Человек долга кто он. Человек долга. Архипастырь и педагог

Экология жизни. Психология: Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. В нас нет ничего лишнего. Мышцы сгибатели компенсируются мышцами разгибателями, отрежь один – и рука повиснет плетью. Эгоизм дополняется альтруизмом, самолюбие – скромностью, злость – добротой, панцирь – эмпатией, а гедонизм – долгом. Сегодня – про долг.

Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. В нас нет ничего лишнего. Мышцы сгибатели компенсируются мышцами разгибателями, отрежь один – и рука повиснет плетью. Эгоизм дополняется альтруизмом, самолюбие – скромностью, злость – добротой, панцирь – эмпатией, а гедонизм – долгом. Сегодня – про долг.

Как любой маятник, отклонение в одну сторону приводит к отклонению в другую. Но если маятник повиснет – часы умрут. Поэтому он нужен, и он – и есть тот “баланс”. Меня когда-то поразила мысль, что баланс – это не статически замерший маятник в положении ноль, а движение. Отклонишься влево слишком сильно – упадешь, вправо – упадешь, и вот идешь, раскачиваясь, по тонкой проволоке – вправо-влево, вправо-влево. Замрешь – не сможешь идти. Пошел – отклонился, вынужден балансировать.

В нашей культуре большое отклонение в сторону долга. Мы были должны всем – родителям, школе, стране, коллективу. Это отклонение от баланса привело к естественному качку в обратную сторону: гедонизму.

Жить только здесь и сейчас, только для себя, только в удовольствие, и я никому ничего не должен. Гедонизм – это про немедленное удовлетворение : захотелось – сделал, почувствовал – выполнил, надоело – бросил.

В нем много прекрасного: внимание к себе, своему телу, потребностям, минутным увлечениям и секундным порывам. Гедонизм – это про быстро, приятно, хорошо и немедленно. А долг – это про “надо” , ради чего-то неосязаемого, дальнего, негарантированного, того, что не приколешь на лацкан и не смешаешь с тоником.

Я тут покупала продукты, проводя конференс-колл на телефоне. За то время, что я направляла на беседу, давала пояснения, раздавала задания и подводила итоги, я разгрузила тележку, упаковала продукты, ввела пин-код на кредитной карте, сложила их снова в тележку, убрала карту и кошелек, дошла до машины, нашла ключи, открыла багажник, сложила продукты, откатила тележку, села за руль и поехала домой, не отвлекаясь от разговора.

Пока я была занята, мой автопилот, лимбическая система мозга сделала за меня все остальное. Когда у нас нет ресурса, мы находим подпорку. Некую структуру, которая позволяет нам выжить, справиться, если прямая сила воли, внимание и мотивация отсутствует.

Долг – это внутренняя структура, которая позволяет нам поступить “как должно”, когда все стандартные мотивы: смысл, вознаграждение, выгода, воля, интерес – отказали.

Долг – это автопилот , сила, которая базируется на наших глубинных ценностях, внутреннем интуитивном знании о “хорошо” и “плохо”, “правильно” и “неправильно”.

Долг – это то , что заставляет нас сдержать гнев и подавить усталость, отказаться от сиюминутной выгоды ради чего-то большего. Долг – это про горизонт.

Долг – это про то , что не бросать обертку и не давать взятку, потому что мы хотим другое общество для наших детей. Долг – это про жертву быстрым удовлетворением ради далекой ценности. Это про то, что не наорать и не шлепнуть, когда очень хочется, поддержать и принять, когда изнутри вопит совсем иное, долг – это жертва ради дальней перспективы, это отказ в маленьких радостях ради чего-то иллюзорного, вроде правильных привычек. Жизнь в согласии с чувством долга приводит нас к балансу с глубинными ценностями, но уносит нас от баланса с немедленными желаниями.

И вот ребенок голоден, устал и орет. И если дать ему сейчас конфету, за полчаса до еды, то мы решим немедленную проблему ора, но усложним отношения с разочарованием и тщетностью в дальней перспективе.

Гедонизм – это про здесь и сейчас, и плевать на должное. Гедонизм – это про то, что если хочется пирожное и платье, то надо пирожное и платье, а до зарплаты дотянем и потом сбросим.

Гедонизм – это про маникюр, когда ты нужна дома, про поспать, когда папа тоже устал, про ну и хрен с ним с режимом, давайте лопать чипсы и смотреть кино до полуночи. Гедонизм прекрасен, он про быстрое, немедленное, чувственное, это жертва ценностями ради наслаждения, жертва целями ради хорошего настроения.

Долг – это очень человеческое, гедонизм – это очень животное. И в этом нет оценки, это скорее про истоки. Мы каждый день проживаем этот конфликт: поспать или доделать, сдержаться или позволить себе, быстро и легко или сложно, но правильно.

Серьезные, неблагодарные, важные вещи не совершить без долга, без отказа в немедленном удовлетворении. Радость, легкость, наслаждение невозможны без умения позволять себе и баловать себя. И то, и другое приносят счастье, разное счастье, и то, и другое приносят разочарование, разное разочарование. Жизнь в гедонизме приносит радость маленьких вещей и оставляет разочарование растраченной на мелочи жизни. Жизнь в долге приносит радость больших побед и разочарование в пропущенных ежедневных радостях.

Дети учатся балансировать жизнь ровно настолько, насколько балансируют их родители. Потакающий гедонистический родитель научит жить в хотении, и не научит справляться с лишениями и трудностями ради высшей цели. Принципиальный и упертый родитель научит жертвенности и упорству, и не научит позволять себе глотки воздуха на пути.

Я человек больших целей, и тащу себя к ним сквозь усталость, нежелание, недосып и отказ от мелких радостей. Во мноних вещах я скорее человек долга. И я компенсирую это плевком в сторону правильных привычек, режима, порядка в доме, сдержанности, диет и прочего. Я выбрала для себя те области, где у меня есть цели, и иду к ним вопреки, и выбрала те области, где я чистый гедонист и следую себе. Для меня дико расписывать себе питание по калориям, но не дико иметь цели в делах на пять лет вперед и следовать им. В этом – мой баланс, и я в нем счастлива.

Долг - это заем ресурса из глубинных ценностей, тех самых, которые закладываются очень-очень рано. Я счастлива, что чувство долга взывает меня к трудолюбию, преданности, упорству, честности.

Это Вам будет интересно:

Не знаю, как бы я жила, если бы в наборе ценностей у меня была необходимость быть милой или всегда надевать аккуратное платье. Долг – это то, что я буду делать, даже если очень не хочется, долг – это про мои ценности, те, что стоят нам родительского теплого взгляда.

Ценности – это те битвы, которые мы выбираем с детьми.

За что нам важнее биться: за невозможность совершить подлость, или за уборку игрушек? Когда наш подросший ребенок окажется без сил, желания и смысла – что он будет должен? За что мы бьемся не на жизнь, что мы защищаем не на жизнь? Что мы дожны на его глазах? Выжить? Отстоять себя? Помочь ближнему? Чистить зубы каждый день? Защитить слабого? Не сдаваться? Вести себя прилично? Не плакать? Вешать одежду в шкаф? опубликовано

Люди высокого долга

По решению партийных и советских органов из аппарата ДонЧК в уголовный розыск в целях его укрепления была переведена группа опытных работников. Очень много сделал для повышения боевитости уголовного розыска его начальник И. Н. Художников.

О себе И. Н. Художников в свое время писал:

«Родился 8 сентября 1890 г. в городе Луганске. Отец мой с детства работал по найму токарем и слесарем на Путиловском и Сулинском заводах. В 1907 году он умер. Я остался один работник в семье, состоявшей из пяти человек. По окончании четырехклассной школы в 1905 году поступил учеником на завод...»

На Луганском паровозостроительном заводе, принадлежащем бельгийскому богачу Гартману, юноша получил революционное воспитание. На заводе в то время работали такие видные большевики, как К. Е. Ворошилов, А. Я. Пархоменко и другие. К ним тянулись молодые рабочие, бок о бок с ними получали боевую закалку.

1 мая 1917 года И. Н. Художникова приняли в члены большевистской партии. Одним из тех, кто рекомендовал его, был Александр Яковлевич Пархоменко.

До февраля 1919 года Иван Никитович работал на заводе, а затем был направлен городским партийным комитетом в деревню для организации комитетов крестьянской бедноты. Выполнив задание, вернулся в город.

Когда Первая Конная в январе 1920 года освободила Ростов, И. Н. Художникову, находившемуся в армии, предложили возглавить уголовно-розыскной подотдел ревкома Ростова и Нахичевани, а спустя несколько месяцев - Ростовский окружной уголовный розыск.

На этом посту с большой силой проявились его незаурядные способности, организаторский талант. Он никогда не считался ни со временем, ни с отдыхом, не раз рисковал жизнью. И своей кипучей энергией заражал окружающих.

Неприглядная картина предстала перед Иваном Никитовичем, когда он пришел в Донской областной уголовный розыск, в котором перед ним уже сменилось четыре человека. Вот что писал И. Н. Художников 20 сентября в рапорте на имя заведующего отделом управления Донисполкома:

«Подбор сотрудников отдела уголовного розыска не соответствует своему назначению, за исключением некоторых товарищей. Есть люди, подрывающие авторитет уголовного розыска своим систематическим пьянством и взяточничеством (есть факты в следственной части угро...).

При содействии направленных в помощь опытных коммунистов П. И. Михайлова, И. П. Мачулина и других Художников проделал большую организаторскую и воспитательную работу. Первое обязательное условие, которое он ставил перед аппаратом уголовного розыска, - это кристальная чистота каждого работника, беззаветная преданность делу, готовность не жалеть сил, а в случае необходимости и жизни, чтобы защитить советских граждан, оградить их от бесчинств преступников.

Весьма существенно помогла ему наладившаяся тесная связь уголовного розыска с Донской чрезвычайной комиссией. Совместно они стали наносить более ощутимые удары по бандитам и уголовникам.

Начальник розыска, его помощник П. И. Михайлов наладили учебу аппарата, передавали работникам свой опыт борьбы с бандитами, спекулянтами, уголовниками, приобретенный за время службы в ДонЧК. Нередко они лично руководили операциями по задержанию опасных вооруженных преступников.

В конце сентября 1921 года И. Н. Художников докладывал начальнику Донской областной советской милиции:

«По делу таинственного убийства кондуктора трамвая в ночь с 26 на 27 сентября 1921 г. Сташенко А. Я. в доме № 29 по 2-й Федоровской улице в городе Нахичевани-на-Дону работал тов. Михайлов П. И., который путем опытной розыскной работы и умело добытых следственных материалов указанное преступление раскрыл.

При содействии работников ОУР тов. Щербакова Александра виновные задержаны и переданы суду...»

«В тяжелое время борьбы с уголовной преступностью уголовный розыск ставит своей задачей безусловную ликвидацию преступлений, проявляет в последнее время максимум энергии, физических сил, чтобы тем самым дать спокойную жизнь гражданам города Ростова-на-Дону и области.

Имеющиеся знания сыска и желание работать добросовестно несем на алтарь республики, не считаясь ни со временем, ни с тяжелыми условиями жизни, в которых в данное время находятся сотрудники вверенного мне Донугро, а посему, донося о вышеизложенном, по долгу службы и для пользы дела ходатайствую об объявлении в приказе Донской областной милиции (П. Михайлову и А. Щербакову. - Г. А. ) благодарности и выдаче поощрения за ревностную работу».

Сам И. Н. Художников также подавал пример самоотверженности в борьбе с преступниками, лично руководил оперативными группами по задержанию особо опасных лиц.

Тогда же начальник областной милиции, отмечая первые положительные успехи угрозыска, писал в своем приказе:

«Наблюдая за деятельностью уголовного розыска Доноблмилиции за истекший месяц, считаю необходимым отметить заметное оживление оперативной части. Начальнику отдела тов. Художникову и его помощнику по наружной части тов. Михайлову приказываю выделить по одному костюму и пальто».

В один из дней осени 1921 года в угрозыск сообщили о дерзком нападении грабителей на магазин по улице Большой Садовой (ныне Энгельса), в доме № 49. Ворвавшись в помещение и угрожая оружием, бандиты захватили выручку, учинили подлинный разгром в поисках наиболее ценных вещей. Но кто-то из работников магазина, рискуя жизнью, сумел известить о том милицию.

Немедленно на место происшествия выехала группа работников угрозыска во главе с И. Н. Художниковым. Бандиты еще не успели скрыться, как магазин был окружен. Завязалась перестрелка, в которой вскоре были ранены двое работников милиции: Гайдин - в руку и Юманов - в ногу. Положение осложнялось тем, что смертельной опасности подвергались не только работники угрозыска, но и случайные прохожие. И Художников принимает решение. Вместе с милиционером он обошел магазин и внезапно ворвался в него через заднюю дверь. Один из бандитов направил на И. Н. Художникова наган, но выстрелить не успел. Пуля милиционера сразила его наповал. Еще один бандит был убит, когда пытался бежать.

Решительные действия уголовного розыска в борьбе с преступниками укрепляли его авторитет среди населения Ростова. С благодарностью говорили жители о мужестве, отваге его работников.

Одним из мероприятий, направленных на повышение активности уголовного розыска, было выделение его из состава областной милиции в самостоятельное управление и подчинение непосредственно отделу управления Донисполкома.

Начальник донской областной и ростово-нахичеванской милиции в связи с этим событием 2 мая 1922 года издал приказ, в котором говорилось:

«Расставаясь с работниками уголовного розыска, считаю своим служебным долгом отметить ту колоссальную по своей важности и результатам работу отдела, каковая проделана за последние полгода под непосредственным руководством начальника отдела тов. Художникова.

Крутыми и решительными мерами тов. Художникова и его достойного помощника тов. Михайлова, при активной поддержке ДонОГПУ уголовный бандитизм, особенно в городах Ростове-на-Дону и Нахичевани-на-Дону и Темернике сведен почти на нет. Благодаря умелым и смелым действиям активных работников отдела около 200 крупных бандитов переданы в руки правосудия и понесли заслуженную кару...

В особенную заслугу тов. Художникова ставлю его постоянное стремление контактной работы с наружной милицией. От души желаю, чтобы и в будущей своей деятельности тов. Художников всегда поддерживал дружное сотрудничество с наружной милицией Дона, в рядах которой уголовный розыск так долго проработал.

Сохранение революционного порядка и защита трудящихся Дона - наша общая и конечная цель, а поэтому в достижении этой почетной задачи мы не должны расходиться, взаимная помощь и поддержка должны быть главными условиями нашей совместной работы. Тов. Художникову и тов. Михайлову и всем сознательно относившимся работникам отдела уголовного розыска от имени донской милиции приношу товарищескую благодарность и желаю успеха в их будущей работе».

В конце зимы - начале весны 1922 года в городе объявилась банда, возглавляемая неким Василием Говоровым, по кличке Котелок. Действовала она не только в Ростове, но и в Новочеркасске. За короткий срок совершила свыше двадцати вооруженных грабежей и зверских убийств. Своим жертвам бандиты выкалывали глаза, наносили увечья. Напавших на их след работника угрозыска Е. П. Цапова и одного сотрудника милиции они подвергли мучительной смерти.

Много бессонных ночей провел И. Н. Художников со своими помощниками, выслеживая банду. Большое умение потребовалось, чтобы учесть все обстоятельства и безошибочно спланировать операцию по ее ликвидации.

И вот настал решительный час. Окружена «малина» в Новочеркасске, где пировала банда после очередного налета. Но врасплох ее застать не удалось. Почти полсуток длилась перестрелка. Чувствуя неизбежную расплату за кровавые злодеяния, бандиты отчаянно отбивались. Но участь их была предрешена. Все те, кто остался в живых, попали в руки правосудия. Главарь банды В. И. Говоров и шесть его соучастников были приговорены ревтрибуналом к расстрелу.

«...За умелые действия с большим риском для жизни, проявленные при двенадцатичасовой осаде бандитского очага в городе Новочеркасске, и за поимку известного грабителя и убийцы Василия Говорова по кличке Котелок, а также ликвидацию его шайки помощник начальника по наружно-оперативной части Доноблугрозыска тов. Михайлов Петр Ильич как руководитель операции, а также сотрудники ОУР Баранов Федор, Калмыков Федор, Щербаков Александр и Воротников Павел награждаются премиями из фонда премирования Доноблугрозыска: первый - 10 миллионами рублей, а остальные - по 5 миллионов рублей каждому с объявлением им от лица службы благодарности».

А вот еще одно дело, потребовавшее большого мужества, отваги, чекистской проницательности и умения.

13 ноября 1922 года был ограблен магазин общества «Рус», находившийся на углу Таганрогского (ныне Буденновского) проспекта и улицы Дмитриевской (ныне Шаумяна). Из подвала соседнего дома грабители прорыли шестидесятиметровый подземный ход. Чтобы не привлечь ничьего внимания, вырытую землю ночами в мешках вывозили на подводах. Пробравшись в магазин, они очистили все полки и склад. Погрузили товары на автомашину и вывезли их в неизвестном направлении...

Предпринятые меры по розыску грабителей успеха не принесли. Казалось, они исчезли бесследно.

Спустя несколько дней начальник милиции села Чалтырь сообщил о том, что в трех километрах от села Большие Салы совершено зверское убийство девяти человек. Туда немедленно выехала группа работников угрозыска.

Страшную картину увидели они. В двухстах метрах от дороги, ведущей в село Генеральское, на пахоте лежало несколько трупов мужчин, мальчика, а поодаль - женщины с удушенным младенцем. Все они, жители села Генеральское, возвращались домой из Ростова.

Вскоре подоспело новое известие: в Батайской трудовой артели убито несколько человек и похищено 386 пудов пшеницы.

Сопоставление обстоятельств преступлений наводило на мысль, что здесь действовал один и тот же изворотливый садистски жестокий враг.

Так оно и оказалось. День за днем выслеживали банду работники угрозыска. Четверо из них погибло на станции Степная в перестрелке, но на их место встали другие, продолжая затягивать петлю вокруг преступников.

Выяснилось, что в Ростове, Батайске, селе Койсуге и других населенных пунктах Ростовского округа действует несколько шаек: «Степные дьяволы», возглавляемые садистом Василием Бессмертным, «Червонные тузы» и другие.

Бандиты наводили ужас на местных жителей, терроризировали их. В район, где они скрывались после набегов, был направлен специальный отряд донской милиции. Он состоял из работников уголовного розыска, конных и пеших милиционеров. Руководил отрядом И. Н. Художников.

От граждан ему стали известны некоторые притоны бандитов. Но далеко не все. Действовать приходилось с осторожностью и изобретательностью. Не смерть страшила работников милиции, хотя она все время ходила рядом. Гораздо страшнее было сорвать операцию, дать возможность бандитам скрыться и вновь продолжать свои злодеяния.

Операция прошла успешно. Отрядом милиции была схвачена часть отъявленных бандитов из шаек Бессмертного, оперировавших в районе Батайска, Койсуга, Кущевки и Степной. Было арестовано 20 скупщиков краденого и укрывателей преступников.

6 декабря был задержан помощник Бессмертного Степан Железняк, а спустя два дня арестовали крупных бандитов - Чеботарева (Дикарь), Потия (Ленчевский), Евтушенко (Шинкарь) и других. И хотя в то время не удалось полностью ликвидировать банду Бессмертного и схватить самого вожака, ее активность явно пошла на убыль. Окончательно банда была уничтожена несколько позднее.

Донисполком высоко оценил деятельность угрозыска. В приказе отдела управления исполкома тов. Художникову и его помощнику тов. Михайлову «за успешную борьбу с преступным элементом и умелую постановку розыскного дела» была объявлена благодарность.

Из книги СВР. Из жизни разведчиков автора Полянский Алексей Иванович

Олдрич Эймс - птица высокого полета Сергей Дивильковский 21 февраля 1994 года оказалось черным днем для ЦРУ.Именно в этот день был арестован Олдрич Эймс - «крот», который под крышей ЦРУ почти десять лет работал сначала на КГБ, а затем и на российские спецслужбы. Вместе с ним

Из книги Лекции автора Тесла Никола

3. Эксперименты с переменными токами высокого напряжения и высокой частоты Мне трудно подобрать слова, чтобы выразить, как я польщен тем, что мне представилась возможность выступить перед аудиторией, состоящей из передовых мыслителей современности, стольких

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

О световых явлениях, полученных при помощи высокочастотных токов высокого напряжения И ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУВозвращаясь теперь к световым явлениям, которые были основным предметом исследований, хотелось бы заметить, что все эти явления можно разделить на

Из книги Схватка гигантов автора Больных Александр Геннадьевич

«Люди гор» и «люди долины» В Мизораме, восточной индийской провинции на границе с Бирмой, Михаэль принадлежал к «людям гор». Внизу жили «люди долины» – их братья, но «люди гор» практически не общались с ними. Здесь, в «горах», все было строже – и традиции, и законы, и власть

Из книги Тайна племени Голубых гор автора Шапошникова Людмила Васильевна

Люди Совершенно понятно, что противостояние линейных флотов Великобритании и Германии не может рассматриваться иначе, как через призму противостояния их творцов – адмиралов Джона Арбетнота Фишера и Альфреда фон Тирпица. При этом трудно сказать, чьи заслуги оказались

Из книги Наблюдая за корейцами. Страна утренней свежести автора Кирьянов Олег Владимирович

коллекция высокого комиссара брикса Археологическая экспозиция занимает весь первый этаж Департамента антропологии Мадрасского государственного музея. Под стеклами его витрин лежат каменные топоры, наконечники стрел, изъеденные коррозией древние копья и мечи,

Из книги Еврейская лимита и парижская доброта автора Носик Борис Михайлович

Из книги Встать! Суд идет автора Безуглов Анатолий Алексеевич

А где ж люди? Назавтра я отправился в журнал «Советский экран» за командировкой. Командировки мне давали безотказно - деньги казенные, домой их было не снести, а ездить самим не хотелось: семья, дети, любовницы, городские хлопоты. Оставил я красивой Наташе заявление - все

Из книги Претерпевшие до конца. Судьбы царских слуг, оставшихся верными долгу и присяге автора Жук Юрий Александрович

Люди долга и отваги Работники милиции должны быть честными, смелыми, дисциплинированными и бдительными. Они должны действовать настойчиво и решительно, стойко переносить все трудности, связанные со службой, не щадить своих сил, а если потребуется, и самой жизни для

Из книги Хроники пикирующего Эроса автора Яковлева Анна

Глава 1 Заложница долга и чести Королевна Сербская Елена Петровна родилась 23 октября (5 ноября) 1884 года в небольшом итальянском городе Фиуме (Риека).Её отец – Князь Петар Александрович Карагеоргий (р. 1844) – был внуком Карагеоргия Петаровича – основателя Сербского

Из книги Простаки за границей или Путь новых паломников автора Твен Марк

Из книги Корея и корейцы. О чем молчат путеводители автора Кирьянов Олег Владимирович

Глава IV. Погребенный город Помпея. - Судилище. - Запустение. - Следы умерших. - Скелеты, сохранившиеся благодаря золе и пеплу. - Стойкий мученик долга. - Недолговечность славы. ПОГРЕБЕННЫЙ ГОРОД ПОМПЕЯЭто название произносится здесь «Пом-пей-и». Я всегда думал, что в

Из книги «Крот» в окружении Андропова автора Жемчугов Аркадий Алексеевич

10. Люди гор и люди моря Корея – страна небольшая: с запада на восток километров триста, с юга на север – не более пятисот. Но каждую пятницу вечером на основных магистралях страны, выходящих из больших городов, начинается настоящее столпотворение – это корейцы едут на

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

ПТИЦА ВЫСОКОГО ПОЛЕТА - Джим Беннет, или, как его называли за глаза его же сослуживцы, «неистовый Джим», был одним из тех, про кого говорят: «Этому палец в рот не клади», - вспоминает Меднис. - Достаточно сказать, что он сумел поставить под контроль деятельность нашей

Из книги Корея без вранья автора Кирьянов Олег Владимирович

Сокровища Высокого замка Это было тогда, когда Замок ещё стоял, но никто уже в нём не жил, лишь запустение и сумерки воцарились здесь.Одна бедная женщина пошла как-то с сыном собирать целебные травы на Высокий замок. Гора была когда-то сплошь покрыта лесом, и разного зелья

Из книги автора

10. Люди гор и люди моря Корея – страна небольшая: с запада на восток километров триста, с юга на север – не более пятисот. Но каждую пятницу вечером на основных магистралях страны, выходящих из больших городов, начинается настоящее столпотворение – это корейцы едут на

Максим Власов

Чувство долга

Есть у человека такое чувство, называется – чувство долга, которое формируется в нем с самого рождения, в окружении определенных людей, которые его учат и воспитывают. Сформировавшись в нас, это чувство говорит нам о том, что мы – должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны. Правда, чаще всего мы видим то, что должны нам и поэтому предъявляем окружающим нас людям и обществу в целом, соответствующие требования, будучи полностью уверенными в собственной правоте. Но это уже детали, ведь из-за нашего чувства долга мы все так много друг другу должны, что при всем желании вряд ли когда-нибудь сумеем расплатиться по своим долгам.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела. И неважно, хотите вы что-то делать или нет, если должны – делайте! Делайте то, что должны делать, а почему, зачем и для чего – не важно! Если чувство долга обязывает человека что-то делать, тогда никакие вопросы с его стороны неуместны. К тому же, далеко не каждый человек задается вопросом – почему он что-то кому-то должен, пусть даже самому себе? Потому, что так решили другие люди, или потому что он сам так решил? Давайте в этой статье разберемся с тем – что, кому и почему мы должны и должны ли на самом деле.

Самое интересное, а с моей точки зрения самое страшное, что есть в чувстве долга – это приписываемое ему многими людьми – величие, благородство, искренность, духовность, свободная воля и ответственность. Именно с этими высокими качествами человека, ассоциируется чувство долга у большинства людей. То есть, испытывающий чувство долга человек, которое, оказывается, имеет внутреннее начало – проявляет волю и совершает благодаря ей благородные, великие и искренние поступки, за которые добровольно несет ответственность. Как красиво и как сильно звучит, согласитесь. Воля человека, оказывается, проявляется в его чувстве долга, в котором также выражается чувство свободы. С виду все красиво и аккуратно, если не вдумываться во всю эту галиматью. Но, возникает вопрос, почему свободный человек, имеющий силу воли, должен быть кому-то что-то должен? Почему он не может – хотеть совершить благородный поступок? Почему человек не может хотеть творить великие дела, почему он обязательно – должен это делать? Разве само это понятие долг, не отрицает всякую свободу и волю, всякую искренность и духовность, а следовательно и благородство с величием? Разве долг не обращается к нашему страху и рабскому нутру? Вот, что значит – должен? А если вот я не сделаю то, что должен сделать, тогда что? Меня совесть должна будет заесть, или я понесу какое-то наказание? Думаю, здесь необходимо определиться с понятиями, чтобы разобраться со всеми этими вопросами.

Что же такое чувство долга? Ну, с чувством все понятно, чувство – это способность человека ощущать, воспринимать, переживать. Когда мы чувствуем, мы переживаем определенные эмоции. А вот что касается долга, то с ним не все так просто, долг – это обязательство, которое может быть добровольным, а может быть навязанным. Обратим свое внимание на добровольное обязательство. Что это вообще такое – добровольное обязательство? Разве слово добровольное, не противоречит слову обязательство? Обязательство – это обещание, требующее безусловного выполнения. Сразу возникает вопрос – а если человек откажется выполнять свое обещание, что тогда? Если человек, якобы добровольно, что-то пообещал другим людям, взяв тем самым на себя определенные обязательства, которые сформировали в нем чувство долга, ведь он стал кому-то что-то должен, добровольно должен, то может ли он это обещание не выполнять? Ну, можно сказать, что может, но к такому человеку не будет доверия в будущем, что в принципе, не является проблемой, потому что в нашем мире никому доверять нельзя. Но, если человек не давал никому никаких обещаний, а ему навязали чувство долга, может ли он в таком случае от этого долга отказаться, ведь никому ничего не обещал? Теоретически, может, но на деле, такие люди осуждаются обществом и в некоторых случаях наказываются им. Допустим, человек не хочет идти в армию и защищать свою Родину, хотя его чувство долга, должно, вроде как, призывать его к этому, а он вот, не хочет. Волнует ли в нашем обществе кого-нибудь, что он хочет, а чего не хочет? Пожалуй, что нет, и если закон говорит человеку призывного возраста, что он должен служить в армии, значит, он будет служить, или понесет наказание за уклонение от своих обязанностей. Может быть, тогда не стоит путать чувство долга с чувством страха?

Но это еще не все. Долг – это не просто обязательства, это еще и ответственность. Ведь если вы обязаны что-то сделать, то за свои действия вы должны нести ответственность, чтобы эти ваши действия были правильными. Ведь движимый чувством долга человек может безответственно выполнять свои обязательства, и что же тогда с ним делать? Ответственность – это обязанность отвечать за свои действия и за их последствия. А что значит – обязанность отвечать? Это значит, что если человек что-то сделает неправильно, если он ошибется, схалтурит, тогда он будет наказан. Не бывает ответственности без наказания, если человек за что-то отвечает, тогда он должен быть готов к наказанию, которое он понесет, если не справится с тем, за что он отвечает. Для этого на человека и возлагают ответственность, чтобы иметь возможность его наказать, если он с чем-то не справится, хотя и не только для этого. Но нас в данном случае интересует то, что все сводится к наказанию, то есть, к насилию, без которого, видимо, наше общество не может существовать. Так вот, если упростить все эти мои рассуждения, то получается, что за таким благородным и высоким чувством, как чувство долга, скрывается примитивное насилие, которое применяется по отношению к тому человеку, который не желает отдавать свои долги. Но, спросить-то можно не со всех, верно, а только с тех, кто слаб, потому что слабый человек не может дать сдачи. Другими словами, долги всегда взимались и будут взиматься преимущественно со слабых людей. То есть, с тех, кого можно безнаказанно наказать. Вот вам и благородное, высокое чувство долга, которое человек, якобы должен испытывать добровольно.

Сильный и свободный человек никому ничего не должен, ни себе, ни другим. Он не отдает долги, а собирает их с других. Сильный и свободный человек может только захотеть что-то сделать, для себя и для других людей, в том числе и что-то хорошее, благородное и великое. Желание, а не чувство долга руководит сильным человеком. Чувство долга было придумано для зомбирования рабов, чтобы они делали что-то, не думая о том, почему и зачем они это делают, а только потому, что должны делать. И наш мир, как видите, заполнен долгами под завязку, в нем все что-то кому-то должны, ну или почти все. На большинство из нас навешали столько долгов, что нам жизни не хватит, чтобы рассчитаться по ним. Не успеем мы появиться на свет, а уже кому-то что-то должны. Мы должны родителям, Родине, государству и вообще всем, кому от нас что-то надо. И большую часть наших долгов нам пытаются объяснить таким образом, что якобы это мы сами решили, что кому-то что-то должны. Нам говорят – что мы родились с чувством долга и что это чувство отличает нас от животных. Долги, оказывается, делают нас людьми, кто бы мог подумать. Ну что же, возможно для некоторых представителей нашего рода, быть кому-то что-то должным – это действительно единственный способ стать человеком. Ведь не все люди руководствуются здравым смыслом, когда что-то делают, большинство из них предпочитают что-то делать только из-под палки. А долг – это палка!

Я рекомендую вам друзья, забыть обо всех этих долгах, которые на вас висят. Не нужно руководствоваться никаким чувством долга, принимая те или иные решения в своей жизни – выкиньте эту заразу из своей головы. Какие могут быть долги, вы родились свободным человеком, никому, запомните это, никому ничего не должным. А если вы испытываете чувство долга, значит – вы заражены социальным вирусом, который подчинил ваш ум и вашу душу своей воле. Вернее, он подчинил вас воле других людей, кому, как вы считаете, вы что-то должны. А раз вы заражены этим вирусом, тогда вам необходимо его лечить, самим, или с помощью специалистов. Иначе, вами всю жизнь будут помыкать, вас сделают слугой вашего чувства долга и чужих интересов. От чувства долга необходимо избавляться! Но, это не означает, что нам не нужно ни к чему великому стремиться, не нужно ничего хорошего, благородного и полезного делать для других людей и жертвовать собой ради других. Просто нам надо понять, что мы не должны, а мы можем быть людьми, если захотим. То есть, мотивация у нас с вами должна быть другой. Никаких рабских долгов у нас с вами быть не должно, у нас может быть только желание, основанное на понимании нами жизни и нашей, действительно свободной воли. А долги и чувство долга, это не просто рабская модель мышления, это еще и зависимость. Люди зависимы от своих долгов, а если они зависимы, то значит они и больны. А раз люди больны, то их, как уже было сказано выше – нужно лечить. Ведь кто знает, к чему завтра побудят толпу с помощью чувства долга, которое людям, всегда будет кому навязать. Долг говорит вам – как вам жить! Но в действительности, это другие люди и их идеи, а значит и их интересы, говорят вам – как вам жить. А долг, друзья, платежом красен, если должны – тогда делайте, делайте то, что велит вам делать ваше чувство долга, за которым, уж будьте уверены, обязательно стоит какой-нибудь конкретный человек и внедренная им в общественное сознание идеология.

Так вот, чтобы никто нами не помыкал, чтобы никто нами не манипулировал и не указывал нам, что и как надо делать, нам необходимо заменить свое чувство долга своими разумными желаниями. Поступайте так, как вы хотите поступить, а не так, как должны. Вы ничего никому не должны. Есть здравый смысл, есть наши желания, основанные на этом здравом смысле, и есть возможности, которыми каждый из нас в настоящий момент располагает. Вот на основании всего этого нами и могут приниматься те или иные решения, после которых мы будем совершать определенные действия, для достижения нужных нам целей. Дайте этому миру именно то, что вы можете и что вы хотите ему дать, и не потому, что вы должны это сделать, а потому, что что-то отдав этому миру, вы непременно что-то получите от него взамен. Человек пришел в этот мир для того, чтобы что-то ему дать и чтобы что-то у него взять, именно такой подход к жизни делает ее полноценной. А что вы можете дать этому миру? Наверное, то, что вам позволяют ему дать ваши текущие возможности, верно? Нельзя требовать от человека того, что он не может дать, потому что это насилие над ним. Если, к примеру, родители не смогли должным образом воспитать своего ребенка, не смогли подготовить его к жизни, тогда не надо говорить ему о том, что он чего-то там им должен. Нормальный человек и сам прекрасно знает о том, что ему нужно помогать своим родителям, не потому что он им должен, а потому что он хочет это сделать, у него в крови это желание. Но человек не всегда может это сделать, даже если хочет, вот в чем дело. Он не всегда может помочь своим родителям, не всегда может помочь другим людям и даже самому себе. А ему при этом указывают на его чувство долга, давят на него, пробуждают в нем чувство вины, хотя он ни в чем не виноват. Зачем, спрашивается, загонять человека чувством долга в депрессию, зачем заставлять его под давлением делать то, что он может делать по желанию, если у него только будет возможность это что-то сделать? Люди сковывают друг друга несуществующими долгами из-за своего эгоизма. И когда вам кто-то заявляет, что вы кому-то что-то должны, можете смело расценивать это заявление, как агрессию против вас. А агрессии нужно уметь противостоять, и возможность такая есть у всех.

Развивайте в себе чувство собственного достоинства и чувство свободы друзья и тогда никакие долги к вам не прицепятся. Во всяком случае, добровольно вы точно не захотите быть кому-то что-то должными, жгучая страсть к свободе пересилит внутри вас всякое рабское мышление. Посылайте к черту все эти рабские чувства внутри вас, все эти сопли, которыми другие люди обмазывают свой низменный и циничный эгоизм, навязывая вам свою волю. Долги, в любой вообще форме, они не для вас, они не для людей. Долги нужны тем, кто сам себя не считает человеком, кому нужна не внутренняя, а внешняя сила, чтобы что-то полезное делать, в том числе и для самих себя. Вам же я предлагаю быть людьми, а не ведомым скотом, не имеющим ни собственного мнения, ни собственного Я. А чтобы быть людьми, вам надо чувствовать себя свободными, свободными от всего, от всех долгов и связанных с ними чувств. Творите великие дела – по желанию, опираясь на здравый смысл, а не на обязывающие вас к чему-то чувства. Помогайте другим людям, опираясь на свою внутреннюю силу, которая будет тем больше, чем большему числу людей вы поможете. Запомните, слабый человек не в состоянии даже о самом себе позаботиться, тогда как по-настоящему сильный человек, способен позаботиться о многих людях, он способен позаботиться обо всех людях в этом мире. В этом проявляется сила духа человека и его величие, в этом проявляется его Божественное начало, которым наделен каждый из нас. Настоящий, свободный, сильный человек никогда не скажет себе, что он что-то там кому-то должен, он скажет – Я Хочу!

Что, думаете, общество вас не примет с вашими желаниями, думаете, оно вас отвергнет? Все оно примет, если вы будете тверды в своих желаниях. Не надо бояться быть сильным и свободным, ведь общество состоит из таких же индивидов как вы, которые тоже хотят быть свободными и сильными, и никому ничего не должными. Подайте пример людям, проявите твердость в своем решении отказаться от всех навязанных вам долгов, и большинство вас обязательно поддержит. Мы и без всякого чувства долга можем быть нормальными, ответственными и порядочными людьми, полезными друг для друга. Вы же умные люди, вы ведь сами можете понять, что можно делать в этой жизни, а чего нельзя, и почему. А если вы этого не понимаете, тогда читайте мои статьи, в них я объясняю вам, каким и почему следует быть человеку, если он хочет быть человеком, а не обезьяной. Мы ведь с вами не бараны, чтобы вечно чему-то или кому-то подчиняться, мы что, сами не в состоянии понять, что такое хорошо, а что такое плохо? Все мы можем, если захотим. Можно протянуть упавшему человеку руку потому, что общество от вас это требует, а можно просто захотеть помочь человеку, который оказался в беде, и который состоит из той же плоти и крови, что и вы.

И не надо чувствовать себя виноватыми из-за чувства неисполненного перед кем-то долга, ежели таковое у вас появится. Чувство вины в себе нужно выжигать калёным железом, ибо это очень вредное чувство. Вы и только вы решаете, что правильно в вашей жизни, а что нет, а не кто-то там со своими правилами и порядками. Вы сами решаете, что, когда и как вы будете делать. Да, другие люди будут на вас давить, они будут вас осуждать, будут заставлять вас делать то, что нужно им, это естественно, такова жизнь. Но, если вы не сломаетесь внутри себя, если не признаете себя рабом и слабаком, тогда у вас всегда будет возможность противостоять любому давлению на вас. Сделайте должными вам тех, кто заявляет вам о том, что вы кому-то и в частности им, что-то должны. Учитесь держать психологический удар – атакуя агрессора, ибо лучшая защита – это нападение. Вам говорят, что вы должны, а вы отвечайте, что должны вам. Хотя, в некоторых случаях можете ничего не отвечать, зачем разговаривать с теми, кто на вас давит, ведь это ваши враги. Просто делайте так, как вам надо, как вы хотите и как вы можете делать и тогда вы победите всех своих врагов.

Чувство долга – это вирус, делающий человека рабом, и активизируется он только тогда, когда человек воспринимает его всерьез, когда человек верит в то, что он что-то кому-то должен. Перестаньте верить в эту чушь и вы станете свободным человеком, а став свободным, вы непременно станете – сильным человеком. А сильный человек, как я уже сказал, не знает слова – должен, он знает слово - хочу.

Есть у человека такое чувство, называется – чувство долга, которое формируется в нем с самого рождения, в окружении определенных людей, которые его учат и воспитывают. Сформировавшись в нас, это чувство говорит нам о том, что мы – должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны. Правда, чаще всего мы видим то, что должны нам и поэтому предъявляем окружающим нас людям и обществу в целом, соответствующие требования, будучи полностью уверенными в собственной правоте. Но это уже детали, ведь из-за нашего чувства долга мы все так много друг другу должны, что при всем желании вряд ли когда-нибудь сумеем расплатиться по своим долгам.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела. И неважно, хотите вы что-то делать или нет, если должны – делайте! Делайте то, что должны делать, а почему, зачем и для чего – не важно! Если чувство долга обязывает человека что-то делать, тогда никакие вопросы с его стороны неуместны. К тому же, далеко не каждый человек задается вопросом – почему он что-то кому-то должен, пусть даже самому себе? Потому, что так решили другие люди, или потому что он сам так решил? Давайте в этой статье разберемся с тем – что, кому и почему мы должны и должны ли на самом деле.

Самое интересное, а с моей точки зрения самое страшное, что есть в чувстве долга – это приписываемое ему многими людьми – величие, благородство, искренность, духовность, свободная воля и ответственность. Именно с этими высокими качествами человека, ассоциируется чувство долга у большинства людей. То есть, испытывающий чувство долга человек, которое, оказывается, имеет внутреннее начало – проявляет волю и совершает благодаря ей благородные, великие и искренние поступки, за которые добровольно несет ответственность. Как красиво и как сильно звучит, согласитесь. Воля человека, оказывается, проявляется в его чувстве долга, в котором также выражается чувство свободы. С виду все красиво и аккуратно, если не вдумываться во всю эту галиматью. Но, возникает вопрос, почему свободный человек, имеющий силу воли, должен быть кому-то что-то должен? Почему он не может – хотеть совершить благородный поступок? Почему человек не может хотеть творить великие дела, почему он обязательно – должен это делать? Разве само это понятие долг, не отрицает всякую свободу и волю, всякую искренность и духовность, а следовательно и благородство с величием? Разве долг не обращается к нашему страху и рабскому нутру? Вот, что значит – должен? А если вот я не сделаю то, что должен сделать, тогда что? Меня совесть должна будет заесть, или я понесу какое-то наказание? Думаю, здесь необходимо определиться с понятиями, чтобы разобраться со всеми этими вопросами.

Что же такое чувство долга? Ну, с чувством все понятно, чувство – это способность человека ощущать, воспринимать, переживать. Когда мы чувствуем, мы переживаем определенные эмоции. А вот что касается долга, то с ним не все так просто, долг – это обязательство, которое может быть добровольным, а может быть навязанным. Обратим свое внимание на добровольное обязательство. Что это вообще такое – добровольное обязательство? Разве слово добровольное, не противоречит слову обязательство? Обязательство – это обещание, требующее безусловного выполнения. Сразу возникает вопрос – а если человек откажется выполнять свое обещание, что тогда? Если человек, якобы добровольно, что-то пообещал другим людям, взяв тем самым на себя определенные обязательства, которые сформировали в нем чувство долга, ведь он стал кому-то что-то должен, добровольно должен, то может ли он это обещание не выполнять? Ну, можно сказать, что может, но к такому человеку не будет доверия в будущем, что в принципе, не является проблемой, потому что в нашем мире никому доверять нельзя. Но, если человек не давал никому никаких обещаний, а ему навязали чувство долга, может ли он в таком случае от этого долга отказаться, ведь никому ничего не обещал? Теоретически, может, но на деле, такие люди осуждаются обществом и в некоторых случаях наказываются им. Допустим, человек не хочет идти в армию и защищать свою Родину, хотя его чувство долга, должно, вроде как, призывать его к этому, а он вот, не хочет. Волнует ли в нашем обществе кого-нибудь, что он хочет, а чего не хочет? Пожалуй, что нет, и если закон говорит человеку призывного возраста, что он должен служить в армии, значит, он будет служить, или понесет наказание за уклонение от своих обязанностей. Может быть, тогда не стоит путать чувство долга с чувством страха?

Но это еще не все. Долг – это не просто обязательства, это еще и ответственность. Ведь если вы обязаны что-то сделать, то за свои действия вы должны нести ответственность, чтобы эти ваши действия были правильными. Ведь движимый чувством долга человек может безответственно выполнять свои обязательства, и что же тогда с ним делать? Ответственность – это обязанность отвечать за свои действия и за их последствия. А что значит – обязанность отвечать? Это значит, что если человек что-то сделает неправильно, если он ошибется, схалтурит, тогда он будет наказан. Не бывает ответственности без наказания, если человек за что-то отвечает, тогда он должен быть готов к наказанию, которое он понесет, если не справится с тем, за что он отвечает. Для этого на человека и возлагают ответственность, чтобы иметь возможность его наказать, если он с чем-то не справится, хотя и не только для этого. Но нас в данном случае интересует то, что все сводится к наказанию, то есть, к насилию, без которого, видимо, наше общество не может существовать. Так вот, если упростить все эти мои рассуждения, то получается, что за таким благородным и высоким чувством, как чувство долга, скрывается примитивное насилие, которое применяется по отношению к тому человеку, который не желает отдавать свои долги. Но, спросить-то можно не со всех, верно, а только с тех, кто слаб, потому что слабый человек не может дать сдачи. Другими словами, долги всегда взимались и будут взиматься преимущественно со слабых людей. То есть, с тех, кого можно безнаказанно наказать. Вот вам и благородное, высокое чувство долга, которое человек, якобы должен испытывать добровольно.

Сильный и свободный человек никому ничего не должен, ни себе, ни другим. Он не отдает долги, а собирает их с других. Сильный и свободный человек может только захотеть что-то сделать, для себя и для других людей, в том числе и что-то хорошее, благородное и великое. Желание, а не чувство долга руководит сильным человеком. Чувство долга было придумано для зомбирования рабов, чтобы они делали что-то, не думая о том, почему и зачем они это делают, а только потому, что должны делать. И наш мир, как видите, заполнен долгами под завязку, в нем все что-то кому-то должны, ну или почти все. На большинство из нас навешали столько долгов, что нам жизни не хватит, чтобы рассчитаться по ним. Не успеем мы появиться на свет, а уже кому-то что-то должны. Мы должны родителям, Родине, государству и вообще всем, кому от нас что-то надо. И большую часть наших долгов нам пытаются объяснить таким образом, что якобы это мы сами решили, что кому-то что-то должны. Нам говорят – что мы родились с чувством долга и что это чувство отличает нас от животных. Долги, оказывается, делают нас людьми, кто бы мог подумать. Ну что же, возможно для некоторых представителей нашего рода, быть кому-то что-то должным – это действительно единственный способ стать человеком. Ведь не все люди руководствуются здравым смыслом, когда что-то делают, большинство из них предпочитают что-то делать только из-под палки. А долг – это палка!

Я рекомендую вам друзья, забыть обо всех этих долгах, которые на вас висят. Не нужно руководствоваться никаким чувством долга, принимая те или иные решения в своей жизни – выкиньте эту заразу из своей головы. Какие могут быть долги, вы родились свободным человеком, никому, запомните это, никому ничего не должным. А если вы испытываете чувство долга, значит – вы заражены социальным вирусом, который подчинил ваш ум и вашу душу своей воле. Вернее, он подчинил вас воле других людей, кому, как вы считаете, вы что-то должны. А раз вы заражены этим вирусом, тогда вам необходимо его лечить, самим, или с помощью специалистов. Иначе, вами всю жизнь будут помыкать, вас сделают слугой вашего чувства долга и чужих интересов. От чувства долга необходимо избавляться! Но, это не означает, что нам не нужно ни к чему великому стремиться, не нужно ничего хорошего, благородного и полезного делать для других людей и жертвовать собой ради других. Просто нам надо понять, что мы не должны, а мы можем быть людьми, если захотим. То есть, мотивация у нас с вами должна быть другой. Никаких рабских долгов у нас с вами быть не должно, у нас может быть только желание, основанное на понимании нами жизни и нашей, действительно свободной воли. А долги и чувство долга, это не просто рабская модель мышления, это еще и зависимость. Люди зависимы от своих долгов, а если они зависимы, то значит они и больны. А раз люди больны, то их, как уже было сказано выше – нужно лечить. Ведь кто знает, к чему завтра побудят толпу с помощью чувства долга, которое людям, всегда будет кому навязать. Долг говорит вам – как вам жить! Но в действительности, это другие люди и их идеи, а значит и их интересы, говорят вам – как вам жить. А долг, друзья, платежом красен, если должны – тогда делайте, делайте то, что велит вам делать ваше чувство долга, за которым, уж будьте уверены, обязательно стоит какой-нибудь конкретный человек и внедренная им в общественное сознание идеология.

Так вот, чтобы никто нами не помыкал, чтобы никто нами не манипулировал и не указывал нам, что и как надо делать, нам необходимо заменить свое чувство долга своими разумными желаниями. Поступайте так, как вы хотите поступить, а не так, как должны. Вы ничего никому не должны. Есть здравый смысл, есть наши желания, основанные на этом здравом смысле, и есть возможности, которыми каждый из нас в настоящий момент располагает. Вот на основании всего этого нами и могут приниматься те или иные решения, после которых мы будем совершать определенные действия, для достижения нужных нам целей. Дайте этому миру именно то, что вы можете и что вы хотите ему дать, и не потому, что вы должны это сделать, а потому, что что-то отдав этому миру, вы непременно что-то получите от него взамен. Человек пришел в этот мир для того, чтобы что-то ему дать и чтобы что-то у него взять, именно такой подход к жизни делает ее полноценной. А что вы можете дать этому миру? Наверное, то, что вам позволяют ему дать ваши текущие возможности, верно? Нельзя требовать от человека того, что он не может дать, потому что это насилие над ним. Если, к примеру, родители не смогли должным образом воспитать своего ребенка, не смогли подготовить его к жизни, тогда не надо говорить ему о том, что он чего-то там им должен. Нормальный человек и сам прекрасно знает о том, что ему нужно помогать своим родителям, не потому что он им должен, а потому что он хочет это сделать, у него в крови это желание. Но человек не всегда может это сделать, даже если хочет, вот в чем дело. Он не всегда может помочь своим родителям, не всегда может помочь другим людям и даже самому себе. А ему при этом указывают на его чувство долга, давят на него, пробуждают в нем чувство вины, хотя он ни в чем не виноват. Зачем, спрашивается, загонять человека чувством долга в депрессию, зачем заставлять его под давлением делать то, что он может делать по желанию, если у него только будет возможность это что-то сделать? Люди сковывают друг друга несуществующими долгами из-за своего эгоизма. И когда вам кто-то заявляет, что вы кому-то что-то должны, можете смело расценивать это заявление, как агрессию против вас. А агрессии нужно уметь противостоять, и возможность такая есть у всех.

Развивайте в себе чувство собственного достоинства и чувство свободы друзья и тогда никакие долги к вам не прицепятся. Во всяком случае, добровольно вы точно не захотите быть кому-то что-то должными, жгучая страсть к свободе пересилит внутри вас всякое рабское мышление. Посылайте к черту все эти рабские чувства внутри вас, все эти сопли, которыми другие люди обмазывают свой низменный и циничный эгоизм, навязывая вам свою волю. Долги, в любой вообще форме, они не для вас, они не для людей. Долги нужны тем, кто сам себя не считает человеком, кому нужна не внутренняя, а внешняя сила, чтобы что-то полезное делать, в том числе и для самих себя. Вам же я предлагаю быть людьми, а не ведомым скотом, не имеющим ни собственного мнения, ни собственного Я. А чтобы быть людьми, вам надо чувствовать себя свободными, свободными от всего, от всех долгов и связанных с ними чувств. Творите великие дела – по желанию, опираясь на здравый смысл, а не на обязывающие вас к чему-то чувства. Помогайте другим людям, опираясь на свою внутреннюю силу, которая будет тем больше, чем большему числу людей вы поможете. Запомните, слабый человек не в состоянии даже о самом себе позаботиться, тогда как по-настоящему сильный человек, способен позаботиться о многих людях, он способен позаботиться обо всех людях в этом мире. В этом проявляется сила духа человека и его величие, в этом проявляется его Божественное начало, которым наделен каждый из нас. Настоящий, свободный, сильный человек никогда не скажет себе, что он что-то там кому-то должен, он скажет – Я Хочу!

Что, думаете, общество вас не примет с вашими желаниями, думаете, оно вас отвергнет? Все оно примет, если вы будете тверды в своих желаниях. Не надо бояться быть сильным и свободным, ведь общество состоит из таких же индивидов как вы, которые тоже хотят быть свободными и сильными, и никому ничего не должными. Подайте пример людям, проявите твердость в своем решении отказаться от всех навязанных вам долгов, и большинство вас обязательно поддержит. Мы и без всякого чувства долга можем быть нормальными, ответственными и порядочными людьми, полезными друг для друга. Вы же умные люди, вы ведь сами можете понять, что можно делать в этой жизни, а чего нельзя, и почему. А если вы этого не понимаете, тогда читайте мои статьи, в них я объясняю вам, каким и почему следует быть человеку, если он хочет быть человеком, а не обезьяной. Мы ведь с вами не бараны, чтобы вечно чему-то или кому-то подчиняться, мы что, сами не в состоянии понять, что такое хорошо, а что такое плохо? Все мы можем, если захотим. Можно протянуть упавшему человеку руку потому, что общество от вас это требует, а можно просто захотеть помочь человеку, который оказался в беде, и который состоит из той же плоти и крови, что и вы.

И не надо чувствовать себя виноватыми из-за чувства неисполненного перед кем-то долга, ежели таковое у вас появится. Чувство вины в себе нужно выжигать калёным железом, ибо это очень вредное чувство. Вы и только вы решаете, что правильно в вашей жизни, а что нет, а не кто-то там со своими правилами и порядками. Вы сами решаете, что, когда и как вы будете делать. Да, другие люди будут на вас давить, они будут вас осуждать, будут заставлять вас делать то, что нужно им, это естественно, такова жизнь. Но, если вы не сломаетесь внутри себя, если не признаете себя рабом и слабаком, тогда у вас всегда будет возможность противостоять любому давлению на вас. Сделайте должными вам тех, кто заявляет вам о том, что вы кому-то и в частности им, что-то должны. Учитесь держать психологический удар – атакуя агрессора, ибо лучшая защита – это нападение. Вам говорят, что вы должны, а вы отвечайте, что должны вам. Хотя, в некоторых случаях можете ничего не отвечать, зачем разговаривать с теми, кто на вас давит, ведь это ваши враги. Просто делайте так, как вам надо, как вы хотите и как вы можете делать и тогда вы победите всех своих врагов.

Чувство долга – это вирус, делающий человека рабом, и активизируется он только тогда, когда человек воспринимает его всерьез, когда человек верит в то, что он что-то кому-то должен. Перестаньте верить в эту чушь и вы станете свободным человеком, а став свободным, вы непременно станете – сильным человеком. А сильный человек, как я уже сказал, не знает слова – должен, он знает слово — хочу.


Когда ровесницы вздыхали по Алену Делону и прочим писаным закордонным красавцам, автор этих строк млела от глубокого взгляда серьёзных глаз и чуть насмешливых складочек около губ советского актёра Михаила Глузского. Верилось, вот он – настоящий мужчина…

Родом из детства

Восемнадцатый год. Лихие времена, попробуй выживи! Страну лихорадило после революций и первой мировой. Из столичного Петрограда, где строили на крови свой новый мир большевики, отец будущего мэтра отечественного кино Андрей Гмырёв перебрался в столицу Малороссии Киев, поближе к плодородной земле и солнцу. Но и здесь покоя не было – кайзер Вильгельм, поляки, Петлюра, бандитские шайки сменяли друг в друга в бешеном калейдоскопе. Как можно решиться заводить семью, ребёнка, когда твоя собственная жизнь висит на волоске?

Андрей Михайлович – по происхождению из крестьян, по призванию поэт – умудрился и дом, пусть маленький, построить, и яблоневый сад посадить, и дочь с сыном вырастить (пройдут годы, и он назовёт своего первенца в честь отца – Андреем). К сожалению, Андрея Михайловича не стало очень рано, Мишке едва исполнилось четыре. Осиротев, семейство не смогло жить там, где всё напоминало об отце, перебрались в Москву, в тесную комнатёнку в коммуналке.

Миша рос выдумщиком, частенько вляпывался в истории на грани хулиганства, за что даже в пионеры не приняли, по тем временам – почти изгой. Но он не унывал. Мама, Ефросинья Кондратьевна Глузская, устроилась работать продавщицей в отдел игрушек «Мюр и Мерелиз» (сегодня – ЦУМ). О, это было раздолье! Прямо под прилавком, где она прятала сынишку от начальства, он самозабвенно разыгрывал настоящие ристалища по собственным сценариям, время от времени выскакивая под ноги покупателей наперевес с игрушечным ружьём с криком «Ура!» или в обнимку с огромным , верным своим товарищем.

Когда пошёл работать, а пришлось уже в подростковом возрасте, с упоением участвовал в художественной самодеятельности. Ученик электромонтёра днём чинил проводку в том же ЦУМе, а вечерами репетировал драмы при местном клубе. 1935-36 годы прошли под лозунгом: «Возьмите меня!». Михаил пытался поступать во все московские актёрские школы, но раз за разом получал отказ. Наконец, как это обычно и бывает, он совершенно случайно узнал о дополнительном наборе в школу киноактёра при «Мосфильме». Киностудия решила растить собственные кадры, преподавали известнейшие педагоги по актёрскому мастерству из ВГИКа, актёры, режиссёры. Перед экзаменом у 18-летнего паренька коленки дрожали в модных широченных штанах, пошитых мамой на старенькой машинке. Что ни начнёт читать, авторитетная комиссия обрывает – не то, не так… «А прочтите Зощенко!» - предложил кто-то из мэтров. Писатель-сатирик был почти под запретом, знать его наизусть мог не каждый. Глузский знал и выдал так заразительно смешно, что его тут же зачислили на курс.

Как закалялась сталь

Правда, потом Глузского пару-тройку раз отчисляли. Но никогда за профнепригодность, а исключительно за «аморальное поведение», которое заключалось в ношении всё тех же брюк, чересчур едких шутках и самое страшное – отказе вступать в комсомол. Не потому, что против советской власти – такое было просто немыслимо, а просто – зачем? не мог пройти мимо столь яркой личности. Ещё студентом Михаил снялся в ставших популярными фильмах - пограничник в комедии «Девушка с характером», дворовой в исторической ленте «Минин и Пожарский», гимназист в «Семье Оппенгейма», Абдурахман в «Салавате Юлаеве». Не удивительно, что только что закончившего учёбу молодого актёра сразу же зачислили в штат «Мосфильма». И почти тут же призвали в армию, а 22 июня 1941 года грянула беда, которая перевернула судьбы миллионов людей всех возрастов и профессий. Глузского спасло то, что, как актёра, его не отправили на передовую, а оставили в команде при Центральном Театре Советской армии. В составе концертных бригад Михаил выступал перед бойцами, каждый раз испытывая стыд: «Мы тут играемся, а они на краю смерти ходят…». Выкладывался по полной, переиграл весь репертуар: от классики до фронтовых «агиток». Он чувствовал в себе внутреннее родство с каждым солдатом: Родина сказала «надо», значит, исполни во что бы то ни стало…

Могу - значит, должен!

С годами стало стержнем Глузского. Почти сорок лет он был верен одному театру – студии киноактёра при «Мосфильме». В кино снимался без перерыва. Главная роль или второстепенная, положительный герой или последний подлец – неважно. И не нужно обвинять в неразборчивости или стремлении к лёгким деньгам, вот уж что было чуждо Михаилу Андреевичу. Достаточно вспомнить любую из его ролей, чтобы понять – каждая сыграна на совесть. Весь Советский Союз полюбил Глузского, когда на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Роль ему досталась маленькая – администратора гостиницы, который делился с Шуриком национальными тостами и в конечном итоге упоил его до полубессознательного состояния. Даже грузины поверили в то, что тостующего работника кавказской гостиницы играл грузин, настолько колоритным сделал своего героя актёр. К слову сказать, когда снимали «Миссию в Кабуле», Глузский так перевоплотился в афганца, извозчика Гади, что когда ехал на съёмочную площадку на арбе, местные жители здоровались с ним как со своим.

А посмотрите «Тайну двух океанов» - наверное, впервые в отечественном кинематографе иностранный шпион показан серьёзным, сильным противником, а не полусатирической фигурой. Разгадка, безусловно, – в магии лично Глузского, «звучат» его серьёзность и сила духа.

Или возьмём «Тихий Дон» Сергея Герасимова, ведь есаул Калмыков в исполнении Глузского произносит в адрес большевиков хотя и шолоховские, но крамольные слова: «Вы не партия. Вы банда гнусных подонков. Ваш Ленин – каторжник, который продал Россию за миллион немецких марок!». И произносит так, что «простреливает» сознание тогдашнего зрителя – неужели правда?! А уж сцена расстрела есаула с его последними предсмертными словами: «Именно так умирает русский офицер!» равнодушным не оставила никого.

Обязательно стоит посмотреть «Красное и чёрное», «В огне брода нет», «Пришёл солдат с фронта», «Десять негритят», «Монолог», «Мужчина для молодой женщины» и многие-многие другие фильмы. Для зрителей с абсолютно разными вкусами Глузский создал свой запоминающийся образ. А «Почти смешная история», тонкая, ироничная, почти комедия и совершенно точно любовная история – это фильм, который останется на века. Вдруг в почтенные уже годы Глузскому досталась роль героя-любовника. Другой бы сконфузился, отказался, тем более что по сюжету его персонаж - обычный командировочный с заурядной фамилией Мешков, которого буквально по пятам преследует чудаковатая дама в возрасте по имени Иллария, ни с того ни с сего влюбившаяся в него как кошка. Уже комично. Но какие глубины открываются между этими двумя вчера чужими людьми! Абсолютно ясно, без слов, что именно такого мужчину можно полюбить с первого взгляда и навсегда.

В жизни вышло не менее романтично. Глузский уже снискал славу закоренелого холостяка, когда встретил Екатерину Павловну Перегузову, Катю, Катеньку. Но вот незадача – избранница оказалась давно и прочно замужем. Сам актёр вспоминал, без углубления в детали личного свойства, так: «Словом, отбил я её у мужа». Прожили душа в душу почти пять десятков лет. Скучно не было ни секунды. Екатерина была близким к театральным кругам человеком, выпускницей ГИТИСа, трудилась старшим научным сотрудником в Институте искусствознания. Воспитали сына Андрея и дочь Марию, потом пошли внуки: Александр, Михаил, Мария, Ксения, Елизавета.

Разве мало было хлопот с ... Но Михаила Андреевича хватало и на помощь совершенно чужим людям. Именно стремление помочь, поддержать, обогреть привело его в правление Союза кинематографистов СССР, где он верой и правдой служил секретарём. А ещё руководил комиссией ветеранов кино в том же союзе, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооружёнными Силами СССР, Комиссию ветеранов кино и Военно-шефскую комиссию Москвы. А ещё преподавал, руководил сразу двумя мастерскими на актёрском отделении ВГИКа, заслуженно получил профессорское звание. Откуда черпал силы - оставалось только удивляться. Ни о какой «звёздности» и речи быть не могло, сам себя он называл ломовой лошадью. Когда в 1999 году вручали премию «Ника» в номинации «Честь и достоинство», смутился, как юнец…

К концу 90-х годов Михаил Андреевич уже тяжело болел, но не отказал ни одному человеку, обратившемуся к нему за помощью, не отменил ни одного спектакля.

В начале мая 2001 года стало совсем худо. Поднялась температура под сорок, госпитализировали, а завтра спектакль... Однозначно надо отменять, но Глузский уговаривает режиссёра не подводить зрителя: «Это же Чехов! «Чайка»! Нельзя!» Несмотря на строжайший постельный режим, актёр буквально сбежал из больницы. В театр его внесли на руках, на сцену выкатили в . Сыграл блестяще. На поклоны вышел на своих двоих. На следующий день одну ногу пришлось ампутировать. Затем отказали лёгкие, Михаила Андреевича подключили к аппарату искусственного дыхания. К концу мая забрезжила надежда, что выкарабкается. Но 15 июня сердце, щедрое сердце настоящего человека не выдержало...



Еда