Личность в юности. Самовоспитание. Формирование жизненных ценностей и убеждений. Кризис возраста. Курсовая работа ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте Понятие и структура мировоззрения

Задачей развития подросткового и юношеского возраста является формирование мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение, осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сферах, становление идентичности личности основаны на ориентировке юноши в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека . Ценности и ценностные ориентации определяют направленность и содержание активности личности, сознательное отношение человека к миру и обществу, к самому себе и окружающим людям, порождая смысл и направление деятельности и поведения, позиции личности, ее выборам и поступкам. Большое значение приобретает иерархичность ценностей и ценностных ориентаций. Содержание и структура системы ценностных ориентаций являются сугубо индивидуальной характеристикой личности, однако источник этой системы - общественное сознание и человеческая культура.

Система ценностей проходит длительный путь своего становления и развития в ходе усвоения и присвоения культурно-исторических образцов ценностей в соответствии с потребностями и интересами личности. Содержание ценностной сферы, формирующееся у подростка, может быть очень разнообразным. Трансляция культурного опыта предполагает интериоризацию и присвоение ценностей, их персонализацию и формирование ценностной ориентации личности. Трансляция ценностей может осуществляться на различных уровнях взаимосвязанных социокультурных контекстов: микросистемы, мезосистемы, экзосистемы и макросистемы .

Значительное влияние на формирование ценностной сферы личности оказывают социокультурные детерминанты: идеология, религия, культурные идеалы и нормы, обычаи, традиции, типы хозяйствования и организации производственной общественной деятельности, ментальность.

Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих социальное и моральное поведение человека, служит базой для постановки и решения познавательных, практических и личностных задач. Присвоение культурного опыта происходит не спонтанно, а требует специально организованной деятельности. М. Бахтин отмечал, что культурные ценности являются самоценностями, и "живое сознание" должно приспособиться к ним, утвердить их для себя. Только в таком случае "живое сознание" становится культурным, а культурное становится частью живого

Э. Дюркгейм утверждал, что степень организованности общества может быть определена через уровень "консенсуса ценностей" внутри данного сообщества. Общие ценности определяют стабильность регуляции межличностных отношений и структурируют желания и потребности членов группы. Быстрые нормативные изменения в обществе ведут к разрушению общего "чувства ценностей" и нарушению привычного хода жизни, тем самым создавая индивидуальные формы дезориентации. Внезапное и широкомасштабное разрушение образа жизни приводит к возникновению дисбаланса в обществе и нарушению существующих систем социальной стратификации (Д. Локвуд). С точки зрения Э. Дюркгейма, подобные явления возможны в ситуации идеологической, институциональной и экономической нестабильности, вследствие чего снижается уровень "консенсуса ценностей", нарушается общественное согласие относительно принципа справедливого распределения, развивается "деинституционализация" .

Нарушения ценностного единства общества находят отражение в особенностях ценностного сознания личности в первую очередь в подростковом и юношеском возрастах как наиболее сензитивных к развитию ценностной сферы.

Культурные, социально-экономические и политические особенности общества в значительной степени определяют процесс социализации подростков и формирования ценностно-морального сознания. Влияние таких институтов социализации, как семья, школа, группы сверстников, опосредуется культурными традициями общества. В сравнительном исследовании особенностей личностного развития подростков США и СССР, проведенном в 1970-е гг., У. Бронфенбреннер обнаружил, что система ценностей американских подростков значительно отличается от системы ценностей, принятой в обществе взрослых, в то время как у советских подростков такого разрыва не наблюдается. Общество сверстников скорее обеспечивает усвоение требований и норм взрослых, чем противоречит им .

Однако современное российское общество демонстрирует разрозненность и разобщенность в вопросах ценностей. Г. М. Андреева выделила следующие особенности массового сознания в современном трансформирующемся российском обществе: разрушение прежних устойчивых социально-психологических стереотипов, изменение иерархии ценностей, перестройка образа мира . В силу изменившегося способа общественного производства и образа жизни в массовом сознании произошел отказ от безусловного приоритета коллективистических ценностей, а нередко и их обесценивание в пользу индивидуалистических. Противоречивость состоит в том, что, хотя коллективистические ценности уже перестали быть ведущими, индивидуалистические ценности, противоречащие "коллективистической" природе российского сознания, не были приняты большинством .

Более того, нередко идеи свободы и прав человека приобретают искаженное значение и понимаются как вседозволенность, резко падает уровень правосознания и законопослушности личности. Для российского общества индивидуалистические ценности нередко воспринимаются как ценности, исключающие бескорыстную любовь и заботу, проявления альтруизма .

Это находит отражение в системе ценностей современных подростков.

Исследования структуры ценностей современных подростков достаточно широко представлены в психологии. Ограничения результатов подобных исследований в том, что подросткам предлагается оценить личную значимость ценностей, задаваемых как эталонные, при этом существует риск "оставить за бортом" другие значимые для этого возраста ценности. Приведем примеры исследований ценностей подростков.

В рамках предложенного подхода ценности рассматриваются как убеждения или понятия, связанные с внеситуативным желаемым конечным состоянием или поведением человека, выполняющие функции управления выбором или оценкой линии поведения. В концепции С. Шварца в основе любой ценностной ориентации лежат желаемые внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и побуждающие человека к действию. Система таких целей составляет определенный мотивационный тип. На основании философского и культурологического анализа, результатов психологических исследований ценностной сферы личности, литературы автор выделяет 10 типов ценностной ориентации или мотивационных типов, образующих иерархию в зависимости от личностной значимости. С. Шварцем были выделены следующие ценностные ориентации (мотивационные типы):

  • 1) власть - главной мотивирующей целью является достижение высокого социального статуса, престижа. Стремление к контролю или доминированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной системы;
  • 2) достижение - стремление достигнуть личного успеха в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением;
  • 3) гедонизм - в основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность на себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений;
  • 4) стимулирование (полнота жизненных переживаний) - главной целью является наличие новых впечатлений и изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности;
  • 5) саморегуляция (самонаправленность) - данный мотивационный тип предполагает автономность и независимость мыслей и поведения, направленность на создание нового, исследовательский интерес;
  • 6) универсализм - выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы;
  • 7) благосклонность (заботливость) - главной целью является взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии. Контакты осуществляются в первую очередь с теми людьми, с кем человек поддерживает хорошие отношения или находится в постоянном контакте;
  • 8) традиции - мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социокультурной и религиозной группы как основа успешного функционирования группы;
  • 9) конформность - главной целью является ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий;
  • 10) безопасность - основой данного мотивационного типа является стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества.

Выделенные мотивационные типы связаны с определенными формами поведения и, соответственно, находятся друг с другом в динамических отношениях, как противопоставления, так и соответствия. Были выделены две пары противоположных отношений между ценностными ориентациями: ценности сохранения и консерватизма (безопасность, конформность и традиции) противоположны ценностям изменений (саморегуляции и стимулирования); ценности ориентации на других людей и самопреодоления (благосклонность и универсализм) противоположны ценностям ориентации на себя и самовозвышения (гедонизм, достижения и власть).

Исследования, проведенные в,53 странах, включая Россию, обнаружили феномен консенсуса ценностей, подтверждающий панкультурный универсальный характер развития ценностных ориентаций у разных народов. Наиболее значимыми оказываются благосклонность, саморегуляция, универсализм, далее по значимости следуют безопасность, конформность и достижения. Группу менее значимых мотивационных типов составляют гедонизм, стимулирование, а на последнем месте - традиции и власть. Возрастная специфика иерархии ценностей находит отражение лишь в том, что для юношеского возраста (выборка студентов), по сравнению со зрелым возрастом, ценность достижений оказывается более значимой, чем безопасность и конформность (С. Шварц, Е. П. Белинская, В. С. Собкин).

В исследовании особенностей ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте в рамках концепции С. Шварца на материале российских подростков - учащихся московских школ была обнаружена следующая иерархия ценностных ориентаций (от наиболее значимых к наименее значимым): достижения, саморегуляция, благосклонность, безопасность, гедонизм, стимулирование, универсализм, конформность, власть, традиции . Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков и нанкультурного универсального характера развития ценностных ориентаций по Шварцу позволяет увидеть возрастно-психологическую специфику иерархии ценностей подростков. Для российских подростков и юношей наиболее значимой оказалась ценность достижений и социального успеха, далее ценности саморегуляции и благосклонности (заботы о благополучии других), в то время как благосклонность, по данным С. Шварца, оказывается наиболее значимой, а ценность достижений занимает лишь 4-е место в иерархии по результатам исследований, проведенных в 4,5 странах. Следующей по значимости для российских молодых людей оказывается ценность безопасности. Относительно низкое место по значимости в структуре ценностей занимают гедонизм, стимулирование, универсализм, конформность и, наконец, как и в исследованиях С. Шварца, наименее предпочитаемыми оказываются ценности власти и традиций. Таким образом, структура ценностных ориентаций подростковой и юношеской выборок отражает особенности социальных настроений, характерных для современного российского общества, где личный успех зачастую оказывается более значим, чем забота о благе других. Консенсус в отношении ценности саморегуляции, т.е. стремления молодых людей к автономии и независимости в мыслях, поведении, позиции, занимающей ведущее место в иерархии мотивационных типов, связан с решением важнейшей задачи развития этих возрастов - задачи преодоления зависимости и приобретения автономии.

Можно наблюдать определенную динамику изменения ценностных ориентаций от подросткового к юношескому возрасту: есть как сходство, так и различия в структуре ценностных ориентаций. Для обеих возрастных групп наиболее значимым является социальный успех и достижения, а наименее значимым - традиции и власть. Для юношеской группы большее значение имеет ценность саморегуляции: ценности самонаправленности и достижения автономии оказываются почти столь же значимыми, как социальный успех и достижения, а для школьников ценность саморегуляции и автономии занимает более низкую ступень в иерархии ценностей вместе с безопасностью, гедонизмом и стимулированием. Возрастание значимости автономии в юношеском возрасте свидетельствует о том, что личный успех и достижения начинают связываться в сознании юношей и девушек с собственной самостоятельностью, автономией и активностью. Также можно отметить, что с возрастом проявляется большая ориентированность на изменения в противовес ценностям сохранения. Отчасти это можно объяснить недостаточным уровнем развития самостоятельности и компетентности подростков и их тревогой перед социальной нестабильностью и непредсказуемостью мира, что на фоне стремления к новому и перестройки прежней системы отношений сохраняет высокий уровень потребности в безопасности и определенную приверженность консерватизму.

Можно выделить гендерные различия, в которых сочетаются как традиционные маскулинные и фемининные предпочтения ценностей, так и менее ожидаемые. Типичным для женской выборки можно считать большее предпочтение ценностей благосклонности (защита и забота о благополучии людей, с которыми находишься в частых личных контактах). Это обнаруживается в высокой значимости таких инструментальных ценностей, выступающих как характеристики личности (М. Рокич), как помогающий, честный, прощающий, лояльный, ответственный. Ценность безопасности - чувство защищенности, гармонии и стабильности общества, выступающей в высокой значимости защищенности семьи, высокой национальной безопасности, уверенности в социальном порядке, взаимной помощи и значимости людей друг для друга, также вполне предсказуемо оказалась выше у девушек. Интересно, что ценности саморегуляции у девушек оказались более значимы, чем у юношей. Это отражает факт более ранней автономизации личности в подростковом и юношеском возрасте в женской выборке. Возможно, это объясняется более ранним приобретением девушками взрослости в виде внешней и, возможно, интеллектуальной и моральной взрослости (по Д. Б. Эльконину), обусловленной более высокими стандартами и ожиданиями, предъявляемыми обществом к поведению и достижениям девушек. С этим предположением согласуется и большая значимость для девушек ценности стимулирования как стремления к новому, изменениям и переменам в жизни, поиску новых впечатлений. С другой стороны, изменение места женщины в обществе и пересмотр содержания гендерных ролей в пользу более активного участия женщины в производстве и социальной деятельности, изменение семьи как социального института могут рассматриваться как фактор изменения ценностной сферы женщины. Также девушки демонстрируют большую готовность к развитию и изменениям, чем юноши, и приоритетность целей самопреодоления как готовности к заботе и саморазвитию, по сравнению с юношами. Гендерные различия отражают сохранение женской выборкой предпочтения традиционно феминных приоритетов - благосклонности и безопасности наряду с выраженной тенденцией открытости новому опыту саморазвития, т.е. предпочтением саморегуляции и стимулирования.

Таким образом, структура ценностных ориентаций современных российских подростков и юношей отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости благосклонности (заботы о благополучии других людей и общества). Это расходится с моделью универсальной структуры ценностей, предложенной С. Шварцем . Изменение структуры ценностей отражает сдвиг социальных приоритетов в пользу собственного благополучия и индивидуализма против социального интереса (А. Адлер) и коллективизма. Выявленная тенденция обусловлена также недостаточностью опыта общественно-полезной деятельности и участия в социальных молодежных организациях у современных подростков. Таким образом, мы получили свидетельство того, что особенности социальной ситуации развития современных российских подростков обусловливают иерархию ценностных ориентаций личности.

Возрастные особенности ценностной сферы в подростковом и юношеском возрасте связаны с решением важнейшей задачи развития - преодолением зависимости и формированием автономии личности. Возрастание значимости ценности саморегуляции, мотивации изменения и саморазвития составляет характерную тенденцию развития ценностной сферы при переходе от подросткового к юношескому возрасту. Другая тенденция - усиление ценностных противоречий, где индивидуалистическая направленность на личные достижения вступает в противоречие с коллективистической заботой о социальном благополучии. Разрешение указанного

противоречия связано с развитием форм кооперации и сотрудничества личности с другими людьми в значимых видах деятельности.

В исследовании О. А. Тихомандрицкой было показано, что для современных российских подростков наиболее значимыми являются "общечеловеческие" ценности (свобода, здоровье, любовь, дружба) и ценности, связанные с достижением благополучия и осмысленностью собственного существования (насыщенность жизни, осмысленность существования, успех, профессионализм, целеустремленность и др.). Наименее значимыми оказались духовные ценности, ценности конформности и традиций (духовность, благочестие, религиозность, послушание, умеренность, смирение, традиции и др.), а также ценности "власти" (власть, социальная власть). В целом наиболее значимыми для современных старшеклассников являются ценности изменения личности и общества и индивидуалистические ценности, направленные на достижение личных интересов. Менее значимыми явились, соответственно, ценности "сохранения", направленные на стабильность и неизменность общества, и ценности, выражающие интересы группы, общества (коллективистические ценности). Особенности иерархии ценностей отражают, по мнению автора, как собственно возрастные задачи и новообразования ранней юности - самоопределение, становление мировоззрения, так и особенности современного общества - отсутствие стабильности, направленность на изменения, ориентация на и ндивидуализм . Другим примером изучения особенностей ценностной структуры подростков является исследование В. С. Собкина и Н. И. Кузнецовой .

Ценность данного исследования связана с наличием двух замеров, которые проводились в 1991 и 1996 гг. Такая организация исследования позволяет изучить динамику структуры ценностей подростков в разных социокультурных условиях. В 1991 г. к высоко значимым жизненным ценностям подростки отнесли счастливую семейную жизнь (73% испытуемых), достижение материального благополучия (57%) и успешную профессиональную деятельность (49%). К ценностям средней степени значимости - полноценное общение с людьми (34%), развитие своих способностей (25%), воспитание детей (24%). В группе низкозначимых ценностей оказались познание себя (13%), полноценное приобщение к культуре (8%), успешная политическая карьера (3%). Отметим, что для девушек большее значение, чем для юношей, представляют ценности семейной жизни и воспитания детей. Сравнение результатов 1991 и 1996 гг. позволяет выявить динамику изменений представлений о жизненных ценностях: при сохранении общей иерархии ценностей наблюдается снижение частоты выбора многих ценностей. Так, ценность семейной жизни, оставаясь на 1-м месте по частоте выбора, теряет свою значимость с 73% в 1991 г. до 60% в 1996 г., успешная профессиональная деятельность - с 49 до 42%, полноценное общение с людьми - с 34 до 24%, развитие своих способностей - с 25 до 18%. Отметим, что значимость ценности материального благополучия оказывается достаточно стабильной (57% в 1991 г. и 53% в 1996 г.). Наблюдается резкое снижение значения семейной жизни для девушек (с 84% в 1991 г. до 66% в 1996 г.). Таким образом, можно говорить о том, что при сохранении общей иерархии ценностей наблюдается значительное "уплотнение" результатов - подросткам становится сложнее выбрать одну доминирующую ценность.

В рамках кросс-культурных исследований жизненных ценностей было показано, что московские и амстердамские подростки различаются приоритетной ориентацией московских подростков на достижение материального благополучия и семью (домашнее хозяйство и воспитание детей), а голландских подростков - на общение с людьми и выход за рамки внутрисемейного общения .

Различными оказались и ценностные оппозиции (противоречия): для московских подростков значимыми оказалось противопоставление ценностей "политическая карьера - приобщение к культуре" ("политика - культура"), для амстердамских - "социальное достижение - приобщение к духовным ценностям" ("социальность - духовность"), что, по мнению авторов, по сути представляется одним и тем же. Основное различие заключается в высокой значимости ценностной оппозиции "ориентация на саморазвитие - забота о другом" для голландских подростков при ее низкой значимости для российских подростков.

В сравнительном российско-финском исследовании, осуществленном сотрудниками кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, было показано, что наиболее значимыми для финских школьников и менее значимыми для российских являются следующие ценности: помощь страждущим, охрана природы, мир на земле, творчество, близкое общение. И, наоборот, более значимыми для московских и менее значимыми для хельсинских школьников оказались ценности активной, интересной и увлекательной жизни; материального благосостояния; социального одобрения, уважения и восхищения .

Кросс-культурные исследования позволяют выявить не только особенности иерархии ценностей, связанные со спецификой культурных условий, но и общие тенденции развития ценностей, связанные с закономерностями социального развития. Сравнительное исследование Р. Ингельхарта, проведенное им в 1970 и в 1989 гг. в шести европейских странах - Англии, Франции, Германии (ФРГ), Италии, Бельгии, Нидерландах и США, выявило сдвиг приоритетов от материалистических ценностей (физическая и экономическая безопасность, материальное благосостояние) в сторону предпочтения постматериалистических ценностей (самореализация, качество жизни и т.д.). Изменение приоритетов ценностей связывалось автором с ростом благосостояния и объективной экономической безопасностью во всех изучаемых странах.

Немалый интерес представляют данные о зависимости содержания системы ценностей подростков от уровня познавательного развития, в частности, показателей формального интеллекта. Подростки с высоким уровнем формального интеллекта выбирают ценности, ориентированные на долгосрочную перспективу, а также "вечные" ценности, оперирующие теоретическими конструктами, например справедливость, альтруизм. Подростки с низкими показателями формального интеллекта более ориентированы па ценности гедонистического характера, с очевидным общественным одобрением и быстрым вознаграждением .

Ценностные ориентации подростков находят отражение в идеалах, объективирующих эталоны и образцы для саморазвития и выступающих "идеальной формой" развития в данном возрасте, и в мировоззрении, обобщающем картину мира подростка в пристрастной оценочной форме, определяющем место и отношения человека с обществом и природой, предназначение и смысл бытия.

Идеалы в подростковом и юношеском возрасте играют большую роль в развитии самосознания и идентичности личности. Появление идеалов в подростковом возрасте связано с актуализацией проблемы самоопределения, развитием саморефлексии и формированием Я-концепции. Познание себя, своих способностей и возможностей происходит через сопоставление себя с другими. Этим "другим" чаще всего выступают сверстники. Однако и для адекватной самооценки, и для определения задач саморазвития и самовоспитания подросток нуждается в сравнении с образцом, воплощающим желаемые способности и личностные черты, функции которого и выполняет идеал. Часто идеалы подростков - это взрослые люди, равнение па которых позволяет подростку приблизиться к новому желаемому статусу взрослости и реализовать чувство взрослости, о котором писал Д. Б. Эльконин. Идеалом может выступать как конкретный человек или персонаж, так и система обобщенных качеств. Л. И. Божович писала о том, что идеал воплощает определенную систему требований подростка к себе, что оказывает влияние на его отношение к внешним требованиям. Соответствие внешних требований внутреннему идеалу способствует их соблюдению, расхождение требований и идеала снижает готовность подростка выполнять социальные требования . Можно говорить о смыслообразующем характере идеала для подростка, определяющем вектор его развития, деятельность и поведение .

Содержание идеалов подростка зависит от исторических социокультурных условий развития. На макроуровне каждая эпоха, ее время и среда определяет свой идеальный образ человека, выделяя наиболее значимые черты . На микроуровне особенности взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, родителями способствуют формированию идеалов. Содержательно идеальный образ человека для подростка включает в себя характеристики внешности, личностные черты, особенности моделей поведения. Идеальный образ человека может обладать разной степенью дифференцированности: одни характеристики могут быть очень четкими, иногда гипертрофированно выпуклыми, другие - расплывчатыми и колеблющимися. С учетом значимости интимно-личностного общения со сверстниками как ведущего типа деятельности в подростковом возрасте характеристики идеального образа, связанные с коммуникацией со сверстниками, приобретают особо важный характер.

Изменения, происходящие в обществе, приводят к изменению идеалов - на смену одним героям (революционерам, полководцам, путешественникам, первооткрывателям и т.д.) приходят другие (киноактеры, поп-звезды, топ-модели и т.д.) . Например, в 12-13 лет идеалом для подростков в 38% случаев являются зарубежные актеры и киногерои зарубежных фильмов и телесериалов, несколько реже, в 26% случаев, - для старших подростков. Отметим, что образ знаменитых людей прошлого является идеалом современных подростков крайне редко - лишь в 6% случаев . Интересным представляется трансформация образа идеального образа мужчины для молодых людей за последние 20 лет: от образцов ярко выраженной маскулинности (А. Шваценеггер, С. Сталлоне и другие герои боевиков) к образцам, обладающим выраженной феминностью (Шайа Лабаф). Конкретное содержание идеалов связано с многими факторами: социальным окружением, уровнем образования, образования и социоэкономического уровня родителей подростка, особенностями потребностной сферы подростка, его интеллектуальными способностями и т.д. Достаточно часто идеалы подростков, так или иначе, оказываются связаны с фигурами родителей.

В исследовании Б. В. Кайгородова показано, как в возрасте от 10 11 к 14-15 годам происходит трансформация идеала: переход от идеала - конкретного человека или героя к идеалу - обобщенному образу . С возрастом происходит изменение структуры идеала подростков. Первоначально идеал представлен в виде эмоционально окрашенного образа, выступает как пример для подражания, некоторый эталон для оценки других и самого себя. Здесь содержание идеала носит конкретный характер, часто связанный с определенным героем. Важно, что идеал может выполнять функцию приобщения себя к другим людям или социальным группам. В дальнейшем идеал становится регулятором поведения, позволяет оцепить мотивы деятельности, включаясь в устойчивую систему ценностей, интересов, установок личности. Затем идеал выступает интегрирующей основой жизненных отношений личности, ее общим смыслообразующим устремлением. На данной стадии преобладают идеалы обобщенного и конкретизированного типа (Б. В. Кайгородов, О. В. Романова).

Мировоззрение является ядром индивидуального образа мира, важным компонентом личности человека. Мировоззрение представляет собой систему структурированных представлений об окружающем мире, обществе и человеке, а также о закономерностях их сосуществования, где образ окружающего мира связан с внутренним миром человека, его самосознанием, самооценкой и образом "Я". Можно говорить о тесной связи мировоззрения и системы ценностей человека, формирования идеалов, жизненных приоритетов. Важно, что мировоззрение каждого последующего поколения обогащается опытом предыдущих поколений, а также учитывает конкретные общественно-исторические и социально-экономические реалии.

Формирование мировоззрения связано с наличием способности к рефлексии, формальной логике, критическому осмыслению действительности, понятийному мышлению. Это предопределяет позднее появление мировоззрения - в подростковом и юношеском возрасте. Развитие самосознания как одного из центральных новообразований подросткового возраста приводит к ревизии прошлых, зачастую мифологических, детских представлений о мире, воспринятых и усвоенных ранее без должного осознания и критичности.

Интересна модель процесса формирования мировоззрения, представленная в рамках концепции базисных убеждений С. Эпштейна и Р. Янофф-Бульман (1992). Авторы считают, что в ходе развития человека постепенно и по большей части без должного осознания складывается имплицитная система представлений о мире. Эта имплицитная система представлений о мире включает теорию собственного "Я" и теорию окружающего мира, а также представления об отношениях между "Я" и миром. Содержание имплицитной теории реальности определяется пятью базисными убеждениями, представляющими собой когнитивно-эмоциональные иерархически организованные представления и отвечающими основным потребностям человека. Базисные убеждения влияют не только на восприятие и интерпретацию подростком событий окружающего мира, но и являются основой сознательного формирования мировоззрения, целеполагания и принятия решений, осуществления личностных выборов и построения взаимоотношений, приобретая тем самым ключевое значение в развитии личности.

Можно представить позитивные полюса базисных убеждений, наличие которых определяет содержание мировоззрения человека:

  • 1) убеждение в доброжелательности, дружелюбии людей и безопасности окружающего мира. Идея о том, что человек по своей природе добр и в мире больше добра, чем зла; людям можно доверять;
  • 2) убеждение в справедливости окружающего мира, в том, что устройство мира воздает каждому по заслугам - хорошие и плохие события распределяются между людьми по принципу справедливости, награждая достойных и наказывая тех, кто это заслуживает своим поведением;
  • 3) убеждение в собственной значимости, самоценности, происходящее из уверенности в том, что человек достоин уважения и доброго отношения. Характеризуется позитивным самовосприятием и образом "Я" - преобладанием достоинств над недостатками и уверенностью человека в том, что окружающие уважают его и высоко оценивают;
  • 4) убеждение в возможности удачи у благоприятного поворота дел: люди с позитивным мировосприятием чаще, чем другие, считают, что им в жизни сопутствует везение, благосклонность удачи и судьбы, им свойственен оптимизм и чужда позиция жертвы;
  • 5) убеждение в том, что человек - творец своей жизни, что мир упорядочен и подчиняется определенным законам и в силу этого доступен контролю, что человек способен ставить цели и добиваться их достижения, контролировать происходящие с ним события, предотвращать неприятности и несчастья. Случайные события, хотя и возможны, но не играют решающей роли и не определяют жизненного пути человека.

Образ мира как целостное представление о действительности, природе и обществе и месте человека в нем в подростковом возрасте включает базовые компоненты - образ "Я", образ значимых Других, представления о семье, субъективную картину жизненного пути. Развитие образа мира в подростковом возрасте происходит в направлении большей содержательности и реалистичности, образ "Я" становится более содержательным и дифференцированным, расширяется субъективная жизненная перспектива за счет включения помимо личных, социальных планов и перспектив

.

В исследовании И. Буровихиной было обнаружено, что универсальной особенностью представлений о мире современных российских подростков является четкое выделение негативных сторон, устойчивого образа "зла", и позитивных сторон, составляющих "счастье". В ходе возрастного развития представления о мире и семье у подростков становятся более четкими, структурированными и содержательными. Выявлены возрастные особенности картины мира: для младших подростков - это прежде всего семья, в которой отношения определяются взаимной заботой и уважением, а для старших сверстников - дальние жизненные перспективы достижения социальной и личностной зрелости. В восприятии старших подростков, напротив, семья деидеализируется и связывается с отношениями давления, принуждения, зависимости и сплоченности, привязанности между родными людьми. Этот объясняется тем, что задача автономии и сепарации от родителей еще не стала актуальной задачей развития для младших подростков. Учение и общественно-полезная деятельность являются наиболее интересной и значимой деятельностью для младших подростков, а для старшеклассников - самопознание и формирование самостоятельной мировоззренческой позиции .

Развитие системы ценностей, идеалов и мировоззрения составляет необходимую предпосылку формирования гражданской идентичности личности. Формирование гражданской идентичности в подростковом возрасте представляет собой форму личностного самоопределения на основе развития самосознания. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяет формирование гражданской идентичности как ключевую задачу современной образовательной системы . Гражданская идентичность рассматривается как базовая предпосылка развития государственности и гражданского общества. Гражданская идентичность представляет собой осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл . Структура гражданской идентичности включает четыре основных компонента: когнитивный, ценностный, эмоциональной и деятельностный. Когнитивный компонент выступает как знание о принадлежности к данной социальной общности: наличие историко-географического образа о территориях и границах России, истории развития страны; представление о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; сформированное™ социально-критического мышления и способности к ориентации в социальных взаимоотношениях, ориентация в системе моральных норм и ценностей, экологическое сознание и признание высокой ценности жизни во всех ее формах; представление об социально-политическом устройстве государства; знание Конституции России. Ценностный компонент определяет значимость и модальность (позитивное или негативное отношение) осознания личностью принадлежности к социальной общности. Эмоциональный компонент связан с принятием или непринятием гражданской общности в качестве группы членства, переживанием этого факта. Ценностный и эмоциональный аспекты проявляются в любви к Родине, чувстве гордости за страну, гражданском патриотизме; уважении к истории страны, ее культурным и историческим памятникам; эмоционально-позитивном принятии своей этнической идентичности; в уважении и принятии других народов Родины и мира; в готовности к равноправному сотрудничеству; в уважении чести и достоинства личности; доброжелательном отношении к окружающим; уважении ценностей семьи; в любви к природе, оптимизме в восприятии мира, в признании ценности своего здоровья и здоровья окружающих; сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании; сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Деятельностный компонент связан с выражением гражданской идентичности в форме участия в общественно-политической жизни страны, реализации гражданской позиции в деятельности и поведении. Это находит отражение в участии подростков и юношей в системе школьного самоуправления в пределах возрастных компетенций, в реализации норм, требований и возможностей школьной жизни с позиции ученика; умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимоуважения; в выполнении моральных норм в отношениях; участии в общественной жизни и общественно-полезной деятельности; в умении строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Юность - это определенный этап развития человека, лежащий между детством и взрослостью, Данный переход начинается в отроческом (подростковом) и должен завершиться в юношеском возрасте. Переход от зависимого детства к ответственной взрослости предполагает, с одной стороны, завершение физического, полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости.

Критериями взрослости социологи считают начало самостоятельной трудовой жизни, приобретение стабильной профессии, появление собственной семьи, уход из родительского дома, политическое и гражданское совершеннолетие, службу в армии. Нижней границей взрослости (и верхней границей юности) является 18-летний возраст.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерен и многогранен. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и когнитивные, и эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора.

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Они могут, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды.

Часто взрослые приписывают данные позиции недостаткам обучения и воспитания. Польский психолог К.Обуховский справедливо замети потребность в смысле жизни, в том: «чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл - одна из важнейших потребностей личности». В юности, когда человек впервые ставит перед собой вопрос о сознательном выборе жизненного пути, потребность в смысле жизни переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск, включает в себя социальные ориентации личности, осознание себя как части социального целого, с превращением идеалов, принципов, правил этого общества в личностно принимаемые ориентиры и нормы. Юноша ищет ответа на вопросы: для чего, ради чего и во имя чего жить? Ответить на эти вопросы можно лишь в контексте социальной жизни (даже выбор профессии сегодня осуществляется по иным принципам, чем 10-15 лет назад), но с осознанием личных ценностей и приоритетов. И, наверное, самое сложное - построить свою систему ценностей, осознать, каково соотношение «Я» - ценностей и ценностей общества, в котором ты живешь; именно эта система будет служить внутренним эталоном при выборе конкретных способов реализации принимаемых решений.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества.

Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности.

На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем. Форм деятельности много, и заранее нельзя сказать, где человек найдет себя. Жизнь слишком многогранна, чтобы можно было исчерпать ее каким-то одним видом деятельности. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только и не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение).

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл, - такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Это не значит, что рефлексия и самоанализ - «излишество» человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле.

Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично. Причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа.

Трудности юношеского понимания жизненных перспектив заключаются в соотнесении ближних и дальних перспектив. Расширение жизненных перспектив на общество (включение своих личных планов в происходящие социальные изменения) и во времени (охват длительных периодов) являются необходимыми психологическими предпосылками постановки мировоззренческих проблем.

Дети и подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Но совмещение ближней и дальней перспективы, дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности.

Юность прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Психологу важно знать, представляет ли юноша свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно - плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.

Взгляд на будущее как продукт собственной, совместной с другими людьми деятельности - установка деятеля, борца, который счастлив тем, что уже сегодня работает ради завтрашнего дня. Представление, что будущее «само придет», что «его не избежать» - установка иждивенца, потребителя и созерцателя, носителя ленивой души.

Пока юноша не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной. Еще Гегель отмечал это противоречие: «До сих пор занятый только общими предметами и работая только для себя, юноша, превращающийся теперь в мужа, должен, вступая в практическую жизнь, стать деятельным для других и заняться мелочами. И хотя это совершенно в порядке вещей - ибо, если необходимо действовать, то неизбежно перейти и к частностям, однако для человека начало занятия этими частностями может быть все-таки весьма тягостным, и невозможность непосредственного осуществления его идеалов может ввергнуть его в ипохондрию».

Единственное средство снять это противоречие - творчески-преобразующая деятельность, в ходе которой субъект изменяет как самого себя, так и окружающий мир.

Жизнь нельзя ни отвергать, ни принимать целиком, она противоречива, в ней всегда идет борьба старого и нового, и каждый, хочет он того или нет, участвует в этой борьбе. Идеалы, освобожденные от элементов иллюзорности, свойственной созерцательной юности, становятся для взрослого человека ориентиром в практической деятельности. «Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в практической деятельности; только от неистинного, от пустых абстракций должен отделаться человек».

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов.

Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы, «кем быть» и «каким быть» первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Почти все юноши на вопрос анкеты, имеются ли у них жизненные планы, отвечали утвердительно. Но у большинства эти планы сводились к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать.

Юноши пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: он может очень живо, в деталях представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и частая завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

Жизненные планы юношей, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе, весьма различны.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду. Эта иждивенческая установка социально опасна и чревата личными разочарованиями.

Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов юношей. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т. д.), учащиеся чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Главное противоречие жизненной перспективы, в юношеском возрасте недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому, как в определенных условиях зрительного восприятия перспективы, отдаленные объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдаленная перспектива рисуется некоторым юношам более ясной и отчетливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих.

Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышления юноши становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, реальная оценка своих возможностей, умение оценить временные перспективы реализации поставленных целей. В отличие от мечты, которая может быть, как активной, так и созерцательной, жизненный план - это всегда план деятельностный.

Чтобы построить его, юноша должен более или менее четко поставить перед собой, следующие вопросы: 1. В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? 2.Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? 3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

Вместе с тем формирование таких планов у большинства юношей происходит стихийно, без сознательной работы. При этом достаточно высокий уровень потребительских и социальных притязаний не подкрепляется столь же высокими личностными устремлениями. Подобная установка чревата разочарованиями и социально неадекватна. Такое положение может быть объяснено естественным оптимизмом юношеского возраста, однако, это еще и отражение сложившейся системы обучения и воспитания. Образовательные заведения не всегда учитывает стремление юношей к самостоятельной творческой работе, большая часть претензий, учащихся сводится именно к тому, что в ней недостает инициативы и свободы. Это касается и организации учебного процесса, и самоуправления. Вот почему профессионально организованная психологическая помощь находит самый положительный отклик у юношей.

Таким образом, взросление как процесс социального самоопределения многогранен. Наиболее отчетливо его трудности и противоречия проявляются в формировании жизненной перспективы. Поиск своего места в жизни неразрывно связан со становлением мировоззрения личности. Именно мировоззрение завершает процесс освобождения человека от бездумного подчинения внешним воздействиям. Мировоззрение интегрирует, сводит в единую систему различные потребности человека и стабилизирует мотивационную сферу личности. Мировоззрение выступает в виде устойчивой системы нравственных идеалов и принципов, которая опосредует всю жизнедеятельность человека, его отношение к миру и самому себе. В юности складывающееся мировоззрение проявляется, в частности, в самостоятельности и само определённости. Самостоятельность, само определённость - ведущие ценности современного общественного устройства, предполагающие способность человека к само изменению и к поиску средств для его достижения.

Формирование отдельных жизненных планов - профессиональных, семейных - без связи их с мировоззрением останется лишь ситуативным решением, не подкрепленным ни системой целей, ни даже собственной готовностью их реализовывать независимо от индивидуальных или социальных проблем. Другими словами, разрешение проблем личности должно идти параллельно со «связыванием» их с мировоззренческой позицией личности. Поэтому любая работа психолога с юношеской категорией должна быть направлена, с одной стороны, на разрешение конкретной проблемы, а с другой стороны - на упрочение (или коррекцию) мировоззренческой позиции.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент – это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования (“единицы”) морального сознания - основные его идеи, понятия, “ценностные блоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества.

Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания.

Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом”.

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.

Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Ф. М. Достоевский писал: «...Множество, множество самых оригинальных русских мальчиков только и делают, что о вековечных вопросах говорят». Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются - со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении. В. В. Зеньковский пишет о юности (5, C. 121) : «Это пора выбора пути жизни и составления планов, по преимуществу пора свободы и творческой независимости, пора грандиозных замыслов, ярких утопий, героических решений....

Как часто именно в эту... пору в живом и горячем порыве отдает себя юность на всю жизнь на какой-либо подвиг и остается свободно верной всю жизнь свою ему... В юности достигает полноты субъективного и объективного своего созревания дар свободы». Может быть, юноша приходит к необходимости жить для Бога, в этом случае его духовная жизнь приобретает силу и глубину. Однако существует возможность и другого выбора. По мнению Зеньковского (5, C. 123) : «Возможно даже, что юность в горении сердца и в чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире...». Также может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и на материальную выгоду и т. д. Осуществление выбора таинственно в своей сути, и происходит в самой глубине сущности человека.

А.В. Мудрик писал, что в ранней юности «возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своей жизненной позиции».

Выбор собственного пути осуществляется юношей самостоятельно. В каком-то смысле это может показаться педагогическим фиаско: воспитывали, воспитывали, а он взял и выбрал совсем другое. Однако должное воспитание до юношеского кризиса не проходит бесследно. Юноша, имеющий опыт любви, милосердия, познавший радость ученичества легче выберет и в дальнейшем путь Добра, чем те, которые такой опыт не имеют. А.В. Мудрик писал (7, C. 259) : «Старшеклассник неизбежно сталкивается с вопросами: кто же я сам в этом мире? Каково мое место в нем? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру? Ответ на эти вопросы и составляет существо процесса определения себя в мире. Этот процесс протекает под большим влиянием тех ценностных ориентаций, которые сложились у человека к ранней юности».

Сформулированная главная задача вполне соответствует тому, что ведущей деятельностью юности считается поиск своего места в жизни.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека.

Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяе

Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели, как верно подчеркивает А. Н. Леонтьев, – это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.

Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.

Трудность поиска ответа на вопрос о смысле жизни у подростка прежде всего связана с определением и совмещением «ближней и дальней жизненной перспективы» (А.С. Макаренко), которые даются человеку нелегко, а иногда процесс совмещения ближних и дальних перспектив затягивается на долгие годы. Некоторые люди в этом смысле остаются подростками всю жизнь. По образному выражению И.С. Кона, «вечная юность – это вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие».

Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности. «Трагедией позднего повзросления» назвал это явление Ю.Н. Давыдов (1983). Проблема эта не нова, но особенно актуальной она стала примерно четыре десятилетия тому назад, когда на горизонте впервые замаячили длинноволосые, неопрятные, отрешенные от мира юноши-подростки, именовавшие себя «битниками», потом появились «хиппи», «байкеры», «гамлеры», «панки», «металлисты» и др. Стараясь подвести какую-то теоретическую базу под проблему «загадочной молодежи», одни социологи объясняют это упорное нежелание молодых людей взрослеть психологическим конфликтом отцов и детей, истолкованным с позиций психоанализа, другие – конфликтом между молодежью и обществом, третьи – конфликтом нового поколения с современной культурой и цивилизацией в целом.

Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т.д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте – обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.

Основные корни «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципиальном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Однако это не означает, что они одновременно отказываются от прав и привилегий взрослых. Совсем наоборот, именно эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с соответствующими обязанностями и обязательствами.

Формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, – характерная черта подросткового и юношеского возраста.

В раннем подростковом возрасте понятия «кем быть» и «каким быть» еще, как правило, не дифференцируются. Главное – быть хорошим человеком, героем, а вопрос, как это осуществить, еще не ставится. Для подростка характерна завышенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, так как стимулирует его к преодолению жизненных трудностей. Но тот же завышенный уровень в других условиях может способствовать развитию эгоизма, вседозволенности, а нередко – формированию асоциального поведения.

Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии. Профессиональная ориентация – сложный и многоступенчатый процесс.

Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый – детская игра; второй – подростковая фантазия; третий – предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.

Как уже говорилось, задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфантильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции.

Ранний выбор профессии часто бывает случайным. В погоне за «престижной» специальностью подросток нередко обращает внимание лишь на внешние, романтические ее стороны и не учитывает других, будничных и более трудных. Позже это может привести к разочарованию в выбранной профессии и смене ее.

В этих случаях особо важную роль играет уровень информированности о будущей профессии. Нередко вопрос «кем быть» подростку приходится решать уже в 13-14 лет. Естественно, что в этом возрасте он не может знать особенностей каждой специальности, и при отсутствии должного уровня информации выбор профессии, как правило, делается по чьей-то подсказке, «за компанию» с товарищами и т.п.

Случайно выбранная, «неинтересная» профессия вызывает у подростка чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности или, наоборот, безразличие и скуку. В этих случаях образовавшийся «вакуум» нередко заполняется различного рода «приключениями», пьянством, правонарушениями.

Иногда подростку на первых порах кажется, что он выбрал профессию неправильно. Продуманный педагогический подход, наставничество, направленное формирование способностей и интересов подростка могут способствовать превращению профессии из «неинтересной» и нелюбимой в интересную и любимую.

Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно – нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть.

Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой – поисками осознанных моральных принципов.

Мировоззрение человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо...

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.



Сонник