Даже муравей уповает на Бога! Как пророк Ибрахим (а.с.) был брошен в огонь Как муравей воду таскал пророку

История о пророке, который сжег муравейник.

В достоверном хадисе говорится о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков. Несмотря на то, что у пророков особое возвышенное положение перед Аллахом, это не мешает Ему (Велик Он и Славен) делать им замечания и поправлять их, если в их поступках просматривается некоторая оплошность, даже если она небольшая.

Пример тому - история о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков за то, что тот сжег муравейник из-за одного муравья, который его укусил. В сборнике "Ас -Сахих" имама аль-Бухари, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Однажды один из пророков остановился на привал под деревом, и его укусил муравей, тогда он повелел убрать свое снаряжение, и когда его убрали из-под дерева, он повелел спалить жилище этого муравья в огне. И внушил ему Аллах в Откровении: "Разве это не был, всего лишь один муравей?!".

В другой версии хадиса, которая приводится в сборнике Муслима, также сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):

"Однажды муравей укусил одного из пророков, тогда он велел сжечь муравейник, и внушил ему Аллах в откровении: "Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!".

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам об одном из прежних пророков, который устроился на привал под деревом. Вероятно, тот пророк собирался отдохнуть в тени дерева от тягот пути, набраться сил и укрыться от палящих лучей солнца. Он расположился рядом с муравейником. Судя по всему, муравьям не понравилось соседство с пророком и его сподвижниками. Как правило, в подобных случаях муравьи нападают на того, в ком видят угрозу, чтобы вынудить врага удалиться. Так и произошло: один из муравьев напал на пророка Аллаха и укусил его. Пророк - это такой же, человек, как и другие люди. Он, как и все, может гневаться и порой совершать что-то автоматически, о чем потом может сожалеть или даже получить упрек от самого Аллаха (Велик Он и Славен). Так произошло с этим пророком. Он разозлился на укусившего его муравья и на все его семейство и решил покарать весь муравейник. Пророк повелел сподвижникам убрать снаряжение в сторону от дерева, затем развел на муравейнике костер и уничтожил огнем всех муравьев, живших в нем.

Муравьи являются одной из общин, созданных Всевышним Аллахом. Они прославляют Аллаха, святословят Его имена так же, как и другие животные. Поэтому не разрешается убивать их, если они не приносят вреда. Аллах упрекнул своего пророка за такой поступок, потому что кара, которую тот обрушил на муравьев, перешла границы необходимого.

Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четырех животных: муравьев, пчел, удодов и сорокопутов". Хадис привел Ахмад и Абу Дауд, с иснадом, соответствующим критериям аль-Бухари и Муслима.

Исключение составляют пять вредителей, которых можно уничтожать при любых обстоятельствах, даже на заповедной земле Мекке: это мыши, скорпионы, вороны, коршуны и черные собаки". Эти пять видов животных разрешается убивать без причины.

Помимо них есть животное, которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел убивать, и сказал, что за его убийство будет награда от Аллаха: это геккон, особая порода ящерицы. См.хадисы по поводу желательного уничтожения гекконов в сборнике "Ас-Сахих" Муслима (4/1857), номера хадисов 2237-2240.

В нашем Шариате запрещено уничтожать живых существ огнем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что наказывать огнем может только Господь огня. Исходя из хадиса ясно, что в Шариатах прежних пророков такого запрета не было, поэтому пророк, упомянутый в хадисе, использовал данный способ для уничтожения муравьев.

Аллах не любит, когда люди преступают границы. Наша религия запрещает необоснованную агрессию даже в отношении деревьев и животных. Поэтому Аллах запретил сеять на земле порчу, сеять неразбериху в том, что имеет порядок, уничтожать посевы и потомство. Каждый божий раб будет спрошен в День Суда даже за воробья, которого он убил без соответствующей причины.

В достоверном хадисе говорится о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков. Несмотря на то, что у пророков особое возвышенное положение перед Аллахом, это не мешает Ему (Велик Он и Славен) делать им замечания и поправлять их, если в их поступках просматривается некоторая оплошность, даже если она небольшая. Пример тому – история о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков за то, что тот сжёг муравейник из-за одного муравья, который его укусил.

Текст хадиса

В сборнике «Ас-Сахих» имама аль-Бухари, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) собщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Однажды один из пророков остановился на привал под деревом, и его укусил муравей, тогда он повелел убрать своё снаряжение, и когда его убрали из-под дерева, он повелел спалить жилище этого муравья в огне. И внушил ему Аллах в Откровении: „Разве это не был, всего лишь один муравей?!”»

В другой версии хадиса, которая приводится в сборнике Муслима, также сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Однажды муравей укусил одного из пророков, тогда он велел сжечь муравейник, и внушил ему Аллах в Откровении: „Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!”»

Источники хадиса

Хадис привёл аль-Бухари в своём сборнике «Ас-Сахих», в разделе «Книга начала творения», в главе «О том, если муха упадёт в ваш сосуд» (6/356), номер хадиса 3219.

Также хадис привёл Муслим в разделе «Книга приветствия», в главе «Запрет на убийство муравьёв» (4/1759), номер хадиса 2241.

Толкование хадиса

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам об одном из прежних пророков, который устроился на привал под деревом. Вероятно, тот пророк собирался отдохнуть в тени дерева от тягот пути, набраться сил и укрыться от палящих лучей солнца. Он расположился рядом с муравейником. Судя по всему, муравьям не понравилось соседство с пророком и его сподвижниками. Как правило, в подобных случаях муравьи нападают на того, в ком видят угрозу, чтобы вынудить врага удалиться. Так и произошло: один из муравьёв напал на пророка Аллаха и укусил его.

Пророк – это такой же человек, как и другие люди. Он, как и все, может гневаться и порой совершать что-то автоматически, о чём потом может сожалеть или даже получить упрёк от самого Аллаха (Велик Он и Славен). Так произошло с этим пророком. Он разозлился на укусившего его муравья и на всё его семейство и решил покарать весь муравейник. Пророк повелел сподвижникам убрать снаряжение в сторону от дерева, затем развёл на муравейнике костёр и уничтожил огнём всех муравьёв, живших в нём.

Справедливость гласит, что невинный не должен страдать за виновного. На этого пророка напал лишь один муравей, и если уж была необходимость в наказании, то правильнее было бы наказать только его одного, не трогая остальных. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) научил нас, что обороняться от нападающих на нас людей и животных – наше законное право. И если напал этот агрессивный муравей, то следовало наказать именно его, тогда к пророку не было бы никаких претензий. Но уничтожение всех муравьёв огнём в данном случае не имеет никакого отношения к справедливости.

Муравьи являются одной из общин, созданных Всевышним Аллахом. Они прославляют Аллаха, святословят Его имена так же, как и другие животные. Поэтому не разрешается убивать их, если они не приносят вреда.

Аллах упрекнул своего пророка за такой поступок, потому что кара, которую тот обрушил на муравьёв, перешла границы необходимого. Он наказал многих невинных за преступление одного виновного и погубил общину, которая поминала Аллаха. Всевышний сказал своему пророку: «Разве это не был всего лишь один муравей?! Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!»

Если человек воспитан так, что жалеет муравья и не может его убить, то он никогда не поднимет руку на невинного человека и не прольёт его кровь не по праву. Мусульманин должен быть примером того, как следует оберегать человеческую жизнь, сохранять благодать и порядок на земле Аллаха, устраивая на ней пашни и оставляя потомство.

Польза хадиса и уроки, извлекаемые из него

Исключение составляют пять вредителей, которых можно уничтожать при любых обстоятельствах, даже на заповедной земле Мекки: это мыши, скорпионы, вороны, коршуны и чёрные собаки .

Эти пять видов животных разрешается убивать без причины. Помимо них есть животное, которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел убивать, и сказал, что за его убийство будет награда от Аллаха: это геккон , особая порода ящерицы.

Также Пророк велел убивать змей, но кроме змей, которые заползли в дом. Змеям, которые заползли в помещение, следует делать три предупреждения , и если после этого они не покинут жилище или будут замечены вновь, то их следует убить. Исключение только в отношении двух видов змей: абтар и зу-туфьятайн , которых надо уничтожать без промедления, даже если они обнаружены внутри дома, потому что они способны повредить зрение человека и вызвать выкидыш у беременных женщин .

Подробные современные исследования полностью подтверждают истинность этого.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамкин
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» -

В Своей Книге говорит:

وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ إِنَّ اللَّهَ بَالِغُ أَمْرِهِ قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْرًا

«И наделит его уделом, откуда он и не ожидает. А кто полностью полагается на Аллаха во всём, тому достаточно Аллаха-Покровителя . Поистине, Аллах завершит Своё дело и осуществит то, что желает. Он предопределил для каждой вещи определённый срок и определённую меру, которые нельзя преступить» (смысл 3 аята суры «ат-Талак», тафсир «аль-Мунтахаб»).

وَتَوَكَّلْ عَلَى الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ

«Полагайся только на Аллаха Великого , Всемогущего, который может Своим величием победить твоих врагов и Своей милостью помочь вам и любому искренне верующему человеку одержать победу» (смысл 217 аята суры «аш-Шу"ара"», тафсир «аль-Мунтахаб»).

От Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно наделял бы вас пропитанием также, как Он наделяет им птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными» (имамы ат-Тирмизи и аль-Хаким).

В религиозных источниках содержатся многочисленные предания об общении пророка Сулеймана ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ с ветром, некоторыми животными, птицами и насекомыми. Среди них особое место занимают темы, связанные с муравьями. В одной из них повествуется следующее.

Однажды Сулейман ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ спросил у муравья, сколько тому требуется пищи для месячного существования? ответил: «За месяц я съедаю не более одного крупного пшеничного зёрнышка». Пророк ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ не верит в столь бережное и экономичное обхождение насекомого и решает проверить это на деле. Он загоняет муравья в стеклянный сосуд и оставляет ему лишь одно пшеничное зёрнышко. А затем, оставив место для циркуляции воздуха, закрывает сосуд. Проходит месяц. Взяв сосуд, пророк Сулейман ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ приходит в изумление. За месяц муравей съел даже менее одного зёрнышка. В сосуде оставалась еще половина зерна. Сулейман ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ спрашивает у муравья: «Ты же говорил, что за месяц съедаешь одно зерно. Так почему же ты не съел зерно целиком, оставив половину?» отвечает: «О, посланник Аллаха ! Находясь на свободе, я уповал на Бога и обходился Его дарами. Я был уверен, что Он не забудет меня и не оставит голодным . Я знал, что каждый месяц я буду получать свое зёрнышко. Однако этот последний месяц ношу моего питания на свои плечи взвалил ты. Наряду с упованием на Всевышнего , я ещё вынужден был надеяться на твою память и справедливость. Я подумал, что ты можешь забыть про меня и не откроешь сосуд через месяц. Поэтому, как бы это ни было трудно для меня, я решил употреблять зерно бережливо и экономить».

Посмотрите, как этот муравей учит нас уповать на Всевышнего , нам верующим мусульманам объясняет своё вероубеждение. Порою люди переступают границы дозволенного и начинают зарабатывать любыми путями в страхе обеднения. Здесь не имеется ввиду, что мы должны сидеть сложа руки, бросив своих подопечных на произвол судьбы. Из этого удивительного рассказа мы должны вынести урок, понимая его суть правильно.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды некий

Сердце каждого мусульманина чувствует боль и обиду за то, что под прикрытием «свободы слова» французским сатирическим журналом Charlie Hebdo были еще раз, уже 7-миллионным тиражом, изданы карикатуры на пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). При этом власти страны утверждают, что данные карикатуры не запрещены законодательством. Хотелось бы подчеркнуть, что любая свобода имеет и должна иметь разумные этические и моральные границы! Свобода слова – это не свобода оскорбления чувств более миллиарда верующих мусульман! Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет и не будет иметь права оскорблять никакую из религий (будь то ислам, христианство, иудаизм или другие), божественных посланников и божественных писаний! Все писания посланы одним Господом − Всевышним Аллахом (субханаху ва тааля)! Любой из более чем 100000 пророков неприкосновенен и достоин великого уважения и любви!

Не нужно иметь степень доктора наук, чтобы знать такие элементарные вещи! А власти Франции оправдываются, мол, это не запрещено законом, как будто Франция (будучи одним из основоположников дипломатии и международного права) не знает, что помимо письменных источников права существуют неписаные законы, нормы и устои!

Возможно, целью этих карикатур было спровоцировать мусульман на агрессивные и насильственные действия, а в дальнейшем объявить всему миру, что мусульмане - это террористы и угроза для общества, тем самым зародить исламофобию. Отчасти им это удается, ведь сегодня мы наблюдаем эти явления. Мусульмане воюют с мусульманами на Ближнем Востоке, всемирная исламская умма разделена на джамааты и течения, каждое из которых трактует ислам по-своему!

Грустно признавать, что в настоящее время мы наблюдаем атаку не только на ислам, но и на другие религии, священные писания и посланников Бога. Представители духовенства могут открыто и без оснований критиковаться кем угодно, ослабевает понятие братства (родства) людей как потомков (сынов) Адама (мир ему!), а семейные и человеческие ценности находятся на грани вымирания.

На каждом из нас сегодня лежит огромная ответственность перед Всевышним − мы должны не только знать своего пророка Мухаммада (мир ему!), защищать его личность, но и доносить до людей сведения о его нраве, характере.

Приведу вам один риваят (рассказ): Когда хотели сжечь пророка Ибрахима (мир ему)!, один из муравьев стал носить на костер воду во рту, тогда остальные звери спросили удивленно: «Ты надеешься своей водой погасить это пламя?» Муравей ответил: «Нет, я не надеюсь, что смогу его погасить, но я надеюсь, что когда Аллах спросит меня: “Что ты сделал, когда сжигали моего пророка?”, то это будет моим оправданием перед Ним (Господом миров)».

Так давайте же все свято чтить постулаты нашей веры, уважать, любить и следовать наставлениям всех посланников Аллаха, а тем более нашего достопочтенного пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), лучшего из людей, последнего Божьего посланника! Нам нужно быть едиными, нам нужно защищать свою веру, свои ценности! Но делать это исключительно мирным и разумным путем, не поддаваясь на провокации! Ведь ислам – это религия мира!

Не то что оскорбление, просто произнесение имени нашего Пророка, не приводя «салават», указывает на жадность человека (скупость его души), об этом есть хадис, достаточно распространенный и достоверный. А в 4-м аяте 94-й суры Священного Кур’ана сказано, что Аллах возвеличил поминание имени пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!).

Нам всем известно, что в раю прописано имя его; ислам и заключительное священное писание Кур’ан было ниспослано через пророка Мухаммада (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего!); принятие ислама осуществляется путем произнесения шахады, в которой вновь упоминается имя его; пять раз в день в призыве на молитву (азан) произносится имя пророка; в каждом намазе мы произносим салават нашему пророку; самым лучшим поминанием Аллаха (зикром) является то, в котором мы поминаем единство Творца вместе с заключительным посланником Его; при даровании имени новорожденному ребенку первым проговаривается азан, где тоже звучит имя пророка; умирая, наши последние слова (дай Аллах) будут свидетельствовать о том, что нет божества кроме Аллаха (Творца всего сущего, Господа миров) и что Мухаммад− раб Его и посланник! Свято и неприкосновенно имя пророка Мухаммада (алейхи-саляту ва саллям!).

Я уверена, что если бы те же журналисты сатирического журнала или любые другие люди знали, кто есть Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует!), знали его личность, его удивительно мягкий, добрый, благородный, чуткий и снисходительный ко всем и каждому характер, его высокий нрав и исключительно положительные черты, знали, насколько сильно он любил Господа и все, что Он сотворил, несомненно, возлюбили бы его! Ведь пророк Мухаммад (мир ему!) лил слезы во время мольбы за умму свою! «Верни мне умму мою!» − просил он у Господа, чтобы видеть нас рядом с ним в райской обители! Знал наш пророк (через Божье Откровение) знал, какими мы станем, как низко падут люди…

"Пламя костра поднималось до небес"

Ибрахим (мир ему) оказался в заточении и оставался там то ли сорок дней, то ли семь лет. За этот срок многобожники закончили приготовления, чтобы сжечь его на костре. Они построили башню высотой свыше тридцати метров и сверху огласили народу:

«Слушайте повеление Намруда! Соберите дров и сложите костер, равный по высоте с этой башней. Кто будет отлынивать от этой работы, того бросим в огонь вместе с Ибрахимом».

Сорок дней без остановки таскали дрова. Передают, что ни одно животное не возило дров для костра. Сколько бы ни пытались их заставить, они не трогались с места, как только на них нагружали дрова. Возил только мул. И по этой причине Всевышний не дал ему потомства, сделав его бесплодным. Все мушрики приняли участие в этом деле. Даже одна больная женщина поклялась перед главным идолом, что принесет столько-то дров, если у нее появятся силы.

Женщины продавали свои пряжи и на эти деньги покупали дрова. Чтобы отомстить за своих идолов, неверующие сложили целую гору дров, а затем разожгли костер по велению Намруда. Пламя костра поднималось до небес. Огонь был зажжен недалеко от Куфы, а видно его было даже из Шама. От костра исходила такая жара, что от нее погибали птицы, летящие на расстоянии в день пути. Вокруг костра построили высокое ограждение. Высокую башню, построенную заранее по приказу Намруда, всячески разукрасили. Намруд сидел наверху этой башни с короной на голове и наблюдал за всем происходящим. Пять тысяч человек стояли с обнаженными мечами, выстроившись в ряды, и ждали его приказов. Тут же находились тысячи слуг, готовые в любой миг броситься ему в услужение. А чуть подальше виднелся строй из семидесяти тысяч конников. Весь народ собрался, чтобы увидеть предстоящее зрелище.

Намруд велел привести Халиля Ибрахима. Многочисленная стража привела досточтимого пророка. К его шее была привязана железная цепь, на руках и ногах были кандалы. Пророк Ибрахим (а.с.), который был другом Аллаха, достиг наивысшей степени убежденности и упования на Всевышнего, поэтому в его сердце не было ни капли страха. Он шел, слегка покачиваясь, подобно рассерженному льву. Его поставили перед Намрудом, который сказал:

«Эй, юноша, если ты отречешься от своей веры и покоришься мне, то я помилую тебя, и ты спасешься от мучений».

Ибрахим (а.с.) лишь улыбнулся в ответ, словно говоря тем самым: «Чистое золото в огне не сгорит».

В одном предании приводятся его слова: «Достаточно одной искорки от пожара любви, разгорающейся в моем сердце, чтобы противостоять твоему огню».

Народ в страхе ожидал того момента, когда пророк Ибрахим (а.с.) будет брошен в огонь. Намруд же и сам не знал, как это сделать, ибо костер горел так сильно, что не было никакой возможности приблизиться к нему. Как раз в это время к Намруду подошел Иблис в нарядных одеждах. «Кто ты и откуда явился?» - спросил Намруд. Иблис же ответил: «Вот уже двадцать два года я состою у тебя на службе и постоянно молюсь тебе в пустыне. Теперь я услышал, что появился какой-то колдун и угрожает твоей религии. Я пришел, чтобы показать тебе, каким способом бросить его на костер».

Царь решил оставить шайтана около себя, приняв его за благопристойного человека. Иблис приступил к сооружению катапульты на подобие тех, какие он видел в Аду. По его просьбе доставили длинные балки и другие материалы, и он очень быстро сделал катапульту. Сначала для испытания он вложил в нее большой камень и выстрелил в сторону костра...

продолжение следует...

Из книги "История Пророков"



Лев