8 апреля собор архангела гавриила. Учение Церкви об Ангелах

В православной церкви 8 апреля, вслед за Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), следует день Отдания праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Собор Архангела Гавриила . В этом году также за этим днём, 9 апреля, отмечается Праздник Вход Господень в Иерусалим (“Вербное Воскресенье”).

Однажды я услышала, как одна бабушка говорила, что сегодня Благовещенье, а завтра будет Благовестника. Так я узнала о Дне Архангела Гавриила.

Вот что говорит о Нём православная церковь:

ЖИТИЕ

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ — ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Ар-хан-гел Гав-ри-ил был из-бран Гос-по-дом для то-го, чтобы бла-го-ве-стить Де-ве Ма-рии, а с Нею — всем лю-дям, ве-ли-кую ра-дость о Во-пло-ще-нии Сы-на Бо-жия. По-это-му на сле-ду-ю-щий день по-сле Бла-го-ве-ще-ния, про-сла-вив Пре-чи-стую Де-ву, мы бла-го-да-рим Гос-по-да и по-чи-та-ем Его по-слан-ни-ка Ар-хан-ге-ла Гав-ри-и-ла, по-слу-жив-ше-го та-ин-ству на-ше-го спа-се-ния.

Свя-той Ар-хи-стра-тиг Гав-ри-ил — слу-жи-тель Бо-же-ствен-но-го Все-мо-гу-ще-ства. Он воз-ве-щал вет-хо-за-вет-но-му че-ло-ве-че-ству о бу-ду-щем во-пло-ще-нии Сы-на Бо-жия: вдох-нов-лял про-ро-ка Мо-и-сея при на-пи-са-нии кни-ги Бы-тия; про-ро-ку Да-ни-и-лу воз-ве-щал о гря-ду-щих судь-бах ев-рей-ско-го на-ро-да (Дан.8:16; Дан.9:21-24 ); яв-лял-ся пра-вед-ной Анне с ве-стью о рож-де-нии от неё Пре-бла-го-сло-вен-ной Де-вы Ма-рии. Свя-той Ар-хи-стра-тиг Гав-ри-ил неот-ступ-но пре-бы-вал со свя-той От-ро-ко-ви-цей Ма-ри-ей в Иеру-са-лим-ском хра-ме и впо-след-ствии охра-нял Её во всё вре-мя зем-ной жиз-ни. Он явил-ся свя-щен-ни-ку За-ха-рии, пред-ска-зав рож-де-ние Пред-те-чи Гос-под-ня - Иоан-на Кре-сти-те-ля. Гос-подь по-сы-лал его к свя-то-му Иоси-фу Об-руч-ни-ку: он явил-ся ему во сне, чтобы от-крыть тай-ну во-пло-ще-ния Сы-на Бо-жия от Пре-свя-той Де-вы Ма-рии, пре-ду-пре-дил о за-мыс-лах Иро-да и по-ве-лел бе-жать в Еги-пет с Мла-ден-цем и Бо-го-ро-ди-цей. Ко-гда Гос-подь пе-ред Сво-и-ми стра-да-ни-я-ми мо-лил-ся в Геф-си-ман-ском са-ду до кро-ва-во-го по-та, на укреп-ле-ние Его, по Цер-ков-но-му Пре-да-нию, был по-слан с Небес Ар-хан-гел Гав-ри-ил, имя ко-то-ро-го озна-ча-ет “Кре-пость Бо-жия" (Лк.22:43 ). Жё-ны-ми-ро-но-си-цы услы-ша-ли от Ар-хи-стра-ти-га ра-дост-ную весть о Вос-кре-се-нии Хри-сто-вом.

Вспо-ми-ная в этот день мно-го-крат-ные яв-ле-ния свя-то-го Ар-хи-стра-ти-га Гав-ри-и-ла и его рев-ност-ное ис-пол-не-ние Бо-же-ствен-ной во-ли, ис-по-ве-дуя его хо-да-тай-ство пред Гос-по-дом о хри-сти-а-нах, Пра-во-слав-ная Цер-ковь при-зы-ва-ет сво-их чад с ве-рой и усер-ди-ем при-бе-гать в мо-лит-вах к ве-ли-ко-му Ан-ге-лу.

"...Постигая впоследствии церковную литературу, Антоний всё чаще приходил к выводу, что в том памятном видении к нему являлся сам Архангел Гавриил — возвеститель радости и спасения, первовестник и служитель Божественного всемогущества чудес и тайн Божьих , хотя и в несколько необычном для церковных представлений видении."

"Архангел Гавриил в христианстве; в исламе, как известно, Джабраил является самым почитаемым ангелом, вещающим пророкам волю и откровения Аллаха."

Татьяна, Киев

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ – ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Ар­хан­гел Гав­ри­ил был из­бран Гос­по­дом для то­го, чтобы бла­го­ве­стить Де­ве Ма­рии, а с Нею и всем лю­дям ве­ли­кую ра­дость о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. По­это­му на сле­ду­ю­щий день по­сле Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив Пре­чи­стую Де­ву, мы бла­го­да­рим Гос­по­да и по­чи­та­ем Его по­слан­ни­ка Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, по­слу­жив­ше­го та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния.

Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил – слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го Все­мо­гу­ще­ства. Он воз­ве­щал вет­хо­за­вет­но­му че­ло­ве­че­ству о бу­ду­щем во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия: вдох­нов­лял про­ро­ка Мо­и­сея при на­пи­са­нии кни­ги Бы­тия; про­ро­ку Да­ни­и­лу воз­ве­щал о гря­ду­щих судь­бах ев­рей­ско­го на­ро­да (Дан.8 :16 ; Дан.9 :21-24); яв­лял­ся пра­вед­ной Анне с ве­стью о рож­де­нии от нее Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы Ма­рии. Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил неот­ступ­но пре­бы­вал со свя­той От­ро­ко­ви­цей Ма­ри­ей в Иеру­са­лим­ском хра­ме и впо­след­ствии охра­нял Ее во все вре­мя зем­ной жиз­ни. Он явил­ся свя­щен­ни­ку За­ха­рии, пред­ска­зав рож­де­ние Пред­те­чи Гос­под­ня – Иоан­на Кре­сти­те­ля. Гос­подь по­сы­лал его к свя­то­му Иоси­фу Об­руч­ни­ку: он явил­ся ему во сне, чтобы от­крыть ему тай­ну во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, пре­ду­пре­дил о за­мыс­лах Иро­да и по­ве­лел бе­жать в Еги­пет с Мла­ден­цем и Бо­го­ро­ди­цей. Ко­гда Гос­подь пе­ред Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду до кро­ва­во­го по­та, на укреп­ле­ние Его, по Цер­ков­но­му Пре­да­нию, был по­слан с Небес Ар­хан­гел Гав­ри­ил, имя ко­то­ро­го озна­ча­ет «Кре­пость Бо­жия» (Лк.22 :43). Же­ны-ми­ро­но­си­цы услы­ша­ли от Ар­хи­стра­ти­га ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.

Вспо­ми­ная в этот день мно­го­крат­ные яв­ле­ния свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла и его рев­ност­ное ис­пол­не­ние Бо­же­ствен­ной во­ли, ис­по­ве­дуя его хо­да­тай­ство пред Гос­по­дом о хри­сти­а­нах, Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зы­ва­ет сво­их чад с ве­рой и усер­ди­ем при­бе­гать в мо­лит­вах к ве­ли­ко­му Ан­ге­лу.

Собор святого архангела Гавриила

Память 26 марта    На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» (Лк.1 :19), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в царстве небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов.
   Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (Откр.1 :4). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.
   Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов – Михаила, но второго за ним Гавриила, – тому да будет известно, что сии семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение. Михаил – победитель супостатов; Гавриил – вестник Тайн Божьих; Рафаил – врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил – молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил – прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил – раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.
   Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода: держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что то свойственно его служению – извещать таинства Божий. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери, неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божий о первых родах и летах, начиная от создания Мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит «крепость Божия», также «муж-Бог». Итак, самым именем своим благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), т.е. является совершенным Богом и совершенным человеком, – совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, – напротив Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедным и крепостью непобедимою, и потому и в малом теле был мужем совершенным. Сие провидя, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства Дамаска» (Ис.8 :3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Преобразованием сего служило самое имя Гавриила, которое значит: Муж – Бог, Крепкий Бог . И сей Бог в самое время его благовещения, наитием Святого Духа, зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл , патриарх Цареградский, так о сем рассуждает:
   – Самое имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и преобразовал Богочеловека, имеющего прийти в Мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж – Бог, происходит от слова Гавир, что значит: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж – Бог. Издревле еще предвозвестил сие Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер.31 :22). Итак высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того времени, сподобился он в сонме самих ангелов почитаемый ими, как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.
   Церковные учители, особенно Дионисий Ареопагит 2123 , согласно говорят о тех семи высших ангелах, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а сии, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божних и для явления большей силы Божией, и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение?» (Евр.1 :14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, недоведомого, непостижимого, несказанного. Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божья, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.
   Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит святой Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и есть чиноначальник среднего чина между началами и ангелами, т.е. архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают частью потому, что он называется архангелом, частью потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы, на то приставленные. Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и не посылается в менее важных действиях воли Божией, но посылается для возвещения только величайших тайн Божиих, какова была тайна воплощения Божия, и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве, и коим он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное), как о сем воспевает святой Дамаскин : едино бо торжество обоим возсия, егда безплотный радость тебе принесе 2124 . А что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, – узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией, по неложному свидетельству святого Дионисия. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу, как говорит о сем Исаия: «Видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, вокруг него стояли серафимы, у каждого из них по шести крыл» (Ис.6 :1-2).
   А как святой Гавриил есть один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак Гавриил есть серафим, высший в сем чине».
   Открывается сие еще и из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет о сем святой Григорий Двоеслов 2125 «Для исполнения сего великого служения надлежало явиться и высочайшему из ангелов, ибо он возвещает несравненно высшее всех. Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимскою любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».
   Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему Миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!
   О семи упомянутых здесь высших ангелах должно заметить, что только имена четырех из них означены в Священном Писании . Так, в книге Данииловой пишется, что святой Михаил помогает евреям, тогда еще благочестивым чтителям Бога (Дан.10 :13); в послании Апостола Иуды говорится, что он, споря о теле Моисея с диаволом, сказал ему: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.1 :9); Иоанн же Богослов, в своем откровении пишет, что он сражался со змием. О святом Гаврииле известно также из книги Данииловой, что он открывал пророку, в будущем, сокровеннейшие тайны Божии (Дан.8 :16), и в Евангелии святого Луки сказано, что Гавриил благовествовал Захарии о зачатии Предтечи (Господня), а Пречистой Деве Марии – о воплощении Бога-Слова (Лк.1 ). О святом Рафаиле упоминается в книге Товита, где сказано, что он защищал молодого Товию от нечаянных напастей в пути, отогнал беса от девицы Сарры и возвратил зрение Товиту (Тов.12 :15). О святом Урииле пишется в третьей книге Ездры, что он предлагал Ездре взвесить «тяжесть огня» (3 Ездр. 4 :5).
   О прочих же трех ангелах, хотя поименно и не упомянуто в Священном Писании, однако, по разумению некоторых богомысленных толковников Божественного Писания, можно думать, что Салавиил есть ангел, явившийся Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась; он сказал ей: «Услышал Бог голос отрока (Быт.21 :17) и смиренную твою молитву». Имя Иегудиила усвояют тому ангелу, которого Господь обещал послать израильтянам в пустыне, чтобы он довел их до обетованной земли, воздавая тем награду хранящим заповеди Божий во славу Господа (Исх.23 :22-23). О Варахииле думают, что он был в числе тех трех ангелов, которые явились Аврааму у дуба Маврийского, благословили Сарру разрешением ее утробы от неплодства и дарованием сына Исаака и прообразовали Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа (Быт.18 ).
   Сии святые, высшие семь ангелов, из коих Михаил есть первый, а Гавриил второй, издревле были, по благочестивому разумению святой Церкви, изображаемы на иконах и почитаемы созиданием во имя их храмов. О сем церковная история повествует следующее:
   Нечестивый император Диоклетиан , жестокий гонитель христианства, строя для себя в древнем Риме каменные термы , повелел взять множество христиан и посылал их на ту работу, под строгою и немилосердою стражею, которая мучила и удручала святых. Там можно было видеть по несколько тысяч святых страдальцев, кои работали, обливаясь потом и кровью, и множество их там было погублено мечом и различными казнями за Христа. Таким образом, посредством сего тяжкого труда создалось здание столь огромное и прекрасное, как бы царские палаты. Когда же, по прошествии многих лет, эллинское нечестие вместе с царями своими погибло, а христианство , со вступлением на престол царей христианских, восторжествовало по всей вселенной – тогда верующие, жившие в Риме, взирая на прекрасные термы Диоклетиановы, вспомнили, что это здание построено руками христиан, и, очистив его от скверн языческих, обратили его в храм христианский во имя семи главных небесных духов, архангелов и архистратигов ангельских сил: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила.
   Риму стали подражать и другие города, как-то: Неаполь в Кампании и Палермо в Сицилии , где также созданы были каменные церкви во имя сих семи начальствующих ангелов. Лица их изображены были на досках иконописью и мозаическою работою на стенах церковных, и каждый из них отличаем был от прочих особенными чертами, таинственно изображавшими их невидимое служение. Изображения ангелов были там следующие: Святой Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху коей – белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом ; Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами . Святой Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебными средствами, правою же – ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу

Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день после праздника Благовещения, 8 апреля по новому стилю, христиане почитают Архангела Гавриила, послужившего Таинству нашего спасения.

Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных Тайн.

Архангел Гавриил - это один из семи главных ангелов, которые, согласно книге Товита, «приносят молитвы святых и входят пред славу Святого» (Тов. 12, 15). Имя Гавриил означает на еврейском языке «сила Божия».

Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого.

Моисея, избежавшего руки фараона, он научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о начале мира и создании первого человека Адама, поведал ему о жизни и деяниях бывших патриархов, рассказал о потопе и разделении языков, объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и всякой премудрости.

Сегодня пятница Крестопоклонной недели Великого поста. Совершается отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и празднуется Собор Архангела Гавриила. В храмах служится литургия Преждеосвященных Даров.

Сегодня мы также творим память: сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского); мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, прмч. Арпилы, мчч. Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (IV). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового, Константинопольского подвижника X века. Мц. Параскевы Кочневой, погибшей в 1939 году.

Прославляется икона Божией Матери Мелетинская.

Мы сердечно поздравляем всех с отданием праздника Благовещения и именинников поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, традиционно на следующий день после великого праздника Святая Церковь вспоминает героев Священной истории, непосредственно участвовавших в событиях праздника и игравших в ней немаловажную роль. Сегодня это архангел Гавриил - бесплотный дух, передавший от Бога Деве Марии радостную весть о славном зачатии от Духа Святого и будущем рождении от Нее в мир Иисуса Христа - Сына Божьего. Имя «Гавриил» переводится с еврейского как «Всевышний - сила моя». В Евангелии от Луки сам он свидетельствует о себе, когда говорит с праведным Захарией, отцом святого Иоанна Крестителя: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие (Лк. 1,19). Святитель Димитрий Ростовский называет архангела Гавриила «служителем божественной крепости и изъявителем сокровенных таинств Божиих».

Мы привыкли говорить об иерархии ангелов, но наиболее верно выразил суть этого вопроса святитель Иоанн Златоуст: «Есть ангелы и архангелы, престолы, господства, начала и власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово». А святитель Василий Великий дает нам понять еще одну важную вещь об ангелах: «Все ангелы имеют как одно наименование, так, конечно, и общую всем природу: но одни из них поставлены начальствовать над народами, а другие быть спутниками каждому из верных. Но в какой мере целый народ предпочтительнее одного человека, в такой же, без сомнения, достоинство ангела-народоправителя выше достоинства ангела, которому вверено попечение об одном человеке». Конечно, мы себе и представить не можем высоту достоинства архангела Гавриила, ведь по Церковному Преданию он является предводителем ангелов вместе с архистратигом Михаилом.

К каждому из нас приставлен ангел-хранитель, об этом нам свидетельствует и Священное Писание и многие святые отцы, такие как: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Феодор Едесский, Филарет Московский и многие-многие другие. Вот как пишет великий святитель каппадокиец Василий: «К каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного... Что с каждым из верных есть ангел, который как воспитатель и пастырь управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). И псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его (Пс. 33, 8). Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни, ангела, отдаляет прискорбный и смердящий грех... Поскольку святого ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то есть святые силы, которые делают людей непобедимыми, пока пребывают с ними».

Но для того чтобы понять, насколько величественны эти создания - ангелы, хочется привести один эпизод из жития святителя Нектария Эгинского. Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе близ монастыря, святитель спросил ее: «Хочешь ли ты увидеть своего Ангела-Хранителя?» Послушница, конечно, изъявила большое желание. «Вот он перед тобой», - ответил святой. И тут же девушка упала в обморок, не вынеся того, что увидела. А святитель потом очень жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова. Теперь мы можем представить, какой степенью святости обладала Пресвятая Дева Мария, Которая беседовала не с простым ангелом, а с самим архангелом Гавриилом.

Конечно, особой благодати сподобились те, кто носят имя святого архангела. И не только благодати, но и ответственности. Ведь для того чтобы иметь покровителем того, в чьем подчинении находится бесчисленное множество ангелов, каждый из которых сияет как солнце, нужно быть достойным такого покровителя. Только не надо бояться своего славного ангела, не нужно думать, что он суров, ведь часто их изображают в воинском одеянии. Хорошо написал о духовном устроении святых угодников и ангелов святитель Димитрий Ростовский: «Есть ли на небесах у избранных и у ангелов вера и надежда? У ангелов нет ни веры, ни надежды, потому что с того времени, как они утвердились в благодати, они увидели Того, в Кого надо веровать и на Кого надо надеяться. Они всегда видят лицо Отца Небесного, и в них уже нет места ни для веры, ни для надежды, ибо вера и надежда имеют своим предметом невидимое. У избранных Божиих на небесах также нет веры и надежды, потому что они видят Того, в Кого веровали, и имеют Того, на Кого надеялись. И у ангелов, и у избранных есть одна лишь бессмертная любовь».

Дорогие друзья, не будем забывать о наших первейших заступниках, данных нам при крещении, - ангелах-хранителях и будем поминать их в своих молитвах вместе со святыми угодниками Божьими, в честь которых мы крещены.

Святый архангеле Гаврииле и вси святии ангели хранители наши, молите Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Церковь называет Архангела Гавриила предвестником чудес, он отожествляется с тайнами Божьими, считается предвестником счастья и спасения. Как главный служитель всемогущества Божественного почитается во многих религиях. 26 марта (8 апреля новый стиль) проводят празднование, которое всем известно, как Собор Архангела Гавриила. В ходе празднование огромную роль играет молитва верующих на второй день после празднования Благовещения.
Верующие собираются в стенах храма, чтобы прославить в молитвах и песнях Гавриила, раскрывающего большую тайну воплощения Сына Божия. Архангела Гавриила чтят, как одного семи духов, которые приносят волю святых. Известно и о празднике 13 (26) июля, который проводят с конца девятого века. Этот день призывает каждого вспомнить все чудеса явления Архангела Гавриила. Кроме того, в ноябре 8-го (21-го) числа празднуют и Собор Архистратига Михаила и Сил Небесных. В этот день Гавриила славят вместе с Собором Сил Небесных.
Если 8 апреля у верующих нет возможности сходить на службу, то начать и закончить день нужно молитвой, обращаясь к Гавриилу.

История

Святой Гавриил – который служит посланником Бога определенным людям. Он один из трех архангелов. Гавриил упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете Библии. Во-первых, в Ветхом Завете Гавриил предстает перед пророком Даниилом, чтобы объяснить его видения. Габриэль умело интерпретирует видения Даниила. После первого визита Гавриила, Даниил болел в течение нескольких дней. Гавриил посещал его, давая ему больше понимания веры, обучая его молитвам.
В Новом Завете Гавриил, описанный как «ангел Господень», сначала приходит к отцу Иоанна Крестителя. Он говорит ему: «Не бойся: ты услышишь молитву, и супруга твоя подарит тебе сына, и дашь ты ему имя Иоанн. И возрадуешься ты, и многие будут радоваться его рождению. ".
Спустя какое-то время, жена Иоанна узнает, что она носит под сердцем ребенка, Гавриил появляется снова. В Книге Луки говорится, что он был послан от Господа в Назарет, чтобы посетить девственницу, женатую на мужчине по имени Иосиф. Англеомолвил, обращаясь к Марии: «Возрадуйся, ты любима, Бог с тобой: благословлена ты среди женщин». Луки 1:28.
"Не бойся, Мария, ты обретаешь благодать с Богом". Агнел явился Марии с конкретной елью. Прежде всего, он позволил ей узнать, что она забеременеет от Духа Святого, и ребенок станет никем иным, как Сыном Господа. После Благовещения Гавриил больше не говорил с Марией.
Атрибуты изображения Гавриила на иконах в других видах произведений искусства. Он одет в сине-белый простой наряд; и видно, что он несет в руках лилию, ветку из Рая, свиток или скипетр, а также трубу. В искусстве Гавриил часто изображается в сценах Благовещения, так как данный святой очень тесно связан с этим праздником.
Его иногда называют тем, кто указывает на возвращение Господа на Землю. Однако человек, которому отведена данная работа; в разных отрывках Святого Писания предстает в разных образах, с разным именем. Гавриил признан покровителем посланников.
Как ангел-посланник, действующий как посланник Бога, он помогает писателям, учителям, журналистам и художникам передавать свое послание, находить мотивацию и уверенность, а также развивать свои навыки. Он также помогает преодолевать проблемы страха в общении. Для людей верующих он имеет огромное значение во всех областях, связанных с детьми, помогая во время зачатия, беременности, родов и воспитания детей.

Верующие о знаках от Гавриила

Архангел Гавриил известен как ангел откровения. Он играет значительную роль в христианстве, исламе, иудаизме и многих других религиях, выступая в качестве посланника от Бога. В Библии Гавриила можно найти в книгах Луки и Даниила. Его также называют «Рождественским ангелом», потому что он объявил Марии и пастухам о предстоящем рождении Иисуса. Считается, что Габриэль связан с белым или медным светом и что он часто доставляет свои сообщения людям во сне.
Когда люди получает неожиданные весточки, которые дают им ценные рекомендации в отношении будущего, можно полагать, что это Гавриил передает посланье Божье. Как ангела воды, одна из задач Гавриила, прояснять вещи.
Гавриил, как архангел общения, часто находится рядом с людьми, которые нуждаются в нем, он действует как связующее звено к исцелению души. Священнослужители говорят, что общение с Архангелом Гавриилом приносит вдохновение и примирение, что Гавриил помогает видениями. Он способен помочь человеку увидеть проблески прекрасного будущего.
Если человек чувствует себя в тупике, оказался, казалось бы, в неразрешимой конфликтной ситуации, нужно взывать к Гавриилу, чтобы он помог верующему измениться и начать двигаться дальше. Дар принимать верные решения в сложных ситуациях дается тем, кто просит о нем Гавриила, обращаясь к Архангелу за помощью.
Если верующему приходит в голову мысль, как решить сложную проблему (особенно после молитвы), это может быть признаком того, что Гавриил посылает помощь человеку. Служители церкви часто говорят, что Гавриил иногда предлагает идеи для решения проблем, пока люди праведно верят в Бога и обращаются за помощью к его посланнику. Самая обычная форма общения с Гавриилом – это молитва. Важно просить Архангела прояснить все, что вы не понимаете. К концу разговора вы должны точно знать, что делать.
Гавриил часто посещает людей, пока они спят. Стоит лишь вспомнить о христианской истории, которая гласит, что Гавриил – ангел в библейской истории, рассказывает Иосифу во сне, что он будет служить отцом Иисуса Христа на Земле.
Духовные наставники обращают внимание прихожан на то, что Архангел Гавриил и другие архангелы могут общаться с людьми через их сны, то может помочь им решить проблемы. Известно, что, если перед сном прочесть молитву-обращение к Гавриилу, во сне можно получить ответы на интересующие вопросы. На утро человек проснется с мыслью о сне, что приведет к его к правильному пути решению проблем. Случается, что люди не помнят сон вообще. Однако ответ на вопрос, заданный Гавриилу человеком, придет в сознание позже.
Гавриил часто своим появление во снах заставляет людей меняться, обращаться к более праведной жизни, к благочестивым поступкам. Многие люди утверждают, что Гавриил может являться во сне как в мужском, так и в женском обличии. Порой встреча с ним может быть неожиданной, но люди, так или иначе, понимают, с какой целью является к ним архангел.
Священнослужители подчеркивают, что очищение укрепляет силы и открывает каналы общения между человеком и существами на высших уровнях. Премудрость ангела-хранителя, архангелов и духовных проводников становится легче понять, людям становится проще пройти очищение сердца и ума.
Многие люди говорят, о том, что они ощущают груз большой ответственности после появления во сне Гавриила. Исторически так сложилось, что принято считать, будто бы Гавриил просит людей сделать что-то для Бога. Религиозные тексты отмечают, что люди, которых посещают Гавриил, испытывают беспокойство, когда они обдумывают его послание к ним.
Например, в Коране говорится, что именно Гавриил чудесным образом рассказал свое послание от Бога пророку Мухаммаду, который позже писал, что визиты Архангела к нему были напряженными и сложными для понимания. В книге «Что вам нужно знать об Исламе и мусульманах» автор пишет: «У Мухаммада был физический и психологический стресс, когда он встретил ангела Гавриила, который передал ему слова Бога». «Ангел явился ему несколько раз. Пророк позже сообщил, что ангел иногда приходит в виде ангела, а иногда и в обличии человека. Порой пророк слышал колоколообразный звук, и откровение приходило внезапно, требуя от него такой крайней концентрации, что он был на гране потери сознания». Подобные сведения приводятся и в православных писаниях.
Ангел Гавриил появляется неожиданно. После приветствия Марии ангел начинает послание от Бога, говоря: «Не бойся». Отношение благоговения, выраженное как страх, характерно для тех, кто испытывает прозрение. Мария встревожилась, услышав приветствие ангела. Ее сбило с толку и то, какой внешний облик имел Архангел и то, что он сказал.
Верующие также говорят, что энергия Гавриила соответствует свету белого ангела, а его аура имеет медное свечение. Архангел Гавриил связан с красивым белым светом, и этот цвет приносит очищение туда, где он нужен. Представьте, что этот белый свет облекает вас и вашего ребенка и окружает вас и вашего ребенка, когда вы просите его помочь унести прочь тревогу или беспокойство, которое может повлиять на вас обоих.
Гавриил изображается с большой медной трубой, что символизирует доставку сообщений от Бога. Его часто изображают с медно-оранжевым ореолом или белым светом вокруг. Некоторые люди также считают, что внезапное и необычное влечение к предметам из меди является еще одним признаком того, что рядом находится Архангел Гавриил.



События