Крестовоздвиженский монастырь в лукино расписание служб. Крестовоздвиженский иерусалимский ставропигиальный женский монастырь. Как же богадельня стала Кресто-Воздвиженским Иерусалимским монастырем

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Открыт 29 июня 1887 года в селе Лукино Подольского района. 20 сентября того же года состоялось освящение расширенного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. После переустройства храм стал вмещать не 50, а 500 человек; в нём восстановлен древний иконостас, устроено роскошное облачение на святой престол и жертвенник. В первые десятилетия 20-го века на территории монастыря были построены ещё 2 храма: Иерусалимской иконы Божией Матери и Вознесенский собор, а также заложен большой фруктовый сад, устроена пасека и аптечный огород с травами. При монастыре был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа, больница и аптека.

Архитектура комплекса конца XIX-XX веков сочетает в себе мотивы эклектики и ложнорусского стиля. Обитель занимает место бывшей усадьбы Головиных, от которой осталась перестроенная домовая церковь. Монастырская территория поделена на три функциональные части: парадный двор, внутренний двор со службами, парк с бывшей усадебной церковью.

Центр архитектурного ансамбля - Вознесенский собор, его мощные главы хорошо обозримы с дальних расстояний. Краснокирпичный, с белокаменными деталями он строился по проекту С. В. Крыгина с 1890 -1893 гг. Четырёхстолпный, пятиглавый собор на высоком полуподвале, без апсид - монументален и праздничен. Его наружное убранство - это межъярусные аркатуры и кирпичное узорочье, покрывающее барабаны, верх лопаток и полуциркульные закомары.

Сразу же после революции на монастырь начались гонения, а в 1921 году его закрыли, уничтожили кленовый парк, вырубили фруктовый сад. В храмах и зданиях монастыря в разное время размещались табачная фабрика, санаторий и др.

В 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян священник монастыря Косма Коротких. Вскоре закрыли Крестовоздвиженский храм, последний храм, где продолжались богослужения после закрытия монастыря. Чудом удалось спасти чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери, тайно вывезенную из монастыря в ближайшее село Мячково.

В 1992 году Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Монастырь находится непосредственно под патриаршим попечением, поэтому именуется ставропигиальным. В июле 2001 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня Екатерина (Чайникова).

На территории монастыря сохранились:
* Собор
* Жилой дом
* Воздвиженская церковь
* Гостевой флигель
* Красный корпус
* "Васильевский" корпус
* Погреб
* Проездные ворота
* Крепостные стены и башни ограды
* Новый дом настоятельницы
* Корпус с трапезной

25 октября 2001 г. состоялось великое освящение храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Главная святыня монастыря - чудотворная икона - заняла свое достойное место.
25 октября 2002 г. состоялось освящение Крестовоздвиженского храма, которое совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев и духовенства. Матушка Екатерина была возведена в сан игуменьи. А попечители В.Л. Нусенкис и Л.Д. Олищук получили высокие церковные награды от Святейшего за большой вклад в восстановление и украшение монастыря.

Вконтакте

Монастырь находился в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Упразднён в 1814 году.

Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Предполагают, что XIV веке на месте будущего монастыря находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название.

История

Строительство

Воскресенская летопись сообщает, что в 1540 году в Москву из Ржева принесли чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения. Их встречали будущий царь Иван Грозный с митрополитом Иоасафом, а в память этого события был поставлен деревянный храм.

Крестовоздвиженский монастырь был впервые упомянут в летописи в 1547 году в связи со страшным пожаром, вспыхнувшим именно от Воздвиженского храма монастыря.

Как говорится в летописи и житии Василия Блаженного, пришёл он в монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове, и стал здесь усильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чём плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь, и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглименье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадошеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и палатах все выгоре».

В 1550 годы после пожара возвели новую церковь.

Nikolai Naidenov , CC BY-SA 3.0

К 1701 году церковь обветшала и игумен Макарий подал прошение о постройке новой.

В 1810 году в Московский Крестовоздвиженский монастырь был назначен новый архимандрит Геннадий (Шумов), однако вскоре он скончался не дожив до вторжения французских войск в Россию. Эта доля легла на плечи его преемника архимандрита Парфения.

В 1812 году перед нашествием неприятеля архимандрит Крестовоздвиженского монастыря Парфений вывез ризницу в Вологду, штатные засыпали монастырские ворота землей. Неприятель бревнами отбил ворота и двери в церквах, смертельно били казначея и монахов, пытаясь узнать, где спрятано имущество. По вскрытии полов нашли спрятанное. В нижней церкви стояли лошади, в иконостас вбивали гвозди для развешивания сбруи, в алтаре стояли кровати; престол, жертвенник и несколько икон сожгли вместо дров. Монастырь был уставлен фурами с провиантом.

В 1812 году монастырь по одним сведениям почти не пострадал, а по другим - пострадал так, что из-за этого и был упразднён. Известно наверняка, что он был разграблен захватчиками.

По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона соборный храм монастыря стал обыкновенным московским приходским храмом.

В 1820 году на территории бывшего монастыря были построены дома для семейств священно-церковнослужителей Успенского собора Московского Кремля.

В 1848 - 1849 годы архитектором П. П. Бурениным была построена 6-ярусная колокольня.

В 1899 году на территории бывшего монастыря было найдено погребение 1538 года.

Соборная церковь

Храм начали возводить в 1701 году, но его завершение затянулось из-за запрета на каменное строительство в Москве по указу Петра I. К 1711 году освятили нижнюю церковь Успения, а главную, Воздвиженскую, закончили отделкой только в 1726 году. Это была одна из последних построек «московского барокко», а в пределах центральной части города - единственный центрический храм с лепестковым планом, к тому же необычно развитым. Такое решение стало возможным потому, что храм ставился посреди сравнительно просторного монастырского двора и автор был свободен в выборе композиции. Возможно, завершение замышлялось иным, но заканчивали постройку спустя почти четверть века после закладки, в пору господства иного стиля.

В храме было устроено 2 главных престола и 4 - в приделах:

  • Главный престол (освящен 14 сентября 1728 года) находился наверху с приделами преподобного Сергия (1858) и великомученицы Параскевы (1858). Стенопись верхнего храма датировалась концом XVIII века.
  • Внизу находился престол Успения Пресвятой Богородицы (освящен 10 сентября 1711 года)с приделами Марии Магдалины (1785) и Николая Чудотворца (1848). Придел Николая Чудотворца был освящён в память упразднённой в 1838 году церкви Николы в Сапожке. Иконы и утварь из упразднённой церкви были перенесены в Воздвиженскую церковь. В нижней Успенской церкви иконостас был устроен в 1836 году, кессонированные своды выполнены в 1785 году.

В храме венчался великий русский сатирик Салтыков-Щедрин, был похоронен государственный канцлер М. И. Воронцов.

Святыни

Разрушение

Полезная информация

Крестовоздвиженский монастырь

Святыни

В главном иконостасе середины XVIII века сохранялись немногие образа из иконостаса 1680 года кремлёвской церкви Двенадцати апостолов, переданные при её переделке в 1723 году, а также более древние иконы оттуда же, как «Богоматерь в молении апостола Филиппа и митрополита Филиппа» (1655).

Разрушение

Крестовоздвиженская церковь была закрыта не ранее 1929 года, снесена в 1934 году.

Священник Крестовоздвиженской церкви о. Александр Сидоров в 1931 году был арестован и погиб в концлагере в Кеми.

На месте церкви была выстроена шахта Метростроя. При устройстве шахты в 1930-х годах обнаружили слой речного песка в локоть толщиной, о котором упоминает опричник Генрих Штаден в рассказе о строительстве опричного двора.

До зимы 1979 года сохранялись ещё ворота монастыря, стоявшие по проспекту Калинина. Весной, при спешном строительстве перехода, их также снесли; причём при рытье тоннеля был вскрыт культурный слой с древними гробами, старыми фундаментами, остатками вещей, - все это сгребли в кучу экскаватором без изучения и вывезли на свалку.

В 1935 году Воздвиженка была сначала переименована в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), в 1946 году - в улицу Калинина, в 1963 году стала частью Калининского проспекта.

Содержание таблички справа от входа в храм: "25 октября 2002 года Храм освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня построен в 1846 году помещицей Александрой Петровной Головиной на месте деревянного храма Всемилостивого Спаса, разобранного в 1834 году. В годы гонений на церковь храм был закрыт, осквернен и поруган. Возвращен церкви в 1992 году. Храм восстановлен силами Российского Фонда архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева и на пожертвования людей русских".



Монастырь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня Иерусалимский ставропигиальный женский (Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь). Дата учреждения: 1865 г. Основан как Крестовоздвиженский Иерусалимский Фроло-Лаврский женский монастырь. Начало монастырю положила женская богадельня (существовавшая при Флоро-Лаврской церкви с. Старая Яма с 1837 г.; в 1856 г. переименована в молитвенный богадельный дом), преобразованная в женскую общину (1865 г.) и переведенная на место, где сейчас находится монастырь. В 1870 (1887?) г. община, носившая имя Фроло-Лаврской, возведена в степень монастыря со штатом из игумении, казначеи, 28 монахинь и соответствующего числа послушниц.

В монастыре было три храма: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, падаренной в 1855 г. Флоро-Лаврской общине митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым); в честь Воздвижения Креста Господня и Вознесенский собор, освященный в 1896 г. Закрытый в начале 1920-х гг., монастырь в марте 1992 г. был передан Московской Патриархии для возрождения монашеского служения делу милосердия и благотворительности. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Фомаида.

Крестовоздвиженский монастырь был открыт 29 июня 1887 г. в селе Лукино Подольского района. 20 сентября того же года состоялось освящение расширенного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. После переустройства храм стал вмещать не 50, а 500 человек; в нем восстановлен древний иконостас, устроено роскошное облачение на святой престол и жертвенник. В первые десятилетия 20-го века на территории монастыря были построены еще 2 храма: Иерусалимской иконы Божией Матери и Вознесенский собор, а также заложен большой фруктовый сад, устроена пасека и аптечный огород с травами. При монастыре был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа, больница и аптека.

Архитектура комплекса конца XIX-XX вв. сочетает в себе мотивы эклектики и ложнорусского стиля. Обитель занимает место бывшей усадьбы Головиных, от которой осталась перестроенная домовая церковь. Монастырская территория поделена на три функциональные части: парадный двор, внутренний двор со службами, парк с бывшей усадебной церковью. Центр архитектурного ансамбля - Вознесенский собор, его мощные главы хорошо обозримы с дальних расстояний. Краснокирпичный, с белокаменными деталями он строился по проекту С.В. Крыгина с 1890-1893 гг. Четырёхстолпный, пятиглавый собор на высоком полуподвале, без апсид - монументален и праздничен. Его наружное убранство - это межъярусные аркатуры и кирпичное узорочье, покрывающее барабаны, верх лопаток и полуциркульные закомары. Сразу же после революции на монастырь начались гонения, а в 1921 г. его закрыли, уничтожили кленовый парк, вырубили фруктовый сад. В храмах и зданиях монастыря в разное время размещались табачная фабрика, санаторий и др. В 1937 г. на Бутовском полигоне был расстрелян священник монастыря Косма Коротких. Вскоре закрыли Крестовоздвиженский храм, последний храм, где продолжались богослужения после закрытия монастыря. Чудом удалось спасти чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери, тайно вывезенную из монастыря в ближайшее село Мячково.

В 1992 г. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Монастырь находится непосредственно под патриаршим попечением, поэтому именуется ставропигиальным. В июле 2001 г. настоятельницей монастыря была назначена монахиня Екатерина (Чайникова). 25 октября 2001 г. состоялось великое освящение храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Главная святыня монастыря - чудотворная икона - заняла свое достойное место. Храмы: Собор в честь Вознесения Господня, дата постройки - 1896 г. Храм в честь иконы Божией Матери "Иерусалимская" (Иерусалимский храм), дата постройки - 1873 г. Храм в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский храм), дата постройки - 1846 г.

25 октября 2002 г. состоялось освящение Крестовоздвиженского храма, которое совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев и духовенства. Матушка Екатерина была возведена в сан игуменьи. А попечители В.Л. Нусенкис и Л.Д. Олищук получили высокие церковные награды от Святейшего за большой вклад в восстановление и украшение монастыря.



Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь, 2 класса, общежительный, в 17 верстах от города Подольска, при селе Лукине, Основан в 1887 году из существовавшей с 1865 года Флоро-Лаврской женской общины. В 1896 году освящен новый соборный храм во имя Вознесения Господня. В монастыре находится Иерусалимская икона Божией Матери — дар и благословение обители от митрополита Филарета. При монастыре школа, приют для сирот, иконописная мастерская, богадельня и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



В одном из самых живописнейших мест Домодедовского округа находится Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь. История обители начинается в далёком 1837 году, когда в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви во имя святых мучеников Флора и Лавра начала действовать небольшая богадельня для женщин. Как же богадельня стала монастырём? Решающую роль в этом сыграл некий юродивый по имени Иван Степанович. В возрасте 34 лет он совершил паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву лавру к святым мощам преподобного Сергия Радонежского, после чего бросил работу извозчика и принял на себя подвиг юродства, полностью посвятив жизнь служению Богу. В любое время года полураздетый и босой ходил Иван Степанович по святым местам и монастырям России. Все его почитали за блаженного. Однажды он явился к вдове одного богатого москвича Параскеве Родионовне Саватюгиной и попросил денег на организацию чтения Неусыпаемой Псалтири в богадельне. Та не отказала, а вскоре, по совету Ивана Степановича, и сама вступила в число сестёр богадельни, решив также посвятить свою жизнь служению Богу. Женщина стала первой жертвовательницей будущей обители. На её деньги был построен двухэтажный каменный дом для насельниц, который освятил сам митрополит Московский Филарет, имевший особое расположение к юродивому Ивану Степановичу. Филарет подарил богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери, ставшую главной святыней будущего монастыря. По преданию, посетив через некоторое время Старый Ям, владыка воскликнул: "Здесь не богадельня, а монастырь!"

Шёл 1860-й год. Не прошло и пяти лет, как была основана Флоро-Лаврская женская община, начальницей которой стала Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестёр - Иван Степанович. Ещё через несколько лет благоустроенный дом, где жили сёстры, перенесли из села Старый Ям в село Лукино, где незадолго перед тем был построен каменный храм во имя Воздвижения Креста Господня. Вскоре и община стала называться Крестовоздвиженской. В 1871 году здесь же был заложен ещё один храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Его пристроили к трапезному корпусу и поместили сюда чудотворную икону. А через три года, когда храм достроили, тут был совершён первый постриг - с именем Павла монашество приняла Параскева Родионовна. Вскоре в монастыре насчитывалось уже около сотни сестёр, а в 1887 году Священный Синод решил преобразовать общину в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь.

В 1890 году при игуменье Евгении началось строительство грандиозного соборного храма в честь Вознесения Господня, который мы можем видеть сегодня. Высота собора достигает 38 метров. У западных ворот ещё раньше была построена очень красивая колокольня с 10 колоколами, самый большой из которых весил более трёхсот пудов. Колокольню, увы, разрушили в годы Советской власти. Тогда же и всё монастырское хозяйство большевики национализировали, разместив тут детей-беспризорников. Монахинь же определили на работу в местный совхоз. Весной 1924 года храм переоборудовали в сельский клуб. Богослужения ещё несколько лет продолжались в Крестовоздвиженской церкви, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери, но в 1937 году и этот храм закрыли, а священника Козьму Коротких растреляли на Бутовском полигоне. Долгое время в помещениях бывшей обители располагался санаторий.

В 1992 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме. Спустя десять лет настоятельницей монастыря стала монахиня Екатерина (Чайникова). Был восстановлен храм Иерусалимской иконы Божией Матери, и чудотворный образ вернулся на своё историческое место из храма села Верхнее Мячково, где он и пребывал всё это время в тамошней действующей церкви. Мастера полностью реставрировали Крестовоздвиженский храм, внутри его расписали и украсили величественным иконостасом. В 2006 году у монастыря появилось московское подворье в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №247, 2017 г.



По соседству с деревнями Чурилково, Шестово, Куприяниха, Котляково находится село Лукино, расположенное на левом берегу р. Пахры.

В писцовой книге за 1627-1629 гг. есть запись о д. Лукино, что находилась в Тереховом стане Тухачевской волости: «За Иваном Ивановым сыном Есиповым, что было преж того за Иваном да Истомою Санбуловыми, что после было за братом его Борисом Есиповым, деревня Лукино, на взгорье, у реки Пахры, а в ней двор помещиков, двор крестьянский и двор бобыльский...». В 1687 г. Есиповы продали свое поместье Ф.Г. Хрущеву, принадлежавшему к старейшему дворянскому роду, многие представители которого служили воеводами, стольниками, стряпчими, городовыми дворянами. Федор Григорьевич в 1682 г. пожалован был в думные дворяне. При сыне Хрущева Федоре в 1717-1719 гг. в д. Лукино по благославлению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского была построена деревянная Спасская церковь. Для постройки церкви помещик Ф.Ф. Хрущев из своего имения выделил землю с сенными покосами. После смерти Федора Федоровича с. Лукино с 1734 г. принадлежало его сыну Андрею, служившему советником Адмиралтейской конторы. Он входил в кружок ближайших «конфидентов» кабинет-министра А.П. Волынского. В 1740 г. был обвинен в попытке организовать заговор против императрицы Анны Иоанновны, арестован вместе с другими «конфидентами» и казнен. После его смерти усадьба перешла к его вдове Анне Александровне с детьми Николаем, Иваном, Марьей и Елизаветой. Позднее с. Лукино принадлежало ротмистру Н.И. Головину - двоюродному брату Гаврилы Павловича Головина известного, как основателя Спасо-Влахернского монастыря.

В 1830 г. деревянная церковь сельца Лукино за ветхостью была уничтожена и вся церковная утварь и иконы переданы в храм соседнего с. Колычева. Н.И. Головин взамен разобранной церкви в 1848 г. в своем имении строит каменную церковь в честь Воздвижения Креста Господня. После смерти Николая Ивановича усадьба с лесами и всей землей в количестве около 300 десятин перешла к его вдове Александре Петровне. К этому времени А.П. Головина осталась одна, т.к. ее муж и их единственная дочь умерли и были похоронены у алтаря Воздвиженского храма. Будучи благочестивой женщиной, она передала Екатерининской пустыне безвозмездно, в собственное ее владение, все свое Лукинское имение, оставив себе лишь право пользоваться до своей смерти господским усадебным домом. Этот дар в пользу мужского монастыря был утвержден императором. Но впоследствии между бывшей владелицей имения и новыми хозяевами, в частности настоятелем монастыря, произошли некоторые недоразумения, и она вынуждена была в 1867 г. обратиться к митрополиту Филарету с просьбой «нельзя ли Лукинское имение отписать от пустыни и передать во многом нуждающейся Флоро-Лаврской женской общине», которая находилась в с. Старо-Флоровский Ям. При большом участии Владыки желание владелицы усадьбы Лукино исполнилось, и по Указу Московской Духовной Консистории от 28 августа 1869 г. за № 5016 имение со всеми постройками, землями и другими угодьями было отчислено от Екатерининской пустыни и передано Флоро-Лаврской женской общине, настоятельницей которой являлась Прасковья Родионовна Саватюгина. Для устройства на новом месте необходимо было много сил, старания, да и материальная сторона также имела место. Поэтому по просьбе настоятельницы попечителем общины епархиальное начальство утвердило ее племянника, московского купца Егора Федоровича Саватюгина. С его помощью из села Старый Ям в село Лукино было перенесено двухэтажное здание сестер, выстроены конный и скотный дворы с помещениями для работников, дома для причта и настоятельницы, небольшое здание гостиницы и посажен обширный фруктовый сад.

Старый Воздвиженский храм, построенный еще владельцами имения села Лукино, был тесен для сестер, поэтому в 1871 г. приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской Божьей Матери, который пристроили к главному сестринскому корпусу. Открыта церковь была во всякое время. 30 сентября 1873 г. Преосвященный Леонид освятил храм в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери, а в конце октября этого же года произошла закладка колокольни и каменной ограды. Жизнь общины стала налаживаться и все более походить на монастырскую. Постепенно интерес к общине со стороны окружающих возрастал, желание помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев. Однако сначала в 1882 г. на средства и с помощью крестьянина соседней д. Шестова Сергея Тихоновича Сорокина и других благотворителей начали строительство обширной трапезной для Воздвиженского храма, но из-за смерти С.Т. Сорокина стройка была приостановлена на три года, пока не нашелся новый жертвователь - московский купец Дмитрий Михайлович Шапошников, который и достроил начатое здание.

Если в первой половине ХIХ в. инициатива в развитии благотворительности принадлежала, прежде всего, дворянству, то после отмены крепостного права она стала важной сферой социального поведения купечества и других лиц, связанных с предпринимательством. Причем, начиная со второй четверти ХIХ в., благотворительность становится их семейной традицией. Москва занимала особое место по объему добровольных пожертвований граждан на нужды просвещения, здравоохранения, общественного призрения и т.д. История Крестовоздвиженского монастыря является этому подтверждением. Так, при содействии московской почетной гражданки М.Я. Мещериной - соседки по имению своему с общиной - устроены были церковно-приходская школа с приютом на шесть девочек-сирот и больница на пять кроватей с небольшою при ней аптечкой. В 1888 г. усердием все той же М.Я. Мещериной была открыта богадельня для немощных стариц из числа сестер; в июне продолжена часть ограды на восточной и южной стороне, построены две угловые башни, у южных въездных ворот каменное здание бани и прачечной, а к осени вчерне построен двухэтажный деревянный дом для приюта.

Жизнь общины все больше походила на монастырскую, в ней уже насчитывалось более 100 сестер, и поэтому 18 октября 1886 г. настоятельница Евгения подала прошение о преобразовании общины в монастырь. При поддержке митрополита и определением святого Синода в 1887 г. Флоро-Лаврская женская община была переименована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня 1887 г. В связи с этим было принято решение о постройке большого соборного храма на площадке между Иерусалимской церковью и бывшим усадебным домом помещицы А.П. Головиной.

В 1889 г. епархиальным архитектором С.В. Крыгиным был подготовлен проект, а весной 1890 г. состоялась закладка храма. И, как всегда, на помощь пришли благотворители - в первую очередь Василий Федорович Жолобов, московский мещанин, который предложил 10 тыс. руб. на начало строительства, но этим не ограничился. Он ежегодно выделял известную сумму из своих доходов, а с 1895 г. всю организацию работ по строительству храма взял в свои руки, при этом сам закупал материалы, нанимал рабочих и производил с ними расчет. Главным образом, благодаря его стараниям к лету 1893 г. храм с внешней стороны был почти готов, а следующим летом приступили к внутренней отделке. Среди других жертвователей на построение храма были: монахиня Крестовоздвиженского монастыря Афанасия (в миру - девица Гликерия Филипповна Валина), которая, вступив в него в 1888 г., принесла и все свое состояние, а также Кронов, Мещерины, Шапошников, Зимины. В 1891 г. Обер - прокурором Святого Синода из сумм госпожи Медынцевой было прислано 1000 руб., а в 1893 г. щедрую помощь оказала Ю.И. Базанова. Дальнейшему же внутреннему благоустройству храма большую помощь оказала выше упомянутая монахиня Афанасия, давшая 10 тыс. руб. на устройство иконостаса.

Устройство иконостаса было поручено Ахапкину, а написание икон и роспись стен - иконописцу Ерзунову. Церковную утварь приобрести также помогли благотворители. Например, купеческая жена Стулова принесла в дар позолоченную одежду, священные сосуды, дарохранительницу; Пенкин и Зернов церковную утварь, хоругвии и прочее; иеромонах Чудова монастыря отец Варсонафий пожертвовал в новый храм полный круг богослужебных книг. Было много и других лиц, которые пожертвовали Евангелия, кресты, сосуды, подсвечники и т.п. Наконец, все было готово, и 15 июля 1896 г. в нем были освящены два престола: главный - Вознесенский Митрополитом Сергием и северный Успенский - наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Павлом; южный же предел - во имя святителя Московского Филиппа (по преданию сельцо Лукино было родиной сего святителя) 15 сентября того же года освятил Дмитровский архимандрит Феофан.

Расположенный среди монастырских строений, напротив святых ворот, что находились под колокольней, храм, прежде всего, обращал на себя внимание своею величественностью. План храма крестообразный. Верх его был увенчан пятью главами с вызолоченными крестами. В храм вели три входа, над которыми были устроены крытые паперти. Внутри своды храма поддерживались четырьмя столбами, из которых два были скрыты иконостасом, отовсюду открытым взору молящихся. Все три алтаря располагались в один ряд, а иконостасы находились на возвышении в две ступени. У правого столба, скрытого иконостасом, помещалась храмовая икона Вознесения Господня, у левого - такая же икона Успения Богоматери. Всех икон в иконостасе, учитывая изображения и на царских вратах, насчитывалось более ста, и выполнены они были во фряжском (итальянском) стиле, на золотом чеканном фоне, а по краям украшены эмалью. Росписи сводов и стен церкви насчитывали около 150 библейских сюжетов и были исполнены в одном стиле с иконами иконостаса. Они отличались, по словам очевидцев, «изяществом, легкостью, красотой, многочисленной позолотой».

Помимо перечисленных и описанных церквей монастыря, на его территории располагалось в то время множество других строений, обзор которых следует начать от западных ворот, что находились около колокольни.

Сама колокольня невысокая - 37 аршин (аршин - старинная русская мера длины, равная 0,711 метра), построена в 1874 г. Она имела красивый вид и святые врата в ней были расписаны священными изображениями «в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители»147. На колокольне размещались 10 колоколов. Они издавали благозвучный, чистый звон, который хорошо был слышен далеко окрест. Самый большой из них был весом в 308 пудов (пуд - русская мера веса, равная 16,4 кг).

Для размещения сестер и разных монастырских служб имелись отдельные здания.

Белый или «трапезный» корпус, как уже говорилось, был перенесен в Лукино из села Старый Ям при переходе общины. Впоследствии деревянный верх дома был переделан на каменный, с устройством в восточной половине его и прилегающем храме духового отопления. В подвальном этаже дома находились камера для отопления, келарня (особая кладовая в монастырях для хранения продуктов и другие припасов) и кельи для монахинь. В первом этаже меньшую половину занимала смежная с Иерусалимским храмом трапезная сестер и небольшие комнаты ризницы (специальное помещение при церкви, где хранятся ризы - облачение священника - и церковная утварь) и буфетная. На втором этаже - во всю длину здания - по обеим сторонам неширокого коридора находились кельи сестер. Здесь же размещалась и богадельня.

В так называемом «красном» корпусе, одну стену которого составляла северная сторона монастырской ограды, и тоже двухэтажном, находились одно время просфорная (или просвирная, где пекутся просвиры - в православном богослужении маленький круглый белый хлебец, выпекаемый из пшеничного квасного теста), хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и до десяти келий.

Белый двухэтажный корпус на юг от соборного храма предназначался для сестер, и в нем было тридцать две кельи. Построили его в 1893 г. на средства благотворителя Василия Фёдоровича Жолобова и в честь него назвали «Васильевским».

При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней находился деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители, который построили в 1909 г.

Дом настоятельницы монастыря первоначально был деревянный, одноэтажный. В мае 1910 г. при игуменье Маргарите была проведена закладка нового каменного, в два этажа настоятельского дома. На первом этаже в двух больших комнатах размещались рукодельная и белошвейная (мастерская, где шили белье), а остальные предназначались для жилья сестер. Верхний же этаж занимали настоятельские кельи.

В западной части монастыря, недалеко от нового дома настоятельницы стояла деревянная двухэтажная монастырская церковно-приходская школа, где обучалось до сорока девочек. На втором этаже был приют для шести сирот, живших на полном монастырском содержании. Здание школы было построено в 1889 г. при игуменье Евгении.

Кроме перечисленных строений, в пределах монастырской ограды находилось еще семь отдельных домиков, выстроенных на средства проживавших в них сестер.

У южной стены монастырской ограды, по склону горы, находилась монастырская пасека. В юго-западном углу монастыря в начале ХХ в. был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше его - у въездных ворот - находилось каменное здание бани и прачечной.

За монастырской оградой находились дома причты (духовенство какой-либо церкви) и хозяйственные постройки. Против Воздвиженского храма и восточных ворот монастыря - помещение для священника и диакона (младший служитель). Второй монастырский священник, который был назначен в 1904 г., жил в доме рядом с колокольней, расположенном между двумя фруктовыми садами. Напротив располагалась сосновая роща, посаженная игуменьей Евгенией, в которой упоминавшийся В.Ф. Жолобов выстроил в два этажа гостиницу на 15 номеров для посетителей. А в 1911 г. на заднем дворе, ближе к лесу, была построена и оборудована паровая мельница.

В центре монастырской территории вырыли пруд. Раньше на этом месте находился большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 г. дом этот по неизвестной причине сгорел, и на его месте был вырыт указанный пруд, на который по важнейшим праздникам совершались крестные хождения для освящения воды.

В юго-западной от монастыря стороне, среди монастырских огорода и пашни, была небольшая часовня с колодцем. Здесь, по преданию, была когда-то церковь с чтимой иконой святой мученицы Анисии, потому и колодец впоследствии стал известен под тем же именем. Вода этого колодца была удивительно чистой и вкусной. В 1901 г. пониже часовни устроили небольшую купальню, в которую поступал избыток воды из колодца. Не смотря на низкую температуру (+8 или + 10 °C), многие приезжавшие паломники купались в ней.

Среди приезжавших паломников было много благотворителей и особенно представителей купечества. Богатство для русских предпринимателей не было самоцелью, а, прежде всего, средством служить людям. Построить храм или богадельню - самый традиционный путь служения обществу. В России практически каждая купеческая семья оставила о себе память в виде духовных, социальных и культурных сооружений. Так, в 1910 г. от московского купца Петра Тимофеевича Стулова, на основании его духовного завещания, в Московскую контору Государственного банка поступило заявление о внесении ценных бумаг, закладных листов Государственного земельного банка достоинством в 1000 руб. на счет № 29653 для хранения и управления Крестовоздвиженским Иерусалимским женским монастырём. Не редко подобные вклады делали и церковнослужители: в 1914 г., на этот же счет, поступил вклад в размере 3000 руб. от монастырского священника Владимира Никитовича Фрязинова на нужды причта.

Хроника монастырских событий регулярно освещалась в «Московских церковных ведомостях». В них подробно описывались все важнейшие факты, значительные духовные и исторические события обители. Очень подробно, например, было описано открытие монастыря летом 1887 г.: «Приукрасилась община к этому дню, и 27-го утром была уже готова к приему гостей. На торжество открытия накануне прибыли: г. управляющий канцелярией Обер-Прокурор Св. Синода, д.с.с. В.К. Саблер, благочинный монастырей - Волоколамский о. архимандрит Сергий; настоятель Ярославского Толгского монастыря о. Архимандрит Павел, наместник Чудова монастыря о. Архимандрит Марк и наместник Саввино-Сторожевского монастыря о. иеромонах Феофан начался звон, извещавший о приближении к новому монастырю Высокопреосвященнейшего Владыки Митрополита. На утро 28 числа в 9 часов началась Божественная литургия, которую владыка совершал в сослужении вышепоименованных лиц, утром прибывшего Угрешского монастыря о. архимандрита Нила и местного священника. Небольшой храм новой обители и примыкающая к нему трапеза были полны собравшимся из окрестных селений народом и многими прибывшими из Москвы. В числе их были и настоятельницы московских обителей: игуменьи монастырей - Алексеевского, Никитского, Зачатьевского и игуменья Страстного монастыря Евгения, немало принимавшая участие во внутреннем и внешнем богоустроении новой обители, директор народных училищ Московской губ. г. Краснопевков, благотворители общины: г-жа Мещерина, г. Шапошников и многие другие»...

В уединении, в труде и заботах о повседневной жизни протекала монастырская жизнь вплоть до октября 1917 г. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство обители было национализировано.

Из актов обследования, которые регулярно составляли члены Подольского уездного исполнительного комитета, известно, что, например, в 1921 г. на территории Лукинского монастыря находился детский дом - «Лукинский детский городок» имени А. Коллонтай. Затем в монастыре располагался совхоз уездного значения «Лукино». Островской волости. Среди последних арендаторов был фармазавод № 12 им. Семашко. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в зданиях и помещениях бывшего монастыря размещался госпиталь. После войны - санаторий, а затем Всесоюзный Центр реабилитации детей, для которого на монастырской территории в 1980-е гг. был построен новый современный конкурс. Для лечения и реабилитации сюда приезжают дети со всей России.

В 1992 г. Главой администрации Московской области было принято Постановление за № 108 «О передаче памятника архитектуры комплекса Крестовоздвиженского монастыря в с. Лукино Ленинского района в пользование Московской Патриархии». К этому моменту территория и большинство зданий монастыря находились в полуразрушенном состоянии, некогда существовавшие фруктовые сады, уникальный кленовый парк и березовая роща за десятилетия были вырублены, монастырское кладбище, где были похоронены Головины, подарившие обители свое имение, многие благотворители, известный московский художник-пейзажист Н.В. Мещерин и другие, застроили коттеджами.

Монастырь заново был освящен спустя 70 лет Святителем Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. И сегодня обитель налаживает свою духовную и хозяйственную жизнь. Как и прежде, в храмах совершаются регулярные богослужения, на которые собираются жители окрестных селений и приезжающие в монастырь москвичи.


Всего 88 фото

Всегда не просто рассказывать об обителях с их незатейливой тихой и смиренной историей. Не было здесь ни сборов войск на Куликовскую битву, ни ярких чудес с явлением Богородицы или иных почитаемых святых, но случилось здесь нечто другое - простой человеческий духовный подвиг, явление миру монастыря, что стал почитаемым благодаря скромным и чудесным людям, что жертвовали и отдавали свое имущество на появление и процветание в этих местах святой обители, где в начале XX века весь этот откровенный духовный процесс стал принимать истинно народную форму.

Мы с вами совершим именно такое же камерное паломничество в этот монастырь… Монастырь женский и строгий, как я понял из предварительных отзывов о нем. Некоторые побывавшие здесь отмечали категорическое неприятие фотографирования на территории монастыря. Поэтому я изначально готовился к проблемам со съемками. Однако, удивительным образом, все обошлось, я не встретил здесь ни одного окрика или сделанного мне строго замечания. Всё-таки в Московской области гораздо легче с этим, нежели в самой Москве.

К этому материалу я предлагаю отнестись по-разному, исходя из желаемого. Если интересна история монастыря, напоминающая мирную подвижническую жизнь смиренного и набожного человека, совершающего тихий молитвенный подвиг, вам будет любопытно сочетать информацию, визуальный ряд этих святых мест и вчувствоваться в местный контекст. Если же Вы хотите прогуляться и просто осмотреться, посетив интересное место - вы можете пропустить исторический текстовый материал, как это делают многие и, просто, попробовать влиться в это умиротворенное и полное принятия «намоленное» место - в своих фотографиях я попытался передать этот незримый шёпот присутствия здесь Святого Духа и истинной легкой гармонии… По ходу я буду рассказывать и о своих впечатлениях и ощущениях…


Все изначально было крайне просто и незатейливо. В 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Она ничем не отличалась от многих подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями" просуществовав в таком виде около 20 лет. Все изменилось, когда с 1855 года богадельне стал активно помогать крестьянин Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. Это был необычный человек. В возрасте 34 лет он оставил свою работу (московского извозчика) и принял на себя нелегкий подвиг юродства…

Монастырь находится совсем недалеко от Москвы, по дороге в аэропорт Домодедово. На автомобиле можно доехать от МКАД минут за пятнадцать без особых забот.
02.

Святые врата Крестовоздвиженского монастыря.
03


04.


05.

Территория монастыря обширная. По старой длинной парковой аллее направляемся к монастырю. Здесь, мгновенно, меняется ощущение - все мирское спадает и тебя охватывает какое-то забытое чувство "отдохновения".
06.

Это монастырская гостиница. Она качественно отреставрирована и выглядит как сказочный игрушечный домик в окружении старых парковых елей.
07.


08.

Когда-то здесь была кленовая аллея, вырубленная в годы строительства коммунизма...)
Вот и сам Крестовоздвиженский монастырь...
09.

Монастырские стены, сторожевая башня и колокольня были снесены и являются "новоделом", но на это не обращаешь особого внимания..., а сердце замирает в предвкушении новых впечатлений...
10.

11.


12.

Вот мы и на территории монастыря. Здесь тихо, спокойно, ты попадаешь как будто в другой мир, мир красоты, смирения и гармонии... Однако, продолжим наш исторический экскурс.
13.

Как-то Иван Степанович заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. Там он познакомился с юродивым Филиппом, который по благословению митрополита Филарета проживал в знаменитом Гефсиманском скиту лавры. Подвиг юродства и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве, носил вериги, терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил в духовном подвиге.
14.


15.

Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету, который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым. Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтыря по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто отказывал блаженному. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемого Псалтыря, что и стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь. Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему. На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.
16.

Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году и осмотрев богадельню, он сказал так: "…Здесь не богадельня, а монастырь!". И эти слова оказались пророческими.
17.

Через 5 лет, в 1865 году, благодаря ходатайству Филарета богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - блаженный Иван Степанович. Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего Крестовоздвиженского монастыря. При жизни Ивана Степановича богадельня почти ни в чем не нуждалась, так как московские купцы, знавшие его лично, охотно жертвовали на нее деньги, но со смертью блаженного община стала испытывать серьезную нужду...

В 1869 году в жизни общины происходит очень важное событие. В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась с этой сокровенной просьбой к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных. Из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер и были выполнены и многие работы по обустройству на новом месте.
18.

Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову). В 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский.
19.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне и стала именоваться и община - Крестовоздвиженской. Мы еще внимательно осмотрим эту церковь немного позже...

Со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для общины, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового - в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу - он на нижнем фото слева.


Теперь именно здесь, в храме, и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемый Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.
22.

Церковь небольшая, трогательная и вызывает самые теплые бессознательные чувства...
23.


24.

25.

Я зашел в церковь и не стал там снимать не потому, что в этом храме были две строие монахини в черном, чьи взгляды я ощутил даже не поднимая на них глаза, а потому, что Храм, по-хорошему, сразу поглотил меня полностью. Я как будто был охвачен нежными волнами тепла и любви, что изливались в храме отовсюду, и это не просто слова, а как раз те самые чуткие и яркие реальные ощущения. И поэтому снимать внутри храма сразу расхотелось, но хотелось как можно сильнее впитать это неповторимое чу́дное ощущение пребывания в святом месте...
26.

Солнце зашло за облака... Я обошел храм Иерусалимской Божией Матери, чтобы снять его со всех необходимых ракурсов.
27.


28.


29.


30.


31.

За храмом обширная территория. В этом двухэтажное здании, кстати, находились в свое время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.
32.

В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг - настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды. За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.

Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нового стиля) 1887 года.

Постепенно интерес к монастырю со стороны окружающих возрастал, количество желающих помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев.

При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня чаяниями московского мещанина Василия Федоровича Жолобова, кто финансировал строительство Вознесенского собора и лично им руководил.
34.


К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили уже к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. Строительство собора было закончено уже при другой настоятельнице - игуменье Нине (Евстафьевой).
35.

15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года. Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется "Васильевским".
36.


37.


Собор сейчас закрыт.

В 1906 году игуменьей монастыря стала монахине Маргарита (Петрушенкова). Она была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой). При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.
38.


Рядом с Вознесенским собором и храмом Иерусалимской Божией Матери установлен поклонный крест, в память о всех почивших насельницах обители...
39.

40.

Очевидно, в это время, был какой-то церковный праздник и повсюду были развешены вот такие флажки с надписями о вере и боге...
41.


42.


43.

Возле западных ворот обители находилась колокольня, построенная в 1874 году (была разрушена в советское время и восстановлена). Была она тогда невысокой - 37 аршин, но удивительно красивой. Святые врата в ней были искусно расписаны "в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители". На колокольне размещалось 10 колоколов. Они издавали благо звучный, чистый звон, который был хорошо слышен далеко окрест. Самый большой из них был весом 308 пудов.
44.

45.

При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.
46.

Вознесенский собор, о котором было уже рассказано выше, захватывал все мое воображение и не отпускал от себя, хотелось смотреть и смотреть, впитывать и впитывать его совершенное ощущение масштабного и стремительного Вознесения...
47.


48.

Это уже Южные врата Вознесенского собора.
49.


50.

51.


52.


53.


Староигуменский корпус
55.

В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.
57.

В центре монастырской территории находится пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.
58.



59.

Архирейский домик. Он больше похож на современный усадебный коттедж и смотрится как-то чуждо.
60.

Крестовоздвиженская церковь находится в самом дальнем углу монастырской территории - у Восточных ворот обители... Ее можно даже и не заметить, находясь у Вознесенского собора, поэтому будьте внимательней...
61.

Храм необычный, возывышенный и сразу легко "ложится на́ душу".
Его лилово-фиолетовые цвета фасада впечатляют своей необычной цветовой гаммой.
62.

Храм при Головиных вмещал до 50 человек, но его перестроили в свое время для нужд монастыря и он теперь может принять до 500.

1. Нижегородская еп., в Нижнем Новгороде. История его восходит к XIV в. Он совмещал в себе три женских монастыря, существовавшие прежде в Нижнем: Зачатиевский, основанный (в 1355 - 65) супругой кн. Андрея Константиновича Анастасией Ивановной, Воскресенский, неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ Волги, но по причине тесноты в 1815 перенесен на новое место. Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня был построен в 1814 -23.
С.В. Булгаков
2. Тульская еп., в Белёве. Основан в 1625; в 1764 упразднен; в 1768 восстановлен. Здесь находилась местночтимая икона Божией Матери «Троеручицы». Монастырю принадлежали две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII в., и Боголюбская, построенная в 1839, где находилась древняя чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершался из монастыря крестный ход.
С.В. Булгаков

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - Владикавказская еп., в г. Кизляре, Терской обл. Основан в 1736 игум. Даниилом, родом из грузинских князей. Сначала был мужским, но в 1908 обращен в женский...

    Русская энциклопедия

  • - в г. Москве. В XV столетии на месте монастыря находился дом одного из потомков именитой фамилии кн. Хавриных, Вл. Гр. Хаврина, любимца вел. князя Василия Темного...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Владикавказская еп., в Пятигорском у., близ ж.-д. станции Хасавюрт. Учрежден в 1885...

    Русская энциклопедия

  • - Омская еп., при церкви на Святом Ключе, близ Старо-Семипалатинского поселка, Семипалатинской области. Учрежден в 1912 из женской общины, основанной в 1906...

    Русская энциклопедия

  • - Волынская еп., близ г. Дубно. Основан в к. XIV в. Здесь 20 лет подвизался прп. Иов, отстаивая права православных против козней иезуитских, пока не удалился, наконец, в Почаевскую обитель...

    Русская энциклопедия

  • - Полтавская еп., на высокой лесистой горе, у берега р. Ворсклы, возле Полтавы. Основан в 1650. В 1695 был опустошен татарами; в 1709 подвергся разорению от шведов...

    Русская энциклопедия

  • - в гор. Вязьме, Смоленской губ. На месте мон. в XI веке жил преп. Аркадий. В 1661 основан мужской мон., не существовавший уже в XVIII ст. В 1780 образовалась здесь община из упраздненного Ильинского мон. в Вязьме...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - из-за Петровских ворот, в Пскове, сгорел в 1561 г., был возобновлен, после издания новых штатов 1764 г. упразднен, а церковь с 1786 года приписана к Покровской...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ныне приходская церковь Знамения Богородицы в г. Суздале, Владимирской губ. Существовал в XIII стол.; в 1237 г. был разрушен Батыем; был возобновлен, но существовал недолго...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - основан в 1864 г., с приютом при нем для воспитания сирот православного духовенства и дочерей состоящих на службе в том крае недостаточных русских чиновников...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в 4 в. от Новгорода, на берегу р. Волхова. Осн. в 1335 г. Церковь 1700 г. При м-ре училище для девиц духовного звания основанное митроп. Исидором...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Енисейской губ., Красноярского у., в 45 в. от Красноярска; образовался в 1888 г., из женской общины, устроенной, незадолго перед тем, при церкви З. коноваловского завода...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - женский, единоверческий, 3 класса - Нижегородской губернии, Семеновского уезда. С 1849 по 1856 г. существовал под именем общины, переустроенной из раскольскита Спасова согласия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Разг. Шутл. О месте, где живут или работают только женщины. Николай вспомнил, как познакомился он с Мариной...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - 1. Разг. Шутл.-ирон. О месте, где живут или работают только женщины. Ф 1, 303. 2. Жарг. студ. Шутл.-ирон. Педагогический институт, университет. . 3. Жарг. арест...

    Большой словарь русских поговорок

"КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ женский монастырь" в книгах

Женский монастырь

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

Женский монастырь Слышал по радио интервью с настоятельницей женского монастыря, расположенного вблизи Вышнего Волочка.У святой обители множество проблем. Одна из первоочередных задач - выселение с монастырской территории воинской

Матренинский женский монастырь

Из книги Записки старого чекиста автора Фомин Федор Тимофеевич

Матренинский женский монастырь Летом 1920 года на Украине чекистам вместе с частями Красной Армии пришлось вести упорную борьбу против бандитов, шайки которых, состоявшие главным образом из кулаков, грабили население, убивали коммунистов, работников советского аппарата,

Из книги автора

Алексеевский женский монастырь Вчера до ночи просидел я на кладбище, все смотрел вокруг себя; полустертые слова я разбирал… М. Ю. Лермонтов Алекссевский женский монастырь был основан в 1360 году митрополитом Киевским и Владимирским Алексеем. За более чем 600-летнюю историю

Алексеевский женский монастырь

Из книги автора

Алексеевский женский монастырь Вельтман Александр Фомич (1800–1870) – писатель, поэт, драматург и археолог, директор Оружейной палаты в КремлеВигель Филипп Филиппович (1786–1856) – бессарабский вице-губернатор, тайный советник, автор «Записок»Корнильев (Карнильев) Василий

1.4.3. Женский монастырь в Суздале

Из книги Советское биологическое оружие: история, экология, политика автора Фёдоров Лев Александрович

1.4.3. Женский монастырь в Суздале Биологический отдел НИХИ был чрезвычайно опасен для большого города - Москва была совершенно не готова к встрече с агрессивными штаммами опаснейших инфекций. А работать с бактериями чумы и холеры посреди Москвы все-таки тогда не

Покровский женский монастырь

Из книги Места силы автора Комлев Михаил Сергеевич

Покровский женский монастырь В Свято-Покровском женском монастыре находятся мощи святой блаженной Матроны Московской и чудодейственная икона с ее изображением. Паломники из разных стран мира прилетают в Москву, чтобы посетить Покровский женский монастырь. Независимо

Покровский женский монастырь

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Покровский женский монастырь Находится неподалеку от Таганской площади.Имеет мощную социальную, религиозную и этническую окраску.С 1998 г. в монастыре покоятся останки блаженной Матроны Московской. Матрона Дмитриевна Никонова (1885–2.05.1952) от рождения слепая, а

Крестовоздвиженский монастырь

Из книги Сторожи Москвы автора Молева Нина Михайловна

Крестовоздвиженский монастырь Рече же воину смерть: «пришла если к тебе, а хощу тя взяти», рече же ей удалый воин: «аз же слушаю тебе, а тебе не боюся». Повесть и сказание о прении живота с смертью о храбрости его и о смерти его. По списку 1620 г. Обитель была упразднена так

Крестовоздвиженский монастырь

Из книги Тайны московских монастырей автора Молева Нина Михайловна

Крестовоздвиженский монастырь Рече же воину смерть: «пришла если к тебе, а хощу тя взяти», рече же ей удалый воин: «аз же слушаю тебе, а тебе не боюся». Повесть и сказание о прении живота с смертью и о храбрости его и о смерти его. По списку 1620 г. Обитель была упразднена так

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В годы Гражданской войны игуменья Руфина попыталась основать здесь женский монастырь. Она была настоятельницей женского монастыря в Чердыни, когда вихрь войны подхватил ее и перенес с насиженного места на Дальний Восток. Сначала игуменья поселилась

Крестовоздвиженский женский монастырь

автора Мудрова Ирина Анатольевна

Крестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была

Мироносицкий женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Мироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением

Знаменский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Знаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой,

Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, д. 2а.Основан в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока – небольшой речушки Полтавки.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ШЕВЕТОНИ

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ШЕВЕТОНИ Основатель этой обители - отец Ламбер Бодуэн - родился в 1873 г. в Варемме (провинция Льеж). В 1906 г. он решил посвятить себя монашеской жизни и поступил в монастырь Мон-Сезарн (в Лювене), а уже через три года основал Литургическое



Лев