 1732 г. последователи хлыстов существовали уже в восьми московских монастырях. Так, жена Лупкина распространяла учение секты в женском Ивановском монастыре, где после ее смерти одна из монахинь - инокиня Анастасия была провозглашена новой «богородицей».

Сложившаяся ситуация привлекла внимание властей. В 1733 году было произведено первое следствие о хлыстовской секте. По делу было привлечено 78 человек. Трое лидеров: монахиня Анастасия, иеромонахи Тихон и Филарет были публично обезглавлены, другие наказаны кнутом и сосланы в Сибирь. Однако к азни не остановили распространение хлыстовства.

В 1740 году в Москве появился новый «христос» - крестьянин Орловской губернии Андриан Петров. Он выдавал себя за блаженного и предсказателя. В его доме, находившемся неподалеку от Сухаревой башни, проходили многолюдные собрания хлыстов. Вскоре по Москве распространились слухи о «блаженном юроде», который «без слов предсказывает будущее». Петрова стали посещать не только простые горожане, но и суеверные представители знати. Новый «христос» бывал даже в домах графа Шереметева и княгини Черкасской. При покровительстве нескольких знатных особ хлыстовство без труда вернуло свои позиции в московских монастырях и стало распространяться среди «белого» духовенства.

Кроме Московской, Нижегородской, Костромской, Владимирской и Ярославской губерний, секта появилась в Рязанской, Тверской, Симбирской, Пензенской и Вологодской. В этот же период хлыстовщина распространилась по всему Поволжью, а также по Оке и Дону.

В 1745 г. было начато второе следствие о хлыстах. По данному делу было привлечено 416 человек, в числе которых были священники, монахи и монахини. Многие из них были сосланы на каторжные работы, некоторые были отправлены в дальние монастыри. Однако это также не стало чувствительным ударом для секты.

В 1770-е годы из хлыстовства выделилась секта скопцов , которая забрала у хлыстов значительную часть наиболее фанатичных последователей. Впрочем, хлыстовство сумело пережить и этот непростой период своей истории. Оно продолжало развиваться параллельно со скопчеством.

В начале XIX века, в царствование Александра I, среди высших слоев России распространилось увлечение масонством и мистицизмом. Это время можно назвать временем процветания и хлыстовства. Хлыстам симпатизировали масоны и даже обер-прокурор Святейшего Синода, председатель Библейского общества А. Н. Голицын. Существует неподтвержденное фактами мнение о том, что в конце XIX века к хлыстам принадлежал Григорий Распутин.

В советское время хлыстовство было практически истреблено, однако идеи хлыстов нашли выражение в новых сектах постсоветского периода, таких как Белое братство и Церковь последнего завета. По некоторым сведениям, в нескольких отдаленных российских деревнях общины хлыстов сохранились до настоящего времени.

Общины хлыстов

Общины хлыстов назывались «кораблями». Эти «корабли» были совершенно независимы друг от друга. Руководили хлыстовскими «кораблями» наставники - «кормщики», которых называли «христос». Каждый кормщик в своем корабле пользовался неограниченной властью и громадным уважением. Он имел непререкаемый авторитет, был блюстителем веры и нравственности в своей общине. Кормщику помогала «кормщица», иначе называемая «матушкой», «восприемницей» или «богородицей». Она считалась «матерью корабля».

Другие члены секты - «братья-корабельщики», по степени их посвящения в тайны хлыстовства, разделялись на три разряда: одни посещали только беседы, другие допускались на простые раде́ния (богослужение), третьи участвовали в годовых и чрезвычайных радениях.

Богослужения хлыстов (раде́ния ) обычно происходили ночью в каком-нибудь скрытом месте. Место молений именовалось «Сионской горницей», «Иерусалимом» или «Домом Давидовым».


Моления хлыстов включали пение духовных песен, "раде́ния", и пророчества. Радения состояли в самобичевании и бегании по комнате и кружении до исступления (состояния экстаза). В результате кружений и беготни, участники радений доходили до полного исступления, впадали в транс, в результате чего у них начинались галлюцинации, бессвязное бормотание и т. п. Все это считалось действием Св. Духа. Радения, по учению хлыстов, имеют весьма важное значение. В них умерщвляются плотские страсти, и душа обращается к Богу - все мысли и чувства человека устремляются к миру горнему. Глава общины давал наставление, как правило, о воздержании, целомудрии и суетности мирских удовольствий.

Учение хлыстов

В основе хлыстовства лежит представление о том, что Христос "не умер духом" и не покинул землю, а продолжает вселяться в другие тела. Он может вселяться в разных людей неопределенное количество раз. Такие воплощения идут почти непрерывно: за каждым «христом» сразу является следующий. Так Бог воплощался в Моисее, во Христе, в Даниле Филипповиче, в Суслове и т.д. Вселение «христа» происходит по духовной надобности и связано с нравственным достоинством людей, в которых вселяется «христос». Примечательно, что воплощаться может не только Христос, но и Богородица и даже Бог-Отец. В лице Данилы Филиппова воплотился Саваоф, в лице Ивана Суслова - Сын Божий, на многих "накатывает" Святой Дух. Воплощение осуществляется при помощи длительного поста, молитвы и добрых дел. Может существовать одновременно несколько «христов» и «богородиц».

Хлысты отвергали Православную Церковь, считая ее «внешней» и «плотской», а истинной, «духовной» или «внутренней» церковью признавали только собственную секту.

Хлысты не признавали церковной иерархии, священников, церковные книги, отрицали святых, поклонение иконам. Также они не признавали церковных таинств и обрядов. В то же время, Библия прямо не отвергалась, на радениях ее иногда читали и толковали отдельные отрывки в пользу учения секты.

Хлысты проповедовали отказ от брачной жизни и умерщвление плоти. Брак они считали выдумкой диавола, детей с презрением называли щенятами, бесенятами и утехой сатаны. Театр, танцы, музыка, игра в карты и прочие увеселения категорически осуждались. По учению хлыстов, цель человека состоит в том, чтобы освободить свою душу от власти тела, убить в себе естественные желания и потребности, добившись полного бесстрастия, «умереть плотью", чтобы «воскреснуть духом». С этим был связан отказ от употребления в пищу мяса и алкоголя, а также самобичевания во время радений.

Любые сексуальные связи у хлыстов теоретически также порицались, однако на практике отвергался только сам институт брака. Все супруги, вступавшие в секту, должны были прекратить брачные отношения. В то же время, хлысты получали «духовных жен», которые давались им «христами» или «пророками» на радениях, «для забот о хранении целомудрия этими женами». Примечательно, что плотские связи с «духовными женами» не считались грехом, поскольку здесь проявляется уже не плоть, а «духовная», «христова любовь». Такими «духовными женами» могли быть близкие родственницы, даже сестры.

В целом хлысты провозглашают строгий аскетизм, пищевое и половое воздержание. Человеческое тело, согласно их воззрениям, греховно и есть наказание за первородный грех. Хлысты верили также в переселение душ, в то, что души людские переселяются из человека в человека и даже в животных, смотря по заслугам жизни.

4. СКОПЦЫ

Скопцы («агнцы Божьи», «белые голуби») — секта, отколовшаяся от хлыстов, возводящая операцию оскопления в степень богоугодного дела. Скопчество как самостоятельная секта возникло во второй половине XVIII века. Основателем считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны, разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях.

Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. Основой учения скопцов явилась строка из Евангелия: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.» (Мф. 19:12).

По учению скопцов, ветхозаветное обрезание служило прообразом великого "таинства" оскопления. Дабы открыть людям путь к чистоте и святости, Отец Небесный послал Своего Сына освободить людей от плотской жизни. Считалось, что Иисус Христос принял оскопление от Иоанна Крестителя и на Тайной вечери Сам оскопил Своих учеников. Его проповедь есть ни что иное, как призыв к оскоплению.

Первые люди, по верованиям скопцов, были созданы бесплотными, т. е. не имевшими половых органов. Когда же они нарушили заповедь Божью, то на их теле образовались отличительные половые признаки. Тела их из эфирных стали плотяными, и люди предались "лепости", т. е. сладострастию. Так как половые органы являются следствием греха, то их необходимо уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства. Оскопление воспринимается как "огненное крещение", принятие чистоты, Божие знамя, с которым скопцы пойдут на Суд. После оскопления человек принимает "ангелоподобный вид".

Скопцы имели собственный взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, связанную с их взаимоотношениями с русскими царями. Так, согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I.

Оскопление совершалось как над мужчинами, так и над женщинами.

Оскоплённая женщина, которой была удалена грудь

Скопцы строго соблюдали воздержание от мясной пищи, вовсе не употребляли алкоголь, не курили, избегали родин, крестин и свадеб, не участвовали в увеселениях, не пели светских песен, вовсе не ругались. В отличие от членов старообрядческих общин, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.

Начало правления Александра I было благоприятным временем для скопчества, которое сами скопцы называли "золотым веком". Радения совершались практически легально, с большой торжественностью. Полиции Высочайшим повелением было запрещено входить в дом, где они проходили. Селиванова сектанты открыто называли "богом", а он, махая батистовым платком, говорил: "Покров мой святой над вами". Все это сумасшествие привлекало суеверных петербургских барынь и купчих, которые ходили просить благословения у "старца". Популярность Селиванова росла. В 1805 г. его посетил сам император.

При Николае I скопчество было признано наиболее вредной сектой, сама принадлежность к которой преследовалась по закону. Их ссылали в монастыри, но и там они находили новых последователей. К 1832 г. скопцы существовали уже практически во всех губерниях.

5. Духобо́ры (XVIII век - н.в.)

Духобо́ры (духобо́рцы) — религиозное движение христианского направления, отвергающая внешнюю обрядность Церкви. Идейно близки к английским квакерам, проповедовавшим в Харьковской губернии. Одно из ряда учений, получивших общее название «духовных христиан».

Основателем духоборства был крестьянин Силуан Колесников, живший в селе Никольское Екатеринославской губернии в 1755—1775 гг.

Подобно квакерам, духоборцы полагают, что Бог пребывает в душе каждого человека. Бог духовно пребывает в человеческой душе, а чувственно - в природе. Души людей существовали до сотворения мира и пали вместе с другими ангелами. Теперь, в наказание, они посылаются на землю и облекаются в тела. Первородного греха духоборцы не признают. Небо и ад понимают иносказательно. Духоборцы верят в переселение душ: душа праведника переселяется в тело живого праведника или новорожденного, а душа неверующего или преступника - в животное. Христос воспринимается как обычный человек, одаренный божественным разумом. Духовенство отсутствует, священство отвергается. Божественное происхождение Библии признается, но одновременно с тем утверждается, что каждый человек имеет право брать из нее только то, что для него полезно.

В основе вероучения духоборцев - собственный разум, озаряемый Божественным светом; сердечная вера, равенство и взаимное уважение, как в социальном плане, так и в семейном. Духоборцами признается часть христианских таинств (исповедь, причащение), часть отвергается (брак), равно как и почитание икон и уставов св.Отцов. Православные праздники не признаются, однако празднуются по причине нежелания конфликтов с православными. Духоборцы отрицают светскую и духовную власть и соответственно клятву, присягу и службу в армии. Государство признается и рассматривается лишь как орудие против преступности. Богослужебные собрания духоборцев происходят или под открытым небом, или в особых комнатах. Богослужение состоит из чтения псалмов, пения и взаимного целования. Религиозными символами у духоборцев считаются хлеб, соль и кувшин с водой, которые ставятся на стол во время богослужения.

В основе духоборческой этики лежат заповеди Христа о любви к Богу и 10 заповедей Моисея, толкуемых совершенно категорично. Под влиянием Л.Н.Толстого в среду духоборцев проникли идеи вегетарианства.

Духоборство распространилось по многим губерниям благодаря их тихой, трезвой и праведной жизни. Впоследствии духоборцы подверглись преследованиям со стороны православных духовных властей и полиции, депортировались, ссылались на каторгу. В 1839 г., по указу Николая I, духоборцев депортировали в Ахалкалацкий уезд Грузии, причислив к особо вредным сектам. В 1898 - 1899 гг. с разрешения императора Николая II более семи тысяч духоборцев эмигрировали в США и Канаду.


В 1991 г. российские духоборцы основали «Союз духоборцев России». Общая численность духоборцев на конец XX в. составляет около 100 тысяч человек, проживающих во всех районах России, Азербайджане, Грузии, Средней Азии, Украине, Канаде и США. По этническому составу преимущественно русские.

6. Молокане (XVIII век - н.в)

Молока́не — движение, которое оформилось под влиянием духоборчества в 60-е годы XVIII века и интенсивно распространялось в начале XIX века. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. Однако уже при Николае I их общины стали преследовать.

Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин (бывший духоборец).

В отличие от духоборцев, молокане признавали Библию, которая ассоциировалась у них с образом духовного молока, которым кормится человек. Самоназвание течения молокане объясняли словами из Первого соборного послания апостола Петра: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет. 2:2). В общем и целом культовая практика молокан близка к евангельским протестантским течениям, особенно к баптистам.

Молокане отрицали церковную иерархию, священников, монашество, не признавали храмы, церковные таинства и обряды, отвергали святых, не делали изображения креста, не крестились при молитве, не поклонялись мощам святых. Функции священнослужителей у молокан выполняли «старцы», являющиеся наставниками отдельных общин. Богослужение у молокан состояло в чтении Библии, пении псалмов и духовных песен и осуществлялось в домах членов общины. Молокане верили в скорое второе пришествие Христа и установления на Земле тысячелетнего Царства Божьего.


Молокане представляли собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделялись «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.

Некоторые общины молокан - прыгуны, постники, субботники, евангелистические христиане - сохранились до настоящего времени. Печатный орган - журнал «Духовный христианин». Общая численность молокан на конец XX в. - около 300 тысяч человек, рассеянных по всему миру, в основном в России (Ставропольский и Краснодарский край), США (Калифорния), Австралии, Мексике, Армении, Турции.

7. Толсто́вство

Толсто́вство — религиозное общественное течение в России конца XIX — начала XX вв. Зародилось в 1880-х годах в русской крестьянской среде под влиянием идей духоборчества и религиозно-философского учения . Последователи — толстовцы. Основатель и первый пропагандист толстовства - князь Дмитрий Хилков (харьковский помещик, подполковник гвардии), увлеченный идеями социал-демократии.

Основы толстовства изложены Толстым в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «Крейцерова соната» и др.

Для религиозных взглядов в рамках толстовства характерен синкретизм (соединение разнородных вероучительных и культовых положений).

В основе вероучения толстовства - этика любви и непротивления злу насилием. Имея христианскую основу, оно включает элементы язычества, буддизма, ислама, индуизма. Основные христианские догматы отвергаются: отрицается Троица, божественность Христа, догматы о первородном грехе и бессмертии души. Единственной святыней считается человеческая жизнь. Реальность существования Христа признается, но лишь как одного из пророков. Почитаются основные заповеди, изложенные Л.Н.Толстым: "не противься злу", "не судись", "не клянись", "не воруй", "не прелюбодействуй".Толстовство произвольно толкует Евангелие, отвергая остальные книги Библии. Признаются священными некоторые религиозные книги Л.Н.Толстого. Толстовцы отказываются от службы в армии и уплаты налогов. Богослужение отсутствует.

В 1897 г. в России толстовство было объявлено вредной сектой.

В 90-х годах XIX в. - начале XX в. толстовство состояло в основном из интеллигенции и их численность достигала около 30 тыс. человек. К концу XX в. последователи толстовства сохранились в Европе, США, Японии, Индии.

Современыый период

Внутри Православной Церкви, не все спокойно и сегодня. Наше время не является чем-то исключительным. Современные ереси часто закамуфлированны красноречием и наукобразным языком, они успешно прячутся за авторитетами некоторых богословов и теологуменами Святых Отцов (т.е. богословскими мнениями, не являющееся общеобязательными для всех христиан). Если Дух Божий не просветит, то легко можно впасть в различные заблуждения, слушая некоторых «просветителей» и даже служащих священников.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Используемая литература:

1. С. В. Булгаков. Справочник по ересям, сектам и расколам

2. Глухов И. А. Конспект по сектоведению, 4 кл МДС, 1976г.

3. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе

В ранней истории русского христианства Новгород и Псков занимают особую роль. Во-первых, именно на этих территориях имела место вотчина княгини Ольги, которая начала крещение Руси до Крещения Князя Владимира.

Сюда же была отправлена первая безуспешная католическая делегация с епископом Адальбертом во главе, которая потерпела фиаско. И здесь же, в Новгороде, вспыхнули первые языческие антихристианские восстания, которые вылились в пресловутое ответное «крещение огнём и мечом».

Но помимо всех этих драматических событий, Новгород и Псков стали и своеобразной отправной точкой двух самых масштабных ересей первых веков христианства на Руси. Движения стригольников и ереси жидовствующих.

Стригольники

И рассмотрение Новгорода и Пскова в таком свете и верно, и не верно одновременно. Да, действительно, первые упоминания о стригольниках относятся именно к Новгороду, а одним из основателей этой секты был некто «стригольник» (цирюльник) и пскович Карп. Как минимум, о том, что «был некий человек, исполненный гнусных и скверных дел, по имени Карп, по ремеслу стригольник, живший во Пскове» указывает в летописи Иосиф Волоцкий.

Но стоит отметить, что проникновение религиозных предшественников и стригольников, и жидовствующих началось значительно раньше, и не только с Северо-Запада. К примеру, в Никоновской летописи указано, что ещё в 1004 году киевский митрополит Леонт заключил под стражу еретика «Адриана-скопца». А в 1123-м уже митрополит Никита посадил в тюрьму некоего «злого еретика Дмитра».

По мнению Карташева, автора «Очерков по истории Русской Церкви», эти предтечи стригольников были представителями балканской ереси «богомилов». Не вдаваясь в подробности стоит сказать, что богомилы, судя по Книге Голубиной (одному из их главных доктринальных трудов, дошедших до наших дней) были дуалистической и гностической сектой. При этом одной из основных их черт была подчёркнутая аскетика и нестяжательство.

Это важно отметить, поскольку последующий пафос борьбы с официальной церковью и стригольников, и жидовствующих также был мотивирован нестяжательностью и призывом к аскетизму, а в частности, отказу от «симонии», то есть, поставления священников и епископов за деньги.

Во второй половине XIV в Русской Церкви разгорелся спор о правомочности поставления некоторых епископов на их кафедры. Более того, некоторые русские князья поддержали это возмущение и говорили о «продажности греков».

Ровно на эти годы, а именно на 1375-й, приходится и упоминание о поимке и казни псковско-новгородских стригольников. Однако в летописях говорится о том, что некая ересь завелась в Новгороде ещё за 20 лет до этих событий, и ей активно противостоял Новгородский архиепископ Моисей.

Иными словами, ересь тлела все эти годы, и не только в Новгороде, а уже по всей Руси, но в «полуподпольном режиме», а очередной всплеск полемики о симонии стал катализатором активной проповеди стригольников.

Жидовствующие

Ещё более тесно с Европой и Балканами, нежели стригольники-богомилы, были связаны жидовствующие. Они появились уже во второй половине XV века, и снова в Новгороде. На этот раз даже их лидер и первый проповедник пришёл извне.

В 1470 году новгородцы, ещё пытавшиеся отстоять свою полную автономию от Москвы, по сговору с поляками, пригласили к себе литовского князя Михаила Олельковича. Сам князь был православным по вероисповеданию, но он приехал с пышной европейской свитой, среди которой был некий лекарь Захария, представитель средневекового европейского еврейства. Он-то и стал первым проповедником новой секты на Руси.

Что же касается самого этого религиозного течения, то в Болгарии, то есть, снова на Балканах, ещё в XIV веке проводился православный собор именно против «жидовствующих».

Что интересно, князь Михаил со свитой продержались в Новгороде всего год, Иван III в 1471 году оккупировал Новгород и изгнал Михаила. Но ересь уже проникла в круги и новгородской знати, и духовенства. В частности, адептами нового течения стали священники Алексий и Диониса. И вот их уже Иван III забрал в Москву. Так ересь получила свое дальнейшее распространение.

При этом и в Новгороде она не исчезла. В 1484 году известен случай полемики архиепископа Геннадия Новгородского и игумена Захарии о порядке причащения, и снова о симонии. Захария в итоге также отправился в Москву, под крыло Ивана III, поскольку противостояние Новгорода и Москвы все более усугублялось, и внезапно жидовствующие стали инструментом в политической борьбе великого князя Московского против излишней церковной и политической воли новгородцев.

Впрочем, отвлекаясь от темы стоит сказать, что в итоге Иван III сам устроил следствие и осуждение этих еретиков, поскольку и с политической точки зрения они были слишком вольнодумны.

Что же касается Новгорода, то здесь борьбу с еретиками в те годы вёл Геннадий Новгородский. И вёл её достаточно жестко, вплоть до массовых казней.

Близость к Европе

Если абстрагироваться от собственно религии и посмотреть на политические аспекты, то понятно, почему Новгород и Псков стали началом пути двух этих ересей.

Во-первых, это территориальная и политическая близость к Европе и самые разнообразные и тесные с ней связи. Во-вторых, неприятие возвышения Москвы и централизации власти. И Псков, и Новгород долгое время были слишком вольными государствами, которые отстаивали свою независимость, в том числе, и угрозами смены веры, например, унией с католиками.

Третья же причина была скорее интеллектуальной. В силу своего уникального положения и новгородцы, и псковичи были менее консервативны и открыты «новым веяниям», через которые приходили и еретические учения.

К тому же что стригольничество, что ересь жидовствующих в основе своей критики несли резкое неприятие симонии и «развращённости нравов в Церкви», что само по себе было симпатично очень многим идеалистически настроенным людям.



Дети