Послание к Римлянам. Послание к Римлянам Римлянам 12 глава толкование

Вся жизнь христианина, как члена Церкви, должна быть богослужением (1–2). В жизни церковной это должно выражаться в смиренном исполнении своего призвания (3–12). Особенно же христианин должен соблюдать хорошие отношения со своими братьями по вере (13–21).

Рим.12:1. Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,

Окончив дидактическую часть своего послания, Апостол приступает теперь к увещаниям. Он убеждает христиан, ввиду милости к ним Божией, отдать на служение Богу тела свои и, покончив с жизнью прежней, начать жизнь новую, лучшую.

«Милосердием Божиим». Ранее Апостол побуждал своих читателей усовершаться в христианской жизни или ввиду личных интересов человека (Рим.6 и сл.), или в силу принятых человеком при крещении обязательств (Рим.6 и сл.). Теперь он выдвигает на вид новое основание – целый ряд проявлений Божественного милосердия (по греч. поставлено здесь множ. число – οικτιρμοί), направленных к устроению нашего спасения. – «Тела ваши». Апостол предполагает, что души читателей уже отданы Богу. Но тело христианина еще не стало послушным орудием новой праведности, и задача верующих – освободить тела свои от подчинения греху (ср. Рим.6:13). Под телом нужно разуметь вообще чувственную сторону человеческого существа, которая через воздействие греха становится тем, что Апостол раньше назвал плотью (Рим.7). – «В жертву живую». Посвящение христианином самого себя Богу хотя также может быть названо умиранием, подобным тому, какое имело место по отношению к закалавшимся ветхозаветным жертвам, но здесь человек умирает для греха и, в то же время, вступает в истинную жизнь (Рим.6:11, 13). Чтобы показать превосходство этой жертвы пред ветхозаветными, Апостол называет ее святою (в моральном смысле) и угодною Богу, какою не всегда была ветхоз. жертва (Ис 1:11). – «Для разумного служения вашего» – правильнее: «ваше разумное богослужение». Эти слова составляют приложение ко всему предшествующему предложению, начинающемуся словом представить. Разумным называется служение христианина в противоположность ветхозаветному, которое соответствовало детскому возрасту человечества и представляло собою только намеки на то служение, какое угодно Богу. Это то же, что служение духовное (1 Пет 2:5).

Рим.12:2. и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

«И». Здесь эта частица имеет значение изъяснительное: именно. Век сей – это настоящая жизнь мира, в которой господствуют похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин 2:16). Эта жизнь находится под воздействием плоти, которая, в свою очередь, порабощена грехом. Христианин, напротив, должен жить под действием Божественной благодати. – Обновление ума необходимо для новой жизни, потому что естественный ум человека, по Апостолу, есть ум превратный (Рим.1:28) и не может познать волю Божию. Это обновление описано уже в Рим.7 и сл. Оно состоит в том, что ум освобождается от оков плоти, которая делала его темным и бессильным, и соединяется с духом Христовым. – «Познавать». Слово δοκιμάζειν здесь имеет не только значение «испытания», но указывает также и на способность направлять деятельность человека к высоким целям (ср. Рим.14:22). Это и есть результат того преобразования, какое должен совершать с собою христианин.

Рим.12:3. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Первое, в чем должно проявиться внутреннее изменение, совершающееся в христианине, – это смирение: это основа правильной жизни христианина, как члена Церкви. Христиане должны смиренно сознавать, что все их благодатные дары, какими они служат Церкви, есть результат милосердия Божия, получены ими через веру. Затем апостол убеждает христиан применить к делу полученные ими дарования, именно употреблять их на служение Церкви. При этом христиане должны быть всегда откровенными, честными и усердными в служении Господу, не падая духом ни при каких трудных обстоятельствах.

«По данной мне благодати». Апостол указывает здесь на свой высокий апостольский авторитет и свое призвание (ср. Рим 15:15; 1 Кор 3:10). – «По мере веры», какую каждому Бог уделил. Здесь идет речь о вере, как о даре Божием. Поэтому нужно видеть в этой вере не веру оправдывающую, а веру чудодейственную, какая подавалась некоторым христианам апостольского времени для совершения дел, приносивших пользу всей Церкви (ср. 1 Кор 12:9, 13:2). В Новом Завете если и говорится, что и спасающая вера есть дар Божий – отчасти, то нигде этот дар не изображается разделяемым не поровну.

Рим.12:4. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,

Рим.12:5. так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

Бог дает каждому члену Церкви определенную меру веры с особою целью. Он хочет, чтобы мы с разных сторон каждый своим дарованием служили одному общему делу, подобно тому, как разные органы тела каждый по своему поддерживают крепость тела (подробнее об этом см. в 1 Кор 12:12-31).

Рим.12:6. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

Рим.12:7. имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении;

Рим.12:8. увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

Апостол перечисляет здесь несколько благодатных служений, существовавших в его время в христианской церкви. – «По мере веры». Здесь Апостол разумеет веру слушателей пророчествующего, с состоянием которой пророк, т. е. вдохновенный учитель, проповедник должен соображаться в своих речах (о пророчествовании подробно говорится в 1 Кор 14:1-24).

«Служение» (διακονία) – это особенный дар, имевшие который служили внешнему устроению Церкви, напр., заботились о больных, бедных и странниках (ср. 1 Кор 12:28, где этот дар назван даром заступления, и Деян 6 и сл.; 1 Тим 3:8, 12). – «Учение» (διδασκαλία) – по контексту речи, не простое обучение, а опять особый дар к обучению в истинах христианской веры (ср. Еф 4:11).

«Увещатель» – это проповедник, который, по обычаю синагоги присоединял увещания к прочитанному отделу Св. Писания (ср. Деян 4:36, 9 и сл.). И эта способность, равно как и следующие служения, также определяются у Апостола, как служения, основанные на получении от Бога особых дарований. – «Раздаватель» – это благотворитель (Еф 4:28), который должен благотворения свои совершать в простоте, без всяких своекорыстных расчетов (ср. Мф 6 и сл.). – «Начальник» – точнее: предстоящий (о προϊστάμενος). Это не обыкновенное иерархическое лицо (епископ или пресвитер), а человек, выдвигающийся в обществе христианском своими особыми административными дарованиями, в силу которых он является в трудных обстоятельствах руководителем христианского общества. – «Благотворитель» – точнее: милующий или милосердый в отношении к страждущим и несчастным, которым он умеет сказать слово утешения и подкрепления. – «С радушием» – точнее: «с ясностью» или так, чтобы все его утешение шло от чистого сердца и не возбуждало никаких сомнений в страдальцах.

Рим.12:9. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

Рим.12:10. будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;

От разных служений – даров – Апостол переходит теперь к обычным христианским добродетелям, между которыми ставит на первом месте любовь. Эта любовь должна быть непритворной. Она отвращается поэтому от зла, обличает зло даже и в любимых существах. Для нее выше всего – добро, которое она умеет везде, найти и оценить. В отношении к братьям по вере должна появляться любовь, соединенная с нежностью. Она соединяется также с уважением к ближнему. Каждый из нас должен стараться подавать пример такого уважения.

Рим.12:11. в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

Рим.12:12. утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;

Христианин должен быть усердным, ревностным деятелем в Церкви. Пусть он воспламеняется духом (Святым)! Пусть всегда действует, как раб Господа (Христа), а не по своим капризам (Вместо: Господу (Κυρίω) в некоторых кодексах стоит: времени (καιρ). Это будет указывать на необходимость для христианина соображать свою ревность с требованиями времени и обстоятельств, пример чего подавал и сам Ап. Павел (См. 1 Кор 9 и сл.; Флп 4 и сл.). В скорбях христианина должна утешать надежда на будущее прославление.

Рим.12:13. в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

В отношении к ближним христианин должен быть заботливым об их нуждах и даже врагам своим желать всякого добра, всячески остерегаясь любомстительности.

Странноприимство при тех обстоятельствах, какие переживала Апостольская Церковь, когда христиане часто должны были оставлять свои города и искать убежища в других, было особенно важною добродетелью. – Святые христиане.

Рим.12:14. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Ср. Мф 5:44.

Рим.12:15. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

Сорадование чужому счастью, чужой удаче требует известной нравственной высоты и Апостол ставит эту добродетель впереди сочувствия чужим несчастьям.

Рим.12:16. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;

«Будьте единомысленны между собою» – правильнее: имейте и в отношении к другим то же настроение, чувство, какое имеете к себе. Ср. Мф 22:39. – «Не высокомудрствуйте», т. е. не превозноситесь в своих мечтаниях, не уходите от действительной жизни. – «Последуйте смиренным», т. е. идите к бедноте, несчастию, спуститесь в те области жизни, где больше нужды в ваших заботах. – «Не мечтайте о себе», т. е. о своем превосходстве. Это отнимет у вас интерес к нуждам ваших ближних.

Рим.12:17. никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

«Пекитесь о добром предо всеми человеками», т. е. пусть даже и внешнее ваше поведение не даст никому повода похулить исповедуемую вами веру (ср. Притч 3по тексту LXX).

Рим.12:18. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

«Если возможно». С нашей стороны мы всегда должны проявлять миролюбие: тут не может быть никаких ограничений. Если все-таки мирные отношения не устанавливаются – это уже не ваша вина.

Рим.12:19. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

Указанием на гнев Божий по отношению к нечестивым врагам христиан Апостол вовсе не хочет дать некоторое удовлетворение христианами Он хочет только разубедить тех, кто полагает, будто бы наше терпеливое отношение к наносимым нам обидам разрушает нравственный порядок в мире и будто бы через это злые люди восторжествуют. Нет, – говорит Апостол – Сам Бог, как всесвятейший Судия, бодрствует над жизнью мира и не даст восторжествовать злу над добром.

Рим.12:20. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

«Соберешь ему на главу горящие уголья», т. е. приуготовишь ему горькое раскаяние и стыд, который будет жечь его, как уголья (Августин, Иероним, Амвросий и др.).

Рим.12:21. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

«Не будь побежден злом» – т. е. не поддайся чувству, желанию отмстить за причиненное тебе зло. Пусть злой человек возьмет перевес, пусть он – временно – восторжествует. Но зло, несомненно, будет побеждено тем, что христианин не захочет подражать своему обидчику и не заплатит ему обидою за обиду.

А. О посвящении себя Богу (12:1-2)

Рим. 12:1-2 . Практическая часть послания начинается увещанием: "Итак умоляю" Слово "итак" отражает логическую связь с предыдущим разделом (сравните с его употреблением в 3:20; 5:1; 8:1). Апостол увещает, исходя из "милосердия Божия" (соответствующее греческое слово оиктирмон встречаем также в 2-Кор. 1:3: Фил. 2:1; Кол. 3:12 и Евр. 10:28). На теме милосердия Божия Павел подробно останавливался в первых 11 главах. Теперь же во имя этого милосердия он умоляет своих читателей: "представьте тела ваши (сравните с "членами" в Рим. 6:13) в жертву живую".

Тело верующего - это храм живущего в нем Духа Святого (1-Кор. 6:19-20). В свете Ветхозаветных жертвоприношений понятие "тела" символизирует здесь жизнь во всей ее полноте, которая через тело проявляется. Но в отличие от ветхозаветных жертв, тут речь идет о "живой жертве". И такая жертва является "святой (отделенной от мира) и благоугодной Богу" (12:2), будучи предоставленной для "разумного (подразумевается - духовного; по-гречески то же слово логикен, что и в 1-Пет. 2:2, где оно переведено как "словесное" - "словесное молоко") служения" (лостериан - это любое служение Богу, как например, служение священников и левитов).

Христиане являются одновременно и верующими и священниками, отождествляемыми с великим Первосвященником Иисусом Христом (сравните Евр. 7:23-28; 1-Пет. 2:5,9; Откр. 1:6). Принесение верующим всей его жизни в жертву Богу соответствует его святому служению Ему. В свете подробно рассмотренного Павлом и четко им аргументированного милосердия Божия (Рим. 1-11 главы) такое служение является достойным отзывом верующих на Божию благодать.

Апостол показывает, что "жертвоприношение", к которому он призывает верующих, предполагает полную перемену их жизни как в отрицательном, так и в положительном аспекте ее. "Не сообразуйтесь с веком (в значении "мира") сим" (слово "не сообразуйтесь" находим еще только в 1-Пет. 1:14), - повелевает апостол прежде всего. От образа жизни, присущего "настоящему лукавому веку" (Гал. 1:4; сравните с Еф. 1:21), следует теперь отказаться. Затем Павел говорит: "но преобразуйтесь обновлением ума вашего". Греческое слово метаморфоузе означает полное преображение, идущее изнутри (сравните 2-Кор. 3:18).

Центр этого изменения лежит в разуме (ноос) человека, который контролирует его жизненную позицию, мысли, чувства и поступки (Еф. 4:22-23). Если ум верующего постоянно обновляется под воздействием на него Слова Божиего, молитв и общения этого человека с другими верующими, то и вся его жизнь "преображается".

Павел добавляет: "чтобы нам познавать (буквально - убеждаться на опыте), что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная". Перечисленные три свойства не есть свойства Божией воли, как это можно заключить из нашего русского (и некоторых других) перевода. Павел хочет сказать, что воля Божия всегда исходит из того и направлена на то, что есть добро ("благо"; в частности, для каждого верующего) и совершенство, угодное Богу.

По мере того, как верующий обновляется своим умом и становится все более подобным Христу, его охватывает все большее желание жить не по своей воле, а по воле Божией. Ведь он познает, что воля Божия преследует то, что есть благо для него (и это угодно Богу), и является совершенным во всех отношениях. Ею предусмотрены все его нужды. Но для того, чтобы понимать, желать и делать то, что угодно Богу, верующий должен постоянно обновляться духовно.

Б. О христианском служении (12:3-8)

Рим. 12:3-5 . Посвященность верующего Богу и перемена им образа жизни проявляются в его служении духовными дарами в теле Иисуса Христа. Будучи апостолом Христовым ("по данной мне благодати"; сравните 1:5; 15:15-16) Павел предупреждает "всякого" верующего: "не думайте о себе более, нежели должно думать". Высокое мнение о самом себе не свойственно истинному христианину. Павел побуждает своих читателей: "но думайте скромно, но мере веры, какую каждому Бог уделил".

Важно понимать, что веры каждому христианину Бог уделил неодинаково, но каждому она дана для служения Ему, потому-то и следует думать о себе "по мере веры", т. е. соответственно своему служению Богу. Павел подчеркивает всем строем фразы, что человеческая гордость неугодна Богу (сравните 3:27; 11:18,20) отчасти потому, что все природные и духовные способности, которыми обладает тот или иной человек, даны ему Богом. Поэтому каждому христианину должны быть свойственны смирение и сознание того, что он - лишь один из членов тела Христова.

Для наглядности апостол прибегает к параллелизму, существующему между физическим телом человека, каждый из членов (органов) которого имеет свои специфические функции, и общиной верующих, составляющих во Христе духовное тело (сравните 1-Кор. 12:12-27; Еф. 4:11-12,15-16). Суть заключается в том, что не тело служит отдельным членам, а отдельные члены - телу. Разница между "многими" способствует единству всего тела. Вот почему так важно, чтобы каждый здраво судил о самом себе, а также правильно оценивал различные Божий дары и умело пользовался ими в деле церковного служения.

Рим. 12:6-8 . Павел переходит к рассмотрению того, как нужно применять на практике то, о чем говорилось выше (стихи 3-5), т. е. как использовать полученные от Бога духовные способности в церковном служении (стихи 6-8). Принцип, которым он руководствуется, - "мы имеем различные дарования" (сравните стих 4) - "но не у всех членов одно и то же дело"; сравните также с 1-Кор. 12:4). Бог дает верующим дары по Своей благодати.

Павел перечисляет семь таких даров, и ни один из них, за исключением, возможно, только пророчества, не являются дарами явными и видимыми. Тот, кто имеет дар пророчества, должен пророчествовать "по мере веры". Другими словами, пророчествующий, т. е. передающий Божию весть ради "назидания, увещания и утешения" (1-Кор. 14:3) должен делать это в соответствии с истиной, открытой Богом прежде (о "вере" как об учении в Гал. 1:23; Иуд. 1:3,20). А вот еще шесть перечисленных даров: "служение", учительствование, увещание, раздавание, начальствование, благотворение. Помогать людям в их нуждах следует щедро, без скупости (сравните 2-Кор. 8:2; 9:11,13).

Руководить ("начальствовать"; буквально - "стоять впереди"; сравните с "предстоятелями" в 1-Фес. 5:12) нужно усердно, т. е. ревностно и серьезно, а не с ленцой и без энтузиазма. Благотворительность должна осуществляться с радушием, т. е. с радостью, а не уныло. Три из этих семи даров перечислены и в 1-Кор. 12:28 - пророки, учителя, руководители (по-русски - "иным дал силы… управления"); а два в Еф. 4:11 (пророки и пастыри-учители). Апостол Петр упоминает о даре служения (1-Пет. 4:10-11). Каждый верующий должен верно служить тем даром, какой он имеет.

В. Об отношениях христиан друг с другом и с миром (12:9-21)

В этом разделе мы находим целый ряд коротких поучений касательно взаимоотношений верующих с другими людьми, как спасенными, так и неспасенными.

Рим. 12:9-10 . Эти поучения, имеющие особое значение, апостол начинает с того, что является ключом к их успешному исполнению: любовь (подразумевается - ваша) да будет непритворна (буквально - "без лицемерия"). То есть такой, какую питает к верующим Бог, и которая "излилась в сердца" их Духом Святым (5:5). Именно такую искреннюю, "непритворную" любовь должны христиане проявлять силою Духа Святого к другим людям. Греческое слово анипокритос - "нелицемерная", переведенное здесь как "непритворна", встречаем в 2-Кор. 6:6 и 1-Пет. 1:22, тоже применительно к любви; в 1-Тим. 1:5; 2-Тим. 1:5, где оно относится к вере; и, наконец, в Иак. 3:17 - применительно к мудрости.

Это первое повеление сопровождается двумя другими, как бы вытекающими из него: "отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру". Многие богословы считают, что эти две фразы раскрывают характер непритворной любви и перефразируют стих следующим образом: "любовь да будет непритворною, отвращающейся от зла и, прилепляющейся к добру". Об отвращении ко злу (греху) во всех его проявлениях часто говорится в Библии (Пс. 96:10; 118:104,128,163; Прит. 8:13; 13:5; 28:16; Евр. 1:9; Откр. 2:6). Отвращение от зла должно сопровождаться стремлением ("прилеплением") к добру (сравните 1-Пет. 3:11).

Любовь, изливающаяся в сердца верующих от Бога, должна быть направлена на других верующих. Греческое слово филосторгои, переведенное как "братолюбивы", предполагает нежность, сопутствующую отношениям близких людей в семье. Как и в Рим. 12:9, вторая часть предложения объясняет первую. Таким образом 10 стих можно перевести так: "Относитесь с братской любовью друг ко другу, как члены одной семьи, почитая каждый в первую очередь другого" (сравните с фразой в Фил. 2:3 - "почитайте один другого высшим себя"; именно в таком смысле надо понимать "предупреждайте" - как "ставьте других впереди себя").

Рим. 12:11-12 . Далее идут несколько наставлений относительно того, какими личными качествами должен обладать верующий, чтобы больше привлекать к себе других людей. Ключевая мысль 11 стиха выражена в последней части его: "Господу служите". Первые же две фразы этого стиха объясняют, как именно должен верующий служить Господу, будучи Его рабом (по-гречески доулос; сравните 1:1): "в усердии не ослабевайте", т. е. будьте усердны, не зная колебания, не поддаваясь лени; "духом пламенейте" (слово зеонтес. переведенное как "пламенейте", встречается еще раз только в Деян. 18:25, где оно употреблено по отношению к Аполлосу). Под словом "дух" здесь может подразумеваться как личный дух человека, так и Дух Святой. Служа Богу как Его рабы, верующие должны быть прилежны и исполнены энтузиазма.

Три наставления, изложенные в 12 стихе, можно рассматривать или в качестве независимых, или как дополняющие объяснение того, как нужно служить Господу. "Утешайтесь надеждою". Ведь надежда на Христа является источником радости и утешения для верующих (Рим. 5:2-5; 1-Пет. 1:6-9). "В скорби будьте терпеливы". То есть верующие должны стойко переносить посылаемые им испытания (сравните Рим. 5:3). "В молитве (будьте) постоянны". Христиане должны постоянно просить у Бога мудрости, силы и руководства (сравните 1-Фес. 5:17). О постоянстве в молитвах Деян. 1:14; 2:42; Кол. 4:2.

Рим. 12:13 . Возвращаясь к обязанностям христиан по отношению к другим верующим, Павел призывает: "В нуждах святых принимайте участие" (дословно: "делитесь со святыми, сообща удовлетворяйте свои нужды"). Это было характерно для церкви в Иерусалиме (Деян. 2:44-45; 4:32,34-37). Та же забота о ближних побудила верующих в Антиохии (Деян. 11:27-30) и самого Павла оказать материальную помощь иерусалимским христианам (1-Кор. 16:1-4; 2-Кор. 8-9; Рим. 15:25-27). В том же плане звучит и второе повеление апостола: "ревнуйте о странноприимстве" (дословно - "будьте дружелюбны к странникам"). Оба этих служения - помощь нуждающимся, и страииоприимство или гостеприимство - относятся к аспектам помощи другим.

Рим. 12:14-16 . Наставления апостола, изложенные в этих стихах, касаются реакции верующих на поступки и чувства других людей - как верующих, так и неверующих. Обычно ненависть и гонения со стороны других людей вызывает у гонимых ответную ненависть, однако, Павел говорит: "Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте" (сравните Матф. 5:44). Вполне возможно, что Павел, когда писал эти строки, думал о Стефане (Деян. 7:59-60) или о Самом Иисусе Христе (Лук. 23:34). Оба они молились за тех, кто мучил и убивал их, прося, чтобы Бог простил их.

Христиане должны сочувственно относиться к другим людям (как к верующим, так и к неверующим). Павел наставляет: "радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими". Отсюда вытекает и следующее наставление: "Будьте единомысленны между собою" (буквально - "относитесь друг к другу ровно; как относятся к вам, так и вы относитесь к другим"; сравните Рим. 15:5; Фил. 2:2; 1-Пет. 3:8). Только в этом случае можно сочувствовать друг другу.

В развитие этой мысли даны следующие два наставления: "не высокомудрствуйте" (т. е. "не думайте о себе слишком много" (сравните Рим. 11:20; 12:3), но "последуйте смиренным" т. е. учитесь ставить себя на один уровень с теми, кто не занимает в жизни высокого положения; сравните Иак. 2:1-9). Итог этим двум наставлениям подводится в последнем наставлении стиха, в сущности повторяющем ту же мысль, что и во втором наставлении, - "не мечтайте о себе" (буквально: "не воображайте о себе чрезмерно"; сравните Прит. 3:7; Рим. 11:25). Тот, кто слишком высокого мнения о себе, не может сочувствовать другим.

Рим. 12:17-18 . Поучения, изложенные в стихах 17-21, относятся к сфере отношений верующих с неверующими, которые причиняют христианам зло (стих 17), являются их "врагами" (стих 20). Принципом соблюдения справедливости в Ветхом Завете было - "око за око" (Исх. 21:24), но Павел пишет: "Никому не воздавайте злом за зло" (сравните 1-Пет. 3:9). Напротив: "пекитесь о добром пред всеми человеками" (слово кала - "прекрасное", переведенное как "доброе", употреблено в этическом смысле, в значении "о том, что благородно").

Павел затем повелевает верующим: "будьте в мире со всеми людьми" (сравните "будьте единомысленны между собою" - Рим. 12:16). Но осознавая пределы человеческих возможностей, он добавляет: "если возможно с вашей стороны". Мирные, гармонические отношения с другими людьми - не всегда достижимы, но да не ляжет ответственность за нарушение мира на верующего (Матф. 5:9).

Рим. 12:19-21 . Для апостола Павла характерно чередование поучений в позитивной форме с таковыми в негативной. 19-й стих он начинает с наставления в негативной форме (сравните 17а): "Не мстите за себя". Вместо того, чтобы отомстить обидчику, "дайте место гневу Божию", и это потому, что Сам Бог сказал: "Мне отмщение, Я воздам" (Втор. 32:35; сравните Евр. 10:30). Классическим примером такого поведения был Давид, который не убил Саула, хотя Бог дважды как будто предавал того в руки Давида.

В свете Божиего обещания о воздаянии за зло, которое Он покарает Сам, христиане должны накормить своих врагов, если они голодны, и напоить их, если они жаждут, другими словами - на зло, которое те делают, они должны отвечать христианскою любовью. Выражение "соберешь ему на голову горящие уголья", как и первая часть 20 стиха, взяты из Прит. 25:21-22. Тут, вероятно, подразумевался один из египетских ритуалов, согласно которому человек, желая показать, что глубоко в чем-то раскаивается, должен был носить на голове горшок с раскаленными древесными углями.

Помощь в нужде, а не проклятие, скорее поможет обидчику устыдиться своего поведения и покаяться в нем. Павел подводит итог сказанному в следующих словах: "не будь побежден злом" (т. е. не поддавайся искушению отомстить), "но побеждай зло добром" (сравните Матф. 5:44 "любите врагов ваших"). И тут снова - чередование поучения о том, что не следует делать, с поучением о том, как следует поступать (сравните Рим. 12:9,11,16-20).

12:1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего
Наше тело - наша собственность, мы можем распоряжаться им по своему усмотрению. В течение жизни мы можем растратить его ресурс в погоне за призрачными благами века сего пока оно совсем не исчезнет. А можем - и для пользы Божьего дела себя израсходовать.

Итак, от того, для чего мы станем использовать тело своё - для собственных только забав или для пользы Божьего дела – зависит отношение Иеговы к нам: порадуется ли Он тому, что пустил нас на свет Свой или нет. Собственно, приносить тело своё в жертву Богу – означает заставлять его (СЕБЯ) кое-что делать в этой жизни для Бога и людей через «не хочу» и «не могу».

Почему телом, главным образом, нужно научиться жертвовать? Потому, что РАЗУМ зачастую ВО ВСЁМ с Богом согласен. А вот тело - часто сопротивляется пользе Божьего дела, ему часто совсем не выгодно исполнять Божьи заповеди, его всё больше к земле тянет, а не к горнему. Вот и выходит, что плоть всегда желает противного духу, и борьба эта - здравого рассудка с неправильными желаниями и чувствами плоти - немало мучает каждого христианина.

Святая жертва - это чистая. Все, кто считает себя христианами, должны не только иметь правильные мысли, но и совершать правильные поступки. Иначе, если я мыслями - с Богом, а тело свое предоставляю в жертву греху, то бишь - дьяволу, то какой же смысл в правильных мыслях моих? Пустое это занятие - мыслить правильно, если правильно поступать - мы не планируем.

12:2 не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Потому – единственный способ выдрессировать тело своё и заставить его делать полезное для дела Божьего – это приобретать знания и понимание тому, ЗАЧЕМ, собственно, телом своим для Бога жертвовать и в поведение его христианское вгонять силою воли и силою разума (духом ума своего –Еф 4:23)?
Приобретение знаний с пониманием обновит наши жизненные стремления и поможет на деле ПОЗНАВАТЬ, что же для тела означает исполнять священное служение и жить человеком нового мира по законам Бога – ещё в веке этом.

12:3-5 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
видимо, были проблемы амбиций в собрании у римлян, потому Павел аккуратно намекнул на то, что ненужных, лишних и незначительных частей – у тела Христова нет и быть не может. Даже «ресничка», если она скромненько на СВОЁМ месте трудится - в собрании Христовом незаменимая сотрудница: «глаза» собрания - от ветра, сора и дождей защищает.

Если, конечно, она заупрямится и решит, что ей по силам исполнять дело «рук», к примеру, тогда только может возникнуть конфуз: не способна «ресничка» - шкаф, к примеру, передвинуть. Пользы от неё на месте рук – никакой не будет. Только помеха. Потому - если каждый в собрании будет сосредоточен на том, что лучше всего у НЕГО ЛИЧНО получается - будет польза ВСЕМУ собранию и делу Божьему. И конфузов не случится.

Каждый христианин должен понять, что если, к примеру, разобрать тело Христово по частям и разложить отдельно руки, ноги, голову и т.д. – то как бы хороши они не были сами по себе - в таком варианте без совместного взаимодействия и вне тела Христова - они совершенно бесполезны для самих себя, для Бога и Христа. Так что порознь - мы, нет спору, хороши, но вместе - гораздо лучше. Только во взаимодействии тело Христово -собрание - способно и горы переставлять.

12:6-8 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры;
7 [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием.
Для того, чтобы у всех были сапоги - не обязательно, чтобы абсолютно все умели их шить, достаточно, чтобы это умели некоторые. Так же и для того, чтобы все жили в домах - не обязательно всем быть каменщиками. Вот и в христианских собраниях так же: кто -то лучше может своими руками помочь, а ободрять не силен, потому как молчаливый характер имеет; кто-то гостеприимен, кто-то хорошо умеет разъяснять что- либо, а в итоге - все друг другу нужны получаемся. Каждый вполне может послужить тем даром, который имеет он и не стоит заставлять всех - быть «сапожниками» или «каменщиками»

Благо, в собрании есть возможность разным дарованиям раскрыться в полную силу: занимаясь делами собрания и пребывая в служении Иегове, христиане могут обнаружить в себе даже неизвестные ранее качества. Не одарённых ничем – в собрании Божьем быть не может. Если это усвоить – станет легче и «сапожнику» с «каменщиком» мирно уживаться и чужое дело не критиковать.

12:9 Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
Но все эти дары совершенно бессмысленны, если их не скрепляют, не цементируют - любовь и добро. Действие в людях эти дарований Божьих направлены на благо других людей. Так что любовь - это ОБЩИЙ дар с небес на ВСЕХ христиан, независимо от наличия прочих индивидуальных даров, это главная сила, скрепляющая всё собрание между собой в одно целое.

Если «ресничка» в теле Христовом - «руку» полюбит любовью Христовой, не будет желать ей неприятностей, не станет пытаться занять её место, не станет придираться к ней и выискивать в руке недостатки, не станет завидовать её способностям носить тяжести и т.д – всему собранию хорошо будет.

Только ещё одно условие христианину соблюсти придётся: поскольку долго притворяться любящими – не получается (всплывает наружу фальшь рано или поздно) – придётся всем нам возлюбить друг друга и собрание в целом – непритворно. Искренне это сделать возможно только через РАЗМЫШЛЕНИЕ и приобретение ЗНАНИЙ о замысле Иеговы в отношении ЦЕННОСТИ каждого из нас в Его мироздании.

Добавлю о любви - комментарием Баркли:
Любовь должна быть совершенно искренней. В ней не должно быть ни лицемерия, ни притворства, ни низменных побуждений. Существует любовь по расчету, когда чувства подогреваются возможной выгодой. Существует и эгоистическая любовь, которая желает ПОЛУЧИТЬ гораздо больше, чем ДАЁТ.
Так вот, этим видам любви – в сердце христианина – не место

А вот прилепляйся к добру и удаляйся от зла – означает СОЗНАТЕЛЬНО заставляй себя прекратить делать то, что Бога огорчает, наносит вред тебе лично и собранию Его, и усиленно старайся делать то, что улучшает отношения в собрании и помогает исполнять волю Божью как тебе лично, так и всему собранию.

12:10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте
Если мы поймём, что для Иеговы – дорог каждый, то возможно будет относиться друг ко другу с нежностью, как ко всем нашим ближним, кого мы любим, ценим и кем дорожим. При таких тёплых отношениях не нужно будет даже напоминать о том, чтобы друг перед другом – не гарцевали и не старались унизить. В таком собрании - христиане берегут друг друга, боясь потерять.

12:11,12 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны
в таких собраниях – легче сохранять верность Богу, не терять усердия в служении Ему и претерпевать трудности - с оптимизмом. Сообща и горы переставить можно.

12:13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве
о нуждах СВЯТЫХ в связи со странноприимством (гостеприимством к путешествующим) скажем так: речь, думаем, не идёт о гостеприимстве для 144000 святых, которым надлежит быть с Христом на небесном Сионе –Откр. 14:1.

Скорее, здесь речь идёт просто о том, чтобы христиане не отказывали друг другу в гостеприимстве, особенно, если путники – издалека шли. В те времена тяжёлые условия у христиан были, рисковали жизнью – идущие друг ко другу с ободрением и наставлением в слове Божьем. Так что на это нужно было особенно внимание обратить. Да и сегодня очень даже легко сообразить, что приехавшим издалека соверующим – как минимум предложение крова и еды – ничуть не помешает.

Почему - «святые »? Потому что ВСЕ последователи Христа освящены словом Божьим и кровью Христовой.
Иоан.17:19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною .
Евр.10:10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа .

12:14,15 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
Гонителей нет смысла проклинать. Почему? Потому что здоровый здравомыслящий взрослый человек не станет противиться Божьему образу жизни. А если противится – или болен, или с головой не дружит, или младенец. Ни на одну из этих категорий людей – невозможно обижаться.

Но что означает благословлять гонителей ? Желать, чтобы они обратились и живы были, а не того, чтобы они еще больше во грехах погрязли и сгорели в огне Армагеддона.

А если кто-то опечален чем-то, то не стоит сразу спешить с весёлым напором обильного ободрения, что всё, дескать, ерунда, забудь! Нет. Петь песни опечаленному сердцу – всё равно, что уксусом рану лечить- Пр.25:20. Петь нужно с поющими, веселиться – с веселящимися. В общем, всему своё время: чуткость поможет христианину уксус с бальзамом не перепутать и вести себя адекватно во всех случаях, ориентируясь по ситуации.

12:16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе
и снова о маленькой, но незаменимой на своём месте «ресничке» в теле Христовом, которой незачем думать, будто она - и всю «голову» в собрании заменить легко может. Иначе сложно ей будет в собрании Божьем жить

12:17 а ещё незачем «ей» и всем остальным членам тела Христова на зло – злом отвечать, чтобы не уподобиться злому. Иначе каким же она христианином будет, если поступать станет так же, как мир этот поступает?
Христианину надо научиться приносить пользу хоть в чём-нибудь всем людям. И неважно, оценят ли люди старания его. Тогда он станет похож на христианина.
Итак:
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
Но почему именно ТАК - правильно? Потому что, в противном случае зло продолжит дальше жить и здравствовать. А если не воздать в ответ тем же, то на христианине зло остановится и "умрет". И если каждый христианин станет такой преградой на пути зла, то насколько же зла станет меньше в мире?
А если к тому же учесть, что христиане - это практически мишени, по которой злом ведут «шквальный» и прицельный «огонь», то становится понятно - СКОЛЬКО же зла находит свой конец на христианских «бастионах», ЕСЛИ они исполняют принцип Бога не воздавать злом на зло.

Однако означает ли это, что зло надо просто терпеть? Необязательно: если христианин будет терпеливо переносить ежедневное зло, совершаемое по отношению к нему (например, ежедневно сосед ему наступает на ногу, проходя мимо) и ничего не станет предпринимать для того, чтобы освободиться от этого зла, не нарушая принципов Бога (например, побуждая соседа увидеть зло и перестать его делать или не давать ему наступать на ногу), то это - его личный выбор.
Но никто не говорит, что зло непременно нужно терпеть: если есть возможность решить проблему Божьими методами - лучше это сделать. Но если нет никакой возможности оградить себя от зла Божьими методами - всё равно есть чему порадоваться: если мы сумели очередную порцию зла на сегодня, маленькую или большую - угасить и закончить на себе с помощью собственных сознательных усилий и духа Божьего, то злу - не идти дальше, а, значит, и не умножаться.

12:18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми
а ещё, понятно, нужно стараться поступать со всеми людьми хорошо. Но Павел понимал реалии жизни, а потому добавил – ЕСЛИ это будет ВОЗМОЖНО. Выходит, иногда это и невозможно: если «принимающая» сторона - посылает нас с нашим добром и перемирием - регулярно подальше и глумится над нашими стараниями сделать добро – ну нет нужды ей с этими христианскими ценностями навязываться.

Иногда бывает так, что наше понимание "делать добро и быть в мире со всеми" – сильно отличается от добра и мира в понимании тех, кому мы намерены своё добро с миром предложить.
Например, мы предлагаем людям изучение Библии и изменить свой пагубный образ жизни, а они шарахаются от этого вида нашего добра с миром и просят: «дай лучше на бутылку».

Или, мы, к примеру, наши родственники с нами ругаются каждый день из-за наших убеждений и требуют оставить все эти глупости, вместо этого полностью переключиться на них и исполнение их прихотей ради сохранения с ними мира. Желаем ли мы с ними быть в мире? Безусловно мы не хотим с ними ссориться. Но цена, за которую они предлагают купить у них мир - слишком высока.

Так вот, в таких случаях христианину НЕВОЗМОЖНО делать добро и быть в мире с теми, кто имеет о добре и мире - уж слишком своё особенное личное понимание. Да и желание делать добро тому, кто демонстративно и с упрямым постоянством его отвергает - со временем неизбежно иссякает Иегова - и тот устаёт миловать –Иер.15:6. Человек гораздо слабее в этом и гораздо быстрее истощается.

И что же делать в таких случаях? Да ничего особенного: со своей стороны не делать ничего неправильного в отношении их - с точки зрения Иеговы да и всё. А как к этому станут относиться те, кто требует от нас собственного добра с миром – уже не будет иметь значения.

12:19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь
Здесь есть, о чём поразмышлять. Месть неприемлема для христианина. Почему? Если разобраться, каждый человек существует в этом мире по воле Иеговы. Каждому разрешено жить так, как нравится. И каждый рассматривается Богом на предмет пригодности к новому миру. Если ближнему нравится ежедневно, проходя мимо меня, наступать мне на ногу – что я могу сделать?
Мстить, например. Для этого мне придётся сосредоточиться на том, чтобы точно также каждое утро вылавливать своего ближнего и ждать удобный момент для ответного наступления на ногу. Во что превратится тогда МОЯ жизнь? МОЯ жизнь будет принадлежать уже НЕ МНЕ. Я стану рабом ноги ближнего. НО!! рабом Бога - при таком раскладе мне уже вовеки не быть.

Что ещё можно сделать? Позаботиться о том, чтобы не подставлять свою ногу ближнему. Как правило, избегать неприятных ситуаций от ближнего – благоразумному человеку в большинстве случаев возможно. При желании их избегать. Если нет желания избегать неприятностей – значит, просто нравится в них пребывать. Но тогда и проблем с местью не возникает.

Что ещё можно сделать? Можно попытаться обратить злого ближнего и затронуть сердце его, делая ему добро в ответ на его зло. Месть не способна растрогать сердце злого.
Сколько по времени и в каком виде - делать добро ближнему – в ответ на зло? Это решает каждый сам. Всё зависит от:
1) силы желания обратить злого – к Богу.
2) От понимания, ЧТО есть добро с точки зрения Иеговы для ближнего. Оно иногда может выглядеть неожиданно для нас: вместо любвеобильного обхождения с нами и лучшего лакомого кусочка - нас вдруг лишают общения. И это – может оказаться единственно верным вариантом добра для нас, в котором мы сможем переосмыслить своё поведение и обратиться к Богу.
Вспомнился пример, когда добром для России - оказалась стратегия Кутузова покинуть Москву. И трусом его обзывали, и предателем. Однако – он всё просчитал и знал, КАКОЕ добро для России делал.
3) И от того, насколько ближний восприимчив или невосприимчив к добру: если ему нравится пребывать в своём зле - то совершенно необязательно и даже вредно навязывать ему добро, ибо это может вызвать в нём агрессию. Так же, как необязательно и вредно беспрестанно ходить к своему ближнему с предложением добра, заранее зная, что тот из-за этого - непременно потопчется на ноге.

Итого: НЕ мы создали такого злого ближнего, не нам и мстить ему, не нам - и с его пакостями разбираться. Мы можем выбрать либо уйти от него. Либо договориться с ним. (если есть такая возможность). Либо пытаться обратить ближнего добром. Либо терпеть его зло в уверенности, что в своё время Бог непременно разберётся с полётами всех. Выбор, собственно, у христианина небольшой: Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному - 1Пет.2:23

12:20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Зачем кормить врага, ЕСЛИ он голоден? Заметим: слово «если» здесь - не случайно: если цель – обратить врага к Богу и смягчить его сердце - нужно дождаться момента, когда он будет голоден, то есть, будет В СОСТОЯНИИ обратить внимание на то, что с ним поступают по-доброму и оценить это (чтобы иметь ему возможность сравнить с тем, как САМ он нехорошо поступает).

Ибо если враг НЕ голоден – то и предлагать еду неуместно, усилия по примирению - будут потрачены напрасно, цель примирения - достигнута не будет, а предложенная еда - вполне может полететь христианину в лицо.

Понятно, что здесь речь идёт не только о буквальном голоде и о буквальной еде: о ВСЕХ возможных случаях добра, предложенного КСТАТИ и ВОВРЕМЯ.
Чтобы тронуть человека, уместно сердечное отношение, а не мщение. Месть может сломить дух человека; а доброта, возможно, и тронет его сердце.

Делая добро своему врагу, говорит Павел, "ты соберешь на голову ему горящие уголья".
В каком смысле могут быть "собраны горящие уголья на голову" тому, кто делает нам зло в ответ на наше добро?

Павел здесь говорит о наказании для того, кто остаётся врагом и делает зло в ответ на добро.
Одно дело, если наш враг делает нам зло, но и мы в ответ ему делаем зло или ничего не делаем (делать добро, допустим, у нас никак не получается, несовершенство, к примеру, мешает). В этом случае его «вражеское» к нам отношение хотя бы можно понять и оправдать.
Но если враг остаётся врагом несмотря на доброе к нему отношение и добрые дела с нашей стороны, то наказание ему от Бога будет непременно: в этом случае смягчающих оправданий у него гораздо меньше, а шансов, что в день гнева Божьего на голову такого врага посыплются горящие уголья - больше.

Сама по себе реакция врага, упорно отвечающего ЗЛОМ на ДОБРО - будет своего рода мишенью для обозначения "цели" попадания тем "горящим угольям", которыми и накажут его:
Прит.17:13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

12:21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
И снова – лучше комментария Баркли на эту тему нет:
Кто снизойдет до мести, будет побеждён злом. Зло никогда не одолевается злом. Если на ненависть ответить большей ненавистью, то она только увеличится; но если на неё ответить любовью, то противоядие найдено. Как сказал Букер Вашингтон: "Я никому не позволю унизить меня до того, чтобы я ненавидел его". Единственно действенный способ обезвредить врага - это превратить его в друга.

Христианину не надо дожидаться века грядущего для того, чтобы по Христу поступать: становиться жителем миропорядка Иеговы нужно уже в этом веке и быть не от этого мира - уже сейчас.

. Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего.

Достаточно побеседовав о догматах, переходит, наконец, к нравственному учению. Так как показал неизреченное домостроительство о нас и благость Божию, то умоляет «милосердием Божиим» , то есть самое милосердие Божие представляет умоляющим, чтобы хотя его устыдились и не обнаруживали ничего, недостойного оного. О чем же умоляет? О том, чтобы мы представили тела свои, то есть отдали их, на брань. Так обыкновенно выражаются в просторечии: полководец представил войска свои на войну. Иначе: мы должны представить члены свои Богу, как царю, безукоризненными и наилучшими; ибо таковые предстоят царю. Потом, мы должны представить их в жертву живую; ибо когда умерщвляем их, тогда живем по духу. Итак, жертва иудейская не благоугодна Богу. "К чему Мне , – сказано, – множество жертв ваших?» (). Но жертвы верующих, то есть словесного служения, сильно требует Бог. «Принеси Богу, – сказано, – жертву хвалы» (), и: «кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня» (). А состоит разумное служение не в том только, чтобы обращаться к Богу посредством слова, но и в том, чтобы жить по-христиански, чтобы не царствовала в нас никакая бессловесная страсть, но всем управлял ум, и чтобы каждый был как бы архиереем для самого себя, закалая кроющееся внутри себя зло, представляя себя всегда стоящим пред Богом и трепеща от страха при всяком действии и слове подобно первосвященнику, предстоящему у жертвенника Божия.

. И не сообразуйтесь (συσχηματίζεσθε ) с веком сим, но преобразуйтесь (μεταμορφοΰσθε ) обновлением ума вашего.

Предлагает способ, как можно нам совершать словесное служение. Он состоит в том, чтобы мы не сообразовались с веком сим; ибо в нем ничего нет постоянного и прочного, но все временно и имеет только наружный образ (σχήμα ), а не сущность или пребывающее существо. Итак, не сообразуйтесь, говорит, и вы «с веком сим» , не имеющим постоянной сущности, то есть не помышляйте о находящемся в нем. «Но преобразуйтесь обновлением ума вашего» , то есть всегда обновляйтесь. Ты согрешил? Душа твоя обветшала? Обнови ее. Ты отчасти исправил нравственность свою? Постарайся исправлять ее более и более, и ты станешь новым, преобразуясь всегда к лучшему.

Заметь же, что мир назвал наружным образом (σχήμα ), означая тем его удоборазрушимость, и временность, а добродетель назвал существенным образом (μορφ ), так как она имеет природную красоту и не нуждается в наружных личинах и прикрасах.

Мир имеет наружный образ, чтобы ввести нас в обман, а добродетель показывает свой существенный образ без личин. Поэтому мы должны всегда преобразоваться по добродетели, обновляя себя от зла на добро и от меньшей добродетели к большей.

Чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

Сказав, чтобы мы всегда обновлялись, делаясь новыми, показывает, какая польза от этого обновления ума. Оно говорит, полезно,«чтобы вам познавать, что есть воля Божия» . Кто обветшал умом, тот не знает, в чем состоит воля Божия, не знает, что Бог хочет, чтобы мы жили в смиренномудрии, любили нищету, плакали и исполняли все прочее, заповеданное нам Богом.

Напротив, кто обновлен духом, тот знает, в чем состоит воля Божия, знает точно так же, как и иудеи, держащиеся закона. Волей Божией был и закон, но не благоугодной и не совершенной; потому что дан был не как главная воля, но как приспособленная к слабости иудеев. Совершенная же и благоугодная воля Божия есть Новый Завет. Впрочем, согласно с Василием Великим , можешь и так понимать. Много такого, чего хочет Бог. Иного хочет Он для благотворения нам: это называется благим, как исполненное благости; иного же хочет Он как прогневляемый грехами нашими: это называется злым, как огорчающее нас, хотя и его цель – благо. Поэтому, чего хочет Бог для благотворения нам, тому и мы должны подражать, а что возбуждает чувство скорби, того не должно нам делать; ибо не мы служители зла, но лукавые духи.

Посему, во-первых, подмечай волю Божию, благая ли она; потом, когда узнаешь это, смотри, угодна ли Богу эта воля. Ибо много такого благого, которое не благоугодно Богу, потому что делается или не в то время или не тем лицем, как бы надлежало. Например: благо, чтобы кадили Богу; но когда сделал это Озия то не благоугодил Богу (). Еще: благо было, чтобы ученики узнали тайны, но чтобы они узнали их прежде времени, это не благоугодно было: "вы" , говорит, «теперь не можете вместить» (). Когда же что окажется благим и благоугодным, то постарайся, чтобы это совершено было и без недостатков, точно так, как требуется, без отступления от того. Например: раздавать следует «в простоте» (), то есть с щедростью; но если это делается со скупостью, то раздача не точно согласна с требуемым относительно ее.

. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Павел, будучи смиренномудрым, никогда не почитает достаточными собственные слова, но в подтверждение их представляет то милосердие Божие, то благодать. Я, говорит он, не от себя предлагаю слово, но от Бога, внушенное мне благодатью Его. «Не думайте о себе более, нежели должно думать» , говорит он всякому, и простецу, и начальнику; а рассуждает прежде всего о смиренномудрии, подражая Господу, который начал с оного: «блаженны нищие духом» (). Смысл слов его такой: должно "думать" , то есть иметь высокую мысль, но для того, чтобы думать о небесном и возвышаться над земным, а не для того, чтобы возноситься над ближними: это значит «думать более, нежели должно думать» .

Мы получили благоразумие для того, чтобы обращать оное не в высококоумие, но «в целомудри е», то есть в смиренномудрие. Так сказал, дабы показать, что высокоумный сумасбродствует и вышел из ума своего, а смиренномудрый имеет здравые мысли и потому называется целомудренным.

Сказав, что мы не должны высоко думать о себе, указывает теперь, как должно думать о себе скромно, и говорит, что должно думать о себе скромно, помышляя, что Бог каждому уделил меру веры. Так как по причине дарований духовных многие впали в высокоумие, то и говорит, что должно думать о себе скромно потому, что Бог каждому уделил меру веры. Ибо это не от твоего зависит успеха, но есть божественное дарование: велико ли оно, мало ли, но даровал его Бог. Дарованием называет здесь ту веру, которой творили чудеса. Ибо вера двух родов: одна принадлежит нам, например: «вера твоя спасла тебя» (), а другая есть дар Божий: это та вера, которой совершаются чудеса, например: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет» ().

. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,

. так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

Примером тела и членов низлагает великое возношение высокоумия. Тело одно, но имеет различные члены, совершающие различные действия. Так точно и мы, верующие, составляем одно тело во Христе, как главе, а порознь мы один для другого члены, не только малый для большого, но и большой для малого. Итак, не превозноситесь друг перед другом: как члены, вы имеете нужду друг в друге.

. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры.

Не сказал: имея дарования большие или меньшие, но «различные» . Так самым именем смиряет превозносящихся! И не добродетелями называет, но «дарованиями» . То, что получил ты, говорит, есть дарование Божие, а не твое дело: это дала тебе «благодать» . Итак, чтобы смирить превозносящихся, говорит, что это дано Богом и называет это дарованиями; а чтобы возбудить ленивых, показывает, с другой стороны, что для получения дарований и мы привносим нечто, и говорит: «пророчествуй по мере веры» . Хотя это благодать, но изливается не просто, а проливает столько, сколько вмещает сосуд веры, предоставленный ей. Почему упоминает сначала о пророчестве? Может быть, и без особенной причины, а вероятно, потому, что некоторые превозносились этим дарованием. Если же превозносились, то почему Бог не лишил их дарования? Для пользы людей, и в наставление нам, чтобы мы не осуждали имеющих дарования и тогда, когда они согрешают. Если Я, говорит Бог, не отнимаю благодати Своей; то кто ты, уничижающий имеющего дарование?

. имеешь ли служение, пребывай в служении;

Есть служение и дарование особенное в чине церковном, каково служение семи диаконов. Но здесь под именем "служение" разумей вообще всякое духовное дело. Какое, говорит, получил ты служение, в исправлении того "пребывай" (это слово должно приложить здесь), не ищи чего-либо большего, и не превозносись пред другим, а будь доволен тем, что получил.

учитель ли, – в учении;

Если принять служение в общем смысле, то далее перечисляются виды его. Если же разуметь служение особенное (диаконское), то заметь, как сперва упомянул о низшем, а потом положил высшее, то есть учение, не наблюдая порядка, и тем самым поучая нас не гордиться и не превозноситься тем, что кажется нам высшим.

. увещатель ли, увещевай.

И увещание есть вид учения. Ибо учением называется вообще рассуждение о всяком предмете, а увещанием собственно то, когда кто успокаивает словом души, возмущенные скорбью или гневом. Итак, увещатель, говорит, пусть пребывает в увещании, делая свое дело, и не превозносится перед другим.

раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием;

Сказав об учении и увещании, то есть о том, что относится к попечению о душах, теперь говорит о телесном, как занимающем второе место. «Простотой» называет щедрость; следовательно, учит раздавать с щедростью. Ибо никакая добродетель не бывает добродетелью, если совершается ненадлежащим образом. Так и девы, хотя имели елей, но имели его недостаточно, почему и отвержены. И начальник должен проходить служение свое тщательно и неленостно. «Начальствовать» же значит вспомоществовать тому, кто требует помощи, словом и делом. Так как сказал о раздаянии имущества, а имуществом изобилуют не все, то присовокупляет: будь предстоятелем другим образом, и помогай нуждающимся, только со тщанием.

благотворитель ли, благотвори с радушием.

Выше сказал, что должно раздавать в простоте или с щедростью. Но многие дают хотя много, однако принужденно и со скорбью, поэтому учит, что щедрость должна быть без скорби, даже с удовольствием и радостью. Ты должен радоваться, что за малую цену получаешь небо; пойми же, какое различие между раздающим и благотворящим. Раздает тот, кто подает подаяние из полученного от другого, а благотворит тот, кто подает из своего достояния.

. Любовь да будет непритворна;

Показывает, чем довершается все, прежде сказанное, и говорит: «любовь да будет непритворна» . Ибо такова истинная любовь, а с нею удобно совершится все: благотворитель будет благотворить охотно, доставляя ближнему, как самому себе; начальник будет начальствовать с усердием, подвизаясь за ближнего, как за самого себя, и так далее.

отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

Выше сказал о любви. Но так как и любовь бывает во вред, например, между людьми, соглашающимися на грабительство, и тому подобное; то присовокупляет: «отвращайтесь» (ἀποστυγούντες ) зла, то есть ненавидя зло от души; ибо предлог (από ) указывает на ненависть сильную и всем сердцем. Немало таких, которые хотя не делают зла, однако желают его. Поэтому, говорит, я требую, чтобы ненавидели зло всем сердцем, чтобы душа очистилась. Поскольку я, говорит, предписал вам любить друг друга, то не думайте, будто я возбуждаю вас содействовать друг другу и в худых делах. Совершенно напротив, я желаю, чтобы вы чуждались не только худого дела, но и всякого душевного расположения к нему. Не достаточно удаляться зла, но должно еще прилежать к деланию добра. Поэтому сказал: «прилепляйтесь к добру» , то есть имейте к нему расположение и любовь. В таком смысле и Бог, соединяя мужа с женой, сказал: «прилепится к жене своей» ().

. будьте братолюбивы друг к другу с нежностью;

Я, говорит, научил вас любви, и вам весьма естественно исполнять это, ибо вы братия, рожденные от одной утробы, то есть от купели крещения, следовательно, этим самым обязаны уже любить друг друга, потому что признаком и обнаружением братства служит дружба, а дружба производится и утверждается братолюбием.

в почтительности друг друга предупреждайте;

Учит, как сохранять братолюбие, именно – уважением друг друга и взаимным предпочтением; ибо «предупреждать» значит предварять друг друга в почтении.

. в усердии не ослабевайте;

Так как многие, казалось бы, душевно почитают и любят друг друга, но руки к ним не простирают; то научает заботиться друг о друге и самым делом помогать другим.

духом пламенейте;

Предполагается возражение: как можем мы «в усердии не ослабевать» ? Если, отвечает, будем гореть духом, то есть если будем усердны и ревностны. Заметь также, что «духом пламенейте» сказано уже после исчисления многих видов добродетели; ибо кто исполнил вышесказанное, тот привлекает благодать Духа и возжигается огнем Его.

Господу служите;

Когда ты братолюбив, когда имеешь любовь и другие добродетели, о которых прежде сказано, тогда служишь Господу. Ибо Он к Себе относит то, что ты делаешь для брата.

. утешайтесь надеждою;

Так как требуемое Апостолом есть нечто великое и трудное, то теперь он научает тому, что делает исполнение этого удобным, научает действованию по упованию. Ибо упование делает душу более мужественной и смелой в опасностях.

в скорби будьте терпеливы,

Надежда относится к будущему. Но, говорит, и в настоящем можешь получить великое благо; ибо терпение в скорбях сделает тебя терпеливым и опытным.

в молитве постоянны;

Это, разумею – , есть великая помощь к совершению всего вышесказанного. И не сказал просто: молитесь, но будьте «в молитве постоянны» . Если тотчас ничего не получаешь, будь постоянен, и достигнешь того, чего желаешь.

. в нуждах святых принимайте участие;

Сказав выше: «благотвори с радушием» , всем вообще отверз руку, а теперь учит о милостыне к верным: ибо их называет святыми. И не сказал: помогайте им в нуждах, но: «принимайте участие» , показывая тем, что вспоможение есть купля и общая прибыль; ибо ты подаешь деньги, а они воздают тебе небом. Не сказал также: в больших издержках, но: "в нуждах" , чтобы удовлетворить нуждам святых. Как же не жестоки и не подобны зверям те, кои не помогают святым в их необходимых потребностях?

ревнуйте о странноприимстве (την φιλοξενίαν διώκοντες ).

Не сказал: будьте странноприимны, но: «ревнуйте о странноприимстве» , научая нас, чтобы мы не дожидались, когда нуждающиеся придут к нам, но сами бежали к ним и догоняли их, как поступали Авраам и Лот.

. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

После учения о братолюбии и любви к своим предлагает наконец наставление и о том, как мы должны относиться ко врагам. Не сказал: не помните обид, не мстите, но что гораздо более: «благословляйте» , и присовокупил: «не проклинайте» , дабы мы не проклинали, а только благословляли. Кто благословляет гонящих его за Христа, тот показывает, что он с радостью терпит за Любимого; а кто проклинает, тот показывает, что он не радуется, а потому дает знать, что он не любит Того, за Кого гонят его.

. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

Великий нужен дух, чтобы не только не завидовать, но и радоваться с радующимися. Это показывает душу, совершенно свободную от зависти, и гораздо больше значит, нежели плакать с плачущим; потому что к плачу побуждает сама природа, влекущая к состраданию. Итак, научает нас тому и другому, то есть и состраданию, и чуждому зависти расположению ко всем, даже к гонителям.

. Будьте единомысленны между собою;

Опять рассуждает о смиренномудрии, ибо естественно, что в Риме, как столичном городе, была болезнь гордости. Смысл сказанного такой: ты почитаешь себя великим человеком? Почитай и брата таким же. Ты подозреваешь, что он мал и низок сердцем? Произнеси такой же суд и о себе, и таким образом смиришь всякое высокоумие и не будешь гнушаться им, будто лучший его, но станешь почитать его, как равного себе, как и самого себя.

не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным.

Научает, как можно исполнить прежде сказанное, именно: если не будем высокомудрствовать, но последуем смиренным, то есть станем подражать униженным и презираемым, то есть снизойдем, применимся к ним.

Не мечтайте о себе.

То есть не думайте, что сами можете удовлетворить себя во всем, и не имеете нужды в совете другого или в том, кто внушает должное. Моисей беседовал с Богом; однако имел нужду в совете с тестем.

. Никому не воздавайте злом за зло;

Если упрекаешь другого в том, что он сделал зло, то зачем подражаешь ему и сам делаешь зло? Не сказал: не делай зла верному, но: "никому" , будет ли он язычник или другой кто.

но пекитесь о добром перед всеми человеками.

Так говорит не для того, чтобы мы жили для тщеславия, но для того, чтобы не подавали повода укорять нас тем, которые желают этого. Ибо требует, чтобы мы жили несоблазнительно и без преткновений, потому что за нами и за касающимся нас наблюдают многие.

. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

Прекрасно сказал: «если возможно с вашей стороны» . Ибо иногда невозможно быть в мире, например, когда идет борьба за благочестие или за обиженных. Итак, внушает: исполняй свои обязанности и никому не подавай случая к вражде и смятению. Если же видишь, что оскорбляется благочестие, то восстань мужественно, сражаясь за истину, однако не против человека враждуя, но против нечестия, а о человеке, напротив сожалея и щадя его. Таким образом, что прежде казалось невозможным, то становится возможным; ибо что касается тебя, то ты находишься в мире с ним, а брань ведешь с одним нечестием.

. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

Дайте, говорит, место гневу Божию в отношении к обижающим вас. Если вы мстите сами за себя, то Бог не будет мстить за вас; а если вы простите, то Бог отомстит строже. Приводит и свидетельство, подкрепляя свое слово. Говорит же это для одобрения малодушных; потому что они ничего другого не желают, как видеть, что враги их получили за них отмщение.

. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

Здесь требует от вас высшей степени любомудрия. Что я говорю, рассуждает, должно жить в мире? Я повелеваю даже благодетельствовать. Сказал: «ты соберешь ему на голову горящие уголья» , снисходя малодушию оскорбляемых; ибо всего приятнее для человека видеть врага наказанным. Как бы так говорит: ты желаешь отомстить ему? Благотвори ему; в таком случае ты отомстишь ему гораздо сильнее. Поэтому и сказал: «соберешь ему на голову горящие уголья» , обозначая этим сильное наказание. В этом смысле и выше сказал: «дайте место гневу Божию» .

. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Здесь показывает, что мы не должны питать врагов такой мыслью, что привлечем на них большее наказание. Смысл сказанного такой: «не будь побежден злом» , то есть делай это не с намерением отомстить, и не подражай делающему зло (это значит быть побежденным), но старайся более победить его благотворительностью своею и отвратить его от злобы. Итак, сказанное выше высказал к ободрению малодушных, а теперь предложил совершеннейшее.



События