Когда паломничество в мекку году. Обязательные действия во время хаджа. Что нужно знать о Мекке

«УммаТур» организует хадж-туры в Мекку и Медину. в 2019 году Хадж проходит в августе.

Хадж – это обязательное паломничество, совершающееся верующими, которые обладают материальными и физическими возможностями посетить святые земли Мекки и Медины. «УммаТур» организовывает хадж туры 2019 и помогает осуществить наилучшим образом одно из самых важнейших событий в жизни мусульманина. Этот столп возможно исполнить только в определённый месяц календаря Хиджры. Поездка в хадж 2019 будет организована в августе.

Суть хаджа

Хадж – это целый ряд обязательных обрядов, выполнение которых приближает мусульманина к Всевышнему Аллаху и символизирует веру, единство и равенство паломников.

История Хаджа

Пророк Адам (а.с.) и его супруга Хава соорудили дом богослужения и поклонения Господу миров на том месте, где сейчас расположена Священная Кааба. Однако Великий потоп его разрушил. После Всевышний Аллах указал путь пророку Ибрахиму (а.с.) к землям Священной Мекки. На месте первого дома поклонения Ибрахим (а.с.) возвёл Священную Каабу и побудил всех верующих к богослужению.

Совершение хаджа

Не каждый мусульманин может совершить хадж. Перед поездкой необходимо убедиться в соблюдении всех правил и условий. Вот некоторые из них:

  • Отправиться в паломничество по священным местам может только совершеннолетний мусульманин в здравом уме и рассудке, с хорошим физическим состоянием.
  • Человек должен быть свободен не только духом, но и телом: не быть рабом или заключённым.
  • Поездка не может быть совершена в долг и при наличии других задолженностей. Для хаджа должно быть достаточно материальных возможностей для обеспечения себя и своей семьи.
  • Нужно быть готовым к тому, что во время совершения хаджа в состоянии ихрама мусульманину запрещено стричься, надевать украшения, а также проявлять какие-либо действия, связанные с браком, сексуальной близостью и т.д.

К обязательным обрядам, совершаемым во время хаджа относятся фарды (фарзы) и ваджибы.

Фарды – это действия с четкими и понятными указаниями из Корана. Мусульманину необходимо вступить в состояние ихрама, совершить стояние на горе ‘Арафат и ритуал тавафа-ифада.

Условия ваджибы близки к обязательным:

  • Войти в состояние ихрама;
  • Принять то, что можно, а что нельзя делать в ихраме;
  • Совершить стояние на ‘Арафате с дня и до самого вечера;
  • Провести время в долине Муздалифа;
  • Совершить три крайних обхода;
  • Сделать приветственный таваф в состоянии очищения водой в одежде, закрывающей ‘аурат;
  • От черного камня сделать таваф в левую сторону;
  • Сделать два рака’ата намаза;
  • Семь раз пробежать между двумя холмами Сафа и Марва;
  • Бросать камни в столбы;
  • Сделать жертвоприношение;
  • Состричь волосы после ихрама;
  • В любом ритуале соблюдать четкую последовательность;
  • Сделать прощальный таваф, если Вы неместный житель.

Если паломник пропустит какой-либо пункт, то необходимо сделать жертвоприношение в качестве наказания. Либо нужно восполнить невыполненный Ваджиб.

Срок хаджа

Время проведения хаджа каждый год меняется. Это связано с тем, что паломничество совершается по мусульманскому календарю, который называется Хиджра.

«День Арафат» выпадает на девятое число месяца и считается самым важным днём хаджа, в который мусульманин должен остерегаться любых промахов и ошибок.

Ежегодно миллионы мусульман со всего мира съезжаются в Саудовскую Аравию, чтобы совершить одно из обязательных предписаний Корана – хадж. Однако осуществить паломничество разрешено не всем приверженцам ислама.

Главное событие

В аравийской Мекке в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Мусульмане верят, что это первый построенный на земле храм. Предания повествуют о том, что Каабу построил библейский Адам, однако во время Всемирного потопа храм был уничтожен. Только спустя многие века по указанию Всевышнего на месте прежнего храма Ибрахим (библейский Авраам) вновь возвел священную Каабу – так свидетельствует Коран.

Слева от храма лежит черный камень (Хаджаруль-Асвад): именно с этого места паломники начинают совершать обряд обхода Каабы. Как говорят хадисы, камень – белый яхонт – был ниспослан Ибрахиму из Рая ангелом Джибрилем (Гавриилом). Согласно легенде, изначально цвет камня был белее молока, однако прегрешения людей со временем сделали его черным.

Хадж входит в число пяти столпов ислама (обязательных для исполнения предписаний) наряду с шахадой (произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его»), намазом (ежедневная пятикратная молитва), уразой (пост во время месяца Рамадан) и закятом (налог в пользу бедных).

Происходит паломничество во время 12-го по счету месяца исламского календаря – Зуль-хиджа (через 2 месяца после окончания Рамадана). Учитывая, что лунный мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, время хаджа каждый год меняется. В 2017 году он начался 31 августа. Длительность обрядов хаджа три дня – с 8 по 10 числа Зуль-хиджы.

Перед тем, как совершить первый обряд – обход вокруг Каабы против часовой стрелки – паломник должен быть облачен в белые одежды. Они призваны скрыть повседневный наряд, который мог бы выдать статус паломника. Перед богом равны все, и богатый и бедный.

Далее паломник совершает семикратный бег между холмами Сафа и Марва, после чего он утоляет жажду из источника Зам-Зам. Кульминацией хаджа является обряд стояния с полудня до захода солнца в долине Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. В течение светлого времени суток паломник читает молитвы, а после заката направляется в долину Муздалифа, где принимает участие в коллективной молитве.

Священная обязанность

Хадж – священная обязанность каждого правоверного мусульманина. Совершивший его получает почетный титул хаджи, что дает ему право носить зеленую чалму (любимый цвет Пророка, наряду с белым). Откуда пошла эта традиция?

В священном предании говориться, что Пророку Мухаммеду как-то задали вопрос: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Его спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». Его снова спросили: «А после этого?» Он произнес: «Безупречный хадж».

Духовное значение хаджа в том, что решение его совершить принимается индивидуально и добровольно, ради поклонения Единому Богу. В период хаджа все паломники становятся «гостями Аллаха». Покидая на время свой дом, и перенося все тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Согласно хадисам, Мухаммед сказал: «Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их».

Смогут не все

Несмотря на то, что хадж – это обязательное для исполнения предписание ислама, ряд ограничений могут помешать его совершить. Так, паломничество можно совершать только на средства, заработанные собственным трудом. Хадж, совершенный на деньги, взятые в долг, считается недействительным.

Кроме этого, для совершения хаджа нужно быть совершеннолетним, психически и физически здоровым человеком, осознавать и не отрицать обязательность хаджа, иметь достаточно средств, чтобы обеспечить как свое паломничество, так и содержание семьи, которая останется дома. Не мусульманин к хаджу не допускается.

Одним из важнейших условий хаджа является ихрам – особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для обретения этого состояния требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния, состоящие из двух кусков простой белой ткани, и соблюдать правила ихрама.

В период паломнической поездки мусульманин не может заниматься торговлей, вступать в супружескую близость, курить, гневаться, обижаться или обижать кого-либо. Паломник не должен причинять вред всему живому: убивать животных или насекомых, рвать траву или листья. Он не может надевать украшения, пользоваться парфюмерией и благовониями, умащать голову и тело какими-либо маслами,бриться, стричь волосы и ногти. При нарушении этих запретов хадж будет признан несостоявшимся.

Женщины имеют право совершать хадж наравне с мужчинами, однако эта поездка накладывает на них ряд дополнительных обязательств. В частности, они одеваются, как предписано мусульманкам в обычные дни, при этом оставляя лицо и кисти рук открытыми. Так же по требованию МИД Саудовской Аравии у женщин моложе 45-летнего возраста должен быть сопровождающий, так называемый махрам – мужчина из близких родственников не младше
18 лет.

В сто тысяч раз сильнее

По окончании хаджа верующие направляются на родину Пророка Мухаммеда – в Медину. Все жители этого города, как и паломники, облачены в белые одежды, они подчеркнуто гостеприимны и приветливы: ведь паломники – это гости Аллаха, которым необходима помощь и поддержка.

В хадисах есть указания на то, что намаз в мечети Пророка в Медине в тысячу раз более ценен, чем намаз в любом другом храме – за исключением заповедной мечети Аль-Харама в Мекке, где молитва имеет 100-тысячекратную силу.

Мечеть в Медине – одно из самых грандиозных сооружений исламской архитектуры, поражающее роскошью убранства. Здесь расположена комната супруги Пророка – Айши, в которой Мухаммед и похоронен согласно его завещанию. Рядом расположены могилы первых сподвижников Пророка – Абу Бакра и Умара.

Немного цифр

В 2016 году хадж совершили 1,8 млн. человек из них россиян было 15,5 тысяч. Согласно данным статистического ведомства КСА, 55% паломников были мужчинами, 45% – женщинами. Паломничество в Мекку дело недешевое. Так, в 2017 году эконом вариант хадж-тура обходился в среднем за $2,6 тысячи при прямом перелете из Северного Кавказа, и около $3-3,6 тысячи для лиц, следовавших из Москвы. За вип-туры паломник должен был отдать порядка $6 тысяч. Для жителей Северного Кавказа существуют также комбинированные бюджетные маршруты (автобус + самолет), которые в 2017 году стоили $1950.

с 1 по 8-числа зуль-хиджи
1. По дороге в Мекку: облачиться в ихрам.
2. Расположиться в гостинице в г. Мекка.
3. Посетить мечеть аль-Харам.
4. Зайти в мечеть правой ногой и прочитать дуа.
5. Обойти вокруг Каабы 7 раз, совершить молитву за макамом.
6. Пробежать 7 раз между Сафой и марвой, попить Зам-зам.
7. Зайти в салон и подстричься.
8. Прочитать вместе с джамаатом обязательные молитвы.
9. Вернуться в гостиницу, снять ихрам и переодеться.

8-число зуль-хиджи
1. После восхода солнца: ихрам, затем в долину Мина.
2. В течении дня: намазы в джамаате в Мине.

9-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: к горе Арафат
2. В обед: намазы в джамаате в мечети Намира
3. Читать молитвы, зикры и испрашивать прощение.
4. После вечернего намаза: отправится в Муздалифу.

10-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: направится в Мину.
2. Пойти бросить 7 камешек в джамарат аль-ъакаба.
3. Жертвоприношение (если вы не поручили это другим).
4. Подстричься, снять ихрам и переодеться в палатках
5. Поехать в аль-Харам, сделать таваф и сай

11,12,13-числа зуль-хиджи
1. После обеденного намаза: посетить 3 джамарата.
2. Перед отъездом совершить таваф аль-вадаъ

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Хадж начинается с 8-го числа зуль-хидж и, который носит название «День тарвия» . После восхода солнца, паломник, совершающий Хадж таматтуъ , входит в состояние ихрама. Перед этим он совершает то же, что и перед ихрамом умры: берет гусль, умащивается благовонием и совершает намаз. Затем он облачается в ихрам в том месте, где проживает или остановился. Что касается паломников, совершающих Хадж киран и ифрад, то они не входят в состояние ихрама, так как и не выходили из него все это время.

Ночевка в долине Мина.

Далее паломники (совершающие все три вида хаджа) направляются в долину Мина (1) (Ночевка в Мине в День тарвия относится к сунне являясь добровольным действием) , до наступления времени намаза зухр (полуденный намаз). В Мине совершаются намазы зухр, аср (послеполуденный), магриб (вечерний) и иша (ночной), причем 4-х рака"тные намазы сокращаются до 2-х рака"атов. Паломники ночуют в Мине, а утром 9-го числа зуль-хиджи совершив намаз фаджр (утренний намаз), направляются к горе Арафат . Те, кто прибыли в Мину до 8-го числа зуль-хиджи , входят в ихрам после восхода солнца здесь же.

ВТОРОЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Второй день Хаджа, называется День Арафа.

9-го числа зуль-хиджи , после утреннего намаза, паломники ожидают восхода солнца, после чего направляются к горе Арафат (2) спокойно, без суеты и давки, совершая зикр (поминание Аллаха), читая Коран, произнося слова тальбии, читают: «Ля иляха илляллах, Аллаху акбар, Альхамду лиллях», вознося благодарность Господу миров.

Стояние на Арафате
Стояние на Арафате является одним из обязательных столпов хаджа, без которого последний будет не действителен. Как сказал посланник Аллаха (с.а.у.): «Хадж-это Арафат» . (Абу Дауд и ат-Тирмизи)

День Арафата - лучший из дней, над которым восходило солнце. В этот Великий день все паломники собираются на Арафате и стоят здесь от восхода до заката солнца. В сборнике «Сахих» Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах!), что пророк(с.а.у.) сказал:

«Нет такого дня, подобного дню Арафата, в котором Аллах так много освобождает Своего раба от огня. И Всевышний, спускаясь на ближайшее небо, хвалится перед Своими ангелами, говоря: «Чего хотят эти (Мои рабы)?».

Паломнику желательно, по возможности, остановиться у мечети Намира перед наступлением намаза зухр, так как это является сунной. Во время намаза зухр читается один азан и два икамата (икамат произносят непосредственно перед началом каждой обязательной молитвой).

Затем имам читает хутбу (проповедь) с наставлениями для людей и совершает вместе с остальными мусульманами намаз зухр и аср, объединяя их и сокращая каждый из намазов до двух рака"атов, как это делал пророк (с.а.у.). Дополнительные намазы совершаются по желанию. Так как часть мечети находится вне границ горы Арафат , то паломнику после намаза следует удостовериться, что он действительно находится в ее пределах.

Передают, что ‘Урва ибн Мударрис, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал:

«Кто присутствовал на нашем намазе в Муздалифе и простоял с нами до тех пор, пока мы не тронулись в путь, а еще раньше простоял в долине Арафат днем или ночью, тот совершил хадж и выполнил его обряды». (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа)

Это важно знать:

1. В день Арафа паломнику необходимо находиться на территории горы Арафат до захода солнца.
2. Мечеть Намира находится на территории горы Арафат, однако часть ее, а именно восточная сторона, находится вне границ Арафата. Поэтому паломнику необходимо помнить об этом и обращать внимание на указатели внутри мечети.

Примечание: День Арафа-самый важный день Хаджа. Поэтому паломникам нужно остерегаться любых ошибок, которые могут лишить их награды и воздаяния за Хадж.

1. Не следует останавливаться за пределами Арафата, находиться там до захода солнца и отправляться к долине Муздалифа раньше времени. Кто поступил таким образом, тот не совершил хадж;

2. Нельзя покидать Арафат до захода солнца. Это запрещено, так как противоречит действиям пророка (с.а.у.);

3. Не разрешается создавать давку и толкотню с применением силы для того, чтобы взобраться на гору Арафат (джабаль ар-Рахмах) и достичь вершины, обтирать камни с целью получения благословения и совершать на вершине горы намаз.

4. Большой ошибкой является направление лица в сторону горы Арафат во время ду"а.

Прощальная проповедь пророка (с.а.у.)

В день жертвоприношения Пророк (с.а.у.) произнес проповедь и сказал: «Знаете ли вы, какой сегодня день?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот день другим именем, но он спросил: «Разве это не день жертвоприношения?» Люди ответили: «Конечно». Он сказал: «А какой сейчас месяц?» Они ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот месяц другим именем, но он спросил: «Разве сейчас не месяц зу-ль-хиджжа?» Люди сказали: «Конечно». Он сказал: «А что это за город?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники опять подумали, что он назовет этот город другим именем, но он спросил: «Разве это не священный город?» Люди сказали: «Конечно».

Тогда он сказал: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество также неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля, и они останутся неприкосновенны до того дня, когда вы встретитесь с вашим Господом. Донес ли я до вас послание?» Люди ответили: «Да». Он воскликнул: «О Аллах, будь свидетелем! И пусть присутствующие оповестят об этом тех, кто отсутствовал, ибо
может случиться так, что человек, до которого донесут знание, сможет лучше сохранить его, чем тот, кто услышал его впервые...». (аль-Бухари и Муслим)

Долина Муздалифа

9-го числа зуль-хиджи после захода солнца паломники направляются к долине Муздалифа (3).

По прибытии, не откладывая, совершают намазы магриб и иша, объединяя и сокращая намаз иша, с одним азаном и двумя икаматами. Паломники остаются на ночь в Муздалифе, часто произнося тальбию, поминая Аллаха, будучи благодарными Ему за оказанную милость и благодеяние в совершении обрядов хаджа.

Часто совершаемые ошибки в Муздалифе:

1. Не следует собирать камешки сразу же по прибытии в Муздалифу, до совершения намаза магриб и иша;

2. Быть убежденным, что камешки для бросания в джамарат нужно набирать исключительно в Муздалифе;

3. Мыть камешки, предназначенные для бросания в джамарат, так как нет никаких достоверных хадисов, утверждающих, что пророк (с.а.у.) совершал нечто подобное.

Правильные действия в Муздалифе

Ночевка в Муздалифе и совершение утреннего намаза в этой долине, является сунной. Женщинам, ослабленным людям, детям и ответственным за них разрешается покинуть долину Муздалифа после полуночи и отправиться к палаткам в Мину.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Согласно сунне 10-го числа зуль-хиджи , паломнику после утреннего намаза желательно находится в Муздалифе у горы «аль-Машъар аль-харам». Ему следует, обратившись в сторону киблы, часто поминать Аллаха, возвеличивать Его и просить, о чем пожелает.

Затем все паломники незадолго до восхода солнца отправляются к долине Мина, где по пути собирают семь небольших камешков, размером с фалангу, чтобы бросить их в Джамарат аль-акаба (4). Остальные камешки для последующих дней собираются в Мине. Таким образом, паломник, произнося тальбию, в смирении и поминании Аллаха, держит свой путь к Мине.

"Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) в день жертвоприношения бросал камешки до полудня, а в остальные дни - после полудня". (Муслим)
Долина Мина.

Бросание камешков
а) Прибыв в Мину, паломник спешит к джамарат аль-ъакаба , находящегося рядом с Меккой. При приближении к джамарат аль-ъакаба тальбия прекращается и паломник бросает в стену 7 камешков . Необходимо бросать камешки один за другим. Если бросить несколько камешков сразу, то это засчитывается только за один бросок. Также при каждом броске желательно, возвеличивать Аллаха словами: «Аллаху акбар».

Будьте бдительны и осторожны в 1-день Джамаратов. Если Вы вместе с семьей или со слабыми людьми, то Вам следует переждать и
отправиться к джамарату позже. Так как к началу времени открытия джамаратов, там скапливается наибольшее количество людей. После бросания камешков в джамарат аль-ъакаба паломник начинает возвеличивать Всевышнего:

"Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Лә иләһә иллаллаһу Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар уа лилләһил хамд".

Перевод: "Аллах велик (трижды), нет божества, кроме Аллаха. Аллах велик, Аллах велик, и Ему принадлежит вся хвала".
Жертвоприношение
б) Приношение в жертву животное. Каждый, на ком возлежит обязанность совершить жертвоприношение, должен зарезать одно из трех жертвенных животных: барана, корову или верблюда. Мясо едят и раздают бедным. Сегодня обязанность резать и раздавать нуждающимся берут на себя некоторые предприятия, которые выдадут вам чек и исполнят этот обряд вместо вас.

День жертвоприношения-это первый день праздника ъид аль-Адха (Курбан айт). Все мусульмане на Земле, на востоке и западе, на севере и юге, и паломники в Мине с радостью встречают благословенный праздник жертвоприношения, закалывают жертвенное животное, приближаясь тем самым ко Всевышнему Аллаху.
Бритье или укорачивание волос
в) После того, как паломник закончит бросать камешки в джамарат аль-ъакаба на 10-й день зуль-хиджи, ему следует побрить голову или подкоротить волосы. Но сбривание предпочтительней, что же касается женщины, то она укорачивает свои волосы на длину одной фаланги. После бритья головы, мусульманин снимает с себя две белые материи, в которые был облачен, переодевается в повседневную одежду и частично выходит из состояния ихрама, после чего ему разрешаются все вещи, кроме близости с женой.

Данный порядок является предпочтительным, хотя разрешается совершать эти обряды и в другом порядке.

Часто допускаемые ошибки при бросании камешков:

1. Убежденность некоторых паломников в том, что камешки бросаются в шайтанов. Поэтому бросание сопровождается руганью и проклятиями. На самом деле это не так, в шариате обряд бросания камешков предназначен для поминания Аллаха.

2. Когда люди не смотрят на указательные знаки, идут против основного потока, пытаясь сделать все быстро. Нельзя брать с собой какую-либо поклажу, которая может рассыпаться, а другие люди споткнутся о нее. Именно эти действия очень часто приводят к давке, толкотне и смерти особенно на мосту, где расположены джамараты.

3. Когда паломники бросают в джамарат крупные камни, обувь, палки и пр., что является чрезмерностью в религии, запрещенной нашим пророком (с.а.у.). Паломнику следует проявлять мягкость, и дружелюбие к своим братьям, выбирать удобное и безопасное место для бросания. Попадание камешков в стену не обязательно, достаточно попасть в колодец.

Таваф аль-ифада (таваф хаджа)

Таваф аль-ифада является одним из столпов хаджа, без которого последний будет неполным. После бросания камней в джамарат аль-ъакаба, утром праздничного дня, паломник направляется к Мекке (5) , чтобы совершить семь кругов Тавафа аль-ифада, затем семь раз са"й, в случае если он совершает Хадж таматтуъ. Или же если он совершает хадж ифрад и киран, но по прибытии в Мекку после Тавафа аль-кудум не совершил са"й для хаджа. Таваф аль-ифада можно отложить и совершить его по возвращении из Мины на 4-день Курбан айта после джамаратов.

После тавафа аль-ифада в день жертвоприношения паломнику разрешаются запрещенные во время ихрама вещи, вплоть до близости с женой.

ДНИ ТАШРИКА. 11-13 зуль-хиджа

Дни ташрика начинаются с момента вхождения ночи 11 числа зуль-хиджи и продолжаются до 13 того же месяца. Т.е. Дни ташрика-это 4,5,6-ые дни Хаджа или 2,3,4-ые дни Курбан айта.

1. После тавафа аль-ифада в День жертвоприношения паломник возвращается в Мину для ночевки там в течение трех дней ташрика.

2. Или ночует в Мине только две ночи, если он спешит.

Дни ташрика, распорядок на 3 дня:

1. Совершение утреннего намаза с джамаатом (можно в палатках, но лучше всего в мечети)

2. Частое поминание Аллаха с помощью зикров и ду"а;

3. После полудня (когда солнце минует зенит) совершение намаза зухр и бросание камешков во все три джамарата. При этом не забывая произносить слова "Аллаху акбар" с каждым броском камешка. Необходимо спокойно совершать обряды, не ругаясь, не грубя и не препираясь с другими.;

4. Если есть возможность, то желательно съездить в город и до вечера провести время в Масджид аль-Харам, совершая таваф, а также доп. и обязательные молитвы.

5. Разрешается также ночевать в Мине не 3 дня ташрика, а только 2.

"Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней ташрика). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны" (аль-Бакара, 203).

Согласно сунне паломнику после бросания камешков в джамарат ас-сугра и аль-вуста следует, обратившись лицом к кибле и подняв руки, просить Всевышнего, о чем пожелает. Что касается джамарата аль-ъакаба, то после него не останавливаются и не делают ду"а;

Тому, кто пожелает покинуть Мину раньше на один день следует 12-го зуль-хиджи после полудня бросить камешки в три джамарата. Затем покинуть Мину до захода солнца. Если же паломник не успеет уехать отсюда, то он обязан остаться на ночевку до 13-го зуль-хиджи и на следующий день бросить камешки в джамараты. А кто собирался покинуть Мину, но по независящим от него причинам (например, пробки на дорогах) не успел сделать этого до заката солнца, тот не обязан оставаться на ночевку 13-го числа зуль-хиджи.

Таваф аль-вадаъ

Покинув Мину, паломники направляются к Благословенной Мекке для того, чтобы совершить таваф округ Каабы.

Таваф аль-вадаъ (прощальный таваф) считается последним из ритуалов хаджа, который совершается после окончания всех обязательных обрядов. От тавафа аль-вадаъ освобождаются лишь женщины с месячными и послеродовыми выделениями.

Пророк (с.а.у.) сказал:"Пусть никто из вас не уезжает (из Мекки), пока не совершит последний обряд у Дома (Каабы)". (Аль-Бухари и Муслим)

Таваф аль-вадаъ является последним обязательным действием хаджа, возлагаемым на паломника непосредственно перед отправлением к себе на родину.

Советы паломнику:

1. Вы можете набрать Зам-зам в Мекке, но лучше сделать это перед самым отъездом в городе Медина, если программа вашего хаджа предполагает посещение этого священного города.

2. Не берите слишком много воды, потому что в самолете есть ограничения по грузу, перегружая воздушное судно, Вы подвергаете опасности себя и остальных людей. Поэтому рекомендуем покупать уже расфасованный подарочный вариант Зам-зама.

3. Сивак желательно покупать в герметичной упаковке, в ней он лучше сохраняет свои полезные свойства.

Знаете ли Вы, что Хадж является одним из видов джихада? Хадж мусульман в Мекку, не только является обязательным для верующих паломничеством, но и таит в себе опасность, так в прошлом году в возникшей во время хаджа давке в долине Мина погибли более 2 тысяч человек. Напомню, хадж должен совершить каждый мусульманин как минимум один раз в жизни!

© В посте использованы фотографии агентств Reuters, Associated Press и Getty Images.


Кстати, джихад понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру. И что удивительно, понятие военного джихада (вооруженной борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война». Многие мусульманские авторы, особенно современные, настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом.

С точки зрения ислама, хадж является одним из наилучших деяний для мусульманина. «Пророка Мухаммеда спросили: „Какое дело является наилучшим?“ Он ответил: „Вера в Аллаха и Его посланника“. Его спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Борьба на пути Аллаха“. Его снова спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Безупречный хадж“».

В этом году хадж начался 10 сентября и ожидается, что в этом году в хадже примут участие около 1,5 млн человек. Практически каждый год, происходят смертельные давки. Меры безопасности опять усилены. В радиусе двух километров от мечети Масджид аль-Харам, находящейся в Мекке и являющейся одной из главных святынь для мусульман, запрещено автомобильное движение. На пути паломников установлены пропускные пункты.

Кроме того, саудовские власти раздают паломникам специальные электронные браслеты, которые будут содержать их личную информацию. Они помогут опознать людей в случае, если они погибнут или будут ранены.

В прошлом году, из-за массовой давки погибло 2110 человек. Среди них было много граждан Ирана. Тегеран обвинил власти Саудовской Аравии в плохой организации хаджа. В свою очередь, Саудовская Аравия решила закрыть въезд гражданам Ирана для совершения хаджа в этом году....

На фото крупнейший в мире палаточный лагерь поломников.

Во время передвижения паломников между местами совершения ритуалов и во время них самих, особенно когда речь идёт о побивании камнями трёх джамратов, символизирующих шайтана, регулярно происходят несчастные случаи. При плотности толпы в 6-7 человек на квадратный метр люди не могут двигаться и вынуждены подчиняться её (толпы) движениям, им приходится бороться, чтобы иметь возможность дышать и не упасть. Результатом становится большое количество погибших и пострадавших в тех случаях, когда происходит давка.

Вот некоторые из подобных инцидентов:

2 июля 1990 года в давке, которая произошла в пешеходном тоннеле, ведущем от Мекки к долине Мина нашли свою смерть 1426 пилигримов, многие из жертв были малайцами, индонезийцами и пакистанцами.
23 мая 1994 в давке при побивании дьявола камнями погибли не менее 270 паломников
9 апреля 1998 не менее 118 погибли и 180 получили ранения на мосту Джамрат.

5 марта 2001 35 человек погибло во время ритуала побивания шайтана камнями.
11 февраля 2003 14 паломников погибли во время упомянутого выше ритуала.
1 февраля 2004 251 человек погиб и ещё 244 были ранены в давке в долине Мина во время побивания шайтана.

12 января 2006 во время побивания дьявола камнями в последний день хаджа в долине Мина снова произошла давка с человеческими жертвами. В результате неё 346 паломников погибли и не менее 289 получили ранения. Инцидент произошёл из-за одновременного прибытия к мосту большой массы людей. В этот момент ритуал совершали около 2 миллионов человек одновременно. 24 сентября 2015 в Мекке произошла давка с многотысячными жертвами. Точное их количество саудовские официальные власти и различные СМИ называли разное. Сообщалось о более чем 2100 человек.

Случались и пожары. Так в декабре 1975 года начавшийся после взрыва газового баллона в палаточном лагере пожар унёс жизни 200 паломников. 15 апреля 1997 343 человека погибли и 1,500 пострадали во время пожара в Мекке. После этого палатки стали делать из негорючих материалов.

Случались даже протесты и насилие. 31 июля 1987 в столкновении между иранским паломниками, устроившими демонстрацию, и саудовским силами безопасности погибли более 400 паломников, а ранения получили тысячи. 9 июля 1989 взорвались две бомбы, убив одного паломника и ранив 16 других. Саудовские власти казнили 16 кувейтских шиитов, хотя изначально подозревали в совершении взрывов иранских агентов.

Некоторое количество людей из числа миллионов паломников, приезжающих к святым местам Саудовской Аравии каждый год, умирает во время хаджа от естественных причин, заболеваний, усугубленных жарой и истощением, а также от несчастных случаев...

Число паломников из России нынче увеличится вдвое

1 - 4 сентября мусульмане совершат хадж в Мекку. Посетить святые места должен хотя бы раз в жизни каждый приверженец ислама. Тот, кто прошел этот путь, получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.

К хаджу допускаются совершеннолетние, психически здоровые мусульмане, не находящиеся под уголовным преследованием. Женщины до 45 лет могут совершить хадж только в сопровождении мужчины из числа ближайших родственников и не моложе 25 лет. Те, кто не в состоянии пройти трудный путь, могут отправить за себя другого человека, оплатив ему все расходы.

Совершая хадж, верующие демонстрируют преданность Аллаху и рассказывают о необыкновенном просветлении и подъеме сил после паломничества.

Больше на семь тысяч

Святые места посетят 23,5 тысячи мусульман из России. В 2016 году из-за реконструкции в местах хаджа паломничество совершили 16 тысяч человек. Всего же до Мекки добрались 1,8 миллиона верующих. Это наименьший показатель за последние 10 лет.

Не лезть в долги

Стоимость совершения хаджа начинается от 120 тысяч рублей. Путевка включает авиаперелет, автобусный трансфер и услуги гида. Питание и проживание в гостинице в сумму не входят. Более дорогие программы (590 тысяч рублей) в качестве бонуса предоставляют возможность совершать намаз в Мекке, не выходя из гостиницы.

По законам ислама деньги на хадж верующий должен скопить сам, не влезая в долги. Семейные обязаны финансово обеспечить домочадцев на время своего отсутствия.

Опасный ход

В радиусе двух километров от мечети Масджид аль-Харам в Мекке запрещено автомобильное движение. На пути паломников установят пропускные пункты. Всем раздадут электронные браслеты, которые помогут опознать людей в случае смерти или ранения. Такое случается. Каждый год во время хаджа люди умирают от жары и истощения. В дни хаджа-2017 ожидается до +50.

  • 1987 г.: в столкновении между иранскими паломниками и саудовским силами безопасности погибли более 400 человек, тысячи получили ранения.
  • 1989 г.: взорвались две бомбы, убив одного и ранив 16 человек.
  • 1990 г.: в давке в пешеходном тоннеле, ведущем от Мекки к долине Мина, нашли свою смерть 1426 паломников.
  • 1994 г.: при побивании дьявола камнями погибли не менее 270 верующих.
  • 1997 г.: 343 человека погибли и 1,5 тысячи пострадали во время пожара в Мекке.
  • 1998 г.: не менее 118 человек погибли и 180 получили ранения в давке на мосту Джамрат.
  • 2001 г.: 35 человек погибло во время побивания шайтана камнями.
  • 2004 г.: 251 человек погиб и 244 были ранены в давке в долине Мина при совершении того же ритуала.
  • 2006 г.: в аналогичной ситуации 346 паломников погибли, не менее 289 были ранены.
  • 2015 г.: в давке в долине Мина погибли более 2 тысяч человек.


Люди