Святая софья. Икона Святой Мученицы Софии римской. Святая Мученица София. Житие Святой Софии. София Египетская мученица


Т.е. вроде бы есть в честь кого храм называть. Но почему то именно эти Софии чем то не устраивали создателей храмов.Там же есть и полный список всех храмов Святой Софии:

Как видите это храмы исключительно на Руси и в Византии.В статье о "Святой Софии" в Стамбуле тоже тишина по поводу происхождения названия.А ведь это главнейший храм всей, так называемой Греческой религии, которую мы сейчас называем Православной.В принципе кое где слово София трактуется как -Премудрость Божия, конкретно в статье о храме в городе София..В Википедии есть даже соответствующая статья:

А еще хорошо известны иконы "Софии, Премудрости божей".Только вот изображена на них богородица да и называются они очень интересно - ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СОФИЯ - ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ» (КИЕВСКАЯ) Икона Софии, Премудрости Божией (Киевская), занимает особое место в Русской Православной Церкви. На иконе изображена Божия Матерь и воплотившаяся из Нее Ипостасная.Премудрость - Сын Божий. Под Премудростью, или Софией, разумеется Сын Божий, о Котором в Книге Притчей Соломоновых сказано: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (9, 1) .

Как то тут у святых отцов от РПЦ идут расхождения. Так премудрость как философский термин или все таки Сын божий?
Или вот еще подобная икона,Икона «Премудрость созда Себе дом» (Киевская ).На самом верху у нас .А внизу, в самом центре как раз все также Божья Матерь.От которой, как я понимаю, вся премудрость и происходит.Интересно что тут написано на фронтоне?

Опять же на куполе головного алтаря храма "святой Софии" в Киеве изображена Божья матерь.Причем она называется - Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

А теперь давайте почитаем, что у нас в Википедии сказано о имени Божьей Матери:

Я вот тут чего подумал- а может быть в традициях Греческой церкви мать Христа звали София?Просто потом мы во многом "легли" под Западную церковь и нам об этом пришлось "забыть"?Кстати не исключено, что первоначально ее могли звать и "Оранта".Кто же теперь разберет, что и как там было? Никто. Приходится только гадать, к сожалению.

Тут новгородцев призывают стать за правду Новогородскую и за святую Богородицу,

А в этом отрывке, как я понимаю, олицетворяют храм святой Софии с самым святым местом, которое надо защищать.И опять же с нами Бог и святая София.

И вот ттут Бог и святая София как последняя надежда новгородцев.

Кстати, если вы думаете, что тут говориться именно о Великом Новгороде, то спешу вас разочаровать. .

Честно говоря не понял, что владыка снял со святой Софии, но она была явно градообразующим сооружением. Кстати город каменный это не дома каменные а огород, изгородь т.е. стены.

А тут говорится о ремонте святой Софии.По тем временам, я думаю, покрыть ее свинцом было дороже чем сейчас чистым золотом.

Погорел Новый город.К

Кстати, если вы заметили то в книге почти нет дат. Тоже примета времени. Я думаю, что их вообще потом, в 18 веке вписали, когда переводили и издавали летопись.

В общем можно предполагать, что изначально Софией у нас на Руси и в Византии, которую у нас во всех летописях называли просто Греческим царством, в религии, которую сейчас на Западе называют - Ортодоксальной греческой, звали богородицу. Хотел написать - мать Христа, но не буду. Есть очень основательные предположения, что там не все было так, как мы себе сейчас представляем.

Дополнение :

Книга: Андрей Кесарийский (архиепископ Кесарии Каппадокийской; V-VII вв.).

Апокалипсис толковый в лицах с толкованием Андрея архиепископа Кесарийского [рукопись]. - [Б.м.], XVI в. -
В самом конце книги, на последней странице есть такой текст:

Прибавления: о Софии премудрости Божии, списано с местного образа, иже в великом Новгороде.
Нач. Церкви Божия София Пречистая Дева Богородица, си речь девственных душа .



Кстати у меня есть стойкое подозрение, что образ Богородицы во многом трансформировался из образа .

Святая мученица София Римская была матерью Веры, Надежды и Любови. Она воспитывала своих дочерей в христианской вере. В те времена (II век) в Риме верующие во Христа подвергались жесточайшему преследованию со стороны властей. Когда святую Софию и ее детей поставили перед выбором, она приняла мудрое решение.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святой мученицы Софии Римской
Иконописец: Юрий Кузнецов
София Египетская, мученица


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 18 сентября/1 октября.

София Слуцкая, княжна Княгиня София жила в конце XVI - начале XVII веков. Она была последней княжной рода Слуцких, некогда могущественного, бравшего начало от рода Рюриковичей. В младенчестве София потеряла родителей, ее воспитывали дальние родственники, оформившие опекунство и стремившиеся не только погасить свои финансовые долги за счет богатого наследства княжны, но и приумножить свои состояния. Еще девочкой она была сосватана князю Янушу Радзивиллу, семье которого ее родственники задолжали приличную сумму денег. Сложность заключалась в том, что князья Радзивиллы были католиками. Воспитанная в православной вере юная княжна сумела настоять на том, чтобы сохранить свою веру и даже на том, чтобы дети, родившиеся в браке в обязательном порядке были православными.

Когда София достигла совершеннолетнего возраста, Януш отправил прошение Римскому папе на разрешение брака с православной княжной. Их межродовой и межконфессиональный союз был заключен в 1600 году по православному обряду. Несладко жилось княжне Софии под опекой корыстных родственников, не лучше стало и после замужества. Отраду и спасение она находила в своей вере - в любви к Господу. Но еще одно испытание поджидало молодую княгиню. В Западнорусском крае была объявлена церковная уния с Римом, что означало установление католичества государственной религией.

Поскольку во время принятия унии Слуцк принадлежал ей, святая праведная княгиня София направила все свои силы на защиту православных святынь и православных жителей. Так образовалось Слуцкое Преображенское Братство, в котором она стала образцом нравственных устоев, его духовной и материальной основой. Будучи женой католика, невероятными усилиями, но она сумела через мужа выпросить у польского короля для Слуцка грамоту, оберегающую граждан, исповедовавших православие, от насилия униатов. Таким образом, Слуцк стал единственным городом в Северо-Западном крае, сохранившим чистоту и целость Православия. Благодаря этому постепенно он стал религиозным и церковно-административным центром, вокруг которого начали объединяться православные силы Белой Руси (Белоруссии), а княгиня София глубоко почитаемой народом святой. Ее нетленные останки до настоящего времени покоятся в кафедральном соборе Минска

София (в миру вел. княгиня Соломония) Суздальская, преподобная


Заказать икону

Дни памяти установлены Православной Церковью 1/14 августа, 16/29 декабря.
(Имя прп. Софии Суздальской внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 27 марта 2007г.)

Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня, была дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Князь Курбский называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". В рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых". Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии.

На вопрос Кто такая святая София? И почему в честь нее назвали храм в Византии? заданный автором Анна Сергеевна лучший ответ это

Ответ от Просигнализировать [новичек]
.


Ответ от Двутавровый [новичек]
Собор Святой Софии в Византии был назван не в честь мученицы Софии, а в честь Премудрости Божией...


Ответ от Особый [новичек]
В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит «премудрость». Она была христианка и сообразно своему имени жизнь свою вела благоразумно – по той премудрости, которую восхваляет апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак. 3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.
По мере того, как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.
Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они – христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.
О всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил сейчас же послать слуг своих с тем, чтобы они привели девиц к нему. Исполняя царское повеление, слуги отправились в дом Софии и когда пришли к ней, то увидали, что она занимается поучением дочерей своих. Слуги объявили ей, что царь зовет к себе ее вместе с дочерьми. Уразумев, с какою целью зовет их царь, они все обратились к Богу с такою молитвою:


Ответ от Дарья Кравцова [новичек]
Она великомученица принесшая себя в жертву ради веры в Христа!


Ответ от Ева Ханина [новичек]
Она великомученица принесшая себя в жертву ради веры в Христа!


Ответ от Sergei Yakunin [гуру]
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.
Слух о принадлежности этого семейства к христианству дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Удивленный смелостью юных христианок император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако, все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.
Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.


Ответ от Маша пинокио [новичек]
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.
Мученица София
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 - 138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

София — это очень красивое древнее имя греческого происхождения. В церковной традиции оно связывается с Софией — Премудростью Божией (значение имени София — мудрость), а также с рядом святых, о которых и пойдет речь ниже в связи с вопросом определения именин.

Именины — это личный праздник человека, накладывающийся на церковное торжество в честь того или иного святого и проецируемый этим торжеством. Фактически именины человека празднуются в тот день, когда в церкви чтится память святого, в честь которого ему дано имя при крещении. Таким образом, именины (Софии в том числе) — это сугубо церковный праздник, и право отмечать его имеют только те, кто крещен в христианской церкви.

О выборе дня именин

Человек, который идет креститься в сознательном возрасте, сам выбирает себе новое имя. Оно может совпадать с именем по паспорту, а может от него и отличаться. Единственное требование состоит в том, чтобы имя числилось в святцах, то есть принадлежало кому-либо из святых церкви. Выбранный святой тезка становится покровителем человека. Разумеется, когда крестят ребенка, за него этот выбор делают родители. Поэтому нередко, когда малыш вырастает, он теряет информацию о своем покровителе и выбирает его заново. В таком случае церковью разрешается выбрать себе святого тезку, руководствуясь просто своими предпочтениями. Если же у человека возникают с этим трудности, то проводят формальную процедуру календарного вычисления, в соответствии с которой святым покровителем будет считаться тот, чей день памяти по календарю ближе всего стоит ко дню рождения человека. Все это является издержками традиционной церкви, в которой таинства, в том числе крещение, преподаются чуть ли не всем подряд по традиции. Часто при этом люди оказываются вовсе не верующими, и, конечно, не задумываются о выборе святого покровителя. Верующие же люди, воцерковленные, к этому относятся серьезнее и куда сознательнее.

Ниже мы поговорим о некоторых святых, в память о которых отмечают именины Софии. Кроме дат празднования по календарю мы очень кратко коснемся их жизней. Сразу стоит сказать, что многие прославленные церковью женщины здесь не будут упомянуты, так как не существует полного подробного перечня святых.

28 февраля. Преподобномученица София (Селивестрова)

Родилась прпмчц. София в 1871 году в Саратовской губернии. У нее рано умерла мать, и до 20 лет девушка воспитывалась в приюте при женском монастыре. Затем она переехала в Санкт-Петербург, где брала уроки рисования, зарабатывая на жизнь работой в качестве прислуги. В 1989 году она приняла решение уйти в монастырь, что и сделала, поступив в число сестер Страстного монастыря в Москве. Когда обитель была расформирована в 1926 году, она вместе с тремя монахинями поселилась в одном из подвальных помещений на Тихвинской улице. Однако в 1938 году по обвинению в контрреволюционной деятельности она была арестована и приговорена к расстрелу. В том же году приговор привели в исполнение. Прославлена в 2001 году. Именины Софии по церковному календарю отмечаются также 26 января. Эта дата, однако, не является ее резидентной памятью, а принадлежит всем новомученикам и исповедникам российским.

1 апреля. Княгиня София Слуцкая

1 апреля отмечают именины Софии, нареченные в честь одноименной княгини, которая родилась в 1585 году в семье Слуцкого князя Юрия Юрьевича. Через год после рождения осталась сиротой и формально стала княгиней Слуцкой. В жизни имела репутацию противницы униатства и активно противодействовала проповеди сторонников Рима. Скончалась в 26 лет во время родов. Дочь Софии также родилась мертвой. Именины Софии по церковному календарю празднуются также 15 июня в День памяти белорусских святых.

4 июня. Мученица София

Мученица, при жизни бывшая врачом. Именины Софии в этот день отмечают женщины, нареченные в ее честь. Однако сказать о ее жизни нечего, данных нет, кроме того, что за свою веру она приняла смерть.

17 июня. Преподобная София

Малоизвестная преподобная София. Именины православные девушки в ее честь отмечают редко, потому что о том, кто была эта женщина, практически ничего неизвестно. Мы знаем только то, что она отличалась строгим аскетизмом и воздержностью своей монашеской жизни.

30 сентября. Римская мученица София

Это, пожалуй, самая знаменитая из святых Софий. София, именины, день ангела и просто память которой почитает весь православный мир, была матерью святых мучениц Веры, Надежды и Любви. За исповедание Христа ее дочерей казнили у нее же на глазах. Ей самой сохранили жизнь, но через три дня она скончалась у могилы своих дочерей.

1 октября. Египетская мученица София

Эта женщина была обезглавлена при императоре Аврелиане. Причиной трагедии стало все то же исповедание христианства.

Благочестивая вдова-христианка София жила во веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), в Италии . Назвав своих дочерей, Веру , Надежду и Любовь , именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу .

Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и тот велел привести их в Рим . Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде . Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны.

Тогда все трое были подвергнуты жесточайшим мучениям. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены, случилось это в году. Софию не подвергали испытанию, может быть, по расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере детей.

Император разрешил святой Софии взять тела дочерей. Она положила останки в ковчег и отвезла за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте.

Святая София, претерпевшая за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Торжеству́ет Це́рковь перворо́дных,/ и свесели́тся прие́мля ма́терь о ча́дех веселя́щуюся,/ я́же я́ко му́дрости тезоиме́нитая/ тро́йственным богосло́вским доброде́телем равночи́сленныя породи́./ Ты́я с му́дрыми де́вами зри́т уневе́стившияся Жениху́ Бо́гу Сло́ву,/ с не́ю и мы́ духо́вне в па́мяти и́х свесели́мся, глаго́люще:/ Тро́ицы побо́рницы,/ Ве́ро, Любве́ и Наде́ждо,// в ве́ре, любви́ и наде́жде утвержда́йте на́с.

Кондак, глас 1 (Подобен: Гроб Твой, Спасе:)

Софи́и честны́я свяще́ннейшия ве́тви, Ве́ра и Наде́жда и Любо́вь, показа́вшеся,/ му́дрость обуи́ша е́ллинскую благода́тию,/ и пострада́вше, и победо́носицы яви́вшеся,/ венце́м нетле́нным// от все́х Влады́ки Христа́ увязо́шася.

Мощи святой мученицы Софии в Эльзасе

Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе , в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около года на острове Эшо . Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I , были перенесены из Рима в аббатство 10 мая года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму" .

В честь святой Софии монастырь в Эшо стал называться аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в году игумения Кунегунда решила устроить на старинном "римском пути", ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".



Дети