Ангельский чин урок в православной школе. "ангелы". Падший ангел Лилит

МБОУ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

г. Протвино

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка внеклассного мероприятия

по курсу «Основы православной культуры» в 1 классе

на тему «Мой Ангел Хранитель».

Учитель:

Тема: Мой Ангел Хранитель

Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий: Ангел, святой

покровитель, день Ангела.

Задачи урока:

1. раскрыть перед учащимися значение имени для человека;

2. дать каждому ребёнку знание о святом покровителе, чье имя

он носит;

3. закрепить такие понятия как святой,

Ангел-Хранитель, день Ангела, именины;

4. развивать познавательную активность, коммуникативные

навыки и творческие способности учащихся;

5. на примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей

христианские добродетели и стремление следовать им

Оборудование:

У учителя: 1. компьютер, проектор (компьютерная презентация; запись

фонограммы для исполнения песни«Ангел-Хранитель»);

2. запись на классной доске эпиграфа;

3. Репродукции с икон с изображениями святых покровителей:

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их

София», «Святой Сергий Радонежский», «Святая блаженная

Ксения Петербургская».

У учащихся: 1. Подарки для гостей: ангелочки

2. У каждого ученика карточка с его именем

Ход мероприятия

Слайд 1

1. (звучит легкая музыка) Притча об Ангеле (выходит учитель в образе Бога и ребёнок)

Притча об Ангеле...

К человеку обратился ангел:

Хочешь, я покажу тебе твою жизнь?

Хочу, - сказал человек.

Ангел поднял его над землей и человек увидел всю свою жизнь и две пары следов, идущих рядом...


Кто это рядом со мной?

Это я, - говорит ангел. - Я сопровождаю тебя всю твою жизнь.

А почему иногда видна только одна пара следов?

Это самые трудные периоды твоей жизни... - говорит ангел.

И что же, ты бросал меня в самые трудные минуты? - возмущенно спросил человек.

Нет, я нес тебя на руках... - тихо ответил ангел.

Пуcть твой ангел всегда будет рядом!

2. Танец ангелов под презентацию

Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь вспомнить, какой. Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдете в своей душе к концу нашего занятия, потому что сегодня мы будем говорить об одном из самых важных и главных для каждого человека празднике – дне его Ангела, его именинах.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему мероприятию хотелось бы взять следующие слова:
«Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Евангелие от Луки (X, 20)

Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан, прежде всего, с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Ребята, а как вы относитесь к этому дню, празднуете ли День Ангела?

Как показал наш опрос, не все до конца понимают важность и традиции праздника. Давайте сегодня, выясним важность этого дня в жизни человека

(дети читают стихи)

Ангел чудный, ангел ясный,

Житель горней стороны,

Ты слети ко мне прекрасный,

В час вечерней тишины.

Научи меня учиться,

Праведно на свете жить,

Научи меня трудиться,

А в душе честнее быть.

Научи любить и верить,

Научи не осуждать,

Научи не лицемерить

И в бедах не унывать.

2. Актуализация базисных знаний.

Вопрос: Кто такие ангелы? (ответы детей)

Слайд 2

Ангел-Хранитель в христианстве - ангел, добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи и руководства.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.
Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами.
Ангелы изображаются в виде красивых юношей - в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Слайд 3

Каждому православному христианину Бог дает при Крещении своего особого доброго Ангела – Ангела Хранителя. Он наш первый заступник и помощник. Ангел-хранитель невидимо охраняет человека во время всей его земной жизни, не оставляет нас и после смерти.

Вопрос: В чем заключается роль Ангела-Хранителя?

Слайд 4

Ангел-Хранитель помогает делать человеку добро и молится за него пред Богом. Ангел-Хранитель оберегает нас от всякой беды и, в случае опасности, закрывает нас своими крыльями. Человек должен любить своего Ангела Хранителя и стараться не огорчать его.

Слайд 5

Моя мама мне сказала,

Что Хранитель Ангел мой,

Где бы я ни находился,

Всегда рядышком со мной.


Осмотрелся я: «Где Ангел?

Ведь его не вижу я.

Если Ангел невидимка,

Как же он хранит меня? »

А мне мама отвечает:

«Да. Невидим Ангел твой,

Но ты помни, мой сыночек,

Ангел рядышком с тобой.

Будто шапкой – невидимкой

Он решил себя накрыть.

Он сияет таким светом,

Что нас может ослепить.

Хоть невидим Ангел светлый,

Уж, поверь ты маме,

Укрывает он тебя

Нежными крылами.

Ангел твой переживает,

Если плохо ты ведешь,

Если друга, обижаешь,

Иль чужое ты берешь.

Ну, а если ты послушен,

И прилежен, и учтив,

Если ты со всеми дружишь,

Если в меру ты игрив.

Слабых смело защищаешь,

Маме дома помогаешь,

Ты для Ангела - отрада.

Он всегда с тобою рядом»

И сказал я: «Ангел мой,

Ты почаще прилетай.

И меня, мой друг небесный,

Вместе: Никогда не покидай».

Вопрос : Чем отличается Ангел Хранитель от святого покровителя?

Слайд 6

У каждого христианина, кроме Ангела-Хранителя, есть ещё один святой покровитель : это святой человек, имя которого христианин носит. При крещении человека нарекают именем в честь одного из святых христианской церкви.

Вопрос: А что такое именины?

Именины – праздник особый. Это день памяти того святого, в честь которого крещен человек. И праздник этот можно назвать днем духовного рождения – ведь связан он прежде всего с таинством Крещения и с нашими соименными небесными покровителями. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях они практически совпадали.

На доске прикреплены сердечки с вашими именами . (сердечки с именами)

Сколько же различных имен у ребят нашего класса.

Вот столько святых ежеминутно находится рядом с нами. Они помогают нам, предостерегают от плохих мыслей и поступков.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память.

СЛАЙД 13

Обо всём ли можно просить своего Ангела-хранителя и святого покровителя?

На какие просьбы он не откликнется? Почему?

Вопрос. Можно ли надеяться на помощь святого, если просишь, что-то плохое для других?
Ответ. Нет.

Давайте поиграем в игру «Помощь Ангела ». Я вам буду называть поступки и просьбы, если вы считаете, что в них можно рассчитывать на помощь Ангела, то хлопните в ладоши, если нет, качайте головой.

1. Не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела Хранителя и святого покровителя?

2. Просить помощи для того, чтобы отомстить товарищу.

3. Хорошо учиться.

4. Помогать взрослым.

5. Уважать старших.

6. Ябедничать.

7. Злиться.

8. Просить прощения за плохие поступки.

Теперь вы знаете, у кого из одноклассников, в какой день именины. У нас есть прекрасная возможность доставить друг другу приятное, поздравив с днём именин. Не забывайте, что ваше внимание очень порадует вашего друга, особенно в такой день.

Заключительное слово учителя

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день рождения. Давайте же отмечать именины, и красным днем в календаре мы можем сделать этот день сами.

СЛАЙД 14

(В исполнении детей звучит песня «Ангел-Хранитель»)

1. C милою улыбкой, сильный и большой

2 .Если я страдаю, плачу и больной,

Знаю, что страдает ангел мой со мной.

Перед ним не скрою в жизни ничего,

Он видит всё и знает всё

Да, ангел мой со мной(2р.)

3. C милою улыбкой, сильный и большой

Ангел мой хранитель, он всегда со мной,

И когда иду я в школу и домой,

Я не боюсь иду спокойно, Ангел мой со мной. (2 р)

- В память о нашем празднике мы вам дарим подарки: вот таких ангелочков. Пусть они всегда будут рядом с вами!

(Подарки для гостей)

Рефлексия: презентация «Молитва»

Литература, использованная при подготовке урока:

1. Сурова. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. Клин. 2004.

2. Шевченко пособие для учителя. 1-й год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва. 2006.

3. Шевченко культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006.

Екатерина Ивачева

План-конспект занятия

«»

Цель : обучить технологии изготовления подарочного сувенира «Рождественский ангел » из ткани.

Задачи :

Образовательная :

1. Познакомить обучающихся с народными традициями, связанными с технологией изготовления рождественских ангелов .

Воспитательная :

1. Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

2. Создание условий для развития духовных качеств воспитанников.

3. Воспитание аккуратности, терпения

Развивающая :

1. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

2. Развитие коммуникативных способностей воспитанников.

Форма занятия : групповая, индивидуальная.

Оборудование : мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение : инструкционные карты по теме «Изготовление Рождественского ангела » .

Инструменты и приспособления : игла, кисточка, ножницы

Материалы : ткань (подклад на синтепоне) 10 х 20, нитки белые, тесьма 15 см, фольга.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический, наглядный.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Приветствие педагога, проверка готовности.

2. Теоретическая часть.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы подумаете и ответите, чем мы будем заниматься сегодня на занятии

БОЖИЙ ДАР

Крошку-ангела в сочельник

Бог на землю посылал :

“Как пойдешь ты через ельник,

Он с улыбкою сказал, -

Елку срубишь, и малютке

Самой доброй на земле,

Самой ласковой и чуткой

Дай, как память обо Мне”.

И смутился ангел-крошка :

“Но кому же мне отдать?

Как узнать, на ком из деток

Будет Божья благодать?”

“Сам увидишь”, - Бог ответил.

И небесный гость пошел.

Месяц встал уж, путь был светел

И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,

Всюду счастье деток ждет…

Вскинув елочку на плечи,

Ангел с радостью идет…

Загляните в окна сами, -

Там большое торжество!

Елки светятся огнями,

Как бывает в Рождество .

И из дома в дом поспешно

Ангел стал переходить ,

Чтоб узнать, кому он должен

Елку Божью подарить.

И прекрасных и послушных

Много видел он детей. –

Все при виде божьей елки,

Все забыв, тянулись к ней.

Кто кричит : “Я елки стою!”

Кто корит за то его :

“Не сравнишься ты со мною,

Я добрее твоего!”

“Нет, я елочки достойна

И достойнее других!”

Ангел слушает спокойно ,

Озирая с грустью их.

Все кичатся друг пред другом,

Каждый хвалит сам себя,

На соперника с испугом

Или с завистью глядя.

И на улицу, понурясь,

Ангел вышел… “Боже мой !

Научи, кому бы мог я

Дар отдать бесценный Твой!”

И на улице встречает

Ангел крошку , - он стоит,

Елку Божью озирает, -

И восторгом взор горит.

Елка! Елочка! – захлопал

Он в ладоши. – Жаль, что я

Этой елки не достоин

И она не для меня…

Но снеси ее сестренке,

Что лежит у нас больна.

Сделай ей такую радость, -

Стоит елочки она!

Пусть не плачется напрасно!”

Мальчик ангелу шепнул .

И с улыбкой ангел ясный

Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом

С неба звезды сорвались

И, сверкая изумрудом,

В ветви елочки впились.

Елка искрится и блещет, -

Ей небесный символ дан;

И восторженно трепещет

Изумленный мальчуган…

И, любовь узнав такую,

Ангел , тронутый до слез,

Богу весточку благую,

Как бесценный дар, принес.

Ф. М. Достоевский

Рождественский ангел - это символ приближающегося праздника. Тема нашего занятия «Изготовление куклы Рождественского ангела » . В религиозном представлении ангел - сверхъестественное существо, изображаемое в виде прекрасного крылатого отрока, считающееся вестником Бога. Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит.

Вопросы :1. Как вы себе представляете ангела ? Как он может выглядеть в вашем представлении? (Ответы)

2. Скажите, пожалуйста, что это у ангела над головой жёлтого или золотого цвета? (Ответы) Сияние в виде светлого кружка вокруг головы символ святости называют – нимбом.

Никто из людей никогда не видел ангелов , поэтому в представлении людей они выглядят по разному : одни представляют себе ангелов в виде розовощёких малышей, другие в виде женщины в белом одеянии, многие представляют ангелов в виде девочки или девушки. В литературе встречаются сведения о том, что ангелы бывают с крыльями и без них. Могут принимать облик, похожий на человека. Ангелы в представлении людей – это что-то хорошее и светлое, люди также считают, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель . Чтобы это чистое, светлое и хорошее было всегда рядом люди, используя своё воображение, пытаются сделать ангелов в виде игрушек , кукол.

Ангела принесшего всем людям земли благую весть о рождении Иисуса называют Рождественским . Праздник Рождества – один из самых красивых зимних христианских праздников.

Давняя традиция праздника Рождества – украшать свой дом и рождественскую елку фигурками Ангелов . Кукла «Рождественский ангел » дарилась на Пасху или в Рождество . Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов , а на Рождество – белых и голубых . Она использовалась как елочное украшение, а так же вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Во всяком случае, я в это верю!

Народная кукла всегда изготавливалась с любовью особой тщательностью и по правилам. При изготовлении кукол не использовали ножниц, иголок, и не оформляли лицо.

Смастерить ангелочков можно из различных материалов. Я предлагаю вам посмотреть и сравнить ангелов , которые были изготовлены разными людьми .

Демонстрируются слайды с образами ангелов .

Наш ангелочек изготавливается из ткани . Это подкладочная ткань на синтепоне. Важно при работе над ангелочком , думать о хорошем, представлять какую радость мы доставим тем, кому подарим нашу игрушку.

Внимательно рассмотрим нашу поделку :

Из скольких частей она состоит? (голова, крылья, туловище, нимб) .

Пожалуйста, посмотрите на слайды, здесь представлена технологическая последовательность изготовления ангела (комментарий педагога по каждому слайду) .

3. Практическая часть.

Приступая к работе, повторим правила Т/Б при работе с ножницами, Т/Б при работе с иглой.

Педагог демонстрирует приёмы изготовления ангелочка .

Выкраиваем две детали из ткани на синтепоне (круги диаметров 7-8 см) ;

В центр одного круга кладём немного ваты и обвязываем ниткой, формирую голову ангела ;

Расправляем крылышки;

Второй круг складываем пополам, формируем конус и приклеиваем его вокруг зубочистки;

Затем приклеиваем к конусу крылышки

Теперь, пожалуйста, повторите последовательность изготовления ангела , используя инструкционную карту.

Сейчас, я предлагаю нам приступить к выполнению работы. Соблюдайте технологическую последовательность изготовления ангела , используйте инструкционные карты.

Практическая работа воспитанников. Когда задание выполнено, организуется выставка работ учащихся.

4. Заключительная часть.

Педагог : Сегодня, Вы научились изготавливать Рождественского ангела . Полученные знания вам пригодятся : вы можете научить делать ангелов своих родных , сестрёнку, братика, маму с папой, бабушку с дедушкой или своих друзей. Давайте вспомним, какие традиции существовали в России при изготовлении народных кукол (При изготовлении кукол не использовали ножниц, иголок, и не оформляли лицо)

Хотелось бы отметить, Вы работали быстро, дружно, успешно и аккуратно справились со всеми пунктами технологической карты.

Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда.

Желаю вам, чтобы сделанные вами ангелы вас всегда охраняли , защищали, давали советы. На этом наше занятие закончено .

чтобы в игровой, познавательной форме дать знания или закрепить имеющиеся знания по теме.

Цели и задачи:

Познавательные: на примере старших или более образованных детей, в коллективной игре ознакомится с миром Ангелов, небесной иерархией.

Воспитательные: развить в детях желание изучать и познавать Ангельский мир. Учить детей работать коллективно, заботиться о ближних, помогать в игре (и в жизни) сопернику.

Образовательные: развивать и практические навыки: декламация, рисование, память, развивать умение творчески подходить к решению поставленной задачи, искать наиболее выразительные способы подачи решения.

Используемые материалы:

  • карточки с вопросами (разноцветный картон);
  • лепестки со стихотворными строчками (цветная бумага);
  • контуры – заготовки «Ангел» (картон белый);
  • рисунки детей (собираются в течении учебного года или смены в летнем лагере);
  • карандаши, фломастеры, бумага для рисования;
  • красиво оформленная корзина или блюдо с конфетами (конкурс «Приз на проверку»).

Литература:

  • «Мой Ангел» стихи, Дрофа, Москва, 2001 г.;
  • «Воскресная школа», материалы разных лет;
  • «Закон Божий»;
  • «Православный календарь для новоначальных», Ковчег, Москва, 2000 г.;
  • Журнал «Купель».

Подготовительный этап:

  • Проведение уроков на тему;
  • Проведение уроков рисования на тему;
  • Раздача для индивидуального разучивания стихотворений на тему;
  • Разучивание песен на тему.

Сценарий проведения «Дня Ангелов», посвященного всем чинам небесным.

В празднично украшенном классе собираются дети. На стенах детские рисунки на тему «Ангелы». Учитель предлагает всем вместе пропеть молитву на начало всякого дела. Дети с учителем поют «Царю Небесный…».

Учитель:

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных совершается в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Господь открывает свою волю высшим Ангелам, а они просвещают остальных.

Ведущий (из старших школьников или вожатая лагеря):

А каждому христианину при крещении Господь дает Ангела – хранителя. «Ангела – хранителя вам» – обычно напутствуют любящие вас люди.

Ангел – хранитель помогает вам в жизни, оберегает от бед и несчастий, хранит от дурных мыслей и поступков, заботится о вас и радуется вместе с вами. Ангел – хранитель очень любит вас и остается всегда самым преданным вашим другом.

Вот мы сегодня с вами и будем говорить и вспомнить о наших самых преданных друзьях и о посланниках Божиих – об Ангелах.

Ведущая помогает ребятам разделиться на две команды (равносильные) и выбрать капитанов.

1 задание: «Название команды»

После короткого совещания команды оформляют и показывают таблички с названием:

«Белый голубь».

НЕБЕСНЫЙ

ПОКРОВИТЕЛЬ

2 задание : «Стихотворения».

Какая команда больше расскажет стихов на заданную тему, дети говорят по очереди из каждой команды.

Ведущий отмечает очки на большом листе, соответственно под названием каждой команды.

Затем из лепестков – строчек команды собирают стихотворение рис.1 и рис.2 (на скорость и чтение с выражением).

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм –

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

Там меж сосен изумрудных,

Блещет озера хрусталь.

Как молитва в звуках чудных

Звон церковный льется вдаль .

Колокола.

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

3 задание: «Рисунок».

Каждая команда получает картонный контур – заготовку и, после сигнала ведущего начинает рисовать.

Необходимое условие: рисует вся команда (одновременно или по очереди) коллективно. Учитывается и время исполнения и форма выражения.

Ведущий подводит итог данного конкурса.

4 задание: «Музыкальное».

Ведущий :

«Ребята, а какие песни вы знаете или церковные песнопения, где упоминается об ангелах. Давайте споем».

Дети вспоминают сами, или ведущий помогает:

  • «Рождество Христово, ангел прилетел»;
  • «Ангелы в небе песнь воспевают»;
  • «Ангелы в небе высоко живут»;
  • «Ангел вопияше Благодатней»;
  • и другие, чем больше вспомнят дети, тем лучше.

Ведущий:

А сейчас попросим наших гостей (если присутствуют родители, или старшие школьники, певчие церковного хора) участвовать в нашем празднике.

Старшие девочки исполняют песню «Благовещение»

«Ты была единая от нас

Днем Твоей мечтой служила пряжа»

из сценария праздника «Богоизбранная Отроковица» газета «Воскресная школа».

Мальчик исполняет на пианино музыкальную пьесу.

5 задание: «Викторина»

Ведущий :

Давайте ребята, поверим наши знания, проведем викторину «Мой Ангел дорогой». Вот у меня двенадцать цветных квадратиков, а на них вопросы (рис.6). Я буду задавать вопрос, а вы отвечаете. Очко за каждый правильный и полный ответ! Вопросы разные, и простые и сложные.

1.

В каких событиях священной истории были посланы

Ангелы – благовестники?

2.

Имя Ангела, который благовестил Деве Марии?

3.

Какой цветок он держал в руках?

4.

Назовите иерархию небесных чинов с высшего до низшего

5.

Кто такие Архангелы?

Сколько их?

6.

Назовите имена Архангелов

7.

Кто такие Ангелы?

8.

Как на иконах изображается Ангел – хранитель?

9.

Какой день называют именинами?

10.

Назовите свой день Ангела. Кто ваш небесный покровитель?

11.

Расскажите житие своего небесного покровителя

12.

Назовите день Ангела ваших родителей

Ведущий:

Молодцы ребята, с вами интересно! Я тоже могу вам кое-что рассказать.

Ведущий с выражением рассказывает наизусть детям какой-либо рассказ, где упоминается о помощи Ангелов. (например, «Подарок ангела» журнал «Купель»).

Учитель:

Спасибо, во все приняли участие в нашем празднике, и пока наш ведущий подсчитывает очки и баллы каждой команды, мы с вами получше рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали.

Просмотр и оценка работ совместно всей группой детей. Учитель подчеркивает достоинства работ светлых, нежных, добрых, отражающих наиболее полно тему. Детям предлагается выбрать изображение «Самого доброго Ангела», «Самого пламенного Ангела», «Самого быстрого…». В зависимости от характера, выразительности рисунков можно подыскать и другие определения.

Ведущий:

Итак, мы может подвести итоги: команда «Небесный покровитель» получила 12 баллов, а команда «Белый голубь» … 12 баллов (такое совпадение оказалось случайным, но в любом случае равных и неравных баллов ведущий проводит последний конкурс).

6 задание: «Приз на проверку».

Ведущий:

На это самое ответственное задание вызываются два капитана. Вот вам приз – корзина с конфетами, что с ней делать?

Ученики:

Съесть. Отдать победителю. Разделить.

Ответы не принимаются ведущим. Наводящими вопросами и рассказами из Евангелия ведущий подводит к правильному ответу: «Отдать все другому, другой команде например».

Ведущий в заключении читает стихотворение «Молитва Ангелу — хранителю» П. Вяземского:

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи:

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Учитель:

Многие из поэтов, чьи стихи мы сегодня слышали, кто лирой стремился достичь горных вершин, верили, что рядом с каждым из них – Ангел – хранитель. И я от всего сердца хочу пожелать Ангела – хранителя вам! На этом праздник завершается. Все читают молитву «Достойно есть».

Затем общение гостей, детей можно продолжить за чаем (дети с большим интересом обсуждают праздник, конкурсы и задания).

Разделы: Внеклассная работа

Изучаемая тема: «Куклы в народной традиции».

Тема занятия: «Изготовление куклы-ангела».

Цель занятия: формирование основ эстетической культуры через развитие исторической памяти; развитие творческих способностей и задатков учащихся.

Задачи:

  • Обучающие: научить основным технологическим приёмам изготовления куклы ангела, закрепить полученные знания и умения на практике.
  • Развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, в частности к изготовлению кукол из ткани.

Тип занятия: изучение нового материала.

Продолжительность: 1 ч. – 45 мин.

Оборудование:

  • ТСО – ноутбук, экран
  • Дидактический материал:
    • схемы (слайды) последовательности изготовления куклы ангела
    • иллюстрации (слайды) разновидностей ангелов
  • Раздаточный материал
    • белая х/б ткань размером 15/15 см;
    • ножницы;
    • клей карандаш;
    • кусок ваты для головы;
    • полоски картона блестящего цвета
    • пряжа.
  • Литературный ряд:
    • отрывок из книги «Троицкие цветки с луга », М.; 1999,с.55.
    • словарная работа – ангел, нимб

Структура занятия:

I. Организационный момент – 1 мин.
II. Эмоциональный настрой – 4 мин.
III. Изучение нового материала – 35 мин.
3.1.Сообщение темы занятия.
3.2. Традиция изготовления ангелов
3.3. Предупреждения о возможных затруднениях при выполнении работы
3.4. Инструктаж по технике безопасности и культуре труда
3.5. Разъяснение задач практической работы по слайдам и её выполнение
IV. Анализ работ – 4 мин.
V. Итог занятия – 1 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент – приветствие гостей, рассаживание на свои места.

II. Эмоциональный настрой

– Послушайте, пожалуйста, отрывок из книги «Троицкие цветки с луга».

Довольно давно с одним мальчиком произошла удивительная история. Его отец был железнодорожным стрелочником. Работа, кажется, простая! Знай себе, переводи стрелки. Но это, лишь, кажется просто – чуть не доглядишь, упустишь мгновение, и могут погибнуть десятки, сотни людей. Так однажды, услышав гудки стремительно приближающегося состава, стрелочник уже потянулся рукой к рычагу, чтобы перевести поезд на свободный путь, да почему-то оглянулся. Оглянулся и замер: по рельсам навстречу мчащемуся поезду бежал его трёхлетний сынок. Не было секунды, чтобы крикнуть ему. Был лишь миг, чтобы решить: повернуть рычаг и спасти от гибели поезд с людьми, или…Стрелочник повернул рычаг. Громыхая, сотрясая землю, вагон за вагоном проносился мимо. Когда проехал последний вагон, отец бросился к месту, где видел своего сына.
«Что с ним? – с ужасом думал он. И что же? Мальчик, сложив руки, лежал на земле.
– Сынок, ты жив?!
– Жив. Жив! – весело ответил мальчик и вскочил на ноги.
– Как же ты догадался лечь на землю? – спросил отец.
Мальчуган с улыбкой ответил:
– Какой-то дядя наклонил меня.
– Какой дядя?!
– Такой красивый, светлый... с крыльями…
– Как вы думаете, кто спас мальчика от гибели? (Ответы)

III. Изучение нового материала

Тема нашего занятия «Изготовление куклы ангела» (Приложение 1 , слайд 1). Скажите, кто такой ангел? (Ответы) . Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит. Скажите, пожалуйста, что это у ангела над головой жёлтого или золотого цвета? (Ответы)Сияние в виде светлого кружка вокруг головы символ святости называют – нимбом. Как вы себе представляете ангела? Как он может выглядеть в вашем представлении? (Ответы) Никто из людей никогда не видел ангелов, поэтому в представлении людей они выглядят по разному: одни представляют себе ангелов в виде розовощёких малышей (Приложение 1 , слайды 2, 3, 4), другие представляют в виде женщины в белом одеянии, (Приложение 1 , слайды 4, 5, 6) многие представляют ангелов в виде девочки или девушки. (Приложение 1 , слайды 7, 8, 9) В литературе встречаются сведения о том, что ангелы бывают с крыльями и без них. Могут принимать облик, похожий на человека. Ангелы в представлении людей – это что-то хорошее и светлое, люди также считают, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Чтобы это чистое, светлое и хорошее было всегда рядом люди, используя своё воображение, пытаются сделать ангелов в виде игрушек, кукол. (Приложение 1 , слайды 10, 11) вырезают фигурки ангелов из дерева (Приложение 1 , слайд 12), из мрамора с золотым напылением изготавливают ангелов в виде юноши или амура (Приложение 1 , слайды 13, 14), изображают их в иконописи (Приложение 1 , слайд 15)
Используют и более простые материалы для изготовления ангелов. Из такой ткани, как органза ангелы получаются лёгкие и воздушные (Приложение 1 , слайд 16) и cказочные получаются ангелы из синтепона (Приложение 1 , слайд 17), необычные из макарон (Приложение 1 , слайд 18). Бумага тоже позволяет развить фантазию (Приложение 1 , слайд 19) Делают ангелов и из ткани, причём используют не только ткань светлых тонов, но цветные ткани (Приложение 1 , слайды 20, 21)
Со старых времён на Руси было принято бережно относиться к каждому лоскутку ткани. Их бережно хранили и часто «вертели» из них кукол. В русской деревне самодельная тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5-6-и дети сами начинали «вертеть» простейших кукол для себя. На Рождество и день Ангела было принято дарить кукол – ангелов. Их развешивали в избе, на Рождество вешали в качестве игрушки на ёлку (Приложение 1 , слайд 22), вешали над кроватью детей. Как вы думаете почему? (Ответы)
Вы хотите научиться делать куклу ангела? Сегодня мы познакомимся со старинной технологией изготовления куклы – ангела. Для того, чтобы сделать куклу, нам необходимы материалы и инструмент (Приложение 1 , слайд 23)
Посмотрите на экран и назовите, какие материалы и инструменты нам нужны? (Ответы) . Среди инструментов и материалов есть такой, которым нужно пользоваться осторожно, о каком инструменте идёт речь? (Ножницы) Какие правила техники безопасности работы с ножницами вы знаете?

  • ножницы передавать кольцами вперёд;
  • на столе должны лежать с правой стороны;
  • после работы закрыть ножницы
  • резать ножницами на некотором расстоянии от глаз

Возьмите все необходимые материалы и инструменты со стола и разложите их так, как показано на экране (Приложение 1 , слайд 24). У вас во время работы могут возникнуть трудности в завязывании узлов. Для этого можно попросить соседа подержать куклу, а вы в это время завяжете узлы, то есть вы должны помогать друг другу. Если что-то не понятно, не бойтесь поднять руку и спросить. Теперь я вижу, что вы готовы к работе, приступаем. Сейчас я буду рассказывать, последовательность изготовления куклы- ангела, вы будете внимательно слушать, смотреть на экран и одновременно выполнять по слайдам.
(Изготовление кукол с использованием слайдов)
Кусочек ваты положите на середину ткани.
Приложение 1 , слайд 25
Закройте кусок ваты второй половинкой ткани. Формирование головы ангела.
Приложение 1 , слайд 26
Формирование головы ангела.
Приложение 1 , слайд 27
Одним пальцем держите конец нитки. Второй конец обмотайте два раза вокруг головы
Приложение 1 , слайд 28
Завяжите три узла
Приложение 1 , слайд 29
Отрежьте концы ниток. Расправьте крылья и платье ангела

Учащиеся с педагогом вывешивают свои работы, рассматривают свои работы, оценивают их, находят ошибки. При этом отмечается:

  • аккуратность работы;
  • правильность выполнения куклы;
  • выбор самого смешного ангела;
  • выбор весёлого ангела;
  • выбор самого красивого ангела

V. Итог занятия

– Что мы с вами делали на занятии?
– Какие задания были самыми интересными?
– Какие задания вызвали затруднения?
– Как можно использовать куклу-ангела? Куда применить?
Мы с вами научились делать куклу-ангела. Полученные знания вам пригодятся: вы можете научить делать ангелов своих родных, сестрёнку, братика, маму с папой, бабушку с дедушкой или своих друзей. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда.Желаю вам, чтобы сделанные вами ангелы вас всегда охраняли, защищали, давали советы. На этом наше занятие закончено, возьмите своих ангелов.

Список литературы :

1. «Уроки труда» Ю.В.Межуева , 2007.
2. «Большая энциклопедия поделок» А.М.Ефремова , 2002.
3. www.kukla.ru

Тема: Мир невидимый. Ангелы.

Цель: Познакомить обучающихся с понятиями « невидимый мир», «ангел»;

показать учащимся роль ангелов в жизни православного человека;

развивать у обучающихся мышление, воображение;

воспитывать чувства уважения, сострадания к окружающим.

ХОД УРОКА

    Оргмомент урока

    Проверка знаний обучающихся

Кто сотворил удивительный мир, который нас окружает?

Как человек должен беречь мир,созданный Богом?

Расскажите, что делаете вы для того,чтобы сохранить мир,подаренный нам Богом?

    Изучение нового материала (рассказ учителя)

Бог – Творец всего видимого и невидимого. Мир невидимый – это мир ангелов, о которых мы сегодня с вами и поговорим.

Мы живем в мире вещественном, где нас окружат разные материальные вещи. А где мы будем жить потом, после смерти? Мы будем жить в мире духовном, невидимом. Мы мало знаем наш мир вещей, а что уже говорить о мире ангельском, духовном, невидимом.

Так что же такое духовный мир? Кто может ответить на этот вопрос?

Это мир, совершенно не похожий на нас окружающий. Мы в нашем можем видеть все. Правда? А духовный мир составляют ангелы – существа чисто духовные, которые не имеют плоти и кости, не кушают, как мы, не учатся в школе. Они одарены разумом и свободой, могут видеть Лицо Отца Небесного и исполняют Его святую волю. Они по естественным силам совершеннее человека: превосходят его в нравственном отношении, они утвердились в добре и согрешать уже не могут.

Мы часто удивляемся тому, какой большой и необъятный мир вещественный. Новейшая наука открывает нам много: что такое звезды, луна, солнце, как сконструировать машины и трамваи. И нету этим научным открытиям ни конца ни края. Но, ребята, ни менее, а даже гораздо более велик и обширен мир духовный. Мы можем только по рассказам, притчам из Священного Писания судить о его величине.

Мы видим, что люди – существа разумные, и все держат в полном порядке, они образуют государства, общества и.т.д. Тоже самое, только в совершеннейшем виде, существует и в мире духовном. И Сам Господь Бог учредил иерархию, разделив всех ангелов на три чина и на девять классов. И там есть низшие, средние и высшие, начальствующие и подчиненные. Сейчас я назову вам их имена:

1) В первом, высшем лике, ближайшем к Богу, первый чин составляют серафимы . Имя их значит пламенный, огненный.

Второй чин – херувимы . Имя их значит разрушение или ведение.

Третий чин – престолы , на которых Бог почивает.

2) В втором среднем лике, к первому чину принадлежат господства – они господствуют над низшими ангелами.

Силы – относятся ко второму чину. Из них Бог творит знамения и чудеса.

К третьему – власти, которые имеют большую власть над дьяволом и побеждают его.

3) В третьем низшем лике, в первом чине прибывает начала, которые начальствуют над самыми благими ангелами.

Во втором, архангелы – благовестники высших Тайн Божьих.

В третьем – ангелы, которые находятся ближе всего к людям.

Где же находится этот духовный мир? На небе. А небо – это что? Это не такое небо, которое мы видим. Ученые утверждают, что даже на звездах есть жители. Но даже если они и есть, то это точно не ангелы, потому что ангелы – существа духовные. Это небо – это другое небо, высшее, оно вне мира вещественного и за его пределами. Это небо чисто духовное, которое мы по своей ограниченности видеть не можем. Значит, что и в мире вещественном существует духовные пространства, в которых может существовать Бог.

Мы должны чтить ангелов, потому что они существа, совершеннее нас по природе и по качественным совершенствам. Они верные слуги Вседержителя, поставленные к Нему в близости. Мы должны призывать ангелов в своих молитвах как наших хранителей и благодетелей, как наших предстателей перед Богом и благодарить их за заботу о нас. Каждый из нас должен стараться, чтобы прийти в ближайшее общение со своим ангелом-хранителем, чтобы принимать его помощь, открывать ему свои нужды, радовать его и благодарить.

Теперь я хочу вам рассказать маленькую историю. Слушайте внимательно.

Как-то дети, играя в поле, нашли старую, ржавую мину, лежавшую в земле. Казалось, она уже не может взорваться. Дети с любопыт­ством её рассматривали. Потом кому-то при­шла в голову мысль положить мину в костёр. Все дружно отправились к опушке леса, где недавно пекли картошку, и положили мину на тлеющие угли. Сами спрятались за бугром и стали ждать. Время тянулось долго, и они уста­ли лежать на земле.

Один мальчик, подумав, что раз мина так долго не взрывается, то, значит, она настолько стара, что уже и не может взорваться, встал и пошёл к костру, чтобы достать её. Он уже успел сделать несколько шагов, как вдруг чья-то сильная рука бросила его на землю.

В это же мгновение раздался взрыв. Некото­рое время дети лежали, оглушённые и потря­сённые происшедшим. Когда же они встали и огляделись, то их взорам предстала такая карти­на: на месте костра об­разовалась глубокая во­ронка, а ближайшие де­ревья были посечены осколками.

Ребята были настоль­ко перепуганы, что не сразу стали обсуждать это происшествие. Мальчик, который хотел до­стать мину, только к вечеру осмелился спро­сить у товарищей, кто же дёрнул его за плечо в момент взрыва. Он спрашивал всех, но каж­дый говорил:

Кто же спас мальчика? Спас его Ангел, данный Богом.

Когда ты только учился ходить, мама или папа брали тебя за руку, охраняя от опаснос­ти. Но ведь они не могут быть с нами всегда, а опасности подстерегают нас всюду. Мы же так часто остаёмся одни. Кто же поможет нам, ко­гда их нет рядом? Кто будет нашим постоян­ным другом? И есть ли такой?

Есть. И называется он Ангелом-хранителем, потому что всегда и всюду с нами. Только мы его не видим. Видят его люди с чистым сердцем.

Хранителем нашим называются те святые ангелы, которые по воле Божьей невидимо, с самого нашего крещения находятся с нами рядом всю нашу жизнь. И как друзья, они разделяют наше горе и радость, печаль и веселье. Они учат нас добру, помогают нам во всех делах, если они угодны Богу, и отвращают от того, что Господу неприятно. Они охраняют нас особенно от злых духов. Они постоянно молятся вместе с нами. Ангел-хранитель есть при каждом из нас. Но если мы его не видим, это абсолютно ничего не значит. Они ведь духи бестелесные, а наши глаза могут видеть только вещественное. Мы грешны, а они святы. Если только человек безгрешен, он может их видеть: например Авраам, Иаков, Моисей и др.

Итак, любят нас ангелы-хранители наши и принимают участие в нашем спасении. Давайте их призывать на помощь, молиться им, благодарить и почитать.

    Закрепление изученного на уроке.

Что представляет собой невидимый мир?

Кто такие ангелы?

Что означает слово «ангел»?

Кто такой Ангел Хранитель?

    Практическая часть урока: нарисовать ангела.

Домашнее задание : подготовить ответ на вопрос «Как мы должны поступать в своей жизни, чтобы наш Ангел Хранитель всегда был с нами?»

Используемая литература:

    прот. Григорий Дьяченко. Вера. Надежда. Любовь. Москва 1993г.

    прот. Григорий Дьяченко. Практическая симфония. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1992г.

    прот. Максим Козлов. Детский катехизис. Москва 2004г.

    Добротолюбие. Москва 2002г.



События