Православный календарь страстной среда читать евангелие. Православный календарь: Великий пост и Страстная седмица. Страстная седмица по дням

Слово «страсть» в церковнославянском языке означает «страдание». В это время верующий народ вспоминает, какие муки испытал Спаситель перед смертью, как произошло его распятие и счастливое воскресение. Все дни этой недели принято называть Великими. Каждый посвящён определённому евангельскому событию и расписан в церковных канонах и у православных верующих.

Всю Великую неделю христиане проводят в строжайшем воздержании и усердной молитве, в совершении добрых дел и проявлении милосердия. В народе сложилось огромное множество примет и поверий, связанных с Великой седмицей.

В Страстную неделю во всех храмах священники проводят особые церковные службы. С понедельника по среду они готовят верующих к тому, чтобы достойно созерцать и искренне соучаствовать Крестным мукам Спасителя. В утренних молитвах и литургиях они воспроизводят картины последних дней жизни Иисуса Христа, напоминают Его наставления и призывают верующих к терпению и умиротворению.

Великий понедельник

Великий понедельник знаменует собой приход Иисуса в Иерусалим. Поэтому верующие творят молитвы на встречу Спасителя. После утренней молитвы люди начинают подготовку своего дома и двора к предстоящему празднику. Мужчины проводят мелкий ремонт жилых и подсобных помещений, мебели. Женщины мажут и белят печи, моют потолки, стены, окна, снимают занавески, выносят на улицу и выколачивают постели и ковровые изделия. В домах начинают большую стирку, перебирают одежду. Зимнюю - убирают на хранение, а летнюю - достают и готовят к носке.

Чистое небо и яркое солнце в Великий понедельник предвещало урожайное лето и щедрую осень. Молодые люди, которые поженятся в предстоящем году, будут жить счастливо, в согласии и достатке. Чтобы сохранить молодость, здоровье и быть с деньгами, люди умывались из серебряного или золотого блюда.

Великий вторник

В Великий вторник церковь и верующие вспоминают, как Господь обличал фарисеев и книжников. В этот день принято воспроизводить его беседы и притчи, которые он произносил в Иерусалиме. Во вторник женщины и девушки заканчивают стирать, гладят бельё, вешают занавески, шьют и готовят одежду для праздника. Особенно тщательно выбирают скатерти и полотенца. Они должны быть светлых оттенков, а лучше белыми. Приветствуется орнаментальная вышивка красной, зелёной, золотистой нитью. Скатертью будет покрываться праздничный стол, а с лучшим полотенцем пойдут на Пасхальную службу в храм.

Великая среда

Великая среда – день, когда вспоминается факт согласия Иуды, совершить предательство против Господа за 30 серебренников. В молитвах Храмов порицается сребролюбие, корысть, мнимая забота о ближних. Священники воспроизводят притчу о великой грешнице, которая омыла своими слезами и помазала миром ноги Господа, чем приготовила его к погребению. В этот день православные христиане заканчивают уборку в доме и занимаются его украшением к празднику. На окна вешают белые тюлевые занавески. По карнизам и дверным проёмам крепят венки из цветов и зелени. Повсюду ставят букеты с тюльпанами, нарциссами или другими растениями. Если в Вербное воскресенье удалось принести распустившиеся веточки ивы (вербы), то они становятся первым декором дома. В Великую среду покупают яйца для праздника. Считается, что они долго не испортятся, хорошо окрасятся и будут особенно вкусными.

Великий четверг – чистый четверг

На четвёртый день Страстной седмицы церковь вспоминает 4 Евангельских события: Тайную вечерю, Причащение, умовение Спасителем ног своим ученикам, Молитву Господа в Гефсиманском саду и Предательство Иуды. Это особый предпасхалный день, когда миряне могут покаяться в грехах и получить прощение, изменить жизнь к лучшему. Большую роль в этом играет вода.

Страстная седмица — это последняя неделя Великого поста, период очень значимый для христиан.

Что такое Страстная седмица?

Страстная седмица — в переводе с церковнославянского языка — «неделя страданий», во время которой христиане усиленно молятся, усугубляют подвиги поста, вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, его страдания, мучительную смерть и погребение.

Последняя неделя по-особенному почитается Православной церковью. Первоначально большинство христиан праздновали не Великое воскресенье, а Страстную, или Крестную пятницу. Много тяжких споров было у древних христиан по поводу того, в какой день отмечать Великую Пасху. Окончательное решение принял состоявшийся в 326 году новой эры Первый Вселенский собор. С этого момента христиане отмечают сей светлый праздник в Светлое Христово Воскресение.

Еще во времена Иоанна Златоуста, жившего на рубеже 3-4 веков нашей эры, христиане испытывали огромное желание находиться рядом в последние земные дни Иисуса Христа. Святитель Иоанн описывал подвиги, которые совершали люди ради своего Господа в Страстную седмицу. В эти дни, показывая благонравие и милосердие, христиане совершали добрые дела: освобождали на время Страстной недели прикованных узников от кандалов, были снисходительными к болезненным и юродивым, оказывая им всяческую помощь, прекращали судебные тяжбы, споры. Стремились совершать добрые дела, уподобляясь своему Господу, который терпел мучения ради людей.

С верой сквозь века

Православная вера все больше крепла и развивалась. Христиане всех времен продолжали по-особому чтить Страстную седмицу. Так, по описанию современников, жители Руси в последнюю неделю перед Великой Пасхой вели большую подготовку к встрече основного праздника года. В простонародье Страстную неделю называли по-разному: Великая, Святая, Червонная, Красная. В избах тщательно чистили мебель, хозяйственную утварь. Белили набело стены, печи. Во вторую половину недели занимались приготовлением пищи на праздник, красили яйца, изготовляли куличи. Мужчины восстанавливали сломанные предметы быта, ставили качели для гуляний.

Умолкал — особенно это было заметно в селах — громкий людской говор. Были люди, отвечавшие за соблюдений данных правил. Русичи верили, что именно в Страстную седмицу нечисть всех видов радовалась страданиям Иисуса и вела дикий разгул своих грязных дел. Также, согласно традициям древних славян, считалось, что в канун Великой Пасхи на землю возвращались души умерших предков, чтобы отпраздновать это событие.

Страстная седмица по дням

Все дни Страстной седмицы особенные, по-своему знаменательные и святые. Православная церковь совершает службы в каждый из этих великих дней. Каждый день в храмах проводятся особые богослужения с проведением апостольских, пророческих, евангельских чтений и обрядов. Богослужения первых трёх дней Страстной седмицы проходят торжественно и печально, в эти дни сокрушаются о греховности человеческой натуры. В среду вечером подобные богослужения, проводимые с великопостным плачем, оканчиваются. Начинается плач совершенно другого характера. О страданиях и муках Иисуса Христа, который расплачивается собой за падшее человечество.

Каждый из дней Страстной недели называется Великим или Страстным. В эти дни мы видим, как церковные обряды сочетаются с народными приметами. Проводится Страстная седмица по дням следующим образом.

Великий понедельник

После Прощёного воскресения перед Великим постом начинается соблюдение строгих режимов питания. Принимать пищу следует два раза в день, ограничивая ее объём. В Великий понедельник можно начинать убираться дома, готовясь к празднику Великой Пасхи. Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого продали родные братья. Также приводится проклятие Иисусом Христом греховной смоковницы, не приносящей ни истинного покаяния, ни молитв, ни веры.

Великий вторник

В этот день надо вспомнить проповеди Иисуса, которые он проводил в Иерусалимском храме: про дань Кесарю, о всеобщем воскресении мертвых и о Страшном суде, о талантах и десяти девах. Также в этот день Христос обличал фарисеев и книжников. В мирских делах продолжают приготовление к празднику.

Великая среда

День воспоминаний о предательстве Иуды Искариота, предавшего Учителя за тридцать сребреников, о грешнице, которая подготовила Христа к погребению, совершив обряд помазания. В домашних приготовлениях усиливают интенсивность подготовки к Великой Пасхе.

Великий четверг

Знаменательный день Страстной недели. Молитвы о Спасителе. В народе этот день принято называть Чистым четвергом. Каждый уголок дома должен быть полностью подготовлен к празднику. Делать уборку после Чистого четверга – плохая примета. Есть поверье, что именно в этот день можно найти в доме давно потерянную вещь. Чтобы улучшить свое благосостояние, рекомендуется в воду, которой собираетесь мыть двери и окна, добавить мелочи.

Великая пятница

День особой скорби всех христиан. День распятия Христа. Не позволяется совершать никаких домашних дел. Разрешено испечь хлеб, и обязательно надо сходить в церковь. Также следует воздержаться от еды до окончания церковной службы.

Великая суббота

Этим днем оканчивается Великий пост. Нужно сходить в церковь и освятить приготовленные куличи и другую пасхальную еду. Не разрешается употребление пищи до окончания ночной службы.

После окончания крестного хода наступает Великая Пасха.

Праздник Великой Пасхи в 2019 году

В 2019 году праздник Великой Пасхи отмечается 28 апреля. Как и в прошедшие года, христианство будет отмечать воскресение нашего Спасителя Иисуса Христа. Соответственно, Страстная седмица 2019 года будет с 22 по 27 апреля.

Оставив в это время все мирские дела, следует идти в церковь. Посещение богослужений во время Страстной недели позволяет нам, проникая сквозь века, присутствовать при последних земных днях нашего Спасителя, страдать за него, молиться.

Также необходимо причаститься в это время хотя бы два раза: в Великий четверг и на Святую Пасху.

Последняя, седьмая неделя Великого Поста - Страстная, Святая, Великая - включает шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью. Все дни на Страстной седмице называются Великими. А вся неделя - Страстной: неделя, когда Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и воскрес.

Поскольку в 2018 году Пасху будут праздновать 8 апреля, Страстная неделя приходится на 2-7 апреля.
На страстную неделю выпадают семь самых строжайших дней в году. Питайтесь правильно, в соответствии с рекомендациями церкви, чтобы вылечить многие болезни и очистить свою душу от грехов.

  • Страстная неделя 2018: что можно есть по дням
    • Страстная неделя: Правильный рацион питания на неделю
  • Страстная неделя (перед Пасхой): что нельзя делать
  • Запреты и рекомендации в Страстную седмицу
  • Страстная неделя: обычаи и приметы
  • Страстная неделя 2018: православный календарь

Последняя неделя перед Пасхой является самой сложной и строгой по сравнению с остальными днями. Этот период очень важен для православных людей, ведь мы вспоминаем о последних днях жизни Иисуса на земле и о его страданиях. Страстную неделю желательно проводить в молитвах, которые помогут вам лучше понять себя.

В Страстную неделю каждый человек очищается духовно. И это зависит не только от воздержания в пище, но и от отказа от всех порочных намерений. В это время нельзя поселять жестокость в своем сердце, совершать злых деяний и произносить ядовитых слов. Это такие же грехи, как чревоугодие, поедание мяса и распитие спиртных напитков. Читайте на сайте poleznue-soveti.ru , что можно и нельзя делать перед Пасхой.

Полезно знать!Что едят в вербное воскресенье:В этот день разрешается есть рыбу, горячую пищу, с растительным маслом и вином. Далее начинаются Великие дни.

  • Понедельник: самый сложный день Страстной недели.

Помимо того, что вкушать еду можно только один раз за 24 часа, есть ее необходимо в сыром виде. Поэтому для большинства из нас это тяжело и непривычно. Праведные люди, которые свято верят в Бога, стараются вообще отказаться от еды в этот день.

Для начинающих позволительно включить в рацион понедельника мучные продукты, в частности хлеб и овощи. Их можно употреблять в любом виде: сушеные, жареные и маринованные.

Также для этого дня характерно использование в пищу фруктов и грибов. В неограниченном количестве можно пить воду, прохладные компоты и морсы. Важно знать, что кушать можно только вечером.

  • Вторник: во вторник можно кушать все, что вы готовите.

Однако помните, что во время Великого поста мы исключаем из привычного рациона сладкое, мучное, мясное, рыбное, молочное и яйца. Позволительно употреблять во вторник овощи и фрукты, но только в ограниченном количестве. Принимать пищу следует, как и в понедельник, в вечернее время и только один раз в день.

  • Среда: в этот день люди вспоминают Иуду, который предал Христа.

Следует посетить церковь и покаяться в своих грехах. Известно, что это самое лучшее время, чтобы очистить свою душу. К столу подается сухая пища, желательно вообще отказаться от еды, чтобы ничто не мешало очистить тело и помыслы в этот день.

  • Четверг: проходит легче, чем предыдущие дни, потому что с этого момента можно питаться два раза в день.

В ежедневном рационе появляется горячая пища, которая до этого была под запретом, и растительное масло. Начинается активная подготовка к Пасхе: люди пекут куличи, красят яйца, подготавливают угощения к праздничному столу.

Для четверга характерны различные обряды, чтобы изгнать нечисть и зло из дома. Один из них заключается в том, что при уборке жилища нужно бросить горсть мелочи в таз с водой. Это привлечет процветание и богатство в будущем.

Вода в Чистый четверг обладает магической силой, поэтому вы сможете освятить квартиру и, помывшись, избавить себя от болезней на целый год.

  • Пятница: является временем скорби у православных людей.

Именно в пятый день недели распяли Иисуса Христа. В страстную пятницу запрещается употреблять любую еду, исключение распространяется только на младенцев и немощных людей. Любые домашние дела стоит отложить. Что-то делая в этот день, вы показываете ваше неуважение к Богу. Необходимо набраться сил и постараться выдержать этот день, почтив Христа, который отдал жизнь за наши грехи.

  • Суббота: остается всего один день до святого праздника.

В субботу можно питаться так же, как и в четверг. В ежедневный рацион входят такие блюда, как: мед, хлеб, сухие и сырые фрукты, овощи. Весь день до следующего утра люди должны освятить продукты, которые поставят на стол. Церковь разрешает приносить любую пищу, которую вы посчитаете нужной, чтобы встретить Пасху.

До конца вечера вы должны приготовить все угощения, так как ночью проходят Пасхальные богослужения. Еще в этот день родительская суббота.

  • Воскресенье: светлый день Великой Пасхи.

Кушать можно только то, что вы освятили, если этого не сделано, то утром еще освящают свои продукты в Храме, поспешите. Обязательно на столе должны присутствовать яйца, сало, сыр, колбаса и куличи. Вы должны вкусить эти продукты сначала, а затем уже все остальное, что есть из угощений.

В воскресенье все должны радоваться и праздновать воскресение Сына Божьего. В Пасху нужно посетить церковь для причащения, а еще узнайте о традициях и народных приметах этого православного праздника.

Страстная неделя очень важна для людей: в эти дни ко многим приходит переосмысление жизни. За это время человек очищается духовно и встречает Пасху с чистыми и светлыми мыслями. Обязательно нужно соблюдать все заповеди, молиться и не очернять себя грешными делами и помыслами. Известно, что если покаяться в Светлое Христово Воскресение с чистым сердцем и твердой верой, то Бог обязательно простит вас за все.

Понедельник.

В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей.

Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков.

Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры.
В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Великий Четверг советовали подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия.

В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме.

Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

С этим днем связано много традиций. В Великий Четверг убирали в домах, все мыли и чистили. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека и «животинку» от нечисти и болезней.

  1. Бытовало и такое поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняют от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищает домашний скот от сглаза.
  2. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы.
  3. С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху.
  4. В Чистый четверг следует пересчитать деньги три раза, чтоб весь год «водились» деньги.
  5. Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», т.е. Великого Четверга. Ею вы можете лечить себя, а также своих родных и близких. Этой солью делают обереги для семьи, скота, огорода, дома и т.д.
  6. В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства.
  7. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней.
  8. Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается».
  9. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого Четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Умываются для красоты и богатства.

Если девушка не может выйти замуж, нужно то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдать людям на Пасху, тем, которые просят милостыню, вместе с крашенками и куличом. После этого вскоре выходят замуж.

Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы.

Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами, они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи.

Кулинария в этот день спорится, все хозяйки в этот день пекут куличи и Пасхи. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди.

В пятницу обметают углы тряпкой, эта тряпка поможет избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирают ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая в пятницу перед Пасхой, поможет вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу – только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц должны быть закончены до Светлого Воскресения.

Церковный устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели - особо строгий пост;
  • полностью запрещается скоромное - продукты животного происхождения;
  • в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза - в обед и вечером;
  • в понедельники, среды и пятницы - холодная пища без масла;
  • во вторники и четверги - горячая пища без масла;
  • по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);
  • в великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.

Для Страстной седмицы характерны свои приметы и обычаи, которые всегда имели свойство сбываться. Вот несколько из них:
В среду собирали по оврагам остатки снега, дабы добавив в талую воду прошлогоднюю четверговую соль, окропить домашнюю скотину. Это верная защита живности от порчи и сглаза.

В ночь с субботы на воскресенье, день, когда наступает православная Пасха, старались не спать. Для девушек такое бодрствование сулило замужество, для парней – успешность в работе, а для людей старшего возраста – здоровье.

Очень эффективными и действующими в последнюю неделю Великого поста были заговоры на избавления от пьянства, депрессии и плохого самочувствия, от завистников и врагов, а также от проблем со здоровьем. Целью Страстной недели, венчающей Великий предпасхальный пост – является завершение этапа духовного и физического очищения человека.

Это период, который связан не только с ограничениями в приёме пищи, но также отказом от курения и других вредных привычек. Страстная седмица даёт возможность каждому верующему человеку переосмыслить свою жизнь и стать на путь праведный, которым тридцать три года шёл Иисус Христос.

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

Новости СМИ

Новости партнеров

Страстная седмица (неделя) – особенное время Великого поста. Фактически сам п ост, как период нашего сугубого покаяния, завершён, и теперь начинается новый этап. На Страстной седмице день за днём вспоминаются последние дни земной жизни нашего Спасителя. И мы имеем возможность быть свидетелями этих Евангельских событий, идти вслед за Христом.

События Страстной седмицы

Великий Понедельник

Великая Суббота

Это последний день перед Пасхой.

Утром: часы, изобразительны, вечерня, литургия свт. Василия Великого.

После часов и изобразительных совершается вечерня с литургией Василия Великого - последней в году. Самый известный момент этого богослужения - чтение пятнадцати паремий из Ветхого Завета, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви.

На литургии во время великого входа вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча».

Интересно, что в древности в этот день происходило ещё и крещение оглашенных (людей, желавших принять Святое Крещение), которые готовились к этому дню весь Великий пост. Традиция эта уже не существует, но память о ней сохранилась в порядке богослужения Великой сСубботы: вместо Трисвятого («Святый Боже…») поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о силе Крещения. И после Апостола, вместо «Аллилуиа» поются семь стихов, составленных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа с припевом: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время этого песнопения священнослужители переоблачаются в белые одежды сами и переоблачают престол и жертвенник в алтаре. Затем, в белом облачении, стоя перед Плащаницей в центре храма, диакон читает последнюю, 28 главу Евангелия от Матфея о событии Воскресения Спасителя - это Евангелие читается только раз в году. В этот момент заканчивается скорбь Страстной седмицы и начинается уже радость Пасхи.

: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

Эта неделя особо чтится Церковью. “Все дни – говорится в – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…”.

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым.

В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.

Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.

В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной . Тропарь дня “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе”

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. (Перевод: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. Это день самого строгого поста в году.

В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую Пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в .

В Великую субботу совершается литургия , начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча». В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: “Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” ().



События