Чудеса святой благоверный князь александр невский. Необычные явления, связанные с мощами святых. Нетленное ухо Иоанна Златоуста

Александр Невский не стремился к завоеваниям. Смысл своей жизни и княжеского служения он видел в сохранении Руси.

795 лет назад, 6 июня 1220 г., в городе Переславль-Залесский родился мальчик, которого окрестили с именем Александр. При жизни он получит прозвище «Храбрый». Сразу после смерти его назовут «Солнцем земли Русской», спустя 200 лет к его имени навсегда пристанет определение «Невский», а в 1547 г. его причислят к лику святых.

Александр Невский. Миниатюра из «Царского титулярника», 1672

Звучит это торжественно. Но можно биться об заклад - на вопрос, а что же, собственно, совершил Александр Невский, ответ будет краток. Победил шведов в битве на Неве и разгромил немцев Ливонского ордена на Чудском озере. Всё.

Нет - Орде

Впрочем, с недавних пор стало хорошим тоном добавлять к этому иное. Дескать, князь, вместо того чтобы объединиться с немцами и всей Европой против Орды, предпочёл пресмыкаться перед дикими степняками.

Это производит впечатление. Особенно если не знать, как себя повела та самая Европа перед лицом монгольского вторжения. А повела она себя традиционно трусливо. Вот «достойнейший из достойных», император Священной Римской империи Фридрих II. Монголы даже не подошли к его границам, а он подобострастно пишет Батыю: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества».

И кто же пресмыкался? Европейцы, которые готовы были лечь при одном имени монголов? Или Александр, который яростно и жёстко торговался с Ордой и одержал впечатляющую дипломатическую победу?

Об этой стороне деятельности князя говорят нечасто. И совершенно напрасно.

Благоверный князь Александр Невский умоляет хана Батыя пощадить землю Русскую. Хромолитография. Конец XIX века.

Кроме обычной дани Орда требовала ещё и «налог кровью». Молодыми мужчинами, которых забирали на военную службу. И Русь уже испытала это на себе - несколько наших полков штурмовали Пекин в составе армии Хубилай-хана. Домой не вернулся никто.

Если бы так продолжалось хотя бы полвека, то Русь была бы вычеркнута из реальности. Но тут вмешался Александр. Когда в 1262 г. был объявлен набор русских в войско монголов, на этот раз для экспедиции в Персию, князь поехал в Орду. Провёл там более полугода. И добился своего. Хан Берке навсегда освободил русских от «налога кровью». Одного этого было бы достаточно для вечной благодарности Александру.

Ориентация - Север

Но были и другие свершения. В 1242 г., спустя всего несколько месяцев после знаменитой Чудской битвы, литовский князь Миндовг, решив, что русские устали, отправил в новгородские земли семь крупных отрядов. Судьба их была незавидной. Быстрый марш Александра, три сражения, данные за три дня. И вот уже «новогородци ведоша полона литвинского бесчисла у хвоста конского». А ещё через три года князь совершил карательный поход. И «Литва в страх впадоша и стала блюститеся (остерегаться) одного имени его».
Это обычный летописный штамп у многих народов. И тем не менее в случае с Александром - чистая правда. Так, уже знакомый с князем и даже помеченный его копьём ярл Биргер в 1250 г. решил закрыть русским путь к морю и принялся строить в устье реки Наровы крепость. Александр объявил дружинный сбор. И шведы, едва заслышав о приготовлениях князя, всё бросили, срыли укрепления и бежали восвояси.

Вообще-то русских боялись не просто так. До 1187 г. столицей Швеции, самым богатым и важным городом была Сигтуна. А после визита новгородцев от столицы осталось пустое место и ворота, которые и по сей день стоят в Новгороде. Взамен Сигтуны тот же неугомонный Биргер основал Стокгольм - как оборонительно-наступательную базу против Руси.

Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов». 1876

И тут Александр показал, что такое настоящий стратегический гений. Вместо того чтобы тупо биться в стены новой столицы, князь отбирает самых стойких и проверенных бойцов из Владимиро-Суздальской земли. И ведёт их по льду Фин-ского залива строго на север. Через всю Финляндию. Она была недавно завоёвана шведами, и их хроника хвастливо об этом сообщает: «Ту страну, которую мы приняли под себя, русский князь, скорее всего, потерял». Русская же летопись не хвастает. Просто сообщает: «И бысть зол путь, не видали ни дня, ни ночи, но только тьма». Отважиться на бросок за Полярный круг зимой - это и сейчас задача нетривиальная. Тогда же - равносильная самоубийству.

С чисто военной точки зрения поход очень странный. Боёв почти не было, не было и взятых крепостей. С дороги русского войска все местные жители и шведские гарнизоны просто разбегались, поскольку не могли поверить в это безумие.
Но поверить пришлось. Не дав ни одного сражения, одним только маневром, князь Александр продемонстрировал, что русские, если надо, пройдут везде и смогут всё. Его поняли очень хорошо: шведы остерегались нарушать границы Руси на протяжении четверти века - срок по тем временам гигант-ский.

Нашего князя часто сравнивают с Александром Македон-ским. Да, что касается стратегии чуда, эти два полководца стоят друг друга. Но русский Александр не стремился к завоеваниям. Смысл своей жизни и княжеского служения он видел в сохранении Руси. И тем самым полностью оправдал имя, данное при крещении. Александр переводится как «Защитник людей».

Невская битва (1240 год). Хромолитография. Конец XIX века.

Оригинал записи и комментарии на

Жизнь и подвиги благоверного князя Александра Невского могут показаться изложенными довольно полно. О святом князе написано уже множество работ как церковного, так и светского характера, но, тем не менее, его личность всегда будет приковывать к себе внимание. Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом.

Однако в последнее время в исторической науке наметилась иная тенденция: в 80–90-е годы прошлого столетия как в западноевропейской, так и в российской науке появились исторические труды, целью которых стало переосмысление значения для истории Руси политики и деятельности благоверного князя. Итогом этого стали идеи о том, что его подвиг не просто типичный, рядовой для воина-князя поступок, но и скорее роковая ошибка, предопределившая «не тот» путь развития средневековой Руси, а затем и России.

Моральные оценки в исторической науке неизбежны: оценивая прошлое, каждое поколение определяет свой дальнейший путь. Однако подобный «суд истории» бывает справедливым далеко не всегда. И, вопреки обвинениям, которые выдвигают подобные авторы, существуют неоспоримые факты, являющиеся свидетельствами истинности достоинств и трудов благоверного князя Александра Ярославича Невского. Одному из таких фактов – почитанию князя Александра в лике святого – и посвящена данная статья.

Но прежде, чем перейти к вопросу об истории прославления, необходимо сделать хотя бы краткий историографический обзор трудов, посвященных изучению и оценке деятельности святого князя Александра.

Крупнейшие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности. Н.М. Карамзин называет Александра «героем Невским» ; Н.И. Костомаров отмечает его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения; С.М. Соловьев пишет: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского» .

В целом же историки конца XVIII – начала XIX веков на основании тщательного изучения источников об Александре Невском в основном установили те данные о нем, которыми располагает современная наука. При этом в русской дореволюционной историографии, в отличие от более позднего времени, не было слишком резких разногласий и полемики в оценке деятельности Александра Невского .

Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь .

Скептически же настроенные современные историки делают выводы о том, что традиционный образ Александра Невского – гениального полководца и патриота – преувеличен. Они считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. При этом они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчет масштаба ливонской угрозы для Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере .

Заметки, касающиеся собственно истории почитании князя Александра в качестве святого, встречаются в трудах многих исследователей. Однако пока нет ни одной монографии, непосредственно посвященной исследованию истории почитания благоверного князя Александра. Тем не менее, можно выделить следующие работы: Регинская Н.В., Цветков С.В. «Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский» ; Сурмина И.О. «Александр Невский в русской дореволюционной историографии» , а также статью Фритьона Беньямина Шенка «Русский герой или миф?» .

Среди первоисточников следует, прежде всего, указать на историко-агиографическую «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». «Повесть» дошла до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII веков. Первая редакция была написана в стенах Владимирского Рождественского монастыря младшим современником Александра Невского не позже 1280-х годов. Первоначальное житие представляло собой панегирик в честь Александра. Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое произвела личность князя на современников. Житие состояло из монашеского предисловия и десятка отдельных эпизодов из жизни князя, носивших характер свидетельств «самовидцев»; в конце был приписан плач по умершему, включавший и посмертное чудо с духовной грамотой. При этом последний эпизод являлся свидетельством безусловной святости князя, а весь текст жития говорил о нравственной чистоте и высоте духовного подвига Александра.

В XV–XVI веках житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое содержание путем вставок из летописей. Различные версии жития дошли в составе летописных сводов и собраний житий святых .

Почитание великого князя зародилось после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве . Известно о чуде, которое произошло при погребении князя: когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. После того как митрополит поведал об увиденном народу, «некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах», – пишет митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) . «Повесть о житии Александра Ярославича Невского» , написанная в агиографическом жанре монахом Рождественского монастыря между 1260 и 1280-ми годами, подтверждает предположение, что Александр уже вскоре после смерти почитался в регионе в качестве святого князя . В XIV–XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства . Известно чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников» . После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. «После 117-летнего пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными . Митрополит Московский Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы .

Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. К этому событию по приказу митрополита Макария для составляемых Великих Миней Четьих было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского на основе хорошо известного с конца XIII века его княжеского жизнеописания .

В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого . Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра . В произведениях придворной истории (Степенная книга, Никоновская летопись) князь прославлен основателем рода Даниловичей .

Подъем почитания князя произошел в XVIII веке при Петре I. В 1710 году царь приказал воздвигнуть на месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240 году монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. Этим символическим актом Петр хотел прочно увязать память о своей собственной победе над шведами с памятью о триумфе Александра в Невской битве . В 1724 году первый русский император приказал, чтобы впредь святого больше не изображали как схимника и монаха, а только «в ризах великого князя» . Более того, Петр приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября (день его погребения во Владимире в 1263 году) на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году). Именно в этот день в 1724 году произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Петр лично внес мощи святого князя, прибывшие по воде из Владимира, в построенную на территории Александро-Невской обители церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С этого момента князь был признан небесным покровителем империи и ее новой столицы, а также великим предшественником Петра . После перенесения мощей Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа» .

Таким образом, в XVIII столетии благоверный князь Александр предстает перед нами уже не как преподобный угодник Божий, но как прославленный князь и великий предок царской семьи. Связав имя святого Александра Невского с важнейшей в истории России датой – подписанием мирного договора со шведами, Петр I придал его почитанию государственный и политический характер. Уже после смерти императора, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. А к 30 августа 1750 года по повелению дочери Петра I Елизаветы была изготовлена серебряная гробница для мощей святого. На ее изготовление было истрачено 90 пудов чистого серебра – первой продукции «Колыванских рудокопен». В XIX веке три русских императора были соименны благоверному князю Александру, и тем самым подчеркивалась роль благоверного князя-воина как покровителя царствующего дома. Последнее обстоятельство во многом предопределило, почему во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей и храмов .

В конце XVIII века, а окончательно уже в XIX веке под влиянием трудов светских историков личность Александра приобретает черты национального героя. В характерном возвышенном тоне писал об Александре Н.М. Карамзин, весьма достойно предстал князь в «Истории» С.М. Соловьева, и даже скептик Н.И. Костомаров, оценки которого часто носят весьма язвительный характер, для Александра сделал исключение и написал о нем в почти карамзинском духе .

Образ Александра Невского в XIX веке выделяется, во-первых, своим светским характером: в текстах русских историков святой предстает правителем русской земли; во-вторых, Александр превратился в исторического деятеля, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации . Но эвакуация не была осуществлена.

После октябрьской революции 1917 года большевики в первые два десятилетия своего правления не принимали во внимание деятельность Александра Невского. На это было несколько причин: во-первых, он был святым и символом Православной Церкви; во-вторых, представителем монархического режима и правящего класса; в-третьих, русские прославляли его как национального героя. М.Н. Покровский и его ученик заклеймили князя как «приспешника новгородской торговой буржуазии» . В 1918–1920 годах большевики развернули яростную антирелигиозной кампанию, в ходе которой было вскрыто и разграблено около 70 святых мощей. В то время и диктатор «красного Петрограда» Г.Е. Зиновьев и его Комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей благоверного князя Александра, но Совет отказал из-за активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и всех верующих города. Однако в мае 1922 года Г.Е. Зиновьеву удалось продвинуть в Петросовете постановление о вскрытии раки святого.

12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец . Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма. Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского» .

Александр Невский не был предан забвению только благодаря радикальному идеологическому повороту середины 1930-х, объявившему советский патриотизм новой пропагандистской доктриной. Наряду с другими историческими личностями дореволюционной российской истории Александр был полностью «реабилитирован» в 1937 году. Будучи до этого гонимым, теперь он стал выдающимся деятелем истории СССР . Одним из важнейших моментов этой «реабилитации» стал фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Он оказался до такой степени актуальным накануне войны, что не был допущен к показу. И лишь после начала Великой Отечественной войны он вышел на экраны страны .

Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы Великой Отечественной войны. В советских Вооруженных силах были учреждены ордена в честь знаменитых русских полководцев. В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. К этому событию были написаны известные полотна П.Д. Корина и В.А. Серова . В советской прессе было опубликовано значительное количество материалов, посвященных событиям 1242 года, целью которых были подъем и поддержание патриотического настроения в рядах красноармейцев и мирного населения .

Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского . А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути – восстановлении) ордена Александра Невского .

В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. А весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Петра I . В 1944 году в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная святому князю Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города. Эта волна гражданской популярности благоверного князя поддерживалась и Русской Православной Церковью. В годы войны ею были собраны пожертвования на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Имя князя воспринималось как символ борьбы с германской агрессией на русские земли. При этом во внимание было взято то, что новгородский князь, разбивший в 1242 году на льду Чудского озера рыцарей Тевтонского ордена, как никто другой подходил для советской пропаганды против фашистской Германии: «Гитлер, отважившийся напасть на СССР, будет разбит Красной Армией так же, как Александр Невский одолел рыцарей Тевтонского ордена в 1242 году» .

Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году. В 1990 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами князя. Освящая усть-ижорскую землю, патриарх призвал помолиться за всех, кто погиб, защищая Родину. 750-летие Невской битвы было торжественно отмечено в Ленинграде в 1990 году. На месте битвы была восстановлена Александро-Невская церковь . О деятельности святого князя вспомнили и отечественные средства массовой информации. А празднования дней памяти Невской битвы и Чудского побоища теперь проводятся ежегодно и с привлечением клубов военно-исторической реконструкции.

В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского сохраняется и в наши дни. Сведения о его жизни и деятельности, зафиксированные памятниками письменности, скупы, но в большинстве своем составлены свидетелями и очевидцами событий, поэтому они с интересом вновь и вновь читаются как специалистами, так и массовым читателем. К сожалению, далеко не все подробности жизни и деятельности князя Александра Невского нам известны.

Итак, в хронологии почитания святого в историческом времени можно выделить несколько этапов:

– XIII–XIV века – новгородско-владимирский этап,

– XIV–XVII века – московский этап,

– XVIII век – 1920-е годы – петербургско-европейский этап,

– 1920-е – 1990-е годы – советский этап,

– 1990-е – 2010-е годы – православно-иконологический этап.

Отметим, что каждый из этапов почитания благоверного князя Александра связан с ключевыми периодами отечественной истории.

Из местночтимого владимирского святого князь Александр Невский в историческом времени стал небесным покровителем Российской империи. И в этом, без сомнения, мы видим особый Промысл Божий. Как отметил Г.В. Вернадский, «два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром» .

Вместо заключения

Как уже отмечалось выше, в настоящее время появляются работы, основной целью которых является пересмотр деятельности и самой личности Александра Ярославича с критической стороны. Мы не будем учитывать личный мистический опыт молитвы, но ответом на все выдвигаемые этими авторами аргументы для нас является то обстоятельство, что благоверный князь Александр Ярославич Невский – святой! Он был прославлен фактически сразу же после смерти. А это не может не являться свидетельством его богоугодной жизни. И даже если его канонизация была напрямую связана с тем, что, по мнению И.Н. Данилевского, «в глазах современников он оказался последним защитником Православия накануне ожидаемого конца света» , нужно отчетливо понимать, что святыми просто так не становятся. Святые – это люди, прославленные Самим Богом. И если Господу было угодно прославить в веках Своего угодника благоверного князя Александра Ярославича, то в этом есть глубокий смысл. Ибо, подражая святым, мы приближаемся к Богу. «Из жизни святого князя Александра можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святым могут не только те, кто подвизается жизнью, подвизается в благочестии, не только отказывающиеся от дел мира – угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если все, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне. Так живите, подражая святому князю Александру, прославляя Бога в душах ваших!»

Фактом остается то, что князь Александр всегда занимал и будет занимать важное место в исторической памяти народа. «Александр Невский – русский герой или миф?» – так звучит вопрос, на который пытаются ответить критики. А ответ на этот вопрос лежит в самом понимании слова «миф», в котором можно выделить два значения. Одно сводится к противопоставлению мифа и реальной истории. Согласно второму, миф имеет культурообразующий смысл, по нему выверяются базовые ценности общества и государства. Но сможем ли мы дать верный ответ на вопрос: «Что есть «реальная история»? Возможно ли ее объективное восприятие, восприятие вне чьих-либо интерпретаций, которые в итоге апеллируют к тем или иным мифам? Когда человек сомневается в целесообразности своего существования, при отсутствии противовеса это ведет к самоубийству. Когда нация сомневается в оправданности своего бытия, это приводит к ее вырождению. Ибо, как писал святитель Николай Сербский: «Всякий, желающий посрамить Бога, сам бывает посрамлен, а Богу предоставляет случай еще больше прославиться. И всякий, старающийся унизить праведника, в конце концов унижает себя, а праведника еще более возносит» . «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6: 2) – говорит нам апостол Павел. Над этими словами серьезно стоит задуматься критикам, ибо «что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10: 15).

Гораздо больший интерес для нас представляет история распространения почитания святого. В разные эпохи существования государства Российского отношение к деятельности и личности великого князя Александра приобретало ту или иную окраску. До XVIII века мы видим Александра в чине преподобных. И хотя мы знаем, что общерусское почитание святого началось задолго до Петра, именно при Петре I Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых в России национальных святых. Петр, заложивший новую столицу страны, усмотрел определенный символический смысл в том, что город был основан вблизи места, где в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил шведов. Петр нашел в князе Александре необходимый историко-религиозный пример, который, кроме прочего, почитался народом и Церковью, а в их поддержке царь нуждался при проведении реформ и возведении новой столицы. Как было замечено А.В. Карташевым, Александр нужен был Петру для соединения воедино небесного (старого церковного поклонения) и земного (притянутого Петром к современным ему реалиям) . Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время.

Ответ на вопрос современных исследователей: как объяснить тот феномен, что образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти уже свыше семи столетий, несмотря на то, что трактовки данного образа на протяжении этого времени неоднократно и основательно менялись? – заключается в том, что основание его дома изначально было положено на камне (см.: Мф. 7: 24–27). Камень же этот – Христос! «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16). И еще: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2: 7–8).

«Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» (Пс. 67: 36).

Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!

Фритьон Беньямин Шенк . Русский герой или миф? С. 90–93.

Как в жизни, так и по смерти сей чудный самодержец Александр не оставляет, не забывает свою паству, но всегда, ночью и днём, защищает и оберегает её от врагов видимых и невидимых, подавая все блага страждущим. Ещё же расскажу вам немногое и о чудесах святого и всепреподобного великого князя Александра, которые были в последние годы. Ибо праведно и прекрасно воссиять солнцу - и так же праведно святым, от Бога воссияв, зарями чудес всех просвещать. Ибо, как сказал Господь: «Невозможно зажжённый светильник скрывать под кроватью, чтобы не всем был свет виден» (ср. Лк. 8: 16); так же невозможно и даже худо скрывать сей великий святой светильник в земных недрах, пресветлую светлость чудес от всех утаить и душевную пользу погубить. Тем более и я неправедным буду рассказчиком, если не поведаю вам об этом.

Чудо о Донской победе

Некий пресвитер в преславном граде Владимире, служивший в церкви Святого Димитрия, по имени Прокопий, богобоязненный и весьма благоискусный, поведал нам. «Слышал, - говорил он, - от отца моего Ивана о случившемся в древности преславном чуде в обители преславной Богородицы, честного и славного Ея Рождества, у гроба благоверного великого князя Александра, в лето 6888 (1380), в которое второй Батый, окаянный Мамай, приходил со многими агарянами на великого князя Дмитрия Ивановича Московского, прозванного Донским, хотя, злочестивый, пленить всю землю христианскую и истребить святую и непорочную веру Христову, однако, по пророку, на его же главу преокаянная болезнь его перешла, ибо, вопреки умыслу своему, побеждён был, безбожный, помощию Божией. В то самое время, в одну из ночей, некоему монаху, пономарю, случилось по своему обыкновению бодрствовать в притворе церковном в обители святого Александра, в той самой церкви, где почивали святые мощи; при той церкви он и служил, а был он весьма благоговеен и богобоязнен и у той церкви сподобился видения. В то агарянское время сей параекклисиарх1 со слезами стоял в предцерковии, моля Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от иноплеменных; святого же Александра Невского чудотворца призывал на помощь в своих молитвах. И продолжал он молитвы свои в этом церковном притворе в течение многих часов, и вскоре узрел: в церкви, возле гроба и многочудесного тела святого, сами собою зажглись свечи, и два святолепных и честных старца вышли из святого алтаря и, подойдя к гробу Александрову, начали говорить: "Господине Александре, встань, поспеши на помощь сроднику своему, великому князю Дмитрию, одолеваемому иноплеменниками!" Скорый же на помощь великий князь Александр, который при жизни был храбрым победителем агарян, также и по смерти, тотчас встал из гроба, на виду у пономаря, и сделался невидим. Впоследствии же от многих стало известно, что в тот самый день, в ночь на который параекклисиарх видел сие видение, помощью Божиею и молитвами святого рука благоверного великого князя Дмитрия поразила варваров. Впоследствии же этот параекклисиарх, объятый страхом Божиим, подробно рассказал обо всём предстоятелю Церкви, то есть митрополиту. Великий же архиерей матери градов2 со всем освященным собором с подобающей осторожностью и по вере великого самодержца раскопал место, где положены были многоцелебные всесвятые мощи святого, обретя их нетленными и целыми по прошествии многих лет. И взяли их честно с пением божественным, положили в раке поверх земли в церкви Пречистой Богородицы, в которой и прежде положены были, и с того времени многие и различные исцеления бывают и до сего дня приходящим к честной раке святых мощей его: слепые прозревали, хромые ходить начинали, бесноватые исцелялись, расслабленные укреплялись, одержимые различными болезнями выздоравливали».

О явлении на воздухе святого великого князя Александра Невского, о пожаре

В лето 6999 (1491), 23 мая, в понедельник, в преименитом граде Владимире было ужасное видение и страшное явление и грозное знамение гнева Божия, которым наказывает нас Бог и от греха на покаяние приводит, которое, как говорят некие, некогда, в один из дней, после божественной литургии, видели многие над каменной церковью Рождества Пречистой Богородицы славной обители, честного архимандритства, напротив чудесных мощей блаженного великого князя Александра Ярославича Невского, в иноках Алексия. Над самым верхом той церкви видели необычное видение: словно облако лёгкое протянулось, или словно дым тонкий извивался - белый, словно чистый иней, и светлый, словно солнце, подобно ему блестя; и в тонкости и светлости облака того видели подобие образа блаженного великого князя Александра, ехавшего на быстром коне, словно взмывая к небу. Люди же, видя великого, одержимы были страхом и ужасом. Начали звонить по всему граду, и вскоре, в полдень того же дня, начался такой великий пожар, что весь город сгорел со всеми домами и также посады. Ещё же в том городе погорел и сам тот пречестный вышеназванный монастырь Рождества Пречистой. В церковь ту собрались многие иноки и миряне со множеством имущества, и вскоре Божиим попущением внутри той церкви всё сгорело, и люди тоже. Чудотворные же мощи святого и праведного великого князя Александра Ярославича, на которых можно было видеть некое огненное знамение, были, однако, Богом сохранены, так что и пелена, бывшая на гробе его, оказалась невредимой от непостоянного того огня. Ибо Господь, по пророку, «хранит все кости» угодника своего, и «ни одна из них не сокрушится» (ср. Пс. 33:21). И так благодатию Божией и доныне от честного его гроба многие чудеса и исцеления совершаются; об одном из них скажем здесь кратко.

Было это в то время, когда благочестивый наш царь и великий князь Иван Васильевич, всего царства Русского и Казанского и Астраханского государь и самодержец, внук старейшего великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, его же именуют Грозным, Богом подвизаем за своё отеческое наследие, а наипаче за христоименитое достояние, Казанское царство победил, и завладел им, православием просветив, и бесчисленное множество христиан пленных освободил. И ещё на пути к Казани, в походе, когда был он в городе Владимире и возносил Богу молитвы в монастыре, в церкви Рождества Пречистой Богородицы, тогда случилось быть в той церкви во время соборной молитвы у цельбоносного гроба блаженного и великого князя Александра и мне, грешнейшему. И увидел я близ помоста церковного на фобе блаженного небольшое отверстие, и, желая понять, что это за отверстие, вложил в него пальцы свои. И ощутил я некое масло, смочившее мою руку. На руке же моей в течение долгого времени была небольшая болячка. И вскоре вытащил я руку свою из отверстия, и почувствовал, будто смазана она жирным маслом или помазана благовонным миром; болячки же на ней с того времени и доныне не было.

Чудо святого о двух слепых жёнах

Не смею и об этом умолчать. Некогда, по прошествии многих лет после смерти святого Александра Невского, привели ко гробу его святому двух жён слепых, ничего не видящих очами своими. Они же стали молиться и со слезами припадали к цельбоносным его мощам, каясь втайне в согрешениях своих, и молились святому о даровании им зрения. «Умоли, - говорили, - угодниче Божий, общего всем Владыку Христа, твоего же и нашего, да будет милостив к нам о согрешениях наших и да дарует нам зрение, Преблагий и Милосердный, ибо знаем, чудотворче, что послушает святых молитв твоих!» И когда молились они вместе и плакали, внезапно прозрели обе по молитвам святого. Они же, получив милость у цельбо носного святого гроба, возвратились в дома свои, радуясь, славя и благодаря Бога, даровавшего таковую благодать сему святому угоднику Александру.

Иное чудо о некоем человеке, имевшем сухую ногу

Похвально будет и об этом поведать любви вашей. Некий человек в течение многих лет имел сухую ногу, так что не мог ни ходить, ни шевелить ею. Так страдал он в недуге этом столько лет, отовсюду помощи требуя, но ни от кого ни малейшей помощи не получая. Наконец, придя в чувство, он повелел приятелям своим вести себя в обитель Пречистой Богородицы, честного Ея Рождества, ко гробу святого Александра. И когда привели его к цельбоносной раке, стал молиться ему, со слезами прося у святого исцеление от недуга своего. И внезапно получил исцеление, и, выздоровев, стал ходить пред всеми на обеих ногах своих, словно никогда не был болен. И так пошёл в дом свой, непрестанно воздавая благодарение чудотворцу Богу и угоднику Его святому Александру.

Иное чудо святого о расслабленном

Полезно же будет вам и об этом послушать. Некогда принесли в обитель святого Александра человека по имени Леонтий, страдавшего в течение многих лет расслаблением обеих рук и ног. И когда лежал он и валялся у гроба святого, священник совершал молебны о нём; по совершении же молитвенного пения окропил его освященной водою, и тотчас расслабленный начал исцеляться и двигать руками и ногами, и сам встал на ноги свои, и руками ощупал гроб святого, с радостью облобызав раку его. Получив исцеление молитвами великого святого Александра, пошёл восвояси, радуясь и славословя Бога.

Чудо иное святого о некоем расслабленном иноке

Не умолчу же и об этом. Некий монах из той же обители, по прозвищу, попросту сказать, Красавцов3, в течение долгого времени был расслаблен. Однажды принесли его к цельбоносному гробу блаженного Александра, и лежал он, взирая с умилением на раку святого, испуская горячие слёзы из очей своих и памятуя о согрешениях своих пред Богом, ибо ведал, что грехов ради своих страдает. И хотя не мог телом пошевелиться, ибо расслаблен был, но верою и горячим желанием припадал к раке святого, говоря: «Святче Божий, угодниче Христов, великий Александр, преподобный Алексий, умоли Христа, Коему предстоишь с ангелами святыми, - да от неоскудевающих щедрот Своих подаст мне прощение за содеянное мною зло и исцеление от недуга моего». И по молитве и вере своей со слезами получив вскоре исцеление от недуга своего молитвами святого Александра, пошёл в келью свою, славя и хваля Бога, прославляющего святых своих угодников.

Иное чудо святого о другом больном иноке

Подобает же вам и об этом всегда помнить. Некий старец из той же обители, нареченный Давидом, одержим был весьма жестокою болезнью, в которой лежал в течение долгого времени. И лежал он на одре своём, и проливал слёзы, по многу часов молясь из глубины сердца своего преподобному Александру, наречённому Алексием, чтобы исцелил он его от недуга. И когда молился он так со слезами долго, понемногу начал получать облегчение от болезни своей. И почувствовав отступление недуга, начал вопить со всей силы: «Угодниче Христов Александр, помилуй мя!» И тотчас прекратилась болезнь его, и сделался здоровым, прославляя Бога и угодника Его преподобного Александра.

Иное чудо святого о свече, самовозгоревшейся у святого его гроба

Да не покроется глубиною молчания и сие. Поведал об этом некий старец по имени Серапион, служащий в обители святого, в церкви, параекклисиархом. «Случилось это, - рассказывал, - в лето 7049 (1541), после праздника Успения Пресвятой Богородицы, в пятницу, по завершении вечерни: сама собой загорелась свеча у гроба блаженного великого князя Александра Невского, чудотворца; многие же и из братии видели её горевшей. Пономарь же по простоте своей не уразумел, что это не простое горение свечи, а некое Божие проявление чудодеяния святого, и, ужаснувшись, загасил ту свечу, светившуюся небесным огнём. Сообщено же было об этом настоятелю обители, которым был тогда архимандрит Евфросин. И когда услышал архимандрит о таком неизреченном чуде, то поспешил к гробу святого, и потрогал ту свечу рукою, и почувствовал, что она ещё теплая от небесного огня. И в течение многих лет никогда не зажигали ту свечу, но прилепляли к ней прочие свечи и так зажигали». Так прославил его Бог как в жизни, так и по смерти.

Чудо святого о бесноватом

Хочу же и об этом передать любви вашей. Некий христианин того же монастыря по имени Терентий весьма был мучим бесом; домашние же его привели его в обитель, ко гробу святого. И когда привели его и сотворили молебны о нём, то, по молитвам святого великого Александра, наречённого Алексия, тотчас прекратилась болезнь его, и сделался здоров и разумен, и возвратился в дом свой, радуясь и прославляя Бога, столь одарившего святого Александра.

Иное чудо святого о сыне боярском

Подобает же и вот о чём вечно вспоминать вам. Некий сын боярский, именуемый по-простому Истома Головкин, был тяжело болен, мучаясь от жестокого недуга, так что не мог ни есть, ни пить, и страдал так от жестокого недуга в течение долгого времени. И так мучился всё время от этого недуга, что уже и о жизни не помышлял, но только к смерти готовился. И раздал имение своё многим врачам, но никакого облегчения от болезни своей не получил от них, но только в ещё больший недуг впал. После этого повелел вести себя ко гробу святого, и тотчас получил исцеление от недуга своего молитвами преподобного Александра, наречённого Алексия, и возвратился в дом свой, веселясь и великую хвалу и благодарение воздавая Христу Богу нашему, прославившему угодника своего святого Александра.

Иное чудо святого о втором сыне боярском

Достойно же и об этом поведать вам4. Привезли и второго сына боярского из преславного града Пскова, по имени Симеон Забелин. С этим сыном боярским случился весьма жестокий недуг, так что не мог владеть собой ни в малом, и приходилось кому-либо другому поднимать или переворачивать его; к тому же не мог ни есть, ни пить ничего. И когда помолились о нём у раки блаженного Александра, в тот же час исцеление получил и пошёл восвояси, хвалу и молитву принося святому Александру, таковой дар стяжавшему от Бога.

Чудо святого о расслабленном

Некий человек расслаблен был в течение многих лет всеми членами тела своего. Родственники привезли его и положили ниц у многоцелебной раки преподобного Александра. И когда лежал он в течение долгих часов и молился святому, со слезами прося исцеления от недуга своего, и ещё была молитва на устах его, в тот же час получил исцеление по молитвам великого чудотворца Александра. И, выздоровев, с веселием пошёл в дом свой, вечное благодарение воздавая в Троице славимому Спасителю Богу, непрестанно прославляющему святого своего угодника Александра.

Чудо святого о бесноватом

Не думаю, что правильно было бы и об этом не вспомнить вам. Село есть, называемое Старое; из этого села привезли некоего христианина, одержимого в течение многого времени страшным недугом, в котором люто мучим был злым бесом. Столь люто страдал в недуге том от лютого беса, что все видевшие его исполнялись страхом: кричал страшно нечеловеческим голосом, бросался, словно зверь, на всякого, зубами кляцая, одних ранил, других бил нещадно, и потому держали его руки связанными. И когда помолились о нём у цельбоносного гроба святого, тотчас выздоровел, и исцеление получил, и в добрый разум пришёл, и возвратился в дом свой, радуясь и благодаря и славя Бога и угодника Его преподобного Алексия.

О чудесах святого Александра, случающихся в наши времена и наши лета у чудотворной раки его

Словно источники водные, исходящие от земли и напояющие землю и новые источники образующие, не оскудевают, но ещё более исполняются водой и непрестанно текут, принося сокровища от недр земных, так же и святых чудеса. Подобно тому и святой Александр - святое тело его, во гробе лежащее, - многие и различные исцеления подаёт всем людям, и сколько бы ни принимали исцеления от него, не оскудевает, но ещё более переполняется, словно река великая, не оскудевая, подаёт исцеления с верой приходящим к нему даже и до сего дня, подобно тем чудесам, которые мы сами видели своими глазами.

В лето 7080 (1572) некий человек, родом из преименитого града Владимира, там и живущий, по имени Феодор, пребывал в недуге тяжком, жестоко страдая от лютого беса. Родственники же его, видя его в таком жестоком недуге, сжалились о нём и повезли его в обитель Пречистой Богородицы, к чудотворным мощам благоверного великого князя Александра Невского. И когда везли его и приблизились ко вратам обители, то в тот же час у врат обители больной получил исцеление от недуга по молитвам святого и, в совершенном здравии побывав у раки святого, возвратился в дом свой, непрестанно вознося благодарения Богу, даровавшему такую благодать исцеления святому угоднику Александру.

Чудо святого о жене слепой

Не стану скрывать и это чудо. Некая жена из пределов славного града Владимира, от села, называемого Красным, лишилась зрения, так что не видела ничего, не только людей, но даже и света белого не могла различить. И когда была она у светоносной раки святого, то, по его молитвам, прозрела и увидела свет, словно никогда не страдала недугом своим, и возвратилась восвояси, хваля и славя присносущего Бога и благодаря угодника Его Александра, такой дар от Бога имеющего.

Чудо святого о бесноватом

Добавлю к прежним и такое чудо, случившееся некогда. Привезён был в обитель святого некий человек, нещадно томимый от злого беса страшным недугом. Столь жестоко страдал от недуга своего, что совсем обезумел, так что не узнавал никого из бывших с ним и даже себя; к тому же и волосы на голове своей рвал и язык грыз. Родственники же привели его к гробу преподобного. И когда прочитали о нём молитву, тотчас больной выздоровел, словно никогда и не болел. И вернулись в дома свои, великую славу воздавая угоднику Божию Александру, коему такой дар от Бога дарован.

Таковы сего благоверного благие порождения пресветлые, таков царского семени богосветлый скипетр, таков плод пресладкий, таков цвет присноцветущий, таков крин5 благоуханный, таково житие его досточудное, наипаче же высочайшее и превыше всех, таковы его изрядные и преславные чудеса, их же творит неоскудно и не перестаёт творить до сего дня, их же ради Богу слава ныне и присно и во веки веков, аминь.

Чудо преславное, как явился святой некоему духовному старцу, поехав во всеоружии на помощь благочестивому царю Ивану Васильевичу в приход крымского царя Девлет-Гирея на Молодях, в лето 7080-е (1572-е)

Велегласно же проповедано будет вам и сие. В обители Пречистой Богородицы, в ней же вседражайшее тело святого Александра Невского чудотворца, был некий монах по имени Антоний, долго живший в той обители, соблюдавший все монашеские заповеди, украшенный добрым житием, постник, искусный во всяких духовных подвигах. Он и поведал нам, словно от другого лица, а не от себя, о том, чему сам свидетель был, как о том впоследствии узнали. Поведал же он нам о вещах удивительных и достойных памяти, которые видел у гроба святого Александра во второе лето нашествия на Русь безбожного крымского царя Девлет-Гирея, что на Молодях6. Стоял он, рассказывал, в то время в своей келии на молитве, моля со слезами всемилосердную христианскую заступницу Пречистую Богородицу даровать победу над безбожным врагом благоверному её рабу государю царю [и] великому князю Ивану Васильевичу, всея Руси самодержцу, и не предавать христианский род в руки нечестивых, святого же благоверного великого князя Александра, преподобного Алексия, на помощь призывал. И когда стоял он так на молитве, вскоре восхищен был мановением Божиим и узрел себя умственным зрением стоящим пред вратами обители и скорбящим о случившемся от безбожного крымского царя. И внезапно узрел он двух юношей с пресветлыми лицами, восседающих на двух белых конях и быстро, словно молнии, подъехавших к монастырским вратам. Сойдя у ворот, оставили они коней своих и поспешили, как можно скорее, в церковь Пречистой Богородицы, честного Ея Рождества, где лежит благоверный и великий князь Александр. Монах же тот, будучи человеком разумным, понял по образам их, написанным на иконе, что юноши эти - святые страстотерпцы Борис и Глеб. И когда те светоносные юноши скоро вошли в святую церковь, сей инок последовал за ними. И стоял он, и удивлялся тому, что видел. Когда те светоносные юноши приблизились к церковным вратам, двери сами собою отворились, а свечи, стоявшие у гроба Александра, сами собою зажглись, и никто не отворял двери, ни возжигал свечи. Когда же сии светозарные юноши вошли в святилище Божие и зашли за столп, за которым лежит святой Александр, то обратились к нему с такими словами: «Восстань, брате, княже великий благоверный Александре, да поспешим на помощь и поможем сроднику нашему царю великому князю Ивану, ибо в сей день сражается с иноплеменниками». И как только сказали они это, встал великий князь Александр чудотворец из гроба, словно живой. О чудо, дива предивного исполненное! Ведь не только встал, но и вышел из церкви с двумя теми юношами; у церкви же, никем не удерживаемые, оказались три коня белых, словно снег, с уздою и в упряжи, словно уготованных на брань. Благоверный же великий князь Александр с обоими теми светозарными юношами, воссев на коней своих, погнал спешно, говоря: «Идём к Пречистой Богородице, в соборную богоименитую церковь, к сродникам нашим великим князьям Андрею, и Всеволоду, и Георгию, и Ярославу - да и они пойдут вместе с нами на помощь». Монах же тот пошёл вслед за ними, словно какая-то сила гнала его. И когда пришли они, церковные двери тотчас отворились сами собою, и они спешно вошли в святую богоименитую церковь. И увидел сей инок Всеволода, поспешно вставшего из гроба, и с ним троих других, и всех их, вместе с Александром и теми юношами, стало семеро. И вышли они все семеро из великого святилища церковного, и нашли у церковного притвора семь быстрых коней, изготовленных для битвы, как было прежде. Они же, скорые помощники во бранях отечеству своему, воссели на коней, и, как увидел монах, вскоре все семеро воспарили по воздуху через крепостную стену и устремились, словно молнии, в ту сторону, где находился богоименитый град Ростов, говоря друг другу: «Пойдём в Ростов к соратнику нашему царевичу Петру, чтобы и тот вместе с нами помог против безбожных измаильтян сроднику нашему царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руси». И тут вскоре сделались невидимы, скрывшись из очей того инока. В то же время, как впоследствии стало известно, помощию Божию одержал победу боговенчанный царь, великий князь Иван Васильевич, всея Руси самодержец: христианские полки победили безбожных агарян и с лица земли истребили их, укрепляемые милостью Божиею и святыми молитвами христианской заступницы преславной Богородицы и скорых помощников, угодников Её. Мы же записали это в память последующих родов, да не будут в забвении добродеяния святого, от многих немногие...

Из «Житий святых на русском языке, изложенных по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями»

В основу этого многотомного издания, выходившего в свет в Москве в 1900-1917 годах (из 15 задуманных томов успели выйти 14), положены Четьи Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, выдающегося русского агиографа конца XVII - начала XVIII века. Впрочем, его материалы - особенно если речь шла о русских святых - дополнялись по многим другим источникам. Ниже приведено ещё одно чудо святого Александра Невского, совершённое во Владимире около 1706 года.

В монастырской деревне Угрюмовой, Владимирского уезда, крестьянин Афанасий Никитин подвергся припадкам умоисступления, так что не узнавал окружающих, отказывался принимать пищу, совершенно лишился сна. Внезапно в минуту просветления он начал просить домашних, чтобы они отвели его в Рождественскую обитель к мощам благоверного князя Александра. Родные исполнили его желание, и вот на пути в обитель больной почувствовал себя здоровым и, придя в обитель, в сердечном умилении рассказывал всем, как явился ему святый князь Александр и как сам он указал ему искать исцеления у раки святых его мощей.

(Цит. по: 18. С. 220)

Из надписи на раке святого и благоверного великого князя Александра Невского во Владимирском Рождественском монастыре

Деревянная, украшенная резной работой, «сребропозлащенная» рака, в которой мощи святого князя хранились во Владимирском Рождественском монастыре до их перенесения в Санкт-Петербург в 1723 году, а затем и в Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге, была устроена в 1695 году по повелению царей Ивана и Петра Алексеевичей. В эту раку святые мощи были торжественно положены в 1697 году. Надпись, подробно излагавшая подвиги святого Александра Невского, была сделана наверху по краям раки и в пяти особых медных позолоченных медальонах на её сторонах7.

В сей сребропозлащенной раке положенныя Святыя мощи Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Князя Александра Ярославича, во иноцех Преподобнаго Алексия Невскаго и Владимирскаго и всея России Чудотворца, внука бывша Всеволоду, правнука Георгию Долгоруку, праправнука Владимиру Мономаху, иже был правнук Великому Князю Владимиру Святославичу, во Святом Крещении нареченному Василию, просветившему Российскую землю Святым Крещением, от него же осьмый степень Великих Князей Александр...

В дни благочестивых царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев по благословению великого господина Святейшаго Кир Адриана, архиепископа Московскаго и всеа России и всех северных стран патриарха, устроена сия сребропозлащенная рака в честь и хранение целбоносных нетленных мощей Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра в монасех Алексия Невскаго и Владимирскаго и Всероссийскаго чудотворца, иже почивает блаженно во граде Владимире в пречестной и великой обители Пресвятыя Девы Богородицы Марии в монастыре Рождественском при архимандрите тоа Лавры господине Иосифе Шернове. Потщася радетельно в соделовании строения сего Святейшаго патриархаризохранитель монах иеродиакон Боголеп, мироздания семь тысяч двести третьяго лета (1695 года).

(Цит. по: 127. С. 269-270)

Из «Слова на пренесение и преложение в новоустроенную раку мощей святого благоверного великого князя Александра Невского и Владимирского, в монасех преподобного отца Алексия, всея России чудотворца, еже бысть в лето 7205 (1697-е), месяца иулия в 1-й день»

«Слово» было составлено во Владимирском Рождественском монастыре и повествует о торжественном переложении святых мощей князя Александра в новую раку. Знаменательное событие состоялось 1 июля указанного года, и этот день должен был стать ещё одним днём памяти святого князя.

Месяца иулиа к 1 числу собрася града того (Владимира. - А.К.) и окрестных сёл и весей множественный народ и священнаго чина и причта церковнаго безчисленно. И соторше вечернее пение и всенощное бдение благодарение всегосподственней единице Отцу и Сыну и Святому Духу за вся Его неизреченная к нам благая воздаша, такожде и Пречистей Деве Богородице Марии и преподобному отцу Алексию8 чествование по предложению церкве принесоша. Во утрие же иулиа месяца 1-го числа в день неделный пред божественною и святою литоргию наченши молебное пение чиновне. Чудотворивыя святаго Александра, преименованнаго Алексиа мощи честне на ременах священнослужители возложиша и с кадилы и свещами и псалмопении благоговейно к новой раце принесше, в новую ракку положиша, идеже место устроено бысть в стене ко святому олтарю между дву храмов святых, един Пречистыя Девы Богородицы Рожества, вторый же святаго великомученика Георгиа, идеже и ныне святыя те мощи в новоустроенной ракке в созерцание всякой душе христианстей предълежат. Их ж чествующе православнии народи всякаго пола, чина же и возраста верно лобызают. И достолепне покланяющеся священие и прощение грехов и целбы получают. Тако убо всеблагий Бог прославляет святыя угодники Своя на земли и на небеси, яко вседушно его возлюбиша и послужиша в благоверии и чистоте. Их же ревновати благочестнаго жития всякому человеку подобает, да свободимся от всякаго зла и вражиих наветов и получим зде и во Царствии небесном благая о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же со Отцем и Святым Духом честь и слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И в той день пренесения ради и преложения святых мощей благовернаго сего святаго Александра во обители святей празднество сотворяти уставиша.

(67. С. 254-255)

Однако празднество 1 июля в Русской церкви так и не утвердилось9. Причиной тому стало перенесение спустя 26 лет, в 1723 году, мощей святого князя из Владимирского Рождественского монастыря в Санкт-Петербург по личному повелению императора Петра I.

Примечания

1. Параекклисиарх (или кандиловозжигатель) - пономарь, в обязанности которого входит зажигание светильников в храме.

2. То есть митрополии, в данном случае - Москвы.

3. В некоторых списках «Владимирской» редакции Жития названо имя монаха Красовцова - Нил (20. С. 28).

4. Здесь, вероятно, соединены два различных чуда святого Александра, о которых более подробно рассказывается во «Владимирской» редакции Жития. Приведём этот текст: «Поведали иерей той же обители Феодосий и диакон Пахомий: "Сие, - рассказывали, - видели своими глазами. Привезли некоего сына боярского из города Пскова, одержимого болезнью, именем Симеона, и когда сотворили мы молебен о нём у гроба блаженного великого князя Александра, то вскоре он получил исцеление и отошёл, радуясь, восвояси".

На следующий день, в воскресенье, привезли иного сына боярского из того же города Пскова, одержимого болезнью, по имени Михаил и по прозвищу Забелин. И по совершении молебна прикоснулся он к честной раке блаженного Александра, и тотчас получил исцеление, и прославил Бога, и отошёл, радуясь, восвояси» (20. С. 29).

5. Крин - лилия.

6. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей подступил к Москве и полностью сжёг её, уведя в полон огромное число христиан. На следующий год орды Девлет-Гирея вновь двинулись на Москву, но были остановлены и разбиты русским войском во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским у села Молоди в 45 километрах от столицы.

7. В середине XVIII века рака была вложена в драгоценную серебряную раку, в которой мощи святого Александра Невского покоились до 1922 года. В настоящее время - в Государственном Эрмитаже. В 1997 году, во время археологических раскопок на территории Владимирского Рождественского монастыря, обнаружена и первая деревянная гробница, в которой предположительно был погребён князь Александр Невский. Её нашли под толстым слоем земли в певнице - специальном сооружении, возведённом в южной части собора. Заслуживает внимания тот факт, что гробница была обнаружена 30 августа - в день празднования перенесения мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург (118. С. 31).

8. То есть Александру Невскому.

9. Общее падение нравов и кризис веры в Петровскую эпоху отразились и на отношении к мощам Александра Невского (которые, как мы помним, сильно пострадали от пожара ещё в конце XV века). Во время розыска по так называемому «второму Суздальскому делу» 1720-1721 годов выяснилось, что бывший ростовский епископ Досифей советовал архимандриту Рождественского монастыря Гедеону прибавить в раку Александра Невского «хотя бы простых человеческих костей и голову приложить какого ни есть человека, давно умершего». К счастью, Гедеон этим советом не воспользовался и «того никогда не учинивал» (цит. по: 114. С. 248).

Митрополит Киевский и Владимирский Кирилл служил обедню в Успенском соборе Владимира, когда вошедший в храм скоротеча сообщил о кончине Александра Невского в Городце. Митрополит вышел к народу и, подняв руки к небу, возгласил: «Чада мои! Разумейте, яко уже заиде солнце земли Суждальской! Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суждальстей!» И весь собор: бояре, иереи, дьяконы, черноризцы, миряне, нищие и богатые, воины и купцы, и все люди - ответили рыданиями, воплями и плачами. Были слышны слова: «Уже погибаем!»

Стоял сильный мороз. На дорогах установился крепкий снежный наст. Тело святого князя повезли из Городца через Стародуб ко Владимиру. Вдоль пути повсюду стояли люди и встречали тело любимого князя с воплями, плачем и причитаниями. Митрополит со всем причтом церковным, с горящими свечами и кадильницами вышел встречать тело святого князя к Боголюбову, где некогда великий князь Андрей Боголюбский построил чудный дворец, храмы и два монастыря - Боголюбов Рождество-Богородиц-кий и Спасский Златовратский - и наполнил их чудотворными иконами.

Когда показался великокняжеский стяг с образом Святого Спаса, который несли перед гробом дружинники, в народе поднялось большое волнение. Раздались такие крики и вопли, что казалось, будто земля разверзлась и началось землетрясение.

«О горе вам, бедные люди! - передавал впоследствии свои чувства от погребения князя один из его участников. - Как возможно понять кончину господина нашего! Как не выпадут из глаз зеницы вместе со слезами! Как не разорвется в груди сердце от отчаяния! Отца ведь человек может оставить, а доброго господина никогда невозможно забыть: если бы я мог, то в гроб его влез бы и лег рядом с ним!»

Крики «Уже погибаем!» раздавались на улицах и площадях стольного града. Люди теснили друг друга, желая дотронуться до гроба. Наконец гроб внесли в храм.

Погребение состоялось 23 ноября во Владимире, в храме Рождества Пресвятой Богородицы - «Архимандритии великой». Рождественский Богородицкий мужской монастырь располагался в юго-восточной части Кремля, на возвышенном месте над Клязьмой. Он был основан великим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в 1191–1192 годах и считался первым в церковной иерархии. В нем с 1250 по 1274 год жил митрополит Кирилл, управлявший митрополией и владимирской епархией.

На панихиде митрополит сперва прочел отходную молитву, а потом - духовную грамоту.

Затем зазвучали псалмы и рыдания народа заглушили погребальное пение. Сами певцы на клиросах едва могли петь: их пение прерывалось рыданиями. Митрополит с трудом совершал погребальный чин. Наконец пришло время главного действия.

Автор Жития святого Александра Невского повествует со слов очевидцев о том, что, когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к находящейся в центре храма гробнице, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, рука святого князя согнулась, затем распростерлась и взяла грамоту, после чего снова сжалась.

Присутствующих в храме объял ужас. Все оцепенели и едва смогли отойти от раки страстотерпца.

В чуде с духовной грамотой увидели явное проявление святости Невского героя. Позднее митрополит Кирилл и эконом Севастьян заказали некоему монастырскому книжнику написать Житие святого Александра Невского для местного почитания князя, ибо святость его, впоследствии многократно подтвержденная нетлением тела и чудесами от мощей, - есть освидетельствование о Христе, прославляющем Бога Творца со Святым Духом в жизни и смерти, в телах и душах во имя спасения.

Святой благоверный князь Александр Невский вызывает в памяти скорее героический кинообраз, дополненный витязем в латах из центральной части триптиха художника Павла Корина да профилем на советском воинском ордене. И лишь недавно мы стали вспоминать, что полководец и дипломат перед смертью принял схиму с именем Алексий и многими поколениями русских людей воспринимался как чудотворец.

Об этом свидетельствует чудо с духовной грамотой. Во время обедни в Успенском соборе Владимира вошедший в храм скоротеча объявил о кончине Александра Невского в Городце. В сильный мороз народ вышел встретить тело любимого князя, которое везли ко Владимиру через Стародуб. Погребение состоялось 23 ноября 1263 года во владимирском храме Рождества Пресвятой Богородицы - "Архимандритии великой". На панихиде митрополит Киевский и Владимирский Кирилл прочел сначала отходную молитву, а потом - духовную грамоту.

Автор Жития святого Александра Невского со слов очевидцев рассказал, когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к находящейся в центре храма гробнице, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, произошло "чудо дивное, достойное памяти": "Он же сам, акы жив сущи, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. И объял их ужас и едва отступили от гробницы его".

Как пишет биограф Александра Невского и переводчик его Жития на современный русский язык Юрий Бегунов, "в чуде с духовной грамотой увидели явное проявление святости Невского героя. Позднее митрополит Кирилл и эконом Севастьян заказали некоему монастырскому книжнику написать Житие святого Александра Невского для местного почитания князя, ибо святость его, впоследствии многократно подтвержденная нетлением тела и чудесами от мощей, есть освидетельствование о Христе, прославляющем Бога Творца со Святым Духом в жизни и смерти, в телах и душах во имя спасения".

Число чудес, которые Александр сотворил при своей земной жизни, существенно возросло в XIV столетии, но уже в первой редакции Жития упоминаются два события, названные чудом. Вообще-то, речь идет о трех чудесах, но третье связано с чудом духовной грамоты, которое произошло уже после кончины страстотерпца.

"Ижорское чудо" произошло в 1240 году и связано с Невской битвой. На другом берегу Ижоры, что называется "бугры", как сказано в Житии, "где полки Александра не могли пройти, нашли многое множество врагов, перебитых ангелом Божиим. Оставшиеся бежали, а трупы погибших своих набросали в корабли и потопили в море". Отчего шведы пали там, где русские не сражались, никто не знал, и решили, что помог нашим "ангел Божий". Кстати, судя по летописям, потери новгородцев и ладожан были небольшими. Пало 20 человек, имена некоторых наиболее видных горожан приведены в исторической хронике.

Невская битва не была грандиозным военным столкновением и не отличалась от других стычек того времени невероятным количеством сражающихся. На этом основании критики князя Александра рассматривают его боевые заслуги, как не связанные с ведением подобия мессианской войны. Певцам "крестовых походов" даже в голову не приходит, как можно было ликовать по поводу "незначительного" сражения на реке Неве. Историки возражают им, что после этой победы русского оружия, шведы вплоть до 1256 года не вторгались в пределы Новгородской республики. Но лучшим ответом звучит данное народом Александру прозвище Невский.

Второе чудо повествует о видении "старейшиной земли Ижорской, по имени Пелгуй", нареченного в святом крещении Филиппом, святых мучеников Бориса и Глеба, спешивших помочь "сроднику своему Александру".

В тексте второй редакции Жития великого князя Александра Ярославича упоминается о помощи, которую оказали ему святые князья Борис и Глеб во время битвы на льду Чудского озера, хотя в Житии это событие не названо "чудом". Агиограф передает: "И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божьей, святой Софии и святых мучеников Бориса и Глеба, которые нас ради прежде кровь свою проливали". Это случилось 5 апреля 1242 года, в день памяти мученика Клавдия, на Похвалу Пресвятой Богородице.

Созданный в другую историческую эпоху образ Александра Ярославича не грешит против истины хотя бы уж тем, что и для средневекового русского агиографа в князе воплотился идеал христианского властителя. В Житии сообщается о благочестии Александра, о почтении, с которым он относился к православному духовенству, о его участии в закладке храмов, а принятие на смертном одре монашества объясняется величайшим желанием "его паче меры ангельскаго образа". Агиограф ничего не говорит ни о страданиях князя от насилия, ни о мученической смерти за веру христианскую или аскетическом бегстве от мира сего, как в житиях других святых русских князей. Александр Невский стоит первым в ряду правителей, сражавшихся за землю Русскую, и по этой причине он причислен к лику святых.

…Прошло почти сто двадцать лет, наступил 1380 год - битва на Куликовом поле. Русскими войсками руководил Дмитрий Донской - правнук Александра Невского. Накануне сражения пономарь Рождественского монастыря увидел: в церкви сами собой зажглись свечи, из алтаря вышли два старца, приблизились к гробу и стали молить князя «восстать на помощь правнуку». Битва произошла в этот же день, и, как известно, русские победили. Ну, а когда вскрыли гробницу, обнаружили, что мощи, пролежавшие 117 лет, нетленны.

Свидетелем еще одного чуда был Иван Грозный. Царь шел походом на Казань и остановился во Владимире. Во время молитвы у мощей Александра у одного из приближенных царя Аркадия полностью исцелились руки, покрытые язвами. Грозный воспринял это как доброе предзнаменование, и действительно, Казань была взята. Ну а к мощам вот уже многие столетия люди обращаются с просьбами об исцелении и получают его.

Когда в 1571 году к Москве приближался хан Давлет-гирей, монаху Антонию во Владимире было видение: двое юношей вошли в церковь - это были святые Борис и Глеб. Они призвали благоверного князя помочь Руси, и он восстал из гроба.

Образ святого князя менялся со временем, приобретая все больше и больше черт не местечковых, а общерусских. Это связано и с решением императора Петра Великого сделать Александра Невского святым покровителем Петербурга и перенести его останки из провинциального Владимира в столицу Российской империи. Примечательно, что еще в начале XIX века Александр Невский не был символом не только антизападным, но и даже антинемецким. Более того, по инициативе Фридриха-Вильгельма III в резиденции прусского короля в Потсдаме была построена небольшая церковь, освященная именем победителя Тевтонского ордена, задуманная как "вечный памятник искренней привязанности и дружбы" между российским императором и прусским монархом.

Память о святом Александре Невском почитается в церковные праздники 23 ноября (6 декабря) и 30 августа (12 сентября).



Люди