Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции. Что такое обряды? Что таоке обряд

Обрядность - составная часть культуры. Она отражает духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний Зорин, Николай Владимирович. Русский свадебный ритуал / Н.В. ЗоринэРос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.-- М. : Наука, 2001 . С - 3. .

Историческая смена общественных формаций, жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции. Отмирают одни обряды, вступающие в противоречие с мировоззрением людей, трансформируются другие, в которых новое содержание вкладывается в прежние формы, и, наконец, рождаются новые обряды, отвечающие потребностям и требованиям новой эпохи.

Что же заключается в понятии «обряд»? В чем его сущность? Почему во все времена, начиная с первобытнообщинного строя, люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события своей жизни?

Согласно общепринятому определению обряд, ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой дает вот такое понятие: «обряд - совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-н. религиозные представления, бытовые традиции» Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.-- 4-е изд., доп. -- М. : Технологии, 2008 ..

Термин «обряд» происходит от глагола «обрядить», «обряжать» - украшать. Обряд является своего рода перерывом в обыденной жизни, ярким пятном на фоне повседневности. Он обладает удивительным свойством воздействовать на эмоциональный мир человека и одновременно вызывать у всех присутствующих сходное эмоциональное состояние, способствующее утверждению в сознании той основной идеи, ради которой он совершается Свадьба, свадьба: традиции, обряды, сценарии [Текст] / сост. В.В. Линь. - М.: Аделант, 2008.

Понятие «обряд» не следует путать с более широким понятием «обычай», которое обозначает не только символические, но и всякие вообще повторяющиеся и установленные традицией действия. Для доклассового общества не характерно разделение на бытовые, производственные и религиозные обряды. С возникновением классового государства и церкви формируются специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, придворные церемонии), и продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. К их числу относятся:

- семейные обряды (связанные с рождением и смертью, инициации, свадьба и т.д.)

- производственные обряды, связанные земледелием, например, с жатвой (зажинки, дожинки); животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота); рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т.п. В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её связью с календарным циклом производственные обряды, в отличие от семейных, принято называть календарными Терещенко, А.В. Быт русского народа: в 7-ми ч., ч.1./ А.В. Терещенко. - М.: Русская книга, 1997..

Обрядные действия могли быть магическими (включая вербальную, словесную магию), символически-демонстративными или игровыми. Для поздних обрядов характерно развитие символических и игровых элементов. Происходит выпадение или трансформация магических, генетически связанных с примитивной аграрной, скотоводческой и промысловой техникой и с устойчивостью общинных, родовых и семейных (особенно патриархальных) отношений Свадьба, свадьба: традиции, обряды, сценарии [Текст] / сост. В.В. Линь. - М.: Аделант, 2008.

Обряды можно подразделить на индивидуальные и коллективные. Обряды, исполнявшиеся индивидуально (и часто тайно), сопровождались у многих народов прозаическими или стихотворными заговорами и присловьями. Обряды, исполнявшиеся коллективно (род, племя, община. семья, артель и т.п.), -- также и песнями. Особую группу обрядов образуют так называемые гадания, предназначенные для угадывания (предсказания) дальнейшего течения жизни гадающих. Уже в период капитализма происходят значительные изменения в обрядовой традиции. Этот процесс углубляется в период социалистического переустройства общества. Традиционные обряды, особенно магические, забываются или переходят в разряд символических или игровых.

Мы видим, что стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие и др. являются переломными моментами в жизни людей, меняющими их отношения с окружающими, дающими им новые права и предъявляющими новые требования. И вполне объяснимо стремление людей празднично отметить эти события торжественными, запоминающимися обрядами, которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события.

Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественно-скорбные моменты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом состоит социально-психологическая природа обрядности.

В каждый обряд вкладывается свое содержание, но он всегда представляет собой условное действие, цель которого - выразить в символической форме конкретные представления и определенные социальные идеи. Обряды отражают многообразные связи и взаимоотношения людей в обществе. «Это символическое и эстетическое выражение (и проявление) коллективных связей общества, коллективной сущности человека, связей, не только соединяющих человека с современниками, но и объединяющих его с предками. Обряд создается как выражение духа, привычек, традиций, уклада жизни общества», в нем получает отражение реальная жизнь человека, его связи и отношения с обществом, с окружающими людьми Свадьба, свадьба: традиции, обряды, сценарии [Текст] / сост. В.В. Линь. - М.: Аделант, 2008.

Обряд является одним из способов существования традиций.

Традиция - более широкое общественное явление, особая форма закрепления общественных отношений, выражающаяся в устойчивых и наиболее общих действиях и нормах общественного поведения, передаваемых из поколения в поколение. Содержание традиций определяется породившими их общественными отношениями, и потому традиции - продукт определенных исторических условий Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2000..

Традиции как прочно установившиеся, ставшие привычными представления людей, рождаются в ответ на запросы жизни и существуют до тех пор, пока отвечают нуждам той или иной группы людей. Традиции являются одним из могучих средств воздействия на человека. Развитие общества идет от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему, поэтому в обществе, с одной стороны, всегда живут традиции, в которых сконцентрирован опыт ушедших поколений, с другой - рождаются новые традиции, концентрирующие опыт сегодняшнего дня, соответствующие новому мировоззрению.

Изменение жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает свое влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции, модифицируется, изменяется.

Между традициями, обычаями и обрядами много общего: все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом, причем эта передача происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.

Традиции охватывают более широкий круг явлений, чем праздники и обряды. Они встречаются во всех сферах общественной жизни Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2000..

Таким образом, мы остановимся на следующих определениях основных используемых понятий.

Традиция - общественное явление, которое отражает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения, особая форма общественных отношении, выражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного мнения Балашов, Д. М. Русская свадьба [Текст] / Д. М. Балашов, Ю. И. Марченко. - М.: Современник, 1985..

Обычай - более узкое понятие по сравнению с традицией. Это прочно установившееся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей в общественной жизни. Исполнение обычая не обеспечено государством. Он соблюдается благодаря своему неоднократному повторению и применению в течение длительного времени.

Праздник - торжественная форма ознаменования различных событий личной или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день, свободный от трудов и повседневных будничных забот.

Обряд - общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действии, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2000..

Ритуал - порядок совершения обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.

Эти понятия в обыденной жизни имеют тенденцию к расширению их объемов и довольно часто подменяются одно другим. Тем не менее их разведение и определение содержания от более широкого к более узкому представляется нам правомерным, так как позволяет свободно оперировать ими в ходе наших рассуждений и отличать одно от другого.

Жизнь каждого человека идет по какому-то своему установленному порядку. Но мало кто задумывается о том, что некоторые моменты вошли в нее неосознанно. Собственно говоря, и какими они бывают?

О понятии

Наверное, все люди знают, что бывают магические и которые должны совершаться особыми людьми при помощи специфических ритуалов, молитв или заклинаний. Само же действие - это отражение истории отдельного народа, его верований, умений и знаний. Разбираясь в том, стоит отметить, что это определенные действия, которые совершали еще наши предки в установленное время суток или года. В древности, да и сейчас, впрочем, при помощи таких вот нехитрых деяний люди обращались к богам, силам природы, всему высшему, что могло помочь в жизни (согласно верованиям). Сами же таинства во все времена подразделялись на земледельческие, которые призваны были обеспечить хороший урожай, и семейно-бытовые, которые хранили всех членов семьи. Стоит отметить, что древние обряды всегда проводились в специальных или лучших одеждах, человек дочиста вымывался и полностью приводил себя в порядок. Также важными были особые идолы - божества, которым поклонялись и которым приносили различные дары. Сегодня же все немножко изменилось, однако мы все еще молимся иконам, а на шее носим крестик. Суть осталась, но всего лишь несколько трансформировалась.

О прошлом

Разобравшись в том, что такое обряды, стоит рассмотреть определенные из них. Так, предкам важно было задобрить силы природы, чтобы в будущем получить хороший урожай. Именно поэтому блинчики и каравай круглой формы пекутся в виде солнечного диска, таким образом почитается это небесное тело. Огонь считался очистительным, поэтому через него прыгали, очищая душу и тело, в него кидали кусочки пищи в знак благодарности. Особыми являются и определенные слова, сложенные в стихи. Частички обрядовых действий - это современные колядки и песни для хороводов.

Масленица

Зная, что такое обряды, стоит рассмотреть те, которые прочно вошли в нашу современную жизнь. Так, самым распространенным мистическим действием по своей сути является такой праздник, как масленица. И если этот день сегодня чаще всего просто сохраняет свое название, то раньше данная дата сопровождалась широкими гуляньями и специальными действиями. Все дело связано с лунным календарем. В это время силы весны борются с зимой за право жить, день становится длиннее, солнца все больше. Очень важно было напечь много вкусностей, главные среди которых - круглые блины - символы солнышка. Также веселье в этот день означало, что скоро зима уйдет и уступит место теплой весне.

Свадьба и рождение

Существуют народные обряды, связанные именно со свадебным действием. Так, невеста надевает белое платье, что сулит ей счастливую семейную жизнь, фату в знак собственного целомудрия. Обмен кольцами символизирует неразрывность семейных уз и нескончаемость такого чувства, как любовь. Что касается рождения, то до сих пор существует поверье, что если сын похож на мать, а дочка - на отца, эти дети будут счастливы. Также до крещения и сегодня мамы стараются никому не показывать своих крошек, чтобы их не сглазили. И все, наверное, знают, что первый раз к ребенку нужно идти с едой. Все это частички старых обрядов и ритуалов, которые прочно вошли в современную жизнь.

Этот вопрос волновал и Маленького принца, когда он после долгого путешествия по другим планетам попал на Землю.

— А что такое обряд? — спросил Маленький принц у Лиса.
— Это нечто давно забытое. Нечто такое, отчего один какой-то день становится непохож на все другие дни, один час — на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд. По четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день — четверг!

Так что же это все-таки такое - обряд? Обряды связаны с обычаями народа, его традициями. Есть обычаи сложные и простые. Самые простые — это то, что человек делает обычно. Например, есть кашу можно руками, вилкой или специальными палочками. У нас принято есть кашу ложкой. У верующих людей по определенным дням ходить в церковь — это тоже обычай. У всех народов есть, например, обычай отмечать дни рождения. А вот как их отмечают в разных странах — это уже обряд.

К обрядам относится церемония сватовства, церемония проведения свадеб и многое другое. Они у всех народов свои.

Вот, например, какой старинный обряд сватовства существует у терских казаков. Со стороны жениха и со стороны невесты выбираются сваты. В назначенный день сваты со стороны жениха приходят к родителям невесты со специально испеченным пирогом — хлебиной. И делают вид, что они странники или купцы, которые услышали о «товаре» (под которым подразумевается невеста) в этом доме. Если жених не нравится — «Жених не гож?», — хозяева не предложат гостям даже присесть. Или подумав немного, через несколько дней вернут хлебину либо поднесут тыкву. Значит, жениху в этом доме делать нечего.

Если же все в порядке, и «жених гож», то сваты все равно согласия сразу не получат. Им надо приходить еще трижды, прежде чем родители невесты скажут -«да!> Только после этого к ним является жених со своими родителями. Тут отец невесты спрашивает сначала жениха, а потом и девушку, согласны ли они на брак. Затем мать невесты ломает (именно ломает, а не разрезает) хлебину, принесенную в первый день сватовства.

Родители жениха ставят на стол угощение, а жениха и невесту отводят в соседнюю комнату, как считается, на первое свидание.

Следующий этап — рукобитие. Оно совершается в доме жениха и включает уговор о неустойке в случае расстройства брака, потчевание и само рукобитие; родители жениха и невесты кладут руки на стол, а сверху кладут руки все присутствующие.

Обряд этот очень длинный и сложный, мы еще не упомянули в нем массу деталей: широкое гулянье, вечерки у невесты, подготовка свадьбы, которая тоже расписана до мелочей.

Исполнение обрядов придает торжественность важным моментам жизни, приподнимает наши семейные, дружеские, официальные мероприятия над обыденностью. Сейчас семейные бытовые обряды становятся проще, приспосабливаются к. современным условиям, и все-таки без обрядов наша жизнь обеднеет, из нее исчезнет праздничное настроение, которое обычно сопровождает все обряды.

13.05.2017

В любой культуре есть традиция отмечать праздники. Праздник является одной из важных форм общественной жизни, так как он связан с переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Каждому празднику свойственна определённая последовательность действий, которая называется обрядом или ритуалом, что можно легко проследить на примере руской культуры.

Ритуал - термин, пришедший в руский язык из Европы. С латыни ritualis переводится как обрядовый (от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония). В английском языке аналогичную нагрузку несут такие слова как Ritual, rite, ceremony, в немецком - Ritus. Структуру ритуала составляет строго регламентируемая последовательность актов (действий), в том числе вербальных (песнопения и т. п.), связанных со специальными предметами, изображениями, текстами и осуществляемых в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп 1 . В том же словаре ритуал рассматривается как одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения.

Под ритуалом понимается традиционный порядок проведения какой-либо церемонии, как правило, религиозной. Но вот в биологии, например, ритуалом называется стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом (например, брачные ритуалы - они же брачные игры). В психологии, психосоматике и психиатрии ритуалом является любое навязчивое действие, движение, которое идёт неосознанно, на уровне подсознания.

Слово «обряд» является исконно руским, общеславянским. Производное от obręditi - «устроить», которое является префиксным образованием от ręditi - устраивать, приводить в порядок, улаживать. Исходное слово - ряд. 1 Т.е. первоначально обряд понимался как приведение чего-либо в порядок (выстраивать в ряд, по порядку, упорядочивать), затем, на основе этого, появился «обычай» (делать так, как привыкли).

В современном словаре по культурологии под обрядом понимаются традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными. 2 Видимо, логичным будет предположить, что обряд - это последовательность действий, приводящих к определённому результату. Поэтому любой аграрный процесс - от подготовки до сбора урожая, или производственный - от идеи до создания механизма, тоже можно назвать обрядом. И в сельском хозяйстве, и в промышленности процесс технологизируется, достигая определённого совершенства и автоматизма. Происходит ритуализация процесса.

Любой праздник, будь он календарным или казуальным 3 , является обрядом перехода. Переход - это всегда мистерия, требующая настроя, входа и обязательно того рубежа, который надо перейти. Настрой создаётся тем местом, где происходит действо. Не случайно оно происходит в храме или на специально оборудованной площадке - пространстве праздника.

В чём суть праздника? Жизнь шла-шла и вдруг начала давать сбои. Жизнеустройство начало рушиться, выходить из нормального русла. И тут возникает потребность - это жизнеустройство восстановить. Человек заметил, что сбои происходят в определённые моменты времени, связанные с космической ритмикой, и, в первую очередь, с движением и пространственным взаиморасположением космических тел (Солнца, Земли, Луны и др.).

Человек давно начал выделять восход и заход Солнца, полдень, полнолуние и новолуние, солнцестояния и равноденствия. Эти точки времени были наиболее критичными, и человек их использовал как праздничные. А в праздники, как известно, не работают. Здесь следует напомнить, что праздник - это не отдых, это особое время, противопоставленное будням.

Однако чаще эти обряды были не по случаю, а на предупреждение (профилактические). Регулярное исполнение обряда рано или поздно будет вводить его русло ритуала - слова, действия, используемые атрибуты повторяются, запоминаются, из разных вариантов выбираются оптимальные. Начинает происходить естественный процесс ритуализации обряда, где действие живое, ситуацией рождённое, нормами и правилами сковано, где сказать по-другому не моги, действо по-другому не сотвори. И обряд превращается в театр со своим сценарием, ролями, артистами.

Так обряд, который на мироустроение направлен, превращается в театральное представление и результат уже получается другой, потому что у исполнителей другие задачи.

И вот тут, чтобы обряд в ритуал не превратился, необходимо читать знаки. А для этого важно понимать, чем знак от символа отличается.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). 4 Мы не будем углубляться в истоки вопроса, отметим только суть, что знак есть материальный предмет для передачи содержания. В другом словаре 5 делается упор на то, что это материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие). Т.е. данный предмет должен чувственно отозваться в твоём сознании, чтобы стать для тебя знаком. Именно поэтому два разных человека, пройдя одним путём, опишут его по-разному - каждый будет воспринимать лишь те знаки, которые воспринимаются. Современному человеку проще всего понятие «знак» можно объяснить через его европейский, пролатинский аналог - сигнал (по латыни - signum, англ. sign, фр. signe, нем. Zeichen, итал. signe). Сигнал сообщает о каком-либо факте или побуждает к какому-либо действию.

Слово «символ» имеет греческое происхождение (от греч. опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. 6 Поэтому идолы, кумиры, столбы, иконы являются лишь символами божественных сущностей.

Понятия «символ», «сигнал», «знак» давно стали терминами и в разных отраслях имеют различные значения. Однако на бытовом уровне их различие можно объяснить, рассмотрев дорожные знаки. Любой такой знак является сигналом, регулирующим движение. При этом мы помним, что красный цвет или восклицательный знак являются символом опасности.

Здесь, говоря о знаках, я предполагаю знаки «свыше», знаки судьбы. В.И. Даль в своём словаре 7 так и определяет это понятие: «признак, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственное доказательство, свидетельство; чувственное изъявление, обнаружение чего-либо». Однако затем, объясняя этимологию этого слова, он расширяет границы - знакомый, знаемый, известный, ведомый.

Если мистагог 8 умеет читать знаки и может своевременно направить обряд на путь мироустроения - он тот, кого мы называем волхв или жрец. Если он наделён великими знаниями, но не способен совершать обряд, это хороший и знающий экскурсовод. Если у него просто хорошо подвешен язык, то он остаётся мистагогом в третьем смысле этого слова 9 .

Резунков Андрей Геннадьевич. Доктор истории, действительный член Русского географического общества, начальник Отдела организации НИР Смольного института РАО.

1. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичѐв, П.Н. Федосеев С.М. Ковалѐв В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия. - 1983.

2. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Н. М. Шанский, Т.А. Боброва. — М.: Дрофа, 2004. 35 Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. - М., 2003. 36 Казуальный - случайный, совершающийся в зависимости от случая.

3. Бирюков Б.В. Знак // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичѐв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалѐв, В. Г. Панов, 1983.

4. Философская Энциклопедия. В 5-ти т. —М., 1960—1970.

5. Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль, 2012.

6. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина, 2004.

7. Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1863-1866.

8. Жрец, посвящавший в таинства во время мистерии [мистерия I] (у древних греков) // Толковый словарь. Т. Ф. Ефремова. - М., 2000.

9. Мистагог (греч.). 1) у древних греков, наставник в таинствах. 2) в Сицилии, лицо, водившее иноземцев в разные священные места. 3) теперь же так называют лиц, важничающих пустыми тайнами.


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

До крещения Руси восточные славяне поклонялись многочисленным языческим божествам. Их религия и мифология оставляли свой отпечаток и на повседневном быте. Славяне практиковали большое число обрядов и ритуалов, так или иначе связанных с пантеоном божеств или духами предков.

История славянских языческих обрядов

Древние языческие традиции дохристианской Руси имели религиозные корни. У восточных славян был собственный пантеон. Он включал в себя множество божеств, которых в целом можно описать как могущественных духов природы. и обычаи славян соответствовали культам этих существ.

Другим важным мерилом народных привычек был календарь. Языческие традиции дохристианской Руси чаще всего соотносились с определенной датой. Это мог быть праздник или день поклонения какому-нибудь божеству. Подобный календарь составлялся на протяжении многих поколений. Постепенно он стал соответствовать хозяйственным циклам, по которым жили крестьяне Руси.

Когда в 988 году великий князь Владимир Святославович крестил свою страну, население стало понемногу забывать о своих прежних языческих обрядах. Конечно, этот процесс христианизации шел гладко далеко не везде. Часто люди защищали свою прежнюю веру с оружием в руках. Тем не менее уже к XII веку язычество стало уделом маргиналов и изгоев. С другой стороны, некоторые прежние праздники и обряды смогли ужиться с христианством и принять новую форму.

Имянаречение

Какими были языческие обряды и ритуалы и чем они могут помочь? Славяне придавали им глубокий практический смысл. Обряды окружали каждого жителя Руси всю его жизнь вне зависимости от того к какому племенному союзу он принадлежал.

Любой новорожденный сразу после своего появления на свет проходил через ритуал имянаречения. Для язычников выбор того, как назвать своего ребенка, был жизненно важным. От имени зависела дальнейшая судьба человека, поэтому родители могли определяться с вариантом на протяжении довольно долгого времени. У данного обряда был и другой смысл. Имя устанавливало связь человека с его семьей. Часто по нему можно было определить, откуда славянин родом.

Языческие традиции дохристианской Руси всегда имели религиозную подоплеку. Поэтому принятие имени новорожденным не могло состояться без участия волхва. Эти колдуны, согласно верованиям славян, могли общаться с духами. Именно они закрепляли выбор родителей, как бы «согласовывая» его с божествами языческого пантеона. Кроме всего прочего, имянаречение окончательно делало новорожденного посвященным в древнеславянскую веру.

Раскрещивание

Имянаречение было первым обязательным обрядом, через который проходил каждый член славянского рода. Но этот ритуал являлся далеко не последним и не единственным. Какие еще были языческие традиции дохристианской Руси? Кратко говоря, раз все они были основаны на религиозных убеждениях, значит, существовал еще один обряд, который позволял человеку вернуться в лоно родной веры. Этот ритуал историки назвали раскрещиванием.

Действительно, у славян была предусмотрена возможность отказаться от христианства и вернуться к религии предков. Для того чтобы очиститься от чуждой веры, необходимо было отправиться на капище. Так называлась часть языческого храма, предназначенная для проведения обряда. Эти места скрывались в самых глухих лесах Руси или небольших рощах в степной полосе. Считалось, что здесь, вдали от цивилизации и больших поселений, связь волхвов с божествами особенно сильна.

Человек, желавший отречься от новой греческой иноземной веры, должен был привести с собой три свидетеля. Этого требовали языческие традиции дохристианской Руси. 6 класс в школе, согласно стандартной программе, поверхностно изучает как раз реалии того времени. Славянин вставал на колени, а волхв читал заклинание - обращение к духам и божествам с просьбой очистить заблудшего соплеменника от скверны. В конце обряда необходимо было обязательно искупаться в близлежащей реке (или отправиться в баню), чтобы завершить ритуал по всем правилам. Таковы были тогдашние традиции и обряды. Языческая вера, духи, священные места - все это имело большое значение для каждого славянина. Поэтому раскрещивание было частым явлением в X-XI вв. Тогда люди так выражали протест против официальной государственной киевской политики, направленной на замену язычества православным христианством.

Свадьба

У древних славян на Руси свадьба считалась событием, которое окончательно подтверждало вступление молодого человека или девушки во взрослую жизнь. Более того, бездетная жизнь была признаком неполноценности, ведь в таком случае мужчина или женщина не продолжали свой род. К таким родственникам старшие относились с неприкрытым осуждением.

Языческие традиции дохристианской Руси отличались друг от друга в некоторых деталях в зависимости от региона и племенного союза. Тем не менее везде важным свадебным атрибутом были песни. Их исполняли прямо под окнами дома, в котором должны были начать жить молодожены. На праздничном столе обязательно лежали калачи, пряники, яйца, пиво и вино. Главным угощением был свадебный каравай, который, кроме всего прочего, был символом изобилия и богатства будущей семьи. Поэтому пекли его с особенным размахом. Длительный свадебный обряд начинался со сватовства. В конце жених обязательно должен был выплатить отцу невесты выкуп.

Новоселье

Каждая молодая семья переезжала в собственную избу. Выбор жилья у древних славян был важным ритуалом. Тогдашняя мифология включала в себя множество злобных существ, умевших наводить порчу на избу. Поэтому место для дома выбиралось с особой тщательностью. Для этого использовалась магическая ворожба. Весь ритуал можно назвать ритуалом новоселья, без которого невозможно было представить начало полноценной жизни только что появившейся семьи.

Христианская культура и языческие традиции Руси со временем тесно переплелись друг с другом. Поэтому можно с уверенностью сказать, что некоторые прежние обряды просуществовали в глубинке и провинции вплоть до XIX столетия. Существовало несколько способов определить, подходит ли участок для строительства избы. На нем могли на ночь оставить горшок с пауком внутри. Если членистоногое плело паутину, значит, место подходило. Также безопасность проверялась с помощью коров. Делалось это следующим образом. Животное выпускалось на просторный участок. Место, куда ложилась корова, и считали счастливым для новой избы.

Колядование

У славян была отдельная группа так называемых обходных обрядов. Самым известным из них считалось колядование. Этот ритуал проводился ежегодно вместе с началом нового годового цикла. Некоторые языческие праздники праздники на Руси) пережили христианизацию страны. Таким было и колядование. Оно сохранило многие черты прежнего языческого обряда, хотя его стали приурочивать к православному сочельнику.

Но еще самые древние славяне имели обычай в этот день собираться небольшими группами, начинавшими обход родного поселения в поисках гостинцев. В таких сборищах, как правило, принимали участие только молодые люди. Помимо всего прочего, это было еще и увеселительное празднество. Колядовщики рядились в скоморошные костюмы и обходили соседские дома, возвещая их хозяев о наступающем празднике нового рождения Солнца. Эта метафора означала конец старого годового цикла. Рядились обычно в диких зверей или потешные костюмы.

Калинов мост

Ключевым в языческой культуре был обряд погребения. Он завершал земную жизнь человека, а его родственники, таким образом, прощались с усопшим. В зависимости от региона, сущность похорон у славян менялась. Чаще всего человека хоронили в гробу, в который, кроме тела, клали личные вещи умершего, чтобы они могли послужить ему в загробной жизни. Однако у племенных союзов кривичей и вятичей, напротив, было распространено ритуальное сжигание усопшего на костре.

Культура дохристианской Руси основывалась на многочисленных мифологических сюжетах. Например, похороны проводились согласно поверью о Калиновом мосте (или Звездном мосте). В славянской мифологии так назывался путь из мира живых в мир усопших, который душа человека проходила после его смерти. Мост становился непреодолимым для убийц, преступников, обманщиков и насильников.

Похоронная процессия проходила длинный путь, который символизировал путешествие души усопшего в загробный мир. Далее тело клали на краду. Так назывался погребальный костер. Его заполоняли ветками и соломой. Покойника наряжали в белые одежды. Кроме него, сжигали еще и различные дары, в том числе поминальные кушанья. Тело обязательно должно было лежать ногами по направлению на запад. Костер поджигал жрец или старейшина рода.

Тризна

Перечисляя, какие были языческие традиции в дохристианской Руси, нельзя не упомянуть о тризне. Так называлась вторая часть похорон. Она состояла из поминального пиршества, сопровождающегося плясками, играми и состязаниями. Также практиковались жертвоприношения и к духам предков. Они помогали найти утешение оставшимся в живых.

Особенно торжественной была тризна в случае похорон воинов, защищавших свои родные земли от врагов и иноземцев. Многие дохристианские славянские традиции, обряды и обычаи основывались на культе силы. Поэтому воины пользовались в этом языческом обществе особенным уважением как обычных жителей, так и волхвов, умевших общаться с духами предков. Во время тризны прославлялись подвиги и мужества богатырей и витязей.

Гадания

Многочисленными и разнообразными были древнеславянские гадания. Христианская культура и языческие традиции, перемешавшись между собой в X-XI вв., оставили сегодня немало обрядов и обычаев этого рода. Но в то же время немало гаданий жителей Руси были утеряны и позабыты. Часть из них была спасена в народной памяти благодаря тщательной работе фольклористов нескольких последних десятилетий.

Гадания основывались на почитании славян многоликого природного мира - деревьев, камней, воды, огня, дождя, солнца, ветра и т. д. Другие подобные ритуалы, необходимые для того, чтобы узнать свое будущее, проводились в качестве обращения к духам умерших предков. Постепенно сложился уникальный основанный на природных циклах, по которому сверялись, когда лучше всего идти гадать.

Магические обряды были необходимы для того, чтобы узнать, каким будет здоровье родственников, урожай, потомство у домашнего скота, благосостояние и т. д. Самыми распространенными были гадания о браке и предстоящем женихе или невесте. Для того чтобы провести такой ритуал, славяне забирались в самые глухие и нелюдимые места - заброшенные дома, лесные рощи, кладбища и т. д. Делалось это потому, что именно там обитали духи, у которых и узнавали будущее.

Ночь на Ивана Купалу

Из-за отрывочности и неполноты исторических источников того времени языческие традиции дохристианской Руси, коротко говоря, изучены мало. Более того, сегодня они стали отличной почвой для спекуляций и низкокачественных «исследований» разных писателей. Но есть в этом правиле и исключения. Одним из них является праздник ночи на Ивана Купалу.

Это народное торжество имело свою строго определенную дату - 24 июня. Этот день (точнее, ночь) соответствует летнему солнцестоянию - краткому периоду, когда световой день достигает годового рекорда своей длительности. Понять, что значил для славян Иван Купала, важно, чтобы осознать какие языческие традиции были в дохристианской Руси. Описание этого праздника встречается в нескольких летописях (например, в Густынской).

Праздник начинался с того, что готовились поминальные блюда, которые становились жертвоприношениями в память об ушедших предках. Другим важным атрибутом ночи являлись массовые купания в реке или озере, в которых принимала участие местная молодежь. Считалось, что на Иванов день вода получала магические и целебные силы. Часто для купания использовали святые источники. Связано это было с тем, что, согласно поверьям древних славян, некоторые участки на обычных реках кишели русалками и другими злыми духами, готовыми в любой момент утащить человека на дно.

Главным обрядом Купальской ночи было разжигание ритуального костра. Вся сельская молодежь вечером собирала хворост для того, чтобы топлива хватило до самого утра. Вокруг костра водили хороводы, через него прыгали. Согласно поверьям, такой огонь был не простым, а очищающим от злобных духов. Около костра должны были побывать все женщины. Не пришедших на праздник и не принявших участие в обряде считали ведьмами.

Купальскую ночь невозможно было представить без ритуальных бесчинств. С наступлением праздника в общине снимались привычные запреты. Празднующие молодые люди могли безнаказанно воровать вещи в чужих дворах, растаскивать их по родному селу или забрасывать на крыши. На улицах возводились шуточные баррикады, которые мешали остальным жителям. Молодежь переворачивала телеги, затыкала дымовые трубы и т. д. Согласно традициям того времени, такое ритуальное поведение символизировало праздничный разгул нечисти. Запреты снимались только на одну ночь. С окончанием праздника община возвращалась к привычной размеренной жизни.



События