Профессор богословия осипов. Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь и семья, образование, преподавательская карьера. Преподавательская и общественная деятельность

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    ✪ ЗАЧЕМ БОГ человеку? Алексей Осипов

Биография

Окончив МДС в 1959 году, продолжил своё обучение в Московской духовной академии (МДА), выпустившись в 1963 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником синодального издания». В 1964 году прослушал курс аспирантуры МДА .

В том же году был назначен в МДА преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм ». В 1965 году был приглашён читать лекции по основному богословию в Академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии . В последующие годы в аспирантуре читал лекции по истории русской религиозно -философской мысли, протестантизму , современным богословским проблемам; в академии, кроме основного богословия, - по западным исповеданиям .

С 1965 года - преподаватель основного богословия в Московской духовной академии. С 1969 года - доцент .

В 1985 году в связи с 300-летием МДА присвоена почётная степень доктора богословия honoris causa . В 2004 году удостоен почётного звания заслуженного профессора Московской духовной академии .

Читает лекции по основному богословию на пятом курсе семинарии и первом курсе академии. Интересы - основное богословие (апологетика), западные исповедания. Много выступает в различных аудиториях и на радио «Радонеж » с лекциями и беседами, значительная часть которых получили распространение на компакт-кассетах , компакт-дисках и в интернете .

Преподавательская и общественная деятельность

Кроме преподавания в московских духовных школах, Алексей Осипов имел многие другие обязанности.

В 1964 году назначен секретарём комиссии Русской православной церкви по подготовке материалов в религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах .

С 1967 по 1987 год и с сентября 1995 по 2005 год - член редакционной коллегии сборника «Богословские труды ».

С 1990 по 1993 год - главный редактор возобновлённого журнала Московской духовной академии «Богословский вестник ».

С 1991 по 1999 год - сопредседатель ежегодной международной конференции «Наука . Философия . Религия » (город Дубна Московской области).

С 1994 по 1995 год - член совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооружёнными силами Российской Федерации и Русской православной церквовью.

В 1994 году назначен в состав издательского совета Московской патриархии.

С 1995 по 1997 годах - член постоянного Президиума II-IV Всемирных русских соборов .

В 1995 году определением Священного синода включён:

  • в рабочую группу на базе учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской православной церкви;
  • в рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской православной церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;
  • в Синодальную рабочую группу по разработке основ социальной концепции РПЦ.

В 2005 году определением Священного синода включён в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской православной церкви в сфере межрелигиозных отношений».

В 2017 году утверждён в составе Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы в Комиссии по церковному просвещению и диаконии

С 1979 года состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 по 2007 год - смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 по 1998 год - членом комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей .

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской православной церковью с Дохалкидонскими церквами , Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ , ГДР , Финляндии , Национальным советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью , Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда ассамблей Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей , Христианской мирной конференции, многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как в России, так и за её границами.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению .

Публиковал работы в «Журнале Московской патриархии», в «Богословских трудах», «Stimme der Orthodoxie » (издательство Московской патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом (Германия, Финляндия, Греция, США, Италия и другие страны) .

В 2014 году в СМИ появилась информация об увольнении из Московской духовной академии в связи с достижением 75-летнего возраста , однако на сайте МДАиС указан в составе кафедры богословия .

Награды

На страницах «Литература России» утверждает, что среди людей, считающих себя православными, распространено безразличие «к догматическому и нравственному учению». Отмечает тенденции превращения Церкви в религиозное объединение людей, разномыслящих и равнодушных к истине Христовой. Он связывает это с тем, что «православный народ плохо знает свою веру, легко подвержен суевериям и маловерию, заражён язычеством» .

Отзывы

Положительные

Отрицательные

Синодальной библейско-богословской комиссии

В 2016 году получило огласку «Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А. И. Осипова». «Заключение» представляет собой ответ на просьбу верующих разъяснить, являются ли положения учения Осипова точным изложением православной веры . В «Заключении» СББК отметила, что высказывания профессора Осипова о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании, что Осипов не раскрывает православное учение об Искуплении, что теория Осипова о таинстве Евхаристии является богословским новшеством, отмечает расхождение того, что пишет Осипов, с православным учением о крещении младенцев; в заявлении говорится также, что по «вполне определённо» выраженному учению Церкви Христос не воспринимал первородного греха », считая их, так как в данном издании, по их мнению, есть фрагменты, не соответствующие православному учению Александра Маркова), лектор допустил 15 ошибок. Таким образом, по мнению авторов критической заметки, Осипов едва ли компетентен в затронутых в этом ответе вопросах .

Публикации

Из основных работ

  • Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания (Рукопись. Библиотека МДА. 1963).
  • Основное богословие. Курс лекций в Московской духовной семинарии. - М., 1994.
  • Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. - М.: Сретенский монастырь, 2005.
  • Путь разума в поисках истины. - М.: Сретенский монастырь, 2010 г. (The Search for Truth on the Path of Reason. - Pokrov Press, 2009 (англ.) ; Droga rosumu w poszukiwaniu prawdy. - 2011 (польск.) )
  • Посмертная жизнь души. - М.: Даниловский благовестник, 2007.
  • Любовь, брак, семья. - М.: Изд-во Моск. патриархии, 2009.
  • Стать святым. - М.: Изд-во Моск. патриархии, 2010.
  • Из времени в вечность: посмертная жизнь души. - М.: Сретенский монастырь, 2011. (Kuolemanjalkeinen elama. - Ново-Валаамский монастырь, 2010 (фин.) ; Aus dem Zeitlichen in die Ewigkeit das Leben der Seele nach dem Tod. - Вена, 2011 (нем.) ; перевод на китайский язык - Гонконг, 2012)
  • Бог. - М.: Сретенский монастырь, 2011 (перевод на тайский язык - Таиланд, 2011; перевод на монгольский язык - Бурхан. Улан-Батор, 2011).
  • Носители Духа. - М.: Сретенский монастырь, 2011.

Статьи

  • Справедливость и насилие. // Богословские тр. - № 11. - 1973.
  • Насилие и справедливость. // Журн. Моск. патриархии (ЖМП). - 1973. - № 5.
  • Спасение - освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви. // ЖМП. - 1976. - № 3.
  • О некоторых принципах православного понимания экуменизма. // Богословские тр. - № 18. - 1978.
  • Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей. // ЖМП. - 1978. - № 12; 1979. - № 1.
Пятница, 18 Май 2012

И все дела его сгорят...? Российские монахи и их помощники сжигают тираж книги “Из времени в вечность. Посмертная жизнь души” профессора Московской духовной академии РПЦ МП А.И. Осипова.

Кто не понимает, почему Православные монахи сжигают книги Осипова, читайте:

Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»:

Сайты с критикой богословия проф. Осипова:

Точных данных о видео (кто и где сжигал) у меня пока нет, но если судить по сообщению glebin - православного борца с абортами то возможно книги сжигали в Псково - Печерском монастыре.

”Только что был во Псково-Печерском монастыре. Был там недолго, буквально несколько часов, но то, что увидел и услышал, очень обнадёжило.

Например, один из иноков братии рассказал буквально следующее: как-то в монастырь пришла целая коробка книг Осипова: “с грифом Издательского совета, тираж издания - 30 тыс. экземпляров, на глянцевой бумаге”. Ну, поначалу было стали раздавать эти книги. А потом, когда посмотрели, что в этой книге буквально на каждой странице или оригенизм, или маркионитство или какая иная осуждённая Соборами ереcь, уничтожили всё присланное, постаравшись забрать то, что уже было роздано.

Кстати, о. Олег Стеняев рассказывал, что архим. Иоанн Крестьянкин очень тепло и радостно принимал у себя отца Даниила Сысоева, непримиримого обличителя осиповского лжеучения. Впрочем, не только в Псково-Печорском монастыре отвергают это лжеучение: известно, например, что Осипову не дают въездную визу афонские монастыри.”

А.И. Осипов - Из времени в вечность. Посмертная жизнь души

Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов, автор множества катехизических и богословских трудов, предлагает свое, порой отличное от общепринятого, видение загробной участи человека.

Книга снабжена множеством цветных иллюстраций и рассчитана на широкий круг читателей.

Как понять Вечность? Что такое мытарства? Может ли Бог-Любовь дать жизнь тому, кто, как Он знает, пойдет в вечные муки? Действуют ли в посмертье наши страсти? Есть ли реальные средства помощи усопшему? Каково действие молитвы на посмертное состояние души? Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта тайна человеческой жизни в двух измерениях - времени и Вечности.

Брошюра профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, составленная на основе его публичных лекций и ответов на вопросы слушателей, поможет читателю во многом заново осмыслить прежде известное, взглянуть на тот мир через призму святоотеческого учения.

Отчего главный столп русского православия, богослов, педагог и публицист, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, крупнейший апологет, проповедник и катехизатор современности, действительный член РАЕН Алексей Ильич Осипов считает, что в СССР люди жили нравственно, а сейчас ведут себя, как скоты, вы узнаете из лекции. Но существует весьма распространённое противоположное мнение, которое я привожу ниже без купюр. А вам есть что добавить? - «Недавно в очереди у офисного принтера разговорились с коллегой об отпусках и разговор плавно перешел на воспоминания советского прошлого. «Те времена» вспоминают почти все, кому довелось жить и работать во времена Советского Союза, особенно старшее поколение. Неужели за Союза жить было лучше? Я долго не понимал, почему так. В школьных учебниках советский режим был режимом тирании и полного отсутствия свободы слова. А простым людям, оказывается, неплохо жилось. Но недавний разговор внес ясность в этот вопрос. Я вдруг понял, почему коммунистическая реальность была чуть ли не идиллией для народа! Для начала опишем советский образ жизни. Государство предоставляло бесплатное начальное, среднее и высшее образование. Оно же обеспечивало людей работой и платило среднюю зарплату. Проблем с трудоустройством почти не было - было бы желание работать, а работа найдется каждому. Минимальный риск остаться без работы вкупе с гарантированной средней зарплатой (как у коллег и соседей) давали ощущения хорошей жизни. Как у всех. Звучит заманчиво, правда? Чтобы жить как все не нужно было напрягаться: держава тебя обучит, даст тебе работу и возможность со временем получить бесплатное жилье. Стабильная, как банковский депозит, жизнь с такой же стабильной пенсией! А потом совок распался и жизнь начала стремительно меняться, оставляя на задворках тех, кто не успевал за ней. Жизненная установка «держава обо всем позаботится» перестала работать. Конвейер сломался. Выбор был небольшой: взять на себя ответственность за свою жизнь или прозябать в нищете! Новая модель реальности забрала всю стабильность советского образа жизни. Зато подарила свободу выбора, возможность жить так, как хочешь и делать то, что хочешь! Новые блага оценили только единицы - те самые верхние 10% людей, которые не могут сидеть на месте и много трудятся для достижения жизненного успеха. Да что там говорить, инициативные люди даже за Совка находили способы легально обойти все законы - преграды для их роста и развития! Простой человек не оценил изменений. Даже хуже - он очень болезненно воспринял новую реальность. Ведь было же все простооооооооо, а теперь сложноооооооо. Куда-то улетучилась та стабильность и уверенность в жизни, когда все важные решения в твоей жизни принимала держава! Я наконец-то понял: о советском прошлом скорбит только среднестатистический безинициативный человек (читай «лентяй»), который много мечтает о хорошей жизни, но даже палец об палец не ударит, чтобы хоть что-то для этого сделать! Советская тоталитарная система сделала такого человека примером образцового гражданина. Получив от державы некий базовый набор благ (жилье + работа + еда) и возможность обрести душевное спокойствие (все жили подобным образом), человек ощутил себя счастливым. Намного проще жить, отдав ответственность за свою жизнь и свое будущее такой большой и могущей стране! Человек с амбициями похож на инвестора - у него есть все шансы добиться много, но есть и риск все потерять. Советская система забрала у людей амбиции, дав им стабильность в жизни (прямо как банковский депозит - будешь получать только фиксированный доход, но зато не потеряешь деньги). А теперь вернемся назад в нашу реальность. Новые поколения намного лучше своих родителей понимают законы современного мира. Свобода выбора, свои жизненные цели и интуитивное понимание того факта, что твое счастье и твой достаток целиком и полностью зависит от тебя. На государство надеяться нечего! Трудишься с умом - получаешь приличные деньги, работаешь как все - получаешь как...

Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.

По окончании в 1955-м году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева. +1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: "Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания". По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию.

Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия - по Западным исповеданиям.

В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. - профессора, в 1985 г. - степень доктора богословия, в 2004 г. - звание заслуженного профессора.

Кроме преподавания в Московских духовных школах имел многие другие обязанности.

В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

1967 - 1987 гг. и с сентября 1995 по 2005гг. - член редакционной коллегии сборника "Богословские труды".

С 1973 по 1986 гг. - член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 гг. - член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную Богословскую комиссию.

С 1981 по 2004 гг.- заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1990-93 гг. главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии "Богословский Вестник".

В 1991-99 годы - сопредседатель ежегодной Международной Конференции "Наука. Философия. Религия" в г. Дубне (Московская обл.).

В 1994-95 года - член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995 - 1997 годах на II - IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.

В 1995 г. определением Священного Синода был включен:

в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;

в рабочую группу по изучению темы: "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства";

в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.

В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. - Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии "Вера и Церковное устройство" Всемирного Совета Церквей.

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей.

Публиковался в "Журнале Московской Патриархии"(ЖМП), в "Богословских трудах", "Stimme der Ortodoxie" (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

Осипов Алексей Ильич (31 марта 1938, Белев, Тульская область) — советский и российский учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия honoris causa. Профессор Московской духовной академии, крупный апологет, видный православный катехизатор современности. Действительный член РАЕН.

В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.).

В 1959 г. закончил Московскую Духовную Семинарию.

В 1963 г. — Московскую Духовную Академию. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви1951-гогода издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был оставлен при ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора.

В 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.

С 1982 по 2006 годы — заведующий аспирантуры МДА.

В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.

С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).

Состоял секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах. Главным редактором журнала Московской духовной академии «Богословский Вестник».

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Древними Восточными (Дохалкидонскими) церквами, Римско-католической церковью, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», Лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, Протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США).

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Лютеранской Всемирной Конференции Конференции

Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции, Африканской Христианской Мирной конференции и других Всемирных и региональных христианских конференций.

Выступал на всемирных, международных, региональных православных, межхристианских и светских ассамблеях, конференциях, в университетах и институтах, в аудиториях общественных и деловых организаций, в Домах культуры, как в России, так и за рубежом: в Австралии, Австрии, Англии, Белоруссии, Бельгии, Германии, Голландии, Греции, Израиле, Индии, Иране, Исландии, Италии, Кипре, Латвии, Польше, Сирии, Словакии, США, Турции, Украине, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Эстонии.

Книги (14)

Бог

Удивительный факт - все попытки найти в доступном исторической науке времени какой-либо атеистический народ или хотя бы маленькое племя не увенчались успехом.

Некоторые предполагали, что в те далекие времена это было обусловлено незнанием законов природы и невозможностью естественного объяснения многих ее явлений, особенно таких, которые вызывали страх, или, напротив, поражали воображение своей красотой и величием, отсюда и возникали фантазии о существовании другого мира, духов, богов, Бога.

Но вот наступило долгожданное царство науки, время потрясающего развития научно-технического прогресса и... мало что изменилось.

Из времени в вечность: посмертная жизнь души

Книга рассматривает один из самых сложных и жизненно важных вопросов бытия: что ожидает человека в вечности?

Многочисленные свидетельства святых Отцов Церкви, ее соборы и литургическое предание говорят о парадоксальном ответе Церкви на этот вопрос. Она не осудила учения ни Отцов, говорящих о бесконечности адских мучений грешников, ни Отцов, утверждавших об исполнении во Христе творческого замысла Божия о человеке, когда будет Бог все во всем (1Кор. 15,28).

Таким образом, Церковь по целому ряду причин оставила этот вопрос тайной вечной жизни, но, предупредив, устами святых, «что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Ищущему спасения. Советы и предостережения

Брошюра профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова поможет читателю взглянуть на вопросы личного спасения через призму святоотеческого учения, которое указывает истинный путь спасения и предупреждает о возможных ошибках на этом пути.

Любовь, брак и семья

«Любовь, брак и семья» - тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту.

«Горизонтальность» эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. Эти векторы в огромной степени определяются уже в юные годы жизни человека.

Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Эрос - античный бог любви. Но почему время, когда в человека «вселяется Эрос», философ назвал «роковым»?

Носители духа

Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина, — одно из необходимых условий верного достижения им горнего Иерусалима.

Исключительную важность приобретает такое знание в настоящее время, когда, с одной стороны, в Россию бурным потоком нахлынули всевозможные «духи» и появились бесчисленные варианты духовности; с другой — святоотеческое понимание духовной жизни и мудрость применения ее законов к психологии и силам современного человека в силу многих причин становится все большей редкостью.

Незнание этих законов приводит к тому, что многие, даже искренне ищущие, нередко увлекаются внешне притягательными, но, по существу, далекими от Священного Предания Церкви формами духовности, в результате чего в лучшем случае они остаются без плода, в худшем — попадают в секты, губя свои души и расстраивая свое физическое и психическое здоровье. Все это имеет самые серьезные последствия не только для их жизни, но и жизни всей Церкви и общества в целом.

О началах жизни

Современные представления о духовной жизни наполнены многими и глубокими противоречиями. Поэтому православное ее понимание особенно нуждается в разъяснении. Игумен Никон (Воробьев), 50-летие кончины которого отмечается в этом (2013) году, с особой верностью сохранил и с любовью передал своим соотечественникам главное в ней — святоотеческое учение о ее законах. Значение таких людей в наше время неоценимо.

В предлагаемой книге собраны наиболее важные мысли из писем, проповедей и бесед игумена Никона о вере и жизни в Православии.

Письма духовным детям

Настоящее издание избранной части эпистолярного наследия игумена Никона (Воробьева) вызвано большим интересом к его творчеству, которое полностью посвящено главному в человеческой жизни — ее духовным запросам.

Эта тема приобретает сейчас особую насущность в связи с развитием многих негативных процессов в ее понимании. Верующий найдет в этой книге ответы на многие вопросы, неразрешимые научной психологией.

Посмертная жизнь души

Брошюра посвящена проблемам бытия человека за гранью смерти. Как понять Вечность с помощью наших земных мерок? Как действуют в посмертье наши непреодоленные страсти? Геенна - это место наказания и пребывания души или ее собственное состояние? Будут ли блаженствовать мои родные, если они окажутся в раю, а я - в аду? Что и как мы можем реально сделать для наших усопших близких?

Как именно действует молитва на посмертное состояние души?Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта великая тайна человеческой жизни в двух измерениях - во времени и в Вечности. Брошюра одного из лучших богословов нашего времени - Алексея Ильича Осипова, составленная на основе его публичных лекций, ответов на вопросы, поможет читателю во многом заново осмыслить общеизвестное, взглянуть на загробный мир через призму собственной жизни.



Сонник